Спортивное фехтование оружие. Наиболее важные правила ведения фехтовального поединка (обобщение)

Семикратная чемпионка мира, девятикратная чемпионка Европы, бессчетнократная чемпионка нашей страны — в общем, «первая сабля мира» Софья Великая помогла разобраться в правилах фехтования и всей душой полюбить этот захватывающий вид спорта.

Чемпионат мира по фехтованию, прошедший в июле в столичном «Олимпийском», преподнес нам сюрприз. И дело не в масштабах мероприятия, хотя и они поражают воображение: на состязания заявились 912 спортсменов из 108 стран. И даже не в триумфе российской сборной, который был вполне заслужен и ожидаем, поэтому никак не тянет на сюрприз.

Приехав на чемпионат по приглашению компании Tissot, официального хронометриста соревнований, мы неожиданно для себя увидели фантастическое шоу, которое по зрелищности и накалу страстей заткнет за пояс любой рок-концерт. Эпитет «фантастический» как нельзя лучше описывает электрифицированную экипировку участников, в которой они похожи на инопланетных захватчиков, и нечеловеческую скорость их движений. Это же слово приходит на ум, когда дорожки под ногами спортсменов (так и хочется назвать их «сценой») вспыхивают яркими цветами синхронно с фонарями на масках, иллюстрируя укол. И конечно же, фантастические децибелы выдают зрители, поддерживая хозяев турнира — российскую сборную.

Зрителей на трибунах много, и аплодисменты то и дело раздаются невпопад: разобраться в правилах спортивного фехтования поначалу бывает непросто. Чтобы понять, чем отличаются поединки на рапирах, шпагах и саблях, стоит совершить небольшой экскурс в историю.

Колоть, а не рубить

Первые шпаги появились в Испании в середине XV века в ответ на распространение латных доспехов. Разрубить мечом цельнометаллические пластины было практически невозможно, зато точный колющий удар в сочленение лат мог принести бойцу победу. Шпага представляла собой длинный меч с узким обоюдоострым (а позже даже граненым) клинком, предназначенным прежде всего для того, чтобы колоть, а не рубить. Характерная особенность шпаги — сложная гарда, защищающая руку и позволяющая отражать атаки противника экономными короткими движениями, а не размашистыми силовыми.

Придворный дресс-код того времени предполагал ношение оружия в повседневной жизни вместе с гражданской одеждой. Военная шпага, несмотря на узкий клинок, была для этого слишком тяжела. Ее облегченная версия получила название espadas roperas — «меч для одежды». Во французский язык термин перекочевал в слегка искаженном виде — la rapier, или рапира.

Несмотря на формальное наличие лезвий, рапира была слишком легка для рубящих ударов. И все же она оказалась неплохим оружием самообороны. Вместо щита фехтовальщик с рапирой использовал кинжал или дагу (специальный кинжал для левой руки с развитой гардой). Так принцип «колоть, а не рубить» перешел в дуэли, хотя латные доспехи в них не использовались.

В Италии фехтованию на шпагах обучали с помощью тренировочного оружия с граненым клинком без лезвий и тупым наконечником вместо острия. На итальянском языке такое оружие получило название fioretto, на английском стало называться foil, а на русском так и осталось рапирой. Удары разрешалось наносить только в торс: во-первых, ученики носили кожаные защитные жилеты, а во-вторых, колющие удары в руку или ногу считались неэффективными — после них противник все еще мог продолжать бой.

Сабля — универсальное оружие, которое может одинаково хорошо рубить и колоть. Сабли были особенно любимы кавалеристами за их режущие свойства, обусловленные характерным изгибом клинка.

Три основные дисциплины современного фехтования (сабля, шпага и рапира) по сути вполне соответствуют своим историческим корням. Но, взглянув на оружие, этого не скажешь. Внешне спортивная шпага, рапира и сабля настолько похожи друг на друга, что отличить один снаряд от другого сможет только опытный болельщик.

Все клинки абсолютно прямые. Разумеется, ни один из них не имеет лезвия, и каждый увенчан тупым наконечником. Все они хорошо гнутся, так как в случае поломки могли бы мгновенно превратиться в острое боевое оружие. Да, шпага слегка тяжелее и несколько жестче за счет трехгранного клинка (у рапиры клинок четырехгранный, у сабли — трапециевидный). Есть и другие особенности, но все же главное отличие — в правилах проведения поединков.

Фонарь рассудит

Самые простые правила у шпажистов: очко получает тот, кто первым нанесет укол. Счет идет на доли секунды, поэтому фехтовальщикам не обойтись без электрофиксации уколов. Наконечник шпаги представляет собой что-то вроде кнопки, которая срабатывает при усилии в 7,4 Н (750 гс). Легкие касания шпагой соперника засчитаны не будут. Кстати, хорошие уколы спортивной шпагой весьма чувствительны.

Двухжильная проводка от наконечника проходит по желобу вдоль клинка и соединяется с разъемом, спрятанным за гардой. К разъему подключается провод, который проходит через рукав защитной куртки и соединяется с аппаратом.

До недавнего времени соединение всегда было проводным: перемещаясь вдоль дорожки, спортсмен вытягивал провод из инерционной катушки, как из рулетки. Сегодня на смену катушке приходит радиопередатчик. «Фехтовать с беспроводной системой очень удобно, — говорит Софья Великая, — катушка оказывает слабое, но все же заметное сопротивление движению. В редких случаях провод не успевает смотаться правильно и запутывается».

Аппарат ведет хронометраж (длительность поединков ограничивается по времени), фиксирует уколы, демонстрирует счет. Когда у спортсмена на шпаге срабатывает наконечник, на его стороне загорается фонарь соответствующего цвета (одному участнику присваивается зеленый цвет, другому — красный). Если следом противник нанесет ответный укол, фонарь на его стороне уже не загорится: очко присуждается тому, кто уколол первым. Исключение составляют случаи, когда участники наносят друг другу уколы в пределах четверти секунды. Такие уколы считаются нанесенными одновременно: загораются два фонаря, и оба спортсмена получают очко.

В фехтовании на шпагах засчитываются уколы в любую часть тела, кроме затылка. Поэтому у спортивных шпаг самая крупная гарда (13,5 см в диаметре), ведь рука тоже может стать мишенью соперника. Интересная особенность современной шпаги (а также рапиры) — пистолетная рукоять, которая за счет естественного положения запястья позволяет совершать более точные и экономные движения. Шпага с пистолетной рукоятью — это квинтэссенция колющего оружия: нанести ею рубящий удар практически невозможно.

Соревнования шпажистов автоматизированы в наибольшей степени, поэтому наблюдать за ними очень просто: чей фонарь загорелся, тот и получает балл. Тем не менее рефери может не засчитать укол, если он нанесен с нарушением правил. Именно судья, а не аппарат, начинает и останавливает поединок, ориентируясь на часы. Уколы, нанесенные после команды Halte! («Стоп!»), не засчитываются.

Д’Артаньян, ты не прав!

Фехтование на рапирах — весьма тонкое искусство, и наблюдать за ним немного сложнее. Одновременные уколы здесь не засчитываются, приоритет первого укола не действует, при этом практически при каждой атаке загорается сразу два фонаря. Дело в том, что в рапирах действует так называемое правило правоты атаки. Когда спортсмен начинает атаку, он получает приоритет. Его соперник обязан отразить атаку, прежде чем наносить укол. В некоторых случаях парирование и контратака могут представлять собой буквально одно движение, но факт отражения атаки и перехода приоритета не ускользнет от взгляда опытного судьи.

Рапира легче и мягче шпаги, ее наконечник срабатывает при усилии 4,9 Н (500 гс). Ей не нужна большая гарда: рапиристы не целятся в руки, ведь засчитываются только попадания в корпус. Помните фехтование на fioretto? Оно дошло до нас практически в неизменном виде, разве что кожаный жилет сменился на электрический, в ткань которого по всей площади вплетена токопроводящая проволока.

В проводе, который тянется за рапиристом, не две жилы, а три. При срабатывании наконечника на рапире аппарат проверяет, касается ли оружие электрожилета. Если нет, то на аппарате загорается белый фонарь и укол не засчитывается.

Фехтование на саблях — самая динамичная дисциплина. Саблисты могут наносить как рубящие, так и колющие удары выше пояса, включая руки и голову. Вместо электрожилета они надевают электрокуртку, к которой с помощью провода подсоединяется маска с токопроводящим воротом. «Кнопки» на наконечнике сабли нет. Результативным ударом считается любой контакт сабли с электрокурткой или маской. Как и в рапирах, в саблях действует принцип правоты атаки и приоритет определяет рефери.

«В фехтовании на саблях удар может прийти в любой момент и с любой стороны, — рассказывает Софья. — Если рапирист может позволить себе планомерно следовать заготовленной тактической схеме в течение всего поединка, то саблист должен постоянно перестраивать свою тактику и мгновенно принимать решения». А для зрителя сабля — это самые высокие скорости, нестандартные движения, невероятные акробатические прыжки и самые эффектные стоп-кадры.

Один за всех и все за одного

«Личное и командное фехтование отличаются друг от друга, как два разных вида спорта, — рассказывает чемпионка. — Когда настраиваешься на личную победу, твоими конкурентами оказываются самые разные спортсмены, в том числе и соотечественники. Ты борешься с ними на главных турнирах своей жизни: чемпионатах Европы и мира, Олимпийских играх. А буквально на следующий день нужно сплотиться и вместе сражаться за медали».

Командное фехтование — это редкий вид спорта, в котором интрига сохраняется до самого конца соревнования, и каждый спортсмен имеет теоретическую возможность переломить ход встречи и выиграть турнир вплоть до последнего поединка. Это становится возможным благодаря особым правилам подсчета ударов.

Команда состоит из трех спортсменов (допустимо наличие одного запасного). Они участвуют в девяти боях, и сетка расчерчена так, чтобы ни один участник не встретился дважды с тем же соперником. В каждом раунде максимальный счет увеличивается на пять ударов: в первом поединке фехтуют до пяти, в следующем до десяти и т. д. Время поединка ограничено тремя минутами.

К примеру, если третий раунд начинается со счета 3:12 в пользу команды справа, правый боец может довести его до 3:15, если будет выигрывать «всухую». Но и боец слева может довести счет в этом раунде до 15:12 в пользу своей команды. Этой возможностью Софья Великая воспользовалась на прошедшем чемпионате мира, переломив ход встречи с Украиной: при счете 21:25 в пользу Украины в шестом раунде наша спортсменка выиграла бой против Алины Комащук с результатом 9:2. Раунд завершился с общим счетом 30:27 в пользу команды России, а первенство — золотой медалью в копилку нашей сборной.

Как ни парадоксально, именно в командных соревнованиях ярче проявляется характер бойца. Здесь нет гарантированных титулов и побед по очкам за несколько этапов до конца первенства, как в «Формуле-1». Проявив железную волю, годами отточенное мастерство и стойкую концентрацию, спортсмен может исправить даже грубые ошибки товарищей и привести команду к победе. И, посетив чемпионат мира в Москве, я могу уверенно сказать: фехтовальщики действительно до последнего верят в победу.

Если я назвал недостаточно причин для того, чтобы ходить смотреть на фехтование, то вот вам еще одна: судьи здесь говорят по-французски. Это очень красиво.


Электрическая мода. Зона поражения в разных видах фехтования хорошо иллюстрируется экипировкой спортсменов. Фехтовальщики на саблях (вверху) носят электрокуртки с длинными рукавами и токопроводящие маски, рапиристы (в центре) — жилеты и электровороты. И только шпажисты ничего контактного не носят — у них засчитывается укол в любую часть тела.

Время любит счет

Компания Tissot на протяжении многих лет выступала в качестве официального хронометриста в таких видах спорта, как хоккей, футбол, баскетбол, авто- и мотогонки (NASCAR, Superbike, MotoGP). Tissot — давний партнер Международной федерации фехтования FIE. Поэтому если кого-то и стоит спрашивать о хронометраже в фехтовании, то это специалисты швейцарского часового дома.

Команда Tissot прибыла в «Олимпийский» за три дня до начала чемпионата мира — именно столько времени нужно, чтобы установить, скоммутировать и проверить все оборудование. Особенность хронометража в фехтовании заключается в том, что состязания проходят сразу на множестве дорожек. На арене «Олимпийского» разместилось 24 дорожки для отборочных туров и 8 для полуфиналов и финалов (и это не считая еще 18 тренировочных). Ключевой компонент системы — прибор под названием KRT. Это портативный компьютер, который может подключаться к соревновательному аппарату любой марки и передавать его сигналы далее по сетевому протоколу. Каждый KRT отправляет данные по трем направлениям: в скоринговую систему, где документируется результат, в систему формирования телевизионной графики (она же используется для трансляции на большой экран) и на интернет-стриминг.

Важнейшая задача для хронометриста — подготовка волонтеров, роль которых в фехтовании трудно переоценить. Ведь именно волонтер запускает и останавливает хронометраж по команде рефери, и от точности его работы может зависеть исход поединка.


Идеальное партнерство. Швейцарский часовой дом Tissot обеспечивает хронометраж на мировых первенствах по фехтованию с 1996 года. Для международной федерации фехтования FIE это партнерство означает безупречно точное судейство, а для швейцарской марки — верность ключевым ценностям: сочетанию традиций и инноваций.

Словарь рефери

Ан гард (фр. En guarde, «к бою»): участники занимают позиции у линий начала боя

Эт-ву прэ? (фр. tes-vous pr? t?, «Вы готовы?»): если участник не готов к бою, он должен подать знак судье

Алле! (фр. Allez!, «начинайте!»): бой начинается

Альт! (фр. Halte!, «cтой!»): бой останавливается, удары или уколы, нанесенные после команды, не засчитываются

А друа (фр. A droit, «направо»): укол (удар) присуждается спортсмену справа

А гош (фр. A gauche, «налево»): укол (удар) присуждается спортсмену слева

Фехтование – это вид спорта, в основе которого лежит едино­борство на одном из видов спортивного холодного оружия.

Занятия фехтованием развива­ют:

  • быстроту,
  • ловкость,
  • вынос­ливость,
  • силу,
  • самообладание,
  • способность к молниеносным решения,
  • действиям в сложных ситуациях боя.

В фехтовальном бою на рапире, шпаге или сабле цель спортсмена состоит в том, чтобы в заданное время нанести сопернику определенное количество ударов или уколов.

Если оружие и снаряжение соответствуют прави­лам, то эти уколы и удары не могут нанести повреждений сопернику.

Оружие и цель фехтования менялись с течением времени. Наряду с кулачным боем и борьбой фехтование является одним из самых древних видов единоборства, которое заро­дилось в Египте за 3000 лет до н. э. На протяжении тысячелетий фехтование было основной составной частью военного обучения и важным средством фи­зического закаливания организма. Почти до времен феодализма в фехтовании употреблялось тяжелое боевое оружие и массивные доспехи. С изобрете­нием огнестрельного оружия в XV в. началось по­степенное усовершенствование оружия для фехтова­ния. Удобное негромоздкое оружие все больше стало входить в употребление.

Первая книга по фехтованию появилась в 1516 г.

В XVI в. на смену мечу приходит шпага, чему во многом способствовал миланский фехтовальщик Агриппа. Он отказался от удара шпагой в пользу укола и положил основу современному держанию шпаги и управлению клинком. Итальянская систе­ма фехтования на шпагах, основанная сначала на ударах и уколах, а позднее только на уколах, завое­вала свое место в европейских странах до конца XVII в.

Франция – одна из стран классического фехтова­ния-вступила на путь самостоятельного развития фехтования позже. В 1633 г. французский мастер Бернар Ренне в своей книге излагает технику фехто­вания, очень близкую к современной. Во Франции большое распространение получило фехтование на рапирах.

В Германии было распространено «мензурное» фехтование-дуэль на шлегерах с плоскими зато­ченными концами. Соперники в поединке наносили друг другу режущие удары. «Мензурное» фехтова­ние длительный период было распространено среди молодежи, особенно в студенческих корпорациях.

В 1776 г. во Франции Ла Брауссие изобрел ма­ску для фехтования из проволочной сетки. Введение маски устранило всякую опасность в фехтовании на рапирах и способствовало его дальнейшему разви­тию.

После политического объединения Италии в XIX в. итальянская школа фехтования пережила новый подъем.

В 1861 г. был издан трактат руководителя ми­ланской военной школы Радаелли, который обоб­щил технику фехтования на саблях, позднее усовер­шенствованную в Венгрии. Неаполитанец Париз, создатель метода фехтования на рапирах и саблях, положил конец спору между северной и южной итальянскими школами фехтования. Париз стал ру­ководителем вновь образованной Центральной школы фехтования в Риме. Выпускники этой школы преподавали позднее в Германии, Австрии, Венгрии и в США.

К концу XIX в. во Франции начало развивать­ся современное фехтование на шпагах.

Международная федерация фехтования (ФИЕ) была образована в 1913 г. В настоящее время в ФИЕ входят национальные ассоциации около 80 стран. Фехтование на рапирах и саблях включено в программу олимпийских игр с 1896 г., на шпа­гах с 1900 г. В 1924 г. в олимпийскую программу было включено фехтование на рапирах среди жен­щин.

Материальное обеспечение

Для развития фехтова­ния необходимо большое количество материальных предпосылок.

Спортивное оружие

В современном фехтовании различаются следующие виды оружия: рапира, шпага, сабля. Рапира и шпага- колющее оружие. В зависимости от формы рукоятки различаются итальянские, французские и ортопедические рукоят­ки рапиры или шпаги. Сабля-рубящее оружие.

Рапира

Шпага

Сабля

Общая длина

Длина клинка

Диаметр гарды

15 см по дли­

не и 14 см по

Общий вес

Электроаппаратура

В фехтовании на рапирах и шпа­гах электроаппаратура помогает судьям выносить более объективное и точное решение.

Электроаппаратура срабатывает в том случае, когда наконечник рапиры или шпаги соприкасается с поражаемой поверхностью соперника. В фехтова­нии на шпагах цветная лампа электрофиксатора за­горается в результате замыкания электроцепи, в то время как в фехтовании на рапирах-при ее размы­кании. Если укол пришелся по непоражаемой по­верхности или в пол, зажигается белая лампа. Если зажигаются одновременно и цветная и белая лампы, то укол не засчитывается.

При фехтовании на рапирах необходимо, что­бы при уколе давление на наконечник оружия было не меньше 0,5 кг, а при фехтовании на шпагах-0,75 кг. В конце дорожки находятся катуш- ки-сматыватели, на которые наматывается шнур, соединяющий фехтовальщика с электрофиксато­ром. Шнур, проходящий под фехтовальной курт­кой, подсоединяется к оружию через его рукоятку и клинок к наконечнику.

Дорожки для фехтования

Для проведения сорев­нований по фехтованию и для тренировок подходят залы с матовым деревянным полом с ярким, но не слепящим освещением. Дорожка для фехтования представляет из себя покрытый линолеумом или другим аналогичным материалом прямоугольник.

Ширина дорожки для всех видов фехтования колеб­лется от 1,80 до 2 м. Ее длина для фехтования на рапирах-12 м, на шпагах и саблях-18 м. Но из практических соображений соревнования проводят­ся, как правило, на дорожках длиной 14 м. Если спортсмен переступает заднюю линию границы, то в фехтовании на рапирах его возвращают на 1 м от границы, в фехтовании на шпагах-на 2 м, саб­лях-5 м.

При необходимости можно обозначить на полу контуры дорожки необходимой длины. Из со­ображений безопасности с каждого конца дорожки должно быть свободное место для пробега длиной 1,50-2 м. Для фехтования на рапирах и шпагах с электрофиксаторами дорожки изготавливаются со специальным медным покрытием (металлическая дорожка), которое заземляется, чтобы уколы об пол не фиксировались.

Одежда и снаряжение

В костюм фехтовальщика, выполненный из белой плотной материи, входят куртка и брюки, застегивающиеся ниже колен, а также перчатки, гетры или белые чулки, спе­циальные фехтовальные или резиновые туфли и фехтовальная маска.

Обязательной принадлежностью для женщин яв­ляется специальный бюстгальтер из кожи или легкого металла. Для предотвращения травм спортсмены должны иметь под курткой предохра­нительный набочник с длинным рукавом, который надевается на вооруженную руку. Кроме того, саб­листы надевают на вооруженную руку налокотник. При фехтовании на рапирах с электрофиксатором поверх фехтовальной куртки надевается электро­куртка, сделанная из тонких металлических нитей. Она должна полностью покрывать те части тела, по которым разрешено наносить уколы. В фехтова­нии на рапирах и шпагах в состав снаряжения вхо­дит личный шнур, соединяющий оружие с катуш­кой электрофиксатора.

Разделение на возрастные группы и спортивные разряды

В фехтовании на всех видах оружия разли­чают возрастные группы и спортивные разряды. Возрастные группы в ГЕРМАНИИ определяются по коли­честву исполнившихся лет на 1 июня каждого года. Для юниоров старшего возраста расчетным днем служит 1 января (по правилам ФИЕ).

В фехтовании различают следующие возраст­ные группы (ВГ): ВГ 10/11 (дети до 11 лет), ВГ 12 (до 12 лет), ВГ 13 (до 13 лет), ВГ 14/15 (с 14 до 15 лет), ВГ 16/17 (с 16 до 17 лет), юниоры (с 18 до 20 лет) и мужчины (от 20 лет и старше).

Спортсмены ВГ 10/11 и ВГ 12 фехтуют только на рапирах, спортсмены других ВГ -на всех видах оружия; женщины фехтуют только на рапирах. Спортивные разряды. В зависимости от спор­тивных результатов школьникам и подросткам мо­гут быть присуждены III, II и I спортивные раз­ряды, а юниорам и мужчинам, кроме того, звания кандидата в мастера и мастера спорта.

Время боя и количество уколов (ударов)

Если со­ревнования проводятся по круговой системе, то чи­стое время боя составляет 6 мин и бой ведется до 5 уколов.

В соответствии с новыми правилами ФИЕ на международных турнирах и чемпионатах по фехто­ванию соревнования проводятся по системе прямо­го выбывания после того, как осталось 32 или 16 (в зависимости от общего количества) участников. При этом мужчины проводят бои до 10, а жен­щины до 8 уколов, причем время боя составляет соответственно 12 и 10 мин. Если один из спорт- сменов нанесет до истечения времени боя 5 уколов (8 или 10 уколов при проведении соревнований по системе прямого выбывания), то в этом случае бой заканчивается досрочно. Если по истечении време­ни боя на рапирах и саблях соперники нанесли оди­наковое количество уколов, то число уколов увели­чивается до необходимого числа минус один укол, и бой проводится без ограничения времени до пер­вого укола.

Если по истечении времени боя счет не равный (например, 3:2), то в этом случае число уколов уве­личивается таким образом, чтобы у спортсмена, на­несшего большее количество уколов, их число со­ответствовало заданному числу уколов (например, при счете 4:3 до 5:4, или до 8:7, или до 10:9). В фехтовании на шпагах при ничейном счете уко­лов обоим спортсменам засчитывается обоюдное поражение.

Нанесение уколов (ударов)

В фехтовании на рапи­рах и шпагах действительными засчитываются только уколы, наносимые острием клинка. В фехто­вании на саблях действительными засчитываются уколы, наносимые острием клинка, и удары, нано­симые всем лезвием и частью обуха клинка.

Удары (уколы) можно наносить только по по­ражаемой поверхности тела. Уколы (удары), при­шедшиеся по непоражаемой части тела, лишь пре­рывают поединок.

В фехтовании существуют строгие правила ве­дения боя. На каждую атаку соперника фехтоваль­щик должен отвечать защитой (отбивом), и лишь в этом случае возможен дальнейший ответ, после которого соперник уже не может продолжать ата­ку. Если фехтовальщик защищается не отбивом, а контратакой, то последняя засчитывается только в том случае, если она проведена перехватом клини­ка соперника в линии атаки или останавливающи­ми уколами и ударами в темп. Темп-промежуток времени, необходимый фехтовальщику для выпол­нения одного простого движения, или обобщенная форма времени, определяющая опережение укола (удара). Если фехтовальщики наносят друг другу уколы одновременно, то старший судья выносит решение о том, была ли это обоюдная атака, или кто-то был тактически прав. В случае обоюдной атаки уколы (удары), нанесенные обоими спортсме­нами, аннулируются. Во втором случае судья за­считывает укол спортсмена, который был тактиче­ски прав. Лишь в фехтовании на шпагах одновре­менные уколы (с разницей менее 1/25 сек) засчиты­ваются обоим фехтовальщикам.

Нарушение правил

В случае неспортивного пове­дения фехтовальщику делается предупреждение и ему засчитывается штрафной укол или его сни­мают с соревнований. К подобным нарушениям относятся: любой вид насилия оружием или телом, преднамеренное столкновение-в фехтовании на шпагах только в случае жестких действий; отступ­ление за собственную линию границы, несмотря на предупреждение; преднамеренный выход за боко­вую линию дорожки; способствование действиям соперника или оскорбительные высказывания в его адрес; снаряжение или оружие, не соответствующее правилам, неспортивное поведение по отношению к судье.

Командные соревнования, Во всех соревнованиях по фехтованию команда состоит из 4 человек. Каждый член команды проводит бой с каждым фехтовальщиком из команды соперника.

Турниры

Видео: Международный турнир по фехтованию среди кадетов им. С.А. ШАРИКОВА, сабля девушки

Если на турнир выносятся соревнования по всем видам фехтования, то они проводятся в следующем порядке: рапира (мужчины), сабля, рапира (женщины), шпага. В соревнованиях по ка­ждому виду оружия сначала проводятся личные по­единки, а потом командные соревнования. Победи­тели выявляются в личном зачете и в командном зачете по круговой системе (отборочный круг, про­межуточный круг, полуфинальный и финальный круг) по системе с прямым выбыванием.

При кру­говой системе в одной группе из 6 спортсменов каждый спортсмен должен встретиться со всеми 2 соперниками. 3 (или 4) лучших фехтовальщика переходят в следующий круг. Остальные выбывают из соревнований. Решающим является общее коли­чество побед в данном круге.

Если спортсмены на­брали одинаковое количество побед, то место опре­деляется путем выявления лучшей разницы нане­сенных и полученных ударов.

Если и в этом случае победитель не будет выявлен, проводится перебой. В командных встречах проводится лишь один пере­бой команд-участниц (за 1-е место).

В соревнованиях по круговой системе после проведения промежуточных, четвертьфинальных и полуфинальных соревнований 6 фехтовальщиков попадают в финал.

В соревнованиях с прямым выбыванием за 2 кру­га выбираются 32 или 16 спортсменов, каждо­му из которых назначается соперник для первого боя в соответствии с местом, занятым в промежу­точном круге. У проигравшего есть еще один шанс, но после второго поражения он выбывает из сорев­нований. В финал попадают всего 6 спортсменов (4 непосредственно и 2 спортсмена после второго боя). Финальные бои по круговой системе прово­дятся без учета предыдущих результатов. В случае одинакового числа побед и нанесенных и пропу­щенных уколов проводится перебой.

Судьи

Судейская коллегия состоит из старшего судьи, а в фехтовании на саблях, где нет электрофиксации уколов, из старшего судьи, 4 боковых судей. Стар­ший судья дает команды (на международных сорев­нованиях на французском языке), наблюдает за боевыми действиями обоих спортсменов, выносит решение о действительности и недействительности уколов, контролирует снаряжение и штрафует за нарушение правил.

Решения старшего судьи, ко­торые он выносит после анализа фехтовальной фразы, приведшей к уколу, неоспоримы. В случае необходимости, в соревнованиях на саблях, по обеим сторонам дорожки стоят боковые судьи и следят за тем, чтобы уколы были нанесены по по­ражаемой поверхности тела.

В этом случае при присуждении уколов и опре­делении их действительности старший судья имеет 1,5 голоса, боковые судьи-по 1 голосу.

Техника

Видео: Фехтование: техника боя

В отличие от других видов спорта, где техника является основой спортивного результата (спортивная гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание), техника в фехтовании является способом достижения задач, поставленных перед спортсме­ном.

Спортсмен перемещается по дорожке в типич­ной для данного вида спорта фехтовальной стойке, которая дает ему возможность быстрее передви­гаться вперед и назад шагами и прыжками. Постав­ленные под углом друг к другу ноги обеспечивают устойчивое положение, а разворот туловища как бы отодвигает от соперника часть поражаемой поверх­ности. При атаках фехтовальная дистанция (рас­стояние между спортсменами) преодолевается с по­мощью выпада или атаки стрелой.

Управление оружием осуществляется действия­ми большого и указательного пальцев. Движения оружия складываются из движений руки, кисти ру­ки и пальцев. Различаются: а) движения, благодаря которым сопернику наносится укол; б) движения, с помощью которых оружие соперника устраняется из опасного положения; в) движения, которые при­водят к смене позиции и противостоят движениям соперника. Позиции различаются по номерам от 1 до 8. Если, например, спортсмен обводит оружие соперника по кругу и делает укол вдоль оружия соперника, то этот технический прием называет­ся скользящим круговым захватом (завязыва­нием) .

Фехтовальная стойка

Сложность фехтовальной техники заключается в ее точности и быстроте исполнения. Движения фехтовальщика находятся в тесной зависимости от всей фехтовальной ситуации (дистанция, поведение соперника и т.д.). Все это предъявляет особые тре­бования к временной и пространственной коор­динации отдельных движений и способности бы­стро перестроиться в зависимости от изменившихся условий боя. Ловкость является основой точности исполнения движений. Важнейшими физическими и кондициональными предпосылками являются также хорошая реакция и быстрота. Для полного овладения всеми техническими приемами необходи­мо в зависимости от условий и интенсивности тре­нировок от 6 до 10 лет.

Тактика

В фехтовании необходимо не только хо­рошее владение техникой, но и правильное ее ис­пользование в зависимости от ситуации. Во время боя каждый из спортсменов пытается при условии соблюдения правил добиться преимущества над со­перником. Для этого необходимо внимательно на­блюдать за действиями соперника, быстро распо­знавать его намерения и принимать моментальные решения. С помощью финтов можно направить со­перника по ложному следу, вызвав его атакующие действия, которые можно будет легко отразить, т. к. они именно и ожидались.

Благодаря по­стоянным угрожающим действиям можно сковать инициативу соперника, ограничить его защитные действия и замаскировать свои атакующие дей­ствия. Учитывая все вышесказанное, можно даже утверждать, что фехтовальный бой носит сильно выраженный интеллектуальный характер.

Сложность использования фехтовальной такти­ки объясняется еще и тем, что всю боевую ситуа­цию приходится оценивать на протяжении очень небольшого отрезка времени, в то время как сопер­ник точно так же пытается добиться успеха. В про­цессе разнообразного взаимодействия фехтоваль­щиков боевые действия выполняют различные функции.

Атака

Против пассивных соперников используются основные атаки. Для отражения атаки наряду с уклонениями используются прежде всего защиты (защиты оружием). Непосредственно после удачно проведенной защиты следуют ответные атаки (рипост). Если после удачной защиты не следует рипост, то атакующий спортсмен может после неудавшейся первой атаки перейти к продолжению атаки. Но может возникнуть и такая ситуация, ког­да обороняющийся спортсмен должен прибегнуть к контратакующим действиям. Это происходит в тех случаях, когда атака выполнена неверно, мед­ленно или когда соперник разгадал намерения ата­кующего фехтовальщика.

Ложная атака

Хорошие фехтовальщики всячески маскируют свои атаки и наносят уколы переводом, когда соперник, введенный в заблужде­ние с помощью финтов, выполняет соответствую­щую защиту (ложная атака), или вызывают сопер­ника с помощью ложной атаки на защиту-ответ или на контратаку, чтобы с помощью собственной защиты-ответа или контратаки нанести ему укол (атака второго намерения).

Для овладения тактикой фехтования необходи­ма специальная подготовка, постоянное совершен­ствование психических качеств спортсмена в тесной связи с технической подготовкой. Чем большим ко­личеством технических навыков обладает спорт­смен, тем разнообразнее и неожиданнее для сопер­ника могут быть его действия. Необходимый опыт добывается в процессе тренировок с различными партнерами и благодаря большой соревнователь­ной практике.

Подготовка и тренировка

При отборе детей для занятий фехтованием (с учетом достижения высших спортивных результатов) следует прежде всего обращать внимание на развитие координационных и функциональных качеств (ловкость, быстрота и т.д.). У ребенка должны быть достаточно хоро­шо развиты психические качества, необходимые для данного вида спорта, он должен получать удоволь­ствие от спортивного единоборства, уметь при­нимать молниеносные решения и быть не очень ма­ленького роста.

Лучше всего начинать заниматься фехтованием в 10 лет, но и в более позднем возра­сте можно добиться значительных успехов.

Подго­товка фехтовальщика проходит через 3 этапа: начальное обучение, специальная подготовка и подготовка на уровне высшего спортивного ма­стерства.

Начальная подготовка

Тренировки по фехтова­нию начинаются с изучения основных двигательных навыков, и в особенности шагов, выпадов, уколов или ударов, основных позиций и т. д. После началь­ного обучения в стандартных условиях тренировок на вспомогательных снарядах и с партнером прово­дятся тренировки, в процессе которых изучают­ся боевые действия, основы фехтовальной так­тики.

Специальная фехтовальная подготовка является со­ставной частью разносторонней подготовки; в едином воспитательно-подготовительном процессе фехтовальщиков происходит параллельное гармо­ническое развитие необходимых в дальнейшей со­ревновательной практике навыков и умений. Основ­ной упор на данном этапе подготовки делается на развитие силы воли, готовности к боевым дей­ствиям.

При помощи упражнений с партнером, макси­мально приближенных к условиям боя, учебным и тренировочным боям, происходит изучение тех­ники фехтования с учетом тактического аспекта во временной и пространственной зависимости от партнера. Специальная подготовка служит всесто­роннему развитию специальных фехтовальных на­выков, совершенствованию всего технико-тактиче­ского репертуара.

Для развития функциональных качеств служат прежде всего специальные упражнения на развитие скорости и скоростной выносливости.

Подготовка на уровне высшего спортивного мастер­ства. Целью подготовки на уровне высшего спор­тивного мастерства является достижение высших спортивных результатов. Здесь необходимо макси­мальное развитие умений и навыков. На данном этапе подготовки тренировки фехтовальщиков все более индивидуализируются. Спортсмен специали­зируется в тех действиях, которые ему лучше всего удаются, и отрабатывает их на индивидуальных за­нятиях с тренером. Совершенствование и стабили­зация боевых навыков осуществляется преимуще­ственно в условиях, максимально приближенных к боевым. На каждом этапе подготовки спортсмен получает и необходимые теоретические знания.

Несмотря на то, что уроки фехтования уже очень давно не являются обязательным элементом воспитания, у юного поколения этот вид спорта по-прежнему является популярным. Ведь, ко всем прочим плюсам, занятия фехтованием позволяют детям почувствовать себя мушкетерами, средневековыми рыцарями, или даже звездами кино.

Чем же полезно фехтование для детей? Оно развивает координацию, ведь во время занятий отрабатываются выпады, детей учат избегать ударов, двигаться легко и быстро. Во время занятий по фехтованию хорошо формируется мышечный корсет. Фехтование заставляет работать все группы мышц, является хорошей кардиотренировкой. Дети учатся чувству дистанции, поэтому занятия фехтованием являются еще и отличной базой для других занятий, например, иных видов единоборств или стрельбы. При этом детское фехтование намного менее травмоопасно, чем прочие виды единоборств. Повреждения в основном связаны с небольшими ушибами и синяками. Фехтование учит детей думать. Фехтовальщиков иногда называют «шахматистами с мускулами», ведь этот вид спорта развивает интеллект, обучает детей обдумывать каждое свое действие, учит тактическому мышлению. Причем, на занятиях по фехтованию решения необходимо принимать быстро, иначе более скоростной и умелый соперник тебя одолеет. Наверное, не нужно объяснять, как умение быстро принимать правильные решения пригодится ребенку в будущем.


Занимаясь фехтованием на шпагах, ребенок почувствует уверенность в себе, у него поднимется самооценка. Кроме того, юный фехтовальщик почувствует еще и свою уникальность. Ведь, несмотря на то, что это очень интересный, захватывающий и популярный вид спорта, родители гораздо чаще отдают своих детей в более распространенные секции - плаванье, гимнастику, обычные виды борьбы.

4-6 лет - самый подходящий возраст для того, чтобы записать ребенка в секцию фехтования. Именно в этом возрасте ребенок начинает тактически мыслить, учится быстрой реакции.

Хотите, чтобы ваш ребенок стал ловким, сильным, смелым и умным? Приводите его к нам, в Клуб 18 Fit, в секцию детского фехтования на шпагах! Наши тренеры - это профессионалы своего дела, мастера спорта, чемпионы России и Европы.

Наш клуб находится в ЮАО Москвы, рядом со станциями метро Нагатинская, Коломенская, Варшавская. Приводите к нам своих малышей, и в скором времени у вас появится еще один повод гордиться вашими детьми!

Детская секция фехтования на шпагах

Приводите ребенка в нашу секцию по фехтованию на шпагах! Эти занятия невероятно полезны для детей. Занимаясь фехтованием на шпагах, ребенок укрепит мышечный корсет, он научится вперед просчитывать свои шаги, и быстро принимать верные решения. Кроме того, это очень творческий вид спорта, который развивает у детей креативное мышление.

Наши тренеры - чемпионы и призеры различных соревнований, в том числе России и Европы, давно и успешно работают с детьми. Мы ждем деток старше 4 лет.

Наш клуб находится в Москве, недалеко от станций метро Нагатинская и Коломенская.

Летние Олимпийские игры включают в себя различные виды соревнований. В программу обязательно входит фехтование. Это вид спорта, который входит в обязательную программу соревнований самого высокого уровня. Участники могут использовать различное оружие. Это может быть рапира, сабля или шпага. Эти виды оружия имеют ряд особенностей.

Поразить соперника можно уколом, если применяется шпага и рапира. Отличие этих разновидностей оружия значительное. Сегодня фехтованием занимаются не только профессиональные спортсмены. Многие люди предпочитают подобные занятия тренировкам по фитнесу. Чтобы овладеть основами фехтования, потребуется вникнуть в отличия спортивного оружия.

Исторические факты

Шпага, рапира, сабля, отличия (фото представлено далее) которых являются значительными при детальном рассмотрении, возникли на основе древних видов оружия. В Средние века их применяли для личной защиты, на поле брани во время военных походов. Такое оружие сегодня применяется исключительно при проведении спортивных состязаний.

I - короткая и длинная шпага.

II - рапира.

III - сабля.

Еще в самые древние времена человек брал в руки палку, чтобы защитить себя. Каменный век остался далеко позади. Оружие со временем претерпевало значительных изменений. Начали изготавливать инструменты из более прочных материалов. Самым популярным из них является железо.

Одной из первых боевых разновидностей оружия являлся меч. Первые упоминания о нем встречаются еще во II столетии до н. э. Вес такого изделия был большим. С его помощью можно было рубить и колоть. Для пеших воинов он подходил идеально. Но вот в процессе ведения боя на коне, он был неудобным. Потребности воинов со временем привели к появлению прочих разновидностей оружия.

Процесс усовершенствования

Тактика ведения боя прошлого привела к необходимости совершенствовать оружие. В I веке нашей эры азиатскими племенами стала массово использоваться сабля. Шпаги, рапиры (фото представлено далее) появились значительно позже. До этого в бою использовалось только оружие, подобное саблям. Оно отличалось меньшим весом, по сравнению с мечом. Такие изделия позволяли вести не только пеший, но и конный бой.

Спустя несколько столетий в Европе появилось новое оружие. В XV столетии здесь стали изготавливать шпаги и рапиры. Они отличались тонким лезвием. Такую технологию ранее никто не применял. Необходимость в изготовлении тонкого лезвия появилась вследствие массового использования кольчуг. Тонкая шпага или рапира позволяла проникнуть между ячейками нательной защиты воинов.

В Италии изготавливались шпаги. Колющее оружие испанского производства получило название «рапира». Удар клинка, пронзавший острием противника, с большой долей вероятности был смертельным. Но при порезе у соперника было больше шансов выжить.

Боевая шпага

Рассматривая отличие шпаги и рапиры (фото представлено далее), необходимо начать с изучения боевого оружия. От него происходят спортивные разновидности, применяемые в спортивном фехтовании. Шпага произошла от меча. Это колющее оружие, способное при этом наносить и режущие раны. Исторически такое оружие имело длину более 100 см.

Это изделие состоит из эфеса и клинка. Его лезвие может быть одно- или двусторонним. Эфес, который еще называют рукоятью, состоит из гарды, а также специальной защитной дужки. Такая конструкция предотвращает удары противника по пальцам. Исторически существовало несколько разновидностей шпаги. Кавалерийская шпага отличалась значительным весом и длиной 100-150 см.

Одним из популярных типов является оружие, которое отличалось значительно меньшим весом. Это «придворный» вид шпаг. Он стал неотъемлемой частью облачения придворных. Спустя несколько столетий представленные разновидности стали сильно отличаться конструкцией. Их лезвия при этом были незаточенными. Зато острая вершинка позволяла легко нанести колющий удар. Они были популярными среди почитаемых представителей знати того времени в Европе.

Шпага для спортивного фехтования

Отличия в спорте рапиры и шпаги достаточно ощутимые. Они определяют стиль и технику поединка. Сегодня это преимущественно оружие, применяемое при проведении спортивных турниров.

Шпага, которая применяется на состязаниях самого высокого уровня, имеет длину 1,1 м. Масса такого изделия неизменно равняется 0,77 кг. Полотно клинка гибкое. Оно сильно изгибается во время нанесения колющего удара. Сечение клинка трехгранное.

Града круглой формы защищает руку от удара. Ее диаметр составляет 13,5 см. Спортивное оборудование имеет клинок, который постепенно сужается к вершине. Размер граней, который допускается современным фехтованием, составляет 2,4 см.

Участие в состязаниях

Устанавливаются общепризнанные отличиярапиры от шпаги в фехтовании. Оружие определяет, какую технику в процессе ведения боя будут применять участники, их тактику во время спортивного состязания.

Турниры проводятся отдельно для женщин и мужчин. На наконечник установлен специальный датчик. Когда наносится колющий удар с силой не менее 0,55 кг, он фиксирует это. Укол может быть нанесен во все части тела, кроме затылка.

Если соперник нанес удар быстрее (в течение 0,25 с), аппарат воспримет давление на датчик. Приоритета действий в этой категории соревнований нет. Если в указанный временной промежуток удар поступил от обоих соперников, они присуждаются обоим участникам. Это одна из главных особенностей представленного вида спортивного оружия.

Боевая рапира

Рассмотрев вопрос, чем отличается шпага от рапиры и сабли , следует сказать несколько слов о других разновидностях исторического оружия. Их основные характеристики были окончательно определены еще в конце XV столетия. Историческая рапира значительно отличается от современного фехтовального оборудования.

В переводе рапира дословно означает «меч для одежды». Это легкое, практичное оружие. В древние времена ее носили не военные, а богатые граждане Испании. Рубящий удар она наносит не так сильно, как шпага. Однако ее лезвия заточены.

Это было очень популярное оружие в XV-XVI веке. Позднее рапиры были вытеснены короткими шпагами. Последние отличались малым весом, но в бою были эффективнее.

Изделие, которое исторически именовалось рапирой, имело длину около 1,3 м. Его клинок достигал в длину около 1 м. Было множество разновидностей представленного оружия. Исторические боевые клинки весили больше, чем современное спортивное оборудование.

Рапира в спортивном фехтовании

Спортивные рапира и шпага отличаются конструкцией и габаритами. Сечение их имеет ряд особенностей. Так, спортивная рапира в поперечном разрезе образует четырехгранную фигуру. Вес оборудования составляет около 0,5 кг. Града выполнена из металла. Она имеет диаметр 12 см.

Клинок уменьшается пропорционально к вершинке. Наконечник в диаметре имеет 6 мм. Оборудование, которое применяется для спортивных турниров, датчик представлен в виде электроконтактного подвижного устройства. Оно реагирует на удар, который наносится сопернику.

Когда происходит соприкосновение датчика с поверхностью экипировки, сигнал передается по кабелю к фиксирующему прибору. Провод проходит по углублению грани клинка. Под эфесом есть разъем. В него подключен провод. При изготовлении спортивной рапиры форма рукояти может быть фигурной. Одной из популярных разновидностей эфеса является «пистолет». Спортсмен в этом случае может не сгибать запястье.

Фехтование на рапирах

Отличия в фехтовании шпаги, рапиры, сабли значительные. Это необходимо учесть при выборе оптимальной разновидности спортивного оборудования. Турниры по фехтованию на рапирах проводятся отдельно для женщин и мужчин. Датчик, находящийся на наконечнике клинка, реагирует на давление 0,5 кг. Причем удар будет зафиксирован только в том случае, если он наносится в металлическую куртку соперника.

Существуют определенные правила ведения боя при помощи рапир. Атака соперника отражается перед тем, как будет совершено ответное действие. Для такой разновидности фехтования важно преимущество действия. Приоритет определяет арбитр. Он останавливает бой, если прибор фиксирует нанесенный колющий удар.

В подобном турнире соперникам запрещено касаться друг друга телами. Бой будет остановлен также и в том случае, когда один из соперников окажется за спиной у другого участника соревнования. На турнирах высокого уровня проводится видеофиксация поединка. Это позволило избежать ошибок, которые могли допустить арбитры.

Боевая сабля

Рассмотрев отличия рапиры и шпаги, следует уделить внимание такому оружию, как сабля. Это одно из самых древних орудий. В силу его особенностей сформировались и современные техники ведения спортивного боя.

Сабля представляет собой рубящее оружие. Его клинок имеет изогнутую форму. При помощи сабли возможно наносить и колющий удар. Для этого наконечник хорошо затачивался воинами перед грядущим боем.

Представленная разновидность оружия появилась на восточных территориях. Такие изделия получили широкое распространение еще в VII-VIII веке. С его помощью наносили рубящие и колющие раны. Со временем конструкция видоизменилась. К XIV столетию это уже был исключительно рубящий клинок, отличающийся значительной кривизной. Вес был относительно небольшой. Центр тяжести был смещен от эфеса. Это позволяло наносить удары большей силы.

Сабля в фехтовании

Определить отличия рапиры, шпаги, сабли в спорте просто, зная особенности каждой разновидности оружия. Всё представленное оборудование появилось на основе своих исторических прародителей. Так, сабля является рубящим оружием, способным наносить также и колющие удары. В сечении такое изделие имеет трапециевидную форму. Длина клинка достигает 1,05 см.

Града отличается особой конструкцией. Она способна защитить руку снизу и сверху. В процессе боя можно наносить удары исключительно в верхнюю часть тела. Это относится и к рукам (до запястий), а также область защитной маски.

Специальный аппарат фиксирует укол и удар. В одежде, которая находится в верхней части туловища фехтовальщика, есть специальная серебряная стружка. Фехтование на саблях ведется с правом на преимущество при атаках. Бой является динамичным, зрелищным. Этим он нравится многим фехтовальщикам.

Виды фехтования

Вникая в вопрос, какие отличие шпаги и рапиры существуют в современном мире, необходимо рассмотреть разновидности фехтования. Поединок может быть не только спортивным. Бывает исторический и артистический тип боя. Оружие при этом следует подбирать в соответствии с особенностями проведения поединка.

Историческая разновидность применяется при необходимости воссоздать бой двух людей или их целой группы. При этом учитывается техника ведения поединка выбранного периода времени. Применяется соответствующее оружие. Такой поединок не отличается зрелищностью. Однако это позволяет воссоздать реальные движения соперников.

Артистический и спортивный поединок

При артистическом состязании также за основу берется историческая техника ведения боя. В этом случае поединок отличается зрелищностью. Все действия постановочные. Это шоу, противники которого по своей сути являются партнерами. В этом случае применяются легкие виды оружия.

Спортивное фехтование относится к категории боя при использовании облегченного оружия. При этом существуют определенные правила ведения поединка. Турнир проводится на специально подготовленных площадках.

Как выбрать оружие?

Зная отличие шпаги и рапиры, сабли, следует рассмотреть несколько рекомендаций специалистов по выбору подходящего оружия. Желая заниматься фехтованием, новичок посещает занятия и пробует различные техники ведения боя. В первые 3 месяца тренер наблюдает, к какому виду оружия фехтовальщик проявляет больший интерес.

Когда выбор будет сделан, процессу оттачивания техники потребуется уделить много времени. Выбранный вид фехтования нужно любить. В процессе тренировки применяется тренировочное оборудование. Необходимо учесть, что оно может отличаться от электронных разновидностей шпаг, рапир и сабель.

После изучения всех тонкостей ведения боя на тренировочном оборудовании разница между подобной экипировкой и электронными изделиями для соревнования не будет ощущаться спортсменом.

Рассмотрев особенности, отличия шпаги и рапиры, а также сабли, каждый сможет подобрать оптимальное оружие для спортивных тренировок. Практика позволит принять правильное решение. Фехтование является увлекательным, популярным видом спорта в нашей стране.

В фехтовании на всех видах оружия различают возрастные группы и спортивные разряды. Для юниоров старшего возраста расчетным днем служит 1 января (по правилам ФИЕ).

Спортивные разряды

В зависимости от спортивных результатов школьникам и подросткам могут быть присуждены III, II и I спортивные разряды. Юниорам и мужчинам, кроме того, звания кандидата в мастера и мастера спорта.

Время боя и количество уколов (ударов)

Если соревнования проводятся по круговой системе, то чистое время боя составляет 6 мин и бой ведется до 5 уколов. В соответствии с новыми правилами ФИЕ на международных турнирах и чемпионатах по фехтованию соревнования проводятся по системе прямого выбывания после того, как осталось 32 или 16 (в зависимости от общего количества) участников. При этом мужчины проводят бои до 10, а женщины до 8 уколов, причем время боя составляет соответственно 12 и 10 мин.

Если один из спортсменов нанесет до истечения времени боя 5 уколов (8 или 10 уколов при проведении соревнований по системе прямого выбывания), то в этом случае бой заканчивается досрочно. Если по истечении времени боя на рапирах и саблях соперники нанесли одинаковое количество уколов, то число уколов увеличивается до необходимого числа минус один укол, и бой проводится без ограничения времени до первого укола.

Если по истечении времени боя счет не равный (например, 3:2), то в этом случае число уколов увеличивается таким образом, чтобы у спортсмена, нанесшего большее количество уколов, их число соответствовало заданному числу уколов (например, при счете 4:3 до 5:4, или до 8:7, или до 10:9). В фехтовании на шпагах при ничейном счете уколов обоим спортсменам засчитывается обоюдное поражение.

Нанесение уколов (ударов)

В фехтовании на рапирах и шпагах действительными засчитываются только уколы, наносимые острием клинка. В фехтовании на саблях действительными засчитываются уколы, наносимые острием клинка, и удары, наносимые всем лезвием и частью обуха клинка. Удары (уколы) можно наносить только по поражаемой поверхности тела. Уколы (удары), пришедшиеся по непоражаемой части тела, лишь прерывают поединок.

В фехтовании существуют строгие правила ведения боя. На каждую атаку соперника фехтовальщик должен отвечать защитой (отбивом), и лишь в этом случае возможен дальнейший ответ, после которого соперник уже не может продолжать атаку. Если фехтовальщик защищается не отбивом, а контратакой, то последняя засчитывается только в том случае, если она проведена перехватом клинка соперника в линии атаки или останавливающими уколами и ударами в темп.

Темп-промежуток времени, необходимый фехтовальщику для выполнения одного простого движения, или обобщенная форма времени, определяющая опережение укола (удара). Если фехтовальщики наносят друг другу уколы одновременно, то старший судья выносит решение о том, была ли это обоюдная атака, или кто-то был тактически прав.

В случае обоюдной атаки уколы (удары), нанесенные обоими спортсменами, аннулируются. Во втором случае судья засчитывает укол спортсмена, который был тактически прав. Лишь в фехтовании на шпагах одновременные уколы (с разницей менее 1/25 сек) засчитываются обоим фехтовальщикам.

Нарушение правил

В случае неспортивного поведения фехтовальщику делается предупреждение и ему засчитывается штрафной укол или его снимают с соревнований. К подобным нарушениям относятся:

  • любой вид насилия оружием или телом, преднамеренное столкновение - в фехтовании на шпагах только в случае жестких действий;
  • отступление за собственную линию границы, несмотря на предупреждение;
  • преднамеренный выход за боковую линию дорожки;
  • способствование действиям соперника или оскорбительные высказывания в его адрес;
  • снаряжение или оружие, не соответствующее правилам;
  • неспортивное поведение по отношению к судье.