Государства которые входят в содружество возглавляемое великобританией. Британское содружество наций


ТИПОЛОГИЯ СТРАН. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

БРИТАНСКОЕ СОДРУЖЕСТВО

Государства в составе Содружества . Это - особая форма государственного устройства в странах-членах Содружества (Британского), которые признают главой государства королеву Великобритании.


В 1931 г. Великобритания, начавшая терять зависимые территории, объединила свои бывшие и настоящие колонии в составе Британского Содружества наций, с 1947 г. оно стало называться Содружество.

К началу 2007 г. в Содружество входили 53 независимых государства и зависимые от Великобритании, Австралии и Новой Зеландии территории, в которых проживало 1,7 млрд человек (30% мирового населения).

Глава Содружества - королева Великобритании. Большинство стран-членов Содружества– республики (32), 6 - монархий (Бруней, Лесото, Малайзия, Свазиленд, Самоа, Тонга), 16 стран признают королеву Великобритании главой государства, т. е. формально являются конституционными монархиями. В Содружество входят формально равные страны, но различающиеся по уровню экономического развития, этническому, религиозному составу населения.

Страны-члены Содружества имеют единый государственный язык - английский, сходные системы законодательства, образования, государственной службы. Все государства, входящие в Содружество, обладают полным суверенитетом в своих внутренних и внешних делах. Содружество не имеет единой конституции , никаких союзно-договорных соглашений, ни официальных атрибутов; оно не выступает на международной арене (например, в ООН, в каких-либо международных акциях и т. п.). Решения его ежегодных конференций недействительны для страны, которая за них не голосовала.

Члены Содружества могут быть исключены из его состава за действия, противоречащие уставу (военные перевороты, нарушение прав человека, гражданские войны ), а также имеют безоговорочное право одностороннего выхода. Так, в 1972 г. из состава Содружества вышел Пакистан , был вновь принят в 1989 г., исключен в 1999 г. и вновь принят в 2004 г. В 1961 г. за политику апартеида исключена ЮАР , которая вновь вошла в 1994 г. В 1987 г. исключены Фиджи, членство возобновлено в 1997 г., приостановлено в 2006 г., в 1995 г. исключена Нигерия , затем вновь принята в 1999 г., в 2002 г. исключена Зимбабве.

Содружество финансирует и организует для своих членов международные программы по защите окружающей среды, образованию, научно-техническому сотрудничеству, принимает меры по росту взаимной торговли и пр.

Страны-члены Британского Содружества

Страны - члены Содружества

Глава государства

Год вступления

Примечания

1.

Антигуа и Барбуда

королева Елизавета II

1981

2.

Австралия

королева Елизавета II

1931

Зависимые территории: о. Норфолк, Территория о-вов Кораллового моря, о-ва Хеард и Макдональд, Кокосовые (Килинг) о-ва, о. Рождества, о-ва Ашмор и Картье

3.

Багамы

королева Елизавета II

1973

4.

Бангладеш

Президент

1972

5.

Барбадос

королева Елизавета II

1966

6.

Белиз

королева Елизавета II

1981

7.

Ботсвана

Президент

1966

8.

Бруней

Султан

1984

9.

Великобритания

королева Елизавета II

Зависимые территории: Ангилья, Бермудские о-ва, Британские территории в Индийском океане, Британские Виргинские о-ва, Каймановы о-ва, Фолклендские о-ва, Гибралтар, Монтсеррат, Питкэрн, Хенденсон, о. Св. Елены и административно подчиненные о-ва Тристан-да-Кунья и Рождества, Юж. Георгия и Юж. Сандвичевы о-ва, о-ва Теркс и Кайкос

10.

Вануату

Президент

1980

11.

Гана

Президент

1957

12.

Гайана

Президент

1966

13.

Гамбия

Президент

1965

14.

Гренада

королева Елизавета II

1974

15.

Доминика

Президент

1978

16.

Самоа

пожизненный глава государства - вождь Малиетоа Танумафили II

1970

17.

Замбия

Президент

1964

18.

Зимбабве

Президент

1980

Членство приостановлено в 2002 г., исключена в 2003 г.

19.

Индия

Президент

1947

20.

Камерун

Президент

1995

21.

Канада

королева Елизавета II

1931

22.

Кения

Президент

1963

23.

Кипр

Президент

1961

24.

Кирибати

Президент

1979

25.

Лесото

Король

1966

26.

Маврикий

Президент

1968

27.

Малави

Президент

1964

28.

Малайзия

Султан

1957

29.

Мальдивские о-ва

Президент

1982

30.

Мальта

Президент

1964

31.

Мозамбик

Президент

1995

32.

Намибия

Президент

1990

33.

Науру

Президент

1968

34.

Новая Зеландия

королева Елизавета II

1931

Токелау, а также самоуправляющиеся государства в свободной ассоциации с Новой Зеландией - о-ва Кука и Ниуэ

35.

Нигерия

Президент

1960

Исключена в 1995 г., вновь принята в 1999 г.

36.

Пакистан

Президент

1989

Вышел в 1972 г., вновь принят в 1989 г., после военного переворота 1999 г. был исключен, вновь принят в 2004 г.

37.

Папуа-Новая Гвинея

королева Елизавета II

1975

38.

Свазиленд

Король

1968

39.

Сейшельские о-ва

Президент

1976

40.

Сент-Винсент и Гренадины

королева Елизавета II

1979

41.

Сент-Китс и Невис

королева Елизавета II

1983

42.

Сент-Люсия

королева Елизавета II

1979

43.

Сингапур

Президент

1965

44.

Соломоновы о-ва

королева Елизавета II

1978

45.

Сьерра-Леоне

Президент

1961

46.

Танзания

Президент

1961

47.

Тонга

Король

1973

48.

Тринидад и Тобаго

Президент

1962

49.

Тувалу

королева Елизавета II

1978

50.

Уганда

Президент

1962

51.

Фиджи

Президент

1997

Вышли в 1987 г., вновь приняты в 1997 г., членство приостановлено в 2006 г. после военного переворота

52.

Шри-Ланка

Президент

1948

53.

ЮАР

Президент

1994

Вышла в 1961 г., вновь принята в 1994 г.

54.

Ямайка

королева Елизавета II

1962


Цель лекции:

Основные вопросы:

1. История возникновения БСН

2. Эволюция Cодружества.

3. История возникновения БСН

Ассоциация независимых государств, ранее входивших в Британскую империю, признающих британского монарха в качестве символа свободного единения. В Содружество входят (на начало 1999): Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканская Республика, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Гана, Малайзия, Сингапур, Кипр, Нигерия, Сьерра-Леоне, Танзания, Ямайка, Тринидад и Тобаго, Уганда, Кения, Замбия, Камерун, Мозамбик, Намибия, Малави, Мальта, Гамбия, Ботсвана, Гайана, Лесото, Барбадос, Маврикий, Свазиленд, Науру, Тонга, Западное Самоа, Фиджи, Бангладеш, Багамские Острова, Гренада, Папуа – Новая Гвинея, Сейшельские Острова, Соломоновы Острова, Тувалу, Доминика, Сент-Люсия, Кирибати, Сент-Винсент и Гренадины, Зимбабве, Белиз, Антигуа и Барбуда, Мальдивская Республика, Сент-Кристофер и Невис, Бруней, Вануату.

Империя до Содружества. После того как Британская империя потеряла 13 американских колоний, оставив за собой Канаду, Индию, некоторые владения в Вест-Индии и ряд разбросанных и отдаленных поселений, в метрополии наметились две политические линии. Первая предполагала ориентацию на расширение британского влияния в Индии и на Дальнем Востоке. Вторая линия, наряду с расширением этого влияния (в интересах британской промышленности и в целях экономии государственных расходов) допускала развитие в колониях самоуправления, чтобы предотвратить повторение Войны за независимость североамериканских колоний. В процессе реализации этих установок усугублялись различия между колониями, осваиваемыми английскими поселенцами и, по мнению метрополии, способными к самоуправлению (Канада, Австралия, Новая Зеландия, позже провинции Южной Африки), и теми завоеванными колониями, в которых были установлены прямые формы британского управления (территории в Азии и некоторых частях Африки). Вместе с тем в обоих случаях Великобритания рассматривала каждую колонию как относительно самостоятельное образование с местным правительством, обладавшим правом проводить независимую политику. Такое отношение побуждало развивать в колониях парламентские формы правления и устанавливать власть закона, чему способствовали распространение английского языка и его использование в административной сфере и в системе образования.

Содружество следовало принципу открытой ассоциации исходя из характера отношений, которые Великобритания устанавливала с колониями поселенцев. Канада создала модель для развития парламентских демократических форм правления в колониях. В 1837 Верхняя и Нижняя Канада восстали, потребовав закрепления прав колониального самоуправления, впервые установленных американскими революционерами 60 лет назад. В ответ на это требование генерал-губернатор Британской Северной Америки лорд Дарем (Дергем, Дерхем) в 1839 выступил с докладом, в котором предложил ввести т.н. «ответственное правительство». Это предполагало формирование правительственного кабинета по британскому образцу. Дарем признал, что избираемая колониальная ассамблея и ответственная перед ней исполнительная власть смогут осуществлять контроль над внутренней политикой. В то же время он особо оговорил, что Великобритания оставляет за собой право решающего голоса в следующих пяти основных сферах колониальной политики: контроль за государственными землями, форма колониальных конституций, внешняя политика, внешняя торговля, оборона. Все эти ограничения постепенно отменялись в Канаде, Австралии и Новой Зеландии с 1840-х годов до конца Первой мировой войны.

Контроль за государственными землями в колониях быстро перешел к местным правительствам, которые добились права принимать собственные конституции и судебные системы. Еще в 1859 Канада начала устанавливать свои тарифы, ограничив контроль Великобритании над внешней торговлей.

Менее заметным оказался прогресс во внешнеполитических делах и в обороне. Хотя с течением времени Великобритания признала необходимость консультаций с доминионами по вопросам внешней политики, она все еще удерживала здесь за собой право решающего голоса. Британский флот продолжал осуществлять защиту империи в целом, но сухопутные войска выводились из самоуправляющихся колоний, бравших на себя функции самообороны.

Таким образом, в колониях укреплялась тенденция к расширению сферы ответственности в делах местного управления, что сопровождалось ростом национального самосознания. Слияние колоний в более крупные территориальные образования потребовало и большей независимости во внутренней политике. В 1867 провинции Канада, Новая Шотландия и Нью-Брансуик объединились в доминион Канада (формально Канада считалась конфедерацией). Шесть австралийских колоний образовали в 1900 Австралийский Союз. В 1910 четыре южноафриканские колонии сформировали Южно-Африканский Союз.

В конце 19 в. Империя установила два важных института для поддержания контактов между Великобританией и самоуправляющимися колониями. В 1879 правительство Канады назначило верховного комиссара для защиты интересов страны в Лондоне. Британское правительство отказалось придать ему статус посла, однако важный прецедент все же был создан, и другие колонии также назначили верховных комиссаров. В 1887 правительство Великобритании предложило правительствам самоуправляющихся колоний направить делегатов на колониальную конференцию в Лондоне. Встречи такого рода проводились периодически и в последующие десятилетия, а с 1907 стали именоваться имперскими конференциями; было решено, что последующие встречи должны проходить при участии премьер-министра Великобритании и премьер-министров самоуправляющихся колоний. На имперской конференции 1926 такие колонии получили официальное название доминионов.

4. Эволюция Cодружества.

Первая мировая война явилась поворотным пунктом в развитии Содружества. Великобритания объявила войну от имени всей империи, не проконсультировавшись с колониями; однако доминионы все же были представлены в имперских военных кабинетах и на конференциях. Резолюция имперской конференции 1917 признавала, что доминионы наделяются правом голоса в решении вопросов внешней политики империи и что в дальнейшем сотрудничество будет проводиться на основе «постоянных консультаций и совместных действий». Исходя из этого, проводился и общий курс внешней политики как в ходе войны, так и при заключении мира. Новая ориентация на относительную самостоятельность доминионов во внешней политике получила символическое выражение в акте подписания Версальского договора доминионами и Индией.

Характер ассоциации изменился вместе со статусом ее членов. Термин «Содружество наций», впервые использованный в 1884, получил широкое распространение с 1917, обозначая ассоциацию Великобритании, Канады, Южно-Африканского Союза, Австралийского Союза, Новой Зеландии и Ньюфаундленда (который потерял статус доминиона в 1933 в результате экономического кризиса, а в 1949 стал десятой провинцией Канады). На имперской конференции 1926 была предложена знаменитая формула Бальфура, которая определила доминионы как «автономные сообщества Британской империи, равные по статусу, никоим образом не подчиненные одно другому ни в одном из аспектов своей внутренней или внешней политики, но при этом объединенные общей приверженностью короне и составляющие свободную ассоциацию членов Британского Содружества наций». Этот принцип был утвержден Вестминстерским статутом 1931, принятым британским парламентом по требованию доминионов. Статут по сути зафиксировал существующее положение вещей, юридически закрепив равноправие британского парламента и парламентов доминионов; законодательство каждого доминиона признавалось самостоятельным и имело суверенную силу. Внешние отношения становились также областью суверенного решения каждого доминиона. Кроме того, в документе оговаривалось, что отныне порядок престолонаследия Великобритании будет регулироваться членами Содружества.

В межвоенный период доминионы выдвигали требования полной независимости, что сделало невозможной выработку единого внешнеполитического курса, намеченного на имперских конференциях во время Первой мировой войны, хотя консультации на регулярной основе продолжались. Реакция доминионов на объявление войны Великобританией в 1939 показала, что они свободны в выборе действий. Парламенты Австралийского Союза и Новой Зеландии выразили полную поддержку Великобритании и вместе с ней 3 сентября 1939 объявили войну странам Оси. Канада вступила в войну самостоятельно, через шесть дней после Великобритании. В Южно-Африканском Союзе по данному вопросу произошел раскол, и парламент страны лишь незначительным большинством проголосовал за объявление войны. Ирландское Свободное государство сохранило нейтралитет.

В 1947 Индия была разделена на два независимых государства: Индию и Пакистан. В 1949 Индия провозгласила себя республикой, тем самым обозначив новый шаг в эволюции Содружества. Индия выразила желание остаться в Содружестве, хотя условие Бальфура об общей приверженности короне ей как республике уже не подходило. На состоявшейся в 1949 конференции премьер-министров Индия приняла британского монарха в качестве символа свободной ассоциации государств-членов и как главу Содружества – титул, который так и не был четко определен. С этой формулировкой республиками стали провозглашать себя и другие члены Содружества. После 1947 термин «доминион» вышел из употребления, так как уже не соответствовал статусу тех членов Содружества, которые отказывались признавать британского монарха в качестве главы государства.

В 1960 в ходе референдума, проведенного правительством Южно-Африканского Союза, состоявшего в основном из членов африканерской Национальной партии, белое население (только оно участвовало в референдуме) незначительным большинством проголосовало за республику, которая была провозглашена в мае 1961. Чтобы остаться в Содружестве, Южно-Африканская Республика обратилась к другим членам с просьбой о ее признании. Это вызвало острую реакцию, особенно со стороны стран – членов Содружества с небелым населением, осуждавших систему апартеида и господства белых в ЮАР. В итоге премьер-министр ЮАР Х.Фервурд отозвал заявление своей страны о продолжении членства в Содружестве. В 1994 новое демократическое правительство обратилось с просьбой о восстановлении страны в составе Содружества, и эта просьба была удовлетворена.

После 1945 характер Содружества существенно изменился. Когда Индия стала республикой, но при этом осталась в рамках ассоциации, сомнения относительно совместимости национальной независимости с членством в Содружестве окончательно исчезли. Теперь Содружество является многоязычным, многорасовым и мультикультурным сообществом.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы причины и предпосылки возникновения БС?

2. Раскройте проблемы и перспективы развития БС.

1. Артемова А.Ф. Великобритания. Книга для чтения по страноведению. М.: АСТ, 2006 – 499с.

2. Барнс Д. Англия, Англия. М.: АСТ, 2004 – 290с.

3. Громыко А. А. Великобритания. Эпоха реформ.. М.: АСТ, 2005. – 347 с.

4. Дэниел К. Англия. История страны. М.:. Эскмо 2004. – 490с.

Тема 8 НАТО, ДКБ

Цель лекции: изучить этапы процесса планирования выборки в маркетинговых исследованиях.

Основные вопросы:

НАТО является самым большим и наиболее организованным и стабильным военным союзом. Он был создан по инициативе США как противодействие распространению коммунистической угрозы. В состав этого альянса входят страны: США, Канада, Бельгия, Дания, Ирландия, Италия, Португалия, Люксембург, Голландия, Норвегия, Великобритания, Греция, Турция, Германия, Испания и Франция. Однако Франция в 1963 году потребовала вывода с ее территории головного офиса и войск НАТО. Сейчас офис находится в Брюсселе.

Основным моментом в договоре НАТО является то, что агрессия против какой-либо страны этого военного блока рассматривается как агрессия против всех членов блока. В соответствии с договором национальные войска стран-членов остаются в подчинении своих государств и только через государственные каналы может быть отдан какой-либо приказ.

Основой для деятельности НАТО являются консультации, сотрудничество и дискуссии, которые проводятся таким образом, что каждый член организации имеет полную свободу.

Силы НАТО находятся в Европе, где больший контингент войск принадлежит США и Германии. Ведущая роль в организации принадлежит США, но до сих пор не решены вопросы взаимодействия национальных, объединенных и наднациональных органов. Высшим органом является Северо-Атлантический совет, в котором все решения требуют единогласия. Совет собирается два раза в год на уровне министров иностранных дел и еженедельно собираются постоянные представители на уровне послов. Председателем Совета является Генеральный секретарь НАТО. Для определения военной политики в соответствии с текущим моментом существует оборонный плановый комитет, в котором заседают постоянные представители стран-участниц. Все структуры (административные, военные и другие) действуют под эгидой Совета.

Генеральный Секретарь, кроме того, что возглавляет работу Совета, готовит бюджет организации, разрабатывает повестку дня для заседаний, нанимает и увольняет персонал, представляет НАТО в отношениях с правительствами и организациями. Комитеты НАТО имеют дело с политикой, обороной, вооружением, экономикой, наукой, информацией и культурой. Существуют специальные комитеты по изучению космоса, трубопроводам и телекоммуникациям.

Военные структуры возглавляются начальниками военных комитетов или их представителями. Военная область делится на три части в соответствии с действующими командами: Европейской, Атлантической, включающей пролив Ла-Манш и Канадо-Американской.

В период разрядки международной напряженности НАТО стала ориентироваться на снижение баланса сил в Европе и развитие торговых отношений со странами бывшего советского блока. После распада СССР в организации появились тенденции превращения военного блока в военно-политическую структуру.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - военно-политический союз, созданный бывшими советскими республиками на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.

Члены ОДКБ

15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия - 9 сентября 1993 года, Белоруссия - 31 декабря 1993 года.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУУАМ.

На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию - Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ.

Россия в последнее время связывает большие надежды с этой организацией, рассчитывая с её помощью укрепить свои стратегические позиции в Центральной Азии. Россия считает этот регион зоной собственных стратегических интересов.

В то же время здесь на территории Киргизии размещается военно-воздушная база США Манас, и Киргизия не намерена делать что-либо для её закрытия.Таджикистан в начале 2006 дал согласие на существенное наращивание расположенной на его территории французской военной группировки, действующей в составе коалиционных сил в Афганистане.

Для усиления позиций ОДКБ Россия предлагает провести реформирование коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: по три от России и Таджикистана, по два - от Казахстана и Киргизии. Общая численность личного состава коллективных сил - около 4 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолетов) находится на российской авиабазе Кант в Киргизии.

Рассматривается предложение о расширении сферы деятельности коллективных сил - в частности, предполагается их применение в Афганистане.

В связи с вступлением в ОДКБ Узбекистана отмечается, что ещё в 2005 году узбекские власти выступили с проектом создания международных «антиреволюционных» карательных сил на постсоветском пространстве в рамках ОДКБ. Готовясь к вступлению в эту организацию, Узбекистан подготовил пакет предложений по её усовершенствованию, включающий создание в её рамках разведывательной и контрразведывательной структур, а также разработку механизмов, которые бы позволяли ОДКБ давать государствам Центральной Азии гарантии внутренней безопасности.

Возглавляет организацию ее генеральный секретарь. С 2003 года это Николай Бордюжа.

Все участники «семерки», за исключением, пожалуй, Казахстана, находятся в сильной политической, экономической и военной зависимости от Москвы и нуждаются в ее дипломатическом прикрытии.

- Задачи ОДКБ напрямую взаимосвязаны с интеграционными процессами на постсоветском пространстве, и эта взаимосвязь крепнет. Продвинутость военно-политической интеграции в формате ОДКБ способствует развертыванию интеграционных процессов, реально формирует «интеграционное ядро» в СНГ, способствует оптимальному «разделению труда» в Содружестве. Что касается места и роли ОДКБ в Евразийском союзе, если таковой будет образован, то они могут быть весьма существенными, поскольку зона ответственности Организации охватывает обширные пространства Евразии, а деятельность Организации направлена на создание системы коллективной безопасности в Европе и Азии , - заявил Николай Бордюжа, комментирую цели создания ОДКБ для прессы.

5 сентября на саммите в Москве лидеры стран-членов Организации договора о коллективной безопасности приняли декларацию, в которой осудили Грузию за агрессию, поддержали действия России и выступили «за обеспечение прочной безопасности для Южной Осетии и Абхазии». Страны ОДКБ предостерегли НАТО от расширения на Восток и объявили о планах укреплять военную составляющую организации.

Как и Шанхайская организация сотрудничества, ОДКБ высказалась за активную роль России по содействию миру и сотрудничеству в регионе. Однако главного - совместного признания членами Организации двух закавказских республик - не случилось.

Президент России еще раз заявил о необходимости укреплять военную составляющую ОДКБ. Собственно, ничего необычного в этом нет, ведь ОДКБ - военная организация, созданная для защиты стран-участниц от внешних посягательств. Существуют и взаимные обязательства на случай нападения на одного из членов организации. Как признался сам Медведев, именно эта тема стала главной во время его переговоров с коллегами.

Основная же часть документа была посвящена нынешней обстановке в мире и роли в нем самой ОДКБ. В первых же строках декларации лидеры стран ОДКБ извещают мировое сообщество о том, что отныне они «полны решимости придерживаться тесной координации внешнеполитического взаимодействия, линии на поступательное развитие военного и военно-технического сотрудничества, совершенствование практики совместной работы по всем вопросам». При этом, заявив о твердом намерении обеспечивать безопасность в зоне своей ответственности, «семерка» предостерегла от посягательств на эту зону, откровенно дав понять, как она будет сотрудничать: «Серьезный конфликтный потенциал накапливается в непосредственной близости от зоны ответственности ОДКБ. Члены ОДКБ призывают страны НАТО взвесить все возможные последствия расширения альянса на Восток и размещения новых объектов ПРО у границ государств-членов».

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы причины и предпосылки возникновения НАТО?

2. Раскройте проблемы и перспективы развития НАТО.

3. Каковы причины и предпосылки возникновения ОДКБ?

4. Раскройте проблемы и перспективы развития ОДКБ.

1. Николаенко В. Д. Организация Договора о коллективной безопасности (истоки, становление, перспективы). М., 2004.

2. Кузьмин В., Фалалеев М., Гаврилов Ю. Сумма сил: ОДКБ создала коллективные силы оперативного реагирования// Российская газета центральный выпуск №4842 от 5 февраля 2009 г.

3. Смирнов Н.Е. Новая стратегическая концепция НАТО и место в ней стран-партнеров. Информационно-аналитический материал, М., 1999 и др.

4. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М., 1998.

Тема 9 Нерегиональные экономические международные организации: ВТО, ОПЕК

Цель лекции: изучить этапы процесса планирования выборки в маркетинговых исследованиях.

Основные вопросы:

История создания

Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны.

В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Общий объем торговли в 1997 году превзошел в 14 раз уровень 1950 года.
Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд – 1986-1994гг., т.н. “Уругвайский раунд”, - привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически будучи международной организацией, формально таковой не являлась.

Структура ВТО

ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.

"Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на май 2005 г. насчитывалось 148, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств".
Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.
Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Очередная Министерская конференция должна состояться в ноябре 2001 года в Дохе (Катар).
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.
Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати.


Похожая информация.


Содружество наций — добровольная межгосударственная ассоциация во главе с . Помимо самой Великобритании в состав входят почти все ее бывшие колонии, протектораты, доминионы, а также Камерун, Мозамбик, Намибия и Руанда. На сегодняшний день в мире насчитывается 53 страны-участницы Содружества наций. Глава Содружества — монарх Великобритании.

Основа Содружества — признание равного статуса каждого из государств, не зависящего одно от другого в каком бы то ни было аспекте своей внутренней или внешней политики, несмотря на то, что эти государства сближает общая верность Короне и свободное членство в Британском содружестве наций.

Британские зависимые территории — 14 стран, находящихся под суверенитетом Великобритании, однако, не входящие в состав монархии. В отличие от добровольного Содружества наций, данные государства и их территории находятся под контролем Великобритании. До ввода в 2002 году официального термина «Зависимые территории Великобритании» данные страны назывались «колониями».

Если Вы, например, то Вам будет задан вопрос, «Посещали ли Вы за последние 10 лет Великобританию, Страны Содружества наций или Британские зависимые территории?». Если Вы посещали одну из нижеуказанных стран, Вам стоит отметить это в анкете на британскую визу.

Страны Содружества наций

Лучшие цены на билеты и проживание находятся здесь:

Зависимые территории Великобритании

  • Ангилья
  • Бермуды
  • Британская Антарктическая территория
  • Британская территория в Индийском океане
  • Британские Виргинские острова
  • Острова Кайман
  • Фолклендские острова

Не забудьте , Ваша поездка должна быть застрахована.

Оформите страховой полис по лучшим тарифам прямо сейчас.

Война американских британских колоний за независимость закончилась, как известно, победой колоний. Британская Империя потеряла 13 колоний, оставив за собой на североамериканском континенте только Канаду.

В связи с этим в метрополии началось формирование двух различных точек зрения на дальнейшую политику Британии в отношении заморских владений. Сторонники одной ратовали за расширение британского влияния в Индии и на Дальнем Востоке , а сторонники второй считали, что расширять влияние, безусловно, необходимо, но нужно допустить в колониях развитие самоуправления, чтобы предотвратить повторение Войны за независимость североамериканских колоний.

Постепенно начали проводить реформы, в результате которых стали ещё более очевидны различия между тем колониями, в которых освоение территорий велось переселенцами из Британии и где уже имелись перспективы на развитие самоуправления, и теми территориями, где после завоевания были установлены прямые формы британского управления.

Несмотря на массу различий, и те, и другие колонии как более-менее самостоятельное государственное образование с местным правительством,которое обладало правом проводить независимую политику.

Подобный подход давал толчок развитию в колониях парламентских форм правления и возможность устанавливать власть закона. Последнему немало способствовало распространение английского языка, его использование в административной и образовательной сферах.

Пока в метрополии обсуждали вопросы о развитии самоуправления в колониях, Канада взяла инициативу в свои руки и в 1837 году Верхняя и Нижняя Канада восстали. Главным требованием было закрепление прав колониального самоуправления, которые впервые были установлены американскими революционерами 60 лет назад.

Представители власти отреагировали достаточно оперативно и в 1839 году лорд Дарем, генерал-губернатор Британской Северной Америки, выступил с предложением сформировать в колониях правительственный кабинет по аналогии с британским.

Эта колониальная ассамблея и ответственная перед ней исполнительная власть получали право осуществлять контроль над внутренней политикой, однако за Великобританией сохранялось право решающего голоса в следующих сферах колониальной политики:

  • контроль за государственными землями,
  • форма колониальных конституций,
  • внешняя политика,
  • внешняя торговля,
  • оборона.

Все эти ограничения были отменены ещё до конца Первой мировой войны.

Развитие

Термин "Содружество Наций" был впервые использован британским премьер-министром лордом Розберри в 1884 году. Официально база новой колониальной политики и статус Содружества были закреплены на колониальной конференции, состоявшейся в 1887 году в Лондоне .

Наиболее развитые колонии приобрели статус доминионов. Теперь они стали, де-юре, автономными квазигосударственными образованиями, а де-факто - независимыми государствам. Впрочем, это никак не повлияло на их вхождение в состав Британского Содружества наций - объединения, призванного сплотить огромную Британскую империю.


В числе первых выделившихся доминионов были Канада, Австралийский Союз и Новая Зеландия, позднее - Южно-Африканский Союз, Доминион Ньюфаундленд и Ирландия.

Одним из наиболее значимых этапов в истории Содружества стала Вторая Мировая война . После её окончания, а точнее - с 1946 года из "Британского Содружества наций" это объединение стало просто "Содружеством наций".

События в Индии , которая в 1947 году приобрела независимость и установила на своей территории республиканскую форму правления, подтолкнули к основательному пересмотру положений о существовании Содружества.

Помимо смены названия, были откорректированы и цели деятельности объединения: теперь во главу угла ставятся гуманитарные миссии, образовательная деятельность и прочее. В рамках Содружества государства, различные по уровню развития и характеру экономики, получили возможность сотрудничать на новом уровне как равноправные партнёры.

Согласно новым договорённостям, каждая из стран Содружества обладает безоговорочным правом одностороннего выхода из организации.

Страны-участницы

В состав Содружества на сегодняшний день входит 17 стран (не считая Великобританию), которые также называют Королевствами Содружества. Общая численность населения стран Содружества составляет порядка 1,8 млрд, это примерно 30% всего населения планеты. Формально главой этих государств признаётся британский монарх, которого представляет генерал-губернатор.

Это не мешает большинству стран-участниц не признавать власть британской короны, что никоим образом не влияет на их статус в рамках Содружества. Оно изначально является не политической организацией и потому Великобритания не имеет права вмешиваться в политику его участниц.

Далеко не все страны , входящие сегодня в Содружества имели колониальные связи с Британской Империей. Первой из таких стран, присоединившейся к организации стал Мозамбик. В состав Содружества никогда не входили: Бирма и Аден, Египет, Израиль, Ирак, Бахрейн, Иордания, Кувейт, Катар и Оман. Были случаи выхода из состава Содружества (Зимбабве), в том числе с последующим восстановлением членства. К примеру, так было с Пакистаном, ЮАР.

Структура Британского Содружества

Главой Содружества Наций является британский монарх , на сегодняшний день этот пост занимает Елизавета II. Пост главы Содружества не является титулом и не передаётся по наследству. При смене монарха главы правительств стран-участниц Содружества предстоит принять формальное решение о назначении нового главы организации.

Административное руководство осуществляется Секретариатом, штаб-квартира которого с 1965 года находится в Лондоне. С 2008 года Секретариат Содружества возглавляет Камалеш Шарма (Индия).

  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Содружество Наций".
  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Британская Империя".
  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Заморские территории".
  • Большая Советская Энциклопедия
  • Энциклопедия Кругосвет

После окончания Второй мировой войны наступил распад Британской империи, вызванный ростом национально-освободительных движений в британских владениях и финансовыми трудностями британского правительства. С 1946 «Британское содружество» стало именоваться просто «Содружеством».

Уже обретение Индией независимости и установление в ней республиканской формы правления (а, следовательно, и отказ признавать британского монарха главой государства) потребовало кардинального пересмотра основ организации Содружества. В частности, было изменено название самой организации, а приоритетными целями её деятельности стали гуманитарные миссии, образовательная деятельность и т. п. Содружество рассматривается в первую очередь как организация, в рамках которой государства, различающиеся по уровню развития и характеру экономики имеют возможность вступать в тесное и равноправное взаимодействие.

Бирма и Аден, получившие независимость в 1948 и 1967гг. соответственно, стали единственными бывшими британскими колониями, так и не вошедшими в состав Содружества после обретения независимости. Из бывших протекторатов и мандатных территорий Лиги наций, в Содружество не вошли Египет (ставший независимым в 1922г.), Израиль (1948), Ирак (1932), Бахрейн (1971), Иордания (1946), Кувейт (1961) и Оман (1971). Ирландская Республика покинула Содружество с провозглашением республиканской формы правления в 1949г. Несмотря на это, согласно Ireland Act 1949, граждане Ирландской Республики имеют по британскому законодательству равный статус с гражданами стран Содружества.

Вопрос о противоречии между республиканской формой правления и членством в Содружестве был разрешён в апреле 1949г. на совещании премьер-министров стран Содружества в Лондоне. Индия согласилась признать британского монарха в качестве «символа свободной ассоциации независимых государств-членов Содружества и главы Содружества» с января 1950г., когда должно было вступить в силу провозглашение Индии республикой. Остальные члены Содружества, со своей стороны, согласились на сохранение членства Индии в организации. По настоянию Пакистана было решено, что в отношении иных государств будет принято аналогичное решение. Лондонскую декларацию часто рассматривают как документ, знаменующий начало существования Содружества в его современном виде.

До сих пор в 16 государствах, входящих в Содружество (помимо Соединённого Королевства), главой государства признаётся британский монарх, представленный генерал-губернатором. Он же является и главой Содружества; этот титул, однако, не подразумевает какой-либо политической власти над государствами-членами Содружества и не распространяется на британского монарха автоматически. Большинство государств-членов Содружества не признают британского монарха главой государства. Это, однако, не влияет на их статус в рамках Содружества. Содружество не является политическим союзом, и членство в нём не позволяет Великобритании оказывать какое-либо политическое влияние на остальных членов.

С ростом Содружества Великобританию и доминионы, существовавшие до 1945 года (название «доминион» вышло из официального употребления в 1940-е годы), стали неофициально называть «Старым Содружеством» (Old Commonwealth), особенно начиная с 1960-х годов, когда начались разногласия между некоторыми из них и менее богатыми членами Содружества из числа новых независимых государств Африки и Азии. Эти разногласия, приведшие к обвинениям Старого, «Белого» Содружества в том, что его интересы отличаются от интересов африканских членов организации, к обвинениям в расизме и колониализме, возникали в ходе ожесточённых дебатов по вопросам Южной Родезии в 1970-е, наложения санкций на ЮАР в 1980-е и, ближе к нашим дням, по вопросам необходимости продвижения демократических реформ в Нигерии, а впоследствии в Зимбабве. В частности, президент Зимбабве Роберт Мугабе часто использует выражение «Белое Содружество» (White Commonwealth), заявляя, что попытки Содружества заставить его пойти на осуществление политических перемен в стране на самом деле являются проявлениями расизма и колониализма со стороны Белого Содружества, доминирующего в Содружестве наций как таковом.