Зарубежные боевые, ударные и штурмовые вертолеты. Ударный вертолет «Тигр» армейской авиации бундесвера Боевой вертолет тигр

Вертолетная площадка будет использоваться против советского наземного вторжения в Западной Европе. В течение его длительного периода развития страны на Советский Союз распался , но Франция и Германия решили продолжить с Тигром, развивая его вместо того, чтобы в качестве многоцелевых ударных вертолетов. Он достиг эксплуатационной готовности в 2008 году.

Тигр имеет честь быть первым все-композит вертолет разработан в Европе; даже самые ранние модели также включают другие дополнительные функции, такие как стекла кабины , технологию стелса и высокую маневренность для повышения ее живучести. Усовершенствованные варианты с тех пор был введен в эксплуатацию, оснащены более мощными двигателями и совместимы с более широким диапазоном оружия. С введением этого типа по обслуживанию, тигры были использованы в боевых действиях в Афганистане , Ливии и Мали .

развитие

Происхождение и раннее развитие

В 1984 году французские и западногерманские власти издали требование о продвинутом многофункциональности поле боя вертолета . Совместное предприятие, состоящее из Аэроспасьяль и МОВ впоследствии было выбрано в качестве предпочтительного поставщика. В 1986 году программа развития была фактически отменена из - за увеличивающихся затрат; она была официально вычислила, что снабжение немецких войск с эквивалентным количеством США производства McDonnell Douglas AH-64 Apache вертолетов было бы значительно более дешевой альтернативой приступить к разработке Тигра. Согласно заявлениям французского министра обороны Андре Жиро в апреле 1986 года совместные усилия стали более дорогими, чем отдельная национальной программа и также прогнозируют, займут больше времени, чтобы закончить. В июле 1986 года отчет правительства в проект утверждается, что развитие стало дистанцировались от требований и предпочтений своих военных заказчиков.

Франция и Германий реорганизовали программу, включая такие шаги, принятие срочных контрактов, размещенных больший финансовый риск на частные фирмы, участвующих. Thomson CSF также принял на себя большую часть работы по развитию электронной Тигра, такие как визуальные системы и датчики. Несмотря на проблемы раннего развития и политической неопределенности в период между 1984 и 1986, программа была официально возобновлена в ноябре 1987 года; именно в этот момент, что больший акцент на атаку вертолета противотанковых возможностей произошло. Большая часть организационной структуры проекта быстро перестроено в период с 1987 по 1989 год; такие как установка франко-германского вертолет Управления действовать в качестве исполнительного органа программы в мае 1989 года.

В ноябре 1989 года Eurocopter подписали соглашение о том, что финансово обеспеченного большинства развития вертолета вплоть до серийного производства, в том числе механизмы для двух линий сборки, которые будут построены на Мариньяна плоскости Аэроспасьяль и MBB в Donauwörth объекта. Этот же механизм также включал производство пяти Tiger прототипов. Трое из них были действовать в качестве безоружных испытательных полигонов два других, как вооруженных боевых прототипов с одним для французского варианта вертолета эскорта, а другими для немецкого варианта противотанковых. Первый прототип взял первый полет тигра 27 апреля 1991 года, которое длилось в течение 30 минут.

дизайн

обзор

Тигр способен проводит широкий круг боевых задач, в том числе вооруженной разведки и наблюдения, противотанковых и непосредственной авиационной поддержки, сопровождения и защиты дружественных активов; и может работать в течение дня и ночи во всех погодных условиях, и был разработан, чтобы включать в себя операции по ликвидации последствий ядерного, биологического или химического оружия . Тигр может также использоваться в морской среде, способным работать с палуб кораблей, включая фрегаты и в экстремальных погодных условиях. Среди примечательных качеств Тигра, он обладает очень высоким уровнем маневренности, большая часть которых приписаны к конструкции его 13-метровый четыре-лопастным бесшарнирной основного ротора; Тигр может выполнять полные циклы и отрицательные г маневры. Питание обеспечивается парой FADEC контролируемая MTU Turbomeca Rolls-Royce MTR390 турбовальные двигатели.

Тигр в полете, 2012

Тигр имеет тандем-сиденье « стекло кабины » и управляется двумя людьми экипажем; пилот находится в переднем положении, с стрелком сидящего позади. Любой из членов экипажа может управлять системами оружия или первичного управления полетом, переключение ролей, если необходимость; в дополнение к полету самолета, пилот Тигра, как правило, быть под контролем систем самообороны и коммуникаций, а также некоторые функции вторичного оружия. В то время как некоторые из оружия используют специальные интерфейсы управления, такие как противотанковый Trigat ракеты класса " воздух-воздух " оружие можно управлять с помощью элементов управления на оба наборах коллективных и циклических палочек.

Экипаж новый для Тигра должен пройти существенное переобучение из-за отличия от старых платформ, в частности, в области высшего управления рабочих нагрузок и дополнительные возможностях, предоставляемых по типу; один из основных изменений от предыдущих штурмовых вертолетов являются гораздо более высокой степенью автономности. По словам Эндрю Уорнер, главный летчик-испытатель в процессе разработки Тигра, это «самый простой обработки самолетов я когда-либо летал».

Стоимость системы (вертолет, вооружение, поддержка) и стоимость единицы варьируется между вариантами; Австралия Tiger ARH имеет цену за единицу A $ 68 млн, последний Tiger HAD варианта оценивается в сумме US $ 44-48 млн.

выживаемость

Тигр является первым все-композит вертолет разработан в Европе. Фюзеляж Тигра изготовлена из 80% Углепластиков и кевлара , 11% алюминия и 6% титана. Все хвостовые части выполнено из композиционных материалов, в том числе одной секции хвостовой балки. Роторы состоят из композиционного материала волокна пластикового способнога выдерживать боевые повреждения и удары птиц . Структура Tiger также включает в себя защиту от ударов молнии и электромагнитных импульсов с помощью встроенной меди / бронзы и меди сетки склеивания фольги.

Конструкция Tiger включает в себя высокую степень аварии достоинства; многие из бортовых систем имеют избыточность и отделены, чтобы свести к минимуму эффект повреждения. Компоненты двигательной системы, такие как роторы и приводной вал, были преднамеренно разработаны для большей баллистической толерантности, чем традиционные конструкции; коробка рассчитана на возможность 60-минутного сухого хода, если смазка теряется. Топливо содержится в двух основных внутренних топливных баков, а еще два небольших резервуаров размещены внутри заглушки крыльев. Топливные баки имеют самогерметизирующуюся возможность уменьшить уязвимость. В суровых условиях театра Афганистана, Тигр был сообщили эксплуатационную готовность 90%.

Авионика и вооружение

Форвард кабины тигра ГАП

Среди ключевых особенностей авионики самолета являются управление EUROGRID поле боя и картографических систем отображения, интегрированные коммуникации (HF / VHM / FM радио и спутниковых) и ссылки передачи данных, цифровая автоматическая система управления полетом высокой власти, и избыточные данные MIL 1553 Автобусы. Два резервных компьютеров миссии управления оружием, датчики и функции таргетинга. Навигационный люкс Тигра включает в себя GPS , Дублированное инерциальное реферирования, доплеровский радар , разделенные блоки данных воздуха, радиовысотомер и распределенные датчики скорости воздуха. Выделенный нос установлен перспективный ИК - датчик (FLIR) используется пилотом для ночного времени полета.

Каждый член экипажа имеет пару многофункциональных дисплеев жидких кристалла данных на их станции управления, как правило, используется для отображения внутренней информации систем и сенсорных данных, а также взаимодействовать с высшими системами самолета. Дополнительная система отображения доступна для обоих экипажа в виде нашлемной дисплей (HMD). ГМД используется летающий пилот - сигнала, чтобы отобразить основные данные полета с цифровой обработке оптики, например, ночного видения или инфракрасного изображений от датчиков, наложенных друг на друга против; наводчик может использовать HMD для взаимодействия и управления бортовыми системами оружия и данные представления ориентации.

Мачта выше ротора головки с системой Osiris.

Возможно, наиболее важная система одиночных авионики установлены на тигре является МТП Осирис прицел / датчиком; это включает в себя оптический телевизор и тепловые камеры, лазерный дальномер / трекер / целеуказатель, а также несколько гироскопов для стабилизации. Осирис выступает в качестве главного датчика для наблюдения и целевого приобретения, обеспечивающая стрельбу и ориентациями данных с помощью компьютера оружия; Осирис также позволяет полностью пассивное приобретение цели, которые будут осуществляться и был разработан, чтобы максимизировать возможности Trigat ракеты противотанковых развивался параллельно с самим тигром. Альтернатива оптической системы Осирис установлена на крыше самолета при некоторых вариантах.

Тигр может быть оснащен различным вооружением, включая ракеты, пушки, а также ряд воздух-воздух и воздух-поверхность ракету, управляемый посредством выделенного управления вооружения компьютера. Боеприпасы для анти-наземной войны включают нос монтажа 30мм NEXTER башни; ассортимент внешних пушечных контейнеров, противотанковых ракет, и до четырех пусковых установок для 70мм и 68мм ракеты могут быть установлены на окурка крыльев Тигра. При развертывании ракет, таких как Mistral , Тигр способен воспользоваться возможностями вне оси проекции боеприпаса в. Управляемая ракета 70мм будет разработана для Тигра на основе Roketsan Cirit .

Эксплуатационная история

В декабре 2008 года, окончательная квалификация вариантов HAP и UHT Тигра была завершена, маркировка готовности платформы для оперативных обязанностей за рубежом. В мае 2009 года Тигр участвовал в испытаниях готовности берегов Тулона , чтобы очистить тип для активного корабельного развертывания. В ноябре 2009 года, около 50 тигров были доставлены клиентам и флот во всем мире скопилось более 13000 летных часов.

В июле 2009 года три французских Tiger HAP вертолетов 5 - го вертолетного полка прибыл в международный аэропорт Кабула в Афганистане, отмечая первое активное развертывание тигра в активной зоне боевых действий. Вертолеты проводили вооруженные разведки и огневой поддержки миссий, выступающих в поддержку коалиции сухопутных войск, сражающихся с талибами повстанцев. Тигры имели свою оперативную сертификацию в Афганистане в начале августа 2009 года; один французский офицер описал роль тигра в театре, как «найти, нападение, подавить, захватить, рейд, и поддержка». В июле 2010 года было сообщено о том, что отряд Тайгер составил в общей сложности 1000 оперативных часов в Афганистане. С 4 февраля 2011 года, французский тигр разбился во время работы в ночное время около 30 миль к востоку от Кабула, и оба члена экипажа пострадал легкие ранения.

В августе 2009 года немецкий журнал Der Spiegel сообщил, что десять оперативных Tigers в немецкой армии были пригодны только для подготовки пилотов, в то время как другие не были приняты из - за дефектов. В мае 2010 года Германия приостановила поставки более «серьезных дефектов, особенно с проводкой»; в ответ Eurocopter заявил, что «Корректирующие меры, связанные с проблемами проводки были разработаны, согласованы заказчиком и реализуются», и что два исправленные вертолет вскоре будет передан немецкой армии.

В течение 2011 года военной интервенции в Ливии , Франция развернула французское судно Тоннер перевозчика десантный вертолет, несущий ряд вертолетов Tiger на борту, чтобы побережья Ливии для ведения военных действий на военные цели в Ливии. С 4 июня 2011 года, французские тигры, наряду с британской армией Apache вертолетов, начали боевые действия в Ливии.

В декабре 2012 года, в общей сложности четыре немецких Tiger UHTs были развернуты в Афганистане. В UHTs действовал с авиабазой Мазари-Шариф на территории Афганистана, осуществляющий разведку, наземную поддержку и обязанность по защите конвоя. Все тигры развернутых в зону ранее прошли модернизацию в рамках программы Асгарда; модификации включают в себя добавление новых защитных систем, песочные фильтры для MTR390 двигателей, и усовершенствований пакета связи. Немецкая армия получила последний из ASGARD-модернизированных тигров в марте 2014 г. В марте 2013 года, Испания также развернуты три тигра HADS в регион, чтобы работать в поддержку испанских сухопутных войск. С 30 января 2013 года по 30 июня 2014 года, немецкие Тигры в Афганистане пролетел 1,860 часов более 260 миссий с поддержкой сухопутных войск НАТО, афганские силы безопасности, а также операции по оказанию гуманитарной помощи после наводнения. Ни один из четырех развернутых Тигров Германии не выстрелил в бое, который Бундесвер приписываемого психологического воздействия вертолета через показы силы, достаточными для противодействия угроз.

В январе 2013 года в рамках вмешательства Франции в северной части Мали конфликта , небольшое количество тигров было развернуто для боевых действий в театре. Как сообщалось, в начале производства Tiger HADS, известный как блок 1, были развернуты в театре в ноябре 2014 после того, как считается боеспособной. В марте 2017 года два немецких Тигров были развернуты в Мали в поддержку многомерные Интегрированной миссии Организации Объединенных Наций по стабилизации в Мали , освободив AH-64 апачей на Королевской нидерландской ВВС , еще с двумя тиграми из - за присоединиться к ним. 26 июля 2017 года, один из двух немецких Тигров на пути к поддержке миссии войск ООН разбилась в пустыне в 70 км к северу от Гао по неизвестным причинам. Оба пилота погибли в результате аварии.

Варианты

UH Tiger

УВТ (от Unterstützungshubschrauber Тайгер немецкий для «поддержки вертолета Tiger») является средним весом многоцелевой вертолет огневой поддержки, построенный для бундесвера (немецких вооруженных сил). В соответствии с соглашением между правительством Германии и Eurocopter , сделанное в марте 2013 года, в общей сложности 57 Tiger UHS должны быть закуплены.

УВТ может нести PARS 3 LR «огонь и забыть» и / или HOT3 противотанковых ракет, а также 70 мм (2,8 дюйма) Hydra 70 воздух-земля огневой поддержки ракеты из Бельгии производителя Форж де Зебрюгге . Четыре AIM-92 Stinger ракеты (два на каждой стороне) установлены для воздушно-воздух боя. В отличие от ГАП / версии HCP он не имеет интегрированный орудийной башни, но 12,7 мм (0,50 дюйма) gunpod могут быть установлены при необходимости. Конфигурация оружия была разработана, чтобы быть многоцелевыми и легко конвертируемыми охватить весь спектр возможных сценариев миссий и быть эффективными против широкого спектра целей. Другим отличием является использование МТП зрения, которая имеет второе поколение инфракрасных и ПЗС - телекамеры (диапазон 18 км).

Tiger HAP

Tiger HAP / HCP (Hélicoptère d"Appui Защита , французский язык для «поддержки и Escort Вертолет» / Hélicoptère де Combat Polyvalent французского для «многоцелевой боевой вертолет») является средним весом боевой и огневой поддержки вертолетов класса " воздух-воздух ", построенный для французская армия. Он оснащен подбородок монтажа GIAT 30 мм орудийной башней и может нести 68 мм SNEB неуправляемых ракет или 20 мм станковых пушек на роль огневой поддержки, а также Mistral ракеты класса " воздух-воздух " . Франция 40 НАР были поставлены в 2012 году по цене € 27й / единиц (~ US $ 36m) в 2012 году цен. В декабре 2015 года, Франция решила обновить свой весь существующий флот Tiger к HAD стандарта к 2025 году.

Tiger HAD

Tiger HAD (Hélicoptère d"Appui Destruction , на французском или Helicoptero де Апойо у Destrucción на испанском языке для «поддержки и уничтожения вертолетов») версия, по существу, идентична версии ГАП, но лучше всего подходит для работы в горячих средах, с 14% больше двигателя доступная мощность благодаря модернизированной Enhanced MTR390 двигателям (+1092 кВт / 1464 л.с. при нормальной эксплуатации; 1322 кВт / 1774 л.с. в режиме питания в чрезвычайных ситуациях), максимальный взлетный вес увеличен до 6,600 кг, сюита связи расширяется с Up Link и вниз Link спутниковая антенна и лучше баллистическую защиту, в результате конкретных запросов, сделанных испанской армии . Он оснащен Hellfire II и Шип ER ракет бронебойных. Он подходит для атаки, сопровождения, поддержки наземного огня, вооруженной разведки, воздух-воздух боевых ролей.

Он был выбран испанской армии и французской армии легкой авиации (ALAT) решил обновить большинство своих вертолетов НАР в HAD варианте. В декабре 2004 года Испания заказала 24 HAD варианты и Франция заказала 40 HADS. Франция 40 HAD будет стоить € 35.6m / блок (~ US $ 48m) в 2012 году цен. Французская армия относится к тем Тиграм модернизированных в HAD варианты, как Тайгер Mk2 .

В январе 2016 года было объявлено, что Франция работали с Австралией, Германией, Испанией и определить предлагаемое дальнейшее повышение Тигра HAD, упоминается как Тайгер Mk3 . Ключевой аспект этой модернизации, которые планируются провести около 2023, должно быть принятия общей ракеты противотанковых, а также других улучшений в таких областях, как системы связи.

Tiger ARH

Tiger ARH (Armed Reconnaissance Helicopter) является версией по заказу австралийской армии , чтобы заменить его OH-58 кайова и UH-1 Ирокез -На боевые вертолеты «бушрейнджер». Тайгер ARH представляет собой модифицированный и обновленная версия Tiger HAP с улучшенными MTR390 двигателей, а также лазерный целеуказатель включены в виде Strix для стрельбы из Адского II ракет воздух-земля. Вместо SNEB неуправляемых ракет, то ARH будет использовать 70 мм (2,75 дюйма) ракеты от бельгийского разработчика, Форжи де Зебрюгга (ФЗ). Двадцать два варианта были заказаны в декабре 2001 г. Большинство вертолетов будет осуществляться в 1 - й авиационный полк , основанного на Robertson Barracks в Дарвине . Вертолет был отправлен в Австралию в части формы и местной сборки в аэропорту Брисбена по Австралии Aerospace.

Первые два вертолета ARH были доставлены в Австралию на 15 декабря 2004 года поставки были репродуктивного здоровья подростков будут завершены к июню 2010 года с полной работоспособности запланирован на декабрь 2011 года.

В 2012 году после трех инцидентов с кокпитом испарениями, которые подвергаются угрозе летному, летчики проголосовали не летают, пока все проблемы безопасности не были решены.

В августе 2014 года Силы обороны Австралии и BAE Systems Australia успешно опробован в Advanced Precision убить оружие системы лазерного наведения комплект для использования с 70мм FZ неуправляемых ракет арх в.

2016 обороны Австралии White Paper заявил, что вертолеты Tiger будут заменены другими вооруженными самолетами-разведчиками в середине 2020-х годов. Проблемы цитируемые включают в себя отсутствие общности с другими вариантами Tiger, высокой стоимостью обслуживания двигателей и временем доставки отправки частей в Европу для ремонта и ремонта.

Австралийская армия Tiger ARHS достигла своего конечного рабочего потенциал на 18 апреля 2016.

операторы

Австралия
  • Австралийская армия
Франция
  • Французская армия
Германия
  • немецкая армия
Испания
  • испанская армия

Технические характеристики (Тайгер ГАП)

Тигр пролетел прямо над головой

Внешнее видео
Eurocopter Tiger рекламный ролик
Eurocopter Tiger Air Display на ILA Berlin Air Show 2012
Французский Тигр стреляющие ракеты в Мали

Данные Уилсона, McGowen

Ударный вертолёт PAH-2 Tiger предназначен для ведения разведки и борьбы с бронированной техникой и вертолетами противника. В 1987 г. Франция и Германия в составе фирм-разработчиков Messerschmitt-Bolkow-Blohm и Aerospatiale, образовали консорциум Eurocopter с филиалом в Париже и приступили к разработке нового вертолета в двух вариантах - противотанкового и огневой поддержки. Многоцелевой вариант НАР (Helicoptere d"Appui Protection) как и противотанковый HAC-3G (Helicoptere Anti-Char) предназначались для армии Франции, а всепогодный противотанковый PAH-2 (Panzerpabwehr-Hubschrauder) для армии ФРГ.

В марте 1988 г. с целью уменьшения стоимости проектирования обе стороны объединили французскую и немецкую противотанковую модели в один проект САТН (Comman Anti-Tank Helicopter - единый противотанковый вертолет). Программу САТН оценили в 1,1 млрд. дол. При этом планер и силовая установка соответствовали варианту PAH-2. Однако вместо американской системы обнаружения и целеуказания TADS/PNVS фирмы "Мартин-Мариетта" на вертолете решили установить европейский комплект оборудования МЕР, в который входили подвтулочный прицел, обзорная система и система управления огнем. Тогда же французская армия подтвердила свою заинтересованность в получении вертолета непосредственной огневой поддержки. 27 апреля 1991 г. PT-1 Tiger впервые поднялся в воздух. В ходе испытаний производилась комплексная оценка летных характеристик, подсистем планера, втулок несущего и рулевого винтов, двигателей, топливной и гидравлической систем, а также бортового РЭО. Вертолет продемонстрировал хорошую устойчивость, что позволило отказаться от планировавшейся установки системы стабилизации (SAS) - вертикальных поверхностей на концах стабилизатора, которые предназначались для повышения поперечной устойчивости и демпфирования колебаний в канале рысканья.

В 1991 году, всвязи с развалом СССР и обьединением Германии, финансирование проекта было значительно сокращено, а также почти в два раза был сокращен госзаказ на предполагаемые поставки вертолета (с 218 вертолетов до 138). Сокращение Германией числа закупаемых вертолетов замедлило работы над проектом и подготовку к серийному производству. Только в июне 1992 г. завершилась сборка второго опытного вертолета PT-2, который предназначался для испытаний бортового РЭО, как и находившийся в постройке PT-3, а в ноябре того же года появился и первый опытный вертолет огневой поддержки для французской армии, получивший к этому времени наименование "Жерфо" (кочет). Для экономии времени и средств французские специалисты одновременно с летными испытаниями этой машины вели отработку системы вооружения и части РЭО для нее на вертолетах "Пума". Так, одной из первых была испытана 30-мм автоматическая пушка GIAT АМ-30781 и прицельная система, работающая в оптическом и ИК-диапазонах.

Успешные испытания "Жерфо" произвели хорошее впечатление на военных специалистов и 17 ноября 1992 г. командование армейской авиации заявило, что планы закупки всепогодных противотанковых PAH-2 Tiger скорее всего не окончательны и возможно будут скорректированы в пользу варианта "Жерфо". Но начало 1993 г. оказалось совсем нерадостным для концерна Eurocopter, правительство Германии сократило госзаказ закупаемых вертолетов PAH-2 Tiger до 78 машин. Проект снова оказалась под угрозой закрытия. Однако 29 мая 1993 г. военное командование Германии и Франции заключили соглашение, по которому обе стороны подтвердили своё дальнейшее участие в разработке нового вертолета. Между тем, планируемые срок поставки новых вертолетов PAH-2 Tiger на вооружение был перенесен на 2000г.

Такое решение повлекло за собой сложности коммерческого характера, так как уже на 1998 г. были намечены первые экспортные поставки в вооруженные силы Великобритании. Одновременно в совместном соглашении ставилась задача выработать новые тактико-технические требования к PAH-2 Tiger, который теперь под обозначением UHV-2 предполагалось использовать в качестве многоцелевого вертолета поддержки. На нем планировалось установить перспективные ПТУР "Тригат" и 27-мм автоматическую пушку "Маузер", размещенную в подфюзеляжном контейнере. Модернизации подлежал и комплект датчиков системы обнаружения и обзора, а также компьютер боевой информационно-управляющей системы.

В 1994 г. прошли испытания третьей опытной машины РТ-3. Они выявили: большие изгибающие моменты несущего винта (который был усилен), чрезмерную чувствительность дуплексной автоматической системы управления полетом, повышенные вибрации в кабине экипажа и хвостовой балке. В результате было уменьшено передаточное число в системе регулирования шагом лопастей, а форма обтекателя редуктора была модифицирована с целью стабилизации обтекающего потока и уменьшения вибрации. Был отработан также "быстрый" запуск турбовальных ГТД MTU MTR-390, разработанных британской "Роллс-Ройс" и французской "Турбомека". В частности, скорректировали программу управления форсунками и первыми ступенями компрессоров. После доработок машину утвердили в качестве окончательного образца. Несколько слов о конструкции "Тигра". Фюзеляж и крыло выполнены из углеродного волокна, а обтекатели из стекловолокна и кевлара.

Много внимания разработчики уделили живучести машины в соответствии со стандартами MIL STD-1290. Это сделало конструкцию вертолета достаточно стойкой к попаданиям 23-мм снарядов советских ЗСУ 23-4 "Шилка" и ЗУ 23-2. Прямое крыло малого удлинения с опущенными законцовками имеет четыре пилона для размещения оружия, топливных баков и контейнеров различного назначения. Вертикальное оперение стреловидное необычайно развитое: состоит из пары килей, один из которых расположен под хвостовой балкой, и двух вертикальных поверхностей на концах прямого стабилизатора. Килю придан несимметричный профиль, а поверхности установлены под углом, что позволяет разгрузить рулевой винт в полете.

В середине 90-х гг. потенциальные покупатели не утратили интереса к PAH-2 Tiger. Так, правительство Германии подтвердило свое первоначальное намерение получить 212 боевых вертолетов. В 1995 г. министерство обороны Франции заказало 14 PAH-2 Tiger для проведения войсковых испытаний и одновременно закупило основные запчасти на общую сумму в 153 млн. дол. В том же году были собраны экспериментальные машины РТ-4 и РТ-5 в вариантах НАР и PAH-2/НАС соответственно. Их использовали для полномасштабных испытаний вооружения.

Вскоре министерство обороны Германии признало вертолеты огневой поддержки PAH-2 Tiger непригодными для использования и заявило, что их поставки будут отложены в связи с многочисленными дефектами и недоработками. Партия из 80 вертолетов PAH-2 Tiger производства Eurocopter, дочернего предприятия EADS, была заказана в 1999 году. 67 из них должны были быть поставлены к 2009 году. Между тем, по словам представителя Минобороны, к настоящему времени ведомство получило лишь 11 вертолетов, причем в связи с "серьезными дефектами" все они были признаны непригодными. Eurocopter выступила с заявлением, в котором сообщила, что работы по устранению неполадок ведутся ускоренными темпами. Ожидается, что первые боеспособные вертолеты Tiger поступят в распоряжение бундесвера не раньше 2012 года.

Вертолет разработан по традиционной схеме с одним несущим винтом полужесткого типа. При его создании применялись самые новейшие технические достижения: композиционные материалы (кевлар, эластомерные подшипники и стекловолокна, армированные углеволокном пластики), нашлемный прицел, цифровые радиоэлектронные системы, нашлемные индикаторы для летчиков и др. Наличие прочных конструкций шасси, силового набора и бронирование кресел позволяют экипажу в аварийных ситуациях выдерживать посадку со скоростью до 11,5 м/с. Кабина экипажа двухместная с ударопоглощающими бронированными сидениями, расположенными тандемом на разном уровне: пилот впереди, а оператор сзади.

Фюзеляж, полностью выполненный из композиционных материалов, может выдерживать попадания снарядов калибра до 23 мм. Кабина экипажа двухместная, кресла расположены тандемом. Форма кабины экипажа со сдвижным фонарем из бронестекла сводит к минимуму отражения светового и радиолокационного излучения (остальная часть фюзеляжа также сконструирована в соответствии с этим принципом).

В конструкции четырехлопастного несущего винта использованы эластомерные подшипники (конические и радиальные). Для лопастей разработаны новые аэродинамические профили: концы лопастей стреловидные и отогнуты вниз для улучшения характеристик на режиме висения. Большой разнос шарниров обусловливает хорошие характеристики маневренности. Рулевой винт «сфери-флекс» (с втулкой из титана и раздвоенными камедями лопастей) обеспечивает хорошие характеристики управления по рысканию.

Силовая установка PAH-2 Tiger состоит из двух газотурбинных двигателей MTR390 мощностью по 1285 л.с., установленных рядом. Трансмиссия снабжена двухступенчатым редуктором, способным работать без смазки в течение 30 мин, избыточная прочность дает ему возможность противостоять ударам 12,7-мм пуль. Топливная система дублированная, снабжена протектированными баками объемом в 1360 л.

Вертолет PAH-2 Tiger является первым серийным вертолетом, на приборной доске которого установлены дисплеи на жидких кристаллах размером 15,2х15,2 см, что позволяет читать показания при любом освещении. Имеется также бинокулярный нашлемный прицел для наведения оружия; система управления с двумя каналами резервирования (механическая и электродистанционная).

Вертолеты PAH и HAC различаются в основном только системой вооружения. Комплект вооружения вертолета PAH содержит прицел, включающий тепловизор и лазерный дальномер-целеуказатель, 2-3 ПТУР «HOT-2» или ПТУР третьего поколения АТС 3 с системой управления в режиме «выстрелил-забыл», 4 УР класса «воздух-воздух» FIM-92 Stinger и Mistral. На вертолете HAC установлена подвижная пушка GIAT FV-30781 калибра 30 мм с боезапасом в 450 (на варианте НАР) и 150 снарядов (на модели НАС), 4 УР класса «воздух-воздух» и блоки НАР. В зависимости от варианта, прицел может устанавливаться над втулкой несущего винта или в носовой части фюзеляжа.

Модификация PAH-2 Tiger
Диаметр несущего винта, м 13.00
Диаметр рулевого винта, м 2.70
Длина,м 14.00
Высота,м 3.81
Ширина, м 1.00
Масса, кг
пустого 3300
нормальная взлетная 5400
максимальная взлетная 6000
Внутренние топливо, л 1360
Тип двигателя 2 ГТД MTU/Turbomeca/Rolls-Royce MTR 390
Мощность, кВт
при взлете 2 х 958
при полете 2 х 873
Максимальная скорость, км/ч 280
Крейсерская скорость, км/ч 250
Практическая дальность, км 800
Скороподъемность, м/мин
максимальная 690
боевая 384
Практический потолок, м 3500
Статический потолок, м 2000
Экипаж, чел 2
Вооружение: 30-мм пушка GIAT M871 или AM-30781 с 750 патронами
Боевая нагрузка на 4 узлах подвески:
Противотанковая конфигурация:
8 ПТУР HOT2 и/или TRIGAT LR и
4 УР воздух-воздух Mistral и/или FIM-92 Stinger
Ударная конфигурация:
4 УР воздух-воздух Mistral совместно с пушкой
68х68-мм НУР SNEB или 44х68-мм НУР и 4 УР Mistral

Вертолет PAH-2 Tiger разработан консорциумом Eurocopter, в который входят германская фирма MBB и французская Aerospatiale. Согласно принятому в 1987 году представителями ФРГ и Франции соглашению, велась разработка двух вариантов боевого вертолета - противотанкового, единого для обеих стран и получившего в ФРГ название PAH-2, а во Франции - HAC, и вертолета сопровождения и огневой поддержки только для Франции, названного HAP. Первый полет опытного образца вертолета PAH-2 состоялся 27 апреля 1991 года.

Особенностью боевого вертолета PAH-2 являются: способность выполнять боевые задачи круглосуточно и в сложных метеорологических условиях, высокие маневренность, боевая живучесть и эксплуатационная технологичность, качественно новый уровень автоматизации управления бортовыми системами и вооружением, а также широкое применение композиционных материалов.

Все варианты вертолета PAH-2 основываются на единой базовой конструкции (фюзеляж, двигатели, гидравлические, топливные и электрические системы и т.д.), а также на модульной конструкции специального оборудования. В основу базовой конструкции положена схема одновинтового вертолета с рулевым винтом, двумя газотурбинными двигателями и трехстоечным шасси с хвостовым колесом.

Вертолет PAH-2 имеет фюзеляж, самолетного типа, выполненный примерно на 80% из композиционных материалов, что не только уменьшает массу конструкции вертолета, но и способствует снижению стоимости жизненного цикла и трудоемкости эксплуатации. В передней части фюзеляжа находятся расположенные по схеме "тандем" кабины летчика и летчика-оператора. Кабина летчика находится впереди, а кабина летчика-оператора - сзади и несколько выше. Основные органы управления дублированы и размещены в обеих кабинах, так что в случае необходимости летчик-оператор может взять управление вертолетом на себя. Конструкция фюзеляжа в целом и шасси выполнены с учетом требований к безопасной повреждаемости конструкций и систем. Для обеспечения безопасности экипажа в случае аварийной посадки в нижней части фюзеляжа имеются панели с сотовым наполнителем, обладающие способностью поглощать кинетическую энергию. Такая конструкция обеспечивает безопасное для экипажа приземление с вертикальной скоростью до 10,5 м/с. Значительную часть энергии в случае аварийной посадки принимают на себя также кресла пилотов и шасси.

Вертолет PAH-2 имеет крыло с размахом 4.5 м, концевые части которого опущены вниз. На крыле предусмотрены четыре узла подвески вооружения или дополнительных топливных баков. Силовая установка состоит из двух турбовальных газотурбинных двигателей MTR 390 с мощностью на максимальном взлетном режиме 958 кВт. каждая. Силовая установка управляется электронно-цифровой системой, обеспечивающей оптимальную работу двигателей на всех режимах. Для уменьшения заметности вертолета в инфракрасном диапазоне сопла двигателей оборудованы устройствами для смешивания выхлопных газов с воздухом. В случае отказа одного из двигателей продолжение полета возможно посредством вывода другого двигателя на чрезвычайный режим. Общая емкость топливных баков составляет 1360 л. Топливные баки оборудованы системой предотвращения взрыва газовоздушной смеси в надтопливном пространстве.

Вертолет PAH-2 снабжен четырехлопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами. Лопасти винтов изготовлены из композиционных материалов. Все варианты вертолета оснащены разведывательно-прицельной аппаратурой, навигационным оборудованием и системами управления , обеспечивающими их боевое применение днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. В состав прицельного комплекса входят: телевизионная камера, инфракрасная система ночного видения, лазерный дальномер-целеуказатель и нашлемные прицелы. Прицельно-навигационная информация может отображаться на нашлемных индикаторах, на лобовом стекле и цветных многофункциональных дисплеях на жидких кристаллах в кабинах членов экипажа.

Вооружение противотанковых вертолетов должно состоять из 8 ПТУР "Hot-2" или 8 новых ПТУР "Trigat" и 4 ракет "Mistral" или "Stinger" класса "воздух-воздух". Вертолеты сопровождения и огневой поддержки вооружаются встроенной 30-мм авиапушкой на турельной установке, пусковыми установками неуправляемых ракет калибром 68мм и 4 ракетами "Mistral".

П оступающий с 2005 г. на вооружение сухопутных войск бундесвера ударный вертолет «Тигр» оценивается военно-политическим руководством Германии, как одна из систем вооружений, существенно повышающих боевые возможности этого вида вооруженных сил.

Оперативная характеристика

Командование СВ Германии рассматривает «Тигр», как универсальную защищенную боевую систему, пригодную для выполнения широкого спектра задач в интересах CВ и ВМС в рамках операций национального и международного характера.

Считается, что в качестве независимого маневренного боевого элемента вертолет «Тигр» способен действовать в районах, труднодоступных для наземных систем оружия (например, из-за условий рельефа или инфраструктуры), быстро достигать боевой зоны, успешно закрывать бреши в боевых порядках, а также значительно усиливать огневые возможности взаимодействующих подразделений.

Ударный вертолет «Тигр» предназначен для поражения значимых наземных и воздушных целей, пунктов управления, бронированных и других защищенных объектов, а также огневых средств в глубине территории противника. Способность вертолета к гибким и высокоманевренным действиям на широких пространствах, высокая огневая мощь определяют его высокую боевую и оперативную значимость.

Вертолет «Тигр» – болезни роста

Вместе с тем, поступление этого вида авиационной техники в войска сопровождали значительные проблемы.

Согласно итогам комплексной инвентаризации основных проектов новых вооружений, регулярно проводимой Федеральным ведомством по вопросам вооружений, информационным технологиям и использованию бундесвера (далее BAAINBw), изложенным в докладе министерства обороны немецкому парламенту в марте 2018 г., превышение общих сроков реализации программы «Тигр» от плановых по времени составило более 80 месяцев, а по стоимости более 934 млн.евро (+22%).

Начало разработке и поставкам боевых вертолетов по проекту «Тигр» дало в 1984 г. межправительственное соглашение, подписанное между Германией и Францией. Другими партнерами стали Испания и Австралия, как страна-экспортер.

В рамках проекта работы проводятся как на международном уровне под эгидой «Совместной организации сотрудничества по вопросам вооружений» (Organisation Conjointe de Cooperation en matiere d’Armement, OCCAR ), так и в национальном масштабе под контролем BAAINBw. При этом проект получил обозначение «вертолет поддержки «Тигр» (Unterstützungshubschrauber Tiger, UHT ). Главным подрядчиком проекта является компания «Эйрбас Хеликоптер» (Airbus Helicopters, или EUROCOPTER ).

Изначально в 1984 г. для ВС Германии планировалось закупить 212 машин. После изменения ситуации на рынке и переоценки характера угроз в 1994 г. правительство Германии приняло решение вместо противотанкового закупать многоцелевой вертолет поддержки. Договор о приобретении UH «Тигр» подписан в июне 1999 г. Причем особенностью немецкого варианта конструкции стал прицел, размещенный на мачте над несущим винтом машины.

Организация поставки

Разработка и поставка вертолетов для бундесвера проходила в несколько этапов и сопровождалась многочисленными изменениями и дополнениями первоначального проекта. Первые шесть вертолетов «Тигр» поставлены Германии в 2005 г. в так называемой предсерийной версии. Она не могла использоваться в боевых действиях, а предназначалась для обучения пилотов и техников. Вся партия поступила в распоряжение франко-германского учебного центра в Ле Люк (Le Luc).

Следующие пять вертолетов продвинутой предсерийной конфигурации (т.н. базовый уровень, версия 002) бундесвер получил в 2008 и 2009 гг. Эти машины в значительно большей степени соответствовали серийному статусу. Первые серийные образцы ударного вертолета «Тигр» начали поступать в войска с 2010 г. с шестилетним опозданием и в небольших количествах.

На фоне начатого 4 октября 2011 г. бывшим министром обороны ФРГ Томасом де Мезьером и установленных ограничений на основные системы вооружений потребность в закупках вертолета была пересмотрена и сокращена до 80 машин. Позднее, в марте 2013 г., МО и подрядчик подписали очередное соглашение (т.н. «немецкий курс») о сокращении общего количества поставляемой техники до 68 единиц. Кроме того, предусматривалось, что подрядчик выкупит 11 ранее поставленных «Тигров» и не станет продавать бундесверу запасные части для последних 10 вертолетов.

Согласно упомянутому выше докладу, по состоянию на февраль 2018 г. Германия получила 65 вертолетов «Тигр». Поступление в войска оставшихся машин ожидалось до конца 2018 г. Из общего числа, 68 вертолетов, 45 «Тигров» предназначены для сухопутных войск. Из них, 32 машины направляются в 36 полк ударных вертолетов «Курхэессен» (Kampfhubschrauberregiment 36 «Kurhessen» ), г. Фрицлар (Fritzlar).

Особенности оснащения версии UHT

Ударный вертолет «Тигр» в серийном варианте (обозначение Мк I) на рубеже 2005 г. характеризовался значительным набором инноваций. В частности, машина получила дублирующую компоновку критически важных систем, систему предупреждения об облучении вражескими РЛС, лазерными и другими системами прицеливания. На фюзеляже вертолета монтировалось оборудование дезориентации вражеских управляемых ракет с ИК и радиолокационными головками самонаведения.

Радиоэлектронное оснащение командира-стрелка включает мачтовый прицел OSIRIS с дневным черно-белым каналом, тепловизор и лазерный дальномер.

В состав оснащения кабины пилота входят система бокового обзора (Pilot Sight Unit, PSU ), прогнозирующая ИК-система поддержки управления полетом (Forward Looking Infrared-Flugführungsunterstützungssystem, FLIR ).

В шлемы обоих членов экипажа интегрированы приборы ночного видения. Оснащение немецкого варианта «Тигр» позволяет в условиях ночного полета почти без задержки проводить переключение между прибором ночного видения и FLIR, а также между системой усиления остаточного света и тепловидением.

Средства связи вертолета включают УКВ радиостанцию с частотной модуляцией (F М ), комбинированный ОВЧ/УВЧ (VHF / UHF ) передатчик, а также радиостанцию ВЧ (HF ) диапазона. Кроме того, «Тигр» оснащен установкой оперативной поддержки с системой управления полем боя (Battlefield Management System ). Система позволяет по радиоканалу обмениваться данными с наземным командным пунктом относительно изменения обстановки и боевых задач.

Вооружение

Крылья (пилоны) вертолета имеют четыре узла подвески оружия. На два внешних узла крепятся по две ЗУР «Стингер» с дальностью стрельбы 5 км. Два внутренних узла подвески позволяют устанавливать один из следующих образцов вооружения:

  • 12,7 мм спаренный пулемет GunPod HMP с дальностью стрельбы до 1500 м (боекомплектом 400 выстрелов);
  • пусковой контейнер 70 мм НУР (16 ракет, дальность поражения 6 км), либо ПУ ПТУР «Хот» (4 ракеты, дальность – 4 км);
  • ПУ ПТУР PARS 3 (4 ракеты, дальность – 6000м).

Развитие боевых возможностей

Вместе с тем, по оценкам специалистов, тактико-технические характеристики модели «Тигр» Мк I по мере поступления в войска перестали удовлетворять изменившимся требованиям боя и возможностям систем защиты современных образцов бронетанковой техники. В частности, 12 вертолетов, направленных в Афганистан в интересах выполнения миссии МССБ были модифицированы до специально разработанной для этого версии «Асгард» (Afghanistan Stabilisation German Army Rapid Deployment Full , ASGARD F ).

Модификация включала повышение баллистической защиты экипажа и надежности программного обеспечения, а также установку многополосной радиостанции с функциями SatCom/TacSat и песчаных фильтров для двигателей. Кроме того, получила реализацию возможность записи хода выполнения боевого задания (как юридическое требование).

В период до 30 июня 2014 г. вертолеты версии «Асгард» совершили 260 боевых вылетов (1860 часов полета) и получили в целом положительные оценки.

Опыт эксплуатации варианта «Асгард» в Афганистане и предложения из войск послужили основой для определения мероприятий, направленных на повышение боевых возможностей вертолета в рамках пакета требований для ударного вертолета «Тигр» в версии Мк II.

Дальнейшее улучшение ТТХ вертолета должно включать:

  • повышение точности стрельбы 70 мм ракетами за счет их оборудования лазерной головкой самонаведения;
  • возможность использования на внешней подвеске 70 мм УР «Тop» (Tiger Helicopter Outer Rockets,THOR );
  • противолазерную защиту от смешанных и инфракрасных лазеров для экипажа;
  • увеличение боевой дальности за счет установки дополнительного топливного бака (Combat Fuel Tank );
  • установку командирского лазерного указателя (Commanders Laserpointer ) для упрощения взаимодействия с наземными силами;
  • дальнейшее улучшение баллистической защиты для экипажа.

При этом, предусматривается приведение 40 машин СВ к способности использовать комплект оборудования «Асгард», а количество таких комплектов увеличить до 24 единиц. Такое перевооружение планировалось начать в 2018 г. и завершить к 2024г.

Борьба с устареванием и дальнейшее развитие

Поскольку утрата боевого потенциала вертолета к середине 2020-х годов из-за устаревания его систем неизбежна в 2012 г. запущена «Программа гарантии боевых возможностей вертолета «Тигр» (Tiger Capability Assurance Program, TCAP ). Руководство программой осуществляет рабочая группа (Tiger-Capability Assurance Working Group,TCG ), членами которой являются страны-участницы проекта «Тигр».

Целью является сохранение боевых возможностей вертолета и, где возможно, расширение его боевого потенциала в рамках существующей концепции. Многонациональный подход, как считается, дает надежду на достижение максимального синергетического эффекта, а ключевыми методами должны стать управление устареванием систем и своевременная их замена новыми перспективными образцами.

Перспективный вариант вертолета получил обозначение «Тигр» Мк III. В интересах группировки характеристик модификации Мк III, которые уже сейчас выходят далеко за пределы текущих возможностей вертолета, в рамках рабочей группы разработаны специальные таблицы требований (Tiger Update Requirement Sheets, TURS ). Таблицы сгруппированы по более, чем 50 показателям, включая: вооружение, связь, радиолокационное оборудование, системы управления и навигации, программное обеспечение, РЭБ, интерфейс человек-машина, взаимодействие с БПЛА, архитектура авионики, ремонтопригодность и другие.

Таблицы требований стали основой для стартовавшего в июле 2015 г. 18-ти месячного совместного исследования военных и представителей промышленности. Исследование призвано было обеспечить общее представление о возможностях модернизации существующей архитектуры вертолета, рисках программы, технологических вызовах, допусках и стоимости.

Со стороны бундесвера активное участие в работе над Mk III принимает управление по развитию СВ (Amt für Heeresentwicklung ) . Начало поставок вертолета «Тигр» в версии Мк III планируется на 2024 г. Предполагается, что новый вариант машины будет соответствовать будущим вызовам и требованиям к боевым возможностям ударных вертолетов бундесвера на обозримый период до 2040 г.

Таким образом, поступающий на вооружение CВ Германии вертолет «Тигр» обладает высокими боевыми характеристиками. Имевшие место задержки поставок вертолетов вызваны многочисленными усовершенствованиями первоначального проекта. Поставки машин версии Мк I бундесверу завершены в 2018 г. Общее количество вертолетов – 68 ед.

Командование ВС Германии рассчитывает в период до 2024 г. модернизировать «Тигр» до версии Мк II, а с 2024 г. ожидает поступление перспективного вертолета «Тигр» Мк III. Последний вариант, согласно оценкам экспертов, позволит удовлетворить требования СВ бундесвера на период до 2040 г.

По материалам журнала «Europäische Sicherheit &Technik»

Airbus Helicopters (ранее Eurocopter) Tiger, представляет собой четырехлопастный двухмоторный вертолет, эксплуатация которого началась в 2003 году. Производится преемником вертолетостроительного отделения Aérospatiale и DASA.

Краткий обзор

Разработка вертолета «Тигр» началась во время холодной войны. Первоначально он задумывался как противотанковая платформа для борьбы против советского наземного вторжения в Западную Европу. В ходе работы над летательным аппаратом Советский Союз распался, но Франция и Германия предпочли продолжить проект уже с целью создания многоцелевого ударного вертолета. Он достиг оперативной готовности в 2008 году.

Eurocopter Tiger стал первым вертолетом из композитных материалов, разработанным в Европе. Его ранние модели отличались такими передовыми решениями, как стеклянная кабина, технология малой заметности и высокая маневренность, увеличивающие его боевую живучесть. С тех пор были введены в эксплуатацию улучшенные модификации, оснащенные более мощными двигателями и совместимые с более широким спектром вооружений. Они использовались в боях в Афганистане, Ливии и Мали.

«Тигр» выполняет широкий спектр боевых задач, включая разведку боем и наблюдение, противотанковую и ближнюю авиационную поддержку, сопровождение и защиту объектов. Вертолет способен работать днем ​​и ночью, в любую погоду и в условиях ядерной, биологической или химической войны. «Тигр» может также использоваться на море, взлетать и садиться на палубу кораблей, включая фрегаты, в экстремальных погодных условиях. Вертолет отличается высоким уровнем маневренности, большая часть которой связана с дизайном его 13-метрового 4-лопастного главного ротора. «Тигр» может выполнять такие фигуры высшего пилотажа, как «мертвая петля» и маневры с отрицательными перегрузками. Его мощь обеспечивается двумя турбовальными двигателями MTR390, управляемыми FADEC.

История разработки

Eurocopter Tiger - относительно новый боевой вертолет, разработанный совместно правительствами Франции и Германии. Он относится к тому же классу, что и американский Hughes AH-64 Apache, российский Ka-50, итальянский Agusta A129 и южноафриканский Denel AH-2.

Идея создания совместного предприятия по производству мощного ударного вертолета возникла в середине 1980-х. Тогда за работу взялись французская авиационная фирма Aerospatiale и немецкое бюро МВВ. Несмотря на финансовые проблемы программы и ее закрытие всего через 2 года, проект был воскрешен в 1987 г. В конце 1989 года был подписан контракт на постройку пяти прототипов, и первый «Тигр» поднялся в воздух в апреле 1991 г. К 1992 г. совместное предприятие Aerospatiale и MBB было реорганизовано в Eurocopter Group. Производство Tiger началось в 2002 г., а поставки - со следующего года.

«EC665 Тигр» был разработан для Франции и Германии в трех конфигурациях: в качестве многоцелевого вертолета огневой поддержки (UHT) для немецкой армии, многоцелевого ударного (HAD) и боевого обеспечения (HAP) для французской армии. Первый полет серийной модели Tiger HAP состоялся в марте 2003 г. Франция заказала 80 машин (40 HAP и 40 HAD), а Германия - 80 вертолетов боевой поддержки. Первый Tiger UHT был поставлен в апреле 2005 г. Всего планировалось закупить 120 «Тигров» для Франции и 120 для ФРГ.

В сентябре 2003 г. Испания выбрала версию вертолета огневой поддержки, вооруженного противотанковыми ракетами Rafael Spike-ER и системами «воздух-воздух» Mistral. Было заказано 24 машины с улучшенным мотором MTR390E и большей полезной нагрузкой. Первые 6 вертолетов версии HAP были доставлены в Испанию в 2007 году и преобразованы в HAD.

Франция первоначально разместила заказ на 70 HAP и 10 противотанковых HAC, но в декабре 2005 г. он был изменен на 40 HAP и 40 HAD. Испания и Франция подписали контракт на разработку вертолета в декабре 2004 года. Tiger HAD впервые поднялся в воздух в декабре 2007-го.

Дизайн

«Тигр» способен летать на небольшой высоте, что делает его очень уязвимым для наземного вражеского огня или естественных препятствий. Поэтому вопросам выживаемости летательного аппарата уделено первостепенное внимание. Фюзеляж вертолета бронирован таким образом, что он может противостоять прямому попаданию 23-мм снаряда. Это достигается благодаря использованию конструкции из кевлара, титана и алюминия с полимером, усиленным углеродным волокном. составляет не менее 80% композита, титан - 6%, а алюминий - 11%. Рамы и балки изготовлены из кевларовых и углеродных ламинатов. Панели сделаны из сотового материала Nomex с наружным слоем из углерода и кевлара. Внутри этой высокоэффективной оболочки установлена защита от молний, современная радиоэлектроника (включая GPS, радиолокаторы и компьютеры) и встроенная в шлемы членов экипажа система целенаведения.

Лопасти выполнены из волоконного композита. Структуры и поверхности, отражающие излучение радаров, были сведены к минимуму.

Внешне Eurocopter Tiger соответствует философии дизайна современных вертолетов. Экипаж из двух человек размещен в двухместной кабине со ступенчатой ​​компоновкой с передней, верхней и боковой видимостью. В отличие от других ударных вертолетов, пилот находится спереди. Вход в его кабину расположен слева, а в кокпит наводчика - справа. Сидения слегка смещены относительно центральной оси, чтобы улучшить обзор с каждой позиции. Нос имеет заметный наклон, а узкий фюзеляж использует преимущество плоских сторон с закругленными краями. Ходовая часть фиксирована и состоит из двух передних колес и хвостового сзади. Вертолет оборудован главным вертикальным стабилизатором с двумя дополнительными вертикальными ребрами, выходящими из его основания. Двигатели размещены вблизи центра тяжести машины.

Навигационная система состоит из двух трехосных кольцевых лазерных гироскопов Thales Avionique, двух магнитометров, двух полетных компьютеров, 4-лучевой доплеровской радиолокационной станции ВАЕ Systems Canada CMA 2012, радиовысотомера, системы глобального позиционирования и набора датчиков малой воздушной скорости.

Вооружение для серии «Тигр» размещается под крыльями. На вертолет можно устанавливать ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-земля» и противотанковые. Крылья находятся непосредственно сзади и ниже кабины пилота и имеют отличный полиэдральный изгиб. Оружие, которое крепится спереди, зависит от выбора заказчика. Например, французские модели оборудовались 30-мм пушкой GIAT 30, а немецкие - 30-мм Rheinmetall.

Основные характеристики:

  • габариты: 14,08 х 13 х 3,83 м;
  • диаметр основного/рулевого ротора: 13/2,7 м;
  • вес максимальный/без груза: 6/3,06 т;
  • скорость: 315 км/ч;
  • скорость подъема: 642 м/мин;
  • дальность полета: 800 км;
  • максимальная высота полета: 13 км.

Экипаж

Вертолет оборудован стеклянным кокпитом с двумя сидениями и управляется экипажем из двух человек. Пилот находится спереди, а наводчик сидит сзади. Любой из членов экипажа может управлять вооружением или основными средствами управления полетом, при необходимости меняясь ролями. Помимо управления вертолетом, пилот «Тигра», как правило, контролирует системы защиты и коммуникации, а также некоторые второстепенные функции вооружений. Для некоторых видов оружия (например, противотанковой ракеты Trigat) предусмотрены специальные управляющие интерфейсы, a ракетами «воздух-воздух» можно управлять с помощью элементов управления обоих членов экипажа.

Кабина

Каждый кокпит оснащен двумя многофункциональными цветными дисплеями производства компаний Thales Avionique и VDO Luftfahrtgerate Werk, отображающими прицел стрелка, FLIR и видео цифрового генератора карт Dornier/VDO Eurogrid.

Французский Tigre оборудован прицелами TopOwl, производимыми компанией Thales Avionique, которые установлены на шлемах обоих членов экипажа и в виде дисплея в кабине пилота. Команды вертолета «Тигр» в Германии оснащаются шлемами с системой дневного и ночного видения. У австралийских модификаций шлемы оборудованы дисплеем визирования производства компании ADI.

В каждой кабине есть блок управления и индикации, который контролирует системы навигации и связи. В него входит устройство ввода данных и съемный блок памяти, предварительно запрограммированный данными миссии на наземной станции.

Средства защиты

EADS Defense Electronics предоставляет комплект средств EWS, который включает систему предупреждения о радиолокации, лазерном наведении, запусках ракет, центральным процессором Thales и сбрасывателем дипольных отражателей и ИК-ловушек SAPHIR-M компании MBDA. Подобная система установлена ​​на вертолете NH 90. Для испанских «Тигров» комплекты средств радиоэлектронной борьбы производит компания Indra.

Силовая установка

Характеристики вертолета впечатляют: его максимальная скорость равна 315 км/ч, а дальность полета - 800 км (и до 1300 км за счет использования дополнительных топливных баков). Мощность 4-лопастного пропеллера и 3-лопастного хвостового ротора обеспечивают два двигателя Rolls-Royce MTR390. Прицел может быть установлен над основным ротором за счет снижения максимальной скорости до 290 км/ч. Хвостовой пропеллер расположен с правой стороны хвостового оперения.

Модели Tiger HAP и UHT оборудованы двумя турбомоторами MTR390 мощностью 960 кВт (1285 л. с.). Их самоблокирующиеся ударопрочные топливные баки снабжены системой взрывоподавления и обратными клапанами.

«Тигр HAD» оборудован двумя усовершенствованными двигателями MTR390-E мощностью 1094 кВт (1467 л. с.).

Tiger UHT

Вертолеты «Тигр UHT» оборудованы прицелом SAGEM Osiris с инфракрасной камерой с зарядовой связью (IRCCD) и лазерным дальномером. На носу установлен инфракрасный сенсор FLIR с углом обзора 40° x 30°.

«Тигр» может оснащаться 4 ракетами MBDA Mistral или Raytheon Stinger. Органы управления системой «воздух-воздух» находятся на рукоятке управления полетом. Захват цели производится вручную с помощью джойстика или автоматически. Ракета FIM-92 Stinger, также выпускаемая по лицензии EADS (ранее LFK), оснащена 1-кг боеголовкой и имеет дальность до 5 км. Боеголовка «Мистраля» весит 3 кг и имеет дальность полета 6 км.

Многоцелевой вертолет огневой поддержки «Тигр» оборудован ПТУР для запуска противотанковых Euromissile НОТ 3 и Euromissile TRIGAT LR, управляемых стрелком. Одновременно активируется только один вид вооружения.

Дальность действия ракеты TRIGAT LR - от 500 до 5000 м, и она может применяться в режимах прямой атаки или пикирования.

HOT 3 имеет дальность полета до 4000 м.

В июне 2006 г. Германия разместила контракт на поставку ракет PARS 3 (TRIGAT LR). К 2014 г. 680 единиц были поставлены для вооружения немецкого вертолета «Тигр UHT».

Австралийский Tiger ARH оснащен пусковой установкой M299 для Hellfire II, а также 70-мм ракетами.

Tiger HAD

Вертолеты французского типа «Тигр HAD» вооружены восемью ракетами «воздух-земля» Hellfire II с лазерным наведением и дальностью полета более 8 км.

Испанский HAD вооружен Rafael Spike-ER класса «воздух-земля».

Модификация также вооружена 30-мм пушкой Nexter, 70-мм ракетами и 4-мя «Мистралями». Над кабиной устанавливается оптическая система прицеливания Sagem Strix.

В декабре 2015 г. французское агентство по вопросам оборонных закупок (DGA) разместило заказ на 7 боевых Tiger HAD. В декабре 2017 года французская авиация получила свой первый модифицированный вертолет, произведенный компанией Airbus.

Tiger ARH

Разведывательный вертолет «Тигр ARH», производимый для Австралии, оснащается пусковой установкой M299 для Hellfire II, а также вооружен 70-мм ракетами Hydra, 30-мм пушкой Nexter и 4-мя Stinger системы «воздух-воздух».

В декабре 2001 г. Tiger ARH был заказан австралийской армией в количестве 22 единиц. Это модифицированная версия «Тигра HAP» с модернизированными двигателями MTR390, лазерным целеуказателем, включенным в прицел Strix для наведения ракет «воздух-земля» Hellfire II, и «умными» пусковыми установками M299.

Tiger ARH впервые взлетел в феврале 2004 г., а его поставки начались в декабре 2004-го. Принят в эксплуатацию в 2008 г.

Для сборки вертолетов и изготовления запасных частей подразделение Eurocopter Australian Aerospace создало в Австралии местное производство. ADI Ltd является крупным субподрядчиком, отвечающим за работу миссии и систем связи.

Tiger HAP

В качестве вертолета боевой поддержки HAP «Тигр» оборудован пушкой для ближнего боя, 68-мм ракетами на средние и дальние дистанции и «Мистралями» для борьбы с воздушными угрозами. Модель вооружена 30-мм турельной пушкой и либо четырьмя «Мистралями» и 44 ракетами либо 68 ракетами. Одновременно может быть активирован только один вид вооружений.

Вертолет «Тигр HAP» французской армии оснащен 30-мм автоматической пушкой AM-30781 компании Nexter. Скорость стрельбы - 750 выстрелов в минуту. Tiger НАР также вооружен четырьмя «Мистралями» и двумя подвесными контейнерами, каждый из которых вмещает 22 68-мм ракеты SNEB.

«Тигр HAP» оборудован надкабинной оптической системой прицеливания SAGEM Strix, устанавливаемой на гиростабилизированной платформе, инфракрасной и телевизионной камерами с зарядовой связью, лазерным дальномером и прямым оптическим прицелом.

Вертолет может разворачиваться на кораблях французского ВМФ класса «Мистраль» и «Фудр» и на авианосце «Шарль де Голль».

Сколько стоит вертолет?

«Тигр» производится в 4 основных версиях, предназначенных для разных стран. Сегодня вертолеты используют Испания, Франция, Германия, Австралия и Саудовская Аравия. Австралийские «Тигры» собираются в Австралии, а Саудовская Аравия подписала в 2006 г. контракт на поставку 142 единиц нескольких версий.

Стоимость одного Tiger составляет от 27 до 35 млн евро, а всей программы - 14,5 млрд евро. Точно сказать, сколько стоит вертолет, сложно, поскольку его цена зависит от конкретной реализации. Например, «Тигр HAD» оценивается в 44-48 млн долларов США.

В целом ожидается, что Eurocopter Tiger будет долго находиться на вооружении стран Европы и за ее пределами. В мае 2018 г. правительства Франции и Германии одобрили третью по счету модернизацию вертолета, благодаря которой машина останется конкурентоспособной до 2040 г.