Криминальный авторитет сергей шевкуненко. Сергей Шевкуненко

О Сергее Шевкуненко вспоминают, когда речь заходит о советском кинематографе. Вернее чаще всего вспоминают вовсе не самого Сергея, а Мишу Полякова, персонажа фильмов «Кортик» и «Бронзовая птица», которого он успешно сыграл.
По сути, в кадре Шевкуненко был сам собой, потому образ главного героя получился столь органичным и убедительным, и как следствие – популярным. Многие до сих пор уверены, что лидерские качества, преданность делу, серьезность – все эти характеристики, составляющие образ Миши Полякова, свойственны и актеру, его сыгравшего. Уверены, что в жизни этот юный актер непременно стал порядочным гражданином общества. Всё так, за исключением того, что лучшие свои черты характера Сергей Шевкуненко пустил на саморазрушение.

Детство

Родился Сергей в творческой, интеллигентной семье. Отец Юрий Шевкуненко был руководителем 2-го творческого объединения «Мосфильма». Получал хороший оклад, что позволяло его супруге Полине Шевкуненко не работать, а заниматься домом и детьми (у Сергея была старшая сестра Ольга). И, казалось, дом полная чаша, но едва Сергею исполнилось четыре года, глава семейства скоропостижно умирает. Но заслуженный авторитет отца, его связи не раз будут помогать жене и детям.

Сергей рос умненьким мальчиком, много читал, быстро схватывал. Ко всему этому имел независимый, бойкий характер, что добавляло порой много хлопот взрослым. Приструнить его было практически невозможно. Например, однажды Сергей сбежал домой в Москву из пионерского лагеря для детей работников кино «Экран», после того как вожатые попытались воздействовать на Сергея, усмирить его бунтарский дух.

Наличие лидерских качеств в человеке предполагает способность организовывать и удерживать в поле своего внимания людей для достижения поставленных целей. Набором этих качеств не каждый располагает, но для любого коллектива лидер важен. Сергей всегда умудрялся возглавить любой коллектив, где бы ни появился. Даже прозвище Шеф, производное от его фамилии, «прилипло» к нему легко и естественно. А так как окружение Сергея состояло в основном из дворовой ребятни, то, чтобы произвести на них впечатление и стать вожаком, не нужно было быть отличником или писать стихи. Достаточно просто проявлять хулиганские наклонности. Сергею это было несложно, и амбиции лидера были удовлетворены. Наблюдая это, мать Сергея решает сменить своему ребенку обстановку, окружение, и направить его энергию в правильном направлении. Используя связи на «Мосфильме», куда после смерти мужа ее взяли ассистентом режиссера, Полина Шевкуненко привела сына на съемочную площадку. Так, Сергей получил главную роль в экранизации дилогии Анатолия Рыбакова «Кортик» и «Бронзовая птица».

Культовый фильм «Кортик»

Кортик» и Бронзовая птица

Съемки «Кортика» и «Бронзовой птицы» проходили в Гродно и Вильнюсе на протяжении весны-осени 1973 года. Не имея за плечами актерского опыта, Сергей не терялся среди маститых артистов, быстро справлялся с поставленными режиссером задачами. Премьера «Кортика» состоялась в июне 1974 года. К Сергею Шевкуненко пришел заслуженный успех. О нем заговорили как о юном даровании. Стали поступать предложения о новых работах. Сергей имеет возможность выбирать. И он выбрал — фильм Вениамина Дормана «Пропавшая экспедиция», где сыграл роль своего сверстника Митю. Работа над картиной проходила на Урале. Сергею приходится здесь многому научиться: взбираться на горные кручи, управляться с лошадью, стрелять. Но насыщенная съемками, новыми отношениями жизнь, вскоре заканчивается, Шевкуненко возвращается в Москву. Здесь нет места подвигу, негде проявить себя. Все слишком мелко для энергичного подростка.
Закончив 8 класс, Сергей категорически отказывается учиться дальше. Мать снова хлопочет, и сына берут помощником слесаря в механический цех «Мосфильма». Странно представить: не так давно ты разделял ответственность со всей съемочной командой, работая над фильмом, там твою работу оценивают по достоинству, ты на виду, и вот сейчас ты помощник слесаря, на подхвате, незаметный. Конечно, Сергей не проявил никакого интереса к подобной работе. Но и в кинематограф его больше не звали.

Вскоре В. Дорман начинает работу над продолжением своего фильма, сохраняя весь актерский состав, но категорически не желает видеть на съемках Шевкуненко. Из-за этого даже убирают персонажа Митю из картины. Будучи в курсе о неспокойном нраве молодого человека, В. Дорман не стал обременять себя трудным подростком. На этом актерская жизнь для Сергея закончилась. Осталось от нее только прозвище в кругу рабочих сцены — Артист.
Можно представить всю гамму чувств, которые Сергей испытал, когда понял, что дорога в кинематограф ему закрыта. Не понял только, что виной тому он сам. Взрослому человеку сложно разобраться в подобных вопросах, а импульсивному подростку тем более. Можно сказать, что речь идет о гордыни и своеволии, а можно предположить, что недостаточная гибкость, неумение хитрить поспособствовали тому, что случилось.

Скатился… Спился

Опыт употребления алкоголя Шевкуненко получил еще будучи школьником в компании, где он был вожаком. Попав в рабочую среду, практики в этом стало больше. Но в руководстве «Мосфильма» не спешили избавляться от горе-парня. Все еще значима и уважаема была фамилия Юрия и Полины Шевкуненко. Зато Сергей не растерял свою популярность в дворовой среде, где он получил свои первые уроки жизни и проявился как личность.
Надо отметить, что Москва 70-х была переполнена хулиганскими подростковыми бандами. Несмотря на то, что государство активно вело активную работу по нравственному воспитанию молодежи, открывались секции и кружки на любой вкус, все равно какая-то часть подростков выбирала путь криминала. Как видим, причиной тому не всегда был низкий культурный уровень, бедность семьи или родители-алкоголики.
Сергей Шевкуненко стал верховодить бандой, державшей в страхе район улиц Мосфильмовская и Пудовкина. В 1975 году Шевкуненко снова попадает в милицию за драку. Несмотря на то, что на рабочем месте Сергей уже практически не появлялся, руководство «Мосфильма» попыталось его выручить, обещав комиссии по делам несовершеннолетних взять подростка на поруки. Но, в комиссии уже приняли решение отправить Сергея Шевкуненко в СПТУ для трудных подростков «За кражи, драки и злоупотребление спиртными напитками». В этом училище Сергей пробыл недолго, успев там как обычно занять место лидера.

Начало криминальной карьеры. За что сидел?

Уже в марте 1976 года Шевкуненко снова среди своей компании, снова алкоголь и хулиганство. Однажды после очередного распития портвейна, Сергей возвращался домой. По дороге ему встретился мужчина, выгуливающий собаку. Сергей стал заигрывать с псом. Но вид и действия нетрезвого парня возмутили хозяина собаки. Он сделал замечание Шевкуненко, за что им и был побит. В итоге, бывший артист получил еще год лишения свободы по статье 206 часть II УК РСФСР, за хулиганство.
В СССР не принято было упоминать или как-то быть причастным к отрицательным моментам жизни, тем самым создавая иллюзию, что в стране проблем нет. В случае с художественными картинами, в которых участвовали актеры, запятнавшие свою честь, их убирали с показов. Даже если картина хороша и востребована. То же произошло с фильмами «Кортик» и «Бронзовая птица». Но исключением из правил стал фильм «Пропавшая экспедиция». Его показывали и на ТВ, и в кинотеатрах. Сергей Шевкуненко получил свою порцию славы после премьеры фильма, будучи в тюрьме по первой ходке в 1977 году.
Отбыв год в тюрьме, 17 летний Сергей Шевкуненко практически был лишен возможности устроиться на нормальную работу на свободе. Опять же, хлопотами матери получил место осветителя на «Мосфильм».
Вернуться на место, где ты никогда уже не сможешь быть ровней актерам, режиссерам, сценаристам, т.е. людям культурным, уважаемым, надо думать, было весьма досадно. Косые взгляды, усмешки, у кого-то жалость к бывшей звезде, скатившейся на нары. Ничего не оставалось Шевкуненко, как продолжить падение.
В 1978 году, выпивая после работы в компании своих сослуживцев, Шевкуненко на замечание, что закуска закончилась, предложил взломать буфет киностудии. Сказано – сделано. Шевкуненко вынес еды из буфета на несколько десятков рублей.

Итог: тюремное заключение на четыре года, за грабеж.

Украл, выпил — в тюрьму

Вышел Сергей досрочно, в 1981 году. Мать снова ходатайствует о его приеме на работу у начальства «Мосфильма». И снова ей идут навстречу, но уже с осторожностью, дав бывшему заключенному испытательный срок на два месяца.
Надо отметить, что 11 декабря 1981 года в собственной квартире была убита Зоя Федорова. Она была дружна с матерью Сергея, по-матерински относилась и к нему. Ей были знакомы все тюремные тяготы, т.к. в 40-50-е годы ей пришлось отсидеть в тюрьме по несправедливому обвинению.
Смерть ее была ударом для всех близких, а по Сергею ударило еще больше. Его вызвали в милицию на следующий день после убийства актрисы и стали допрашивать, что он делал накануне. Подобные намеки в причастности к убийству вызвали ярость у Шевкуненко. Напрасно он уверял, что относился к ней как к матери. Ему уже никто не доверял, воспринимали как потенциально опасного.
24 января 1982 года Шевкуненко в компании приятелей коротали время за выпивкой. За разговором один из друзей вспомнил о знакомой, весьма состоятельной. Далее выяснилось, что дама временно отсутствует. У Шевкуненко быстро созревает план обокрасть квартиру зажиточной женщины. Квартира находилась на восьмом этаже. Вдвоем с приятелем, знакомого хозяйки квартиры, Шевкуненко поднялись наверх, далее Сергей забрался на балкон подъезда, а потом пробрался на нужный ему балкон. Разбив стекло, вор проник в жилище. Набрав вещей общей стоимостью 725 рублей 25 копеек, Шевкуненко так же спокойно выбрался из квартиры и, воссоединившись с компанией, пошли отмечать удачное мероприятие.
Естественно, после того, как приятели стали сбывать награбленное имущество, все раскрылось. В тот день, когда на «Мосфильме» заканчивался испытательный срок, Шевкуненко арестовали по двум статьям: ограбление и хранение наркотиков. Вполне возможно, как уверял на суде Сергей, наркотики ему подбросили. Тем не менее, суд приговорил его к 4 годам лишения свободы. После этого Шевкуненко, можно сказать, получал сроки один за другим на протяжении десяти лет. Лидерские качества проявились в тюрьме в полной мере. В уголовной иерархии он значительно поднялся.


Найти себя в лихих 90х

Тем временем в стране произошли значительные перемены. У руля стал Михаил Горбачев. Наступило время начала перестройки. Многие фильмы, включая «Кортик» и «Бронзовую птицу» были снова допущены к показу.
В 1988 году Шевкуненко вышел из тюрьмы, правда, уже с подорванным здоровьем. У него обнаружили туберкулез. В Москву ему въезд был запрещен. Сергей едет в Смоленск, где почти год лечится в больнице. В скором времени ему выпадает шанс пожить нормальной жизнью: Сергей знакомится с девушкой по имени Елена, и вскоре они женятся. Но прошлое не оставляет Шевкуненко и снова затягивает в привычную среду.
2 декабря 1989 года Сергея снова арестовывают за хранение оружие, но вскоре отпускают. Летом 1990 года он едет вместе с приятелем в Тольятти, где становится участником местных кровавых разборок. В результате, суд приговорил его за участие в бойне к году лишения свободы.
В 1991 году Шевкуненко освободился, и уже вскоре вновь попадает за решетку за кражу икон. Эта история полна темных пятен, но, тем не менее, Сергей получил срок в виде трех лет лишения свободы.
В 1994 году Сергей Шевкуненко выходит на свободу. В уголовной среде он занимает авторитетное место «положенца». Следующий уровень в структуре – вор в законе.


Убийство Сергея Шевкуненко

Вернувшись домой, жизнь Сергея сильно изменилась, как изменилась у миллионов русских людей того времени. Некогда знаменитые преуспевающие артисты стали в одночасье не нужны государству и перебивались мелкими заработками. А некогда выброшенный из киношной среды Сергей Шевкуненко стал значимым человеком. Это было его время. Время разборок, оружия, авантюр, финансового обмана.
Закончилось время Сергея быстро. 11 февраля 1995 года Сергея и его мать были убиты в их же квартире. То, что его намереваются убить, Сергей, очевидно, понял еще в подъезде. Он успевает забежать в лифт, подняться и даже забежать в квартиру. Но, в спешке забывает ключи в двери. Киллер легко вошел в жилище. Сначала выстрелил в Полину Васильевну Шевкуненко, которая выбежала на шум в коридор. Затем расправился с Сергеем. Супруга после ссоры с мужем отсутствовала, что спасло ей жизнь.
Говорят, Шевкуненко перешел дорогу влиятельной «казанской» группировке, которая и вынесла ему «смертный приговор». По другой версии, силовые ведомства города Москвы также были недовольны персоной Шевкуненко, т.к., возможно, пытались его «приручить» для своих интересов. Но, как известно, приручить Сергея Шевкуненко никому никогда не удавалось.

Сергей Шевкуненко рано стал знаменитым. Сразу после съёмок в «Кортике» и «Бронзовой птице» он проснулся звездой, но слава не принесла ему счастья.

С самого детства Сергей был заводилой в компании и устраивал отнюдь не безобидные шалости. Он неоднократно оказывался на учёте в милиции и за решёткой.

Фактрум рассказывает как известный актёр превратился в воровского авторитета.

Ребёнок из хорошей семьи

Родился Сергей Шевкуненко в 1959 году 20 ноября. Оба родителя мальчика работали на «Мосфильме », но уделяли много времени воспитанию сына. Уже в четыре года Сергей умел читать, но, пойдя в школу, он хорошей успеваемостью не отличался. Шевкуненко быстро стал предводителем местных мальчишек и получил прозвище Шеф. Вместе со своими приятелями Сергей занимался мелким хулиганством, за это в 13 лет его поставили на учёт.

Сергей Шевкуненко в фильме «Бронзовая птица». 1974 год.

Поняв, что в поведении сына нужно что-то менять, мать Сергея отвела его на просмотр, и талантливый мальчик получил свою первую маленькую роль в «Пятьдесят на пятьдесят». После этого фильма его заметили и пригласили на главную роль в фильме «Кортик». Фильм вышел в 1973 году, а в 1974 сняли «Бронзовую птицу», а в следующем году - «Пропавшую экспедицию». Во всех этих фильмах актёр Сергей Шевкуненко исполнил главные роли и стал любимцем не только детей, но и взрослых.

Путь по наклонной

После восьмого класса Шевкуненко ушёл из школы, но мать смогла пристроить сына на работу в киностудии. Сергей редко приходил на работу, конфликтовал с коллегами и даже дрался с ними. В итоге бывший любимец советских граждан в 1976 году угодил за решётку, избив какого-то мужчину.

Едва выйдя на свободу, Шевкуненко снова по протекции матери попал на «Мосфильм», но долго вести нормальную жизнь не смог. Он украл из буфета киностудии выпивку и закуску, за что ему дали четыре года. Позже его заподозрили в убийстве актрисы Зои Фёдоровой, но доказать ничего не удалось. С этого момента в Шевкуненко проснулся криминальный дар.

Как Шевкуненко стал Артистом

В середине восьмидесятых Сергей начал промышлять грабежами квартир, за это его несколько раз судили и отправляли в тюрьму. В одну из отсидок он получил от сокамерников прозвище Артист. Зеки оценили организаторские способности и дерзость бывшей звезды, его быстро начали уважать и бояться. В тюрьме Шевкуненко заболел туберкулёзом, но, даже не смотря на инвалидность, выйдя на свободу, продолжил свои тёмные дела.

В 1989 бандит по кличке Артист снова сел в тюрьму за нелегальное хранение оружия, а позднее его осудили на три года за кражу икон. После он ввязался в криминальные разборки, связанные с АВТОВАЗом. С началом активного рэкета в девяностых Шевкуненко организовал собственную группировку - Мосфильмовскую ОПГ, вошедшую в состав Осетинской ОПГ. Они промышляли рэкетом, продажей наркотиков, угоном машин и «крышеванием» различных магазинов. Кроме этого, Сергей проводил махинации с продажами и приватизацией квартир, что позволило ему заработать баснословные по тем временам деньги. В иерархии криминального мира он смог подняться до статуса «положенца», что считалось всего на одну ступень ниже вора в законе.

В середине девяностых судьба Сергея Шевкуненко оказалась под угрозой. Он перешёл дорогу крупной группировке из Казани и, получив несколько угроз, решил уехать из России.


Сергей Шевкуненко в 90-е годы.

Всем доброго дня! Хочу рассказать вам уникальную историю об уникальном актере отечественного кинематографа. Он имел все шансы добиться успеха в мире кино, но волею судьбы добился известности в мире криминальном. Этого актера зовут Сергей Шевкуненко и всем он хорошо известен, как исполнитель роли Миши Полякова в фильмах «Кортик» и «Бронзовая птица».

Детство и съемки в «Кортике» и «Бронзовой птице»

Сергей Шевкуненко появился на свет в творческой семье. Папа Сергея был знаменитым советским драматургом, мать – актрисой и чуть позже перешла на работу в Мосфильм. Сергей родился 20 ноября 1959 года, и родители были безумно рады появлению сына на свет. Этому событию Юрий Шевкуненко даже посвятит целую пьесу.

Сережа вспоминается тем, кто был знаком с семейством Шевкуненко в те годы ребенком одаренным и развитым необычайно. В четыре года он овладел навыками чтения, а в восемь лет одолел довольно серьезное взрослое произведение – «Сагу о Форсайтах». Актером мальчик быть не хотел, в детские годы у него была одна мечта – стать военным. Сережа при всей своей любви к книгам и чтению домоседом вовсе не был – значительную часть свободного времени он проводил на улице с мальчишками и был у них вожаком. Быть лидером Сергею нравилось и если в новой компании сразу верховодить не получалось – он делал все для привлечения внимания к своей персоне. Это стремление быть главным любой ценой, и привело в итоге к тому, что Сережа связался с не очень хорошей компанией и стал пренебрегать уроками и занятиями в школе.

Чтобы отвлечь Сергея от сомнительных увлечений и развлечений, его мама приводит его на съемочную площадку. И как раз в ту пору режиссер Калинин искал актеров на роли в фильмах «Кортик» и «Бронзовая птица». Так Сергей Шевкуненко получил знаменитую роль Миши Полякова. Он отлично проявил себя на съемках, не тушуясь и не смущаясь, работал в кадре с такими знаменитостями, как Зоя Федорова, Эммануил Виторган, Роман Филлипов. После премьеры фильмов к Шевкуненко пришла всесоюзная слава. Его стали приглашать на съемки, но последней работой Сергея в кино станет фильм «Пропавшая экспедиция». По окончанию съемок в этой картине у молодого актера появится слишком много ни чем не занятого досуга, и он вернется в свою уличную компанию. С этого момента и пойдет жизнь Шевкуненко по скользкой дорожке.


Криминальная карьера

После съемок в «Пропавшей экспедиции» Сергей оканчивает восьмой класс школы, и продолжать образование не собирается. Желая отвадить его от сомнительных друзей, мать устраивает его слесарем на «Мосфильм», но этот благой поступок оборачивается во зло: новые коллеги Сергей начинают поддразнивать его, называя «Артистом» и это поддразнивание ранит самолюбие юноши. Более того, новых приглашений на съемки не поступает, так как все режиссеры наслышаны о сложном характере Сергея, о его на тот момент уже случившихся приводах в милицию. Парень начал пить, часто не выходил на работу. На подобное поведение руководство закрывало глаза, глубоко уважая его мать.

В 1975 году Шевкуненко попадает в милицию, за участие в массовой драке. Дело рассматривалось комиссией по делам несовершеннолетних и неизвестно, чем бы оно в итоге закончилось, если бы не еще пару приводов Сергея в милицию – за пьянство и кражи. Так Сергей попадает в подростковое спецзаведение, в котором к слову чувствует себя как рыба в воде. В училище он прозанимается ровно год, после чего попадет.. в колонию. В пьяном виде Шевкуненко вступает в конфликт с неизвестным человеком, избивает его и тот на следующий день обращается в милицию. Итог: год лишения свободы.

Колония поставила крест на актерской карьере Сергея, но на Мосфильм работать его после освобождения взяли. Однако уже в 1978 году Сергей вновь попадает за решетку – на сей раз за грабеж (совершенный опять же в пьяном виде) и получает срок солидный – четыре года. Освободившись досрочно, на свободе Шевкуненко пробудет до 1983 года, после чего последует новый срок – еще четыре года, но уже за ограбление и хранение наркотиков. Следующие 10 лет так и будет продолжаться: недолгое время на свободе и сроки, сроки, сроки.

Шевкуненко терял уважение среди рядовых граждан, но в криминальной среде его авторитет рос. Известно, что он был «каталой», принимал участие в самых кровавых разборках среди братков в 90-х годах, воровал и перепродавал иконы. За все эти преступления Сергей зарабатывал новые сроки и в 1994 году вышел на свободу в последний раз. На момент освобождения он был уже «положенцем», то есть в одном шаге от звания «вора в законе».

Убийство

Выйдя в 1994 году на свободу, Шевкуненко стал заниматься исключительно криминальной деятельностью в мосфильмовской ОПГ. Он был замешан в махинациях с приватизацией жилья, его «бригада» занималась вымогательством и шантажом, продажей наркотических веществ, угоном автомобилей. Кому именно не угодил Сергей, да так, что его было решено убрать – неизвестно. Но закончилась жизнь Шевкуненко трагично – его убили на пороге собственной квартиры. А вместе с ним наемник убил и его маму.

Вот так закончилась жизнь актера, который мог бы стать ярчайшей звездой отечественного кинематографа, но волей случая и судьбы стал знаменитостью мира криминального. Фотоподборку с Сергеем Шевкуненко я к статье прилагаю – вы сможете увидеть и совсем молодого актера, и Сергея взрослого, редкие кадры с похорон. Если история жизни актера вас заинтересовала, вы можете и посмотреть документальный фильм о Сергее - «Криминальная звезда».

Род-ся: 20.11.1959
Погиб: 11.02.1995

Отец - Шевкуненко Юрий Александрович - директор 2-го творческого объединения киностудии «Мосфильм».

Мать - Шевкуненко Полина Васильевна - ассистент режиссера киностудии «Мосфильм».

Сестра - Шевкуненко Ольга Юрьевна - старше Сергея на 14 лет.

В 1963 г. Шевкуненко Ю.А. скончался после тяжелой болезни.

В 1972 г. Ольга эмигрировала в Израиль, а затем в США.

Сергей остается один с матерью. Начиная с 1973 г. снимается в кино.

В 1973 г. Сергей играет роль идейного пионера Миши Полякова в 3-х серийном фильме «Кортик» по одноименному произведению А.Н. Рыбакова (киностудия «Беларусьфильм»). Затем в 1974 г. - съемка в 3-х серийном продолжении «Бронзовая птица» (киностудия «Беларусьфильм»).

В 1974 г. Сергей закончил 8 классов 74 средней школы. Продолжать учебу он не захотел.

В 1975 г. Сергей сыграл одну из главных ролей в приключенческой картине «Пропавшая экспедиция» (киностудия им. А.М. Горького). В этом же году после очередной драки Сергея отправляют в спецПТУ.

В марте 1976 г. Сергей ввязывается в драку. Его действия квалифицируют по статье 206 ч. II УК РСФСР как «хулиганство с особой дерзостью и жестокостью» и приговаривают к одному году лишения свободы. В лагере Сергей получает среднее образование. После выхода на свободу устраивается на «Мосфильм» осветителем.

В 1978 г. получает второй срок - 4 года заключения за кражу продуктов из мосфильмовского буфета (статья 89 УК РСФСР) . Выходит на свободу осенью 1981 г. 8 декабря 1981 г. Сергея повторно по протекции матери принимают на «Мосфильм» осветителем 2-го разряда с 2-х месячным испытательным сроком.

В 1982 г. - арест за квартирную кражу и хранение наркотиков. По совокупности 2-х статей (статья 210 УК РСФСР «за квартирную кражу» и статья 144 «за привлечение несовершеннолетних в преступную деятельность») получает 4,5 года лишения свободы. Во время заключения за отказ работать на администрацию лагеря и попытку к бегству Сергею продлевают срок еще на 1,5 года.

В тюрьме Сергей заболевает туберкулезом в открытой форме. В 1988 г. освобождается инвалидом II группы. Из-за отказа прописки в Москве едет в Смоленск к родственникам, где в течение года лечится от туберкулеза.

В 1989 г. Сергей женится на Елене Н. В этом же году получает новый срок один год за хранение оружия (статья 218 УК РСФСР). Почти сразу после освобождения его арестовывают за хранение краденых икон и дают срок 3 года.

В 1994 г. Сергей выходит на свободу. Организует бизнес, сколачивает бригаду, которая контролирует ряд точек в районе Мосфильмовской улицы.

11 февраля 1995 г. Сергей вместе со своей 76-летней матерью убит в квартире на ул. Пудовкина при невыясненных обстоятельствах. Убийство до настоящего времени не раскрыто.

Актер

Отец Сергея Юрий Александрович был драматургом, пьесы которого шли во многих театрах страны, а мама Полина Васильевна была актрисой. В 1938 году она поступила в ГИТИС, однако из-за начавшейся войны не смогла его закончить, и устроилась работать актрисой в Театр Красной Армии, где и познакомилась с Юрием Шевкуненко, который в то время проходил службу в армии в качестве актера ЦТКА. В 1942 году они поженились, а спустя три года у них родилась дочь Ольга. Позже супруги переехали в Германию, где играли в драмтеатре при Группе советских оккупационных войск, а осенью 1952 года семья Шевкуненко вернулась на родину, где устроилась в труппу Московского драмтеатра. Полину карьера актрисы устраивала, но Юрий в ней разочаровался и стал заниматься литературой - он стал писать рецензии, посвященные театру и кино, и в 1955 году поступил на заочное отделение Литературного института имени Горького, а в октябре следующего года он был приглашен старшим редактором на киностудию «Мосфильм». Протеже Шевкуненко в этом случае выступил режиссер Московского драмтеатра Валентин Невзоров, с которым Юрий был дружен. В середине 1950-х годов Невзоров ушел из театра в кинематограф, и когда в 1956 году решил снять фильм «Семья Ульяновых», то в качестве помощника в написании сценария он пригласил Юрия Шевкуненко, а позже рекомендовал Юрия руководству «Мосфильма» на должность старшего редактора. Юрий Шевкуненко достаточно быстро освоился на новом месте, и участвовал в создании многих известных кинофильмов, среди которых были картины «Поединок» и «Накануне» режиссера Владимира Петрова, «Ветер» режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова, «Капитанская дочка» режиссера Владимира Каплуновского, «Неотправленное письмо» режиссера Михаила Калатозова и много других картин. Кроме этого Шевкуненко продолжал писать критические статьи, а также писал пьесы для театров. Такая деятельность приносила ему неплохой заработок, который позволял молодой семье с оптимизмом смотреть в свое будущее. После того, как Юрий перешел работать на «Мосфильм», семья получила ордер на просторную квартиру в доме напротив киностудии по адресу улица Пудовкина, дом 3. Все эти обстоятельства позволили Полине Шевкуненко уйти из театра и целиком посвятить себя домашнему хозяйству. Супруги хотели завести второго ребенка, и хотя в августе 1959 года Полине Васильевне исполнилось 40 лет, 20 ноября того же года у них родился мальчик, которого родители назвали Сергеем.

Радость родителей была столь велика, что отец Сергея в честь рождения сына написал пьесу «Сережка с Малой Бронной». В январе 1960 года Юрий Шевкуненко занял кресло главного редактора 2-го творческого объединения «Мосфильма», а через восемь месяцев получил новое повышение, и стал директором этого объединения. А летом 1962 года Ольга Шевкуненко закончила школу, и в июле того же года была принята на «Мосфильм» в качестве ученицы монтажера 1-го разряда. Но в 1963 году руководство студии обвинило вверенное Шевкуненко объединение в низкой эффективности и наказало Юрия понижением по службе. Юрий Александрович вернулся в кресло исполняющего обязанности главного редактора 2-го объединения, и это понижение сильно ударило по его самолюбию. Вскоре врачи диагностировали у него рак, и Юрий Александрович скончался. И Полина Васильевна, чтобы заработать на жизнь, была вынуждена вернуться на прежнее место работы - «Мосфильм», в чем ей большую помощь оказал Эльдар Рязанов.

Тем временем Сергей рос в семье со столь творческими родителями очень талантливым ребенком. В четыре года он научился читать, и в восемь лет прочел двухтомник «Сага о Форсайтах». Но в отличие от большинства своих сверстников, которые буквально бредили кино и мечтали стать актерами, у Сергея такой мечты не было. Он хотел стать военным, иродственники поддерживали в нем эту мечту, так как были хорошо знакомы с изнанкой актерской профессии.

Большую часть времени Сергей проводил во дворе на улице Пудовкина по соседству с «Мосфильмом», где считался неформальным вожаком. У него было соответствующее прозвище - Шеф, хотя поначалу оно звучало иначе — Шева, как производное от его фамилии. Но потом, когда в Сергее стали ярко проступать лидерские качества, предпоследняя буква поменялась, а последняя отпала за ненадобностью. И в родном дворе, и за его пределами Сергей всегда был в центре внимания. Даже когда в пионерском лагере для детей кинематографистов «Экран» под Загорском вожатые попытались его приструнить, он сбежал из лагеря в Москву.

О своих дворовых амбициях Сергей забывал только дома, где безусловным авторитетом в его глазах пользовалась старшая сестра Ольга, к которой мальчик был сильно привязан. Поскольку их мать большую часть времени проводила на работе, именно Ольга занималась воспитанием Сергея. Разница в возрасте в 14 лет совершенно не отражалась на их взаимоотношениях. Летом 1967 года Ольга подала документы во ВГИК, уволилась с «Мосфильма», успешно сдала экзамены и стала студенткой сценарного факультета. К тому времени в стране свои последние дни доживала хрущевская «оттепель» и Полина Васильевна с Ольгой часто собирали у себя дома коллег из творческой среды. Жаркие дебаты на политические темы иной раз продолжались до рассвета. Будучи студенткой ВГИКа, Ольга влюбилась в Семена Галкина - юношу из интеллигентной еврейской семьи,не отличавшейся лояльностью к властям, и как многие советские евреи, Галкины с конца 1960-х годов стали вынашивать планы отъезда из страны на свою историческую родину — в Израиль. Когда в 1972 году Ольга и Семен Галкины получили разрешение на выезд, они эмигрировали в Израиль, а чуть позже перебрались оттуда в США.

Для 13-летнего Сергея отъезд сестры стал серьезным испытанием, так как именно с Ольгой он всегда делился своими самыми сокровенными мыслями, она помогала ему в учебе и направляла в жизни. Дело осложнялось тем, что незадолго до этого ушла из жизни и его бабушка Елена Васильевна. Мама Сергея прекрасно понимала состояние сына, который стал плохо учиться, связался с дурной компанией и был взят на учет детской комнатой милиции. И она увидела в кинематографе спасительную соломинку, которая могла бы отвадить сына от дурного. Полина Васильевна привела Сергея на съемочную площадку в 1973 году, когда режиссер Николай Калинин готовился к экранизации дилогии Анатолия Рыбакова «Кортик» и «Бронзовая птица». Режиссер искал исполнителей на главные детские роли, а Рыбаков когда-то был дружен с Юрием Шевкуненко, и это во многом предопределило дальнейший ход событий. Сергей Шевкуненко во время проб на роль главного герояМиши Полякова выглядел убедительнее своих соперников и Рыбаков выразил желание, чтобы именно Шевкуненко был утвержден на главную роль.


Сергей Шевкуненко прекрасно справился с ролью в фильме, совершенно не стеснялся известных актеров, занятых в картине - Зои Федоровой, Эммануила Виторгана и Романа Филиппова, а сверстников, так же задействованных в картине, Сергей и вовсе переигрывал почти во всех эпизодах. «Кортик» был хорошо принят зрителями, и через год было снято трехсерийное продолжение «Кортика» под названием «Бронзовая птица».

После выхода этих фильмов Шевкуненко стали поступать предложения сниматься в других картинах. Начинающий актер выбрал съемки в картине, которая импонировала ему больше всего - это был приключенческий фильм режиссера Вениамина Дормана «Пропавшая экспедиция».


Съемки этого фильма начались летом 1974 года в Сибири, и в нем Шевкуненко играл роль таежного проводника Мити, сопровождавшего геологическую экспедицию профессора Смелкова, разыскивающую золото на реке Ардыбаш. Сергей во время съмок стрелял, скакал на лошади, взбирался на крутые горные склоны, и снова прекрасно справился с ролью. Во время съемок он даже влюбился в Евгению Симонову, и в присутствии дамы сердца не хотел выглядеть хуже своих более взрослых партнеров. Но любовь оказалась безответной. Симонова была старше Сергея на четыре с половиной года, и у нее на съемочной площадке был другой кавалер - ее будущий супруг Александр Кайдановский.

Осенью 1974 года работа над картиной была завершена, и у Сергея вновь появилось много свободного времени. К тому времени он закончил 8 классов, дальше не хотел продолжать учебу, и используя свои связи на «Мосфильме», Полина Васильевна устроила сына учеником слесаря в механический цех киностудии. Несмотря на то, что для 15-летнего Шевкуненко был установлен укороченный рабочий день, большого интереса к работе он не проявлял, хотя новое место поднимало Сергея в глазах его сверстников - он единственный среди них работал, и зарабатывал неплохие для подростка деньги - 60 рублей. Но Шевкуненко чувствовал себя на работе неуютно. В коллективе к нему относились без того уважения, к которому он привык в дворовой компании. Прозвище Артист, которым наградили парня в цехе, звучало в устах осветителей и слесарей язвительно, и ни о каком рвении со стороны Шевкуненко речи быть не могло. Тем временем, как и в случае с «Кортиком», было принято решение о съемках продолжение «Пропавшей экспедиции». Фильм получил название «Золотая речка», но в этой картине Шевкуненко сняться не довелось. Режиссер, наслышанный о проблемах юноши с дисциплиной, не захотел взваливать на себя лишнюю обузу и дал сценаристам команду избавиться от персонажа, которого играл Шевкуненко.


Сергей Шевкуненко, действительно - был импульсивным человеком, предпочитавшим сначала совершать поступки, а потом думать - правильно он поступили или нет. К тому же молодым людям в его возрасте не была свойственна самокритичность. Поэтому, вместо того чтобы задуматься о своем будущем, он озлобился. И любого, кто пытался его перевоспитать, онсчитал своим врагом. Стоит отметить, что немалую роль в этом процессе сыграла его кинематографическая карьера. Косвенно этому способствовало общение с друзьями сестры — весьма критически настроенными к советскому строю людьми. Но тогда он был еще совсем юн, и не задумывался о неблагополучной ситуации в обществе, где слова и дела очень часто расходились друг с другом. Когда же Сергей попал в мир кино, процесс осмысления действительности пошел быстрее. Шевкуненко выпало играть в фильмах с ярко выраженной идеологической окраской. Он сыграл вожака пионеров, который помогал своим старшим товарищам комсомольцам и коммунистам разоблачать матерых врагов революции, но ирония ситуации заключалась в том, что едва на съемочной площадке заканчивалась работа, как те же актеры, которые пять минут назад играли коммунистов, начинали рассказывать анекдоты про Ленина. Для 15-летнего подростка, каким в ту пору был Шевкуненко, это было шоком. Потом он к этому привык, а чуть позже и сам стал поступать так же.

Еще будучи школьником, Сергей попробовал с алкоголь. Тогда в молодежной среде было модным употребить в компании пару-тройку бутылок портвейна и отправиться на поиски сомнительных приключений. Когда же Шевкуненко устроился работать на «Мосфильм», возлияния стали регулярными. Он продолжал верховодить мосфильмовской шпаной, и скажи в то время об этом любому советскому мальчишке, тот поднял бы говорившего на смех. Ведь Шевкуненко был кумиром детворы, снявшись в роли правильного пионера Миши Полякова. Но такова была изнанка кинематографа: на экране актер мог представать в образе благородного рыцаря, а в жизни оказаться совершенно иным человеком. Но, несмотря на все сложности характера Шевкуненко, руководство киностудии не торопилось выгонять его с работы. Этому были свои объяснения. Руководители студии продолжали чтить память его уважаемого отца и с таким же уважением относились к его вдове.


Осенью 1975 года Сергей попал в милицию за участие в групповой драке. Дело было отправлено в комиссию по делам несовершеннолетних, но узнав об этом, руководство «Мосфильма» попыталось выручить Сергея. В комиссию было отправлено ходатайство, где отмечалось, что руководство студии готово взять Шевкуненко на поруки. Но на «Мосфильм» пришел ответ из комиссии, где сообщалось, что ходатайство отклонено. А в январе 1976 года на студию пришло еще одно письмо, где сообщалось: «За кражи, драки и злоупотребление спиртными напитками направить Шевкуненко С. Ю. в СПТУ для трудных подростков».

Спецучилище было аналогом колонии, и для большинства подростков попасть туда было настоящей бедой. Но с Шевкуненко такого не случилось. У него было много амбиций, он умел за себя постоять, и невзгоды перенес если не легко, то без излишней трагедии. Более того - спустя пару месяцев он стал там неформальным лидером. Но ни к чему хорошему это не привело. В училище Шевкуненко проучился неполных четыре месяца, после чего угодил в еще более строгое учреждение — колонию. С одной стороны, приключившаяся история выглядела до глупого банально, но с другой — все происшедшее стало закономерным итогом того, что происходило в судьбе Шевкуненко все предыдущие годы. 28 марта 1976 года Шевкуненко вместе со своим знакомым выпили бутылку портвейна, после чего разошлись, но по дороге домой в одном из дворов по улице Пудовкина Сергей подошел к мужчине, выгуливавшему собаку, и стал трепать по морде его пса. Ничего оскорбительного в этом не было, но собачник увидел в этом нечто предосудительное и потребовал, чтобы нечаянный прохожий продолжал следовать своим маршрутом. И пригрозил, что в противном случае спустит на него собаку. Для Шевкуненко этого оказалось достаточно, чтобы ввязаться в драку и побить мужчину, который написал заявление в милицию, и вскоре, согласно постановлению суда, Шевкуненко был лишен свободы на один год за хулиганство. Премьера картины «Пропавшая экспедиция» на ТВ состоялась в те самые дни, когда Шевкуненко попал в тюрьму в феврале 1977 года. Эта премьера помогла Сергею — зэки после демонстрации фильма его зауважали.

Освободившись в 1977 году, Шевкуненко по протекции матери устроился работать осветителем на «Мосфильм». Он принимал в этом качестве участие в съемках нескольких картин, мечтая когда-нибудь продолжить свою актерскую карьеру, но режиссеры боялись приглашать бывшего зека в качестве актера на съемочную площадку. Будь жив его отец, у которого при жизни было много влиятельных друзей, он наверняка бы вмешался в судьбу сына. Но отца давно не было в живых, а те, кто некогда ходил у него в друзьях, после отъезда его дочери за границу, зареклись переступать порог дома семьи Шевкуненко. А в 1978 году Шевкуненко перечеркнул все свои надежды на возвращение в нормальную жизнь. Выпив в компании рабочих киностудии, и обнаружив недостаток закуски, Шевкуненко взломал студийный буфет и взял там еды на несколько десятков рублей, за что получил еще четыре года тюремного заключения.

Через год за примерное поведение Шевкуненко досрочно освободили из тюрьмы, и у него вновь появился шанс вернуться к нормальной жизни. Досрочное освобождение помогло матери Сергея вновь ходатайствовать перед руководством «Мосфильма», где к ней продолжали относиться с уважением, о восстановлении сына на работе.8 декабря 1981 года его снова приняли на студию в качестве осветителя 2-го разряда. Но Сергея уже мало что связывало с прежней жизнью. Раньше его друзьями были дети знаменитых кинематографистов, но из-за судимостей рядом с ним почти не осталось прежних товарищей. Даже те, кто все еще поддерживали с Сергеем дружеские отношения, жили уже другой жизнью. Наблюдая за благополучием бывших друзей, Сергей не мог позволить себе влачить нищенское существование, и поэтому побудительных мотивов к очередному преступлению у него было более, чем достаточно. И Шевкуненко вновь совершил преступление, похоронив последнюю надежду на возвращение к нормальной жизни. На ход событийтак же повлияло убийство Зои Федоровой, которая дружила с Полиной Шевкуненко. Федорова саманесправедливо отсидела в тюрьме срок с конца 1940-х до середины 1950-х годов, иискренне сочувствовала судьбе Сергея. Именно благодаря ее вмешательству Сергея снова взяли на «Мосфильм» осветителем после второй отсидки. Гибель Федоровой больно ударила по Сергею, но еще сильнее его оскорбили последующие события. Вскоре после убийства его вызвали в милицию, и оперативники стали интересоваться - что он делал в день трагедии? «Вы что, озверели? — пытался защищаться Шевкуненко. — Зоя Алексеевна была мне как мать!» Но следователи не доверяли бывшему зэку, и продолжали проверять на причастность к этому преступлению. В эти дни Сергей сорвался. Злость за обвинение в убийстве друга его семьи наложилась на желание не выглядеть в глазах своих бывших товарищей абсолютным неудачником.

Очередное преступление Шевкуненко совершил 24 января 1982 года. В тот день он в компании двоих мужчин и женщины коротал время за выпивкой, и в ходе посиделок один из собутыльников сказал, что на Брестской улице живет состоятельная знакомая. Шевкуненко уточнил, что хозяйка в данный момент дома отсутствует, и предложил ограбить квартиру. Ему ответили, что женщина живет на 8-м этаже, но Шевкуненко ответил, что берет эту проблему на себя. Пока двое подельников дожидались на улице, Сергей и его напарник, который знал хозяйку, вошли в подъезд, поднялись наверх, где Шевкуненко пробрался на балкон подъезда, а оттуда перелез на балкон нужной квартиры. Разбив стекло балконной двери, Шевкуненко открыл ее и проник в дом, где находился около часа. Этого времени ему хватило, чтобы упаковать в два полиэтиленовых пакета имущества на общую сумму в 725 рублей 50 копеек. В пакеты поместились двое платьев, лисья шапка, хрустальные фужеры и рюмки, набор олимпийских рублей, бутылка водки и рижского бальзама. С похищенным компания отправилась отмечать завершенное дело.

Над раскрытием этого преступления сыщикам не пришлось думать долго. Распродажей вещей занялась подельница Шевкуненко, и стала сбывать хрусталь и одежду жертвы разным людям. Одна из них, явилась в милицию, и подельницу задержали. Обмануть следствие не удалось, и Шевкуненко арестовали в тот самый день, когда истек срок его испытательного срока и он был зачислен в штат осветителей «Мосфильма» — 8 февраля. Вечером он вернулся с работы домой, где его уже ждали сыщики. Шевкуненко предъявили обвинение сразу по двум преступлениям: ограбление, а также хранение и употребление наркотиков. Последнее обвинение появилось после того, как у Шевкуненко обнаружили 0, 62 грамма гашиша. Сам Сергей на суде утверждал, что наркотик ему подбросили сами милиционеры. За все Шевкуненко получил новый срок - четыре года тюрьмы.

В течение следующих десяти лет срок пребывания Шевкуненко в местах лишения свободы лишь увеличивался. В 1983 году, едва освободившись, он снова был посажен в тюрьму на четыре года за кражу, но попытался бежать, был пойман и присоединил к прежнему сроку еще полтора года. По свидетельству очевидцев, часть этих сроков Шевкуненко получил несправедливо, та как его строптивый характер не нравился тюремным властям, которые склоняли его к сотрудничеству, но он отвечал им отказом. Шевкуненко никого не боялся — ни лагерного начальства, ни самих зэков. О его характере говорит следующая история. Однажды на зоне объявился вор в законе, который захотел забрать власть над осужденными в свои руки. Шевкуненко решил проверить подноготную этого вора, послал запрос на волю и узнал, что новоявленный вор в законе — обыкновенный шнырь. Об этом немедленно было сообщено всем зекам, но поступок едва не стоил Шевкуненко жизни. Ночью обиженный вор с двумя приближенными напали на Сергея и попытались заколоть его заточками. Шевкуненко было нанесено шесть проникающих ранений, но он сумел вырваться, и отбился от нападавших с помощью других заключенных. Шевкуненко угодил в госпиталь, в течение нескольких дней был на грани между жизнью и смертью, но выжил.

По мере роста сроков росли влияние и авторитет Шевкуненко в уголовной среде. Его организаторские способности, дерзость и недюжинный ум не остались незамеченными в неволе и позволили бывшему актеру утвердиться в уголовной иерархии. В 1988 году Шевкуненко вышел из тюрьмы инвалидом второй группы, которая была ему присвоена после того, как у него был обнаружен туберкулез. В Москву ему вернуться не разрешили, и Шевченко приехал в Смоленск, где почти год пролежал в больнице. Выйдя из больницы, Сергей женился на девушке по имени Елена, но семейная жизнь продлилась недолго, так как 2 декабря 1989 года он был вновь арестован. По словам его жены, арест мог быть подстроен, так как днем, когда она одна была дома, пришел неизвестный мужчина и передал ей пакет для Сергея. В пакете был найден пистолет.

По другой версии Шевкуненко вел двойную жизнь и регулярно бывал в Москве, проводил время в игорном заведении при «Мосфильме», где обыгрывал других посетителей в карты. Он даже выиграл автомобиль, принадлежавший супруге посла одной из западноевропейских стран. Летом 1990 года Шевкуненко на выигранной машине отправился в Тольятти, где стал участником местной криминальной разборки. В тот момент, когда его подельник расстреливал конкурентов, Шевкуненко держал их на мушке, а когда появились оперативники, Шевкуненко успел отбросить пистолет, и спас себя от серьезного наказания. За это он и был арестован, и приговорен к тюремному заключению сроком на один год. В 1991 году Шевкуненко освободился, но уже через 49 дней снова попал в тюрьму за кражу икон. Однако, по словам самого Шевкуненко, иконы ему принес неизвестный, который попросил установить их подлинность. В момент экспертизы Шевкуненко и был арестован. Неизвестного задержать не удалось, и Шевкуненко получил три года лишения свободы.

В 1994 году Шевкуненко вышел на свободу, и к этому времени он успел завоевать значительный авторитет в преступной среде и стать «положенцем». Эта ступень в уголовной иерархии предшествовала званию вора в законе, и Шевкуненко реально претендовал на получение этого звания.

Вернувшись в Москву, Шевкуненко прописался по адресу матери на улице Пудовкина, и вся прилегающая к этой улице территория тут же отошла под надзор его «бригады». Люди Шевкуненко специализировались на рэкете, похищении заложников, угонах автомобилей и торговле наркотиками. Кроме того, они контролировали ряд крупных объектов на прилегающих территориях, в том числе элитный спортклуб на Мосфильмовской улице, и занимались махинациями в сфере приватизации жилья. Именно в этой сфере интересы Артиста пересеклись с интересами казанской группировки, которая по силе и влиянию считалась одной из самых крупных в столице. По другой версии, бригада Шевкуненко стояла как кость в горле у силовых ведомств, которые тоже имели свои интересы при дележе Москвы на сферы влияния и пытались приручить многие преступные группировки. Дело для Шевкуненко приняло настолько серьезный оборот, что в начале февраля 1995 года он решил вместе с 75-летней матерью уехать к сестре в США. Были оформлены все соответствующие документы, но 11 февраля около двух часов ночи Сергей Шевкуненко в сопровождении спутников подъехал к своему дому по улице Пудовкина. Убедившись, что во дворе все спокойно, Шевкуненко отпустил охрану, и вошел в подъезд. Судя по всему, Шевкуненко догадался о том, что его собираются убить еще на пороге подъезда. Он бросился внутрь и успел забежать в лифт, когда в дверях показался его преследователь. Раздался выстрел, но двери лифта успели закрыться, и пуля угодила в металлическую обивку двери. Лифт повез жертву на 6-й этаж, а киллер бросился вдогонку по лестнице. Техника оказалась быстрее, Шевкуненко подбежал к двери собственной квартиры и успел открыть ее ключом. Однако в спешке забыл вытащить его из замочной скважины. В коридоре его встретила мать, которой он крикнул, чтобы она вызывала милицию. Полина Васильевна успела взять в руки телефонную трубку, но киллер воспользовался ключом, забытым Сергеем в дверях. Сначала убийца выстрелил в женщину, а когда с криком «Что ты делаешь, сука?!» к нему бросился Шевкуненко, разрядил пистолет и в него. Все пули попали Шевкуненко в голову, и он был убит. Смертей могло быть и больше — от пуль киллера могла погибнуть и жена Шевкуненко Елена. Однако накануне она поссорилась с мужем и уехала ночевать к маме. Эта ссора спасла ей жизнь.

Фильмография:

1973 Кортик
1974 Бронзовая птица
1975 Пропавшая экспедиция