Основной гражданского общества является. Определение гражданского общества

В условиях демократии, государство, по отношению к гражданскому обществу, выполняет следующую роль:

· создание правовой основы для деятельности гражданского общества, обеспечение свободы, безопасности и прав человека

· развитие коммуникаций: связь, транспортные артерии – железные, автомобильные дороги и т.д.

Тестирование:

1. Взаимная ответственность государства и личности, партнерские отношения власти и общества отличают государство

1) правовое

2) суверенное

3) республиканское

4) федеративное

2. К сфере гражданского общества относится деятельность

1) парламента

2) Союза писателей

3) прокуратуры

4) вооруженных сил

3. Отличительным признаком правового государства является

1) суверенитет

2) наличие национальной валюты

3) разделение властей

4) институт гражданства

4. Добровольная политическая организация, которая объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определенных социальных сил, ставит целью реализовать их путем завоевания, удержания и использования государственной власти. Какому понятию соответствует это определение?

1) правовое государство

2) профессиональный союз

3) политическая партия

4) парламентская фракция

5. Организация Z активно участвует в политической жизни, но не ставит задачу овладения властью, а лишь оказывает на нее давление, добиваясь своих целей. Организация Z –это

1) правовое государство

2) общественно-политическая организация

3) политическая партия

4) парламентская фракция

6. Какое понятие используют для характеристики негосударственных социальных связей и отношений граждан?

1) гражданское общество

2) правовое государство

3) социальное государство

4) общественная организация

7. Какая организация представляет гражданское общество?

1) Союз защиты потребителей

2) правоохранительные органы

3) вооруженные силы

4) районный суд

8. Что отличает правовое государство?

1) господство исполнительной власти

2) контроль над деятельностью средств массовой информации

3) наличие единой общеобязательной идеологии

4) реализация на практике принципа разделения властей

9. Негосударственные и непартийные объединения, воздействующие на государственную власть, активно участвующие в политической жизни, но не ставящие задачу овладения властью, а лишь оказывающие на нее давление, добиваясь своих целей. Какому понятию соответствует это определение?

1) правовое государство

2) общественно-политическое движение

3) политическая партия

4) парламентская фракция

10. Главная особенность организаций гражданского общества состоит в том, что они

1) учреждаются государственными органами


2) участвуют в политической борьбе

3) опираются на инициативную деятельность людей

4) реализуют правительственные программы

11. Какая организация представляет гражданское общество?

1) ассоциация ректоров университетов

2) правоохранительные органы

3) вооруженные силы

4) районный суд

12. Что отличает демократическое правовое государство?

2) гарантированность законами равноправия партий и движений

3) наличие правоохранительных органов

4) действие в стране жесткой правительственной цензуры

13. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. Правовое государство гарантирует соблюдение прав и свобод граждан.

Б. Отличительным признаком правового государства является последовательная реализация принципа разделения властей.

14. Инициативная группа жителей, чьи дома прилегают к парку, организовали субботник для очистки и благоустройства территории парка. Данный пример стоится к деятельности

1) государственного аппарата

2) организаций гражданского общества

3) муниципальных служб

4) местного самоуправления

15. Какой из приведенных примеров иллюстрирует деятельность организаций гражданского общества?

1) Парламент принял поправку к закону о средствах массовой информации.

2) Владельцы гаражей провели акцию против строительства магистрали на месте их гаражного кооператива.

3) Глава государства выступил с ежегодным обращением к парламенту.

4) Депутаты законодательного собрания посетили несколько детских дошкольных учреждений.

16. Какая организация представляет гражданское общество?

1) министерство образования и науки

2) ассоциация любителей орхидей

3) городской суд

4) прокуратура

17. К отличительным признаком правового государства относят

1) наличие профессионального аппарата управления

2) верховенство права

3) наличие законодательного органа

4) суверенитет

18. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. К признакам правового государства относят незыблемость прав человека, их охрану и гарантированность.

Б. Отличительным признаком правового государства является наличие единой общеобязательной идеологии.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

19. Ниже приведен ряд признаков. Все они, за исключением одного, отличают гражданское общество. Найдите номер признака, выпадающего из этого ряда.

1) Многообразие форм объединения граждан, 2) автономность организаций, 3) самоорганизация и самоуправление 4) демократизм, 5) регулярная сменяемость органов государственной власти

20. Найдите в приведенном ниже списке отличительные признаки правового государства и выпишите цифры, под которыми они указаны.

1) наличие системы законодательства

2) верховенство закона

3) разделение властей

4) налогообложение граждан

5) осуществление правоохранительной деятельности

6) взаимная ответственность государства и граждан

21. Ниже приведен ряд признаков. Все они, за исключением одного, относятся к признакам правового государства. Найдите и впишите номер признака, выпадающего из этого ряда.

1) Верховенство закона, 2) единая государственная идеология, 3) разделение властей, 4) обеспечение прав и свобод человека, 5) взаимная ответственность личности и государства.

22. Найдите в приведенном списке организации гражданского общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) министерство связи и массовых коммуникаций

2) экологическое движение

3) ассоциация любителей русской классической музыки

4) прокуратура

5) объединение владельцев автотранспорта

6) отдел внутренних дел

А. Становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства.

Б. Гражданское общество представляет собой совокупность инициативных объединений граждан.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

16. Инициативная группа жителей района выступила против намеченного руководством города строительства торгово ­развлекательного комплекса. Данный факт иллюстрирует наличие 1) авторитарного режима 2) гражданского общества 3) политической системы 4) местного самоуправления

Органы местного самоуправления, согласно закону, осуществляют

1) принятие и реализацию внешнеполитических решений

2) самостоятельное решение вопросов данной территории

3) управление объектами федеральной собственности

4) объявление амнистии

Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?

А. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов

местного значения.

Б. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

19. Какой из приведённых примеров иллюстрирует деятельность организаций гражданского общества?

1) Парламент страны принял поправку к Закону о средствах массовой информации.

2) Глава государства подписал международный договор о сокращении вооружений.

Ассоциация деятелей искусства организовала благотворительную акцию помощи детям с особыми потребностями.

4) Полиция обеспечила безопасность граждан и правопорядок во время проведения футбольного матча.

Исключительным признаком правового государства является

1) система законодательства

2) система сдержек и противовесов между ветвями власти

Многообразие средств массовой информации

4) верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной

Главная особенность организаций, представляющих гражданское общество, это

Проявление инициативы граждан

2) реализация правительственной программы

3) наличие собственных коммерческих интересов

4) участие в деятельности государственных органов

Главная особенность организаций гражданского общества состоит в том, что они

1) учреждаются государственными органами;

2) не участвуют в политической борьбе;

3) опираются на инициативную деятельность людей;

4) реализуют правительственные программы.



23. Установите соответствие между примерами и элементами формы государства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) демократия 1 1) форма правления

Б) унитарное государство 2 2) форма государственно­-территориального устройства

В) республика 3 3) политический режим

Г) федерация 2

Д) монархия 1

Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения

(А) В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.

(Б) В РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления.

(В) К сожалению, далеко не все осознали значение местного самоуправления в решении задач своего района.

Ответы: А – 1 ; Б – 1; В – 2 .

Раздел 2. Местное самоуправление за рубежом

Тема 3. Исторический экскурс в местное самоуправление за рубежом.

Тема 4. О предпосылках и особенностях основных моделей местного самоуправления

1.Высокая степень централизации управления присуща следующей зарубежной модели местного самоуправления:

а) англосаксонской модели
б) континентальной модели
в) немецкой модели
г) японской модели

2.Континентальная модель местного самоуправления в настоящее время действует:

а) В Канаде, Австралии, Новой Зеландии
б) На Ближнем Востоке, в Латинской Америке
в) В России
г)В Германии

Какие отношения характерны для модели муниципального управления «Слабый мэр - совет» (США)

а)Слабый мэр может избираться всем населением муниципального образования
б) Сильный совет, который доверяет мэру назначение всех чиновников на должности
в) Сильный совет, который берет на себя нормотворчество, общее руководство и контроль над работой чиновников
г) Мэр не может назначать муниципальных чиновников

«Московская олимпиада школьников по обществознанию Дистанционный (отборочный) этап 8 класс Часть А 1. ...»

Московская олимпиада школьников по обществознанию

Дистанционный (отборочный) этап

1.1. Главная особенность организаций гражданского общества заключается в том, что они

1.2Социальная роль – это

В)налоговые отчисления



Б. Трудовой процесс.

Г. Общинный характер жизни.

Е. Появление прямохождения.

Ж. Языковое общение.

И. Стадная форма жизни

–  –  –

Черты характера человека Волевые действия человека Часть Б Ознакомьтесь с представленными материалами и выполните помещенные ниже задания.

В Европе в последнее время молодые люди стали уходить из родительского дома позже, это прежде всего вязано с кризисом и недостатком доступного по цене жилья.

Однако ситуация в разных странах различается значительно: в среднем, девушки уходят из родительского дома в 22 года в Финляндии и только в 29 - в Италии, на Мальте, в Словении и Словакии. Возраст покидания юношами «родительского гнезда» варьируется от 23 до более чем 30 лет.

Те, кто живет вместе с родителями, полагают, что с началом независимой жизни, им придется терпеть некоторые финансовые и бытовые трудности, но взамен они получат возможности для самореализации и независимой жизни. Из этого мы можем сделать вывод, что жизнь молодой пары с родителями остается традиционным способом совместного проживания, несмотря на кажущиеся серьезные изменения в семейных ценностях молодежи. Этот факт подтверждается данными о распределении домашних обязанностей в хозяйстве: по-прежнему четко выделяются «мужские» и «женские» сферы домашнего труда. Причем «женских» сфер стало даже больше, чем раньше: сюда относится приготовление еды, уборка дома, оформление счетов и коммунальные платежи, чисто мужским остается лишь мелкий ремонт по дому; семейный досуг организуется обоими партнерами в равной мере, вождение автомобиля, если таковой наличествует, также рассматривается и как мужское, и женское дело.

Однако, важно отметить, что значительная часть домашних дел выполняется не молодыми, а их родителями, как правило, матерью одного из партнеров, которая готовит еду на всю семью и занимается уборкой дома. В Европе ситуация с работой по дому хотя и заметно отличается и от российской, и от страны к стране внутри региона, все же, как ни печально, несмотря на все, что в некоторых местах делается для того, чтобы это изменить, продолжает подчиняться тем же традиционным моделям: больше заняты домашней работой женщины, причем их нагрузка растет с возрастом (с появлением своей семьи), а мужская нагрузка домашними делами при этом в некоторых странах вообще практически не увеличивается, а в других увеличивается, но все равно остается гораздо меньше женской.

Уже привычное для нескольких поколений российской семьи «управление»

деньгами, когда женщина оказывается главным или равноправным распорядителем семейных финансов, находит отражение и у молодежи: 53% заявляют, что складывают все заработанные деньги вместе, а потом каждый берет оттуда по мере необходимости. Лишь примерно 20% (24% женщин по сравнению с 14% мужчин) отпрошенных сказали, что распоряжаются общими деньгами в основном они сами.

Большинство опрошенных придерживаются традиционных взглядов на мужские и женские роли: мужчинам отводится роль основного кормильца, этакой «скалы», к которой во всех отношениях можно «надежно прислониться»: от него ожидают прежде всего финансовой и эмоциональной стабильности. Женщина же должна вести хозяйство и заботиться о младших и старших родственниках, нуждающихся в помощи. Таким образом, на ней, фактически, вся ответственность за организацию повседневной «мелочевки», в то время как мужчина отчасти потому от такой деятельности освобождается, что он воспринимается как «кризисный менеджер», способный и готовый «любую беду развести руками» в критической ситуации.

Часть дня, уходящая на работу по дому у женщин и мужчин 15-19 лет. 1995-2005, % Часть дня, уходящая на работу по дому у женщин и мужчин 25-29 лет. 1995-2005, %

–  –  –

1. В приведенных материалах отразились черты, присущие двум известным вам типам семьи. Один из типов назван в таблице. Впишите в третью колонку второй известный вам тип семьи. В нижней строке таблицы укажите представленные в тексте черты каждого типа семьи. Всего назовите не менее 4 черт.

Традиционная Тип семьи Черты

__________________________________ __________________________________

__________________________________ __________________________________

__________________________________ __________________________________

__________________________________ __________________________________

__________________________________ __________________________________

__________________________________ __________________________________

__________________________________ __________________________________

__________________________________ __________________________________

__________________________________ __________________________________

__________________________________ __________________________________

2. Определите, как изменяется соотношение между частями дня, уходящими на выполнение работы по дому, у мужчин и женщин в возрасте 25-29 лет с данным соотношением у мужчин и женщин в возрасте 15-19 лет. Приведите возможное объяснение данных изменений.

3. Назовите 4 функции семьи, которые отразились в данных материалах. К каждой функции приведите цитату из текста, иллюстрирующую данную функцию.

Московская олимпиада школьников по обществознанию Дистанционный (отборочный) этап 9 класс Часть А 1.

1.1. Главная особенность организаций гражданского общества заключается в том, что они

а)реализуют правительственные программы

б)участвуют в политической борьбе

в)учреждаются государственными органами

г)опираются на инициативную деятельность людей

1.2Социальная роль – это

А)совокупность всех социальных статусов человека

Б)модель поведения, типичная для данной общественной группы

В)реакция общества на поведение человека

Г)степень признания обществом личных качеств человека

1.3. Основным источником дохода коммерческого банка является

А) сдача в аренду недвижимости

Б)оплата населением коммунальных услуг

В)налоговые отчисления

Г)плата за предоставляемый кредит

1.4. Пример отношений, регулируемых нормами гражданского права

А)установление срока трудового договора работника

Б)наказание за нарушение общественного порядка

В)покупка в кредит мебельного гарнитура

Г) хищение продукции со склада фирмы 2. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, в помещенной ниже таблице в соответствующей колонке напишите «Да», если не согласны – «Нет».

1. Политическая власть возникла как результат необходимости управления общественными отношениями.

2. Описание и порядок официального использования государственных символов РФ устанавливается федеральным конституционным законом.



3. Фанатичная преданность творчеству музыкальной группы является примером негативного отклоняющегося поведения.

4. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю.

5 Науку от других отраслей культуры отличает выявление сущности общественных и природных явлений.

6. Несовершеннолетние граждане несут гражданско-правовую ответственность по достижении 14 лет

7. Межнациональные отношения осуществляются исключительно на государственном уровне

8. Образование остается одним из важнейших каналов социализации личности

9. Характерная черта сословий – наличие социальных символов и знаков.

10. Основной принцип договорного права – принцип свободы договора

3. Что является ЛИШНИМ в ряду?

3.1. а. Свободное ценообразование, б)экономическая свобода производителей,

в)преобладание государственной собственности, г)разорение убыточных предприятий

3.2. а) Противоправность поведения потерпевшего, б)незнание данной правовой нормы,

В)несовершеннолетие виновного, г)беременность, явка с повинной

3.3. а) Предупреждение, б) лишение специального права, предоставленного физическому лицу, в) дисквалификация, г) возмещение морального вреда Задание 4 Из приведенного перечня положений выделите социальные условия происхождения сознания, записав их буквенные обозначения.

А. Использование всех видов звуковых и двигательных сигналов.

Б. Трудовой процесс.

В. Развитие передних конечностей.

Г. Общинный характер жизни.

Д. Развитие лобных долей головного мозга.

Е. Появление прямохождения.

Ж. Языковое общение.

З. Развитие условных рефлексов.

И. Стадная форма жизни

5. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

5.1. В дошкольном возрасте, когда наступает период самоутверждения через преодоление отдельных культурных стереотипов, ребенок обнаруживает и раскрывает много возможностей для деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

5.2. Условия жизни и принятие индивидом в процессе социального взаимодействия определенных норм и ценностей, взглядов и образа действий, в закрытых культурах таковы, что если индивид отступит от норм, то попадет в сложную ситуацию.

5.3. В мире концентрация сооружений, машин, оборудования, запасы сырья и полуфабрикатов и иных активов, используемых для производства товаров и услуг через акционерные общества породила тресты, в которых предприятия лишены производственной и коммерческой самостоятельности и «доверены» единому управлению.

5.4. «С завершением второй мировой войны, приняв на себя роль гегемона западного «свободного мира», США отказались от экономической политики государства, направленной на защиту от иностранной конкуренции, и обязались способствовать развитию свободной международной торговли».

5.5. «Взаимное непонимание, «разговор двух глухих» - одна из важнейших причин постоянных активных столкновений противоположных интересов, взглядов, стремлений и общей неудовлетворенности семейной жизни.

5.6. «Люди с заниженным восприятием самих себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей «застревают» на любой, даже незначительной, критике и пропускают мимо ушей позитивные мнения о себе.

6.1 Все, за исключением одной характеристики относятся к понятию «государственный аппарат». Укажите буквенное обозначение этого термина.

А) Органы охраны общественного порядка, б)система органов, в)властные полномочия,

г)представительная демократия, д) исполнительно-распорядительные органы

6.2. Все, за исключением одного термина относятся к понятию «биологические потребности человека». Укажите буквенное обозначение этого термина.

А)питание, б) отдых в) дыхание, г)общение, д) движение, е) воспроизводство рода

6.3. Все, за исключением одного относятся к понятию «социальная норма». Укажите буквенное обозначение этого термина.

А)Санкция, б) социальный контроль, в) самоконтроль, г) отклоняющееся поведение, д) социальная структура

7. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Во второй половине________ века мир начал переход к новому типу общественного строя – ______. В таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей ___ или накопил наибольшие богатства, а тот, кто владеет большими объемами __. Меняется и сам тип ___ – прямое и грубое господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила ___. Ключевые ___ игроки новой эпохи не правительства или партии, а ___, ____ организации и отдельные личности – создатели новых смыслов, ___, стилей жизни.

–  –  –

Черты характера человека Волевые действия человека Часть Б

Более разнообразные, но традиционные формы заполнения свободного времени практикует большинство россиян – 51%. Во-первых, это те, кто дополняет «простейший досуг» чтением периодики, книгами, музыкой, а также такими «домашними хобби», как рукоделие, фотография и т. д. Их досуг остатся в целом домашним, но носит более разнообразный и содержательный характер. Этот «традиционный домашний» досуг предпочитают 15% опрошенных. Заметно больше тех, кто в сво свободное время не ограничивается рамками дома, а предпочитает те или иные виды общения – интернетсообщества, друзья, люди своей веры. Такой традиционный, направленный на общение, досуг, свойственен 36% респондентов.

Наиболее продвинутый, активный внедомашний досуг с характерным для него множеством развивающих, развлекающих, культурных, рекреационных, общественных компонентов практикуют 39% россиян. Здесь можно выделить три важных типа досуга.

Первый предполагает дополнение традиционных досуговых жанров такими «лгкими жанрами», как развлечения и спорт – посещение дискотек и ночных клубов, кафе и баров, а также кружков и клубов по интересам, спортивных залов и т. п. Этот активный, направленный на развлечения и спорт, досуг, отличает 13% опрошенных. Во-вторых, это досуг, ориентированный на саморазвитие человека, его культурное и интеллектуальное совершенствование. Здесь мы говорим о людях, которые посвящают сво свободное время театрам и концертам, музеям и выставкам, а также дополнительному образованию.

Таковых насчитывается 26%. Наконец, третье – это досуг, в ходе которого человек проявляет себя как активный гражданин, отдающий сво свободное время участию в работе различных общественных, политических организаций. В современной России этот вид досуга отмечается лишь у незначительной части опрошенных – не более 1% Задания.

3. Понятно, что активные формы досуга чаще избирают представители двух наиболее молодых возрастных групп. Однако в досуговых предпочтениях данных групп имеются и существенные отличия. Во-первых, одна из групп практикует все три выделенные авторами исследования формы активного досуга, а другая только две. Вовторых, среди одной группы преобладают приверженцы саморазвития, а в другой – развлечений и спорта. Выскажите предположения:

Московская олимпиада школьников по обществознанию Дистанционный (отборочный) этап 10 класс Часть А

а) части материального мира

б) природной среды обитания

г) форм объединения людей

б) распоряжение Президента РФ

6. Назовите лишние термины

е) дефолт

–  –  –

1. Прочитайте фрагмент из крупного исследования социологов Российской академии наук.

Выполните задания, помещенные ниже.

Направленность досуговой активности, то есть содержательная сторона наполнения свободного времени, является важным типологизирующим фактором, определяющим специфику и качество свободного времени той или иной социальной группы, слоя. Можно выделить три основные типа реальной досуговой активности. Самые распространнные и не требующие никаких дополнительных затрат домашние формы проведения свободного времени (телевизор, радио, хозяйственные заботы или просто «ничегонеделание») при отсутствии любой досуговой активности вне дома представляют собой самый «простой» тип досуговой активности.

Добавление к этим домашним «развлечениям» тех или иных увлечений, включая чтение периодики, книг, слушание музыки, занятия компьютером и другие хобби, более активное общение, направленное на пребывание вне семьи, встречи с друзьями, посещение церкви, обогащает свободное время и нест в себе более определнный развивающий компонент.

Оставаясь домашним по своей сути, такой тип досуга более разнообразный и интересный, чем простое сидение перед телевизором и домашние хлопоты, и в целом наиболее «традиционный»

для России, поскольку именно его практикует подавляющее большинство.

Однако та часть населения, которая использует только простые или традиционные формы заполнения свободного времени, остатся не в состоянии проявлять активное социальное и культурное участие вне дома, являющееся признаком полноценности и разносторонности досуга, важным условием высокого качества жизни. Активный досуг, о котором идт речь как о важнейшем показателе качества жизни, начинается только при условии расширения спектра досуговых предпочтений за счт внедомашних видов культурной, развлекательной, рекреационной, общественной или иной деятельности, дополнительного образования и т. д.

Посещение кино, театров, музеев, концертов, клубов, кафе и т. п., включнность в деятельность общественно-политических институтов, любая другая социальная активность вне дома требуют заметных дополнительных затрат (как материального, так и интеллектуального плана). Однако именно это и придает социальной жизни людей наибольшую полноту. Поэтому «активный» тип досуга, венчающий собой иерархическую лестницу типологии досуговой активности, наиболее богат, разнообразен и социально привлекателен Какой же тип досуга в своей повседневной жизни практикуют россияне?

Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют, что доля простых форм досуга и отдыха составляет сегодня в России 10% - ровно столько наших сограждан не выходят за рамки таких простейших видов проведения своего свободного времени, как просмотр ТВ и слушание радио, занятие домашним хозяйством и «просто отдых».

1. Можно констатировать, что доля россиян, отдающих предпочтение активным формам досуга, составляет менее 40%. С какими социальными факторами может быть связано данное обстоятельство? Используя содержание текста и обществоведческие знания, назовите три таких фактора и объясните механизм их действия. В каждом случае сперва укажите фактор, а затем в 2-3 предложениях раскройте механизм его действия на выбор форм досуга.

2. Исследователи разделили россиян на следующие группы по возрастному признаку: 18-25 лет, 26-30 лет, 31-40 лет, 41-50 лет, 51-60 лет, старше 60 лет. От одной группы к другой с увеличением возраста растет доля тех, кто избирает домашние формы досуга, однако рост этот неравномерен. Наряду с постепенным возрастанием имеется 3 скачкообразных увеличения доли приверженцев домашнего досуга. Предположите, между какими возрастными группами с увеличением возраста наблюдается резкий рост доли людей, отдающих предпочтение домашнему досугу. Объясните в 1-2 предложениях каждый из этих скачков. В каждом случае сперва укажите возрастные группы, между которыми доля людей, проводящих досуг дома, увеличивается резко, затем дайте объяснение этого роста.

а) Какая из групп молодежи практикует все три формы активного досуга, а какая – только две и какой формы активного досуга избегает данная группа. Дайте свое объяснение этим фактам.

б) В какой из групп молодежи преобладают сторонники саморазвития, а в какой – развлечений и спорта. Дайте объяснение этому факту.

4. Авторы исследования полагают, что досуг людей, их предпочтения во внерабочее время являются своеобразной «визитной карточкой» общества, позволяют получить информативное представление о политическом и экономическом состоянии общества, его ценностном базисе.

Выскажите три предположения почему изучение досуга имеет такое значение для социологии, почему это может дать столь важную информацию об обществе.

Московская олимпиада школьников по обществознанию Дистанционный (отборочный) этап 11 класс Часть А

1. Выберите по 1 верному ответу:

1.1. Конституция РФ устанавливает принцип федерализма. Он означает, что

а) носителем суверенитета и единственным источником власти является народ

б) РФ признает, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина.

в) гарантируется равноправие и самоопределение народов

г) в РФ гарантирована свобода вероисповедания

1.2. Какая социальная тенденция проявляется в условия перехода к постиндустриальному обществу:

а) увеличение притока сельского населения в города

б) ослабление позиций среднего класса

в) рост числа занятых в сфере образования

г) ликвидация люмпенства как социального явления

1.3. Какое из направлений характеризуется распределение как сферу экономики

а) заключение предпринимательской сделки

б) посещение молодежной ярмарки вакансий

в) увеличение государственных расходов на социальные программы

г) изготовление оборудования для автомобильного салона

1.4. Укажите наиболее общее значение понятия «культура»

а) деятельность в сфере искусства и науки

б)все виды преобразовательной деятельности человека

в) исторически обусловленный уровень развития общества

г)воспитанность, цивилизационность человека

1.5. Термин «общество» не включает в себя понятие

а) части материального мира

б) природной среды обитания

в) способов взаимодействия людей

г) форм объединения людей

1.6. Какой из нормативных актов занимает в их иерархии высшее положение

а) инструкция Министерства юстиции РФ

б) распоряжение Президента РФ

в) закон РФ «Об акционерных обществах»

д) постановление Правительства РФ

1.7. Самосознание характеризуется:

а) стремлением к объективной истине

б) способностью поставить себя на место

в) готовностью нести ответственность за принимаемые решения

г)способностью изучать окружающий мир во всем его многообразии

1.8. К отличительным признакам правового государства относится

а) принудительный характер государственной власти

б) подчинение закону государства, его органов

в) общеобязательность решений государственной власти

г) наличие института гражданства

2. Выберите несколько верных ответов.

2.1 Определите функции Верховного Суда РФ А. объявляет амнистию.

Б. рассматривает запросы о соответствии нормативно-правовых актов Конституции РФ В. рассматривает особо важные дела высших должностных лиц Г. является высшим судом кассационной инстанции Д. осуществляет помилование.

Е. является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам Ж. принимает федеральные законы З. является высшим судебным органом по экономическим спорам И. утверждает указы Президента РФ о введении чрезвычайного положении.

2.2. Найдите в приведенном ниже списке административные правоотношения А. Отношения судьи и обвиняемого в убийстве человека Б. Отношения министерств и ведомств В. Отношения фирмы –производителя и магазина Г. Отношения паспортно-визовой службы с гражданами Д. Отношения драматурга и сценариста с киностудией Е. Отношения управления образования с гимназией Задание 3. Выберите из списка верные утверждения

1. Абсолютной истиной называется такое знание, с которым все согласны, то есть это то, что очевидно, и нельзя себе представить иначе.

2 Тип личности, характеризующийся признанием целей общества или группы и полным или частичным отказом от общепринятых способов достижения этих целей, называется конформистом.

3.Срок альтернативной гражданской службы такой же, как и срок военной службы по призыву

4. Эмоциональное лидерство в группе определяется более высокими моральными качествами сравнительно с другими членами данной группы.

5.Особенная художественная выразительность произведения может достигаться за счет сознательного отступления от признанных эстетических канонов.

6. Любая социальная группа – это коллектив непосредственно взаимодействующих друг с другом людей

7.Согласно идеям приверженцев теории социального происхождения морали человеческий разум открывает в нравственном идеале проявление универсального космического закона.

8. Проведение ежегодных ярмарок вакансий для молодежи является примером функционирования рынка информации.

9. Во многих отраслях права выделяются институты права, компактные группы норм, регулирующие конкретную область общественных отношений.

10. Социальное развитие современной России не характеризуется стабильностью социальных статусов людей.

11. Местное самоуправление является одной из ветвей государственной власти

12. Общей чертой общения и игры является, то что они предполагают обязательное наличие партнера.

13. К последствиям либерализации сферы духовной культуры относится снижение качества и уровня продуктов.

14. Регулирование экономики с помощью эмиссии банкнот, изменения учетной ставки и нормы обязательных резервов является основой фискальной политики государства.

Задание 4. Что является ЛИШНИМ в ряду

4.1. а) «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»; б) «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»; в) «Где бы ни находил я живое, везде находил я волю к власти»; г) «Даже туманные образования в мозгу людей, и те, являются необходимыми продуктами их материального жизненного процесса».

4.2. а) «Если бы государство могло определять общий объем ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства и основных ставок вознаграждения владельцев этих ресурсов, этим было бы достигнуто все, что необходимо»; б) «Единственный способ не попасть в клетку контролируемой директивной экономики, куда нас загоняет постоянная инфляция, и тем самым спасти в конечном итоге цивилизацию, состоит в том, чтобы лишить правительства власти над предложением денег»; в) «При нынешней организации рынков, я делаю вывод, что регулирование объема текущих инвестиций оставлять в частных руках небезопасно»; г) «Самые большие экономические дьяволы нашего времени суть плоды риска, неопределенности и невежества».

4.3. а) «Возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим и эксплуатирующим, другая - угнетенным и эксплуатируемым классом»; б) «О государственной жизни, о ее хозяйственных основах племя тогда лишь могло думать, когда оно приобретало необходимые для этого «живые орудия», когда оно «покоряло себе другое племя, порабощало и эту порабощенную массу разделяло между отдельными своими членами, когда оно таким образом создало первую государственную организацию»; в) «Власть мужа над женой можно сравнить с властью политического деятеля, власть отца над детьми – с властью царя. Ведь мужчина по своей природе более призван к руководительству, чем женщина, а человек старший и зрелый может лучше руководить, чем человек молодой и незрелый»; г) «Ведущиеся войны, с одной стороны, производят разрушительное действие, а с другой - в них обнаруживается и некоторая положительная, известным образом созидающая государства сила».

Задание 5.Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

5.1. «Ни одно из известных сегодня обществ не было застывшим, в них всегда происходили изменения, в процессе которых положение тех или иных социальных систем последовательно подчиненных элементов, расположенных от низшего к высшему, ставилось под сомнение».

5.2. По существующим тестам на совокупность познавательных способностей человека, определяющих уровень его мышления и способность решать сложные задачи можно судить о вербальных навыках, необходимых для достижения успеха в современных индустриальных обществах с развитым традиционным образованием.

5.3. В дошкольном возрасте, когда наступает период самоутверждения через преодоление отдельных культурных стереотипов, ребенок обнаруживает и раскрывает много возможностей для деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

5.4. Сторонники социального происхождения системы воззрений на жизненное назначение человека, охватывающее понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни считали, что идеал единства отражает потребность любого сообщества в стабильности, порядке и взаимопомощи.

6. Назовите лишние термины

6.1. Все термины, за исключением двух относятся к понятию рыночная экономика»

А) Конкуренция производителей, б) спрос, в) многообразие форм собственности,

в)государственное ценообразование, г)предложение, д)централизованное распределение

6.2. Все термины, за исключением двух относятся к юридическим основаниям прекращения трудового договора.

А)Прогул, в)желание работника, в) инфляция, г)истечение срока договора, д) разглашение тайны,

е) дефолт

6.3. Все термины, за исключением двух относятся к понятию «политический институт»

А) общественные движения, б) партии, в) бизнес, г) гражданское общество, д) семья, е) избирательная система.

7.Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

«Глобальный мир – это не …….. Наоборот, это возможность развития различных национальных политических и экономических моделей, которые могут информировать о себе остальной мир, а также возможность для …… политических культур.

Контролировать мир становится все сложнее. Однако соблазн глобального ………не проходит. Это таит в себе серьезные опасности – одна сторона претендует на то, чтобы диктовать нормы жизни остальным членам мирового сообщества, что неизбежно провоцирует серьезные ………… В итоге мы наблюдаем парадокс – мир после окончания ………….. стал не безопаснее, а, наоборот, намного рискованнее. Линий ………… появилось существенно больше, а ………….

только умножила риски. Например, создание в Европе открытого рынка рабочей силы привело к резкому росту …………… из исламских стран, которые стали требовать культурной и религиозной ……………... В контексте нарастающих противоречий между христианской и исламской цивилизациями Западная Европа сама стала заложницей своей ……………...»

(К.В.Симонов, российский обществовед)

–  –  –

1. Прочитайте фрагмент из крупного исследования социологов Российской академии наук.

Выполните задания, помещенные ниже.

Направленность досуговой активности, то есть содержательная сторона наполнения свободного времени, является важным типологизирующим фактором, определяющим специфику и качество свободного времени той или иной социальной группы, слоя. Можно выделить три основные типа реальной досуговой активности. Самые распространнные и не требующие никаких дополнительных затрат домашние формы проведения свободного времени (телевизор, радио, хозяйственные заботы или просто «ничегонеделание») при отсутствии любой досуговой активности вне дома представляют собой самый «простой» тип досуговой активности.

Добавление к этим домашним «развлечениям» тех или иных увлечений, включая чтение периодики, книг, слушание музыки, занятия компьютером и другие хобби, более активное общение, направленное на пребывание вне семьи, встречи с друзьями, посещение церкви, обогащает свободное время и нест в себе более определнный развивающий компонент.

Оставаясь домашним по своей сути, такой тип досуга более разнообразный и интересный, чем простое сидение перед телевизором и домашние хлопоты, и в целом наиболее «традиционный»

для России, поскольку именно его практикует подавляющее большинство.

Однако та часть населения, которая использует только простые или традиционные формы заполнения свободного времени, остатся не в состоянии проявлять активное социальное и культурное участие вне дома, являющееся признаком полноценности и разносторонности досуга, важным условием высокого качества жизни. Активный досуг, о котором идт речь как о важнейшем показателе качества жизни, начинается только при условии расширения спектра досуговых предпочтений за счт внедомашних видов культурной, развлекательной, рекреационной, общественной или иной деятельности, дополнительного образования и т. д.

Посещение кино, театров, музеев, концертов, клубов, кафе и т. п., включнность в деятельность общественно-политических институтов, любая другая социальная активность вне дома требуют заметных дополнительных затрат (как материального, так и интеллектуального плана). Однако именно это и придает социальной жизни людей наибольшую полноту. Поэтому «активный» тип досуга, венчающий собой иерархическую лестницу типологии досуговой активности, наиболее богат, разнообразен и социально привлекателен Какой же тип досуга в своей повседневной жизни практикуют россияне?

Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют, что доля простых форм досуга и отдыха составляет сегодня в России 10% - ровно столько наших сограждан не выходят за рамки таких простейших видов проведения своего свободного времени, как просмотр ТВ и слушание радио, занятие домашним хозяйством и «просто отдых».

Более разнообразные, но традиционные формы заполнения свободного времени практикует большинство россиян – 51%. Во-первых, это те, кто дополняет «простейший досуг» чтением периодики, книгами, музыкой, а также такими «домашними хобби», как рукоделие, фотография и т. д. Их досуг остатся в целом домашним, но носит более разнообразный и содержательный характер. Этот «традиционный домашний» досуг предпочитают 15% опрошенных. Заметно больше тех, кто в сво свободное время не ограничивается рамками дома, а предпочитает те или иные виды общения – интернет-сообщества, друзья, люди своей веры. Такой традиционный, направленный на общение, досуг, свойственен 36% респондентов.

Наиболее продвинутый, активный внедомашний досуг с характерным для него множеством развивающих, развлекающих, культурных, рекреационных, общественных компонентов практикуют 39% россиян. Здесь можно выделить три важных типа досуга. Первый предполагает дополнение традиционных досуговых жанров такими «лгкими жанрами», как развлечения и спорт – посещение дискотек и ночных клубов, кафе и баров, а также кружков и клубов по интересам, спортивных залов и т. п. Этот активный, направленный на развлечения и спорт, досуг, отличает 13% опрошенных. Во-вторых, это досуг, ориентированный на саморазвитие человека, его культурное и интеллектуальное совершенствование. Здесь мы говорим о людях, которые посвящают сво свободное время театрам и концертам, музеям и выставкам, а также дополнительному образованию. Таковых насчитывается 26%. Наконец, третье – это досуг, в ходе которого человек проявляет себя как активный гражданин, отдающий сво свободное время участию в работе различных общественных, политических организаций. В современной России этот вид досуга отмечается лишь у незначительной части опрошенных – не более 1% Задания.

1. Можно констатировать, что доля россиян, отдающих предпочтение активным формам досуга, составляет менее 40%. С какими социальными факторами может быть связано данное обстоятельство? Используя содержание текста и обществоведческие знания, назовите три таких фактора и объясните механизм их действия. В каждом случае сперва укажите фактор, а затем в 2-3 предложениях раскройте механизм его действия на выбор форм досуга.

2. Исследователи разделили россиян на следующие группы по возрастному признаку: 18-25 лет, 26-30 лет, 31-40 лет, 41-50 лет, 51-60 лет, старше 60 лет. От одной группы к другой с увеличением возраста растет доля тех, кто избирает домашние формы досуга, однако рост этот неравномерен. Наряду с постепенным возрастанием имеется 3 скачкообразных увеличения доли приверженцев домашнего досуга. Предположите, между какими возрастными группами с увеличением возраста наблюдается резкий рост доли людей, отдающих предпочтение домашнему досугу. Объясните в 1-2 предложениях каждый из этих скачков. В каждом случае сперва укажите возрастные группы, между которыми доля людей, проводящих досуг дома, увеличивается резко, затем дайте объяснение этого роста.

3. Понятно, что активные формы досуга чаще избирают представители двух наиболее молодых возрастных групп. Однако в досуговых предпочтениях данных групп имеются и существенные отличия. Во-первых, одна из групп практикует все три выделенные авторами исследования формы активного досуга, а другая только две. Во-вторых, среди одной группы преобладают приверженцы саморазвития, а в другой – развлечений и спорта. Выскажите предположения:

а) Какая из групп молодежи практикует все три формы активного досуга, а какая – только две и какой формы активного досуга избегает данная группа. Дайте свое объяснение этим фактам.

б) В какой из групп молодежи преобладают сторонники саморазвития, а в какой – развлечений и спорта. Дайте объяснение этому факту.

4. Авторы исследования полагают, что досуг людей, их предпочтения во внерабочее время являются своеобразной «визитной карточкой» общества, позволяют получить информативное представление о политическом и экономическом состоянии общества, его ценностном базисе.

Выскажите три предположения почему изучение досуга имеет такое значение для социологии, почему это может дать столь важную информацию об обществе.

2. Проанализируйте представленные стихотворные отрывки. В них представлены четыре философские позиции. Одна из них названа в таблице.

3.1. Самостоятельно определите философские позиции и запишите их в первой строке таблице в свободных колонках.

3.2. Соблюдая стихотворный размер, рифму заполните пропуски в отрывках.

3.3. Запишите соответствующие каждой позиции порядковые номера стихотворных отрывков во второй строке таблицы.

1. Здесь лежит купец из Азии. Толковым был купцом он – деловит, но незаметен.

Умер быстро: лихорадка. По торговым он делам сюда приплыл, а не за этим.

Рядом с ним – легионер, под грубым кварцем.

Он в сражениях Империю прославил.

Сколько раз могли убить! а умер старцем.

Даже здесь не существует, Постум, __________.

(И.А. Бродский)

2. И седых стариков, и румяных юнцов – Все одно ожидает в конце-то концов.

Задержаться в _________ никому не удастся – Не помилует смерть ни детей, ни отцов.

(Омар Хайям)

3. Я в свет изшел, и ты1 со мною, На мышцах нет моих заклеп;

Свободною могу рукою Прияти данный в пищу хлеб.

Стопы несу, где мне приятно, Тому внимаю, что понятно;

Вещаю то, что мыслю я;

Любить могу и быть любимым;

Творю добро, могу быть чтимым;

Закон мой - __________ есть моя.

(А.Н. Радищев)

4. Если жизнь облыжная вас не дарит дланями – помогите ближнему, помогите дальнему!

Помогите встречному, все равно чем именно.

Подвезите женщину – не скажите имени.

Не ищите в Библии утешенья книжного.

Отомстите гибели – помогите ________________.

(А.А. Вознесенский)

5. Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и _____________, В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом.

(М.Ю. Лермонтов)

6. Все люди смертны – от костлявой Имеется в виду вольность.

Никто из принцев не уйдет.

И правый и неправый.

Задует ветер – все сметет.

(Франсуа Вийон)

–  –  –

8. - Ты откуда взялся?

Я? Из сказки.

А сюда зачем?

Творить добро.

Значит, будешь требовать в _________ золотишко, бархату аршин?

Может дочку царскую?

Не надо. Ничего не надо.

Я же – джинн.

(Р.И. Рождественский) 8 класс Часть А (по 1 баллу за каждый верный ответ) 1. 1.1. –г, 1.2. – б, 1.3. –в. 1.4. – в.

–  –  –

–  –  –

Традиционная Демократическая (Партнерская).

Тип семьи

1. Совместное проживание 1. Равенство партнеров в Черты нескольких поколений взрослых организации досуга, вождении людей. автомобиля.

2. Возложение домашних 2. Совместное распоряжение обязанностей на женщин. семейным бюджетом.

3. Четкое распределение ролей в семье.

4. Выполнение мужем функций кормильца семьи.

2 балла за указание на демократический тип семьи. По 2 балла за каждую названную черту. Всего 10 баллов.

2. В возрастной группе 25-29 лет часть дня, уходящая на работу по дому у женщин, в большей степени превосходит часть дня, уходящую на работу по дому у мужчин, чем у женщин в возрастной группе 15-19 лет.

Объяснение. В 15-19 лет в подавляющем большинстве случаев люди еще не создали свою семью и выполняют домашние обязанности по указанию старших членов семьи, что способствует более ровному распределению обязанностей между мальчиками и девочками. В 25-29 лет большинство людей уже завели свою семью и распределение домашних обязанностей характерно для принятой в обществе традиции, в соответствие с которой домашний труд, в основном, обязанность женщин.

3 балла за определение изменения соотношения между частями дня, уходящими на выполнение работы по дому, у мужчин и женщин в возрасте 25-29 лет с данным соотношением у мужчин и женщин в возрасте 15-19 лет. До 6 баллов за полное, логически развернутое объяснение. Всего 9 баллов.

3. Могут быть названы следующие функции семьи:

1. Хозяйственно-экономическая.

«Этот факт подтверждается данными о распределении домашних обязанностей в хозяйстве: по-прежнему четко выделяются «мужские» и «женские» сферы домашнего труда. Причем «женских» сфер стало даже больше, чем раньше: сюда относится приготовление еды, уборка дома, оформление счетов и коммунальные платежи, чисто мужским остается лишь мелкий ремонт по дому «…управление» деньгами, когда женщина оказывается главным или равноправным распорядителем семейных финансов, находит отражение и у молодежи: 53% заявляют, что складывают все заработанные деньги вместе, а потом каждый берет оттуда по мере необходимости функция духовно-эмоциональной поддержки».

2. Досуговая.

«…семейный досуг организуется обоими партнерами в равной мере».

3. Воспитательная функция.

4. Функция первичного социального контроля.

«Женщина же должна вести хозяйство и заботиться о младших и старших родственниках, нуждающихся в помощи».

5. Функция духовно-эмоциональной поддержки.

«…от него ожидают прежде всего эмоциональной стабильности».

По 2 балла за каждую функцию семьи и по 2 балла за соответствующую цитату. Всего 16 баллов.

4. Критерии оценивания составленных участниками планов:

1. Аргументированность и обоснованность выдвигаемых тезисов

3. Представление различных аспектов обсуждаемой проблемы.

4. Соответствие сделанных выводов выдвинутым тезисам.

5. Грамотность использования обществоведческих фактов и понятий.

По каждому критерию до 7 баллов. Всего 35 баллов за задание.

9 класс Часть А (по 1 баллу за каждый верный ответ) 1. 1.1. –г, 1.2. – б, 1.3. –в. 1.4. – в.

–  –  –

Во второй половине __1_ века мир начал переход к новому типу общественного строя – _18__. В таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей _19__ или накопил наибольшие богатства, а тот, кто владеет большими объемами _5_. _ Меняется и сам тип _6__ – прямое и грубое господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила _14__.

Ключевые __12_ игроки новой эпохи не правительства или партии, а _13__, _2_ организации и отдельные личности – создатели новых смыслов, _20_, стилей жизни.

–  –  –

Задание 1.

Задание 1.

10 класс Часть А (по 1 баллу за каждый верный ответ) 1. 1.1. – б, 1.2. – в, 1.3. – г, 1.4. – б, 1.5. –в, 1.6. – в, 1.7. – в, 1.8. – б.

2. 2.1. Г, Е 2.2. Б, Г, Е.

–  –  –

7. «Глобальный мир – это не 9. Наоборот, это возможность развития различных национальных политических и экономических моделей, которые могут информировать о себе остальной мир, а также возможность для 14 политических культур.Контролировать мир становится все сложнее. Однако соблазн глобального 13 не проходит. Это таит в себе серьезные опасности – одна сторона претендует на то, чтобы диктовать нормы жизни остальным членам мирового сообщества, что неизбежно провоцирует серьезные 3. В итоге мы наблюдаем парадокс – мир после окончания 11 стал не безопаснее, а, наоборот, намного рискованнее. Линий 8 появилось существенно больше, а 16 только умножила риски. Например, создание в Европе открытого рынка рабочей силы привело к резкому росту 7 из исламских стран, которые стали требовать культурной и религиозной 1. В контексте нарастающих противоречий между христианской и исламской цивилизациями Западная Европа сама стала заложницей своей 6.»

Задание 1.

1 фактор – возраст. Люди молодого возраста чаще избирают активные формы досуга, посещают увеселительные заведения, кафе, занятия спортом. Лицам пожилого возраста труднее и тяжелее выбираться из дома, поэтому они являются приверженцами традиционных и простых форм досуга.

2 фактор – размер населенного пункта. В крупных городах и мегаполисах лучше развита инфраструктура для активного досуга, что облегчает людям избирать активные формы досуга. В мелких городах и сельской местности слабо развита сеть кафе, клубов, фитнесцентров, кинозалов, поэтому жители таких населенных пунктов чаще предпочитают простые и традиционные формы досуга.

3 фактор – доход. Активные формы досуга требуют затрат на оплату посещения театров, кино, кафе, спортивных клубов. Поэтому их обычно практикуют люди с доходами не ниже среднего. Малообеспеченные как правило чаще практикуют традиционный и простой досуг.

По 2 балла за каждый названный фактор. До 3 баллов за объяснение. Всего 15 баллов.

1 скачок - 18-25 лет и 26-30 лет. В 25 лет оканчивается период молодости, люди чаще всего завершают профессиональное образование, создают семью, начинают профессиональную деятельность. Это сокращает возможности проведения активного досуга, так как накладывает новые обязанности, уменьшает объемы свободного времени.

2 скачок – 31-40 лет и 41-50 лет. К 40 годам люди теряют в значительной степени интерес к развлекательным формам досуга. Обзаводятся семьями те, кто не сделал этого в молодости, а многие уже становятся бабушками и дедушками, объем домашних обязанностей возрастает.

3 скачок 51-60 лет и старше 60 лет. После 60 большинство завершает трудовую деятельность, выходит на пенсию. Это ведет к сокращению доходов и возможностей проведения активного досуга. Люди в этом возрасте мало заинтересованы в развлечениях.

Препятствует активному досугу зачастую и общее ухудшение состояния здоровья.

По 2 балла за каждый названный скачок. До 3 баллов за объяснение. Всего 15 баллов.

1 различие. Все три формы активного досуга практикует группа 26-30 лет, а две формы группа 18-25 лет, которая избегает активно-гражданского досуга. Это можно объяснить тем, что выработка активной гражданской позиции требует значительно социальной зрелости, в молодости же у россиян более ярко выражено стремление к развлечениям.

2 различие. Сторонники саморазвития преобладают в группе 25-30-летних, а развлечения и спорта в группе 18-25-летних. В более старшем возрасте у людей меняются интересы, падает ценность простых развлечений, растет стремление к более полному личностному развитию.

По 2 балла за каждое различие. До 3 баллов за объяснение. Всего 10 баллов.

1 предположение. На досуге люди занимаются тем, чем они хотят, а не тем, чем обязаны.

Поэтому в досуге ярко проявляются жизненные стремления людей, их ценности и предпочтения, привычки.

2 предположение. Проведение досуга очень зависит от материальных условий жизни, в которые поставлены люди. Поэтому изучение досуга помогает понять общий уровень достатка в обществе, возможностей людей удовлетворять потребности выше, чем минимальные.

3 предположение. Формы проведения досуга раскрывают типы социальных связей в обществе, механизмы взаимодействия людей, когда они не ограничены строгими рамками формальных правил.

Могут быть сделаны иные имеющие основания предположения.

До 4 баллов за каждое предположение. Всего 12 баллов.

11 класс Часть А (по 1 баллу за каждый верный ответ) 1. 1.1. – б, 1.2. – в, 1.3. – г, 1.4. – б, 1.5. –в, 1.6. – в, 1.7. – в, 1.8. – б.

2. 2.1. Г, Е 2.2. Б, Г, Е.

–  –  –

7. «Глобальный мир – это не 9. Наоборот, это возможность развития различных национальных политических и экономических моделей, которые могут информировать о себе остальной мир, а также возможность для 14 политических культур.

Контролировать мир становится все сложнее. Однако соблазн глобального 13 не проходит. Это таит в себе серьезные опасности – одна сторона претендует на то, чтобы диктовать нормы жизни остальным членам мирового сообщества, что неизбежно провоцирует серьезные 3. В итоге мы наблюдаем парадокс – мир после окончания 11 стал не безопаснее, а, наоборот, намного рискованнее. Линий 8 появилось существенно больше, а 16 только умножила риски. Например, создание в Европе открытого рынка рабочей силы привело к резкому росту 7 из исламских стран, которые стали требовать культурной и религиозной 1. В контексте нарастающих противоречий между христианской и исламской цивилизациями Западная Европа сама стала заложницей своей 6.»

Задание 1.

1 фактор – возраст. Люди молодого возраста чаще избирают активные формы досуга, посещают увеселительные заведения, кафе, занятия спортом. Лицам пожилого возраста труднее и тяжелее выбираться из дома, поэтому они являются приверженцами традиционных и простых форм досуга.

2 фактор – размер населенного пункта. В крупных городах и мегаполисах лучше развита инфраструктура для активного досуга, что облегчает людям избирать активные формы досуга. В мелких городах и сельской местности слабо развита сеть кафе, клубов, фитнесцентров, кинозалов, поэтому жители таких населенных пунктов чаще предпочитают простые и традиционные формы досуга.

3 фактор – доход. Активные формы досуга требуют затрат на оплату посещения театров, кино, кафе, спортивных клубов. Поэтому их обычно практикуют люди с доходами не ниже среднего. Малообеспеченные как правило чаще практикуют традиционный и простой досуг.

По 2 балла за каждый названный фактор. До 3 баллов за объяснение. Всего 15 баллов.

1 скачок - 18-25 лет и 26-30 лет. В 25 лет оканчивается период молодости, люди чаще всего завершают профессиональное образование, создают семью, начинают профессиональную деятельность. Это сокращает возможности проведения активного досуга, так как накладывает новые обязанности, уменьшает объемы свободного времени.

2 скачок – 31-40 лет и 41-50 лет. К 40 годам люди теряют в значительной степени интерес к развлекательным формам досуга. Обзаводятся семьями те, кто не сделал этого в молодости, а многие уже становятся бабушками и дедушками, объем домашних обязанностей возрастает.

3 скачок 51-60 лет и старше 60 лет. После 60 большинство завершает трудовую деятельность, выходит на пенсию. Это ведет к сокращению доходов и возможностей проведения активного досуга. Люди в этом возрасте мало заинтересованы в развлечениях.

Препятствует активному досугу зачастую и общее ухудшение состояния здоровья.

По 2 балла за каждый названный скачок. До 3 баллов за объяснение. Всего 15 баллов.

1 различие. Все три формы активного досуга практикует группа 26-30 лет, а две формы группа 18-25 лет, которая избегает активно-гражданского досуга. Это можно объяснить тем, что выработка активной гражданской позиции требует значительно социальной зрелости, в молодости же у россиян более ярко выражено стремление к развлечениям.

2 различие. Сторонники саморазвития преобладают в группе 25-30-летних, а развлечения и спорта в группе 18-25-летних. В более старшем возрасте у людей меняются интересы, падает ценность простых развлечений, растет стремление к более полному личностному развитию.

По 2 балла за каждое различие. До 3 баллов за объяснение. Всего 10 баллов.

1 предположение. На досуге люди занимаются тем, чем они хотят, а не тем, чем обязаны.

Поэтому в досуге ярко проявляются жизненные стремления людей, их ценности и предпочтения, привычки.

2 предположение. Проведение досуга очень зависит от материальных условий жизни, в которые поставлены люди. Поэтому изучение досуга помогает понять общий уровень достатка в обществе, возможностей людей удовлетворять потребности выше, чем минимальные.

3 предположение. Формы проведения досуга раскрывают типы социальных связей в обществе, механизмы взаимодействия людей, когда они не ограничены строгими рамками формальных правил.

Искусствоведения, Геращенко Л.Л., доктор филос. наук ВГУК им. С.А. Герасимова Аннотация. В статье рассматривается мифотворчество, под которым понимается воссоздание универсальных образов, которые с...»

«Слайд 1 Исследования по бесплодию 7. Дифференцировка гамет из эмбриональных и «взрослых» стволовых человека Ana I. Marques-Mari, д.м.н. Валентийское отделение Испанского банка стволовых клеток Научно-исследовательский центр Принц Фелипе, Валенсия, Испания Предлагаем Вашему вниманию главу. Эта глава называется «Дифференци...»

«7 Огородная АЗБУКА Огородная AЗБУКА Памятка огородника На растущей Луне (в 1-й и 2-й четвертях) сажают всё, что ценится за надземную часть, - листья, перья, цветы, плоды. На убывающей Луне (в 3-й и 4-й четвертях) - всё, что ценно подземной частью, - лук...»

«Департамент образования Администрации города Ноябрьска муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Ноябрьск «Средняя общеобразовательная школа микрорайона Вынгапуровский» Аналитический отчёт о работе творческой группы «Проектная...» заключается в том, что только Его Воля существует, и никакой другой воли не существует, кроме как через Него. Поэтому Он один властвует, и никто иной. Целое здани...» системы распознавания номеров.3 2 Добавление канала распознавания 2.1 Описание полей инспектора канала распознавания 2.1.1 Настройка параметров канала распознавания 2.1.2 Пр...» УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО...»РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ РИСИ РУМЫНИЯ Истоки и современное состояние внешнеполитического позиционирования государства Российский институт стратегических исследований РУМЫНИЯ: истоки и современное состояние внешнеполитического позиционирования государства...»

«ЛЕКЦИЯ № 14 ТЕМА: ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ПОЗВОНОЧНИКА И СПИННОГО МОЗГА (Слайд № 1) (Слайд № 2) План лекции:1. Топографическая анатомия позвоночника 2. Оболочки спинного мозга 3. Позвоночный канал и его содержимое Позвон...»

«1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Методика полевого эксперимента» является формирование необходимого объема знаний и умения у слушателей по вопросам организации, планирования и вы...»

«СОДЕРЖАНИЕ Владимир Руделев. Добрыня и Святослав (964 год) Игорь Ситников. Добрыня и Змея Окаянная НАШЕ ПРОШЛОЕ Владимир Руделев Добрыня и Святослав (964 год) Князь Святослав был ранен в бою за Муром отравленной пулей - малой тупой стрелкой, в которой было тайное отверсти...» конторы в Мюнхене (Mnchen/Riemerling) со специализацией по вопросом деятельности в области права международных организаций. «Дайджест публичного прав...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - разные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Гражданское общество представляет собой совокупность общественных институтов (группы, движения, некоммерческие организации, религиозные и национальные общности) созданных с целью общественного контроля, достижения конкретных целей и отстаивание интересов конкретных общностей людей.

Признаки гражданского общества

Признаки гражданского общества представляют собой такие характеристики общества, при которых можно говорить о реально функционирующем гражданском обществе в рамках общественной жизни.

Основными признаки гражданского общества являются:

1. Реальное функционирование и обеспечение системы прав и свобод личности.

2. Наличие развитой системы самоуправления.

3. Наличие реальной конкуренции между различными политическими силами.

4. Наличие высокой степени плюрализма и общественного сознания.

5. Наличие независимых СМИ и реализация на практике права человека на информацию.

6. Наличие развитого института частной собственности, доверие населения к экономическим институтам.

7. Наличие органов государственной власти, выбранных на честных и справедливых выборах.

8. Наличие правового государства

9. Политика государства, направленная на достижение реальных благ для населения.

Структура гражданского общества

Структура гражданского общества включает в себя те общественные институты, которые призваны отстаивать интересы отдельных групп населения, к таковым принято относить:

1. Общественные объединения и правозащитные организации.

2. Политические движения и партии.

3. Независимые СМИ.

4. Семья как основная ячейка общества.

5. Церковь и религиозные объединения.

6. Общественные институты, не подчиненные государству (предпринимательство, собственность и др.)

35. Понятие правосознания

Правовое сознание (правосознание) представляет собой совокупность представлений и внутренних переживаний по отношению к праву.

Структура правосознания

Правосознание включает в себя следующие структурные элементы:

1. Правовая психология

Правовая психология представляет собой внутренние переживания человека по отношению к праву или конкретному правовому явлению.

2. Правовая идеология

Правовая идеология представляет собой глубокое, осмысленное представление и отношение людей к праву желаемому и реальному.

Виды правосознания

Правосознания принято подразделять на основе двух важных принципов: по степени общности отношения и по уровню и глубине отношения к праву.

По степени общности отношения к праву принято выделять:

1. Индивидуальное правосознание

2. Групповое правосознание

3. Массовое правосознание

По уровню и глубине отношения к праву принято выделять:

1. Обыденное правосознание

2. Профессиональное правосознание

3. Доктринальное правосознание

36. Правовая культура: понятие и структура.

Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.

В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:

1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;

2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека;

3) правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.

Правовую культуру общества отличают следующие черты: 1) уровень совершенства законодательства; 2) правовая активность населения государства; 3) уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования; 4) соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал; 5) эффективность работы правоприменительных органов государства.

Правовая культура личности состоит из следующих элементов:

1) знание, а вместе с этим и понимание права;

2) отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;

3) уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;

4) правовая психология;

5) правовая идеология.

В правовой культуре личности также выделяют три категории, которые находятся в неразрывной связи, представляют единое целое, такие как: 1) идейно-теоретические правовые представления. Это система мнений на реальное или желаемое право, его явления, на правовую жизнь в целом; 2) позитивные правовые чувства, которые представляют собой правовое чувство, которое наряду с настроением, психологическим настроем, а также традициями в сфере действия права представляют социально-правовую психологию. Положительное ее проявление и выступает элементом правовой культуры; 3) творческая деятельность человека в области права.

Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты: 1) знание, почитание права и законодательства; 2) соблюдение законности; 3) наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть; 4) наличие умений по эффективному обеспечению прав и свобод граждан; 5) правовое обучение и воспитание граждан; 6) способность правильно и быстро составлять, оформлять нужные юридические документы.

Правовая культура выполняет следующие функции: 1) познавательно-преобразовательную, которую связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества; 2)праворегулятивную , которая направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества; 3) ценностно-нормативную , которая проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей; 4) правосоциализаторская , через которую правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению; 5) коммуникативная, реализуемая через общение граждан в юридической сфере.

37. Правовое воспитание: понятие формы, методы.

Одной из главных задач любого демократического государства в современном мире является достижение консенсуса между гражданами. Это возможно только в том случае, если соблюдены интересы различных социальных групп и есть возможность достижения гражданского согласия. Основную роль в скреплении и соединении государственных и личных интересов играет гражданское общество. Это понятие достаточно широкое, и мы в данной статье попытаемся в нем разобраться.

Что такое гражданское общество

Очень часто развитие самого государства напрямую зависит о того уровня, на котором находится гражданское общество. Чтобы разобраться в сущности этого понятия, необходимо дать определение. Гражданское общество - это система общественных отношений и институтов, которые не являются государственными. Сюда можно отнести формальные и неформальные структуры, обеспечивающие условия для политической и социальной деятельности человека.

Кроме того, гражданское общество - это еще удовлетворение и реализация различных потребностей и интересов личности, социальных групп и объединений. Оно обычно существует в двух измерениях: социальном и институциональном.

Если говорить о социальной составляющей, то это исторический опыт, который как бы очерчивает пределы возможных действий всех участников политического процесса. Опыт может быть как коллективным, так и индивидуальным. Он определяет поведение личности на политической арене, образ мыслей и некоторые другие стороны межличностных отношений.

Если представить себе, что гражданское общество - это институциональное измерение, тогда его можно охарактеризовать как совокупность организаций, которые выражают интересы различных слоев населения. К тому же стараются их реализовать независимо от государства.

Таким образом, понятие гражданского общества достаточно широкое, и разные политологи по-разному его интерпретируют.

Принципы гражданского общества

Любое общество имеет свои убеждения, гражданское в этом плане - не исключение. Оно функционирует, опираясь на следующие принципы:

Признаки гражданского общества

Общество не зависит от государства и имеет свои развитые экономические, политические, правовые и культурные отношения между своими членами, поэтому для него характерны определенные признаки. Основными являются следующие:

  • Сознание людей находится на высоком уровне.
  • Имеет место материальная обеспеченность, которая строится на владении собственностью.
  • Все члены общества между собой имеют тесные связи.
  • Есть подконтрольная государственная власть, которая представлена наемными работниками, имеющими соответствующие компетентность и способности по решению проблем общества.
  • Власть является децентрализованной.
  • Некоторая часть власти передается органам самоуправления.
  • Любые конфликты в обществе должны решаться нахождением компромиссов.
  • Имеет место настоящее чувство коллективности, обеспеченное осознанием принадлежности к одной культуре, нации.
  • Личность общества - это человек, который ориентирован на духовность и созидание всего нового.

Также стоит упомянуть, что в признаки гражданского общества можно и нужно еще включить развитую демократию. Без нее невозможно построить современный социум. Практически в любом государстве общество имеет свои отличительные характеристики.

Структура гражданского общества

Общество отличается также тем, что имеет свою структуру, в которую обязательно включены общественные организации и институты. В их задачу входит обеспечение и создание условий для реализации интересов граждан и потребностей целых коллективов.

Кроме этого, структура гражданского общества включает и некоторые подсистемные элементы, к которым можно отнести:

  • Национальные движения и нации.
  • Классы.
  • Социальные слои общества (например пенсионеры, студенты).
  • Политические партии или движения.
  • Общественные движения, носящие массовый характер (например профсоюзные организации, защитники окружающей среды, защитники животных и т.д.).
  • Религиозные организации.
  • Общественные организации (любители собак, общество трезвенников или любителей пива).
  • Различные союзы или ассоциации, в которые могут входить предприниматели, банкиры.
  • Общество потребителей, к которому можно отнести всех нас.
  • Любой коллектив на производстве, в учебных заведениях.
  • Семья является ячейкой нашего общества, поэтому это тоже часть его структуры.

Часто так бывает, что даже выдающиеся личности могут выполнять функции отдельного элемента общества. К таким можно отнести следующих: А. Сахаров, А. Солженицын, Д. Лихачев и другие.

Функции гражданского общества

Любая организация, объединение выполняют свои определенные функции. Это относится и к гражданскому обществу. Среди основных функций можно выделить следующие:

  1. Производство норм и ценностей, которые утверждает государство своими санкциями.
  2. Образование той среды, в которой идет формирование индивида.
  3. Создание условий для свободного развития личности на основе разнообразных форм собственности.
  4. Регулирование и контролирование всех структур общества и их взаимоотношений между собой с помощью гражданского права. Это позволяет избегать или преодолевать различные конфликты и вырабатывать определенную политику в интересах всего общества.
  5. Защита прав каждого человека и его интересов путем создания разветвленной системы юридических механизмов.
  6. Масштабное самоуправление во всех сферах общественной жизни.

Взаимоотношения общества и государства

Государство и гражданское общество осуществляют постоянное взаимодействие. Общество обращается к государству со своими инициативами, предложениями, интересами и требованиями, чаще всего требующими поддержи, и прежде всего материальной.

Государство, в свою очередь, идет навстречу по-разному, это могут быть:

  • Рассмотрение инициатив и их поддержка или неодобрение.
  • Выделение средств для развития организаций или фондов.

Практически в любом государстве в структурах власти имеются органы, которые занимаются связями с общественностью. Эта взаимосвязь может быть в разных формах, например, регистрация новых организаций и оказание им помощи, создание условий для материальной поддержки.

Кроме специальных органов имеется еще одна форма контактирования общества и государства. Это когда представители гражданского общества являются членами комиссий, советов, которые работают в правительстве. Например, депутаты, эксперты и узкие профессионалы, владеющие ценной информацией, которая касается развития социума.

Если детально рассмотреть взаимодействие общества и государства, то можно сделать определенные выводы:

  1. Гражданское и правовое общество является мощным рычагом в системе ограничения стремления политической власти к господству. Для этого используется участие в избирательных кампаниях. А также формирование общественного мнения с помощью независимых средств информации.
  2. Гражданское общество постоянно нуждается в государственной поддержке. Именно поэтому многие представители организаций принимают активное участие в работе госорганов. Несмотря на то что большинство организаций являются самообразующимися и независимыми, они все равно взаимодействуют с государством в разных формах.
  3. Оно имеет острую заинтересованность в хороших отношениях с обществом.

Понятие гражданского общества слишком широкое и масштабное, но оно обязательно подразумевает тесное взаимодействие с госорганами. Для демократического государства очень важно, чтобы эти взаимоотношения были доверительными и тесными, только так можно иметь экономическую и политическую стабильность.

Гражданское общество и его институты

Как мы уже выяснили, главным элементом любого общества является человек. Поэтому все группы и организации должны способствовать всестороннему развитию личности и реализации ее интересов.

Институты гражданского общества можно разделить на несколько групп:

  1. Организации, в которых личность получает все необходимое для удовлетворения своих жизненно важных потребностей, например, в еде, пище, жилье. Это могут быть профсоюзные организации, производственные или потребительские союзы.
  2. Ко второй группе институтов относятся семья, церковь, спортивные организации, творческие союзы. В них индивид удовлетворяет свои духовные потребности, физические.
  3. Политические партии и движения удовлетворяют потребности в управленческой деятельности.

Таким образом, реализацию всех интересов граждан осуществляют институты гражданского общества. Границы этих прав и свобод как раз и составляют его главные черты.

Характерные черты современного гражданского общества

Для сегодняшнего времени характерно гражданское общество, которое имеет следующие характеристики:

  • Нет пока целостной и единой системы гражданских структур. Также можно говорить о слабой правовой защите граждан.
  • В обществе можно видеть разделение людей на бедных и богатых, элиту и простой народ, представителей власти и всех остальных.
  • Слабая социальная основа общества. По подсчетам средний класс занимает от 16 до 30 % всех граждан.
  • Не имеют яркой выраженности объединяющие культурные ценности: уважение к личности, солидарность, доверие и другие.
  • Граждане в большинстве случаев пассивны и не желают принимать участие в политической и общественной жизни государства.
  • Организации или слабо, или неэффективно воздействуют на органы власти.
  • Еще находится на стадии формирования правовая основа гражданского общества.
  • На облик общества в целом влияет и историческое развитие, и современные особенности.
  • Сейчас еще нельзя назвать процесс формирования гражданского общества в России завершенным. Это очень длительный путь. Многие граждане просто не осознают роль общества в жизни государства и их собственной.

Большой проблемой на данный момент является отчуждение многих организаций, групп, институтов от государства.

Глобальное открытое общество

Глобальное гражданское общество - это уже международная сфера проявления инициатив граждан, их объединение на добровольной основе в организации. Эта сфера не поддается вмешательству и регламентации со стороны государства. Такое общество является основной базой для развития цивилизации и неким регулятором не только экономики, но и политики во всех мировых странах.

Открытое глобальное общество имеет свои признаки:

  1. Осуществляется быстрая смена чиновников на основе общественного мнения.
  2. Это же можно сказать и про элиту общества.
  3. Наличие доступных средств массовой информации, которые не подвержены государственной цензуре.
  4. Наличие социальных сетей, в которых граждане могут оказывать влияние друг на друга.
  5. Общественное мнение находится в зависимости от оценок граждан.
  6. Все права и свободы реализуются реально, а не только на бумаге.
  7. Самоуправление находится на высоком уровне.
  8. Государство ведет правильную социальную политику.
  9. Вес в обществе имеет и средний класс.
  10. За государственными структурами осуществляют контроль общественные организации.

Таким образом, можно сказать, что глобальное общество - это то, в котором государство не доминирует в отношениях граждан.

Общество и его развитие

Если говорить про развитие гражданского общества, то можно смело сказать, что оно еще не закончено. Это касается не только нашей страны, но и всех остальных мировых государств.

Большинство политологов утверждают, что формирование гражданского общества началось еще в античные времена, например, в Греции, Риме существовали отдельные элементы общества. Шло развитие торговли, ремесла, это привело к появлению товарно-денежных производств, которые получили свое закрепление в римском частном праве.

Если говорить о европейских регионах, то можно выделить несколько этапов в развитии общества:

  1. Первый этап можно отнести к 16-17 векам. В это время начали появляться политические, экономические, идеологические предпосылки для развития гражданского общества. Это бурное развитие промышленности, торговли, разделение труда, развитие товарно-денежных отношений, идеологический переворот, становление культуры и искусства.
  2. Второй этап начинается с 17 и продолжается до 19 века. Этот период ознаменовался формированием гражданского общества в наиболее развитых странах в виде капитализма, который основывался на частном предпринимательстве.
  3. 20 век - это начало третьего этапа развития, который продолжается и до настоящего времени.

Если говорить о развитии гражданского общества в России в настоящее время, то можно отметить ряд особенностей:

  • У нас в обществе недостаточно развита политическая культура.
  • У многих граждан отсутствует социальная ответственность.
  • Изначально Россия принадлежала к тем странам, которые больше ориентируются на государство, чем на общество. Такие стереотипы достаточно трудно поддаются корректировке.
  • Нет мощного общественного слоя, который бы сумел руководить социальным движением, поэтому основная роль в этом отводится государству.

Становление гражданского общества - это длительный и практически непрерывный процесс, в котором принимают активное и равноправное участие как граждане, так и государство. Если удастся сформировать современное правовое гражданское общество, то и государство будет вынуждено подчиниться законам и служить на благо граждан.