Схема связи между различными животными как нарисовать. Какова связь между живой и неживой природой – схема и примеры

Эйнштейн в свое время говорил о том, что человек - часть целого, называемого нами Вселенной. Эта часть ограничена и во времени, и в пространстве. И когда человек ощущает себя как нечто отдельное, это является самообманом. Взаимосвязь человека и природы всегда волновала великие умы. Особенно в наши дни, когда одно из основных мест занимает проблема выживания людей как вида на Земле, проблема сохранения всего живого на нашей планете. О том, как проявляется взаимосвязь человека и природы, какими способами можно попытаться ее гармонизировать, читайте в данной статье.

Узкие рамки

Неотделимость человека, как и всего живого на Земле, от биосферы определяет его существование. Причем эта жизнедеятельность становится возможна только лишь в адекватных условиях, весьма ограниченных. Узкие рамки соответствуют особенностям человеческого организма (доказано, например, что повышение общей температуры окружающей среды всего на несколько градусов может привести к плачевным для человека результатам). Он требует для себя поддержания той экологии, среды, где проходила его предыдущая эволюция.

Способность адаптироваться

Знание и понимание подобного диапазона - насущная необходимость для человечества. Безусловно, каждый из нас может приспосабливаться к Но это происходит постепенно, исподволь. Более резкие изменения, превышающие возможности нашего организма, могут привести к патологическим явлениям и в конечном итоге к гибели людей.

Биосфера и ноосфера

Биосфера - все живое, сущее на Земле. Кроме растений и животных в нее входит и человек, как ее весомая часть. Влияние человека как вида влияет на процесс реорганизации биосферы все более и более интенсивно. Это связано с воздействием научно-технического прогресса в последние столетия существования человечества. Таким образом, осуществляется переход биосферы к ноосфере (от греческого «ум», «разум»). Причем ноосфера не является отрешенным царствием ума, а скорее, следующей ступенью эволюционного развития. Это новая реальность, связанная с разнообразными формами воздействия на природу и окружающую среду. Ноосфера также подразумевает не только использование достижений науки, но и сотрудничество всего человечества, направленное на сохранение и разумное и гуманное отношение к общечеловеческому дому.

Вернадский

Великий ученый, определивший само понятие ноосферы, подчеркивал в своих трудах, что человек не может быть физически независимым от биосферы, что человечество - это живое вещество, связанное с процессами, происходящими там. Другими словами, для полноценного существования человека важна не только но и среда естественная (он нуждается в определенном ее качестве). Такие фундаментальные условия, как воздух, вода, земля обеспечивают саму жизнь на нашей планете, и в том числе - человеческую! Разрушение комплекса, изъятие хотя бы одного компонента из системы привело бы к гибели всего живого.

Экологические потребности

Потребность в хорошей экологии у человека сформировалась в незапамятные времена, наряду с потребностями в пище, жилье, одежде. На ранних стадиях развития экологические потребности удовлетворялись как бы автоматически. Представители людского рода были уверены, что всеми этими благами - водой, воздухом, почвой - они наделены в достаточном количестве и на все времена. Дефицит - еще не острый, но уже пугающий - стал ощущаться нами только лишь в последние десятилетия, когда угроза вышла на передний план. Сегодня многим уже становится ясно, что сохранить здоровую окружающую среду не менее важно, чем питаться или реализовывать духовные потребности.

Пересмотр векторов

Видимо, настало время для человечества переориентировать основные направления развития науки и техники, чтобы само отношение к природе и окружающей среде стало иным. Это понятие должно по праву занять свое центральное место в умах людей. Философы и практики, занимающиеся проблемами экологии, давно уже вынесли окончательный вердикт: либо человек меняет свое отношение к природе (и сам, соответственно, меняется), либо ему будет суждено быть стертым с лица Земли. И это, по свидетельствам многих ученых, произойдет уже довольно скоро! Так что времени на раздумья у нас становится все меньше и меньше.

Отношение человека к природе

В различные эпохи взаимоотношения складывались непросто. Мысль о том, что человек - часть природы, была высказана и воплощена еще в древние времена. В различных дохристианских религиозных культах мы наблюдаем обожествление Матери-Земли, водной среды, ветра, дождя. У многих язычников существовало - часть природы, а она, в свою очередь, воспринималась, как единое начало всего существующего. У индейцев, например, существовали могущественные духи гор, ручьев, деревьев. А к некоторым зверям культивировалось значение равенства.

С приходом христианства меняется и отношение человека к природе. Человек уже ощущает себя рабом Божиим, которого сотворил Бог по своему подобию. Понятие природы уходит как бы на второй план. Происходит своеобразная переориентация: взаимосвязь человека и природы нарушается. Взамен ей культивируется родство и единение с божественным началом.

А в философских системах конца девятнадцатого и начала двадцатого века мы видим формирование идеи богочеловека, где индивидуум воспринимается как безусловный царь над всем сущим. Таким образом, проблема человека и природы решается однозначно в пользу первого. А отношения с Богом и вовсе заходят в тупик. Понятие «человек - царь природы» с особенной силой культивируется в середине-конце двадцатого века. Этим оправдываются бездумные вырубки стратегически важных лесов, поворачивание рек вспять, сравнивание гор с землей, неразумное использование газовых и нефтяных ресурсов планеты. Все это - негативные действия человека по отношению к окружающей среде, в которой он живет и существует. Проблема человека и природы максимально заостряется с образованием озоновых дыр, возникновением эффекта глобального потепления, других негативных последствий, ведущих Землю и само человечество к гибели.

Возвращение к истокам

В наше время наблюдается тенденция возвращения людей «в лоно природы». Взаимосвязь человека и природы пересмотрена многими общественными деятелями и организациями (например, движением «Гринпис», которое выступает за всеобщее сохранение окружающей среды и разумное использование природных ресурсов). В науке также мы видим успешное воплощение идей экологически чистых механизмов. Это и электромобили, и и магнитные двигатели. Все они способствуют сохранению окружающей среды, всячески препятствуют ее дальнейшему загрязнению. Крупные бизнесмены проводят технические реконструкции предприятий, приводят продукцию в соответствие международным экологическим стандартам. Схема "человек и природа" снова начинает активно действовать. Прогрессивное человечество восстанавливает былые родственные узы. Только бы не было слишком поздно, но люди по-прежнему надеются на то, что Мать-Природа их поймет и простит.

Человек и природа: темы сочинений

В этом свете становится необходимым и важным воспитание поколения, которое будет разумно и с подобающим пиететом относится к окружающей среде. Школьник, заботящийся о птицах и деревьях, культурно выбрасывающий обертку от мороженого в урну, не мучающий домашних животных, - вот что нужно на современном этапе. Культивируя такие простые правила, в будущем общество сможет сформировать целые поколения, формирующие правильную ноосферу. И в этом немаловажную роль играют школьные сочинения «Человек и природа». Темы могут варьироваться для младших и старших классов. Важно одно: работая над этими сочинениями, школьники становятся частью природы, приучаются вдумчиво и с уважением к ней относиться. Ребята осознают взаимосвязь человека и природы, аргументы, которые неопровержимо свидетельствуют о единстве и неделимости этих понятий.

Разумное преобразование среды

Конечно же, каждое общество влияет на ту в которой оно непосредственно обитает. Преобразует ее, использует достижения предыдущих поколений, передает эту среду в наследство своим потомкам. По словам Писарева, весь труд по преобразованию природы положен в землю, словно в большую сберегательную кассу. Но уже настала пора использовать все разумное, созданное человечеством на пользу природе, а все негативное забыть навсегда!

Взаимодействие между разными видами может принимать самые разные формы. Хищники охотятся на своих жертв, люди приручают животных, популяции воюют за территорию и многое другое. По большей части встречи различных видов можно охарактеризовать как антагонистические или же равнодушные. Но бывают и взаимовыгодные партнерства. Некоторые вариации такого «сотрудничества» могут быть весьма неожиданными.

10. Вороны помогают волкам охотиться

В прошлом серые волки считались крайне опасными и, например, на территории Америки были практически полностью уничтожены в 1970-х годах. С тех популяции восстанавливались. Их повторное появление в Йеллоустонском парке благотворно повлияло на местную экосистему, особенно в местах, занятых санитарами леса.

Многие травоядные животные умирают к концу зимы от голода. При этом по большей части их мясо пропадает, ибо хищники просто не успевают его съесть до полного разложения. С появлением волков травоядные умирают не единовременно в большом количестве, а более равномерно в течение всего года. При этом в отличие от других животных, например медведей, волки, после того как насытятся, отходят от своей добычи. А остатками с барского стола с удовольствием лакомятся вороны. Они научились максимально полно пользоваться преимуществами соседства с серыми хищниками. С наступлением зимы они садятся неподалеку от будущей жертвы и начинают громка каркать, призывая волков и показывая им местоположение добычи. Возможно, поэтому хищники довольно лояльно относятся к питающимися рядом с ними птицами.

9. Жуки-могильщики и их любимые клещи

В природе туша животного – это подарок, который редко остается невостребованным. Могильщики, как понятно из названия, питаются падалью. Даже их тело имеет оптимальную форму для перемещения под землей и внутри трупа. Запах недавно умершего и разлагающегося животного вскоре привлекает жуков, иногда привозящих на своей спине клещей.

Жуки откладывают свои яйца в гниющем мясе, которое будет служить пищей для их личинок. При этом они далеко не единственные виды, которые поступают подобным образом, так что вполне естественно, что эти личинки будут конкурировать с потомством других видов. В отличие от других видов, например различных мух, могильщикам необходимо откладывать яйца именно в трупах животных, а не в каком-либо ином месте, ибо только поедая мясо личинки смогут выжить. Взрослые особи поедают потомство конкурирующих видов, но из-за их огромного количества справиться со всеми они просто не могут.

И тут им на помощь приходят их пассажиры. По прибытии к свежему трупу клещи спускаются с жуков и поедают все яйца и личинки, которые не принадлежат могильщикам, тем самым значительно сокращая конкуренцию. А после могильщики переносят клещей к следующему трупу. Вполне возможно, что клещи вычищают бактерии и из тела самих жуков, так сказать, в обмен на бесплатный проезд.

8. Дэниэл Грин и змея, предупреждающая об эпилептическом приступе

Вы наверняка слышали о собаках, предупреждающих о приближающемся припадке. А как насчет змеи? Дэниэл Грин Шелтон из Вашингтона является хозяином как раз такого экземпляра. Он использует Бедрока, 1,5-метрового удава, именно в этих целях. Грин, который страдает от больших эпилептических припадков, часто носит Бедрока на шее. Он заметил, что когда приступ приближается, удав немного сжимает его горло.

Бедрок всегда достаточно точно и вовремя предупреждает об ударе, так что Дэниэл успевает успокоиться, выпить лекарство и принять меры, чтобы предотвратить или пережить максимально безопасно приступ. Но проблема в том, что по ночам, когда Бедрок спит, пропустить приближение удара очень просто.

Способ Грина предотвращать припадки, к сожалению, часто вызывает затруднения. Например, некоторые управляющие магазинов совсем не в восторге от клиента со змеей на шее. Будучи служебным животным, Бедрок, согласно закону, может беспрепятственно сопровождать своего хозяина в общественных местах. Грин говорит, что не против уйти из магазина, если его вежливо попросят. Но он обижается, когда менеджеры пытаются утверждать, что Бедрок не настоящее служебное животное.

7. Барсуки и койоты объединяются

Барсуки и койоты имеют одинаковые гастрономические пристрастия в виде разнообразных грызунов. Но охотятся они по-разному. Белки и луговые собачки не имеют никаких шансов сбежать от койота, если только не спрячутся в свои норки. А барсук, с другой стороны, может копать землю и вытащить грызуна из его жилища, если только тот не выроет другой выход. Команде из барсука и койота может удаться склонить чашу весов в свою пользу и благополучно поймать зверька, если только конкурирующие виды смогут работать вместе.

Как оказалось, они именно так и поступают. Индейцы в течение многих лет рассказывали о таком сотрудничестве, и в последнее время ученые это засвидетельствовали. Когда койоты и барсуки работают вместе, чтобы поймать добычу, они дополняют друг друга. Барсук охотится под землей, а койот загоняет жертву. Такая дружба, скорее всего, имеет место между одиночными особями, а не стаями.

6. Лягушки защищают яйца паука ради жилья

Огромный колумбийский тарантул может с легкостью съесть небольшое животное, например лягушку размером с колибри. Но не делает этого. Вряд ли маленькие лягушки противны на вкус для паука. Но есть вещи поважнее еды. Паук и лягушка были обнаружены в норе, сделанной первым. Есть сведения, что некоторые колумбийские пауки сожительствуют даже более чес с одним земноводным.

Часто этим лягушкам приходится пробираться под тарантулом или сползать по нему, чтобы оказаться в норе, и на них не нападают. Пауки берут их, изучают, а потом отпускают. Скорее всего, они узнают лягушек по каким-то химическим приметам.
Два вида заключили взаимовыгодное соглашение. Многие хищники, которые не прочь полакомиться крохотным земноводным не решаются войти в обиталище огромного охотничьего тарантула. А лягушки имеют возможность полакомиться мелкими беспозвоночными, оставшимися от пиршества хозяина дома. Кроме того, в паучьем гнезде для лягушки создана благоприятная микросреда. Как же эти животные платят за аренду? Они поедают муравьев, в том числе и тех, которые могли бы уничтожить яйца паука.

5. Всевидящее око бычков

Креветка-пистолет так названа благодаря своей способности молниеносно сокращать клешню, из-за чего создается высокое давление воды, которое может отразить нападение хищника или оглушить добычу. Этому членистоногому всегда нужно быть настороже, потому что в безопасности оно может оказаться только в собственной норке. Усложняется дело еще и тем, что у креветки очень плохое зрение.

На помощь им приходят некоторые виды бычков. Они, со своим куда более острым зрением, заменяют креветке-пистолету глаза. Во многом они выполняют такую же функцию для креветки, как собака-поводырь – для человека. Его хвостовой плавник находится в постоянном контакте с антеннами рачка. Если покажется хищник, рыбка предупредит своего спутника о необходимости отступления. А ночует бычок в норке креветки. Друг без друга эта пара не выходит из дома.

4. ЦРУ обучает воронов шпионажу

Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера (классический пример – собака получит корм в обмен на какое-либо действие) оказалась весьма полезной. На ее основе образовались многие интересные объекты, такие, например, как, казалось бы, безвредная достопримечательность в Хот-Спрингс (штат Арканзас), появившаяся в 1960 году.

Так называемый IQ Зоопарк – это тематический парк, где обитают животные, обученные выполнять действия, свойственные человеку. Например, цыплята играют в бейсбол, свиньи – на фортепьяно, а еноты – в баскетбол.

Этот веселый IQ Зоопарк использовался и как площадка для изучения других возможностей дрессировки животных, ее применение, например, в шпионаже. Вороны, как оказалось, были наиболее перспективными в этом отношении. Помимо возможности доставлять удивительно тяжелые грузы, они могли выполнять вполне конкретные задачи, например, открывать папки с документами.

Было довольно просто обучить воронов лететь к нужному месту, обозначенному лазером, и переносить различные грузы, в том числе и устройства видеонаблюдения. Они даже умели делать снимки при помощи камеры, расположенной в клюве. Птицы отправлялись к указанному окну и нажимали на кнопку. Каждое такое нажатие делало снимок.

3. Каменные окуни и мурены

Возможно, сотрудничество койотов и барсуков, ведущих, в принципе, схожий образ жизни, не так уж и удивительно. А как насчет двух значительно менее общительных рыб? Груперы и мурены – как день и ночь. Морские окуни охотятся в течение дне в открытую. Конечно, преследуемая добыча может сбежать от хищника, скрывшись в расщелине. С другой стороны, мурены ведут ночной образ жизни, они прокрадываются через узкие проходы в коралловых рифах, чтобы схватить свой ужин.

В Красном море некоторые груперы научились просить помощи у мурен. Если намеченная жертва морского окуня скроется от него в расщелине, то тот отправится прямиком к логову мурены. Групер начинает быстро качать головой по направлению ко входу убежища, вызывая мурену, несмотря на дневное время. Ну а та, во главе с окунем, направляется туда, где прячется жертва. Затем она проскальзывает внутрь и убивает добычу. Иногда она сама лакомится, а в других случаях отдает пойманное окуню. Этот вид сотрудничества никогда прежде не встречался между двумя различными видами рыб. Биологи отметили, что поведение рыб отличается изменчивостью, что не дает предположить, будто бы в их отношениях имеет место исключительно инстинкт.

2. Мясные муравьи и гусеницы

Мясные муравьи, известные также как гравийные, живут исключительно в Австралии. Они яростно патрулируют четко очерченные границы своих территорий, которые практически не пересекаются с территориями других колоний. Если же это вдруг произошло, то две колонии мясных муравьев встречаются, становятся на передние лапы и бьют задними соперников в живот. Этот ритуал может длиться несколько дней, несмотря на то что часть насекомых умирает.

Так непримиримо они относятся не только к другим колониям муравьев, но и к прочим беспозвоночным. Если кто-то посягает на обжитые территории, муравьи собираются вместе, убивают и поедают непрошеных гостей. Большое количество этих работяг может отогнать даже весьма крупное животное, несмотря на отсутствие жал. Они выпускают дурно пахнущие вещества и многократно кусаются. Районы вокруг колоний (а это примерно 650 метров) зачастую очищаются от всех посторонних видов, которые не могут сосуществовать с мясными муравьями.

Однако некоторые виды гусениц не только могут мирно сосуществовать с муравьями, но и крайне приветствуют такое соседство. Гусеницы выделяют сладкую жидкость, которую с удовольствием потребляют муравьи. А в обмен они защищают гусениц от хищников.
Кстати, фермеры также могут извлечь пользу от соседства с мясными муравьями. Мертвый домашний скот кладется на муравейник, и в ближайшие сроки кости очищаются от мяса – удобный способ утилизации.

1. Косатка Старый Том помогает китобоям

Залив Туфолд, недалеко от Идена (в Австралии), является третьей по глубине естественной гаванью в Южном полушарии и известной точкой сбора китов – это идеальное место охоты на этих млекопитающих. В 1860-х годах семья Дэвидсон владела китобойной станцией на этих берегах.

Каждый год с приближением зимы в заливе появлялась небольшая стайка косаток. Первоначально Дэвидсоны боялись, что они сами будут охотиться на китов, но все пошло иначе. Стайка, во главе с самцом, которого позже назвали Старым Томом, загоняли китов в ловушку в залив. Потом Старый Том плыл к китобойной станции, бил хвостом и привлекал внимание китобоев.

Люди на своих лодках отправлялись ловить гиганта. Некоторые говорят, что косатки даже защищали людей от акул. Когда кит был пойман и убит, его тушу оставляли на привязи на ночь в воде. Старый Том и его команда съедали губы и язык, оставляя более ценное мясо Дэвидсонам. Такой союз стали называть «Закон языка».

Три поколения семьи Дэвидсон сотрудничали с Томом и его стаей. Старый Том умер в 1930 году, и его скелет выставлен в Музее косатки в Идене. Вскоре после смерти Старого Тома его стая исчезла, а сотрудничество китобоев и косаток прекратилось.

Материал подготовила Лидия Свеженцева - по материалу сайта listverse.com

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?


Цель: формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных, рефлексивных УУД учащихся 2 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Невидимые нити».

Планируемые результаты:

  • учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы;
  • научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;
  • читать и обсуждать текст, делать выводы из изученного материала.

Учебные задачи , направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы, готовности следовать нормам природоохранного поведения.

Учебные задачи , направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • освоение знаний по теме «Невидимые нити».

Учебные задачи , направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • формирование умения работать с новой информацией по теме «Невидимые нити» (отбирать, выделять, выстраивать логическую цепочку, делать выводы) (познавательные УУД).
  • формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).
  • формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД).
  • формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).
  • формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).
  • формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).

Ресурсы:

  • А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2 класса (часть 1);
  • Презентация к уроку;
  • инструкция для создания моделей;
  • иллюстрации представителей животного и растительного мира; (Приложение 4 )
  • карточки для создания кластера; (Приложение 2 )
  • стрелки из цветной бумаги, клей, степлер;
  • «Шкала успеха». (Приложение 3 )
№ этапа

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Вызов

Самоопределение к деятельности.

Задаёт вопрос об интересе детей к изучаемому предмету. Отвечают на вопрос об интересе к изучаемому предмету.

Заполняют часть делений «Шкалы успеха» – прогноз своей работы на уроке.

Коммуникативные:
построение собственного высказывания

Регулятивные:
прогнозирование результата своей деятельности

2. Осмысление учебных задач

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Организует составление кластера на тему «Животные» в качестве проверки домашнего задания, формируя статичные группы. Выполняют задание по составлению кластера в статичных группах, используя рисунки животных.

Руководители групп отвечают по плану.

Познавательные:
составление кластера с помощью знаково- символических средств

Коммуникативные:

Организация деятельности по «выходу» на тему, цель.

Постановка учебных задач.

Использует ЦОР – слайд-схему о связях в природе.

В позиции консультанта-фасилитатора побуждает учащихся к принятию темы, цели, учебных задач.

На основе слайд-схемы делают выводы о взаимосвязях в природе, о необходимости её сохранения.

Формулируют цель урока и учебные задачи, воспользовавшись шмуцтитулом в учебнике А. А. Плешакова «Окружающий мир».

Коммуникативные:
построение устных высказываний

Познавательные:
определение по шмуцтитулу учебных задач

Регулятивные:
целеполагание,
планирование, прогнозирование

3. Открытие нового знания

Построение проекта решения учебных задач урока (организация взаимодействия с учащимися по теме урока):

– «сократическая» беседа;
– работа с текстом учебника.

Первичное закрепление.

Самостоятельная работа в статичных группах.

Организует «сократическую» беседу.

Использует стратегию «Инсерт» в технологии РКМЧП.

С помощью стратегии «Тонкие и толстые вопросы» организует перекрёстную дискуссию между статичными группами.

Организует работу в статичных группах, создаёт ИОС:
– инструкционные карты,
– конверт с фотографиями представителей животного и растительного мира,
– наполняет всем необходимым для творчества учащихся «Стол Самоделкина» в классном Центре активного обучения.

Участвуют в «сократической» беседе.

Читают текст, карандашом делают пометки, знаком! выделяют новую для них информацию.

Участвуют в перекрёстной дискуссии согласно стратегии «Тонкие и толстые вопросы».

Опираясь на содержание инструкционной карты и используя стрелки из цветной бумаги, клей, степлер, фотографии из конвертов, создают модели взаимосвязей в природе. (Приложение 4 )

Устными высказываниями защищают созданные модели.

Коммуникативные:
построение устных высказываний,

постановка вопросов
(инициативное сотрудничество),

соблюдение правил работы в группе

Познавательные:
поиск и выделение информации в тексте,

установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

Регулятивные:
самостоятельное создание творческого продукта – моделей взаимосвязей в природе
с использованием в работе простейших инструментов

Личностные:
умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку

4. Рефлексия Использует ЦОР для подведения итога урока.

Напоминает о заполнении «Шкалы успеха» и интересуется у учеников о совпадении прогноза их работы с результатом.

Называют и анализируют достигнутые за урок учебные задачи.

Заполняют «Шкалу успеха», соотнося свой прогноз в начале урока и результат в конце урока. (Приложение 3 )

Читают стихотворение Б. Заходера «Все-все, все на свете, на свете нужны!" (Приложение 1 )

Регулятивные:
отслеживание результата своей деятельности

ХОД УРОКА

1. Вызов

Прозвенел для нас звонок –
Начинается урок.
Все ль готовы?
Все в порядке ручки, книжки и тетрадки?
На уроке не зевай,
Часто руку поднимай!

– Ребята, кому из вас интересно изучать окружающий мир? Почему?
– Желаю вам сегодня на уроке глубже познать тайны окружающего мира!
– Возьмите цветной карандаш и закрасьте на «Шкале успеха» ту часть делений, которая соответствует вашему прогнозу работы на уроке. (Приложение 3 )

2. Осмысление учебных задач

– Вспомните, что было на предыдущем уроке. (Мы изучали тему «Какие бывают животные», дома нарисовали одного из представителей групп животных.)
– Давайте разделимся на группы. Кто сегодня хочет быть руководителем группы?

Ученики, пожелавшие быть руководителями групп, получают у учителя лист с названием группы животных и формируют свою группу. (Приложение 2 )
Проходит составление кластера на тему «Какие бывают животные»:

Примерный ответ руководителя группы по плану:

  • Название группы животных.
  • Представители, изображённые на рисунках ребят.
  • Признаки этой группы животных.

Полный и верный ответ приветствуется другими учениками апплодисментами. Сформированные группы садятся вместе за стол. На экране появляются изображения осины, зайца, лисы.

– Подумайте, как связаны между собой осина, заяц и лиса? (Заяц питается корой и ветками осины, а лиса питается зайцем.) Проверим, верно ли вы ответили.

На экране появляются стрелки, показывающие связь между изображениями осины, зайца, лисы.

– Что произошло бы в природе, если бы исчезли осины? Зайцы? Лисы?
– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О том, как связаны растения и животные.)

На экране появляется тема урока: «Невидимые нити».

– Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам?
– Какая учебная задача стоит перед нами на уроке? (Выяснить, что называют НЕВИДИМЫМИ НИТЯМИ.)

  • познакомимся с заданиями на урок Муравьишки-вопросика. (Учебник, с. 64.)
  • будем учиться находить связи
  • в природе,
  • между природой и человеком;
  • научимся изображать изученные связи с помощью МОДЕЛЕЙ.

– Что такое МОДЕЛЬ? (Выслушиваются ответы детей. На слайде появляется толкование слова МОДЕЛЬ из энциклопедического словаря.)

МОДЕЛЬ – любой образ, изображение, схема какого-либо объекта, процесса или явления.

– Помощью чего вы могли бы создать модель? (С помощью стрелок, картинок, клея, степлера.

3. Открытие нового знания

1. Сократическая беседа на тему: «Что я знаю о природе?»

2. Чтение текста на с. 64-65 учебника сильными учащимися.

– О каких невидимых нитях говорится в тексте? (О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой.)
– Как бы вы озаглавили этот текст? (Лес и человек)
– Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки.

Человек вырубил кустарники. ––> Исчезли птицы, которые гнездились в них. ––> Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. ––> Деревья высохли.

– Как вы думаете, чем всё закончилось? (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.)
– Кто виноват в этом? (Человек – лесничий.)

3. Перекрёстная дискуссия с помощью стратегии «Тонкие и толстые вопросы».

– Придумайте в своих группах по одному тонкому и толстому вопросу и задайте их соседней группе.

4. Работа в статичных группах

Каждой группе выдаётся конверт с инструкцией создания модели взаимосвязей в природе. Всё необходимое для творчества учащиеся могут взять в классном Центре активного обучения на «Столе Самоделкина». Учитель выступает в роли консультанта-фасилитатора.

5. Защита созданных моделей

Каждая группа прикрепляет к доске с помощью магнитов свою модель, руководитель группы называет и показывает взаимосвязи в природе. На выступление даётся 1 минута. Работа оценивается апплодисментами.

4. Рефлексия

1. Подведём итог урока.
– Какие перед нами стояли учебные задачи? (На экране по мере ответов учеников появляется слайд «Итог урока».)
– Справились мы с ними? (Справились. Узнали, что такое НЕВИДИМЫЕ НИТИ, научились находить связи в природе, между природой и человеком, научились изображать изученные связи с помощью моделей.)
– Оцените свою работу на уроке по « Шкале Успеха». Совпадает ли ваш прогноз в начале урока с результатом в конце урока?

2. Чтение наизусть заранее подготовленными учениками стихотворения Б. Заходера «Все-все, все на свете, на свете нужны!», которое сопровождается появлением в презентации героев стихотворения. (Приложение 1 )

– Спасибо за плодотворную и активную работу на уроке!

И природа тесно взаимосвязаны. В древности первобытные люди полностью зависели от окружающей среды. Не понимая сути происходящих природных явлений, люди возводили их в ранг богов. Так, и огонь, и вода, и земля, и деревья, и воздух, и гром с молнией считались божествами. Чтобы умилостивить их, люди совершали ритуальные жертвоприношения. Но шло время, человек эволюционировал, совершенствовался его мозг. Люди научились добывать огонь, строить жилища, создавать орудия труда. Человек не только завоевывал свое место среди других племен, но и вознамерился подчинить саму природу.

Вопрос взаимодействия с окружающей средой актуален и сегодня. Провозгласив себя царем среди всех живых существ, человек забыл, что сам является частью природы, венцом ее творения. И вместо благодарности продолжает вести себя очень агрессивно. Ни для кого не секрет, сколь пагубно сегодня сказывается на окружающем мире деятельность человека. Кощунственное, потребительское отношение к сокровищам планеты может иметь действительно катастрофические последствия. Ежегодно вырубаются огромные площади лесов, а ведь леса - это легкие планеты, к тому же их уничтожение ведет к Уменьшению, а иногда и к исчезновению различных видов животных и растений. Куда подевались чистые источники? В воду сбрасываются тонны отходов, и ее опасно не только пить, но даже просто купаться в ней.

Воздух отравляют выхлопы миллионов автомобилей, ядовитые выбросы заводов. Над городами стоит такой смог, что по ночам иногда трудно различить на небе звезды. Утешает, что еще остаются экологически чистые районы, не тронутые «цивилизацией». Например, приезжая в заповедник Аскания-Нова, мы наслаждаемся чистым воздухом, пронизанным пьянящим запахом степных трав. Человек забывает, что запасы в недрах планеты когда-нибудь иссякнут, и продолжает хищнически добывать полезные ископаемые. И это при том, что ученые уже давно говорят о возможности использования энергии солнца, ветра, приливов и отливов.

Создается впечатление, что все забыли о том, что человек не может существовать вне природы. Ведь он живет на земле, ест ее плоды, дышит воздухом, пьет воду. И при этом так мало заботится о сохранении среды своего обитания!

Хочется вспомнить о том, что в древности люди очень бережно относились к природе. Мы можем судить об этом по дошедшим до нас сказкам, мифам, преданиям, песням, пословицам и поговоркам. Очень важно, чтобы современные дети имели возможность приобщиться к этой сокровищнице. И я считаю, что ведущую роль в этом играет семья и школа. В детстве родители знакомят ребенка с окружающей средой, приучают бережно относиться к ней, заботиться о животных и растениях. В школе любить и уважать природу дети учатся на уроках природоведения и валеологии.

Нужно помнить о том, сколько радости дарит нам окружающий мир: распускающийся бутон, шелест дождя, сияние солнца, зелень листвы - как это можно не любить? Мы и природа - одна большая семья и должны жить дружно. Как-то мне на глаза попались строки Н. В. Гоголя: «Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…». Не правда ли, удивительно волшебную картину нарисовал писатель . Так и хочется своими глазами увидеть подобную красоту.

Но давайте сейчас оглянемся вокруг. Как мало на земле осталось таких нетронутых уголков природы, которые сохранили свой первозданный вид и не подверглись губительному влиянию цивилизации. Страницы Красной книги открывают перед нами печальную картину: неумолимо уменьшается численность обитателей зеленой планеты - растений и животных. Сколько видов безвозвратно пропало с лица земли. А ведь исчезновение каждого из них значительная потеря для всего человечества. Потому что все они занимали свое место в жизненной цепочке планеты. И с потерей одного звена может порваться вся цепь. Однако отрицательное воздействие человека на природу возросло в наши дни настолько, что даже при жизни одного поколения ощутимо меняется облик Земли.

Это очень печально, но мне известны места, где когда-то простирался прекрасный могучий лес с деревьями-великанами и густыми зарослями травы. Сколько редких растений можно было увидеть там! Это и ландыш, и зверобой, и хохлатка, которые занесены в Красную книгу. Еще там водились забавные ежи и трусоватые зайцы. Рядом с лесом протекала широкая речка, в которой местные жители ловили рыбу. По берегам строили гнезда многочисленные птицы. Теперь же то место напоминает огромную поляну с множеством безобразных пеньков, с выжженной травой и растущими кое-где деревьями и кустарниками. А в реке моют машины, бросают в нее всевозможный мусор. В результате река обмелела, в ней перестала водиться рыба, птицы больше не прилетают на ее берега. И этот пример, к сожалению, не единственный. Страшно даже представить, что произойдет с нашей природой, если люди не перестанут так жестоко и бездушно обращаться с ней, так безжалостно губить ее.

Вы только задумайтесь: услышать пение жаворонка, увидеть, как переливается лунным серебром ковыль в степи, вдохнуть ароматы леса или цветущего луга, прильнуть губами к свежему прохладному роднику - это ли не самая большая радость в жизни человека, величайший подарок, который дарит нам природа. А как приятно отдохнуть вечером под открытым звездным небом, на свежей, прохладной траве. И вокруг - лишь множество сверкающих из темноты искорок - светлячков. Но с каждым днем такая возможность представляется все реже и реже. И не из-за нашей все возрастающей занятости, а из-за того, что все меньше на земле становится мест, где сохранилась эта красота .

Но если вам все же посчастливилось попасть в такой редкий уголок первозданной природы, помните: не стоит срывать прекрасный цветок - пусть он цветет для всех. Унесите его в своей душе. Не заглядывайте в гнезда птиц - это их дома. Испугавшись, птица может покинуть гнездо, оставив без материнской заботы беспомощных птенцов. Не стоит производить лишнего шума, не берите с собой на природу магнитофоны, их с успехом можно послушать Дома. И не обязательно на весь лес разговаривать между собой: насладитесь тем кратким общением с природой, которое подарила вам судьба. И лес, и звери, и птицы, и даже самый крошечный цветок будут благодарны вам за заботу и внимание.

Охранять природу - наша главная обязанность, наша первоочередная задача. Давайте помнить слова Маленького принца из сказки Сент-Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».

1. Подчеркни карандашами разного цвета (по своему выбору) объекты неживой и живой природы.

В рамке расшифруй условные обозначения, то есть покажи, каким цветом обозначены объекты неживой природы, а каким - живые существа.

2. Вырежи из Приложения картинки и расположи их в соответствующих рамках. Попроси соседа по парте проверить твою работу. После проверки наклей картинки.

3. Исправь ошибки в утверждениях Сережи (зачеркни лишнее слово). Проверь себя с помощью учебника.

1) Солнце, звёзды, воздух, вода, камни, растения - это неживая природа.
2) Растения, грибы, животные, человек, звёзды - это живая природа.

4. Заполни таблицу (напиши не менее трёх примеров в каждом столбце). Старайся не повторять примеры из задания 2.

5. Наш удивительный Попугай - любитель загадок. Вот какие загадки он тебе предложил. Отгадай их и впиши отгадки в схему. Объясни схему (устно). Расскажи с её помощью о значении Солнца для жизни на Земле

Солнце даёт свет и тепло, необходимые для жизни растений, животных и человека.

6. Обсудите, какими способами можно показать связи между неживой и живой природой. Какой из этих способов самый наглядный? Почему? В верхней рамке выполните рисунок, показывающий пример связи между объектами неживой и живой природы (или наклейте фотографию). В нижней рамке покажите эту же связь с помощью схемы.