Актер из бронзовой птицы криминальный авторитет. Сергей Шевкуненко: личная жизнь

Шевкуненко родился 20 ноября 1959 года в семье творческих работников: его отец Юрий Александрович был директором 2-го творческого объединения киностудии «Мосфильм», здесь же в качестве ассистента режиссера работала мать Сергея Полина Васильевна. Сергей был вторым ребенком в семье (была еще дочь Ольга), и ребенком поздним: в момент его появления на свет матери шел 41-й год.

Поэтому радость родителей после рождения сына была безмерной. К примеру, отец, будучи еще и драматургом, в честь этого события написал пьесу «Сережка с Малой Бронной», которая затем стала поводом для появления песни с аналогичным названием (ее исполнял Марк Бернес).

Однако поставить своего сына на ноги Юрий Александрович не успел - в 1963 году он скончался. К тому времени Полина Васильевна уже несколько лет не работала, и потеря кормильца вынудила ее вновь вернуться на прежнее место - «Мосфильм». Огромную помощь в этом ей оказал Эльдар Рязанов.
По словам тех, кто знал эту семью, Сергей с малых лет рос чрезвычайно талантливым ребенком. В четыре года он уже умел читать, в восемь - осилил двухтомную «Сагу о Форсайтах». Кроме того, он безмерно любил кино и всегда мечтал стать актером. Мать знала об этой мечте сына, однако до поры до времени сдерживала его детские порывы выйти на съемочную площадку.

В 1972 году в семье Шевкуненко случилось новое несчастье - старшая сестра Сергея Ольга полюбила иностранца и эмигрировала в США. В то время это было серьезным прегрешением, и от родственников эмигрантки многие отвернулись. Однако не это оказалось самым тяжелым для 13-летнего Сергея. Сестра была для него человеком, которому он мог поведать свои самые сокровенные мысли. Она помогала ему в учебе, направляла в жизни. Теперь ее не было рядом. И через несколько лет это сыграет свою печальную роль в судьбе Сергея. Но пока в жизни Сергея черная полоса сменилась светлой.

В 1973 году на студии «Беларусьфильм» режиссер Николай Калинин приступил к телевизионной экранизации повести Анатолия Рыбакова «Кортик». На роль главного героя - Миши Полякова - пробовались сразу несколько юных актеров, в том числе и Сергей Шевкуненко. Сережа выглядел убедительнее своих соперников. Не случайно сам Анатолий Рыбаков выразил желание, чтобы именно он был утвержден на главную роль.
По мнению многих участников съемок, Шевкуненко довольно споро справлялся с ролью и совершенно не тушевался в присутствии маститых актеров, занятых в картине: Зои Федоровой, Эммануила Виторгана, Михаила Голубовича, Романа Филиппова и других. А актеров-сверстников, которых в картине было большинство, Шевкуненко и вовсе переигрывал почти во всех сценах фильма.
«Кортик» был тепло принят юной аудиторией, и на волне этого успеха силами все того же съемочного коллектива буквально через год было снято трехсерийное продолжение - «Бронзовая птица». После выхода фильмов на экран за Шевкуненко прочно утвердилось мнение как о талантливом юном актере, и предложения сниматься в других картинах посыпались на него со всех сторон. Однако из всего вороха предложений он выбрал то, что импонировало ему больше всего,- приключенческую картину Вениамина Дормана «Пропавшая экспедиция». Съемки фильма начались летом 1974 года в Сибири.

В новой работе повзрослевший Шевкуненко играл роль своего сверстника - таежного проводника Мити, сопровождающего геологическую экспедицию профессора Смелкова, разыскивающую золото на реке Ардыбаш. В отличие от двух предыдущих картин, где герою Шевкуненко приходилось больше говорить, чем действовать, в новом фильме все было наоборот - здесь его герой был очень активен: стрелял, скакал на лошади, взбирался на крутые горные кручи. И по мнению большинства, с ролью справился. Поэтому было решено снимать продолжение фильма под названием «Золотая речка». Однако записать в свой послужной список еще одну картину юному актеру уже не довелось.

В силу своего характера Шевкуненко стремился к лидерству не только на съемочной площадке, но и в обычной жизни. Явление в общем-то отрадное, и при его талантах и рвении можно было вполне серьезно рассчитывать на успешную карьеру в кино - ведь не каждый начинающий студент ВГИКа имел за плечами главные роли в трех популярных картинах. Однако Шевкуненко применил свой талант лидера совсем на ином поприще.

28 марта 1976 года Шевкуненко вместе с приятелем распили бутылку портвейна, после чего мирно разошлись. Однако по дороге домой в одном из дворов по улице Пудовкина Шевкуненко подошел к какому-то собачнику и стал трепать по морде его собаку. Ничего оскорбительного в этом не было, но собачник увидел в этом нечто предосудительное и потребовал, чтобы «парень убирался туда, куда шел». И пригрозил, что в противном случае спустит на него собаку. Для выпившего Шевкуненко этого оказалось достаточно, чтобы ввязаться в драку и набить собачнику морду. Тот написал заявление в 76-е отделение милиции. В конце концов дело дошло до судебного разбирательства, и Гагаринский суд Москвы вынес Шевкуненко свой вердикт - один год лишения свободы по статье 206 часть II УК РСФСР (хулиганство).

Освободившись в 1977 году, Шевкуненко по протекции матери устроился работать осветителем на «Мосфильм». В этом качестве он принимал участие в съемках нескольких картин, втайне мечтая когда-нибудь продолжить свою актерскую карьеру. Однако ни один режиссер так и не посмел пригласить бывшего зека в качестве актера на съемочную площадку. Даже в эпизод. А в 1978 году Шевкуненко окончательно перечеркнул все надежды близких и друзей на свое счастливое возвращение в нормальную жизнь. В тот злополучный день он выпивал в компании таких же, как он, рабочих киностудии. Когда в бутылках еще плескалось вино, скудная закуска внезапно иссякла. Время было позднее, и достать продукты было негде. Но Шевкуненко проявил смекалку - взломал студийный буфет и принес собутыльникам закуски на несколько десятков рублей. Этот грабеж потянул на четыре года тюремного заключения (статья 89 УК РСФСР).

Однако уже через год у Шевкуненко появился реальный шанс вернуться к нормальной жизни - за примерное поведение его досрочно освободили из тюрьмы. Но судьба вновь сыграла с ним злую шутку. Путь в кино для него оказался закрыт навсегда, да и в осветители его уже не брали. Поэтому он не стал ломать голову над собственным будущим и поступил сообразно тем идеям, которых успел нахвататься за решеткой: сколотил из местных пацанов воровскую шайку и отправился грабить квартиры честных граждан. Но фортуна вновь его подвела. Уже после первой кражи милиция повязала всю шайку, и главарь получил новый срок - четыре года тюрьмы (по совокупности статей 89, 210 (вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность) и 144 (квартирная кража).

Почти все последующее десятилетие Шевкуненко провел за решеткой, увеличивая свой срок новыми преступлениями: в 1983 году, едва освободившись, он вновь угодил в тюрьму за кражу (4 года), попытался бежать, но был пойман и присоединил к прежнему сроку новый - 1,5 года. По свидетельству очевидцев, часть этих сроков Шевкуненко получил несправедливо - только потому, что не нравился своим характером тюремным властям. Мол, те склоняли Шевкуненко к сотрудничеству, но он отвечал неизменным отказом, за что и получал новые сроки.

Однако по мере роста сроков росли влияние и авторитет Шевкуненко в уголовной среде. Его организаторские способности, дерзость и недюжинный ум не остались незамеченными в неволе и позволили их обладателю значительно подняться в уголовной иерархии. Даже клички, которыми товарищи наградили Шевкуненко, были выбраны сообразно его способностям - Шеф и Артист.
В 1988 году Шевкуненко вышел из тюрьмы в очередной раз, правда, теперь уже инвалидом II группы (у него был обнаружен туберкулез). В Москву его не пустили, и ему пришлось податься в Смоленск. Там он почти год провалялся в больнице. Выйдя из больницы, женился на Елене Н. Однако семейная жизнь длилась недолго - 2 декабря 1989 года его арестовали. По словам его жены, арест мог быть подстроен. Якобы днем, когда она была одна в доме, пришел неизвестный мужчина и передал ей пакет для Сергея. А там оказался пистолет.

По другой версии все выглядело иначе. По ней выходило, что Шевкуненко отнюдь не собирался «завязывать» со своим преступным прошлым и вел двойную жизнь. Частенько наведываясь в Москву, он большую часть времени проводил в игорном заведении при «Мосфильме», где профессионально обыгрывал завсегдатаев в карты. Дело у него ладилось настолько хорошо, что он умудрился выиграть автомобиль, принадлежавший супруге посла одной из западноевропейских стран. Женщина, проигравшись, в последней надежде поставила машину на кон, но фортуна и на этот раз от нее отвернулась.
Однако игра в карты выглядела невинной забавой в сравнении с тем, чем в дальнейшем пришлось заняться Шевкуненко. Летом 1990 года он отправился в Тольятти (кстати, на той самой выигранной машине), где стал участником одной из кровавых разборок в среде местной «братвы». Правда, участником пассивным - в тот момент, когда его подельник расстреливал конкурентов, Шевкуненко держал их на мушке. Поэтому, когда на месте побоища внезапно объявились оперативники, Шевкуненко успел отбросить пистолет подальше, тем самым спасая себя от серьезного наказания. За это его тогда и арестовали. Суд приговорил Шевкуненко к тюремному заключению сроком на один год (статья 218 УК РФ).

В 1991 году Шевкуненко освободился, но уже через 49 дней вновь угодил за решетку. На этот раз за кражу икон. И в этом деле имеется масса темных пятен. По словам самого Шевкуненко, иконы ему принес неизвестный, который попросил установить их подлинность. В момент экспертизы Шевкуненко арестовали. Однако неизвестного задержать так и не удалось. В итоге кражу «повесили» на Шевкуненко и вновь упекли его за решетку на три года. Вполне вероятно, что все это дело было кем-то ловко подстроено. Но кем? Видимо, теми, кто не хотел видеть Артиста на свободе. А такие люди были как в уголовной, так и в правоохранительной среде.
В 1994 году Шевкуненко вышел на свободу - как оказалось, в последний раз. К тому времени он уже успел завоевать значительный авторитет в преступной среде и стать «положенцем». Эта ступень в уголовной иерархии предшествует званию вора в законе, и Шевкуненко в ближайшем будущем реально претендовал на получение этого звания. Однако...

Вернувшись в Москву, Шевкуненко прописался по адресу матери на улице Пудовкина. Вся прилегающая к этой улице территория тут же отошла под надзор его «бригады». Люди Шевкуненко специализировались на рэкете, похищении заложников, угонах автомобилей, торговле наркотиками (сам Шевкуненко якобы крепко «сидел» на кокаине). Кроме того, они контролировали ряд крупных объектов на прилегающих территориях, в том числе элитный спортклуб на Мосфильмовской улице, и занимались махинациями в сфере приватизации жилья. Именно на последнем поприще Шевкуненко, видимо, и погорел.
Судя по всему, интересы Артиста пересеклись с интересами казанской группировки, которая по силе и влиянию всегда считалась одной из самых «крутых» в столице. Не привыкшая уступать, эта группировка всерьез «наехала» на Шевкуненко и заставила его отступить. Для него дело приняло настолько серьезный оборот, что в начале февраля 1995 года он надумал вместе с 75-летней матерью уехать к сестре в США. Были оформлены все соответствующие документы, и день отъезда был не за горами. Но судьба распорядилась по-своему.

11 февраля примерно около двух часов ночи скромный экспедитор фирмы «Легион» Сергей Шевкуненко в сопровождении соратников подъехал к своему дому по улице Пудовкина. Убедившись, что во дворе все спокойно, Шевкуненко отпустил приятелей, а сам вошел в подъезд. Однако едва он вызвал лифт, как из темной ниши вышел неизвестный и выстрелил ему из пистолета в живот. Это был единственный просчет киллера в ту ночь. Рана оказалась несмертельной, и Шевкуненко успел заскочить в кабину лифта и нажать кнопку шестого этажа. Убийца бросился по лестнице наверх. Однако лифт проехал это расстояние быстрее, и Шевкуненко успел не только открыть дверь собственным ключом, но и заскочить в квартиру. Но в спешке он допустил роковую ошибку - оставил ключи в замке. Ими и воспользовался убийца. Когда он ворвался в коридор шевкуненковской квартиры, на шум из спальни выбежала Полина Васильевна. Убийца выстрелил ей в голову и сразил женщину наповал. Увидев истекающую кровью мать, Шевкуненко бросился ей на помощь, сотрясая стены квартиры диким криком: «Что вы делаете, суки?!» И в следующее мгновение две пули угодили ему в голову. Третью убийца выпустил туда же, но Шевкуненко этого уже не почувствовал - он был мертв.

За прошедшие с тех пор три года в Москве и окрестностях были убиты десятки криминальных авторитетов, равных по степени влияния и значимости фигуре Шевкуненко. Имена большинства из них навечно канули в Лету. Однако имя героя этого рассказа не забылось. И виной тому не его разгульная жизнь преступного главаря, а тот короткий отрезок времени, когда Шевкуненко блистал в роли звезды экрана. Ведь телевидение до сих пор крутит фильмы с его участием.

Всем доброго дня! Хочу рассказать вам уникальную историю об уникальном актере отечественного кинематографа. Он имел все шансы добиться успеха в мире кино, но волею судьбы добился известности в мире криминальном. Этого актера зовут Сергей Шевкуненко и всем он хорошо известен, как исполнитель роли Миши Полякова в фильмах «Кортик» и «Бронзовая птица».

Детство и съемки в «Кортике» и «Бронзовой птице»

Сергей Шевкуненко появился на свет в творческой семье. Папа Сергея был знаменитым советским драматургом, мать – актрисой и чуть позже перешла на работу в Мосфильм. Сергей родился 20 ноября 1959 года, и родители были безумно рады появлению сына на свет. Этому событию Юрий Шевкуненко даже посвятит целую пьесу.

Сережа вспоминается тем, кто был знаком с семейством Шевкуненко в те годы ребенком одаренным и развитым необычайно. В четыре года он овладел навыками чтения, а в восемь лет одолел довольно серьезное взрослое произведение – «Сагу о Форсайтах». Актером мальчик быть не хотел, в детские годы у него была одна мечта – стать военным. Сережа при всей своей любви к книгам и чтению домоседом вовсе не был – значительную часть свободного времени он проводил на улице с мальчишками и был у них вожаком. Быть лидером Сергею нравилось и если в новой компании сразу верховодить не получалось – он делал все для привлечения внимания к своей персоне. Это стремление быть главным любой ценой, и привело в итоге к тому, что Сережа связался с не очень хорошей компанией и стал пренебрегать уроками и занятиями в школе.

Чтобы отвлечь Сергея от сомнительных увлечений и развлечений, его мама приводит его на съемочную площадку. И как раз в ту пору режиссер Калинин искал актеров на роли в фильмах «Кортик» и «Бронзовая птица». Так Сергей Шевкуненко получил знаменитую роль Миши Полякова. Он отлично проявил себя на съемках, не тушуясь и не смущаясь, работал в кадре с такими знаменитостями, как Зоя Федорова, Эммануил Виторган, Роман Филлипов. После премьеры фильмов к Шевкуненко пришла всесоюзная слава. Его стали приглашать на съемки, но последней работой Сергея в кино станет фильм «Пропавшая экспедиция». По окончанию съемок в этой картине у молодого актера появится слишком много ни чем не занятого досуга, и он вернется в свою уличную компанию. С этого момента и пойдет жизнь Шевкуненко по скользкой дорожке.


Криминальная карьера

После съемок в «Пропавшей экспедиции» Сергей оканчивает восьмой класс школы, и продолжать образование не собирается. Желая отвадить его от сомнительных друзей, мать устраивает его слесарем на «Мосфильм», но этот благой поступок оборачивается во зло: новые коллеги Сергей начинают поддразнивать его, называя «Артистом» и это поддразнивание ранит самолюбие юноши. Более того, новых приглашений на съемки не поступает, так как все режиссеры наслышаны о сложном характере Сергея, о его на тот момент уже случившихся приводах в милицию. Парень начал пить, часто не выходил на работу. На подобное поведение руководство закрывало глаза, глубоко уважая его мать.

В 1975 году Шевкуненко попадает в милицию, за участие в массовой драке. Дело рассматривалось комиссией по делам несовершеннолетних и неизвестно, чем бы оно в итоге закончилось, если бы не еще пару приводов Сергея в милицию – за пьянство и кражи. Так Сергей попадает в подростковое спецзаведение, в котором к слову чувствует себя как рыба в воде. В училище он прозанимается ровно год, после чего попадет.. в колонию. В пьяном виде Шевкуненко вступает в конфликт с неизвестным человеком, избивает его и тот на следующий день обращается в милицию. Итог: год лишения свободы.

Колония поставила крест на актерской карьере Сергея, но на Мосфильм работать его после освобождения взяли. Однако уже в 1978 году Сергей вновь попадает за решетку – на сей раз за грабеж (совершенный опять же в пьяном виде) и получает срок солидный – четыре года. Освободившись досрочно, на свободе Шевкуненко пробудет до 1983 года, после чего последует новый срок – еще четыре года, но уже за ограбление и хранение наркотиков. Следующие 10 лет так и будет продолжаться: недолгое время на свободе и сроки, сроки, сроки.

Шевкуненко терял уважение среди рядовых граждан, но в криминальной среде его авторитет рос. Известно, что он был «каталой», принимал участие в самых кровавых разборках среди братков в 90-х годах, воровал и перепродавал иконы. За все эти преступления Сергей зарабатывал новые сроки и в 1994 году вышел на свободу в последний раз. На момент освобождения он был уже «положенцем», то есть в одном шаге от звания «вора в законе».

Убийство

Выйдя в 1994 году на свободу, Шевкуненко стал заниматься исключительно криминальной деятельностью в мосфильмовской ОПГ. Он был замешан в махинациях с приватизацией жилья, его «бригада» занималась вымогательством и шантажом, продажей наркотических веществ, угоном автомобилей. Кому именно не угодил Сергей, да так, что его было решено убрать – неизвестно. Но закончилась жизнь Шевкуненко трагично – его убили на пороге собственной квартиры. А вместе с ним наемник убил и его маму.

Вот так закончилась жизнь актера, который мог бы стать ярчайшей звездой отечественного кинематографа, но волей случая и судьбы стал знаменитостью мира криминального. Фотоподборку с Сергеем Шевкуненко я к статье прилагаю – вы сможете увидеть и совсем молодого актера, и Сергея взрослого, редкие кадры с похорон. Если история жизни актера вас заинтересовала, вы можете и посмотреть документальный фильм о Сергее - «Криминальная звезда».

Главный герой фильмов «Кортик» и «Бронзовая птица» был кумиром для школьников 70-х и 80-х. В 90-е Шевкуненко пользовался непререкаемым авторитетом - но уже совершенно в других кругах.

В 70-е и 80-е годы многие школьники хотели быть похожи на Мишу Полякова, которого сыграл юный Сергей Шевкуненко. Он был героем, образцом для подражания. В день рождения актера сайт выясняет, как так случилось, что кумир подростков, перед которым были открыты все двери в кино, стал криминальным авторитетом с кличкой Артист, банда которого наводила ужас на весь район.

Герой и образец для подражания

Любимец советских школьников родился 20 ноября 1959 года в творческой семье. Его отец работал на главной киностудии страны, на «Мосфильме», где занимал пост директора Второго творческого объединения, помощником режиссера трудилась и мама. Сережа стал поздним ребенком: к моменту его рождения его маме было уже за 40. Когда мальчику исполнилось четыре года, его отец умер, и Полина Васильевна осталась одна с сыном и взрослой дочерью (сестра Сергея была старше его на 14 лет).

Все, кто знал их семью, говорили, что Сережа рос очень талантливым и одаренным ребенком, в четыре года он уже начал читать книги. С детства он мечтал стать актером. Однако пай-мальчиком Шевкуненко не был. Скорее наоборот: дружил он с хулиганами, с подросткового возраста пользовался авторитетом у дворовой шпаны, даже старшие пацаны уважительно его называли Шефом.

Когда мальчику было 13 лет, сестра, с которой он был очень дружен, вышла замуж и уехала за границу. После этого Сергей окончательно «слетел с катушек», стал частым «гостем» в детской комнате милиции.


В 1973 году на «Мосфильме» объявили пробы для мальчишек, желающих сниматься в фильме по очень популярному тогда роману Анатолия Рыбакова. Полина Васильевна отправила на пробы Сережу: женщина надеялась, что мальчику дадут хоть какую-нибудь эпизодическую роль, и съемки помогут ему отвлечься от улицы. Но случилось неожиданное: Рыбаков увидел в нем главного героя. Так 14-летний Шевкуненко стал Мишей Поляковым.

Роль далась подростку достаточно легко - как и многое, за что он брался. Рядом с именитыми актерами он не тушевался, а актеров-сверстников, как отмечали члены съемочной группы, и вовсе переигрывал почти во всех сценах.


В 1974 на экраны вышло продолжение «Кортика» . К тому моменту от предложений сниматься у Сергея не было отбоя. Он выбрал приключенческую картину Вениамина Дормана «Пропавшая экспедиция». Однако когда началась работа над продолжением картины - места для Шевкуненко в ней не нашлось. Одни говорили, что трудный характер подростка начал проявляться и на съемочной площадке, и режиссер не захотел больше иметь с ним дела, другие считали, что это просто была воля случая.

Кино в жизни подростка закончилось, а улица осталась. Как ни надеялась мама, общаться со шпаной он не перестал. Среди его приятелей было немало уголовников. Не избежал тюрьмы и Сергей.


Рецидивист

больше по теме

В 16 лет юноша сцепился с гулявшим неподалеку от его дома собачником, завязалась драка. Впоследствии суд учел все - и то, что пострадавший оказался крупной «шишкой», и то, что Шевкуненко на тот момент был нетрезв, и то, что он состоял на учете в детской комнате милиции. В итоге юноша , получив год по статье «Хулиганство».

Освободившись в 1977 году, Сергей Шевкуненко благодаря помощи матери устроился осветителем на «Мосфильм». Он надеялся, что ему снова повезет, он снова начнет сниматься. Но вместо этого парень опять оказался за решеткой - после того, как не нашел ничего лучшего, как взломать буфет киностудии, чтобы обеспечить собутыльников закуской.

Грабеж потянул на четыре года тюремного заключения, правда в итоге Шевкуненко освободили досрочно, за примерное поведение. Больше о кино он не мечтал. Оказавшись на свободе, бывший кумир миллионов школьников сколотил банду, начал грабить квартиры. Очень быстро молодой человек попался - и снова отправился в места не столь отдаленные.

Последующее десятилетие Шевкуненко провел в основном в СИЗО и на зоне. Если и оказывался на свободе – то не надолго, получал новый срок, по новой статье и вновь отправлялся на нары. В криминальных кругах за ним закрепилось «погоняло» Артист. Один из работников МУРа вспоминал, что ни одно из преступлений Шевкуненко не отличалось особой выдумкой, однако поражало дерзостью исполнения и своеобразным «артистизмом». Сам Сергей, хоть и бывал весьма эмоционален, вел себя очень хладнокровно, глядел исподлобья, его улыбка пугала - так улыбаются матерые рецидивисты.

Главарь «Мосфильмовских»

В 1989 году Сергей вышел на свободу после очередного срока с инвалидностью второй группы, полученной из-за открытой формы туберкулеза. К началу 90-х Шевкуненко приобрел авторитетный в криминальном мире статус «положенца». Эта ступень в уголовной иерархии предшествует званию вора в законе, и бывший кумир пионеров имел вполне реальные шансы стать одним из коронованных королей преступного мира.

Пик криминальной карьеры Артиста пришелся на лихие 90-е. Официально он якобы работал экспедитором, но на самом деле его работа заключалась в другом. Мосфильмовская организованная преступная группировка, во главе которой стоял Шевкуненко, контролировала весь прилегающий к киностудии район, занималась рэкетом, угонами автомобилей, махинациями с недвижимостью, торговлей наркотиками, ходили слухи, что и сам актер крепко подсел на наркоту.

В те годы в криминальном мире то и дело происходил передел власти. В какой-то момент на мушке оказался и шеф Мосфильмовской ОПГ. По одной из версий, «бригада» Шевкуненко сильно мешала казанской «братве». Дело приняло столь серьезный оборот, что в начале 1995 года он решил забрать 75-летнюю маму и уехать к сестре в США. Уже были оформлены паспорта, куплены билеты, но осуществить задуманное мужчина так и не успел.

11 февраля 1995 года киллер подстерег Сергея Шевкуненко, когда он входил в подъезд дома. Раненый, тот успел заскочить в лифт и даже открыть ключом дверь квартиры, пока убийца бежал по лестнице. Возможно, Артисту удалось бы спастись - если бы он не допустил роковую ошибку, не оставил ключи в замке. Киллеру осталось лишь открыть дверь и довести начатое до конца, от его пуль погиб и сам Шевкуненко, и его мама, ждавшая сына дома. Похоронили их вместе. Криминальная карьера Артиста закончилась в 35 лет.

Отец Сергея Юрий Александрович был драматургом, пьесы которого шли во многих театрах страны, а мама Полина Васильевна была актрисой. В 1938 году она поступила в ГИТИС, однако из-за начавшейся войны не смогла его закончить, и устроилась работать актрисой в Театр Красной Армии, где и познакомилась с Юрием Шевкуненко, который в то время проходил службу в армии в качестве актера ЦТКА. В 1942 году они поженились, а спустя три года у них родилась дочь Ольга. Позже супруги переехали в Германию, где играли в драмтеатре при Группе советских оккупационных войск, а осенью 1952 года семья Шевкуненко вернулась на родину, где устроилась в труппу Московского драмтеатра. Полину карьера актрисы устраивала. Тем временем Юрий стал заниматься литературой - он писал рецензии, посвященные театру и кино, и в 1955 году поступил на заочное отделение Литературного института имени Горького, а в октябре следующего года он был приглашен старшим редактором на киностудию «Мосфильм». Помогал Шевкуненко в этом случае режиссер Московского драмтеатра Валентин Невзоров, с которым Юрий был дружен. В середине 1950-х годов Невзоров ушел из театра в кинематограф, и когда в 1956 году решил снять фильм «Семья Ульяновых», то в качестве помощника в написании сценария он пригласил Юрия Шевкуненко, а позже рекомендовал Юрия руководству «Мосфильма» на должность старшего редактора. Юрий Шевкуненко достаточно быстро освоился на новом месте, и участвовал в создании многих известных кинофильмов, среди которых были картины «Поединок» и «Накануне» режиссера Владимира Петрова, «Ветер» режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова, «Капитанская дочка» режиссера Владимира Каплуновского, «Неотправленное письмо» режиссера Михаила Калатозова и много других картин. Кроме этого Шевкуненко продолжал писать критические статьи, а также писал пьесы для театров. Такая деятельность приносила ему неплохой заработок, который позволял молодой семье с оптимизмом смотреть в свое будущее. После того, как Юрий перешел работать на «Мосфильм», семья получила ордер на просторную квартиру в доме напротив киностудии по адресу улица Пудовкина, дом 3. Все эти обстоятельства позволили Полине Шевкуненко уйти из театра и целиком посвятить себя домашнему хозяйству. Супруги хотели завести второго ребенка, и хотя в августе 1959 года Полине Васильевне исполнилось 40 лет, 20 ноября того же года у них родился мальчик, которого родители назвали Сергеем.

Радость родителей была столь велика, что отец Сергея в честь рождения сына написал пьесу «Сережка с Малой Бронной». В январе 1960 года Юрий Шевкуненко занял кресло главного редактора 2-го творческого объединения «Мосфильма», а через восемь месяцев получил новое повышение, и стал директором этого объединения. А летом 1962 года Ольга Шевкуненко закончила школу, и в июле того же года была принята на «Мосфильм» в качестве ученицы монтажера 1-го разряда. Но в 1963 году руководство студии обвинило вверенное Шевкуненко объединение в низкой эффективности и наказало Юрия понижением по службе. Юрий Александрович вернулся в кресло исполняющего обязанности главного редактора 2-го объединения, и это понижение сильно ударило по его самолюбию. Вскоре врачи диагностировали у него рак, и Юрий Александрович скончался. И Полина Васильевна, чтобы заработать на жизнь, была вынуждена вернуться на прежнее место работы - «Мосфильм», в чем ей большую помощь оказал Эльдар Рязанов.

Тем временем Сергей рос в семье со столь творческими родителями очень талантливым ребенком. В четыре года он научился читать, и в восемь лет прочел двухтомник «Сага о Форсайтах». Но в отличие от большинства своих сверстников, которые буквально бредили кино и мечтали стать актерами, у Сергея такой мечты не было. Он хотел стать военным, и родственники поддерживали в нем эту мечту, так как были хорошо знакомы с изнанкой актерской профессии.

Большую часть времени Сергей проводил во дворе на улице Пудовкина по соседству с «Мосфильмом», где считался неформальным вожаком. У него было соответствующее прозвище – Шеф, хотя поначалу оно звучало иначе - Шева, как производное от его фамилии. Но потом, когда в Сергее стали ярко проступать лидерские качества, предпоследняя буква поменялась, а последняя отпала за ненадобностью. И в родном дворе, и за его пределами Сергей всегда был в центре внимания. Даже когда в пионерском лагере для детей кинематографистов «Экран» под Загорском вожатые попытались его приструнить, он сбежал из лагеря в Москву.

О своих дворовых амбициях Сергей забывал только дома, где безусловным авторитетом в его глазах пользовалась старшая сестра Ольга, к которой мальчик был сильно привязан. Поскольку их мать большую часть времени проводила на работе, именно Ольга занималась воспитанием Сергея. Разница в возрасте в 14 лет совершенно не отражалась на их взаимоотношениях. Летом 1967 года Ольга подала документы во ВГИК, уволилась с «Мосфильма», успешно сдала экзамены и стала студенткой сценарного факультета. К тому времени в стране свои последние дни доживала хрущевская «оттепель» и Полина Васильевна с Ольгой часто собирали у себя дома коллег из творческой среды. Жаркие дебаты на политические темы иной раз продолжались до рассвета. Будучи студенткой ВГИКа, Ольга влюбилась в Семена Галкина - юношу из интеллигентной еврейской семьи, не отличавшейся лояльностью к властям, и как многие советские евреи, Галкины с конца 1960-х годов стали вынашивать планы отъезда из страны на свою историческую родину - в Израиль. Когда в 1972 году Ольга и Семен Галкины получили разрешение на выезд, они эмигрировали в Израиль, а чуть позже перебрались оттуда в США.

Для 13-летнего Сергея отъезд сестры стал серьезным испытанием, так как именно с Ольгой он всегда делился своими самыми сокровенными мыслями, она помогала ему в учебе и направляла в жизни. Дело осложнялось тем, что незадолго до этого ушла из жизни и его бабушка Елена Васильевна. Мама Сергея прекрасно понимала состояние сына, который стал плохо учиться, связался с дурной компанией и был взят на учет детской комнатой милиции. И она увидела в кинематографе спасительную соломинку, которая могла бы отвадить сына от дурного. Полина Васильевна привела Сергея на съемочную площадку в 1973 году, когда режиссер Николай Калинин готовился к экранизации дилогии Анатолия Рыбакова «Кортик» и «Бронзовая птица». Режиссер искал исполнителей на главные детские роли, а Рыбаков когда-то был дружен с Юрием Шевкуненко, и это во многом предопределило дальнейший ход событий. Сергей Шевкуненко во время проб на роль главного героя Миши Полякова выглядел убедительнее своих соперников и Рыбаков выразил желание, чтобы именно Шевкуненко был утвержден на главную роль.

Сергей Шевкуненко прекрасно справился с ролью в фильме, совершенно не стеснялся известных актеров, занятых в картине - Зои Федоровой, Эммануила Виторгана и Романа Филиппова, а сверстников, так же задействованных в картине, Сергей и вовсе переигрывал почти во всех эпизодах. «Кортик» был хорошо принят зрителями, и через год было снято трехсерийное продолжение «Кортика» под названием «Бронзовая птица».

После выхода этих фильмов Шевкуненко стали поступать предложения сниматься в других картинах. Начинающий актер выбрал съемки в картине, которая импонировала ему больше всего – это был приключенческий фильм режиссера Вениамина Дормана «Пропавшая экспедиция».

Съемки этого фильма начались летом 1974 года в Сибири, и в нем Шевкуненко играл роль таежного проводника Мити, сопровождавшего геологическую экспедицию профессора Смелкова, разыскивающую золото на реке Ардыбаш. Сергей во время съмок стрелял, скакал на лошади, взбирался на крутые горные склоны, и снова прекрасно справился с ролью. Во время съемок он даже влюбился в Евгению Симонову, и в присутствии дамы сердца не хотел выглядеть хуже своих более взрослых партнеров. Но любовь оказалась безответной. Симонова была старше Сергея на четыре с половиной года, и у нее на съемочной площадке был другой кавалер - ее будущий супруг Александр Кайдановский.

Осенью 1974 года работа над картиной была завершена, и у Сергея вновь появилось много свободного времени. К тому времени он закончил 8 классов, дальше не хотел продолжать учебу, и используя свои связи на «Мосфильме», Полина Васильевна устроила сына учеником слесаря в механический цех киностудии. Несмотря на то, что для 15-летнего Шевкуненко был установлен укороченный рабочий день, большого интереса к работе он не проявлял, хотя новое место поднимало Сергея в глазах его сверстников - он единственный среди них работал, и зарабатывал неплохие для подростка деньги - 60 рублей. Но Шевкуненко чувствовал себя на работе неуютно. В коллективе к нему относились без того уважения, к которому он привык в дворовой компании. Прозвище Артист, которым наградили парня в цехе, звучало в устах осветителей и слесарей язвительно, и ни о каком рвении со стороны Шевкуненко речи быть не могло. Тем временем, как и в случае с «Кортиком», было принято решение о съемках продолжение «Пропавшей экспедиции». Фильм получил название «Золотая речка», но в этой картине Шевкуненко сняться не довелось. Режиссер, наслышанный о проблемах юноши с дисциплиной, не захотел взваливать на себя лишнюю обузу и дал сценаристам команду избавиться от персонажа, которого играл Шевкуненко.

Сергей Шевкуненко, действительно - был импульсивным человеком, предпочитавшим сначала совершать поступки, а потом думать - правильно он поступили или нет. К тому же молодым людям в его возрасте не была свойственна самокритичность. Поэтому, вместо того чтобы задуматься о своем будущем, он озлобился. И любого, кто пытался его перевоспитать, он считал своим врагом. Стоит отметить, что немалую роль в этом процессе сыграла его кинематографическая карьера. Косвенно этому способствовало общение с друзьями сестры - весьма критически настроенными к советскому строю людьми. Но тогда он был еще совсем юн, и не задумывался о неблагополучной ситуации в обществе, где слова и дела очень часто расходились друг с другом. Когда же Сергей попал в мир кино, процесс осмысления действительности пошел быстрее. Шевкуненко выпало играть в фильмах с ярко выраженной идеологической окраской. Он сыграл вожака пионеров, который помогал своим старшим товарищам комсомольцам и коммунистам разоблачать матерых врагов революции, но ирония ситуации заключалась в том, что едва на съемочной площадке заканчивалась работа, как те же актеры, которые пять минут назад играли коммунистов, начинали рассказывать анекдоты про Ленина. Для 15-летнего подростка, каким в ту пору был Шевкуненко, это было шоком. Потом он к этому привык, а чуть позже и сам стал поступать так же.

Еще будучи школьником, Сергей попробовал с алкоголь. Тогда в молодежной среде было модным употребить в компании пару-тройку бутылок портвейна и отправиться на поиски сомнительных приключений. Когда же Шевкуненко устроился работать на «Мосфильм», возлияния стали регулярными. Он продолжал верховодить мосфильмовской шпаной, и скажи в то время об этом любому советскому мальчишке, тот поднял бы говорившего на смех. Ведь Шевкуненко был кумиром детворы, снявшись в роли правильного пионера Миши Полякова. Но такова была изнанка кинематографа: на экране актер мог представать в образе благородного рыцаря, а в жизни оказаться совершенно иным человеком. Но, несмотря на все сложности характера Шевкуненко, руководство киностудии не торопилось выгонять его с работы. Этому были свои объяснения. Руководители студии продолжали чтить память его уважаемого отца и с таким же уважением относились к его вдове.

Осенью 1975 года Сергей попал в милицию за участие в групповой драке. Дело было отправлено в комиссию по делам несовершеннолетних, но узнав об этом, руководство «Мосфильма» попыталось выручить Сергея. В комиссию было отправлено ходатайство, где отмечалось, что руководство студии готово взять Шевкуненко на поруки. Но на «Мосфильм» пришел ответ из комиссии, где сообщалось, что ходатайство отклонено. А в январе 1976 года на студию пришло еще одно письмо, где сообщалось: «За кражи, драки и злоупотребление спиртными напитками направить Шевкуненко С.Ю. в СПТУ для трудных подростков».

Спецучилище было аналогом колонии, и для большинства подростков попасть туда было настоящей бедой. Но с Шевкуненко такого не случилось. У него было много амбиций, он умел за себя постоять, и невзгоды перенес если не легко, то без излишней трагедии. Более того - спустя пару месяцев он стал там неформальным лидером. Но ни к чему хорошему это не привело. В училище Шевкуненко проучился неполных четыре месяца, после чего угодил в еще более строгое учреждение - колонию. С одной стороны, приключившаяся история выглядела до глупого банально, но с другой - все происшедшее стало закономерным итогом того, что происходило в судьбе Шевкуненко все предыдущие годы. 28 марта 1976 года Шевкуненко вместе со своим знакомым выпили бутылку портвейна, после чего разошлись, но по дороге домой в одном из дворов по улице Пудовкина Сергей подошел к мужчине, выгуливавшему собаку, и стал трепать по морде его пса. Ничего оскорбительного в этом не было, но собачник увидел в этом нечто предосудительное и потребовал, чтобы нечаянный прохожий продолжал следовать своим маршрутом. И пригрозил, что в противном случае спустит на него собаку. Для Шевкуненко этого оказалось достаточно, чтобы ввязаться в драку и побить мужчину, который написал заявление в милицию, и вскоре, согласно постановлению суда, Шевкуненко был лишен свободы на один год за хулиганство. Премьера картины «Пропавшая экспедиция» на ТВ состоялась в те самые дни, когда Шевкуненко попал в тюрьму в феврале 1977 года. Эта премьера помогла Сергею - зэки после демонстрации фильма его зауважали.

Освободившись в 1977 году, Шевкуненко по протекции матери устроился работать осветителем на «Мосфильм». Он принимал в этом качестве участие в съемках нескольких картин, мечтая когда-нибудь продолжить свою актерскую карьеру, но режиссеры боялись приглашать бывшего зека в качестве актера на съемочную площадку. Будь жив его отец, у которого при жизни было много влиятельных друзей, он наверняка бы вмешался в судьбу сына. Но отца давно не было в живых, а те, кто некогда ходил у него в друзьях, после отъезда его дочери за границу, зареклись переступать порог дома семьи Шевкуненко. А в 1978 году Шевкуненко перечеркнул все свои надежды на возвращение в нормальную жизнь. Выпив в компании рабочих киностудии, и обнаружив недостаток закуски, Шевкуненко взломал студийный буфет и взял там еды на несколько десятков рублей, за что получил еще четыре года тюремного заключения.

Через год за примерное поведение Шевкуненко досрочно освободили из тюрьмы, и у него вновь появился шанс вернуться к нормальной жизни. Досрочное освобождение помогло матери Сергея вновь ходатайствовать перед руководством «Мосфильма», где к ней продолжали относиться с уважением, о восстановлении сына на работе. 8 декабря 1981 года его снова приняли на студию в качестве осветителя 2-го разряда. Но Сергея уже мало что связывало с прежней жизнью. Раньше его друзьями были дети знаменитых кинематографистов, но из-за судимостей рядом с ним почти не осталось прежних товарищей. Даже те, кто все еще поддерживали с Сергеем дружеские отношения, жили уже другой жизнью. Наблюдая за благополучием бывших друзей, Сергей не мог позволить себе влачить нищенское существование, и поэтому побудительных мотивов к очередному преступлению у него было более, чем достаточно. И Шевкуненко вновь совершил преступление, похоронив последнюю надежду на возвращение к нормальной жизни. На ход событий также повлияло убийство Зои Федоровой, которая дружила с Полиной Шевкуненко. Федорова сама несправедливо отсидела в тюрьме срок с конца 1940-х до середины 1950-х годов, и искренне сочувствовала судьбе Сергея. Именно благодаря ее вмешательству Сергея снова взяли на «Мосфильм» осветителем после второй отсидки. Гибель Федоровой больно ударила по Сергею, но еще сильнее его оскорбили последующие события. Вскоре после убийства его вызвали в милицию, и оперативники стали интересоваться - что он делал в день трагедии? «Вы что, озверели? - пытался защищаться Шевкуненко. - Зоя Алексеевна была мне как мать!» Но следователи не доверяли бывшему зэку, и продолжали проверять на причастность к этому преступлению. В эти дни Сергей сорвался. Злость за обвинение в убийстве друга его семьи наложилась на желание не выглядеть в глазах своих бывших товарищей абсолютным неудачником.

Очередное преступление Шевкуненко совершил 24 января 1982 года. В тот день он в компании двоих мужчин и женщины коротал время за выпивкой, и в ходе посиделок один из собутыльников сказал, что на Брестской улице живет состоятельная знакомая. Шевкуненко уточнил, что хозяйка в данный момент дома отсутствует, и предложил ограбить квартиру. Ему ответили, что женщина живет на 8-м этаже, но Шевкуненко ответил, что берет эту проблему на себя. Пока двое подельников дожидались на улице, Сергей и его напарник, который знал хозяйку, вошли в подъезд, поднялись наверх, где Шевкуненко пробрался на балкон подъезда, а оттуда перелез на балкон нужной квартиры. Разбив стекло балконной двери, Шевкуненко открыл ее и проник в дом, где находился около часа. Этого времени ему хватило, чтобы упаковать в два полиэтиленовых пакета имущества на общую сумму в 725 рублей 50 копеек. В пакеты поместились двое платьев, лисья шапка, хрустальные фужеры и рюмки, набор олимпийских рублей, бутылка водки и рижского бальзама. С похищенным компания отправилась отмечать завершенное дело.

Над раскрытием этого преступления сыщикам не пришлось думать долго. Распродажей вещей занялась подельница Шевкуненко, и стала сбывать хрусталь и одежду жертвы разным людям. Одна из них, явилась в милицию, и подельницу задержали. Обмануть следствие не удалось, и Шевкуненко арестовали в тот самый день, когда истек срок его испытательного срока и он был зачислен в штат осветителей «Мосфильма» - 8 февраля. Вечером он вернулся с работы домой, где его уже ждали сыщики. Шевкуненко предъявили обвинение сразу по двум преступлениям: ограбление, а также хранение и употребление наркотиков. Последнее обвинение появилось после того, как у Шевкуненко обнаружили 0,62 грамма гашиша. Сам Сергей на суде утверждал, что наркотик ему подбросили сами милиционеры. За все Шевкуненко получил новый срок - четыре года тюрьмы.

В течение следующих десяти лет срок пребывания Шевкуненко в местах лишения свободы лишь увеличивался. В 1983 году, едва освободившись, он снова был посажен в тюрьму на четыре года за кражу, но попытался бежать, был пойман и присоединил к прежнему сроку еще полтора года. По свидетельству очевидцев, часть этих сроков Шевкуненко получил несправедливо, так как его строптивый характер не нравился тюремным властям, которые склоняли его к сотрудничеству, но он отвечал им отказом. Шевкуненко никого не боялся - ни лагерного начальства, ни самих зэков. О его характере говорит следующая история. Однажды на зоне объявился вор в законе, который захотел забрать власть над осужденными в свои руки. Шевкуненко решил проверить подноготную этого вора, послал запрос на волю и узнал, что новоявленный вор в законе - обыкновенный шнырь. Об этом немедленно было сообщено всем зэкам, но поступок едва не стоил Шевкуненко жизни. Ночью обиженный вор с двумя приближенными напали на Сергея и попытались заколоть его заточками. Шевкуненко было нанесено шесть проникающих ранений, но он сумел вырваться, и отбился от нападавших с помощью других заключенных. Шевкуненко угодил в госпиталь, в течение нескольких дней был на грани между жизнью и смертью, но выжил.

По мере роста сроков росли влияние и авторитет Шевкуненко в уголовной среде. Его организаторские способности, дерзость и недюжинный ум не остались незамеченными в неволе и позволили бывшему актеру утвердиться в уголовной иерархии. В 1988 году Шевкуненко вышел из тюрьмы инвалидом второй группы, которая была ему присвоена после того, как у него был обнаружен туберкулез. В Москву ему вернуться не разрешили, и Шевкуненко приехал в Смоленск, где почти год пролежал в больнице. Выйдя из больницы, Сергей женился на девушке по имени Елена, но семейная жизнь продлилась недолго, так как 2 декабря 1989 года он был вновь арестован. По словам его жены, арест мог быть подстроен, так как днем, когда она одна была дома, пришел неизвестный мужчина и передал ей пакет для Сергея. В пакете был найден пистолет.

По другой версии Шевкуненко вел двойную жизнь и регулярно бывал в Москве, проводил время в игорном заведении при «Мосфильме», где обыгрывал других посетителей в карты. Он даже выиграл автомобиль, принадлежавший супруге посла одной из западноевропейских стран. Летом 1990 года Шевкуненко на выигранной машине отправился в Тольятти, где стал участником местной криминальной разборки. В тот момент, когда его подельник расстреливал конкурентов, Шевкуненко держал их на мушке, а когда появились оперативники, Шевкуненко успел отбросить пистолет, и спас себя от серьезного наказания. За это он и был арестован, и приговорен к тюремному заключению сроком на один год. В 1991 году Шевкуненко освободился, но уже через 49 дней снова попал в тюрьму за кражу икон. Однако, по словам самого Шевкуненко, иконы ему принес неизвестный, который попросил установить их подлинность. В момент экспертизы Шевкуненко и был арестован. Неизвестного задержать не удалось, и Шевкуненко получил три года лишения свободы.

В 1994 году Шевкуненко вышел на свободу, и к этому времени он успел завоевать значительный авторитет в преступной среде и стать «положенцем». Эта ступень в уголовной иерархии предшествовала званию вора в законе, и Шевкуненко реально претендовал на получение этого звания.

Вернувшись в Москву, Шевкуненко прописался по адресу матери на улице Пудовкина, и вся прилегающая к этой улице территория тут же отошла под надзор его «бригады». Люди Шевкуненко специализировались на рэкете, похищении заложников, угонах автомобилей и торговле наркотиками. Кроме того, они контролировали ряд крупных объектов на прилегающих территориях, в том числе элитный спортклуб на Мосфильмовской улице, и занимались махинациями в сфере приватизации жилья. Именно в этой сфере интересы Артиста пересеклись с интересами казанской группировки, которая по силе и влиянию считалась одной из самых крупных в столице. По другой версии, бригада Шевкуненко стояла как кость в горле у силовых ведомств, которые тоже имели свои интересы при дележе Москвы на сферы влияния и пытались приручить многие преступные группировки. Дело для Шевкуненко приняло настолько серьезный оборот, что в начале февраля 1995 года он решил вместе с 75-летней матерью уехать к сестре в США. Были оформлены все соответствующие документы, но 11 февраля около двух часов ночи Сергей Шевкуненко в сопровождении спутников подъехал к своему дому по улице Пудовкина. Убедившись, что во дворе все спокойно, Шевкуненко отпустил охрану, и вошел в подъезд. Судя по всему, Шевкуненко догадался о том, что его собираются убить еще на пороге подъезда. Он бросился внутрь и успел забежать в лифт, когда в дверях показался его преследователь. Раздался выстрел, но двери лифта успели закрыться, и пуля угодила в металлическую обивку двери. Лифт повез жертву на 6-й этаж, а киллер бросился вдогонку по лестнице. Техника оказалась быстрее, Шевкуненко подбежал к двери собственной квартиры и успел открыть ее ключом. Однако в спешке забыл вытащить его из замочной скважины. В коридоре его встретила мать, которой он крикнул, чтобы она вызывала милицию. Полина Васильевна успела взять в руки телефонную трубку, но киллер воспользовался ключом, забытым Сергеем в дверях. Сначала убийца выстрелил в женщину, а когда с криком «Что ты делаешь, сука?!» к нему бросился Шевкуненко, разрядил пистолет и в него. Все пули попали Шевкуненко в голову, и он был убит. Смертей могло быть и больше - от пуль киллера могла погибнуть и жена Шевкуненко Елена. Однако накануне она поссорилась с мужем и уехала ночевать к маме. Эта ссора спасла ей жизнь.

Сергей Шевкуненко был похоронен с матерью в Москве на Новодевичьем кладбище.


На фильмах «Кортик» и «Бронзовая птица» выросло не одно поколение советских детей. Родители ставили им в пример главного героя, Мишу Полякова, роль которого исполнил Сергей Шевкуненко . Вот только ни пионеры, ни взрослые не подозревали о том, что на смену его актерскому таланту придет криминальный талант, и в будущем он станем антипримером для подражания.



Его судьба была связана с «Мосфильмом» с самого детства: отец был директором Второго творческого объединения киностудии, а мать – ассистентом режиссера. Сережа был долгожданным ребенком, Полина Шевкуненко подарила мужу сына на 41-м году жизни. Отец был так счастлив, что в честь наследника написал пьесу «Сережка с Малой Бронной», по которой ставили спектакли многие театры страны. По ее мотивам родилась песня «Про Сережку с Малой Бронной и Витьку с Моховой», которую исполнял Марк Бернес.



Но счастливое детство закончилось, когда отец умер от рака. Сереже на тот момент было всего 4 года. Мать вернулась на работу и пропадала там целыми днями, чтобы поправить тяжелое материальное положение семьи, а Сережа почти все время проводил со старшей сестрой. Но когда ему было 13 лет, она вышла замуж за иностранца и уехала за границу. На тот момент это было катастрофой: многие знакомые отвернулись от семьи «предательницы родины». К тому же сестра была для мальчика самым близким человеком, и ее отъезд стал для него большим потрясением.



После этого он стал неуправляемым, а его главной воспитательницей была улица. Друзья-хулиганы дали ему кличку Шеф – по фамилии. Мать опасалась, что он свяжется с плохой компанией, и чтобы это предотвратить, брала сына с собой на киностудию. Так «Мосфильм» стал для Сергея вторым домом. Вначале все складывалось как нельзя лучше: в 1973 г. его утвердили на главную роль в фильм «Кортик», хотя мать мечтала о том, чтобы сына взяли хотя бы в какой-нибудь эпизод. Но на его кандидатуре настоял лично Анатолий Рыбаков – писатель, по книге которого снимали картину.



Миша Поляков стал настоящим кумиром пионеров, киностудию засыпали восторженными письмами. Тут же сняли продолжение фильма – «Бронзовая птица», после чего Сергею Шевкуненко начали поступать предложения и от других режиссеров. Юный актер выбрал приключенческую эпопею «Пропавшая экспедиция». На съемках ему пришлось исполнять сложные трюки – скакать на лошади, взбираться на горные склоны – и все это он выполнял с легкостью и с удовольствием. На съемочной площадке рядом с Кайдановским и Симоновой он вел себя раскованно и свободно. Казалось, его ждет блестящее будущее.





Режиссер планировал снять продолжение «Пропавшей экспедиции», но в этом фильме юному актеру уже не суждено было сняться. Однажды вечером 16-летний Сергей выпил с приятелем бутылку портвейна и начал искать приключения. Во дворе дома он пристал к мужчине, выгуливавшему собаку, – стал трепать ее по ушам. Тогда мужчина пригрозил отпустить собаку, если молодой человек не уберется восвояси. Это было для Сергея достаточным поводом для того, чтобы ввязаться в драку. Пострадавший написал заявление в милицию и довел дело до суда. Так актер получил один год лишения свободы за хулиганство.



После его освобождения мать снова устроила сына на «Мосфильм». Роли в кино ему больше не предлагали, даже эпизодические, и он работал осветителем. Но вскоре его снова потянуло на приключения. Однажды он выпивал вместе с рабочими киностудии, а когда закуска закончилась, предложил обнести буфет. «Хищение госсобственности» обернулось для него приговором к 4-м годам заключения. Через год его выпустили, но путь на киностудию теперь был для него закрыт.



Сергей Шевкуненко на этом не остановился. Артист, как его называли в тюрьме, сколотил банду и начал грабить квартиры в районе «Мосфильма». И получил еще 4 года. В тюрьме бандит заработал туберкулез и вернулся на волю инвалидом второй группы.



В 1990-е гг. бандит снова загремел в тюрьму – за хранение оружия и краденых икон. Он стал настоящим рецидивистом и криминальным авторитетом. В 1994-м г. Шевкуненко вышел на волю после пятого срока и стал организатором преступной группировки, которая занималась рэкетом, махинациями в сфере приватизации недвижимости, торговлей наркотиками и т.д.



Зимой 1995 г. Сергей занялся оформлением документов на выезд к сестре в США для себя и для матери, но им была уготована совсем другая участь. 11 февраля в подъезде дома бандита ждал киллер. Получив пулю в живот, Сергей успел заскочить в лифт и вбежать в квартиру. Но в двери он оставил ключ. Киллер зашел вслед за ним и застрелил Шевкуненко и его мать. На тот момент ему было всего 35 лет.



А фильмы «Кортик» и «Бронзовая птица» до сих пор называют в числе лучших