Межкультурное и межэтническое сотрудничество – ключевой маршрут к миру и согласию. Межнациональное сотрудничество

Социальные отношения.

Социальная структура.

Это строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп. К основным типам социальных групп относятся классы, касты, сословия Эти группы имеют различное положение в обществе, имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж. В этом и состоит социальное неравенство. Формирование общественных классов в их современном понимании связывают со становлением индустриального общества. Истоки классовых различий и неравенства находятся в экономической сфере жизни общества. Например, крестьяне, рабочие, служащие, владельцы фирм и компаний, фермеры, предприниматели имеют неодинаковые возможности для получения доходов и приобретения товаров.

2. Социальные отношения – это определенные устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп. Они возникают независимо от воли и сознания людей в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Они могут принимать характер сотрудничества или социального конфликта.

Социальные группы.

Это любая совокупность людей, имеющая какой-либо общий социально значимый признак (пол, возраст, национальность, профессия, доход, образование, власть и др.)

По своей величине, численности, по характеру взаимоотношений между членами социальные группы подразделяются на большие и малые.

К социальным группам относятся:

· семья, школьный класс, компания сверстников;

· рабочие, крестьяне, интеллигенция;

· дети, молодежь, ветераны;

· городские и сельские жители.

4. Социальный статус – это положение, которое занимает человек с социальной структуре общества.

Одни статусы (пол, возраст, национальность) не зависят от личных качеств человека, даны от рождения – предписанные (или прирожденные)

Другие требуют собственных усилий личности – получение образования, овладение профессией, создание семьи. Это достигаемый (приобретаемый) статус.

Социальные роли.



Социальный статус человека дает ему определенные права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение. Ожидаемое поведение от человека данного социального статуса называется социальной ролью.

Социальный конфликт и пути его разрешения.

Социальным конфликтом называют столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития. Участниками социального конфликта могут быть индивиды, социальные группы, различные организации и объединения. Все социальные конфликты проходят три стадии:

· предконфликтную (накапливаются противоречия)

· конфликтную (столкновение сторон)

· послеконфликтную (принимаются меры для окончательного устранения противоречий)

Различают следующие виды поведения участников социального конфликта: подавление противника, достижение соглашения, отказ от своих требований.

Лучший способ предупреждения и разрешения социального конфликта – компромисс (соглашение путем взаимных уступок без ущерба коренных интересов сторон).

Последствия конфликтов приводят к отрицательным и положительным результатам.

Отрицательные последствия усиливают ожесточение, ведут к разрушению и кровопролитию, к нарушению общественного порядка.

Положительные последствия приводят к разрешению проблем, усиливают групповую сплоченность, ведут к заключению союзов с другими группами, приводят к пониманию интересов группы.

Семья.

Семья – социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семья выполняет ряд функций, связанных с потребностями личности и общества:

· репродуктивную (биологическое продолжение рода);

· воспитательную (подготовка молодого поколения к жизни в обществе);

· хозяйственно-экономическую (ведение домашнего хозяйства и опека нетрудоспособных членов семьи);

· духовно-эмоциональную (развитие личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений);

· досуговую (организация нормального досуга);

· сексуальную (удовлетворение сексуальных потребностей).

Правовые основы брака и семьи.

Семейное право.

Совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей, образуют одну из отраслей частного права – семейное право.

Основным источником семейного права является

Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ).

Цели семейного законодательства.

Согласно статье 1 СК РФ, основными целями семейного законодательства являются: укрепление семьи; построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи; ответственность перед семьей всех ее членов.

4). Основные принципы правового регулирования (СК):

1. Добровольность брачного союза.

2. Равенство прав супругов в семье.

3. Разрешение вопросов по взаимному согласию.

4. Приоритет семейного воспитания.

5. Обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Для заключения брака необходимо взаимное согласие вступающих в брак и достижение брачного возраста (18 лет – это возраст гражданского совершеннолетия).

5). Препятствия для вступления в брак:

1. Не расторгнутый брак.

2. Близкие родственники по прямой линии (отец, дочь, внучка) и между родными братьями и сестрами.

3. Недееспособность лица признанного судом (психическое расстройство или опасность передачи опасного заболевания).

4. Между усыновителем и усыновленным (до тех пор, пока существует усыновление)

6). Личные права супругов:

· право на свободный выбор рода занятий, профессии,

· места пребывания и жительства.

· выбор фамилии;

· в равной мере обладают правами и несут обязанности в отношении своих детей

7). Юридическая свобода супругов небезгранична. Они обязаны:

· строить взаимоотношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи;

· заботится о благополучии и укреплении семьи;

· заботится о благосостоянии и развитии своих детей: воспитывать, обеспечить образование (основное общее образование), защищать их права и интересы.

Супружеская собственность.

Имущество супругов подразделяется на общее (нажитое во время брака) и личное (приобретенное до брака, или полученное в дар, по наследству во время брака).

Личное имущество является частной собственностью каждого и при разделе собственности между супругами не учитывается.

Общее имущество признается законом совместной собственностью и именуется законным режимом их имущества . На такое имущество каждый из супругов имеет право на все имущество, пользуется равными правами. С прекращением брака делится поровну. Только суд может отступить от принципа равенства.

По обоюдному согласию супруги могут осуществлять сделки по распоряжению имуществом (продавать, дарить). На движимое имущество достаточно устного согласия , а на недвижимое имущество необходимо письменное согласие , заверенное нотариусом.

9). Личные права ребенка.

1. Право на имя и гражданство.

2. Право жить и воспитываться в семье.

3. Право на общение с родителями и др. родственниками.

4. На выражение своего мнения при решении вопроса, затрагивающие его интересы (правовое значение с 10-ти лет)

5. Право на защиту. До 14 лет в органы опеки и попечительства, а с 14-летнего возраста в суд.

6. Право на содержание.

7. Право на заработанные им средства. Может распоряжаться самостоятельно.

Обязанность детей.

Дети обязаны заботиться о своих родителях, оказывать им помощь и поддержку.

До совершеннолетия эта обязанность имеет моральный характер, а по достижении ими 18 лет приобретает юридическую силу

Этнос.

ЭТНОС - исторически сложившаяся этническая общность - племя, народность, нация.

Нация.

1. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.

2. В некоторых сочетаниях: страна, государство (сообщество граждан государства). Высшая форма этноса.

Межнациональное сотрудничество.

Межнациональные отношения могут быть непосредственными (контакты людей разных национальностей в процессе труда, быта, образования, досуга, культурной и семейной жизни) и опосредованными (обмен материальными и культурными ценностями, информацией, отношения между государствами). В современном мире наблюдаются две взаимосвязанные тенденции:

· одна проявляется в экономическом, культурном и политическом сближении наций, разрушении национальных перегородок;

· другая – в стремлении ряда народов обрести национальную самостоятельность, защитить национальную культуру от натиска массовой культуры.

Основу межнационального сотрудничества составляют принципы равноправия, взаимной помощи и уважения национального достоинства народов, их интересов и традиций. Несоблюдение этих принципов приводит к межнациональным конфликтам , преодоление которых является трудной задачей. В современном мире существуют несколько путей ее разрешения: переговоры, взаимные уступки сторон, посредничество третьей стороны или ООН. Все они предполагают взаимное признание общезначимых и национальных ценностей, требований международных правовых документов. Руководством для этих действий служат положения Всеобщей декларации прав человека о ценности каждой личности.

Социальная политика.

Социальная политика – деятельность государства и политических партий, объединений, движений в социальной сфере общественной жизни. Эта деятельность направлена на осуществление социальных программ, обеспечивающих поддержку уровня жизни, материального благополучия населения, обеспечение занятости. Целью социальной политики является достижение благосостояния в обществе, гармонизация общественных отношений, политической стабильности и гражданского согласия.

Выделяют социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений. Также различают культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и молодежную социальную политику.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО - совместная военная деятельность двух или более государств, других субъектов мировой политики и их вооруженных сил.

Международное военное сотрудничество раз-вёр-ты-ва-ет-ся в по-ли-тической, эко-но-мической, тех-нической, на-уч-ной, опе-ра-тив-но-стра-те-гической, кад-ро-вой и др. об-лас-тях. Оно мо-жет осу-ще-ст-в-лять-ся в ви-де од-но-сто-рон-ней по-мо-щи, ока-зы-вае-мой стра-не-ре-ци-пи-ен-ту на без-воз-мезд-ной ос-но-ве, или на па-ри-тет-ных взаи-мо-вы-год-ных ус-ло-ви-ях. В по-след-нем слу-чае взаи-мо-дей-ст-вую-щие сто-ро-ны, ори-ен-ти-ру-ясь на дос-ти-же-ние об-щих во-енно-по-ли-тических це-лей, ис-хо-дят из не-об-хо-ди-мо-сти сба-лан-си-ро-ван-но-го ре-ше-ния за-дач по во-енному обес-пе-че-нию национальных ин-те-ре-сов, ук-ре-п-ле-нию сво-их по-зи-ций в ми-ро-вом со-об-ще-ст-ве. При этом ор-га-ни-за-ция их взаи-мо-дей-ст-вия мо-жет осу-ще-ст-в-лять-ся в за-вое-ва-тель-ных, обо-ро-ни-тель-ных, ос-во-бо-ди-тель-ных, ми-ро-творческих, ка-ра-тель-ных це-лях.

Ор-га-ни-за-ци-он-но-пра-во-вое оформ-ле-ние и рег-ла-мен-та-ция международного военного сотрудничества реа-ли-зу-ют-ся в дву- и мно-го-сто-рон-них до-го-во-рах и со-гла-ше-ни-ях, соз-да-вае-мых на их ос-но-ве ре-гио-наль-ных и ме-ж-ду-народных, во-ен-ных, во-енно-по-ли-тических, во-енно-эко-но-мических струк-ту-рах. Международное военное сотрудничество осу-ще-ст-в-ля-ет-ся в различных фор-мах, оно, в ча-ст-но-сти, вклю-ча-ет: вы-ра-бот-ку об-щих взгля-дов на во-енное строи-тель-ст-во и осу-ще-ст-в-ле-ние во-енной по-ли-ти-ки, со-гла-со-ва-ние во-ен-ных док-трин го-су-дарств; об-мен во-енной ин-фор-ма-ци-ей; со-вме-ст-ные во-ен-ные (бое-вые) дей-ст-вия; ко-ор-ди-на-цию во-енно-по-ли-тической дея-тель-но-сти; со-вме-ст-ные опе-ра-тив-но-стра-те-гические, опе-ра-тив-но-так-тические, так-тические и ко-манд-но-штаб-ные уче-ния; во-енно-тех-ническое со-труд-ни-че-ст-во, тор-гов-лю ору-жи-ем и по-став-ки во-енной тех-ни-ки и воо-ру-же-ния; об-мен опы-том бое-вой под-го-тов-ки; вза-им-ную по-мощь в под-го-тов-ке во-енных кад-ров; со-вме-ст-ные на-учно-ис-сле-до-вательские и опыт-но-кон-ст-рук-тор-ские ра-бо-ты; об-мен на-учно-тех-нической ин-фор-ма-ци-ей и др.

В те-че-ние ты-ся-че-ле-тий отдельные эле-мен-ты и фор-мы международного военного сотрудничества слу-жи-ли как за-хват-ническим це-лям, так и обес-пе-че-нию ми-ра и безо-пас-но-сти отдельных го-су-дарств или ре-гио-нов. Но толь-ко по-яв-ле-ние международного военного сотрудничества в рам-ках в хо-де по-ка-за-ло воз-мож-ность объ-е-ди-не-ния го-су-дарств для до-сти-же-ния об-ще-че-ло-ве-че-ских ин-те-ре-сов. Соз-да-ние долж-но бы-ло спо-соб-ст-во-вать рас-ши-ре-нию и уг-луб-ле-нию международного военного сотрудничества.

Од-на-ко по-сле-во-енное про-ти-во-стоя-ние двух со-ци-аль-но-по-ли-тических сис-тем (смотрите и ), вы-лив-шее-ся в «хо-лод-ную вой-ну», в зна-чительной сте-пе-ни оп-ре-де-ля-ло со-стоя-ние международного военного сотрудничества. Соз-да-ние и раз-ви-тие во второй половине XX века ядер-но-го и др. ви-дов ору-жия мас-со-во-го по-ра-же-ния, по-сте-пен-ное осоз-на-ние че-ло-ве-че-ст-вом воз-мож-но-сти ги-бе-ли всей ци-ви-ли-за-ции в ми-ро-вой вой-не вы-зва-ли ка-че-ст-вен-ные из-ме-не-ния в на-прав-лен-но-сти международного военного сотрудничества. Оно ста-ло всё боль-ше ис-поль-зо-вать-ся го-су-дар-ст-ва-ми и на-ро-да-ми не толь-ко для ук-ре-п-ле-ния национальной и ре-гио-наль-ной, но и все-об-щей безо-пас-но-сти, не-до-пу-ще-ния воо-руженных кон-флик-тов, ло-каль-ных войн и их эс-ка-ла-ции в ми-ро-вую вой-ну.

В Российской Фе-де-ра-ции международное военное сотрудничество яв-ля-ет-ся ис-клю-чи-тель-но пре-ро-га-ти-вой го-су-дар-ст-ва и раз-ви-тие взаи-мо-вы-год-но-го со-труд-ни-че-ст-ва с за-ру-беж-ны-ми го-су-дар-ст-ва-ми в во-енной об-лас-ти от-но-сит-ся к чис-лу основных на-прав-ле-ний обес-пе-че-ния во-енной безо-пас-но-сти. Для под-дер-жа-ния ме-ж-ду-народного ми-ра и безо-пас-но-сти, пре-дот-вра-ще-ния войн и воо-руженных кон-флик-тов Российская Фе-де-ра-ция го-то-ва со-труд-ни-чать со все-ми го-су-дар-ст-ва-ми, чья по-ли-ти-ка не на-но-сит ущер-ба её ин-те-ре-сам и не про-ти-во-ре-чит Ус-та-ву ООН.

В данной главе автор рассматривает основные направления международного культурного сотрудничества России с зарубежными странами с точки зрения современной ситуации. Общемировые процессы неуклонно влияют на развития культуры России, активное участие ее в развитии мировой культуры позволяет «сгладить» переходы, выработать концепции всемирного развития, что позволит России достичь высшей степени развития культуры, сохраняя при этом ее уникальность.

Необходимо выявить, по средствам каких инструментов достигается международное культурное сотрудничество, каковы его результаты на сегодняшний и день, а так же каким образом оно влияет на развитие культуры в отдельном регионе нашей страны.

Понятие международного культурного сотрудничества. Международные организации

В данном параграфе автор рассмотрит основные понятия по заявленной теме с целью проведения качественного анализа по результатам исследования. Автор так же рассмотрит систему международных организаций и место России среди них.

Международные отношения -- это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого, центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы. Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне - глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем - различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные.

Все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества.

Международная или мировая политика является ядром международных отношений. Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.

В современной мировой политике действует огромное количество различных участников. Но до сих пор преобладающим остаётся взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств.

Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Всё более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации. Они обычно разделяются на межгосударственные или межправительственные и неправительственные организации.

Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определённой согласованной компетенцией и постоянными органами.

Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растёт. Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют определённые особенности и специфику. В качестве примера различных международных организаций можно привести:

региональные организации, такие как:

· Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.;

· организации экономического характера, охватывающие сферу финансов, торговли и так далее, например: Международная Торговая Палата (МТП), Международный Валютный Фонд (МВФ), МБРР;

· организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства, например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т. д.;

· политико-экономические организации, например: Организация Африканского Единства (ОАЕ);

· профессиональные организации: Международная Организация Журналистов (МОЖ); Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);

· демографические организации: Международная Демократическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ);

· организации в области культуры и спорта: Международный олимпийский комитет (МОК), Организация Объединённых Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО);

· военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АН-ЗЮС);

· профсоюзные организации: Международная конфедерация свободных профсоюзов (МКСП), Всемирная конфедерация труда (ВКТ);

· различные организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагуошское движение учёных, Международный Институт Мира;

· религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная Конференция (ХМК);

· Международный Красный Крест (МКК) -- организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий;

· экологические организации: Гринпис и др.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) была создана 16 ноября 1945 г. и ее Штаб-квартира располагается в Париже, Франция. Организация располагает 67 бюро и подразделениями, расположенными в различных частях мира.

Устав ЮНЕСКО был принят на Лондонской конференции в ноябре 1945 г. и он вступил в силу 4 ноября 1946 г. после сдачи на хранение актов о его принятии 20 подписавшими его государствами. В настоящее время членами Организации являются 188 государств.

Основная цель ЮНЕСКО заключается в том, чтобы содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии.

Сотрудничество России с ЮНЕСКО охватывает самые широкие сферы.

21 апреля 1954 года СССР вступил в ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры). С декабря 1991 года Россия заняла место СССР в ЮНЕСКО как «государство-правопреемник».

Становление ЮНЕСКО проходило при активном участии СССР, хотя его формальное вступление в организацию состоялось лишь в 1954 году, когда Россия стала ее официальным членом. Штаб-квартира ЮНЕСКО располагается во Франции в Париже. В состав организации входит порядка 67 бюро и подразделений, которые располагаются во всех частях мира. В состав ЮНЕСКО официально входит 192 государства.

Основным органом, обеспечивающим участие государства в деятельности ЮНЕСКО, является Национальная комиссия. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО была создана 21 августа 1992 года. В ее состав входят руководители министерств и ведомств, представители регионов, неправительственных организаций, видные российские ученые, деятели культуры и искусства - всего около 70 человек. Комиссия определяет базовые направления участия России в ЮНЕСКО. В сфере ее внимания и деятельности находятся все основные города и регионы России.

С момента вступления России в члены организации, Москва является неизменным членом Исполнительного совета ЮНЕСКО. Российские дипломаты входят в состав всех ключевых рабочих органов организации. Без участия наших представителей не обходится принятие практически ни одного важного решения. В 1993 году в Москве был подписан Меморандум о взаимодействии России с ЮНЕСКО, а годом позже в Москве открылось ее представительство.

Сотрудничество России с ЮНЕСКО охватывает самые широкие сферы - это совместная работа по защите российских памятников культурного наследия, работы в области информационных технологий, создание институтов соответствующего направления и многое другое.

ЮНЕСКО оказывает содействие российской стороне в реформе образования, законодательной деятельности, в области охраны культурного и природного наследия, в адаптации науки, образования и культуры к условиям рыночной экономики. В России осуществляются 13 культурных проектов ЮНЕСКО, что для нашей страны является крайне выгодным, как в финансовом, так и в культурном плане.

1. Международные отношения являются неотъемлемой частью развития как страны в целом, так и культуры в частности.

2. История отношений России с ЮНЕСКО подтверждает эффективность и перспективность сотрудничества с этой международной организацией, пользующейся большим авторитетом и уважением в нашей стране.

3. Членство в ЮНЕСКО позволяет России принимать непосредственное участие в развитии мировой культуры, а так же применять опыт мирового развития и по средствам мультипликации внедрять в его в нашей стране.

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы межкультурного и межэтнического сотрудничества как ключевого маршрута к согласию; описываются используемые в творческой мастерской для студентов интенсивные возможности межкультурной ментальности, развития толерантности и формирования модели культурного компромисса.

Ключевые слова: национальная безопасность, межэтническое сознание, межкультурная компетентность, модель культурного компромисса, толерантность, полиэтническая образовательная среда.

Panfilova A.P. (Russia, St. Petersburg) Cross-cultural and interethnic cooperation is a key route to peace and harmony Abstract.

This article examines the problems of cross-cultural and interethnic cooperation as a key route to agreement; describes the intensive opportunities for the development of tolerance and the formation of cross-cultural mentality and cultural compromise model used in the creative workshop for students. Keywords: national security, interethnic consciousness, crosscultural competence, cultural compromise model, tolerance, multiethnic educational environment.

Постановка проблемы.

Решение национального вопроса и обеспечение тем самым национальной безопасности во всех странах и во все времена было одним из основных приоритетов государства. Современные политологи среди разных подходов в реализации этой проблемы выделяют тот, при котором ведётся трудоёмкая, кропотливая работа по поиску культурного компромисса, расширению сфер согласия и доверия между народами. Постоянное внимание развитию взаимного понимания, терпимости, бережного отношения к духовным и культурным ценностям людей разных национальностей составляет глубинную суть российского общества, позитивно отражается на менталитете большинства представителей нашего народа, формирует общие для всех этносов идеалы и ценности.

Стабильность в стране, гражданский мир и межэтническое согласие являются результатом интернационального и толерантного воспитания молодёжи. Именно эту задачу рассмотрим в данной статье подробнее. События, происходящие в последнее время в странах Европы, Азии и Африки, в США, показали, что даже в самых благополучных государствах, как правило, не всегда удаётся избежать конфликтов, инцидентов и противоречий на национальной почве.

Однако известно, что межнациональное согласие стабильнее и крепче в том государстве, где создана правовая база, которая на деле гарантирует права и свободы представителям всех этносов, и где ментальность народа позволяет комфортно взаимодействовать и совместно работать с представителями разных национальностей и достигать при этом межэтнического согласия.

В условиях рыночной глобализации экономики у компаний и организаций, а следовательно, и у деловых партнёров возникает объективная необходимость устанавливать и поддерживать многообразные межэтнические контакты с деловыми людьми разных стран, представляющих собой другое языковое и культурное пространство.

В последние десятилетия в Россию приезжают люди со всего мира: одни в поисках работы или учебных центров, другие для заключения договоров и контрактов о сотрудничестве, третьи для инвестиций и создания совместных предприятий, четвёртые в качестве туристов для знакомства со страной и её народом. Известно также, что в большинстве российских городов и поселений помимо собственного многообразия народностей проживает огромное количество людей из бывших социалистических стран.

Те, у кого уже есть высшее образование, работают врачами, учителями, юристами, журналистами, продавцами, медсёстрами, а также занимают руководящие и управленческие должности, имеют собственные предприятия и компании.

В то же время замечено, как показывает практика, что в связи с увеличением многонационального состава Российской Федерации, расширения межкультурных и межэтнических контактов всё ещё остро стоит проблема нетерпимости, напряжённости, конфликтов между представителями различных национальностей, особенно среди молодёжи, о чём регулярно свидетельствуют средства массовой информации. Представляется, что к этнической напряжённости, проявлению национализма и ксенофобии приводит то, что культурная адаптация для многих приезжих проходит порой достаточно сложно.

Анализ ситуации позволяет предполагать, что межэтнические отношения нередко осложняются тем, что конфликтуют и испытывают разнообразные трудности люди, не просто имеющие различные культурные традиции и менталитет, принадлежащие к православию или исламу, другим религиям и вероисповеданиям, но и относящиеся к разным традиционным, а также к новым самоуправляемым общинам, например культурно-этническим, экономическим, территориальным или социальным.

Трудности адаптации молодёжи связаны также с тем, что в деловой России в последнее время появляется всё больше совместных предприятий разных направлений, открываются филиалы (отделения) по сбыту, переводятся инвестиции из разных европейских и восточных стран, что также приводит к необходимости постоянного приезда деловых партнёров и специалистов, к обязательному соприкосновению разных культур, других языковых и культурных пространств.

Для различных уровней компаний и организаций это означает, что уже сегодня, а также в будущем им, возможно, придётся иметь в подчинении коллег, а также руководителей, которые прошли социализацию в ином культурном пространстве. Межкультурная компетенция в разных областях деятельности сегодня причисляется к главным условиям экономического выживания. Она предполагает толерантность по отношению друг к другу молодых людей, будущих специалистов, к другой культуре и иному образу жизни.

Проблемы формирования поликультурных городских и сельских социальных общностей, гражданского общества требуют межкультурного и межэтнического сотрудничества, являющегося для участников делового взаимодействия ключевыми маршрутами и важными стратегиями формирования мирного сосуществования. Из сказанного очевидно, что наши соотечественники, особенно представители молодёжи, нуждаются в развитии межкультурной и этнокультурной компетентности, в развитии межкультурного сотрудничества и умения жить в интернациональной среде, при этом принимать во внимание влияние разных культур на поведение людей, которые «живут в этой культуре».

В то же время практика свидетельствует, что для достижения согласия и мирного сосуществования в профессиональной деятельности необходимо постоянно развивать и обучать не только персонал организаций, но и тех, кто сегодня получает специальное образование, то есть студентов вузов, а также учащихся образовательных учреждений. Важно также, чтобы эти проблемы анализировались в системе воспитательной работы общественных организаций и в семьях. Интернационализация организаций выдвигает особые требования к этнокультурной компетентности молодых специалистов, поддерживающих интернациональное сотрудничество в силу тех целей и задач, которые стоят перед ними.

Этнокультурная компетентность - это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической общности и культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию . Как известно, культура культуре рознь, и в соответствии с этим вряд ли можно обобщённо говорить о межкультурной компетенции людей или о специальных технологиях, цель которых - приобретение этой компетенции.

Специалисты в теории управления под компетенцией понимают поведенческий индикатор, характеризующий то, что человек реально делает для достижения результата, а не то, что мог бы сделать или умеет делать в принципе, а также то, как он это делает.

Так, например, индикатором поведенческих межкультурных компетенций молодых людей, способных контролировать и управлять процессом межличностных отношений с представителями других культур, на наш взгляд, могут стать следующие их способности: - легко устанавливать контакт с людьми других культур и использовать навыки межличностного общения для достижения поставленных целей; - проявлять эмпатию (в-чувствование в других) и сопереживание; - демонстрировать уважение и интерес к чужой культуре;

решать проблемы, учитывая совместные интересы; - ориентироваться на достижение результатов, значимых для представителей других культур; - проявлять самоконтроль и усваивать компромиссные образцы поведения; - проявлять толерантность к национальным особенностям людей, знать иностранный язык; - следовать модели культурного компромисса . Модель культурного компромисса предполагает, на наш взгляд, согласование разнообразных коммуникативных (публичного, делового, научного) стилей общения, культурную идентичность сообщества и особенностей поведения людей в той стране, в которой происходит межличностное взаимодействие. Это позволяет избежать явных конфликтов.

Однако доказано, что проведение совместных мероприятий, которые лежат вне контура компромисса, на практике вызывают определённые трудности, ведущая из которых - не только слабая межкультурная компетентность, но и неразвитый у молодёжи навык осуществления эффективного сотрудничества с представителями другой культуры. Происходящие в мире усложнения процессов взаимодействия представителей различных культур предполагают развитие, прежде всего, толерантности как системообразующей ценности социального бытия.

Важным становится рассмотрение сущности толерантности, направленной на сохранение «своего» при принятии «иного», и вытекающая из этого проблема границ толерантности . В то же время современная практика деятельности свидетельствует, что молодому человеку сегодня не обойтись и без такой важной компетентности, как сотрудничество с представителями других культур и народностей. Нам представляется, что показателями оценок, по которым можно судить о наличии такой компетентности, например, могут быть: - приветливый и предупредительный стиль общения; - подчёркивание общей цели и интересов, умение пойти на компромисс; - поддерживание зрительного контакта с деловыми партнёрами с учётом их национальных особенностей; - владение «языком тела», характерным для той или иной культуры, организацией пространства взаимодействия; - знание национальных особенностей и этических правил поведения в сфере межличностных и межгрупповых отношений; - понимание концептуальных основ ценностей представителей других культур и их и др.

Благоприятным условием для обучения межкультурной и этнокультурной компетенции молодёжи являются познавательная подвижность, гибкость в межличностных действиях, отсутствие этноцентристской и установочной моделей мышления, открытость к культуре страны, с представителем которой осуществляется взаимодействие, к их непривычному образу мышления и способам поведения, эмпатия, а также способность и готовность к установлению социальных контактов с мигрантами, руководителями общин, представителями из зарубежных стран, обучающимися студентами или работающими в России, и другими представителями современного глобального социума.

В связи со сказанным для молодых людей, обучающихся межэтническому и межкультурному миру и согласию в РГПУ им. А.И. Герцена, нами была разработана и внедрена для участников творческой мастерской «Игротехнический менеджмент», 13-й год работающей на кафедре социального управления, интерактивная программа социализации молодёжи в полиэтнической образовательной среде, включающая следующие направления и формы их реализации:

1. Повышение уровня социальной активности молодёжи (информационные доклады и сообщения, письменные рефераты, аудиовизуальные презентации, видеопрограммы, игровое проектирование по созданию коммуникативных моделей культурного компромисса для профилактики этнических и межнациональных межличностных конфликтов, имитирующие другую культуру; проведение конкурсов проектов, конференций и мероприятий по развитию самоуправления).

2. Изменение уровня социальной адаптивности (использование интенсивных технологий группового взаимодействия: проведение образовательных веб-квестов, которые могут проводиться как в off-line, так и в on-line пространстве; квестов в музеях, внутри зданий, в парках, на местности (городское ориентирование - «бегущий город»); квесты на местности с поиском тайников (геокэшинг) и элементами ориентирования и краеведения; а также смешанные варианты. Тренинги и игры, ориентированные на совместное участие представителей разных национальностей, ролевые игры, в которых партнёрами и экспертами являются обученные люди из других стран, прошедшие социализацию в России, поэтому «они вжились» в разные культуры и могут продемонстрировать модель культурного компромисса .

Становится всё более распространённым для молодёжи использование в развивающих и обучающих целях деловых и креативных пространств города, где проводятся форсайты, стартапы, воркшопы, предполагающие интенсивный курс по этнокультурным проблемам; мастерские, где профессионалы делятся с молодыми своим мнением и опытом, а также инициируется процесс обмена мнениями с помощью вовлечения представителей разных национальностей в обсуждение проблематики.

В последнее время завоёвывают симпатию у молодёжи и антикафе (тайм-клуб, тайм-кафе) - новый тип общественных заведений социальной направленности, где организуется общение молодёжи разных национальностей, видов деятельности, культуры и вероисповедания).

Посетившие такие мероприятия студенты в творческой мастерской дискутируют и обмениваются своими впечатлениями. 3. Изменение уровня социальной автономности (проведение проблемных семинаров, деловых и имитационных игр, тренингов ассимиляции к культуре, для которых разрабатываются специальные программы в письменной или в компьютерной форме; анализ практических кейсов по взаимодействию молодых людей с представителями чуждых друг другу культур, которые адекватно можно комментировать, только зная нормы и стандарты поведения и на их основе грамотно его интерпретируя) .

4. Повышение уровня нравственности и обучение сотрудничеству (встречи и круглые столы с ветеранами ВОВ, узниками концлагерей, с блокадниками, с преподавателями и работниками образовательных учреждений, участвовавших в разнообразных военных событиях других стран). 5. Улучшение качества межэтнического взаимодействия (проведение игр и тренингов по кросс-культурной компетентности, толерантности, патриотических игровых конкурсов, праздников, метафорических игр).

Таким образом, описанный комплекс игровых технологий и интерактивных мероприятий для молодёжи предназначен для реализации разнообразных направлений, таких как: формирование межкультурной и межэтнической компетентности и обучения сотрудничеству; повышение индекса толерантности, социальной преемственности и позитивной этнической идентичности; развитие эмпатийных установок, формирование доброжелательных отношений; сравнение «Я-позиции» с этнокультурной нормой, рефлексия своих изменений в личностном развитии, свободный выбор в дальнейшем поведении; умение находить конструктивный выход из конфликтных ситуаций, достигая согласия и мира между представителями разных народностей и культур.

Список источников и литературы

1. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. - 2005. - №3. - С. 35-42. 2. Панфилова А.П. Оценка ключевых компетентностей менеджеров в условиях перемен. - В кн.: Менеджмент XXI века: стратегии, технологии, человеческие ресурсы. Сб. научных статей. - СПб: ООО «Книжный Дом», 2009, С. 32-37. 3. Морозов И.А. Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2011. - С. 49-52. 4. Панфилова А.П. Role-playing games in development of interpersonal communication skills of managers. International Conference on European Science and Technology. Materials of the VII international research and practice conference Vol. II, Munich, Germany. 2014. С. 88-92. 5. Панфилова А.П., Долматов А.В. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник для бакалавров / Под ред. А.П. Панфиловой. - М.: Изд-во «Юрайт», 2014. - 487 с. (С. 160-172; 220-267).

Панфилова А.П. (Россия, г. Санкт-Петербург)

Национальные отношения представляют собой отношения между народами (этносами), которые охватывают все стороны общественной жизни.

Понятие национальных отношений

Национальные отношения находят свое выражении е в общественных действиях, которые во многом зависят от индивидуальной мотивации и поведения субъектов общества.

Национальные отношения могут быть дружескими и взаимоуважительными, либо наоборот – враждебными и конфликтными.

Понятие этнических общностей

Этнические общности – это объединения людей, на основе общего исторического прошлого, которое провоцирует тождество в их мировоззрении, в культурных и духовных традициях.

Главной особенностью этнических общностей является их общий исторический регион проживания.

На сегодняшний день в мире насчитывается несколько тысяч этнических общностей, современная география их расселения самая разнообразная.

Межнациональные конфликты и межнациональное сотрудничество

Межнациональные конфликты – это разновидность социальных конфликтов, которые происходят между членами разных этнических общностей. Во многих научных трудах основой межнациональных конфликтов указываются разновидности политического, гражданского противоборства.

Межнациональные конфликты зачастую существуют в двух формах: в форме политической конкуренции и в форме вооруженных противостояний. Нередко формирование образа врага в лице другого народа происходит на исторической основе.

Межнациональное сотрудничество является взаимодействием между представителями разных этносов, которое находит отображение в экономических, политических и культурных общественных отношениях. Главным принципом межнационального сотрудничества является взаимопомощь, а также уважение к представителям других народов.

Культура межнациональных отношений

Культура межнациональных отношений представляет собой уровень взаимоотношений между людьми и этносами различных национальностей, в основе которого лежат нравственные принципы, правовые нормы, а также нормы взаимного доверия и уважения.

Низкий уровень культуры межнациональных отношений провоцирует возникновение межнациональных конфликтов, высокий способствует развитию межнационального сотрудничества.

Национальная политика

Национальная политика является составной частей деятельности любого государства, которая регулирует межнациональные отношения граждан в различных видах общественного взаимодействия.

Сущность национальной политики прямо зависит от общих векторов государственной политики. В основе национальной политики правовых демократических государств лежит принцип уважения к людям, принадлежащим к любым этническим общностям.