Значение гастропод или брюхоногих (улиток) моллюсков. Значение моллюсков в природе и жизни человека

Тип моллюски – mollusca

Подтип Боконервные – Amphineura

Класс Панцирные – Loricata

Вид Хитон -Tonicella marmorea

Подтип Раковинные – Conchifera

Класс Моноплакофоры – Monoplacophora

Вид Неопилина – Neopilina galatheae.

Класс Брюхоногие – Gastropoda

Подкласс Переднежаберные - Prosobranchia

  • Отряд Двупредсердные – Diotocardia

Вид Морское блюдечко(Patella sp.) Вид Морское ухо(Haliotis sp.)

  • Отряд Однопредсердные Monotocardia

Вид Литорина – Littorina sp Вид Мюрекс – Мurех sp. Вид Рапана–Rapana sp Вид Ципрея(каури) – Сурrаеа sp. Вид Живородка – Viviparus sp. Вид Битиния – Bithynia sp.

Подкласс Заднежаберные – Opisthobranchia

  • Отряд Покрытожаберные – Tectibranchia
  • Отряд Голожаберные – Nudibranchia
  • Отряд Крылоногие – Pteropoda

Подкласс Легочные – Pulmonata

  • Отряд Сидячеглазые – Basommatophora

Вид Физа – левозакрученные раковины. Виды Прудовики – Обыкновенный прудовик (Lymnaea stagnates), Малый прудовик(Lyrnпаеа truncatula), ушковый прудовик, овальный прудовик. Виды Роговая катушка(Planorbis corneus), килевая катушка, обыкновенная катушка.

  • Отряд Стебельчатоглазые – Stylommatophora–

Вид Виноградная улитка –Helix pomatia Вид Янтарка–Succinea sp Слизни

Класс Двустворчатые, или Пластинчатожаберные – Bivalvia, или Lamellibranchia

  • Отряд Первичножаберные – Protobranchia
  • Отряд Нитежаберные - Filibranchia Вид Мидия – Mytilus sp Вид Устрица –- Ostrea sp. Вид Морской гребешок – Pecten sp Вид Морская жемчужница–Pinctada margaritifera Вид Камнеточцы – Lithophaga

    Отряд Настоящие пластинчатожаберные – Eulamellibranchia Вид Тридакна – Tridacna gigas Вид Корабельный червь, шашень – Teredo sp Вид Пресноводная жемчужница – Margaritifera sp Вид Дрейсена–Dreissena sp Вид Беззубка обыкновенная–Anodonta sp. Вид Перловица–Unio sp. Шаровки,горошинки.

    Отряд Перегородчатожаберные – Septibranchia

Класс Головоногие – Cephalopoda (

Подкласс Четырехжаберные – Tetrabranchia Вид Наутилус–Nautilus sp.

Подкласс Двужаберные – Dibranchia

  • Отряд Десятиногие – Decapoda

Представители Каракатицы Кальмары

  • Отряд Осьминогие – Octopoda

Представители Бесплавниковые или настоящие осьминоги Глубоководные осьминоги

Эволюция моллюсков

Происхождение моллюсков неоднозначно. Учеными было выдвинуто несколько гипотез.

    В первой из них оговаривалось, что самые примитивные бороздчатобрюхие берут свое начало от плоских червей. Целом моллюсков не сегментировано, поэтому не соответствует кольчатым червям, а больше походит на тело плоских червей.

    Во второй из гипотез доказывалось, что предками моллюсков были полихеты кольчатых червей. Сходство между ними заключалось в спиральном типе дроблении. Исключение составляли головоногие моллюски.

Замечание 1

Также существует гипотеза Беклемишева. Моллюски берут свое начало от олигомерных кольчатых червей. Сходство заключалось в метамерии моллюсков с сегментацией у аннелид. Предком является неопалина из класса моноплакофор.

Практическое значение моллюсков

Значение моллюсков в природе

Все представители типа моллюски входят в экосистему биоценозов. Сухопутных моллюсков употребляют жабы, кроты. Водными формами питаются рыбы, морские звезды, птицы, млекопитающие.

Представители класса Двустворчатых моллюсков являются естественными очистителями вод. Например, одна устрица за час способно отфильтровать от $5$ до $10$ литров воды. Пресноводные беззубки и перловицы способны полностью очистить реку от органического загрязнения. Моллюски способны образовывать осадочные породы, например, известковые.

Значение моллюсков в жизни человека

Человек использует двустворчатых моллюсков в пищу и в качестве корма для животных. например, мидии, устрицы. Также двустворчатых моллюсков используют в ювелирных изделиях, например жемчужница. Головоногие моллюски, также используются в пищу человека, например, каракатица, осьминог, кальмар, морской гребешок. Брюхоногие моллюски, например виноградная улитка, употребляется во многих странах в пищу. Так же из отдельных представителей класса брюхоногих изготовляют пепельницы, и различные сувениры.

Негативное влияние моллюсков в природе и жизни человека

Тема урока: Класс Брюхоногие моллюски и их значение.

Цели урока:

Образовательные:

1. Изучение характерных особенностей брюхоногих моллюсков, их многообразие, значение в природе и жизни человека.

2. Выявление связи между особенностями строения и жизнедеятельностью улиток и их средой обитания.

3. Формирование интеллектуальной, поликультурной, познавательной, информационной, коммуникативной, самообразовательной и социальной компетентностей.

Воспитательные:

1. Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.

2. Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах.

Развивающие: формирование

1. Умение сравнить биологические объекты.

2. Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с многообразием, организацией и значением брюхоногих моллюсков.

2. Учить устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения, жизнедеятельностью и средой обитания улиток.

3. Развивать умение внимательно слушать, анализировать информацию.

4. Активизировать учащихся через самостоятельную работу по заданиям.

5. Продолжать учить детей узнавать на рисунках, схемах органы, системы органов моллюсков и называть их.

6. Развивать желание познавать животный мир.

7. Воспитывать ответственное отношение к природе, готовность к её охране на основе знаний об организации органического мира.

Оборудование:

1. Презентация “Класс Брюхоногие моллюски, или Улитки” (приложение 1)

2. Набор раковин моллюсков (на каждую парту)

3. Компьютер, мультимедийный проектор.

4. Экран.

5. “Распредели моллюсков по классам” (приложение 1)

6. Лабораторная работа «Строение моллюсков» на каждую парту (приложение 2)

7. Тест “Выбери правильный ответ” (приложение 3)

10. Плакат «Тип Моллюски»

Этапы урока.

I. Организационная часть.

II. Актуализация знаний.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Ребята, на предыдущем уроке мы с вами начали изучение нового типа животных – Тип Моллюски. Моллюски – многочисленная группа, насчитывающая свыше 130 тыс. видов. Включает в себя семь классов. Но мы с вами будем изучать только три. Так с каким классом Моллюсков мы с вами сегодня познакомимся, постарайтесь узнать, отгадав ребус.

Слово из 10 букв

б

р

ю

х

о

н

о

г

и

е

Если для вас это сложно, то попробуйте отгадать загадку:

Весь день ползу я по дорожке –

То выпущу, то спрячу рожки.

Ползти домой я не спешу –

Зачем спешить мне по-пустому?

Свой дом всегда с собой ношу –

И потому всегда я дома. (Улитка)

- Тема урока

Постановка цели и задач урока

III. Изучение нового материала.

Характеристика внешнего и внутреннего строения улиток.

    Строение тела улиток

Класс Gastropoda (брюхоногие) включают все формы, которые ползают на собственном брюхе - , и .

Размеры брюхоногих варьируют от 2-3 мм до нескольких десятков сантиметров. К самым крупным видам относятся Hemifusus proboscidiferus (подкл. Prosobranchia) с раковиной в 60 см, морской заяц - Aplysia (подкл. Opisthobranchia), достигающий 25 см, и некоторые африканские виды наземных улиток Achatina (подкл. Pulmonata), плавающая форма Pterotrachea coronata, длина которой превышает 25 см, и др.

Голова брюхоногих явственно обособлена от тела, нога хорошо развита и обычно имеет широкую ползательную подошву, туловище образует кверху вырост в виде большого внутренностного мешка. Раковина состоит из одного куска, но иногда может подвергаться редукции.

Форма тела брюхоногих разнообразна, но большей частью тело продолговато и на спинной стороне выпукло. Голова хорошо развита. Она несет рот, 1 - 2 пары щупалец и пару глаз. Передняя часть головы нередко вытягивается в длинный хобот, на конце которого располагается ротовое отверстие.

Характерная черта всех брюхоногих - асимметричность строения. Обыкновенно она уже с первого взгляда бросается в глаза. Асимметрия брюхоногих моллюсков выражается, во-первых, в редукции правых органов мантийного комплекса, сопровождающейся усиленным развитием их партнеров на левой стороне, и, во-вторых, внутренностный мешок закручивается спирально - эта особенность внешне ясно выражена в форме раковины.

На туловище образуется по направлению книзу складка покровов, мантийная складка, под которой находится мантийная полость с расположенным в ней мантийным комплексом органов. Как складка, так и полость обычно развиты на передней и на правой стороне туловища. Мантия выделяет раковину, в большинстве случаев закрученную спирально.

2. Внутреннее строение улитки.

Система органов

Строение

Особенности

Пищеварительная

Рот, язык с теркой , глотка, слюнные железы, пищевод, желудок, кишка, анальное отверстие, печень

Дыхательная

Легкое, жабры

Кровеносная

Сердце: предсердие, желудочек; кровеносные сосуды: аорта, артерии, вены, капилляры

Незамкнутая, сердце сокращается 20-40 раз в минуту

Нервная

Пять пар нервных узлов (ганглий), нервные перемычки, нервы

Разбросанно-узлового типа

Выделительная

Почка

Половая

Половая железа (сперматозоиды, яйцеклетки)

Оплодотворение внутреннее, гермафродиты

Органы чувств

Пищеварительная система

Рот лежит на нижней стороне переднего конца головы, которая у некоторых форм вытягивается и образует так называемое рыло. Еще более удлиняясь, передний конец головы превращается у некоторых хищных форм в мускулистый хоботок, который может вворачиваться и выбрасываться наружу при захватывании добычи. Рот ведет в ротовую полость, переходящую в мускулистую глотку. Глотка содержит язык - мускулистый валик, покрытый тонкой кутикулой и несущий твердые зубцы, расположенные поперечными рядами. Кроме того, в ротовой полости на границе с глоткой лежат так называемые челюсти - местные утолщения кутикулы; они роговые, а иногда содержат отложения извести. В глотку открываются протоки одной пары слюнных желез. Слюнные железы некоторых хищных замечательны большим содержанием в их секрете свободной серной кислоты (крепость до 4%). Кислый секрет служит этим хищникам для растворения раковины других моллюсков или панцирей иглокожих, которыми они питаются.

Глотка переходит в довольно длинный пищевод, образующий у некоторых брюхоногих местное расширение, или зоб.

Начальная часть энтодермальной средней кишки образует мешковидный желудок, в который впадают протоки "печени". Печень закладывается в виде парного выпячивания кишечника. Печень брюхоногих объемиста и состоит из многочисленных долек, протоки которых соединяются вместе, а затем впадают в желудок. Секрет печени растворяет углеводы, но, кроме того, печень обладает способностью к всасыванию пищи (подобно тонкой кишке позвоночных), а также служит для отложения в ней жира, гликогена. В желудке некоторых низших брюхоногих имеется хрустальный столбик - студенистое образование, состоящее из белков и связанных с ними ферментов - амилазы и целлюлазы. Конец столбика в щелочной среде желудка постепенно растворяется, освобождая ферменты, способствующие перевариванию углеводов пищи.

За желудком следует тонкая кишка, делающая одну или несколько петель, но затем заворачивающаяся кпереди и переходящая в заднюю кишку. Последняя заканчивается порошицей, лежащей или на переднем конце туловища, над головой, или где-нибудь на правой стороне тела.

Интересно, что у некоторых низших брюхоногих задняя кишка проходит сквозь желудочек сердца.

Кровеносная система

Положение центрального органа кровеносной системы - сердца - в теле брюхоногих моллюсков и особенности его строения неодинаковы в разных систематических группах.

Наиболее примитивные формы обладают симметричным сердцем, состоящим из желудочка и двух предсердий, расположенным по срединной линии тела на переднем его конце за головой; желудочек при этом пронизан задней частью кишечника.

У всех прочих брюхоногих сохраняется только одно левое предсердие, тогда как правое полностью исчезает. Положение оставшегося предсердия зависит от положения жабры или легкого. У переднежаберных и легочных оно остается впереди желудочка, а у заднежаберных ложится позади него, так как жабра их смещается далеко назад.

Сердце обычно помещается над задней кишкой. Кроме того, оно всегда окружено перикардием, представляющим участок вторичной полости тела (целом).

Периферическая часть кровеносной системы в главных чертах дает следующую картину. От желудочка отходит аорта, которая вскоре делится на два ствола: головную аорту (к переднему концу тела) и внутренностную аорту (к кишечнику, печени и половой железе). Хорошо развитая артериальная система образована сосудами с обособленными стенками. У легочных моллюсков более крупные сосуды постепенно переходят в капилляры.

В конце концов, однако, кровь изливается в мелкие лакуны соединительной ткани, теряет кислород и постепенно собирается в более крупные венозные лакуны, наиболее развитая из них омывает желудок, печень и гонаду. Отсюда кровь возвращается к органам дыхания (жабрам или легкому) и, окислившись, попадает непосредственно в сердце. Таким образом, сердце брюхоногих наполняется артериальной кровью.

Кровь чаще всего бесцветна и содержит амебоциты. Иногда в крови имеется вещество, близкое к гемоглобину. У некоторых брюхоногих удалось обнаружить присутствие в крови белковых соединений, содержащих марганец, который у них играет, по-видимому, такую же роль, как железо в гемоглобине крови позвоночных.

Дыхательная система

Большинство брюхоногих дышит жабрами. Первичными, или настоящими, жабрами являются ктенидии, парные органы, расположенные по бокам от порошицы.

Ктенидии характеризуются присутствием у их основания органов химического чувства - осфрадиев. Первично ктенидиев одна пара, но в связи с недоразвитием органов правой стороны тела у большинства брюхоногих правый ктенидии атрофируется.

У высших представителей этой группы жабра уже одна, и притом нередко из двоякоперистой она становится однорядноперистой вследствие прирастания одной стороной к стенке мантии.

У наземных легочных брюхоногих водное дыхание заменилось воздушным, ктенидий исчез и для дыхания служит легкое. Участок мантийной полости у них обособляется и открывается наружу самостоятельным отверстием. Это так называемая легочная полость, в стенках которой развиваются многочисленные кровеносные сосуды.

Легкое сохраняется в виде единственного дыхательного органа у многих Pulmonata, несмотря на то что некоторые легочные моллюски вернулись к водному, а именно пресноводному образу жизни. Такие виды (прудовики, катушки и др.) дышат воздухом, периодически поднимаясь на поверхность воды.

Нервная система

Нервная система брюхоногих хорошо развита. От низших брюхоногих к высшим наблюдается постепенный переход к разбросанно-узловой нервной системе из нескольких ганглиев, соединенных между собой свободными от нервных клеток волокнистыми перемычками. У наиболее примитивных брюхоногих моллюсков ганглии либо отсутствуют, либо выражены очень слабо. Нервные клетки в этом случае располагаются по ходу стволов. Последующие изменения происходят путем концентрации ганглиозных клеток в некоторых точках нервных стволов, в которых и образуются ганглии. У переднежаберных моллюсков первично обособляется пять пар основных ганглиев.

1. Над глоткой расположены два церебральных ганглия, соединенных церебральной комиссурой.

2. В ноге педальные стволы концентрируются в передней части в два педальных ганглия, соединенных под глоткой педальной комиссурой. Кроме того, они связаны с церебральными ганглиями двумя продольными перемычками, или коннективами (поперечные нервные перемычки, соединяющие одноименные ганглии, называются комиссурами, продольные перемычки между ганглиями разного наименования - коннективами). У ряда примитивных современных форм образования педальных ганглиев еще не произошло, и вместо них сохраняются 2 педальных ствола. Далее на пути плевровисцеральных стволов обособились еще три пары ганглиев.

3. Два плевральных ганглия расположены приблизительно на уровне педальных ганглиев; они соединены коннективами с церебральными и педальными узлами.

Последние три пары ганглиев как бы нанизаны на ту нервную петлю, которая образуется стволами. Участок стволов, находящийся между плевральным и висцеральным узлами каждой стороны и разбитый париетальным ганглием на 2 коннектива, называется плевровисцеральным коннективом.

Кроме этих основных ганглиев образуются еще дополнительные ганглиозные массы, иннервирующие отдельные органы. У заднежаберных и легочных моллюсков первично обособляется не 5, а 7 пар ганглиев. У всех моллюсков эти цифры могут уменьшаться за счет слияния ганглиев в более сложные нервные узлы.

Своеобразные изменения нервной системы брюхоногих моллюсков связаны с появлением у них асимметрии.

Церебральными ганглиями иннервируются глаза, статоцисты, глотка и головные щупальца, педальными - мускулатура ноги. Плевральные ганглии снабжают нервами главным образом мантию. Париетальными ганглиями иннервируются ктенидии и осфрадии; наконец, висцеральными ганглиями осуществляется иннервация внутренностей.

Выделительная система

Выделительная система брюхоногих состоит из пары почек типа целомодуктов, из которых чаще сохраняется лишь одна левая. Одним концом почки посредством ресничной воронки сообщаются с перикардием, т. е. с участком целома, другим - открываются в мантийную полость сбоку от порошицы. Две почки имеются только у низших представителей подкл. Prosobranchia, но одна из них развита слабее другой.

Половая система

Половая система обнаруживает у брюхоногих большие вариации (переднежаберные обычно раздельнополы, легочные и заднежаберные - гермафродиты). Низшие брюхоногие не имеют специальных половых протоков, и половая железа открывается у них в правую почку.

Половая железа всегда одна . У раздельнополых форм это яичник или семенник, у гермафродитов - гермафродитная железа, в которой образуются и живчики и яйца. Выводные протоки Prosobranchia сравнительно просты. Самец имеет семяпровод, открывающийся наружу близ переднего конца тела на правой стороне. Либо у самого отверстия, либо впереди него на голове помещается мускулистый вырост - совокупительный орган. У самки яйцевод может образовывать местное расширение - матку, а также семяприемник.

Половые пути Pulmonata и Opisthobranchia несравненно сложнее, как можно видеть на примере виноградной улитки. От гермафродитной железы отходит общий гермафродитный проток, принимающий в себя выводной канал особой белковой железы. После впадения в проток железы он расширяется, причем главная часть его просвета выполняет роль яйцевода, а узкий желоб, проходящий по одной стороне яйцевода, проводит семя. Далее этот общий проток разделяется на два самостоятельных канала: яйцевод и более тонкий семяпровод. Семяпровод переходит в мускулистый совокупительный орган (пенис). Яйцевод расширяется и образует матку, в которую впадают протоки пальцевидных желез. Матка при помощи влагалища открывается в особое впячивание стенки тела - половую клоаку, куда открывается и мешок совокупительного органа. Во влагалище впадают еще два мешковидных образования - семяприемник, предназначенный для восприятия семени другой особи, и мешок с "любовной стрелой" - иглой из углекислой извести, которая при копуляции втыкается в кожу другой особи и служит для ее раздражения. Оплодотворение перекрестное.

Органы чувств.

Для осязания служат головные щупальца, края мантии и некоторые другие места. Кроме того, имеются органы химического чувства. Ими считают прежде всего осфрадии, лежащие у основания ктенидиев. В наиболее развитом состоянии они имеют форму продолговатого валика, лежащего у основания жабры и но обеим своим сторонам несущего 100-150 листочков. Вследствие этого осфрадии иногда очень похож по виду на жабру. Внутренность валика занята скоплением ганглиозных клеток, от которого отходят нервы к листочкам.

Передняя пара головных щупалец, называемых губными, тоже, по- видимому, служит для восприятия химических раздражений, исполняя роль органов вкуса и обоняния.

Органы равновесия в виде пары статоцистов имеются у всех Gastropoda. Это обыкновенно два замкнутых пузырька, эпителий которых состоит из мерцательных и чувствительных клеток; последние иногда образуют на стенке пузырька особое скопление - "слуховое пятно". В жидкости, заполняющей пузырек, плавают от 1 до 100 конкреций углекислой извести - статолитов, которые играют роль слуховых камешков. Различное положение их в статоцистах и надавливание то на одни, то на другие чувствительные клетки позволяют животному ориентироваться в пространстве. Оба статоциста лежат всегда в тесном соседстве с педальными ганглиями, но иннервируются они тем не менее от церебральных ганглиев при помощи двух нервов.

Одна пара глаз имеется почти у всех брюхоногих; они лежат на голове у основания, а иногда на вершине задней пары щупалец, соответственно часто обозначаемых как глазные. Сложность строения глаз варьирует от простых ямок до глазных пузырей с хрусталиком и стекловидным телом.

3. Происхождение моллюсков.

Данные эмбриологии указывают на родство моллюсков с кольчатыми червями. Типичная личинка моллюсков – парусник, очень похожа на личинку кольчатых червей, несущую большие лопасти, усаженные ресничками.

4. Значение моллюсков в природе и в жизни человека.

Положительное

Отрицательное

1. Цепь питания в биогеоценозе.

1. Наземные моллюски уничтожают культурные растения.

2. Человек использует в пищу.

2. Прудовик – промежуточный хозяин печеночного сосальщика.

3. Индикаторы чистоты воды, фильтруют воду.

3. Морские, закрепляются на днище корабля.

4. Образуют перламутр и жемчуг.

4. Кожные моллюски наносят вред здоровью человека.

5. Из секретов чернильного мешка каракатиц получают акварельную краску.

6. Человек использует для создания сувениров и ювелирных украшений.

IV. Общее закрепление знаний.

(приложение 2)

Лабораторная работа

«Строение моллюсков»

Цель: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование: влажный препарат улитки, лупа, таблица «Строение моллюска», концентрированный раствор соляной кислоты, пипетка, раковины моллюсков, рисунки.

Техника безопасности:

    Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.

    С предметами лабораторного оборудования, изготовленными из стекла (пипетка) работай осторожно, чтобы не разбить их.

    Пипетку бери только за резиновый наконечник.

    При работе с кислотой будь предельно осторожен – при попадании на кожу вызывает ожоги!

    После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.

Ход работы:


1 - __________________________________ 2 - _________________________________

3 - __________________________________ 4 - _________________________________

5 - __________________________________ 6 - _________________________________

7 - __________________________________ 8 - _________________________________

Рисунок: __________________________ Рисунок : ________________________________

виноградная улитка

беззубка

сходство

различие

    Рассмотри раковины моллюсков. По форме раковины определи, к какому классу относятся данные животные: улитка - __________________________; беззубка - __________________.

    Найди на раковинах вершину, завитки, устье – отверстие. Обозначь их на рисунке. Отыщи самую возвышенную часть раковины – верхушку. Рассмотри окружающие ее слои годового прироста. Определи по числу колец возраст моллюска _____________.

    Отыщи под раковиной складку – мантию. Обозначь ее на рисунке.

Рисунок: __________________________ Рисунок: ________________________________

    Исследуй состав раковины, найди 3 слоя: снаружи – темный – роговой. Укажи, какую окраску имеет этот слой _____________________________. Почему раковина имеет такую окраску: _____________________________________. Под роговым слоем лежит белый, матовый, фарфоровый слой. На внутренней поверхности переливается всеми цветами радуги перламутровый слой. Эти два слоя состоят из извести. Они очень тверды, поэтому защищают тело моллюска. Раковина выполняет функцию наружного __________________.

    Нанеси на раковину каплю соляной кислоты, запиши, что ты наблюдаешь: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Выделение углекислого газа доказывает присутствие в раковине извести .

    Рассмотри влажный препарат и рисунки улитки и беззубки. Найди органы пищеварительной системы - ротовое отверстие, глотку с теркой, желудок, кишечник, анальное отверстие, печень; дыхательной - жабры или легкое; кровеносной – сердце и сосуды, нервной – нервные узлы и нервы.

    Обозначь найденные органы цифрами на указателях.

Рисунок: __________________________ Рисунок: __________________________

Ротовое отверстие - 1, глотка с теркой - 2, желудок - 3, кишечник - 4, анальное отверстие - 5, печень - 6, жабры - 7, легкое - 8, сердце - 9, сосуды - 10, нервные узлы - 11, нервы - 12.

10. Сделай вывод о строении моллюсков:_________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(приложение 3)

Проверь свои знания:

Обведи кружком номера правильных суждений:

А. головоногих; Б. брюхоногих; В. двустворчатых; Г. головоногих и двустворчатых.

2. Пищеварение – это:

А. заглатывание пищи; В. превращение сложных веществ в простые;
Б. измельчение пиши; Г. поступление пищевых частиц.

3. Газообмен – процесс, в результате которого:

А. в организм поступает атмосферный кислород;

Б. в организм или клетки поступает кислород из окружающей среды, и выделяется в окружающую среду углекислый газ;

В. под действием кислорода окисляются органические вещества с выделением энергии;

Г. удалятся из организма углекислый газ.

4. У моллюскам, обитающим на суше, относится:

А. мидия; Б. осьминог; В. Голый слизень; Г. беззубка.

5. Терка, или радула, у многих моллюсков находится:

А. в желудке Б. в ротовой полости; В. в тонкой кишке; Г. на поверхности раковины.

6. Двустворчатые моллюски, обитающие в воде:

А. имеют жабры; Б. имеют легкое;
В. не имеют органов дыхания; Г. не дышат, так как створки раковины плотно закрыты.

7. Пищеварительные железы брюхоногих моллюсков – это:

А. печень и поджелудочная железа; Б. печень и слюнные железы;
В. слюнные железы и поджелудочная железа; Г. печень, поджелудочная железа и слюнные железы.

8. Рефлекс осуществляется:

А. всеми системами органов; Б. нервной системой; В. органами движения; Г. органами чувств.

9. Мантийная полостность – это:

А. пространство в пищеварительном тракте; Б. пространство мантией и телом;
В. пространство между раковиной и телом; Г. пространство в органах дыхания.

10. К органам выделения относят:

А. печень; Б. почки; В. кишечник; Г. анальное отверстие.

11. Исчезновение головы у беззубки связано:

А. с отсутствием у всех моллюсков головного отдела; Б. с характером питания и образом жизни;
В. с водной средой обитания; Г. с наличием двустворчатой раковины.

12. Реактивным способом передвигаются:

А. беззубка; Б. мидии; В. кальмары; Г. прудовики.

13. Легочное дыхание имеется:

А. у перловицы; Б. у осьминога; В. у слизня; Г. у мидии.

14. Тип Моллюски насчитывает:

A. около 10 тыс. видов; Б. свыше 100 тыс. видов;
В. свыше 500 тыс. видов; Г. около 1 млн. видов.

15. Тело двустворчатых моллюсков подразделяется:

А. на голову со щупальцами, туловище и мускулистую ногу; Г. на голову и мускулистую ногу.

Б. на голову со щупальцами и туловище; В. на туловище и мускулистую ногу;

Ключи к тестам :

2-в

3-б

4-в

5-б

6-а

7-б

8-б

9-б

10-б

11-г

12-в

13-в

14-б

15-в

5. Значение морепродуктов для организма человека.

6. Домашнее задание: параграф 21

Система органов

Строение

Особенности

Пищеварительная

Дыхательная

Кровеносная

Нервная

Выделительная

Половая

Органы чувств

Моллюски — основная часть примитивных беспозвоночных — маленькие животные, обитающие в море. Большому организму, способному жить на суше, требуются специальные органы — такие, как мозг, — для координации сложных передвижений, легкие — для дыхания и обширная кровеносная система — для доставки питательных веществ во все части тела. Защита мягких внутренних органов также важна.

Моллюски, которых насчитывается более 50 000 видов, демонстрируют немало приспособлений для жизни на земле. Тела многих из них разделены на голову, мускулистую ногу и туловище, покрытое защитной мантией. У большинства моллюсков есть надежная раковина. Некоторые виды имеют легкое, развитую кровеносную систему.

  • Хитоны (1150 видов) — плоские и овальные, с раковиной из подвижных пластинок.
  • Брюхоногие (40000 видов) — имеют большую раковину; у их родственников, слизней, ее нет.
  • Двустворчатые (8000 видов) — такие, как мидии, — покрыты мантией.
  • Головоногие — кальмары (300 видов), каракатицы (150 видов), осьминоги (200 видов) не имеют внешней раковины.

Моллюски — такие, как устрицы, — имеют жизненный цикл с несколькими этапами в развитии личинок. Взрослые особи выпускают большое количество спермы и яичек в воду. Оплодотворенные яички, не съеденные другими животными, развиваются в свободноплавающие личинки, имеющие мелкую раковинку и волоски (реснички) для передвижения и ловли добычи.

На следующих стадиях развития личинки раковина увеличивается, растет нога, окончательно формируются внутренние органы. Последняя стадия, спат, в конце концов прикрепляется к скале и вырастает во взрослую устрицу.

Строение

Легкое

Стенки мантийной полости, заполняющей пространство между головой, ногой и раковиной, пронизаны кровеносными сосудами и действуют как легкое при нахождении на воздухе.

Раковина и мантия

Защитная роговая раковина образуется из выделений мантии. С помощью мышц мантии голова и нога могут высовываться из раковины и втягиваться обратно.

Пищеварительная система

Переваривание пищи начинается в желудке и зобу и продолжается в длинной, тонкой, закрученной спиралью кишке, которая располагается в мантийной полости.

Сердце

Сердце имеет две камеры; предсердие получает насыщенную кислородом кровь из легкого и посылает ее в желудочек, который толкает кровь во все части тела.

Нога

Мускулистая нога передвигается за счет мышечного сжатия и выделения слизи на подошве.

Раковина

Хитоны имеют раковину, состоящую из восьми пластин. У брюхоногих (улиток) раковина обычно конусообразная и завитая. Двустворчатые моллюски и мидии обладают раковиной, состоящей из двух половинок. У каракатиц и осьминогов раковина внутренняя или же она отсутствует совсем.

Нервная система

На голове у моллюсков расположены две большие выпуклости из нервных тканей, которые совместно действуют как мозг; из них нервные волокна распространяются по всему телу.

Ротовое отверстие

Особенностью слизней и улиток является рот, снабженный языком и зубчиками (теркой), с помощью которых животные поедают растения или других животных.

Брюхоногие и двустворчатые

Улитки, слизни и блюдечки — наиболее удачливые из моллюсков. Есть виды, полностью приспособившиеся к жизни в море — такие, как красиво окрашенные тропические морские слизни. Разнообразные виды улиток встречаются в садах, прудах и озерах. Блюдечки обитают на побережьях морей всего мира, Двустворчатыми обычно называют моллюсков, имеющих раковину, разделенную на две части, и жабры для дыхания и всасывания питательных веществ из воды. Они распространены в устьях рек и на мелководье. Некоторые двустворчатые живут в норах, а другие — например, мидии — проводят жизнь прикрепленными к крепкому основанию — такому, как скалы.

Существует более 8000 видов двустворчатых — устриц, мидий и 40000 брюхоногих: улиток и родственных им блюдечек, слизней, морских зайцев.

Самые большие — гигантские двустворчатые моллюски коралловых рифов Индийского и Тихого океанов - 135 сантиметров длиной и весом в 330 килограмм.

Самые маленькие — двустворчатые, обитающие в Атлантическом океане, — 0,5 миллиметров в длину.

Питание и дыхание

Земные улитки и слизни дышат легкими и питаются, перетирая во рту свою добычу, Водные виды дышат, используя жабры, которые находятся в мантийной полости. Морские слизни не имеют раковин, и пушистые жабры хорошо видны на их макушках. Двустворчатые также дышат с помощью жабр.

Вода проникает в полость через впускной сифон или трубку; происходит обмен кислородом и углекислым газом между водой и кровью моллюска; использованная вода удаляется из полости через выводной сифон. Двустворчатые добывают пищу, отфильтровывая воду, предназначенную для дыхания. Их жабры покрыты клейкой слизью, которая ловит пищу, и снабжены ресничками, которые передвигают ее ко рту. Сифоны и жабры могут быть заметны между створками раковины.

Спаривание

Моллюски — такие, как виноградная улитка, — имеют и мужские и женские половые органы.

Но спаривание необходимо, потому что эти животные не могут оплодотворить свои собственные яйцеклетки. Две улитки сходятся, и каждая пускает специальное «любовное жало» в тело другой. Это побуждает к обмену спермой между ними.

Оплодотворение происходит внутри тела улиток. Потом родители разделяются, и каждый из них откладывает несколько кучек яичек в почве или под камнями. Через несколько недель из яичек выводятся мелкие улиточки.

Некоторые улитки после спаривания умирают. Слизни и водные улитки размножаются так же, но есть виды, которые выделяют яички и сперму в воду, где и происходит оплодотворение. В этом случае из яичек рождаются сначала личинки.

Передвижение

Морские зайцы и крылоногие моллюски передвигаются, расширяя свою ногу, которая действует как ласта. У блюдечек, большинства слизней и улиток нога меняет местоположение с помощью мышечных сокращений. Двустворчатым моллюскам эта конечность помогает зарываться в грунт.

Нога вонзается в песок, расширяется, обеспечивая более надежную опору, а затем втягивается в почву, затаскивая туда и животное. Морские сверлильщики — двустворчатые, которые могут вырыть нору в скале. Используя ногу как рычаг, животное двигает свою раковину взад-вперед по твердой поверхности, и в результате его настойчивых и умелых действий образуется углубление.

Гребешки способны перемешаться, открывая и быстро закрывая щель между створками раковины и выпуская оттуда реактивную струю воды.

Значение моллюсков для природы и человека

Значение моллюсков для природы

Во-первых, моллюски являются питанием для очень многих обитателей морей и океанов. Для рыб, для морских животных моллюски порой единственная еда. Моллюсков в океане великое множество совершенно не случайно — так как это питание и это своеобразные фильтры для морской воды. Сейчас участились случаи отравления животных моллюсками, почему?

Потому что моллюски, отфильтровывая морскую воду, поглощают в своем теле вредные примеси, тяжелые металлы. Поэтому животные, которые едят моллюсков, могут получить серьезное отравление. Именно поэтому многие морские животные — киты, дельфины, в результате отравления выбрасываются на берег.

Иногда такая гибель животных является массовой. Вот почему человеку важно содержать воду морей и океанов в чистоте. Не сбрасывать туда отходы своего производства и не загрязнять нефтью и тяжелыми металлами воду, чтобы моллюски не превращались в ядовитую пищу для морских обитателей.

Только задумайтесь — загрязнение океанов и морей, ведет к необходимости фильтрации воды моллюсками, вредные вещества задерживаются в них, и отравляют всю фауну морей и океанов. Так можно сделать любой океан мертвым.

Теперь вы понимаете как велико значение моллюсков для природы?

Значение моллюсков для человека

Моллюски пища для человека

Ну, во-первых, моллюски очень любит человек, они вкусны, питательны, но в реалиях нынешней экологии не полезны. Особенно для маленьких детей. Содержащаяся в моллюсках ртуть, может привести к инвалидизации ребенка — эпилепсии, заболеваниям головного мозга и параличам. Однако, моллюски, которые не выросли в море, а отдельно выращиваются на специальных фабриках по производству пищевых моллюсков — например, улиток во Франции, можно использовать в пищу и эта еда питательна, содержит много полезных аминокислот.

Моллюски для украшений

Все знают, что жемчуг — это соринка внутри раковины моллюска, которую моллюск покрывает в несколько слоев перламутром, чтобы соринка не кололась. Получается жемчуг. Природный жемчуг очень ценится. И используется для создания великолепных украшений. Однако жемчуг найти достаточно сложно, раньше даже была профессия — охотник за жемчугом. Люди ныряли в глубину, задерживая подолгу дыхание, чтобы добыть жемчуг. Иногда это стоило жизни человеку. Сейчас человек научился культивировать жемчуг в природных условиях, с помощью моллюсков. Множество моллюсков вместе с имплантом — соринкой, помещают в специальные сети, где моллюск начинает избавляться от колкой соринки путем выработки перламутровой слизи, покрывающей соринку.

Раковины моллюска также используются для создания различных украшений, все кто ездят к морю, обязательно привозят ракушки — это раковины моллюсков, из которых потом можно делать различные поделки и украшения.

Крупные раковины сохраняют в себе звуки моря, и их используют как готовое произведение природного искусства.

Чернила каракатицы

Раньше использовали чернила каракатицы для письма. И только оттуда и брали чернила.

Сейчас чернила каракатицы используются в приготовлении пищи — например, паста с чернилами каракатицы, и в медицине. Например, в гомеопатии и в лекарствах против кожных высыпаний и бронхитов.

Вред моллюсков

Моллюски могут нанести вред как вредители на сельскохозяйственных площадях. Например, виноградная улитка вредит винограду, так как съедает его побеги.

Ну и как писали ранее моллюски могут представлять яд для животных и человека, если они накопили в своем теле вредные примеси тяжелых металлов.

Теперь вы знаете как велико значение моллюсков в природе и жизни человека.

Моллюски относятся к первичноротым животным со спиральным дроблением. К типу мягкотелых относятся сразу 10 классов, освоивших не только морские или пресноводные водоемы, но и землю, а также воздушную среду.

Существует примерно 200 тысяч моллюсков, каждый из которых играет определенную роль в экосистеме, оказывает влияние на различные природно-биологические процессы и даже жизнь человека.

Влияние моллюсков на окружающую среду

(Морские промысловые моллюски )

Для населения самых разных стран многие виды моллюсков уже несколько столетий подряд являются деликатесом. Особенно вкусными считаются двустворчатые организмы, например, устрицы, мидии. К другим популярным кулинарным продуктам относятся каракатицы, улитки и кальмары. Для пищевой промышленности основная часть моллюсков выращивается искусственно. При этом импорт морепродуктов тщательно контролируется, чтобы снизить вероятность отравления токсинами, накапливаемыми этими организмами. В некоторых странах также употребляют сухопутных улиток, а в дальневосточном регионе России делают консервы из брюхоногих трубачей.

В древних культурах эти животные также заменяли денежные единицы. Валюта не была фиксированной, и на неё влияло общее число раковин на рынке. В дальнейшем украшения из таких моллюсков использовались для обозначения социального статуса. Как показывают раскопки, моллюски с древних времен применялись для создания рыболовных крючков и разных орудий труда. Крупные раковины становились элементами посуды и музыкальными инструментами.

(Гигантские моллюски )

Моллюски с раковинами выступают источником драгоценностей: жемчуг, перламутр, виссон, пурпур, тхелет. Существуют специальные жемчужные фермы, на которых устрицы приоткрываются при помощи перетертых раковин, и аккуратно собирается жемчуг, покрытый слоем перламутра. Кстати, сам перламутр применяется в декоративных целях для инкрустации различных изделий, а еще для создания пуговиц. Как уже было упомянуто выше, моллюски становятся источниками ценных красок - пурпура и тхелета. Они важны для создания различных религиозных предметов одежды. Некоторые виды двустворчатых моллюсков выделяют белковый материал бисус, на базе которого создается элитная ткань виссон.

Как еще используют моллюсков в наши дни?

(Морская ракушка на берегу Чёрного моря )

  • Научное сообщество исследует мягкотелых животных в сфере неврологии и фармацевтики, поскольку некоторые моллюски имеют симбиотические бактерии и особые токсины в своем организме.
  • Поскольку осьминоги и каракатицы тоже относятся к головоногим моллюскам, стоит отметить, что сфера их использования - это еще и лакокрасочная и типографическая промышленность, так как из них добывают жидкость для туши и чернил.
  • Интересно, что крупные моллюски могут являться домашними животными или просто обитателями океанариумов. Речь идет, в первую очередь о виноградных улитках, кальмарах, прудовиках.
  • Редкие раковины брюхоногих, головоногих и двустворчатых моллюсков в современном мире являются объектом интереса многих коллекционеров. Популярность такого хобби впервые достигла своего пика еще во времена Великих географических открытий.

§ 1 Места обитания и строение Брюхоногих моллюсков

К классу Брюхоногие моллюски относятся различные улитки, например, виноградная улитка, а также слизни, например, голый слизень.

Брюхоногие моллюски обитают не только на суше, но также в пресных и солёных водоёмах.

Их тело состоит из трёх отделов: головы, туловища и ноги. Нога хорошо развита и имеет широкую подошву. Например, у улитки мышцы ноги волнообразно сокращаются, и она плавно скользит по субстрату. Многочисленные кожные железы, которые выделяют слизь, облегчают скольжение.

У большинства видов имеется раковина, обычно спиральная, закрученная в несколько оборотов, например, у тех же улиток; но существуют виды, у которых она редуцирована, например, как у голого слизня. Раковина известковая, сверху покрыта рогоподобным веществом и соединяется с телом мощным мускулом, при помощи которого улитка может втягивать себя внутрь. Раковина выполняет роль наружного скелета.

Среди брюхоногих моллюсков встречаются растительноядные и хищные виды. Например, слизни питаются растениями, соскабливая мякоть с листьев и стеблей, а черноморский рапан (раковину которого мы часто привозим как сувенир после отдыха на Чёрном море) - типичный хищник, поскольку питается другими моллюсками.

Представители Класса Брюхоногие моллюски имеют удивительное приспособление - язык-«тёрку» или, как её ещё называют, радулу. Она снабжена хитиновыми зубчиками и служит для соскабливания и перетирания пищи. В глотке у моллюсков имеются слюнные железы. Глотка переходит в пищевод, а тот в свою очередь в желудок, куда впадают протоки пищеварительной железы-печени. За желудком следует кишечник, который делает несколько петель и заканчивается анальным отверстием.

Большинство водных брюхоногих моллюсков дышат при помощи перистых жабр. Из-за асимметрии тела происходит недоразвитие органов правой стороны, и у большинства брюхоногих правая жабра исчезает, и остаётся только левая.

У наземных и некоторых пресноводных моллюсков свободный край мантии срастается со стенкой тела, и мантийная полость превращается в легочную полость или примитивное лёгкое.

Легкое - это орган воздушного дыхания.

В нём происходит газообмен, то есть насыщение крови кислородом и избавление от углекислого газа. Например, большой прудовик, который живёт в водной среде, а дышит с помощью легкого, вынужден время от времени подниматься на поверхность водоёма и через дыхательное отверстие менять воздух в легочной полости.

Кровеносная система брюхоногих моллюсков состоит из сердца и кровеносных сосудов, она незамкнутая, т.е. кровь течёт не только по сосудам, но и изливается в полости тела. Сердце состоит из двух отделов (камер) - одного предсердия и одного желудочка, поэтому называется двухкамерным. От сердца отходит крупный сосуд, который называется аорта. Далее она разветвляется на артерии, после чего кровь попадает в мелкие полости между органами, где она отдаёт кислород и насыщается углекислым газом. Далее кровь по венозным сосудам движется в сторону лёгкого, где она обогащается кислородом, и затем снова поступает в сердце.

Выделительная система представлена только левой почкой, что также связанно с асимметрией тела. Почка одним концом сообщается с околосердечной сумкой, а другим открывается в мантийную полость.

Нервная система разбросанно-узлового типа, состоит из пяти пар нервных узлов (ганглиев), соединённых нервными перемычками и многочисленными нервами.

Органы осязания - это щупальца и осязательные клетки в коже. Также брюхоногие имеют глаза и органы равновесия.

Прудовики и слизни являются гермафродитами, т. е. в единственной половой железе образуются и сперматозоиды, и яйцеклетки. Оплодотворение у них внутреннее.

§ 2 Роль Брюхоногих моллюсков в природе и жизни человека

Брюхоногие моллюски играют большую роль в природе и жизни человека. Ими питаются многие позвоночные животные. Человек употребляет в пищу таких брюхоногих моллюсков, как трубачи, морское ушко и даже виноградную улитку.

Некоторые улитки являются вредителями культурных растений и наносят значительный ущерб сельскому хозяйству. Например, виноградная улитка вредит винограду, сетчатый слизень - капусте и томатам, полевой слизень - картофелю, клеверу и озимым посевам.

С античных времён из желёз морских брюхоногих моллюсков - иглянок - получали красящее вещество - пурпур. Им окрашивали дорогие ткани, например, шёлк. Ткани, окрашенные таким образом, не линяли и не выгорали на солнце. Но они были дороги в производстве, т.к. для получения 200 гр. пурпурной краски, необходимо было использовать около 50000 моллюсков. Поэтому такие ткани всегда оставались предметами роскоши.

В Риме во времена правления императораДиоклетианакилограмм шерсти, дважды окрашенной в пурпурный цвет, стоил до 50 тыс. денариев. Пурпурныйшёлк стоил гораздо дороже — 150 тыс. денариев за 1фунт или, в пересчёте на современнуювалюту, 28 тыс. долларов. Ткани, окрашенные чистым (неразбавленным другими красителями) пурпуром, были объявлены в Риме исключительной привилегией императоров. Остальным одежду из таких тканей носить запрещалось под страхом смерти.

Раковины моллюсков аборигены использовали в качестве денег, например, в Китае, Юго-Восточной Азии и Северной Америке разменной монетой служили раковинки каури из семейства фарфоровых улиток.

§ 3 Краткие итоги урока

Итак, брюхоногие моллюски обитают на суше, а также в пресных и солёных водоёмах. Тело брюхоногих моллюсков состоит из трёх отделов: головы, туловища и ноги. Нога хорошо развита и имеет широкую подошву. Большинство видов имеют раковину. Среди брюхоногих моллюсков встречаются растительноядные и хищные виды. Моллюски, живущие на суше, дышат с помощью лёгкого, а живущие в воде - при помощи перистых жабр. Кровеносная система незамкнутая, сердце двухкамерное. Нервная система разбросанно-узлового типа.

Список использованной литературы:

  1. А. Майсурян. «Энциклопедия для детей». 2 том. - М.: « Аванта+», 1994.
  2. В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко. Биология 7 класс. - М.: Вентана-Граф, 2008.
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%EB%EB%FE%F1%EA%E8
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%F0%FE%F5%EE%ED%EE%E3%E8%E5

Использованные изображения: