Дуэльные пистолеты 19 века характеристики. Как заряжали дуэльные пистолеты во времена пушкина

Длина пистолета: 39,5 см

Материал: металл, дерево

Подвижные части: спусковой крючок, замок

Вес одного пистолета: 800 г

Производитель: Denix (Испания)

Упаковка: цветная картонная коробка

Не требует разрешения на приобретение и ношение
Вложен сертификат

На данный товар не распространяется общая система скидок

Посмотреть на другие товары марки Denix Вы можете

Вы можете купить дуэльные пистолеты 19 века только в магазине или с курьерской доставкой по Санкт-Петербургу. Почтой данный товар не высылается по причине запрета почты России на пересылку конструктивно схожих с оружием предметов.

- Является ли это оружие огнестрельным?

Нет это не огнестрельное, не пневматическое, не травматическое и не страйкбольное оружие.

В нашем магазине продаются только макеты оружия.

- Какие подарочные варианты для хранения вы можете предложить?

В нашем магазине продаются настенные кронштейны для размещения модели на стене.

Дуэльные пистолеты применялись во время поединков в защиту чести и достоинства между двумя соперниками и должны были соответствовать всем правилам кодекса. Это - свод правил проведения дуэли, не подтвержденный официальными властями, но известный и соблюдаемый в тех сословиях, в которых практиковались дуэли. В нашей стране самым известным стал кодекс Дурасова 1912 года.

Изначально в поединках не применялось огнестрельное оружие, выбирали то, что всегда под рукой - сабли, шпаги, рапиры. Доходило даже до анекдотичных случаев, когда оружием становились канделябры или кобра. С появлением дуэльных пистолетов 19 века такие факторы как физическая сила или возраст соперников перестали играть какую-либо роль в поединке. Они были быть абсолютно одинаковыми (это проверялось секундантами) и обычно нумеровались. Каждый из соперников приезжал на поле битвы со своей парой пистолетов, которые не должны были быть им пристреляны и какую из них использовать решал жребий. В настоящее время дуэли запрещены законом.

Посмотреть, что из себя представляют дуэльные пистолеты, можно на видео:

Пистолеты с капсюльным ударным замком, в зависимости от применения, конструкции и особенностей внешней отделки можно условно разделить на несколько разновидностей.

Во первых это обычные военные пистолеты, применявшиеся в армии. Это относительно качественное оружие, как правило лишенное излишних элементов украшения и имеющее строгие черты.

Во вторых это гражданское оружие, предназначенное для целей самообороны. В эту категорию могли попасть как очень дешевые и безвкусно оформленные пистолеты, так и уникальные высокоточные, созданные знаменитыми мастерами. Особенности декоративной отделки и применяемые материалы некоторых образцов позволяют назвать их настоящими произведениями искусства.

В отдельную категорию стоит выделить дуэльные пары и спортивное оружие. К этим пистолетам предъявлялись особые требования. Они как правило, сочетали в себе высокую точность и изящество в убранстве. Если про дуэльные пистолеты известно достаточно много, то спортивное оружие 19 века мало изучено. Возможно спортивное оружие порой использовалось и в качестве дуэльного.

Попытаемся подробно проиллюстрировать устройство спортивного пистолета с капсюльным ударным замком на примере пистолета Эдуарда Эбигта (Eduard Ebigt 1811—1883).

Калибр представленного пистолета 10 мм (что в общем-то маловато для дуэльного или военного оружия), длина ствола 187 мм, общая длина оружия 325 мм, вес 670 грамм.

Конструктивно Eduard Ebigt Pistol percussion состоит из ствола, ложа, капсюльного ударного замка, спускового механизма, спусковой скобы и шомпола.

Шомпол стальной с латунным наконечником, шарнирно закреплен под стволом у дульного среза. Шарнирное крепление шомпола предотвращает его потерю при ношении и эксплуатации. Рукоятка шомпола представляет собой стальную «пуговицу» на конце шомпола, имеющую округлую форму.

Ствол пистолета имеет восьмигранное сечение. Канал ствола нарезной, восемь нарезов прямоугольной формы имеют правонаклоное закручивание.

Ствол расширяется в казенной части и у дульного среза. Самая тонкая часть ствола расположена на расстоянии примерно в ¼ длины ствола, считая от дульного среза. В нижней части ствола в паз «ласточкин хвост» установлено ушко с прямоугольным отверстием для крепления ствола к ложу с помощью плоского фиксирующего клина (задвижки). Ушко для шарнирного соединения с шомполом припаяно к стволу. Интересно, что элементы декоративной отделки в казенной части, в местах где ствол закрывает ложе, не выполнены. Золотая проволока всечена в гравированный рисунок на верхней и наклонной гранях ствола, а так же примерно на ½ длины вертикальных граней. На поверхности ствола у дульного среза золотое кольцо полностью замкнутое.


В казенную часть ствола установлен казенный винт с выступающим вправо приливом и резьбовым отверстием под брандтрубку. Казенный винт заканчивается крюком для крепления ствола к съемному хвостовику и соответственно к ложу.

Капсюльный ударный замок размещен с правой стороны пистолета. Поверхности курка и замочной доски обильно покрыты гравировкой растительного орнамента.

Ложе в месте установки замка имеет вырезы под выступ спускового рычага, уздечку и боевую пружину. Нижний край замочной доски фиксируется в ложе винтом.

Крепление замка в ложе осуществляется за счет винта, установленного в сквозное поперечное отверстие в ложе. Головка винта размещена в круглой втулке с потайным отверстием.

Замок состоит из замочной доски, оси курка с боевым и предохранительным выступами, уздечки с винтами крепления, спускового рычага с винтом и двуперой боевой пружины. Верхнее (длинное) перо боевой пружины через поводок соединено с осью курка. Нижнее (короткое) перо является возвратной пружиной спускового рычага.

Спусковой механизм капсюльного пистолета Эдуарда Эбигта типа Stecher (французский шнеллер), состоит из спускового курка, спусковой личины, фиксирующего рычага, пружин и регулировочного винта.


Конструкция спускового механизма позволяет производить плавный спуск, что существенно повышает точность стрельбы.

Так называемый французский шнеллер имеет регулировочный винт, позволяющий настраивать усилие спуска. Для постановки спускового крючка на шнеллер, спусковой крючок необходимо просто продвинуть вперед.

В нижней части цевья установлено металлическое основание для крепления шомпола в «боевом» положении пистолета.

Основание представляет собой изогнутую стальную пластину с полостью для установки шомпола и зажима в виде «губок» удерживающих стержень шомпола. Основание крепится к цевью с помощью двух винтов.

Ложе в местах установки ствола, замка, спускового механизма, хвостовика казенного винта, ушка для крепления ствола, основания для шомпола имеет соответствующие вырезы.

Отверстия в ложе позволяют разместить крепежные винты основания крепления шомпола, фиксирующей задвижки ствола, винтов крепления замка, хвостовика казенного винта, спусковой скобы и хвостовика рукоятки. Рукоятка пистолета имеет фигурную форму, образованную продольными пазами.

Хвостовик рукоятки стальной, повторяющий контур сечения рукоятки. Поверхность хвостовика украшает гравировка растительного орнамента. Крепления хвостовика рукоятки в ложе осуществляется с помощью винта с фигурной головкой. Препятствует осевому перемещению вокруг крепежного винта два боковых выступа с тыльной части хвостовика.

Крепежные винты имеют различную форму и предназначены для крепления в металлических резьбовых отверстиях деталей оружия или в древесине ложа. Фиксирующий клин (задвижка) ствола представляет собой плоскую пластину с ограничительным выступом овальной формы с одной из сторон. Брандтрубка (сосок) имеет резьбовую цилиндрическую часть для вкручивания в отверстие казенного винта, основание с двумя плоскими гранями, для удобства откручивания ключом и стержень для надевание капсюля.

Наружная поверхность спусковой скобы покрыта гравировкой растительного орнамента.

Спусковая скоба имеет в нижней части выступ под палец. Крепление спусковой скобы в ложе осуществляется с помощью крюка в передней стойки, который входит в паз спусковой личины и винтом через сквозное отверстие в нижней части.

Прицельные приспособления капсюльного пистолета состоят из мушки и целика. Мушка установлена в верхней части ствола у дульного среза и может перемещаться поперечно каналу ствола в пазу «ласточкин хвост». На основании слева от мушки нанесена метка, указывающая вероятно правильное (пристреленное при испытаниях) положение мушки.

Хвостовик казенного винта двухступенчатый, сужающийся к задней части. Хвостовик покрыт гравировкой. Крепление хвостовика в ложе осуществляется с помощью винта, который проходит сквозь ложе и вкручивается в спусковую личину.


В хвостовике казенного винта установлена мушка, которая регулируется по высоте. Позади мушки размещен регулировочный винт, вкрученный в нижний выступ мушки.

При вращении регулировочного винта по часовой стрелке целик поднимается, при вращении против часовой стрелки опускается, за счет чего стрелок может корректировать прицельную дальность.

Маркировки, нанесенной на оружие не так много. В нижней части казенного винта имеется буквенно-цифровой текст «MB 1», в нижней казенной части ствола имеется символ, напоминающий литеру «С».

В верхней части ствола пистолета золотом выполнена инкрустация с именем мастера и местом изготовления оружия «E. EBIGT IN FREIBERG». Имя мастера Эдуарда Эбигта из Фрайберга (Саксония) крайне редко упоминается в оружейной литературе и обычно в связи с изготовлением им охотничьих ружей. Более подробной информации о мастере не смог нам представить и владелец пистолета.

Очень приятно, когда появляется возможность подробно проиллюстрировать устройство какого-нибудь пистолета. Еще приятнее, когда это оригинальный кремневый или капсюльный пистолет, который изготовлен более сотни лет назад. Огромная благодарность неравнодушным людям, как в нашей стране, так и за ее пределами, благодаря которым сайт имеет возможность демонстрировать качественные и подробные фотографии.

Сто восемьдесят лет назад камер-юнкер Александр Пушкин дрался на дуэли с поручиком кавалергардского полка Жоржем де Геккереном (Дантесом). Обстоятельства и ход поединка вроде бы изучены досконально, но до сих пор историки не могут точно сказать, почему противник Пушкина остался жив, несмотря на попадание пули в грудь? Спасла ли его собственная рука, которой он защищался, медная пуговица или же он смухлевал и воспользовался дополнительной защитой — такая версия время от времени всплывает в публикациях.

На дуэли Пушкин, как известно, был смертельно ранен в живот. Дантес, согласно отчету старшего полицейского врача, был ранен «в правую руку навылет и получил контузию в брюхо».

Мы решили рассмотреть технические аспекты поединка — тактику, уровень подготовки стрелков, характеристики оружия и т. д. Особое внимание уделили пресловутой пуговице и гипотетической кирасе Дантеса. Нам удалось найти два материала, где показаны эксперименты со стрельбой из дуэльных пистолетов по металлическим пластинам-пуговицам, получить комментарий хирурга и эксперта по дульнозарядному оружию.


Уроки нравственности и хороших манер

Строго регламентированный поединок не только позволял дворянину ответить на оскорбление, но, по замыслу европейских моралистов, способствовал улучшению нравов в обществе. Ведь неловкая шутка или неуместный каламбур могли закончиться для острослова фатально. Правда, дуэль требовала полностью уравнять шансы противников, а в поединках на холодном оружии преимущество в здоровье, возрасте и подготовке нередко превращало поединок в узаконенное убийство. Этим пользовались, чтобы, не нарушая закон, расправиться с соперником и даже политическим оппонентом.


Все изменил пистолет. Не зря его прозвали уравнителем шансов: старик мог сразить юношу, силач — уступить слабому. Относительная доступность оружия и боеприпасов позволяла гражданским практиковаться в стрельбе так же тщательно, как и военным. Наконец, в поединке на пистолетах всегда присутствовал элемент случайности. К середине XVIII века дуэли на пистолетах стали доминировать, а к концу XIX почти вытеснили другие виды поединков.

Первые дуэльные наборы выпустила мастерская британского оружейника Ментона (Manton) — пара полностью идентичных пистолетов (их отличали только номера «1» и «2» на деталях) в специальном футляре из дорогих пород дерева. Помимо оружия, в набор входили пороховница, запас пуль, пулелейка, шомполы, молоток и масленка.

Кто дрался на дуэлях

Драться на дуэли могли только дворяне — межсословные поединки не допускались. Также исключались дуэли между кровными родственниками, больными; считалось нелепым драться со стариками или подростками, нельзя было принять вызов по карьерным или экономическим соображениям, кредитор не мог драться с должником.

Фото: предоставлены российским отделением Ассоциации дульнозарядного оружия

Правила были очень разными. Противники могли стрелять с места, а кому делать первый выстрел, определялось жребием. Но чаще стреляли на опережение, например, противники вставали спинами друг к другу, по команде секунданта быстро поворачивались, взводили курки и производили выстрел. Наиболее известный вариант — дуэль с барьерами, именно так дрались Пушкин и Дантес. В русском варианте барьеры — любой предмет, шпага, плащ — ставились на 10-15 шагах, это семь-десять метров. Противники разводились на 20-30 шагов. По команде секунданта они начинали идти в направлении барьеров и могли стрелять в любой момент с любого расстояния.

Если стрелявший первым промахивался, он оставался на месте (в так называемой «позе дуэлянта» — полубоком, рука прикрывает грудь, пистолет — голову), а его оппонент мог подойти вплотную к барьеру, прицелиться и выстрелить. На ответный выстрел, обычно давалась минута, раненому стрелку — две. Промедливший терял право на выстрел. Осечка тоже считалась выстрелом.

У Пушкина и Дантеса барьеры стояли на 10 шагах, противников разводили на 20 — по пять шагов до барьера каждому.

Оружием служили капсюльные пистолеты, предположительно, знаменитого французского мастера Лепажа с нарезным стволом калибром 12 миллиметров. «По точности эти пистолеты не уступают современным. Рекорд на 25 метров — 100 очков. Современная спортивная мишень, обычная десятка, хорошие стрелки укладывают в нее 10 пуль», — говорит представитель российского отделения Ассоциации дульнозарядного оружия в Международном комитете дульнозарядных ассоциаций Игорь Вербовский, поясняя, что сегодня во многих странах, в том числе Финляндии, Польше, Прибалтике, проводятся соревнования по стрельбе из старинного оружия.

Навеска пороха в дуэльных пистолетах колебалась от трех до восьми грамм, в зависимости от калибра. Пуля 50-го калибра весом около 12 грамм покидала ствол со скоростью порядка 350 метров в секунду. Ее энергия достигала 730 Джоулей — это чуть больше, чем у пистолета ТТ, однако пробивная способность круглой свинцовой пули была значительно ниже, и скорость она теряла быстрее, чем современная пуля. По наиболее распространенной версии, секунданты зарядили в пистолеты Пушкина и Дантеса ослабленные заряды пороха.

Как это делали русские

Считается, что русские дуэли отличались особой кровавостью — в Европе барьеры ставились обычно на 30 шагах, и для сатисфакции достаточно было выстрелить в сторону противника. В России поединки часто велись до тех пор, пока один из дуэлянтов не будет убит или тяжело ранен. Практиковалась дуэль «через платок» — с дистанции развернутого платка, концы которого дуэлянты удерживали руками. В 1824 году будущий декабрист Рылеев стрелялся с князем Константином Шаховским с трех шагов, из-за близкой дистанции пули дважды попадали в пистолеты противников.

Дуэльные пистолеты Лепажа

В первой половине XIX столетия в России для военного отказ от дуэли фактически означал выход в отставку, для светского человека — отлучение от высшего общества. Историки считают, что немалую роль в этом сыграли войны начала века — русско-шведская война 1808-1809 годов и заграничные походы русской армии в ходе наполеоновских войн. С одной стороны, множество офицеров познакомилось с традициями европейской аристократии, в том числе дуэльными, с другой, многие военные были подвержены посттравматическому синдрому — боевые офицеры привыкли смотреть смерти в лицо, чувствовали себя победителями сильнейшей армии мира и освободителями Европы. Это отразилось в гипертрофированных представлениях о чести и отношении к дуэлям.

Как проходили поединки

Литература и кино сформировали стереотип поединка: дуэлянты медленно шагают навстречу друг другу, не спеша поднимая пистолеты, тщательно целятся… На самом деле поединок мог выглядеть совсем не так. «Была такая стратегия — ее предпочитали опытные дуэлянты — быстро, чуть ли не бегом пройти свое расстояние и стрелять в приближающегося противника, поясняет Игорь Вербовский. — Стрелок создавал себе выгодные условия: его противнику на ходу трудно сделать прицельный выстрел, вдобавок, встав боком, ты максимально уменьшаешь свою проекцию, а когда идешь, это сделать трудно».

Технически для подготовленного стрелка пробежать пять шагов и с семи метров быстро поразить мишень размером с человеческий торс несложно. По словам Вербовского, на костюмированном стрелковом шоу в Финляндии, российские стрелки из дульнозарядного оружия специально ставили эксперимент: средне подготовленный стрелок, прежде не имевший дела с дуэльными пистолетами, практически подбегал к барьеру и стрелял в картонную мишень навскидку. Из шести попыток пять увенчались успехом. Одна пуля поразила край мишени, остальные попали ближе к центральной линии.

Эту стратегию выбрал в последней дуэли и Пушкин, он очень быстро преодолел расстояние до барьера и начал целиться. Но Дантес переиграл его, выстрелив сходу, не доходя до барьера буквально одного шага.

Уровень подготовки дуэлянтов

Александр Сергеевич слыл хорошим стрелком и, по легендам, с 10 шагов мог попасть из пистолета в карточного туза. «Мишеней не сохранилось, но есть воспоминания современников, — рассказывает Вербовский. — В кишиневской ссылке поэт, едва встав с постели, не одевшись, стрелял в стену из пистолета по много раз. Есть воспоминания его крепостного, что во время ссылки в Михайловском, Пушкин каждое утро всаживал по сотне пуль в стену амбара. Вообще у него репутация была хорошего стрелка, с ним опасались стреляться».

Даже тот факт, что будучи тяжело раненным, Пушкин нашел силы не просто сделать ответный выстрел, но поразить противника, многое говорит и о его мастерстве, и о характере. Поэт стрелял полулежа, опираясь на левую руку.



Картина Адриана Волкова «Последний выстрел А. С. Пушкина»

Дантес, профессиональный военный, тоже должен был иметь хорошую стрелковую подготовку, кроме того, как напоминает Вербовский, учась в офицерской школе во Франции, он завоевывал чемпионский титул в стрельбе по голубям. Это предтеча современной стендовой стрельбы или спортинга (стрельба из дробовика по летящим глиняным тарелочкам).

Пушкина иногда называют опытным дуэлянтом, едва ли не бретером, приписывая ему десятки дуэлей. На самом деле у поэта было около 30 дуэльных историй — так называют ситуации с вызовом на дуэль, но большинство закончились примирением. До поединка с Дантесом поэт выходил к барьеру четыре раза, и только один раз стрелял в противника, но промахнулся. О дуэльном опыте Геккерена-Дантеса точных сведений нет.

Почему выжил Дантес

В ожидании выстрела Дантес, как и положено, стоял боком, прикрываясь рукой с пистолетом. Пуля прошила предплечье и ударила в туловище — получив ранение, он упал, но быстро поднялся.

По официальной версии, от пули Дантеса спасла пуговица, однако на суде она не была предъявлена. Это породило слухи о том, что убийца Пушкина вел нечестную игру, надел кольчугу или специально изготовленную для него кирасу, плотно прилегающую к телу. Ведь перед дуэлью противников не осмотрели.

Мнение современных экспертов на сей счет расходятся. «Пуля, выпущенная поэтом, пробила рукав, мягкие ткани руки, вновь рукав и ударилась о ткань мундира, пробить который уже не смогла. На передней поверхности грудной клетки, защищенной мундиром, вполне могло не остаться вообще никаких повреждений, в том числе ссадин. Хотя раненый, безусловно, почувствовал бы удар в грудь», — прокомментировал «Ленте.ру» врач-хирург Михаил Храменков.

В ходе финского эксперимента производились выстрелы в манекен (пластиковый мешок с землей, одетый в куртку М65), на который крепились медные пластины толщиной два миллиметра и диаметром около пяти сантиметров — они играли роль пуговиц. При уменьшенной навеске пороха, до 3,5 грамма (тот самый ослабленный заряд), пуля не пробила пуговицу, оставив вмятину и прорвав мешок. Конечно, этот эксперимент нельзя считать научным, хотя бы из-за материала манекена. Тем не менее в подтверждение «пуговичной» версии говорят европейские, в частности английские источники XVIII-XIX века, описывающие случаи, когда пуговицы и монеты спасали от пистолетной пули, а жертва в результате попадания испытывала сильную боль, но оставалась практически невредимой.

С другой стороны, нам неизвестно точно, сколько пороха было в пистолете, из которого стрелял Пушкин, ведь при падении ствол его пистолета забился снегом, и секунданты подали ему другой. Авторы документально-постановочного фильма «Пушкин. 29-я дуэль» тоже экспериментировали с оружием XIX века. У них пуля, выпущенная по манекену из баллистического желатина, прошила тело и вогнала в него пуговицу.


*****

От пули Пушкина лечили клизмой

Причина смерти Александра Пушкина, великого русского поэта и писателя, известна каждому пятикласснику. Поэт был смертельно ранен в дуэли с французским офицером Жоржем Шарлем Дантесом.

По подсчетам историка литературы Владислава Ходасевича, до дуэли с Дантесом у Пушкина было уже несколько десятков вызовов на дуэль, причем сам Пушкин был инициатором пятнадцати, из которых в итоге состоялись только четыре.

Конфликт между Пушкиным и Дантесом, спровоцированный влюбленностью Дантеса в жену Пушкина, Наталью Гончарову, и ревностью поэта, длился несколько лет. Точку в нем поставила дуэль, состоявшаяся 8 февраля 1837 года у Черной речки на окраине Санкт-Петербурга.

Пушкин и Дантес стрелялись с расстояния 20 шагов. Дантес стрелял первым. Пуля попала поэту в живот, задев шейку бедра. После ранения Пушкин смог выстрелить в ответ, но серьезной раны противнику не нанес. С места дуэли Пушкин был доставлен домой.

В дни после ранения Пушкин находился в сознании. Он находил в себе силы общаться с многочисленными посетителями, желавшими справиться о его здоровье.

В то же время его мучили настолько сильные боли, что ночью жена, дремавшая в соседней комнате, вскакивала от его криков.

Причиной болей, как отмечал историк и литературовед Петр Бартенев, в частности, были клизмы.

«Доктора, думая облегчить страдания, поставили промывательное, отчего пуля стала давить кишки...» — писал он.

Пушкин часто просил холодной воды и делал лишь несколько глотков.

К полудню следующего после дуэли дня поэту стало легче. Он разговаривал с Владимиром Далем и шутил, а окружающие получили надежду на выздоровление поэта. В первоначальных прогнозах засомневались даже доктора — они говорили друзьям раненого, что предположения медиков иногда бывают ошибочными и, возможно, Пушкин поправится. Он даже сам помогал ставить себе пиявок.

Но поэт чувствовал, как слабеет. Он то и дело подзывал к себе жену, но на долгие разговоры у него не было сил. К ночи ему снова стало хуже.

На следующий день Пушкину снова стало немного лучше. Иван Спасский, один из врачей, занимавшихся лечением Пушкина, отмечал, что у того потеплели руки, пульс стал более явным. К семи вечера, как писал Спасский, «у него теплота в теле увеличилась, пульс сделался гораздо явственнее и боль в животе ощутительнее».

«Собственно, от боли страдал он, по словам его, не столько, как от чрезмерной тоски, что нужно приписать воспалению брюшной полости, а может быть, еще более воспалению больших венозных жил», — вспоминал Даль.

Утром 10 февраля собравшиеся доктора единогласно признали положение Пушкина безнадежным. Жить ему, по их оценкам, оставалось не более двух часов.

Дом Пушкина был окружен таким количеством людей, что его друзьям пришлось прибегнуть к помощи Преображенского полка. Поэту становилось все хуже, но он продолжал оставаться в сознании. Незадолго до смерти ему захотелось морошки. Пушкин пожелал, чтобы жена покормила его из своих рук.

«Вот увидите, что он будет жив, он не умрет», — сказала она, обнадеженная, Спасскому.

Но уже совсем скоро он попросил находившихся у кровати Спасского, Даля и Константина Данзаса, своего лицейского товарища, повернуть его на правый бок.

Вскрытие тела проводил Спасский. Даль писал: «При вскрытии оказалось: чресельная часть правой половины раздроблена, часть крестцовой кости также; пуля затерялась около оконечности последней. Кишки были воспалены, но не убиты гангреной; внутри брюшины до фунта запекшейся крови, вероятно, из двух бедренных или брыжеечных вен. Пуля вошла в двух дюймах от верхней передней оконечности правой чресельной кости и прошла косвенно или дугою внутри большого таза сверху вниз по крестцовой кости. Пушкин умер, вероятно, от воспаления больших вен в соединении с воспалением кишок».

Произойди дуэль сегодня, Пушкин имел бы шансы выжить, считают современные врачи. Объем кровопотери, по оценкам историка хирургии Удермана, составил 40% от всего объема крови в организме, что сейчас уже не считается смертельным благодаря возможности переливания крови. Пушкин же донорской крови не получил. Вместо госпитализации Пушкина отвезли домой, волоком дотащив до саней, усугубляя травматический шок.

Раненых в живот в то время не оперировали, а наука не знала ни асептиков, ни антибиотиков, ни наркоза. Их рекомендовалось лечить с помощью припарок, касторки, слабительного и клизм.

Применение пиявок усугубило кровопотерю. К тому времени, по словам доцента Пермской медицинской академии Михаила Давидова, автора книги «Дуэль и смерть А. С. Пушкина глазами современного хирурга», у поэта уже начался перитонит. Благодаря попавшим в брюшную полость инородным телам — пуле, которую никто не вытащил, частям одежды, костным осколкам — туда проникла инфекция. Кровь из поврежденных сосудов тем временем заполнила малый таз и оттуда тоже изливалась в брюшную полость. Туда же попали и бактерии из гангренозно измененного участка стенки тонкой кишки. Болезнь могла осложниться еще и остеомиелитом тазовых костей.

В современной интерпретации диагноз Пушкина звучал бы так:

«Огнестрельное проникающее слепое ранение нижней части живота и таза. Многооскольчатые огнестрельные инфицированные переломы правой подвздошной и крестцовой костей с начинающимся остеомиелитом. Травматогенный диффузный перитонит. Гангрена участка стенки тонкой кишки. Инфицированная гематома брюшной полости. Инородное тело (пуля) в области крестца. Флебит тазовых вен. Молниеносный сепсис. Травматический шок. Массивная кровопотеря. Острая постгеморрагическая анемия тяжелой степени. Острая сердечно-сосудистая и дыхательная недостаточность. Полиорганная недостаточность».

Для спасения Пушкина необходимо было после ранения оказать первую помощь, наложив асептическую повязку и введя обезболивающие и кровоостанавливающие средства.

Далее его следовало в лежачем положении транспортировать в хирургическое отделение, по дороге вводя заменители плазмы крови и противошоковые средства. В стационаре надо было бы провести срочное обследование, включающее рентгенографию и УЗИ, а затем оперировать поэта под общим наркозом. В послеоперационный период необходима была бы интенсивная терапия с применением антибиотиков.

«При выполнении в полном объеме указанных мероприятий смертельный исход в связи с тяжестью ранения мог бы все равно наступить, однако шансы на выздоровление составили бы не менее 80%, ибо летальность при подобных огнестрельных ранениях ныне составляет 17,2 — 17,5 %», — отмечает Давидов.

Но в первой половине XIX века об аспектах, сейчас кажущихся самими собой разумеющимися, никто и не подозревал. Даже в 1980-х годах, по оценкам крупного советского хирурга Бориса Петровского, шансы Пушкина на выживание составили бы 30-40%.

На специальной научной конференции, посвященной ранению и смерти поэта, он так сформулировал общее мнение собравшихся: «С позиции современной хирургии мы можем сказать, что перед тяжелым ранением А.С.Пушкина наши коллеги первой половины XIX века были беспомощны».


Дуэльные пистолеты. October 6th, 2016

Здравствуйте уважаемые.
Коль мы с Вами продолжаем педалировать тему дуэлей, то уж точно никак не можем обойти тему дуэльного оружия, а конкретно дуэльных пистолетов. Иных видов оружия сейчас касаться не буду, но скорее всего немного расскажу о них в следующем посте. Как мы уже с Вами выяснили, именно пистолет стал основным дуэльным оружием в России. И в этом есть своя логика, ведь драться на пистолетах мог практически любой дворянин. Пистолеты уравнивали соперников в возрасте, физическом развитии, степени тренированности. Стрелковое мастерство на дуэли имело значительно меньшее значение, чем мастерство фехтовальное. И на первое место выходили случай и психологическая уравновешенность стрелка. Ведь как гласит часть русской национальной поговорки "пуля - дура" :-)

Дуэльный пистолет - это особый, отличающийся от иных вид оружия. И не в том смысле, что они технически как то уж сильно отличались, вовсе нет. Чаще всего, это было своего рода произведение искусства. И очень красивое произведение. Большинство дуэльных гарнитуров (мы чуть ниже поговорим с вами, что это) отличались особо тщательной выделкой. Они украшались гравировкой по стали, инкрустациями золотом и серебром, ложи изготавливались из ценных сортов деревьев. Стволы выковывались из лучших сортов букетного дамаска и подвергались глубокому воронению в черный, коричневый или голубой цвета. В декоре часто использовали арабески и гротеск. В общем, красота.

Сие и неудивительно. Стрелялись то дворяне, и многие из них были людьми далеко не бедными. Ну и в последние минуты перед возможной гибелью им хотелось держать в руках что-то изящное и красивое. Этакая почти японская эстетика смерти.
Хотя главным, конечно, в дуэльном пистолете было не красота и эстетика, а надежность и убойная сила. Кстати, тут в середине 20 века, некая комиссия, исследовавшая причины гибели Лермонтова на дуэли произвела для сравнения контрольные выстрелы и из дуэльного пистолета и армейского ТТ, состоявшего на вооружении тогда. Оказалось, что пробивная способность дуэльного пистолета лишь немногим уступает мощи ТТ, оболочечная остроконечная пуля которого пробивает насквозь восемь сухих дюймовых досок на расстоянии 25 метров. Вот такие вот пироги...

Но мы немного отвлеклись.
Итак, говоря о дуэльных пистолетах, мы должны понимать, что говорить о них в единственном числе - это абсолютно неверно. Пистолеты приобретались в так называемом гарнитуре, сиречь дуэльной паре пистолетов, отличающихся друг от другом только цифрой на рукояти (cоответственно I и II), зарядного шомпола, деревянного молоточка, пулелейки, пороховницы, пороховой мерки, инструментов — отвертки, прочистки, крейцера для разряжания пистолета. Все это компактно было расположено в особом ящике. Это и называлось гарнитуром.

До первой трети XIX века дуэльный пистолет оснащался так называемым «французским батарейным» замком, то есть кремневым замком. В чем суть. замок представлял собой две "собачки" в одной из которых находился кремень, а другая огниво. При нажатии курка, "собачки" сходились и вышибали искру, которая попадала на находящуюся под ними пороховую полку и воспламеняла порох на ней и в стволе, после чего следовал выстрел. Ну, на всякий случай расскажу, если кто забыл или не знал, что пистолет был однозарядный и дульного заряжания. То есть перед выстрелом, надо было положить тужа порох, а затем забить пулю обернутую пыжом. Пули были круглые, свинцовые, диаметром 12—15 мм и весом 10— 12 грамм.

Кремневый замок

Понятно, что сей замок не способствовал успешности дуэли. Очень много было осечек. При дожде вообще стреляться было очень проблематично. А если еще секунданты договорятся и положат двойной или тройной заряд пороха, чтобы отдача была посильнее и дыма побольше - то попасть было и вовсе сложно.
Настоящую революцию в дуэльном деле произвело создание Александром Джоном Форсайтом (священником, кстати) так называемого капсульного замка. Собачка теперь была по капсулю - сиречь медному колпачку, защищенного от непогоды и внутри которого была химическая смесь, которая воспаменяла порох в стволе. Практически полностью были исключены осечки, влияние погоды, уменьшилось количество дыма и как следствие - точность стрельбы. Именно такие дуэльные пистолеты приобрели самое широкое распространение.

Капсульный замок

Так как обычно по негласным правилам дуэлянты должны были стреляться из незнакомого оружия, то гарнитур приобретался на один раз. Дальше или сдавался в ломбард, или оставлялся для собственной коллекции. Кстати, неважно какие пистолеты могли использоваться в дуэли - нарезные или гладкоствольные. Главное - чтобы они были одинаковые.

Первоначально, самыми лучшими, самыми стильными и модными считались английские дуэльные пистолеты. Но со временем мода на них прошла, и в тренде стали французские и немецкие. Однако и наши оружейники не отставали: в Санкт-Петербурге у купцов Куракина, Жернакова, Пономарева, Сургучева, Шишкина, а также в мастерских придворных оружейных мастеров Бертрана и Орлова. В Москве пистолеты можно было заказать у Артари Коломба на Басманной или Ивана Аристова. В Туле — у Никиты Крапивинцова. В Париже — у оружейника Наполеона Николя Буте, у Тома в галерее Делорм; у Девима на Итальянском бульваре; у Карона и Фирмена в Оперном проезде; у Гастин-Ренетта на улице Антенн. В Германии — у знаменитой династии оружейников Кухенрейтеров из города Регенсбурга в Баварии. В Праге — у Антонина Винсента Лебеды
Но пожалуй, самыми знаменитыми стали изделия Анри Лепажа, которые можно было заказать в Париже на улице Ришелье, или в его представительстве в России.

Дуэльный гарнитур от Лепажа

Под конец, предлагаю Вам полюбоваться сим изящным, но смертельным произведением искусства

Пистолеты от Ивана Аристова

от Кухенрейтеров

Изделия от Буте

Товар от Гастин-Ринетта

от Девима

Оружие Антонина Винсента Лебеды

Приятного времени суток.