Авиационные боеприпасы. Суббоеприпасы бомбовых кассет

Фугасная авиационная бомба (ФАБ) - универсальный тип авиационных бомб, широко применяется для поражения различных целей (военно-промышленные объекты, железнодорожные узлы, энергетические сооружения, фортификационные укрепления, живая сила и военная техника противника и др.). Поражает цели действием продуктов взрыва, осколками корпуса и воздушной ударной волной. Калибр 50–10 000 кг, наиболее распространены ФАБ среднего калибра. В ФАБ используются контактные взрыватели мгновенного (по целям, расположенным на поверхности земли) и замедленного (по объектам, поражаемым взрывом изнутри, и заглублённым целям) действия. В последнем случае эффективность ФАБ усиливается сейсмическим действием взрыва. При взрыве ФАБ в грунте образуется воронка, размеры которой зависят от свойств грунта, калибра авиационной бомбы и глубины взрыва. Например, при взрыве ФАБ калибра 500 кг в суглинке (на глуб. 3 м) образуется воронка диаметром 8,5 м. ФАБ с взрывателями большого замедления (часы, сутки) применяются для минирования местности; при этом они снабжаются вибрационными и противосъёмными устройствами, вызывающими взрыв при сотрясении грунта движущимся поездом, танком и т.п. или при попытке обезвредить бомбу.
Фугасно-зажигательная авиационная бомба (ФЗАБ) обладает комбинированным действием - фугасным и зажигательным. Снаряжается пиротехническими или другими зажигательными составами (в т.ч. термитными патронами) и ВВ. При срабатывании взрывателя происходит взрыв ВВ и воспламенение термитных патронов, которые разбрасываются на значительное расстояние (до 150 м), создавая дополнительные очаги пожара.

Основные типы отечественных фугасных авиабомб были разработаны в НИО-67 в начале 1930-х гг. В 1931–1932 гг. были спроектированы фугасные авиабомбы калибра 50, 100, 250, 500 и 1000 кг. В 1934 г. была принята на вооружение ВВС разработанная в НИО-67 фугасная авиабомба ФАБ-2000.

Фугасные авиабомбы ФАБ-50 и ФАБ-70 представляли собой 152-мм и 203-мм фугасные снаряды от устаревших орудий с приваренными стабилизаторами.

Перед войной в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ разработали серию фугасных авиабомб в корпусах из тонкостенного железобетона (ФАБ-100НГ, ФАБ-250НГ, ФАБ-500НГ и ФАБ-1000НГ). Испытания этих изделий удачно завершились в июне 1941 г. Еще до начала войны фугасные авиабомбы в железобетонных корпусах приняли на вооружение ВВС. В первые годы войны также железобетонные корпуса изготовляли на Павшинском заводе под Москвой.

В ходе войны было развернуто массовое производство фугасных бомб упрощенной конструкции, созданных в 1942–1943 гг. в ГСКБ-47.

В основу новых конструкций была положена отливка корпусов из сталистого чугуна. На станках нарезали резьбу только под взрыватель, а в остальных резьбовых соединениях применяли резьбу Эдиссона, получаемую в процессе отливки корпусов. Стабилизаторы делали разъемными.

Одновременно с целью сокращения объемов механической обработки пересмотрели также и чертежи сварных вариантов корпусов фугасных авиабомб.

Фугасным авиабомбам упрощенной конструкции и технологии изготовления присвоили индекс М-43. В течение года было создано 9 новых конструкций: ФАБ-50 М43, ФАБ-100 М-43, ФАБ-250 М43, ФАБ-500 М-43, ФАБ-2000 М-43, ФАБ-50сч (серого чугуна), ФАБ-100сч, ФАБ-250сч и ФАБ-1000сл (стального литья).

К концу войны были приняты на вооружение мощные осколочно-фугасные авиабомбы ОФАБ-100. Эту бомбу снаряжали 26 кг амматола 50/50 и тротиловой пробкой весом 4,7 кг.

При бомбометании с высоты 2000 м и взрыве бомбы ОФАБ-100 в обыкновенном грунте образовывалась воронка диаметром 4,8 м, глубиной 1,7 м и объемом 10 м3. Осколки при разрыве ОФАБ-100 обеспечивали сплошное поражение открытой живой силы в радиусе 50 м, пробивали броню толщиной 40 мм на расстоянии 3 м, 30 мм - на расстоянии 10 м и 15 мм - в 15 м от места взрыва.

В годы войны фугасные бомбы снаряжали путем заливки в корпус одного из следующих взрывчатых веществ: чистого тротила, французской смеси (80 % пикриновой кислоты + 20 % динитронафталина), амматола 50/50, сплава ТСА (50 % тротила + 38 % аммонийной селитры + 10 % алюминиевой пудры) и сплава ТГА-12 (50 % тротила + 40 % гексогена + 10 % алюминиевой пудры). Большое количество фугасных авиабомб снаряжали амматолом 80/20 путем шнекования на горизонтальных шнек-аппаратах.

В 1941 г. на вооружение ВВС была принята (для военного времени) фугасная авиабомба ФАБ-100 КД, разработанная С. Г. Добрышем (НИИ-6). Эта бомба снаряжалась жидкой взрывчатой смесью КД, состоящей из азотной кислоты, дихлорэтана и олеума (соотношение 60: 40: 30). По взрывчатым характеристикам эта смесь равноценна тротилу. Фугасный эффект ФАБ-100 КД был такой же, как и ФАБ-100, снаряженной тротилом.

Технология снаряжения ФАБ-100 КД была предельно проста (поочередная заливка компонентов в корпус авиабомбы), поэтому для организации производства требовалось не более одного-двух месяцев.

С начала 1942 г. ВВС начали применять ФАБ-100 КД. В то время это было очень важно, так как снаряжательные заводы были эвакуированы, а тротила и других взрывчатых веществ для снаряжения авиабомб не хватало. Производство ФАБ-100 КД было прекращено в 1944 г. в связи с тем, что был полностью израсходован мобилизационный запас цельнокованных корпусов. Попытки применить сварные корпуса оказались безуспешными: заполненные смесью КД, они протекали по сварным швам.

В начале войны, когда немецкие войска подошли к Москве, были предприняты попытки применить на Западном фронте оксиликвитные бомбы, разработанные в НИИ-6. Для этой цели были использованы железобетонные корпуса ФАБ-100 НГ и ФАБ-250 НГ. Их набивали смесью мха (сфагнума) и древесного угля, отличающейся высокой поглотительной способностью. Жидкий кислород, доставляемый из Москвы, заливали в бомбы на прифронтовых аэродромах. Снаряженные таким образом авиабомбы сохраняли взрывчатые свойства на уровне бомб, снаряженных тротилом и амматолом 50/50, в течение 3–4 ч для ФАБ-100 и ФАБ-250.

Было снаряжено и сброшено на аэродромы, танковые колонны, мосты и другие объекты противника около 500 оксиликвитных авиабомб, главным образом калибра 100 кг. Работы по их применению были прекращены, когда немецкие войска были отброшены от столицы и доставка жидкого кислорода на прифронтовые аэродромы стала невозможной.

Суммарная доля фугасных авиабомб ФАБ-500, ФАБ-100 и ФАБ-250 в годы войны составляла от 97 до 99,6 %. Номенклатура фугасных авиабомб изменялась в сторону преобладания более крупных калибров. Удельный вес ФАБ-250 с каждым годом увеличивался, к концу войны их доля по сравнению с 1941 г. увеличилась в шесть раз и достигла 17,2 %. Доля ФАБ-500 значительно уменьшилась, а производство ФАБ-100 все годы войны держалось на уровне 50–70 % общего количества выпускаемых фугасных авиабомб.

В послевоенное время было принято на вооружение несколько типов фугасных авиационных бомб калибра 100, 250, 500, 1500, 3000, 5000 и 9000 кг.

Фугасные бомбы больших калибров, принятые на вооружение в конце 1940-х - начале 50-х гг., в основном предназначались для действия по крупным морским кораблям. Лишь ФАБ-1500 считались приемлемыми для ударов по промышленным объектам, плотинам и подземным сооружениям.

Обычная бомба ФАБ-1500 имела стенки толщиной 18 мм и содержала 675 кг взрывчатого вещества. Кроме того, на вооружении состояла толстостенная бомба ФАБ-1500–2600ТС. Несмотря на название (калибр), ее действительный вес составлял 2,5 т. Боевая часть литая, с толщиной стенок около 100 мм.

ФАБ-3000М-46 и ФАБ-3000М-54 содержали по 1400 и 1387 кг тротила, а ФАБ-9000М-54–4297 кг тротила.

Тяжелые фугасные бомбы довольно интенсивно применялись в афганской войне. Так, только за три месяца 1988 г. бомбардировщики Ту-16 сбросили 289 бомб ФАБ-9000М-54. Тем не менее, реальный эффект применения тяжелых фугасных авиабомб был невелик. Радиус летального поражения ударной волной ФАБ-3000 не превышал 39 м, а для ФАБ-9000 соответственно 57 м. Выводящие из строя контузии с кровотечением из носа и ушей противник получал, соответственно, в радиусе до 158 и 225 м. Более успешно показали себя при действии в горах толстостенные ФАБ-1500–2600ТС.

Разновидности и модификации
Модель Описание
ФАБ-50 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг. Представляла собой 152-мм фугасный снаряд от устаревших орудий с приваренными стабилизаторами.
ФАБ-50-М43
ФАБ-70 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг. Представляла собой 203-мм фугасный снаряд от устаревших орудий с приваренными стабилизаторами.
ФАБ-100
ФАБ-100НГ
ФАБ-100КД Принята на вооружение ВВС (для военного времени) в 1941 г. Разработана С. Г. Добрышем (НИИ-6). Снаряжалась жидкой взрывчатой смесью КД, состоящей из азотной кислоты, дихлорэтана и олеума (соотношение 60:40:30). По взрывчатым характеристикам эта смесь равноценна тротилу. Фугасный эффект ФАБ-100 КД был такой же, как и ФАБ-100, снаряженной тротилом.
ФАБ-100сч
ФАБ-100-М43 Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г.
ФАБ-250 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг.
ФАБ-250сч Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г. "Сч" означает "серого чугуна"
ФАБ-250НГ Разработана в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ. Корпус из тонкостенного железобетона. Принята на вооружение в 1941 г. еще до начала войны.
ФАБ-250М-43 Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г.
ФАБ-250М-46 Модификация 1946 г.
ФАБ-250М-54 Модификация 1954 г.
ФАБ-250М-62 Модификация 1962 г.
ФАБ-500 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг.
ФАБ-500НГ Разработана в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ. Корпус из тонкостенного железобетона. Принята на вооружение в 1941 г. еще до начала войны.
ФАБ-500М-54 Модификация 1954 г.
ФАБ-500М-62 Модификация 1962 г.
ФАБ-500М-62Т Модификация 1962 г.
ФАБ-500Ш Штурмовая
ФАБ-500ШМ Штурмовая модернизированная
ФАБ-1000 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг.
ФАБ-1000НГ Разработана в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ. Корпус из тонкостенного железобетона. Принята на вооружение в 1941 г. еще до начала войны.
ФАБ-1000сл Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г. "Сч" означает "стального литья"
ФАБ-1500 Предназначалась для ударов по промышленным объектам, плотинам и подземным сооружениям. Принята на вооружение в послевоенное время.
ФАБ-1500Ш Штурмовая
ФАБ-1500М-54 Модификация 1954 г.
ФАБ-1500М-62 Модификация 1962 г.
ФАБ-1500-2600ТС Толстостенная бомба. Несмотря на название (калибр), ее действительный вес составлял 2,5 т. Боевая часть литая, с толщиной стенок около 100 мм. Применялась в афганской войне.
ФАБ-2000 Разработана в НИО-67. В 1934 г. была принята на вооружение ВВС
ФАБ-2000М-43 Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г.
ФАБ-3000
ФАБ-3000М-46 Принята на вооружение в 1946 г. Содержала 1400 кг тротила.
ФАБ-3000М-54 Принята на вооружение в 1954 г. Содержала 1387 кг тротила. Применялась в афганской войне.
ФАБ-5000 Принята на вооружение после 1945 г.
ФАБ-9000М-50 Предназначена для поражения крупных фортификационных сооружений. Принята на вооужение в 1950 году.
ФАБ-9000М-54 Модернизация 1954 г. Содержала 4297 кг тротила. Применялась в афганской войне.

), разовые бомбовые кассеты, бомбовые связки, патроны авиационных пулемётов и пушек, различные авиационные ракеты, авиационные мины, торпеды, гранаты, авиационные фотографические, сигнальные и другие патроны.

Разовые бомбовые кассеты - тонкостенные авиабомбы, снаряженные авиационными противотанковыми и другими минами или мелкими осколочными, противотанковыми, зажигательными и другими бомбами массой от 1 до 10 кг. В одной кассете может быть до 100 и более бомб (мин), которые разбрасываются в воздухе.

Бомбовые связки - устройства, в которых несколько авиабомб массой 25-100 кг каждая, связаны специальными приспособлениями в одну подвеску. Разъединение бомб происходит в момент сбрасывания с самолёта или в воздухе.

Патроны авиационных пулемётов и пушек различают по типу пуль и снарядов, которые бывают одинарного действия (осколочные, фугасные, бронебойные, зажигательные, трассирующие), двойного (осколочно-фугасные и др.) и тройного действия (осколочно-фугасно-зажигательные и др.). Наиболее распространены калибры авиационных пуль 7,62 и 12,7 мм, снарядов - 20,23,30 и 37 мм. Масса снарядов колеблется от 100 до 800 г.

Авиационные неуправляемые ракеты - снаряды, состоящие из боевой части (фугасной, осколочно-фугасной, кумулятивной, ядерной), реактивного двигателя (порохового, жидкостного) и взрывателя (ударного или неконтактного действия). Масса ракеты - от нескольких кг до сотен кг.

Авиационные управляемые ракеты - беспилотные летательные аппараты с реактивным двигателем, снабженные обычной или ядерной боевой частью и системой управления, предназначенной для автоматического наведения на цель или полёта по заданной траектории. Масса ракет класса «воздух - земля» от сотен кг до нескольких тыс. кг; дальность полета от 10 до 1000 и более км. Ракеты класса «воздух - воздух» имеют массу 50-200 кг, дальность полёта-пуска до нескольких десятков км.

Авиационные мины (противотанковые, противопехотные, морские и др.) - устройства, состоящие из боевой части, взрывателя и дополнительных приспособлений; предназначены для постановки с воздуха минных заграждений на суше и море.

Лит.: Латухин А. Н., Боевые управляемые ракеты, М., 1968; Организация и вооружение армий и флотов капиталистических государств, 2 изд., М., 1968.

А. Н. Дорофеев.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

  • Боеголовка ракеты
  • Боеприпасы бактериальные

Смотреть что такое "Боеприпасы авиационные" в других словарях:

    Боеприпасы - авиационные составная часть вооружения летательного аппарата, предназначенная для уничтожения или вывода из строя воздушных, наземных, подземных и морской целей противника разрушающим действием удара и огня. Различают Б. основного и… … Энциклопедия техники

    Авиационные боеприпасы - см. Боеприпасы авиационные … Большая советская энциклопедия

    АВИАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ - (АСП), составная часть авиационного вооружения. К АСП относятся авиационные ракеты, бомбардировочные средства поражения, боеприпасы авиационного артиллерийского вооружения, зажигательные баки, авиационные мины и торпеды, выливные приборы. В… … Военная энциклопедия

    Боеприпасы - (боевые припасы) составная часть оружия, предназначенная для поражения живой силы и техники, разрушения сооружений и выполнения других задач. Морские боеприпасы включают выстрелы корабельные и береговой артиллерии, мины, глубинные бомбы, боевые… … Морской словарь

    БОЕПРИПАСЫ - БОЕПРИПАСЫ, ов. Сокращение: боевые припасы снаряды, боевые части ракет и торпед, авиационные бомбы, патроны, гранаты, мины и др. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Боеприпасы - комплексные устройства, снаряжённые взрывчатыми, метательными, пиротехническими, зажигательными, либо ядерными, биологическими или химическими веществами, применяемыми в военных (боевых) действиях для уничтожения живой силы, техники, объектов. По … Словарь черезвычайных ситуаций

    Авиационные средства поражения - боевые (учебно боевые) средства, обеспечивающие непосредственное поражение целей и решение вспомогательных задач, не связанных с поражением целей. Включают: ракеты, бомбардировочные средства (основного и вспомогательного назначения), мины,… … Официальная терминология - Боеприпас объёмного взрыва (БОВ), а также Объёмно детонирующие авиационные бомбы (ОДАБ) перспективный вид оружия, которое использует распыление горючего вещества в виде аэрозоля и подрыв полученного газового облака. БОВ больших калибров сравнимы… … Википедия

Многообразие авиационных снарядов и пуль

Ни одна авиапушка или пулемёт не сможет успешно поразить самолёт врага, если в неё не заряжен хотя бы один единственный патрон. Тем не менее, важно понимать и то, каким именно может оказаться этот патрон и в какую часть вражеского самолёта будет лучше всего им выстрелить, чтобы гарантированно уничтожить цель.

Ниже представлены подробные описания всех основных типов авиационных боеприпасов используемых в игре:

Типы авиационных боеприпасов

Практический снаряд

Практические снаряды

Практический снаряд

Это самые простые и слабые по конструкции снаряды, изготовленных из корпусов осколочно-фугасных снарядов (или других), без наполнителя или с ним, но всегда без боевых наполнителей (зажигательных или взрывчатых веществ). В качестве наполнителя может использоваться инертное вещество (не склонное к взрыву), которое призвано имитировать массу взрывчатки. Пробивная способность практических снарядов ниже, чем у бронебойных, хотя принцип воздействия на цель схожий - пробить и повредить внутренний модуль. Разница заключается в том, что если модуль окажется защищен броней, то практический снаряд может просто расплющиться об нее (если не хватит пробития) не причинив защищенному модулю никакого вреда.
Практические снаряды применяются из-за более низкой стоимости и простоты изготовления, а также для обучения стрельбе.

В игре подобные снаряды являются наиболее слабой составляющей ленты (чаще всего «стандартной»), которую лучше заменить на что-то более подходящее сразу после изучения соответствующей модификации.

Патрон с пулей общего назначения

  • П - практический снаряд

Пуля общего назначения

Представляет собой обычную пулю без бронебойного (стального например или из карбида вольфрама) сердечника. Пуля как правило сделана из свинца. Соответственно такая пуля имеет уменьшенное по сравнению с бронебойными пулями пробитие и не имеет зажигательного действия.

В игре подобные пули являются наиболее слабой составляющей ленты (чаще всего «стандартной»), которую лучше заменить на что-то более подходящее сразу после изучения соответствующей модификации.

Игровые обозначения этого типа боеприпасов:

  • П - Пуля общего назначения

Патрон с трассирующей пулей

Трассирующие снаряды и пули

Трассирующие снаряды (или пули) оставляют за собой дымный или светящийся след и служат для оперативной корректировки огня. След образуется за счет медленного сгорания специального пиротехнического состава запрессованного, как правило, в задней части снаряда или пули. Такой состав воспламеняется в момент выстрела, за счёт нагрева пороховых газов в гильзе.
Наличие трассера изменяет баллистические свойства пули за счёт снижения её массы и балансировки, которые меняются в процессе полёта, что может негативно сказаться на точности стрельбы.
Трассирующая пуля должна оставлять за собой хорошо различимый след, одновременно имея максимально приближенную траекторию полета к боевой пуле. Из за трассера она часто делается длиннее, а что бы сохранить размеры патрона она утапливается глубже в гильзу, в сравнении с обычной пулей. При этом удлинение сказывается на ее баллистических характеристиках, и тогда уже нужно менять вес и баланс пули. Трассирующие боеприпасы по сложности проектирования являются лидирующими. От того насколько трассирующая пуля точно повторяет траекторию полета пули обыкновенной/бронебойной/разрывной, зависит точность стрельбы. Наличие же трассера в боеприпасах более крупного калибра, от 12,7 мм и более, на основные свойства снаряда влияет уже не сильно.
Существуют специальные варианты трассирующих пиротехнических составов для ночных истребителей в процессе горения имеющих приглушенную яркость. Приглушённое свечение ночного трассера затрудняет обнаружение стрелка противником, а также не слепит его и позволяет сосредоточиться на ведении огня.

Обычная трассирующая пуля имеет свинцовый сердечник и плохо пробивает броню, поэтому существуют бронебойные и бронебойно-зажигательные (с дополнительным зажигательным составом) трассирующие пули и снаряды со стальным сердечником. Бывают зажигательно-трассирующие снаряды (с сильным зажигательным действием). В игре трассеры являются неотъемлемой составляющей множества различных типов снарядов и пуль. Благодаря наличию трассеров в составе ленты, игроки могут успешно наводить огонь на цель и лучше узнавать баллистику той или иной модели оружия. Нельзя не отметить, что трассирующая пуля по своей сути еще и зажигательная пуля, в случае попадания в легковоспламеняющуюся среду она с легкостью поджигает ее (хотя делает это похуже, чем специальные зажигательные пули).

Игровые обозначения этого типа боеприпасов:

  • Т - трассирующая пуля
  • ПТ - практический трассирующий снаряд

Зажигательные снаряды и пули

Зажигательный снаряд

Зажигательно-трасирующие патроны

Зажигательные пули, снаряженные желтым фосфором, впервые появились в Первую мировую и предназначались для зажигания аэростатов и самолетов. Ведь как огромные «Цеппелины», так и юркие аэропланы оказались весьма уязвимы от огня. Боевой опыт показал, что и обычная трассирующая пуля обладает большим зажигательным эффектом, а уж одной специальной зажигательной часто хватало для уничтожения вражеского летательного аппарата. Поэтому зажигательные пули получили самое широкое распространение именно в авиации. И именно зажигательная пуля стала могильщиком боевых дирижаблей, так как крохотный истребитель одной очередью уничтожал гигантский цеппелин, в котором несущим газом являлся горючий водород. В период Первой мировой войны наибольшее распространение получили следующие 5 типов зажигательных пуль: французская Ph (Phosphore); французская Парно; французская калибра 11 мм; германская S.Pr.; английская S.A. типа Букингам. Зажигательные пули первых двух образцов имеют в общих чертах следующее устройство: внутри пули имеется цилиндрический канал, наполненный белым фосфором. Сзади вставлены два металлических диска с прокладкой. В нижней части пули, в боковой ее стенке у самых дисков имеется отверстие для выхода фосфора, заполненное особым легкоплавким составом (пробкой). При выстреле пороховые газы расплавляют этот состав и фосфор начинает вытекать из открытого отверстия в стенке пули.

Зажигательные пули последних двух образцов имеют несколько иное устройство: в медную никелированную оболочку пули вложен белый фосфор, сзади вставлена свинцовая пробка; с внутренней стороны к свинцовой пробке примыкает свободный свинцовый цилиндрик с продольными каналами для прохода фосфора. В оболочке, как и у пуль вышеописанной конструкции, на расстоянии примерно в 1/5 длины пули от ее заднего среза имеется отверстие для выхода фосфора, залитое легкоплавким составом. При выстреле пороховые газы расплавляют этот состав (открывают отверстие), а при ударе пули о преграду (цель) свободный свинцовый цилиндрик по инерции стремится продвинуться вперед и выжимает фосфор через свои каналы в выходное отверстие. Зажигательный состав современной пули состоит из двух компонентов: окислителя (перхлорад калия или азотнокислый барий) и горючего вещества (сплавы магния и алюминия).

Горение зажигательного состава может с лёгкостью поджечь горючие материалы (соломенные крыши, сухую траву) и жидкости вроде того же бензина в баках самолёта.
Из-за сниженного веса зажигательные снаряды и пули имеют худшие баллистические и пробивные характеристики, чем сплошные боеприпасы. По причинам невысокой эффективности против бронированных целей, зажигательные пули редко производятся в чистом виде, в основном применяясь в комбинации с другими типами патронов, например с бронебойными.

В игре такие боеприпасы лучше всего подходят для поджога топливных баков и других легковоспламеняющиеся узлов при условии, что зажигательный состав достиг горючего вещества.

Игровые обозначения этого типа боеприпасов:

  • З - зажигательная пуля
  • ЗТ - зажигательный трассирующий снаряд (или пуля)
  • ЗТ* - зажигательный трассирующий снаряд (с самоликвидатором) - самоликвидатор это взрыватель замедленного действия, который автоматически срабатывает через некоторое время после выстрела даже если снаряд не попал в препятствие. Смысл подобной технологии заключается в том, чтобы снаряд, даже пройдя мимо цели все равно имел шанс нанести ей урон за счёт силы разрыва или осколков, либо поджечь её попаданием частицы разлетающегося в разные стороны зажигательного состава.

    Пуля комбинированного действия (ЗТ) 1 – оболочка пули, 2 – бронебойный наконечник, 3 – разрывной заряд, 4 – стаканчик, 5 – зажигательный состав, 6 – трассирующий состав, 7 – запальный состав.

    Польские зажигательные патроны: 1 – патрон с зажигательной (фосфорной) пулей для пехоты, 2 – патрон с зажигательной (фосфорной) пулей для авиации.

    12,7-мм американский патрон с зажигательной пулей.

    7,92-мм немецкие зажигательные патроны: Патрон с бронебойно-зажигательной пулей PtK, патрон с пристрелочной пулей В. Patrone, патрон с зажигательной (фосфорной) пулей.

    Виды зажигательных пуль: А – пристрелочно-зажигательная; Б – бронебойно-зажигательная; B – бронебойно-зажигательно-трассирующая. 1 – оболочка – плакированная томпаком сталь; 2 – зажигательный состав; 3 – стальной сердечник; 4 – свинцовая рубашка; 5 – латунный кружок; 6 – стаканчик латунный; 7 – стальной ударник с жалом; 8 – латунный предохранитель (разрезное кольцо); 9 – капсюль; 10 – железная прокладка; 11 – трассирующий состав; 12 – колечко; 13 – отверстие.

    7,7-мм английские винтовочные патроны: 1 – патрон с зажигательной (фосфорной) пулей, 2 – патрон с бронебойно-зажигательной (фосфорной) пулей.

    7,7-мм японский винтовочный патрон с зажигательной (фосфорной) пулей.

    7,62-мм американский винтовочный патрон с зажигательной пулей.

    12,7-мм итальянский патрон с бронебойно -зажигательно – трассирующей пулей БЗТ. 1 – наружная оболочка пули, 2 – оболочка носика, 3 – бронебойный сердечник, 4 – носик, 5 – трассирующий стаканчик, 6 – трассирующее кольцо, 7 – рубашка, 8 – зажигательный состав, 9 – трассирующий состав, 10 – целлулоидная прокладка (кружок)

Разрывные пули

Разрывные пули, как это следует из названия, разрываются при попадании в цель за счет детонации небольшого заряда взрывчатого вещества расположенного в головной части. Разрывная пуля, по сути, является уменьшенной версией фугасного снаряда, несущей внутри себя гораздо более скромный заряд взрывчатки. Довольно часто, в целях увеличения поражающего эффекта, взрывчатое вещество в такой пуле при детонации дополнительно оказывает еще и зажигательный эффект, либо целиком состоит из зажигательного состава.
Главной особенностью, которая отличает разрывные пули от простых зажигательных, является наличие специального детонатора который срабатывает при ударе пули в препятствие и вызывает принудительный поджог, либо детонацию основного заряда.
Как правило, разрывная пуля полностью разрушается при попадании даже в относительно тонкие препятствия вроде фанеры, веток и даже простой брезентной обшивки самолёта, а потому не способна пробить даже самую тонкую броню.

МДЗ патрон

В игре подобные снаряды хорошо подходят для повреждения внешней обшивки и оперения самолёта, поражения топливных баков и иных легковоспламеняемых, но не защищенных бронёй внутренних модулей.

Игровые обозначения этого типа боеприпасов:

  • ПЗ - пристрелочно-зажигательная пуля - разрывная пуля, позволяющая корректировать стрельбу, ориентируясь на вспышки разрывов зажигательного состава.
  • МДЗ - пуля мгновенного действия зажигательная - разрывная пуля, по принципу действия схожая с пристрелочно-зажигательными патронами, но содержащая в себе намного больше разрывного зажигательного вещества.

Бронебойные снаряды и пули

Патрон бронебойный

Бронебойный каморный снаряд

Бронебойные снаряды предназначены специально для поражения бронированных целей. Такие снаряды изготавливаются из более прочной или закаленной стали и имеют специальные бронебойные наконечники, которые не разрушаются при ударе о броню.
Бронебойные же пули чаще всего скрывают внутри своей мягкой свинцовой оболочки прочные бронебойные сердечники, которые и пробивают броню при контакте оставляя весь свинец на поверхности брони. Однако, за свои высокие бронебойные качества такие пули часто расплачиваются уменьшенной массой, а значит и сниженными баллистическими характеристиками. Также, помимо сердечника, бронебойные пули часто содержат внутри небольшое количество зажигательного состава, чтобы вызывать пожары в пробитых баках и узлах цели.

В игре бронебойные снаряды и пули с высокой вероятностью выводят из строя двигатели, поражают пилота, а также все прочие внутренние модули самолёта (топливную и охлаждающую системы, тяги рулей, лонжероны). Тем не менее, в случае попадания такого боеприпаса в часть плоскости или фюзеляжа за которыми не будет расположено жизненно важного модуля, повреждения самой пробитой обшивки окажутся крайне незначительными - снаряды просто пройдут навылет оставив лишь небольшую дыру, и потребуется немало попаданий для того, чтобы разрушить силовую конструкцию самолёта.

Игровые обозначения этого типа боеприпасов:

  • Б - бронебойный снаряд (или пуля).
  • Б - бронебойный каморный снаряд - аналогичен обычному бронебойному снаряду, но дополнительно имеет внутри полость (камору) с зарядом взрывчатого вещества и донный взрыватель. После пробития брони взрывчатое вещество детонирует, поражая экипаж и внутренние модули цели осколками и продуктами взрыва. В целом, этот снаряд отличается заметно более высоким заброневым воздействием и несколько сниженной бронепробиваемостью (по причине меньшей массы и прочности снаряда).
  • БП - бронебойный подкалиберный снаряд (сокращенно просто подкалиберный) - боеприпас, диаметр отделяемой (при ударе, либо еще в процессе полёта) бронебойной части которого меньше диаметра ствола пушки. По принципу действия больше всего напоминает бронебойные пули с сердечником. Такие снаряды применяется для увеличения начальной скорости и лучшей бронепробиваемости и используются в основном для борьбы с хорошо бронированными целями. Еще одно преимущество - увеличение дальности стрельбы за счет более пологой траектории. Тем не менее, из-за меньшей массы снаряда его бронебойное действие с расстоянием падает значительно сильнее, чем у обычных калиберных бронебойных боеприпасов.
  • БТ - бронебойный трассирующий снаряд (или пуля).
  • БЗ - бронебойно-зажигательный снаряд (или пуля).
  • БС-41 - советская бронебойно-зажигательная пуля БС-41, обладает повышенной бронепробиваемостью. Пуля состоит из свинцовой рубашки, металлокерамического сердечника на основе вольфрама и зажигательного состава.
  • БЗТ - бронебойно-зажигательный трассирующий снаряд (или пуля).

Фугасный снаряд

Фугасные снаряды

Фугасные снаряды наносят повреждения при контакте с целью за счёт детонации взрывчатого вещества. Наиболее распространённый тип снарядов (наряду с осколочными, осколочно-фугасными и подобными) для борьбы с небронированными воздушными и наземными целями.
Стенки фугасных снарядов, как правило, очень тонкие, а вся внутренняя полость забита взрывчатым веществом, которое и выступает основным поражающим фактором такого снаряда. Взрыватели на фугасных снарядах обычно устанавливаются в носу и детонируют, либо мгновенно при контакте с целью, либо с небольшой задержкой за которую снаряд успевает проникнуть под внешнюю обшивку самолёта, тем самым нанося бóльшие повреждения модулям расположенным за ней.

Под авиационными боеприпасами понимают составную часть вооружения летательного аппарата, предназначенную для уничтожения или вывода из строя воздушных, наземных, подземных и морских целей противника разрушающим действием удара и огня. Различают боеприпасы основного и вспомогательного (специального) назначения. К основным боеприпасам относятся разовые бомбовые кассеты, бомбовые связки, патроны авиационных пулемётов и пушек, авиационные неуправляемые и управляемые ракеты, мины, торпеды, гранаты, а также авиационные бомбы. Вспомогательные боеприпасы обеспечивают возможность решения задач, связанных с тренировкой лётного состава (стрельба, бомбометание, самолётовождение), а также ряда специальных задач, решаемых авиацией в интересах сухопутных войск и кораблей военно-морского флота. Они подразделяются на практические (учебные), осветительные (светящие), фотографические, ориентирно-сигнальные, имитационные, помеховые (противорадиолокационные) и др.

Разовые бомбовые кассеты — тонкостенные авиабомбы, снаряженные авиационными противотанковыми и другими минами или мелкими осколочными, противотанковыми, зажигательными и другими бомбами массой от 1 до 10 кг. В одной кассете может быть до 100 и более бомб (мин), которые разбрасываются в воздухе.

Бомбовые связки — устройства, в которых несколько авиабомб массой 25-100 кг каждая, связаны специальными приспособлениями в одну подвеску. Разъединение бомб происходит в момент сбрасывания с самолёта или в воздухе.

Патроны авиационных пулемётов и пушек различают по типу пуль и снарядов, которые бывают одинарного действия (осколочные, фугасные, бронебойные, зажигательные, трассирующие), двойного (осколочно-фугасные) и тройного действия (осколочно-фугасно-зажигательные). Наиболее распространены калибры авиационных пуль 7,62 и 12,7 мм, снарядов — 20,23,30 и 37 мм. Масса снарядов колеблется от 100 до 1000 г.

Авиационные неуправляемые ракеты — снаряды, состоящие из боевой части (фугасной, осколочно-фугасной, кумулятивной), реактивного двигателя (порохового, жидкостного) и взрывателя (ударного или неконтактного действия). Масса ракеты — от нескольких килограмм до сотен килограмм.

Авиационные управляемые ракеты — беспилотные летательные аппараты с реактивным двигателем, снабженные боевой частью и системой управления, предназначенной для автоматического наведения на цель или полёта по заданной траектории.

Авиационные мины (противотанковые, противопехотные, морские и др.) — устройства, состоящие из боевой части, взрывателя и дополнительных приспособлений; предназначены для постановки с воздуха минных заграждений на суше и море.

Авиационные бомбы , один из видов авиационных боеприпасов, сбрасываемых с самолёта или другого летательного аппарата и отделяющийся от держателей под действием силы тяжести или с небольшой скоростью принудительного отделения для поражения наземных, морских и воздушных целей. Авиабомбы специальной конструкции используются для постановки дымовых завес, освещения местности и выполнения других вспомогательных задач.

К началу Первой мировой войны ни одна страна мира не имела серийных более или менее эффективных авиационных бомб. Вместо них применяли ручные гранаты и винтовочные (ружейные) гранаты. При этом выражение «аэропланная бомба» первоначально означало, собственно, тяжелую ручную гранату, которую сбрасывали с аэропланов летчики. Часто в качестве авиационных бомб использовали артиллерийские снаряды калибра 75 мм и выше. Но уже к концу войны в 1918 г. в Англии, Франции и Германии были созданы достаточно эффективные осколочные, фугасные, бронебойные, химические и дымовые бомбы. Эти бомбы снабжались крыльевыми или кольцевыми стабилизаторами и имели вполне современный вид. В период Второй мировой войны было создано несколько образцов новых авиационных бомб (противотанковые, осколочно-фугасные) и модернизированы довоенные. Происходило усовершенствование конструкции, повышалась эффективность их поражающего действия в различных условиях боевого применения, созданы ядерные, и управляемые (корректируемые) авиационные бомбы.

Типовая авиабомба состоит из корпуса, взрывателя, снаряжения, подвесных ушков, стабилизатора и баллистического кольца. Корпус, обычно овально-цилиндрической формы с конической хвостовой частью, соединяет все элементы авиационной бомбы в единую конструкцию и предохраняет её снаряжение от разрушения. В донной и головной частях корпуса (реже сбоку) имеются запальные стаканы для установки взрывателей. Стабилизатор и баллистическое кольцо обеспечивают устойчивый полёт бомбы в воздухе после сбрасывания. Авиабомбы имеют перистую, перисто-цилиндрическую или коробчатую форму стабилизаторов. Для подвески на бомбодержатели самолета к корпусу приварены ушки. У авиационных бомб калибра менее 25 кг подвесные ушки отсутствуют, т.к. эти бомбы применяются в виде бомбовых кассет, связок бомбовых или из контейнеров многоразового применения. В качестве снаряжения авиационных бомб в зависимости от их назначения используются взрывчатые вещества, пиротехнические составы, зажигательные вещества, отравляющие вещества и др. Бомбы, предназначенные для сбрасывания с малых высот, имеют тормозные устройства (парашюты), которые уменьшают скорость полёта бомб, благодаря чему они отстают от бомбардировщика на расстояние, необходимое для его безопасности. При подготовке авиабомбы к боевому применению в них устанавливаются один или несколько взрывателей (контактного, дистанционного или неконтактного действия), которые приводят в действие снаряжение — заряд взрывчатого вещества или пиротехнический состав (зажигательный, осветительный).

Ударные взрыватели вызывают действие авиабомбы в момент удара в преграду или через некоторое время — от долей секунды до нескольких часов и даже суток. Дистанционные взрыватели приводят бомбы в действие в воздухе через определённое время после сбрасывания, а неконтактные — на заданной высоте от земли.

Для удержания авиабомб при транспортировке к цели, приведения их в активное состояние перед сбросом и осуществления самого сброса применялись различные дистанционные устройства подвески бомб. При расположении боеприпасов внутри фюзеляжа (внутренняя подвеска) конструктивно предусматривались специальные отсеки вооружения (грузовые отсеки), закрываемые в полёте створками. Внутри такого отсека, как правило, находились кассетные бомбовые держатели, представляющие собой раму с направляющими, электрозамками, механизмами подъёма грузов, цепями блокирования и сброса. На каждую кассету может подвешиваться несколько авиабомб в ряд. Также достаточно широко применялись различные контейнеры, которые снаряжались боеприпасами на земле и поднимались в грузоотсек уже полностью готовыми к применению. В грузоотсеке могли находиться и другие виды держателей и различных устройств для перевозки и применения различных грузов — балочные держатели, катапультные устройства и др. При расположении боеприпасов снаружи на конструкции самолёта (внешняя подвеска) часто применялись универсальные многозамковые балочные держатели, позволяющие подвешивать несколько авиабомб. Также специализированные балочные держатели применяются для подвески ракетного оружия.

Основные характеристики авиационных бомб: калибр, коэффициент наполнения, характеристическое время (скорость), показатели эффективности поражающего действия и диапазон условий боевого применения. Калибром авиационной бомбы называется её масса, выраженная в килограммах или других единицах (например, в фунтах). В зависимости от массы авиационные бомбы условно подразделяются на бомбы малого (менее 100 кг), среднего (100-1000 кг) и крупного (более 1000 кг) калибра. Минимальный калибр авиационной бомбы — менее 0,5 кг, максимальный — 20 т. Коэффициент наполнения (отношение массы снаряжения авиационной бомбы к её полной массе) у авиационной бомбы с тонкостенным корпусом (противолодочных) 0,6-0,7, с толстостенным корпусом (бронебойные, осколочные) 0,1-0,2. Характеристическое время (G) — основной показатель баллистических качеств авиационной бомбы, выражаемый временем падения авиационной бомбы, сброшенной с самолета при скорости 40 м/с в нормальных атмосферных условиях с высоты 2000 м. Чем лучше аэродинамические свойства авиационной бомбы, чем меньше её диаметр и больше масса. Ожидаемый результат боевого применения авиационной бомбы зависит от показателей эффективности её поражающего действия — частных (объём воронки, толщина пробиваемой брони, температура и количество очагов пожара и т.д.) и обобщённых (среднее число попаданий, необходимых для поражения цели, и приведённая зона поражения). Эти показатели служат для определения величины ожидаемого ущерба, который может быть нанесён цели. В качестве меры ущерба обычно принимается время, в течение которого цель, получившая поражение, не сможет функционировать как боевая единица. Диапазон условий боевого применения включает данные о минимальных и максимальных значениях высоты и скорости бомбометания. Ограничения по их максимальным значениям определяются условиями устойчивости авиационных бомб на траектории и прочности корпуса в момент встречи с целью, а по минимальным — условиями безопасности самолета и характеристиками применяемых взрывателей.

По назначению авиабомбы делятся на основные (предзначенные непосредственно для уничтожения целей) и вспомогательные, создающие ситуации, способствующие решению боевых задач и задач учебно-боевой подготовки войск. К последним относятся дымовые, осветительные, фотоавиабомбы (осветительные для ночного фотографирования), дневные (цветного дыма) и ночные (цветного огня) ориентирно-сигнальные, ориентирно-морские (создают цветное флуоресцентное пятно на воде и цветной огонь), агитационные (снаряжены пропагандистскими материалами), практические (для учебного бомбометания — не содержат взрывчатого вещества или содержат очень малый его заряд; не содержащие заряда практические авиабомбы чаще всего изготовляются из цемента).

По типу действующего материала авиабомбы подразделяются — на обычные, ядерные, химические, токсинные, бактериологические.

По характеру поражающего воздействия авиабомбы классифицируются на:

— осколочные, которые имеют массивный корпус для образования большого числа осколков. Они применяются для поражения осколками живой силы, артиллерии, автотранспорта, самолётов на аэродромах и других целей. Их масса, как правило, составляла от 1 до 100 кг;

— осколочно-фугасные, которые служат для поражения различных целей осколками и фугасным действием;

— фугасные, которые поражают объекты фугасным действием взрыва и применяются для разрушения военно-промышленных сооружений, складов, аэродромов, мостов, железнодорожных узлов и других целей. Их масса, как правило, состояла от 50 кг до 10 т. Разновидностью фугасных авиабомб есть

проникающие фугасные бомбы или фугасные толстостенные, или «сейсмические бомбы».

— бетонобойные инертные авиабомбы, не содержащие заряда взрывчатого вещества, поражая цель только за счёт кинетической энергии;

— бетонобойные разрывные авиабомбы, содержащие фугасный заряд;

— бронебойные кумулятивные (противотанковые) авиабомбы, поражающие броню кумулятивной струёй. Разрывной заряд имеет кумулятивную выемку с металлической облицовкой, из которой при взрыве образуется кумулятивная струя, пробивающая броню и зажигающая пары топлива. Сбрасываются эти бомбы с самолётов в разовых кассетах. При массе 2,5-5 кг пробивают броню до 100-200 мм.

— бронебойно-осколочные/кумулятивно-осколочные, поражающие цель кумулятивной струёй и осколками;

— бронебойные авиабомбы на основе принципа «ударного ядра»;

— зажигательные авиабомбы, поражающие цель пламенем и температурой. Применяются для создания пожаров и поражения огнём живой силы и техники на поле боя и в местах скопления. Масса их от 1 до 500 кг.. Снаряжаются твёрдыми пиротехническими составами и органическими горючими веществами (бензин, керосин), загущенными специальными составами;

— фугасно-зажигательные авиабомбы, поражающие цель фугасным и бризантным действием, пламенем и температурой. Применялись для поражения промышленных сооружений, нефтехранилищ, строений городского типа и др.

— осколочно-фугасно-зажигательные авиабомбы, поражающие осколками, фугасным и бризантным действием, пламенем и температурой;

— зажигательно-дымовые авиабомбы, поражающее цель пламенем и температурой. Кроме того, такая бомба производит задымление местности;

— отравляющие/химические и токсинные авиабомбы воздействующие на живую силу противника боевым отравляющим веществом;

— отравляюще-дымовые авиабомбы, поражающие живую силу ядовитым дымом одновременно задымляя местность;

— осколочно-отравляющие/осколочно-химические авиабомбы, поражающие живую силу осколками и отравляющим веществом;

— инфекционного действия/бактериологические авиабомбы, поражающие живую силу болезнетворными микроорганизмами или их носителями из числа насекомых и мелких грызунов;

— ядерные (атомные) авиабомбы, поражающие фугасно-зажигательным воздействием с дополнительным поражением радиоактивным излучением.

По характеру цели авиабомбы могут быть противобункерные, противолодочные, противотанковые и мостовые авиабомбы (последние предназначались для действия по мостам и виадукам);

По конструкции боевой части авиабомбы подразделялись на моноблочные, модульные и кассетные;

Различались авиабомбы также и по массе , выраженной в килограммах или фунтах (для неядерных бомб). Среди авиационных ракет различали управляемые ракеты, неуправляемые и реактивные снаряды.

Характиризируя разработку и выпуск авиабом во Второй мировой войне следует отметить, что авиационные боеприпасы получили существенное, революционное развитие, как раз в период войны. Появились планируемые управляемые и неуправляемые бомбы, реактивные неуправляемые и управляемые системы, бомбы специального назначения (сейсмические, бетонобойные, бронебойные). И венцом всех научных и технлогических достижений необходимо признать появление атомной бомбы, ознаменовавшей появление атомного оружия.

Среди воюющих стран наибольших достижений в разработке и выпуске авиационных боеприпасов достигли Германия и США. При этом, если Германия осуществляла разработку и выпуск всего спектра новейших авиабомб, то США осущетствили прорыв в управляемых планируемых бомбах и атомном оружии. Достижением Великобритании было создание сейсмической бетонобойной бомбы. Достижением СССР – массовый выпуск обычных бомб и доминирование в некоторое время выпуском противотанковых бомб. Остальные страны участники войны ни новыми разработками, ни объемом выпуска авиационных боеприпасов не отличались.

В СССР за годы войны было выпущено 56,1 млн. авиабомб, в т.ч.: 6,3 млн. фугасных, 26,2 млн. – осколочных, 5.9 млн. зажигательных, 602 тыс. – осветительных, 17 млн. – специализированных. В массе это количество составляло около 1 млн. тонн, или десятую часть от выпущенных боеприпасов всех видов.

Авиабомбы — средства поражения, сбрасываемые с летательных аппаратов. Предшественниками бомб были металлические дротики, которые пилоты пачками выбрасывали на пехоту и кавалерию противника. Такой металлический предмет, брошенный с самолета, прошивал насквозь всадника вместе с конем.

Позже с аэропланов стали бросать ручные гранаты, и артиллерийские снаряды, однако в 1918 году в Англии, Франции и Германии были созданы осколочно-фугасные авиационные бомбы с хвостовым оперением, которые имели вполне современный вид.
Интересный факт, первые летчики-бомбардировщики, приветствовали друг друга в воздухе, и совсем не стремились уничтожить врага, пока какой-то француз не открыл стрельбу из пистолета по встречному самолету, с этого началась эра воздушных боев.

1 ФАБ-5000 4900 кг

Самая мощная фугасная авиационная бомба времен Великой Отечественной Войны.

2 ХБ-2000 2000 кг
Самая тяжелая химическая бомба в мире. Ничего неизвестно об отравляющем веществе, его маркировка Р-35.

3 КАБ-1500Л -Ф 1560 кг


Управляемые или корректируемые авиационные бомбы последний виток развития авиабомб, позволяют «выпиливать» врага послав маленькую бомбу прямо в окно автомобиля в центре города.
Эта полуторатонная «малышка», самая большая в РФ управляемая бомба, фугасного действия.

4 КАБ-1500Л -ПР 1500 кг
Такие бомбы в зарубежной литературе называют «умные бомбы».

5 ОДАБ-1000 1000 кг


Объемно-детонирующие авиационные бомбы обладают большим радиусом поражения. Аэрозольное облако «затекает» в окопы, укрытия, усиливая поражающее действие ОДАБ.

6 КАБ-500кр 560 кг
Управляемые бомбочки превосходят по коэффициенту наполнения, ракеты из-за отсутствующего двигателя и топливных баков.

7 КАБ-500Л 534 кг

8 ЗАБ-500 500 кг


Огромная зажигательная бомба. За счет высокой температуры разливающегося нутра, поджигает все вокруг. Особенно отличились «америкосы» поливая зажигательными бомбами, Вьетнам, напалмом сжигая строения и людей.

9 БЕТАБ-500 430 кг


Самая большая в РФ бетонобойная авиационная бомба, предназначена, для «выпиливания» врагов подло укрывшихся в бункерах, ЗКП, и прочих сооружениях.

10 РБК-500АО 380 кг


Разовая бомбовая кассета. Снаряжена 15-ю самоприцеливающимися противотанковыми боевыми элементами, оснащенными двухрежимными инфракрасными координаторами цели. Предназначена для «выпиливания» современных танков и другой бронетехники в любых условиях. Одновременно может «стереть» шесть танков.

Кроме того, нельзя не упомянуть АН602 «Царь-бомбу» или «Кузькину мать» , которую Никита Сергеевич обещал показать «америкосам» - масса 26,5 тонн с парашютной системой, самая тяжелая бомба в истории человечества.

Самая маленькая авиационная бомба «Мышиная бомба» (зажигательная) весит 17 грамм, выпускалась опытной серией, на вооружение не поступила. Предполагалось, что носителями этих бомб будут сбрасываемые с самолетов в специальных самораспаковывающихся контейнерах летучие мыши.