Психологический портрет собственной личности образец написания готовый. Психологический портрет личности

Инструкция

Основными критериями, по которым можно составить психологический портрет , являются:

1. характер (закрепляет устойчивые особенности человека, которые определяют его поведение в разных ситуациях);

2. темперамент;

3. самооценка;

4. интеллект;

5. уровень эмоциональности.

Психологи выделяют разное количество характера. Например, К. Леонгард выделяет характеры демонстративный, застревающий, педантичный и возбудимый. Главные черты демонстративной личности - совершение поступков под влиянием эмоций, умение вживаться с придуманные (иногда самостоятельно) . Педантичные люди, не подвержены влиянию эмоций, скрупулезны, не умеют "играть", трудно принимают решения. "Застревающие" люди - это те, кому наиболее трудно дается обработка собственных эмоций и переживаний. Они трудно как успехи, так и , постоянно прокручивают их в своей памяти (включая даже надуманные успехи и обиды). Они в принципе живут переживаемыми внутри себя событиями больше, нежели реальными. Люди с возбудимым похожи с демонстративным, однако они более конфликтны, не умеют использовать обстоятельства в своих целях и играть роли. Это как бы просто очень невротичные люди, утомленные, раздражительные.

С темпераментом все достаточно просто, он характеризует подвижность человеческого поведения, скорость принятия решений. По темпераменту люди делятся на 4 типа: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Сангвиник и флегматик обладают сильной нервной системой, однако флегматик инертен и нерешителен, а сангвиник достаточно возбудим. Нервная система холерика крайне неуравновешенна, хотя ее нельзя назвать слабой. Холерик не умеет вовремя "нажать педаль тормоза", он должен быть всегда, постоянно чем-то занят. Меланхолик обладает слабой нервной системой, мнителен, чувствителен, склонен к глубоким внутренним переживаниям, которые истощают его нервную систему еще больше.

Самооценка может быть нормальной, заниженной или завышенной. Она очень подвержена изменениям, например, вследствие наступления определенного возраста. Большинство страдают от заниженной самооценки, но это в основном проходит, когда они становятся взрослыми, добиваются каких-то значимых успехов, что позволяет им смотреть на себя по-другому и меньше зависеть от чужого мнения.

Интеллект позволяет человеку оценивать ситуацию, выделять существенное и несущественное, принимать решения и корректировать свое поведение. Благодаря интеллекту человек может функционировать более или менее эффективно. Уровень интеллекта зависит от возраста, образования, круга общения человека и т.д.

Эмоции возникают помимо воли человека, задача любого - уметь управлять ими, что необходимо как для поведения в обществе, так и для физического здоровья. Замечено, что более здоровые люди отличаются умением контролировать свои эмоции. Однако необходимо помнить, что управлять эмоциями, контролировать их вовсе не означает скрывать их, загонять внутрь: часто они становятся еще более острыми от таких действий. Уровень эмоциональности человека зависит от умения правильно управлять эмоциями.

Даже если нам кажется, что мы составили четкий психологический портрет того или иного человека, это не , что мы можем стопроцентно полагаться на него. Во-первых, каждый человек все же уникален. Во-вторых, человек меняется с возрастом, под воздействием различных жизненных обстоятельств.

Психологический портрет - это словесное описание личности, которое содержит характеристики индивидуума и его вероятного поведения при определённых обстоятельствах. Подробная информация о человеке нужна при избрании профессии, приёме сотрудника на определённую должность, в брачных агентствах, для определения перспектив совместной семейной жизни. Психологический портрет личности составляется по результатам тестов, различных опросников (Кеттелла, Мехрабиана, Айзенка) и общения с психологом.

Психологический портрет играет основополагающую роль при выборе будущего рода деятельности. Прежде чем поступить в учебное заведение, нужно узнать, в какой области человек сможет добиться больших успехов. Ведь ничего хорошего не получится, если заниматься делом, которое не по душе.

Благодаря качественно составленному психологическому , заинтересованные стороны могут лучше узнать человека, понять мотивы его поведения. С помощью такого описания удаётся выявить ложь, склонность к конфликтам, сильные и слабые черты характера.

Многие менеджеры при приёме на вакантную должность тестируют кандидатов, чтобы определить качества и способности претендентов. Руководителям важно знать, как будет действовать человек в сложной обстановке, сможет ли он решить проблемы, обладает ли индивид нужными для выполнения поставленной задачи чертами характера.

Психологический портрет ребёнка поможет учителю найти подход к своему ученику. Если взрослые хотят достучаться до сердец детей, им нужно знать Определив тип темперамента каждого ребёнка, можно грамотно спланировать процесс его воспитания.

Психологи по просьбе клиента составляют психологический портрет человека, чтобы найти ему подходящего спутника жизни. Ведь известно, что две полярные личности не смогут выстроить гармоничные отношения. Если партнёры хотят избежать конфликтов и непонимания, они должны иметь сходные ценности, подходящий темперамент, одинаково думать и сообща идти к заветной цели.

Основные составляющие психологического портрета личности

Перед тем как обрисовать психологический портрет индивидуума, следует узнать, какие критерии его составляют. Каждый населяющий планету человек является индивидуальностью. Любому индивиду присущи базовые и программирующие характеристики. Базовые критерии - это темперамент, характер, а также способности индивидуума. Программирующие критерии – направленность, интеллект и самосознание.

Индивиды, в зависимости от восприимчивости, делятся на следующие типы:

  1. Ориентированные на настоящее.

Без труда вживаются в любую роль, умеют приспособиться к любой обстановке. Быстро принимают правильные решения.

  1. Ориентированные на прошлое.

Поступают согласно установленным правилам и законам. Хорошие исполнители.

  1. Ориентированные на будущее.

Могут продемонстрировать неадекватное поведение. Не принимают иерархию. Являются авторами многих идей.

Составляющие психологического портрета личности:

  1. Темперамент.

Основывается на специфических особенностях нервной системы. Определяет модель поведения индивидуума. Его черты плохо поддаются корректировке. Существует 4 типа темперамента: сангвиники (уравновешенная психика, гибкое поведение, живость), холерики (эмоциональность, изменчивость настроения, жажда новизны), флегматики (инертность, уравновешенность, застенчивость), меланхолики (ранимая психика, пессимизм, уязвимая нервная система).

  1. Характер.

Это оригинальные особенности каждого индивида. Характер проявляется при коммуникации и в процессе общественной деятельности. На каждого индивида составляется характеристика на основании отношения к следующим аспектам жизни: труду (лень, трудолюбие), людям (общительность, замкнутость), себе самому (эгоизм, скромность), объектам материальной сферы (скупость, щедрость).

  1. Способности.

Это индивидуальные свойства индивидуума. Благодаря своим способностям люди добиваются успеха в определённой сфере жизни. Способности развиваются в ходе обучения.

  1. Направленность.

В её основе лежит мотивация. Она определяет деятельность и поведение индивида. Направленность сфокусирована на какую-то задачу, общение или на самого себя. Одни индивиды стремятся удовлетворить свои физиологические потребности и обеспечить себе комфортные условия существования. Другие ищут себя в различных областях общественной деятельности, стараются реализовать свои творческие способности.

  1. Эмоциональность.

Её суть составляет непроизвольная реакция человека на внешние раздражители. Возникают помимо воли и желания индивида. Переживания по поводу определённой ситуации отображают глубину значимости для индивидуума различных событий. Волевая личность должна уметь подавлять свои эмоции, не показывать окружающим свои истинные чувства.

  1. Интеллектуальность.

Определяет уровень образованности индивидуума. Зависит от полученных знаний, возраста, специфики профессии. Благодаря интеллекту происходит оценка незнакомой ситуации, принятие важных решений, регулирование поведения. С помощью интеллектуальности индивид приспосабливается к новой обстановке, правильно выстраивает свои отношения с другими людьми. Интеллект - это способность мыслить рационально, а действовать целесообразно ситуации.

  1. Коммуникабельность.

Умение общаться - важная черта характера. В общении раскрываются индивидуальные особенности людей. Благодаря коммуникации, происходит передача информации, сведений о чувствах, мыслях, знаниях субъектов разговора.

  1. Самооценка.

На основании самоанализа у индивида вырабатывается эмоционально-ценностное отношение к собственной персоне. Самооценка бывает адекватной, завышенной или заниженной. Индивид оценивает собственные способности, достижения, своё место в обществе.

Если вы выявили у себя заниженную самооценку, то вам стоит обратиться к специалисту, например к психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.

  1. Волевые качества.

Качества характера влияют на жизнь и поступки людей. Волевые индивидуумы самостоятельно принимают решения, не боятся трудностей, они решительны и настойчивы. Безвольные люди часто слабохарактерные. Таким индивидам не удаётся реализовать себя в обществе, хотя они обладают всеми

  1. Самоконтроль.

Воспитанность человека и умение вести в обществе зависят от самоконтроля. Люди, не умеющие контролировать свои чувства, слова, поведение не способны выстроить с окружающими дружеские или партнёрские отношения.

  1. Способность к совместной работе.

Различные индивиды обладают разной способностью к коллективному труду. Умение трудиться в команде - это способность подстраиваться под других людей, прислушиваться к иной точке зрения.

Как составляется психологический портрет личности?

Для того чтобы правильно составить психологический портрет индивидуума, следует придерживаться таких правил:

  • методика изучения индивидуума обязана соответствовать цели эксперимента, возрасту человека, уровню его образования;
  • кроме личной беседы с индивидуумом, нужно применять два личностных опросника и три проективных метода;
  • по результатам всех исследований сопоставить данные, проследить их корреляцию;
  • создать обследуемому индивиду комфортные условия тестирования;
  • составить портрет так, чтобы его текст был понятен людям, не имеющим психологического образования.

Какие методики применяются для составления необходимого психологического портрета:

  • изучение эмоционально-волевой сферы - методика САН, тест Спилберга, Баса-Дарки, Немчина;
  • исследование когнитивно-познавательной области - тест на интеллект, Векслера, запоминание 10 слов, исключение лишнего, матрицы равенства, таблицы Шульте;
  • обследование межличностно-социальной сферы - цветовой тест Эткинда, метод Бейлза, Лири, социометрия;
  • изучение мотиваций и потребностей - методика Орел, типы трудовой мотивации по Герчикову, якоря карьеры, 14 базовых потребностей по Мюррею.

Какие проективные методики используются в исследовании внутреннего мира и переноса его содержания на внешний:

  • рисунок «дом, дерево, человек»;
  • образ выдуманного животного;
  • психогеометрия;
  • пятна Роршаха.

Какие личностные опросники применяются для выявления у индивида определённых характеристик:

  • тест Леонгарда;
  • 16-факторный опросник Кеттелла;
  • MMPI (полная или сокращённая версия).
  • инициалы обследуемого, его возраст, профессия;
  • цель исследования (например, на предмет соответствия занимаемой должности);
  • методики, которые использовались;
  • поведение индивида при тестировании (дрожание рук, сильное волнение);
  • результаты исследования;
  • психологические особенности индивидуума и прогноз касательно его поведения;
  • выводы, пожелания, рекомендации.

Пример написания психологического портрета личности

Психологический портрет любой личности сможет составить только опытный психолог. Специалист выбирает , которая соответствует цели конкретного исследования. Для того чтобы проанализировать себя самостоятельно, следует использовать упрощённые методы, например, тестирование типологии личности DISC или соционику. Подобные тесты легко найти в интернете и пройти онлайн. С их помощью можно узнать свой тип характера.

Пример психологического портрета личности на основании опросников Кеттелла, Мехрабиана, Айзенка:

  • Никифорова Елена, 20 лет, студентка;
  • черты характера: общительна, имеет немало друзей, добродушна, эмоциональна, часто поступает под влиянием эмоций, импульсивна, склонна к агрессии;
  • темперамент: согласно опроснику Айзенка, сангвиник, легко знакомится и общается, отлично приспосабливается к непривычным условиям жизни;
  • интеллект: по результатам опросника Кеттелла интеллект выше среднего, имеет абстрактное мышление, отличную сообразительность, быстро воспринимает новую информацию;
  • мотивация: согласно опроснику Мехрабиана мотивирована на достижение поставленной цели, то есть успеха;
  • эмоциональная стабильность: средняя, легко возбуждается, слишком эмоциональна, неуступчива, раздражительна;
  • коммуникативные способности: разговорчива, активна, часто недоверчива, склонна к лидерству, независима, знает как вести себя в новом коллективе;
  • подведение итогов: результаты тестов находятся в границах нормы, следует обратить внимание на излишнюю подозрительность и негибкость исследуемой.

Результаты психологического анализа текста:

Уважаемая Л.Л.!

Текст Вашей подруги (знакомой) или пациентки О в сильной степени сориентирован на некоторого конкретного читателя, которым являетесь или Вы или тот человек, который пытается влиять на нее, возможно, проводит с ней психотерапевтические сеансы.

О - внушаемый человек, она склонна не навязывать свое, а подстраиваться под собеседника, в частности, использовать в своих ответах сказанные им слова. Ее текст, например, начинается с повторения формулировки поставленного задания (Во мне как личност самым существенным является… ). Сочетание своих и чужих фрагментов создает впечатление или образ “полумонахини-полублудницы”, который, как всякий образ, имеет к действительности отдаленное отношение.

И в дальнейшем по тексту, особенно в начале фраз О использует чужие слова. Чужие слова - это обычно терминология и научные выражения, нередко из лексикона психолога (Я склонна к постоянному самоанализу… Но внешне эмоции я проявляю… Патологически не могу… ). Ее собственная речь, напротив, разговорна, содержит орфографические ошибки, появляющиеся под влиянием просторечия, в ней встречаются детские выражения (от отчаи нья, с самол го детства /малого/, в общее с людьми, принимаю себя в таком виде , пребывая … в себя ).

О путает духовное и душевное (дух и душу). Ее проблемы, действительно, связаны с душевными движениями и относятся к ведению специалиста по душе (психолога). Вера и духовность понимаются О некорректно (состояние духовного поиска и сконцентрированность на себе ) и безграмотно (духовный поиск у меня связан с “богоискательством” ). По-видимому, религия привлекает ее как возможность общения и подчинения авторитету. И она вполне может попасть под влияние более менее настойчивых сектантов (чего Вы, Л.Л., судя по всему, справедливо опасаетесь).

По-видимому, основная ее проблема - одиночество, дефицит общения и эмоциональных контактов (стараюсь извлечь удовольствие из всего, что встречается на моем пути ). Возможно некоторое отставание развития эмоциональной сферы. По крайней мере, О склонна к чисто детским проявлениям (я люблю ввязыватся во все новое…, под удовольствием я …понима всю гамму ощущений от отчаинья до безумной радости ).

Скорее всего, О слишком сильно концентрируется на своих переживаниях (пребывая постоянно в себя, я не внимательна к окружающим ). Как ребенок, подпадает под чрезмерное влияние источника эмоций (действую подчиняюясь не продуманному решению, а спонтанно и исходя из одномоментных ощущений, интуиции ) и не способна к трезвым его оценкам (Чувствительна, но не обидчива. В меру безответственна и беспринципна ). Приведенные примеры в основном содержат не самооценки О, а оценки окружающих (чужую речь), которые, по-видимому, пытаются воспитывать ее, и слова которых она послушно (в виде покаяния) повторяет.

Беда в том, что оценки окружающих для О - как для ребенка - важнее и значимее собственных представлений:
Патологически не могу (или боюсь, что это выглядит так со стороны) “давить” (влиять) на окружающих.

Но их воспитательное влияние не приносит разрешения проблем. Ведет не к достжению успеха или “исправлению”, а к покаянию, извинениям и неоправданному занижению самооценки (я совершенно бесцельное существо ). Потребность в эмоциональных контактах, судя по всему, оказывается сильнее.

Уважаемая Л.Л.! По-видимому, Вам не стоит укорять Вашу подругу за ветренность и нежелание (-умение) отстаивать свои интересы. Скорее всего, она не менее обидчива, чем другие, но больше других стесняется свои обиды демонстрировать и обсуждать. Именно в этом случае она, наверное, замыкается в себе и отказывается от общения (с самолго детства предпочитаю “отшельнический” образ жизни… мне необходимо много времени для того чтобы быть с самой собой ).

Вы правы, когда говорите, что она производит впечатление замкнутого, странного и неожиданного в своих проявлениях человека, но, скорее всего, ошибаетесь, когда предполагаете, что ей ближе “духовная практика”, чем живые другие люди, и опасаетесь “ухода в свой внутренний мир”. Скорее всего, Ваша подруга не больше “ориентируется на глубоко внутренние критерии”, чем ребенок 10 -15 лет, - скорее, наоборот. Согласитесь, что для женщины 33 лет (и с высшим образованием) детский взгляд на мир создает определенные проблемы, в частности, как Вы справедливо пишете, проблемы (равноправного) общения. И наибольшую опасность для Вашей подруги представляет “дурная компания”.

По-видимому, не стоит ориентировать ее на рефлексию и моральную проблематику. Полезнее будет помочь наладить более продуктивные и регулярные контакты с окружающими, особенно со сверстниками противоположного пола, возможно, вначале даже с психологическими сверстниками, мальчиками 17-18 лет, попытаться снять неоправданный эмоциональный экстремизм, вызванный дефицитом общения и здоровой эмоциональной разрядки. Тем более, что, как Вы справедливо отмечаете, “социальные и конвенциональные нормы не являются мотивирующим началом поведения и жизни” Вашей подруги, “хотя она о них знает, знает, что частенько их нарушает, но считает себя правой и не собирается что-либо менять”.

Если Вы планируете привлечь к решению проблем Вашей подруги специалиста, то здесь, по-видимому, скорее подойдет специалист по семейной терапии и\или сексолог. В Самаре, где Вы проживаете, можно обратиться к ….

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра Практической Психологии

Психологический портрет личности

Выполнила студентка 14-С-1

Хворостинская К.А.

Руководитель:

Введение……………………………………………………………….…………..3

Понятие о психологическом портрете личности………………………………………...……4

Из чего состоит психологический портрет личности человека…………………….….5

Составление психологического портрета……………………………………………………….…6

Список используемой литературы ………………………………………………………………….10

Введение

На вопрос, что такое личность, различные специалисты отвечают по-разному. Именно в разнообразии их ответов, и, следовательно, в расхождении мнений на этот счет и проявляется сложность самого феномена личности.

В основе практически всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведение, придает поступкам закономерный характер.

В понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Ощущение устойчивости личности – важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях личность не была бы относительно устойчивой, то людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку, и были бы не в состоянии предсказывать его поведение.

На основании этих предпосылок стало возможным описание основных черт личности, составление психологического портрета человека. А это, в свою очередь открывает возможности для ее систематического исследования, изучения проявлений поведения в различных жизненных ситуациях, и проведения психокоррекционной работы, в том случае, когда возникает такая необходимость.

Понятие о психологическом портрете личности

Подходы к структуре личности в различных теориях различны. В теории З. Фрейда это – бессознательное, сознание, и сверхсознательное. В теории социального научения это – способности, когнитивные стратегии, ожидания, ценности и планы поведения. Некоторые теории отрицают существование устойчивой структуры личности. Большинство исследователей, занимающихся изучением данного феномена, в структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей. Эти понятия являются относительно постоянными у человека и в своей совокупности представляют собой психологический портрет личности.

Некоторые исследователи (Кудряшова С.В., Юнина Е.А.) предлагают несколько иное представление о психологическом портрете личности.

Они включают в него:

1) социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, род деятельности);

2) социально-психологические признаки (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания);

3) индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, психосоматический тип или темперамент).

Рассмотрим психологический портрет личности на конкретном примере.

Из чего состоит психологический портрет личности человека

1. Темперамент

Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении.

Одни - быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие - медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т. д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.

2. Характер (акцентуация характера)

Характер (греч. - «чеканка», «отпечаток») есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения.

В структуре характера выделяют 4 группы черт, выражающих отношение личности к определенной стороне деятельности:

к труду (например, трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты - лень, склонность к рутинной работе, безответственность, пассивность);

к другим людям, коллективу, обществу (например, общительность, чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм и противоположные им - замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение, индивидуализм);

к самому себе (например, чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные им - самомнение, иногда переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоцентризм, эгоизм);

Составление психологического портрета

В качестве испытуемого буду выступать я сама.

Ксения, 18 лет. Имею среднее и в настоящий момент получаю высшее образование в СПбГАСУ по специальности строительство. Психологический портрет составлен на основе тестирования 16-факторным личностным опросником Кеттела.

Я отличаюсь невысоким ростом, нормальным телосложением. Имеет способность к продолжительному физическому напряжению. Люблю ходить неспешным, размеренным шагом. Движения хорошо координированы, быстры и точны.

Мимику можно назвать несколько монотонной, но в то же время достаточно выразительной, всегда соответствующей переживаниям. Мне свойственна непринужденная улыбка. Жестикуляция подобно остальным движениям, более выразительна и более оживленна, чем мимика. Все движения очень просты и естественны. Люблю, опустив руку вниз, коротким движением кисти отбивать такт, теребить волосы. Когда идет речь о делах, часто старательно подавляю свои душевные и эмоциональные проявления.

Говорю я негромко, достаточно протяжно, за исключением острых моментов. Голос у меня высокий, на что часто обращают внимания другие люди, удивляясь такому «детскому» голосу.

В детстве занималась балетом, после пошла в художественную школу, совмещая с футболом, но после травмы временно завязала. В настоящее время продолжаю играть в футбол. Нравится выступать как в качестве зрителя, так и в качестве игрока.

Я не стремлюсь к уединению, достаточно спокойно чувствую себя в шумных компаниях. Достаточно скрытна – предпочитаю не высказывать открыто свои мысли и не показывать свои чувства. О друзьях отзываюсь с теплотой, хотя их круг сузился.

Согласно данным, полученным в результате тестирования по методике Кеттела, у Александра Б. преобладают следующие черты характера, наиболее развитые в структуре личности: аскетичность, благородство, консерватизм, замкнутость, организованность, практичность, принципиальность, рационализм, самодостаточность, сдержанность, сотрудничество, терпение, целеустремленность, честность.

Характер близок к флегматику, хотя соотношения весьма консервативны

«Человек-флегматик может быть безошибочно выделен в толпе людей. Черты этого типа личности можно описать как серьезность и сдержанность. Он всегда старается избегать споров, ссор и скандалов. Поэтому в большинстве конфликтных ситуаций согласится со всеми доводами, лишь бы выйти из затруднительного положения. При этом он будет держаться спокойно и уравновешенно, не проявляя каких-либо ярких эмоций, согласия или не согласия.

Он не будет принимать опрометчивых и поспешных решений, так как ему свойственна выдержка, вдумчивость и рассудительность. Поэтому он «возьмет паузу» и тщательно обдумает то или иное действие. Флегматику не свойственны приступы ярости или агрессии, он всегда остается невозмутимым. Для этого ему не нужно делать над собой каких-либо усилий, так как эмоциональная уравновешенность у него от природы.

Если он и поссорился с кем-то, то склонен первым пойти на контакт и быстро наладить отношения с другой стороной, так как не любит в жизни перемен и расставаний. В незнакомой ситуации или в новом коллективе флегматику нужно много времени, чтобы адаптироваться, подружиться и присмотреться к окружающим его людям.»

Положительные тенденции

Согласно пройденным тестам, я имею рациональный и практичный ум. Спокойна и сдержанна в большинстве случаев. Люблю размышлять и строить планы о своей дельнейшей жизни.

По словам друзей: Ксения – не мелочна, открытая и бесхитростная. Часто проявляет благородство в ответственных и сложных жизненных ситуациях, проявляет твердую хватку в делах. Правильная, устойчивая и стабильная. Она отличается активностью и авантюризмом, и производит впечатление человека самостоятельно мыслящего.

Она обладает адекватной самооценкой, это выражается в чувстве уверенности в себе, наличии самоопределенности, внутреннего стержня. В поведении это проявляется в активности, стремлении расширить поле своей деятельности. Она довольно самостоятельна в своих взглядах и желаниях.

В отношениях с окружающими у меня преобладает мотив сотрудничества, рационализм. При необходимости, с удовольствием оказываю помощь знакомым. Заботлива к ближайшему окружению, умею убедить в обоснованности своих действий и поступков.

Исходя из типа темперамента настойчива и упорна, редко выхожу из себя, не склона к аффектам, рассчитав свои силы, довожу дело до конца, ровна в отношениях, в меру общительна, не люблю попусту болтать.

Отрицательные тенденции

На основании данных о пристрастии к рискованным играм и развлечениям в детстве, и не желании принимать участие в командных играх, можно сделать вывод о том, что при приверженности к свободе в выборе занятий, отсутствует потребность в сотрудничестве с другими людьми, когда это касается увлечений и деятельности, не связанной с карьерой.

Для меня очень важно получать точные и исчерпывающие инструкции. В ситуации непредсказуемого развития событий в будущем, а также, если на голову свалилось множество незапланированных дел, у меняможет легко возникнуть стрессовое состояние.

Стремление приносить себя в жертву ради других, но именно тогда, когда это не только не нужно, а напротив, может принести вред.

Сложно создать доверительную и эмоционально теплую атмосферу в общении, когда речь заходит об отношениях. Произвожу впечатление человека замкнутого.

Список литературы

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. / Личность и ее формирование. – М., Наука, 1988. – Стр. 281-310.

2. Кудряшова С.В. Юнина Е.А. Психология: учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов: Часть 1, 2. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2002. – 258 с.

3. Мейли Р. Факторный анализ личности. // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М. Наука, 1982. – 407 с.

Г. Санкт-Петербург

21. Социально-психологический портрет личности

Академик Б.Г. Ананьев, создавший ленинградскую школу психологов, обосновал, что каждый человек обладает яркой индивидуальностью, объединяющей его природные и личностные особенности. Через индивидуальность раскрываются своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности. В индивидуальности выделяются базовые и программирующие свойства. К базовым относятся темперамент, характер, способности человека. Именно через базовые свойства раскрываются динамические характеристики психики (эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность) и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности. Базовые свойства - сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт личности.

Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства - направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организаторы поведения «Я».

На основе оценки свойств личности можно составить ее психологический портрет, включающий следующие компоненты: темперамент; характер; способности; направленность; интеллектуальность; эмоциональность; волевые качества; умение общаться; самооценка; уровень самоконтроля; способность к групповому взаимодействию.

Развитие индивидуальности продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека - из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием.

Темперамент

Родоначальником учения о темпераменте является древнегреческий врач Гиппократ (V-IV в. до н.э.), который считал, что в теле человека имеются четыре основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Названия темпераментов, данные по названию жидкостей, сохранились до наших дней: холерический, происходит от слова "желчь", сангвинический - от слова "кровь", флегматический - слизь и меланхолический - черная желчь. Преобладанием той или иной жидкости Гиппократ и объяснял выраженность определенного типа темперамента у конкретного человека.

В современной психологии словом «темперамент» обозначают динамические особенности психики человека, т. е. только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Поэтому темперамент никак нельзя определить словом «хороший» или «плохой». Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, он основан на свойствах нервной системы человека и зависит от строения тела человека, обмена веществ в организме. Черты темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности. Поэтому при изучении черт темперамента усилия должны быть направлены не на их изменения, а на познание особенностей темперамента для определения рода деятельности человека.

Типы темпераментов:

1. Сангвиник - это обладатель сильного типа нервной системы (т. е. нервные процессы обладают силой и продолжительностью), уравновешенного, подвижного (возбуждение легко сменяется торможением и наоборот);

2. Холерик - это обладатель неуравновешенного типа нервной системы (с преобладанием возбуждения над торможением);

3. Флегматик - с сильным, уравновешенным, но инертным, неподвижным типом нервной системы;

4. Меланхолик - со слабым неуравновешенным типом нервной системы.

Характер

Характер (греч. - "чеканка", "отпечаток") есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения. Те особенности личности, которые относятся к характеру, называют чертами характера. Черты характера - это не случайные проявления личности, а устойчивые особенности поведения человека, особенности, которые стали свойствами самой личности. В характере выражаются не случайные, а наиболее типичные, существенные особенности человека.

В структуре характера выделяют 4 группы черт, выражающих отношение личности к определенной стороне деятельности:

К труду (например, трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты - лень, склонность к рутинной работе, безответственность, пассивность);

К другим людям, коллективу, обществу (например, общительность, чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм и противоположные им - замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение, индивидуализм);

К самому себе (например, чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные им - самомнение, иногда переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоцентризм, эгоизм);

К вещам (например, аккуратность, бережливость, щедрость или, напротив, скупость и т. п.).

К. Леонгард выделил 4 типа характера: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый.

Демонстративный тип, который получил свое название из-за способности людей подобного типа очень сильно выражать свои эмоции, с точки зрения окружающих - более сильно, чем они их переживают в данный момент. У демонстративной личности развита способность вытеснять из сознания некоторые травмирующие представления: она может лгать, не сознавая, что лжет, при этом ложь демонстративной личности отличается от сознательной лжи притворяющегося человека. Она не притворяется, а действительно в данный момент верит в то, в чем пытается убедить окружающих. Демонстративная личность глубоко вживается в требуемый ситуацией образ, ей присуща высокая артистичность в выражении любого чувства: горя, восхищения и т. д.

При положительном социальном развитии демонстративная личность может стать прекрасным писателем, актером, социальным работником - благодаря умению вжиться в другой образ, понять другого человека.

Противоположностью демонстративному является педантичный характер. Если демонстративная личность принимает решения стремительно, импульсивно, процесс обдумывания сведен к минимуму, то педантичная личность долго колеблется и тщательно обдумывает свои действия. Негативными чертами такого характера могут быть нерешительность, боязнь несчастного случая или ошибки, что вызывает необходимость постоянно проверять и перепроверять свои действия выключен ли газ, нет ли в отчете ошибки, не грязные ли руки и пр., если, конечно, это не единичные случаи, а устойчивое поведение. Но, как известно, наши достоинства являются продолжением наших недостатков, и педантичный характер может выразиться в таких прекрасных качествах, как пунктуальность, аккуратность, ответственность, предусмотрительность, рассудительность, забота о собственном здоровье, избежание эксцессов - словом, весь комплекс, которого демонстративной личности явно не хватает.

Следующий тип характера - застревающий. Для людей этого типа характерна очень долгая задержка сильных чувств (аффектов) ярости, гнева, страха, особенно когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-то внешних обстоятельств. Этот аффект может не затухать и вспыхивать с первоначальной яркостью спустя недели, месяцы, даже годы. Свои успехи застревающий человек переживает так же достаточно долго и ярко. Люди этого типа отличаются обидчивостью и злопамятностью. Самыми распространенными «идеями», темами застревания являются: ревность, преследование, месть. Эти люди могут сказать о себе: «Я могу простить обиду, но не забыть ее».

У возбудимых личностей так же, как у демонстративных и застревающих, часто констатируется весьма неровное течение жизни, однако не потому, что они постоянно избегают трудностей, а потому, что часто высказывают недовольство, проявляют раздражительность и склонность к импульсивным поступкам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Неумение управлять собой ведет к конфликтам.

Способности

Способность в психологии рассматривается как особое свойство психологической функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности. Количественные параметры продуктивности системы точность, надежность (устойчивость), скорость функционирования. Способности измеряются путем решения задач определенного уровня трудности, разрешения ситуаций и т. д.

Уровень способностей определяется степенью разрешимости противоречий между свойствами индивида и отношениями личности. Лучший вариант, когда есть способности к какой-либо сфере деятельности и интерес этим заниматься.

Способности подразделяются на общие и специальные. Общие способности могут предопределять склонность к довольно широкому спектру деятельности, они формируются развитием интеллекта и особенностей личности.

К общим способностям относятся:

готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие и высокая работоспособность;

черты характера - внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность;

развитие творческого мышления, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, адаптивность, высокая продуктивность умственной деятельности.

Общая способность выступает как социально-психологическая основа развития специальных способностей к определенному виду деятельности: музыкальной, исследовательской, преподавательской и др.

Направленность

В основе направленности личности лежит мотивация ее деятельности, поведения, удовлетворения потребностей. Направленность бывает на задачу, на общение, на себя.

Интеллектуальность

Известный советский психолог С.Л. Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека - «умное поведение». Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. Интеллект - это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.

Интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях - как символ обучения человека всему новому.

Интеллект можно определить также как общую способность действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно функционировать в окружающей среде (Векслер).

Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей.

Кроме познавательного, существует интеллект профессиональный и социальный (умение решать проблемы межличностных отношений, находить рациональный выход из создавшейся ситуации).

Эмоциональность

Со времен Платона вся психическая жизнь делится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля и чувства, или эмоции.

Ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, эмоции же всегда возникают и действуют помимо нашей воли и желания. Они отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в виде переживаний. В этом субъективность и непроизвольность эмоций.

Под умением управлять эмоциями чаще всего подразумевается умение скрывать их. Стыдно, но делается вид, что безразлично; больно, но это скрывается; обидно, но внешне только раздражение или гнев. Мы можем не показывать свои эмоции, от этого они не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее или принимают защитную форму агрессии.

Все эмоциональные явления делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния.

Наиболее мощная эмоциональная реакция - аффект. Он захватывает человека целиком и подчиняет его мысли и действия. Аффект всегда ситуативен, интенсивен и относительно непродолжителен, Он наступает в результате какого-либо сильного (объективного или субъективного) потрясения.

Собственно эмоции - это более длительная реакция, которая возникает не только как реакция на свершившиеся события, но главным образом на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.

Чувства - устойчивые эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношения к конкретным событиям или людям (возможно, воображаемым).

Настроения - длительные эмоциональные состояния. Это тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Настроение отражает общую установку принятия или непринятия мира. Превалирующие у данного человека настроения, возможно, связаны с его темпераментом.

Стресс - неспецифическая реакция организма в ответ на неожиданную и напряженную обстановку. Это физиологическая реакция, которая выражается в мобилизации резервных возможностей организма. Реакцию называют неспецифической, так как она возникает в ответ на любое неблагоприятное воздействие - холод, усталость, боль, унижение и т. д.

Умение общаться

Общение - это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Общение имеет свои функции, средства, виды, типы, каналы, фазы.

Наиболее очевидной функцией общения является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Средства общения бывают вербальными (речь в разных формах) и невербальными (пантомимика, мимика, жесты и др.).

Виды общения: общение двоих (диалог), общение в малой группе, в большой группе, с массой, анонимное общение, межгрупповое общение. Перечисленные виды относятся к непосредственному общению.

Каналы общения: зрительный, слуховой, тактильный (прикосновение), соматосенсорный (ощущения своего тела).

Типы общения: функционально-ролевое (начальник - подчиненный, учитель - ученик, продавец - покупатель), межличностное, деловое, раппортное (общение с односторонним доверием - доверяет пациент).

Самооценка

На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).