Социальная структура общества,ее виды и уровни. Социальная структура общества, ее элементы

Социальная структура общества – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собою упорядоченных относительно друг друга социальных общностей, социальных слоев, положений и отношений между ними. Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе общества.

Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, беспорядочного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих иную качественную определенность. Социальная структура во многом определяет устойчивость и стабильность общества как целостной системы. Социальная структура характеризует общество не просто как сумму индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а как целостную систему, как такую общность, которая порождает новое, интегральное, системное качество. Общество как социальная система – это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.

Социальная структура – это анатомия общества, его объективно обусловленная дифференциация, деление на большие и малые социальные общности людей, которые отличаются положением, местом и ролью в системе социальных отношений.

Структура общества отражает определенный способ связи и взаимодействия индивидов.

Основой социальной структуры является социальная общность (группа). Выступая в качестве форм социального взаимодействия, социальные группы и общности представляют собой такие объединения людей, которые направлены на удовлетворение их потребностей в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий.

При этом важно иметь в виду, что одни социологи при определении соотношения понятий “социальная общность” и “социальная группа” рассматривают социальную общность как большую, массовую социальную группу; а другие определяют социальную группу как малую социальную общность.

При этом социальные группы отличаются большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности, а также вхождением в более широкие социальные объединения в качестве структурных единиц. Для социальных общностей обычно характерны бесструктурность, неустойчивость, недостаточная определенность границ и расплывчатость состава.

Социальная общность (группа) – относительно устойчивая, исторически сформированная совокупность людей, объединенных на основе общих социально значимых признаков.

Виды социальных общностей (групп) :

По естественно-природным признакам: социально-территориальные (жители города и жители села), социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодежь и т. д.), социально-этнические (род, племя, народность, нации, этнос и т. д.);

По признаку вертикального расслоения общества: социально-классовые (рабочие, служащие, предприниматели, интеллигенция, имущие и неимущие классы, управляющие и управляемые),

По сферам жизнедеятельности общества и общественных отношений: экономические, социально-политические, правовые и духовно-культурные (профессиональные группы).

Характерные черты социальных общностей (групп) :

1. Фиксируют социальные отличия между отдельными группами людей в процессе разделения труда и их результатов (имеют в своей основе отношения к средствам производства, власти, специфики труда, образования, уровня и структуры доходов, пола, возраста, национальной принадлежности, места жительства, стиля жизни).

2. Формируются социальные общности (группы) из представителей разных групп в зависимости от их положения и роли в общественной жизни, на основе общих социальных интересов.

3. Интересы социальных общностей (групп) являются проявлением интегрированных, общих интересов индивидов, которые принадлежат к этим группам.

4. Социальные общности (группы) традиционно делят на малые социальные группы (характеризуются непосредственным (прямым) контактом, общением между людьми “лицом к лицу”) и большие социальные группы (прямой контакт нарушается и взаимодействие осуществляется через посредников). Становятся необходимыми социальные институты(экономические, политические, культурные).

Институализация - это организационное закрепление структурно-функциональных свойств общественной системы, это определенные средства регулирования жизнедеятельности во всех сферах социальной действительности. Мы говорим об институтах власти, институте семьи, образования, церкви и т. д.

Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющих общественно-значимые функции.

Виды социальных институтов : экономика, политика, культура, мораль, искусство, идеология, семья, наука, образование и т.д.

Характерные черты социальных институтов :

1. Устойчивая организованная форма деятельности людей (постоянное и прочное взаимодействие между участниками связей и отношений).

2. Каждый социальный институт связан многообразными отношениями и связями с другими социальными институтами, без которых нормально существовать не может.

3. Социальные институты упорядочивают поведение людей через четкое определение функций, прав и обязанностей каждого из участников связей, регламентацию и контроль этих взаимодействий.

4. Ситуация, когда социальный институт не справляется со своей функцией - называется дисфункцией.

Основное предназначение социальных институтов – обеспечить удовлетворение важных жизненных потребностей членов общества. Предпосылкой оформления социальных институтов является возникновение потребностей, для удовлетворения которых требуются соответствующие условия и совместно организованные действия.

Основные функции социальных институтов:

    Определение, закрепление и воспроизводство связей и отношений.

    Регулятивная функция (упорядочивание взаимоотношений между членами общества путем выработки ценностей, норм, образцов поведения).

    Интегративная функция (процесс сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп).

    Коммуникативная функция (личное взаимодействие и обмен информацией).

    Транслирующая функция (передача социального опыта, который позволяет усваивать соответствующие ценности, нормы, образцы поведения).

По оценкам П. Сорокина, социальные институты осуществляют, прежде всего, социальную циркуляцию членов общества (армия, церковь, школа, правительственные группы, политические организации и политические партии, профессиональные организации, организации по созданию материальных ценностей, семья и др.), а также обусловливают механизмы социального тестирования, отбора и распределения людей в различных социальных стратах.

В рамках деятельности экономических институтов социологическая наука акцентирует основное внимание на анализе формирования и реализации социальных потребностей, интересов и целей, особенностях ролевого поведения, оценке эффективности различных социальных механизмов, возникающих в экономической сфере, специфике общественного сознания на различных уровнях экономического развития.

При изучении социологией политических социальных институтов рассматриваются, прежде всего, социальные последствия деятельности различных политических организаций, всей системы политической власти. В частности, исследуются процессы становления и оформления политических потребностей, оценивается социальная эффективность деятельности непосредственных субъектов политической власти, характер взаимоотношения властных институций и рядовых граждан, ведется поиск оптимальных моделей упорядочивания политических конфликтов с использованием потенциала социологической науки и т.д. Возрастает также потребность в использовании социологического инструментария для прогнозирования тенденций развития политических процессов.

Одним из наиболее древних социальных институтов является семья . Социологи устанавливают зависимость структуры, типов семьи, особенностей внутрисемейных отношений от культурно-исторических факторов. Выделяют целый ряд функций, которые осуществляет семья в современном обществе (репродуктивная, хозяйственно-бытовая, воспитательная, коммуникативная и др.). В последнее время социологи вынуждены исследовать причины усиления кризисных факторов в системе семейных отношений.

В рамках отдельного направления “социология религии” осуществляется изучение еще одного значимого, эволюционировавшего на протяжении многих тысячелетий социального института - религии . Социологов интересуют истоки религиозного мировоззрения, причины устойчивости и воспроизводства религии как социального института, функции религии, характер влияния религиозных доктрин на общественную культуру, социально-экономические порядки. Достаточно привести в качестве примера знаменитую работу М. Вебера “Протестантская этика и дух капитализма”. В настоящее время перспективный анализ влияния религий получил новое социально-политическое звучание в связи с обоснованием футурологической концепции “войны цивилизаций”. Некоторые социальные аналитики при ее обосновании опираются на идею о том, что современные и будущие конфликты в основном происходят и будут происходить по границам геополитического влияния мировых религий или же различных ветвей в рамках отдельных мировых религий (С. Хантингтон).

Особое место в структуре современного общества занимают социальные институты образования и науки . Здесь социологи должны принимать во внимание постоянное возрастание роли образовательных и научных институтов в жизнедеятельности общества. В системе социологического знания рассматриваются социальные последствия революционных научных открытий, а также тот факт, что в образовательную сферу включается все большее и большее число людей. Социологи фиксируют изменение подходов к оценке роли образования и науки в современном обществе, а следовательно, и всей системы взаимосвязей данных социальных институтов с остальными сферами социальной жизни людей.

Социальные институты тесно связаны с социальными организациями . Социальная организация – это целостная функционально-целевая система с присущей ей социальной структурой, формирующейся на основе разделения труда, специализации функций и иерархизированного взаимодействия между индивидами, группами и структурными подразделениями, созданная для удовлетворения социальных потребностей индивидов и общества.

Существуют формальные и неформальные организации. Формальная организация складывается из формализованной системы ролей, санкций, институтов, которые установлены правовым путем. Неформальная организация – система социальных ролей, институтов, образцов действий, которые передаются через традиции и обычаи в процессе повседневного взаимодействия.

Здесь также уместно проанализировать идеальный тип бюрократии , предложенный М.Вебером, который считал, что она, в силу своих особенностей, может играть положительную роль для эффективного достижения целей организации. Организация, построенная на рационализированных и узаконенных системах правил и норм, позволяет эффективно решать поставленные перед нею задачи.

В качестве основных черт бюрократии идеального типа он выделял 7 основных : разделение труда, порядок подчиненности, наличие публичного офиса, официальная процедура подготовки должностных лиц, наличие штатных сотрудников, правила работы и лояльность работников к деятельности организации. Все это, по мнению немецкого социолога, позволяет осуществлять качественную координацию деятельности сотрудников. Кроме того, построенная на данных принципах работа организации становится более предсказуемой и результативной.

Оппоненты данной концепции считают, что иерархическая система, лежащая в основании любой бюрократической организации, не может не вступить в противоречие с требованиями выдвижения на лидирующие роли людей по социально значимым критериям, например, уровню профессионального знания и т.п.

Кроме того, в настоящее время динамично изменяющиеся социальные условия актуализируют роль инновационной деятельности организаций. В период, когда прогрессирующее развитие любой социальной организации невозможно без универсализации способностей к разработке и внедрению нововведений, многие привычные атрибуты бюрократической системы оказывают тормозящее влияние на их дальнейшее развитие.

Безусловно, понятие социальная структура включает совокупность разных типов социальных общностей внутри общества и социальные связи всех социальных общностей, которые отличаются широтой распространения их действия, их значением, характеристикой социальной структуры на определенной степени развития.

По определению социологов Питирима Сорокина, Пьера Бурдье, Роберта Парка и других, благосостояние человека в обществе, его социальные связи с другими людьми, привычки, обряды, верование, его интересы и установки большей частью связаны с тем местом, которое человек занимает в социальном пространстве. Социальное пространство многомерно. Это означает, что в одних общностях индивид может занимать высокий социальный статус, а в других может занимать значительно низший. Итак, каждый человек в обществе живет в нескольких социальных пространствах, связанных между собою так, что изменение одного социального статуса изменяет другие статусы или позиции.

Американский социолог Питер Блау предложил систему критериев, которые определяют положение индивида в обществе - номинальные критерии: пол, раса, этническая принадлежность, вероисповедание, местожительство, область деятельности, политическая ориентация, язык и ранговые критерии: образование, заработная плата, богатство (наследство или сбережение), престиж, власть, происхождение, век, административная должность, интеллигентность.

В социологии при определении социальной структуры всегда учитывается тип общества. Определяются и типы общества: бесклассовые, рабовладельческие, феодальные, буржуазные, демократические, социалистические и др., которым присущи стойкие типичные экономические, социальные, политические отношения между людьми, пути развития и социально-экономические преобразования и др. В каждом типе общества, которое формируется исторически, четко выделяются основные, господствующие социальные общности, слои, сословия, которые определяют главное, специфическое содержание общественных и социальных отношений, обусловленных формой собственности на основные средства производства и отличаются характером производственных отношений людей.

Учитываются также производные, вторичные критерии социальных общностей (престиж, уровень образованности, культуры и т.п.). Историческим социальным общностям предшествовали или их сопровождали важные за влиянием на общество объективные процессы, прежде всего, процессы общественного разделения труда.

Общественное разделение труда – распределение в обществе разных социальных функций, которые реализуются определенными социальными общностями, группами людей, и выделение разных сфер жизнедеятельности общества (промышленность, сельское хозяйство, наука, искусство, армия и др.), что, в свою очередь, делятся на меньшие сферы. Общественное разделение труда и разделение труда внутри сфер деятельности тесно связано с профессиональной специализацией разных индивидов, характеризует определенную степень развития производительных сил.

Итак, общественное разделение труда, расслоение и дифференциация людей на разнообразные социальные общности постепенно оказывало содействие возникновению социальных классов. Социальный класс – одно из основных понятий в социологии. Впервые развернутую картину классового общества дал К.Маркс.

Социальные классы , у К.Маркса, эти экономически определенные и генетически конфликтные социальные общности. Основой деления на социальные классы есть наличие или отсутствие собственности. Феодал и крепостной в феодальном обществе, буржуа и пролетарий в капиталистическом обществе – это антагонистические классы, которые с неизбежностью появляются в любом обществе, которые имеют сложную иерархическую структуру, основанную на неравенстве. Маркс допускал также существование в обществе мелких социальных групп, способных влиять на классовые конфликты.

По Марксу, природа социальных классов определялась рядом предпосылок. Во-первых, каждое общество вырабатывает продукты питания, жилье, одежда и прочие ресурсы. Классовые отличия возникают тогда, если одна из групп общностей населения присваивает ресурсы, которые сразу не потребляются и не являются необходимыми. Такие ресурсы рассматривались как частная собственность. Из факта владения или не владения выработанной собственностью определяются и классы.

Классовые отношения с необходимостью предусматривают эксплуатацию одного класса вторым, то есть один класс присваивает результат работы второго класса, эксплуатирует и притесняет его. Такие отношения постоянно воссоздают, порождают классовый конфликт, который служит основой социальных изменений, которые происходят в обществе. Есть субъективные и объективные признаки класса (владение ресурсами), но это не обязательно сопровождается осознанием принадлежности к классу или чувством политической близости интересам класса и т.п. Только тогда, когда члены социальной общности осознают свою классовую принадлежность, начинают действовать совместно в интересах своего класса, можно говорить о социальном классе.

Каждый социальный класс – это система поведения, комплекс ценностей и норм, стиль жизни. Каждый социальный класс культивирует свои ценности, модели поведения и идеалы. По культурным элементам и признакам можно практически безошибочно определить принадлежность к социальной общности (классу). В современных условиях большей частью социальная дистанция между представителями разных социальных общностей сократилась. И все же значительные отличия в нормах поведения, идеях и образе жизни у разных социальных общностей остались.

Обществознание. 9 класс. Тренинг «Социальная структура общества. Многообразие
1
социальных групп»

«Социальная структура общества. Многообразие социальных
групп»
Задания для тренировки



идеологическому признаку?
1) консерваторы
2) мигранты

3) пенсионеры
4) мусульмане

Ответ:
2

Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и
групп. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?
1) пассажиры
2) врачи

3) пенсионеры
4) горожане

Ответ:
3

Совокупность взаимосвязанных социальных общностей и групп учёные
называют
1) социальной структурой
2) социальным неравенством

3) социальной мобильностью
4) социальной политикой

Ответ:
4

Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и
групп в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по
конфессиональному признаку?
1) землевладельцы
2) консерваторы

3) удмурты
4) мусульмане

Ответ:
5

Какая социальная группа выделена по политическому признаку?
1) католики

2) консерваторы 3) интеллигенция 4) крестьяне

Ответ:

согласия СтатГрад запрещена


2
социальных групп»

К малым социальным группам относятся
1)
2)
3)
4)

Учителя, работающие в одном городе
члены национальной ассоциации экологов
малые народы Крайнего Севера
футбольная команда

Ответ:
7

Род, племя, народность - это примеры
1)
2)
3)
4)

Демографических групп
этнических общностей
общественных страт
исторически сложившихся типов общества

Ответ:
8

Социальный слой (группа), членством в которой человек обязан исключительно
своим рождением, называется
1) классом

2) сословием

3) стратой

4) кастой

Ответ:
9

Какой признак определяет принадлежность человека к социальной группе
сибиряков?
1) этнический
2) территориальный

3) конфессиональный
4) демографический

Ответ:
10

Какой признак определяет принадлежность шахтёров к социальной группе?
1) величина доходов
2) уровень образования

3) возраст
4) профессия

СтатГрад 2014−2015 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного
согласия СтатГрад запрещена

Обществознание. 9 класс. Тренинг «Социальная структура общества. Многообразие
3
социальных групп»

В стране Z в 2010 году был проведён опрос общественного мнения, в ходе
которого респондентам предлагалось ответить на вопрос «Какие профессии
вы считаете наиболее престижными и доходными?». Результаты опроса
(в процентах от числа отвечавших) представлены в таблице.

Юрист
экономист
медик
предприниматель
госслужащий
менеджер
военнослужащий
учёный
спортсмен
рабочий
11

Престижность
профессии, %
опрошенных

Доходность
профессии, %
опрошенных
30
20
15
12
10
6
3
2
1
1

28
17
5
20
15
10
2
0
3
0

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе
таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Почти треть жителей страны Z считает профессию юриста престижной и
приносящей хороший доход.
2) Пятая часть жителей страны Z считает, что профессия финансиста
является наиболее престижной.
3) Наименее доходной жители страны Z считают государственную службу.
4) Доходность профессии военнослужащего позитивно оценивает треть
жителей страны Z.
5) Каждый десятый опрошенный считает, что высокий доход может
принести профессия менеджера.
Ответ:

СтатГрад 2014−2015 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного
согласия СтатГрад запрещена

Обществознание. 9 класс. Тренинг «Социальная структура общества. Многообразие
4
социальных групп»

Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно
вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) Профессии, связанные в первую очередь с работой в бюджетных
учреждениях, являются наиболее престижными, с точки зрения жителей
страны Z.
2) По мнению большинства опрошенных жителей страны Z наиболее
престижные и доходные профессии требуют наличия правовой
грамотности.
3) Представления о престижности профессии всегда совпадают с ожиданиями от её доходности.
4) В два раза меньшее количество жителей страны Z считает профессию
наёмного менеджера наиболее престижной и доходной, чем владение и
управление собственным бизнесом.
5) Высокий уровень физической активности является определяющим показателем, на который ориентируются жители страны Z, когда называют
престижные профессии.
Ответ:

СтатГрад 2014−2015 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного
согласия СтатГрад запрещена








Социологи определяют социальную роль как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. Принято считать, что социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения.




«Песчаная россыпь» Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее и не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.


« Мягкая глина» Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе, группе е, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В гpyппe, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим здесь звеном еще являются нормальная дисциплина и требования старших Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко морятся. Подлинного мастера – хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому поддержать.


«Мерцающий маяк» В штормовом море маяк приносит уверенность и опытному и начинающему мореходу: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, которые не дадут погаснуть огню, – организаторы, актив. Эта группа заметно отличается от других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.


«Алый парус» Алый парус – это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» появляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например, в соседних. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят. Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.


«Горящий факел» Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя новые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив – тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.



Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений, которые охватывают самые разные Стороны взаимоотношений в первичной группе. Членам группы нужно оценить, в какой степени каждое из предложенных для оценки утверждений характерно для данной групп. Давать оценку следует на основании одного из четырех вариантов: 3 балла - данное утверждение полностью соответствует характеру отношений, сложившихся в нашей группе; 2 балла - данное утверждение в общем характерно для нашей группы; 1 балл - данное утверждение лишь в незначительной степени применимо к "нашей группе; 0 баллов - данное утверждение не характерно для системы отношений, сложившихся в нашей группе (у нас все наоборот).


6781 коллектив «Горящий факел» автономия «Алый парус» кооперация «Мерцающий маяк» ассоциация «Мягкая глина». 19 и менее диффузная группа «Песчаная россыпь». После определения общего суммарного результата производится его соотнесение с уровнем развития малой группы. По опыту диагностики и оценки динамики малых групп полученным количественным данным соответству­ют следующие уровни группового развития (Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин):








ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ. Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 совершенно согласен; 3 - согласен; 2 трудно сказать; 1 не согласен; 0 совершенно не согласен. 1. Я иду утром в школу с радостью. 2. В школе у меня обычно хорошее настроение. 3. В нашем классе хороший классный руководитель. 4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. 5. У меня есть любимый учитель. 6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение. 7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. 8. У меня есть любимые школьные предметы. 9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. 10. На летних каникулах я скучаю по школе. Обработка полученных данных: Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У >3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же 2


3 - высокая степень удовлетворенности учащихся школьной жиз" title="Психологический климат в школе Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. У >3 - высокая степень удовлетворенности учащихся школьной жиз" class="link_thumb"> 24 Психологический климат в школе Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. У >3 - высокая степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью 2 3 - высокая степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью 23 - высокая степень удовлетворенности учащихся школьной жиз"> title="Психологический климат в школе Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. У >3 - высокая степень удовлетворенности учащихся школьной жиз"> К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. У >3 - высокая степень 2 У меня есть любимый учитель. У >3 - высокая степень 2 У меня есть любимые школьные предметы. У >3 - высокая степень 2 В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение. У >3 - высокая степень 2 Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. У >3 - высокая степень 2 Я считаю, что школа по- настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. У >3 - высокая степень 2 На летних каникулах я скучаю по школе. У >3 - высокая степень 2 Уровень удовлетворенности учащихся 8 в класса школьной жизнью (учебный год) У >3 - высокая степень 2

1. В обществознание входят элементы нескольких наук. Изучением общества занимается
география
социология
биология
химия

2. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество составляют люди, проживающие на территории той или иной страны.
Б. Обществом называют всё человечество в целом.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

3. Шестиклассник Андрей по дороге в школу помог перейти улицу пожилому человеку. К какой сфере общественной жизни можно отнести этот поступок Андрея?политической
экономической
социальной
духовной

4. Экономическая (хозяйственная) деятельность людей состоит из
религии, науки, образования,искусства
высшего класса, среднего класса, низшего класса
законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти
производства, обмена, распределения, потребления

5. Выберите из списка виды экономической деятельности, относящиеся к производству услуг.
добыча полезных ископаемых
строительство
сельское хозяйство
гостиничный бизнес
ремонт транспортных средств

6. Арине недавно исполнилось 14 лет. Она решила работать в свободное от учёбы время. Кто должен дать согласие на трудовую деятельность Арины?
директор школы
классный руководитель
лучшая подруга
родители

7. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?
воронежцы
подростки
татары
пассажиры

8. Государственную власть осуществляет
Председатель Правительства
главный редактор журнала
контролёр в общественном транспорте
директор школы

9. В государстве N. верховная власть в стране принадлежит наследственному единоличному правителю. Какая форма правления существует в государстве N.?республика
демократия
монархия
полис

10. Верны ли следующие суждения о типах обществ?
А. В аграрном обществе почти все люди занимаются сельским хозяйством.
Б. Постиндустриальное общество - это тип общества, в котором главную роль играют знания и информация.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

11. Выберите из списка понятия, которые характеризуют изменения, происходящие в обществе.
прогресс
регресс
культура
революция
реформа

12. Верны ли следующие суждения о современном обществе?
А. Для мирового сообщества характерны тесные хозяйственные, политические и культурные связи между странами и народами.
Б. Глобализация не связана с укреплением международных, политических, культурных, экономических, финансовых, информационных связей между государствами.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

13. К глобальным проблемам не относится
угроза войн и распространения ядерного оружия
международный терроризм
межличностные конфликты
распространение наркомании

14. Согласно Конституции РФ Россия является
недемократическим, федеративным и правовым государством с республиканской формой правления
демократическим, федеративным государством с аристократической формой правления
демократическим, федеративным и правовым государством с монархической формой правления
демократическим, федеративным и правовым государством с республиканской формой правления

15. Выберите из объектов, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, те, которые находятся на территории России.
древний город Чичен-Ица
статуя Свободы
исторический центр Дербента
церковь Вознесения в Коломенском
историко-культурный комплекс Соловецких островов.


Понятие социальной структуры относится к социальной сфере жизни общества. В широком смысле слова понятие «социальный» употребляется как синоним понятия «общественный», когда речь идет о противопоставлении биологическим, природным явлениям. В этом случае все, что охватывает жизнедеятельность человеческого общества, представляет собой социальное. В узком смысле слова понятие «социальный» означает особую сферу общественных отношений, которые характеризуют различные группы людей как носителей разных видов деятельности. Социальная сфера жизни общества выступает как совокупность социальных отношений и условий, которые влияют на содержание и характер деятельности, поведение людей и охватывает интересы людей, социальных групп, взаимоотношения общества и личности. Социальные отношения - это отношения между людьми (или группами людей), осуществляющиеся в соответствии с законами социальной организации общества.

В структуре любого отношения выделяются:

субъекты (стороны, между которыми возникают отношения);

объект (то, по поводу чего возникают отношения между субъектами);

потребности (отношения субъект - объект);

интересы (отношения субъект - субъект);

ценности (отношения между идеалами взаимодействующих субъектов).

Социальные отношения складываются между группами людей, и даже когда в социальные отношения вступают отдельные личности, или отношения возникают между личностью и группой, личностью и обществом, мы не можем рассматривать эту личность обособленно, вне общности или общества, которые побудили в ней определенные мотивы, социальные интересы и повлияли на формирование ее ценностей.

Объединения людей в совместной деятельности, в ходе которой они приобретают сходные характеристики и социальные качества, называются социальными общностями. Совокупность социальных общностей и система взаимосвязей и отношений между ними составляют социальную структуру общества. Отношения между социальными группами регулируются, упорядочиваются социальными институтами, действующими во всех сферах жизни общества. Таким образом, можно сказать, что социальная структура общества - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и институтов.

Социальная структура общества часто рассматривается в аспекте разделения общества по классовому, демографическому, территориальному признакам. В этом случае речь идет о социально-классовой, социально-демографической, социально-территориальной структуре общества.

Социально-классовая структура общества - это упорядоченные и устойчивые связи между элементами общественной системы, обусловленные отношениями социальных групп, которые характеризуются определенным местом и ролью в материальном, духовном производстве и в политической жизни. Традиционно ядром социально-классовой структуры считалось классовое деление общества. Определение понятия «класс» дано в работе В. И. Ленина «Великий почин». Классами названы большие группы людей, различающиеся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Необходимо отметить, что некоторые ученые считают классовый подход устаревшим, неприменимым к современному обществу, социальная структура которого значительно усложнилась.

В основе социально-демографической структуры общества лежит его разделение на группы, по возрастному, половому признакам. Это прежде всего такие группы как молодежь, пенсионеры, женщины, мужчины и др. Каждая из этих групп сталкивается с серьезными социальными проблемами. В частности, для молодежи весьма остро стоят проблемы трудоустройства, преступности, наркоманий, СПИДа.

В основе социально-территориальной структуры общества лежит его разделение на территориальные общности разного типа (городские, сельские, поселковые и др.). Территориальные общности действуют в различающихся условиях природной и искусственной среды, различно их историческое прошлое. Все это создает неравные условия для жизни и развития людей, особенно если сопоставить жизнь в деревне и мегаполисе. Территориальные общности различаются социальным составом населения, уровнем его образования, общей культуры и профессиональной подготовки. Из неравномерности развития территориальных структур вытекают многие социальные проблемы, такие как неравномерность в обеспеченности населения жильем, больницами, клубами, театрами, разные возможности получить образование и достойную работу, разная доступность к объектам социально-экономической инфраструктуры.


Социальная группа - одна из основных составляющих социальной структуры. Социальная структура состоит из самых разнообразных социальных групп. Люди, составляющие эти группы, участвуют во внутри- и межгрупповых взаимодействиях, что и характеризует социальность личности, которую можно определить как включенность личности в социальное взаимодействие через определение своего места в деятельности различных групп.

В самом общем виде социальную группу можно определить как совокупность людей, характеризующуюся некоторыми едиными признаками. Среди этих признаков могут быть сходство, близость условий жизнедеятельности людей, общность их потребностей, наличие совместной деятельности, взаимосвязанного обмена деятельностью, социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности и др. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность людей, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе, и признающихся членами этой группы с точки зрения других. В современной социологии можно встретить большое количество критериев деления на группы, например, по времени существования группы, основам формирования, характеру организованности, содержанию деятельности, принципу связи членов группы и др.

В зависимости от плотности, формы осуществления связей и составляющих их членов различаются большие и малые, первичные и вторичные социальные группы. Основным объектом социологических исследований являются малые социальные группы, включающие от нескольких человек до нескольких десятков человек, так как результаты этих исследований можно экстраполировать на все более крупные социальные общности. Малая социальная группа малочисленна по составу, члены ее объединяются общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении. Разновидностью малых социальных групп являются первичные группы. Термин «первичные группы» был введен в социологию американским ученым Ч. Кули. Отличительные признаки этих групп - непосредственный межличностный контакт их членов, характеризующийся высоким уровнем эмоциональности. Эти группы первичны в том смысле, что именно через них индивиды получают первый опыт социального единства. Через первичную группу осуществляется социализация индивидов, освоение ими образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Через нее человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям. Примером первичных социальных групп являются семья, школьный класс, группа друзей, спортивная команда и т. п.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми не обязательно существуют эмоциональные отношения. Их взаимодействие подчинено достижению определенных целей, индивидуально неповторимые черты личности не имеют значения, главное - выполнять определенные функции. Основным типом вторичной социальной группы является большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей, например, политическая партия, крупный производственный коллектив и т. п. Большие социальные группы - это совокупности людей, которых объединяет, как правило, один социально значимый признак (принадлежность к какому-либо вероисповеданию, профессиональная принадлежность и т. п.). Члены большой группы могут никогда не вступать в контакт друг с другом. Это означает, что конкретный член группы никогда не вступает в контакт со всеми членами группы, хотя, несомненно, у него существуют контакты с некоторыми членами группы, которые могут быть весьма интенсивными и широкими по охвату.

3. Формальные и неформальные группы

В зависимости от наличия или отсутствия официального социально-юридического статуса социальные группы подразделяются на формальные (официальные) и неформальные.

Формальные группы представляют собой такие объединения людей, которые строятся на основе официальных документов: уставов, служебных инструкций, предписаний и т. д. Члены формальной группы нацелены на выполнение какого-либо вида деятельности и находятся в иерархической соподчиненности (например, производственный коллектив, спортивная команда, воинское подразделение и др.). Формальность групп проявляется не только в наличии более или менее жесткой иерархии, она обычно проявляется и в четкой специализации членов, выполняющих свои особые функции. Формальная группа рациональна, т. е. в ее основе лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели. Она принципиально безлична, т. е. рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми не предусмотрено никаких отношений, кроме служебных, проходящих по определенной программе.

Неформальные группы возникают и функционируют спонтанно, на основе общности Интересов, целей и ценностей, личных симпатий. Отношения внутри такой группы во многом определяются индивидуальными особенностями ее членов. Стихийно складывающаяся неформальная группа (например, дворовой коллектив детей, дружеская компания и др.) не имеет особых документов, регламентирующих ее функционирование. Как правило, поведение членов такой группы регламентируется особыми неписаными правилами. Скрепление неформальной группы осуществляется главным образом за счет авторитета ее лидера. Формальная группа может иметь двух лидеров, как формального, так и неформального. Неформальная группа имеет только неформального лидера, который выделяется в силу личностных особенностей, способности организовывать и направлять ее деятельность, оказывать влияние на ее членов.

Деление групп на формальные и неформальные в определенной степени, условно. В любой формальной группе возникают неформальные отношения между ее членами, и такая группа распадается на несколько неформальных групп. В одних случаях формальные и неформальные отношения усиливают и поддерживают друг друга, а в других случаях - наоборот, противоречат друг другу и подрывают общее единство.

4. Социальная роль и социальный статус человека

Каждый человек, живущий в обществе, включен в различные социальные группы (семья, школьный класс, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, от него ждут определенных поступков. Один и тот же человек должен вести себя по- разному в разных ситуациях. В одном случае он ведет себя как отец, в другом - как друг, в третьем - как работник, в четвертом - как покупатель и т, д., т. е. выступает в разных ролях. Личность, находясь в обществе, представляет собой отражение всей совокупности отношений данного общества. Поэтому человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. К основным социальным ролям относят роли гражданина, члена семьи, труженика, собственника, потребителя и др.

Существует много различных определений понятия «социальная роль». По определению известного отечественного социолога И. С. Кона, «социальная роль - это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, занимающего определенное место в социальной системе». Социальные роли обычно рассматриваются в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Наши роли определяются прежде всего тем, что ожидают от нас другие. Если кто-то не играет определенной роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в конфликт с обществом. Например, родители должны заботиться о своих детях, милиционер должен пресекать нарушения общественного порядка. Если они этого не делают, то вызывают наше возмущение. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) требования, связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкция - социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции до своему характеру могут быть моральными, юридическими, политическими и др. Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному, типу поведения. Они являются одним из важнейших элементов социального регулирования.

Социальный статус - это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с полом, возрастом, профессией, происхождением, родственными связями, семейным положением, уровнем доходов, образования и т. д. Разновидностями социального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы. Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, раса. В строгом смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля. Достигаемый, или приобретенный статус зависит от профессии, образования, места работы. Этот статус приобретается в результате выбора человека, его личных усилий и находится под его контролем. Таковы статусы студента, профессора, менеджера, члена политической партии и т.п.

Необходимо различать социальный и личный статусы. Если социальный статус связан с положением человека, которое он занимает в обществе как представитель большой социальной группы, то личным статусом называют положение человека в малой социальной группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером, душой компании или знатоком - значит занимать определенное место в структуре межличностных отношений, обладать определенным личным статусом.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно существует главный статус. Это - наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которым он сам себя отождествляет. Чаще всего это статус, связанный с основным местом работы (инженер, профессор, адвокат и др.). В современном обществе человек имеет возможность изменить свой статус, получая образование, проявляя деловую и научную активность.

Поскольку социальный статус отражает уровень оценки положения человека в обществе, то данное понятие тесно связано с понятиями «престиж» и «авторитет». Престиж - это особая категория, используемая для обозначения социальной значимости позиций, занимаемых различными группами или отдельными людьми в обществе. Престижными в обществе могут быть профессии, жилые кварталы и улицы, отдельные дома, курорты, марки автомобилей, магазины, учебные заведения, одежда от известных модельеров, другие предметы потребления. Признаки, характеризующие престижность, не всегда адекватно отражают положение человека в тех или иных группах общества. Например, может сложиться такая ситуация, когда человек обладает престижной профессией, но она не позволяет ему обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни, или, наоборот, непрестижные профессии и род занятий позволяют человеку получать высокие доходы или какие-либо выгоды, обеспечивая ему тем самым доступ к престижным предметам потребления. Понятие «авторитет» имеет другое содержание. Оно означает признание группой или обществом в целом личных и деловых качеств членов группы или общества. Авторитет обычно отражает степень влияния отдельной личности в группе или обществе. Это личностная характеристика, которая всегда имеет отношение к вполне определенному конкретному человеку и далеко не всегда связана с престижем. Так, в политике или общественной деятельности может стать авторитетным и академик, и инженер, и рабочий.

Понятие социального статуса очень близко, к понятию социальной роли. Разница между ними заключается в основном в том, в каком контексте они употребляются. Если понятие «социальная роль» применяется главным образом к тому, как ведет себя человек, т. е. к его поведению, то понятие «социальный статус» соотносится главным образом с социальной системой. Социальная роль является более дробной единицей анализа,- поскольку поведение в рамках того или иного взаимодействия зависит не только от контекста данного взаимодействия, но и от статуса, которым обладает человек в данном обществе.


Одним из значимых видов общностей в современном мире являются этнические общности. Слово «этнос» (греческое) обозначает племя, народ, род. Этносы представляют собой один из древнейших типов социальных общностей людей, В основе группировки людей по этническому принципу лежат:

единство языка, норм поведения, самосознания, обычаев;

одинаковость пищевых предпочтений, форм жилья, стиля одежды;

общность происхождения и культуры;

территория расселения.

Этносу, как общности, присущи специфические социальные институты - эндогамная семья (образуется при вступлении в брак представителей одного этноса), институт старейшин, культовая организация. Этносы выступают как объединения людей, их союз, солидарность.

Этническая культура включает в себя следующие социальные институты: обычай, ритуал, религию, мораль, право. Культура создает специальные механизмы для накопления и трансляции из поколения в поколение созданной этнокультурной информации. В качестве таких механизмов выступают язык, книгопечатание, библиотеки, музеи, телевидение, образование и другие каналы передачи информации. Их средствами передается наиболее значимая для этноса информация - идеалы, ценности, символы, нормы поведения и др.

Таким образом, этнос можно определить как такую общность, которая отличается специфическими культурными чертами, складывающимися на протяжении многих веков и транслирующимися через поколения.

В рамках индустриального общества выделяют два типа этнических процессов, вызванных межэтническими контактами, - те, которые происходят без изменения этнического самосознания (этнообъединительные); и те, которые вызывают его изменения (этноразделительные). К числу наиболее распространенных в настоящее время объединительных процессов относятся этническая консолидация, этническая ассимиляция и межэтническая интеграция.

Этническая консолидация - это процесс внутреннего сплочения достаточно значительного по количеству этноса, при котором происходит сглаживание различий между имеющимися в нем локальными группами или объединение ранее территориально разрозненных частей. Консолидироваться могут и несколько близких по культуре и языку соседних этносов, объединяющихся в один, нередко превращаясь при этом в части этого нового этноса - субэтносы.

Этническая ассимиляция - процесс, при котором ранее самостоятельный этнос (или его часть) растворяется в среде более крупного этноса. Для ассимилируемого народа этот процесс протекает с изменением этнического самосознания, утратой языка и традиций. Этническая ассимиляция наиболее характерна для современных развитых стран.

Этноразделительиые процессы проходят по двум типам. Это может быть разделение ранее единого этноса на несколько частей, каждая из которых осознает себя как некая новая общность. Такой процесс получил название этнической дивергенции. Но даже при сохранении этноса от него может отколоться какая-то часть, потенциально способная перерасти в самостоятельный этнос. Этот процесс сегодня более распространен и называется этнической сепарацией.

Наиболее распространенными в мире и всеохватывающими являются этнические группы, которые называют еще разными типами этносов. Они характеризуются такими особенностями, как общность генофонда, длительная история совместного существования, самопричисление субъекта к данной этнической группе. Таким образом, мы имеем дело как с биологическими, так и с социальными факторами, поэтому этнические группы называют еще социоэтническими или этносоциальными.

Первой этнической группой, пришедшей на смену первобытной орде, был род - кровнородственное объединение людей, связанных коллективным трудом и совместной защитой своих интересов. Объединение нескольких родов составляло племя - тип этнической общности и социальной организации людей доклассового общества.

Образование союзов племен сопровождавшееся усилением межплеменных связей, военные столкновения, миграция населения, возникновение классов и государств приводили к постепенному смешению племен, к замене прежних кровнородственных связей территориальными и к появлению новой этнической общности - народности. Народность - это сложившаяся на базе рабовладельческого и феодального способов производства территориальная, языковая, экономическая и культурная общность людей.

С началом Нового времени в Европе, с выдвижением на первый план товарно-денежных отношений, формированием рынка, переходом к капитализму народности превращались в нации. В отличие от народности, нация - более устойчивая общность людей, причем устойчивость ей придают глубинные экономические факторы. Нации возникли как из родственных друг другу племен и народностей, так и из людей неродственных племен и народностей. Исторические особенности образования и развития нации, своеобразие ее экономического строя, культуры, быта, традиций, географической среды накладывают отпечаток на духовный облик нации, формируют специфические черты национального характера и национального самосознания. Каждая исторически сложившаяся нация поднимается до осознания своих общенациональных интересов, особенностей своей культуры, традиций, перспектив развития. Она обладает своим особым складом мышления и формой проявления чувств, своим чувством национального достоинства. Все это делает нацию уникальным историческим образованием.

Нацию обычно определяли как исторически устойчивую общность людей, характеризующуюся общностью экономической жизни, территории, языка, психического склада. В настоящее время многие" ученые делают вывод, что данное определение уже не вполне соответствует современным реалиям. В основу выработки нового определения нации эти ученые считают необходимым ввести такой признак, как духовную культуру. Она является ключевым признаком нации, ядром, определяющим ее суть. Что касается общности психического склада, то она является производной от общности духовной культуры. Еще одним важнейшим компонентом -национальной общности людей является их самосознание, которое тоже относится к сфере духовной культуры. Национальное самосознание - это стержень национальной духовной культуры. Именно в самосознании нация определяет свои общие коренные интересы, цели и идеалы, свое лицо в многонациональном мире, свое отношение к другим нациям и государствам.

Нация есть не только объективная, но и субъективная данность, представители которой говорят в отношении себя: «это - мы», а в отношении других: «это - они». В большинстве стран мира человек сам определяет свою национальность, т. е. принадлежность к той или иной нации. Весь ход исторического развития этнических групп свидетельствует о нарастании роли социокультурных факторов в их функционировании. Современную нацию вряд ли можно вообще отнести к этническим группам.

6. Межнациональные отношения

Эти две тенденции действуют постоянно, но небесконфликтно. Противоречие между ними является основным противоречием в сфере межнациональных отношений. Из основного противоречия вытекают и другие, например, противоречие интересов отдельных наций с интересами общества в целом. Обострение национального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно-технической революцией, требующей максимального кооперирования, международного разделения труда, И национальной самобытностью государств и народов. Между самими национальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Возникают противоречия между представителями различных национальностей в трудовых и иных многонациональных коллективах. Причины обострения национальных интересов могут носить политический, экономический, демографический характер.

Там, где есть национальные конфликты, всегда пышно цветет идеология национализма и шовинизма. Национализм - это психология и идеология национального превосходства, в основе которых лежит гипертрофия национального чувства. Национализм часто смыкается с идеями избранности данного народа, предопределенности его судьбы Высшими силами. При этом для обоснования идеи национального превосходства особым образом интерпретируются факты действительной истории данного народа и специфические свойства его культуры. Национализм больших наций в наиболее крайней форме проявляется в виде шовинизма (по имени французского гренадера Шовена, восторженного поклонника завоевательной политики Наполеона, сатирического персонажа популярного в XIX в. во- девиля братьев Коньяр «Трехцветная кокарда»). Шовинизм выражается в политическом, экономическом, духовном подавлении других народов, пренебрежении к их правам и национальным ценностям. Непростыми оказываются пути разрешения межнациональных проблем, но их никак нельзя разрешить исключительно силовыми, военными методами. Ничто не может заменить политического пути решения конфликтов, сколь сложным и долгим в каждом конкретном случае ни был бы такой путь.

При взаимодействии людей в многонациональном обществе легче всего в конфликтной ситуации взвалить вину за все беды на национальное меньшинство, а тому, в свою очередь, - на коренную нацию. По-видимому, гармонизация отношений между людьми в многонациональном обществе требует соблюдения таких условий, как наличие правового государства, отказ национальных меньшинств от сепаратизма, предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел, признание культурной автономии территориально рассеянных национальных меньшинств. Основные принципы современной национальной политики таковы.

Гармоничное сочетание национальных и интернациональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.

Это означает, во-первых, недопущение правовых норм и законов, закрепляющих национальное неравноправие; во- вторых, уважение культурных традиций и интересов всех национальных групп; в-третьих, осуждение насилия в решении национальных вопросов; в-четвертых, восстановление прав репрессированных народов.

Неприятие любых форм национального шовинизма, особая чуткость и осмотрительность во всем, что касается межэтнического общения, затрагивает национальные чувства людей.

Многонациональное общество является, как правило, и многоконфессиональным (латинское слово «конфессия» означает вероисповедание). Мирно ужиться и взаимодействовать в таком обществе люди могут, лишь руководствуясь принципами веротерпимости, свободы совести. Еще. в XVII в. английский философ Д. Локк в знаменитых письмах о веротерпимости выдвинул требования того, что государство должно признать свободу религии, предоставлять людям право религиозного самоопределения, не должно лишать своих подданных гражданских и политических прав в зависимости от их принадлежности к определенной конфессии. В XVIII в. французский писатель и философ Вольтер провозглашал, что свобода совести есть право, которое человек получил от природы, и никто не может принуждать его в вопросах веры, каждому надо разрешить молиться на свой лад, каждый вправе исповедовать ту или иную веру в согласии лишь со своей совестью. Принцип свободы совести признается всеми современными демократическими государствами, в том числе и Россией. Важно в действительности реализовать свободу совести в отношениях между людьми. С малых лет необходимо воспитывать чувства взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, между последователями разных религий.

Список литературы

1. Белокрылова О. С., Михалкина Е. В., Банникова А. В., Агапов Е. П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Касьянов В. В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

4. Кравченко А. И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

5. Курбатов В. И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.