Фугасные авиабомбы (ФАБ). Боеприпасы авиационные


2. Основные типоразмеры бомб в сравнении
  • 1: ФАБ-100
  • 2: ФАБ-250
  • 3: ФАБ-250-M46
  • 4: ОФАБ-250
  • 5: ФАБ-500M54
  • 6: ФАБ-500
  • 7: ФАБ-500-M62
  • 8: ФАБ-5000

Модели и типы бомб

Межтиповые виды бомб

Межтиповые виды бомб — типы бомб, особенности которых могут иметь все виды бомб.

  • Штурмовые — бомбы, имеющие раскрываемый тормозной парашют, который обеспечивает низковысотное бомбометание, без риска повредить свой самолёт осколками и исключает возможность рикошета замедлением) обеспечивая высокую точность бомбометания. Также обеспечивается больший разлёт осколков для ФАБ и ОФАБ, так как бомба падает с большим углом. Штурмовые бомбы могут иметь встроенное или приставное исполнение.
  • Термостойкие — Бомбы, имеющие теплозащитную конструкцию или теплозащитную оболочку, предназначены для подвески на высотные сверхзвуковые перехватчики, типа МиГ-25 и МиГ-31.

Фугасные

Фугасные авиабомбы — это авиабомбы, основным поражающим действием которых является действие фугаса. Они обладают наиболее мощным и универсальным поражающим действием среди авиабомб основного назначения. Масса ВВ в бомбе примерно составляет 50 %, также бомба имеет сравнительно прочный корпус для проникновения в грунт или в препятствия типа межэтажных перекрытий зданий и сооружений.
Основные поражающие действия

  • Газообразные продукты взрыва имеющие большое избыточное давление
  • Ударные волны в воздухе или грунте и сейсмические волны
  • Осколки при дроблении корпуса бомбы

Основные цели

  • Объекты тыла и коммуникаций
  • Военно-промышленные и энергетические объекты
  • Боевая техника
  • Живая сила

Современные ФАБ общего назначения имеют массу 250 кг и более. Они могут иметь несколько форм исполнения:

  • Тупоконечная — предназначены для наиболее эффективного размещения внутри фюзеляжа. Обеспечивается сброс на около- и дозвуковых скоростях и высоте до 15-16 км.
  • Большого удлинения — имею обтекаемую головную часть, предназначены в основном для самолётов с наружной подвеской в том числе и сверхзвуковых. Имеют меньшее лобовое сопротивление и более устойчивый.
  • Толстостенные — Предназначены для действий по особо прочным целям. Они отличаются более массивной и прочной головной частью, большой толщиной корпуса, и отсутствием головного очка под взрыватель и запального стакана.
Фугасные
Аббревиатура Изображение Диаметр Длина Масса бомбы Масса ВВ Примечания
ФАБ-50ЦК 219 936 60 25 Цельнокованная
ФАБ-100 267 964 100 70
ФАБ-250 285 1589 250 99
ФАБ-250-М54 325 1795 268 97
ФАБ-250-М62 300 1924 227 100
ФАБ-250ТС 300 1500 256 61,4 Толстостенная, Бронепробиваемость 1м
ФАБ-250ШЛ 325 1965 266 137
ФАБ-500 392 2142 500 213
ФАБ-500Т 400 2425 477 191 Термостойкая
ФАБ-500-M54 450 1790 528 201
ФАБ-500-M62 400 2425 500 200
ФАБ-500ШН 450 2190 513 221 Штурмовая низковысотная
ФАБ-500ШЛ 450 2220 515 221 Штурмовая, надповерхностный взрыв
ФАБ-1000 - - - -
ФАБ-1500 580 3000 1400 1200
ФАБ-1500Т - - 1488 870 ТЭ Термостойкая
ФАБ-1500-2500ТС - - 2151 436 ТЭ Толстостенная, бронепробиваемость 2500мм
ФАБ-1500-М54 - - 1550 675,6
ФАБ-2000 - - - -
ФАБ-3000 - - 3067 1387
ФАБ-3000-М46 - - 3000 1400
ФАБ-3000-М54 - - 3067 1200
ФАБ-5000 642 3107 4900 2207
ФАБ-5000-М54 - - 5247 2210,6
ФАБ-9000-М54 - - 9407 4297

Принципиальная схема ОФАБ Детонатор Взрывчатое вещество Корпус

Осколочно-фугасные

ОФАБ — осколочно-фугасная авиационная бомба представляет собой, обычную фугасную бомбу, но с меньшим наполнением ВВ около 30-35 %, и специальными средствами организованного дробления корпуса как пилообразная внутренняя сторона корпуса или система продольных и поперечных выточек.

Основные цели

  • Объекты боевой техники и вооружения
  • Военно-промышленные объекты
  • Живая сила
Осколочно-фугасные
Аббревиатура Изображение Диаметр Длина Масса бомбы Масса ВВ Примечания
ОФАБ-100-120 273 1300 133 42
ОФАБ-250Т 300 2050 239 92 Термостойкая
ОФАБ-250ШЛ 325 1991 266 92 Штурмовая, надповерхностный взрыв
ОФАБ-250-270 325 1456 266 97
ОФАБ-250ШН 325 1966 268 93 Штурмовая низковысотная
ОФАБ-500У 400 2300 515 159 Универсальная
ОФАБ-500ШР 450 2500 509 125 Штурмовая, с разделяющимися БЧ

Бетонобойные и противолодочные

БетАБ — бетонобойная авиабомба. Предназначены для эффективного поражения железобетонных укрытий и ВПП. Конструктивно делятся на 2 вида:

  • Свободного падения — предназначены для бомбометания с больших высот. Конструктивно близки к толстостенным фугасным бомбам.
  • С парашютом и реактивным ускорителем — предназначены для бомбометания с любых высот. Бомба за счёт парашюта наклоняется до 60°, парашют отстёгивается и включается ракетный ускоритель.

ПЛАБ — противолодочная авиабомба. Предназначена для поражения подводных лодок. Могут иметь разное исполнение. Бомбы большого калибра обычно имеют бесконтактный взрыватель и поражают цель фугасным действием на расстоянии. Бомбы малого калибра обычно используются в составе кассет и имеют контактный взрыватель и кумулятивное исполнение бомбы.

Бетонобойные и противолодочные
Аббревиатура Изображение Диаметр Длина Масса бомбы Масса ВВ Примечания
БетАБ-500 350 2200 477 76
БетАБ-500ШП 325 2500 380 77 Штурмовая, с реактивным ускорителем
БетАБ-500У 450 2480 510 45 ТЭ
ПЛАБ-250-120 240 1500 123 61

Зажигательные и объемно-детонирующие

ЗАБ — Зажигательная авиационная бомба. Предназначена для поражения огнём живой силы и боевой техники. Калибр зажигательных бомб не превышает 500 кг. Конструктивно зажигательные бомбы делятся на 2 типа:

  • С пиротехническим зажигательным составом — используется во всех бомбах меньше 100 кг, и в некоторых с калибром более 100. Пиротехническим составом как правило является термит со связующем веществом. Корпус обычно состоит из горючего металла электрон.
  • С вязкой огнесмесью — применяются для бомб калибром от 100 до 500 кг. Огнесмесью является органические горючие вещества загущенные до вязкого состояния специальными веществами. Огнесмесь в загущенном состоянии дробится при взрыве на крупные куски, которые несколько минут горят при температуре около 1000°С. Также в конструкцию бомбы входит патрон с фосфором и небольшой заряд ВВ, после детонации, фосфор на воздухе самовоспламеняется и поджигает огнесмесь.
  • ФЗАБ — фугасно-зажигательная авиационная бомба. Представляют собой комбинацию ФАБ и ЗАБ в одном корпусе. При срабатывании бомбы сначала детонирует зажигательная, а потом фугасная часть.
  • ЗБ — зажигательный бак. Представляют собой ЗАБ в тонкостенном корпусе без стабилизатора и без разрывного заряда ВВ. Разброс и дробление осуществляется посредством гидроудара, возникающего при ударе о преграду. Могут эффективно применяться только с низких высот.

ОДАБ — объёмно-детонирующая авиабомба. Обеспечивает большую эффективность по живой силе и легкоуязвимой технике, чем ФАБ. При встрече с препятствием срабатывает дисперегирующий заряд, разрушается корпус, дробится и разбрасывается горючее. Горючее испаряется и, смешиваясь с воздухом, образует облако топливовоздушной смеси. Через время необходимое для образования облака достаточного размера, вторичный детонирующий заряд ВВ подрывает топливовоздушную смесь.

Зажигательные и объемно-детонирующие
Аббревиатура Изображение Диаметр Длина Масса бомбы Масса ВВ Примечания
ЗАБ-100-105 273 1065 106,9 28,5
ЗАБ-250-200 325 1500 202 60
ЗБ-500ШМ 500 2500 317 260
ЗБ-500ГД 500 2500 270-340 218-290
ФЗАБ-500М 400 2500 500 86+49
ОФЗАБ-500 450 2500 500 250
ОДАБ-500ПМ 500 2280 520 193
АВБПМ - - 7100

Кассетные

РБК — разовые бомбовые кассеты. Представляет собой тонкостенные авиабомбы, предназначены для применения авиабомб малого калибра. Название состоит из сокращенного наименования и типа снаряжения. Некоторые РБК имеют в комплекте съёмный обтекатель позволяющий эффективно устанавливать РБК на самолёты как с внешней подвеской так и с внутреннем отсеком вооружения. РБК по способу разбрасывания боевых элементов делятся на два вида:

  • Обтюраторного типа — имеют в своей конструкции жестко закрепленный обтюраторный диск, который после срабатывания дистанционного взрывателя и воспламенения им вышибного заряда под действием пороховых газов отделяется от стакана и перемещается внутри корпуса бомбы вместе с центральной трубой вокруг которой размещаются мелкие авиабомбы. Отделяется хвостовой конус, и боевые элементы выходят за пределы кассеты.
  • С центральным воспламенительно-разрывным зарядом — в конструкции бомбы есть центральная перфорированная труба с ВРЗ и боковое ослабленное сечение, закрытое планкой. При срабатывании взрывателя, инициируется ВРЗ. Образовавшиеся газы разрушают корпус бомбы по сечению и разбрасывают авиабомбы, при этом достигается большая площадь рассевания авиабомб.

КМГУ — контейнер малогабаритных грузов. Предназначен для транспортировки и сброса БКФ с суббоеприпасами. Сам же КМГУ во время боевого применения находится на пилоне самолёта и не сбрасывается. Конструктивно КМГУ представляет собой обтекаемый корпус с управляемыми створками, отсеками для подвески БКФ и автоматикой позволяющий регулировать интервал сброса блоков.

Суббоеприпасы бомбовых кассет

В качестве суббоеприпасов кассетных бомб применяются бомбы сравнительно небольшого калибра. Из-за специфики их применения кроме вышеописанных типов бомб имеются также специализированные бомбы в настоящее время применяемые в основном только в бомбовых кассетах и КМГУ.

АО, ОАБ — осколочная авиационная бомба. Авиабомбы основным действием которых является осколки корпуса. Калибр бомб колеблется от 0,5 до 50 кг. Они предназначены для поражения живой силы, не- и легкобронированной техники. Старые авиабомбы имеют цилиндрический корпус с жестким стабилизатором обеспечивают нерегулярное дробление, современные бомбы имеют сферическую или полусферическую конструкцию, складывающийся стабилизатор, аэродинамические устройства, насечки для организованного дробления корпуса или уже готовые поражающие элементы.
Бомбы с готовыми осколками изготавливаются из двух полусфер, армированных стальными шариками. Внутри корпуса имеется разрывной заряд и контактный взрыватель.
Бомбы с насечками кроме того имеют взрыватель с замедлением. При встречи с преградой такая бомба разделяется на две части и через время необходимое для поднятие на несколько метров подрывается.

ПТАБ — противотанковая авиационная бомба. Предназначены для поражения бронированных объектов. Поражающим действием является кумулятивная струя образующиеся при помощи кумулятивной выемки внутри корпуса бомбы. Также при подрыве корпус бомбы образует осколки которые могут поразить живую силу и небронированную технику. Для эффективного воздействия кумулятивной струи взрыв должен происходить на расстояние называемым фокусным. Старые образцы бомб имеют контактный головной или донный взрыватель. Современные бомбы имеют головодонный взрыватель с датчиком цели.

Примечания РБК-500У ОФАБ-50УД осколочно-фугасная 450 2500 520 10 50 Универсальная РБК-500 АО2,5РТМ осколочная 450 2500 504 108 2,5 РБК-500 ОАБ2,5РТМ осколочная 450 2500 500 126 2,5 РБК-500 БетАБ бетонобойная 450 2500 525 12 - РБК-500У БетАБ-М бетонобойная 450 2495 480 10 - Универсальная РБК-500 ПТАБ-1М 450 1954 427 268 - РБК-500У ПТАБ противотанковая, кумулятивная 450 2500 520 352 - Универсальная РБК-500У СПБЭ-Д самоприцеливающийся противотанковая 450 2485 500 15 - Универсальная РБК-250 ЗАБ2,5М зажигательная 325 1492 195 48 2,5 РБК-500 ЗАБ2,5 зажигательная 450 1954 480 297 2,5 РБК-100 ПЛАБ-10К противолодочная 240 1585 125 6 10

Впервые за 6 лет Сандийские национальные лаборатории в США провели серию испытаний бетонобойной ядерной бомбы, получившей обозначение B61-11. При этом была осуществлена съемка углубления бомбы в грунт (в рапиде). При этом бомба, естественно, не оснащалась ядерной частью и не взрывалась. Развитием проникающих авиационных бомб, которые также называют бетонобойными, в последние несколько лет заинтересовались во многих странах мира. С помощью такого можно достаточно легко уничтожить подземные бункеры, командные пункты или склады вероятного противника. Активнее всех разработкой боеприпасов такого типа занимаются Вашингтон и Тель-Авив. Ниже представлен небольшой обзор подобных авиационных бомб.

B61-11


Испытания ядерной бомбы B61-11 были проведены в США еще 20 ноября 2013 года, но Сандийские национальные лаборатории, которые занимались проведением испытаний, рассказали о них только в середине января 2014 года. В полигональных испытаниях применялась авиационная бомба без боевой части. Само испытание B61-11 осуществлялось при помощи специальной ракетной тележки, которая была установлена на рельсах. Данная тележка должна была разогнать бомбу до ее рабочей скорости (этот параметр является засекреченным). Перед проведением испытаний саму бомбу и тележку специально охладили до температуры, соответствующей большой высоте полета данного боеприпаса.

При этом каких-либо данных о проведенных испытаниях Сандийские лаборатории не приводят. Стоит отметить, что испытания такого рода не проводились в штатах с октября 2008 года. В тот раз у специальной ракетной тележки перед стартом произошло возгорание двигателя, один из работников лаборатории в результате этого инцидента получил сильные ожоги. До 2008 года подобные испытания проводились на регулярной основе. Проводятся они в рамках действующей в США программы поддержания ядерного арсенала в боеспособном состоянии, а также продления сроков службы боеприпасов.

Термоядерная авиационная бомба B61 была разработана еще в 1960-е годы прошлого века. С тех пор было изготовлено уже 11 ее модификаций, в настоящее время в разработке находится «Модель 12». Последний вариант – принятый на вооружение – B61-11 был разработан в 1997 году. Модификация 11 является противобункерной бомбой. Авиационные боеприпасы B61 – это бомбы переменной мощности от 10 до 340 кт. Последняя модификация данной бомбы, по сути, представляет собой старое зарядное устройство W-61-7, которое было упаковано в новый корпус иглообразной формы, который предварительно был усилен. Имеется информация, что усиление было выполнено за счет использования в конструкции корпуса бомбы обедненного урана.

B61-11 – это свободнопадающая авиационная бомба (основной носитель стратегический бомбардировщик B-2), она предназначена для сброса с большой высоты – 40 тысяч футов (около 12 200 м). Бомба не оснащается тормозным парашютом, поэтому к моменту ее столкновения с землей она может набрать очень большую скорость – до 610 м/с. Проведенные испытания показывают, что данная авиабомба в состоянии углубиться в сухой грунт средней плотности на глубину до 20 футов (6 м). Данная глубина невелика, но этого вполне достаточно для того, чтобы основная часть выделившейся при ядерном взрыве энергии (до 90%) ушла в сейсмическую волну. Мощности данной волны должно хватить для поражения любой хорошо защищенной подземной цели.

BLU-109/B

Одним из наиболее распространенных на сегодняшний день боеприпасов, находящихся на вооружении армии США, являются специализированные противобункерные бомбы с боевой частью BLU-109/B. Данные боеприпасы находятся на вооружении не только американских ВВС, но и ВВС Канады, Франции, Великобритании, Дании, Бельгии, Саудовской Аравии, ОАЭ и еще 7 стран мира. Масса боевой части составляет 240 кг, всей бомбы около 907 кг. Боеприпас имеет стальную оболочку толщиной 25,4 мм. Бомба в состоянии пробивать железобетонные конструкции толщиной до 1,8 м. При этом свободнопадающий боеприпас в основном используется с системами наведения на цель JDAM или Paveway III, которые превращают ее в управляемую авиационную бомбу – УАБ.


Авиационная бомба с JDAM и БЧ BLU-109/B получила индекс GBU-31. В ходе проведения испытаний данного боеприпаса его сбрасывали с истребителя F-16 с высоты 6 тысяч и 7,6 тысячи метров соответственно, на скорости полета 0,8 М. При этом бомбы смогли поразить точку прицеливания, при этом относ бомб составил 43,2 и 65 м соответственно. Согласно расчетам, которые были выполнены конструкторами компании «Боинг» УАБ GBU-31, оснащенная крылом, в состоянии обеспечить максимальный относ от точки сброса до 75 км, если высота сброса составит около 12 000 м, при этом скорость бомбы составит 0,9 М.

GBU-57 (MOP)

ВВС США используют тяжелую противобункерную бомбу GBU-57, начиная с ноября 2011 года, в том году их приняли на вооружение. При этом с момента принятия бомб на вооружение сразу же начался процесс их усовершенствования. По словам представителей Пентагона, мощности бомб недостаточно для поражения всех подземных бункеров, в первую очередь иранских. Работами над разработкой и усовершенствованием данной бомбы занимается авиастроительная корпорация «Боинг».

GBU-57 или MOP – Massive Ordnance Penetrator (MOP) - это корректируемая противобункерная авиационная бомба. Американцы специально разрабатывали данный боеприпас с целью борьбы с подземными и надземными укреплениями, расположенными на территории КНДР и Ирана, которые могли бы быть использованы для размещения ядерных объектов. Разработка данных бомб велась специалистами компании Boeing, начиная с 2007 года. Сообщается, что общая стоимость работ по проектированию MOP составила 400 миллионов долларов.


Длина сверхтяжелой авиабомбы МОР составляет 6 м, ее вес – 13 600 кг. Масса боевой части GBU-57 составляет 2,5 тонны. Так как данный боеприпас является корректируемым, на цель бомба выходит с помощью наводки по координатам GPS. Имеется информация, что первоначальный вариант данной авиационной бомбы в состоянии пробивать армированный бетон толщиной до 60 метров. При этом способности по пробитию бетона у усовершенствованного боеприпаса в настоящее время держаться в секрете.

GBU-28

В настоящее время GBU-28 считается одной из наиболее эффективных проникающих бомб, находящихся на вооружении американской армии. Является управляемой авиационной бомбой, которая изначально проектировалась для уничтожения высокопрочных подземных объектов, например командных пунктов вероятного противника. Бомба была создана в 1991 году. УАБ выполнена по аэродинамической схеме «утка» и оснащена раскрывающимся в полете крылом. Имеет полуактивную головку самонаведения на цель. Представляет собой образец удачной военной конверсии, так как производится с использованием 203-мм ствола снятой с вооружения САУ M110. Вес бомбы почти 2,3 тонны. Данный боеприпас в состоянии углубиться в грунт на глубину до 30 м и пробить железобетонное перекрытие толщиной 6 м. На испытаниях ушедший на 30-метровую глубину боеприпас решили даже не выкапывать.


Во время проведения испытаний в Сандийских национальных лабораториях в 1995 году данная УАБ после разгона на специальной ракетной тележке смогла пробить железобетонные плиты общей толщиной 6,7 м. При этом бомба сохранила достаточно кинетической энергии, для того чтобы после этого пролететь еще порядка 1,6 км. За способность бороться даже с очень толстыми перекрытиями, она получила прозвище «глубока глотка». В военных условиях данная бомба использовалась лишь дважды. Две бомбы были применены во время операции «Буря в пустыне» для поражения иракских военных бункеров возле Багдада. Одна бомба прошла мимо цели, вторая успешно поразила бункер командования на авиабазе Аль-Таджи, который ранее неоднократно бомбился, но без вывода его из строя.

В феврале 2012 года собственную бетонобойную бомбу представил Израиль, бомба получила обозначение MPR-500. Это боеприпас калибра 500 фунтов (227 кг). Данная бомба в состоянии пробивать бетонные перекрытия толщиной до 1 метра или пробить сразу до 4-х бетонных перекрытий толщиной по 200 мм каждое. При взрыве данной бомбы образуется очень большое количество осколков – до тысячи, которые разлетаются на расстояние до 100 метров, эффективно поражая живую силу противника. Выбор в пользу такого сравнительно небольшого калибра был сделан по причине того, что один самолет может нести большое количество таких бомб.


Израильская бетонобойная бомба является свободнопадающей, при этом она достаточно легко может с помощью специального комплекта трансформироваться в корректируемую бомбу. Боеприпас израильтяне разрабатывали с учетом имеющейся у них информации о постройке на территории Ливана подземных укреплений и бункеров, которые иногда располагают внутри обыкновенных жилых домов или школ.

БетАБ
В России бетонобойные бомбы имеются на вооружении ВВС, но не обладают такими выдающимися характеристиками, как американские боеприпасы. В настоящее время в нашей стране такие бомбы обозначаются как БетАБ. Данные бомбы представлены тремя основными версиями: БетАБ-500, БетАБ-500У и БетАБ-500ШП. Все они отличаются конструкцией, массой боевой части и калибром. К примеру, масса БатАБ500У составляет 510 кг. Данная бомба используется для уничтожения ядерного оружия, командных пунктов управления, узлов связи, подземных складов боеприпасов, укрытий из железобетона. Бомба в состоянии пробить железобетонное перекрытие толщиной до 1,2 м или на 3 м уйти в грунт. Масса боевой части бомбы в тротиловом эквиваленте составляет 45 кг. Может использоваться с высот от 150 до 20 тысяч метров. Бомба оснащается стабилизирующим парашютом.


Другая версия БетАБ-500ШП оснащается боевой частью массой 77 кг. При этом в бомбе применяется реактивный ускоритель. В первую очередь, данный авиационный боеприпас предназначен для вывода из строя аэродромов противника – бетонных взлетных полос и рулежных дорожек. Данная бомба в состоянии пробить броню толщиной до 550 мм, железобетонные перекрытия толщиной до 1,2 м. Одна такая бомба в состоянии повредить до 50 квадратных метров ВПП. При этом при взрыве в среднем грунте она оставляет после себя воронку в 4,5 м в диаметре. В настоящее время БетАБ состоят на вооружении ВВС России и Индии.

Источники информации:
http://lenta.ru/articles/2014/02/26/penetrating
http://vpk-news.ru/articles/16288
http://first-americans.ru/news-usa/353-gbu-57
http://www.dogswar.ru/boepripasy/snariady-rakety/982-aviacionnaia-ypravli.html

Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-160М должны стать основой нестратегического сдерживания противника в случае возможной агрессии против России. Предполагается, что все имеющиеся на вооружении бомбардировщики Ту-160 будут модернизированы еще до 2020 года. Модернизированная версия самолета отличается новыми двигателями с увеличенным ресурсом и надежностью, новым составом бортового и радиоэлектронного оборудования, новым вооружением. Эти самолеты получили возможность использования современных видов высокоточного .

Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-160 с крылом изменяемой стреловидности поступили на вооружение дальней авиации в 1987 году. На начало 2013 года в составе ВВС России находилось 16 самолетов данного типа, все они базируются на авиабазе в Энгельсе. За изящество и красоту форм бомбардировщик получил прозвище «Белый лебедь», в странах НАТО самолет известен как Blackjack. Главной особенностью ракетоносца является использование крыла изменяемой стреловидности, что позволяет машине совершать сверхдальние перелеты в экономном режиме работы двигателей. Самолет может пролететь без дозаправки практически 14 тысяч километров. Максимальная взлетная масса гиганта - 275 тонн. Максимальная скорость полета - 2230 км/ч (для строевых частей ограничена 2000 км/ч для сохранения ресурса планера), крейсерская скорость - 917 км/ч. На борт «Белый лебедь» может брать до 45 тонн различных вооружений от свободнопадающих бомб до высокоточных крылатых ракет, в том числе и с ядерными боеголовками.


Стоит отметить, что в отличие от ядерных ракет, современные стратегические бомбардировщики являются гораздо более гибким инструментом убеждения и демонстрации силы. Взлетев с военной базы в Энгельсе под Саратовом, российские стратеги могут спокойно долететь до американского побережья, а также Великобритании, легко оказаться у берегов Австралии или в Индийском океане. В свое время для этих бомбардировщиков специально создавались аэродромы «подскока» - промежуточные базы, на которых технические службы могли пополнить запасы топлива, провести необходимое техобслуживание самолетов, а экипажи могли отдохнуть. Такие аэродромы, возможно, могут появиться и в Латинской Америке: в Венесуэле, Никарагуа и на Кубе. В 2013 году два российских бомбардировщика Ту-160 совершали перелет в Венесуэлу, преодолев более 10 тысяч километров и проведя в воздухе 10 часов. Тогда бомбардировщики успешно приземлились на аэродроме Майкетия.

Авиационная бомба объемного взрыва

Одним из наиболее мощных на данный момент боеприпасов, которые могут использоваться с российских бомбардировщиков, является авиационная бомба объемного взрыва, испытания которой были проведены в 2007 году. В СМИ часто используется неофициальное и технически некорректное обозначение данного оружия - АВБПМ (Авиационная вакуумная бомба повышенной мощности). Другое неофициальное название данного боеприпаса - «Папа всех бомб». Оно является отсылкой к прозвищу американской авиабомбы GBU-43/B «Мама всех бомб». Данный авиационный боеприпас крупного калибра долгое время считался самым мощным неядерным боеприпасом в мире и находится на вооружении ВВС США.

Первыми презентовали сверхмощную авиабомбу именно американцы, которые в 2003 году провели серию испытаний и показали сам боеприпас GBU-43/B Massive Ordnance Air Blast Bomb (MOAB). Это была 11-тонная в тротиловом эквиваленте бомба, которая за свою разрушительную силу тут же была прозвана «матерью всех бомб». Разработкой авиабомбы занимались конструкторы из известной компании «Boeing», ее разработчиком считается Альберт Уимортс. Длина американской бомбы составляет 10 метров, диаметр - 1 метр. Общая масса 9,5 тонны, из которых 8,4 тонны приходится на взрывчатку. В качестве взрывчатки используется взрывчатое вещество H-6 - смесь тротила, гексогена и алюминиевого порошка, которая мощнее тротила в 1,35 раза. В тротиловом эквиваленте мощность взрыва GBU-43/B составляет 11 тонн. Этого достаточно для того чтобы обеспечить гарантированный радиус поражения - примерно 140 метров, при этом частичные разрушения объектов и строения наблюдаются на удалении до 1,5 километров от эпицентра взрыва.

Стоит отметить, что GBU-43/B - это управляемая фугасная авиабомба. MOAB была снабжена системой наведения KMU-593/B, которая включает в себя системы спутниковой и инерциальной навигации. Для управления полетом бомбы впервые в истории американских вооружений были применены используемые при выпуске российских боеприпасов, решетчатые стабилизаторы С. М. Белоцерковского. Первые испытания бомбы провели в 2003 году, на полигоне в штате Флорида было осуществлено два взрыва. Один экземпляр бомбы был отправлен в Ирак в рамках проведения операции «Несокрушимая свобода», но использовать бомбу так и не удалось, к моменту доставки бомбы активные боевые действия закончились.

При всех своих достоинствах у бомбы есть и существенный минус. Во время проведения испытаний бомба сбрасывалась с борта транспортного самолета Lockheed C-130 Hercules. Внутри самолета бомба находилась на специальной платформе, которая вместе с самой бомбой вытягивалась через люк при помощи парашюта. После чего MOAB быстро, для того чтобы не потерять скорости, откреплялась от платформы и парашюта, начиная самостоятельное падение на цель. Такой вариант сброса возможен лишь в том случае, если у противника отсутствует система ПВО или на тот момент она уже полностью подавлена.

Российский ответ на «матерь всех бомб» последовал в 2007 году. Тогда по Первому каналу телевидения был показан новостной сюжет о том, как сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160 сбрасывает бомбу, показано падение бомбы с парашютом и сам взрыв. В сюжете также показываются последствия взрыва: руины многоэтажного дома, обломки военной техники, обожженная поверхность земли, напоминающая собой лунную поверхность. Стоит отметить, что из-за соображений секретности, сегодня нам неизвестно не только настоящее обозначение испытанного боеприпаса, но и его разработчики и производители. По сути, вся информация о бомбе - это ролик Первого канала, который был смонтирован из разных кусков. К примеру, самого момента сброса бомбы с Ту-160 на видео нет. Так что на данный момент единственным доказательством существования сверхмощной авиационной бомбы объемного взрыва является этот видеоролик, который можно посмотреть в сети.

В этом же ролике испытания прокомментировал тогдашний заместитель начальника Генерального штаба Александр Рукшин. По его словам, результаты испытаний созданной бомбы показали, что она по своим возможностям и эффективности соизмерима с ядерными боеприпасами. Одновременно с этим Александр Рукшин подчеркнул, что действие бомбы абсолютно не загрязняет окружающую среду в отличие от всех видов ядерных боеприпасов. По его словам, новый авиационный боеприпас позволит нашей стране обеспечить свою безопасность и будет способствовать противостоянию международному терроризму в любом регионе мира. Также он уточнил, что созданная авиабомба в состоянии заменить целый ряд разработанных ранее ядерных средств поражения малой мощности (тактических боеприпасов мощностью до 5 кт).

По имеющейся в открытом доступе информации, российская авиабомба весит более 7 тонн, но мощность ее взрыва достигает 44 тонн в тротиловом эквиваленте. При меньшей массе взрывчатого вещества мощность российского боеприпаса в 4 раза мощнее американской «Матери всех бомб». В пересчете на массу заряда мощность используемого в российском бомбе взрывчатого вещества (ВВ) превышает мощность тринитротолуола более чем в 6 раз.

Теоретический расчет зон поражения (исходя из мощности боеприпаса в тротиловом эквиваленте):

90 метров от эпицентра взрыва - полное разрушение даже укрепленных конструкций;
170 метров от эпицентра взрыва - практически полное разрушение конструкций из железобетона, полное разрушение неукрепленных конструкций;
300 метров от эпицентра взрыва - почти полное разрушение неукрепленных конструкций (жилые дома), а также частичное разрушение укрепленных конструкций;
440 метров от эпицентра взрыва - частичное разрушение неукрепленных конструкций;
1120 метров от эпицентра взрыва - ударная волна в состоянии разбить стеклянные конструкции;
2290 метров от эпицентра взрыва - силы ударной волны достаточно, чтобы сбить с ног человека.

Эффективное средство зачистки

Парадокс заключается в том, что эффект от объемного взрыва был известен еще за века до непосредственного изобретения объемно-детонирующих боеприпасов, которые в прессе часто ошибочно называют «вакуумными бомбами». Человечество столкнулось с этим раньше, чем произошел сам процесс понимания объемного взрыва. Тогда по неизвестным людям причинам происходили взрывы на шахтах, взлетали в воздух сахарные фабрики, мельницы, пилорамы. Что такое объемный взрыв? Смесь аэрозольного облака из природных газов и некоторых углеводородов: угольной пыли, сахара, муки, опилок с кислородом - была готовой к использованию бомбой. Нужно было лишь поднести детонатор в виде случайной искры или факела и происходил взрыв.
Название, которое прочно закрепилось в СМИ, возникло из-за способности объемно-детонирующего оружия создавать очень мощную взрывную волну и выжигать кислород на большой площади до состояния, которое близко к вакууму. При этом специалисты ООН признали подобные бомбы негуманным средством ведения войны, которое может вызвать чрезмерное страдание. Человек, который оказывается в зоне такого взрыва, получает чудовищные травмы. Однако еще один парадокс ситуации заключается в том, что против солдат противника данное оружие практически не использовалось.

Во время Вьетнамской войны американские пилоты и вертолетчики бомбили таким оружием преимущественно джунгли. Главная цель была в создании приемлемой по размерам посадочной площадки для вертолетов. Большего от такого вида бомб не требовалось - существующие на тот момент классические виды боеприпасов хорошо справлялись со своими непосредственными обязанностями.

Однако военные все же использовали объемно-детонирующие боеприпасы. К примеру, советские летчики в Афганистане сбрасывали на душманов объемно-детонирующие бомбы ОДАБ-500П, обладавшие весом в 500 кг. Бомбы сбрасывались с борта штурмовиков Су-25, преимущественно их использовали в долинах. В горной местности, где облако аэрозоля из таких бомб быстро рассеивалось, их применяли вместе с обыкновенными дымовыми бомбами. По воспоминаниям летчиков, густой дым от дымовых бомб не давал аэрозолю быстро рассеяться. При бомбардировке в горах использовалось следующее сочетание: на каждые 6 объемно-детонирующих бомб приходилось по две дымовых бомбы. Эффект от использования данных боеприпасов был страшным.

Российские ОДАБ - объемно-детонирующие авиационные бомбы действуют на основе так называемого объемного взрыва. Их разработкой и выпуском занимается московское предприятие ГНПП «Базальт». Данные бомбы предназначены для поражения целей и объектов, расположенных в складках местности или в полевых фортификационных сооружениях открытого типа, также они могут применяться для проделывания проходов в минных полях. Американская армия, как уже говорилось выше, использовала подобные бомбы для обустройства посадочных площадок в джунглях, а советские войска в Афганистане бомбили ими пещеры душманов в Тора-Бора и другие их подземные укрепления. В Советском Союзе, а затем и в России наиболее мощными авиационными боеприпасами до последнего момента являлись фугасная бомба ФАБ-9000 (фугасная бомба большого калибра, предназначенная для нанесения ударов по крупным сухопутным объектам и кораблям противника) и объемно-детонирующая бомба ОДАБ-1500.

Принцип действия ОДАБ и в частности ОДАБ-500ПМ основан на реализации объемного взрыва. При встрече такой бомбы с преградой происходит взрыв заряда обыкновенного ВВ. Это ведет к разрушению тонкостенного корпуса авиабомбы, а также доводит жидкое ВВ до газообразного состояния и обеспечивает создания аэрозольного облака, которое в состоянии легко проникать в негерметичные укрытия (блиндажи, окопы). Примерно через 100-140 мс происходит взрыв инициирующего детонатора, который находится в капсуле, прикрепленной к парашюту, происходит взрыв топливно-воздушной смеси.

Основным поражающим фактором таких бомб является ударная волна, во фронте которой образуется избыточное давление, которое может достигать примерно 3000 кПа (30 кгс/см). Такие бомбы эффективно борются с живой силой противника, в том числе и там, где она может быть надежно укрыта от воздействия осколков. Для бомб ОДАБ-500ПМ эффективный радиус поражения солдат противника составляет 30 метров на открытой местности и 25 метров в полевых фортификационных сооружениях, а также окопах. Помимо этого бомба обеспечивает поражение открыто расположенной авиационной техники противника в местах дислокации в радиусе 30 метров. Бомба может применяться при скоростях полета от 500 км/ч до 1100 км/ч с высоты 200-12000 метров и позволяет самолету-носителю маневрировать даже с очень большими перегрузками. Носителями авиабомбы ОДАБ-500ПМ в настоящее время являются все тактические самолеты, которые находятся на вооружении российских ВВС. Модификациями данной бомбы являются более мощные ОДАБ-1000 и ОДАБ-1500, отличающиеся большей массой.

Однако армии мира не спешат переходить исключительно на этот тип боеприпасов и этому есть свое объяснение. По словам Александра Парфенова полковника запаса, эксперта информационного центра «Оружие ХХI века», слабые стороны объемно-детонирующих боеприпасов заключаются в том, что они обладают одним поражающим фактором - ударной волной. Кумулятивным или осколочным действием по цели они обладать не могут. Более того, для осуществления объемного взрыва требуется большое количество свободного объема и кислорода, то есть такая бомба не сработает в безвоздушном пространстве, в грунте или воде. Также на подобного рода боеприпасы большое влияние оказывает погода и погодные условия. При наличии проливного дождя или сильного ветра топливно-воздушное облако, необходимое для объемного взрыва, не формируется или очень быстро рассеивается. А вести боевые действия исключительно при хорошей погоде, согласитесь, не совсем удобно и практично. Несмотря на эти недостатки, боеприпасы объемного взрыва способны оказывать сильное устрашающее воздействие на противника. По этой причине такие бомбы могут являться очень хорошим сдерживающим фактором, особенно если речь идет о борьбе с бандформированиями или террористами.

Источники информации:
http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201503100737-jxy0.htm
http://svpressa.ru/society/article/40871
http://www.rg.ru/2007/09/21/a177330.html
http://www.airwar.ru/weapon/ab/gbu43.html
http://gorod.tomsk.ru/index-1189761946.php

«Зарубежное военное обозрение» №4.2005г (стр. 45-51 )

С. СЕМЕНОВ

Управляемые авиационные бомбы (УАБ) являются одним из основных видов высокоточного оружия (ВТО), поскольку они сочетают в себе высокую точность попадания, значительную мощность боевой части (БЧ). Об этом свидетельствуют статистические данные о повышении доли использования УАБ в локальных конфликтах. Так, если во время войны во Вьетнаме и в Юго-Восточной Азии (1966-1975) в период бомбардировок (1966-1973) эта доля составляла около 1 проц., то в период боевых действий многонациональных сил против Ирака в 1991 году (операция «Буря в пустыне») она возросла до 8 проц., достигнув уже приблизительно 35 проц. при проведении операции стран НАТО «Решительная сила» против Югославии с 24 марта по 20 июня 1999 года и около 70 проц. в ходе военной операции США и их союзников против Ирака в 2003 году (рис. 1).

Термин «высокоточное оружие» начал употребляться в 70-х годах в основном в связи с появлением противотанковых суббоеприпасов, с помощью которых возможно поражение бронеобъектов не только на поле боя, но и на достаточно больших расстояниях в местах их сосредоточения.

С момента боевого применения управляемых авиабомб в военном конфликте в зоне Персидского залива (январь-февраль 1991 года) их стали относить к ВТО. Под ВТО понимаются системы и комплексы с оружием в обычном оснащении, обеспечивающие избирательное поражение стационарных и подвижных целей одним выстрелом (пуском) с вероятностью не менее 0,5 при всех заданных условиях их боевого применения.

Следует заметить, что используемое в аббревиатуре ВТО словосочетание «высокоточное» характеризует существенный, но недостаточный признак для определения понятия «современное оружие». Так как эффективность поражения цели зависит от совокупности факторов, таких как точность попадания средства поражения, характеристик БЧ и взрывного устройства (ВУ), условий взаимодействия средства поражения и цели, то современные средства поражения следовало бы охарактеризовать таким понятием, как «высокоэффективное оружие» (ВЭО). Современные образцы ВТО имеют круговое вероятное отклонение (КВО) в пределах 1-5 м. Круговое вероятное отклонение равно радиусу круга, вероятность попадания в который составляет 0,50. Важной характеристикой поражающего свойства любого боеприпаса является отношение массы БЧ к его общей массе. Заметим, что для обычных неуправляемых авиабомб это отношение близко к единице, для авиационных управляемых ракет (УР) класса «воздух-земля» оно составляет 0,2-0,5, а для управляемых авиационных бомб - 0,7-0,9. При одинаковых общих массах УР обладают дальностью стрельбы, в 2-3 раза превышающей относ обычных УАБ. Однако в ряде случаев применение последних является более предпочтительным, например при поражении прочных и заглубленных целей. В целом УАБ управляемым ракетам, поскольку у них меньше средняя скорость полета к цели и диапазоны перегрузок для устранения ошибок наведения, а также допустимых начальных ошибок пуска. Кроме того, особенности относительного движения УАБ и самолета-носителя после сброса ограничивают их применение на малых высотах. УР имеют преимущество также, когда необходимо, в частности, поразить цель без захода самолета-носителя в зону объектовой противовоздушной обороны (ПВО), на дальности 100 км и более. Поэтому УАБ и УР класса «воздух-земля»

Это два вида управляемого высокоточного тактического оружия, которые, хотя и являются конкурирующими, все-таки имеют свои области применения и взаимно дополняют друг друга.

История создания и развития УАБ

Большая и интересная тема, требующая отдельного самостоятельного исследования. Отметим лишь следующее.

Первые УАБ были созданы в годы Второй мировой войны в Германии и США. Начало их боевого применения этими странами относится к 1942-1943 годам. Соединенные Штаты использовали УАБ также в боевых действиях во время войны в Корее (1950-1953), но в дальнейшем их развитию уделялось мало внимания. В СССР опытно-конструкторские работы (ОКР) по созданию УАБ начались еще в конце 30-х годов, но в годы войны были прерваны и возобновились только в 1947-м. Разработка УАБ завершилась принятием на вооружение в декабре 1955 года первой советской радиоуправляемой бомбы УБ-2000Ф. В разработке находились УАБ с тепловой и пассивной радиолокационной головками самонаведения (ГСН), а также телевизионно-командной системой наведения (СН). Однако в 1958 году НИОКР в этой области в Советском Союзе были прекращены.

Интерес к управляемым авиабомбам в СССР в 50-е годы угас в связи с усилением роли ракетного вооружения и созданием мощных ПВО, когда большинство важных целей стали недоступными для атаки авиацией с применением обычного бомбового вооружения. Однако события в Юго-Восточной Азии в середине 60-х годов привели США к необходимости возобновления НИОКР по созданию УАБ с учетом опыта проектирования ракет и новой элементной базы. В СССР к созданию современных УАБ (КАБ) вернулись в начале 70-х годов.

Следует подчеркнуть, что при зарождении этого вида вооружения во внимание принималась не главная особенность УАБ - обеспечение селективного (избирательного) поражения целей, а соображения, связанные с эффективным поражением цели: оперативно (за короткое время) выполнить боевую задачу минимальным числом самолетов-носителей с минимальным расходом боеприпасов, то есть своевременно поразить цель с минимальными затратами сил и средств. В то же время, по оценке зарубежных специалистов, основными преимуществами УАБ по сравнению с обычными авиационными бомбами (АБ) являются:

Повышение точности попадания в цель в 4-10 раз (рис. 2); сокращение расхода боеприпасов в 5-25 раз в зависимости от типа цели; уменьшение числа самолетовылетов в 2-20 раз и числа заходов на цель;

Уменьшение вероятности уничтожения самолетов-носителей системой ПВО противника; финансовых затрат на выполнение боевой операции в 2-30 раз; возможность избирательного поражения целей; сокращение времени, необходимого для поражения цели.

Высокоточное управляемое авиационное оружие, ярким представителем которого являются управляемые (корректируемые) авиационные бомбы, прошло два этапа своего развития: первый - это 40-50-е годы, второй - с конца 60-х годов и до настоящего времени.

Первый этап разработки был связан в основном с решением принципиальных вопросов выбора конструктивно-аэродинамических компоновок изделий, с построением систем наведения, управления и энергопитания и отработкой тактики их применения.

Возобновление работ по созданию УАБ (второй этап) диктовалось требованиями значительного повышения эффективности боевого применения бомбового вооружения в условиях высоких скоростей самолета-носителя при атаке целей и увеличения дальности сброса, что было вызвано созданием более совершенных объектовых систем ПВО. Второй этап работ осуществляется до сих пор под девизом интенсивного использования последних достижений в науке и технике и современных технологий с учетом преемственности в разработках. Лидирующее положение в области создания управляемых авиабомб в мире занимают США, где уже разрабатывают и апробируют в боевых условиях УАБ четвертого поколения. В соответствии с приведенным выше понятием «поколение КАБ (УАБ)» среди отечественных корректируемых бомб можно выделить два поколения: второе и третье. Принимая во внимание то обстоятельство, что создание отечественных КАБ происходило с учетом зарубежного опыта создания УАБ, первое их поколение по мировой классификации следует отнести ко второму поколению.

Хотя первая корректируемая авиабомба второго этапа отечественных разработок КАБ-500 и была снабжена флюгерной лазерной ГСН, но имела, в отличие от УАБ США первого поколения (в частности, типа «Болт-84»), автопилот, обеспечивающий стабилизацию стартовых возмущений после сброса с самолета-носителя, а также стабилизацию по крену. Таким образом, КАБ-500 была более совершенным образцом, чем первые американские УАБ.

С точки зрения системного подхода к выбору средств оснащения УАБ, как управляемый снаряд, является исполнительной частью ударного авиационного комплекса вооружения, на который возложены функции доставки авиабомбы в район цели, обнаружения и целеуказания объектов поражения, решения задачи определения момента пуска (сброса) УАБ и передаче необходимой информации в УАБ, управления УАБ при необходимости (например, при полуактивном или телекомандном методе наведения ее на цель) на траектории полета к цели. В связи с этим целесообразно определить суть понятия «управляемая авиационная бомба», с учетом которого будет вестись изложение всего последующего материала.

Но прежде, чем перейти к этому вопросу, рассмотрим влияние точности наведения УАБ (или любого боеприпаса) на вероятность поражения малоразмерной цели (рис. 3). Для обеспечения вероятности попадания в малоразмерную цель не менее 0,8 необходимо, чтобы точность наведения авиационного боеприпаса была σ = 5м (σ - среднеквадратичное отклонение, круговое вероятное отклонение Екво= 1,177а). Для современного ВТО точность наведения σ = 3 м считается стандартом.

Из графика, изображенного на рис. 4, видно, что число бомб п, необходимых для поражения малоразмерной цели с заданной вероятностью, резко возрастает, если боеприпас имеет точность наведения более 5 м.

Эффективность действия БЧ по данной цели и точность наведения боеприпаса взаимосвязаны, что определяется на этапе конструирования и отработки боеприпаса.

Из сказанного выше совершенно ясно, что точность наведения является одной из определяющих характеристик (признаков) при выработке определения понятия «УАБ». Известно также, что точность стрельбы неуправляемыми снарядами определяется точностью прицеливания (методические и инструментальные ошибки) и действием всех ошибок, носящих случайный характер по отношению к процессу прицеливания (разброс параметров сброса, ошибки оператора и внешние факторы - изменение ветра, температуры и плотности воздуха).

Существует несколько определений понятия «управляемая авиационная бомба». Согласно одному из них это - бомба, имеющая системы телеуправления и самонаведения, а другому - это управляемый снаряд.

По мнению российских военных специалистов, управляемая (корректируемая) авиабомба кроме стабилизатора имеет рули, иногда и крыло, а также систему управления по радио, лазерному лучу, путем самонаведения и т. д. Такие свойства управляемых авиабомб, как возможность изменения траектории своего движения, осуществление управляемого полета и поражение цели с высокой точностью, не входят в определение, так как эти функции обеспечиваются системой управления, которая введена в определение понятия «УАБ (КАБ)».

Руководствуясь классическим методом определения понятия через род и видовое отличие и опираясь на специфические существенные признаки, отличающие УАБ от всех остальных видов, входящих в указанный род, предлагается следующее определение этого боеприпаса: «Управляемая авиационная бомба - это авиабомба, снабженная системой управления, обеспечивающая минимальный промах относительно точки прицеливания». Здесь понятие «система управления» употребляется в широком понимании, включая систему наведения, в частности ГСН, автопилот и исполнительные устройства.

УАБ как объект (техническая система) состоит из следующих элементов: информационно-измерительного устройства, определяющего положение или направление бомбы относительно точки прицеливания (координатор или датчик цели); БЧ и ВУ; системы управления, выполняющей функции системы стабилизации и осуществляющей управление по сигналам информационно-измерительного устройства для изменения положения УАБ относительно центра масс в пространстве; органов управления (обычно аэродинамического типа); аэродинамического модуля; ускорителей различных типов и назначения.

Классификация УАБ. Авиабомбы как вид вооружения подразделяют на обычные (неуправляемые) и управляемые. В настоящее время окончательно сформировались два подвида УАБ, которые условно можно разделить на корректируемые и управляемые бомбы, оснащенные крылом.

Практический опыт разработки и применения зарубежных и отечественных УАБ, тенденции и перспективы их развития дают возможность классифицировать эти боеприпасы по различным признакам, полагаясь при этом на правило формальной логики, согласно которому деление возможно лишь по одному из них. Таких признаков может быть много (классификация УАБ по ним представлена в таблице).

В соответствии с установившейся мировой классификацией УАБ различают также по поколениям.

Предварительно заметим, что под поколением управляемых авиабомб принято понимать ряд (семейство, группу) УАБ, характеризующийся единым идеологическим замыслом при создании и такими общими конструктивно-технологическими решениями каждой из бомб этого ряда, как конструктивная компоновка, элементная база и прочее, которые определяют технические условия одного порядка, выраженные в качественно-количественных показателях, сохраняя при этом преемственность образцов УАБ от одного поколения к другому.

Общая характеристика современных разработок УАБ за рубежом. Ведущая роль в создании УАБ за рубежом принадлежит США, однако разработки в этой области ведут самостоятельно фирмы Великобритании, Франции, ФРГ, Бельгии, Швеции, Израиля, Австралии, Японии и других стран.

Подобные НИОКР проводятся за рубежом с широкой интеграцией и в тесном сотрудничестве по согласованным комплексным программам. По состоянию на 1990-1992 годы на вооружении США и их союзников находились около 50 образцов УАБ с различными типами ГСН и БЧ, из них 60 проц. приходилось на долю первых. Основная номенклатура УАБ создана в Соединенных Штатах в рамках целевых программ «Уоллай», «Пэйв Уэй-1, -II, -III, -IV», НОВО и других. Фирмы-разработчики: «Тексас инструменте», «Мартин Мариэтта», «Селеско», «Хьюз эркрафт», «Рокуэлл интернэшнл».

Разработка УАБ в других странах ведется по тем же направлениям, что и в США, с использованием отдельных элементов американских систем и штатных БЧ авиабомб калибров 500, 1 000, 2 000 и 3 000 фунтов, при этом на начало 90-х годов на долю Франции приходилось

14 проц. разработок, ведущие фирмы «Матра», SAMP; имеются УАБ с лазерными и телевизионными ГСН; доля Бельгии составляла 8 проц.; ведущая фирма «Форт Зеебрюг» по лицензии фирмы «Рокуэлл интернэшнл», предпочтение отдается разработке УАБ с телевизионной ГСН; доля Израиля составляла 8 проц., ведущие фирмы IAI, «Рафаэль», «Элбит»; успешно ведутся разработки УАБ с различными ГСН - лазерными, телевизионными и тепловизионными, несмотря на закупку УАБ в США; доля Великобритании составляла 4 проц., ведущие фирмы «Портсмут авиэйшн», «Рэйел аэрок истеблишн» предпочтение отдается разработке УАБ с лазерными ГСН; доля Швеции составляла 2 проц., ведущая фирма «Эрикссон», предпочтение отдается УАБ с телевизионными ГСН; доля Австралии составляла 2 проц., ведущая фирма «Управление по науке и технике» министерства обороны Австралии; на долю Японии приходилось 2 проц., ведущая фирма «Мицубиси Дэнки», предпочтение отдается УАБ с лазерной ГСН.

Анализ современного состояния управляемого бомбового вооружения авиационных носителей был выполнен главным образом по разработкам США как наиболее мощной и лидирующей в развитии этой области ВТО страны. Но не менее интересна картина и в таких высокоразвитых странах, как Великобритания, Франция, Бельгия. Также был проведен анализ как по уже выполненным и принятым на вооружение разработкам, так и по разработкам США, Великобритании, Франции, Бельгии, Швеции, Израиля, Австралии, Японии, ЮАР и совместно ведущимся Великобританией, США и Францией проектам, находящимся в стадии проектно-конструкторских исследований.

Приведенные в нем основные статистические данные по зарубежным образцам УАБ дают возможность провести различные исследования, например, установить распределение УАБ по странам, связать число бомб с различными типами СН, сформировать мнение о распределении УАБ с различными типами СН, в том числе по отдельным странам, а также сделать заключение о распределении числа УАБ по точности наведения для лазерных, телевизионных, тепловизионных и других СН.

Статистический анализ этих разработок на начало 90-х годов показывает, что основные тактико-технические требования к «образцовой» УАБ сводятся к следующему: калибр 1100-1 200 кг, система наведения - лазерная полуактивная, боевая часть - фугасная, точность наведения Екво = 5-6 м.

Максимальная дальность применения управляемых авиабомб различных типов и конструкций при сбросе на дозвуковой скорости составляет: при сбросе с высоты 900 м - 5 и 16 км (при оснащении УАБ ускорителем на твердом топливе), и при сбросе с высот 4-6 км - 10-12 км (при оснащении УАБ флюгерными и гиростабилизированными СН); с высоты 10-15 км - 15-20 км (при оснащении УАБ телевизионными системами наведения); при сбросе с малых высот - 37 км (при оснащении УАБ ускорителем) и с высоты 9-13 км - 40-80 км (при оснащении телевизионно/тепловизионно-команд-ными СН); с высоты 2-А км - 10-12 км (при оснащении инфракрасными, проти-ворадиолокационными СН и крылом); с высот 8-10 км - 24-75 км (при оснащении комплексированными инерциально-спутниковыми СН).

В период с 1992 по 1998 год в США основные работы по совершенствованию высокоточного оружия в части использования КРНС NAVSTAR для наведения в управляемых авиабомб проводились в рамках следующих программ:

- JDAM (Joint Direct Attack Muniton) - предусматривающей разработку УАБ на базе бомб Мк.83 и Мк.84, а также стандартных авиационных бомб других типов (GBU-31,-32, -36, -38);

- WAGE (Wide Area GPS Enhancements) - по расширению возможностей УАБ AGM-130, -130A, -130В при использовании КРНС NAVSTAR на обширных участках, предназначенных для запуска вне зоны действия объектовой ПВО противника;

-JSOW (Joint Stand Off Weapon) - по созданию управляемых авиационных кассет нового поколения типа AGM-154А, В и С, предназначенных для запуска вне зоны действия объектовой ПВО.

Специалистами фирм «Локхид-Мартин» и «Боинг» были разработаны варианты УАБ JDAM: GBU-31 (снаряжена Мк.84 или BLU-109, калибр 2 000 фунтов), GBU-32 (Мк.83 или BLU-110, калибр 1 000 фунтов). Фирма «Боинг» завершила испытания нового варианта УАБ -GBU-38 JDAM на основе авиабомбы Мк.82 (калибр 500 фунтов).

Анализ результатов боевого применения УАБ JDAM подтвердил необходимость улучшения точности наведения этих бомб путем их оснащения наряду с инерциальной системой управления (ИСУ) ГСН, что и предусмотрено очередным этапом программы разработки этого оружия. Кроме того, для увеличения дальности полета, которая сейчас составляет 16-24 км, рассматривается возможность оснащения УАБ складывающимся крылом. По мнению американских специалистов, это позволит увеличить дальность полета бомбы JDAM до 64-96 км.

Впервые УАБ JDAM были использованы для поражения заранее определенных целей с самолетов ВВС и ВМС, в том числе со стратегических бомбардировщиков В-2А «Спирит» в первые дни налетов на Югославию.

Развитие УАБ на современном этапе направлено главным образом на расширение условий и совершенствование тактики их применения, в том числе без входа в зону действия ПВО противника, на обеспечение автономности наведения, увеличение номенклатуры целей, повышение эффективности их поражения, дальнейшее уменьшение стоимости их производства и эксплуатации.

В то же время реализация указанных требований значительно увеличивает стоимость создания УАБ по сравнению с неуправляемыми бомбами или наиболее простыми бомбами первого поколения. Однако, как показывают исследования, несмотря на относительно высокую стоимость УАБ по критерию «стоимость/эффективность», их боевое применение дает преимущество в 1,5-30 раз в сравнении с обычными авиабомбами.

В условиях мирного времени или небольших локальных войн, не требующих большого количества боеприпасов, зарубежные разработчики полагают, что необходимо в полном объеме финансировать научные исследования и разработки в интересах создания перспективных УАБ; обеспечивать проведение НИОКР по созданию таких бомб, их наземную и летную отработку; изготавливать небольшие партии новых УАБ.

Такая техническая политика, по мнению западных военных аналитиков, позволяет находиться на высоком научно-техническом уровне, иметь отлаженное производство, эффективно решать боевые задачи в различных локальных конфликтах и при необходимости быстро развернуть производство УАБ в необходимых масштабах.

Тенденции в развитии УАБ. В заключение отметим характерные черты и пути развития современных УАБ, которые выделились в самостоятельный вид высокоточного авиационного вооружения, имеющий свое определенное место при ведении боевых действий. Анализ результатов использования такого вооружения в боевых конфликтах показывает, что в настоящее время отсутствует универсальный тип авиационного оружия класса «воздух-земля», способный поражать всю номенклатуру фронтовых объектов противника. Управляемые авиабомбы с лазерными, телевизионными и тепловизионными СН будут в ближайшем состоять на вооружении развитых стран, оставаясь приоритетным типом оружия для нанесения избирательных ударов по особо важным объектам, малоразмерным и прочным целям. Сопоставительный анализ основных характеристик зарубежных УАБ всех трех поколений показывает, что совершенствование этого вида оружия шло в основном за счет увеличения точности с 30 до 3 м (по круговому вероятному отклонению), расширения типов БЧ (от фугасной и кассетной до БЧ двойного действия, бетонобойной и специальной конструкции) и условий боевого применения по высотам и дальности, что позволило повысить боевую эффективность применения таких бомб с 0,7до 0,9.

Анализ основных тактико-технических характеристик УАБ зарубежных разработок за почти 30-летний период позволяют сделать некоторые выводы относительно дальнейших технических путей развития УАБ, исходя из их основного предназначения.

В общем виде основные требования к идеальной УАБ можно сформулировать следующим образом:

1. Возможность применения днем и ночью в любых погодных условиях.

2. Во зм ожность применения е широком диапазоне высот и скоростей, в том числе с малых и предельно малых высот.

3. Отсутствие ограничений на ТТХ самолета-носителя.

4. Возможность одиночного и залпового применения по одной или нескольким целям в одной атаке.

5. Оснащение универсальной мощной БЧ, обеспечивающей эффективное поражение большой номенклатуры целей.

6. Адаптация к целям за счет оснащения управляемым ВУ с избирательным действием у цели.

7. Применение без входа в зону действия ПВО противника (за счет увеличения дальности полета).

8. Унификация и модульность построения.

9. Относительно низкая стоимость, в том числе и при эксплуатации.

10. Минимизация связей с самолетом-носителем.

11. Автономность действия.

Весьма перспективным направлением развития УАБ в целях реализации требований пунктов 1,4,10,11 является использование в составе системы наведения УАБ бесплатформенной инерциальной системы управления с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR.

Необходимо отметить, что значительные достижения в повышении эффективности целеуказания за счет использования РЛС с синтезированием апертуры создали предпосылки для разработки УАБ, не оснащенных ГСН, в которых для наведения на цель используется командная радиолиния.

Характер современных зарубежных разработок показывает, что наметилась устойчивая тенденция в развитии УАБ по двум направлениям. Одно из них связано с созданием простых и дешевых образцов массового применения (УАБ по проекту JDAM), другое - с созданием сложных и дорогих образцов для выполнения важных боевых задач (по проекту JSOW). Между этими крайними направлениями работ существует область, которая предполагает совершенствование уже ранее разработанных и состоящих на вооружении образцов УАБ, например GBU-15, AGM-130, а также по программе «Пэйв Уэй».