Пулемёт шкас - авиационное вооружение - армейская авиация - каталог статей - weapons of war, оружие войны. Авиационные высокотемпные

Как он рождался и развивался, какую роль сыграл? В год 65-летия Победы стоит вспомнить и об этом.

Принципиально новый


Борис Гаврилович Шпитальный (1902–1972) проявил себя как изобретатель уже в 20-е годы. В 1927-м он окончил Московский механический институт им. М. В. Ломоносова по новой тогда специальности авиационного машиностроения, работал в Научном автомоторном институте. Среди его ранних заявок на изобретение были «Приспособление к подающему механизму пулемета для извлечения патронов из ленты» (1927), «Одноместный быстроходный танк» (1928), «Автоматическое оружие» (1929). Схему «сверхпулемета» Шпитальный предложил в 1926 году. Стремительное развитие авиации, рост скоростей и маневренности боевых самолетов и сложность размещения на нем целых «пулеметных батарей» требовали резкого увеличения скорострельности авиационного вооружения.

Однако новая система нуждалась в существенной доработке – сказалось отсутствие у автора опыта работы с оружием. Поэтому в 1928 году в помощь Шпитальному Оружейно-пулеметный трест выделил Иринарха Андреевича Комарицкого (1891–1971), опытного тульского оружейника, участника работ по модернизации «трехлинейки», работавшего в то время в Совете военной промышленности.

Для начала требовалось проверить саму реализуемость схемы, и в марте 1930 года трест выдал соответствующее задание Проектно-конструкторскому бюро (ПКБ) Тульского оружейного завода. Для проверки принципа работы пулемета под шифром ППРПШ Шпитальный и Комарицкий командируются в Тулу. Уже 10 мая 1930 года на стрельбище ТОЗа испытан натурный образец «прибора системы инженера Шпитального, вмонтированного на пулемете Дегтярева». Опытный образец пулемета Шпитального – Комарицкого изготовлен в Туле в октябре того же года: интерес к новому авиационному вооружению был велик и работы велись в срочном порядке.

13 февраля 1932 года Артиллерийское управление РККА выдало заказ на изготовление семи пулеметов для проведения испытаний. Уже в начале июня 1932-го Шпитальный, Комарицкий и представитель ВВС Пономарев продемонстрировали пулемет наркомвоеномору К. Е. Ворошилову. А 22 июня появилось постановление Реввоенсовета СССР «О работе инженера Шпитального», в котором начальнику АУ РККА предлагалось: «…а) закончить все испытания пулемета в месячный срок и к 15/VII представить его на вооружение; б) немедленно выдать заказ промышленности на 100 пулеметов системы Шпитального с изготовлением их в 1932 г.; в) в месячный срок совместно с начальником ВВС РККА проработать вопрос о плане внедрения пулеметов Шпитального на боевые самолеты и внести на утверждение РВСС».

7 октября Реввоенсовет одобрил результаты полигонных испытаний, а постановлением от 11 октября 1932 года принял пулемет на вооружение. Однако еще два года ушло на технологическую доводку и некоторое упрощение конструкции. Кроме того, живучесть ствола при таком высоком темпе стрельбы оказалась в переделах 1500–2000 выстрелов, так что одновременно с выдачей в марте 1933-го заказа на первую крупную партию пулеметов конструкторам предложили увеличить живучесть до 5000 выстрелов. В апреле 1933 года представлен доработанный вариант пулемета, в производство он пошел в июле. Переход с полукустарного на серийное производство произошел только в начале 1934 года. Поэтому пулемет больше известен под обозначением «7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального – Комарицкого обр. 1934 г. (ШКАС)». Доводка продолжалась и после постановки производства. Большую работу в этом направлении провела группа специалистов под руководством крупного оружейника П. И. Майна.

Пулемет и установки

ШКАС относился к системам автоматического оружия с газовым двигателем автоматики и питанием патронами из рассыпной металлической ленты. Запирание канала ствола производилось перекосом затвора вниз, стрельба – с заднего шептала. Увеличение темпа стрельбы достигалось большой скоростью движения подвижной системы (от 9 до 12 м/с) и уменьшением длины ее хода. Для этого, например, патрон перед подачей в патронник удерживался подавателем под наклоном вверх. Высокий темп стрельбы потребовал ряда специальных решений. Так, стенки патронника ствола снабдили продольными канавками, выходящими за передний срез гильзы («канавки Ревели»). При выстреле часть пороховых газов устремлялась в канавки, уменьшая силу сцепления гильзы со стенками патронника и облегчая тем самым ее экстракцию. Возвратно-боевая пружина выполнена трехжильной. Пружинные буфера затворной рамы и затвора смягчали удар подвижной системы в заднем положении и повышали скорость ее возврата вперед. В спусковой механизм для увеличения живучести ввели буферную пружину шептала.

Но главной изюминкой ШКАСа была система питания. При высоких скоростях подвижной системы извлечение патрона из ленты и подача на линию досылания за один цикл автоматики неизбежно приводили бы к разрывам гильз и выпадению пуль. Подача патрона производилась особой зубчаткой (барабаном) на 10 гнезд, вращавшейся внутри неподвижного кожуха. На оси зубчатки и внутренней поверхности кожуха выполнялся винтовой паз. При повороте зубчатки патрон закраиной гильзы скользил по винтовому пазу так, что его извлечение из ленты и подача происходили за 10 выстрелов. Не менее остроумно был решен выбрасывающий механизм, удалявший гильзу за пределы оружия в два такта.

ШКАС был первым во многих отношениях. Предшествовавшие ему авиационные пулеметы ПВ-1, ДА и ДА-2 были приспособленными для установки на самолетах наземными пулеметами «Максим» и ДП, то есть продолжали опыт Первой мировой войны. По сравнению с ПВ-1, например, ШКАС был короче и в 1,3 раза легче, более чем вдвое превосходя его по темпу стрельбы. Спаренный ДА-2 пулемет ШКАС превосходил по темпу стрельбы в 1,5 раза, был вдвое легче и опять же компактнее. Непрерывная подача ленты позволяла полностью использовать боекомплект в полете без перезаряжания и для неподвижных, и для подвижных установок. Значительно увеличивая огневую мощь самолета, ШКАС одновременно «экономил» место и массу в нем. ШКАС стал одним из первых специально разработанных авиационных пулеметов, причем с учетом текущего развития авиации и его перспектив. Из зарубежных пулеметов тех лет к специально «авиационным» можно отнести французский «Дарн» и германский MG.15. Но такой темп стрельбы в серийных одноствольных системах был достигнут впервые. Для сравнения: французский «Дарн» давал 1100–1200 выстр/мин, американский «Кольт-Браунинг» – 900, германский MG.17 – 1100. Наиболее близко к ШКАСу подошел 7,92-мм германский MG.81 модели 1938 года – в одинарном варианте он весил 6,5 кг и имел темп стрельбы 1600 выстр/мин, в спаренном (81Z) – соответственно 13 кг и 3200 выстр/мин.

ШКАС применялся в трех вариантах. Крыльевая и турельная версии его установки были представлены на утверждение в ЦК ВКП(б) уже 17 февраля 1934 года и получили одобрение. Первым из серийных самолетов обрел это оружие истребитель И-16 – на нем установили крыльевые пулеметы. Открытая турельная установка, разработанная Н. Ф. Токаревым, принята на вооружение весной 1934 года. Позднее, с созданием самолетов с улучшенными скоростными характеристиками разработали и другие варианты турельных (блистерных) установок с прозрачным экраном, например верхние турели системы Г. М. Можаровского и И. В. Веневидова МВ-5 (ставилась на самолет Су-2) и МВ-3 (самолеты СБ, ТБ-3). Для бомбардировщиков СБ и ДБ-3 Можаровским и Веневидовым под ШКАС разработана выдвижная нижняя люковая установка МВ-2 с перископическим прицелом. В 1937 году принят синхронный вариант, разработанный в тульском ЦКБ-14 К. Н. Рудневым, В. И. Салищевым, В. А. Галкиным, В. П. Котовым, а в 1938-м – установка синхронного ШКАСа разработки Г. Г. Куренкова, М. И. Владимирского, В. А. Галкина. Синхронизатор, допуская стрельбу через винт, снижал ее темп до 1650 выстр/мин, зато некоторое удлинение пути разгона пули увеличивало ее начальную скорость до 800–850 м/с.

Формирование авиационного пулеметного комплекса логично завершила разработка под руководством Н. М. Елизарова вариантов 7,62-мм патрона с бронебойной пулей Б-30, бронебойно-зажигательной Б-32 (для поражения защищенных броней бензобаков), трассирующей Т-30 (позже Т-46), бронебойно-трассирующей БТ, зажигательно-пристрелочными ЗП или ПЗ. Патроны к авиационному пулемету внешне почти не отличались от «наземных», однако в их конструкции имелся ряд отличий, связанных с использованием в высокотемпном оружии: усилены стенки гильзы и крепление пуль. Для отличия патроны для ШКАСа на закраине гильзы несли букву «Ш». Патроны, помеченные красным профилем пропеллера, предназначались для стрельбы из синхронного пулемета и соответственно отвечали более жестким требованиям по времени от накола капсюля до пролета пули через плоскость винта. При снаряжении лент к авиационным пулеметам патроны с бронебойными и бронебойно-зажигательными пулями обычно составляли около половины.

В производстве и на службе

Уже 28 марта 1935 года К. Е. Ворошилов писал наркому тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе: «Опытное самолетное строительство и серийное производство мы переводим на пулеметы ШКАС, а в 1936 году все самолеты серийного производства будут выпускаться только с этими пулеметами». Интересный штрих: если введенный в 1936 году нагрудный знак для выпускников военной школы летчиков и летнабов содержал силуэты авиабомбы и пулемета ДА, то знак выпускников школ летнабов и штурманов 1938 года – бомбы и пулемета ШКАС. Выпуск ШКАСов непрерывно нарастал: если в 1933-м их полукустарным способом собрали 365 штук, а в 1934-м – 2476, в 1935-м – 3566, то в 1937-м – 13 005, в 1938-м – 19 687. Когда в июле 1939 года из состава Тульского оружейного завода был выделен Тульский станкостроительный завод (завод № 66 НКВ, впоследствии – Тульский машиностроительный завод), ему передали производство станкового пулемета «Максим» и авиационного ШКАС. В 1940 году выпуск ШКАСов составил 34 233 штук. ШКАС стал еще и одним из первенцев в изготовлении отечественного автоматического оружия по принципу массового, поточного производства.

Впервые ШКАСы приняли участие в воздушных боях на советских истребителях в ноябре 1936-го над Мадридом. Год спустя вооруженные ШКАСами И-16 и И-15 сражались с японскими самолетами над Китаем. Проявили себя ШКАСы и в боях на Халхин-Голе, и в Советско-финляндской войне.

Тактико-технические характеристики ШКАС

  • 7,62х54R Патрон
  • 10,6 кг Масса тела пулемета
  • 935 мм Длина пулемета
  • 605 мм Длина нарезной части ствола
  • 775-825 м/c Начальная скорость пули
  • 1800 выстр/мин Темп стрельбы
  • 0,29 кг Масса секундного залпа
  • рассыпная звеньевая лента Питание

В 1935–1937 годах К. Н. Руднев, В. Н. Полюбин, А. А. Тропенков отрабатывали так называемую механическую спарку ШКАС (МСШ) – органически спаренные ШКАС с темпом стрельбы до 6000–6400 выстр/мин. Штоки пулеметов снабжались зубчатыми рейками и связывались шестерней, в результате цикл автоматики включал два цикла выстрела, а максимальная сила отдачи не превышала ее величины при одном выстреле. В доработке спарки приняли участие А. А. Мамонтов, Н. Ф. Токарев, А. А. Волков.

Нужно сказать, что в этот период у ШКАСа появился весьма серьезный соперник – в 1936 году на ковровском заводе № 2 им. Киркижа был создан пулемет системы И. В. Савина и А. К. Норова с противоположно движущимися стволом и затвором и темпом стрельбы 2800–3000 выстр/мин. 8 июня 1937 года Комитет Обороны при Совнаркоме постановил дать заказ на серийное производство 7,62-мм пулемета Савина – Норова (СН).

Между тем 15 мая 1937 года Шпитальный и Комарицкий закончили отработку «сверхскорострельного» Ультра-ШКАС – время цикла автоматики еще сократили, придав стволу движение вперед после отпирания. Постановлением Комитета Обороны от 13 мая 1939 года на вооружение ВВС принят турельный Ультра-ШКАС. Пулеметы Ультра-ШКАС и СН использовались на истребителях во время Советско-финляндской войны 1939–1940 годов.

Укрупнение калибра

Работа над крупнокалиберными авиационными пулеметами началась еще до принятия ШКАСа на вооружение. В 1931 году в Коврове на основе пулемета ДК изготовили опытный 12,7-мм пулемет с увеличенным темпом стрельбы, а ПКБ Тульского оружейного завода получило задание на разработку 12,7-мм авиапулемета по образцу пулемета Шпитального. К 28 мая 1932 года в тульском ПКБ изготовили 12,7-мм пулемет, созданный на основе ШКАСа Семеном Владимировичем Владимировым (1895–1956). Пулемет не был механически «увеличенным» ШКАСом – при разработке перекомпонована система автоматики (газовая камера и шток поршня переместились под ствол), усовершенствованы механизм вращения зубчатки и затвор с автоматическим спуском ударника.

В 1934 году принят на вооружение «12,7-мм авиационный пулемет системы Шпитального и Владимирова, ШВАК» (Шпитальный – Владимиров – авиационный – крупнокалиберный). Система питания, аналогичная ШКАСу, потребовала выпуска специально для ШВАКа 12,7-мм патрона с теми же пулями и пороховым зарядом, что и у патрона «наземного» пулемета ДК, но с выступающей закраиной гильзы. В связи с организацией производства ШВАКов на заводе № 2 Владимиров переехал в Ковров. Здесь заменой ствола он создал 20-мм автоматическую пушку ШВАК – так появился один из первых серийных образцов бикалиберного авиационного оружия.

В 1935 году на заводе № 2 изготовили 92 пулемета ШВАК и 7 опытных пушек ШВАК, а в 1936-м, когда 20-мм пушка ШВАК запущена в серийное производство – 159 пулеметов ШВАК и 300 пушек. 12,7-мм ШВАК вскоре с производства сняли.

Выстрелы к пушке ШВАК были созданы на основе той же гильзы, но поскольку гильза стала цилиндрической, небольшой пороховой заряд ограничил мощность патрона. Правда, для авиационной пушки она была достаточной. Масса ШВАК составляла: в крыльевом варианте – 40 кг, в турельном – 42 кг, а в варианте мотор-пушки – 44,5 кг. ШВАК ставились на истребители И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, бомбардировщики Ту-2 и Пе-8, патрульный самолет-бомбардировщик МТБ-2. На бомбардировщике Пе-8, например, устанавливали два ШКАСа на носовой турели НЭБ-42, пушки ШВАК на кормовой турели КЭБ-42 и верхней турели ТУМ-5 – причем все эти турели имели электрический привод. Синхронная установка ШВАК для истребителя И-16 разработана под руководством А. Г. Ротенберга. На И-16 (И-16П) ШВАК и получили первое боевое крещение над Халхин-Голом в 1939 году. К началу Великой Отечественной войны 20-мм ШВАК и 7,62-мм ШКАС были основным и самым массовым вооружением самолетов ВВС РККА. Кроме того, ШКАС и ШВАК ставили на торпедные катера Г-5 и Д-3.

Что касается крупнокалиберного авиационного пулемета, то в 1939 году к производству приняли 12,7-мм синхронный пулемет БС системы М. Е. Березина, а уже 22 апреля 1941 года – его же универсальный 12,7-мм УБ.

В боях воздушных и наземных

Свою роль в воздушных боях и ШКАС, и ШВАК сыграли. Полковник запаса Н. И. Филиппов, служивший в 171-м Тульском авиационном истребительном полку, вспоминал: «В начале войны наши истребители уступали в скорости немецким, но все равно благодаря более высокой маневренности самой машины и главное – высокой скорострельности ШКАСов мы достойно сражались с противником… Конечно, 7,62-мм патрон был слабоват – тут ничего не скажешь, но сам пулемет сработан туляками отлично. А вот ШВАКи – и пулемет, и пушка, особенно пушка – при такой же надежности, как и ШКАС, имели и более мощный патрон… Из них я сбил большинство своих противников».

И для ШВАКов, и для ШКАСов в 30-е годы планировалась также «наземная» карьера. Так, в Туле были разработаны мотоциклетная и автомобильная установки ШКАС, оставшиеся опытными. В 1940-м заводу № 66 заказали опытную партию пулеметных станков Соколова «с универсальной головкой для наземной стрельбы из пулемета ШКАС». Это скорее всего была попытка «утилизации» авиапулеметов нормального калибра, которые вскоре должны были заменить крупнокалиберные – скажем, на 1941 год план заказов ШКАСов составлял всего 3500 штук. Для 20-мм ШВАКов в Коврове на заводе № 2 в 1935 году изготовили «универсальные» зенитно-противотанковые треножные установки. Но работа эта не дала удовлетворительного результата, тем более что 20-мм патрон ШВАК был слабоват для «противотанкового». Зато в первый период Великой Отечественной войны ШВАК нашла применение как танковая пушка. Задание на доработку пушки для установки на легкие танки Наркомат вооружения выдал уже 5 июля 1941 года. Работу выполнил А. Э. Нудельман в ОКБ-16, доводилась пушка в ОКБ-15 Шпитального. 5 декабря 1941 года «ШВАК-танковая», выполненная на основе крыльевой ШВАК, принята на вооружение. Она получила обозначение ТНШ («танковая Нудельмана – Шпитального»), ставилась на танки Т-60, Т-40С, Т-38.

Тогда же авиационные пулеметы нашли применение в системе ПВО. 8 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление «О пулеметах для ПВО города Москвы»: «1. Разрешить НКАП взять из своих запасов на самолетных заводах 150 пулеметов БТ и БК и 250 пулеметов ШКАС и оборудовать их для охраны 10 авиационных заводов от воздушного нападения по указанию ПВО. 2. Обязать ВВС – т. Жигарева немедленно доставить в Москву (на самолетах) 1000 шт. пулеметов в распоряжение ПВО г. Москвы. 3. Обязать НКАП – т. Шахурина выделить из своих запасов 100 шт. пулеметов БК и 250 шт. пулеметов ШКАС и передать их в распоряжение ПВО г. Москвы». Зенитные установки под 7,62-мм пулеметы ШКАС и 12,7-мм УБ с кольцевыми прицелами были за неделю разработаны Можаровским, Веневидовым и Афанасьевым. В том же 1941 году ШВАК на тумбовых установках использованы как зенитное вооружение бронепоезда «Ковровский большевик».

ШКАС-турельный вариант

Описание

Принятие на вооружение в 1932 г. 7,62-мм авиационного пулемёта ШКАС открыло новую страницу в истории развития стрелкового оружия не только в СССР, но и во всём мире. Пулемёт ШКАС (Шпитальный-Комарицкий авиационный скорострельный) специально проектировался для применения в авиации. Он не являлся переделкой какого-либо сухопутного образца в авиационную модель, а представлял собой совершенно самостоятельную конструкцию.

Машины оснащающиеся этим вооружением

  • И-153 М-62 , И-153-М62 Жуковского
  • Су-2 М-82 , Су-2 МВ-5 , Су-2 ТСС-1
  • и многие другие советские самолеты.

Основные характеристики

Всего было принято на вооружение 3 типа пулеметов ШКАС:

Название Вес/скорострельность Начальная
Скорость
пули
Описание
ШКАС (т) - турельный 10,5 кг / 1800 выстр./мин 825-830 м/с Турельный, первая модификация.
ШКАС (к) - крыльевой 9,8 кг / 1800 выстр./мин 825-830 м/с Крыльевой пулемет ШКАС был взаимозаменяем с турельным и имел только те различия, которые диктовались удобством эксплуатации. Ручка заряжания в нем была заменена тросовым механизмом.
ШКАС (с) - синхронный 11,1 кг / 1650 выстр./мин 850-870 м/с Синхронный вариант пулемета ШКАС был создан в 1936 г. конструкторами В. Н. Салищевым, К. Н. Рудневым и В. П. Котовым. Отличительной особенностью конструкции синхронного механизма этого пулемета являлось перенесение всех основных его деталей, за исключением бойка и рычага взвода, с затвора на ствольную коробку. Увеличение длины ствола снизило скорострельность, но увеличило начальную скорость пули.

Состав лент

ШКАС (к) и ШКАС (с):

Название ленты Состав Описание
Стандартная Т-П-П-БЗ-ПЗ Стандартная лента, доступна сразу при покупке самолета, обладает низким бронебойным и зажигательным эффектом, что несколько компенсируется высокой скорострельностью оружия. Имеет в составе трассирующие пули, что позволяет вести более точную стрельбу, но демаскирует вас.
Универсальный вариант Т-БЗ-ПЗ-БЗТ Походит для атак практически всех целей. Отлично поджигает противников, как бронированных - бомбардировщики, так и ранних бипланов с полотняной обшивкой.
Трассирующая БЗТ Лента полностью состоящая из БЗТ выстрелов. Отлично подходит для изучения баллистики полета пули. Эффективна против всех видов целей.
Скрытая атака БЗ-БЗ-БЗ-ПЗ Самая эффективная лента, однако требует навыка стрельбы и знания баллистики оружия. Вариант для опытных игроков.

ШКАС (т):

Типы используемых боеприпасов:

1 - пристрелочная пуля
2 - трассирующая пуля
3 -бронебойно-зажигательная пуля
4 - пристрелочно-зажигательная пуля
5 - бронебойно-зажигательная трассирующая пуля

  • П - пристрелочная пуля, как видно на изображении - цельнометаллическая пуля. В условиях игры обладает наименьшим поражающим действием.
  • Т - трассирующая пуля, пуля с запрессованным в днище трассирующим составом, в связи с чем обладает несколько худшей баллистикой, но позволяет значительно точнее вести огонь, благодаря заметному дымному шлейфу.
  • БЗ - Бронебойно-зажигательня пуля, пуля сочетающая в себе бронебойное и зажигательное действие, наиболее эффективная пуля из представленных в игре, обладая неплохой баллистикой, позволяет пробивать легкобронированные цели, в том числе баки бомбардировщиков, мотогондолы двигателей и бронестекло кабины пилота. При этом не несет демаскирующего эффекта трассирующих пуль.
  • ПЗ - Пристрелочно-зажигательная пуля, не обладая бронебойным эффектом отлично поджигает полотняную и фанерную обшивку ранних самолетов, но малоэффективная против любых типов бронирования.
  • БЗТ - Бронебойно-зажигательная трассирующая пуля, фактически теже БЗ боеприпасы с дополнительным эффектом трассера, обладают чуть худшей баллистикой, чем обычные БЗ пули.

Как видно из сравнения самый "медленный" ШКАС (с) скорострельнее любого из конкурентов минимум на 500 выстрелов в минуту.

Так же ШКАС может похвастаться неплохой надежностью, благодаря его барабанной механике, уникальной системе подачи патрона и экстракции гильзы, однако стрельба длинными очередями не рекомендовалась, т.к. значительно увеличивался износ ствола.

Стоит отметить что ШКАС разрабатывался именно как авиационный, в то время как основные аналоги были адаптацией пехотных пулеметов для установки на самолеты.

Применение в бою

Наиболее эффективен данный вид вооружения против легких истребителей противника, при дистанции стрельбы не более 350 (максимум 400) метров, при стрельбе на большие расстояния указанной - пуля теряет энергию, а следовательно и поражающее действие. Так же тактика применения зависит от типа и места установки пулеметов:

ШКАС (с) , т.е. синхронный, устанавливается носу самолета, что обеспечивает высокую точность стрельбы на предельные дистанции, не беспокоясь о расстоянии сведения, как основное оружие устанавливается только на ранних самолетах СССР, наиболее видными представителями которых являются И-16 "Ишак" и И-153 "Чайка". Вести огонь по истребителям рекомендуется очередями по 1-2 секунды. При атаке бомбардировщиков стоит выцеливать уязвимые места такие как двигатели, экипаж, баки. Даже не смотря на высокую скорострельность атаки по корпусу бомбардировщика малоэффективны, что характерно для всех пулемето винтовочного калибра.

ШКАС (к) - крыльевой. Аналогично выше описанному ШКАС (с), только с поправкой на дистанцию сведения.

ШКАС (т) - турельный. Благодаря высокой скорострельности, является неплохим оборонительным вооружением на ранних этапах игры. Открывать огонь рекомендуется на расстоянии не более 600м, вести огонь лучше по двигателю, крыльям и пилоту машины неприятеля.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Высокая скорострельность;
  • Высокая надежность;
  • Низкая отдача;
  • Хорошая кучность стрельбы;
  • Большой боекомплект;
  • Быстрая перезарядка турельных пулеметов;
  • Хороший выбор лент.

Недостатки:

  • Низкая эффективность на дистанции более 400 метров;
  • Низкая эффективность против более поздних самолетов;
  • Невысокая настильность траектории полета пули.

Историческая справка

Впервые ШКАСы на советских истребителях применялись в воздушных боях в ноябре 1936 г. над Мадридом (тогда же в небе Испании воевали и бомбардировщики СБ, также несшие ШКАСы). Год спустя вооруженные ими И-15 и И-16 сражались с японскими самолетами над Китаем. Проявили себя ШКАСы и в боях на Халхин-Голе, и в советско-финской войне. Однако, к началу 40-х годов повышение пассивной защиты самолётов (бронирование рабочих мест экипажа, протектирование бензобаков) привело к тому, что эффективность пулемётов винтовочного калибра, в том числе и ШКАС, в борьбе с вражескими самолётами резко снизилась, они могли разрушить вражеский самолёт только при очень большом числе попаданий.

После войны Б. Г. Шпитальный писал: «Когда наши доблестные войска, взявшие штурмом Берлин, ворвались в канцелярию третьего рейха, то среди многочисленных трофеев, захваченных в канцелярии, оказался, на первый взгляд, необычного вида образец оружия, тщательно накрытый стеклянным колпаком, и лист бумаги с личной подписью Гитлера. Прибывшие для осмотра этого образца специалисты с удивлением обнаружили под стеклом тульский авиапулемет ШКАС-7,62, и находившийся при нем личный приказ Гитлера, гласящий о том, что тульский пулемет будет находиться в канцелярии до тех пор, пока немецкие специалисты не создадут такой же пулемет для фашистской авиации. Этого, как известно, гитлеровцам так и не удалось сделать. Немецкие специалисты не сумели раскрыть все секреты тульского пулемета». Для пулемёта ШКАС под руководством Н. М. Елизарова были отработаны патроны, которые имели трассирующие, зажигательные и комбинированного действия бронебойно-зажигательные пули, способные воспламенять бензиновые баки, защищённые броней. В этих патронах для предотвращения распатронирования (демонтажа) патрона при огромном темпе стрельбы в 30-50 выстрелов в секунду, утолщены стенки гильзы, усилено крепление капсюля в гнезде, введён двойной кольцевой обжим пули в дульце гильзы. На дне гильзы патронов для пулемётов ШКАС, помимо стандартных обозначений, ставилась буква «Ш». Капсюль окрашен в красный цвет. В остальном окраска стандартная для соответствующих типов пуль. Патроны, предназначенные для пехотного оружия в пулемётах ШКАС не могли применяться. Патроны к пулемёту ШКАС явились первыми в мире авиационными патронами, так же как сам ШКАС был первым мире авиаионным пулеметом.

Медиа

    Турельный пулемет ШКАС

    Устройство ШКАС (т)

    Установка пулемета ШКАС (к) в крыле штурмовика ИЛ-2

    Стрелок ведет огонь из ШКАС (т)

    Внешний вид и краткое описание пулемета ШКАС (т) на развороте журнала "Техника Молодежи"

См. также

  • ШВАК - первая советская авиационная малокалиберная автоматическая пушка калибра 20 мм.
  • ТНШ (20-мм) - танковый вариант пушки ШВАК

Ссылки

· Авиационные пулемёты
Америка 7,62-мм: Browning
12,7-мм:
2017-12-26T22:33:48+00:00

Авиационный пулемет ШКАС.

Разработчик: Шпитальный, Комарицкий
Страна: СССР
Изготовление опытного образца: 1930 г.
Испытания: 1932 г.
Принятие на вооружение: 1932 г.

Первый образец советского скорострельного авиационного пулемета ШКАС был изготовлен в 1930 году. Уже в начале июня 1932 года Шпитальный, Комарицкий и представитель ВВС Пономарев продемонстрировали пулемет наркомвоеномору К.Е.Ворошилову. Присутствовавший при этом представитель Оружпултреста И.Глотов впоследствии воспоминал:

«На демонстрации пулемета объяснения давали Шпитальный и Комарицкий, а также представитель ВВС Пономарев. По окончании демонстрации пулемета мною, по предварительному согласованию с изобретателями, было предложено испытать его в местном тире, на что Ворошилов дал свое согласие. С некоторым вполне понятным волнением встал за пулемет Комарицкий, и открытая по команде наркома обороны стрельба, казалось, слилась в один мощный шквал выстрелов… Все механизмы пулемета ШКАС действовали при стрельбе безотказно… Такой результат внепланового испытания пулемета вызвал одобрение Ворошилова. Он поздравил изобретателей с достигнутым успехом…»

Весь 1931 года шла доводка оружия. Несмотря на явную перспективность этого образца, он оказался очень сложным и потребовал значительных усилий конструкторов и технологов, направленных на оптимизацию технических решений, на повышение живучести оружия. К доводке системы подключился целый инженерно-конструкторский коллектив: И.Пастухов, П.Морозенко, И.Сомов, С.Ярцев, М.Мамонтов, К.Руднев, Г.Никитин, А.Троненков и др.

7 октября Реввоенсовет одобрил результаты полигонных испытаний, а 7 октября 1932 года Реввоенсовет СССР одобрил результаты полигонных испытаний пулемета и 11 октября 1932 года принял постановление о принятии его на вооружение под наименованием «7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального — Комарицкого образца 1932 года — ШКАС» (Шпитального — Комарицкого авиационный скорострельный).

Производство пулемета, освоенное Тульским оружейным заводом, проводилось полукустарными методами из-за чересчур сложной конструкции оружия. Переход советской оружейной промышленности к изготовлению авиационного автоматического оружия с высокой скорострельностью потребовал повышения производственной культуры, большой точности в чертежах, расчетах допусков, применения особенно качественных сталей и термической обработки деталей, определявших живучесть и безотказность работы автоматики. Отечественные оружейные производства, хотя они и находились на достаточно высоком техническом уровне, все же оказались неподготовленными для изготовления оружия такого класса. Наибольшие трудности возникли при подборе высокопрочных специальных сталей для самых напряженных деталей и пружин, а также при создании технологии их термической обработки. Именно этим объясняется очень малая живучесть первых пулеметов ШКАС, составлявших на первых порах ничтожные 1500-2000 выстрелов.

Одновременно с выдачей в марте 1933 года заказа на первую крупную партию пулеметов конструкторам предложили увеличить живучесть до 5000 выстрелов. В апреле 1933 года представлен доработанный вариант пулемета, известный под внутризаводским обозначением КМ-33 (конструкторская модель 1933 года), который пошел в производство в июле. Переход с полукустарного на серийное производство произошел только в начале 1934 года. Поэтому пулемет больше известен под обозначением «7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального — Комарицкого обр. 1934 г. (ШКАС)». Доводка продолжалась и после постановки производства. Большую работу в этом направлении провела группа специалистов под руководством отечественного инженера-оружейника П.И.Майна.

Пулемет ШКАС КМ-33 ранний.

Проблемы приходилось решать на ходу. Как известно, витые пружины при высоких циклических скоростях теряют свои упругие свойства, становясь, по сути, твердым телом. В пулемете ШКАС, возвратная пружина газового поршня, которая как раз работала в подобных условиях, быстро выходила из строя. Пришлось применить многожильную пружину, что значительно повысило ее стойкость. Для облегчения экстракции гильзы и предотвращения ее обрыва в каморе патронника ввели канавки Ревелли. При выстреле часть пороховых газов устремлялась в канавки, уменьшая силу сцепления гильзы со стенками патронника и облегчая тем самым ее экстракцию. Были введены также пружинные буфера затворной рамы и затвора, которые смягчали удар подвижной системы в заднем положении и повышали скорость ее возврата вперед. В спусковой механизм для увеличения живучести ввели буферную пружину шептала.

Первыми вариантами пулемета ШКАС были крыльевая и турельная версии, освоенные промышленностью в 1933-1934 годах. С 1935 года в производство пошла несколько измененная версия КМ-35, которая отличалась внешне от ранних моделей укороченным кожухом, охватывающего ствол с газоотводной трубкой, а в следующем году — окончательная серийная версия КМ-36 с рядом малозаметных внешне технологических доработок.

Первым из серийных самолетов обрел это оружие истребитель И-16 тип 4 — на нем установили крыльевые пулеметы с тросовым механизмом перезаряжания и системой тросов для спуска.

Установка пулемёта ШКАС в крыле И-16.

Открытая турельная установка Тур-8, разработанная Н.Ф.Токаревым, принята на вооружение весной 1934 года. В турельном варианте на дульной части ствола крепилась стойка флюгер-мушки (или переднего визира), на кожухе — стойка кольцевого прицела (заднего визира), на затыльнике — рукоятка удержания. Имелась рукоятка управления со спусковым крючком, связанным с шепталом через передаточный рычаг, Флажковый предохранитель запирал шептало. Рукоятка перезаряжания служила для отвода подвижной системы в крайнее заднее положение и при стрельбе оставалась неподвижной.

28 марта 1935 года Ворошилов писал Орджоникидзе: «… в 1936 г. все самолеты серийного производства будут выпущены с этими пулеметами.»

Позднее, с созданием новых типов самолетов разработали и другие варианты турельных (блистерных) установок с прозрачным экраном, например верхние турели системы Г.М.Можаровского и И.В.Веневидова МВ-5 (ставилась на самолет Су-2) и МВ-3 (самолеты СБ , ТБ-3). Для бомбардировщиков СБ и ДБ-3 Можаровским и Веневидовым под ШКАС разработана выдвижная нижняя люковая установка МВ-2 с перископическим прицелом.

Верхняя турель ТСС-1 и нижняя МВ-2 на бомбардировщике Ар-2.

В 1937 году был принят синхронный вариант, разработанный в тульском ЦКБ-14 К.Н.Рудневым, В.И.Салищевым, В.А.Галкиным, В.П.Котовым, а в 1938 году — установка синхронного ШКАСа разработки Г.Г.Куренкова, М.И.Владимирского, В.А.Галкина. Синхронизатор, допуская стрельбу через винт, снижал ее темп до 1650 выстр/мин. Чтобы компенсировать снижение скорострельности на синхронном варианте ШКАСа применили удлиненный на 150 мм ствол, что несколько улучшало внешнюю баллистику пули, увеличивая ее начальную скорость. Конструкция синхронного пулемёта ШКАС отличалась от оригинала переносом всех основных деталей, за исключением рычага взвода и бойка, с затворного блока на ствольную коробку. При этом на базе удлиненного синхронного ШКАСа существовали параллельно две версии — с тросовым механизмом заряжения и ручным.

ШКАС Синхронный, удлиненный с рукояткой заряжения.

В 1941 году появилась последняя версия ШКАСа с длиной ствола на 75 мм короче, чем у синхронной. ШКАС модели 1941 года предназначался исключительно для крыльевой установки штурмовиков Ил-2.

ШКАС в крыле Ил-2. Схема.

Поначалу, для стрельбы из пулемёта применялись валовые винтовочные патроны калибра 7,62 мм со всеми существовавшими в то время видами пуль, предназначенные для стрельбы из карабинов, винтовок, пулемётов. Однако в процессе испытаний выяснилось, что они не подходят для стрельбы из ШКАСа. Механизмы оружия, обладающего высоким темпом стрельбы (порядка 1800 выстр./мин), настолько быстро производят извлечение патрона из ленты и досылание его в патронник, что возникающие при этом инерционные перегрузки могут привести к демонтажу патрона. Задержки, которые возникали при стрельбе из ШКАСа обыкновенными патронами (демонтаж и излом патрона, выпадение капсюля, западание пули в гильзу, разрушение капсюльного состава) были вызваны именно инерционными перегрузками. Устранение большинства из вышеперечисленных задержек требовало разборки пулемёта, что во время полёта, естественно, невозможно.

Несовершенство патронов ставило под угрозу жизнь лётчика и выполнение боевой задачи. Прекрасно спроектированное оружие, как выяснилось, обогнало по совершенству патроны, которыми стреляло — довольно редкое явление в истории оружейной техники. Выход из создавшегося положения напрашивался сам собой: необходимы специальные авиационные патроны. За их разработку взялся коллектив конструкторов, возглавляемый Н.М.Елизаровым. К середине 30-х годов работа была завершена и, в результате, появились 7,62-мм патроны для пулемёта ШКАС.

Боеприпас к авиационному пулемёту по внешнему виду практически не отличаются от сухопутных винтовочных патронов. Вместе с тем, в их конструкции имеются малозаметные, но важные отличия, которые отражают специфику применения боеприпаса именно в оружии, обладающем высоким темпом стрельбы.

Для увеличения прочности крепления пули в гильзе патроны с обыкновенными пулями «Л» (лёгкая, обр. 1908 г.) и «Д» (тяжёлая дальнобойная обр. 1930 г., только для ГАУ), выпускавшиеся ТПЗ, имели двойной обжим дульца гильзы по высоте. С этой целью пули в таких патронах посажены глубже на 1,3 мм по сравнению с обычным патроном обр. 1908 г. На пулях отсутствуют канавки (каннелюры). Патроны, выпускавшиеся ППЗ, имели усиленный двойной обжим на краю дульца гильзы, который производился 4-мя плашками. После первого обжима патрон поворачивался на небольшой угол и затем производился повторный обжим на том же уровне. Длина патронов ППЗ оставалась стандартной, лёгкие пули могли как иметь, так и не иметь каннелюру.

По сравнению с гильзой обычного патрона гильзы для патронов к пулемёту ШКАС имели большую толщину стенок и дна. Это увеличило их прочность и позволило значительно уменьшить вероятность поперечного разрыва гильз при выстреле — задержки, абсолютно неустранимой в полёте. Гильзы к патронам ШКАС изготавливались как из латуни, так и из биметалла (сталь, плакированная томпаком), а впоследствии только из биметалла (на ТПЗ начиная с 1935-1936 гг., на ППЗ — с 1938 г.)

Для предотвращения перемещения капсюля в гнезде часто применялось его кольцевое кернение, сам капсюль уменьшился по высоте. Чтобы сохранить массу ударного состава при уменьшении высоты капсюля, запрессовка состава осуществлялась фигурным пуансоном, который распределял ударный состав по краям капсюля. Капсюльный состав с фольгой закреплялся в колпачке капсюля при помощи специально подобранных стойких лаков.

Помимо патронов с обыкновенными пулями «Л» и «Д» к пулемёту ШКАС были разработаны патроны с пулями специального назначения. Их номенклатура была достаточно широка и включала в себя:
— патрон с бронебойной пулей Б-30;
— патрон с бронебойно-зажигательной Б-32;
— патроны с трассирующими пулями Т-30 и Т-46;
— патрон с бронебойно-трассирующей пулей БТ;
— патрон с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей БЗТ;
— патроны с зажигательно-пристрелочной пулей ЗП и ПЗ.

Для отличия 7,62-мм «шкасовских» патронов от обыкновенных с 1938 года на фланце гильзы выштамповывалась буква «Ш».

Для стрельбы из пулемёта ШКАС патроны снаряжались в металлическую рассыпную ленту, звенья которой соединялись между собой самими патронами. При стрельбе звенья ленты вместе с гильзами выбрасывались из пулемётной установки за борт самолёта или в специальный кошель.

Звенья патронов в ленте для пулемета ШКАС.

Патроны к пулемёту ШКАС, как и прочие, укупоривались в «цинки» и деревянные ящики, на которые наносился специальный знак — надпись «ШКАС». Дополнительно наносился знак в виде красного или чёрного пропеллера.

Наличие красного пропеллера обозначает, что патроны допущены к стрельбе через винт самолёта. В этом случае движение подвижных частей пулемёта согласовывалось с вращением коленчатого вала двигателя через особое устройство — синхронизатор. Для допуска к стрельбе через винт, патроны подвергались тщательной аттестации. Основным проверяемым параметром было, так называемое, время срабатывания капсюльного состава, от которого существенно зависит момент, когда пуля покидает канал ствола оружия. Кроме того, более строго проверялись баллистические характеристики, герметичность патронов и др. На укупорку патронов успешно прошедших аттестацию наносился красный пропеллер, у не прошедших — чёрный. Патроны, у которых на ящике имелся знак в виде чёрного пропеллера были допущены для стрельбы из всех авиапулемётов, кроме синхронных.

В 30-е годы 7,62-мм патроны для пулемёта ШКАС выпускались на Тульском (ТПЗ) и Подольском (ППЗ) патронных заводах.

С началом Великой Отечественной войны патрон к пулемёту ШКАС с пулей Л приобрёл стандартную длину при этом прочность посадки пули в гильзе обеспечивалась за счёт более плотного обжима пули и строго контролировалась. Пуля могла иметь или не иметь каннелюру. В основном такие патроны использовались для учебных стрельб.

Во время войны 7,62-мм винтовочные патроны с пулями специального назначения выпускались на предприятиях, работающих по заказам ГУ ВВС (основная потребность в них была именно у авиации). Заводы производили такие патроны только со «шкасовскими» гильзами, имеющими утолщённые стенки. В 1942 году выяснилось, что патроны со спецпулями, поступающие в сухопутные войска с этих заводов (заказы по линии ГАУ) при использовании в пехотном оружии (пулемёты «Максим» и ДП, винтовка Мосина) дают задержки — наблюдались тугие экстракции гильзы. Для устранения этого недостатка гильз патронов, отгружаемых в сухопутные войска, покрывались специальным лаком.

Действие автоматики пулемета происходило за счет энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола. Питание пулемета производилось с помощью металлической звеньевой разъемной ленты. Пулемет был снабжен пружинными буферами затворной рамы и затвора.

Главной «изюминкой» ШКАСа была система питания, собственно, и позволившая достичь столь высокого темпа стрельбы — 1800 выстр./мин. Подача патрона производилась зубчаткой (барабаном) на 10 гнезд, вращавшейся на продольной оси внутри неподвижного кожуха. На оси зубчатки и внутренней поверхности кожуха выполнялся винтовой паз. При движении штока поршня назад его криволинейный гребень давил на ведущий ролик рычага подачи, качавшегося в горизонтальной плоскости, и поворачивал его влево. Рычаг своим пальцем проворачивал зубчатку. Патрон, подхваченный зубчаткой, входил закраиной гильзы в винтовой паз. За один цикл автоматики зубчатка поворачивалась на 1/10 оборота, при этом патрон скользил по винтовому пазу, извлекался из звена рассыпной ленты и перемещался назад.

Таким образом, извлечение патрона из ленты и его подача происходили плавно — к приемному окну ствольной коробки патрон подходил за полный оборот, т.е. 10 выстрелов. Здесь его подхватывал рычажный подаватель и прижимал к приемному окну, удерживая приподнятым вверх. Это позволяло сократить длину хода затвора. Непрерывная работа подающего механизма, снижение скоростей движения ленты и патрона при подаче на линию досылания предотвращало их повреждения, разрушение или перекос (правда, прочность гильзы и крепления в ней пули у авиационных патронов все же пришлось увеличить). Кроме того, описанная система позволяла уменьшить длину оружия, что немаловажно для размещения на самолете. При заряжании пулемета следовало освободить зубчатку, подвести к ней патронную ленту и с помощью откидной рукоятки заряжания провернуть зубчатку, введя в нее 8-9 патронов, затем включить подаватель.

Не менее остроумно был устроен выбрасывающий механизм. Его работа раскладывалась на два этапа. При движении назад затворная рама поворачивала в поперечной плоскости отражатель. Тот выталкивал гильзу из лапок затвора в боковое гнездо ствольной коробки, где она удерживалась подпружиненным гильзоулавливателем. Отсюда ее выталкивал через гильзоотводное отверстие выступ штока при движении вперед.

В затыльнике монтировались пружинные буферы затворной рамы и затвора. Они не только смягчали удар подвижной системы в заднем положении, но и повышали начальную скорость ее возврата вперед. В сочетании с малой длиной хода затвора и совмещением по времени операций перезаряжания это уменьшало длительность цикла автоматики и повышало темп стрельбы.

Схема работы пулемета ШКАС.

Вес пулемета ШКАС составлял: турельный вариант 10,5 кг; крыльевой 9,8 кг; синхронный — 11,1 кг. Баллистика и темп стрельбы у турельного и крыльевого вариантов одинаковы: при весе пули 9,6 г и заряде 3,2 г табличная начальная скорость 825 м/с, а темп 1800 выстр./мин. У синхронного варианта темп стрельбы ниже — до 1650 выстр./мин. Зато начальная скорость несколько выше (850 м/с) за счет большей длины ствола.

Турельный вариант устанавливался на самолетах Ил-4 , Пе-8 , ТБ-4 , ТБ-3 (на ТУР-6), Ер-2 , ДБ-3, СБ, У-2ВС , Р-5 и других. Крыльевой вариант устанавливался на истребителях И-16 и штурмовиках Ил-2, а синхронный — на истребителях И-16, И-153 , ЛаГГ-3 , Як-1 , Як-7 и др.

Серийное производство пулеметов ШКАС постоянно росло. В 1933 году было выпущено 365 экз., в 1934 году — 2476, в 1935 году — 3566, в 1937 году — 13005, в 1938 году — 19687, в 1940 году — 34233, в 1943 году — 29450, в 1944 году — 36255 и в 1945 году — 12455.

Пулемет ШКАС был оружием выдающимся во многих отношениях, по сути, являясь первым отечественным чисто авиационным пулеметом, сконструированным с учетом требований своего времени. Непрерывная подача ленты, многожильная возвратно-боевая пружина, бешеная скорострельность — это было реализовано в ШКАС впервые.

К негативным моментам конструкции ШКАСа относится весьма высокая трудоемкость и сложность конструкции пулемета. Также к недостаткам можно отнести невозможность смены направления подачи ленты. Из-за замысловатой схемы движения патрона, подача осуществлялась только снизу справа, что правда несколько снижало остроту этой проблемы, по сравнению с классическими схемами подачи патрона чисто слева или чисто справа.

С появлением ШКАСа в советской школе стрелкового оружия произошел отход от концепции унификации оружия для всех видов вооруженных сил, за которую ратовали советские мэтры Федоров и Дегтярев. Хотя ШКАСы иногда применялись и в качестве ручных, и зенитных на различных импровизированных станках, высокий темп стрельбы делал их живучесть в «сухопутном варианте» крайне малой. Что ж, это было закономерной платой за выдающиеся качества этого оружия.

Среди современников — пулеметов, созданных в других странах, не было оружия равного ШКАСу по темпу стрельбы. Некоторые образцы иностранных пулеметов, конечно достигали таких параметров как у ШКАСа, но только за счет снижения надежности.

Модификации:

ШКАС (т) — турельный, первая модификация.

ШКАС (кр) — крыльевой пулемет ШКАС был взаимозаменяем с турельным и имел только те различия, которые диктовались удобством эксплуатации. Ручка заряжания в нем была заменена тросовым механизмом. Вес — 9,8 кг; при весе пули 9,6 г и заряде 3,2 г табличная начальная скорость 825 м/с, а темп 1800 выстр./мин. Крыльевой вариант устанавливался на истребителях И-16 и штурмовиках Ил-2.

ШКАС (с) — синхронный вариант пулемета ШКАС был создан в 1936 году конструкторами В.Н.Салищевым, К.Н.Рудневым и В.П.Котовым. Отличительной особенностью конструкции синхронного механизма этого пулемета являлось перенесение всех основных его деталей, за исключением бойка и рычага взвода, с затвора на ствольную коробку. Вес — 11,1 кг, темп стрельбы- до 1650 выстр./мин, начальная скорость — 850 м/с.

Характеристики:

Калибр, мм: 7,62
Патрон: 7,62 х 54 мм R
Принципы работы: Отвод пороховых газов
Скорострельность,
выстрелов/мин: 1800 (ШКАС (с) — 1650)
Вид боепитания: ленточное
Вес (турельный), кг: 10,5
Темп стрельбы, выст./мин: 1800
Начальная скорость, м/с: 825

Турельный пулемет ШКАС в музейной экспозиции.

Турельный пулемет ШКАС в музейной экспозиции.

ШКАС (Шпитального - Комарицкого авиационный скорострельный) - первый советский скорострельный авиационный пулемёт.

В 1920 году, работая механиком на одном из заводов, Шпитальный задался целью изготовить скорострельный пулемёт. Но в то время у него не было необходимого опыта, не хватало знаний. После окончания Московского механического института молодой инженер приступил к осуществлению своего замысла и вскоре представил проект такого пулемёта, который обратил на себя внимание исключительной смелостью решений ряда сложных вопросов конструирования автоматического оружия. Когда проект был готов, для оказания помощи Шпитальному в доработке образца и скорейшем изготовлении его к нему был прикомандирован опытный оружейный конструктор И. А. Комарицкий.

1930 год. Был изготовлен первый образец скорострельного авиационного пулемёта, созданный Шпитальным при участии Комарицкого. Это была первая в мире авиационная система, которая сразу выдвинула СССР на первое место в этой области вооружения.

1932 год. Была завершена окончательная отладка конструкции.

Июнь 1932 года пулемёт был представлен К. Е. Ворошилову
14 июля 1932 года пулемёт был одобрен правительством, которое приняло решение форсировать его доработку и предъявить на государственные испытания.
7 октября 1932 года Реввоенсовет одобрил результаты полигонных испытаний пулемёта.
11 октября 1932 года принял постановление о принятии его на вооружение под наименованием "7,62-мм авиационный скорострельный пулемёт системы Шпитального - Комарицкого образца 1932 года.

Особенности конструкции
В системе применили принцип построения автоматики, основанный на отводе части пороховых газов. Газы, проходя камеру закрытого типа, оказывают давление на поршень, связанный непосредственно со штоком, который и приводит в движение систему. Этот принцип автоматики был использован в дальнейшем при создании ряда удачных конструкций.
Запирание канала ствола осуществляется перекосом затвора вниз. Ударно-спусковой механизм действует от возвратно-боевой пружины. Спусковой механизм обеспечивает ведение только непрерывного огня. Он снабжен предохранителем флажкового типа, запирающим шептало. Питание патронами производится из металлической звеньевой разъемной ленты. Механизм подачи ленты к приемнику барабанного типа, приводится в действие от затворной рамы. Экстракция стреляной гильзы производится лапками затвора, а её отражение - подвижным отражателем, связанным со штоком затворной рамы. Пулемёт снабжен пружинными буферами затворной рамы и затвора.
Высокий темп стрельбы в пулемёте ШКАС получен за счёт короткого хода подвижных частей автоматики и совмещения ряда операций по перезаряжанию. Во избежание демонтажа патрона его извлечение из звена ленты осуществляется за десять циклов работы автоматики, что достигается за счет винтового паза на кожухе зубчатки. Для смягчения ударов подвижных частей на шептало, при посадке и после окончания очереди, установлена буферная пружина.

Патроны
Для пулемёта ШКАС под руководством Н. М. Елизарова были отработаны патроны, которые имели трассирующие, зажигательные и комбинированного действия бронебойно-зажигательные пули, способные воспламенять бензиновые баки, защищённые броней. В этих патронах для предотвращения распатронирования (демонтажа) патрона при огромном темпе стрельбы в 30-50 выстрелов в секунду, утолщены стенки гильзы, усилено крепление капсюля в гнезде, введён двойной кольцевой обжим пули в дульце гильзы. На дне гильзы патронов для пулемётов ШКАС, помимо стандартных обозначений, ставилась буква «Ш». Капсюль окрашен в красный цвет. В остальном окраска стандартная для соответствующих типов пуль. Патроны, предназначенные для пехотного оружия в пулемётах ШКАС не могли применяться. Патроны к пулемёту ШКАС явились первыми в мире авиационными патронами.

Необычные осечки
Неожиданно при стрельбе возникли осечки. Для выяснения причин была создана специальная комиссия. Ее возглавил главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов.
«Мы организовали опытные стрельбы. Они показали, что все сомнительные патроны в обычных винтовках, ручных и станковых пулемётах сухопутных войск работают безотказно, а в авиационных пулемётах продолжают давать осечки. Выяснилось и то, что есть какие-то партии патронов, которые не дают осечек при стрельбе из ШКАС. Но какие и почему - этого никто не мог точно установить. На очередном заседании комиссии я обратил внимание на лежащие на столе образцы боевых капсюлей. Стал внимательно их рассматривать и обнаружил одну деталь: фольга в месте крепления с капсюлем была покрыта чёрным или красным лаком. Красный лак был импортным, а чёрный - отечественным. Провели новые стрельбы. Капсюли, покрытые импортным лаком, не давали осечек. Вторые, наоборот, давали осечки. Все патроны с капсюлями, покрытыми чёрным лаком, были немедленно изъяты из ВВС и переданы для использования в сухопутные войска. Военно-воздушные силы стали снабжаться патронами с капсюлями, покрытыми красным лаком. Комиссия предложила также провести тщательное исследование отечественного лака. Оказалось, что наши химики не доработали: лак, предложенный ими, вредно влияет на фольгу. Было предложено срочно устранить этот дефект. Вскоре создали новый лак, вполне отвечающий предъявляемым к нему требованиям. Осечки прекратились».


Модернизация
При всех достоинствах пулемётов системы ШКАС их первые выпуски, изготовленные по чертежам опытного образца, имели недостаточный ресурс - около 1500-2000 выстрелов.
В марте 1933 г. советское правительство, давая заказ на первую крупную партию пулемётов, предложило конструкторам повысить их живучесть, доведя её до 5000 выстрелов.
В апреле 1933 г. Шпитальный и Комарицкий представили образец, который отличался от своего предшественника не только лучшей живучестью, но и некоторыми изменениями, положительно сказавшимися на простоте конструкции пулемёта. В новой модели была существенно изменена её основная деталь - коробка, введены пять новых деталей вместо тринадцати упразднённых. Эти переделки повлекли за собой значительное количество изменений размеров и допусков сопряжённых деталей.
В июле 1933 г. начался выпуск пулемётов по новым чертежам.
24 декабря 1934 г. закончено испытание пулемёта ШКАС с витой трёхжильной возвратно-боевой пружиной. Предыдущая возвратно-боевая пружина часто выходила из строя, не выдерживая более 2500-2800 выстрелов. Пробовали различные сорта стали, меняли диаметр пружин и толщину проволоки, но ничего не помогало, и после определённого количества выстрелов, стрельбу приходилось останавливать для замены пружины. Оригинальное решение было найдено Шпитальным, который предложил делать пружину многожильной витой. Испытания показали, что живучесть витой трёхжильной возвратно-боевой пружины равна 14 000 выстрелов.
В 1935-1936 гг. К. Н. Рудневым, В. Н. Полюбиным и А. А. Троненковым была разработана механическая спарка пулемётов ШКАС, в которой суммарный темп стрельбы двух пулемётов был доведён до 6000-6400 выстрелов в минуту.
15 мая 1937 г. Шпитальный и Комарицкий закончили изготовление опытного образца пулемёта УльтраШКАС. Применив в нём принцип подвижного ствола при ходе вперёд, они достигли скорострельности - 2800-3000 выстрелов в минуту.

С 1936 г. пулемёты системы ШКАС заняли доминирующее положение в системе вооружения советской авиации.