Китайские стелс истребители пятого поколения j 20. Истребитель пятого поколения Китая «Черный орёл

В клубе стран – обладателей самолетов пятого поколения прибыло. Наряду с американскими и российскими самолетами . На только что представленный истребитель J-20 возлагаются огромные надежды, ведь, по сути, этот самолет является визитной карточкой ВВС КНР и всей китайской оборонной промышленности.От заимствования к собственной школе На авиакосмическом салоне Airshow China – 2016 в городе Чжухай, стартовавшем 1 ноября, Китай представил общественности истребитель пятого поколения J-20. И хотя слухи, домыслы и анализ данных по этому истребителю публиковались в прессе и профильных изданиях долгие годы, демонстрационные полеты J-20 доказали главное: работа по созданию отечественного самолета пятого поколения в Китае никогда не прекращалась.Даже несмотря на тот факт, что создание собственного современного истребителя – дело крайне непростое и затратное, китайские военные и промышленники попутно с модернизацией уже существующих образцов авиатехники решили сосредоточиться на создании качественного нового изделия. Тем не менее выбор в пользу нового совсем не означает, что от уже проработанных и реализованных технологий китайские авиационные инженеры решили отказаться.Правда, концепция использования проработанных решений четвертого поколения, которые китайские инженеры пытаются совместить с требованиями к самолетам пятого поколения, обнажает целый ворох проблем. К ним следует отнести создание и отработку программного и аппаратного обеспечения работы бортовых систем, интеграцию истребителя как боевой единицы в систему управления, а также создание собственных двигателей, средств защиты и вооружения.Опыт и проблемы Несмотря на то что отсутствие полностью отечественного истребителя, разработанного практически с нуля, долгое время являлось предметом споров среди китайских военных и специалистов, создавать свой истребитель пятого поколения в КНР решили все-таки с оглядкой на прошлое. Ни для кого не секрет, что Китай часто копировал зарубежную военную технику и адаптировал лучшее готовое решение под собственные нужды. Примеры такого подхода – истребитель J-11, который является практически точной копией Су-27, и палубный истребитель J-15.Однако для создания истребителя пятого поколения, действующего на других скоростях, высотах и в других режимах, простое копирование уже готовых решений и их доработка уже не подходили. Однако в ВПК КНР при создании истребителя пятого поколения применили необычный прием, который включал в себя реализацию уже испытанных решений и разработку новых одновременно.Учитывая, что перспективными военными технологиями ни одна страна в мире бесплатно и по доброй воле делиться не станет, китайские инженеры решили создать собственный истребитель, используя технологические решения всех осуществленных проектов по этому направлению одновременно. Главной сложностью для ВПК КНР, авиационные специалисты которого никогда не находились на вершине искусства строить самолеты, стал процесс сочетания разных конструкторских решений и схем. Так, например, за основу самолета был взят планер, выполненный по аэродинамической схеме «утка».Ранее по этой же схеме был создан перспективный многофункциональный истребитель МиГ МФИ. И хотя опытный прототип МиГ МФИ был рассчитан на понижение радиолокационной заметности и повышение маневренности, китайский самолет имеет ряд ключевых элементов, которые, напротив, увеличивают «засветку» J-20 на обзорных экранах РЛС и усложняют управление им на предельных режимах.«Несмотря на то что использованная в планере конструкция вполне оригинальна, считается, что само использование такой аэродинамической схемы значительно повышает радиолокационную заметность. Стоит отметить также, что ни один зарубежный истребитель с такой схемой не используется», – анализирует историю создания J-20 военный эксперт Василий Кашин.Если опустить заимствование не самой удачной для истребителя пятого поколения конфигурации и то, как она реализована в китайском истребителе, то можно обнаружить, что отдельные узлы и агрегаты также либо построены с учетом уже отработанных технологий, либо спроектированы инженерами не самым удачным образом. Конструкция крупного цельноповоротного переднего горизонтального оперения заметно повышает радиолокационную заметность и сопротивление воздуха, влияя на дальность полета.Отдельные узлы самолета, такие как воздухозаборники, остекление и сам «фонарь» кабины, а также носовая часть, сильно напоминают американский перспективный истребитель пятого поколения F-35. К тому же ощущается влияние на компоновку J-20 американского истребителя F-22: огромные воздухозаборники расположены практически под таким же углом. В том, что инженеры из Поднебесной собрали для своего истребителя детали и агрегаты со всего света, уверен и военный обозреватель Виктор Баранец.«Копирование чужих изделий – национальная традиция Китая. Китайцы представляют эту машину как сенсацию, зарубежные специалисты дают спокойную оценку этому изделию. Я почти уверен, что по тактико-техническим характеристикам эта машина отстает и от американских, и от российских аналогов», – резюмировал военный обозреватель.Российское «сердце »Несмотря на то что китайские авиастроители находятся скорее на первой ступени лестницы, ведущей к обладанию истребителем пятого поколения, свою главную задачу двигателестроители из Поднебесной не решили до сих пор. За несколько лет, минувших с начала разработки, они не смогли построить полноценный авиационный двигатель для такого самолета, а демонстрационные полеты J-20 состоялись благодаря установке в истребитель российских двигателей АЛ-31ФН. К тому же остается много вопросов по бортовому радиоэлектронному оборудованию.«Ситуация с АФАР для РЛС до сих пор довольно непонятная. Она у них есть, но каковы ее работоспособность и характеристики, неизвестно. Поэтому говорить о том, что она полностью работоспособна и эффективна, пока рано», – отметил в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.Учитывая, что современный двигатель и эффективная РЛС для истребителя пятого поколения все равно что сердце и глаза для человека, можно сделать вывод, что летать китайский J-20 в ближайшее время сможет только с российским «сердцем». Что касается собственного двигателя пятого поколения WS-15, то он до сих пор не готов, и, несмотря на большой интерес и стремление создать собственное «сердце» для истребителя, никакого прорыва в этом направлении на данный момент не ожидается.Эксперты указывают, что предыдущий двигатель собственной разработки WS-10A, который ряд экспертов предлагал китайскому пятому поколению, для массового использования в таких истребителях применяться не может. Теоретически проблему могла решить другая собственная разработка – двигатель WS-10G с возросшими показателями по тяге. Однако специалисты объясняют, что надежность и ресурс этого двигателя оставляют желать лучшего и в использовании серийного истребителя применяться не могут.Несмотря на это, китайская корпорация Shenyang Aircraft Corporation практически одновременно с J-20 создает многоцелевой истребитель пятого поколения J-31. Эта машина существенно легче J-20, но так же, как и более тяжелый «собрат», летает на российских двигателях РД-93. Использование двигателей российского производства, а также обширное внедрение композитов и других легких авиационных материалов позволяют J-31 «оседлать» боевой радиус в 1250 километров и развить скорость около 1,6М.В перспективе планируется заменить российские двигатели на отечественные WS-13A, однако с практической реализацией этой идеи в КНР возникли большие сложности. И хотя власти страны уверены, что J-20 и J-31 позволят сократить отставание от авиационной техники США, китайские истребители пятого поколения практически по всем ключевым показателям (тяговооруженность, маневренность, малозаметность) отстают и от российских истребителей Су-30, Су-35, Т-50, и от американского F-22. Помимо прочего, большие вопросы вызывают размещение, состав и качество ракетного вооружения этих самолетов.По мнению специалистов, пятому поколению совершенно точно понадобятся доработанные ракеты ближнего, среднего и дальнего радиуса действия, и КНР в этом направлении также предстоит серьезно поработать. Если китайские авиастроители доведут историю с J-20 и J-31 до серийного производства и создадут собственные (либо заключат стратегическое соглашение о поставке российских) двигатели, то китайские истребители пятого поколения можно будет в полной мере сравнивать с конкурентами по совокупности качеств, включая стоимость всей программы и производства каждого самолета.Стратегическая страховка Ввиду того, что при реализации программы создания и производства собственных истребителей пятого поколения китайские авиастроители столкнулись с серьезными трудностями, власти КНР в свойственной им манере решили подстраховаться и для собственного спокойствия и ради национальной безопасности заключили с Россией контракт на поставку сверхсовременных истребителей Су-35. Именно поставка Су-35 позволит Китаю сократить отставание от США и повысить эффективность работы собственной авиации в неспокойном Тихоокеанском регионе.«Американский опыт с истребителями F-22 и F-35 показывает, что от момента поступления в войска до достижения боеготовности этими самолетами проходят годы. Поэтому основной боевой силой ВВС и морской авиации в среднесрочной перспективе будут все равно самолеты поколения 4++, в том числе на платформе Т-10 (то есть производные от Су-27)», – объясняет Василий Кашин.Закупка истребителей Су-35 также позволит ВВС НОАК выжать максимум из собственных самолетов и при необходимости отразить атаку... американских палубных истребителей F/A-18, ведь с точки зрения технических возможностей китайские самолеты могут оказать самое ожесточенное сопротивление американским палубным истребителям. «На китайском J-10B, J-11B, J-16 можно спокойно пойти в бой против F/A-18E/F Super Hornet и победить. Весь вопрос заключается в подтягивании тактики и боевой подготовки к американскому уровню», – добавляет Кашин.Заявления эксперта подтверждают давнее утверждение авиационных специалистов о том, что прямое противостояние самолетов пятого поколения еще не началось и всю работу в небе в ближайшие несколько лет будут выполнять истребители поколения 4++. Однако стремление Китая создать собственную «пятерку» как можно скорее вполне логично: откровенно недружественное поведение ВС США «на пороге собственного дома» заставляет подстраховаться и на всякий случай создать эффективные и относительно недорогие средства противодействия.В этом контексте создание истребителя пятого поколения с боевым радиусом в две тысячи километров выглядит задачей, вполне отвечающей интересам национальной безопасности Китая. Что касается экспертных оценок, то авиационные специалисты считают, что судьба китайских истребителей J-20 и J-31 будет сложной и долгой. J-20 для достижения заданного технологического уровня должен быть легче и маневреннее, а без серьезных изменений в конструкции планера и собственного производительного двигателя добиться высоких скоростных показателей вместо полученных на практике будет крайне тяжело.Об экспортном потенциале обеих машин, как и о том, насколько они соответствуют характеристикам истребителя пятого поколения, говорить чрезвычайно сложно. Главной трудностью китайских инженеров является отсутствие собственной авиационно-конструкторской школы и научно-исследовательского опыта, а решение собрать «с каждого истребителя по чуть-чуть» чревато тем, что под выполнение поставленных задач такая машина может вообще не подойти. Глядя на J-20 и J-31, можно судить о том, что собственный стиль и направление в создании авиационной техники в КНР еще на нашли, а это значит, что у китайских авиастроителей впереди долгие годы кропотливой работы.По сути, китайский ВПК впереди ждут не один десяток ОКР по вопросам использования авиационных материалов, расчеты наиболее оптимальной конфигурации планера, проработка вопросов понижения радиолокационной заметности и в довершение ко всему создание собственных авиационных двигателей. Только при соблюдении всех условий китайские истребители встанут в один ряд с российскими и американскими самолетами пятого поколения и начнут выполнять задачи, для которых создаются.

Китайский истребитель пятого поколения J-20 впервые показали публике. Китай впервые показал истребитель пятого поколения J-20 в рамках авиакосмического салона Airshow China — 2016.

Дебютный показательный полет самолета состоялся в рамках авиакосмического салона Airshow China-2016, который открылся в городе Чжухай (провинция Гуандун). Разработкой истребителя, пробный полет которого прошел в начале 2011 года, занимается корпорация Chengdu Aircraft Industry Corporation.

Кроме "Цзянь-20", Китай разрабатывает еще один истребитель пятого поколения — "Цзянь-31" (J-31). Как сообщил ранее РИА начальник департамента ВВС Сергей Корнев, J-31 будет летать на российском авиадвигателе РД-93. Этот самолет впервые поднялся в воздух 31 октября 2012 года.

Chengdu J-20 (J-XX) представляет собой большой (длина 21-23м) и тяжелый (взлетный вес 35-40 тонн) истребитель схемы "утка". Он имеет треугольное в плане крыло с наплывами и цельноповоротное переднее горизонтальное оперение (ЦПГО). Вертикальное оперение - двухкилевое, с наклоненными в стороны цельноповоротными килями и с подфюзеляжными гребнями. Схема такая же, как у "1.44", и размеры почти одинаковы. Но есть и отличия в деталях. МиГ имел крыло большей площади, что обеспечивало ему меньшую удельную нагрузку на крыло и лучшую маневренность. Кили китайца развалены в стороны, чего не было у нашего самолета. Зато такие очертания были в проектах, которые прорабатывали на МиГе после неудачи с "1.44", в частности, на "1.46". Конфигурация наплывов крыла тоже явно своя, как и форма килей и переднего оперения. Носовая часть фюзеляжа выглядит срисованной у американского F-22A. Воздухозаборники явно скопированы у "злосчастного" F-35.Фонарь кабины выполнен по перспективной беспереплетной схеме и скопирован у американцев. Получился весьма некрасивый самолет, слепленный из решений разных поколений, стран, конструкторских школ. В общем, эдакий "летающий Франкенштейн", которому пришили американскую "морду" к российскому "телу". Пришили, причем, китайскими нитками и иглой из настоящего китайского металла. Со всеми вытекающими последствиями.

Вместе с аэродинамикой неудачника "1.44" китайский самолет приобрел и его проблемы, которые китайцам придется решать самостоятельно.Аэродинамическая схема с передним оперением для самолета, претендующего на малозаметность, является изначально ошибочной. Переднее оперение и само создает проблемы с малозаметностью, да еще и увеличивает сопротивление воздуха, снижая дальность полета. Использование подфюзеляжных гребней может порадовать лишь радиолокационные станции противника, такие гребни тоже увеличивают радиолокационную заметность самолета. Особенно забавным выглядит использование на тяжелом самолете, который должен стать главной ударной силой ВВС, воздухозаборников от малоскоростного F-35, который на большой сверхзвук и не рассчитывался. Хотя размеры воздухозаборников и позволяют установку более мощных двигателей - их форма просто не позволит J-20 достичь скоростей более 1.6 скорости звука. Вероятно, его максимальная скорость составит не более 1.5М (скоростей звука) на большой высоте. Это 1600 км/ч. О крейсерском сверхзвуке придется тем более забыть - этот самолет даже с более мощными двигателями не сможет выйти в бесфорсажном режиме за скорость звука. Такое ощущение, что перекопировали просто не думая, раз есть у конкурентов - значит, перспективно, надо сделать и нам точно так же.

Гидросистема самолета, судя по фотографиям, не рассчитана под повышенные давления, как это сделано на настоящих истребителях пятого поколения - Т-50 и F-22A. Из-за этого масса и размеры гидроприводов получаются велики, что влечет перетяжеление конструкции. Решения же по цельноповоротным килям и по отсекам для уборки шасси вообще влекут сомнения в адекватности их разработчиков. Отечественные специалисты над этими решениями откровенно посмеиваются.

Пока не слышно и не видно никаких реальных достижений в области создания радиолокационных станций достойного уровня, с активными фазированными антенными решетками. Определенное сотрудничество с российскими разработчиками в этой области велось несколько лет назад, но затем, похоже, было свернуто. Ведь невыгодно помогать создавать радар для конкурента своему истребителю поколения 4++ Су-35, который надеются продать и в Китай.

Но самое страшное для китайцев - не в этом. Для самолета нет своих двигателей. Перспективный двигатель 5-го поколения WS-15 существует лишь в мечтах и далеких планах. Имеющийся собственный двигатель 4-го поколения WS-10A неработоспособен. Он обладает отвратительной динамикой и низкой устойчивостью на разных режимах работы, что необходимо истребителю. И он имеет околонулевой ресурс - 25-40 часов, вместо требуемых 400-800 часов. Решение его проблем пока находится вне поля возможностей китайской промышленности. У КНР нет ни нормальных лопаток для авиадвигателей, ни многого другого. И цифровая система управления мотором неспособна увеличить ресурс. Ставить такой двигатель на самолет просто страшно, если в паре с ним нет нашего АЛ-31Ф. Потому он не устанавливается даже на клон Су-27СКК, истребитель J-11B, что, вкупе с другими проблемами, ставит на будущем самолета крест. Существует и более мощная модификация WS-10G. Но ее ресурс может оказаться еще меньше. У китайцев есть два экземпляра J-20, причем с одинаковыми бортовыми номерами - местная экзотика для отвода глаз. На одном стоят китайские двигатели, он, похоже, и взлетел. Но основную нагрузку будет нести второй самолет, на котором стоят наши АЛ-31ФН, поставляемые для истребителей J-10. А самолет с отечественными моторами будет простаивать в ангаре, свою функцию он выполнил. Нижнее расположение агрегатных коробок АЛ-31ФН, кстати, не позволяет китайцам сделать нормального размера отсеки для оружия в "брюхе" своего "мастодонта" под моторами. Но, возможно, отсек оружия поместится между ними. Но на первых летных самолетах никакого отсека оружия не видно.

Тяговооруженность J-20 мала, и он явно отстает по ней и от Т-50, и от F-22A и от Су-35С и Су-30. Шансов на то, что для J-20 продаст более мощные двигатели хотя бы переходного к следующему, поколения, такие, как "117С", близки к нулю. Разве что - внутри солидной партии Су-35. Но, конечно, возможны варианты - может поставить двигателей больше, чем самолетов, если сделка будет заключена. И закрыть глаза на то, что часть их используется не по назначению. Но проблемы китайцев это не решит. Пока не будет надежного и мощного своего двигателя - любые разработки по новому поколению есть детские забавы.

Вывод - получается тяжелый, габаритный, немалозаметный самолет с низкой маневренностью и тяговооруженностью, к тому же, неспособный достичь больших скоростей в 2 и более скоростей звука.

Ну и куда такой самолет сгодится? Для перехватчика не хватит скорости, для истребителя завоевания превосходства в воздухе слишком велик, тяжел и неманеврен. Размеры носовой части солидные, но поставить туда в качестве РЛС нечего. Ударный самолет сделать можно, да только неизвестно, поместится ли во внутренние отсеки для поражения наземных целей, ведь оно весьма объемно. В нынешем виде J-20 может стать просто демонстратором устаревших на 10-15 лет технологий, которые вряд ли приведут к созданию на его базе китайского боевого самолета-истребителя 5-го поколения (в КНР называемого 4-м поколением). На прототип пятого поколения он не тянет никак. Китайцам еще предстоит пройти эту дорогу, и она будет долгой.

ЛТХ:
Модификация J-20
Размах крыла, м 12.88
Длина, м 20.30
Высота, м 4.45
Площадь крыла, м2 78 .00
Масса, кг
пустого самолета 19391
норм мальная взлетная 32092
максимальная взлетная 36288
Тип двигателя 2 ТРДДФ WS-10G
Тяга, кгс 2 х 14470
Максимальная скорость, км/ч 2600 (М=2.00)
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км 5500
Практический потолок, м 20000
Экипаж, чел 1
: одна 30-мм пушка
8 узлов подвески в двух подфюзеляжных отсеках для УР
PL-15или УАБ и два боковых отсека по 2 узла подвески с УР PL-10

Дороги. Причем цена их высока настолько, что процесс перевооружения даже небольшой армии влетит «в копеечку» и потребует от налогоплательщиков этого государства ощутимо затянуть пояса. Исключением может стать разве что большая страна с мощной армией. У нас есть ПАК-ФА, американцы доводят до ума Ф-35, а… Китай строит J-20. Многоцелевой истребитель пятого поколения - серьезная заявка от китайцев, которые все явственнее начинают играть заметную роль в мировой геополитике.

В настоящее время единственным «официальным» истребителем пятого класса, который стоит на вооружении, является американский Ф-22. Да и он уже снят с производства, так как все силы брошены на доводку Ф-35. У нас ситуация с Т-50 довольно мутная, но все же работы по его доводке ведутся, и есть несколько опытных машин.

Китайские реалии

В настоящее время Китай выпускает только технику четвертого поколения. В общем и целом почти все эти машины - калька с российских образцов. Особенно «популярен» оказался Су-27. Но в недавнем прошлом мировые военные эксперты окончательно уверились во мнении, что у китайцев скоро появится J-20, многоцелевой истребитель пятого поколения. Впервые эта машина была замечена на аэродроме Chengdu Aircraft Design Institute, в момент выполнения демонстрационного полета. Произошло это еще в далеком 2001 году.

Известно, что самолет получил обозначение «Черный орел», и сейчас китайцы заняты интенсивными наземными испытаниями новой машины. Несколько раз в сети появлялись снимки «орла», выполняющего короткие «пробежки», имитирующие момент взлета. Вплоть до последнего времени официальные власти КНР всячески отрицали существование перспективного истребителя, но есть мнение, что все эти «утечки» - послание возможным противникам Китая в этом регионе.

Предпосылки создания

Политики и военные Поднебесной уже который год с некоторым раздражением наблюдают, как подле их границ барражируют американские F-22, которые «защищают» Тайвань, Южную Корею и Японию. И если с южнокорейцами и даже японцами (до последнего времени) китайцам удавалось вполне мирно уживаться, то Тайвань - разговор особый. Существование этого государства «как кость в горле» для руководства КНР. Военная напряженность в том регионе сравнительно велика, провокационные «залеты» американцы устраивают довольно часто. Соответственно, «в случае чего», китайцам уж очень бы хотелось иметь истребители, способные на равных сражаться с Ф-22.

К какому времени относятся первые сведения о начале разработки J-20? Многоцелевой истребитель, по всей видимости, начали создавать еще в 1995 году. Планировалось, что на вооружение НОАК он поступит уже в 2015 году, но сегодня ясно, что произойдет это не раньше 2017 года.

Откуда данные?

Схема самолета - «продольный триплан». Оперение - V-образное. Известно, что работы по созданию нового истребителя ведутся сразу несколькими исследовательскими КБ. Насколько «самостоятельно» создавался J-20? Многоцелевой истребитель, который катастрофически напоминает американский Ф-35, по непроверенным сведениям, помогали создавать отечественные специалисты. Сообщается, что некое соглашение было достигнуто в 1993 году, но реальность этого находится под большим сомнением.

Но есть в этих слухах и рациональное зерно. Дело в том, что произвести без фундаментальных исследований в области материаловедения нереально. В конце 80-х годов прошлого века группа китайских ученых была командирована в США, в Стэндфордский университет, который ныне и занимается работами по окончательной доводке Ф-35. Кроме того, китайцы работали совместно с «Боингом» и «Эрбасом» в области гражданского самолетостроения, так что кое-какие наработки могли быть ими получены от того же «Боинга».

Последний, вопреки широко распространенному в нашей стране мнению, является крупным производителем не только гражданских лайнеров, но и военной техники: ударные БПЛА, тот же Ф-35 и Ф-22, - и это далеко не полный перечень их детищ.

Было бы наивным считать, что ученые Поднебесной не получили в ходе этого сотрудничества каких-то интересных данных, которые впоследствии пошли на создание новой и перспективной машины. Уже в 2005 году китайцы официально заявили, что работы «близки к завершению», объявив о начале ходовых испытаний. Как сейчас понятно, на самом деле до конца исследований было очень и очень далеко, а многоцелевой истребитель Chengdu J-20, характеристики (предварительные) которого расписаны в статье, еще даже не поднимался в небо…

Предполагаемые характеристики и численность

Известно, что по основным характеристикам он должен быть аналогичен F-22 или ПАК-ФА Т50. Информация по этим самолетам крайне скудна. Во всяком случае, можно с уверенностью утверждать, что создать многотысячную «орду» истребителей пятого поколения у китайцев наверняка не выйдет. Так, даже у американцев с их «печатным станком» имеют только 187 «Рапторов». Напомним, что изначально ВВС США желали обзавестись как минимум 500 самолетами такого типа, но постепенное повышение их стоимости сыграло свою роль.

У китайцев же на сегодняшний день имеется около 400 истребителей четвертого поколения, так что можно предположить, что и «пятиклассников» вряд ли будет более 200 штук. Конечно, все это теория, о реальном же положении дел можно будет судить не ранее 2020 года.

Характеристики планера

Длину китайский истребитель J-20 имеет приблизительно 23 метра, а размах крыла (судя по имеющимся снимкам) - в пределах 14 метров. Скорее всего, взлетная масса этой машины не превышает 36 тонн. На опытном самолете видны сразу два поворотных киля, причем в серийном варианте от этих деталей могут отказаться. Впрочем, многоцелевой истребитель J-20, длина которого более 20 метров, вряд ли сможет без них обойтись, так как китайцы позиционируют новую модель «как наиболее маневренный самолет последних лет». Что ж, увидим.

Воздухозаборники и кабина пилота по своим очертаниям подозрительно напоминают аналогичные детали F-22. Внутренние оружейные отсеки самолета отличаются большой вместительностью. ЭПР, то есть эффективная площадь рассеивания истребителя, не должна превышать 0,05 кв. м.

РЛС

Что еще можно сказать о технологиях, которые будет использовать истребитель Chengdu J-20? Технические характеристики этого самолета и по сей день во многом секретны, но кое о чем догадаться все же можно. Так, с высокой степенью вероятности можно предположить, что на него будут ставить РЛС с АФАР Туре 1475/ KLJ5. Кабина - полностью «стеклянная», с объемным и информативным ИЛС. Отчего такая уверенность?

Дело в том, что все эти технологии, на тот момент самые новые, экстренно тестировались на истребителе J-10B. Для чего такая спешка? Есть только одно логическое объяснение - на подходе новая машина, на которой все это оборудование должно работать идеально.

Есть вполне официальные сведения, что на этих самолетах может оказаться БРЛС X-диапазона «Тип 1474» (или KLJ-5. Опять-таки, практически все зарубежные военные специалисты очень сомневаются в «чистокровности» этой станции, так как она наверняка произведена с обильными заимствованиями.

Здесь главный вопрос такой: смогли ли китайские инженеры полностью копировать все иностранные комплектующие, или им приходится использовать для этой цели легально закупленное оборудование? Дело в том, что данная отрасль в КНР за последние годы сильно вперед не продвигалась. Сложно представить, что Поднебесная всего за три-четыре года смогла создать принципиально новую РЛС самостоятельно.

Силовая установка

Скорее всего, что новых двигателей китайцы создавать не станут, а ограничатся уже имеющимися WS-10. Их тяга в условиях форсажа может достигать 13200 кгс. На прототипе не заметно того, что используется технология изменения вектора тяги, но она явно появится на серийном самолете. Американские военные источники предположили, что Китай мог получить от России.

Причастна ли наша страна к созданию этого истребителя?

Опять-таки, продолжая тему «русского следа» в создании самолета. Западные аналитики предполагают, что КНР в свое время приобрела наши двигатели «117С», которые развивают тягу на форсаже уже по 14500 кгс. Не исключено также, что многоцелевой истребитель Chengdu J-20 (фото его вы увидите в статье) будет использовать опять-таки наши движки «99М2». Их производят на предприятии ММПП «Салют». Эта силовая установка в форсажном режиме выдает 14000 кгс.

Нужно сказать, что все эти предположения не лишены смысла. Дело в том, что модель WS-10 самими китайцами рассматривается в сугубо экспериментальном аспекте, и пока не было сведений, что они сумели довести его до ума. Так какие двигатели все же получит истребитель Chengdu J-20? Военный самолет просто обязан иметь нормальные моторы, ведь иначе не понадобится даже противника: он сам благополучно упадет!

Сага о движках…

Появились моторы WS-10 еще в конце 90-х годов прошлого века. В общем-то, в зарубежной периодике тут же есть утверждения, что китайцы просто скопировали российские АЛ-31Ф. Как ни странно, но это не так. Пожалуй, эти движки действительно можно назвать чисто китайской разработкой, и создавались они практически с нуля, без заметного воздействия «копирки».

Впрочем, и это утверждение спорно. Вполне авторитетные авторы указывают, что WS-10 никак не могли появиться без участия АЛ-31Ф. Более того, на сей раз у китайцев вышел настоящий «интернационал», так как газогенератор, который используется в этих двигателях, как две капли воды похож на французский CFM56.

Проблемы модернизации…

Вообще китайский мотор развивает (или развивал?) тягу только 11 200 кгс, а потому по своим характеристикам он больше соответствует модели АЛ-21Ф, нежели чем более новой модели. Опять-таки, есть подозрения, что китайские инженеры все-таки смогли поднять тягу WS-10A до 13200 кгс, но… В недалеком прошлом американская разведка установила, что ресурс этой «модернизации» не превышает 50-100 часов (!) полета. Так что это явно не вариант, ибо истребитель Chengdu J-20 «Черный орел» просто обязан (с китайской точки зрения) оказаться триумфом самолетостроения, и таких конфузов никто не допустит.

Хотя, если китайцы за последние годы все же продвинулись в производстве нормальных материалов для камеры сгорания, WS-10 все же могут оказаться «на коне». Есть также расплывчатые сведения о модели WS-15, причем эти движки должны развивать тягу аж до 15000 кгс. Но есть мнение компетентного и авторитетного редактора авиационного журнала Aviation Week: Билл Свитмэн говорит, что этот тип моторов еще настолько плох, что их просто опасно ставить даже на опытные самолеты, не говоря уже о перспективной машине.

Первые испытания

Есть основания утверждать, что в начале 2014 года китайский истребитель J-20 существовал минимум в двух экземплярах. Первая в истории этого самолета скоростная рулежка проводилась в 2010 году. В конце года посмотреть на новое чудо китайского самолетостроения приезжало все высокопоставленное политическое руководство КНР.

Выводы

Итак, каков итог? Каким станет J-20? Китайский истребитель пятого поколения, вне всякого сомнения, станет очень интересной моделью. Но насколько он будет революционным - тот еще вопрос. Во-первых, китайцы всячески расхваливают его «стелс-ориентацию». Это уже вызывает много сомнений. Во-первых, действительно высокое рассеивание луча наблюдается только на чем-то, напоминающем знаменитый американский В-117, который сами летчики ВВС США ласково называли «летающим утюгом». За его «выдающиеся» летные качества, естественно. Так что особой «незаметности» у самолета более-менее классических форм быть не может.

Наконец, и машины четвертого поколения у китайцев - «нелицензионные» кальки с нашего Су-27, так что сложно говорить о каких-то серьезных наработках в самой КНР.

Кроме того, истребитель Chengdu J-20 чрезвычайно революционен для китайского авиапрома. Получится ли в результате что-то удачное? Пока что сложно сказать, учитывая проблемы с двигателем, но вскоре, то есть в 2017 году, мы должны все увидеть своими глазами, так как на первый квартал этого года намечены официальные показы новой машины.

Правообладатель иллюстрации Getty Images

Китайский истребитель пятого поколения "Чэнду J-20" впервые представлен публике на авиасалоне в Чжухае - крупнейшей в Китае ярмарке производителей и продавцов авиатехники.

Правда, экспертам не удалось получить подробных сведений - непонятно даже, какие именно двигатели на нем установлены.

Ранее публике представили тяжелый военно-транспортный самолет, как утверждают в Пекине, самый крупный из производящихся серийно. А год назад Китай представил свой первый пассажирский самолет C919, который должен составить конкуренцию Boeing и Airbus.

За китайцами давно закрепилась слава искусных копировальщиков, некоторые скептики именно таким образом объясняют китайское экономическое чудо. Но не пора ли немного подкорректировать этот стереотип?

Ведущий программы "Пятый этаж" Михаил Смотряев обсуждает тему со старшим научным сотрудником Института Дальнего Востока РАН Василием Кашиным и военным экспертом Александром Гольцем .

М ихаил Смотряев: Первые отзывы о китайском истребителе уже ходят в интернете пару лет, с тех пор, как начались тестовые полеты, и его кто-то увидел , кроме китайских военных чиновников.

Там много непонятного. Самолет выглядит как странная коллекция частей и аэродинамических решений, позаимствованных из российских и американских истребителей. Эксперты высказывают сомнения в том , что он будет летать так, как положено самолету пятого поколения, не говоря уже о том, что для него нет запчастей и нет пока своих китайских двигателей. С теми, которые есть, он будет летать плохо.

Но, раз его показали, значит, было что показывать. Хотя утверждают, что те две машины, которые могут летать, имеют одинаковый бортовой номер, что позволяет при случае одну подменять другой. Насколько это эпическое событие?

А лександр Гольц: Какой-то смысл это имеет. По видеозаписи действительно ничего сказать нельзя, кроме как поверить на слово тем, кто этот показ устроил, что это пролетел истребитель пятого поколения.

Правда, у нас приблизительно такие же знания и о российском истребителе пятого поколения. Ни в китайском, ни в российском случае мы ничего не знаем о двигателе, а значит, мы ничего не знаем о главном качестве истребителя пятого поколения - о его способности летать на сверхзвуке без форсажа. Мы не знаем, из каких материалов создан этот истребитель.

Значит, мы ничего не знаем о его другом важнейшем качестве - его малозаметности. Мы абсолютно ничего не знаем об электронике этого самолета и его вооружении. Судя по силуэту, а, главным образом, по картинкам, которые опубликовало Синьхуа, можно допустить, что одно свойство истребителя пятого поколения - размещение вооружения внутри самолета - похоже, будет выполнено. И все.

М.С. : То есть судить о том, грандиозный ли это успех или не менее грандиозное поражение, мы пока не можем. По такому пролету на шоу сложно о чем-либо судить, кроме того, что эта вещь действительно летает. Чтобы добиться хотя бы этих результатов, китайским инженерам пришлось поработать.

И предмет нашего разговора сегодня, в большой степени, - именно то состояние, в котором сейчас находится китайская инженерная наука. Ее военным аспектам всегда уделяется большее внимание, но в Китае в последнее время заметны вполне самостоятельные достижения, сопоставимые с западными, и в том, что касается невоенных отраслей, того же транспорта.

Представленный год назад, пока еще не летающий макет пассажирского самолета, который должен составить конкуренцию оингам " и эробусам " - насколько это вероятно в ближайшие лет десять?

В асилий Кашин: Про J20 мы знаем все же больше. Имеется архив фото летных испытаний, есть видео более шести летающих экземпляров. Про него известно довольно много - это самолет с радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой, внутренними отсеками с оружием и множеством современных особенностей.

Что касается инженерной школы в целом, сейчас ведутся огромные исследования и США, и в других странах мира, касающиеся смены модели инновации и в китайской оборонной промышленности, и высокотехнологичной промышленности в целом. Первоначально у китайцев действительно была такая модель прямого заимствования, копирования, которая в разных отраслях с разной скоростью начала замещаться другими моделями.

Сначала комбинирование и креативная адаптация к китайской промышленной базе, улучшение, и потом переход к более сложным и высоким формам инноваций, которые сопровождаются повышением доли собственного творчества. Это происходит во многих отраслях.

Мы видим, что у китайцев есть серьезные прорывы в производстве суперкомпьютеров, в робототехнике, если говорить о военной сфере - в ракетостроении и радиолокации. В авиапромышленности они действуют в русле мировых тенденций и создают самолет как конструктор, подобно российскому "Суперджету". С919 будет самолет, в котором китайского производства будет только планер, а все компоненты от ведущих мировых производителей, включая двигатель, включая оборудование салона, шасси.

Потом они рассчитывают на постепенное повышение доли китайского содержания в этом самолете. Это большой риск. Это попытка бросить вызов Boeing и Airbus на рынке больших пассажирских самолетов. Пока невозможно сказать, получится ли что-либо.

Китай в своей истории один раз сделал попытку производить большие пассажирские самолеты - в 80-е годы была попытка скопировать Boeing 707. С919 - это что-то совсем другое, но среди тех, кто наблюдает за проектом, есть мнение, что он будет идти тяжело, сопровождаться задержками. И китайцы уже признали, что сроки отодвигаются. Скорее всего, его удастся довести до какого-то приемлемого уровня.

А дальше огромная роль государства на рынке авиаперевозок, большая доля госсобственности приведет к тому, что какое-то количество самолетов китайские авиакомпании купят, при господдержке удастся какое-то количество экспортировать, и это будет старт для китайского гражданского авиапрома. С военным авиапромом дело уже обстоит довольно неплохо.

М.С. : Гражданский авиапром - это специфическая китайская версия импортозамещения. Год назад Синьхуа сообщало, что на С919 получено уже какое-то количество заказов - называлась цифра 517. Причем не только из Китая, но и из-за рубежа. Но Китаю есть чем похвастаться не только в авиации.

В Китае сейчас самая протяженная сеть сверхскоростных железных дорог. И рекорды скорости китайские поезда долго держали, а некоторые из них, например, Маглев, держ а т и сейчас. Но это ведь тоже не чисто китайская разработка? Начиналась она тоже с прямого заимствования?

В.К. : Скоростные железные дороги - это не только классический пример прямого заимствования, но и яркий дискредитирующий Китай пример нарушения интеллектуальных прав иностранных партнеров.

Китайцы заключили соглашения сразу с несколькими ведущими производителями скоростных поездов - японскими, европейскими - и практически во всех случаях нарушили условия этих соглашений. В конечном счете они перешли к самостоятельному производству соответствующих составов, довольно быстро смогли достигнуть высокого уровня производства и дальше перешли к улучшению базовых конструкций, например, фирмы Siemens, и следующим этапом уже является продвижение этой техники за границу.

Здесь они осуществили ускоренный рывок в развитии, используя прямое заимствование и улучшение. Но есть области, где они довольно-таки оригинальны и самостоятельны. Это ракетная техника, космическая техника отчасти. Они имеют свои интересные решения в судостроении, в компьютерной технике, делают самые быстрые компьютеры и постепенно наращивают в них долю китайских компонентов.

У них недостаточная способность к самостоятельным инновациям, и догоняющая модель, остающаяся в ряде отраслей, остается для них острейшей проблемой. Но большинство наблюдателей китайской промышленности отмечают, что постепенно то в одной, то в другой области это начинают преодолевать.

Возможно ли, что Китай совершит рывок и войдет в число технологических лидеров, пока неизвестно. Но сейчас Китай может на хорошем уровне решать вопросы, связанные с национальной безопасностью, обеспечением себя различными системами вооружений, чувствительных технологий, типа атомной энергетики. А там, где надо вести очень жесткую ценовую конкуренцию, положение может быть труднее. У Китая уже есть хорошо известные компании, которые борются за мировое лидерство. Но пока их мало для такой огромной страны.

М.С. : С военными технологиями понятно. Одно дело купить поезд у компании Siemens или автомобиль у компании BMW. Последняя безуспешно пыталась судиться с китайскими властями по поводу того, что некоторые модели были просто скопированы от начала до конца, по крайней мере, внешне. На них просто прилепили китайские значки.

А военную технологию так легко никто не продаст. И нам часто приходится обсуждать мнения о том, как можно потенциальному противнику, с которым лет через 50 придется воевать за Сибирь, продавать Су-35. И продаются они с комплектом, необходимым для их обслуживания в последующие несколько лет, из которого можно собрать еще пару двигателей для J20.

А.Г. : На продажу военной техники и технологий есть ограничения. Надо дождаться подходящего момента.

Для Китая, который оказался в очень сложном положении после событий на Тяньанмынь в 1989 году, подходящий момент наступил во время глубочайшего российского кризиса второй половины 90-х годов. Все военное производство выживало исключительно за счет китайских заказов.

Объединение КнААПО, которое сейчас производит наши истребители пятого поколения, жило только за их счет. И один из руководителей этого предприятия рассказывал журналистам, как им повезло - отправили китайцам очередную партию - а там тайфун и все смыло. И они снова заказали самолеты.

Потом произошли события не столь радостные, когда китайцы в середине 2000-х отказались от половины контракта на Су-27 и освоили, фактически скопировали, этот самолет, назвав его J11В. Россия долго и упорно торговалась с китайцами по поводу Су-35. Иногда происходили совершенно странные истории, когда после одного из госвизитов в китайской прессе вдруг появилась гигантская статья о том, что сделка по Су-35 заключена. И нашему Рособоронэкспорту, который явно не публичная организация, пришлось давать опровержение, что сделка не заключена.

Главная проблема здесь - вольные отношения китайских партнеров к интеллектуальной собственности. Но терпеливые китайцы дождались, когда Крым стал нашим, когда в результате международных санкций денег у России стало явно мало. И российский партнер стал довольно податливым. И в итоге было объявлено и о сделке по Су-35, и о сделке по С-400. Так что китайцы получат нужную им технологию для дальнейшего развития.

М.С. : Можно разобрать С у -35 по винтику. Но это совсем не то, что разобрать по винтику и скопировать АК-47 и наладить производство копий. И весь мир воюет сейчас не оригинальными калашниковыми, а китайскими копиями. Насколько разборка поможет наладить собственные технологии?

А.Г. : У нас не очень выдающиеся достижения по части авиационных двигателей. А у китайцев их еще меньше. И, скопировав J11В, они все же вынуждены были закупать большое количество наших двигателей. По мнению специалистов, на J20 тоже стоят наши двигатели. В других случаях удается не просто скопировать, а серьезно продвинуться, обогнав многие страны.

Самый характерный пример - китайские установки залпового огня, которые продвинулись дальше всех. Каждый случай надо рассматривать отдельно. Важно также, есть ли индустриальная база и индустриальная культура, чтобы воплотить в металл те разработки инженерной мысли, которые созданы. Что-то получается, где-то они остаются на уровне копирования. Это естественно.

М.С. : В любом случае, это колоссальный рынок, хотя военные и гражданские технологии торгуются с оглядкой на разные обстоятельства. А России сейчас следует сильно задуматься, потому что, если китайские копии российских истребителей и еще чего-нибудь выйдут на рынок, - это не то же самое, что автомобили, которых достаточно производят во многих странах.

Стран - крупных экспортеров вооружений не так много. И то, что мы сейчас продаем китайцам то, что они могут скопировать, не обязательно даже улучшая, и потом продавать дальше под собственной маркой, в долгосрочной перспективе, кроме военных сложностей, и российской экономике прямой убыток?

В.К. : Тема китайского копирования российского оружия сильно преувеличена. Большая часть того, что считается скопированным, производится ими по лицензии, проданной им в 90-е годы. Они всегда в той или иной степени нарушают соглашения в части охраны интеллектуальной собственности, с этим сталкиваются все компании, которые имеют с ними дело, но никого это до сих пор не остановило в развитии сотрудничества с китайцами, потому что терять такой рынок нельзя.

Су-35 не может быть скопирован в силу того, что невозможно скопировать двигатель - обладание образцом двигателя ничего не дает. Необходима полная информация о технологическом цикле его создания, и даже это не всегда поможет. То же самое касается электроники и многого другого. Они изучают этот вопрос, они будут знакомиться с этим самолетом.

М.С. : Если будут предлагать, скажем, китайскую копию BMW за полцены, наверняка найдутся желающие купить его, закрыв глаза на вопросы интеллектуальной собственности.

А.Г. : Они не смогут продать его за полцены. После девальвации рубля аналогичная китайская техника стоит дороже российской. По сравнению с ними, мы теперь дешевая страна и дешевый производитель.

Китайский экспортный танк стоит дороже сейчас, чем российский. В долларовом выражении зарплата рабочих на предприятиях оборонной промышленности в полтора-два раза выше, чем у их российских коллег. По покупательной способности соотношение будет другое, но по номиналу они теперь более дорогой производитель.

А второе - многие из важнейших российских рынков - это те страны, которые никогда ничего у Китая не купят по политическим причинам. Это Индия и Вьетнам, например.

И третье - мы рассчитываем, что пока будет какое-то наше участие, наши компоненты, мы сможем влиять на ситуацию на важных для нас рынках. Где-то они нас уже теснят.

Это неизбежно, они становятся военной сверхдержавой. Они - глобальный политический и экономический игрок, и для них часто экспорт оружия - инструмент продвижения своего влияния. В Африке немало уже было случаев, когда они давали военную технику и вооружения в виде помощи.

М.С. : Стоит ли в этом контексте нам опасаться китайской военной экспансии?

А.Г. : Конечно, есть опасения. Какие-то рынки они у нас отберут. Надо примириться с неизбежным. Китай - промышленный и экономический гигант. По-видимому, согласно формулировке В.В. Путина, мы будем ловить "китайский ветер в наши паруса".

_____________________________________________________________

Загрузить подкаст передачи "Пятый этаж" можно .

Истребитель пятого поколения Китая «Черный орёл» (Black Eagle)

истребитель пятого поколения j 20

Современное видео, Китайский истребитель пятого поколения Цзянь J 20 Черный орел в полете первая демонстрация на авиакосмическом салоне Airshow China - 2016.

Небольшое видео с самолетом J-20 «Черный орёл» тестовые полеты 2010-11 год (Black Eagle)

Истребитель пятого поколения F-22 Raptor

сейчас США разрабатывает новый многоцелевой истребитель F-35.

новый многоцелевой истребитель F-35

Работы над машинами такого типа "Истребитель пятого поколения" ведутся в России, смотрим здесь: >> и Китае прототип .

В настоящее время КНР выпускает истребители четвертого поколения http://www.youtube.com/watch?v=y6Aq7DDP3fE&feature=youtu.be, FC-1 и J-11B (китайский аналог российского Су-27 ).
Министр обороны США Роберт Гейтс подтвердил существование нового китайского истребитель пятого поколения .
В СМИ новый китайский истребитель получил обозначение J-20. 1 января 201 1 г. первый китайский опытный истребитель пятого поколения выполнил свой первый полет на аэродроме Chengdu Aircraft Design Institute.

НОВЕЙШИЙ КИТАЙСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ ВЫПОЛНЕН С ЧИСТОГО ЛИСТА

Китай может стать второй державой в мире после США, имеющей на вооружении истребитель пятого поколения . Китай начал наземные испытания истребителя пятого поколения, который тут же окрестили «Черным орлом» (Black Eagle). Новый самолет удалось сфотографировать во время подготовки к скоростной пробежке.

ФОТО китайского j 20, черный орел, пятое поколение

Большинство американских экспертов полагает, что это реальные снимки. Китай очень неохотно раскрывает свои военные секреты. Но сколько, уже в наше время было различных утечек, САМЫХ РАЗНОМАСТНЫХ СЕКРЕТОВ.
Руководство КНР давно уже обеспокоено тем, что у границ Поднебесной дежурят (которые раптор) ВВС США, они прикрывают не только Японию и Южную Корею, но при необходимости готовы поддержать и Тайвань, на который континентальный Китай смотрит «несытым оком». С Тайвань у Китая постоянные заморочки.

Первые сообщения о китайских разработках появились в 1995 г. Самолет, по летным характеристикам и характеристикам заметности сравнимый с американским F-22, может поступить на вооружение ВВС НОАК в 2015 г. Самолетом по схеме «продольный триплан» с V-образным оперением или выполненным по схеме «утка» с V-образным цельноповоротным вертикальным оперением, работы ведутся разными институтами, каждый работает со своей схемой. Истребитель пятого поколения, призванного прийти на смену самолетам J-10 и J-11.

j 20 в цехах авиазавода

По неверенным даным в 1993 г. страна достигла соглашения с Россией о привлечении к работам над перспективным самолетом консультантов из ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского и ОКБ им. Микояна.

Истребитель пятого поколения Китая-«Черный орёл» для своего производства,требует освоения производства современных композиционных материалов. В конце 1980-х годов группа сотрудников 611-го НИИ(кто и разрабатывает Истребитель пятого поколения) была отправлена в Стенфордский университет (США). Некоторае наработки Китай, видимо, получил и в ходе совместных работ с американской компанией «Боинг» и европейским концерном «Эрбас» по гражданской тематике, а также с украинской фирмой «Антонов», сотрудничавшей с КНР в разработке и модернизации военно-транспортных самолетов. Эти знания и технологии в значительной степени помогли Китаю при формировании технологической базы программы создания собственной разработки Истребитель пятого поколения Китая-«Черный орёл». В 2005 г., китайские разрабы заявили о завершении «очередного этапа разработки Истребитель пятого поколения » и что «варианты истребителя уже существуют практически в завершенном виде».

одна из новейших разработок китайцев j-20

Заместитель главкома ВВС НОАК генерал Хи Вейронг обещал, что Истребитель пятого поколения Китая-«Черный орёл» в 2017-2019 гг. его примут на вооружение. По своим основным характеристикам (в том числе по уровню радиолокационной скрытности и потенциалу радиоэлектронного комплекса) новый самолет должен находиться на уровне таких истребителей, как F-22 или . К настоящему времени информация о перспективном китайском самолете крайне ограничена, можно предположить, что его характеристики «наверняка будут близки к уровню F-22», с 1997 года по 2012 год было выпущено 195 машин, из них 187 истребителей переданы ВВС США. Военно-воздушные силы изначально хотели получить 750 , а группировка из почти 500 китайских истребителей поколения «4» (очевидно, имеются в виду машины J-10 и J-ll/Cy-27/ С-30) может рассматриваться как «технически паритетная» с группировкой американских самолетов аналогичного поколения (F-15, и F/A-18).

Одностороннее превосходство США в области истребителей, боевых кораблей и других дорогостоящих видов вооружений представляется «чрезмерным» в условиях «реальных экономических трудностей, которые испытывают сегодня Соединенные Штаты». 8 мая 2010 года он заявил, что «не видит большой проблемы в задержке поступления 100 новых истребителей (F-35) в условиях, когда вооруженные силы США располагают, в общей сложности, 3200 тактическими боевыми самолетами.

Разве можно расценивать как серьезную угрозу безопасности Америки тот факт, что к 2020 году США будут иметь лишь в 20 раз больше малозаметных истребителей, чем Китай?» - спрашивал министр обороны.
В августе 2008 г. головным по разработке истребитель пятого поколения в Китае стал 611-й институт. По неофициальным данным в том же году был построен и натурный макет нового самолета. По некоторым сведениям постройка первого опытного самолета началась в мае 2010 г., первый полет был запланирован на 2012 г.

Некоторые источники утверждают, что к концу прошлого года было построено два опытных самолета. Первая скоростная рулежка самолета с бортовым номером «2001» (это может означать экземпляр «01» самолета «20») состоялась 22 декабря 2010 г. на территории заводского аэродрома номер 132 корпорации Chengdu Aircraft Industry Group. 30 декабря 2010 г. корпорацию посетили высокопоставленные чиновники, осмотрев новый самолет.

j 20 приоритет для развития, отметим, за постройку пятого поколения самолетов, не взялась еще не Германия, ни Франция, ни Англия, а Китай, тут как тут

По предварительным оценкам, J-20 имеет длину около 23 м и размах крыла около 14 м. Взлетная масса самолета - 34000-36000 кг. Опытный самолет имеет два цельно-поворотных киля, которые могут быть сняты на серийных самолетах. Боковые воздухозаборники и фонарь кабины пилота напоминают воздухозаборники и фонарь самолета F-22. Самолет имеет большие внутренние отсеки вооружения. По мнению некоторых экспертов ЭПР самолета в передней полусфере не превысит 0,05 кв. м.

Наиболее вероятно, что на первом этапе самолеты будут оснащаться двумя двигателями WS-10 с тягой по 13200 кгс на форсаже. На первом самолете управляемых сопл на двигателях не заметно, но вполне вероятно, что они появятся на серийных машинах. Американские военные источники предположили, что Китай мог получить от России помощь в создании самолета, в частности, приобрести двигатели «117С» с форсажной тягой по 14500 кгс, не исключается также что самолет может быть оснащен российскими двигателями «99М2» производства ММПП «Салют» с форсажной тягой 14000 кгс в случае если китайские двигатели WS-10A получатся неудачными (по некоторым сведениям двигатель WS-10 в Китае рассматривается как исключительно экспериментальный).

j-20 вроде как фотомонтаж

Первые опытные двигатели WS-10A появились в конце 1990-х годов. В зарубежных СМИ часто можно встретить утверждение, что WS-10 является китайским воспроизведением российского двигателя АЛ-31Ф. Однако это не соответствует действительности. Двигатель WS-10 (с июня 2010 г. открыто экспонирующийся в музее авиации Китая) является национальной разработкой, конструктивно значительно отличающейся от ТРДЦФ АЛ-31Ф. WS-10 создавался под влиянием АЛ-31 Ф, но в китайском двигателе был использован газогенератор, разработанный на базе газогенератора французского ТРДД CFM56. При несколько большей, чем у АЛ-31 Ф массе, WS-10 имел тягу всего 1 1 200 кгс и по своим удельным параметрам соответствовал скорее двигателю АЛ-21Ф. Китайским специалистам, по всей видимости, все же удалось довести тягу двигателя WS-10A до 13200 кгс, но при этом его ресурс оставался на неприемлемо низком уровне - по некоторым сообщениям, всего 30-40 часов.
По другим данным, Китай мог установить на самолет J-20 двигатели WS-15 собственного производства с форсажной тягой 15000 кгс. Однако редактор еженедельника Aviation Week Билл Свитмэн отмечает, что эти двигатели еще недостаточно надежны для установки на опытный самолет.
В тайне остаются и другие подробности о технологиях, примененных в новом самолете. Предполагается, что на нем может быть установлена РЛС с АФАР Туре 1475/ KLJ5. Кабина самолета скорее всего «стеклянная», с одним большим МФИ и широкоугольным топографическим ИЛС. Многие эти подсистемы по некоторым сведениям прошли испытания на самолете J-10B.

экспериментальный новейший многоцелевой китайский самолет пятое поколение

Со ссылкой на неофициальные источники сообщалось, что в 2008 г. в 607-ом НИИ (специализирующимся на работах в области радиолокационных, а также других радиоэлектронных систем) была завершена работа (вероятно создание макетного образца) опытной БРЛС X-диапазона «Тип 1474» (или KLJ-5) с АФАР. Эта станция, как полагает ряд экспертов, хотя и является «национальным» китайским изделием, но создана с привлечением зарубежных технологий. При этом (разумеется, в случае, если макетный образец китайской АФАР действительно существует) остается открытым вопрос: являются ли прием-передающие модули этой антенны также комплектующими китайского производства, или приобретены за рубежом (напомним, что первая экспериментальная авиационная французская АФАР была сформирована из ППМ, приобретенных в США).
В 2008 г. на выставке в Чжухае был продемонстрирован крупноформатный многофункциональный экранный индикатор на жидких кристаллах, предназначенный, как было сказано в пояснениях к этому экспонату, для установки на перспективном истребителе и способный работать в полиэкранном режиме. Внешне этот дисплей был концептуально близок единому кабинному индикатору, примененному на американском самолете F-35. Следует сказать, что истребитель F-35 до настоящего времени является единственным самолетом в мире, оснащенным подобным оборудованием. На истребителях , Су-35 и использовано два или несколько МФИ меньшего формата.

Истребитель пятого поколения Китая «Черный орёл»

До принятия нового китайского самолета на вооружение пройдет еще много времени. Однако появление J-20 вызвало самый широкий отклик во всем мире, в первую очередь в США и на Тайване, и уже повлияло на ситуацию в регионе.
По состоянию на декабрь 2009 г. истребительная авиация КНР насчитывала 25 фронтовых истребителей J-6, 390 истребителей J-7, около 100 перехватчиков J-8I/II, 140 истребителей J-10 и 250 и Cy-30MKK/J-11. Имелось также 500 штурмовиков Q-5, составляющих основу тактической ударной авиации НОАК.

6 января 2011 г. тайваньская газета Taipei Times писала, что «информация, ставшая доступной на этой неделе, говорит о том, что Китай пошел гораздо дальше в разработке чем считалось ранее». «Для Тайваня это означает, что даже приобретение новейшей версии истребителя F-16 может обеспечить только короткий период паритета с НОАК», заявил газете старший научный сотрудник вашингтонского Международного центра оценок и стратегий Рик Фишер. По его словам, в течение 10 лет Китай может развернуть значительное количество истребитель пятого поколения J-20. Достоверные источники утверждают, что Китай может построить не менее 300 таких истребителей. Фишер также заявил, что для Тайваня было бы более целесообразно перенести свое внимание с развертывания новых систем ПВО к закупке истребитель пятого поколения F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, но «в усовершенствованном варианте с повышенным потенциалом ведения воздушного боя». Однако США не готовы, по всей видимости, продавать этой стране новейшие боевые самолеты, говорит эксперт. Тайвань намеревался купить 66 усовершенствованных истребителей F-16, но в скором времени президент Китая Ху Цзинь-тао предполагает посетить Вашингтон, и контракт на поставку этих самолетов в сложившейся ситуации вряд ли будет подписан в ближайшее время.
По мнению ряда экспертов стоимость китайского самолета J-20 может быть на 50-80% ниже стоимости российского самолета ПАК-ФА и американского F-22. Это обстоятельство может открыть китайскому самолету перспективу на международном рынке вооружений. В числе потенциальных клиентов уже называют Пакистан, страны Ближнего Востока, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и самые богатые страны в Африке.

ЭТО ИНТЕРЕСНО.

Создание J-20 это первый военный самолет, созданный в  Китае, у которого нет прямого прототипа.
Китайских авиаконструкторов обвиняли в плагиате вплоть до середины 1980-х.
Испытания Истребитель пятого поколения Китая-«Черный орёл», прошли на 2 ой день визита в Китай американского министра обороны Роберта Гейтса.