Конспект НОД «Путешествие в осенний лес» (старшая группа). Конспект НОД «Путешествие в осенний лес»

Конспект НОД по окружающему миру для детей средней подгруппы

« Путешествие в осенний лес »

подготовила воспитатель

БДОУ МО « Динской район « Детский сад № 37»

Симонян А.В.

Цель: Всесторонне развивать личность ребенка, его ценностные представления об окружающем мире, кругозор, личностные качества.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать отзывчивость, любовь к природе.

Развивающие:

Развивать наглядно-образное мышление, умение делать выводы, обосновывать свое суждение, умение работать в коллективе, взаимодействовать;

Развивать фантазию, воображение.

Образовательные:

Расширить и обобщить представления детей об осени, лесе, деревьях, лесных обитателях;

Формировать приемы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения.

(На земле разбросаны листья ярких цветов.Звучит музыка)

Воспитатель: Какие красивые листья!

(Поднимает несколько листьев и рассматривает)

Воспитатель : Вот этот похож на солнышко, такой же жёлтый. А этот лист красный.

Соберу ещё листьев и у меня получится букет.

(Дети совместно с воспитателем начинают собирать листья)

Воспитатель: Интересно, а почему же они лежат на земле?

Полина: Потому что наступила осень.

Воспитатель: А какая она эта осень?

Альбина: Дождливая

Арина: Холодная

Настя: Разноцветная

Воспитатель: А какие приметы осени вы знаете?

Вероника: Осенью птицы улетают в тёплые края

Аня: Листья на деревьях начинают опадать

Воспитатель: Совершенно верно. Осень разукрасила листья в яркие цвета, а шалун ветер

сорвал их с деревьев и принёс нам.

Воспитатель: Как называется это явление в природе?

Яна: Листопад

Воспитатель: Ой, как же сейчас красиво в осеннем лесу. Ребята, я предлагаю вам

отправиться в осенний лес и посмотреть всю красоту осеннего леса.

Физкультминутка

Ходит осень по дорожке

Промочила в лужках ножки.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил

Дружно по лесу гуляем (ходьба)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Воспитатель: Ну вот, мы с вами и в лесу. Скажите, а в какой лес мы с вами попали?

Артём: В смешанный

Воспитатель: Как вы догадались?

Виталий: Здесь много разных деревьев

Воспитатель: А какие еще виды леса вы знаете?

Максим: Лиственный

Аня: Хвойный

Воспитатель: Почему его называют лиственным?

Арина: Там растут только лиственные деревья

Воспитатель: Какие лиственные деревья вы знаете?

Вероника: Берёза, дуб

Яна: Ива, тополь

Воспитатель: А почему хвойный лес?

Артём: Потому что там растут только хвойные деревья

Воспитатель: Какие хвойные деревья вы знаете?

Полина: Ель, сосна

Воспитатель: Ой, ребята, слышите, кто-то сюда идет?

(Выходит расстроенный старичок - лесовичок с корзиной).

Воспитатель: Вы кто?

Старичок – лесовичок: Я хранитель леса, Старичок - лесовичок.

Воспитатель: А почему вы такой расстроенный?

Старичок – лесовичок: Я собирал листья, чтобы сделать букет. Но подул ветер и

разбросал их. Теперь я не знаю, как мне быть?.

Воспитатель : Не расстраивайтесь, ребята помогут вам собрать листочки.

(Ребята собирают листья и отдают их старичку-лесовичку)

Старичок – лесовичок: Спасибо, ребята. Сейчас мы посмотрим. Какие же вы листочки собрали?

(Старичок-лесовичок показывает листок, а дети называют с какого он дерева)

Старичок – лесовичок: За вашу помощь и доброту я хочу поиграть с вами в игру «К

названному дереву беги».

(Проводится игра)

Старичок – лесовичок: Какие вы молодцы. А кто знает как себя надо вести в лесу?

Полина: Хорошо

Максим: Тихо

Старичок – лесовичок: А почему?

Вероника: Чтобы не разбудить животных

Старичок – лесовичок: Ребята, а какие животные живут в лесу?

Аня: Медведи, волки

Настя: Тигры, белочки

Старичок – лесовичок: Как их можно назвать?

Виталий: Дикие животные

Старичок – лесовичок: А как они осенью к зиме готовятся?

Маша: Запасаются едой, ягодами, грибами

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла!

(Приносит и показывает гриб)

Воспитатель : Что это?

Данил: Гриб

Воспитатель: Рассмотрим его повнимательнее. Из чего же он состоит?

Аня: Из ножки

Полина: Из шляпки

Воспитатель: А для чего нужны грибы? Кто, кроме людей, употребляет грибы в еду?

Максим: Чтобы их кушать

Аня: Их любят и животные

Воспитатель: Какие грибы относятся к съедобным?

Арина: Лисички, опята

Виталий: Белый гриб

Воспитатель: Мы с вами знаем, что есть съедобные…и какие еще грибы?

Артём: Ядовитые

Воспитатель: Какие грибы относятся к ядовитым? Назовите ядовитые грибы?

Полина: Мухоморы, бледная поганка

Старичок – лесовичок: Взгляните на полянку, сколько много тут грибов! Предлагаю

вам поиграть. Я раздам вам корзинки, а вы будете собирать грибы и складывать их туда..

Но мы собираем только какие грибы?

Максим: Съедобные

Старичок – лесовичок: Правильно, съедобные!

(Игра «В лес за грибами я пошѐл»)

Старичок – лесовичок: Молодцы, ребята, сколько грибов собрали! И что же мне с ними

Воспитатель: Старичок--лесовичок, а ты передай их белочке, они зимой ей пригодятся! А

нам пора возвращаться в детский сад.

Старичок – лесовичок: Спасибо, ребята, что помогли мне. Я снова вас жду в гости в

своем лесу. До свидания!

Дети хором: До свидания!

(Старичок-лесовичок уходит)

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу и чтобы вернуться обратно в детский

сад, нужно сказать волшебные слова:

Чтобы в садик возвратиться

Нужно в листья превратиться

Покружиться, покружиться

И на землю опуститься

Воспитатель: Ну вот мы и вернулись.

Где мы сегодня с вами были?

Вероника: В осеннем лесу

Воспитатель: Кого мы там встретили?

Артём: Старичка-лесовичка

Воспитатель: Что мы делали в лесу?

Виталий: Любовались его красотой, играли

Воспитатель: А ещё?

Арина: Помогли Старичку-лесовичку собрать листочки и приготовили запасы на зиму

для белочки

Данил: Принесли полную корзину разноцветных листьев

Воспитатель: А что мы можем с ними сделать?

Настя: Украсить нашу группу к осеннему празднику

Воспитатель: Совершенно верно, осень наградила нас такой красотой и сейчас мы с вами

украсим нашу группу, наполним её ароматом и осенними красками.

(Дети совместно с воспитателем украшают группу)

Цели:
-Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
-Активизировать глагольный словарь по данной теме.
-Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.
-Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
-Продолжать учить согласовывать движения с речью.
-Развивать мелкую моторику пальцев рук умение рисовать.
Интегрирование по разделам: познание, развитие речи, изо, физическая культура.
Оборудование: мяч, карточки с изображением животных, грибов, зонт.
Словарная работа: Игра «Скажи наоборот»
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках. Я предлагаю послушать стихотворение Елены трутневой «Осень».
Стало вдруг светлее вдвое
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
И летят, летят, летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это
Пролетает наше лето.
- О каком времени года говорилось в стихотворении?
- Назовите осенние месяца?
- Осень в сентябре какая? (осень в сентябре ранняя)
- Осень в октябре какая? А в ноябре?
- Сегодня мы отправимся в осенний лес. Хотите в осенний лес.
Но чтобы в него попасть нужно выполнить мое задание. Оно называется «Скажи наоборот» (с мячом). Организовали круг
Большой – маленький
Громко – тихо
Высокий – низкий
Открыть – закрыть
Пустой – полный
Вежливый – грубый
Легко – трудно
Тепло – холодно
Сильный – слабый
Солнечный – пасмурный
Чистый – грязный
Молодцы, справились с моим заданием. Посмотрите, у меня есть волшебный зонт с помощью него мы и попадем в осенний лес. Все под зонтик становитесь. Посмотрите зонт закрутился, а теперь закройте глаза отправляемся в лес. Откройте глаза.
- Вот мы и попали в лес. А тут нас ждут новые задания и испытания. Посмотрите как красиво в осеннем лесу:
Поворачиваем голову вправо влево
И снова вправо – влево
А теперь подняли голову вверх
Опустили вниз, посмотрим под ноги

И опять вверх, вниз.

Посмотрите осенью с деревьев опадают листья. Как называется это явление? (Это явление называется листопад)

Следующее задание «Подбери действие» при выполнении этого задания будьте внимательные.

Листья осенью что делают? (опадают, желтеют, летят)

Дождь что осенью делает? (моросит, идет)

Урожай осенью что делают? (убирают)

Птицы осенью что делают? (улетают)

Деревья осенью что делают? (Роняют листву)

Звери осенью что делают? (готовятся к зиме, меняют шубки)

Продолжаем выполнять задания. Я вам говорю слово, а вы мне отвечаете на вопросы: какой, какая, какие со словом «осенний»:

Небо какое? Осеннее

Ветер какой? Осенний

Солнце какое? Осеннее

Туча какая? Осенняя

Дождь какой? Осенний

Цветы какие? Осенние

Погода какая? Осенняя

Сапоги какие? Осенние

Утро какое? Осеннее

Пальто какое? Осеннее

Предлагаю провести физминутку:

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели.

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки вверх поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

Дождь прошел, а после него появляются грибы. Какие грибы вы знаете?

Грибы можно разделить на две группы. На какие? (съедобные, несъедобные - ядовитые)

В лесу много грибов. Помогите мне разложить грибы в две корзины. В первую – съедобные грибы, а во вторую – несъедобные.

Игра «Собери грибы».

Ребята, а ядовитые грибы можно срывать и сшибать ногами?

Осенью вся природа готовится к зиме. Птицы тоже готовятся.

А к чему они готовятся? (к перелету в теплые края)

Как мы называем таких птиц? (перелетные)

Почему они улетают? А еще вы знаете, что многие из перелетных птиц являются водоплавающие. Зимой замерзают все водоемы и птицам негде плавать и добывать корм.

А те птицы, которые остаются зимовать, как они называются?

Кто помогает птицам перезимовать зиму? (человек делает кормушки, насыпает корм. А в лесу это делают лесники)

А еще осенью часто дует холодный ветер. Давайте выполним дыхательное упражнение «Ветерок»

Подул маленький ветер у у у у у у

Подул сильный ветер УУУУУУУУ

Осенние листочки на веточках сидят

Осенние листочки детям говорят

Осиновый ААААААААААА

Рябиновый ИИИИИИИИИ

Березовый ООООООООО

Дубовый ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

Игра «Исправь ошибки» Ребята послушайте внимательно, что я вам скажу об осени правильно, а что неправильно: -

Осенние месяцы - февраль, июнь и март. - Правильно?

Осенние месяцы - сентябрь, октябрь, ноябрь. - Правильно?

Осенью погода ясная, солнечная и теплая. - Правильно?

Когда бывает такая погода: ранней осенью или поздней осенью?

Скажите, какое из двух предложений правильное:

Осенью дети надевают панамки, шорты и сандалии.

Осенью дети надевают плащи, куртки и сапоги. - Что было бы, если бы вы вышли на улицу осенью в панамках, шортах, футболках и сандалиях?

Рассказ по сюжетной картине. - Назвать животных.

Как готовятся к зиме эти звери? Какие запасы делают? - Для чего звери делают запасы на зиму?

Пошел дождик. Какая погода? дождливая.

Если дует ветер- ветреная,

На улице холодно- холодная,

Пасмурно- пасмурная,

Сыро- сырая,

Хмуро-хмурая,

Солнечно- солнечная,

Ясно- ясная.

4. Дети составляют рассказы по сюжетной картине.

Задачи приоритетной образовательной области:

  • «Речевое развитие»:

Развивать связную речь детей;

Формировать умение правильно регулировать силу и темп голоса;

Совершенствовать умение использовать образные слова и выражения;

Закреплять произношение звуков – ш, о, у, а, и, е;

Закрепить навык образования прилагательных от существительного.

Задачи ОО в интеграции:

  • «Познавательное развитие»:

Расширить представления детей о приметах осени, изменениях в природе; Уточнить и закрепить знания о сезонные изменения в природе, устанавливая взаимосвязи.

Продолжать формировать умение обобщать различные признаки в единое понятие на примере признаков осени.

Развивать умение наблюдать за характерными особенностями данного времени года.

  • «Художественно-эстетическое развитие»:

Формировать навык рисования нетрадиционными способами.

Закреплять знания детей об осени через художественно-литературные произведения – стихи, музыку, пословицы, загадки.

Воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на красоту природы.

Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

  • «Социально – коммуникативное развитие»:

Развитие свободного общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми, сверстниками.

Развитие социально-психологического и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, умение адекватно оценивать собственные возможности.

  • «Физическое развитие»:

Способствовать обогащению двигательного опыта, развитие координации движения, зрительно-моторной координации, крупной и мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Предпосылки учебной деятельности: умение слушать, умение обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, доводить работу до конца, сосредотачиваться на своём занятии, исправлять недостатки в работе.

Играть по правилам, предлагать помощь сверстнику, выражать симпатию. Умение распознавать чувства другого.

Оборудование: иллюстрации про осень, осенние листья, мяч, аудиозапись с классической музыкой, ватные палочки, дидактические игра «С какого дерева листок», дидактическая игра «Чьё жилище», фланелеграф с карточками-признаками осени, корзина с яблоками, гриб.

Предварительная работа

С педагогами:

  • Анализ литературы и интернет ресурса;
  • Планирование и разработка НОД;
  • Составление конспекта НОД;
  • Подбор атрибутов, раздаточного и демонстрационного материала.

С детьми:

  • Чтение художественных произведений;
  • Заучивание стихов, пословиц, поговорок об осени;
  • Рассматривание иллюстраций об осени.

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие!

А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает,

Это все когда бывает?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Правильно, ребята мы сегодня отправимся в путешествие в осень, посмотреть и узнать какие изменения произошли в природе.

(Стук в дверь)

Воспитатель: Ребята, кто-то стучится в дверь.

(Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца)

Воспитатель: Заяц принес письмо. Давайте прочитаем:

(Воспитатель читает письмо)

Кому — Детский сад № 46 «Одуванчик», группа Гномики.

Обратный адрес: Заячья поляна

«Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем что делать? Посоветуйте, пожалуйста! Мы не можем понять, кончается осень или нет? Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое!»

Воспитатель: Дети, зайцам повезло! Сейчас мы отправимся в путешествие по осени. И поможем зайцам принять правильное решение.

(Звучит музыка «Осенние мотивы»)

Воспитатель: Ребята скажем волшебные слова

Раз – два, раз – два,

По камушкам, по камушкам,

Раз – два, раз – два,

Раз – два, раз – два,

По ровненькой дорожке —

Раз – два, раз – два,

Вот мы и пришли в лес!

Воспитатель: Посмотрите, как красиво вокруг!

Какое время года в лесу?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

А теперь давайте вспомним, какие приметы осени мы знаем.

Дети: На улице стало холодно.

Птицы улетают в теплые края.

Животные готовятся к зиме.

Солнце светит мало.

На небе облака темные, синие.

На улице листопад, деревья стоят голые.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А кто знает стихи про осень?

Дети: Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты!

Дети: Если на деревьях,

Листья пожелтели,

Если в край далекий, птицы улетели,

Если небо хмурится,

Если дождик льется,

Это время года

Осенью зовется!

Воспитатель: Молодцы, ребята!

А сейчас предлагаю собрать осеннюю картину !

(Воспитатель предлагает выложить осеннюю картину на фланелеграфе из предложенных карточек: дерево, листик, пенёк, гриб, тучи синие, дождь, птицы)

Воспитатель: Какая картина получилась?

Дети: Красивая, дождливая, грустная, хмурая, осенняя, разноцветная…

Воспитатель: А почему она такая получилась?

Дети: Потому, что нам не хочется прощаться с летом…

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «С какого дерева листок?»

(Предложены листья с деревьев – дуб, берёза, каштан, тополь, ель, рябина))

Дети: На моей картине дерево называется – рябина…

Воспитатель: А теперь мы расскажем и покажем про наши деревья в лесу

Физминутка «Деревья в лесу» под музыку:

Деревья в лесу росли

И с ветром дружили они.

Лишь только вздохнет ветерок

На дереве каждый листок тихонько,

Тихонько шуршит и нежную песню поет:

Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш!

Воспитатель: Ребята, нам нужно найти поляну с зайцами!

(слышится шум – спор зайцев)

Воспитатель: Слышите, какой-то шум, давайте прислушаемся не там ли зайцы?

(Дети с воспитателем идут к поляне)

Воспитатель: Здравствуйте, зайцы!

Зайцы: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Это вы нам написали письмо, просили помочь?

Зайцы: Да, мы хотим узнать пора ли нам шубу менять?

Заяц: А я не хочу быть белым!

Воспитатель: А давайте расскажем зайцам — почему надо менять шубу? Почему не видно других животных?

Расскажите, ребята, как готовится медведь к зиме!

Дети: Медведь готовит к спячке берлогу, кушает грибы, ягоды, мед и ложится спать.

Воспитатель: А про ежика расскажите!

Дети: Ежик роет нору, запасает грибы, яблоки, сворачивается в клубок и ложится в спячку.

Воспитатель: А кто расскажет, что делает белка!

Дети: Белка готовит запасы на зиму – собирает грибы, орехи. А еще она меняет шубу на более теплую – зимнюю!

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Чьё жилище»?

(Предлагается набор картинок)

Дети: У медведя – берлога

У белки — дупло

У ёжика — нора

У лисы — нора

У птицы — гнездо

Воспитатель: А у кого нет дома?
Дети: У зайца нет дома.

Воспитатель: Где у зайца дом?
Дети: У зайца дом под кустом.

Воспитатель: Ребята, скажите, как должен готовится к зиме заяц?

Дети: Заяц меняет серую шубку на белую, теплую, зимнюю!

Воспитатель: А для чего зайцу менять шубу?

Дети: Чтобы прятаться от волка и лисы, быть незаметным на снегу – петляет свои следы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Убедили зайцев менять шубку!

Воспитатель: У меня в руке разноцветный мяч!

Мяч осенний и волшебный будет в руки вам скакать и вопросы задавать!

Когда идет дождь какая погода — дождливая

Когда дует ветер — ветреная погода

Когда на улице сыро – сырая погода

Когда на улице ясно – ясная погода

Когда на улице солнце – солнечная погода

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно говорите о погоде!

Зайцы: Спасибо, ребята, за убедительные доказательства – пришло время, что нам пора менять серую шубу на белую. А от нас возьмите вот эту ветку рябины!

Дети: Спасибо!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что не хватает на ветке?

Дети: Ягод.

Воспитатель: Давайте мы нарисуем на ветке ягоды и оставим птицам в лесу! Ведь им тоже сейчас холодно и голодно! Пусть они поклюют эти ягоды!

(Рисование нетрадиционным способом – ватными палочками)

Воспитатель: Ребята, подул ветер! Как можно ласково назвать ветер?

Дети: Ветерок!

Воспитатель: Давайте споем!

Подул маленький ветерок — у-у-у,

Подул сильный ветер – У-У-У,

Осенние листочки на ветке сидят!

Осенние листочки ребятам говорят:

Осиновый а-а-а,

Рябиновый и-и-и,

Березовый о-о-о,

Дубовый е-е-е,

Воспитатель: А куда же нас листочки привели?

Отгадайте загадку: Стоял на крепкой ножке теперь лежит в лукошке? Что же это такое.

(Дети находят гриб. А там угощение для ребят.)

Воспитатель: Скажем, ребята, спасибо зайцам! А теперь пора нам возвращаться в детский сад! Скажем волшебные слова :

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Раз – два, раз – два,

По камушкам, по камушкам,

Раз – два, раз – два,

Через ручеек перепрыгнем ловко,

Раз – два, раз – два,

По ровненькой дорожке —

Раз – два, раз – два,

Вот мы и вернулись в детский сад!

Название: Конспект НОД по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес»

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №46 «Одуванчик»
Месторасположение: город Димитровград, улица Октябрьская 50, Ульяновская область

Министерство образования и науки РФ

Братский педагогический колледж

Государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального обучения

«Братский государственный университет»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

в средней группе

на тему: «Путешествие в осенний лес»

МБДОУ «ДСКВ»№98

Выполнил: Круглова Е.Е.

Дата защиты:

Оценка:

Братск 2014г

Цель: развитие познавательных способностей детей.

Задачи:

Закреплять у детей навыки счета предметов в пределах 3,закреплять умение различать понятия много и один; упражнять в различении геометрических фигур.

Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе, о диких животных.

Развивать умственные способности: сообразительность, внимание, смекалку, логику;

Воспитывать любовь к природе, умение слушать друг друга, воспитателя

Активизация словаря: квадратной, круглой, треугольной

Оборудование : магнитофон, корзина, музыка для игры с листьями

Дидактический материал : картинки животных, корзина, игрушки –заяц, еж.

раздаточный материал: геометрические фигуры; мешочек и яблоки, клей.

Ход:

Дети заняты свободной деятельность, воспитатель обращает внимание на корзину стоящую на столе.

1.Организационный момент

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что лежит в корзине? (в корзине лежат осенние листочки) Ребята, как вы думаете, кто нам принёс корзину? (ответы детей). А почему вы думаете, что осень? (ответы детей). Я вам предлагаю отправиться в осенний лес. Согласны? (ответы детей)

1 – 3топаем ногами

1 – 3 хлопаем руками

1 – 3 не будем отвлекаться

1– 3будем в лес мы отправляться.

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в осенний лес (слышится голоса леса). Ребята, посмотрите как красиво в лесу! А какие звуки услышали?

Сколько много лежит листвы на земле! А почему листики лежат на земле, вы знаете?

(ответы детей – листопад).

А сколько листиков лежит на земле? (ответы детей). Ребята возьмите по одному листику. Вова, сколько у тебя листиков? (воспитатель поочередно спрашивает у детей сколько у него листиков). А давайте с вами устроим листопад.

Физминутка с листочками

(под веселую музыку)

Дружно мы гуляем, листья собираем.

Листья расписные, листики сухие (гуляют с листиками)

Листья расписные весело поднимем,

И помашем ими

(машут над головой)

Листик желтый, листик красный покружись.

Вместе с нами покружись, не ленись.(Кружатся)

Воспитатель: А теперь все листики сложим в корзинку.

Сколько корзинок? (ответы детей).

А сколько листиков в корзине? (ответы детей)

Игра «Кто, где живёт?»

Воспитатель: А мы продолжим путешествие по лесу. А кто живет в лесу? (ответы детей). А давайте с вами вспомним кто где живёт? медведь в ….., белка в …., лиса в …., ёж в ……., заяц ……..

Д/игра «Заштопай штанишки»

Ребята, посмотрите кто это под елочкой сидит? (заяц)

Ребята у зайчика беда, он зацепился за веточку и порвал штанишки. Как ему можно помочь? (ответы детей)

Давайте зашьем штанишки, поставим заплатки на них.

(Воспитатель предлагает детям пройти к столам и выполнить задание: с помощью клея и геометрических фигур «заштопать» штанишки )

Посмотрите какая заплатка подойдет к каким штанишкам по цвету и форме. Сначала подберите заплатки, а потом приклеивайте.

Саша, тебе нужны заплатки какой формы (круглой, квадратной, треугольной)
- Молодцы, помогли зайчику, заштопали все штанишки. Давайте отнесем штанишки зайчику.

Упражнение «Посчитай яблоки для ёжика»

Ребята посмотрите, чей –то мешочек с яблоками. - Ребята, как вы думаете, кто оставил эти запасы в мешочке? (ответы детей). Правильно,ёжик. А давайте, с вами посчитаем для ёжика, сколько яблок в мешочке?

Воспитатель достаёт яблоки,выкладывает их на стол и предлагает детям посчитать, сколько же всего яблок было в мешочке.(по очереди)

Молодцы ребята, посчитали для ёжика яблоки и отнесем мешочек ежику.

Ну что ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

1 – 3топаем ногами

1 – 3 хлопаем руками

1 – 3 не будем отвлекаться

1– 3 будем в сад мы отправляться.

Рефлексия : - Ребята понравилось вам путешествие в осенний лес, а что больше всего понравилось?

Ребята, Осень подарила нам листики, давайте ими порисуем.(печатание листиками)

Переход в другой вид деятельности : на столах приготовлены кисти, гуашь, бумага, салфетки.

Елена Рогова
Конспект НОД «Путешествие в осенний лес» в средней группе

Цель : обобщение и закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи :

Образовательная :

Расширять представления об образе жизни диких животных осенью , о том, как они готовятся к зиме, об их жилищах; обогащать словарь названиями :

Развивающая :

Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.

Развивать общую и мимическую моторику, умение сочетать речь с движением, развивать воображение, логическое мышление, наблюдательность, эмоциональную сферу.

Воспитательная :

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным, птицам, умение вести себя в лесу, проявлять заботу и внимание ко всему живому, умение слушать друг друга, воспитателя.

Области интеграции :

«Познание» :

1. Расширить и обобщить представление детей о временах года, характерных признаках осени , учить самостоятельно находить их;

2. Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений , птиц и животных;

«Развитие речи»

1. Уточнять, обогащать, систематизировать словарный запас.

2. Воспитывать активное произвольное внимание речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание.

«Социально-коммуникативная»

1. Учить соблюдать правила безопасности на природе;

2. Уточнить представления детей о съедобных и ядовитых грибах;

3. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

4. Воспитывать внимание, умение получать удовольствие и радость от занятия;

«Физическое развитие»

1. Укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни;

2. Создать бодрое и радостное настроение;

3. Воспитывать интерес и желание жить в мире движений.

«Художественно-эстетическое»

1. Развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста.

2. Эмоционально реагировать на содержание и следить за развитием событий.

3. Выполнять в соответствии с текстом песни;

4. Развивать музыкальный слух при прослушивании классической музыка.

Предварительная работа :

Беседы об осени .

Рассматривание пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц; рассматривание альбома «Времена года» .

Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.

Рассматривание репродукций художников.

Чтение художественной литературы. Заучивание стихов.

Оборудование :

Проектор, мультимедийная презентация, конструкция из стульев «автобус» , «письмо от зверей» на листике клёна;

Раздаточный : корзины с муляжами овощей и фруктов – 4 штук, маленькие корзинки – 8 штук, карточки «Найди тень» , маркеры – 8 штук,

Музыкальное сопровождение : «Автобус» (из альбома «Аэробика» Пономаревой, Чайковский – Времена года. Осень («Сентябрь» , «Октябрь» , «Ноябрь» )

Ход деятельности:

Воспитатель

Организационный момент.

Ребята, посмотрите в наше волшебное окно, как вы думаете, какое время года за окном? (Осень )

По каким приметам вы догадались, что это осень ?

«Проблемная ситуация»

Кто это к нам спешит? (ёжик)

Ребятки, ёжик нам принёс записку.

«Дорогие ребята, в нашем лесу случилась беда – пролетел сильный ветер и всё в лесу перепутал. Помогите нам навести порядок в лесу!»

Ну, что, ребята, поможем лесным зверям?

Этюд : «Собираемся на прогулку»

А как вы думаете, какая погода в лесу? (Холодная, дождливая, пасмурная)

Значит надо одеться потеплее.

Какая нам нужна одежда? (Куртка, брюки, сапожки, шапка, шарф, перчатки)

Правильно!

Давайте надевать одежду. (дети надевают воображаемую одежду)

Ну, вот мы и оделись для осеннего путешествия .

А отвезёт нас в лес наш любимый автобус. (дети пересаживаются на стульчики, составленные по два в виде автобуса)

Все сели? Тогда в путь!

Музыкально-ритмичное упражнение «Автобус» (Выполнение движений в соответствии с текстом) .

Вот мы и приехали в лес! (Дети переходят на ковёр возле экрана)

2 часть :

Раз, два, три, четыре, пять-

И окажемся в лесу

Где раскрасила листву

В цвет багряный, золотистый

Осень разноцветной кистью .

Дидактическая игра

«Что перепутал ветер?»

Входим в лес. Тихо. Посмотрите, что в лесу перепуталось? (мальчик везёт санки, божья коровка, одуванчики, снеговик, дерево с зелёными листьями, птичка кормит птенчика)

- Молодцы, всё правильно : вот она какая настоящая осень !

«Логоритмика»

Осень , осень - листопад (руки вверх)

Листья желтые летят (руки вниз)

Ветер дует, задувает (разводят руки)

Туча солнце закрывает (закрывают глаза)

Дождик капает с утра (сжимают кулаки)

Осень – грустная пора (разводят руки в стороны)

А кто это нас в лесу встречает?

Я кого-то уже вижу.

«Загадка»

Он любитель грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, он такой?

Игра «Помоги зайке рассортировать овощи и фрукты» (музыкальное сопровождение П. И Чайковский «Времена года. Осень ) (Дети работают в парах)

Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

Кто ещё нас встречает в лесу?

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Кто это? (Белка)

Мультимедийная игра

«Помоги белке собрать грибы» (ИКТ)

Ребятки, ветер белочке раскидал все запасы по лесу, помогите ей их собрать.

Дидактические карточки «Найди тень»

Ветер пролетая над лесом, засыпал песком всех зверей, помогите их отыскать. Для этого необходимо нарисовать дорожки от тени к цветному изображению зверя.

(музыкальное сопровождение П. И Чайковский «Времена года. Осень » )

«Помоги найти нам дом» (ИКТ)

Лесные звери потерялись, помогите найти им свои дома.

Любят зайцы в поле жить,

Гнезда под кустом мостить.

Где зимой медведь ночует,

Или по лесу кочует?

Спит в берлоге до весны,

Видит радужные сны.

Дуб стоит, а в нем дупло,

Угадай, живет в нем кто?

Белка рыжая живет,

Что-то целый день грызет.

Где же ты ночуешь мышка,

У тебя, что нет домишка?

За оврагом моя норка,

Там храню зерно, морковку».

Лиса живет в своей норе,

Гуляет утром на заре.

Серый, грозный с виду, волк

Не такой ужасный,

Очень любит он волчат. Разорвёт любого,

Кто посмеет заглянуть в логово родное.

Каких животных мы не увидим в лесу зимой?

В берлогу скоро лягу спать,

За осенью зима опять .

Пусть мне во сне приснится мед, Проснусь, когда весна придет.

Я тоже буду спать, как мишка.

Я поохотился за лето :

Грибы искал, мышей ловил,

Мне надо отдохнуть за это.

Молодцы, ребята. Со всеми заданиями справились, посмотрите, звери вышли вас благодарить.

3 часть (заключительная)

Игра «Да – нет»

Чтобы вернуться на автобусе в детский сад, нужно правильно ответить на вопросы.

Осенью растут грибы ?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут ?

Ну, а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто - часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Музыкально-ритмичное упражнение «Автобус»

«Рефлексия»

Вот мы и вернулись в наш детский сад.

Понравилось вам наше путешествие ?

А что больше всего запомнилось?