Роль государства в современном мире. Эссе на тему: «Государство в современном обществе - основные функции

Стаховская Я.С.

Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени Михаила Туган – Барановского

Секция: Политология

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В настоящее время отчетливо формируется глобальная политика, которая оказывает влияние на суверенитет национальных государств. Политическая глобализация преобразует современный мировой порядок, реконструируя традиционные формы национальной государственности и перестраивая международные политические отношения. В результате внутри развивающихся региональных и глобальных политических структур прочно укореняется межгосударственная система. В этих условиях каждое национальное государство,оказывается перед необходимостью определить свое место в координатах современности и обозначить свои важнейшие внешнеполитические приоритеты. Многие политологи говорят о растущей неспособности национальных государств адекватно реагировать на новые вызовы современности. Под сомнение ставится сама система международных отношений как межгосударственных, поскольку процессы глобализации подрывают суверенитет национальных государств.

Американский литературовед М. Хардт и итальянский политический философ А. Негри, анализируя новый мировой порядок глобализации, ввели понятие “Империя”, означающее универсальный порядок, не знающий границ и пределов. Слабеющий суверенитет национальных государств и их возрастающая неспособность к регулированию экономических, политических, культурных обменов являются фактически одними из важнейших признаков становления Империи.

Глобальная политика меняет традиционные представления о различиях между внутренней и внешней, внутригосударственной и международной, территориальной и не территориальной политикой. Политические решения и действия в одной части мира быстро отражаются во всем остальном мире. Центры политического действия и/или принятия решений могут, благодаря современным средствам коммуникации, превращаться в сложные системы совместного принятия решений и политического взаимодействия. Национальные государства и правительства все еще остаются мощными действующими единицами, однако им противостоит огромное количество международных властных институтов и структур, которые действуют независимо от расстояния. Кроме того, в глобальной политике принимают участие негосударственные участники, субнациональные участники и национальные группы давления, прежде всего св я занные с медиа ресурсами, экономикой.

Современные глобализационные процессы стимулируют как добровольную, так и вынужденную передачу власти: по вертикали – наднациональным институтам и региональным правительствам, по горизонтали – рыночным силам. Европейский Союз является лучшим примером вертикальной передачи власти вверх. Государства, входящие в состав Европейского Союза, больше не являются единственными центрами власти в пределах своих собственных границ. Политические процессы, происходящие в ЕС могут быть охарактеризованы как “наднациональные”. Среди институтов ЕС особо важное положение занимает Совет министров, поскольку он имеет в своем распоряжении правовые инструменты, позволяющие формулировать и проводить политику с минимальным ущербом для национальной демократии. Из всех этих инструментов самыми значительными являются “регулятивные”, так как они имеют статус закона. Споры, возникающие по поводу истолкования и применения этих регулятивных правил тем или иным национальным государством, решаются в Европейском Суде. С принятием Единого Европейского Соглашения принцип единогласия в рамках Совета министров был заменен – для значительного числа проблемных сфер – принципом квалифицированного большинства. После чего этот принцип стали распространять на все более и более широкий круг вопросов, так что сегодня даже у ведущих членов Союза остается все меньше возможностей прибегать к праву вето и в каких-то случаях, теоретически говоря, они могут быть просто-напросто “заблокированы”. Таким образом, Европейский Союз – это политическое сообщество с одновременно выраженными межправительственными и наднациональными чертами. Хотя в нем и предусмотрены некоторые механизмы, охраняющие национальный суверенитет (решения по поводу того, какие проблемы могут решаться большинством голосов, сами должны приниматься единогласно), но может быть принята и такая политическая линия, с которой те или иные правительства не согласны.Это значит, что суверенитет в пределах Союза четко ограничен и всякого рода концепции, трактующие суверенитет как неделимую, неограниченную, исключительную и бессрочную форму публичной власти, воплощенную в пределах отдельного государства уже становятсяне актуальными. Вертикальная передача власти вниз привела к появлению мощных субнациональных правительств, региональной и муниципальной власти, особенно в федеративных государствах (США, Канада, Швейцария, Австралия).

Глобальная политика сегодня ориентируется не только на традиционные географические интересы, но и на множество разнообразных экономических, социальных, экологических и других проблем. Поэтому компоненты государственного суверенитета – внутренняя власть, контроль за границами, политическая автономия, невмешательство – сталкиваются с беспрецедентными вызовами. По сути, изменения затрагивают все составляющие концепции государственного и национального суверенитета. Особенно сильно ощущают вмешательство в свои внутренние дела слабые государства, однако и относительно сильные государства полностью не могут защитить свой суверенитет. В то время, когда многие государства Европы, отказались от многих элементов суверенитета, такие государства как США, Китай, Япония не отказываются от внутренней автономии. Имеется ввиду тот факт, что под влиянием глобализации на национальное государство, оно теряет часть своего суверенитета, но при этом сохраняет государственную автономию – способностьнезависимо формулировать свои политические цели и достигать их.

Государства были и останутся главными игроками в международных делах, хотя природа их функционирования может в какой-то степени измениться. Глобализация не "закрывает" институт государства, не ведет к его отмиранию, но выставляет государству гораздо более высокие требования, диктуемые интересами поддержания международного мира, стабильности, безопасности и развития. Она вписывает государство в гораздо более сложные структуры международных отношений и их регулирования, ставит перед ним требования социоэкономической состоятельности и практической международной ответственности за свои внутренние действия. Решать такие задачи способно только дееспособное и эффективное, а значит, профессиональное, некоррумпированное , экономически состоятельное государство. Государства, не способные отвечать новым требованиям, оказываются перед возможностью потери внутренней и международной легитимности.

Литература:

1. О.Ю.Бандурович , А.Г.Стегний , Н.Н.Чурилов . Образ лидера: представления и предпочтения жителей Украины // Социологические исследования.-2003.- №3.-С.38-47

Введение………………………………………………………………………. 3

1.1. Исторические и современные подходы к определению понятия государства …………………………………………………………………….8

1.2 Признаки государства …………….……………………………………. 14

2. Эволюция формы государства в современных условиях

2.1. Политические режимы и тенденции их развития ……………………. 21

2.2. Эволюция форм правления в современных государствах….…..……28

2.3. Территориальное устройство государства: вектор развития………..38

3. Современное Российское государство. 3.1. Специфика формы Российского государства ………………………….43

3.2. Место и роль Российской Федерации в современном мире ……..….. 62

Заключение……………………………………………………………………69

Библиографический список ………………………...…….............................74

Приложения………………………………………………………………….79

Введение

Государство возникло не сразу. Его появлению предшествовал длительный период эволюционных, а порою революционных преобразований общества. Ныне существующие государства прошли в своем развитии многочисленные этапы, изменяясь в экономическом, политическом, территориальном, гуманитарном, демографическом плане. Каждое государство имеет свою историю. Его развитие представляет собой постоянный, необратимый, естественный, исторический процесс. В истории цивилизации всегда существовало, существует и будет существовать множество различных государств. Одни государства исчезали, другие государства появлялись. Этот процесс продолжается непрерывно.

Каждое государство непрерывно изменяется, реформируется, совершенствуется. Такое развитие сопровождается коренными изменениями социальной природы, назначения, основных принципов организации и функционирования государственной власти. Все государства обладают собственной спецификой, неповторимыми особенностями. Но в то же время у отдельных государств имеется существенное сходство, общие признаки. В развитии каждого государства наблюдаются объективные закономерности, познаваемые в результате научного познания. В частности, существуют определенная зависимость и соответствие между способом производства, экономикой, социальной структурой общества, уровнем духовной культуры, природными, климатическими, демографическими, территориальными и другими.

Неравномерность исторического развития различных человеческих сообществ обуславливает возникновение государства у различных народов неравномерно, по мере созревания объективных предпосылок. Некоторые сообщества до сих пор так и не обрели государственности. В процессе исторического развития общества наблюдается интеграция государственных систем, их сближение, сглаживание различий, постепенное становление единых для всего человечества управленческих и правовых систем. В целом, развитие государств идет по восходящей линии определяется термином «прогресс». Где-то в большей, где-то в меньшей степени. Институт государства это самый важнейший из ныне существующих институтов, его развитие определяет развитие всех элементов в обществе. Необходимо знать, что представляет собой современное государство. В современный период необходимо исследовать и стимулировать развитие прогрессивных тенденций форм государства.

Это важно, поскольку необходимо из-за происходящих в мире изменений вызванных кризисными явлениями в политике и экономике, направить все силы на поиск новой идеальной модели формы государства. Важно при этом определиться с выбором между революционными и эволюционными способами преобразования формы государства. Именно поэтому представляет интерес вопрос о факторах, которые в той или иной мере оказывают влияние на эволюцию формы государства. Для Российской Федерации важным и положительным моментом в процессе постепенного развития государственного устройства является учет мирового опыта федерализма и выработка наиболее подходящего пути, с учетом уникальности российского федерализма и классического федерализма зарубежных стран. Кроме этого, нужно учитывать, что современное развитие политического режима в Росийской Федерации, протекает в условиях противоречия социально-экономических и духовных факторов. С одной стороны, это стремление демократов противостоять традиционному стремлению власти к чрезмерной авторитарности, с другой - стремление к решительному укреплению правопорядка. Именно анализ противоречивости процесса эволюции формы государства позволит более точно и правильно выстроить конструкцию идеальной формы.

Не маловажно совершенствовать законодательные основы формы государства, поскольку, не стоит забывать о задаче формирования правового государства. Поэтому созревает вопрос о ценности закона, обеспечении его верховенства во всех сферах общественной жизни. Эффективность закона определяется прежде всего его качеством, обоснованностью и своевременностью. Анализ правовой основы формы государства и ее развитие даст нам возможность точнее составить представление о Российской Федерации, её месте и роли в современном мире. Изучить государство с точки зрения его формы – значит в первую очередь изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы становления и осуществления государственной власти. Среди ученых нет единого мнения о понятии, видах и содержании формы государства. Высказываются разнообразные точки зрения. Имеют место различные подходы к определению понятия и содержания формы государства. Изначально, для отечественной науки было характерно представление о форме государства как институте, складывающимся из формы правления и формы государственного устройства.

Затем позднее утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. Данное мнение преобладает и в зарубежной литературе. Этот подход используется и в настоящей дипломной работе. Объектом изучения нашей работы являются государство и общество на современном этапе. Предметом изучения выступают: форма государства, её эволюция в современных условиях; специфика формы Российского государства в постсоветский период; место и роль Российской Федерации в современном мире.

Цель: Проследить основные тенденции в развитии формы современного государства, научных представлений о ней, роли и места в обществе.

Для раскрытия цели поставлены следующие задачи: - Выявить основные тенденции в осмыслении понятия и признаков государства.

Проанализировать динамику форм государства и факторы их определяющие.

Определить общее и особенное в форме государственного устройства современного Российского государства. -

Проанализировать подходы к осмыслению места и роли Российского государства в современном мире.

Методалогия: При раскрытии темы дипломной работы мы использовали общенаучные и частные методы научного познания, такие как: диалектический, системный, логический, формально юридический, сравнительно - сопоставительный и исторический. Диалектический метод позволил нам раскрыть тему исследования в её динамике, опираясь на основные законы диалектики. Системный метод позволил нам изучать понятие формы государства как системы состоящей из трех элементов: форма правления, политический режим и территориальное устройство. С помощью сравнительно - сопоставительного метода мы выявляли общее и особенное в анализируемых явлениях.

Исторический метод применялся нами тогда, когда было необходимо проанализировать основные ступени и тенденции развития форм государства на том или инном этапе исторического развития. Формально - юридический метод позволил нам определить ряд юридических понятий, уяснить и объяснить действующее законодательство, в его систематическом изложении и истолковании для. В качестве источников использовались конституции различных государств, в том числе и конституция Российской федерации, кроме того мы уделили внимание и другим нормативно - правовым актам. Теоретическую основу составили монографические исследования ведущих специалистов Чиркина В.Е. и Четвернина В.А. Проанализированы учебники и учебные пособия таких авторов, как Марченко М.Н., Лазарев В.М., Комаров С.А., Пивоваров Ю.С. в работах которых нашли отражение достяжения отечественной юриспруденции по рассматриваемому вопросу. Научная новизна исследования заключается в постановке проблемы как темы специального исследования и в обобщении теоритических подходов к рассматриваемым вопросам, в систематизации полученой информации.

Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические подходы к определению понятия государства и его признаков. Во второй - эволюция формы государств в современном мире. В третьей главе - эволюция современного российского государства, его место и роль в современном мире. Заключение На основании проведенного исследования мы пришли к следющим выводам:

Вопрос о понятии государства был актуальным во все времена. К нему постоянно обращались мыслители, философы и юристы всех стран и народов на всех этапах существования и развития государства - с древности и вплоть до наших дней. Большой вклад внесли труды Аристотеля, Цицерона, Макиавелли, Томас Гобсса, Джон Локка, нельзя не отметить работу в этом направлении Г. Кельзена, который раскрыл в каких смыслах может пониматься понятие государства. Он утверждал что, понятие государства можно применять в юридическом смысле, т.е. оно может представлять из себя юридическое лицо, от других юридических лиц государство отличается лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком. Государство как юридический феномен предполагает, что «отношения между ним и правом должны рассматриваться по аналогии с отношениями между правом и индивидуумом». Кроме того, понятие государства может определяться как живой, «естественный организм». В соответствии с таким подходом оно рассматривается не иначе как «форма социальной биологии»

Подобный взгляд на понятие государства разделялся многими авторами, в основном сторонниками так называемой органической теории государства. Данная теория пыталась объяснить всю социальную жизнь биологическими закономерностями. Понятие государства может употребляться в социологическом смысле. Оно должно пониматься как некая «социологическая общность», «социальная реальность, существующая независимо от ее правового порядка и правовой реальности». Для государства, рассматриваемого в социологическом смысле, характерной чертой является исходное рассредоточение власти по различным органам. Фактически, не существует таких государств, где все акты и действия исходили бы первоначально от одного правителя. В обществе всегда существовало и существует несколько командных структур.

В результате их деятельности всегда возникало значительное число доминирующих в обществе отношений, а также бесчисленное количество всякого рода актов управления и подчинения, совокупность которых отражала то, что называется социологическим государством». И наконец, понятие государства определяется как «система норм», как «нормативный порядок» или как «политически организованное общество», как «государство - власть» В российской литературе тоже можно найти много определений понятию государства. Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В.И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство - это есть машина для поддержания господства одного класса над другим». С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека.

И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть. В современной учебной литературе государство обычно определяется, как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. В юридической литературе выявляют следующие основные признаки государств, которые выражаются в наличии в них неразрывной связи между государством и правом, публичной власти, территории, аппарата принуждения, системы налогов и сборов, государственного суверенитета. В современных условиях наблюдаются следующие тенденции в развитии формы государства: - с точки зрения территориального устройства можно сказать, что большинство ныне существующих государств - унитарные, и это весьма понятно, поскольку унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма надежно обеспечивает нужное на сегодняшний день государственное единство. Несмотря на то, что количество федеративных государств меньше чем унитарных, в государствах с такой формой территориального устройства проживает треть населения Земли.

Выбор той или инной формы территориального устройства обусловлен историческими условиями и социально - политическими причинами. - с точки зрения формы правления, важно заметить, что в настоящее время преобладают смешанные и нетипичные формы правления, что обусловлено стремлением соеденить в одной форме все положительные качества существующих форм. - с точки зрения политического режима прослеживается тенденция говорящая о стремлении многих государств к демократическому режиму, что обусловлено ныне существующими ценностями и стандартами. Российская федерация - есть демократическое государство с элементами олигархическо - авторитарного режима. В государственном устройстве России присутствуют такие демократические элементы как, разделение властей, местное самоуправление, свобода слова, вероисповедания, всеобщее и прямое избирательное право, свобода мирных собраний, шествий, митингов и демонстраций, свобода союзов, организаций и политических партий, не запрещенных законом, право частной собственности, гарантии её неприкосновенности, гарантии личной неприкосновенности граждан. В тоже время налицо признаки олигархии и авторитаризма, так например, крупные бизнесмены рвутся к власти, внедряют своих людей на различные государственные посты, создают и поддерживают коррупционную практику чиновничества, часто издаваемые законы защищают их интересы, что создает у народа чувство продажности правительства, министерств и ведомств. К элементам авториторизма можно отнести доминирующую роль «Единой России» в системе Российской многопартийности. Большие полномочия сосредоточены в руках одной фигуры – В.В. Путина, который фактически не утратил её став Премьер – Министром. Можно даже утверждать, что слегка принизился статус Президента, а такого рода переустановки представляют собой подготовительный этап к возвращению В. В. Путина на пост Президента РФ. При внешней свободе СМИ, большая часть информации фильтрируется, а те же центральные телеканалы пестрят представителями «Единой России»; игнорируется принцип разделения властей; глава государства, исполнительная власть доминируют. Права и свободы личности, главным образом, провозглашаются, но реально обеспечиваются лишь частично. Ассиметричность Российской федерации на практике приводит к закреплению неравных возможностей субъектов Российской Федерации.

Так например, Республикам разрешено иметь свои Конституции, областям только Уставы, кроме того, равные на бумаге субъекты на деле обладают разными экономическими возможностями, а следовательно могут расчитывать на дополнительное вливание как государственных денежных средств, так и денежных средств со стороны бизнеса. Специфика формы правления в Российской Федерации закреплена в Конституции Российской Федерации (1993 г.) в которой определена расстановкой политических сил на момент её принятия. Характеристика Российской Федерации как смешанной республики сохраняется и в настоящее время. Следует отметить последние инициативы Д.А. Медведева, которые должны способствовать повышению роли Парламента в системе разделения властей. Укрепление государственности Российской Федерации, её экономический и военный потенциал позволяет говорить нам, о том, что Россия хоть и потеряла былую мощь, все таки продолжает оставаться важным субъектом международных отношений, особенно на Евразийском и постсоветском пространстве / А.А. Меркулов /

Библиографический список

Источники: 1. Конституция Российской Федерации. – М:. ОМЕГА-Л, 2009. - 40 с.

2. Конституция Франции http://www.uristys.ru/Zakonodatelstvo/ Konstitycia/ ConstFrance.doc 10.04.09

3. Конституция США http://www.uristys.ru/Zakonodatelstvo/Konstitycia/ ConstUSA.doc 11.04.09

4. Конституция Китайской Народной Республики http://www.uristys.ru/Zakonodatelstvo/Konstitycia/ConstChaina.doc 11.04.09

5. Конституция Колумбии http://www.uristys.ru/Zakonodatelstvo/ Konstitycia/ConstColumbia.doc 11.04.09

Литература:

1. Алексеева Т.А. Современные политические теории. - М.: РОССПЭН, 2000. - 479 с.

2. Баранов Н.А. Трансформации современной демократии: Учебное пособие. – СПб.: БГТУ, 2006. - 215 с.

3. Бежанишвили З. Р. Между конфликтами и партнерством: современное развитие российско-грузинских отношений // Полис. – 2008. - № 4. - С. 163.

4. Барзилов СИ., Чернышов А.Г. Безумство власти: Провинциальная Россия: Двадцать лет реформ. М.: Ладомир, 2005. – 298 с.

5. Власть и элиты в российской трансформации: Сб. научных статей / Под ред. А.В. Дуки. – СПб.: Интерсоцис, 2005. – 296 с.

6. Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы государственной политики и управления / Под ред. Л.В.Сморгунова. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. – 384 с.

7. Гражданское общество России: перспективы XXI века. - СПб.: СпбГУ, 2000. – 264 с.

8. Демократизация как глобальная тенденция современного мира: Матер. межвуз. студ. конф., Санкт-Петербург, 18 ноября 2005 г. / Балт. гос. техн. ун-т. - СПб., 2005. – 120 с.

9. Динамика политических систем и международных отношений. Выпуск 1. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006. – 256 с.

10. Дьякова Е.Г. Политологическая рефлексия над политематической научной дисциплиной: политология и теории массовой коммуникации // Полис, 2006, № 4, С. 17

11.Институциональная политология: Современный институционализм и политическая трансформация России. Под ред. С.В. Патрушева. – М.: ИСП РАН, 2006. – 590 с.

12. Исаев Б.А. Геополитика: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 384 с. 13. Ильин И. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. – 260 с. 14. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учеб. Для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Сфера, 1997. – 320 с. 15. Категории политической науки: очерки / Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина; каф. политологии; под ред. М.Х. Фарукшина. – Казань: Центр инновационных технологий, 2007. – 254 с. 16. Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие / Отв. ред. Д.А. Ковачев. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 320 с. 17. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник/Под ред. А.С. Автономова. -- М.: Юриспруденция, 2008. – 322 с. 18. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Особенная часть: Страны Европы: Учебник. - Т. 3. - М.: Бек, 2007. – 542 с. 19. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: в 4 т. Т. 4. Часть особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б.А. Страшун. - М.: Норма, 2007. - 344 с. 20. Лазарев В.В. Общая теория государства и права. - М.: Юристъ, 1996. – 472 с. 21. Лапкин В.В., Пантин В.И. Концепция эволюционного усложнения мировой политической системы (Взгляд из России)//Полис, 2006, № 1, С. 157. 22. Марченко М.Н. Теория Государства и Права: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 656 c. 23. Марченко М.Н. Обществознание Пособие для поступающих в вузы. М.: Зерцало, 2008. – 672 с. 24. Магомедов А.К. Каспийская нефть, география и геополитика в начале XXI в. – Россия и современный мир. – 2005. - №4. – С. 28. 25. Миронов С.М. Качество власти и стратегия развития России.- Россия и современный мир. – 2006. - №2. – С. 12. 26. Международный терроризм: внутренняя структура понятия и его роль в политическом дискурсе: сб. науч. тр. / Под ред. Л.Е. Бляхера. – Хабаровск: Издательство ТОГУ, 2005. – 115 с. 27. Никифоров Ю. Н. Политические партии современной России: эволюция многопартийности и статуса партий. - Уфа.: РИЦ БашГУ, 2008. – 254 с. 28. Иванян Э.А. Двухпартийная система как основа политического процесса в США // США – Канада: экономика, политика, культура. 2000. № 11. – С. 21. 29. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. - М.: Юристъ, 2001. – 520 с. 30. Общественные функции политической науки в постсоветской России. Материалы научно-практического семинара, Москва, 19 апреля 2005 г. / Под ред. О.Ю.Малиновой. – Хабаровск: Издательство ТОГУ, 2005. – 82 с. 31. Овсепян Ж.И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебно-метод. комплекс. - Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2008. - 95 с. 32. Политический процесс в условиях подготовки к избирательным кампаниям 2007-2008 гг. в Российской Федерации. – Казань: Изд-во «Слово», 2007. – 512 с. 33. Публичная политика в современной России: субъекты и институты: сб. ст. / отв. ред.-сост. Н.Ю. Беляева; Гос ун-т – Высшая школа экономики. – М. : ТЕИС, 2006. – 348 с. 34. Пронин А.А. Права человека: аспекты проблемы: Моногр. – Екатеринбург: Изд во Рос. гос. проф. пед. ун та, 2006. – 212 с. 35. Россия регионов: трансформация политических режимов / Под ред. В. Гельмана, С. Рыженкова. - М.: Весь Мир, 2000. – 320 с. 36. Руденко В.Н. Новые Афины, или Электронная республика (О перспективах развития прямой демократии в современном обществе) // Полис, 2006, № 4, С. 7 37. Скоков А. М., Строев Е. А. Общество, государство и право России. – Рязань.: Сфера, 2006. - 266 с. 38. Сергеев В.М. Проблема власти // Полис, 2008, № 2, С. 179 39. Современная Россия и мир: альтернативы развития (этноконфессиональные конфликты и вызовы XXI века): Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. Ю.Г. Чернышова. – Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2006. – 314 с. 40. Сравнительное изучение парламентов и опыт парламентаризма в России: выборы, голосование, репрезентативность: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию принятия закона о выборах депутатов I Государственной думы. Санкт-Петербург, 15–16 декабря 2005 г. / Под ред. Ю. Н. Солонина, Л. В. Сморгунова. – СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2005. – 363 с. 41. Сухарь А.А. Этнонациональный конфликт в Чечне и Косово: сравнительный анализ // Полис, 2007, № 4, С. 158 42. Титков А.С. Партия номер четыре. «Родина» и окрестности / Под ред. Е. Михайловской при участии Г. В. Белонучкина. – М.: РОО «Центр «Панорама», 2006. – 106 с. 43. Теория государства и права: Учеб.для вузов / Отв. Ред. д. ю. н., проф. В. Д. Перевалов. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Норма, 2004. - 720 с. 44. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2004 г. – 512 с. 45. Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. - Тюмень, 1996. - 150 с. 46. Конституционное право зарубежных стран: Практикум / Под ред. Чиркина В.Е. - М.: Юристъ, 1999. - 401 с. 47. Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента: Переломные годы в российской политике (1985-1993). – Т. 1 / Виктор Шейнис; Моск. Центр Карнеги; Фонд ИНДЕМ. – М., 2005. – 703 с. 48. Шейко Э.М.Международные и региональные конфликты: механизмы управления, Хабаровск.: ДВАГС. - 2005, - 254 с. 49. Шилов С.Е. Беспартийный закон развития / Сб. статей. – М.: Наука, 2006. – 300 с. 50. Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента: Переломные годы в российской политике (1985-1993). – Т. 2 / Виктор Шейнис; Моск. Центр Карнеги; Фонд ИНДЕМ. – М., 2005. – 771 с.

Государство и право - важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества.

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них (Павел), употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право. В другом смысле право - это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».

По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве и государстве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений. В данной работе и предлагается осветить, каким образом государство и право влияют на жизнь современного общества.

1. Место государства в современном мире

Человечество в своей истории знает периоды - когда модель организации отдельных народов в определённый исторический момент претерпевала глобальные перемены. Первой отправной моделью был Род, принципы существования которого определялись наследуемыми канонами и волей старейшин. Когда Род, как форма организации, в силу возрастания общей численности и утраты прямых родовых связей, а также увеличения числа промыслов, исчерпал себя, на смену ему пришла община. Трансформация общин и процесс развития военного дела положили начало территориальной организации и возникновению княжеств-королевств (и сопутствующих им феодальных форм), которые в свою очередь дали начало монархиям, а развитые монархии – империям. Трансформация монархий и империй практически положило начало современным формам государств, которые в настоящее время себя уже также отжили. Об этом далее.

Важно понимать несколько принципиальных вещей. Первое, историю творят конкретные люди и их конкретные поступки. Когда глобальная система кооперации себя перезревает, то всегда есть те, кому выгодно сохранить прежнюю систему, а есть те, кому выгодно и нужно её видоизменить или разрушить, и между такого рода причастными людьми всегда имеет место борьба, которая в итоге приводит либо к компромиссным вариантам, как это сложилось в Великобритании, либо к бескомпромиссным вариантам - тотальному уничтожению правящего сословия, как это было в России.

Второе что важно уяснить, так это то, что не существует ничего «исторически обусловленного» и « объективного» в отношении самих форм организаций, т.к. поиск новой формы организации – это всегда творческий процесс отдельных лиц, которые сознают необходимость изменений, и, как правило, не имеют «изначального» образа того, что они впоследствии миру предложат, а тот, за неимением качественных альтернатив - поддержит.

Говорится настоящее для того, чтобы стало понятно, что любая мифология относительно форм исторической организации народа, к примеру, обожествление монархий или сакрализация Рода – есть привязка к старому, а стало быть - невозможностью создать нечто в организационном отношении принципиально нового и отвечающего потребностям настоящего времени.

Отдельно следует отметить, что для самых зрелых (но лишённых необходимой гибкости, масштаба и перспективности мышления) представителей народа, исторически необходимая глобальная трансформация народной организации воспринимается ими как катастрофа цивилизационного масштаба. Отчасти это так и есть, но это не есть концом самой жизни народа, что, безусловно, намного важнее, т.к. живой народ может создать любой тип цивилизации, в то время как цивилизация без живого народа – её воплотителя, лишь памятник культуры.

Итак, какова же роль современного государства, является ли оно формой организации народа, каким запросам отвечает, а каким нет, и какие из этого предпосылки следуют.

Формально роль государства состоит в обеспечении прав и свобод своих граждан, защите их интересов как внутри страны, так и за её пределами. Также государство выступает глобальным регуляторным органом. По природе государство, на определённом историческом промежутке, являло собою форму организации народа, втягивало в свою орбиту другие, менее эффективно организованные народы. По мере того, как государство утрачивало свою организационную суть, тем более оно становилось проводником частных и чуждых народу интересов. На практике, сегодня государство занимает - подчинённую роль, служит административным механизмом подавления произвола народных масс, проводником стратегических, тактических и оперативных интересов крупных финансовых групп, не редко за счёт ущемления прав и свобод граждан конкретного государства.

Иногда интересы финансовых групп и народных масс совпадают, иногда нет, тотально противопоставлять интересы друг друга – было бы ошибкой. Есть определённая взаимозависимость. В конце концов - народные массы являются источником и условием потенциала финансовых групп.

Потенциал финансовых групп пропорционален объёму финансов и качеству их трансформации в экономический и политический потенциал. Естественным является стремление финансовых групп как минимум – сохранить, как максимум - приумножить свой потенциал. Капиталы финансовых групп объективно ничем и никем не гарантируются, за исключением государства. Поэтому потенциалу стихии народных масс финансовые группы противопоставляют организованную силу государства, с его институтами принуждения.

Сознание народных масс крепко ассоциирует страну с государством. Электоральная модель насыщения государственной системы её воплотителями тому способствует. Благодаря этому народ испытывает иллюзию причастности к формированию государства. В то время как объективно данная причастность нивелируется двумя причинами – использованием политтехнологий и ограниченным числом политических партий, которые, прежде всего, кем-то финансируются, и единственно которые народ может выбрать в рамках действующей политической «демократической» системы.

Практически финансовые группы с целью сохранения и приумножения своего потенциала финансируют политические партии, которые обеспечивают финансовым группам достижение их стратегических и тактических целей.

В результате трансформации финансовых и экономических ресурсов финансовых групп в политический потенциал – государство оказывается в подчиненной роли.

Безусловно, государство – это не нечто самосущее, а нечто производное – форма, инструмент. Будь народ полновластным хозяином государства, оно могло бы принести немалую ему пользу. Но на практике, когда ресурсный потенциал финансовых групп уже давно перерос финансовый и экономический потенциал отдельных государств и народов, и подлинными субъектами политики стали не декоративные политические партии, а сами финансовые группы, то власть народа над государством является поощряемой иллюзией.

В современном мире государство не является формой организации народа, но является ему отчуждённым и чем-то подчинённым. Степень отчуждения у разных народов разная. Народы стали заложниками государств. Государства стали тюрьмами народов. И чем сильнее государство, тем больший гнёт на себе испытывает народ. Ненависть народа к собственному государству в наши дни не редкость. Люди ощущают, что государство бдит не их интересы, но сторонние. Решения, которые принимают «политики», бывают в интересах народа только в случае совпадения интереса народа и с интересами финансовых групп. Государство стало сервисом для богатых. Такова его современная роль.

Народ, опираясь на достаточность, ответственность и независимую творческую деятельность своих членов, путём собственной реорганизации, в принципе способен вернуть себе место субъекта истинной политики и достигнуть компромиссной модели взаимодействия с собственными и инородными финансовыми группами. Ибо очевидно, что сама необходимость в настоящее время ставит перед народами очередную историческую задачу собственной реорганизации, после которой государство, как форма организации, будет окончательно пережито.

2. Роль государства в политической системе общества

Государство в любой стране и на любом этапе развития общества выступает как самая массовая, самая широкая организация.

Оно объединяет или, по крайней мере, стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения.

В конституциях и других своих основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представиться непременно как государство всего народа, государство всех и для всех.

Это особенно ярко, неприкрыто проявляется в конституциях таких государств, как Германия, США, Франция, Испания, Швеция, Япония и др.

В Конституции США, например, это стремление закрепляется в следующей формуле: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, утверждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

В Конституции Швеции подобное стремление государства выступать в качестве организации всего народа выражается в закреплении положения, согласно которому «вся государственная власть в Швеции исходит от народа.

Правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений и на всеобщем и равном избирательном праве. Правление осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системе, и посредством коммунального самоуправления».

В преамбуле к конституции Японии подобное стремление проявляется в декларации: «Мы, японский народ, действуя через посредство наших должным образом избранных представителей в Парламенте и исполненные решимости обеспечить для себя и для своих потомков плоды мирного сотрудничества со всеми нациями и благословение свободы для всей нашей страны, исполненные решимости не допустить ужасов новой войны в результате действий правительства, провозглашаем, что народ облечен суверенной властью, и устанавливает настоящую конституцию».

Аналогичные положения, указывающие на стремление государства выступать в качестве организации всех и для всех, в виде института, представляющего интересы всего народа, содержались в конституционных актах СССР и других, именовавших себя социалистическими, стран.

Так, ст. 1 конституции СССР 1977 года провозглашала, что «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». Статья 2 этого же документа закрепляла, что «вся власть в СССР принадлежит народу» и что « народ осуществляет государственную власть через советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР».

Подобные отсылки к народу содержались и содержатся в конституциях России, Белоруссии, Украины, Латвии, Литвы, Казахстана и других государств постсоветского пространства.

Однако в подавляющем большинстве своем конституционные декларации этих, равно как и других, бывших социалистических и несоциалистических государств, на практике остаются ничем иным, как декларациями.

Народ зачастую при этом является не более чем социальным фоном, политической или идеологической ширмой, за которой скрывается реальная государственная власть, принадлежащая определенному господствующему слою, классу, властвующей группе или социальной прослойке.

Последние, независимо от того, как они называются и как представляются, в повседневной практической жизни являются настоящими держателями государственной власти, реальными творцами внутренней и внешней политики.

Сказанное не означает, что государство ограничивает свою социальную базу лишь поддержкой непосредственно стоящих у власти правящих кругов. Наоборот, оно прилагает огромные усилия для того, чтобы как можно больше расширить свою социальную опору, как можно сильнее укрепить свои устои в обществе.

В идеале каждое современное государство стремится к тому, чтобы его формальная социальная основа, каковую составляют все граждане или поданные государства, превратилась в его реальную основу, которая складывается из его твердых сторонников, убежденных последователей внутренней и внешней политики государства.

Краткое описание

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них (Павел), употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право. В другом смысле право - это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».
По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве и государстве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений. В данной работе и предлагается осветить, каким образом государство и право влияют на жизнь современного общества.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

по дисциплине: «Политология»

на тему: «Типы и формы государства в современном мире»

Выполнила студентка гр. ЭКИ-07

Рудницкая Л.

Проверила Кокорская О.И.

Донецк 2010

Введение 3

1.Типология государств 4

1.1 Исторический (классический) подход к типологии государств 4

1.2 Формационный подход к типологии государств 5

1.3 Цивилизованный подход к типологии государств 6

1.4 Современные подход к типологии государств 7

2. Формы государства 9

2.1 Понятие и виды форм государственного правления 9

2.2 Понятие и виды форм государственного устройства 11

2.3 Понятие и виды форм государственного режима 12

Список использованной литературы 16


Введение

Государство – это, прежде всего, исторически сложившиеся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом. Это фактически первая, сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов, социальных групп и всего общества.

Поэтому целью данной работы является исследование типов государства и формы государственного устройства, его понятие и виды.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью с современных позиций рассмотреть проблемы формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека – государства.

С этой целью будут решаться такие задачи:

Рассмотрение современных и исторических типов государств;

Определение существующих видов форм государственного устройства, государственного правления и режима в современном мире.

Проблема формы государства является одной из самых древних и наиболее разработанных. Уже античных мыслителей (Платона, Аристотеля, Цицерона и др.) волновал вопрос о форме государства, а также о тех причинах, под влиянием которых происходит смена государственных форм, их постоянный круговорот.

Типы и формы государства, будучи, как и само государство, исторически меняющимися феноменами, на каждом новом витке развития предстают перед исследователями своими новыми гранями, ставя их перед необходимостью заново осмысливать данные явление. Если античные и средневековые авторы целиком и полностью отождествляли форму государства с формой правления, то в наши дни преобладающей является трехэлементная трактовка этой категории, охватывающая форму правления, форму государственно-территориального устройства и политический режим.


1.Типология государств

1.1 Исторический (классический) подход к типологии государств

Тип государства - это совокупность наиболее существенных черт, характерных для множества различных государств. Тип государства определяется в результате типологии, которая представляет собой научный процесс, связанный с поиском общих черт, присущих различным государствам.

Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное историческое время позволяют выявить существенные общие черты, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием.

Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств являются: количество властвующих в государстве и осуществляемая государством цель.

По первому признаку он различал правление одного, правление немногих, правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них преследуются частные цели). Отвлекаясь от конкретных условий того времени, Аристотель считал главное различие государств в том, какое мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.

Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов (разновидностей) – естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения, становления, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает, что цикличность в развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не менее, главное в воззрениях Полибия состоит в том, что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека.

1.2 Формационный подход к типологии государств

Формационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.

Согласно данному направлению, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных компонента: 1) экономический базис , состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности; 2) надстройка , куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости их соответствия.

С позиций формационной теории теория государства, тип государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому экономическому базису. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.

Каждая формация вызывает к жизни определенный исторический тип государства. Поэтому выделяют такие исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

Рабовладельческое государство – организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая функция этого государства – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов.

Феодальное государство – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство - есть оружие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов.

Буржуазное государство функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.

Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся масс (классов), выражает интересы трудового народа.

Переходное государство – представляет собой государственность, возникающую в результате национально – освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства (капиталистическому или социалистическому). Концепция была разработана В.И.Лениным.

Первопричина смены исторических типов государств - социально – экономическое развитие общества. Социальная революция уничтожает старую общественную систему и кладет начало господству нового способа производства, новым производственным отношениям, которым соответствует новый тип государственности и права.

Смена исторических типов государств неизбежно влечет за собой ликвидацию устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства, отвечающего новым условиям социально – экономического развития общества.

1.3 Цивилизационный подход к типологии государств

Согласно цивилизационному подходу социальная природа государства определяется духовными и культурными факторами. Цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.

Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества:

1. Природа государства определяется не только реальным соотношением сил, но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. Рассматривая государство, надо учитывать весь исторический опыт прошлого.

2. Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот.

3. Разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в развитии в других условиях.

Основное отличие понятия «цивилизация» от понятия «формация» состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и целях ее собственной деятельности.

Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства.

Цивилизованный подход позволяет, таким образом, видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров, над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально – экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей людей.

1.4 Современные подходы к типологии государств

Учение о типах государства сейчас разрабатывается на философском и собственно теоретическом уровне (на уровне общей теории государства и права). Философская типология государства строится на критериях общественного прогресса, на разграничении двух понятий государства - государства в собственном смысле (основанного на частной собственности) и полугосударства (базирующегося на социалистической общественной собственности).

Предметом теоретической типизации государства является государство в собственном смысле этого слова. Государство как политико-территориальная организация общества является следствием развития противоречия между политической властью и собственностью, которые образуют основы государства и общества. Государство как организация обособленной от народа политической власти является непосредственным продуктом развития естественно-исторических общностей людей, форм их общения (община, гражданское общество). И, наконец, государство как организация классового господства в обществе раскрывает нам связи государства с социально-классовой структурой народа (общества) и с социально-классовыми отношениями людей, т.е. с факторами социологического порядка.

Отправным пунктом политологической типологии является разграничение непосредственных и абстрактных политических типов государства: непосредственная монархия, непосредственная демократия и непосредственная аристократия. Каждый из этих типов государства характеризуется спецификой единства политической власти с собственностью (общинной и частной).

В зависимости от того, что лежит в основе взаимоотношений между индивидом и обществом, добрая воля или насилие, различаются контрактное государство и эксплуататорское (рентоискательское) государство.

Гражданин, с одной стороны, участвует в управлении государством, а с другой стороны, он должен сам подчиняться тем правилам, которые далеко не всегда его устраивают. В результате возникают две опасности:

1) обмана со стороны государства – оно может выйти за пределы полномочий, установленных общественным договором (конституцией);

2) обмана со стороны индивида – неисполнении законов и (или) уклонения от финансирования деятельности государства путем неуплаты налогов.

В контрактном государстве эти потенциальные опасности сдерживаются. Когда же эти тенденции получают развитие, то перед нами – эксплуататорское государство.

Контрактное государство возникает при: наличие конституции, задающей рамки деятельности государства; существование механизма участия граждан в деятельности государства; наличие механизмов контроля и сдерживания со стороны институтов гражданского общества.

Эксплуататорское же государство использует монополию на насилие для максимизации благосостояния правящей группы, действуя зачастую в ущерб интересам всего общества в целом. Крайним типом эксплуататорского государства считается тоталитарное государство .

В зависимости от того, какова степень влияния церкви, выделяют светское и клерикальное государства. Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Клерикальное предполагает активное вмешательство церкви в «мирские дела», осуществление судебной деятельности. В настоящее время клерикальное государство существует в ряде мусульманских стран (Иран, Саудовская Аравия), где законы шариата господствуют над светскими законами. Но и в некоторых странах европейской культуры обычаи во многом подчинены церковным распорядкам. Например, в США принято приносить присягу на Библии, а в Израиле не-иудеям де-факто закрыт доступ к государственной службе.

Наряду с «чистыми» типами государств часто встречаются промежуточные, сочетающие черты разных типов. Идеальным образцом в современном мире считается контрактное государство, являющееся республиканским, федеративным и светским. Однако вряд ли хотя бы одно из почти 200 существующих в наши дни государств в полной степени соответствует этому идеалу.

2. Формы государства

2.1 Понятие и виды форм государственного правления

Форма государства – сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

Форма государственного правления (управления) характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, т.е показывает нам: как создаются высшие органы власти в государстве; их структуру; какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны; в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Существует две формы государственного устройства:

1) Монархия (вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т. п.), который наследует ее как представитель правя­щей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает пе­ред населением за свои властные действия).

Абсолютная монархия (монарх по закону обладает всей полнотой верховной государственной власти). В таком государстве нет ни парла­мента ни конституци­онных актов, ограничивающих власть монарха (например, Саудовская Аравия, Российская Империя до издания царем законов 1906 г.

Конституционная монархия (власть монарха по конституции ограничена представительным органам). Конституционная монархия возникла в период становления бур­жуазного общества и в настоящее время существует в Англии, Дании, Бель­гии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др. Государства этой формы правления функционируют в демократическом режиме.

Конституционная монархия может быть дуалистической и парламентар­ной. В дуалистической монархии монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное пе­ред ним, а законодательная власть принадлежит парламенту (Марокко, Иордания, Кувейт, Бах­рейн).

В парламентарной монархии исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соот­ветствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом; главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте (Великобри­тания).

2) Республика - форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми на­селением на определенный срок.

Современная республика может быть президентской и парламентской.

Для президентской республики характерно соединение в руках президента полномочий главы государства и прави­тельства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика); президент самостоятельно (не исключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственно перед президентом, а не пар­ламентом.

Главной отличительной особенностью парламентской республики являет­ся принцип политической ответственности правительства перед парламен­том (Италия, ФРГ, Греция, Ислан­дия, Индия и др.).

Некоторые страны относят к «полупрезидентским» (президентско-парламентским) республикам (Франция, Финляндия, Россия).

История становления республиканской формы государственного правле­ния знает также такие ее разновидности, как демократическая (Афинская демократическая республика) и аристократическая (Спартанская, Римская). Существовали и феодальные города-республики, которые в результате укреп­ления своего могущества перешли от городского самоуправления к суверени­тету государства. Такими городами-республиками были Флоренция, Вене­ция, Генуя - в Италии, Новгород и Псков - в России. Вольные города были также в Германии, Франции, Англии.

2.2 Понятие и виды форм государственного устройства

Форма государственного устройства - это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

По форме государственного устройства все государства можно разделить на три основные группы: унитарное, федеративное и конфедеративное.

Государственное устройство может быть простым и сложным .

Простым является унитарное государственное устройство - это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.

Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты: единый властный «центр» - единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, од­но правительство, один верховный суд); одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство; единая денежная система, одноканальная система налогов.

По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть цент­рализованным (местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники), децентрализованным (местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью) и смешанным .

Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе го­сударства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др. Наиболее распространенной формой сложного государственного устройства является федерация , которая представляет собой союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных.

Для федерации характерна двухуровневая система органов государственной власти; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается со­юзной (федеральной) конституцией или федеральным договором; двухпалатное строение парламента; наличие в большинстве федераций двойного гражданства; двухканальная система налогов; суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее го­сударственных единиц; после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают; у субъектов отсутствует право выхода из федерации (его не предусматри­вает ни одна из конституций федеративных государств).

Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу). Выделяют также симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную , для которой характерно неравенство правового положения субъектов.

Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны).

Если федерация - это союзное государство, то конфедерация - это «госу­дарственный союз государств». То есть при всей ее неустойчивости, конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не формой международно-правового союза.

Конфедерации свойственны следующие черты: создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных, экономических); создание конфедерации закрепляется, как правило, договором; каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. На конфедерацию в целом суверенитет не распространяется; члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на ос­нове юридически обоснованного одностороннего волеизъявления; при неустойчивости конфедерации либо распадают­ся после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство - унитарное или федеративное; у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой сис­темы налогов, бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации.

Конфедерация - достаточно редкое образование.

2.3 Понятие и виды форм государственного режима

Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим – важнейшая часть политического режима, существующего в обществе.

Современная теория государства различает два основных типа политических режимов: демократический и тоталитарный. Эта классификация восходит еще к Платону, выделявшему, помимо «наилучшего государства», тимократию (господство благородных воинов), олигархию (правление богатых семей), демократию и тиранию (тоталитаризм).

Политический режим демократического типа имеет своей социально - экономической предпосылкой существование суверенных индивидуальных субъектов, являющихся собственниками экономических условий своей жизни и строящих отношения друг с другом на основе обмена и договора.

Политическими предпосылками этого режима являются:

1) отсутствие единой официальной идеологии, которая однозначно определяет цель общественно - исторического развития;

2) наличие свободно формируемых внегосударственных политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества;

3) ограничение политической роли партий участием в выборах, на которых они отражающей интересы представляемой социальной группы общества;

4) функционирование политической системы, предполагающей борьбу, конкуренцию политических партий, соглашение между ними, образование коалиций политических сил, которые стремятся к парламентскому большинству и получению решающей роли в государственном управлении;

5) существование не определяющего государственную политику меньшинства, в функцию которого входит оппозиционная политическая деятельность, разработка программ общественного развития, критика государственного руководства;

6) наличие политических свобод, при помощи которых суверенные объекты гражданского общества осуществляют свою самодеятельность в сфере политической жизни.

Политический режим тоталитарного типа обладает насильственным навязывание населению общественных порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии. Господство этих порядков достигается посредством монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой, культурой и бытом. Идеологическое и организационное единство обеспечивается политическим господством Партии, возглавляемой Вождем. Она подчиняет себе государство. В ее руках находятся СМИ. В методах управления преобладает политическое и физическое насилие, полицейский и жандармский террор (Чехословакии, Венгрии, СССР, Германия).

Политический режим авторитарного типа - является промежуточным между тоталитарным и демократическим режимами, переходным от одного к другому. Главная его особенность состоит в том, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами экономической, политической и культурной жизни. В нем нет единой государственной обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма и т.п. Управление осуществляется не столь жесткими, как при тоталитарном режиме, средствами (например, переход в Испании от фашистского строя к демократическому в последний период правления каудильо Франко, начатая в СССР в 1985 г. перестройка происходили в условиях авторитарных режимов). Массовый террор отсутствует.

Политический режим как элемент формы государства обусловливает и остальные характеристики государственного устройства, в первую очередь влияя на форму правления.

Таким образом, форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов: форма правления, форма государственного устройства и форма государственного режима. Изменения, происходящие в современном цивилизованном мире, безусловно, требуют корректировки.

На основе рассмотренных форм и типов государства хотелось бы попытаться вывести наиболее справедливую (по современным понятиям) и эффективную ее разновидность.

Исторически сложилось так, что сначала появились государства, форму которых, прежде всего, определяла форма правления; более того, таких категорий, как форма государственного устройства или политический режим попросту не существовало. Необходимость во вводе классификации по форме государственного устройства появилось в XVII - XVIII веках, когда начала складываться такая форма, как федерация, а категория "политический режим" возникла, по мнению С.С. Алексеева, и вовсе в 20-х годах XX века.

Таким образом, в древности и в средние века все государства были унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом режиме можно говорить шире - так, в некоторых государствах древности существовали многие институты демократии. Однако гораздо чаще встречались авторитарные или вовсе тоталитарные государства.

С появлений федераций положение изменилось. И хотя в форме правления монархия продолжала и продолжает играть значительную роль, основной формой правления становится республика. Политический режим становится все более демократичным, пока не достигает современного уровня.

Сейчас наиболее распространенной формой государства является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это вовсе не означает, что человечество не может изобрести ничего более совершенного. Возможно, в будущем появятся принципиально новые элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность и необходимость рассмотрения данной темы.

Список использованной литературы:

1. Мамут Л.С. Сверим ориентиры: наука о государстве и праве нуждается в радикальном обновлении. Пульс реформ., М., 2000.

2. В.П. Пугачев А. И.Соловьев. Введение в политологию. «Аспект Пресс»: М., 2000 г.

3. А.П. Цыганков. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. Интерпракс, М., 1995.

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/ - электронная энциклопедия.

5. Байтин М.И. Сущность и типы государства. // Теория государства и права. Саратов, 1999.

6. Четвертин В.А. Понятие права и государства. М., 2003.

7. Хейвуд Э., Водолазов Г.Г. / Политология: Учебник для студентов вузов / Москва / ЮНИТИ-ДАНА / 2005

Актуальность темы обусловлена тем, что ключевым понятием, характеризующим процессы мирового развития в начале XXI века, стала глобализация. Её суть - в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей различных государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, в интернационализации проблем техногенного воздействия на природную среду, межэтнических и межконфессиональных конфликтов и безопасности. Все эти процессы прямо или косвенно отражаются на функциях современного государства.
Понятие «функция государства» — одно из фундаментальных в теории государства, характеризующих деятельную сторону государства. При этом оно является весьма сложным. Многие вопросы, связанные с ним, остаются нерешенными или их решение вызывает сомнения. В частности, таким вопросом является определение функции государства.

Понятие функции государства

Прежде чем начать исследование основных функций современного государства, необходимо дать понятие функции. Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов.
В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.
Наиболее распространено понимание функции государства как основного (главного) направления его деятельности, в котором выражается сущность и социальное назначение государства. Но среди ученых есть много определений функций государства, я приведу несколько наиболее известных определений:
1) Под функциями государства «подразумеваются основные направления (стороны, виды) деятельности, государства; его практическая деятельность имеющая предметно-политический и социальный характер» (С.А. Комаров);
2) «Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере ее изменения, по мере перехода к сущности другого порядка. Функции государства - это основные направления его деятельности, определенная работа, круг его деятельности, осуществляемой по установленной в законе или договоре обязанности» (В.В. Лазарев);
3) «Функции государства - это основные направления деятельности государства в решении задач, стоящих перед ним в различные этапы своего развития, посредством специальных форм и методов их реализации» (В.В. Оксамытный);
4) «Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение» (М.И. Байтин).
На мой взгляд, функции государства - это рассматриваемые в комплексе
предмет и содержание деятельности государства и обеспечивающие ее средства и способы. Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере его изменения, по мере перехода к сущности другого порядка.
Я также считаю, что функции государства не могут быть «застывшим явлением». Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным и неизменным. В зависимости от конкретно - исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями.
Далее я рассмотрю классификацию основных функций современного государства.
В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни - внутренней или внешней - осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат - внутриполитических или внешнеполитических - они подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции государства - это, например, экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К внешним функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д.

Внутренние функции современного государства

а) Правоохранительная функция. Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.
б) Экономическая функция. Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля в сей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.
Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы. В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы. Оно сводится, как правило, к выработке экономической политики; к управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность.
в) Социальная функция государства. Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.
г) Функция развития культуры, науки и образования. Эта функция сложилась вместо ранее осуществлявшейся культурно-воспитательной функции со свойственным ей доминированием монопольной государственной идеологии. В отличие от прежней нынешняя функция развития культуры, науки и образования зиждется на признании Конституцией Российской Федерации (ст. 13) идеологического многообразия, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Статьей 44 Конституции «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания», охрана интеллектуальной собственности.
д) Экологическая функция. Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.
В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.
Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач.
Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов.
Таким образом, внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению жизнью общества. К ним относятся функция охраны правопорядка, экономическая и социальная функции, функция развития культуры, науки и образования, экологическая функция.

Внешние функции современного государства

В течение последнего времени изменилась не только Россия, но и весь мир. Ушли в прошлое глобальная конфронтация и прямая угроза ядерной войны.
Соответственно существенные изменения претерпели основные внешние функции Российского государства. Одни из них отпали (функции сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими странами, помощи развивающимся государствам и народам), другие - получили дальнейшее адекватное новым условиям развитие (функции в области обороны страны, борьбы за мир), третьи - возникли вновь (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграции в мировую экономику).
а) Функция национальной обороны. Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом».
Практическое исполнение функции защиты из вне возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с Конституцией.
б) Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка. Приоритеты в деятельности Российского государства по обеспечению мира - это недопущение новой глобальной войны - горячей или холодной, укрепление обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, военно-техническое сотрудничество с другими странами, повышение контролируемости международной торговли оружием при соблюдении российских коммерческих интересов в этой области, введение в действие Договора СНВ-2 и Конвенции о запрещении химического оружия.
Один из приоритетов многосторонней российской дипломатии - укрепление ООН, принятие такой модели реформирования этой организации, которая превращала бы ее в самый надежный и всеобъемлющий институт международного сотрудничества в целях обеспечения мира. Россия все увереннее занимает принадлежащее ей по праву место в мировой политике. Встречи глав семи ведущих стран мира постепенно становятся встречами «восьмерки» с полновесным участием России. Важным событием стало ее принятие в Совет Европы.
в) Функция взаимовыгодного сотрудничества с другими странами. В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.
В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества.
Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)
д) Борьба с международной преступностью и терроризмом. Эта функция имеет очень актуальное значение сегодня, ввиду сильного развития международного терроризма. В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность.
Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью. Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.
Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной преступностью.
е) Международное участие в охране окружающей среды. В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве.
ж) Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ. Эта новая основная функция возникла у Российского государства в связи с тем, что с образованием Содружества Независимых Государств отношения с новыми независимыми государствами на границах России, всемерное развитие СНГ поставлены во главу угла внешней политики России. Это - сфера особой ответственности и особых взаимных интересов России и ее соседей.
Таким образом, внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства на международной арене. К ним относятся: функция национальной обороны, функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка, функция взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, международное участие в охране окружающей среды, борьба с международной преступностью, функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ.
В заключении хочется остановиться на очень актуальном вопросе - влиянии глобализации на функции современного государства.
Изменяется экономическая функция государства. Имеет место активизация действий правительств и центральных банков, направленная на координацию валютно-кредитной и общеэкономической политики в условиях финансового кризиса. Центральные банки выступают в качестве кредиторов в последней инстанции, пытаясь обеспечивать ликвидность финансовой системы путем поддержки частных банков и других кредитных институтов. Важным рычагом проведения согласованной политике на мировом финансовом рынке является международные финансовые организации - МВФ и Мировой банк.
Проявляется тенденция к перенесению части государственных функций по регулированию валютно-финансовой сферы на надгосударственный уровень. Помимо этого, развитие процессов глобализации подталкивает государства ко все большей координации их политике в области правового регулирования информационного пространства, экологии, борьбы с терроризмом, наркобизнесом и преступностью. Такая координация, не ослабляя внешнеполитическую роль современного государства, требует усиления той стороны института государственной власти, которая связана с международным сотрудничеством и развитием.
Не менее важные изменения происходят в функциях государства внутри страны. В условиях глобализации общество испытывает возрастающие перегрузки, вызываемые ослаблением или разрывом традиционных экономических и социальных связей, Социальным расслоением, межэтническими и межконфессиональными конфликтами.
Глобализация объективно ведет к размыванию и обесценению регулирующих функций национального государства, которое не обеспечивает защиты национальной экономики от внешнеэкономических воздействий. Международные экономические процессы перерастают из межстрановых, более или менее эффективно регулировавшихся в одностороннем, дву- или многостороннем порядке национальными государствами, во внестрановые, то есть глобальные, почти или совсем не поддающиеся государственному регулированию.
Глобализация нивелирует различия между внутренней и внешней политикой государства, заставляя политическую элиту более тщательно просчитывать выгоды и недостатки участия страны в глобальной политической и экономических системах. Таким образом, глобализация сглаживает различие между внешними и внутренними функциями государства.
Таким образом, в условиях глобализации, мировое экономическое сообщество из совокупности взаимосвязанных стран превращается в целостную экономическую систему, где государства оказываются составными элементами единого всемирного хозяйственного организма, а их судьбы в возрастающей мере определяются ходом развития этого организма как целого. В ходе этого процесса национальные и всемирные экономические отношения меняются ролями: глобальная экономическая система постепенно становится сильнее и значимее национальных экономических систем. Глобализация объективно ведет к размыванию и обесцениванию регулирующих функций национального государства, которое уже не может, как прежде, защищать национальную экономику от нежелательных внешнеэкономических воздействий.