Че гевара годы жизни. В некоторых странах Латинской Америки после смерти Че, на полном серьезе считают его святым и называют San Ernesto de La Higuera

9 октября 1967 года, сержант боливийских рейнджеров Марио Теран застрелил Эрнесто Гевару Линча де ла Серна по прозвищу «Че» - аргентинца, врача по образованию, одного из лидеров революции на Кубе и руководителя партизанского движения в Латинской Америке и Африке. Он погиб - и стал легендой. На Кубе, в трущобах больших городов и в некоторых сельских районах континента ему поклоняются, как Богу. В верности его идеям клянутся Фидель Кастро, президенты Венесуэлы и Боливии Николас Мадуро и Эво Моралес, коммунисты и другие левые всего мира.

Ореол романтика с автоматом, борца на свободу трудящихся настолько силён, что даже вполне либерально настроенные люди часто относятся к Че с большим пиететом, даже любуются этой фигурой. Такой образ связан с советской и, шире, левой пропагандой : идеализируя Че как «великого борца с империализмом», советские издания тиражировали образ этакого простодушного, честного мечтателя, не шибко разбиравшегося в политике, но готового погибнуть, защищая интересы простого народа. Этот образ от действительности страшно далёк.

Че-политик

Превращение Че в выдающегося революционера началось со встречи в Мексике с молодым кубинским адвокатом Фиделем Кастро и его братом Раулем, которые были высланы с родины после организации вооружённого восстания против диктатуры Фульхенсио Батисты. Фидель готовил вооружённый десант на Кубу - вполне обычная история в Латинской Америке , где недовольные режимом устраивают рейды «герильерос» - повстанческих групп - со времён Франсиско Миранды (он впервые высадился с небольшим отрядом в Венесуэле в 1805 г., намереваясь свергнуть испанское владычество). Че устраивается в отряд братьев Кастро врачом.

Фидель Кастро (слева) и Че Гевара, фото 1959 г.

Кубинская революция уникальна. В отличие от русской , китайской или, скажем, камбоджийской, она с самого начала была основана на лжи. Ленин , Мао Цзэдун и Пол Пот открыто призывали народы изничтожить «эксплуататоров» и выбросить «гнилую демократию» на свалку истории. Фидель и его товарищи, партизаня в горах Сьерра-Маэстра, без устали призывали к свержению диктатуры и восстановлению демократии. В 1957 г. Ф. Кастро, давая в Сьерра-Маэстре интервью журналисту Герберту Мэтьюсу из New York Times, заявил: «Власть меня не интересует. После победы я вернусь в свою деревню и займусь адвокатской практикой». Этой позиции он придерживался вплоть до захвата власти в январе 1959 г. Фидель и его соратники НИКОГДА и НИЧЕГО не говорили ни о социализме, ни о коммунизме. Свободные и честные выборы - такова была единственная их программа.

В штабе Сьерра-Маэстра. Фидель Кастро (в центре) справа от него в очках Хулио Камачо Агилера

При этом Че и младший из братьев Кастро, Рауль, уже были коммунистами, а сам Фидель находился под сильнейшим обаянием личности аргентинца. Мозговым центром движения «барбудос» был именно Че, поэтому, говоря о том, что делал Фидель вплоть до 1964 года, надо иметь в виду, что за ним всегда маячила тень смазливого аргентинского врача-недоучки.

Слева направо: Вилма Эспин, Фидель Кастро, Рауль Кастро, Селия Санчез, фото 1959 г.

А Фидель был последователен. Он не собирался восстанавливать демократию, проводить выборы и становиться сельским адвокатом - он вкусил абсолютной власти и отказываться от неё вовсе не хотел. А для того, чтобы объяснить народу подобный политический пируэт, необходим был враг - страшный и жестокий. США, которые в Латинской Америке традиционно недолюбливают, стали идеальным кандидатом на эту роль.

Фидель Кастро и американский вице-президент Ричард Никсон в ходе пресс-конференции в Вашингтоне. 15 апреля 1959 г.

Фидель и Че показали себя гениальными пиарщиками. Их «Движение 26 июля» играло не самую серьёзную роль в антидиктаторской борьбе: «городская герилья», развязанная «Революционным студенческим директоратом», вынесла основную тяжесть борьбы, атакуя войска и полицию на улицах Гаваны и Сантьяго, посылая партизанские отряды в горы Эскамбрая и леса Пинар-дель-Рио. Они, далёкие от марксизма, и понесли наибольшие потери: 80% погибших повстанцев были членами РСД (погиб и их лидер Хосе Антонио Эчеверрия), а на долю «Движения 26 июля» пришлось менее 20% жертв. Именно восстания в городах и серия всеобщих забастовок сокрушили диктатуру, а не действия малочисленных «барбудос» Сьерра-Маэстры - они были прежде всего пиар-составляющей антидиктаторской борьбы. Лишь в конце войны обескровленный и потерявший в боях своих лидеров директорат формально признал главенство братьев Кастро в революционном движении. А Фидель и Че принимали одну за другой делегации журналистов на своих партизанских базах, рассказывая им о своей любви к демократии и свободе. И именно они стали символами и героями революции. 8 января 1959 г. герильерос во главе с Че Геварой вступают в Гавану. Революция победила.

Торжественный въезд в Гавану Фиделя Кастро и Че Гевары, январь 1959 г.

Фидель в деревню не едет - он становится главой Повстанческой армии, а временным (до выборов) президентом становится Мануэль Уррутия, в прошлом следователь, мужественно выступивший в 1956 г. в защиту «барбудос», премьер-министром - известный демократ Миро Кардона. Однако настоящая власть - в руках Фиделя и Че: за полгода, прошедшие после революции, они в гаванской тюрьме Кабана и в Санта-Кларе без суда и следствия расстреливают около 600 батистовцев - в роли самозваного судьи и прокурора выступает Че Гевара.

Президент Кубы Мануэль Уррутия (в центре), фото 1959 г.

Революция начинает пожирать своих детей. 15 февраля 1959 г. уходит в отставку премьер-министр Миро Кардона. Его сменяет Ф. Кастро. В июне того же года он отменяет запланированные ранее свободные выборы, которые должны были быть проведены в течение восемнадцати месяцев. Объяснение Фиделя звучит просто: «Выборы! Зачем они нужны?». Законы №53 и №54 ограничивают права граждан на свободу объединений. В июле 1959 г. в отставку ушел президент М. Уррутия. Тогда же закрываются все независимые издания. Начинается стремительный марш Кубы к коммунизму. И человек №2 в этом движении - Че Гевара. На самом же деле его роль больше: он - главный идеолог нарождающегося режима.

Не все партизанские лидеры готовы изменять своим идеалам. Арестовывают Уильяма Моргана - повстанческого команданте Сьерра-Маэстры (в начале 1961 г. его расстреливают). Бежит в США начальник повстанческой авиации Диас Ланс. Ещё один партизанский команданте, Умберто Сори Марин, пытается поднять восстание против новой диктатуры - его хватают и расстреливают. Повстанческий командир Умберто Матос решительно возражает против отмены выборов и ликвидации демократии - и он арестован. Даже послушные судьи не решаются осудить известного партизана, и Фидель лично является на суд и угрожает: «Скажу вам прямо. Выбирайте: Матос или я!». Матоса бросают в тюрьму на 20 лет…

Фидель Кастро аплодирует Уильяму Моргану (стоит), фото 1959 г.

Бывшие активисты РСД и даже «Движения 26 июля» вновь уходят в горы: возникает антикастровское повстанческое движение «истинных барбудос» в горах Эскамбрая. Против них армия Фиделя и Че бросает танки и авиацию: в отличие от батистовских войск, она не испытывает недостатка в боеприпасах и горючем. Всё поступает (бесплатно) из СССР . В боях с антикастровскими партизанами участвуют левые эмигранты из Никарагуа, Гватемалы, Боливии, Аргентины и даже Анголы. Крестьян из Эскамбрая насильственно депортируют в другие районы страны: такого зверства Батиста не мог себе позволить, да оно просто не приходило ему в голову.

Повстанцы терпят поражение. Части под командованием Че Гевары захватывают одного из вождей герильи - Хесуса Каррераса: он в 1958 г. вместе с Че командовал партизанами в Эскамбрае и часто возражал против жестокостей аргентинца. Раненого, его привязывают к столбу и Че командует: пли!

На Кубе Че Гевара был главой Центробанка, министром промышленности и спецпосланником в ранге вице-президента. Но его идеал - тотальная революция в странах «третьего мира» и в первую очередь в Латинской Америке. «Превратим континент во множество Вьетнамов!» - вот его цель. А Фидель чувствует себя отлично и в роли «революционного» диктатора Кубы, и он всё больше опасается геваровских идей всемирной герильи. Кроме того, Фидель понимает: открытая поддержка его режимом повстанческих движений за рубежом рано или поздно вызовет американское вторжение. После того, как лидер СССР Никита Хрущёв во время Карибского кризиса испугался и вывел с Кубы советские ракеты, Фидель понял, что воевать ради Кубы СССР не будет.

А для Че Гевары революция принципиально не могла ограничиваться рамками одной страны, и он начинает действовать самостоятельно. На Кубе открываются лагеря (братья Кастро одёргивать его не решаются), в которых тренируются сотни революционеров из стран Латинской Америки и Африки. На их содержание, переезды, вооружение, питание и подготовку небогатая Куба тратит огромные средства.

Вся Латинская Америка, по мнению Че, управлялась реакционными проамериканскими диктатурами, с которыми можно было говорить только языком оружия. При этом реальная ситуация была совершенно иной. Бразилия, крупнейшая страна континента, жила при демократическом режиме, её власти фрондировали против США и даже - непонятно за какие заслуги - наградили Че Гевару высшей наградой - орденом Южного креста (кончилось это плохо: оппозиция совершенно обоснованно призвала к ответу президента Жаниу Куадроса и отправила его в отставку). В Аргентине также была демократия, американцы никак не влияли на политику страны и имели довольно слабые позиции в аргентинской экономике (там преобладал госсектор и национальный частный капитал). Аргентинский президент А. Фрондиси встречался с Че Геварой в Уругвае, помогал родным и близким «героического партизана» ездить на Кубу. Демократия была и в Уругвае, Колумбии, Чили , Гондурасе, Сальвадоре, Панаме и Эквадоре. В Мексике правила социал-демократическая Институционно-революционная партия, там в 1917-40 гг. была проведена радикальная аграрная реформа, а собственность американских нефтяных компаний была конфискована ещё в 1938 г. Мексиканская власть была настроена резко антиамерикански, она принимала политэмигрантов из стран, где правили диктаторы. Мексика в своё время дала убежище и Фиделю Кастро, и самому Че. Ферма, на которой будущие «барбудос» тренировались перед высадкой на Кубе, была предоставлена мексиканским генералом, бывшим президентом страны Л. Карденасом. Подготовкой будущих повстанцев занимался отставной испанский эмигрант, полковник А. Вайо. Полиция Мексики прекрасно знала о деятельности фиделистов, но закрывала на неё глаза. В Коста-Рике и Венесуэле тоже правили социал-демократы. Реально проамериканские диктатуры были в Никарагуа, Гватемале и Парагвае (в Гаити и Доминиканской Республике тоже правили тираны, но они конфликтовали с США, то есть проамериканскими не были).

Однако реальность абсолютно не интересовала Че. В апреле 1959 г. отряд кубинцев вторгается в Панаму (из 85 повстанцев панамцев только двое, остальные кубинцы). Члены отряда арестованы и… отправлены обратно на Кубу). Май того же года - высадка в Никарагуа воздушных десантов никарагуанских повстанцев и кубинских добровольцев, заброшенных с Кубы.

14 июля: высадка в Доминиканской Республике вооруженной группы эмигрантов-доминиканцев и кубинцев (198 человек из семи стран, в том числе 20 кубинцев.) с целью свержения режима Р. Л. Трухильо. Десант разгромлен, арестованные доминиканцы расстреливаются, а кубинцев сажают в тюрьму, из которой они выходят по амнистии после убийства Р. Л. Трухильо в 1961 г.

Вице-президент Никсон (слева) и Р. Л. Трухильо

13 августа: 30 повстанцев (18 кубинцев, 10 бывших гаитянских военных и 2 венесуэльца) высаживается на Гаити. Десант разгромлен, а гаитянский премьер Луи Маре на встрече глав правительств латиноамериканских государств в Чили шокировал собравшихся, впервые напрямую заявив об агрессии Кубы в отношении Республики Гаити.

Декабрь: тысяча парагвайских партизан и кубинских добровольцев с баз в Аргентине вторгаются в Парагвай, но терпят поражение.

В конце 1960 г. кубинцы и гватемальские революционеры высаживаются в Гватемале (десант разгромлен); одновременно такая же операция с тем же исходом осуществляется в Гондурасе.

В мае 1962 г. коммунисты Венесуэлы с помощью Кубы и с участием кубинцев поднимают восстание, вылившееся в шестилетнюю партизанскую войну. При этом в Венесуэле-то существовал левый режим социал-демократического толка, крестьяне там получили землю, а рабочие - прогрессивные трудовые законы.

Коммунисты в большинстве своем не поддержали идею континентальной революции. Лидер боливийских коммунистов М. Монхе неоднократно заявлял о неприемлемости вооруженной революции в его стране, на что Че ему возражал, говоря, что «Боливия должна пожертвовать собой ради общеконтинентальной герильи». Резко против партизанщины выступали компартии Бразилии, Аргентины, Мексики, Перу. В результате соратниками Че в Латинской Америке становятся мелкие группы самого различного толка - троцкистские, маоистские и даже ультранационалистические. Так, в Аргентине герилью начал журналист Х. Р. Масетти - бывший активист фашистской партии «Такуара», патологический антисемит, садист (об этом свидетельствует его зверское обращение с соратниками) и убийца (Х. Масетти, по-видимому, был еще и вором: когда его отряд был разгромлен полицией, «команданте Сегундо» (псевдоним Х. Масетти) исчез с крупной суммой денег, переданной ему Че Геварой для ведения герильи. Полагают, что он сбежал с деньгами, сменил фамилию и перебрался в другую страну). Из фашистских рядов вышел и другой аргентинский соратник Че - Х. Бакстер, впоследствии ставший лидером одной из троцкистских групп. В Бразилии Че Гевара находит сторонников так же не из компартии, а среди левых трабальистов Л. Бризолы (левонационалистическая Бразильская трабальистская (трудовая) партия) - свояка тогдашнего президента страны Ж. Гуларта.

Понятно, что деятельность Че Гевары вызывает все большее беспокойство у Фиделя. А тут еще в марте 1965 г. «пламенный революционер» на экономическом семинаре афроазиатской солидарности в Алжире внезапно обвиняет СССР в том, что тот «продаёт свою помощь народным революциям», исходя из собственных корыстных интересов. По его мнению, все ресурсы социалистического лагеря должны быть брошены на войну с империалистами и помощь «всемирной герилье». Москва требует от Гаваны убрать Че. Тот отказывается от кубинского гражданства и уезжает. В Бразилии, куда он первоначально прибывает, коммунисты не проявляют никакой воли к восстанию и партизанщине, и аргентинец отправляется в Конго (Заир), где друг с другом бьются племенные отряды, ради помощи Запада или Востока объявляющие себя кто «защитниками демократии», а кто - «революционерами и марксистами». Последних, повстанцев-симба, и попытался возглавить Че.

Че Гевара в Конго, фото 1965 г.

На этом дикарском движении стоит остановиться подробнее, чтобы понять, какие силы готов был использовать Че Гевара (между прочим, потомок испанских аристократов) для борьбы с демократией во всем мире. «Повстанцы симба были феноменом, который мог появиться только в Конго. Местные колдуны проводили с будущими бойцами партизанских отрядов особые церемонии, заговаривая их от пуль. Этим бойцам было нужно лишь, смотря прямо перед собой, размахивать пальмовой ветвью и повторять заклинание май-май (на языке суахили - вода-вода)… Симба вскоре захватили значительную часть территории Конго, терроризируя и уничтожая тысячи конголезцев, а также десятки белых миссионеров, священнослужителей, монахинь и эмигрантов из других стран. Вначале отряды симба насчитывали несколько сотен человек, одетых в тряпьё и шкуры диких животных, вооруженных копьями и мачете… В захваченных населенных пунктах симба ради удовлетворения низменных инстинктов проводили казни. Иногда они расстреливали жертвы или рубили и рвали на куски их тела мачете и копьями, а некоторых сжигали живьём. Ритуальный каннибализм - поедание определенных органов человеческого тела, например, сердца или печени, для обретения «силы» - является в этих краях давним обычаем, поэтому нередко в толпе возникали драки за право съесть лакомый кусочек» (Роб Кротт «Дух Эрнесто Че Гевары бродит по Заиру», интернет-версия).

Повстанцы симба. Конго, фото 1964 г.

Это всё нисколько не отвращало Че Гевару; его расстраивало лишь полное нежелание симба воевать. Грабить, насиловать и поедать мирных жителей они были готовы, а вот лезть под пули - увольте. И он двинулся в Боливию, где договорился с местными троцкистами. Там он и нашёл свою смерть.

Че Гевара в Боливии, фото 1967 г.

В Боливии Че собирался освобождать местных трудящихся… Впрочем, от кого и от чего - непонятно. «Оловянные бароны» - местная олигархия, связанная с американскими компаниями - были свергнуты революцией в 1952 г. Тогда же безземельные крестьяне получили землю, а рабочие - 8-часовой рабочий день, пенсии и оплачиваемые отпуска. Воцарившийся хаос - результат вседозволенности левацких профсоюзов (они располагали своей вооруженной милицией) привел к перевороту: в 1964 г. власть захватил генерал Баррьентос (напомним: когда в 1962-63 гг. Че требовал от боливийских коммунистов поднять восстание, страной ещё правило левое Националистическое революционное движение, а лидер коммунистов М. Монхе работал советником у президента В. Пас Эстенссоро). Землю Баррьентос у крестьян не отбирал, рабочих социальных льгот не лишал (правда, милицию он разоружил), с «американскими империалистами» бессмысленных ссор не затевал, но особо и не заигрывал. Неудивительно, что боливийские крестьяне совершенно не понимали, с какой стати они должны партизанить против президента, наведшего порядок, к тому же по происхождению такого же крестьянина-индейца, как и они сами. К партизанам Че Гевары за год блужданий его отряда по джунглям и горам примкнул лишь один крестьянский парень, да и он оказался агентом боливийской военной разведки…

Генерал Баррьентос

Общеконтинентальная герилья в Латинской Америке провалилась. В Венесуэле, Боливии, Перу, Аргентине, Бразилии, Парагвае, Уругвае, Панаме, Гаити, Доминиканской Республике военные подавили партизанские движения. В Гватемале и Сальвадоре повстанцы сложили оружие уже в 1990-х. Только в Никарагуа партизаны-сандинисты победили - из-за полной деградации режима А. Сомосы и, как и ранее на Кубе, из-за американского эмбарго на поставки оружия, боеприпасов и горючего гвардии диктатора. А в Колумбии и сегодня всё еще продолжается герилья, с которой власти не могут покончить из-за того, что повстанцы, взявшие под контроль производство и продажу кокаина, располагают громадными средствами.

Лидер Никарагуа А. Сомоса

Но авантюры Че Гевары и его кубинских соратников изменили Латинскую Америку. В 1960-70-е годы в одной стране за другой происходят правые военные перевороты. Действия «герильерос» Че Гевары спровоцировали военных и реакционные силы на захват власти, жестокие репрессии, а в ряде случаев и на бесконтрольный допуск в экономику стран иностранных компаний. Демократические режимы к 1980 г. сохранялись только в Мексике, Колумбии, Коста-Рике и Венесуэле.

Надо отметить, что в большинстве случаев у армии просто не оставалось другого выхода, кроме как путём переворота предотвратить захват власти партизанами. В Бразилии, например, президент Ж. Гуларт назначает свояка Л. Бризолу «преемником», и тот во всеуслышание заявляет, что после победы на выборах Бразилия «пойдёт по пути революционной Кубы». В армии и на военном флоте появляются организации сторонников Л. Бризолы, которые требуют перехода к социализму и выходят из повиновения командованию (так называемый «мятеж капрала Ансельмо», ставшего после военного переворота сначала партизаном, а потом - карателем в рядах спецслужб военного режима), а командующий авиацией ВМС в телеинтервью гордо заявляет, что готов исполнить любой приказ президента и… генерального секретаря компартии Л. К. Престеса! А президент Ж. Гуларт приказывает отпустить арестованных мятежников, арестовав вместо них генералов, подавивших мятеж! Что в таких условиях оставалось делать армии, кроме как свергнуть власть? В Аргентине и Уругвае демократические власти не могли подавить повстанческие движения, и армиям тоже пришлось взять власть в свои руки. Жертвами партизанских войн, подавления «герильи», левого терроризма и правого террора стали сотни тысяч латиноамериканцев (больше всех пострадала Колумбия).

Танки на улицах Бразилиа во время военного переворота 1964 г.

Эффект от повстанчества оказался прямо противоположным тому, что затевал Че. Таков итог деятельности Че-политика.

Че-экономист

Будучи министром финансов, главой Национального банка Кубы и руководителем Института аграрной реформы Че Гевара практически сосредоточил в своих руках управление всей экономикой острова. Постоянно провоцируя США, он добился в конце концов введения эмбарго со стороны американцев. Куба полностью переориентировалась на СССР. При этом почти все национализированные заводы остановились: уехали кубинские и зарубежные специалисты, не было запчастей и возможностей ремонтировать оборудование. Советская техника ужасала кубинцев своим низким качеством, а работать с американским оборудованием советские инженеры не умели. Советский мазут, бензин и моторные масла оказались настолько низкокачественными, что выходили из строя автомобили, самолёты , трактора, промышленное оборудование и даже электростанции. Плантации и пашни зарастали сорняками - на них ржавели тысячи брошенных тракторов и комбайнов; к ним не было запчастей. Кубинский крестьянин вернулся к основному орудию XIX века - мачете. Производство продовольствия (кукурузы и риса) катастрофически упало, резко снизилось производство мяса и птицы. Полностью прекратился экспорт прекрасного кубинского кофе, бананов, других тропических фруктов.

Кубинская деревня 1950 г. Фотограф Elizabeth Frey

Закупать всё это за границей у социалистической Кубы средств не было - экономика встала, и экспортировать было нечего. Страна стала жить исключительно за счёт бесплатных поставок всего на свете из стран социалистического лагеря, т.е. гуманитарной помощи. Когда-то сырьевой придаток США, Куба за три-четыре года превратилась в уникальную страну без экономики вообще, живущей на подачки.

Дорога в Сьерра-Маэстра 1950 г. Фотограф Elizabeth Frey

А сам Че Гевара постоянно ездил по заводам, фабрикам и сельхозкооперативам. Проверял, указывал, ругал. А предприятия все равно стояли… Об экономических «талантах» Че прекрасно говорит его обращение к Москве с просьбой (точнее - требованием, просить он не умел) построить на Кубе сталелитейный завод мощностью в миллион тонн стали в год. Ошарашенный Н. Хрущёв напомнил Че, что на Кубе нет ни запасов железной руды, ни угля, как нет и рынка сбыта - девать эту сталь было бы просто некуда. Советский лидер предложил построить несколько небольших передельных заводов, от чего «команданте» гордо отказался: мол, «каждая развитая страна имеет свой металлургический комбинат полного цикла, и Куба должна иметь!». Он предложил возить железную руду на Кубу из СССР - «на тех же кораблях, которые везут в Россию кубинский сахар». А уголь он решил закупать в Мексике (непонятно, на какие средства). Естественно, пойти на такую экономическую авантюру Москва не согласилась.

Че Гевара и Хрущев в ходе визита кубинского революционера в Москву в 1964 г.

Это вызвало обострение отношений Че с руководством СССР. В 1964 г., как указывалось выше, он гневно обрушился на Москву. По его словам, там «процветает не социализм, а госкапитализм»: его, оказывается, глубоко возмутил тот факт, что в СССР не все получают одинаковую зарплату, там платят премии и доплаты за сверхурочный труд. Но больше всего Че Гевару сердило то, что Москва не желает передавать развивающимся странам все, что те пожелают, причем бесплатно - заводское оборудование, продовольствие и прочие необходимые товары. Подумать о такой элементарной вещи, что у СССР на это просто не хватит ни товаров, ни денег, Че был неспособен.

Дело его рук - «революционная Куба», ныне одна из самых отсталых стран Латинской Америки (в 1930-е - 50-е годы ХХ века экономика и уровень жизни на острове росли самыми высокими темпами на континенте, а после 1959-го - самыми низкими). До революции там было совсем немного очень богатых людей, большинство населения - довольно состоятельный «средний класс» и процентов 30 бедняков (для Латинской Америки того времени - показатель очень низкий, в Бразилии и Колумбии , например, бедняков тогда было по 60%). Сейчас там сплошная нищета, процветают только коррупция, проституция и чёрный рынок. Так осуществилась мечта Че Гевары…

Че-человек

Чем же был столь обаятелен политик-неудачник и горе-экономист Че Гевара? Ну, симпатичное лицо, хотя и не Ален Делон. Его личность наиболее подробно описывает американский биограф Дж. Ли Андерсон в книге «Эрнесто Че Гевара. Важна только революция». Сам автор явно восхищается Че, прямо-таки любуется им. А вот читатель из книги узнает штрихи к портрету «команданте», которые кроме как омерзительными назвать невозможно.

Че принципиально месяцами не мылся, не стирал и не гладил одежду, не чистил обувь. Он бравировал своим неряшливым внешним видом, грязью и соответствующим запахом. «Революционер не должен думать о таких пустяках, как грязь и вонь», - говорил он. Своих подчинённых - а в первой половине 1960-х годов таковыми была почти вся Куба - он мог оскорбить и даже избить. Его адъютанты то получали пинка, то в качестве наказания запирались в чулане. О жестокости Че по отношению к людям и целым народам уже сказано выше. Люди, включая родных, с их проблемами, заботами и прочим для Че Гевары не значили абсолютно ничего. Характерен эпизод с его невестой И. Гадеа. Она, перуанская революционерка, встретилась с будущим мужем в Гватемале, где активно поддерживала революционный режим Х. Арбенса.

Че Гевара и Ильда Гадеа

После свержения Х. Арбенса и прихода к власти крайне правых революционеры-эмигранты из других стран в массовом порядке бежали из Гватемалы в Мексику. Бежал и Че, а вот невесту… он просто забыл! Она не уезжала самостоятельно потому, что ей не приходило в голову, что её избранник о ней забудет. В итоге её арестовала полиция. Правда, полицейские оказались людьми порядочными и, допросив, отпустили и даже помогли выехать в Мексику, взяв честное слово никогда не приезжать в их страну. Зная нравы латиноамериканской полиции, надо отметить, что результат ареста мог быть совсем другим…

Вся деятельность Че Гевары, всё сказанное и написанное им после Кубинской революции отчетливо показывает, что он страдал манией величия в особо тяжёлой форме. Вся вселенная должна была вращаться вокруг его личности, и если это не так - тем хуже для Вселенной! Нападки на Н. Хрущёва, Мао Цзэдуна, оскорбления, бросаемые им в лицо Дж. Неру и Сукарно могут быть объяснены только одним: эти мелкие людишки смели что-то ему советовать, с чем-то не соглашаться!

Неру рассматривает подарок Че Гевары - коробку кубинских сигар, фото 1959 г.

За его знаменитой «теорией фокизма» (теория «партизанского очага», согласно которой 20-30 «преданных революции» партизан способны выиграть войну в любой латиноамериканской стране) стоит откровенный крик души: дайте МНЕ 20-30 человек и Я одержу победу в любой войне с любым противником! За его требованиями к СССР и Китаю давать Кубе всё и бесплатно, стоит обида: как же так, МНЕ надо, а они не дают! Заявления латиноамериканских коммунистов о том, что в их странах герилья не нужна или не имеет шансов на успех, автоматически превращали их в личных врагов Че: да как они смеют возражать МНЕ!

Че, как и имам Хомейни, реальности не видел, не понимал и не признавал. Он сам её конструировал для себя и жил в ней. Поэтому, когда к концу его пребывания на Кубе многочисленные делегации из разных стран мира, увидев полную разруху и нищету, катастрофический провал всех реформ во всех областях экономики и вообще тотальное разрушение кубинской национальной жизни, начинали сомневаться в правильности кубинского пути, Че Гевара искренне не понимал, что им не нравится.

У НЕГО просто НЕ МОЖЕТ что-то не получаться или получаться плохо. Он ВИДЕЛ, что все прекрасно, что все работает как надо. И с гордостью возил иностранцев на заброшенные поля и неработающие заводы, показывая им: смотрите, как нас все замечательно! Показывал на нищих, полуголодных, оборванных кубинцев: вот как счастливо живет кубинский народ! И предрекал, что при таком стремительном экономическом развитии доход на душу населения Кубы через пять лет превысит американский. Главное, что он сам в это верил, мнения других людей его не интересовали.

Зато Че очень часто говорил о своей роли в истории: он не сомневался в том, что является мировой величиной самого крупного масштаба. Если в юности он подписывал письма «Сталин II», то к 1960-м годам ни на Земле, ни на небесах он не видел уже ни одной равновеликой СЕБЕ фигуры.

Правда, окружающие люди начинали его все больше раздражать. Че во время своего пребывания на Кубе всё чаще говорил о том, что главная цель революции - создание «нового человека». Человека с одним стремлением: делать революцию и бороться с империализмом. То есть примерно то, что декларировал и делал Пол Пот в Камбодже. «Новый человек» не должен был иметь не только «нереволюционных» мыслей, но и обычных человеческих потребностей (раз уж в рамках создаваемой им сотоварищи социально-экономической модели удовлетворять эти потребности всё равно было невозможно).

Его раздражали кубинцы, которые два раза в день принимали душ, пользовались дезодорантами и духами; по его мнению, это «буржуазные привычки» (поэтому Че поначалу очень нравились советские специалисты: они не пользовались дезодорантами - их тогда в СССР просто не было - и на кубинской жаре «ароматизировали» воздух почти так же, как он сам). Бесило его и стремление женщин красиво одеваться и пользоваться украшениями. Когда ему представили проект нового 20-этажного здания Национального банка, он спросил архитекторов: а зачем там лифты и туалеты? И приказал убрать из проекта лифты: революционеры должны ходит пешком, а для отправления естественных нужд был оставлен один туалет - на первом этаже.

Че Гевара никогда не сомневался в своей правоте, величии и гениальности. Его знаменитая фраза: «Я авантюрист особого типа - из тех, что не жалеют собственной жизни ради доказательства своей правоты» демонстрирует не его героизм и преданность идее, а маниакальность. То есть он не может ошибаться, в то время как нормальные люди обязательно сомневаются, думают, анализируют, меняют взгляды и убеждения.

В результате Че погиб, войдя в противоречие с собственной личностью. Война в Боливии доказала, что «теория фокизма» - безграмотный бред, а сам он - никчёмный организатор и никуда не годный командир. По воспоминаниям уцелевших бойцов его отряда, в последние дни перед разгромом и собственной гибелью Че Гевара не выставлял ни караулов на привалах, ни боевого охранения при переходах, он вёл своих людей по открытой местности (а район партизанских действий буквально кишел рейнджерами правительственной армии и патрулировался авиацией), и сам он шел впереди отряда.

По-видимому, он начал - нет, не понимать (понимать что-либо в силу психической болезни он не мог), а чувствовать, что его теория и вся его деятельность провалилась. И он выбрал смерть, не имея мужества признать очевидное поражение. Что показательно: он выбрал смерть не только свою, но и своих товарищей, не говоря уже о солдатах боливийской армии.

Сегодня идеи Че во всём мире разделяют, проповедуют, умирают и убивают за них тысячи, десятки тысяч людей. Совершенно не задумываясь над их сутью и над личностью своего кумира.

Кровавый культ

Че Гевара и Фидель Кастро по сути создали новый религиозный культ - культ герильи и вооружённого восстания. Для них и их последователей вооружённая борьба «за революцию» - это базовая нравственная ценность и моральный императив, несравненно более важный, чем марксизм, социализм и все прочие «измы». Поэтому они легко шли на сотрудничество с кем угодно - с троцкистами, маоистами, анархистами, левыми националистами, слегка перекрасившимися фашистами, исламскими радикалами и конголезскими симба - лишь бы они были против империализма и непременно придерживались концепции «народной войны».

Че Гевара ещё во время своего знаменитого путешествия по Латинской Америке с другом-врачом Альберто Гранадосом говорил о том, что революция (в то время он ещё не был марксистом или коммунистом, но уже бредил революцией) обязательно должна быть кровавой. А. Гранадос в книге «Дневники мотоциклиста» вспоминает, как, будучи в Перу, как-то пошутил: «Знаешь, старик, давай останемся здесь. Я женюсь на индианке из знатного инкского рода, провозглашу себя императором и стану правителем Перу, а тебя назначу премьер-министром, и мы вместе осуществим социальную революцию». Че ответил: «Ты сумасшедший, Миаль [прозвище М. Гранадоса - прим. авт.], революцию без стрельбы не делают!».

Альберто Гранадо и Че Гевара

На протяжении многих десятилетий, уже после гибели Че Гевары, Фидель Кастро многократно в своих интервью и выступлениях отмечал самоценность герильи и превосходство вооружённой революции над мирным приходом революционеров к власти. Так, в 1979 г., после захвата власти на острове Гренада группой сталинистов под руководством Мориса Бишопа, Кастро неоднократно подчёркивал, что с «революционной» Гренадой у Кубы особо тёплые, дружеские отношения. На вопросы журналистов по поводу отношений с Ямайкой и Гайаной, где в то время тоже правили марксисты, Фидель отвечал: хотя премьер-министры этих стран, М. Мэнли и Ф. Бэрнхем, и являются «нашими дорогими друзьями», их режимы нельзя сравнивать с движением М. Бишопа, захватившего власть силой - единственно правильным путём, соответствующим геваровско-фиделевскому моральному императиву.

Герилья - это кровь и насилие, причём далеко не всегда политически мотивированное. Это и сведение личных счётов, и борьба за власть внутри партизанских движений. Это захват заложников с целью выкупа, в том числе детей и женщин, это убийства не только «буржуев», офицеров и полицейских, но и членов их семей. В 2007 г., после уничтожения одного из лагерей колумбийского повстанческого движения FARC («Революционные вооружённые силы Колумбии»), правительственной армией были захвачены дневники, написанные на английском, испанском и голландском языках партизанкой «Эллен» (Таня Неймейер, голландка, боевик FARC). В них она критикует руководителей партизанского движения, которые распоряжаются огромными суммами в валюте и носят сверхдорогие «ролексы», в то время как простые бойцы переносят самые унизительные лишения.

Герилья - это, наконец, убийства и вымогательство с целью личного обогащения партизанских командиров. Та же FARC не только торгует наркотиками и похищает людей для выкупа, но и устраивает взрывы в людных местах (на рынках и площадях), которые губят и уродуют простых трудящихся - тех самых, которых партизаны обещают «освободить от гнёта буржуазно-помещичьей диктатуры». При осуществлении терактов FARC активно использует детей-«солдат», малолетних девочек повстанцы также используют в качестве сексуальных рабынь.

Боевой отряд FARC

О том, что FARC - уголовно-террористическая организация, свидетельствует судьба Ингрид Бетанкур - лидера оппозиционной левой колумбийской партии зелёных, кандидата в президенты страны на выборах 2002 г. Она не имела ни малейшего отношения ни к войне с партизанами, ни вообще к власти. Более 6 лет провела в качестве заложника FARC, подвергаясь всевозможным унижениям. Тем более ни в чём не повинна перед «революционерами» была Клара Рохас - помощница И. Бетанкур, захваченная вместе с ней. СМИ деликатно сообщили, что она, будучи заложницей, родила ребёнка, причём без всякой медицинской помощи. Представить себе «любовь» между несчастной женщиной и каким-нибудь охранником, особенно учитывая нравы, царящие в FARC, невозможно.

Ингрид Бетанкур во время плена у FARC

Если убивать, грабить и насиловать «эксплуататоров» и «прислужников империализма» у геваристов сил не было, они вынуждены довольствоваться своими соратниками и соратницами, но обходиться без крови и людских страданий левые террористы просто не в состоянии. В статье М. Шувалова «Священник, партизан, марксист: жизнь и политические взгляды Мануэля Переса», опубликованной на русскоязычном сайте движения FARC, о внутренней ситуации в герилье говорится:

«Партизанское формирование, к которому присоединился Перес [«Армия национального освобождения», созданная в 1964 г. при помощи кубинских спецслужб, - прим. авт.], резко отличалось от тех представлений, которые уже успели сложиться у него к тому времени. В нем насчитывалось всего лишь 60-70 бойцов, а потому партизанам не хватало сил даже на организацию ещё одного партизанского фронта. К тому же не хватало самых необходимых вещей: пищи, лекарств, боеприпасов, так что очень часто главной целью партизан было просто выживание в труднейших условиях сельвы. Ждать же помощи партизанам было особенно неоткуда - сеть сторонников и помощников партизан в городах оказалась фактически ликвидирована в результате жесточайших репрессий правительства. Вдобавок, незадолго перед этим, среди партизан ELN произошел кровавый внутренний конфликт, последствия которого к моменту вступления Лопеса в отряд так еще и не изгладились. Началось все с того, что Хосе Айала, член лидировавшей в то время фракции, был убит членами противоборствующей фракции после какой-то смехотворной ссоры. Разъяренные этой историей друзья Айалы устроили показательный суд над тремя членами другой фракции, включая одного из руководителей ELN Виктора Медину Морона, обвинив их в «заговорщической деятельности» и пособничестве врагу. Как нетрудно догадаться, судилище закончилось расстрелом всех обвиняемых…

Весь внутренний режим ELN был крайне иерархическим и репрессивным, а отношения между людьми - очень напряжёнными. В течение первых восьми месяцев пребывания в отряде Пересу пришлось пройти своего рода испытание, очень тяжелое как в чисто физическом, так и в морально-психологическом отношении, гораздо более тяжкое, чем того требовали обстоятельства. (Кстати, самый старший из троицы священников, Хосе Антонио Хименес, так и не смог приспособиться к тяготам жизни в партизанском отряде ELN - спустя 8 месяцев после ухода в партизаны он скончался от неустановленной болезни).

Однако впереди Мануэля Переса ожидало новое испытание, в некотором плане еще более трудное, чем любые сложности походно-полевой жизни. Дело в том, что Перес в какой-то момент времени принял участие в дискуссии нескольких других партизан, во время которой прозвучали критические замечания в адрес одного из руководителей ELN Рикардо Лары Парады, в частности, кто-то из партизан высказался в том духе, что «Рикардо живет в лучших условиях, чем другие бойцы». Об этом стало известно руководству ELN, и участники дискуссии были обвинены едва ли не во всех смертных грехах, включая намерение расколоть ELN, подготовку покушения на товарища Рикардо, подстрекательство других бойцов к дезертирству и многое другое в том же духе - набор, вполне напоминавший по своей абсурдности знаменитые формулировки советского НКВД периода сталинских репрессий насчет «шпионажа в пользу Эфиопии» или «стремления взорвать все домны в Челябинске». Вскоре было созвано специальное заседание так называемого «Революционного народного трибунала», на котором все участники злополучной дискуссии были осуждены и приговорены к расстрелу».

Отнюдь не только колумбийские партизаны убивали и мучили своих сподвижников. Сальвадорские партизаны из «Революционной армии народа» в 1975 г. убили основателя этого движения - Роке Дальтона, одного из величайших испаноязычных поэтов ХХ века. Ему инкриминировали шпионаж в пользу ЦРУ и одновременно… кубинских коммунистов, с которыми у сальвадорских «революционеров» в то время были какие-то тактические разногласия. В 1983 г., в разгар гражданской войны в Сальвадоре, партизаны убили Мелиду Анайю Монтес - заместителя командующего «Фронта национального освобождения имени Фарабундо Марти». Её обвинили в «страшном» преступлении - оппортунизме. В чём он заключался, в партизанском коммюнике, поведавшем об убийстве, не говорится…

Типичный жрец кровавого культа - Ильич Рамирес Санчес (Карлос Шакал), отбывающий пожизненное заключение во Франции. (Международный террорист. Назван в честь В. Ленина. Осуществлял операции в интересах Народного фронта освобождения Палестины, Красных бригад, колумбийской организации M-19, японской «Красной армии», ЭТА, ООП, НФО Турции. Во палестино-иорданской войны 1970 г. воевал против иорданцев. В 1973 г. пытался убить еврейского бизнесмена Э.Шифа в Лондоне. Совершил нападения на Банк Апоалим, три французских газеты при помощи машин со взрывчаткой, две гранатометных атаки на самолёты в аэропорту Орли, а также парижский ресторан. В 1975 г. застрелил двух полицейских. Самым известным терактом Карлоса стало нападение на штаб-квартиру ОПЕК в Вене с захватом заложников. Приговорён к пожизненному заключению. Во Франции вышла его автобиографическая книга «Революционный ислам», в которой он рассказывает о своём отношении к принятой им религии . Содержится в парижской тюрьме Санте). Из-за решётки он в телефонном интервью венесуэльской оппозиционной газете «Насьональ» в пух и прах раскритиковал президента Венесуэлы Уго Чавеса (Сам У.Чавес считал «Шакала» «достойным продолжателем борьбы народов за справедливость», что свидетельствует о его собственном психическом и нравственном состоянии), считая его действия по строительству «боливарианского социализма» недостаточно решительными. «Он стал единственным в истории человечества военным лидером, которому не нравится кровь», - заявил террорист. По его словам, в ходе «операций», которыми он руководил во время своей «революционной» деятельности, погибли около 2 тыс. человек, включая порядка 200 гражданских лиц. «Собственными руками я убил несколько десятков», - сказал он. То есть мерой «революционности», по мнению этого последователя Че Гевары, является количество пролитой им человеческой крови.

Ильич Рамирес Санчес в 2001 г.

При всех перечисленных чертах, свидетельствующих о бессмысленном зверстве, уголовном характере и полной ненужности для трудящихся Латинской Америки, герилья и сейчас бешено популярна и на этом континенте, и во всём мире - популярна именно как нравственное явление. Человек в камуфляже, в берете и с бородой, гордо позирующий на фоне гор или джунглей - это символ той самой «борьбы за свободу», которой бредил маньяк Че Гевара.

Эрнесто Че Гевара (Ernesto Che Guevara) — полное имя Эрнесто Гевара де ла Серна — родился 14 июня 1928 года в Росарио (Аргентина). В возрасте двух лет Эрнесто перенес тяжелейшую форму бронхиальной астмы (и эта болезнь преследовала его всю жизнь), и для восстановления его здоровья семья переехала в Кордобу.

В 1950 году Гевара нанялся матросом на нефтеналивное грузовое судно из Аргентины, побывал на острове Тринидад и в Британской Гвиане.

В 1952 году Эрнесто вместе со своим братом Гранадо отправился в путешествие на мотоцикле по Южной Америке . Они посетили Чили, Перу, Колумбию и Венесуэлу.

В 1953 году закончил медицинский факультет Национального университета в Буэнос-Айресе, получил диплом врача.

С 1953 по 1954 годы Гевара совершил свое второе длительное путешествие по странам Латинской Америки. Он побывал в Боливии, Перу, Эквадоре, Колумбии, Панаме, Сальвадоре. В Гватемале он принял участие в защите правительства президента Арбенса, после поражения которого поселился в Мексике, где работал врачом. В этот период жизни Эрнесто Гевара получил свое прозвище "Че" за характерное для аргентинского испанского междометие Che, которым злоупотреблял в устной речи.

В ноябре 1966 года прибыл в Боливию для организации партизанского движения.
Созданный им партизанский отряд 8 октября 1967 года был окружен и разгромлен правительственными войсками. Эрнесто Че Гевара был .

11 октября 1967 года его тело и тела еще шести его соратников были тайно похоронены около аэропорта в Вальегранде. В июле 1995 года было обнаружено местоположение могилы Гевары. А в июле 1997 года останки команданте были возвращены Кубе, в октябре 1997 года останки Че Гевары были перезахоронены в мавзолее города Санта-Клара на Кубе.

В 2000 году журнал "Тайм" включил Че Гевару в списки "20 героев и икон" и "Ста важнейших персон 20-го века".

Изображение команданте имеется на всех купюрах достоинством три кубинских песо.
Знаменитый во всем мире двухцветный портрет Че Гевары анфас стал символом романтического революционного движения. Портрет был создан ирландским художником Джимом Фицпатриком с фотографии 1960 года, сделанной кубинским фотографом Альберто Корда. На берете Че видна звездочка Хосе Марти, отличительный признак команданте, полученная от Фиделя Кастро в июле 1957 года вместе с этим званием.

8 октября на Кубе в память об Эрнесте Че Геваре отмечают День героического партизана .

Че Гевара был дважды женат, у него пятеро детей. В 1955 году он женился на перуанской революционерке Ильде Гадеа, которая родила Геваре дочь. В 1959 году его брак с Ильдой распался, и революционер женился на Алейде Марч, с которой познакомился в партизанском отряде. С Алейдой у них родились четверо детей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников


14 июня исполнилось 89 лет со дня рождения знаменитого латиноамериканского революционера, команданте революции на Кубе Эрнесто Че Гевары. Партизаны не раздумывая шли за ним на верную смерть, и женщины так же безоговорочно следовали за команданте, теряя голову от одного его взгляда. Любовных историй в его жизни было много, но главной любовью всегда являлась революция. Тем не менее некоторым женщинам все же удалось оставить заметный след в жизни Че Гевары.


Эрнесто Гевара в молодые годы

Эрнесто Гевара был очень страстным и увлекающимся человеком, он не раз повторял, что мужчина не может всю жизнь провести с одной женщиной. К сексуальным отношениям Че относился очень просто и не придавал никакого значения мимолетным связям. «Не забывай, что тот легкий зуд, который мы называем сексуальностью, нужно время от времени почесывать, иначе он выйдет из-под контроля, захватит каждое мгновение бодрствования и приведет к настоящим неприятностям», – писал он другу.


Че Гевара


Многие удивлялись тому, как легко Эрнесто Гевара завоевывал женщин. И это при том, что его нельзя было назвать блестящим кавалером. Женщины ценили в нем ум, начитанность, пылкость и не замечали неопрятности, невысокого роста и дурных манер.


Легендарный команданте Че Гевара

Его первой любовью стала девушка по прозвищу Чинчина («погремушка»). Она была самой красивой в школе, к тому же являлась наследницей одной из самых богатых семей. Эрнесто был влюблен и ринулся завоевывать девушку. Они даже собирались пожениться после того, как он закончит университет. Но вместо этого он отправился в путешествие по Латинской Америке, и их пути разошлись.


Эрнесто Гевара и его первая жена Ильда Гадеа


Эрнесто Гевара и Ильда Гадеа с дочерью |

Первой женой Че стала перуанка Ильда Гадеа. Их сблизили общие интересы. В ней его привлекло то, что она читала Толстого, Достоевского и Горького, перед которыми он преклонялся, и тоже была марксисткой и революционеркой. Позже Ильда рассказала, чем ее покорил команданте: «Доктор Эрнесто Гевара поразил меня с первых же бесед своим умом, серьёзностью, своими взглядами и знанием марксизма… Выходец из буржуазной семьи, он, имея на руках диплом врача, мог легко сделать карьеру у себя на родине. Между тем он стремился работать в самых отсталых районах, даже бесплатно, чтобы лечить простых людей… Я хорошо помню, что мы обсуждали в связи с этим роман Арчибальда Кронина «Цитадель» и другие книги, в которых затрагивается тема долга врача по отношению к трудящимся... Доктор Гевара считал, что врач обязан посвятить себя улучшению условий жизни широких масс. А это неминуемо приведет его к осуждению правительственных систем, господствующих в наших странах».


Команданте и Алеида Марч


Свадьба с Алеидой


Команданте и Алеида Марч с детьми

Особый интерес у Че Гевары вызывали женщины, так же страстно, как он, увлеченные революционными идеями. С аргентинкой Алеидой Марч он познакомился в годы партизанской борьбы на Кубе. Она была активной участницей подпольного движения и стала его личным секретарем, когда он командовал мятежниками.


Великий революционер – нежный отец


Алеида Марч с детьми

О том, как он завоевал ее сердце, Алеида вспоминала: «Я стояла на пороге фабрики, где мы наблюдали за перемещением вражеского лагеря, и внезапно Че начал нараспев читать стихотворение, которое было мне неизвестно. В это время я разговаривала с другими – а это была попытка привлечь мое внимание. Мне казалось, он хотел, чтобы я посмотрела на него не как на лидера или начальника, а как на мужчину».


Команданте и Алеида Марч


Че Гевара и его вторая жена Алеида Марч

После победы он развелся с первой женой и женился на Алеиде. В этом браке у них родилось четверо детей. Они прожили с 1959 по 1965 гг., пока Гевара не уехал в Конго. Позже Алеида возглавила Центр Че Гевары в Гаване и выпустила книгу воспоминаний, где описала Че как мужчину умного, заботливого, нежного, но слишком рано ушедшего.



Че Гевара


Тамара Бунке, она же партизанка Таня

Последней любовью Че Гевары была Тамара Бунке Бидер, известная под прозвищем Тани-партизанки. Это была самая неоднозначная фигура в биографии команданте. По одним данным, она была агентом кубинской разведки в Боливии и любовницей боливийского президента, по другим – Таня работала на КГБ. Они познакомились, когда она сопровождала Че в качестве переводчицы. Таня готовила в Боливии базу для подпольщиков, а потом ушла в горы вместе с Че и, по одной из версий, погибла в 1967 г., за 40 дней до гибели команданте. По другой версии, она выжила и уехала в СССР под другим именем.


Легендарный команданте Че Гевара


Легендарный команданте Че Гевара

Даже в самые последние дни Че, когда его схватили и держали под арестом в школе деревушки Ла Игера, покорил сердце 19-летней учительницы, приносившей ему еду. Она была последней из гражданских, кто видел его живым. Хулия Кортес позже призналась, что влюбилась в него с первого взгляда: «Любопытство толкнуло меня пойти посмотреть на уродливого и плохого человека, а встретила я чрезвычайно красивого мужчину. Его вид был ужасен, он выглядел как бродяга, но глаза его сияли. Для меня он был прекрасным, мужественным, умным человеком. Я не верю, что когда-нибудь появится другой такой».


Хулия Кортес

Эрнесто Че Гевары нет в живых уже больше пятидесяти лет. Его великие современники - Джон Кеннеди и Никита Хрущев, Шарль де Голль и Мао Цзэдун - заняли свои места в учебниках всемирной истории, а Че - по-прежнему кумир. Выходят кассовые игровые и документальные фильмы о нем, издаются - и сразу становятся бестселлерами - его биографии, легендарному революционеру докомпьютерной эпохи посвящены десятки интернетовских сайтов. Прагматичный рассудочный мир стосковался по романтике. На дворе - время Че.


В нем все было неправильно. Вместо аристократического звучного имени Эрнесто Гевара де ла Серна - краткий, почти безликий псевдоним Че, даже смысла-то особого не имеющий. Просто междометие - ну, эй. Аргентинцы повторяют его через слово. А вот поди ж ты - прижился, запомнился, стал известен миру. Вместо щегольского наряда и напомаженных волос - помятая куртка, стоптанные башмаки, растрепанная шевелюра. Коренной аргентинец, а танго от вальса не мог отличить. И тем не менее именно он, а не кто-то из франтоватых сверстников пленил сердце Чинчины, дочери одного из богатейших помещиков Кордовы. Так и приходил на званые вечера в ее дом - лохматый, в потрепанной одежде, ужасая снобов-гостей. И все равно был для нее лучше всех. До поры, конечно. В конце концов проза жизни взяла свое: Чинчине хотелось спокойной, обеспеченной, комфортной жизни - нормальной жизни, одним словом. А вот для нормальной-то жизни Эрнесто как раз и не годился. Тогда, в юные годы, им владела мечта - спасти мир. Любой ценой. Вот, наверное, в чем секрет. Вот почему изнеженный, болезненный мальчик из родовитой семьи оказался революционером. А ведь в роду его матери - последний вице-король Перу, брат отца - адмирал - был аргентинским послом на Кубе, когда там партизанил его племянник. Его отец, тоже Эрнесто, говорил: "В жилах моего сына текла кровь ирландских мятежников, испанских завоевателей и аргентинских патриотов"...

Идем дальше. Революционер. В расхожем представлении - угрюмый немногословный субъект, чуждый радостям жизни. А он жил жадно, с удовольствием: взахлеб читал, любил живопись, сам рисовал акварелью, увлекался шахматами (даже совершив революцию, продолжал участвовать в любительских шахматных турнирах, а жену в шутку предупреждал: "пошел на свидание"), играл в футбол и регби, занимался планеризмом, гонял плоты по Амазонке, обожал велоспорт. Даже в газетах имя Гевары появилось в первый раз не в связи с революционными событиями, а когда он совершил на мопеде турне в четыре тысячи километров, исколесив всю Южную Америку. Потом на пару с другом, Альберто Гранадосом, Эрнесто путешествовал на дряхлом мотоцикле. Когда загнанный мотоцикл испустил дух, молодые люди продолжили путь пешком. О приключениях в Колумбии Гранадос вспоминал: "Мы прибыли в Летисию не только до предела измотанные, но и без сентаво в кармане. Наш непрезентабельный вид вызвал естественные подозрения у полиции, и вскоре мы очутились за решеткой. Нас выручила слава аргентинского футбола. Когда начальник полиции, страстный болельщик, узнал, что мы аргентинцы, он предложил нам свободу в обмен на согласие стать тренерами местной футбольной команды, которой предстояло участвовать в районном чемпионате. И когда наша команда выиграла, благодарные фанатики кожаного мяча купили нам билеты на самолет, который благополучно доставил нас в Боготу".



Но по порядку. Болезненный. 2 мая 1930 года (Тэтэ - так Эрнесто звали в детстве - было всего два года) у него случился первый приступ астмы. Врачи посоветовали сменить климат - семья, продав свою плантацию, перебралась в Кордову. Болезнь не отпускала Эрнесто всю жизнь. Даже в школу первые два года он не мог ходить - маме пришлось заниматься с ним дома. К слову сказать, с матерью Эрнесто повезло. Селия де ла Сер-на-и-де ла Льоса была женщиной незаурядной: владела несколькими языками, стала одной из первых в стране феминисток и едва ли не первой среди аргентинских женщин автолюбительницей, была невероятно начитанна. В доме была огромная библиотека, мальчик пристрастился к чтению. Обожал поэзию, сохранил эту страсть до самой смерти - в рюкзаке, найденном в Боливии после гибели Че, вместе с "Боливийским дневником" лежала тетрадь с его любимыми стихами.

Человек, который всю жизнь не мог усидеть на месте. С детства. В одиннадцать лет Тэтэ вместе с младшим братом сбежал из дома. Их нашли только через несколько дней в восьмистах (!) километрах от Росарио. В юности, уже будучи студентом медицинского факультета, Гевара завербовался на грузовое судно: семья нуждалась в деньгах. Потом - по собственному выбору - стажировался в лепрозории. Однажды судьба забросила Гевару и Гранадоса в Перу, к развалинам древнего индейского города Мачу-Пикчу, где последний император инков дал бой испанским конкистадорам. Альберто сказал Че: "Знаешь, старик, давай останемся здесь. Я женюсь на индианке из знатного инкского рода, провозглашу себя императором и стану правителем Перу, а тебя назначу премьер-министром, и мы вместе осуществим социальную революцию". Че ответил: "Ты сумасшедший, революцию без стрельбы не делают!"

Окончив университет и получив диплом врача-хирурга, Эрнесто Гевара и не подумал остепениться. Можно было бы начать размеренную жизнь - профессия врача в Аргентине всегда была доходным делом, - но он... покидает родину. И оказывается в Гватемале в самый драматический для этой страны момент. В результате первых свободных выборов к власти в республике пришло правительство умеренно-реформаторского толка. В июне 1954 года президент Дуайт Эйзенхауэр организовал военную интервенцию против Гватемалы. Именно тогда Гевара утверждается в мысли: революцию без стрельбы не делают. Из всех рецептов избавления от социального неравенства Эрнесто избирает марксизм, но не рационально-догматический, а романтически-идеализированный.

После Гватемалы Эрнесто оказался в Мехико, работал книготорговцем, уличным фотографом, врачом. И вот тут его жизнь круто изменилась - он познакомился с братьями Кастро. После неудачного штурма казармы "Монкада" 26 июля 1953 Кастро эмигрировали в Мексику. Здесь они разрабатывали план свержения диктатуры Фульхенсио Батисты. В тренировочном лагере под Мехико Эрнесто изучал военное дело. Полиция арестовала будущего повстанца. Единственным документом, найденным у Че, оказалась неизвестно как попавшая в карман справка о посещений курсов... русского языка.

Выбравшись из тюрьмы, Че едва не опоздал на борт "Гранмы". Среди примерно ста повстанцев Эрнесто был единственным иностранцем. После недельного плавания яхта пришвартовалась у юго-восточной оконечности Кубы, но в момент высадки десант встретила засада. Часть повстанцев была убита, кого-то взяли в плен, Че ранили. Оставшиеся укрылись в лесистых горах Сьерра-Маэстры и начали 25-месячную борьбу.

Все это время родители Эрнесто почти не получали от него вестей. И вдруг - радость. Около полуночи 31 декабря 1958 года (на следующий день на Кубе победила революция) в дверь их дома в Буэнос-Айресе постучали. Открыв дверь, отец Эрнесто не увидел никого, зато на пороге лежал конверт. Весточка от сына! "Дорогие старики! Самочувствие отличное. Израсходовал две, осталось пять. Однако уповайте, чтобы бог был аргентинцем. Крепко обнимаю вас всех, Тэтэ". Гевара часто повторял, что у него, как у кошки, семь жизней. Слова "израсходовал две, осталось пять" означали, что Эрнесто был дважды ранен. Кто принес письмо, семья Гевары так никогда и не узнала. А через неделю, когда Гавана уже была в руках повстанцев, с Кубы прибыл самолет за семьей Че.

Через несколько дней после победы Че посетил Сальвадор Альенде. Будущий президент Чили оказался в Гаване проездом. Об этой встрече Альенде рассказывал: "В большом помещении, приспособленном под спальню, где всюду виднелись книги, на походной раскладушке лежал голый по пояс человек в зелено-оливковых штанах, с пронзительным взглядом и ингалятором в руке. Жестом он просил меня подождать, пока справится с сильным приступом астмы. В течение нескольких минут я наблюдал за ним и видел лихорадочный блеск его глаз. Передо мной лежал, скошенный жестоким недугом, один из великих борцов Америки. Он без рисовки мне сказал, что на всем протяжении повстанческой войны астма не давала ему покоя".

Но повстанческая война закончилась. Наступили будни. Че - министр промышленности, руководитель комиссии по планированию, главный банкир. Его размашистая подпись из двух букв появляется на денежных купюрах. Он изучает высшую математику, пишет работу о теории и практике революции, в которой излагает теорию "партизанского очага": горстка революционеров, в основном из слоев образованной молодежи, уходит в горы, начинает вооруженную борьбу, привлекает на свою сторону крестьян, создает повстанческую армию и свергает антинародный режим.

Кубинская революция нуждалась в международном признании, и Че возглавляет важные дипломатические миссии. В августе 1961 года он участвовал в межамериканском экономическом совещании на модном уругвайском курорте Пунта-дель-Эсте. Там была озвучена предложенная президентом Джоном Кеннеди программа "Союз ради прогресса". Куба в блокаде, правители латиноамериканских стран в обмен на экономическую помощь разрывают отношения с "островом Свободы". Советскому посольству в Уругвае из Москвы предписали оказать содействие миссии Че.

После окончания его лекции в Монтевидео на слушателей обрушилась полиция. Грянул выстрел, и на мостовую упал сраженный пулей профессор. Профессора убивать не собирались - пуля предназначалась Че.

Че первым из выдающихся деятелей кубинской революции приехал в Москву. Сохранились фотографии. Упакованный в шапку-ушанку Че на трибуне Мавзолея 7 ноября. Он искренне симпатизировал нашей стране и, может быть, поэтому был обеспокоен инициативой Хрущева "запустить американцам в штаны ежа", разместив на Кубе советские ракеты.

Министр промышленности, банкир, дипломат... А в душе Че всегда оставался революционером - безоглядно верил в эффект "партизанского очага", в то, что Сьерра-Маэстру можно повторить в других странах "третьего мира". Восемь месяцев воевал он в Конго ради спасения режима преемника Лумумбы. Используя Танзанию как тыловую базу, Че возглавил отряд из чернокожих кубинцев. Найти общий язык с конголезцами ему не удалось: они стреляли из автоматов с закрытыми глазами.

Поражение в Конго излечило Че от иллюзий о "революционном потенциале Африки". Оставалась "беременная революцией" Латинская Америка, ее слабейшее звено - обездоленная, отрезанная от внешнего мира Боливия, пережившая за недолгую историю независимости около двухсот путчей.

Че торопится: США стремительно берут реванш за победу кубинской революции. В 1964 году в Бразилии на двадцать с лишним лет воцарился военный режим. А как говорил Никсон, "по тому пути, по которому пойдет Бразилия, пойдет весь континент". Континент явно дрейфовал вправо. Еще через год президент Линдон Джонсон организовал интервенцию против Доминиканской Республики. Созданием нового "партизанского очага" Че Гевара надеялся отвлечь внимание США от Кубы.

В марте 1965 года Че Гевара вернулся на Кубу после трехмесячного отсутствия. И с тех пор... больше на публике не появлялся. Журналисты терялись в догадках: арестован? болен? бежал? убит? В апреле мать Эрнесто получила письмо. Сын сообщал, что собирается уйти от государственной деятельности и поселиться где-то в глуши.

Вскоре после исчезновения Че Фидель в узком кругу оглашает его письмо: "Я официально отказываюсь от своего поста в руководстве партии, от своего поста министра, от звания команданте, от моего кубинского гражданства. Официально меня ничто больше не связывает с Кубой, кроме лишь связей другого рода, от которых нельзя отказаться так, как я отказываюсь от своих постов".

Вот фрагменты письма, которое он оставил "дорогим старикам", своим родителям:

"...Я вновь чувствую своими пятками ребра Росинанта, снова, облачившись в доспехи, я пускаюсь в путь.

Многие назовут меня искателем приключений, и это так. Но только я искатель приключений особого рода, из той породы, что рискуют своей шкурой, дабы доказать свою правоту.

Может быть, я пытаюсь сделать это в последний раз. Я не ищу такого конца, но он возможен... И если так случится, примите мое последнее объятие.

Я любил Вас крепко, только не умел выразить свою любовь. Я слишком прямолинеен в своих действиях и думаю, что иногда меня не понимали. К тому же было нелегко меня понять, но на этот раз - верьте мне. Итак, решимость, которую я совершенствовал с увлечением артиста, заставит действовать хилые ноги и уставшие легкие. Я добьюсь своего.

Вспоминайте иногда этого скромного кондотьера XX века...

Крепко обнимает Вас Ваш блудный и неисправимый сын

А вот письмо детям:

"Дорогие Ильдита, Алеидита, Камило, Селия и Эрнесто! Если когда-нибудь вы прочтете это письмо, значит, меня не будет среди вас.

Вы мало что вспомните обо мне, а малыши не вспомнят ничего.

Ваш отец был человеком, который действовал согласно своим взглядам и, несомненно, жил согласно своим убеждениям.

Растите хорошими революционерами. Учитесь много, чтобы овладеть техникой, которая позволяет властвовать над природой. Помните, что самое главное - это революция и каждый из нас в отдельности ничего не значит.

И главное, будьте всегда способными самым глубоким образом почувствовать любую несправедливость, совершаемую где бы то ни было в мире. Это самая прекрасная черта революционера.

До свидания, детки, я надеюсь еще вас увидеть.

Папа шлет вам большущий поцелуй и крепко обнимает вас".

Надежда не сбылась. Он их больше не увидел. Эти письма были последней весточкой.

Через полтора года после исчезновения Че окажется в Боливии во главе разноплеменного отряда из сорока человек: примерно с такой же "команды" начиналась герилья на Кубе. Но второй Сьерра-Маэстре состояться было не суждено. Крестьяне-индейцы ко всем белым - а уж к иностранцам тем более - относились как к чужакам. Вопреки ожиданиям не оказала помощи местная компартия, неизменно выполнявшая идеологический заказ Москвы. А Москве не нужна была еще одна совершаемая в нарушение кремлевских святцев (без участия гегемона-пролетариата) революция.

Все одиннадцать месяцев пребывания Че в Боливии его деморализованный отряд преследовали неудачи. Петляя, повстанцы тщетно пытались уйти от натренированных американцами рейнджеров. Президент Джонсон дал добро на операцию "Синтия" - ликвидацию Че и его отряда. За сутки до развязки "Нью-Йорк тайме" опубликовала корреспонденцию под заголовком "Последний бой Че". 8 октября 1967 года Че попал в западню в ущелье Эль-Юро на юго-востоке Боливии. Истощенный, он еле двигался, давно не было лекарства от астмы, его трясла малярия, мучили желудочные боли. Че оказался в одиночестве, его карабин был разбит, сам он ранен. Легендарный партизан попал в плен.

В близлежащем селе его заперли в хибару, именуемую школой. На появление высоких военных чинов Че никак не отреагировал. Его последний разговор - с молодой учительницей Хулией Кортес. На классной доске было написано мелом по-испански: "Я уже умею читать". Че сказал, улыбаясь: "Слово "читать" написано с ударением. Это ошибка!" 9 октября примерно в 13.30 унтер-офицер Ма-рио Теран из автоматической винтовки М-2 застрелил Че. В доказательство, что ненавистный Че погиб, его тело выставили на всеобщее обозрение. Индейцам Че напоминал Христа, и они, как амулеты, срезали пряди его волос. По указанию боливийского военного руководства и резидентуры ЦРУ с лица Че сняли восковую маску, отрубили кисти рук для идентификации отпечатков пальцев. Позже доброхот переправит на Кубу заспиртованные кисти рук Че и они станут предметом поклонения.

Только почти через три десятилетия убийцы Че раскрыли правду о месте его захоронения. 11 октября тела Че и шестерых его соратников погребли в братской могиле, сровняли ее с землей и залили асфальтом на взлетно-посадочной полосе аэродрома в окрестностях поселка Валье-гранде. Позже, когда останки павших партизан доставят в Гавану, скелет с биркой "Е-2" опознают как останки Че.

Торжественные похороны Че состоялись в канун открытия V съезда Компартии Кубы. Был объявлен недельный траур. Обелиски, мемориальные доски, плакаты с девизом Че: "Всегда до победы!" Сотни тысяч кубинцев прошли в молчании мимо семи контейнеров из полированного дерева.

Партизан похоронили в трехстах километрах к востоку от Гаваны, в центре провинции Лас-Вильяс городе Санта-Клара, где Че одержал свою самую блистательную победу.

А 17 октября 1997 года останки Че перевезли в мавзолей, устроенный в основании памятника, воздвигнутого к двадцатой годовщине его гибели. Среди многочисленных участников траурной церемонии - вдова французского президента Франсуа Миттерана, земляк Че прославленный форвард Диего Марадона . Отданы высшие военные почести, у места захоронения Фидель Кастро зажег вечный огонь. Кажется, поставлена точка в судьбе человека-легенды.

Эрнесто Че Гевары нет в живых уже больше тридцати лет. Его великие современники - Джон Кеннеди и Никита Хрущев , Шарль де Голль и Мао Цзэдун - заняли свои места в учебниках всемирной истории, а Че - по-прежнему кумир. Время Че продолжается.

В далеком 1965 году кубинцев потрясла неожиданная пропажа их любимого, бесстрашного революционного лидера – Эрнесто Че Гевары. Обыватели на лавочках и в магазинах говорили разное: арестовали, заболел, убили и тому подобное. Прошло полгода, как в официальной прессе было опубликовано его письмо, с разрешения Фиделя Кастро. В нем были такие строки:

«Я, Эрнесто Гевара, официально отказываюсь от поста министра, от звания майора, от кубинского гражданства… Меня ничто больше не связывает с Кубой, кроме связей особого рода, от которых я не могу отказаться так просто, как отказываюсь сегодня от своих постов».

Че уехал внезапно и никто точно не знал, куда. Спустя время стало понятно: пунктом назначения стала Боливия, да еще и по приказу Фиделя – а цель – совершение революции в Латинской Америке. Наверное, долго уговаривать Че Гевару не пришлось – ему было нелегко в политике, душно, душа его стремилась в свободе, войне, поиску славы, но никак не к просиживанию в душных полутемных кабинетах.

Задание в Боливии, данное Фиделем, было трудновыполнимым, что не смутило Че – тот, скорее всего, жаждал свободы, те более, что конфликты с соратником множились, а Кастро, как говорили позднее, двигало непреодолимое желание поскорее избавиться от конкурента.

Где убит Че Гевара

Партизанский отряд Че Гевары состоял из 50 человек и функционировал под названием «Армия национального освобождения Боливии». Он был неплохо вооружен и даже провел не одну удачную операцию против регулярных войск, учитывая при этом, особенности сложных гористых местностей региона Камири. Свидетели тех событий рассказывали, что не смотря даже на жесткую природу конфликта, Че собственноручно оказывал первую медицинскую помощь раненым при нападении боливийским солдатам, попавшим в плен к кубинским партизанам. Чуть позже Че отдавал приказ об их освобождении.

То, чего желал, Че Гевара не смог добиться – никакой революции он не совершил. Время его дислокации в Боливиии и партизанская деятельность продлилась около года, когда во время одного из боев в Куебрада-дель-Юро (ставших для него последним) Че Гевара был ранен. Раненый и безоружный, расстрелявший все свои патроны, он был доставлен под конвоем к одной из местных школ в Ла Игера, которая в то время выполняла роль временной тюрьмы для партизан.

Согласно записям исследователей, едва живого Че еще долго пытали. Кубинская газета «Хувентуд ребельде» писала о позорных действиях убийц, которые дели между собой его личные вещи: деньги, часы, трубку для курения.

Эрнесто Че Гевара. Фото убитого

«Андрес Селич, один из военачальников, вошел в здание школы, подошел к Че, усмехнулся и резко дернул его за бороду, оторвал небольшую ее часть. Че Гевара разозлился и ответит возмущением, после чего офицер стал изо всех сил бить его пистолетом по лицу», — пишут историки.

Феликс Родригес, агент ЦРУ, принимавший непосредственное участие в операции по задержанию и ликвидации Эрнесто Че Гевары, предложил бросить жребий, позволяющий решить спор о том, кто же все-таки убьет легендарного командантэ. Очевидцы тех событий подтверждают, что Родигес приказал выбранному жребием исполнителю казни целиться точнее. По одной версии, солдат, стрелявший в Че, был пьян, другие – что нервничал, понимая, кого он сейчас убьет, ведь еще при жизни Че Гевара сумел сыскать себе большую славу и уважение, что удавалось далеко не каждому. Сам американский спецагент утверждает, что по данной ему якобы инструкции от правительства Боливии, все должно было выглядеть так, как будто Гевара был убит в бою.

Президент Боливии Рене Баррьентос, согласно историческим источникам, хотел отрезать убитому Че голову и отправить ее на Кубу в качестве доказательства, однако, такой посылке воспротивились американцы. В итоге, Че Геваре отрезали руки. Да, это факт: необходимо было сохранить отпечатки пальцев командантэ на случай, если Фидель Кастро не поверит в смерть своего соратника.


Убитый Че Гевара. Фото

Кубинцы наперебой спрашивали: где убили Че Гевару? 15 октября 1967 года Куба получила официальный ответ: Фидель Кастро выступил по телевидению и радио. Он подтвердил факт гибели Че Гевары и объявил на острове Свободы тридцатидневный траур. К тому же, 9 октября был назначен Днем героического партизана. Кубинский лидер даже выступил с предложением установки стеклянной урны с руками Че Гевары на площади Революции, но мемориал так и не был открыт по соображениям этики.

При жизни Че был врагом для жителей Боливии, его боялись как чужака, который прибыл в их страну, неся политику захватчика и агрессора. Но, после своей смерти он стал настоящим идолом и в Боливии, героем и примером для ее жителей: в поселке Ла-Игера одних только портретов Че Гевары даже больше, чем самих жителей, ему молятся как божеству и рассказывают о нем легенды.

Место захоронения Че Гевары долгое время хранилось в тайне, что понятно, было распространенной темой для спекуляций. Лишь в 1995 году боливийский генерал Марио Варгас Салинас, принимавший участие в казни Че, указал его. Кубинские ученые нашли тело и путем сложных медицинских манипуляций опознали его. Останки Че Гевары были доставлены на Кубу и 17 октября 1997 года захоронены со всеми подобающими почестями в мавзолее кубинского города Санта-Клара. И по сей день на его могиле стоит легендарная, как и сам команданте, шестиметровая статуя Че.