Боевая готовность постоянная определение. Боевая готовность

Под высокой Боевой готовностью понимается такое качество состояние вооруженных сил при котором надежно обеспечивается безопасность страны в мирное время и успешное достижение поставленных целей по разгрому любого агрессора в начальный период и в ходе войны, в условиях применения средств вооружения борьбы(Широкий смысл)

БГ – состояние, определюяющее стпень подготовленности войск, соединений и частей к выполнению возложенных на них сложных задач в самой сложных условиях обстановки.

Постоянное выполнение БГ частей достигается

1. правильным пониманием командирами, штабами своих задач

2. высоким моральным психологическим состоянием войск, укомплектованности личным составом вооружением, боевой техникой и другим техническим имуществом

3. четкой организацией и бдительным несением дежурства;
4. содержанием оружия и боевой техники в исправном состоянии в и готовности к немедленному применению;
5высокой боевой выучки командиров, штабов и войск;
6. физической натренированностью личного состава; его морально боевыми, психологическими кач-вами и дисциплинированность

7. твердым непрерывным управлением войсками;
8. постоянным ведением разведки и осуществлением всех других видов обеспечения;
9. наличием необходимых запасов материальных средств и своевременным их пополнением.

Степени БГ и их содержание. Порядок действий при их введении.

- постоянная;

- повышенная;

- военная (боевая) опасность;

- полная.

Постоянная – повседневное состояние войск, укомплектованных личным составом, техникой и вооружением по штатам мирного времени, обеспеченных всеми видами войсковых запасов, позволяющие решать задачи бое вой подготовки, воспитания и в установленные сроки осуществлять переход к высшим степеням боевой готовности.

Усиление патрулей и увеличение их количества;

Происходит выдача боеприпасов дежурным по частям и т.д.;

Проверяется исправность автопарков и прочих техпарков, проверяются все КХО, открываются под охрану резервные хранения оружия;

Происходит усиленное обучение личного состава боевым приемам, работе с техникой, оружием;

Личный состав переводится в состояние повышенной готовности, частичная мобилизация, выдача оружия без боеприпасов.

Повышенная – состояние войск после выполнения подготовительных мероприятий, в результате которых повышается готовность частей к выполнению боевых задач.

Приведение техники и вооружения в полную боевую готовность;

Погрузку запасов материально-технических средств на автотранспорт;

Усиление охраны + проверка всех видов связи;

Перевод всех войск на казарменное положение;



Все военнослужащие возвращаются в свои подразделения из отпусков, командировок и т.д.;

Организуется радиационное и химическое наблюдение;

Излишние запасы и казарменный фонд готовится к сдаче.

Военной опасности – состояние войск выведенных в район сосредоточения (отмобилизования), на позиции и выполнивших мероприятия предыдущих степеней боевой готовности.

Подъём по тревоге и выход в район сосредоточения;

Принимают пополнение по штатам военного времени;

Личному составу выдаются новые каски, противогазы, дозиметры, перевязочные и противохимические пакеты;

Подразделения получают боевые патроны и гранаты в штатных укупорках;

Боеприпасы приводятся в окончательное снаряжение;

Техника и вооружение приводятся в боевому применению.

Полная – состояние наивысшей готовности войск, выполнивших весь комплекс мероприятий по переводу частей в боевую готовность.

Существует разная боевая готовность. Степени ее значительно отличаются по тем мероприятиям, которые каждый солдат, единица техники, подразделение и так далее обязаны выполнять за конкретный период. Есть определенные исключения (особенности поведения в разных ситуациях для некоторых типов войск). Тем не менее по большей части готовность касается подавляющего большинства служащих, значительно влияя на их действия, оснащение, вооружение, а в некоторых случаях даже на эмоциональное и психическое состояние.

Что такое боевая готовность?

Есть очень простое определение того, что собой представляет боевая готовность. Степени, особенности, предварительная подготовка - это все очень важно, но намного существенней сам факт. Так, под данным понятием подразумевают способность определенного подразделения, войск приступить к выполнению своих непосредственных функций. Существуют различные нормативы по времени реагирования, которые напрямую зависит от конкретного типа используемой техники, особенностей отделения и так далее. Но все они обязаны выполняться строго в установленные сроки. Любое промедление будет караться, причем тут тоже есть разница. Чем выше боеготовность, тем серьезней будет наказание за проступок.

Факторы

Существует ряд признаков, которые напрямую влияют на готовность подразделений, вне зависимости от того, будут ли танки, авиация или пехотные части. Так, одним из таких факторов является обеспеченность резервами. Подразумеваются абсолютно все виды имущества, которые только могут понадобиться для ведения боевых действий, начиная от и заканчивая боеприпасами, топливом, системами связи и так далее. В данном случае учитывается их фактическое наличие.

Второй фактор — комплектация. Сюда входит количество солдат в соответствии со штатным расписанием и т. п. Если говорить проще, то можно выразиться так: достаточно ли будет служащих для того, чтобы вертолет, самолет, бронетранспортер или любая другая техника поехала/полетела и смогла воевать?

Дальше идет фактор технического состояния. Подразумевается, что все имущество, объекты, оборудование, оружие и так далее должны находиться в исправном состоянии. Также сюда относится вариант оснащения. То есть вооружены ли солдаты современным оружием, или будут вынуждены идти в атаку врукопашную.

Четвертый фактор — подготовка командного состава. Смогут ли служащие, руководящие подразделениями, адекватно реагировать на ситуацию и вести бой.

Пятым фактором считается моральная готовность войск действовать в бою.

Шестым и последним считается то, как подготовлен личный состав. То есть умеют ли солдаты вообще стрелять, смогут ли действовать в составе группы и так далее.

Поддержание готовности

Вполне естественно, что нужна отдельная подготовка, чтобы повысилась боевая готовность. Степени тут тоже могут быть разными, но по большей части просто учитывается, проводится ли то или иное обучение своевременно и в полном объеме, или нет. Так, солдат учат ходить строем, попадать в цель, производить инженерные работы, реагировать на их обучают основам тактики, развивают физически и так далее. Это только краткий перечень возможных типов подготовки, призванных поддерживать нужный уровень боеготовности. К этому же пункту относятся различные типы учений, воспитание солдат, их психологическая подготовка для выполнения задач и так далее.

Не последнюю роль играет система поощрений и наказаний. Она, работая правильно и стабильно, сильно мотивирует отдельно взятого служащего. Также не следует забывать о регулярном проведении обслуживания техники, работе разведки, обеспечении части всем необходимым и тому подобное. Из таких мелких или крупных факторов и складывается общая боевая подготовка как одного конкретного отделения, так и всей группировки войск страны в целом.

Внешние особенности

Все, что было указанно выше, касается только тех пунктов, которые могут выполняться непосредственно служащими. Однако есть и другие факторы, которые к ним напрямую не относятся, но от которых зависит и боевая подготовка в целом, и уровень боеготовности в частности. Очень важно, чтобы система транспорта страны была максимально эффективной. Государство обязано иметь возможность на протяжении длительного времени вести войну. Все части должны своевременно перевооружаться. Сама армия как структура обязана выглядеть в глазах большей части населения строго положительно. И, естественно, на все на это должно выделяться достаточное количество средств. Частично на некоторые из факторов способен повлиять министр обороны РФ и другие столь же высокопоставленные лица, напрямую заинтересованные в решении проблем. Однако простые солдаты тут ничего поделать не смогут. К примеру, в части может проводиться отличная подготовка по всем направлениям. Служащие будут просто великолепны. Но если им не давать современного оружия, не выделять средств на развитие и так далее, то толку от такой подготовки будет не очень много.

Постоянная готовность

Как было сказано выше, существует разная боевая готовность. Степени ее отличаются друг от друга весьма существенно. Самая простая, обычная и стандартная носит название - «постоянная». Она представляет собой самый классический режим работы подразделения. То есть именно в таком состоянии оно находится каждый день. занимается подготовкой, учебой, проводит плановое обслуживание техники и так далее. Вертолет, самолет и другие боевые единицы осуществляют учебные вылеты, и жизнь течет своим чередом. Естественно, даже в таком состоянии часть обязана уметь охранять себя и в случае чего хоть как-то начать воевать. Помимо всего прочего, это самый экономичный с точки зрения затрат ресурсов вид, который может иметь боевая готовность. Постоянная, стабильная и продуманная последовательность действий ничем не нарушается, и все идет в плановом режиме.

Повышенная

Это вторая степень, которая уже имеет определенные отличия от постоянной готовности. Так, производиться сбор всего состава подразделения, при необходимости происходит его доукомплектование до требуемого уровня. Также боевая готовность повышенная подразумевает необходимость проверить всю имеющуюся технику, оружие и тому подобное оборудование. Необходимо будет дополнительно акцентировать внимание на боевом слаживании. Проверка боевой готовности такого уровня также должна будет выявить, что часть полностью готова к изменению своего текущего положения, все материальные запасы имеются в нужном количестве, а транспорта вполне достаточно для перемещения армейского подразделения. Переход к этому режиму функционирования автоматически приводит к намного более существенным затратам средств, и потому к нему чаще всего прибегают только в рамках учений.

Опасность

Под таким понятием фигурирует третья степень готовности. Ее название несколько отличается от остальных, но суть остается прежней. Высокая боевая готовность официально звучит как «военная опасность», и это будет более правильным названием. Начинается она с того, что объявляется боевая тревога. Сразу после этого часть обязана выполнить следующие действия: отправится в точку сосредоточения войск, получить там пищу, связь, боеприпасы, защитные средства и организовать сторожевое охранение. Это касается любых К примеру, российские танки должны будут выдвинуться в нужную местность, где получат боекомплекты, будут дозаправлены и так далее. То же самое верно и для остальных типов подразделений, к чему бы они ни относились. Естественно, все данные и информация по конкретному месту назначения строго засекречены. Затраты средств в такой ситуации будут ещё более значительны, чем в двух предыдущих случаях.

Полная боевая готовность

Это последняя степень. Чаще всего при этом производится проверка какого-то определенного округа. Тем не менее объявление такой готовности по всей стране может стать последним шагом перед непосредственным началом боевых действий. Все части обязаны выдвинуться на заранее указанные позиции, получить собственные задания, развернуть имеющиеся огневые средства и приступить к боевому охранению. Это касается всех служащих, начиная от самого последнего солдата и заканчивая таким высоким постом, как министр обороны РФ. Это — самый затратный в плане финансирования уровень готовности, и потому он используется только по исключительным случаям. В частности, для осуществления глобальных проверок. Только некоторые подразделения функционируют в таком режиме на постоянной основе, но это уже обязательное требование безопасности любой страны мира.

Особенности родов войск

Учитывая особенности возможных боевых действий в современном мире, когда удар может последовать в любой момент и просто не дать возможности вовремя среагировать, некоторые типы войск находятся в полной готовности постоянно. Они всегда максимально укомплектованы, находятся на нужных позициях и так далее. Естественно, также проводится боевая подготовка и тому подобные действия, свойственные другим, обычным, частям. Однако в случае необходимости такое подразделение способно начать реагировать незамедлительно. К подобным категориями относятся радиотехнические, пограничные, противоракетные и противовоздушные силы.

Элитные подразделения

Некоторые части армии относятся к более привилегированным. Но не в том плане, что они живут лучше всех, а в том, что с них больше всего спрашивают. Такие подразделения находятся также в полной боевой готовности постоянно. В принципе, это не совсем верный термин, так как, по сути, они располагаются в местах своей дислокации и некоторые элементы, свойственные этой степени, им не присущи, но в случае необходимости, они так же, как и противоракетные войска, способны мгновенно начать бой. К ним относятся части специального назначения, охрана глав государств, стратегические войска и так далее. Боевая готовность подразделений подобного типа настолько высока, что попасть обычному служащему в штат такого отряда практически невозможно. Выбирают только самых лучших, отлично показавших себя по всем параметрам, обладающих правильным виденьем ситуации, стабильной психикой и так далее. Многие кадровые военные хотели бы служить в элитных частях, но не всем это дано по тем или иным причинам.

Мобилизационная готовность

Данное понятие также относится к вооруженным силам, однако основную роль тут играет именно государство в целом. Под готовностью такого типа подразумевается общая готовность страны к войне, наличие кадровых резервов, средств, вооружения, стратегических ресурсов и так далее. То есть это не прямой показатель того, как быстро страна может начать воевать, он выявляет, как надолго ее хватит. К примеру, у страны вся армия способна мгновенно начать боевые действия. Но вот мобилизационная готовность крайне низка. Как следствие, в случае начала войны армия будет способна сразу же открыть огонь, но продолжать это делать долго уже не сможет. То есть в такой ситуации ставка делается на молниеносный захват и достижение поставленных целей. В противоположном случае, если армия не слишком подготовлена, но накоплены огромные мобилизационные резервы, страна сможет переломить ситуацию в свою пользу по истечении определенного времени, когда ресурсы у противника закончатся.

Боевое дежурство

Это самый основной тип проведения мероприятий в части во время полной готовности. Так, в обычной ситуации он состоит из караульной и гарнизонной службы, а также охранения территории. Но в случае военных действий также дополняется боевым и сторожевым охранениями. Иногда добавляется комендантская служба. Боевое дежурство выполняет такие функции, как постоянный контроль обстановки, объектов (от внешних и внутренних проблем) и так далее. Дополнительно со всеми служащими проводятся учения по теме бдительности и адекватности решений в самых разных ситуациях, которые теоретически могут произойти. Все это направлено на то, чтобы с максимальной эффективностью затруднять работу разведки противника и ни в коем случае не допустить его внезапного нападения.

Разные страны

Особенности подготовки к тем или иным действиям могут достаточно сильно различаться в разных странах. Это зависит, в первую очередь, от самого государства, и только во вторую — от ее вооруженных сил. К примеру, если страна не вела боевые действия на протяжении очень долгого времени и в принципе не собирается это делать, то и степени готовности могут быть разными. То есть одна и та же ситуация в Северной Корее и Швейцарии приведет к совершенно отличающимся друг от друга реакциям. Считается, что чем лучше обучены солдаты, тем меньше времени уходит на полную подготовку к немедленной войне. Но фактически, учитывая, что после Второй мировой войны настолько глобальных конфликтов больше не было, точно сказать сейчас совершенно невозможно. Большая часть экспертов сходится во мнении, что если подобное повторится, то все страны, у которых есть ядерное оружие, просто обменяются ударами и человечество после этого перестанет существовать. За то время, пока это будет происходить, ни одна стандартная часть не успеет никак более-менее адекватно среагировать на обстановку и уж тем более ничего не сможет предпринять.

Итог

В целом, все вышеперечисленное касалось несения службы во времена СССР и остается актуальным на сегодняшний день. Некоторые элементы или особенности могут быть изменены. Вполне естественно, с целью борьбы с разведкой других стран о них не сообщается. В целом, все комплексы принимаемых мер с повышением боеготовности на каждую новую ступень становятся все более жесткими и направленным на немедленную реакцию частей на возникающую угрозу. Насколько они будут действенными в случае возникновения такой необходимости? Остается только надеяться, что мир об этом никогда не узнает.

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой,

заслушав заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина И.А. Маркова, установил:

1. Согласно статье 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 данной статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели; при невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску; порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы (пункт 1); боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени; дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы; военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха; порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (пункт 3).

При этом та же статья предусматривает, что военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 данной статьи не предоставляется (пункт 3.1). Конституционность этого законоположения оспаривается в жалобе гражданина И.А. Маркова, проходившего военную службу по контракту в звании старшего прапорщика в войсковой части 6832, которая, как следует из представленных материалов, с 1 января 2007 года относится к воинским частям постоянной готовности, переведенным на комплектование воинских должностей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

В 2003-2012 годах И.А. Марков, будучи в служебных командировках в Чеченской Республике, Республике Ингушетия и Республике Дагестан, принимал участие в боевых действиях (общий срок его участия в боевых действиях составил 445 суток). С 14 октября 2013 года он был досрочно уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе), и с 1 ноября 2013 года исключен из списков личного состава воинской части.

Полагая, что при увольнении расчет с ним произведен не полностью - не выплачена денежная компенсация взамен предоставления дополнительных суток отдыха за период нахождения в служебных командировках и участия в боевых действиях, И.А. Марков обратился к командиру войсковой части 6832 с заявлением о расчете и выплате данной компенсации, однако в удовлетворении заявления ему было отказано.

Архангельский гарнизонный военный суд решением от 21 января 2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 19 марта 2014 года, отказал И.А. Маркову в удовлетворении заявления об оспаривании действий командира воинской части, связанных с изданием приказа об исключении его из списков личного состава воинской части без обеспечения денежным довольствием в полном объеме и с отказом в выплате указанной компенсации. Определением судьи Северного флотского военного суда от 21 мая 2014 года И.А. Маркову отказано в передаче его кассационной жалобы для рассмотрения в заседании суда кассационной инстанции.

В судебных постановлениях, в частности, указывалось, что в соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьей 221 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495) военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в случае привлечения их к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участия в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, не предоставляется; поскольку войсковая часть 6832 с 1 января 2007 года отнесена к частям постоянной готовности, отсутствуют основания для предоставления И.А. Маркову дополнительных дней отдыха, а следовательно, исключается и возможность выплаты денежной компенсации за эти дни; кроме того, И.А. Марков, обратившись в суд 9 января 2014 года, пропустил как предусмотренный статьей 196 ГК Российской Федерации общий срок исковой давности в отношении требования о выплате компенсации за период с 2003 года по 9 января 2011 года, так и установленный статьей 256 ГПК Российской Федерации срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица; каких-либо доказательств уважительности причин пропуска этого срока он не представил.

По мнению заявителя, пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» допускает неравенство военнослужащих, поскольку ставит тех из них, кто проходит военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, в худшее положение по сравнению с иными категориями военнослужащих в вопросах реализации права на дополнительный отдых или получение денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, и тем самым противоречит статьям 2, 7, 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1), 55, 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты «в» и «м») Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, в частности в постановлениях от 26 декабря 2002 года № 17-П, от 17 мая 2011 года № 8-П и от 21 марта 2013 года № 6-П, отмечал, что военная служба, заключая контракт о прохождении которой, гражданин реализует конституционное право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции.

Особый характер военной службы как отдельного вида федеральной государственной службы обусловлен ее специфическим назначением - защищать государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, обеспечивать безопасность государства, отражать вооруженное нападение и выполнять задачи в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, что, согласно части первой статьи 26 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», составляет существо воинского долга, предопределяющего содержание общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих.

Соответственно, целями поддержания боеспособности воинских подразделений на высоком уровне, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства предопределяется и возможность введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий государственных служащих правил прохождения службы, в том числе в части реализации военнослужащими права на отдых.

Вместе с тем, осуществляя в соответствии со статьями 59 (часть 2) и 71 (пункты «м» и «т») Конституции Российской Федерации правовое регулирование отношений, связанных с прохождением военной службы, федеральный законодатель обязан обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая при этом вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы справедливости, равенства и соразмерности, а вводимые им нормы должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования.

2.1. Закрепленное в Конституции Российской Федерации право каждого на отдых (статья 37, часть 5), включающее в себя и предусмотренное статьей 24 Всеобщей декларации прав человека право на досуг и разумное ограничение рабочего дня, призвано гарантировать восстановление человеческого организма после нагрузок, связанных с работой (службой), чем не только обеспечивается дальнейшее эффективное исполнение возложенных на лицо трудовых (служебных) обязанностей, но и сохранение физического и психического здоровья человека, интеллектуальное и нравственное развитие личности. Право на отдых создает предпосылки и для реализации иных прав и свобод человека, в частности права на охрану здоровья, права на образование, права на участие в деятельности общественных объединений, прав в сфере физической культуры и спорта и др.

Будучи направленным на обеспечение каждому гражданину возможности восстановить способность к производительному труду или иной общественно полезной деятельности, посредством которой реализуется право на труд, конституционное право на отдых имеет универсальный характер, и особенности военной службы, хотя они и допускают установление специальных правил (механизмов) реализации данного права, тем не менее не предполагают его чрезмерного и некомпенсируемого ограничения.

2.2. Соединения и воинские части постоянной готовности комплектуются военнослужащими, заключившими контракт о прохождении военной службы и тем самым добровольно приступившими к осуществлению соответствующей профессиональной деятельности. Служебные обязанности военнослужащих соединений и частей постоянной готовности направлены на достижение особых результатов боевой подготовки, что позволяет им в любое время незамедлительно приступить к выполнению возложенных на них задач.

Таким образом, само по себе закрепление для данной категории военнослужащих повышенных требований, обусловленных в том числе интенсивностью мероприятий боевой подготовки и влекущих определенные особенности реализации права на отдых, равно как и установление для них специальных правил и форм компенсации при выполнении обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени, т.е. при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участии в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, отличающихся от тех правил и форм компенсации, которые предусмотрены для иных категорий военнослужащих, не означает нарушения их прав и не может рассматриваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации их ограничение.

Определение форм компенсации военнослужащим повышенных нагрузок при необходимости выполнения ими обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени - прерогатива законодателя и уполномоченных им органов исполнительной власти, которые могут для воинских подразделений, выполняющих специальные задачи, предусмотреть в качестве компенсации соответствующие денежные выплаты (например, повышение оклада, особую надбавку или доплату в составе денежного довольствия и др.) или иные предоставления взамен дополнительных дней отдыха, однако в силу универсального характера конституционного права на отдых они не вправе, регламентируя служебное время и время отдыха военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вводить такие правила, которые предусматривали бы выполнение обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени без какой-либо компенсации.

Наличие у органов государственной власти, реализующих полномочия в сфере военной службы, обязанности в той или иной форме компенсировать военнослужащим выполнение обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени ранее уже отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях. Так, применительно к правовой ситуации, связанной с обеспечением военнослужащему права на компенсацию за исполнение им обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в период командировки, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что исключение из Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 года № 492), пункта 8, предусматривавшего в числе указанных мероприятий нахождение в служебных командировках, само по себе не означает, что привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени может осуществляться без соответствующей компенсации (Определение от 24 июня 2014 года № 1366-О).

3. В целях создания необходимых условий для реализации лицами, проходящими военную службу по контракту, права на отдых федеральный законодатель в статье 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрел ряд положений гарантийного характера, которые закрепляют общую продолжительность еженедельного служебного времени и определяют механизм предоставления им дополнительных суток отдыха как в случае привлечения к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, так и при участии их в боевом дежурстве (боевой службе), учениях, походах кораблей и других мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, устанавливая в случае участия в таких мероприятиях также возможность выплаты по просьбе военнослужащего вместо предоставления дополнительных суток отдыха денежной компенсации в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха (пункты 1 и 3).

В исключение из указанных правил военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, согласно пункту 3.1 данной статьи дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 данной статьи не предоставляется. При этом в силу абзаца первого пункта 4 той же статьи военнослужащим указанных соединений и воинских частей предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно; в соответствии с абзацем вторым данного пункта дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.

3.1. Оспариваемый заявителем пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был введен Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 29-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленным на создание законодательных основ для перехода к комплектованию соединений и воинских частей постоянной готовности военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и на совершенствование боевой готовности указанных соединений и воинских частей, а фактически - на реализацию положений Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 года № 523.

С тем чтобы компенсировать указанной категории военнослужащих дополнительные ограничения и нагрузки, обусловленные характером военной службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, в том числе связанные с участием в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, этим же Федеральным законом пункт 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был дополнен положением, согласно которому таким военнослужащим дополнительно выплачивалась дифференцированная надбавка за особые условия боевой подготовки в размере, устанавливаемом Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Тем самым для указанной категории военнослужащих была введена особая форма компенсации в связи с выполнением ими обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени, отличающаяся как от компенсации, предоставляемой в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, так и от предусмотренной пунктом 3 данной статьи компенсации за участие в мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Выбор такой формы компенсации, обусловленный особенностями прохождения военной службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности и относящийся к сфере дискреции федеральных органов государственной власти, осуществляющих правовое регулирование военной службы, не может рассматриваться как произвольный и противоречащий конституционному принципу равенства.

3.2. Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно пунктом 6 его статьи 100, пункт 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был изложен в новой редакции и не содержал более упоминания о специальном компенсационном механизме для военнослужащих воинских частей постоянной готовности.

В то же время пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 года № 808 «О порядке и размерах выплаты денежных компенсаций вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом и вместо предоставления права на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно, а также выплаты надбавки за особые условия боевой подготовки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности» предусматривалась выплата дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки, конкретный размер которой устанавливался Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба) в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 февраля 2004 года № 56 «Об установлении ежемесячной надбавки за особые условия боевой подготовки отдельным категориям военнослужащих внутренних войск МВД России» были определены размеры ежемесячной надбавки за особые условия боевой подготовки военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел России (к которым относился и заявитель). Этот приказ, как следует из его содержания, был издан во исполнение статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 года № 523 «О Федеральной целевой программе «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы», чем подтверждается тождественность установленной им надбавки дифференцированной надбавке за особые условия боевой подготовки.

Таким образом, правовое регулирование, действовавшее в период 2004-2011 годов, предусматривало компенсацию военнослужащим, проходящим службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, при выполнении обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени посредством установления и выплаты им дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки. Данная надбавка, как указано в ответе на запрос Конституционного Суда Российской Федерации, полученном из войсковой части 6832, ежемесячно выплачивалась И.А. Маркову в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года в размере 3 300 рублей.

3.3. В связи с проведенной в 2011-2012 годах комплексной реформой денежного довольствия военнослужащих и вступлением в силу с 1 января 2012 года Федерального закона от 7 ноября 2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», принятым с целью формирования новой системы денежного довольствия с упорядоченным набором дополнительных выплат, коэффициентов и надбавок к денежному довольствию военнослужащих, подзаконные акты, устанавливавшие надбавки за особые условия боевой подготовки, утратили силу. Между тем подход законодателя, при котором особенности прохождения военнослужащими военной службы по контракту, в том числе особые условия службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности (связанные, помимо прочего, с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени), подлежат учету при определении размера их денежного довольствия, не изменился.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию), месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты), а согласно части 34 той же статьи помимо предусмотренных ею выплат Президент Российской Федерации и (или) Правительство Российской Федерации могут устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.

В качестве одной из дополнительных выплат военнослужащим частью 18 статьи 2 названного Федерального закона предусмотрена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, которая устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности и правила выплаты которой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1073. Указанная ежемесячная надбавка предоставляется, в частности, военнослужащим, проходящим службу в соединениях (воинских частях, подразделениях) специального (особого) назначения, в разведывательных соединениях (воинских частях, подразделениях) по перечню, утверждаемому государственным органом, и др. Материалы, дополнительно полученные Конституционным Судом Российской Федерации, свидетельствуют о том, что такую надбавку получал и И.А. Марков - в размере 100 процентов оклада по воинской должности (17 500 рублей), а в целом его денежное довольствие в результате проведенного реформирования системы денежного довольствия военнослужащих увеличилось почти в 2,5 раза.

Кроме того, как видно из жалобы и приложенных к ней судебных решений, право на получение денежной компенсации взамен дней отдыха И.А. Марков связывает с участием в боевых действиях в период командировок на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Между тем за участие военнослужащего в боевых операциях законодательством о военной службе предусмотрены особые компенсационные выплаты в повышенном размере на основании специальных нормативных актов. Так, определенным категориям военнослужащих, в том числе военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту и командированным на территорию Северо-Кавказского региона России, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1174 «О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти» (как это было закреплено и ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации») к денежному содержанию предусматриваются дополнительные выплаты. В соответствии со справками Министерства внутренних дел Российской Федерации и войсковой части 6832 о составе денежного довольствия И.А. Маркова в 2012 году за выполнение задач в составе Объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона России ему за каждый месяц пребывания в командировке было выплачено дополнительное денежное довольствие в размере, сопоставимом с его месячным денежным довольствием.

Следовательно, нет оснований полагать, что с отменой дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки положение заявителя ухудшилось и что особенности прохождения военной службы в воинской части постоянной готовности остались неучтенными в новой системе денежного довольствия военнослужащих.

4. Таким образом, пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя, поскольку - как в системе утративших силу положений нормативных правовых актов, так и в системе действующего правового регулирования - при определении размера денежного довольствия военнослужащих он предполагает учет особых условий службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, связанных в том числе с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

Разрешение же вопроса о том, в какой степени установленные действующими нормативными правовыми актами надбавка за особые условия службы и иные выплаты, предоставляемые военнослужащим, проходящим службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, компенсируют отмену дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки, как связанное с проверкой обоснованности предусмотренных этими нормативными правовыми актами размеров указанных выплат, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 36, пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Признать жалобу гражданина Маркова Ивана Александровича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» итогового решения в виде постановления.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Обзор документа

Согласно Закону о статусе военнослужащих контрактники могут привлекаться к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени. Это компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае невозможности такой компенсации предоставляются дополнительные сутки отдыха. Дополнительными сутками отдыха компенсируется и участие в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Вместо этого может выплачиваться компенсация. Однако указанный дополнительный отдых не предоставляется тем, кто служит в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных на комплектование контрактниками.

Конституционность этих положений оспаривал гражданин, который служил в одной из таких воинских частей и которому отказали в выплате компенсации взамен дополнительных суток отдыха. По его мнению, приведенные нормы допускают неравенство военнослужащих.

Конституционный Суд РФ не принял жалобу к рассмотрению, пояснив при этом следующее.

Для контрактников, которые служат в соединениях и воинских частях постоянной готовности, установлены повышенные требования, влекущие определенные особенности реализации права на отдых. Это обусловлено в т. ч. интенсивностью мероприятий боевой подготовки.

Правовое регулирование, действовавшее в 2004-2011 гг., предусматривало для таких военнослужащих дифференцированную надбавку за особые условия боевой подготовки. Заявитель получал ее ежемесячно.

В 2011-2012 гг. была проведена комплексная реформа денежного довольствия военнослужащих. Но и сейчас при определении размера денежного довольствия учитываются особые условия службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, связанные в т. ч. с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

Так, для контрактников предусмотрена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы (до 100% оклада по воинской должности). Данную надбавку получал и заявитель. При этом в целом в результате реформы его денежное довольствие увеличилось почти в 2,5 раза.

Следовательно, нет оснований полагать, что с отменой дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки положение заявителя ухудшилось. И что особенности службы в воинской части постоянной готовности остались неучтенными в новой системе денежного довольствия военнослужащих.

События последних лет доказывают правоту древнегреческой пословицы: “Хочешь мира - готовься к войне”. Отрабатывая наихудшие из сценариев развития событий, можно осуществить проверку боевой готовности войск, а также подать сигнал потенциальному противнику или недружественному соседу. Подобного результата достигла Российская Федерация после проведения серии военных учений.

Обеспокоенность Соединенных Штатов Америки и НАТО объясняется тем, что боевая готовность в России направлена не на один из худших сценариев, а на несколько: армия РФ ради мира в своей стране готова к войне в любом направлении.

Определение

Боевая готовность - это состояние Вооруженных сил, при котором различные армейские части и подразделения способны организованно и в короткий срок выполнить подготовку и вступить в бой с противником. Поставленная военным руководством задача выполняется любыми средствами, даже при помощи ядерного оружия. Войска в боевой готовности (БГ) получив необходимое вооружение, военную технику и другие материальные средства, готовы в любой момент отразить вражескую атаку и, следуя приказу, применить оружие массового поражения.

План для приведения в БГ

Для того чтобы армия была приведена в боевую готовность, штаб разрабатывает план. Руководит данной работой командир воинской части, а результат утверждает старший командир.

В плане БГ предусмотрены:

  • порядок и способы оповещения военнослужащих ВС и офицеров для сбора;
  • обозначается их место дислокации;
  • действия дежурного и в воинской части;
  • действия комендантской службы в районах сосредоточения личного состава и военной техники.

Начало

Приведение в боевую готовность для каждого уровня начинается с сигнала, который получает дежурный воинской части. Дальше, используя установленные в каждой войсковой части систему “Шнур”, телефон или сирену, дежурным части извещаются дежурные подразделений и командир. Получив сигнал, производится уточнение информации, а затем при помощи голосовой команды: “Рота, подъем! Тревога, тревога, тревога!”- дежурные подразделений извещают весь личный состав о начале операции. После этого подается команда: “Объявлен сбор” - и военнослужащие направляются в подразделения.

Те, кто проживает за пределами войсковой части, команду о сборе получают от посыльных. В обязанность механиков-водителей вменяется прибыть в парк. Там дежурные выдают ключи от боксов с машинами. Водители обязаны до прибытия офицеров подготовить всю необходимую технику.

Погрузка армейского имущества производится личным составом согласно боевого расчета. Приготовив под надзором старших к отправке на место дислокации все необходимое оборудование, личный состав дожидается прибытия офицеров и прапорщиков, которые отвечают за транспортировку имущества военной части. Те, кто не вошел в отправляются в пункт сбора.

Степени боевой готовности

В зависимости от обстановки, БГ может быть:

  • Постоянной.
  • Повышенной.
  • В состоянии военной опасности.
  • Полной.

Для каждой степени предусмотрены свои мероприятия, в которых принимают участие военнослужащие. Четкое осознание ими своих обязанностей и умение быстро выполнять задачи свидетельствует о способности подразделений и групп войск организованно действовать в критических для страны ситуациях.

Что необходимо для проведения БГ?

На приведение в боевую готовность влияет:

  • боевая и полевая выучка подразделений, офицеров и штабов;
  • организация и поддержание армии в соответствии с требованиями боевого устава;
  • укомплектованность армейских подразделений и частей необходимым вооружением, техникой.

Идеологическое воспитание личного состава и осознание им своих обязанностей имеет большое значение для достижения необходимой

Стандартная БГ

Постоянная боевая готовность - это состояние Вооруженных сил, при котором подразделения и части сосредоточены в постоянном пункте дислокации и занимаются повседневной деятельностью: выполняется строгий распорядок дня, поддерживается высокая дисциплина. Часть занимается плановым обслуживанием средств техники и учебой. Проводимые занятия согласованы с расписанием. Войска готовы в любой момент перейти в высшую степень БГ. Для этого выделенными частями и подразделениями осуществляются круглосуточные дежурства. Вся деятельность происходит в плановом режиме. Для хранения материально-технических средств (боеприпасов, горюче-смазочных материалов) предусмотрены специальные склады. Приготовлены машины, которые в любую минуту при необходимости могут осуществить их вывоз в район дислокации подразделения или части. В боевой готовности данной степени (стандартная) предусмотрено создание специальных приемных пунктов для осуществления погрузки и вывоза военнослужащих и офицеров в места отмобилизования.

Повышенная БГ

Повышенная боевая готовность - это такое состояние Вооруженных сил, при котором части и подразделения за короткий промежуток времени готовы выступить для отражения военной опасности и выполнять боевые задачи.

При повышенной боевой готовности предусмотрены мероприятия:

  • отмена отпусков и увольнений в запас;
  • усиление наряда;
  • осуществление круглосуточного дежурства;
  • возврат в расположение части подразделений;
  • проверка всего имеющегося вооружения и оборудования;
  • комплектование боеприпасами учебно-боевой техники;
  • проверка сигнализации и других ;
  • подготовка архивов к сдаче;
  • офицерский состав и прапорщики оснащаются оружием и боеприпасами;
  • офицеры переводятся на казарменное положение.

После проверки БГ данной степени определяется готовность части к вероятным изменениям режима, проверяются нужное для данного уровня количество материальных запасов, оружия и транспорта для вывоза военнослужащих и офицеров в места отмобилизования. Повышенная боевая готовность используется преимущественно в учебных целях, поскольку функционирование в данном режиме стране обходится дорого.

Третья степень готовности

В режиме военной опасности боевая готовность - это такое состояние Вооруженных сил, при котором вся техника выводится в запасной район, а поднятые по тревоге армейские части и подразделения в короткий срок выступают для выполнения задач. Функции армии в третьей степени боевой готовности (официальное название которой - “военная опасность”) прежние. Начинается БГ с объявления тревоги.

Для данной степени боевой готовности характерно:

  • Все роды войск выводятся в пункт сосредоточения. Каждая часть или соединение размещаются в двух подготовленных районах на расстоянии 30 км от постоянного пункта дислокации. Один из районов считается секретным и не оснащается инженерными коммуникациями.
  • Согласно законам военного времени, происходит доукомплектация личного состава патронами, гранатами, противогазами, противохимическими пакетами и индивидуальными аптечками. Все необходимое части любых родов войск получают в точках сосредоточения. В армии Российской Федерации танковые войска после прибытия на обозначенное командованием место дозаправляются и оснащаются боекомплектами. Все необходимое получают и остальные типы подразделений.
  • Отменяется увольнение лиц, у которых истек срок службы.
  • Прекращается работа по приему новых призывников.

По сравнению с двумя предыдущими уровнями боевой готовности данная степень отличается большими финансовыми затратами.

Полная боевая готовность

В четвертой степени БГ армейские части и соединения Вооруженных сил пребывают в состоянии наивысшей боевой готовности. В данном режиме предусмотрены мероприятия, направленные на переход с мирного положения на военное. Для выполнения поставленной военным руководством задачи производится полное отмобилизование личного состава и офицеров.

При полной боевой готовности предусмотрены:

  • Круглосуточные дежурства.
  • Осуществление боевого слаживания. Данное мероприятие заключается в том, что все части и соединения, в которых производилось сокращение кадров, снова укомплектовываются.
  • Используя шифровальную кодированную или другую засекреченную связь, даются распоряжения военнослужащим и офицерам. Команды могут также подаваться в письменной форме с доставкой нарочным. Если распоряжения даны устно, они должны иметь последующее письменное подтверждение.

Приведение в боевую готовность зависит от обстановки. БГ может осуществляться последовательно или минуя промежуточные степени. Полная готовность может быть объявлена в случае прямого вторжения. После того как войска приведены в боевую готовность высшей степени, производится доклад командиров частей и соединений в высшие инстанции.

Когда еще проводится четвертый уровень готовности?

Полная боевая готовность при отсутствии прямого вторжения выполняется с целью проверки того или иного округа. Также объявленная данная степень БГ может свидетельствовать о начале военных действий. Проверка полной боевой готовности осуществляется в очень редких случаях. Это обусловлено тем, что для финансирования данного уровня государство тратит много средств. Объявление по всей стране полной боевой готовности может выполняться с целью глобальной проверки всех подразделений. В каждой стране, согласно правилам безопасности, в режиме четвертого уровня БГ постоянно может находиться только несколько подразделений: пограничные, противоракетные, противовоздушные и радиотехнические. Это обусловлено тем, что в нынешних условиях удар может быть нанесен в любую минуту. Данные войска постоянно сосредоточены на нужных позициях. Как и обычные армейские части, эти подразделения также занимаются боевой подготовкой, но в случае опасности действовать начинают первые. Специально для того, чтобы вовремя среагировать на агрессию, в бюджете многих стран предусмотрено финансирование отдельных армейских подразделений. Остальные же в данном режиме государство содержать не в состоянии.

Заключение

Эффективность проверки готовности Вооруженных сил к отражению нападения возможна при соблюдении секретности. Традиционно боевая готовность в России находится под пристальным вниманием западных стран. По мнению европейских и американских аналитиков, проводимые РФ, всегда заканчиваются появлением российского спецназа.

Развал Варшавского блока и продвижение сил НАТО на восток рассматриваются Россией как потенциальная угроза, а значит, являются причиной последующей адекватной военной активности РФ.

Состояние воинских формирований (войск, сил), характеризующее их способность в установленные сроки начать боевые действия и успешно выполнить поставленные боевые задачи (окончательная готовность к выполнению боевых задач).

В Вооруженных Силах РФ установлены четыре степени боевой готовности: ПОСТОЯННАЯ, ПОВЫШЕННАЯ, ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ, ПОЛНАЯ.

Боевая готовность ПОСТОЯННАЯ -повседневное состояние соединений и частей, содержащихся по штатам и табелям мирного времени и обеспеченных всеми видами войсковых запасов, находящихся в готовности к выполнению боевой задачи. Содержание характеризуется: следующим состоянием подразделений и частей: подразделения и части занимаются повседневной деятельностью согласно плану боевой подготовки, при этом дежурные средства несут боевое дежурство; боевая техника, вооружение и автотранспорт содержатся в соответствии с нормами и порядком, установленным приказами и директивами МинОбороны; войсковые запасы боеприпасов, горюче-смазочных и материально-технических средств хранятся в машинах, а основные запасы хранятся на складах

Боевая готовность ПОВЫШЕННАЯ -это такое состояние частей и подразделений, при котором, оставаясь в пунктах постоянной дислокации (в районах боевого дежурства, на полигонах), они проводят дополнительные мероприятия боевой готовности, в результате которых повышается готовность к выполнению боевой задачи. Содержание мероприятий : сбор частей и подразделений, находящихся на учениях, полигонах, работах в свои гарнизоны и проведение мероприятий по их доукомплектованию; организация охраны штабов, казарм, складов, парков боевых машин и других жизненно-важных объектов в местах постоянной дислокации и на полигонах путем усиления наряда выделяемых дежурных сил и средств и выставления парных патрулей; перевод всех категорий военнослужащих, проходящих службу по контракту, на казарменное положение и получение ими личного оружия, средств индивидуальной защиты; уточнение заявок на покрытие текущего некомплекта личного состава,приостановление очередного увольнения военнослужащих, выслуживших установленные сроки, и продолжение планового призыва, приостановление откомандирования военнообязанных, призванных на сборы, и приписанного автотранспорта народного хозяйства; снятие с хранения и приведение вооружения и боевой техники в готовность к боевому применению, загрузка войсковых запасов материальных средств в боевые машины и автотранспорт;

В случае пребывния части в боевой готовности ПОВЫШЕННАЯ более двух суток в подразделениях организуются и проводятся занятия по боевой подготовке с учетом выполнения предстоящих задач.

Боевая готовность ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ -это такое состояние частей и подразделений, при котором они поднимаются по боевой тревоге и проводят мероприятия боевой готовности в пункте постоянной дислокации, районах боевого дежурства, на полигонах с последующим, если это необходимо, выводом в районы сосредоточения. Содержание мероприятий : вывод подразделений в районы сосредоточения (при этом средства радиосвязи в местах постоянной дислокации продолжают работу в прежнем режиме); вывод в район сосредоточения командных пунктов управления и подготовка их к работе в полевых условиях; проведение доукомплектования подразделений до штатов военного времени; личному составу выдаются патроны, гранаты, средства индивидуальной защиты, стальные шлемы, противогазы “НЗ”, индивидуальные противохимические пакеты (патроны и гранаты находятся в подразделениях в штатной укупорке).

Боевая готовность ПОЛНАЯ -состояние наивысшей готовности частей и подразделений, выполнивших весь комплекс мероприятий по переводу с мирного на военное положение, включая полное доукомплектование и непосредственную подготовку к боевым действиям, обеспечивающих организованное вступление в бой и успешное выполнение поставленной задачи. Мероприятия : части и подразделения находятся в указанных им районах в готовности к немедленным боевым действиям (выдвижению и занятию районов (позиций) для ведения боевых действий); проводится рекогносцировка маршрутов выдвижения и рубежей развертывания, организуется комендантская служба; принимается (уточняется) решение, доводятся задачи до подчиненных, осуществляется планирование боевых действий; организуется (уточняется) взаимодействие и все виды обеспечения; части (подразделения) ПВО находятся в готовности к немедленному уничтожению средств воздушного нападения противника.