Тема : Пересказ художественного произведения. Я. Тайц «По грибы».
Цель : продолжать учить детей пересказывать текст самостоятельно, передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям; закрепить умение пересказывать рассказ по ролям, образовывать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.
Ход занятия
Ребята, каждое время года нас радует чем-то особенным, неповторимым. Чем нас радует осень? (Красотой листьев, урожаем овощей, фруктов, грибов.)
А вы любите собирать грибы? Расскажите, с кем вам приходилось собирать грибы.
Какое чувство вы испытывали, когда корзина полная?
А когда пустая?
Чтение рассказа Я. Тайц «По грибы».
По грибы
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
- Ну-ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади половинка. Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай.
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!
Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко... Это вовсе бабушкино.
Вопросы к тексту:
Куда собрались бабушка с Надей?
Каким вы представляете себе осенний лес?
Как вы думаете, легко собирать в лесу грибы, когда все вокруг засыпано осенними листьями?
Случалось ли вам собирать по целой корзине грибов?
Какое чувство вы испытывали?
А какое чувство вы испытывали, когда возвращались из леса с пустой корзиной?
Как вы думаете, кто умел лучше собирать грибы: бабушка или Надя? Почему?
Сколько грибов набрала бабушка?
Сколько грибов набрала Надя?
Какое чувство было у Нади, когда они с бабушкой шли домой?
Что предложила сделать Надя? Зачем, как вы думаете?
Что произошло с Надей, почему она покраснела, когда ее похвалили?
Повторное чтение рассказа. Пересказ рассказа по ролям.
Игра «Кузовок»
Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:
Вот тебе кузовок. Клади в него то, что заканчивается на-ок. Обмолвишься, отдашь залог.
Дети по очереди называют слова с ударным окончанием -ок. Например:
Я положу в кузовок клубок (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т. д.)
Если кто-то ошибется, то кладет в корзину залог. (Залогом может быть любой предмет: платок, заколка, конфетка, игрушка и т. д.) По окончании игры дети назначают каждому залогу выкуп (постоять, поплясать, поплакать, посмеяться, загадать загадку, сказать пословицу, поговорку, спеть песенку и т. д.).
Аппликация «На лесной полянке выросли грибы».
(конспект занятия в старшей группе).
Задачи:
1. Развивать образные представления детей.
2. Закреплять умение вырезать предметы и их части круглой и овальной
формы. Упражнять в закруглении углов у прямоугольника, треугольника.
3. Учить вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять
несложную красивую композицию.
4. Учить разрывать неширокую полосу бумаги мелкими движениями пальцев
для изображения травы, мха около грибов.
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: картинки грибов из загадок, листы цветного картона, ножницы,
клей, листы цветной зеленой бумаги, желтой, оранжевой и коричневой бумаги для
грибов.
Ход занятия:
Чтение стихотворения Г. Новицкая «Осенняя сказка»
Начинается сказка
Осенняя тихо.
Она ходит по лесу,
Как будто лосиха,
Не видать, не слыхать,
Как идёт за ветвями.
Но за ней мы с тобой
Поторопимся сами.
Видишь, вспыхнули
Гроздья сентябрьской рябины.
Видишь, гриб покраснел
Под звенящей осиной.
Виснет лёгким дымком
На сосне паутина.
В ней запуталось лето
Листочком осины.
Какое сейчас время года? (Осень).
Что осенью в лесу созревает? (Ягоды, грибы.)
Сегодня мы отправляемся в путешествие в осенний лес, там мы
познакомимся с дарами осени грибами, а какими мы узнаем из загадок
Глубоко был спрятан он,
Раздватри и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду. (Боровик)
Растут на опушке
рыжие подружки,
Их зовут …
(Волнушки)
Он растёт, где есть берёзы,
Любит дождь, туман и росы.
Сверху шляпки есть ворсинки,
Снизу - белые пластинки.
Для засолки лучший он
С незапамятных времён.
Кто же будет он таков
В славной армии грибов?
Грибники все наизусть
Скажут вам, что это…(Груздь)
Если ктото сверху топнет,
Этот гриб со вздохом лопнет,
Задымится в тот же миг.
Значит, это… (Дождевик)
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются… (Лисички)
На опушке под сосной
Их в траве нашли с тобой.
Мы несём их в кузовке,
Трудно удержать в руке:
Скользкие ребята.
Что у нас? - …(Маслята)
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются… (Опята)
Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще. (Подберезовик)
Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется… (Рыжик).
Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежька,
Ведь съедобна… (Сыроежка).
Ребята, а какие грибы бывают?
Молодцы ребята все загадки отгадали и грибочки мы узнали, но запомните
ребята – Правило:
За грибами приходите, но в лесу себя ведите тихо.
На грибы не наступайте, просто так их не срывайте.
Аккуратно срежьте ножку и сложите их в лукошко.
Вы грибы запоминайте, только полезные срывайте.
А что можно приготовить из грибов?
Дети: Суп грибной, грибы жареные, соленые, сушеные.
Воспитатель: У меня в лесу появились картинки с грибами давайте
рассмотрим их (Рассматривание иллюстраций, узнавание грибов по внешнему
виду)
Воспитатель: Сегодня ребята мы будем изготавливать аппликацию «Белый
гриб».
(Показ изготовленного шаблона), а потом украсим ими наш волшебный лес, но
прежде чем начать работу давайте выполним зарядку.
Физминутка Боровик
По дорожке шли, (Маршировать.)
Боровик нашли. (Наклониться.)
Боровик боровой
В мох укрылся с головой, (Руки над головой в "замке".)
Мы его пройти могли –
Хорошо, что тихо шли. (Ходьба на месте.)
Ход работы
Воспитатель: Приступаем ребята к выполнению работы (объяснение,
индивидуальная помощь)
1. Вырезание травы по шаблону
2. Обвести грибы по контуру
3. Аккуратно вырезать 3 ножки гриба.
4. Вырезать шляпку путем сгибания цветной бумаги пополам,чтобы
получилось 3 шляпки.
5. Наносим клей на ножку, приклеиваем, затем на шляпку.
6. Приклеиваем траву.
7. Дать изделию подсохнуть грибочки готовы.
Воспитатель: Молодцы ребята, посмотрите, какие красивые грибы у нас
получились!
Светлана Гудиева
НОД в старшей группе «Грибы»
"Грибы "
Цель :
Познакомить детей с грибами ;
Закрепить представление о лесе и растениях, произрастающих в лесу;
Учить детей различать съедобные и ядовитые грибы ;
Воспитывать у детей бережное, не потребительское отношение к природе;
Познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов .
Задачи :
Закрепить знания о ядовитых грибах .
Развивать внимание память, познавательные интересы.
Закрепить умение различать грибы по картинам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя.
Оборудование :
Картинки и фотографии грибов , силуэтные изображения грибов съедобных и ядовитых.
1. Загадка :
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки
Встала шляпка из травы –
Нет под шляпкой головы? (гриб )
Д.: Это - гриб .
В.: Правильно, молодцы!
В.: Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба ) . Что есть у грибов ? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница . Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов . Когда грибы созревают , споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки . Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами , называют грибниками . Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем , так можно повредить грибницу , тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки . Гриб нужно аккуратно срезать ножом.
2. Беседа : «Гриб и его дом » .
(Воспитатель, рассказывая о грибе , выставляет картинку с его изображением.)
В.: У каждого гриба есть свой дом , где он растёт. Белый гриб – боровик растёт в сосновом и еловом лесу. Шляпка у него мясистая, упругая, светло серая или коричневая. Ножка толстая – белая. Белые грибы сушат , а потом варят из них суп. В сосновом лесу растут маслята. Как вы думаете, почему эти грибы так называются ? (Ответы детей.) Да, у них шляпка скользкая, словно маслом смазана. А какой гриб мы нашли под осиной ?
Д.: Под осиной нашли подосиновик.
В.: Правильно, а под берёзой?
Д.: Под берёзой нашли подберёзовик.
В.: Молодцы! У подосиновика и подберёзовика длинная ножка и шляпка коричневого цвета или красноватая (как опавшие осенние листья, в которых грибы прячутся ) . А вот в густой траве выросли лисички – рыжие, как лесной зверь – лиса. Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами . Это опята – дружные ребята, растут они большими семьями на пеньках. Мы говорили про съедобные грибы . Их можно варить, жарить, мариновать, сушить. А вот на полянке мы увидели красивый гриб : тонкая белая ножка с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами. Догадались, что это за гриб ?
Д.: Это мухомор!
В.: Да. Когда мухомор состарится , края его шляпки загнуться кверху и он превратится в блюдечко. Пройдёт дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьётся этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор. А какой ещё ядовитый гриб вы , ребята, знаете? (Ответы детей.) Правильно, бледная поганка. У этого гриба длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка. Запах у неё неприятный.
Теперь вы знаете, какие грибы - съедобные , а какие – ядовитые.
3. Физкультминутка и гимнастика для глаз «Дождик» .
В.: Вставайте, ребята, подходите ко мне, беритесь за руки и цепочкой пойдём по извилистой тропинке в лес.
Напомните, как нужно вести себя в лесу?
Д.: (Предположительные ответы : нельзя шуметь в лесу, ломать ветки деревьев, внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на гриб , не повредить муравейник.)
(Дети за воспитателем идут змейкой от стульчиков на ковёр.
Гимнастика «Дождик»
Капля первая упала – кап!
И вторая пробежала!
(Сверху пальцем показывают траекторию
движения капли и прослеживают взгляд)
Мы на небо посмотрели :
(Смотрят вверх)
Капельки «кап-кап» запели.
Намочились лица, мы их вытирали.
(Вытирают лицо руками)
Туфли – посмотрите – мокрыми стали.
(Показывают руками вниз и смотрят на ноги)
Мы плечами дружно поведём,
Капельки с себя стряхнём.
(Двигают плечами из стороны в сторону, руки на поясе)
От дождя мы убежим,
(Бегают друг за другом по кругу)
Под кусточком посидим.
(Приседают)
4. Дидактическая игра «Что в лукошко мы берём?»
Воспитатель называет грибы , которые упоминались в ходе НОД. Если съедобный, дети хлопают (кладут в лукошко, если ядовитый – не хлопают.
5. Сбор грибов называют «тихой охотой» . Почему, как вы думаете? (Ответы детей) . Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса : растительный и животный лесной народ. Как правильно вести себя в лесу? (Ответы детей) . Не шумите, не мусорьте, не топчите, не срывайте грибы с корнем . На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами . Зачем, знаете? (Ответы детей) . Грибы нужно не срывать , а срезать. А для чего? (Ответы детей) . Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов . Без грибницы не бывать новым грибам .
6. Пальчиковая гимнастика «Грибы »
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать .
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел , начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик только ел,
Оттого и потолстел.
7. Правила сбора грибов :
1. Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают лес;
2. Не срывать, не топтать ядовитые грибы - они нужны многим жителям леса;
3. Не раскапывать палкой грибницу-она может высохнуть , не покрытая листвой;
4. Не собирать грибы у проезжей части ;
5. Собирать только известные грибы ;
6. Не срывать старые и очень маленькие грибы .
7. Срезать грибы аккуратно ножом , а не срывать их- можно повредить грибницу .
8. Игра «Чего не стало?»
В.: – Я положила на стол 4 гриба . Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало.
9. Загадки о грибах :
Может быть, вы не поверите мне,
Но я увидала грибы на сосне .
Разве грибы на деревьях растут ?
Что-то совсем непонятное тут…
Надеты на ветки маслята, опята…
Кто же их на зиму сушит, ребята? (Белка)
Стоит лепешка
На одной ножке.
Кто не пройдет,
Всяк поклон отдает. (Гриб )
Весь Антошка –
Шляпка да ножка.
Дождь пойдет –
Он подрастет. (Гриб )
Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три – и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду. (Боровик)
Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще. (Подберезовик)
У кого одна нога,
Да и та без башмака? (У гриба )
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я? (Подосиновик)
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. (Гриб )
Нет грибов дружней , чем эти, -
Знают взрослые и дети –
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (Мухомор)
9. Игра Какие грибы "
Цель : учить образовывать отглагольные прилагательные.
Если грибы сварить , то они будут. вареные;
А если грибы пожарить , тогда они будут. жареные;
Если засолить, они будут. соленые;
Если замариновать, они будут. маринованные;
Если засушить- сушенные.
10. Физкультминутка «За грибами »
Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, Скачут вприсядку,
Рыжики срывали. Срывают «грибы » .
Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы » .
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы »
Искали опятки.
Медведь проходил, Идут вразвалку,
Мухомор раздавил. Топают правой ногой.
11. Игра "Посчитай"
Цель : согласование числительных с существительными
1 гриб ,. 3. , 5.
1 лисичка, 3. , 5.
1 опенок, 3. , 5.
Итог :
В.: - Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями!
Понравилось вам путешествие?
Что вы о нём расскажите своим родителям, о чём узнали, что делали? Ответы детей.
Направление «Познавательно – речевое развитие» Образовательные области: (познание, физическая культура, здоровье, социализация, труд)
Дети входят в группу и садятся за стол.
Воспитатель: Дети, сядьте прямо, прислонитесь к спинке стула.
Восп.: Кто мне скажет какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Восп.: Правильно. Время года – осень. А какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Восп.: Правильно. Это - сентябрь, октябрь, ноябрь.
Восп.: А какой сейчас осенний месяц?
Дети: Октябрь.
Восп.: Молодцы. Октябрь – очень красивый месяц.
Восп.: А как вы думаете, почему он красивый? (ответы детей)
Восп.: Правильно. Потому, что начинается листопад. Солнышко еще светит, и листья кажутся золотыми.
Восп.: Многие поэты тоже писали об осени. Восхваляли ее красоту. Давайте почитаем стихотворения об осени. (Дети читают стихотворения).
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.
Улетает лето
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах...
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Восп.: Молодцы! Очень красивые стихи.
Восп.: А давайте вспомним, куда вы осенью часто ходили с родителями? (ответы детей)
Восп.: А сейчас послушайте загадку.
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает – провезло!
Дети: Гриб.
Восп.: Правильно – это гриб. А кто из вас ходил в лес за грибами? (ответы детей)
Восп.: Названия каких грибов вы знаете? (ответы детей)
Восп.: Молодцы, вы знаете очень много грибов.
А какие грибы собирали вы? (ответы детей)
Восп.: В лесу много знакомых грибов, но немало и тех, которые мы не знаем. Незнакомые грибы собирать нельзя, среди них могут оказаться и ядовитые.
Назовите грибы, которые нельзя есть. (ответы детей)
Восп.: Правильно. Мухомор, бледная поганка, зеленая поганка, желчный гриб.
Восп.: Есть немало пословиц и поговорок о грибах. Какие вы знаете пословицы?
1-ый реб.: «Всякий гриб берут, да не всякий в кузовок кладут».
2-ой реб.: «Мухомор красен, да для здоровья опасен».
Восп.: Молодцы. А сейчас посмотрите, что у меня есть? (Воспитатель достает корзину)
Сейчас я буду доставать из корзины грибы, а вы будете их называть. Посмотрите. что это за гриб?
Дети: Масленок.
Восп.: Правильно, а кто может рассказать о маслятах, где они растут?
1-ый реб. Маслята очень любя расти под сосновыми деревьями, они растут целыми семьями, их бывает очень много. У масленка светлая ножка и коричневая липкая шляпка, которая снизу закрывается юбочкой. Это съедобный гриб. (прикрепляет гриб на магнитную доску)
Восп.: Молодец! А как называется следующий гриб?
Дети: Опята.
Восп.: Правильно. Кто нам расскажет об опятах?
2-ой реб.: Опята растут в лесу на пеньках. С одного пенька целую корзину можно насобирать. У опят длинные ножки и круглые шляпки. А еще опята бывают
луговые, они растут в траве. (прикрепляет гриб на доску)
Восп.: Какой следующий гриб?
Дети: Это белый гриб.
Восп.: Верно. Расскажите о нем.
Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью,
Мудрый бородач – старик,
Житель леса боровик.
Это очень красивый гриб, его называют царем всех грибов. У него толстая ножка и красивая темная шляпка. (прикрепляет гриб на доску)
Восп.: Молодец. Следующий гриб из корзинки. Что это за гриб?
Дети: Подосиновик.
Восп.: Кто может рассказать о подосиновике?
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня увидишь за версту,
Зовусь я подосиновик.
Он растет в лесу, под осинками. Очень красивый гриб, с ярко оранжевой шляпкой.
Этот гриб – съедобный. (прикрепляет гриб на доску)
Восп.: Молодец! Достает мухомор. А это что за красавец?
Дети: Мухомор.
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый мухомор.
Этот гриб есть нельзя. Хотя он очень красивый.
Восп.: Правильно. Мухомор опасный для здоровья гриб. Молодец! А теперь соберем все съедобные грибы в корзину. (Дети встают около стульев)
Восп.: А вы хотите нарисовать грибы, тогда подготовим наши пальчики.
Пальчиковая игра «Корзинка» .
Раз, два, три, четыре, пять
Грибы будем собирать
(Сжимают и разжимают пальцы)
На пенечке,
(Загибают пальцы по - очереди, начиная с большого)
Возле кочки,
Под осинкой,
Под сосенкой,
Под березкой
Гриб найдем,
(сжимают и разжимают кулачки)
И в корзиночку кладем.
Восп.: Молодцы. Садитесь на места.
Посмотрите, перед вами лежит альбомный лист, смятая бумага, фломастеры и гуашь. Сейчас мы будем рисовать грибы – опята. Они растут целыми семейками,
их много. Поэтому, рисовать мы будем сразу пять опят. (Демонстрация воспитателя) Обрисуем коричневым фломастером свою ладошку. Это будут ножки у опят.
Затем, над каждой ножкой смятой бумагой нарисуем эскиз шляпки, делая примакивание. (Демонстрация воспитателя) Затем, возьмите фломастер зеленого цвета и нарисуйте траву. (Демонстрация воспитателя)
Восп.: Но, посмотрите, шляпки опят у нас получились расплывчатые, поэтому мы промокнем палец в коричневую краску и подрисуем контур у шляпок.
(Демонстрация воспитателя)
Восп.: После выполнения работ, вытираем пальцы влажной салфеткой. Дети приступают к работе. Звучит музыка. Готовые работы воспитатель выкладывает на стол.
Восп.: Посмотрите, сколько красивых опят у нас получилось. А кто вспомнит стихотворение про грибы – опята?
Сбились в стайку, как цыплята,
Возле пня грибы – опята.
Вот какая возле пня
Собралась в лесу родня.
Восп.: Молодец! Мне очень понравились ваши работы, выполнены они аккуратно, у всех получились красивые грибы с интересными ножками и оригинальными шляпками.
Восп.: Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Знаете много названий грибов, какие они – съедобные или нет. И в следующий раз, когда вы пойдете в лес то уже будете знать, какие грибы можно класть в корзинку, а какие – нет.
На этом наше с вами занятие закончилось. Вы все молодцы!
Цели: вызвать интерес к растительному миру; развивать умение различать съедобные и несъедобные грибы.
Оборудование: таблицы; муляжи; плакаты.
Действующие лица
Персонажи инсценировки.
Ход занятия
Учитель . Сегодня познакомимся с некоторыми грибами. Но, как и всегда, вначале загадки.
Под землею он сидел,
Вдруг наружу захотел.
Землю шапкой просверлил
И народ развеселил. (Гриб.)
На толстой ножке
Он стоит,
Шапкой коричневой
Накрыт. (Белый гриб.)
Под землей лежит девица,
Называется грибница.
Где протянется она,
Там шапочка видна. (Грибы.)
Я лесная хулиганка,
Несъедобная обманка.
Расту прямо на виду,
Яд смертельный подарю. (Бледная поганка.)
Дети отгадывают загадки, доказывая правильность ответа. Учитель ставит макет лесной поляны у опушки. Расставляет муляжи грибов и предлагает одному ученику «пойти по грибы». Дает маленькую корзиночку. Предлагает собирать только те грибы, которые можно употреблять в пищу. Ученик собирает грибы, правильность выбора которых оценят его товарищи. Если он взял только съедобные грибы, значит, он усвоил материал.
Учитель . А теперь перед вами, как грибочки из-под земли, встал ряд вопросов.
Какое еще одно название имеет белый гриб?
Почему белый гриб редко растет в одиночку?
Как может протянуться грибница у боровика?
Где можно собирать белые грибы?
Учитель дополняет ответы учащихся.
Учитель. Вашему вниманию опытный грибник предлагает свой рассказ (в роли грибника может быть один из родителей).
Грибник. Мысленно шествуйте за мной в лес. Идите по тропинке к вырубке. В лесной глухомани боровики не растут. Нет их в молодой поросли, не встретишь под осинами, среди редкой травы.
Белый гриб любит расти под березами, соснами, дубами.
Мальчик . Мы знали, что на этом занятии речь пойдет о грибах, поэтому ходили к юннатам. Они с нами провели беседу и подготовили инсценировку.
Юннат. Посмотрите инсценировку сказки.
Инсценировка сказки "По грибы-грибочки"
Действующие лица
Съедобные грибы.
Бледная поганка.
Грибник . Ага! Вот Боровик! Полезай в кузовок. Пойду дальше. (Неожиданно останавливается.) Стоп! Еще в траве несколько штук виднеются.
Боровик. Эй, дружок! Помни, что мы редко растем в одиночку. А почему? Да потому, что наша большая часть находится под землей. Это - грибница. Она тянется от гриба к грибу на несколько метров. Значит, недалеко от первого гриба можно найти еще грибы.
Грибник (удивленно). Откуда ты такой взялся? Всё-то ты знаешь.
Боровик. Кто я?! Да я повелитель грибов - царь грибной. Очень меня уважают съедобные грибы. Ты знаешь, что наша грибница может жить сотни лет? Но только надо соблюдать определенные правила. Если нет ножа, не вырывай гриб из земли, а осторожно выкручивай, засыпай ямку землей, чтобы грибница не высохла. Пока грибница жива, и на будущий год ты найдешь здесь грибы.
Грибник. Уважаемый царь грибов, я внимательно слушал тебя, все понял. Буду выполнять все твои советы. А какие же грибы находятся под твоим началом?
Боровик . О! Их много! Сейчас я их позову. (Влезает на пенек и кричит.) Эй, вы, слуги мои! Подите сюда!
Выбегают дети, одетые в костюмы съедобных грибов, - Подберезовики, Подосиновики, Сыроежки, Лисички, Маслята, Рыжики, Моховики.
Грибы (кланяются царю, говорят хором). О, повелитель! Мы прибыли по твоему приказанию. Что исполнить? Рассказать вам сказку? Ведь вы очень любите сказки.
Боровик . Расскажите уважаемому грибнику немного о себе.
Грибы . Мы готовы!
Подберезовик и Подосиновик (вместе). Мы с отменным вкусом. Очень питательны.
Боровик . Но соперничать со мной не могут. При сушке чернеют, а я нет!
Грибы. Ищи нас в светлых лиственных лесах.
Лисички. А мы сестрички, желтые лисички. Нас всегда много на полянке. Стоим хороводом.
Маслята . Мы - веселые ребята. Личинки мух и комаров нас никогда не портят, поэтому мы всегда свежие, крепкие.
Грибник . Сегодня я шел по лесу. Вдруг увидел в траве много белых шариков. Что это такое?
Боровик. А это дождевики. Вчера прошел дождь, вот они и полезли из земли, как бусы-шарики. Гриб вырастает, сморщивается, и споры летят во все стороны. Там, где они упали, вырастут новые грибы.
Дождевик . А еще у меня нет ножки, только голова.
Рыжики. В нашем лесу есть грибы-бандиты. Можно сказать - убийцы. Вон там зеленеет бледная поганка.
Съедобные грибы (топают ногами, грозят кулаками).
Уходи-ка, бледная поганка,
Ты для всех убийца, хулиганка.
Берегитесь, вы забудьте самозванку,
Обходите стороной поганку.
Бледная по ганка.
Шарфик на шее имею,
Шляпкой в траве зеленею.
От людей не прячусь никогда,
Подходите все сюда.
Боровик (топает ногами и грозит ей кулаком).
Уходи-ка прочь,
Пока цела.
Ядовитая, вонючая беда.
И зачем в наш лес ты забрела?
Грибы (хором). Вон из леса! Прочь! Прочь!
Поганка . А я ведь не одна. Есть у меня ядовитая страна. А в этой стране я - царица. Служат мне ложноопенки, мухомор красный и мухомор вонючий зеленый, очень похож на меня. И еще ряд нахалов, злых ядовитых болванов. Не очень-то кричите. Ишь, разорались. Получше людей просвещайте, чтоб были осторожны, а то плохо всем будет.
Поганка удаляется под зловещие звуки аудиозаписи.
Грибы (становятся хороводом, в центре круга Боровик).
Ах, ты, славный Боровик,
Наш правитель и отец,
Важный мудрый удалец.
Дарим мы тебе венец.
Лисички надевают на шляпку Боровика венок из лесных цветов.
Боровик (поет, а хор ходит вокруг него).
Вы мои съедобные грибочки -
Дочки и сыночки.
Будем честно мы служить,
Честью леса дорожить.
(Последнюю строчку подхватывает хоровод, грибы подпевают Боровику.)
Хорошо в лесу нам жить,
Будем крепко мы дружить,
Зверям, людям служить,
Честью леса дорожить.
Грибник. Благодарю тебя, Боровик, и твоих подданных за веселые и познавательные минуты. Пойду к ребятам. Они уже меня заждались.
Грибник уходит под русскую мелодию, пританцовывая.
Дети хлопают в ладоши, подпевают.
Учитель . Что мы узнали, посмотрев инсценировку?
Дети. Брать грибы можно только съедобные. Бери тот гриб, который ты знаешь и в котором уверен.
Входит врач. Раздаются звуки сирены «скорой помощи».
Врач. Слышите сигнал? Кого-то увезли в больницу. Съел неизвестные грибы.
Нельзя употреблять те съедобные грибы, которые растут близко у аэродромов, у шоссейных дорог. Грибы впитывают в себя из атмосферы все химические ядовитые элементы. В некоторых странах перестали употреблять в пищу грибы вообще, например в Германии.
Учитель. Последние научные исследования доказали, что грибы не растения и не животные. Это вид особых существ, которые сейчас исследуются наукой.
На сцену выходят дети с широкими бумажными лентами. Поочередно разворачивают их. Раздается голос ведущего в аудиозаписи, и дети читают написанные на лентах призывы:
Любите природу!
Берегите флору! Берегите свое здоровье!
Избегайте ядовитых грибов!
Берегитесь бледной поганки!
Помните, что съеденный кусочек бледной поганки сильнее укуса змеи. Он смертелен!
Грибник. А вот и я вернулся. Интересно в лесу! Но только надо знать его законы. Уважайте природу!
Боровик.
Эй, грибочки, выходите!
До свиданья всем скажите!
На ребяток посмотрите,
Спойте и для них спляшите.
Грибы идут хороводом, прощаясь со зрителями.
Учитель . А вам задание: принесите, что посчитаете нужным, на урок труда, мы будем готовить макет «Лесная опушка с поляной».