Внеклассное мероприятие:«Весна! Весна! И все ей рады! "Встреча весны".Внеклассное мероприятие в начальной школе.

Конспект открытого внеклассного мероприятия в 1 «Г» классе

на тему: «Весна! Весна! И все ей рады!»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 г.Йошкар-Ола»

Провела: учитель начальных классов

О.Г.Таныгина

Цели: закрепить знании о весне

1) развивать познавательный и эмоциональный интерес;

2) уметь рисовать пейзаж, строить композицию рисунка, сочетать краски при изображении образов природы; уметь понимать красоту и богатство родной природы;

3) воспитание чувства доброты и сопереживания; воспитание любви и бережного отношения к окружающему миру;

Оборудование:

Листы бумаги, ручки

Альбомные листы, краски, кисточки

Оформление на доске(запись, пословицы, тема, рисунки, вспомогательные слова-рифмы).

Интрига.

Какое у тебя настроение?

Влияет ли время года на настроение человека?

— Каким оно должно быть весной?

Какими бы красками обозначили свое настроение?

Ход занятия

— Добрый день ребята, уважаемые учителя.

— Приглашаю всех совершить увлекательное путешествие. А чтобы узнать куда мы с вами отправимся, посмотрите на доску, прочитайте запись на доске:

«Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет».

— Как вы понимаете стихи этой пословицы?

Сегодня мы поговорим о прекрасном времени года — весне и все вместе совершим весеннюю прогулку. Тема нашего занятия звучит так: «Весна! Весна! И все ей рады…»

Солнце ласково смеется.
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.

Слышите? Какие замечательные слова! Это зажурчал поэтический ручеек. Он подхватил наш бумажный кораблик и несет его от столика к столику. (На столе лежат листочки с стихотворениями о весне)

(Каждая группа детей читает по одному стихотворению на весеннюю тему. Кораблик переходит к гостям, которые тоже читают стихи о весне.)

— Ребята, а вы знаете что в природе бывает 3 весны – весна света, весна воды и весна зеленой травы. Весенние месяцы – март, апрель и май. Март – месяц света. С каждым днем все дольше задерживается на небе солнышко, а 22 марта оно светит целых 12 часов, потому, что 21 марта – день весеннего равноденствия. Значит опять, как и 21 сентября день стал равен ночи. Второй весенний месяц – апрель-это месяц воды. Апрель – снегогон, водолей. Теплые дожди смывают зимнюю грязь, согревают землю. А еще апрель называют месяцем туманов.
Все перелетные птицы вернулись домой из теплых стран, хлопочут на гнездах, песни распевают.
А весна с каждым днем убыстряет свой бег.
Май пришел. Вот приволье! Май – месяц зелени и цветов, травник, песенник. Это самый красивый и самый теплый весенний месяц.
Цветут черемуха, вишни, яблони, цветут первоцветы: мать-и-мачеха, медуница, хохлатка. Чуть зазеленеет лес – послышится голос кукушки, а потом и трели соловья.

— Весна – щедрое на радость время года. Любуйся красотой, слушай пение птиц и наслаждайся чудными майскими запахами.

— Ребята, а какие приметы весны вы знаете? (Дети читают пословицы и приметы на листочках)

Март – утро весны.
Как в марте зима не злится, а весне покорится.
Из березы течет много сока – к ненастью.
Ранний прилет журавлей – ранняя весна.
Длинные сосульки – к долгой весне.

Об апреле.

Апрель – снегогон, водолей, соковик.
Апрель с водою – май с травою.
Не ломай печей, еще апрель у плечей.
Апрель ленивого не любит, проворного приголубит.

Май холодный – год хлебородный.
Март сухой и мокрый май – будет каша и каравай.

Весенние приметы:

Если весной на крышах при таянии снега образуются сосульки – к продолжительной весне.
Лесные птицы вьют гнезда с южной стороны дерева – лето будет холодным.
Туманы в марте предвещают дождливое лето.
Сухой март обещает плодородный год, дождливый – неурожай.
Когда весенняя вода пойдет, а лед держится – это к плохому году.
Ранняя весна – признак того, что летом будет много непогожих дней.

А сейчас о ком пойдет речь вы догадаетесь, разгадав данный кроссворд:

1. Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)

2. На когтях на ствол сосновый,
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на вес,
Но не вспыхнул свет в лесу.(Дятел)

3. Верещуньи, белобоки,
И зовут их все …(Сороки)

4. Ей на месте не сидится:
Все летает целый день,
Суетится, суетится,
Целый день звенит: “Тень, тень!”
Угадай-ка, что за птица?
То веселая …(Синица)

5. И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих
Мыши – прячутся, дрожа:
Очень уж суровы
Филины и …(Совы)

В выделенных клетках появляется слово Птицы.

Справка: Есть интересные птицы, которые весной бормочут: “Куплю балахон, продам шубу”. (Косачи, тетерева-самцы. Слова эти подобраны в подражание его песни – бормотанью. Бормочет косач весной и осенью.)

Оказывается, не все перелетные птицы улетают от нас осенью на юг. Некоторые улетают от нас осенью на восток (через Уральские горы), например, маленькая певчая птичка бормотушка, чечевичник, куличок – плавунчик).

Птицы – это гонцы весны. А вы знаете, что – птицы единственные животные в мире, которые имеют крылья? (Да, потому что крылья у них – это руки.)

— Особенно красивы песни и танцы птиц весной, в период любви. (Дети под музыку “Канкан” исполняют “Танец птиц”.)

— Ребята, давайте мы с вами узнаем какие птицы к нам прилетают весной? (стихотворения на листочках)

– Что за весенняя черная птица
Трактору чуть ли на нос не садится?
Кто там за плугом носится вскачь? (Грач.)

– Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растенья.
Его песня, и полет
Вошли в стихотворения. (Жаворонок полевой, песня)

Это птица никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка, песня)

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт.

— А теперь ребята, давайте поиграем в игру «Найди пару» (поиск лесным зверюшкам еду.)Для этого мы с вами должны вспомнить, чем же питались наши друзья-зверюшки зимой, до прихода зимы.

Белка Шишки

Лиса Грибы

Волк Заяц

— А теперь ребята, мы подходим концу нашей с вами весенней прогулки, но для этого нам придётся нарисовать вместе весенний пейзаж. Давайте вспомним, какие цветы у нас появляются весной. Послушайте внимательно стихотворения и скажите какой цветок вы услышите:

(Подснежник) В шапке белоснежной,
В легком пиджачке
Стоит в лесу подснежник
На босой ноге.

(Первоцвет) Первоцвет весенний –
Желтенький цветок.
Потянулся к солнцу
Нежный лепесток.

Первоцвет весенний –
Ключик от весны,
Не тебе ли снятся
Золотые сны?

Будь же осторожен,
Не сорви его,
Мягкого, душистого
Друга моего.

— А ещё какие цветы у нас появляются весной? (мать-и-мачеха, гусиный лук, …)

— А теперь ребята, мы подходим концу нашей с вами весенней прогулки, но перед тем как прощаться нам придётся нарисовать вместе весенний пейзаж, с помощью цветов, краски… Пока у нас снег за окнами, но уже легко и свободно дышится. Мы с вами видим, что кругом мокрый снег да маленькие лужи. Давайте эти лужи превратим в красивые рисунки. Для этого нам необходимы цветные карандаши. (Творческая работа детей у доски)

— До новых встреч!

Весны вам радостной и нежной
Счастливых дней и розовой мечты,
Пусть дарит март вам даже снежный
Свои улыбки и цветы!

Заочная прогулка в лес «Уж тает снег, бегут ручьи…»

Цели : развитие восприятия красоты весенней природы; воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Оборудование : картины леса, ранней и поздней весны; костюм весны, шапочки с изображением животных, птиц; рисунки и открытки с изображением растений, рисунок вездехода; скворечник; музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Учитель . Здравствуйте! Сегодня мы отмечаем праздник «Приход весны». Мы будем петь, читать стихи, радоваться приходу весны.

Ученик 1.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою.

А. Плещеев

Ученик 2. Самые приметные цвета весной ярко-голубой и зеленый. Разбуженные теплом и светом, просыпаются первые насекомые, начинается прилет птиц. Распускаются цветы — сережки на деревьях и кустарниках.

Ученик 3.

Береза пробудилась ото сна.

Не руби березы белой,

Не губи глуши лесной!

Не губи и зла не делай!

А особенно весной!

Под музыку входит Весна.

Весна.

Здравствуйте!

Я - Весна-красна,

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На полях ращу цветочки,

Прогоняю с речек лед,

Светлым делаю восход!

Я пришла пригласить вас на прогулку в лес.

Учитель. Отправимся на вездеходе, потому что эта машина способна проходить сквозь любые лесные чащи. Вездеход двигается бесшумно - нельзя пугать птиц и зверей в лесу. Давайте и мы с вами нор звериных, птичьего гнезда разорять не будем никогда. Пусть птицам и маленьким зверятам хорошо живется с нами рядом. Прежде чем отправиться в путь, вспомним правила поведения в лесу.

Ученик 1 . Нельзя шуметь в лесу.

Ученик 2. Нельзя пугать животных криками и громкой музыкой.

Ученик 3 . Нельзя разорять муравейники, гнезда птиц и жилища животных.

Ученик 4 . Нельзя вытаптывать лесную траву, ломать живые ветки деревьев и кустарников.

Ученик 5. Нельзя бросать палки и камни в животных, ловить животных, птиц и насекомых, мучить и убивать их.

Ученик 6. Нельзя мусорить в лесу, бросать банки, бумажки, жечь костры.

Учитель. А вот и первая остановка - лесная полянка.

Выходят два ученика

Учитель . Давайте поздороваемся с лесом.

Дети.

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Ученик 1.

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь — мы свои.

С. Погореловский

Ученик 2.

Почему мы с лесом дружим?

Для чего он людям нужен?

Вот стоит обычный стол. Это — лес!

Или рама, двери, пол? Лес!

А пенал красивый наш? Лес!

Или этот карандаш? Лес!

Ну а стол, скамейка, парта? Лес!

А тетрадка, книга, парта? Лес!

Оглянись, все вокруг —

Это наш зеленый друг.

Учитель . В лесу так хорошо дышится. Послушайте репортаж, который приготовили дети.

Ученик 1 . Внимание! Внимание! Начинаем лесную передачу о деревьях нашей области (Учителю следует скорректировать изложенную ниже информацию исходя из местной специфики). Самый распространенный — дуб, затем сосна, далее осина, береза, ольха и др. Лес, состоящий из дубов, называется дубрава.

Ученик 2.

Задевая тучи

Головой седою,

Дуб стоит могучий

С думой вековою.

Буря птицей черной

Вдруг засвищет в кроне.

Дуб стоит спокойный,

Словно царь в короне.

Смотрит в поднебесье

Всех в округе выше!

Много знает песен,

Много сказок слышит.

Учитель. Дуб — очень красивое дерево. В первые годы растет медленно, но корни глубоко пускает в землю. С 9-летнего возраста начинает дуб расти быстро по 30—40 см в год. Первые желуди дуб дает в 20 лет. Старые дубравы у нас остались лишь в Шиповом лесу. Там растет уникальный дуб, которому более 400 лет. А о каком дереве дальше пойдет речь, узнайте из загадки.

Что же это за девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (Сосна или ель)

Ученик 3.

Шумят сосновые леса,

И сосны стройные, литые,

Как будто стрелы золотые,

Уходят смело в небеса.

Учитель . Сосна — наиболее распространенное дерево нашего края. Сосна может расти на песках, на каменистых кругах, на меловых бесплодных землях. В нашей области есть сосны, возраст которых более 200 лет, высота до 400 м (это примерно 14-этажный дом). Известна сосна, возраст которой 384 года. А что это за дерево?

Ученик 4.

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

Учитель . Верно, береза. Это дерево символизирует нежность и благородство, красоту и щедрость. Береза растет очень быстро. За 25 лет она достигает высоты 5-этажного дома. Живет береза 100—150 лет. Береза — дерево-пионер. Она первая растет на вырубленном или выгоревшем месте.

Выступающие уходят.

Учитель . Давайте пойдем на полянку цветов.

Входят Весна и дети с открытками, на которых изображены подснежник, ландыш, одуванчик, мать-и-мачеха.

Подснежник.

В лесу, где березки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна.

Скажите, ведь правда, что это весна?»

П. Соловьева

Звучит пьеса П.И. Чайковского «Подснежник».

Ландыш . Я зацветаю в мае, «когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом». Живу я в тени под дубками. В моих белоснежных цветах кормятся первые насекомые. К сожалению, я стал редким растением и занесен в Красную книгу.

Одуванчик . А я не жалуюсь. Расту везде, где упадут на парашютах мои семена. Корень у меня длинный, крепкий. И любят меня не меньше, чем другие цветы.

Мать-и-мачеха . Эх, Одуванчик! Цвести бы мне столько, сколько тебе! Я самый первый цветок, поэтому мне все радуются, но иногда срывают, обижая меня. А как пойдут листья, цветки пропадают. Во мне жук или муравей спрячется. Один раз я даже пчелу укрыла.

Весна. Все ясно. У нас заботы одни и те же. Губит вас красота и людская жадность. Ребята, обращаюсь к вам с просьбой относиться бережно ко всем растениям.

Ученик 5.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, —

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Т. Собакин

Учитель.

Остановитесь на мгновенье, замрите...

Как красиво вокруг!

Удивителен утренний лес,

Храм цветов и рогатых улиток,

Он как будто бы вылеплен весь

Из тончайших серебряных ниток.

Итак, позади поляна цветов. Продолжаем наше увлекательное путешествие. А вот и птичья полянка. Послушаем птиц.

Входят ученики в шапочках птиц (скворца, жаворонка, ласточки).

Скворец.

Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Я выступаю перед вами

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями!

Ну а зовут меня... (скворец).

Верно! Вы угадали! Меня зовут скворец! Из года в год, из века в век живу я там, где человек. Селюсь с сельским жителем рядом, слежу за его полем и садом, очищаю растения от вредных букашек, поедаю бабочек, жучков и клопов. И поэтому я не просто скворец, а скворец-молодец! Я очень полезная птица, с которой вам надо сдружиться.

Дети. Мы рады тебе, скворец-молодец!

Жаворонок.

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

Поет, на солнышке сверкая,

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны!

В. Жуковский

Ласточка.

С юга ласточка явилась,

Прилетела к нам весной,

Хлопотливо закружилась

Над беседкой вырезной.

Слышен писк и щебет птичий,

Кто там смотрит из гнезда?

Мчатся ласточки с добычей —

Малышам нужна еда.

Учитель . Спасибо, птицы, за выступление.

Инсценировка стихотворения В. Ладонщикова «Спор на скворечне».

Этот случай был в апреле

С юга птицы прилетели.

Таял снег, а воробья

Выгоняли из жилья.

Скворец. Убирайся вон задира!

Воробей.

Ни за что. Моя квартира.

Я не временный жилец!

Я тут вьюги и мороз

Терпеливо перенес.

А сейчас под этой кровлей

Для семьи гнездо готовлю.

Скворец.

Не упрямься! Мне в наследство

Этот дом остался с детства.

Но туг во двор

Со скворечней Миша вышел,

Быстро с нею влез на крышу,

Крепко-крепко привязал

И приветливо сказал:

Миша.

Я, друзья, сердечно рад.

Только Миша слез долой,

Воробьишка удалой

В новый дом переселился

И с соседом помирился.

Учитель. С приходом весны возвращаются к нам друзья — перелетные птицы. И, кажется, сама весна послала в разведку птицу. Пригнув ветку, ей грач верную дорогу открыл.

Дети.

Грачи-кулички, из-за моря летите,

Весну красную несите,

Лютая зима пристоялась,

По полям-лесам разгулялась.

Холод-стужу напустила,

Ручки-ножки познобила,

Белый снег натрясла,

Все тепло унесла.

Учитель. Вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают скворчики, а через несколько дней — скворчихи. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселяя из домов воробьев. Ребята, надо сделать скворечники и повесить их для наших пернатых друзей.

Ученик 6.

Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей!

Не трогай птичьих гнезд!»

Ученик 7.

Мы не будем разорять! —

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят.

Учитель . Послушав птиц, какой мы сделаем вывод? (Будем бережно и заботливо относиться к нашим пернатым друзьям) Закончилось наше путешествие. Жаль с лесом расставаться. Но мы не раз еще сюда придем, проверим, готовы ли звери встретить весну.

Ученик 8.

Ты расти на радость людям,

Мы дружить с тобою будем,

Темный лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Дети исполняют песню «Лесной марш» (муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского).

Нам птицы просигналили подъем,

Привычными тропинками проходим мы.

Мы каждую березку сбережем

В лесах любимой Родины.

Припев:

Мы сами написали в лесной зеленой книжке

О том, что есть у леса надежные друзья,

Такие же девчонки, такие же мальчишки,

Такие же счастливые, как ты и я.

Мелькают наших песен огоньки,

Шагаем мы лесами-перелесками

Под кедрами красавицы-тайги,

Под соснами полесскими.

Припев.

Нам солнце улыбнется веселей

И каждый день нам радостней покажется,

Когда пройдут по всей родной земле

Отряды наших саженцев.

«Встреча Весны» сценарий праздника в начальной школе.

Цель: Познакомить учащихся с тремя встречами весны по народному календарю.

1. Дать понятие о старинном весеннем новом годе.

2. Показать, что любимым украшением весенних праздников является образ птицы.

Дети-ведущие, Весна одеты в народные костюмы. Родители организуют выпечку жаворонков.

Ход праздника.

Учитель:

Сегодня к нам на праздник придёт гостья.

Отгадайте, кто она: «Была белая да седая, пришла зелёная, молодая» (Весна)

Выходят дети в народных костюмах.

1 ведущий

Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет, и елей ветки шевелит.

Ещё природа не проснулась, но сквозь редеющего сна

Весну послышала она и ей невольно улыбнулась. (Ф.Фет)

2 ведущий

Тропами неторёными – что волнами зелёными –

Идёт Весна, идёт; куда ни глянет красная –

Жизнь ясная, согласная вослед за ней растёт. (А.А. Коринфский)

Учитель:

– Весна – утро года. Дни становятся заметно длиннее, а ночи короче.

Март, мартиус, первый месяц весны, назван так по имени бога войны Марса, который первоначально был богом полей, урожая и скотоводства, мирного труда.

3 ведущий

– Наши предки назвали этот метод сухый (сухий) – в это время года мало осадков, сухо в лесу.

4 ведущий

Протальником звали его из-за быстрого таяния снегов и появление проталин.

В этом месяце сыреет под ногами снег, в тени – ещё зима, а на солнышке – капель, лужи, потому называют март ещё и капельником.

5 ведущий

– Ярче свет, выше солнце, длиннее дни в первом весеннем месяце. 21 марта – день весеннего равноденствия. И в этой нарастающей светлыни дня, слух всё чаще улавливает разноголосые «птичьи разговоры». Март – время прилёта птиц – грачевник.

Учитель:

А ещё март – зимобор, наследник февраля, ветронос, берёзозол, водотёк, дорогорушитель, свистун, позимник, весновей, весновка, огородник, излом весны. Вот сколько! Названия-то все радостные: так и слышится в них весёлый говорок весенних ручьёв, щебет птиц, нежный шелест молодой листвы.

После долгой, вьюжной зимы, с каким нетерпением и взрослые, и дети ждали тёплую Весну-красну! На Руси по народному обычаю первая встреча весны приходилась на христианский праздник Сретения Господня, 15 февраля.

Это важный погодоуказатель:

Дети:

– На Сретенье небо звёздное – зима не скоро начнёт плакать.

– На Сретенье снежок – весной дожжок.

– На Сретенье капель – урожай на пшеницу.

– На Сретенье впервой весна встречается с зимой.

Учитель:

В стародавние времена, когда человек одушевлял не только всё живое вокруг, но и времена года, зародился обычай в конце зимы звать, кликать весну. Дети сажали фигурки птиц на шесты, подбрасывали вверх и пели песенки – заклички. В них они просили птиц принести ключи – замкнуть зиму и отомкнуть весну.

Дети-ведущие поют заклички:

1.Грачи-кулички, из-за моря летите, весну красную несите.

Лютая зима пристоялась, по полям, по лесам разгулялась.

Холод-стужу напустила, ручки, ножки познобила.

Белый снег натрясла, всё тепло унесла!

2. Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит,

3.Прощай, саночки, конёчки,
Наши зимние дружочки!
4.Снег и холод прочь уходят,
Весну красную приводят,

5.Прощай, зимушка-старушка,
Ты, седая холодушка!
Учитель:

– Когда-то, давным-давно, март был не просто первым весенним месяцем, а первым месяцем нового года.

– Есть особый день в марте – старинное весеннее новогодие.

– Это 14 марта – день святой Евдокии, или Евдокия-Весновка. В этот день погоду на весну и лето загадывают.

Дети-ведущие:

–С Евдокии погоже – всё лето погоже.

–На Евдокию каплет с крыш – тёплое лето.

– Если курочка на Евдокию напьётся, то овечка на Егорья наестся.

Учитель:

– С Евдокии-Весновки в старину ребятишки начинали кликать долгожданную красавицу-весну. Забирались на пригорки, на крыши, чтобы голос далеко летел, и звали: «Ой, весна-весна, что нам вынесла?»

Дети-ведущие:

– Короб житушка, два – пшеничушки,

– Малым детушкам – по яичушку,

– Красным девушкам – по перстенёчку,

– Молодым молодушкам – по детёнышку,

– Старикам да старушкам по внучоночку!

Учитель:

– Давайте-ка, ребята, зиму провожать, а весну закликать. Повторяйте за мной такие слова:
Солнышко, покажись, Красное, снарядись,
Выйди поскорее, будь к нам подобрее!
Сядь на пенек, посвети весь денек!

Выходит Весна с корзиной бумажных цветов

Я – Весна-красна, бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки, на лугах ращу цветочки.

Прогоняю с речек лёд, светлым делаю восход.

Всюду в поле и в лесу людям радость я несу.

Ведущий:

Вот пришла весна, золотые ключи,

Ты замкни, Весна, Зиму лютую,

Отомкни, Весна, тепло летечко.

Ведущие и Весна поют песню и водят хоровод

Выпал вешний денёк, на бугре солнцепёк.

Собирайся, собирайся, народ, в хоровод!

Станем кругом ходить да весну веселить,

Хоровод заведём, запоём:

«Здравствуй, здравствуй, весна!

Прилетела весна впопыхах. Разносила красу, зеленила в лесу, на полях.

Вешний воздух, как хмель, и пьянит, веселит, и зовёт в хоровод.

Будем кругом идти, ты весна, заходи в тесный круг.

Улыбнись, озари и цветами весь луг (класс) одари!

Весна стоит в центре хоровода и в конце песни осыпает всех цветами.

Дети становятся друг за другом по одну сторону ручья, обхватывают один другого руками за пояс и поют:

– Разлился родничок, золотой рожок. Ух!

– Разлился ключевой, ледяной, снеговой. Ух!

– По мхам, по болотам, по гнилым колодам. Ух!

При каждом уханье ребята боком перепрыгивают через ручей на другую сторону.

Кто коснётся воды, тот из игры выбывает. Оставшиеся, самые ловкие игроки, припевая «Ух!», прыгают вместе.

Весна:

– Поиграли, а теперь отгадайте мои загадки:

– Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.)

– Вёрст не считал, по дорогам не езжал, а за морем бывал (Птица, грач)

– Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег.)

– Волшебной палочкой взмахнёт – в лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Учитель:

– А 22 марта весну встречают второй раз. Эта встреча приурочена ко дню весеннего равноденствия, который отмечают 21марта и дню памяти Сорока мучеников. Праздник второй встречи весны называют Сороки.

– В русском народе повсюду существовала вера в то, что 22 марта, в день Сорока мучеников, из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. Сколько проталинок – столько и жаворонков.

– На Руси большой любовью народа всегда пользовался жаворонок. Весной люди с нетерпеньем ждали его прилёта. К этому дню пекли жаворонков из теста. Дети бежали с ними на улицу, в поле, подбрасывали к небу и кричали: «Жаворонок, жаворонок, на тебе зиму, а нам дай лето!»

Есть легенда о том, откуда взялась эта птица. Бог подбросил вверх кусочек земли, который превратился в жаворонка - серенького, невзрачного, как и сама земля, но с прекрасной, неповторимой песней (Звучит фонограмма песни жаворонка).

В старину, с раннего утра, на Сороки матери обычно пекли для ребятишек печенье в виде птичек, “жаворонков”, в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, сорок штук. Дети крепили их на прутики, забирались на высокие взгорочки, крыши, заборы и закликали птиц.

Дети-ведущие с бумажными птичками на палочках поют заклички:

1.Жавороночки-невелички, из-за моря летите, весну красную несите.

Лютая зима пристоялась, по лесам, по полям разгулялась.

Холод-стужу напустила, ручки-ножки познобила,

белый снег натрясла, всё тепло унесла!

2. Жаворонки, прилетите, студёну Зиму унесите,

Красну - Весну принесите: зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

И дрова все пожгла, и солому всю пожгла, молоко всё унесла.

3. Жаворонушки! Прилетите к нам да принесите нам,

Жаворонушки! Нам Весну-красну, да красно летеце.

Нам зима-то надоела, много хлебушка поела,

А воды-то попила, да три колодезя.

4. Жавороночек, принеси весну на своём хвосту.

На сохе, бороне, на ржаной полосе, на овсяном снопе.

5. Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам – лето!
На тебе сани, а нам – телегу!

6.Ой вы жавороночки, жаворонушки

Летите в поле, несите здоровье.

Первое – коровье, второе – овечье

А третье – человечье.

7. Приди Весна – Весна – красна!

Со льном высоким, с корнем глубоким

Хлебом обильным!

Весна раздаёт детям испечённых жаворонков.

Учитель:

–Третьей встречей весны считают день 7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В старину в этот день выпускали певчих птиц из клеток на волю. Радуются люди:

–На Благовещение весна зиму поборола.

–На Благовещение дождь – родится рожь.

Учитель:

– Весной обновляется жизнь растений, животных и людей. Именно поэтому с давних пор многие народы России и мира празднуют наступление нового года весной. Наши предки встречали весну 3 раза. А связаны эти встречи с православными праздниками. Любимым украшением весенних праздников стал образ птицы.

Литература

    Окружающий мир. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1/ А.А.Плешаков,

М.Ю.Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.: ил.

2. Круглый год. Русский земледельческий календарь. Состав. Некрылова А.Ф. – Челябинск,1996.

3. Русский национальный календарь. 2006/Сост. Н.Е. Екимчева, И.О. Иофина. – М: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 368с.

Внеклассное мероприятие для 3 класса "В марте-протальнике"

Солодовникова Ольга Валериевна, учитель начальных классов, МБОУ Школы № 47, городского округа Самара
Описание материала:
Внеклассное мероприятие может быть полезно во внеурочное время у школьников 3 класса для развития эстетического вкуса, любви и уважения к природе, к народной культуре.
Проводить можно в начале марта или в преддверии Масленицы, или на кануне 8 марта как изучение новой темы; а также в апреле и мае для закрепления изученного материала по весенним темам.
Внеклассное мероприятие "В марте-протальнике"
Цель:
Бережное и чуткое отношение к народному наследию
Задачи:
- Познакомить учащихся с традициями и обычаями народного языческого праздника «Масленица»;
- Дать первоначальные сведения учащимся о полотнах русских художников: (Кустодиев Б.М. «Масленица», Сыров В.М. «Масленица», Грузинский П.Н. «Масленица», С. Авдеев «Масленица»);
- Развивать умение познавать мир и самого себя, использовать полученные знания и умения в жизни;
- Развивать коммуникативные умения (вести дискуссию, аргументировать свое мнение);
- Развивать творческое воображение, навыки и умения в сочинении (фантазировании) сказки учащимися;
- Воспитывать уважение к укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремиться сохранить то ценное, что еще осталось от несправедливо забытого;
- Воспитывать самостоятельность и аккуратность в творческой работе;
- Прививать добрые дружеские отношения учащимся через поставленную проблему дружбы в детской сказке;
- Вызвать эмоциональное отношение к жизни.

Ход мероприятия

I. Орг момент.
1. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята!
II.Изучение нового материала
1. Объявление темы урока.
- Сегодня у нас необычный урок. Урок, посвященный большому празднику, который не отмечен в календаре красной датой. Праздник этот встречает природа, пробуждаясь от зимнего сна. Чтобы точно узнать название нашего праздника, разгадайте кроссворд. Я буду загадывать загадки, а вы – говорите ответ.

1. Ее природа создает
И дарит нам - живую!
Соленую и престную,
Морскую и речную
Ее жилище в облаках
И горных снежных ледниках
Бежит он сам собою
Родник без перебоя.
Снежинкой в воздухе летает
В моей ладони мигом тает. (Вода)


2. Ценный мех пушного зверя
Рассмотреть сумеешь смело,
Если ближе подойдешь.
Хвост на зеброчку похож.
Шерстка, морда, лапки, уши,
Часто с беленькой опушкой.
Барбадосский, Гваделупский,
Он Багамский, полоскун.
Днем он прячется в дупле,
Лишь охотясь при луне.
Хищник очень осторожен,
Любопытен, не встревожен.
Барсучок в ночи ползет
И добычу не спугнет.
Рыба, раки и трава,
Виноградова лоза, фрукты,
Ягоды, грибы –
Лучше пищи не найти!
Жизнестоек он, всеяден,
Ловок, быстр, хитер, опасен. (Енот)


3. Меж рукавом Персея и Стрельца
Горит нам путеводная Звезда.
Из миллиарда ярких ясных звезд
Ты в Млечном свете лучше не найдешь.
Она горит в Системе разом
И раскаленным смотрит глазом.
Сокровище всю жизнь сверкает,
Все белым светом озаряет.
На небе часто пропадает,
Когда с Луной в игру играет.
Поддерживает жизнь, тепло,
Для всех людей оно одно -
Светило звездное дано! (Солнце)


4) Ворона крылом махнула большим,
Весь белый свет закрыла им.
Чуть слышно на Землю пришла темнота,
Не справиться людям с ней до утра.
Пусть белый лебедь немного поспит,
А зоренька ясная сон пробудит.
(Ночь)


5) Кто живет на крыше дома? -
Наш пернатый, наш знакомый.
Он гнездо из веток вьет,
Мир и счастье в дом несет.
Добрый, тихий и спокойный,

Семьянин вполне достойный.
Вылетает из гнезда,
Расправляет два крыла.
Шею гордо поднимает,
Ноги ровно расставляет.
Как солдат на строевой,
Он летает над рекой.
Каждый день, как на работу,
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
А птенцы в гнезде играют
С мамой – папу ожидают.
(Аист)


- Обратите внимание на выделенное разным цветом слово в кроссворде. Это и есть праздник, который мы с вами сегодня празднуем вместе с природными обитателями.


- Какой у нас сейчас месяц? (Сейчас месяц-март).
- Слово «март» нерусское. Оно пришло к нам из Византии. Византийцы так назвали первый месяц весны в честь Бога войны Марса, который сначала был богом мирного труда и скотоводства, богом всех полей и урожаев.
- Назовите поговорки или пословицы, которые вы знаете о первом весеннем месяце. (Предположения учащихся) Объясните, что они обозначают.
- Раньше, в народе было сложено много пословиц и поговорок. Большая часть из них была записана на бумагу и лишь немногие из них сохранились и дошли до нас. Например:
- Март неверен: то плачет, то смеется. Почему так говорят? (Так говорят, потому что в тени – еще зима, а на солнце уже капель.)
- Верно! Поэтому март еще называли в древности капельником. В первом весеннем месяце свет ярче, солнце выше, а дни длиннее.
- В марте и спереди, и сзади зима. Почему так говорят? (Так говорят, потому что это первый месяц весны, в котором еще бывают морозные зимние дни.)


- Правильно. В стародавние времена, с большим нетерпеньем все – от мала до велика, ждали теплую Весну-красну! Поэтому еще тогда зародился обычай в конце зимы звать, «кликать» весну – так раньше называли зов. Этот обычай дошел до нас!
- Как называется он? (Зов весны мы называем Масленицей).
- Верно! Какие обряды, связанные с этим праздником, дошли до нас? (В этот праздник всегда наряжают чучело Масленицы, которое сжигают. На праздник всегда готовят блины.)


- Чучело сжигают в конце праздника – в воскресенье. Сгоревшее чучело означает, что Весна Зиму поборола, с ней все в этом году распрощались до будущего года и в полноценные права вступила Весна-красна. Еще в этот праздник, конечно, пекут блины и лепешки, катаются на санях, проводят забавы.
- Масленица – широкий и мировой праздник, который воспевали и художники, и писатели, и поэты, и даже режиссеры фильмов. Например, в 1968 году режиссер Павел Касадочников снял фильм-сказку по пьесе известного русского писателя А.Н. Островского «Снегурочка», в котором хорошо показал всю широту, красоту и необычность этого великого праздника.


- Масленица прекрасно изображена на полотнах таких художников, как:
- Кустодиев Борис Михайлович «Масленица» (1919год);


- Сыров Валерий Михайлович «Масленица» (1998год);


- Грузинский Петр Николаевич «Масленица» (1889год);


- Сергей Авдеев «Зима, масленица».


- Поэты в своих стихотворениях также с большим успехом воспевают народные обряды. Каждый поэт, каждый художник видит такую красоту по-своему. Поэт передает ее с помощью слов, а художник – с помощью красочных образов.
- Послушайте мое первое весеннее стихотворение:
Пора веселая пришла:
Бежит ручей погожим днем,


Ребята бегают смеясь,
И корабли пускают в нем.


Какая сила торжества
Во всем величии весны!
И оживает мир вокруг,
Мечты и дали так ясны.


И скоро множество листов
Украсят зеленью поля,
Картина жизни расцветет –
Задышит, оживет земля!


- Грач на горе – весна на дворе. Почему так говорят? (Так говорят, потому что в этот месяц к нам в лес прилетают грачи.)
- Все верно! Месяц-март в старину народ называл «грачевник» - это время прилета птиц.


- В современной литературе очень много стихотворений, а сказок и рассказов меньше. Например, в литературе есть такие рассказы:
- А.Н. Толстой «Пришла весна»;
- В. Степанов «По опушке шла весна»;
- М.М. Пришвин «Весенние миниатюры»;
- И.С. Соколов-Микитов «Весна»;
-В. Сутеев «Весна»;
- сказки В. В. Бианки «Синичкин календарь»;
- Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
- русская народная сказка «Как Весна Зиму поборола».


- Нам нужно ценить те самые прекрасные произведения далекого прошлого, которые удалось сохранить.
- Подумайте, как мы с вами можем увеличить число сказок? (Мы можем написать свою сказку.)
- Верно! Сейчас я вам расскажу одну волшебную сказку «Как Весна Зиму прогнала», которую написала сама.
2. Чтение сказок
2.1 Чтение сказки учителя

Сказка "Как весна-красна зиму лютую прогнала"


Жили-были три красавицы сестры Матушка-Зима, Весна-Красна и Ягодное-Лето. Жили они в старой ветхой избушке на краю села Снеговищенска. От того, что избушка находилась далеко от сельской почты, письма доходили очень медленно. А приносила их сама Природа.
Три красавицы были не в ладу друг с другом.
В один прекрасный день, пришло к хозяюшкам письмо. Кто уж его первым распечатал и прочитал, не известно, да только письмо это было адресовано Матушке-Зиме. Послание было коротким. Всего-то пара слов «Проводы Зимы» говорила о многом: о том, что пришла пора Весне вступать в свои права; о том, что прислал ей его молодой краснолицый дружок Снеговичок и самое страшное – то, что Весна-Красна вновь разлучит их.
Опечалилась Зима, покручинилась и решила спросить совета у Солнышка. Только оно выглянуло из-за горы, а Зима спрашивает:
Солнышко, Солнышко,
Красное, веселое,
Глядишь ты из-за горы,
Смотришь и видишь,
Все знаешь до моей,
До зимней поры
- Не успела Зима до конца договорить, а Солнышко уж в ответ заговорило:
Не кручинься, Матушка,
Не печалься, голубушка,
Встречалось я часто с тобой.
Видело, как в мешке ты
Целыми пудами стужу несла
И на Землю снег и холод
Беспощадно трясла.
Услышала Весна голос подруги, приободрилась, повеселела. Боялась она очень, что Зима-Матушка не уступит свои права.
Пуще прежнего загрустила Зима и начала плакать. А Весна-Красна радуется Солнышку, смотрит на него, улыбается.
Ягодное-Лето никак не поймет, почему Матушка-Зима плачет, а сестрица веселится и потому спрашивает:
- Почему ты, Зима, так горько плачешь?
- Да как же мне не плакать, - отвечает Зима, - ведь ковер-то мой так сильно рвется и сереет, становится темным и некрасивым. Дышать мне становится трудно от такой погоды. И чует мое сердце, что скоро Солнышко станет ярче и жарче.
Тем временем, Весна-Красна вдали увидела Ручейка-Весельчака и стала его весело звать к себе. А Зима запротестовала, говоря:
- Нет, нет, не надо! Вы меня погубите!
Но Ручеек Зиму не послушался и подбежал ближе к своей подружке.
Матушка-Зима вновь расстроилась, испугалась и заплакала. Слезы ее быстро слились с Ручейком, обогрелись на Солнышке. Кафтан стал мокрым и тяжелым от слез. Упала Зима, не выдержала и заохала, и заахала, и вмиг растаяла!
2.2 Первичное восприятие сказки учителя. Беседа по сказке учителя
- О чем сказка? (Сказка о том, как Весна-Красна Матушку-Зиму прогнала).
- Назовите героев сказки. (Героями сказки являются: Матушка-Зима, Весна-Красна, Ягодное-Лето, дружок Снеговичок, Солнышко и Ручеек-Весельчак).
- Кто принес троим хозяйкам письмо? О чем оно? (Письмо хозяйкам принес молодой краснолицый дружок Снеговичок. Оно было коротким. В нем было написано, что Зиму пора провожать, а Весну-Красну встречать).
- Понравилось ли это письмо сестрам? Почему? (Матушка-Зима расстроилась, так как не хотелось ей покидать родные края; а Весна-Красна обрадовалась, потому что пришел ее черед.).
- Что решила делать Матушка-Зима? (Она решила спросить совета у Солнышка).
- О чем Матушка советовалась с Солнцем? (Она спрашивала совета о том, как ей быть дальше).
- Какой совет дало Солнышко Зиме? (Солнышко сказало:
Не кручинься, Матушка,
Не печалься, голубушка,
Встречалось я часто с тобой,
Видело, как в мешке ты
Целыми пудами стужу несла
И на Землю снег и холод
Беспощадно трясла).
- Как отреагировала на его совет Москва-Зима? (Москва-Зима расстроилась еще сильнее. Она заплакала.)
- Значит, Солнышко дало не тот совет, что хотела услышать Матушка-Зима.
- Кто стал успокаивать Матушку-Зиму? (Матушку-Зиму начала успокаивать младшая сестра Ягодное-Лето).
- Как отреагировала на плохое настроение Весна-Красна? Что в этот момент она делала? (Весна-Красна только радовалась Солнышку, смотрела на него и улыбалась, а настроение Матушки-Зимы ее не беспокоило).
- Кого стала подзывать к себе Весна-Красна? (Весна-Красна увидела Ручейка-Весельчака и стала его подзывать подойти поближе).
- Как отреагировала на зов Весны-Красны Матушка-Зима? Почему? (Она испугалась, говоря: «Нет, нет, не надо! Вы меня погубите!»).
- Послушались ли друзья просьбу Матушки-Зимы? (Нет, Ручеек Зиму не послушался и подбежал ближе к своей подруге).
- Что произошло с Зимой? (Матушка-Зима вновь расстроилась, испугалась и заплакала. Слезы ее быстро слились с Ручейком, обогрелись на Солнышке. Упала Зима, не выдержала заохала, заахала и в миг растаяла).

2.3 Чтение сказки ученика
- Теперь послушайте сказку ученика 3 «В» класса Новикова Максима, которую он оформил красочным рисунком и назвал «Как Весна-Красна Матушку-Зиму прогнала».

Сказка "Как Весна-Красна Матушку-Зиму прогнала"


В некотором Царстве, на окраине дремучего леса, звонкой барабанной дробью отмечает приход Весны пестрый Дятел. Однако, здесь, за городом, по-прежнему продолжает хозяйничать Зима. Не побежали тут пока еще говорливые ручейки, не заблестели хрустальные сосульки и, лишь только по открытым косогорам струится легкая поземка.
Дятел живет уже много лет в дупле старого раскидистого дуба. Он очень хорошо знает все лесные порядки и за это его все звери-жители уважают и почитают. Обитатели леса в такую зимне-весеннюю пору разные: от волшебных Гномов до белобоких сорок, которые первыми узнают и приносят Гномам большую и важную весть о приходе Весны. Весть эта одновременно и радостная, потому что Гномы очень любят яркое и теплое Солнышко, и печальная, так как Матушка-Зима со своими злыми слугами очень часто нагоняет снежные бураны и сильные ветры, а с ними – трескучие морозы и сильную стужу. В это время поляна Гномов, расположенная под старым дремучим дубом, где они живут, становится непроходимой и холодной. Поэтому маленькие Гномики прячутся в своих домиках и на долгие часы, или даже дни, прекращают свои работы на свежем воздухе. Но и в эти часы волшебные лесные жители не теряют времени зря.
Делом занят каждый: кто-то убирается в своем доме, другие готовят пищу; а самые ответственные жители сочиняют сказки и рассказы, записывают разные истории и первые лесные новости, придумывают веселые песенки и стихотворения, чтобы потом рассказывать их и радовать ими всех своих гостей-друзей воробьев-шалунов, подружек-белочек и других лесных обитателей, которые приходят или прилетают к ним в гости на лесную полянку. Эта радость и счастье гостей поднимает настроение Гномикам. Они счастливы от того, что все радуются, смеются и веселятся вместе с ними.
Однажды, в теплый весенний денек, к добрым лесным волшебникам, приносившим всем радость, пришло много гостей и друзья-Гномы решили устроить для них большой праздник, который был посвящен приходу Весны.
Матушка-Зима, наблюдавшая долгими темными зимними вечерами за Гномами, наконец, расстроилась их веселью и тому, что лесные жители так сильно любят ее младшую сестрицу – Весну-Красну.
Разгневалась Зима и решила перессорить дружелюбных Гномов, чтобы они перестали дарить себе и другим радость и веселье. Расстроила она их праздник. Повалил с неба, будто из лукошка высыпался, липкий и сырой снег. Стало холодно друзьям. Поселилась здесь грусть и печаль. А жизнерадостные Гномы превратились из весельчаков в озлобленных и вредных, стали ругаться между собой и спорить. Одним хотелось праздник отложить до ярких, солнечных и теплых деньков, а другие утверждали, что и в холодную погоду можно перетерпеть мороз и стужу, и таким образом прогнать Зиму и встретить Весну.
Они так перессорились, что, сами того не замечая, перестали делать добрые дела и, что самое страшное и ужасное, обидели своих гостей, которые незаметно покинули праздник. С этих самых пор в лесу не стало слышно пения птиц, небо стало хмурым, Солнце перестало дарить всем яркий свет и тепло. Стояла сонная зимняя тишина. Птицам не хотелось вылетать из своих гнезд, зверям – вылезать из нор.
Однажды, таким же туманным и морозным утром, проснулись Гномы и посмотрели друг на друга и с испугом удивились. Удивились тому, что такими ужасными друг друга никогда не видели. От злости брови у них были сильно опущены и так нахмурены, что глаз можно было не увидеть. Никто не улыбался, потому что губы были слишком надуты и не раздвигались в улыбке.
Огляделись Гномы вокруг и стало им еще страшнее от того, что все вокруг так сильно изменилось. Стали они думать, что же им делать, как все сделать так, чтобы все стало по-прежнему. И решили попросить помощи у старого мудрого Дятла, который жил в дупле ветхого раскидистого дуба. От него-то они и узнали, что все их друзья-звери сильно расстроились на них и уже теперь не вспоминают и не говорят о весельчаках-Гномах. Так же Дятел объяснил гномикам, что для того, чтобы все в лесу все стало прежним, им нужно жить дружно и, потому он, зная это, не обижается на них. Гномы, узнав, что причиной грусти и печали, была их ссора, попросили друг у друга прощения. В один миг все преобразилось: Гномы заулыбались от радости, что вновь Солнце выглянуло из-за туч и стало светить ярче и жарче, птицы запели свои веселые весенние песенки, а Сорока-белобока опять прокричала всем, что даже сердце Матушки-Зимы растаяло от такого счастья, веселья и доброты. И еще одна, наверное, самая радостная новость ждала их – в гости к маленьким волшебным человечкам пришла сама красавица Весна.


2.4 Первичное восприятие сказки ученика. Беседа по сказке ученика
- Кто является героями сказки? (Героями сказки являются волшебные гномы, пестрый Дятел, Сорока-белобока, Весна-Красна, Матушка-Зима).
- Можно ли назвать ее волшебной? Почему? (Сказку можно назвать волшебной, потому что идет оживление (олицетворение) героев сказки).
- Чем понравилась сказка? (Тем, что все живые и неживые герои сказки жили вместе дружно).
- Кто поссорил дружных гномов? (Их поссорила Матушка-Зима)
- Из-за чего она их поссорила? (Матушка-Зима поссорила гномов из-за разногласия в вопросе проведения весеннего праздника).
- Как протекала жизнь сказочных персонажей после конфликта? (Их жизнь стала грустной и печальной. С этих самых пор в лесу не стало слышно пения птиц, небо стало хмурым, Солнце перестало дарить всем яркий свет и тепло. Стояла сонная зимняя тишина. Птицам не хотелось вылетать из своих гнезд, зверям – вылезать из нор.).
- К кому обратились гномы за советом, чтобы исправить свое тоскливое настроение? (Они обратились за советом к мудрому Дятлу).
- За каким советом обратились гномы к старому Дятлу? (Гномы обратились за советом к Дятелу с вопросом: «Что им нужно сделать, чтобы все стало по-прежнему?»).
- Какой дал совет им Дятел? (Дятел объяснил Гномикам, что для того, чтобы все в лесу все стало прежним, им нужно жить дружно и помириться со всеми лесными жителями.).
- Как отнеслись Гномы к совету мудрого Дятла? (Гномы тут же попросили друг у друга прощения и увидели как весь мир преобразился).
- Что произошло с окружающим миром после того, как Гномы помирились? (В лесу наступила настоящая Весна, потому что Солнце выглянуло из-за туч и стало светить еще ярче и жарче, птицы запели свои веселые весенние песенки, а Сорока-белобока опять прокричала всем, что сердце Матушки-Зимы растаяло от такого счастья, веселья и доброты).
- Верно! Наступила Весна.
3. Вторичное восприятие сказок. Творческая работа
- Придумайте и напишите свою волшебную историю. Она должна быть о Весне. Героями вашей сказки может быть кто угодно.
III. Итоги по сочинению сказки. Награждение победителей
- Как вы понимаете, лучшая работа должна быть озвучена и награждена! В связи с этим, сейчас каждый, кого я назову, зачитает свою работу. (Учащиеся зачитывают работы).
- Теперь каждый из вас ненадолго побудет учителем! Возьмите листочки, которые я вам раздала, и проголосуйте: напишите фамилию понравившейся вам работы. Оценивайте не только сказку, но и выразительное ее выступление.
Учитель выбирает лучшие работы. Лучшие сказки зачитываются учащимися. Проведение тайного голосования между учащимися. Подсчет учителем наибольшего числа голосов за работу. Награждение за лучшую сказку.
IV. Итог занятия
- Какой праздник мы с вами сегодня отмечали? (Праздник наступления Весны)
- Что необычного было у нас на празднике? (Нам особенно понравилось сочинять самим сказку о приходе Весны.)
- Понравился ли Вам сегодняшний праздник? О чем бы вы с удовольствием рассказали дома своим родителям? (Мы рассказали бы интересную сказку ученика / учителя. / Рассказали бы о Масленице и о ее замечательных традициях.)
- Что нового вы узнали сегодня на занятии? (Мы узнали много хороших пословиц и поговорок. Обсудили их.)Классный час игра для детей начальной школы на тему: Весна

Наталья Милованова
Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы «Весенний праздник»

«Весенний праздник »

Тип мероприятия : внеклассное мероприятие для начальных классов (в коррекционной школе ) .

Цели :

Воспитывать уважительное отношение к мамам, бабушкам, женщине, желание помочь им;

Создать теплый эмоциональный климат между матерями и детьми, учащимися начальной школы ;

Укреплять доброжелательные взаимоотношения с семьями детей;

Вовлечение родителей в проведение классных и школьных мероприятий .

Задачи :

Развитие памяти, внимания, организованности, самостоятельности, творческих способностей;

Формирование общности в коллективе, исключение разобщенности мальчиков и девочек.

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

1. Спешит весна, идет весна!

Она прекрасна и чиста,

Махнет рукой и чудом обернется!

Река ломает лед, вот-вот проснется.

Проснется лес, кустарники, трава –

Все возрождает вновь красавица весна.

2. Деньки стоят погожие

На праздники похожие

А в небе солнце теплое

Веселое и доброе .

Все реки разливаются

Все почки раскрываются

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные

Вернулись птицы дружные

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

Пришла пора весенняя

Пришла пора цветения

И значит настроение

У всех людей весеннее !

ТАНЕЦ «ВЕСНУ ЗВАЛИ»

Ученик :

Нынче праздник , нынче праздник !

Праздник бабушек и мам .

Это самый добрый праздник ,

Он весной приходит к нам.

Это праздник послушанья ,

Поздравленья и цветов,

Прилежанья, обожанья,

Праздник самых лучших слов .

Ведущий :

На свете – каждый человек…

Как только в мир вступает –

Любовь и нежность, и тепло…

От мамы получает!

Она нами Мир прекрасный этот

С тобою подарила!

И в душу каждому из нас

Саму себя вложила!

Хочу, чтоб в этот день весны

На всей большой планете…

Дарили мамочкам цветы!

Их собственные дети.

Прижмусь я к ней губами.

Верну ей нежность, и тепло!

Своей любимой маме!

Ведущий :

Самое прекрасное слово на земле - мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках мира одинаково нежно. У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые добрые и ласковые руки, которые умеют все. А в верном и чутком сердце мамы никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. Как приятно, ребята, что у вас нашлось так много теплых и ласковых слов для мам, бабушек, учителей.

1 ребенок : В марте с первого числа

Начинается весна.

Мамин день -

Восьмое марта

Отмечает вся страна.

2 ребенок : Мамы всех народов мира

Мира прочного хотят.

Мамы всех народов мира

От войны детей хранят.

3 ребенок : Вот какие наши мамы!

Мы всегда гордимся вами,

Умными, спокойными.

Будем вас достойны мы!

4 ребенок : И хотя стоят морозы,

И сугробы под окном,

Но пушистые мимозы

Продают уже кругом.

5 ребенок : Капли солнечного света,

Брызги солнечного лета,

Мы несем сегодня в дом,

Дарим бабушке и маме.

Все : Поздравляем с Женским днем!

6 ребенок : Разные дети живут на планете,

Но мам своих любят все дети на свете.

7 ребенок : Бывает, что мы и не слушаем мам,

А мамы нас учат хорошим делам.

8 ребенок : А мамы нас учат, как добрыми быть,

Как Родину нашу беречь и любить!

9 ребенок : Мамы все могут, мамы помогут,

Мамы умеют все понимать!

Все : Раз у них праздник - то и у нас праздник .

Будем же мы наших мам поздравлять!

ПЕСНЯ «МАМИН ДЕНЬ»

КОНКУРС «НАКОРМИ МАЛЫША» (с завязанными глазами одеть «малышу» нагрудничек и накормить его йогуртом)

Ученик :

Маму очень я люблю,

Ей привет горячий шлю.

Но не только ей одной,

Но и бабушке родной.

Мы с моею бабушкой

Старые друзья,

До чего хорошая бабушка моя!

Сказок столько знает,

Что не перечесть

И всегда в запасе новенькая есть.

ПЕСНЯ «ПРО БАБУШКУ»

КОНКУРС «ВЕНИКОБОЛ» (провести веником воздушный шарик до стула и обратно)

ПЕСНЯ «ГОРНИЦА-УЗОРНИЦА

Ведущий. Месяц март – месяц радостный, ясный.

Друзья! Наши дамы прекрасны –

Тани, Иры, Алины, Наташи!

Незабудки, фиалки, ромашки.

Кто нарядом красив, кто собою,

Большинство же красивы душою.

В каждой девочке солнца кусочек.

Всех весною мы любим очень!

ЧАСТУШКИ :

1. В этот светлый славный час

Мы пришли поздравить вас.

Не с тортом, не с плюшками –

С весёлыми частушками.

2. Мы сейчас их будем петь,

Вы же слушать и смотреть.

Слушайте внимательно,

Хлопайте старательно.

3. У нас в классе есть девчонка –

Губы, как малина.

Русы косы до пояса,

А зовут Алина.

4. Настя умная у нас,

Ходит уж в четвертый класс.

Все задачки, упражненья

Сделает без промедленья.

5. Хорошистка, активистка,

И к тому ж ещё артистка.

Мы откроем вам секрет :

Другой такой Кристины нет.

6. И танцует, и поёт,

Себя в обиду не даёт.

Весела даже в ненастье ,

А зовётся просто – Настя.

7. В нашем классе есть Полинка.

Симпатична, как картинка.

Высока и стройна,

Всем нам нравится она.

8. Настя, Настенька, Настюша -

Чудо, а не девочка.

И у этой девочки

На каждой ручке фенечка.

9. Ира строгая у нас,

Все мы это знаем.

Посмотри хоть раз на нас –

О тебе вздыхаем.

10. А Танюшка хороша,

Хоть небольшого роста,

Ну, а в русском сарафане –

Загляденье просто.

11. Наша Настенька, друзья,

Спортом увлекается.

В драмкружке и в танцевальном

Тоже занимается.

КОНКУРС «НА ПОДИУМЕ» (пройти с книгой на голове до стула и обратно)

Стихотворение «ЕСЛИ БЫЛ БЫ Я ДЕВЧОНКОЙ…»

Если был бы я девчонкой,

Я бы время не терял :

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмел.

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки.

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам.

Отчего я не девчонка?

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала :

"Молодчина ты, сынок!"

Дорогие наши мамы,

Мы и сами признаем,

Что, конечно, не всегда мы

Хорошо себя ведем.

Мы вас часто огорчаем,

Что порой не замечаем.

Мы вас очень, очень любим!

Будем добрыми расти,

И всегда стараться будем

Хорошо себя вести!

КОНКУРС «ХУДОЖНИЦЫ»

Нарисуйте круг большой,

Сверху маленький такой.

На макушке ушка два – это будет голова.

Нарисуем для красы

Попышней ему усы.

Вот пушистый хвост готов –

Ты красивей всех котов!

ВЕСЕЛАЯ ПЕСЕНКА 1класс

Стихотворение «ПОЗДРАВЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯМ»

1. Может, просто стало нам привычно,

Но не видеть этого нельзя :

У учителей обычно

Вечером усталые глаза.

2. Мы – то знаем, что это такое –

Детворы неугомонный рой,

Тут с одним – то не найдёшь покоя,

А не то, что с целою толпой.

3. А вопросы – тысяча вопросов,

И ответа требует любой.

Сколько нужно ласки и заботы,

Всем помочь и каждого понять.

4. Благодарна и трудна работа

Хочется «спасибо» вам сказать!

Разрешите в этот день весенний

С Женским праздником поздравить Вас !

ПЕСНЯ-ТАНЕЦ «ДИНЬ-ДОН»

Ученик. Пусть вам солнце светит ярко-ярко,

Пусть щебечут птицы за окном,

Каждый день считался вашим днем!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ПОЗДРАВЛЯЕМ ВСЕХ, ВСЕХ, ВСЕХ!»

Заключение.

Пусть первый подснежник

Подарит Вам нежность!

Весеннее солнце подарит тепло!

А мартовский ветер подарит надежду,

И счастье, и радость, и только добро!