Интеграция и дезинтеграция социальных институтов. Международная интеграция и дезинтеграция

Уничтожение) – понятия, к-рыми в бурж. социологии обозначаются процессы объединения социальных явлений в целое и распадение целого на . Интеграция – гармонизация и объединение различных социальных групп (классовая ), различных культурных элементов в единой гомогенной культуре (культурная интеграция), примирение и совпадение разных моральных норм (моральная интеграция) и т.д. Дезинтеграция – процессы разложения и распадения общества на враждующие группы и группировки, группы – на индивидов, преследующих личные, а не обществ. цели, и т.д. Состояние интеграции и дезинтеграции и взаимопереходы этих состояний являются, согласно бурж. социологии, гл. моментами процесса обществ. развития. Учения о социальной интеграции и дезинтеграции развивали Конт, Спенсер, Дюркгейм, Зиммель, Гиддингс, Смолл, Росс, Знанецкий, Сорокин, Мак-Айвер, Богардус, Визе, Парсонс и др.

В этом учении ярко проявляется бурж. социологии: движущей силой социального единства людей и социальных конфликтов считаются факторы духовной жизни общества – моральное людей или разложение общей системы ценностей (см. . Sorokin, Society, culture and personality..., 1947; R. Ε. L. Faris, Social disorganization, 1948; H. W. Odum, American social problems..., 1946; E. S. Bogardus, Sociology, 1941). На этой основе бурж. социологи извращают существо и истинные причины таких социальных явлений, как и борьба классов, сводя их к противоречиям и борьбе в идейной сфере (см. К. Mac Iver, Society: its structure and changes, 1931; C. Brinton, The anatomy of revolution, 1938; P. Sorokin, Man and society in calamity, 1943).

Методологич. основой теорий социальной интеграции и дезинтеграции являются механистич., антидиалектич. представления, исходящие из теории равновесия (см. Равновесия теория). Антинауч. носят широко распространенные попытки бурж. социологов применить для объяснения процессов объединения и разъединения социальных групп и факторов законы и модели точных наук – физики, химии и т.д. (см. G. Lundberg, Foundations of sociology, 1939; S. C. Dodd, Dimensions of society, 1942; J. W. Bews, Human ecology, 1935). В качестве состояния социальной интеграции в совр. капиталистич. обществе бурж. социологи пропагандируют установление классового мира, классового сотрудничества (см. Е. Mayo, The social problems of an industrial civilization, 1945; Industry and society, 1946).

Учения о И. и д. с. в совр. бурж. социологии имеют реакц. идеологич. и направлены против марксистского понимания развития общества. Их целью является затушевывание классовых противоречий капиталистич. общества.

Лит.: Спенсер Г., Основания социологии, пер. с англ., т. 1–2, СПБ, 1876–77; Дюркгейм Э., О разделении общественного труда, пер. с франц., О., 1900; Зиммель Г., Социальная , пер. с нем., М., 1909; Park R. Ε., Burgess Ε. W., Introduction to the science of sociology, Chi., 1921; Mumford L., Technics and civilization, N. Y., 1934; его жe, In the name of sanity, N. Y., 1954; Ross Ε. Α., Principles of sociology, 3 ed., Ν. Υ.–L., 1938; Εlliot M. A. and Merrill F. E., Social disorganization, revised ed., N. Y.–L., 1941; Gillette J. M., Reinhardt J. M., Problems of a changing social order, N. Y.–L.–Toronto, 1942; Gillin J. L. , Social problems, 4 ed., N. Y., 1952.

H. Новиков. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Смотреть что такое "ИНТЕГРАЦИЯ И ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ" в других словарях:

    ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ РОЛЕВАЯ - теория, согласно к рой личность описывается посредством усвоенных и принятых субъектом (интернализованных) или вынуждено выполняемых (неинтернализованных) соц. функций и образцов поведения ролей, обусловленных соц. статусом личности в данном сооб … Российская социологическая энциклопедия

    МАНХЕЙМ (Mannheim) Карл (1893 1947) нем. англ. философ и социолог, один из основателей социологии знания. Учился в ун тах Будапешта, Фрейбурга, Гейдельберга, Парижа. Взгляды М. формировались под влиянием идей Лукача, Б. Залоша, Э. Ласка,… … Энциклопедия культурологии

    Модернизация - (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора

    личность - Врожденные особенности мышления, ощущений и поведения, определяющие уникальность индивида, его образ жизни и характер адаптации и являющиеся результатом конституционных факторов развития и социального положения. Краткий толковый психолого… … Большая психологическая энциклопедия

    - (ХГУ «НУА») Девиз Образование. Интеллигентность. Культура … Википедия

    ЛИЧНОСТЬ - человек как участник ист. эволюц. процесса. В обществ. науках личность не рассматривается также как особое качество человека, приобретаемое им в ансамбле обществ. отношений в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистич. филос. и… … Российская педагогическая энциклопедия

Глобализация как многофакторное явление характеризуется и глобализацией финансовых рынков, и интернационализацией корпоративных стратегий, и международным трансфертом технологий и связанных с ними исследований, разработок, и трансформацией потребительского поведения, и интернационализацией регулирующих возможностей национальных хозяйств, и определенным уменьшением роли национального государства.

Мировая экономика уже не может анализироваться как совокупность взаимно исключающих, самодостаточных национальных хозяйств. Понятие "глобализация" отражает новые тенденции развития мирового хозяйства, структурные изменения в национальных хозяйствах, новое качество современных международных экономических трансакций.

По определению "Энциклопедии политической экономии" (под ред. Филиппа Энтони О`Хара) интернационализация может быть понята в терминах записей платежного баланса, глобализация же подразумевает преобразование экономической деятельности в разных странах в единый унифицированный процесс.

Современная глобализация вырастает из транснационализации экономики, обусловленной возрастающими масштабами деятельности транснациональных корпораций и их особой ролью в развитии прямых иностранных инвестиций в мировом хозяйстве.

Вместе с тем, следует заметить, что далеко не все страны публикуют соответствующие сведения, приведенные данные представляют собой только обобщенную оценку - результат экстраполяции сведений об иностранных филиалах ТНК Франции, Германии, Италии, Японии и США по продажам, филиалах ТНК США и Японии - по экспорту, филиалах ТНК США - по добавленной стоимости, а США и Германии - по активам За период 1982-2004 гг. активы иностранных филиалов ТНК выросли более чем в 18 раз, масштабы их производства - более чем в 6, ежегодного экспорта - более чем в 5 раз. Национальная экономика все более транснационализируется, поскольку ТНК не только участвуют и в экспортных операциях многих стран мира, но и активно действуют на их внутренних рынках - непосредственно и путем осуществления инвестиций в национальное производство.

При этом к их прямым инвестициям относятся лишь те, что обеспечивают обладание по крайней мере 10% обыкновенных акций, и таким образом делают реальным управленческий контроль. В ряде случаев, однако, для этого необходимо иметь и 20, и даже 50% всех акций.

Статистическое бюро Европейского союза относит к прямым иностранным инвестициям (ПИИ) вложения капитала в создание новых и расширение действующих предприятий в зарубежных странах, а также займы материнских компаний ТНК дочерним, и исключает из ПИИ реинвестиции. США, Великобритания, Португалия, ФРГ учитывают в их составе и реинвестиции, которые, по оценкам БМР, составляют примерно половину всех ПИИ. Все большее значение приобретают такие новые виды инвестиций, как привлечение иностранного капитала по лицензионным, франчайзинговым соглашениям, контрактам на управление, проектам "под ключ", субконтрактам. Они могут не получать отражения в движении финансовых ресурсов, но очень часто оказывают решающее влияние на контроль и управление. В этой связи эксперты ОЭСР полагают, что национальная компания может оказаться подконтрольной иностранному капиталу и при его доле в акционерном капитале компании менее 10%.

В последние десятилетия ХХ в. отчетливой тенденцией становится увеличение ПИИ в новые индустриальные страны (НИС) Азии, а также в Китай. Китайская Народная Республика в начале 90-х гг. по величине привлеченных ПИИ вышла на четвертое место в мире. Приток был беспрецедентным - только с 1991 по 1992 г. он увеличился на 155%. В начале ХХI века темпы приток ПИИ в Китай несколько замедлились, но до сих пор остаются весьма внушительными: приток ПИИ в Китай сравним с общей его величиной во все развивающиеся С началом третьего тысячелетия связаны и другие существенные изменения в ПИИ.

Значительно сократился приток ПИИ в Северную Америку. Инвестиции в экономику Западной Европы превысили половину всего мирового притока ПИИ. (Исключением был 2001 год, в котором доля западноевропейских стран составила 45%).

Существенной особенностью современного периода является и превращение ряда развивающихся стран в экспортеров ПИИ. Правда, пока на их долю приходится не более десятой части мировых ПИИ. Увеличился приток зарубежных капиталов в обрабатывающую промышленность и финансовый сектор развивающихся стран.

Структура накопленных ПИИ в мировой экономике приобретает все более современный характер, соответствующий требованиям информационного производства. Уже в 90-е годы почти половина накопленных ПИИ концентрировалась в сфере услуг. Этот процесс развивается более активно в группе развитых стран, но и развивающиеся страны увеличивают свою долю в общем объеме ПИИ в сферу услуг (с 18% в 1990 г. до 22% в 2003). Доля развитых стран, соответственно, снижается.

Глобализация начинает учитываться при разработке стратегии экономического роста как условие повышения эффективности во всех сферах экономики, сокращения издержек, превращения `традиционной международной экономики торговцев` в `международную экономику интернациональных производителей` на основе дальнейшего развития ПИИ транснациональными корпорациями и другими агентами международных трансакций.

Движущей силой изменений является и расширяющееся использование в мировом хозяйстве стандартных продуктов и услуг, глобализация не только производства, но и потребительского рынка. Потребление граждан той или иной страны в наше время значительно больше подвержено влиянию потребительских образцов, принятых в других странах. Это и следствие увеличивающегося потока информации, и международного влияния на предпочтения потребителей со стороны производства. И по этой причине производство становится все более глобальным. В нем начинают доминировать `главные игроки`, возникает все больше организаций с глобальным мировоззрением и культурой. Рядом исследователей в этом связи и делаются выводы о неизбежном снижении роли национального государства в мировой экономике, о `разрушении границ`, создании нового `мира без границ`, `размывании автономности национальных государств`, о процессе, в котором государство становится излишним и рынок берет верх, о `глобальном сдвиге` от преимущественно национальной экономической деятельности в сторону интернациональной, транснациональной и глобальной. Ответственность за такой `сдвиг` возлагается прежде всего на транснациональные корпорации, финансовые институты и международные организации, подталкивающие национальные государства к большей открытости экономики.

Наиболее известным сторонником концепции уменьшения роли национального государства является японский консультант по менеджменту Кеничи Омае, автор получивших широкую известность работ `Мир без границ`, `Конец национального государства` и `Невидимый континент`. С его точки зрения, национальное государство становится бессмысленным в современном мире при господстве транснациональных корпораций, при наличии глобальных рынков финансов, товаров и труда.

Однако тезис о снижении роли государства - далеко не безупречен. Само развитие глобализации нуждается в сильном и дееспособном национальном государстве, в том числе для противодействия негативным последствиям деятельности ТНК. Не следует забывать и о разном воздействии глобализации на разные страны. Многим развивающимся странам, странам с `переходной экономикой` приходится сталкиваться с существенным сокращением возможностей для государственного макроэкономического регулирования в условиях все большей `открытости` национальной хозяйств. В развитых же странах влияние отдельных государств на экономический рост зачастую усиливается.

Заключение

В силу своего значения для установления путей формирования цивилизации, интеграционные и дезинтеграционные процессы имеют воздействие на определение тенденций формирования политических систем в отдельных странах, регионах и в мировом сообществе в целом.
В данное время эти процессы завоевывают новое качественное содержание, влияя на модификацию и развитие политических систем.
За последние годы в мире и на постсоветском пространстве случились серьезные базисные видоизменения. Актуальность исследования проблемы воздействия интеграции на формирование парадигмы российского общества определяется радикальностью реорганизаций в стране, которые к потере былых идейных ценностей привели, а также утрате идентификации национального самосознания. Противоречивость целей, формулируемых политич ескими силами при установлении направления развития страны, привела к маргинализации общества, ограничению степени его участия в формирования политической системы страны.
Важнейшей чертой современности является повышение взаимозави-симости экономик разнообразных стран, формирование интеграционных процессов на макро- и микроуровнях, интенсивный переход ци-вилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему миру.
Международная экономическая интеграция (МЭИ)- это объективный, осмысленный и направляемый процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, которые обладают потенциалом саморегули-рования и саморазвития. В его основании лежит экономический интерес самостоятельно хозяйствующих субъектов и МРТ.
Исходным пунктом интеграции являются прямые международные экономические (производственные, научно-технические, технологические) связи на уровне первичных субъектов экономической жизни, которые, и вглубь и вширь развиваясь, постепенное сращивание национальных хозяйств обеспечивают на базисном уровне. За этим неизбежно следует взаимоприспособление государственных экономических, правовых, фискальных, социальных и других систем, вплоть до назначенного сращивания управленческих структур

Введение Содержание Список литературы Выдержка из работы

Введение

Интеграция ближение именно государствподразумевает с, что в международных договорах фиксируется. Это межгосударственный процесс. Отдельные люди, негосударственные факторы и т.д. интегрируются, условно говоря, вместе с государством.
Глобализация, в различие от интеграции, межгосударственных договоров не предполагает. Они возникают только в тех или других сферах (например, связанных с информационными и коммуникационными технологиями, экологией и т.п.) для регулирования появляющихся новых явлений. Кроме того, если глобализация может проходить по-разному для разнообразных регионов одного и того же государства (одни внутригосударственные регионы делаются «воротами в глобальный мир», в то время как иные проявляются вне глобализационного пространства), то в интеграцию государство полнос тью включается. Хотя в самом интеграционном образовании могут выделяться государства, которые образуют интеграционное ядро, и государства, которые на его периферию попадают. Еще одно различие интеграционных и глобализационных процессов - роль негосударственных факторов: на первый план они выходят в процессах глобализации, а в процессах интеграции значительную, но все же вторичную роль играют.
Несомненно, глобализация, делая межгосударственные пределы прозрачными, стимулирует процессы интеграции. Но в, то, же время и противоположный процесс порождает. Отрицательные моменты открытости границ принуждают граждан выступать против интеграции. Примером здесь могут служить сложности, начавшиеся с принятием Конституции ЕС.
Дезинтеграция, как и интеграция, касается к отношениям между государствами. Так, в 1991 г., когда совершился распад СССР, на месте которого сформировались 15 новых государств, и некоторые международные организации распались, где СССР ключевую роль играл, в частности, СЭВ, ОВД. В 1990-х годах распалась Чехословакия. В различие от мирного или, как его именуют, «бархатного развода» Чехословакии бывшая Югославия долго распадалась, с рядом вооруженных конфликтов.
Почему распад государств и межправительственных образований в конце XX - начале XXI в. оказался столь существенным даже для Европы, где уровень интеграционных процессов высок? Почему Чехословакии нужно было на Чехию и Словакию сначала дезинтегрироваться, чтобы затем всякой по отдельности интегрироваться в ЕС? Удивительно, но вопросы дезинтеграции по сопоставлению с интеграционными процессами почти неразработанными остаются. Ими занимаются в главном специалисты в сфере конфликтов. В итоге процессы интеграции и дезинтеграции плохо сравнимыми оказываются

Введение 2
1. Процессы интеграции и дезинтеграции в современном мире 4
Список литературы 14

Список литературы

1. Андрианов В. Д. Россия в мировой экономике: учебное пособие.- М.: гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2010. 296 стр.
2. Арунова М. СНГ: некоторые итоги десятилетия и возможные перспективы/ Арунова М. // Центральная Азия и Кавказ - 2012. №3. Стр. 7-19.
3. Баталов Э. Перестройка и судьба России. // ОНС 2011 - №2. Стр.22
4. Бжезинский 3. Великие преобразования. // Пол1тична думка, 2012, № 3. Стр. 35-47.
5. Гарнетт Ш. У. Искушение интеграцией. Россия и ее соседи. М., 2013. стр. 12-13.
6. Лебедева М.М. Мировая политика. М.: Аспект-Пресс, 2011. - С. 161-181.
7. Цыганков П.А. Теория международных отношений. М.: Гардарики, 2002. - С.440-467.
8. Европейский Союз на пороге ХХI в. Выбор стратегии развития. Под ред. Ю. А.Борко и О.В.Буториной. М., 2011. - С. 3-54.
9. Европа перемен: концепции и стратегии интеграционных процессов. М., 2012.
10. Новейшая истории стран Европы и Америки. Второй период (1945-2005). Часть третья (1945-1975) Хрестоматия. Сыктывкар, 2013. (есть электронный вариант)

K. Дойч интеграцию рассматривает прежде всего как истинную возможность обеспечить мирное сосуществование государств, что может быть посредством таких мер достигнуто, как расширение торговли, свободное перемещение людей, формирование культурного обмена, активное проведение политических консультаций и т. п. Э. Хаас устанавливает интеграцию как процесс возникновения нового центра политического воздействия, притягивающего к себе основных функционирующих лиц национального масштаба. Современный подход к изучению и анализу понятия "интеграция" тем характеризуется, что ставит последнюю как "процесс, посредством которого некоторые государства передают долю своих суверенных прав в пользу формируемой и целой для них всех институциональной структуры с тем, чтобы обеспечить учет и осуществление их всео бщих интересов". В современном мире проистекает как бы «двойная» интеграция:- всемирная экономическая интеграция, которая порождена процессами транснационализации и глобализации (глобальная);- традиционная региональная интеграция, которая развивается в назначенных институциональных формах еще с 50-х годов (региональная).Развиваясь на двух уровнях - глобальном и региональном, - интеграционный процесс с одной стороны, характеризуется, нарастанием интернационализации хозяйственной жизни, а с иной - экономическим сближением стран на региональной основе. Региональная интеграция, на базе интернационализации производства и капитала вырастающая, проявляет параллельную тенденцию, которая развивается рядом с более глобальной. Она представляет собой в назначенной мере попытку замкнуть его в рамках группы развитых государств-лидеровТакже различают интеграцию на уровне предприятий и интеграцию на уровне государств:1. Институциональный тип интеграции, или интеграция государств - это процесс взаимопроникновения, сращивания национальных воспроизводственных процессов, в итоге чего сближаются социальные, политические структуры соединяющихся государств.В данное время имеются следующие формы региональной экономической интеграции:- Зона свободной торговли (ЗСТ) - форма экономической интеграции нескольких государств, при которой я таможенные пошлины и прочие торговые ограничения упраздняютсмежду отдельными странами-участницами. Зона свободной торговли содействует формированию инфраструктуры, поднимает экспортные возможности, разрешает трудности на рынке преодолевать по сбыту продукции и оказанию услуг.- Таможенный союз (ТС) - соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.- Единый или общий рынок (ОР) - соглашение, когда к дополнению ТС определяется свобода передвижения иных факторов производства, т.е. капитала и рабочей силы. Товарооборот между странами-участницами перестает существовать, сформируется внутренний рынок.- Экономический союз (ЭС) - сообщество стран, определяющих всеобщие внешние таможенные тарифы, которые проводят всеобщую торговую политику, устанавливают торговые ограничения- Экономический и валютный союз (ЭВС) - соглашение, когда единая макроэкономическая политика проводится к дополнению к ЭС, формируются наднациональные органы управления. 2. Частнокорпоративный тип интеграции, или интеграция на уровне предприятий (подлинная интеграция) - речь идет об интеграции капиталов и активов компаний. Здесь различают:- Горизонтальная интеграция. Она предполагает союз предприятий, функционирующих в одной отрасли на одном отраслевом рынке. Таким образом, предприятия стараются противостоять конкуренции со стороны сильных партнеров.- Вертикальная интеграция. Это союз компаний, действующих в различных отраслях, но связанных между собой последовательными ступенями производства или обращения. Формы частнокорпоративной интеграции:- Основание совместных предприятий (СП)- Проведение международных производственных и научных программВ итоге частнокорпоративной интеграции сформируются рынки, которые опираются на сети прямых связей и торговля на таких рынках носит наименование интеграционной торговли. Как правило, региональная интеграция (на ур-не государств) и интеграция на уровне предприятий параллельно проходят.Дезинтеграция - (от лат. de. . . - приставка, обозначающая отсутствие, отмену, отстранение чего-либо, и integer - целый) распадение, разделение целого на составные части.Согласно взгляду Е.И. Иншаковой процесс экономической и социальной дезинтеграции - это итог внутреннего или внешнего кризиса -распадением интегрированного образования на составные отдельные элементы характеризуется (системы), которые стремятся на начальном периоде к максимуму обособленности и самостоятельности. Так межгосударственная дезинтеграция может истолковываться, как процесс экономической эволюции по отношению к интеграции и обозначает возвращение бывших членов интеграционного блока к исходному, обособленному, состоянию их экономических отношений

Практика межгосударственного сотрудничества существует давно. Однако лишь во второй половине XX столетия межгосудар­ственное сотрудничество в широком масштабе стало приобретать постоянные формы. Это связано прежде всего с интенсификацией со­трудничества, расширением его сфер и развитием действительно ин­теграционных процессов, которые потребовали создания межгосудар­ственных образований и институтов. Поэтому еще одним важным моментом, характеризующим интеграцию, является не просто сотруд­ничество, а создание механизмов межгосударственного взаимодей­ствия, иными словами - институциализация сотрудничества. В этом плане интеграция, во-первых, самым тесным образом связана с разви­тием МПО, которые предполагают формирование межгосударствен­ных механизмов принятия решений. Через совместные институты осуществляются интеграционные процессы. Во-вторых, интеграция рассматривается с двух точек зрения: как процесс и как результат вза­имодействия государств.

Другим важным моментом при анализе интеграции является то, что этот процесс подразумевает сотрудничество между государствами в различных сферах, областях и формах. При этом, как отмечает К. Воронов, сотрудничество и интеграция могут идти «вширь», в результате увеличения числа участников процесса, а также «вглубь», путем интенсификации взаимодействия в различных сферах среди тех же участников.

Что побуждает государства к интеграции? Прежде всего - нали­чие общих проблем, решить которые легче, а в ряде случаев только и возможно совместными усилиями. Развитие мира конца XX - нача­ла XXI в. привело к усилению международных контактов, взаимоза­висимости мира, особенно в экономической области, что способствует интеграционным процессам и созданию различного рода МПО. С этой взаимозависимостью тесно связан рост глобальных проблем, для ре­шения которых также нужны согласованные действия различных го­сударств.



Еще одной причиной, побуждающей к интеграционным процес­сам, является заинтересованность «средних» и «малых» государств в увеличении своего международного влияния. Для этих стран объе­диненными усилиями воздействовать на международные процессы значительно легче, чем в одиночку.

Что же представляет собой интеграция? Реалистская школа склонна рассматривать интеграционные процессы и деятельность международных организаций как некий суммарный продукт взаимодействия государств, который принципиально не выходит за рамки их внешней политики. Иными словами, появление и развитие МПО, согласно этой точке зрения, принципиально не изменили характер международных отношений.

Иной, отличный от реализма, подход к интеграции и междуна­родным организациям сформировался в рамках либеральной тради­ции, где эти вопросы получили наибольшее развитие. В них МПО выступают качественно новыми образованиями. Теоретическое осмыс­ление интеграционных процессов начинается с середины XX столе­тия и связано главным образом с либеральной традицией, в рамках которой сложились две теоретические школы (два подхода): функци­онализм (неофункционализм) и федерализм.

Отцом функционализма считается британский социолог Д. Митрани, который в 1943 г. опубликовал работу, получившую в русском варианте название «Мир и функциональное развитие международной организации». В ней проанализированы причины, по которым Лига Наций оказалась несостоятельной, и сделан вывод, что интеграционные процессы нельзя начинать с политических аспектов. В этом случае государства начинают опасаться за свой суверенитет. Митрани делает акцент на развитии экономической, социальной, научно-технической интеграции, которая должна быть изначально. Он сам, а за ним « его последователи настаивали на том, что важно выработать у людей привычку к сотрудничеству и показать получаемые от совместной деятельности преимущества.

Первоначально функционализм не был связан с анализом того, Как развиваются ТНК, сосредоточив внимание на межгосударствен­ном взаимодействии. Однако впоследствии ряд исследователей при­шел к выводу, что деятельность ТНК, которая нередко ведет к эконо­мической интеграции различных государств, развивалась фактически согласно логике функционализма. Представители ТНК часто воспринимают мир целостно и видят себя космополитами. Все это способствует, согласно точке зрения функционалистов, размыванию национальных границ и созданию единой экономической культуры, результате чего политика государств все больше становится одновременно и внутренней и внешней.

До недавнего времени процесс интеграции рассматривался как прохождение строго по восходящей пяти ступеней:

1) создание зоны свободной торговли;

2) образование таможенного союза;

3) формирование общего (единого) рынка, который предусматривает ликвидацию барьеров между странами не только во взаимной торговле, но и в перемещении рабочей силы и капитала;

4) организация экономического и валютного союза;

5)переход к политической интеграции и созданию единых поли­тических институтов.

В последнее время к данной схеме интеграции стали относиться более осторожно, имея в виду, что этот процесс, во-первых, далеко не обязательно идет в поступательном направлении - он может быть «за­торможен» на том или ином этапе; во-вторых, экономическая интегра­ция не всегда приводит к политической, как многие полагали ранее, выделяя пятую ступень. В-третьих, вызывает сомнение, что европей­ский опыт, на основе которого выделялись эти стадии, является уни­версальным.

Все эти моменты отмечаются оппонентами функционализма. Подвергается критике и тезис функционалистов о том, что политиче­ские различия исчезнут по мере развития сотрудничества. На практи­ке нередко оказывается наоборот - не техническое и экономическое сотрудничество влияет на политику, а политическое решение ведет к развитию или сворачиванию сотрудничества в той или иной облас­ти. Например, именно по политическим соображениям США в свое время покинули специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Представители федерализма - школы, противоположной пре­дыдущей, - напротив, выдвинули на первый план политическую интеграцию, полагая, что межгосударственные отношения должны строиться на передаче части полномочий надгосударственным обра­зованиям изначально. Для этого направления характерен особый ак­цент на создании политических институтов. Фактически если процесс интеграции у функционалистов идет по принципу «снизу вверх», то у федералистов наоборот - «сверху вниз».

Федерализм, представителями которого являются, в частности, такие исследователи, как А. Этциони, А. Спинелли, в целом получил меньшее распространение. Тем не менее, как пишет П.А. Цыганков, «идеи федерализма стали заметными с первых всеобщих выборов в Европарламент в 1979 г.».

В рамках федерализма активно развивались одно время идеи «ми­рового правительства», которое должно было бы объединить людей в общее государство. Представления о «мировом правительстве» встретили жесткое сопротивление со стороны различного рода исследователей и политиков, которые подчеркивали необходимость сохранения национальной и государственной принадлежности. В дальнейшем появилось множество работ, в которых показывалась несостоятельность, по крайней мере в ближайшем будущем, реализации этой идеи.

Под воздействием федерализма функционализм получил даль­нейшее развитие и в современном мире существует в виде неофункционализма. Это направление, базируясь на основных посылках фун­кционализма, включило в себя некоторые черты федерализма. В неофункционализме приоритет отдается практическим проблемам в области здравоохранения, технологическим изменениям, правовым и другим вопросам, которые имеют значение для всего человечества. При этом подчеркивается важность политических решений. Именно они - по вопросам, которые важны в общепланетарном масштабе, - способствуют, согласно данной точке зрения, интеграционным процес­сам и подталкивают участников к дальнейшему объединению в сфере экономики.

Интеграционные процессы проходят не просто. Несмотря на вза­имную выгоду от интеграции, вклад одних в той или иной сфере ока­зывается большим, чем других. Имеет значение и неоднородность ин­тересов различных групп внутри интегрирующихся стран. Кто-то выигрывает от интеграции в большей степени, поэтому заинтересован В ней, в то время как другие слои населения или группы оказываются в проигрыше. Последние выступают против интеграционных процес­сов и оказывают давление на правительственные структуры.

Существуют и другие издержки интеграции. Как и в ситуации г глобализацией, интегрируются не только положительные моменты, которыми обладают страны, но и отрицательные. Так, в начале 1990-х гг. Венесуэла обнаружила, что после открытия границы с Колумбией ее территория стала использоваться для провоза наркотиков.

Все это заставляет наряду с традиционными теориями интеграции - функционализмом, неофункционализмом, федерализмом - обсуждать вопросы и соответственно предлагать теоретические схемы, вязанные с ограничением интеграционных процессов.

Одновременно существуют процессы, ведущие к противополож­им по сравнению с интеграцией результатам - распаду государств ли межгосударственных образований, которые описываются в литературе как дезинтеграция. Необходимо подчеркнуть, что оба понятия «интеграция» и «дезинтеграция», относятся прежде всего межгосударственным отношениям. Так, когда произошел распад СССР, на месте которого в 1991 г. образовались 15 новых государств, спались и некоторые международные организации, где Советский союз играл ключевую роль (в частности, Совет Экономической Взаимопомощи, Организация Варшавского договора). Произошел распад в 1990-е гг. и таких государств, как Югославия и Чехословакия. Первом случае дезинтеграция прошла болезненно, с целым рядом вооруженных конфликтов; во втором - мягко, получив название бар­хатного развода.

Отношения между интеграционными и дезинтеграционными про­цессами следует, скорее, рассматривать аналогично существующим между глобализацией и регионализацией. Однако в целом вопросы дезинтеграции по сравнению с интеграционными процессами остаются практически не разработанными. Ими занимаются в основном специалисты в области конфликтов. В результате сами тренды развития оказываются плохо сравнимыми.

В последние годы процессы интеграции интенсивно шли в различных регионах мира - в Северной Америке, в частности в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), в Азии - в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Однако наибольшей степени развития они достигли на Европейском континенте в рамках ЕС. Правда, основные дискуссии в странах ЕС идут как раз по поводу того, как далеко может и должна «зайти» ин­теграция: что должно оставаться в ведении национального государства, а что - входить в компетенцию наднациональных образований.

Процесс европейской интеграции выстраивался постепенно. Идеи объединения Европы для предотвращения новых войн высказывались еще во время Второй мировой войны. После ее окончания одним из активных сторонников интеграционных процессов в Европе был министр иностранных дел Франции Р. Шуман, который совместно с другим французским автором, политологом Ж. Монне, во многом заложил концептуальные основы будущего развития Европы. Первым практическим шагом было создание Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), призванного координировать и стимулировать экономическое развитие шести европейских стран Бельгии, Германии, Люксембурга, Нидерландов и Франции. Усилия этих стран были направлены на облегчение торговли углем и сталью внутри «шестерки».

Следующий этап в развитии европейской интеграции связан с Римским договором 1957 г., когда те же шесть государств решили перенести принципы сотрудничества, которые были заложены ранее, на иную сферу - атомную энергетику - и образовали Европейское сообщество по атомной энергии. Создано было также Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), получившее название «Общий рынок». Сформировалась зона свободной торговли, где были сняты тарифы и ограничения на передвижение товаров внутри границ ЕЭС. ЕОУС Евратом и ЕЭС образовали Европейское сообщество.

Единый европейский акт, в котором ставилось целью к 1992 г. со­здать реальной общий рынок, со свободным движением товаров, ка­питала, людей и услуг, был принят в 1985 г.

Особенно интенсивно процессы интеграции пошли в Европе пос­ле окончания холодной войны. Знаменательным событием в этот пе­риод стало подписание Маастрихтского договора 1992 г., определив­шего фактически новый этап развития европейской интеграции. Большое значение имели такие события, как создание Шенгенской группы (зоны), облегчившей визовые и таможенные передвижения внутри Европы, а также преобразование ЕЭС в более интегрирован­ную структуру - ЕС.

Европейский союз образован в 1993 г. на основании Маастрихт­ского договора, подписанного в 1992 г. 12 европейскими странами: Бельгией, Великобританией, Германией, Грецией, Данией, Ирланди­ей, Испанией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Португалией, Францией. Соглашения о вступлении в ЕС Австрии, Норвегии, Финляндии и Швеции были подписаны в 1994 г. Европейский союз в 1998 г. предпринял новые планы по расширению, назвав еще 12 стран, кото­рые должны войти в него в течение последующих десяти лет.

Маастрихтский договор, а затем и Амстердамский договор раз­вевают идеи единой Европы и предусматривают создание единого по­литического, экономического и валютного союза («Европа без границ»), окончательное формирование единого внутреннего рынка, подразумевающего свободное передвижение товаров, капиталов, услуг, 1одей. Входящие в ЕС страны поставили перед собой ряд целей, в частности: создание экономического и валютного союза и замену национальной валюты единой валютой; ведение общей внешней политики и политики в области безопасности, а впоследствии и общей политики в области обороны; учреждение системы межгосударственного сотрудничества в области внутренних дел и юстиции; принятие общего хна прав и свобод личности на территории ЕС; реформу институтов и др.

Все процессы современной европейской интеграции характеризуются многоаспектностью. Они охватывают одновременно различные сферы - экономическую, политическую, гуманитарную и др. Кроме того, для них характерна и такая особенность, как тенденция к расширению участников интеграции.

Кризис в Косово дал толчок развитию ЕС в области общей внешней политики и политики безопасности. Принято было решение о со­мни экспедиционных войск численностью 60 тыс. человек. Дого­вор в Ницце 2001 г. предусматривал формирование европейских сил

быстрого реагирования к 2003 г.

Европейский союз значительно расширился в 2004 г.: к нему сра­зу присоединились десять новых членов, в том числе и три государ­ства, входившие ранее в состав СССР, - Латвия, Литва и Эстония, и ЕС стал объединять 25 государств.

Полувековая история развития европейской интеграции дает много материала для теоретического осмысления данного опыта. Российские ученые-политологи Ю.А. Борко и О.В. Буторина выделяют три основополагающих принципа концепции и практики интеграционного строительства ЕС:

1) интеграция является не целью, а средством;

2) интеграция требует постепенности;

3) интеграция нуждается в адекватных механизмах.

В рамках первого принципа выделяются два аспекта. Во-первых, интеграция подразумевает, что в выигрыше оказываются все участ­ники, поскольку их интересы легче реализуются совместными уси­лиями. При этом они вносят также свой вклад в общее строительство, совместно пользуются полученными плодами, исключают методы при­нуждения в принятии решений. Во-вторых, интеграция не решает всех существующих проблем. Являясь средством, она может лишь помочь в их решении.

Второй принцип, т.е. принцип постепенности интеграции, предус­матривает, что этот процесс длительный и состоит из ряда этапов. В экономической области они те же, что были перечислены ранее, но с учетом сделанных оговорок: создание зоны свободной торговли, тамо­женного союза; формирование общего рынка; образование экономиче­ского и валютного союза. Поспешность в переходе к следующей фазе обо­рачивается неудачами, о чем также свидетельствует опыт ЕС. Например, в 1970 г. был предложен план образования валютного союза, предусматривающий введение единой валюты еще в 1980 г. Но ему так и не суждено было сбыться именно в силу неготовности ЕС к таким шагам.

Наконец, под третьим принципом, подразумевающим адекватные механизмы интеграции, понимается процесс длительного и сложного! согласования интересов и позиций стран-участниц. Именно по этой причине ЕС столь пристальное внимание уделяет проблеме совершен ствования процесса принятия решений.

Интеграция подразумевает сближение именно государств, что фиксируется в международных договорах. Это межгосударственный процесс. Отдельные люди, негосударственные акторы и т.д. интегрируются, условно говоря, вместе с государством.
Глобализация, в отличие от интеграции, не предполагает межгосударственных договоров. Они появляются лишь в тех или иных областях (например, связанных с информационными и коммуникационными технологиями, экологией и т.п.) для регулирования возникающих новых явлений. Кроме того, если глобализация может протекать по-разному для различных регионов одного и того же государства (одни внутригосударственные регионы становятся «воротами в глобальный мир», в то время как другие оказываются вне глобализационного пространства), то в интеграцию государство включается целиком. Хотя в самом интеграционном образовании могут выделяться государства, образующие интеграционное ядро, и государства, которые попадают на его периферию. Еще одно отличие интеграционных и глобализационных процессов - роль негосударственных акторов: в процессах глобализации они выходят на первый план, а в процессах интеграции играют важную, но все же вторичную роль.
Несомненно, глобализация, делая межгосударственные границы прозрачными, стимулирует процессы интеграции. Но в то же время порождает и противоположный процесс. Негативные моменты открытости границ заставляют граждан выступать против интеграции. Примером здесь могут служить сложности, возникшие с принятием Конституции ЕС.
Процессы интеграции, идущие с той или иной долей интенсивности, сегодня можно наблюдать в различных регионах мира, в частности, в Северной и Центральной Америке, в Азии - в АСЕАН. Однако наибольшей степени развития они достигли в рамках ЕС.
Что побуждает государства к интеграции? Прежде всего - наличие общих проблем, решить которые легче, а в ряде случаев только и возможно совместными усилиями. Еще одной причиной, побуждающей к интеграционным процессам, является заинтересованность «средних» и «малых» государств в увеличении своего международного влияния. Для этих стран объединенными усилиями воздействовать на международные процессы значительно легче, чем в одиночку.
Для развития интеграционных процессов необходимы следующие условия: географическая близость, стабильное экономическое развитие, сходство политических систем, поддержка общественным мнением интеграции, относительная однородность в области культуры, внутренняя политическая стабильность, сходство исторического и социального развития, сравнимые формы правления и экономических систем, близкий уровень военного развития и экономических ресурсов, сходное восприятие общих внешних угроз, сравнимая бюрократическая структура, наличие опыта сотрудничества.
Важным и пока малоизученным остается вопрос о том, каковы особенности интеграционных процессов в различных регионах мира. Работы в этом направлении ведутся в различных научных центрах, в том числе в МГИМО.
Сложились две теоретические школы, или два подхода к проблемам интеграции: функционализм (неофункционализм) и федерализм. Основателем функционализма считается Дэвид Митрани. Он проанализировал причины, по которым Лига Наций оказалась несостоятельной, и сделал вывод, что интеграционные процессы нельзя начинать с политических аспектов. В этом случае государства начинают опасаться за свой суверенитет. Д. Митрани делает акцент на изначальном развитии экономической, социальной, научно- технической интеграции. Политическая же интеграция остается на втором плане. Д. Митрани, а за ним и его последователи настаивали на том, что важно выработать у людей привычку к сотрудничеству и показать получаемые от совместной деятельности преимущества.
Представители федерализма, напротив, выдвинули на первый план политическую интеграцию, полагая, что межгосударственные отношения сразу должны строиться на передаче части полномочий надгосударственным образованиям изначально. Для этого направления характерен особый акцент на создании политических институтов. Фактически если процесс интеграции у функционалистов идет по принципу «снизу вверх», то у федералистов, наоборот, «сверху вниз».
Федерализм, представителями которого являются, в частности, такие исследователи, как А. Этциони, А. Спинелли и др., в целом получил меньшее распространение. Тем не менее, как пишет П. А. Цыганков, «идеи федерализма стали заметными с первых всеобщих выборов в Европарламент в 1979 г.».
Под воздействием федерализма функционализм изменился и в современном мире существует в виде неофункционализма. Это направление, базируясь на основных посылках функционализма, включило в себя некоторые черты федерализма. В неофункционализме приоритет отдается практическим проблемам в области здравоохранения, технологическим изменениям, правовым и другим вопросам, которые имеют значение для всего человечества. При этом подчеркивается важность политических решений. Именно они - по вопросам, которые важны в общепланетарном масштабе, - способствуют, согласно данной точке зрения, интеграционным процессам и подталкивают участников к дальнейшему объединению. Неофункционалисты обычно используют в качестве модели для иллюстрации своих теоретических воззрений развитие ЕС.
Интеграционные процессы противоречивы. Национальные интересы одних государств сталкиваются с интересами других. Кроме того, участники интеграции часто находятся на разных стадиях экономического и социального развития. Поэтому, несмотря на взаимную выгоду от интеграции, вклад одних в той или иной сфере оказывается большим, чем других. Существуют и другие издержки интеграции. Как в случае с глобализацией, интегрируются не только положительные моменты, которыми обладают страны, но и отрицательные. Так, в начале 1990-х годов Венесуэла обнаружила, что после открытия границы с Колумбией ее территория стала использоваться для провоза наркотиков.
Все это заставляет наряду с традиционными теориями интеграции - функционализма, неофункционализма, федерализма - обсуждать вопросы и, соответственно, предлагать теоретические схемы, связанные с ограничением интеграционных процессов. Так, С. Хантингтон в 1996 г. выразил сомнение в возможности и целесообразности некоей мировой «интеграции». По его мнению, интеграционные процессы должны быть ограничены рамками цивилизации. Мир, как отмечает исследователь, не обязательно принимает ценности, присущие западноевропейской цивилизации. Поэтому США, полагает С. Хантингтон, должны тесно сотрудничать и, соответственно, входить в интеграционные образования со своими западноевропейскими партнерами, что поможет сохранению и развитию той цивилизации, к которой они все принадлежат, но держаться на расстоянии от других цивилизаций. В более узком плане, если говорить, например, о расширении НАТО, эта организация, согласно С. Хантингтону, должна тесно взаимодействовать и включать в состав своих членов такие близкие в цивилизационном отношении страны, как государства Балтии, Словения, но не те, которые ориентированы на ислам или православие. В будущем же, по его мнению, связи НАТО с «далекими» в цивилизационном отношении странами - Турцией и Грецией - ослабеют.
Действительно ли цивилизационный принцип является ограничительным моментом в развитии интеграции? Следует признать, что в современном мире интеграционные процессы идут прежде всего в рамках регионов и в каком-то смысле регионы утверждают свою специфику именно через региональное сотрудничество, поэтому все чаще можно встретить термин «регионализация» как близкий понятию интеграции, но подчеркивающий именно региональную специфику. В то же время представляется упрощением утверждение, что интеграционные процессы вообще ограничены регионами. Ряд фактов противоречат этому. Например, активная роль Японии (принадлежащей, по С. Хантингтону, к отдельной цивилизации) в деятельности «Группы восьми» оказывается плохо объяснимой в рамках «цивилизационной» интеграции. И таких примеров много.
Явления, ведущие к противоположным по сравнению с интеграцией результатам - распаду государств или межгосударственных образований, - представляют собой дезинтеграционные процессы. Дезинтефация, как и интеграция, относится к отношениям между государствами. Так, в 1991 г., когда произошел распад СССР, на месте которого образовались 15 новых государств, распались и некоторые международные организации, где СССР играл ключевую роль, в частности, СЭВ, ОВД. В 1990-х годах распалась Чехословакия. В отличие от мирного или, как его называют, «бархатного развода» Чехословакии бывшая Югославия распадалась долго, с рядом вооруженных конфликтов.
Почему распад государств и межправительственных образований в конце XX - начале XXI в. оказался столь значимым даже для Европы, где уровень интеграционных процессов высок? Почему Чехословакии надо было сначала дезинтегрироваться на Чехию и Словакию, чтобы потом каждой по отдельности интегрироваться в ЕС? Удивительно, но вопросы дезинтеграции по сравнению с интеграционными процессами остаются практически неразработанными. Ими занимаются в основном специалисты в области конфликтов. В результате процессы интеграции и дезинтеграции оказываются плохо сравнимыми.