Самоходная артиллерия периода второй мировой войны. Американская самоходная артиллерийская установка Второй мировой войны

На фронтах Великой Отечественной войны советские САУ массово появились сравнительно поздно, лишь в конце 1942 года. Но это опоздание компенсировалось целой серией удачных машин, которых любили и уважали солдаты. О головной боли немецких танков и ДОТов - в этом материале.

Самоходная артиллерийская установка Су-76 на улице Вены, 1945 год. Фото: В. Гальперин / РИА Новости www.ria.ru

Эта самоходная артиллерийская установка была создана в 1942 году на базе легкого танка Т-70. Всего же выпущенных САУ этого типа было более 13000! Такая популярность объясняется довольно просто. Во-первых, орудием Су-76 являлась универсальная дивизионная пушка ЗИС-3 калибром 76,2 миллиметра, которая на тот момент уже доказала свою пользу. Ее подкалиберные снаряды с дистанции в полкилометра могли пробивать любые танки противника, правда, "Тигры" и "Пантеры" все же рекомендовалось бить в борта. Во-вторых, открытая рубка машины помогала экипажу теснее взаимодействовать с пехотой, например, в условиях городского боя. Из минусов - почти полное отсутствие бронирования, лишь несколько миллиметров стали отделяли экипаж от шальных пулеметных очередей. Но все же эта САУ была очень популярна, ведь ее подвижность была как у легких танков Красной Армии, а орудие куда как сильнее.

Су-85 и Су-100


Самоходные орудия Су-100 на площадке Челябинского тракторного завода перед отправкой на фронт, 1942 год. Фото:архив ТАСС

Следующей вехой развития отечественных САУ стала Су-85, которая относилась к классу истребителей танков. Су-85 была построена на базе легендарного танка Т-34 в 1943 году, а ее орудием была 85-миллиметровая пушка Д-5С-85. Надо сказать, что это была первая САУ, которая могла на равных сражаться с танками немцев. С расстояния более километра экипаж Су-85 мог вывести из строя любой танк противника, например, "Пантера" легко пробивалась в маску орудия подкалиберными снарядами. Также САУ сохранила маневренность и скорость своего "родственника" Т-34, и эта подвижность много раз спасала экипажам Су-85 жизнь. И под огнем самоходка чувствовала себя не в пример комфортнее, чем Су-76 - наклонная броня уже была не противопульной и с достоинством держала удар.

С появлением у немцев новых танков типа "Тигр-2" и САУ "Фердинанд" остро встал вопрос об увеличении мощности орудий советских противотанковых САУ. Было решено использовать базу танка Т-34-85 и 100-миллиметровую пушку Д-10С. В рекордно короткие сроки, к зиме 1943 года, конструкторское бюро Уралмашзавода представило на суд комиссии новую самоходку Су-100. Главным отличием от Су-85, естественно, являлась новая, более мощная пушка и наклонная лобовая броня толщиной 75 миллиметров. Несмотря на короткие сроки разработки и в целом удачный проект, Су-100 появились на фронте лишь в январе 1945 года. Городские бои оказались "коньком" самоходки, которая зачастую одним выстрелом фугасного снаряда "сдувала" огневые точки врага. Интересно, что спустя 70 лет Су-100 все еще находится на вооружении либо на хранении в добром десятке стран мира, лишний раз доказывая свою простоту и надежность.

Су-152 и ИСУ-152


ИСУ-152 в Берлине, 1945 год. Фото: ТАСС

"Зверобои", "консервные ножи" и множество других прозвищ дали этим могучим близнецам. Боевое крещение Су-152 получила в великом сражении на Курской дуге, где сразу же зарекомендовала себя как прекрасный истребитель немецких "кошек". Орудие самоходки - 152-миллиметровая пушка МЛ-20С - комплектовалось всеми видами 152-миллиметровых снарядов, но на деле экипажам необходимы были лишь осколочно-фугасные и бетонобойные. Одного попадания такого многокилограммового "ядра", щедро начиненного тротилом, было достаточно, чтобы убить весь вражеский экипаж и сорвать с погона башню. Зачастую от такого попадание еще и детонировал боекомплект, потревоженный ударной волной - тогда все вокруг могли лицезреть бесплатный салют.

Известно интервью, которое дал фронтовому корреспонденту командир 399-го самоходного полка подполковник Кобрин:

"...Вы представьте себе такую картину... Как сейчас помню: высота 559,6. Командир Рыбалко с нами. Самоходная установка Клименкова тут же стоит - в охране штаба. Идет деловой разговор. И вдруг слева идут немецкие танки. Восемнадцать штук! Идут колонной... Что будет? Рыбалко чуточку изменился в лице - на щеках заходили желваки. Командует Клименкову, который стоял рядом: "Запретить путь немецким танкам огнем!" - "Есть запретить!" - отвечает Клименков и - к машине. И что вы думаете? Первым же снарядом с тысячи восьмисот метров зажег головной танк, второй начал из-за него выползать - он его подбил, третий полез - он и его разбил, а потом и четвертый... Остановил-таки гитлеровцев, они попятились, думая, что тут целая батарея".

Чудовищная мощь орудия повсеместно использовалась для подавления огневых точек и ДОТов врага. Даже если бетонная стена выдерживала попадание снаряда, то люди внутри получали контузии и разрыв ушных перепонок.

Ближе к концу войны появляется самоходка ИСУ-152, во многом очень схожая с предшественницей. Главным ее отличием является шасси танка ИС, а следовательно большая подвижность, полезная для городских боев. Известный танкист Дмитрий Лоза в своих мемуарах вспоминал:

"Самоходка, шлепая по асфальту широкими гусеницами, заняла позицию на одной из улиц, выходящей на юго-восточную сторону площади... То самое любопытство, которое сгубило больше девственниц, чем любовь, потащило нас на улицу посмотреть, как самоходчики одним снарядом разнесут на куски немецких артиллеристов с их пушкой. Танкисты и десантники расположились возле "зверобоя" и стали ждать… Венские улочки, разбегавшиеся в разные стороны от центральной площади, не широкие. Красивые дома с венецианскими окнами высятся по их обеим сторонам. Грохнул выстрел крупнокалиберной пушки самоходки. Резко колыхнулся воздух. Полтора этажа дома вместе с вражеским противотанковым орудием и его прислугой рухнуло на землю. А в нашем расположении от мощной воздушной волны выстрела с треском лопнули толстые стекла в домах, находившихся рядом с самоходной установкой. Их тяжелые осколки посыпались на головы "зрителей", в результате были ранены руки и спины у десяти человек, а у двоих сломаны ключицы. Благо танкисты были в шлемах, десантники - в касках, и головы остались целы!".

Как и Су-100, ИСУ-152 до сих пор несут службу в армиях Вьетнама и Северной Кореи, все так же приводя солдат в благоговение своей разрушительной мощью.

В TOP-10 лучших самоходных артиллерийских установок периода Второй мировой войны вошли модели немецкого, советского и американского производства. Критериями оценки стали мощность и эффективность вооружения, скорострельность, меаневренность, защищеннноть экипажа и массовость производства.

10. Marder III — легкобронированная немецкая противотанковая САУ. Принята на вооружение в конце 1942 года. Выпускалась серийно до середины 1944 года. Высокая точность и скорострельность нивелировались низкой защищенностью экипажа. 75-мм пушка Pak 40 устанавливалось в открытой рубке.

9. M36 Jackson — американская САУ. Серийно производилась с ноября 1943 по сентябрь 1945 года, всего было выпущено 2324 единицы. Благодаря мощной длинноствольной 90-мм пушке, оказалась единственным сухопутным средством американцев, способным эффективно бороться с тяжелыми танками вермахта,

8. Sturmgeschütz III —
самая массовая САУ вермахта. Серийно выпускалась в различных модификациях с 1940 по 1945 год. Оборудована 75-мм пушкой. Серьезными недостатками было отсутствие пулемета и низкая начальная скорость снаряда. САУ была беззащитна в ближнем бою и против танков с хорошим бронированием.

7. Panzerjager Tiger (P) Ferdinand — немецкая тяжелая САУ. Вооружена 88-мм пушкой. Разработана в 1942—1943 годах. Один из самых сильно вооруженных и мощно бронированных представителей немецкой бронетехники.

6. ИСУ-152 — советская тяжелая САУ. Индекс 152 означает калибр основного вооружения машины. Разработана в 1943 году. Основным использованием ИСУ-152 была огневая поддержка наступающих танков и пехоты 152,4-мм гаубица-пушка имела мощный осколочно-фугасный снаряд. Эти снаряды были очень эффективны как против неукрытой пехоты, так и против укреплений. Из-за низкой скорострельности уступала специализированным САУ — истребителям танков.

5. Jagdpanzer 38 Hetzer — немецкая легкая САУ. Разработана в 1943 — 1944 гг. в качестве более дешевой и массовой замены штурмовым орудиям Sturmgeschütz III, но в дальнейшем была переклассифицирована в истребитель танков. Основное вооружение составляла 75-мм нарезная пушка Panzerjägerkanone PaK 39/2 L/48.

4. СУ-100 — советская противотанковая самоходная артиллерийская установка. Создана в конце 1943 — начале 1944 года. Броневой корпус выполнялся конструктивно как единое целое с рубкой и собирался при помощи сварки из катаных листов и плит броневой стали толщиной 20, 45 и 75 мм. Основным оружием СУ-100 являлась 100-мм нарезная пушка Д-10С.

3. Panzerjager Tiger Ausf.B —
немецкая противотанковая САУ. Применялась с начала Второй мировой войны по 1943 год. Всего было построено 202 подобных машины. Эффективно применялась против советских танков Т-34 и КВ 1 с с дистанций в 500—600 м. Более старые образцы советской бронетехники уверенно поражались с 700 метров. Заброневое действие 47-мм снаряда было весьма слабым, и даже при условии пробивания брони снаряд не наносил экипажу и оборудованию урона.

2. M18 Hellcat —
американская САУ. За время производства с июля 1943 по октябрь 1944 года было выпущено 2 507 истребителей танков. Лобовая броня составляла 2,54 см. Оборудовалась 75-мм и 76 мм пушками.

1. Jagdpanzer — тяжелая немецкая САУ. Разработана в 1943 году.. Оборудована мощной 88-мм пушкой Pak.43/3 (L/71). Обладала хорошей скоростью и проходимостью. Отличалась невысокой механической надежность и относительно тонкой бортовой броней.

Самоходные артиллерийские установки(САУ) занимают видное место в военной истории. Как уже можно догадаться из самого названия, эти боевые машины представляют собой артиллерийское орудие, смонтированное, как правило, на гусеничной базе какого-либо танка. В чем же принципиальное отличие САУ от танка? Главное, в чем действительно отличаются друг от друга САУ и танки – это характер решаемых задач в условиях реального боя. Отметим, что «самоходки» можно разделить на несколько классов, которые собственно уже сами по себе дадут ответ на поставленный вопрос. Так САУ класса самоходных гаубиц представляют собой артиллерийскую систему для огня по противнику с закрытых позиций, как и обычная буксируемая артиллерия. Такие САУ могут открывать огонь по позициям врага, находясь за десятки километров от линии фронта. САУ класса истребителей танков предназначены в основном для борьбы с вражеской бронетехникой, в основном хорошо бронированной. «Самоходки» относящиеся к классу штурмовых орудий ведут бой непосредственно на передовой, оказывая поддержку пехоте и танковым частям в прорыве оборонительных линий противника. САУ класса самоходных зениток(ЗСУ) прикрывают наземные войска от налетов авиации противника.

Совершенно очевидно, что САУ сами по себе имеют более специализированное назначение, нежели танки, которые зачастую, хотя и не всегда, могут использоваться как универсальные боевые машины и могут решать те же задачи, пусть и хуже чем САУ. В то же самое время «самоходки» решают конкретные задачи - например, подавление огневых точек врага или борьба с боевой техникой противника, более успешно, чем танки. Так, например советский тяжелый танк «ИС-2» очень часто применялся во второй половине войны при штурме немецких городов – по сути играя роль штурмового орудия, ведущего огонь по укрепленной цели. Мощный фугасный снаряд его 122-мм пушки был эффективен при стрельбе по зданиям, в которых укрылась пехота противника. Также он успешно поражал и долговременные огневые точки врага, быстро разрушая их при прямом попадании. В то же самое время из-за низкой скорострельности орудия «Д-25Т» возможности «ИС-2» в противоборстве с танками противника, равными ему по классу, например «Тиграми», были несколько ограничены. Задачи борьбы с танками противника более успешно решала САУ «СУ-100», имевшая более высокую скорострельность орудия и низкий силуэт.

Говоря об определенной «специализации» САУ в решение какой-либо задачи, а также относя её к какому-либо конкретному классу, не стоит думать, что эта САУ не может выполнять других функций. Практически все гаубичные САУ имеют возможность ведения огня по наземным целям, в случае если имеются достаточные углы склонения орудия, а следовательно теоретически в определенных случаях могут быть использованы и для борьбы с бронетехникой врага. В качестве примера «многогранности» приведем снова советскую САУ – на этот раз «СУ-152» . Эта боевая машина, которую номинально относят к классу штурмовых орудий, вполне успешно поражала тяжелые немецкие танки «Тигр» и средние танки «Пантера» , за что и получила грозное прозвище «Зверобой». Более того ограничено она могла выполнять и функции гаубичной артиллерии – углы возвышения орудия были достаточными для огня с закрытых позиций за пределами прямой видимости противника.

Рассмотрим более подробно классификацию самоходных артиллерийских установок:

1. Истребители танков

Как уже говорилось приоритетной задачей этих боевых машин является борьба с бронетехникой противника. Яркими примерами этого класса являются немецкие САУ «Marder», «StuG», «Ferdinand» и «Hetzer» ;советские «СУ-76» , «СУ-85» , «СУ-100» ;английская САУ «Archer» ; американские «самоходки» с вращающейся башней – «Wolverine» , «Hellcat» и «Slugger» . Главными преимуществами самоходных артсистем перед обычной буксируемой противотанковой артиллерией, была конечно их мобильность. Времени на развертывание батареи противотанковых САУ на определенном участке боевых действий требовалось намного меньше, что позволяло эффективно парировать танковые атаки противника, наносить контрудары. В наступлении САУ могли быстро перемещаться за передовыми частями или даже в боевых порядках этих частей, обеспечивая противотанковое прикрытие, в случае необходимости их можно было быстро бросить на танкоопасное направление. По сравнению с танками САУ часто обладали более простой конструкцией, соответственно производство их быстро и легко осваивалось, что позволяло выпускать их в очень больших количествах. К тому же САУ часто были дешевле танков. Как пример можно привести немецкую легкую САУ «Хетцер».

2. Самоходные гаубицы

Основными задачами этих машин были огонь по позициям противника с больших дистанций. Например артподготовка перед наступлением или огонь поддержки для подавления вражеских узлов сопротивления уже в ходе боестолкновения. Примеры: американская «M7 Priest» , немецкая «Hummel» , английская «Sexton» . В СССР специализированных гаубичных САУ не было, хотя их задачи могли ограничено выполнять САУ других классов, например «СУ-122» . Гаубичные САУ имели те же самое преимущества перед обычной артиллерией – мобильность и скорость. Гаубичная артиллерия в полной мере воплотила в себе силу и ураганную мощь буксируемых орудий с подвижностью и быстротой танковых соединений. В конечном итоге, не случайно этот род войск называют «богом войны»(фразу приписывают И.В.Сталину).

3. Штурмовые орудия

К классу штурмовых орудий относят САУ, предназначенные для непосредственной поддержки наступающих частей. Примеры: «ИСУ-152»(СССР) и «StuG III»(Германия). Отличительными чертами этих «самоходок» являются неплохое бронирование и мощное вооружение, достаточное для разрушения долговременных огневых точек противника. Эти САУ нашли свое применение в ходе прорыва сильно укрепленных полос обороны врага, где они успешно поддерживали атакующие части. Как уже говорилось некоторые САУ могли успешно сочетать в себе несколько функций. Вышеупомянутая «ИСУ-152» помимо задач штурмового орудия могла исполнять функции противотанковой и гаубичной САУ. Концепция штурмовых орудий полностью изжила себя после окончания войны в 1945 году, поскольку в послевоенный период появились танки, которые успешно выполняли задачи этого класса САУ.

4. Зенитные САУ

Самоходные артиллерийские установки с установленным зенитным орудием(ЗСУ) являются еще одним классом САУ. Совершенно очевидным является то, что их ключевая задача – отражение воздушных налетов авиации противника. Приведем примеры таких САУ – ЗСУ-37(Советский Союз) и «Wirbelwind»(Германия). Как правило ЗСУ отличались высоким темпом стрельбы и могли быть использованы не только против самолетов врага, но и против живой силы и слабобронированной техники, причем не менее эффективно. Особенно опасны такие САУ могли быть при огне из засад по движущимся в походных порядках колоннам противника.

Самоходные артиллерийские установки сыграли очень важную роль во Второй мировой войне. Как и танки, они стали воплощением военной мощи воюющих государств. Эти машины по праву вписаны в мировую военную историю и интерес к ним не утихает до сих пор.

На начальном этапе Второй мировой войны немецкие войска захватили богатые европейские трофеи, среди которых была и бронетехника поверженных стран. Часть танков немцы использовали практически без переделок, а на шасси некоторых из них создавали бронетехнику различного назначения: от транспортеров боеприпасов до самоходных гаубиц, которые часто выпускались очень ограниченными сериями. В этой статье речь пойдет о самоходных гаубицах Sturmpanzer II (Bison II) (выпущено всего 12 штук), G.Pz. Mk. VI (e) (построено 18 штук: 6 со 150-мм и 12 со 105-мм гаубицами) и 10,5 cm leFH 18/3(Sf) B2(f) (выпущено всего 16 штук).

Sturmpanzer II (Bison II)

Несколько неожиданный, хотя и вполне закономерный успех боевого применения импровизированных самоходок , вооруженных 150-мм гаубицей sIG 33 и построенных на базе легкого танка Pz.Kpfw.I Ausf.B, открыл «второе дыхание» для танков устаревших типов. Работы по установке различных артиллерийских систем на шасси танков в Германии были продолжены. Начиная с 1940 года, попытки установки тяжелых 150-мм гаубиц, столь необходимых для поддержки пехоты на поле боя, предпринимались в Германии многократно.

Немецкие конструкторы работали с различными шасси как легких, так и средних танков: от Pz.Kpfw.I до Pz.Kpfw.IV. Еще до того как в серию пошел Sturmpanzer I Bison у немецких конструкторов были планы создать что-то более эффективное, построенное на шасси и компонентах танков Pz.Kpfw.II. В октябре 1940 года компания Alkett собрала первый прототип на базе шасси танка Panzer II Ausf B, которое, как оказалось, не обеспечивало достаточно места для размещения столь массивного орудия, а также не могло в достаточной мере гасить отдачу орудия при выстреле. При этом пехотная 150-мм гаубица sIG 33 ставилась на танк уже без лафета и колес.

18 февраля 1941 года было принято решение построить Sturmpanzer II (который иногда называли Bison II) на модифицированном шасси танка Pz.Kpfw.II. Компоновка была оставлена прежней, но корпус танка удлинили на 600 мм и расширили на 330 мм. В состав ходовой части был добавлен один дополнительный опорный каток, в итоге их стало шесть. В отличие от многих немецких САУ, той же модели Sturmpanzer I Bison, которая напоминала скворечник на гусеницах, или САУ Wespe, новая самоходная гаубица не имела защищающих расчет бронеплит по всей длине надстройки. За счет практически полного отсутствия бронерубки высота САУ была небольшой.

Вооружение осталось неизменным. Была использована пехотная 150-мм гаубица sIG 33, которую немцы установили ни на одном танковом шасси. Пушка оснащалась штатным телескопическим прицелом Rblf36, который обеспечивал двукратное увеличение. Возимый боекомплект состоял из 30 выстрелов почти полностью осколочно-фугасных, но для борьбы с бронированными целями могли использоваться и кумулятивные боеприпасы. В укладке перевозился 7,92-мм пулемет MG34, предназначенный для защиты от пехоты противника.

Механик-водитель самоходки располагался в небольшой бронированной рубке перед боевым отделением. В отличие от базового танка в его распоряжении имелся люк для посадки и высадки из боевой машины. Силовая установка, элементы ходовой части и трансмиссия были без принципиальных изменений заимствованы у серийного танка. Двигатель остался прежним. Это был 6-цилиндровый бензиновый Maybach HL62 TRM, развивавший мощность 140 л.с. при 2800 оборотах в минуту. Согласно другим данным на серийных самоходках мог использоваться двигатель Büssing-NAG L8V с максимальной мощностью 150 л.с. также при 2800 оборотах в минуту.

Топливо размещалось в двух баках общей емкостью 200 литров. Для обеспечения лучшего охлаждения в крыше моторного отделения были вырезаны два больших люка. Сделано это было еще и потому, что самоходки изначально планировалось использовать в Северной Африке, куда уже был переброшен Африканский корпус под командованием генерала Роммеля. Трансмиссия была унаследована от танка и включала в себя механическую коробку передач (5 скоростей вперед и одна назад) типа ZF Aphon SSG46, главный и бортовые фрикционы, а также ленточные тормоза.

После всех изменений масса самоходки выросла до 11,2 тонн, что было на 2,3 тонны больше, чем у базового варианта танка. Однако серьезного влияния на ходовые качества машины этот факт не оказал. Sturmpanzer II по-прежнему мог разгоняться до 40 км/ч при движении по шоссе. А вот запас хода незначительно снизился с 200 км (у танка) до 180 км при движении по дорогам с твердым покрытием.
Производство самоходок велось компанией Alkett в декабре 1941 - январе 1942 года, всего за этот период было собрано 12 самоходных гаубиц. Из них были сформированы 707-я и 708-я роты тяжелых пехотных орудий, которые были отправлены на североафриканский театр военных действий. Здесь они достаточно активно использовались в боях, принимали участие в сражении у Эль-Аламейна. Последние Sturmpanzer II (Bison II) были захвачены союзниками в мае 1943 года после капитуляции немецких войск в Тунисе.

Тактико-технические характеристики Sturmpanzer II:
Габаритные размеры: длина - 5410 мм, ширина - 2600 мм, высота - 1900 мм, клиренс - 340 мм.
Боевая масса - 11,2 т.
Силовая установка - карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Büssing-NAG L8V, мощностью 150 л.с.
Максимальная скорость - 40 км/ч (по шоссе), около 20 км/ч (по пересеченной местности).
Запас хода - 180 км.
Вооружение - 150-мм пехотная гаубица sIG 33 и один 7,92-мм пулемет MG34 в укладке.
Боекомплект - 30 выстрелов.
Экипаж - 4 человека.


10,5 cm leFH 18/3(Sf) B2(f)

После захвата Франции немецкие войска получили в свое распоряжение большое разнообразие трофейных танков самых разных годов выпуска, находившихся в разном техническом состоянии. Среди прочего немцам досталось около 160 тяжелых французских танков Char B1 bis. Большая их часть использовалась немцами без особых переделок, примерно 60 танков переделали в огнеметные, а 16 стали 105-мм самоходными гаубицами, полное наименование 10.5-cm leichte Feldhaubitze 18/3 (Sf.) auf Geschützwagen B2 (f) 740 (f).

Решение о создании на базе шасси захваченных французских танков самоходных артиллерийских установок было принято в Германии в марте 1941 года. Их планировалось использовать для поддержки создаваемых на том же танковом шасси огнеметных танков Flammenwerfer Auf Pz.Kpfw.B2. Поставленная пред конструкторами задача была достаточно быстро решена путем установки в открытой рубке 105-мм легкой полевой гаубицы leFH18. Для этого башня танка с 47-мм орудием, а также 75-мм гаубица в корпусе демонтировались. На крыше боевого отделения размещалась неподвижная рубка, в лобовом листе которой было смонтировано новое орудие. Толщина бронирования рубки составляла 20 мм, крыша отсутствовала. Углы наведения в вертикальной плоскости составляли от -4 до +20 градусов, в горизонтальной плоскости по 15 градусов влево и вправо. Возимый боекомплект состоял из 42 выстрелов.

Стоит отметить, что 105-мм легкая полевая гаубица leFH 18 на протяжении всей Второй мировой войны составляла основу полевой артиллерии вермахта, так что ее выбор был не случаен. Гаубица находилась на вооружении легких дивизионов артиллерийских полков и была основой всей немецкой дивизионной артиллерии. Согласно официальным данным на вооружении вермахта находилось до 7076 гаубиц данного типа. Естественно, что в разное время немецкие конструкторы рассматривали различные варианты по увеличению подвижности данной артиллерийской системы путем установки ее на различные танковые шасси.

Первый прототип новой САУ с рубкой, выполненной из неброневой стали, был готов к июню 1941 года. При этом к моменту начала работ полностью исправных шасси французских тяжелых танков имелось достаточно мало. Согласно производственным планам Управления Вооружения в 1941 году было выпущено всего 10 таких самоходных гаубиц двумя партиями по 5 машин. В 1942 году было переоборудовано таким образом еще 6 танков. Таким образом, компанией Rheinmetall Borsig, располагавшейся в Дюссельдорфе, было собрано всего 16 самоходных артиллерийских установок данного типа.

Габариты новой самоходной гаубицы были весьма внушительными (высота практически 3 метра, длина - 6,5 метров), ее внешний вид можно было назвать несуразным. Но если размеры самоходки не были таким уж серьезным ее недостатком, то большой вес сказывался сильнее. Боевая масса машины была унаследована от тяжелого танка и составляла не менее 32,5 тонн, что было достаточно много для оставшегося неизменным 307-сильного двигателя. Даже при движении по шоссе САУ не развивала скорости более 28 км/ч, да и запас ее хода был сравнительно небольшим - 150 км.

Все выпущенные самоходки получили буквенное обозначение в алфавитном порядке - от А до P. Все машины поступили на вооружение 93-го артиллерийского полка 26-й танковой дивизии. В составе полка было три батареи по 4 самоходных гаубицы в каждой, еще 4 машины были сверхнормативными. При эксплуатации данной боевой техники практически сразу же были выявлены недостатки, к которым относили низкую маневренность и перегруженность шасси, что часто приводило к поломкам. По состоянию на 31 мая 1943 года боеспособными в полку оставались 14 машин. Тогда же они были переданы в учебное подразделение, расположенное в Гавре, на их место пришли 12 САУ Wespe. Однако в дальнейшем по мере осложнения обстановки на фронте самоходки вновь вернули в строй. Они были приданы 90-й танковой дивизии, которая действовала в Сардинии.

Тактико-технические характеристики 10,5 cm leFH 18/3(Sf) B2(f):
Габаритные размеры: длина - около 6,5 м, ширина - 2,4 м, высота - около 3 м.
Боевая масса - 32,5 т.
Силовая установка - 6-цилиндровый бензиновый двигатель Renault мощностью 307 л.с.
Максимальная скорость - до 28 км/ч (по шоссе).
Запас хода - 135-150 км.
Вооружение - 105-мм легкая полевая гаубица leFH 18/3 и один 7,92-мм пулемет MG34 в укладке.
Боекомплект - 42 выстрела.
Экипаж - 4 человека.

G.Pz. Mk. VI (e)

В отличие от многочисленных французских бронированных машин, британские танки немцами в массовом порядке никогда не использовались и не переделывались. Исключение в какой-то мере составляли только легкие английские танки Mk VI. По всей видимости, по той причине, что они составляли основу танкового парка Британского экспедиционного корпуса во Франции и были захвачены немцами в хоть сколько-то значительных количествах. На шасси данных танков немцами изготавливались два типа САУ, вооруженных 105-мм легкой полевой гаубицей leFH 16 и 150-мм тяжелой полевой гаубицей 15 cm sFH 13.

В обоих случаях речь шла об использовании устаревших артиллерийских систем периода еще Первой мировой войны. Вариант самоходной гаубицы с полным обозначением 10,5cm leFh16 auf Fgst Geschutzwagen Mk.VI(e) был готов уже летом 1940 года. Доработки машины были в первую очередь связаны с установкой на танковое шасси 105-мм гаубицы на специальном лафете. Артиллерийское орудие с длиной ствола 22 калибра и не имеющее дульного тормоза получило углы вертикального наведения в пределах от -8 до +41 градусов. Экипаж самоходки включал в себя 5 человек: механика-водителя, командира, наводчика и двух заряжающих.

Гаубица была расположена в открытой сверху и сзади бронированной рубке, которая появилась на месте танковой башни в кормовой части боевой машины. Толщина брони рубки составляла от 12 до 20 мм, бронелисты рубки были расположены под небольшими углами и обеспечивали защиту от попаданий пуль и осколков. В качестве альтернативного варианта рассматривалась также установка 150-мм гаубицы sFH 13. Однако орудие столь большого калибра для шасси легкого британского танка было чересчур мощным, что вело к проблемам при стрельбе. Однако несколько трофейных танков (до 6) были все-таки вооружены и таким орудием.

Всего немцы собрали 12 самоходных установок, вооруженных 105-мм гаубицей, и 6 - 150-мм гаубицей. Для их выпуска были использованы наиболее хорошо сохранившиеся британские танки Mk.VIb и Mk.VIc, которые хранились на пунктах сбора трофейной техники во Франции. По сути это были танкетки с вращающимися башнями, массой чуть более 5 тонн. На базе этих легких британских танков немцы также создали транспортер боеприпасов (12 машин) и подвижный наблюдательный пункт (4 машины). Все САУ и сопутствующая техника поступали на вооружение 227-го артиллерийского полка, а также вновь сформированной в рамках данной части 1-й батареи штурмовых орудий.

Скорее всего, самоходки вместе с полком отбыли на Восточный фронт в октябре 1941 года. Боевое крещение данные самоходные гаубицы приняли в боях под Ленинградом. Причем, по отзывам немцев, они могли использоваться даже для борьбы с советскими танками. Самоходки на английском шасси провоевали в СССР до конца 1942 года, когда в боях были потеряны последние машины данного типа.

Тактико-технические характеристики G.Pz. Mk. VI (e):
Боевая масса - 6,5 т.
Силовая установка - 6-цилиндровый бензиновый двигатель Meadows ESTE мощностью 88 л.с.
Вооружение - 105-мм полевая гаубица leFH 16 и один 7,92-мм пулемет MG34.
Экипаж - 5 человек.


Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/15cm_sig33_pz2.htm
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/gb/light_mk6.htm
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:G93_GW_Mk_VIe/
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:F28_105_leFH18B2/История
http://stalinhdtv.livejournal.com/21397.html
Материалы из открытых источников