Мосфильмовская опг история. Биография шевкуненко сергея юрьевича

Род-ся: 20.11.1959
Погиб: 11.02.1995

Отец - Шевкуненко Юрий Александрович - директор 2-го творческого объединения киностудии «Мосфильм».

Мать - Шевкуненко Полина Васильевна - ассистент режиссера киностудии «Мосфильм».

Сестра - Шевкуненко Ольга Юрьевна - старше Сергея на 14 лет.

В 1963 г. Шевкуненко Ю.А. скончался после тяжелой болезни.

В 1972 г. Ольга эмигрировала в Израиль, а затем в США.

Сергей остается один с матерью. Начиная с 1973 г. снимается в кино.

В 1973 г. Сергей играет роль идейного пионера Миши Полякова в 3-х серийном фильме «Кортик» по одноименному произведению А.Н. Рыбакова (киностудия «Беларусьфильм»). Затем в 1974 г. - съемка в 3-х серийном продолжении «Бронзовая птица» (киностудия «Беларусьфильм»).

В 1974 г. Сергей закончил 8 классов 74 средней школы. Продолжать учебу он не захотел.

В 1975 г. Сергей сыграл одну из главных ролей в приключенческой картине «Пропавшая экспедиция» (киностудия им. А.М. Горького). В этом же году после очередной драки Сергея отправляют в спецПТУ.

В марте 1976 г. Сергей ввязывается в драку. Его действия квалифицируют по статье 206 ч. II УК РСФСР как «хулиганство с особой дерзостью и жестокостью» и приговаривают к одному году лишения свободы. В лагере Сергей получает среднее образование. После выхода на свободу устраивается на «Мосфильм» осветителем.

В 1978 г. получает второй срок - 4 года заключения за кражу продуктов из мосфильмовского буфета (статья 89 УК РСФСР) . Выходит на свободу осенью 1981 г. 8 декабря 1981 г. Сергея повторно по протекции матери принимают на «Мосфильм» осветителем 2-го разряда с 2-х месячным испытательным сроком.

В 1982 г. - арест за квартирную кражу и хранение наркотиков. По совокупности 2-х статей (статья 210 УК РСФСР «за квартирную кражу» и статья 144 «за привлечение несовершеннолетних в преступную деятельность») получает 4,5 года лишения свободы. Во время заключения за отказ работать на администрацию лагеря и попытку к бегству Сергею продлевают срок еще на 1,5 года.

В тюрьме Сергей заболевает туберкулезом в открытой форме. В 1988 г. освобождается инвалидом II группы. Из-за отказа прописки в Москве едет в Смоленск к родственникам, где в течение года лечится от туберкулеза.

В 1989 г. Сергей женится на Елене Н. В этом же году получает новый срок один год за хранение оружия (статья 218 УК РСФСР). Почти сразу после освобождения его арестовывают за хранение краденых икон и дают срок 3 года.

В 1994 г. Сергей выходит на свободу. Организует бизнес, сколачивает бригаду, которая контролирует ряд точек в районе Мосфильмовской улицы.

11 февраля 1995 г. Сергей вместе со своей 76-летней матерью убит в квартире на ул. Пудовкина при невыясненных обстоятельствах. Убийство до настоящего времени не раскрыто.

Шевкуненко родился 20 ноября 1959 года в семье творческих работников: его отец Юрий Александрович был директором 2-го творческого объединения киностудии «Мосфильм», здесь же в качестве ассистента режиссера работала мать Сергея Полина Васильевна. Сергей был вторым ребенком в семье (была еще дочь Ольга), и ребенком поздним: в момент его появления на свет матери шел 41-й год.

Поэтому радость родителей после рождения сына была безмерной. К примеру, отец, будучи еще и драматургом, в честь этого события написал пьесу «Сережка с Малой Бронной», которая затем стала поводом для появления песни с аналогичным названием (ее исполнял Марк Бернес).

Однако поставить своего сына на ноги Юрий Александрович не успел - в 1963 году он скончался. К тому времени Полина Васильевна уже несколько лет не работала, и потеря кормильца вынудила ее вновь вернуться на прежнее место - «Мосфильм». Огромную помощь в этом ей оказал Эльдар Рязанов.
По словам тех, кто знал эту семью, Сергей с малых лет рос чрезвычайно талантливым ребенком. В четыре года он уже умел читать, в восемь - осилил двухтомную «Сагу о Форсайтах». Кроме того, он безмерно любил кино и всегда мечтал стать актером. Мать знала об этой мечте сына, однако до поры до времени сдерживала его детские порывы выйти на съемочную площадку.

В 1972 году в семье Шевкуненко случилось новое несчастье - старшая сестра Сергея Ольга полюбила иностранца и эмигрировала в США. В то время это было серьезным прегрешением, и от родственников эмигрантки многие отвернулись. Однако не это оказалось самым тяжелым для 13-летнего Сергея. Сестра была для него человеком, которому он мог поведать свои самые сокровенные мысли. Она помогала ему в учебе, направляла в жизни. Теперь ее не было рядом. И через несколько лет это сыграет свою печальную роль в судьбе Сергея. Но пока в жизни Сергея черная полоса сменилась светлой.

В 1973 году на студии «Беларусьфильм» режиссер Николай Калинин приступил к телевизионной экранизации повести Анатолия Рыбакова «Кортик». На роль главного героя - Миши Полякова - пробовались сразу несколько юных актеров, в том числе и Сергей Шевкуненко. Сережа выглядел убедительнее своих соперников. Не случайно сам Анатолий Рыбаков выразил желание, чтобы именно он был утвержден на главную роль.
По мнению многих участников съемок, Шевкуненко довольно споро справлялся с ролью и совершенно не тушевался в присутствии маститых актеров, занятых в картине: Зои Федоровой, Эммануила Виторгана, Михаила Голубовича, Романа Филиппова и других. А актеров-сверстников, которых в картине было большинство, Шевкуненко и вовсе переигрывал почти во всех сценах фильма.
«Кортик» был тепло принят юной аудиторией, и на волне этого успеха силами все того же съемочного коллектива буквально через год было снято трехсерийное продолжение - «Бронзовая птица». После выхода фильмов на экран за Шевкуненко прочно утвердилось мнение как о талантливом юном актере, и предложения сниматься в других картинах посыпались на него со всех сторон. Однако из всего вороха предложений он выбрал то, что импонировало ему больше всего,- приключенческую картину Вениамина Дормана «Пропавшая экспедиция». Съемки фильма начались летом 1974 года в Сибири.

В новой работе повзрослевший Шевкуненко играл роль своего сверстника - таежного проводника Мити, сопровождающего геологическую экспедицию профессора Смелкова, разыскивающую золото на реке Ардыбаш. В отличие от двух предыдущих картин, где герою Шевкуненко приходилось больше говорить, чем действовать, в новом фильме все было наоборот - здесь его герой был очень активен: стрелял, скакал на лошади, взбирался на крутые горные кручи. И по мнению большинства, с ролью справился. Поэтому было решено снимать продолжение фильма под названием «Золотая речка». Однако записать в свой послужной список еще одну картину юному актеру уже не довелось.

В силу своего характера Шевкуненко стремился к лидерству не только на съемочной площадке, но и в обычной жизни. Явление в общем-то отрадное, и при его талантах и рвении можно было вполне серьезно рассчитывать на успешную карьеру в кино - ведь не каждый начинающий студент ВГИКа имел за плечами главные роли в трех популярных картинах. Однако Шевкуненко применил свой талант лидера совсем на ином поприще.

28 марта 1976 года Шевкуненко вместе с приятелем распили бутылку портвейна, после чего мирно разошлись. Однако по дороге домой в одном из дворов по улице Пудовкина Шевкуненко подошел к какому-то собачнику и стал трепать по морде его собаку. Ничего оскорбительного в этом не было, но собачник увидел в этом нечто предосудительное и потребовал, чтобы «парень убирался туда, куда шел». И пригрозил, что в противном случае спустит на него собаку. Для выпившего Шевкуненко этого оказалось достаточно, чтобы ввязаться в драку и набить собачнику морду. Тот написал заявление в 76-е отделение милиции. В конце концов дело дошло до судебного разбирательства, и Гагаринский суд Москвы вынес Шевкуненко свой вердикт - один год лишения свободы по статье 206 часть II УК РСФСР (хулиганство).

Освободившись в 1977 году, Шевкуненко по протекции матери устроился работать осветителем на «Мосфильм». В этом качестве он принимал участие в съемках нескольких картин, втайне мечтая когда-нибудь продолжить свою актерскую карьеру. Однако ни один режиссер так и не посмел пригласить бывшего зека в качестве актера на съемочную площадку. Даже в эпизод. А в 1978 году Шевкуненко окончательно перечеркнул все надежды близких и друзей на свое счастливое возвращение в нормальную жизнь. В тот злополучный день он выпивал в компании таких же, как он, рабочих киностудии. Когда в бутылках еще плескалось вино, скудная закуска внезапно иссякла. Время было позднее, и достать продукты было негде. Но Шевкуненко проявил смекалку - взломал студийный буфет и принес собутыльникам закуски на несколько десятков рублей. Этот грабеж потянул на четыре года тюремного заключения (статья 89 УК РСФСР).

Однако уже через год у Шевкуненко появился реальный шанс вернуться к нормальной жизни - за примерное поведение его досрочно освободили из тюрьмы. Но судьба вновь сыграла с ним злую шутку. Путь в кино для него оказался закрыт навсегда, да и в осветители его уже не брали. Поэтому он не стал ломать голову над собственным будущим и поступил сообразно тем идеям, которых успел нахвататься за решеткой: сколотил из местных пацанов воровскую шайку и отправился грабить квартиры честных граждан. Но фортуна вновь его подвела. Уже после первой кражи милиция повязала всю шайку, и главарь получил новый срок - четыре года тюрьмы (по совокупности статей 89, 210 (вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность) и 144 (квартирная кража).

Почти все последующее десятилетие Шевкуненко провел за решеткой, увеличивая свой срок новыми преступлениями: в 1983 году, едва освободившись, он вновь угодил в тюрьму за кражу (4 года), попытался бежать, но был пойман и присоединил к прежнему сроку новый - 1,5 года. По свидетельству очевидцев, часть этих сроков Шевкуненко получил несправедливо - только потому, что не нравился своим характером тюремным властям. Мол, те склоняли Шевкуненко к сотрудничеству, но он отвечал неизменным отказом, за что и получал новые сроки.

Однако по мере роста сроков росли влияние и авторитет Шевкуненко в уголовной среде. Его организаторские способности, дерзость и недюжинный ум не остались незамеченными в неволе и позволили их обладателю значительно подняться в уголовной иерархии. Даже клички, которыми товарищи наградили Шевкуненко, были выбраны сообразно его способностям - Шеф и Артист.
В 1988 году Шевкуненко вышел из тюрьмы в очередной раз, правда, теперь уже инвалидом II группы (у него был обнаружен туберкулез). В Москву его не пустили, и ему пришлось податься в Смоленск. Там он почти год провалялся в больнице. Выйдя из больницы, женился на Елене Н. Однако семейная жизнь длилась недолго - 2 декабря 1989 года его арестовали. По словам его жены, арест мог быть подстроен. Якобы днем, когда она была одна в доме, пришел неизвестный мужчина и передал ей пакет для Сергея. А там оказался пистолет.

По другой версии все выглядело иначе. По ней выходило, что Шевкуненко отнюдь не собирался «завязывать» со своим преступным прошлым и вел двойную жизнь. Частенько наведываясь в Москву, он большую часть времени проводил в игорном заведении при «Мосфильме», где профессионально обыгрывал завсегдатаев в карты. Дело у него ладилось настолько хорошо, что он умудрился выиграть автомобиль, принадлежавший супруге посла одной из западноевропейских стран. Женщина, проигравшись, в последней надежде поставила машину на кон, но фортуна и на этот раз от нее отвернулась.
Однако игра в карты выглядела невинной забавой в сравнении с тем, чем в дальнейшем пришлось заняться Шевкуненко. Летом 1990 года он отправился в Тольятти (кстати, на той самой выигранной машине), где стал участником одной из кровавых разборок в среде местной «братвы». Правда, участником пассивным - в тот момент, когда его подельник расстреливал конкурентов, Шевкуненко держал их на мушке. Поэтому, когда на месте побоища внезапно объявились оперативники, Шевкуненко успел отбросить пистолет подальше, тем самым спасая себя от серьезного наказания. За это его тогда и арестовали. Суд приговорил Шевкуненко к тюремному заключению сроком на один год (статья 218 УК РФ).

В 1991 году Шевкуненко освободился, но уже через 49 дней вновь угодил за решетку. На этот раз за кражу икон. И в этом деле имеется масса темных пятен. По словам самого Шевкуненко, иконы ему принес неизвестный, который попросил установить их подлинность. В момент экспертизы Шевкуненко арестовали. Однако неизвестного задержать так и не удалось. В итоге кражу «повесили» на Шевкуненко и вновь упекли его за решетку на три года. Вполне вероятно, что все это дело было кем-то ловко подстроено. Но кем? Видимо, теми, кто не хотел видеть Артиста на свободе. А такие люди были как в уголовной, так и в правоохранительной среде.
В 1994 году Шевкуненко вышел на свободу - как оказалось, в последний раз. К тому времени он уже успел завоевать значительный авторитет в преступной среде и стать «положенцем». Эта ступень в уголовной иерархии предшествует званию вора в законе, и Шевкуненко в ближайшем будущем реально претендовал на получение этого звания. Однако...

Вернувшись в Москву, Шевкуненко прописался по адресу матери на улице Пудовкина. Вся прилегающая к этой улице территория тут же отошла под надзор его «бригады». Люди Шевкуненко специализировались на рэкете, похищении заложников, угонах автомобилей, торговле наркотиками (сам Шевкуненко якобы крепко «сидел» на кокаине). Кроме того, они контролировали ряд крупных объектов на прилегающих территориях, в том числе элитный спортклуб на Мосфильмовской улице, и занимались махинациями в сфере приватизации жилья. Именно на последнем поприще Шевкуненко, видимо, и погорел.
Судя по всему, интересы Артиста пересеклись с интересами казанской группировки, которая по силе и влиянию всегда считалась одной из самых «крутых» в столице. Не привыкшая уступать, эта группировка всерьез «наехала» на Шевкуненко и заставила его отступить. Для него дело приняло настолько серьезный оборот, что в начале февраля 1995 года он надумал вместе с 75-летней матерью уехать к сестре в США. Были оформлены все соответствующие документы, и день отъезда был не за горами. Но судьба распорядилась по-своему.

11 февраля примерно около двух часов ночи скромный экспедитор фирмы «Легион» Сергей Шевкуненко в сопровождении соратников подъехал к своему дому по улице Пудовкина. Убедившись, что во дворе все спокойно, Шевкуненко отпустил приятелей, а сам вошел в подъезд. Однако едва он вызвал лифт, как из темной ниши вышел неизвестный и выстрелил ему из пистолета в живот. Это был единственный просчет киллера в ту ночь. Рана оказалась несмертельной, и Шевкуненко успел заскочить в кабину лифта и нажать кнопку шестого этажа. Убийца бросился по лестнице наверх. Однако лифт проехал это расстояние быстрее, и Шевкуненко успел не только открыть дверь собственным ключом, но и заскочить в квартиру. Но в спешке он допустил роковую ошибку - оставил ключи в замке. Ими и воспользовался убийца. Когда он ворвался в коридор шевкуненковской квартиры, на шум из спальни выбежала Полина Васильевна. Убийца выстрелил ей в голову и сразил женщину наповал. Увидев истекающую кровью мать, Шевкуненко бросился ей на помощь, сотрясая стены квартиры диким криком: «Что вы делаете, суки?!» И в следующее мгновение две пули угодили ему в голову. Третью убийца выпустил туда же, но Шевкуненко этого уже не почувствовал - он был мертв.

За прошедшие с тех пор три года в Москве и окрестностях были убиты десятки криминальных авторитетов, равных по степени влияния и значимости фигуре Шевкуненко. Имена большинства из них навечно канули в Лету. Однако имя героя этого рассказа не забылось. И виной тому не его разгульная жизнь преступного главаря, а тот короткий отрезок времени, когда Шевкуненко блистал в роли звезды экрана. Ведь телевидение до сих пор крутит фильмы с его участием.

В кино Сергей Шевкуненко был идейным мальчиком, а в жизни стал рецидивистом и лидером ОПГ

Для мальчишек и девчонок 70-х и 80-х пионер Миша Поляков из кинобестселлеров «Кортик» и «Бронзовая птица» был кумиром. Его роль сыграл 14-летний Сергей Шевкуненко . Восторженные зрители не предполагали, что через пару лет этот парень попадет за решетку, проведет в тюрьме в общей сложности несколько лет, а затем и вовсе превратится в криминального авторитета по кличке Артист.

Талантливый хулиган

С родителями Сереже повезло, особенно по советским меркам. Отец Юрий Шевкуненко был руководителем Второго творческого объединения киностудии «Мосфильм», мать Полина Шевкуненко была ассистентом режиссера там же, на самой главной киностудии страны.

Будущая звезда «Кортика» был поздним ребенком, он родился в 1959 году, когда матери уже исполнилось сорок. Сестра была старше его на 14 лет. Отец умер, когда мальчику было четыре года. В 13 лет - тогда его сестра подалась в эмиграцию - Сережа стал неуправляемым.

Он возглавляет ватагу мосфильмовских мальчишек, там ему дают кличку «Шеф» (от фамилии Шевкуненко). За хулиганские проказы парень попадает на учет в детскую комнату милиции. В это время «Мосфильм» объявляет пробы для мальчишек, которые хотят сниматься в фильме «Кортик» по очень популярному тогда роману Анатолия Рыбакова .

Мама Полина Васильевна, чтобы как-то уберечь сына от дурной компании, приводит его на пробы. Она рассчитывает, что парня хотя бы возьмут на эпизодическую роль, но автор романа, который дружил с покойным Шевкуненко-старшим, «назначил» Сережу на главного героя.

Премьера трехсерийного художественного фильма «Кортик» состоялась в 1973 году, а уже в следующем появилось его продолжение «Бронзовая птица». Герой Шевкуненко, идейный пионер Миша Поляков, стал примером для подражания миллионам его сверстников. В 1975 году выпущена следующая картина с Сережиным участием, «Пропавшая экспедиция».

Но, когда стали снимать вторую серию, Шевкуненко больше не пригласили. Слава о его трудном характере дошла до режиссера Дорман а , который не захотел, чтобы выпуск картины был сорван.

Криминальные «роли»

Снимаясь в кино, Сергей вел параллельную жизнь, в которой он был далеко не примером для подражания. После 8-го класса ушел из школы. Мать, ища спасения, снова приводит Шевкуненко на «Мосфильм», на этот раз работать в механический цех. До парня дошли слухи: сценарий «Пропавшей экспедиции» изменили так, чтобы из второй серии исчез его герой. Сергей сорвался, и начались конфликты на работе и прогулы.

Однажды, распивая портвейн с дружками, 16-летний Сергей пристал к мужчине, который выгуливал собаку. В результате ссоры Шевкуненко сильно избил прохожего. После года, проведенного в местах не столь отдаленных, он снова вернулся на «Мосфильм». Мать устроила его работать осветителем.

Однако меньше чем через год Шевкуненко снова попал за решетку. Сергей решил «выручить» компанию коллег-осветителей, которые собрались выпить. Закуску он выкрал из буфета студии. На этот раз ему дали более серьезную статью – хищение госсобственности и четыре года лишения свободы. Так «идейный пионер» получил статус рецидивиста.

Освободили Шевкуненко досрочно и ненадолго: в 1979 году его снова арестовали. За квартирную кражу пришлось отсидеть четыре года. На воле он пробыл всего несколько месяцев, так как опять забрался в чужую квартиру. Да еще у него обнаружили наркотики. К полученным за это четырем годам лишения свободы Сергею потом добавили еще полтора. Официально – за попытку побега, неофициально – за нежелание сотрудничать с зоновской администрацией.

В 1989 году Сергей Шевкуненко приобрел статус «положенца», авторитета в криминальных кругах. Вышел на волю он с «погонялом» Артист и инвалидностью второй группы, полученной из-за открытой формы туберкулеза.

После всех судимостей ему уже нельзя было проживать в Москве. Поправлять здоровье Сергей отправился к родным в Смоленск. Там он встретил свою будущую жену Елену . Но не успели они пожениться, как его опять арестовали. На этот раз за хранение оружия. Долго Сергей за решеткой не провел, на оружии не обнаружили отпечатков пальцев.


Последний акт. Занавес

Начались 90-е, пик криминальной карьеры Артиста. Новые сроки за кражу икон, за разборки в Тольятти. По возвращении в Москву Шевкуненко сколотил свою ОПГ на своей родной улице Пудовкина. Банда, прозванная «Мосфильмовской», занималась «крышеванием» магазинов в окрестностях студии, махинациями с недвижимостью. Вместе с шальными деньгами и синим кадиллаком, который приобрел Шевкуненко, появились и проблемы. Интересы его «бригады» пересеклись с планами казанской «братвы». Поговаривают, что в 1995 году Артист собирался поехать со всей семьей в Штаты, навестить сестру и заодно немного «отсидеться». Но 11 февраля 1995 года его убили.

Киллер ждал бывшую звезду в подъезде. Сергей успел забежать в лифт, получив ранение в живот. Он отрыл ключом дверь в квартире, на шум в прихожей вышла мать. Убийца воспользовался оплошностью жертвы, оставившей в замке ключ. Пять выстрелов, два трупа. Так в 35 лет оборвалась жизнь Сергея Шевкуненко.


Шевкуненко Сергей Юрьевич
(20.11.1959-11.02.1995)

Шевкуненко родился 20 ноября 1959 года в семье творческих работников: его отец
Юрий Александрович был директором 2-го творческого объединения киностудии «Мосфильм», здесь же в качестве ассистента режиссера работала мать Сергея Полина Васильевна.

Сергей был вторым ребенком в семье (была еще дочь Ольга), и ребенком поздним:
в момент его появления на свет матери шел 41-й год. Поэтому радость родителей
после рождения сына была безмерной. К примеру, отец, будучи еще и драматургом,
в честь этого события написал пьесу «Сережка с Малой Бронной», которая затем стала
поводом для появления песни с аналогичным названием (ее исполнял Марк
Бернес).


Однако поставить своего сына на ноги Юрий Александрович не успел - в 1963 году
он скончался. К тому времени Полина Васильевна уже несколько лет не работала,
и потеря кормильца вынудила ее вновь вернуться на прежнее место – «Мосфильм».
Огромную помощь в этом ей оказал Эльдар Рязанов.

По словам тех, кто знал эту семью, Сергей с малых лет рос чрезвычайно талантливым
ребенком. В четыре года он уже умел читать, в восемь - осилил двухтомную «Сагу
о Форсайтах». Кроме того, он безмерно любил кино и всегда мечтал стать актером.
Мать знала об этой мечте сына, однако до поры до времени сдерживала его детские
порывы выйти на съемочную площадку.


В 1972 году в семье Шевкуненко случилось новое несчастье - старшая сестра Сергея
Ольга полюбила иностранца и эмигрировала в США. В то время это было серьезным
прегрешением, и от родственников эмигрантки многие отвернулись. Однако не это
оказалось самым тяжелым для 13-летнего Сергея. Сестра была для него человеком,
которому он мог поведать свои самые сокровенные мысли. Она помогала ему в учебе,
направляла в жизни. Теперь ее не было рядом. И через несколько лет это сыграет
свою печальную роль в судьбе Сергея. Но пока в жизни Сергея черная полоса сменилась светлой.


Многообещающий актер

В 1973 году на студии «Беларусьфильм» режиссер Николай Калинин приступил к
телевизионной экранизации повести Анатолия Рыбакова «Кортик». На роль главного
героя - Миши Полякова - пробовались сразу несколько юных актеров, в том числе
и Сергей Шевкуненко. Сережа выглядел убедительнее своих соперников. Не случайно
сам Анатолий Рыбаков выразил желание, чтобы именно он был утвержден на главную роль.


По мнению многих участников съемок, Шевкуненко довольно споро справлялся с
ролью и совершенно не тушевался в присутствии маститых актеров, занятых в картине: Зои Федоровой, Эммануила Виторгана, Михаила Голубовича, Романа Филиппова и других. А актеров-сверстников, которых в картине было большинство, Шевкуненко и вовсе переигрывал почти во всех сценах фильма.

«Кортик» был тепло принят юной аудиторией, и на волне этого успеха силами все
того же съемочного коллектива буквально через год было снято трехсерийное продолжение - «Бронзовая птица». После выхода фильмов на экран за Шевкуненко прочно утвердилось мнение как о талантливом юном актере, и предложения сниматься в других картинах посыпались на него со всех сторон. Однако из всего вороха предложений он выбрал то, что импонировало ему больше всего,- приключенческую картину Вениамина Дормана «Пропавшая экспедиция». Съемки фильма начались летом 1974 года в Сибири.


В новой работе повзрослевший Шевкуненко играл роль своего сверстника - таежного
проводника Мити, сопровождающего геологическую экспедицию профессора Смелкова,
разыскивающую золото на реке Ардыбаш. В отличие от двух предыдущих картин, где
герою Шевкуненко приходилось больше говорить, чем действовать, в новом фильме
все было наоборот - здесь его герой был очень активен: стрелял, скакал на лошади,
взбирался на крутые горные кручи. И по мнению большинства, с ролью справился.
Поэтому было решено снимать продолжение фильма под названием «Золотая речка».
Однако записать в свой послужной список еще одну картину юному актеру уже не довелось.


Бандит по кличке «Артист»

В силу своего характера Шевкуненко стремился к лидерству не только на съемочной
площадке, но и в обычной жизни. Явление в общем-то отрадное, и при его талантах
и рвении можно было вполне серьезно рассчитывать на успешную карьеру в кино -
ведь не каждый начинающий студент ВГИКа имел за плечами главные роли в трех популярных картинах. Однако Шевкуненко применил свой талант лидера совсем на ином поприще.

28 марта 1976 года Шевкуненко вместе с приятелем распили бутылку портвейна,
после чего мирно разошлись. Однако по дороге домой в одном из дворов по улице
Пудовкина Шевкуненко подошел к какому-то собачнику и стал трепать по морде его
собаку. Ничего оскорбительного в этом не было, но собачник увидел в этом нечто
предосудительное и потребовал, чтобы парень убирался туда, куда шел. И пригрозил,
что в противном случае спустит на него собаку.

Для выпившего Шевкуненко этого оказалось достаточно, чтобы ввязаться
в драку и набить собачнику морду. Тот написал заявление в 76-е отделение милиции. В конце концов дело дошло до судебного разбирательства и Гагаринский суд Москвы вынес Шевкуненко свой вердикт - один год лишения свободы по статье 206 часть II УК РСФСР (хулиганство).


Освободившись в 1977 году, Шевкуненко по протекции матери устроился работать
осветителем на «Мосфильм». В этом качестве он принимал участие в съемках нескольких картин, втайне мечтая когда-нибудь продолжить свою актерскую карьеру. Однако ни один режиссер так и не посмел пригласить бывшего зека в качестве актера на съемочную площадку. Даже в эпизод. А в 1978 году Шевкуненко окончательно перечеркнул все надежды близких и друзей на свое счастливое возвращение в нормальную жизнь.

В тот злополучный день он выпивал в компании таких же, как он, рабочих киностудии.
Когда в бутылках еще плескалось вино, скудная закуска внезапно иссякла. Время
было позднее, и достать продукты было негде. Но Шевкуненко проявил смекалку -
взломал студийный буфет и принес собутыльникам закуски на несколько десятков рублей.
Этот грабеж потянул на четыре года тюремного заключения (статья 89 УК РСФСР).


Однако уже через год у Шевкуненко появился реальный шанс вернуться к нормальной жизни - за примерное поведение его досрочно освободили из тюрьмы. Но судьба вновь сыграла с ним злую шутку. Путь в кино для него оказался закрыт навсегда, да и в осветители его уже не брали. Поэтому он не стал ломать голову над собственным будущим и поступил сообразно тем идеям, которых успел нахвататься за решеткой: сколотил из местных пацанов воровскую шайку и отправился грабить квартиры честных граждан.

Но фортуна вновь его подвела. Уже после первой кражи милиция повязала
всю шайку, и главарь получил новый срок - четыре года тюрьмы.
Почти все последующее десятилетие Шевкуненко провел за решеткой, увеличивая
свой срок новыми преступлениями: в 1983 году, едва освободившись, он вновь угодил в тюрьму за кражу (4 года), попытался бежать, но был пойман и присоединил к прежнему сроку новый - 1,5 года. По свидетельству очевидцев, часть этих сроков Шевкуненко получил несправедливо - только потому, что не нравился своим характером тюремным властям. Мол, те склоняли Шевкуненко к сотрудничеству, но он отвечал неизменным отказом, за что и получал новые сроки.

Однако по мере роста сроков росли влияние и авторитет Шевкуненко в уголовной
среде. Его организаторские способности, дерзость и недюжинный ум не остались незамеченными в неволе и позволили их обладателю значительно подняться в уголовной иерархии.
Даже клички, которыми товарищи наградили Шевкуненко, были выбраны сообразно его способностям – «Шеф» и «Артист».

В 1988 году Шевкуненко вышел из тюрьмы в очередной раз, правда, теперь уже
инвалидом II группы (у него был обнаружен туберкулез). В Москву его не пустили,
и ему пришлось податься в Смоленск. Там он почти год провалялся в больнице. Выйдя из больницы, женился на Елене Н. Однако семейная жизнь длилась недолго - 2 декабря 1989 года его арестовали. По словам его жены, арест мог быть подстроен. Якобы днем, когда она была одна в доме, пришел неизвестный мужчина и передал ей пакет для Сергея. А там оказался пистолет.


По другой версии все выглядело иначе. По ней выходило, что Шевкуненко отнюдь
не собирался "завязывать" со своим преступным прошлым и вел двойную жизнь. Частенько наведываясь в Москву, он большую часть времени проводил в игорном заведении при «Мосфильме», где профессионально обыгрывал завсегдатаев в карты. Дело у него ладилось настолько хорошо, что он умудрился выиграть автомобиль, принадлежавший супруге посла одной из западноевропейских стран. Женщина, проигравшись, в последней надежде поставила машину на кон, но фортуна и на этот раз от нее отвернулась.

Однако игра в карты выглядела невинной забавой в сравнении с тем, чем в дальнейшем пришлось заняться Шевкуненко. Летом 1990 года он отправился в Тольятти (кстати, на той самой выигранной машине), где стал участником одной из кровавых разборок в среде местной «братвы». Правда, участником пассивным - в тот момент, когда его подельник расстреливал конкурентов, Шевкуненко держал их на мушке. Поэтому, когда на месте побоища внезапно объявились оперативники, Шевкуненко успел отбросить пистолет подальше, тем самым спасая себя от серьезного наказания. За это его тогда и арестовали. Суд приговорил Шевкуненко к тюремному заключению сроком на один год (статья 218 УК РФ).

Закономерный итог

В 1991 году Шевкуненко освободился, но уже через 49 дней вновь угодил за решетку.
На этот раз за кражу икон. И в этом деле имеется масса темных пятен. По словам
самого Шевкуненко, иконы ему принес неизвестный, который попросил установить их
подлинность. В момент экспертизы Шевкуненко арестовали. Однако неизвестного задержать так и не удалось. В итоге кражу <повесили> на Шевкуненко и вновь упекли его за решетку на три года. Вполне вероятно, что все это дело было кем-то ловко подстроено.

Но кем? Видимо, теми, кто не хотел видеть Артиста на свободе. А такие люди были
как в уголовной, так и в правоохранительной среде.
В 1994 году Шевкуненко вышел на свободу - как оказалось, в последний раз. К
тому времени он уже успел завоевать значительный авторитет в преступной среде
и стать «положенцем». Эта ступень в уголовной иерархии предшествует званию вора
в законе, и Шевкуненко в ближайшем будущем реально претендовал на получение этого звания. Однако...

Вернувшись в Москву, Шевкуненко прописался по адресу матери на улице Пудовкина.
Вся прилегающая к этой улице территория тут же отошла под надзор его "бригады".
Люди Шевкуненко специализировались на рэкете, похищении заложников, угонах автомобилей, торговле наркотиками (сам Шевкуненко якобы крепко «сидел» на кокаине).

Кроме того, они контролировали ряд крупных объектов на прилегающих территориях, в том числе элитный спортклуб на Мосфильмовской улице, и занимались махинациями в сфере приватизации жилья. Именно на последнем поприще Шевкуненко, видимо, и погорел. Судя по всему, интересы Артиста пересеклись с интересами казанской группировки, которая по силе и влиянию всегда считалась одной из самых «крутых» в столице.

Не привыкшая уступать, эта группировка всерьез «наехала» на Шевкуненко и заставила его отступить. Для него дело приняло настолько серьезный оборот, что в начале февраля 1995 года он надумал вместе с 75-летней матерью уехать к сестре в США. Были оформлены все соответствующие документы, и день отъезда был не за горами.

Но судьба распорядилась по-своему.

11 февраля примерно около двух часов ночи скромный экспедитор фирмы «Легион»
Сергей Шевкуненко в сопровождении соратников подъехал к своему дому по улице Пудовкина.
Убедившись, что во дворе все спокойно, Шевкуненко отпустил приятелей, а сам вошел в подъезд. Однако едва он вызвал лифт, как из темной ниши вышел неизвестный и выстрелил ему из пистолета в живот.
Это был единственный просчет киллера в ту ночь.

Рана оказалась не смертельной, и Шевкуненко успел заскочить в кабину лифта
и нажать кнопку шестого этажа. Убийца бросился по лестнице наверх. Однако лифт
проехал это расстояние быстрее, и Шевкуненко успел не только открыть дверь собственным ключом, но и заскочить в квартиру. Но в спешке он допустил роковую ошибку – оставил ключи в замке. Ими и воспользовался убийца. Когда он ворвался в коридор шевкуненковской квартиры, на шум из спальни выбежала Полина Васильевна.

Убийца выстрелил ей в голову и сразил женщину наповал. Увидев истекающую кровью мать, Шевкуненко бросился ей на помощь, сотрясая стены квартиры диким криком: «Что вы делаете, суки?!» И в следующее мгновение две пули угодили ему в голову. Третью убийца выпустил туда же, но Шевкуненко этого уже не почувствовал - он был мертв...

За прошедшие с тех пор годы в Москве и окрестностях были убиты десятки
криминальных авторитетов, равных по степени влияния и значимости фигуре Шевкуненко.
Имена большинства из них навечно канули в Лету. Однако имя героя этого рассказа
не забылось. И виной тому не его разгульная жизнь преступного главаря, а тот короткий
отрезок времени, когда Шевкуненко блистал в роли звезды экрана. Ведь телевидение
до сих пор крутит фильмы с его участием.
Похоронен он вместе с матерью на Новодевичьем кладбище в Москве.


По материалам сети, а также по книге
Федора Раззакова, «Досье на звезд: Кумиры всех поколений»

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Шевкуненко Сергея Юрьевича

Шевкуненко Сергей Юрьевич (20.11.1959 – 11.02.1995) – советский актер кино.

Детство

Шевкуненко родился 20 ноября 1959 года в семье творческих работников: его отец Юрий Александрович был директором 2-го творческого объединения киностудии «Мосфильм», здесь же в качестве ассистента режиссера работала мать Сергея Полина Васильевна. Сергей был вторым ребенком в семье (была еще дочь Ольга), и ребенком поздним: в момент его появления на свет матери шел 41-й год. Поэтому радость родителей после рождения сына была безмерной. К примеру, отец, будучи еще и драматургом, в честь этого события написал пьесу «Сережка с Малой Бронной», которая затем стала поводом для появления песни с аналогичным названием (ее исполнял ).

Однако поставить своего сына на ноги Юрий Александрович не успел – в 1963 году он скончался. К тому времени Полина Васильевна уже несколько лет не работала, и потеря кормильца вынудила ее вновь вернуться на прежнее место – «Мосфильм». Огромную помощь в этом ей оказал .

По словам тех, кто знал эту семью, Сергей с малых лет рос чрезвычайно талантливым ребенком. В четыре года он уже умел читать, в восемь осилил двухтомную «Сагу о Форсайтах». Кроме того, он безмерно любил кино и всегда мечтал стать актером. Мать знала об этой мечте сына, однако до поры до времени сдерживала его детские порывы выйти на съемочную площадку.

Сергей рос трудным подростком – много хулиганил, в возрасте 13 лет уже состоял на учете в милиции. Окончив 8 классов, бросил школу.

В 1972 году в семье Шевкуненко случилось новое несчастье – старшая сестра Сергея Ольга полюбила иностранца и эмигрировала в США. В то время это было серьезным прегрешением, и от родственников эмигрантки многие отвернулись. Однако не это оказалось самым тяжелым для 13-летнего Сергея. Сестра была для него человеком, которому он мог поведать свои самые сокровенные мысли. Она помогала ему в учебе, направляла в жизни. Теперь ее не было рядом. И через несколько лет это сыграет свою печальную роль в судьбе Сергея. Но пока в жизни Сергея черная полоса сменилась светлой.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Многообещающий актер

В 1973 году на студии «Беларусьфильм» режиссер Николай Калинин приступил к телевизионной экранизации повести Анатолия Рыбакова «Кортик». На роль главного героя – Миши Полякова – пробовались сразу несколько юных актеров, в том числе и Сергей Шевкуненко. Сережа выглядел убедительнее своих соперников. Не случайно сам Анатолий Рыбаков выразил желание, чтобы именно он был утвержден на главную роль.

По мнению многих участников съемок, Шевкуненко довольно споро справлялся с ролью и совершенно не тушевался в присутствии маститых актеров, занятых в картине: Зои Федоровой, Михаила Голубовича, Романа Филиппова и других. А актеров-сверстников, которых в картине было большинство, Шевкуненко и вовсе переигрывал почти во всех сценах фильма.

«Кортик» был тепло принят юной аудиторией, и на волне этого успеха силами все того же съемочного коллектива буквально через год было снято трехсерийное продолжение – «Бронзовая птица». После выхода фильмов на экран за Шевкуненко прочно утвердилось мнение как о талантливом юном актере, и предложения сниматься в других картинах посыпались на него со всех сторон. Однако из всего вороха предложений он выбрал то, что импонировало ему больше всего – приключенческую картину Вениамина Дормана «Пропавшая экспедиция». Съемки фильма начались летом 1974 года в Сибири.

В новой работе повзрослевший Шевкуненко играл роль своего сверстника – таежного проводника Мити, сопровождающего геологическую экспедицию профессора Смелкова, разыскивающую золото на реке Ардыбаш. В отличие от двух предыдущих картин, где герою Шевкуненко приходилось больше говорить, чем действовать, в новом фильме все было наоборот – здесь его герой был очень активен: стрелял, скакал на лошади, взбирался на крутые горные кручи. И по мнению большинства, с ролью справился. Поэтому было решено снимать продолжение фильма под названием «Золотая речка». Однако записать в свой послужной список еще одну картину юному актеру уже не довелось.

Бандит по кличке Артист

В силу своего характера Шевкуненко стремился к лидерству не только на съемочной площадке, но и в обычной жизни. Явление в общем-то отрадное, и при его талантах и рвении можно было вполне серьезно рассчитывать на успешную карьеру в кино, ведь не каждый начинающий студент ВГИКа имел за плечами главные роли в трех популярных картинах. Однако Шевкуненко применил свой талант лидера совсем на ином поприще.

28 марта 1976 года Шевкуненко вместе с приятелем распили бутылку портвейна, после чего мирно разошлись. Однако по дороге домой в одном из дворов по улице Пудовкина Шевкуненко подошел к какому-то собачнику и стал трепать по морде его собаку. Ничего оскорбительного в этом не было, но собачник увидел в этом нечто предосудительное и потребовал, чтобы «парень убирался туда, куда шел» . И пригрозил, что в противном случае спустит на него собаку. Для выпившего Шевкуненко этого оказалось достаточно, чтобы ввязаться в драку и набить собачнику морду. Тот написал заявление в 76-е отделение милиции. В конце концов дело дошло до судебного разбирательства, и Гагаринский суд Москвы вынес Шевкуненко свой вердикт – один год лишения свободы по статье 206 часть II УК РСФСР (хулиганство).

Освободившись в 1977 году, Шевкуненко по протекции матери устроился работать осветителем на «Мосфильм». В этом качестве он принимал участие в съемках нескольких картин, втайне мечтая когда-нибудь продолжить свою актерскую карьеру. Однако ни один режиссер так и не посмел пригласить бывшего зека в качестве актера на съемочную площадку. Даже в эпизод. А в 1978 году Шевкуненко окончательно перечеркнул все надежды близких и друзей на свое счастливое возвращение в нормальную жизнь. В тот злополучный день он выпивал в компании таких же, как он, рабочих киностудии. Когда в бутылках еще плескалось вино, скудная закуска внезапно иссякла. Время было позднее, и достать продукты было негде. Но Шевкуненко проявил смекалку – взломал студийный буфет и принес собутыльникам закуски на несколько десятков рублей. Этот грабеж потянул на четыре года тюремного заключения (статья 89 УК РСФСР).

Однако уже через год у Шевкуненко появился реальный шанс вернуться к нормальной жизни – за примерное поведение его досрочно освободили из тюрьмы. Но судьба вновь сыграла с ним злую шутку. Путь в кино для него оказался закрыт навсегда, да и в осветители его уже не брали. Поэтому он не стал ломать голову над собственным будущим и поступил сообразно тем идеям, которых успел нахвататься за решеткой: сколотил из местных пацанов воровскую шайку и отправился грабить квартиры честных граждан. Но фортуна вновь его подвела. Уже после первой кражи милиция повязала всю шайку, и главарь получил новый срок – четыре года тюрьмы (по совокупности статей 89, 210 (вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность) и 144 (квартирная кража)).

Почти все последующее десятилетие Шевкуненко провел за решеткой, увеличивая свой срок новыми преступлениями: в 1983 году, едва освободившись, он вновь угодил в тюрьму за кражу (4 года), попытался бежать, но был пойман и присоединил к прежнему сроку новый – 1,5 года. По свидетельству очевидцев, часть этих сроков Шевкуненко получил несправедливо – только потому, что не нравился своим характером тюремным властям. Мол, те склоняли Шевкуненко к сотрудничеству, но он отвечал неизменным отказом, за что и получал новые сроки.

Однако по мере роста сроков росли влияние и авторитет Шевкуненко в уголовной среде. Его организаторские способности, дерзость и недюжинный ум не остались незамеченными в неволе и позволили их обладателю значительно подняться в уголовной иерархии. Даже клички, которыми товарищи наградили Шевкуненко, были выбраны сообразно его способностям – Шеф и Артист.

В 1988 году Шевкуненко вышел из тюрьмы в очередной раз, правда, теперь уже инвалидом II группы (у него был обнаружен туберкулез). В Москву его не пустили, и ему пришлось податься в Смоленск. Там он почти год провалялся в больнице. Выйдя из больницы, женился на Елене Н. Однако семейная жизнь длилась недолго – 2 декабря 1989 года его арестовали. По словам его жены, арест мог быть подстроен. Якобы днем, когда она была одна в доме, пришел неизвестный мужчина и передал ей пакет для Сергея. А там оказался пистолет.

По другой версии все выглядело иначе. По ней выходило, что Шевкуненко отнюдь не собирался «завязывать» со своим преступным прошлым и вел двойную жизнь. Частенько наведываясь в Москву, он большую часть времени проводил в игорном заведении при «Мосфильме», где профессионально обыгрывал завсегдатаев в карты. Дело у него ладилось настолько хорошо, что он умудрился выиграть автомобиль, принадлежавший супруге посла одной из западноевропейских стран. Женщина, проигравшись, в последней надежде поставила машину на кон, но фортуна и на этот раз от нее отвернулась.

Однако игра в карты выглядела невинной забавой в сравнении с тем, чем в дальнейшем пришлось заняться Шевкуненко. Летом 1990 года он отправился в Тольятти (кстати, на той самой выигранной машине), где стал участником одной из кровавых разборок в среде местной «братвы». Правда, участником пассивным – в тот момент, когда его подельник расстреливал конкурентов, Шевкуненко держал их на мушке. Поэтому, когда на месте побоища внезапно объявились оперативники, Шевкуненко успел отбросить пистолет подальше, тем самым спасая себя от серьезного наказания. За это его тогда и арестовали. Суд приговорил Шевкуненко к тюремному заключению сроком на один год (статья 218 УК РФ).

Закономерный итог

В 1991 году Шевкуненко освободился, но уже через 49 дней вновь угодил за решетку. На этот раз за кражу икон. И в этом деле имеется масса темных пятен. По словам самого Шевкуненко, иконы ему принес неизвестный, который попросил установить их подлинность. В момент экспертизы Шевкуненко арестовали. Однако неизвестного задержать так и не удалось. В итоге кражу «повесили» на Шевкуненко и вновь упекли его за решетку на три года. Вполне вероятно, что все это дело было кем-то ловко подстроено. Но кем? Видимо, теми, кто не хотел видеть Артиста на свободе. А такие люди были как в уголовной, так и в правоохранительной среде.

В 1994 году Шевкуненко вышел на свободу – как оказалось, в последний раз. К тому времени он уже успел завоевать значительный авторитет в преступной среде и стать «положенцем». Эта ступень в уголовной иерархии предшествует званию вора в законе, и Шевкуненко в ближайшем будущем реально претендовал на получение этого звания. Однако...

Вернувшись в Москву, Шевкуненко прописался по адресу матери на улице Пудовкина. Вся прилегающая к этой улице территория тут же отошла под надзор его «бригады». Люди Шевкуненко специализировались на рэкете, похищении заложников, угонах автомобилей, торговле наркотиками (сам Шевкуненко якобы крепко «сидел» на кокаине). Кроме того, они контролировали ряд крупных объектов на прилегающих территориях, в том числе элитный спортклуб на Мосфильмовской улице, и занимались махинациями в сфере приватизации жилья. Именно на последнем поприще Шевкуненко, видимо, и погорел.

Судя по всему, интересы Артиста пересеклись с интересами казанской группировки, которая по силе и влиянию всегда считалась одной из самых «крутых» в столице. Не привыкшая уступать, эта группировка всерьез «наехала» на Шевкуненко и заставила его отступить. Для него дело приняло настолько серьезный оборот, что в начале февраля 1995 года он надумал вместе с 75-летней матерью уехать к сестре в США. Были оформлены все соответствующие документы, и день отъезда был не за горами. Но судьба распорядилась по-своему.

11 февраля примерно около двух часов ночи скромный экспедитор фирмы «Легион» Сергей Шевкуненко в сопровождении соратников подъехал к своему дому по улице Пудовкина. Убедившись, что во дворе все спокойно, Шевкуненко отпустил приятелей, а сам вошел в подъезд. Однако едва он вызвал лифт, как из темной ниши вышел неизвестный и выстрелил ему из пистолета в живот. Это был единственный просчет киллера в ту ночь. Рана оказалась несмертельной, Шевкуненко успел заскочить в кабину лифта и нажать кнопку шестого этажа. Убийца бросился по лестнице наверх. Однако лифт проехал это расстояние быстрее, и Шевкуненко успел не только открыть дверь собственным ключом, но и заскочить в квартиру. Но в спешке он допустил роковую ошибку – оставил ключи в замке. Ими и воспользовался убийца. Когда он ворвался в коридор шевкуненковской квартиры, на шум из спальни выбежала Полина Васильевна. Убийца выстрелил ей в голову и сразил женщину наповал. Увидев истекающую кровью мать, Шевкуненко бросился ей на помощь, сотрясая стены квартиры диким криком: «Что вы делаете, суки?!» И в следующее мгновение две пули угодили ему в голову. Третью убийца выпустил туда же, но Шевкуненко этого уже не почувствовал – он был мертв.

За прошедшие с тех пор три года в Москве и окрестностях были убиты десятки криминальных авторитетов, равных по степени влияния и значимости фигуре Шевкуненко. Имена большинства из них навечно канули в лету. Однако имя героя этого рассказа не забылось. И виной тому не его разгульная жизнь преступного главаря, а тот короткий отрезок времени, когда Шевкуненко блистал в роли звезды экрана. Ведь телевидение до сих пор крутит фильмы с его участием.

В 2016 году Владимир Калиниченко, бывший следователь по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР и государственный советник юстиции, заявил, что Шевкуненко был убит людьми из «Белой стрелы», тайной организации, имеющей право на устранение особо опасных криминальных авторитетов.