Эволюция понимания европейской интеграции. Задание для самостоятельной работы

Тема 4.2 Интеграция в Европе и Северной Америке

План

1.Интеграционные процессы

- экономическая взаимозависимость государств;

— противоречия и конкуренция в информационном обществе;

2.Развитие интеграционных процессов в Европе

— этапы западноевропейской интеграции;

— достижения и противоречия европейской интеграции;

— интеграционные процессы в Европе на современном этапе;

  1. Работа с текстом
  2. Вопросы по теме
  3. Задание для самостоятельной работы
  4. Список литературы

  1. Интеграционные процессы

Экономическая взаимозависимость государств

Благодаря деятельности ТНК и ТНБ внешняя торговля стран Запада во второй половине ХХ в. развивалась в два раза быстрее, чем промышленное производство. Экономическая взаимозависимость государств усилилась. На этой почве сложились устойчивые союзы государств, экономика которых интегрирована , то есть представляет собой единый хозяйственный комплекс.

Дальше всех на пути интеграции продвинулась Западная Европа, в которой сложился Европейский союз (ЕС) . Интеграционные процессы успешно идут в Северной Америке, где США, Канада и Мексика создали зону свободной торговли (НАФТА), в Юго-Восточной Азии (организация АСЕАН) , в Латинской Америке (МЕРКОСУР и Андский пакт ). Существуют проекты создания Северо-Атлантической зоны свободной торговли, Азиатско-Тихоокеанской интеграционной зоны.

В условиях глобализации мировой экономики интеграция позволяет ограничить влияние ТИК и ТНБ. Группа стран договаривается об общих правилах предпринимательской деятельности и проведения социальной политики. Возникают единые экономические пространства . Гиганты транснационального бизнеса вынуждены с ними считаться. Например, на территории стран Евросоюза действует антимонопольное законодательство , единые стандарты качества производимой продукции, от частного бизнеса требуется проявление социальной ответственности и соблюдение прав наемных работников. В странах НАФТА, особенно в США, законодательно преследуется уход от уплаты налогов, нарушения корпорациями «деловой этики», то есть уважения интересов потребителей и партнеров по бизнесу. Ведется наблюдение за деятельностью ТНБ в оффшорных зонах.

Таким образом , роль единых экономических пространств повышается, а политические и экономические решения все чаще принимают наднациональные структуры.

Противоречия и конкуренция в информационном обществе

Борьба за рынки сбыта товаров, контроль над природными ресурсами сохраняется и в условиях существования информационного общества. Периодически возникают и «торговые войны» , однако они имеют свои особенности. Экономическая взаимозависимость наиболее развитых стран мира исключает возможность крупных конфликтов между ними. Становится бессмысленно вводить высокие таможенные пошлины на товары, произведенные в другой стране, если они жизненно необходимы для собственного развития. Складывается модель конкурентного сотрудничества, когда взаимодействие и соперничество сочетаются . Как в конкуренции, так и в сотрудничестве ныне участвуют не только государства и их объединения, но и крупнейшие корпорации.

Конкурентная борьба в современных условиях ведется, прежде всего, за льготные условия доступа к источникам сырья и энергоносителей. Она становится тем более острой, чем выше цены на нефть, газ и редкоземельные металлы. Так, страны Запада в начале ХХI в. проявляют особую заинтересованность в получении прямого доступа к нефтегазовым ресурсам среднеазиатских государств СНГ и Азербайджана. Соответственно разрабатываются планы строительства газо- и нефтепроводов в обход России. Одновременно ТНК стремятся добиться льготных условий эксплуатации энергоресурсов и нефтепроводов Российской федерации. Не прекращается и борьба за рынки сбыта продукции, которая стала особенно жесткой после подключения к ней Китая. Например, за быстро растущий российский рынок продажи автомобилей конкурируют американские, западноевропейские, японские, корейские и китайские автогиганты, заинтересованные в создании своих филиалов в нашей стране. В этой борьбе используются методы политического давления, информационной войны (дискредитация конкурентов и их продукции), экономические средства и даже коррупция.

Особенно острая конкуренция существует в области производства знаний и информации . Государства и корпорации, преуспевшие в этой сфере, способны завоевывать новые рынки без оружия, предлагая новые товары с более высокими потребительскими качествами. Обладая соответствующими знаниями, можно восполнять недостаток сырья и энергоносителей за счет использования альтернативных видов энергии (солнце, ветер, морские приливы, био-топливо и т.д.), энерго и ресурсосберегающих технологий. Имея полную информацию о конкурирующих странах и корпорациях, нетрудно определить их слабые стороны.

В этих условиях возрастающее значение приобретают защита информации и борьба с промышленным шпионажем - нелегальным приобретением или похищением знаний и изобретений.

Важным становится обеспечение роста интеллектуального потенциала общества. Это достигается за счет совершенствования системы образования, предотвращения «утечки мозгов» из страны. Многие государства мира, в частности Западной Европы, СНГ, сталкиваются с ситуацией, когда корпорации США предлагают их молодым и талантливым гражданам льготные условия найма.

Конкуренция не исключает, а подразумевает сотрудничество. Оно необходимо для решения проблем экологии, преодоления последствий природных катастроф, нередко затрагивающих многие государства, обеспечения безопасности эксплуатации атомных электростанций, воздушных и морских транспортных перевозок, предотвращения эпидемий и т.д.
Сотрудничество в научно-технической сфере нередко выгодно потому, что облегчает реализацию крупномасштабных проектов, которые сложно осуществить силами одного государства или корпорации. Так, успешно развивается взаимодействие в мирном освоении космоса, примером чего служит работа Международной космической станции (МКС). Ученые разных стран совместно изучают проблемы использования термоядерной энергии в мирных целях. Во многих сферах деятельности (авиастроение, автомобилестроение и т.д.) успешно сотрудничают конкурирующие корпорации разных стран, объединяя свои достижения.

  1. Развитие интеграционных процессов в Европе

Этапы западноевропейской интеграции

Развитие западноевропейской интеграции прошло через несколько этапов.

  1. В 1947 г. 23 наиболее экономически развитые страны заключилиГенеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) . Они обязались содействовать развитию внешней торговли за счет взаимного снижения налогов на импортную продукцию, отказа от таможенных войн. Впоследствии рамки ГАТТ расширились, в нее вошли многие страны Азии, Африки и Латинской Америки, она была преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО) .
  2. В 1948 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) . Первоначально ее функции состояли в распределении помощи, предоставленной Европе согласно плану Маршалла. Она открыла широкие возможности для многосторонних экономических консультаций, обмена экономической информацией. В 1960 г. ОЕЭС была переименована в ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития), к ее деятельности подключилась Япония, затем - Южная Корея.
  3. Первой собственно западноевропейской структурой, призванной содействовать согласованию политики в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной сферах, сталСовет Европы . Он был создан в 1949г., его учредителями стали Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобритания.
  4. После образования ФРГ (1949) возникла опасность возрождения франко-германского соперничества. Чтобы избежать этого, министр иностранных дел Франции Роберт Шуман выдвинул идею объединения экономических потенциалов Германии и Франции. В 1951 г . ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург учредилиЕвропейское объединение угля и стали (ЕОУС). Это означало создание общего рынка угольной и металлургической промышленности, отмену взаимных таможенных пошлин, проведение единой таможенной политики в отношении продукции стран, не входящих в организацию. Принятые ЕОУС решения получали силу закона на территории стран-участниц.
  5. В 1957 г. участники ЕОУС образовали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) . Это имело огромное значение для развития европейского единства. Провозглашались принципы свободного перемещения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, что означало формирование общего рынка. Намечалось принятие единых стандартов налоговой, социальной политики. Впервые были сформированынаднациональные органы: Европейский парламент как законодательный орган, Совет министров как орган политического руководства, Комиссия европейских сообществ как исполнительный орган, Суд европейских сообществ . По вопросам интеграции они имели право принимать решения прямого действия, вступающие в силу без утверждения национальными правительствами и парламентами. Кроме того, два раза в год проводятся заседанияЕвропейского совета - саммита глав государств и правительств, принимающего стратегические решения о путях развития интеграции.

Альтернативную модель интеграции пытались создать страны Северной Европы, в 1960 г. учредившие Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ) . Ее членами стали Великобритания, Австрия, Дания, Ирландия, Норвегия, Швеция, Швейцария, Португалия. Целью ЕАСТ было постепенное снижение таможенных пошлин только на промышленную продукцию. Создание наднациональных органов и сближения законодательств не предполагалось. Эта модель, обеспечивавшая более низкий уровень интеграции, чем ЕЭС, оказалась менее жизнеспособной. В 1973 г. Великобритания, Ирландия и Дания вступили в ЕЭС. Страны, оставшиеся в ЕАСТ, в 1977 г. подписали соглашение о создании зоны свободной торговли с государствами ЕЭС, в 1991 г. - о едином европейском экономическом пространстве.

Достижения и противоречия европейской интеграции

Сближение стран Европы принесло им значительные выгоды. Компании и фирмы государств ЕЭС, зная, какое количество продукции они могут выпустить и продать в рамках установленных для них квот, стремились повысить свою прибыль за счет ускоренной модернизации производства. Перемещение рабочей силы в более богатые страны позволяло решать проблемы занятости в менее развитых государствах. Наиболее отсталым регионам оказывалась помощь в рамках общеевропейских программ развития.

Не все страны Западной Европы присоединились к европейской интеграции. Норвегия в 1972 и 1994 гг., по итогам проведенных в ней референдумов, отказалась стать членом «единой Европы». От вступления отказалась Швейцария. Швеция, в 1995 г. вошедшая в Евросоюз, испытала значительные экономические трудности.

Дело в том, что под влиянием интеграции постепенно сложилась единая модель экономической политики , общая для всех развитых евроатлантических стран. Государства, не соответствовавшие ей (более высокий уровень государственного вмешательства в экономику, другая социальная политика и т.д.), неизбежно сталкивались с большими проблемами. Так, после вступления Швеции в ЕС из страны начался отток капитала в другие страны Евросоюза, где налоги были ниже.

Проведение прежней особой социальной и экономической политики в отдельной стране, вступившей на путь интеграции, стало невозможным. Удачные решения незамедлительно заимствуются партнерами, неудачные, вызывая отток капиталов, вынужденно пересматриваются. Кроме того, каждый участник интеграции обязан выполнять решения наднациональных органов, что также ограничивает возможности осуществления социально экономических экспериментов. Это стало важнейшей причиной сближения позиций по принципиальным вопросам общественного развития основных политических партий всех стран Западной Европы вне зависимости от их идеологий и программ.

Интеграционные процессы в Европе на современном этапе

Развитиеевропейской интеграции идет по двум
основным направлениям.

Во-первых , за счет дальнейшего углубления интеграции. Был повышен статус Европейского парламента, который со времени создания ЕЭС быллишь форумом общения представителей национальных парламентов входивших в него стран. В1979 г . прошли первые прямые выборы в Европарламент. В1993г., согласно Маастрихтским соглашениям (подписаны в 1992 г. в голландском городе Маастрихте), был образован Европейский союз (ЕС). В 1995 г. начали претворяться в жизньШенгенские соглашения , отменявшие визовый контроль на территории Евросоюза. Граждане стран ЕС получили право участвовать в выборах в местные органы власти в любой из них. Складывается единая европейская система правовых норм. В 1997 г. в Амстердаме страны ЕС договорились проводить согласованную политику в области безопасности и обороны. В 1998 г. был учрежден Европейский центральный банк , а в 2002 г . введена общая валюта - евро . Исключением стали Дания, Швеция и Великобритания, сохранившие свои денежные единицы.

Во-вторых , за счет включения новых членов . Для стран, которые по уровню и характеру экономического развития не готовы к полной интеграции, была введена система ассоциированного членства . Она подразумевает льготный режим в торгово-экономических отношениях со странами Европейского сообщества, поэтапное продвижение к полноправному членству. Статус ассоциированных членов получили Турция, многие бывшие колонии Франции в Северной Африке (Марокко, Тунис), восточноевропейские государства. В 2004 г . в Евросоюз было принято 10 новых государств - Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. В 2007г. в ЕС вступили Болгария иРумыния. Для всех этих стран установлен переходный период, в течение которого они должны привести свое законодательство, финансы и экономику в соответствие с требованиями единой Европы. Расширение ЕС за счет менее развитых государств привело к большим трудностям. Необходимость направить значительную помощь из бюджета ЕС на поддержку новых, экономически слабых участников интеграции вызвала тревогу у западноевропейцев. Они опасались падения уровня жизни и наплыва дешевой рабочей силы из Восточной Европы.

Возросшее влияние «евроскептиков», как называют противников дальнейшей интеграции, сказалось на итогах референдумов 2005 г. по Конституции Единой Европы. Большинство избирателей во Франции и Голландии отклонили предложенный проект. Однако ведущие политики стран ЕС полагают, что это временные трудности, которые будут преодолены.

  1. Интеграционные процессы в Северной Америке

В 1988 г. США и Канада заключили соглашение о создании зоны свободной торговли. С 1992 г. к нему присоединилась Мексика. Новая структура получила название Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) . Это соглашение отразило уже существовавшее единство экономик североамериканских стран. Так, в США направлялось свыше 2/3 экспорта Канады и Мексики. У США и Канады существовала система единого членства в профсоюзах. Дешевая мексиканская рабочая сила - до 10-12 млн человек сезонных работников - давно уже ежегодно привлекалась американскими фермерами для уборки урожая. Договор НАФТА лишь узаконил это явление, обеспечив юридическую защиту рабочим из Мексики на территории США.

НАФТА - это комплексный договор, ставящий целью плавное сокращение торговых барьеров в самых разнообразных (практически всех) отраслях экономики трех стран, обеспечение и облегчение доступа товаров и услуг одной страны на рынки остальных двух, приближение к созданию, общего рынка.

НАФТА полностью вступает в действие не единовременно, а в течение 15-летнего срока с момента подписания. Такая отсрочка предусмотрена с целью ослабления эффекта моментального возрастания конкуренции между так называемыми «чувствительными» (наименее конкурентоспособными) отраслями промышленности или сельского хозяйства трех стран. Указанным отраслям предоставляется островка для оптимизации или смещения (ухода) в другие сектора экономики.

Документ содержит 22 главы и, включая тарифные схемы, насчитывает примерно две тысячи страниц. Безусловно, если бы это было действительно соглашение о свободной торговле, то понадобилось бы менее одной страницы для устранения всех ограничений в торговле. В реальности это:

— Акт либерализации, способствующий интеграции посредством как сокращения, так и устранения большинства торговых и инвестиционных барьеров;

— Акт Согласования проводимой политики по мерам, предпринимаемым по обеспечению четкой конкуренции, торговле услугами, государственному регулированию, по защите прав интеллектуальной собственности.

В дополнение, во вступлении к договору выражается стремление к соблюдению основных прав трудящихся.

НАФТА открыла новый этап в заключение торговых соглашений. Впервые в соглашении о свободной торговле уделяется внимание вопросам экологии путем разработки договоров по стандартизации загрязнителей. Договор устраняет квоты на текстиль и ткани, снимает ограничения в торговле услугами (а это весьма значительный сектор телекоммуникаций и страхования), гарантирует свободный доступ на рынок всей сельскохозяйственной продукции после переходного 15-летнего периода.

НАФТА предусматривает постепенное (но не прогрессирующее) устранение тарифов. Средняя ставка на мексиканский экспорт составляла 3,9% (2,5% для автотранспорта); средняя тарифная ставка на импорт из СШ составляла 10% (20% для автотранспорта). Большинство тарифов было снято уже 1 января 194 г., в день вступления НАФТА в действие, остальные - в течение 5 лет. Тарифы на импорт из Мексики в наиболее «чувствительных» секторах экономики США будут сведены к нулю в течение 15 лет. Квоты и импортные лицензии были отменены, но, тем не менее, каждая сторона оставила за собой право экстренно ограничить торговлю с целью сохранения (при возникновении угрозы) человеческой жизни, жизни животных или существования растений и сохранения окружающей среды. Но момента подписания договора ни одна сторона не сможет ограничить действия экспортера в степени большей, чем ограничивает своего производителя. Но и здесь предусмотрены специальные правила для агросектора, автомобильной промышленности, энергетики и текстильной промышленности.

В целях контроля использования территории Мексики японскими и другими иностранными производителями (не канадскими и не американскими) как производственную платформу для льготного экспорта в США, в НАФТА предусмотрены жесткие условия по правилам происхождения. Это означает, что налоги должны быть уплачены за те товары, значительная часть стоимости которых (вне зависимости от того, будет ли это труд, компоненты или материалы) произведено за пределами Северной Америки. Серьезные ограничения наложены на автомобили, минимальная доля их стоимости, произведенной в США для безналогового экспорта в США должна составлять 62,5%.Этот порог превосходит, что установлен в договоре между США и Канадой, что вызвано лоббированием профсоюзов автопромышленности США, так как сборка японских автомобилей в Мексике резко снижает их себестоимость. В договоре предусмотрен также «экстренный» вариант установления (восстановления) пошлин, если нарастание экспорта какой-либо категории товаров представит угрозу существования собственному производству.

Подписанное трехстороннее Соглашение предусматривает:

— ликвидацию всех таможенных пошлин к 2010 г.;

— поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;

— смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;

— либерализацию условий для деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке их южного партнера;

— урегулирование вопросов, связанных с правами на интеллектуальную собственность;

— создание трехсторонней арбитражной комиссии.

Между странами ЕС и НАФТА, помимо военно-политического союза (НАТО) и межпарламентской ассоциации (Североатлантическая ассамблея), общего членства в ОЭСР, ВТО и других международных экономических организациях, уже заключены соглашения о предотвращении «торговых войн» и правилах торговли. Не исключено, что в ближайшее время будет создана Североатлантическая зона свободной торговли, которая объединит самые высокоразвитые страны мира со сходной политической культурой, общим цивилизационным наследием, близкими внешнеполитическими интересам.

Итак, интеграционные процессы охватили все регионы мира. Они базируются на экономических интересах, но пронизывают все сферы человеческой жизни. На данный момент сложились две модели экономического развития: североамериканская и западноевропейская. Противоречивость интеграции проявляется в одновременной их конкуренции и тенденции к унификации – преобразованию в единую транснациональную модель.

4. Работа с текстом

Из книги П. Друкера «Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении» (1990):
Экономическая теория все еще продолжает утверждать, что суверенное национальное государство является единственной или, во всяком случае, доминирующей единицей, способной проводить эффективную экономическую политику. На самом деле в транснациональной экономике четыре такие единицы. Эти единицы представляют собой то, что математики называют «частично зависимыми переменными»: они связаны между собой и взаимозависимы, но ни одна не держит под контролем другую. Одной из таких единиц является национальное государство; отдельные страны - особенно крупные, развитые, безусловно, имеют значение. Однако принятие решений все больше переходит ко второй единице - региону, такому, например, как Европейское экономическое сообщество, Северная Америка, а в скором будущем, возможно, и дальний Восток, объединившийся вокруг Японии. Третьей единицей является подлинная и почти что автономная мировая экономика денег, кредита и потоков капиталовложений. Она существует благодаря информации, которая сегодня не знает национальных границ, И, наконец, четвертая единица - транснациональное предприятие, которое, между прочим, вовсе не обязательно представляет собой крупный бизнес; с его точки зрения, весь развитый <…> мир является единым рынком, единым «пространством», как для производства, так и для реализации товаров и услуг.

Вопросы для обсуждения:

О каких четырех «экономических единицах» пишет автор? Как они взаимосвязаны между собой?

Из Договора шести европейских государств о создании Европейского экономического сообщества (25 марта 1957г.):


Статья 2

Сообщество имеет целью путем установления общего рынка и последовательного сближения экономической политики государств-членов содействовать гармоническому развитию экономической деятельности в рамках всего Сообщества, непрерывному и равномерному росту, большей стабильности, ускоренному повышению уровня жизни и более тесным отношениям между государствами, которые оно объединяет.

Статья З

для достижения целей, провозглашенных в предшествующей статье, Сообщество действует сообразно условиям и темпам, предусмотренным настоящим договором, в:

а) отмене между государствами-членами таможенного права и количественных ограничений ввоза и вывоза товаров, равно как всех других

мер, вызывающих равноценные последствия;

б) установлении общего таможенного тарифа и таможен ной политики в отношении третьих государств;

в) устранении между государствами-членами препятствий для свободного перемещения лиц, услуг и капиталов;

г) введении общей политики в области сельского хозяйства;

д) введении общей политики в области транспорта;

е) установлении режима, обеспечивающего недопустимость извращений конкуренции в общем рынке;

ж) применении процедур, позволяющих координировать экономическую политику государств-членов и предотвращать нарушение равновесия платежных балансов;

з) сближении национальных законодательств в той мере, какая необходима для функционирования общего рынка;

и) учреждении европейского социального фонда, имея в виду улучшение возможности найма трудящихся и повышения их жизненного уровня

к)учреждении европейского инвестиционного банка, призванного облегчить экономический рост Сообщества посредством формирования новых ресурсов.

Вопросы для обсуждения:

Как определялись цели создания ЕЭС, какие методы их достижения предполагалось использовать?

5. Вопросы по теме

1)Каквы думаете, какие из объединений стран Западной Европы и Северной Америки и почему достигли наибольших результатов в интеграции?

2) В чем состоят проблемы и противоречия интеграционных процессов?

3) Проанализируйте основные черты двух моделей экономического развития евроатлантических стран: североамериканскую и западноевропейскую. В чем их отличие?

4) На какой стадии интеграции находятся в настоящее время страны Западной Европы? Каковы перспективы их дальнейшего сближения? При ответе на этот вопрос используйте материалы Интернета и текущей прессы.

6. Задание для самостоятельной работы

Заполните таблицу «Основные этапы западноевропейской интеграции»:

Какие выводы можно сделать на ее основе о развитии интеграции?

7. Список литературы

Основная

  1. Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI в./ Н.В. Загладин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010. – С. 295-303.

Дополнительная

  1. Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия// Менеджмент в России и за рубежом. - № 3, - 2001.

Интернет ресурс: http://www.cfin.ru/press/management/2001-3/10.shtml

  1. Интеграционные процессы в отдельных регионах мира

Интернет ресурс: http://5ballov.qip.ru/referats/preview/41411

Что касается ЕАСТ, то эта организация не продвинулась далее организации беспошлинной торговли, в ее рядах в начале 2000-х остались только четыре страны (Лихтенштейн, Швейцария, Исландия и Норвегия), которые тоже стремятся влиться в ЕС. Когда Швейцария (в 1992) и Норвегия (в 1994) проводили референдум о вступлении в Союз, противники этого шага одержали победу лишь с небольшим перевесом. Можно не сомневаться, что вскоре ЕАСТ полностью сольется с ЕС.

Помимо ЕС и «отмирающего» ЕАСТ есть и другие, более мелкие западноевропейские блоки типа Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) или Северного совета (страны Скандинавии).

Когда существовал социалистический лагерь, то была предпринята попытка объединить их в единый блок не только политически, но и экономически. Организацией, регулирующей экономическую деятельность социалистических стран, стал созданный в 1949 Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Его следует признать первым послевоенным интеграционным блоком, опередившим появление ЕЭС. Первоначально он создавался как организация социалистических стран только Восточной Европы, но позже в него вошли Монголия (1962), Куба (1972) и Вьетнам (1978). Если сравнивать СЭВ с другими интеграционными блоками по доле мирового экспорта, то он находился в 1980-е на втором месте, далеко отставая от ЕЭС, но опережая следующий за ним ЕАСТ, не говоря уже о блоках развивающихся стран. Однако за этими внешне привлекательными данными скрывались серьезные пороки «социалистической» интеграции. Поэтому уже в 1960–1970-е позитивный потенциал развития СЭВ оказался исчерпан, в дальнейшем товарооборот стран Восточной Европы с СССР и друг с другом начал постепенно снижаться, а с Западом, наоборот, расти.

Распад СЭВ в 1991 показал, что тезис советской пропаганды об интегрированности национальных социалистических экономик в единую целостность не выдержал испытания временем. Помимо чисто политических факторов, главной причиной распада СЭВ стали те же причины, из-за которых не функционируют большинство интеграционных группировок стран «третьего мира»: ко времени своего вступления на «путь социализма» большинство стран не достигли той высокой стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Социалистические страны Восточной Европы свое участие в СЭВ использовали для стимулирования своего экономического развития в основном за счет материальной помощи СССР – в частности, через поставки дешевого (в сравнении с мировыми ценами) сырья. Когда же правительство СССР попыталось ввести в СЭВ оплату товаров не по условным, а по реальным мировым ценам, то в условиях ослабевшего политического диктата бывшие советские сателлиты предпочли отказаться от участия в СЭВ. Они создали в 1992 собственный экономический союз, Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (CEFTA), и начали переговоры о вступлении в ЕС.

В 1990–2000-е надежды на экономическую интеграцию России со странами Восточной Европы оказались окончательно похороненными. В новых условиях некоторые возможности для развития экономической интеграции сохранялись только в отношениях между бывшими республиками СССР.

Первой попыткой создания на постсоветском экономическом пространстве нового жизнеспособного экономического блока был Союз независимых государств (СНГ), объединивший 12 государств – все экс-советские республики, кроме стран Балтии. В 1993 в Москве все страны СНГ подписали договор о создании Экономического союза для формирования на рыночных основах единого экономического пространства. Однако когда в 1994 была предпринята попытка перейти к практическим действиям, создав зону свободной торговли, то половина стран-участниц (включая Россию) посчитали это преждевременным. Многие экономисты полагают, что СНГ и в начале 2000-х выполняет главным образом политические, а не экономические функции. На неудачу этого опыта повлияло во многом то обстоятельство, что интеграционный блок попытались создать в разгар затяжного экономического спада, длившегося почти во всех странах СНГ до конца 1990-х, когда преобладали настроения «каждый сам за себя». Начало экономического подъема создало более благоприятные условия для интеграционных экспериментов.

Следующим опытом экономической интеграции стали российско-белорусские отношения. Близкие отношения России и Белоруссии имеют не только экономическую, но и политическую основу: из всех постсоветских государств Белоруссия в наибольшей степени симпатизирует России. В 1996 Россия и Белоруссия подписали Договор об образовании Сообщества суверенных республик, а в 1999 – Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, с наднациональным органом управления. Таким образом, не пройдя последовательно всех интеграционных ступеней (не создав даже зоны свободной торговли), обе страны сразу приступили к созданию политического союза. Такое «забегание вперед» оказалось не слишком плодотворным – по мнению многих экспертов, Союзное государство России и Белоруссии существует впервые годы 21 века скорее на бумаге, чем в реальной жизни. Его выживание в принципе возможно, но необходимо подвести под него прочную основу – пройти последовательно все «пропущенные» ступени экономической интеграции.

Таким образом, на постсоветском экономическом пространстве действуют как факторы притяжения (прежде всего, заинтересованность в рынках сбыта для товаров, малоконкурентных на Западе), так и факторы отталкивания (экономическое неравенство участников, различия их политических систем, стремление избавиться от «гегемонизма» крупных и сильных стран, переориентироваться на более перспективный мировой рынок). Лишь будущее покажет, будут ли доставшиеся от советской эпохи интеграционные связи продолжать отмирать или удастся найти новые опоры для экономического сотрудничества.

Несмотря на то, что современная европейская интеграция это процесс, охватывающий немногим более полувека истории человечества, истоки европоцентризма восходят еще к античным временам. Римская империя (до 27 г. до н.э. Римская Республика) не без оснований считается первым региональным европейским проектом. За относительно небольшие сроки ей удалось подчинить своей власти значительную часть континента, на территории которой действовала единая система римского права. Именно в этот период зародилась уникальная для Европы универсалистская тенденция, которая до сих пор находит отклик в речах многих политиков региона.

Средневековый период в истории Европы также ознаменовал несколько событий, способствовавших развитию европейской идеи. Во-первых, коронованный Папой Римским в 800 г. император франков Карл Великий предпринял первую попытку объединения бывших земель Западной Римской Империи, стремясь привить варварским народам единую социально-культурную общность. И христианство, к тому моменту ставшее доминирующей религией в регионе, было призвано стать ключевым инструментом создания подобной идентичности. Идеи Карла Великого заложили основу для дальнейшего развития Священной Римской Империи Отона I и формирования первых европейских военно-политических блоков, консолидированных в первую очередь благодаря т.н. конфессиональному фактору. Так, в 1463 году для противостояния турецким иноверцам по инициативе чешского короля Иржи Подебрада был образована конфедерация, включившая в себя Францию, Чехию и Венецию. По замыслу чешского правителя, это объединение должно было достигнуть общеевропейских масштабов и стать гарантом безопасности христианской Европы от внешних врагов.

Подъем общественной мысли в XVII-XVIII вв. вызвал оживленные дискуссии о судьбе единой Европы и привнес много идей, в дальнейшем составивших основу для системы ценностей, пропагандируемую сторонниками европейской интеграции. В частности, герцог де Сюлли (суперинтендант французского короля) первым в 1638 году предложил модель общеевропейского «баланса сил», заключавшуюся в образовании конфедерации из 15 равных по силе и размерам государств, руководить которой должен был бы Генеральный Совет. Веком позднее немецкий философ Иммануил Кант, впечатленный событиями Французской революции, выдвинул свою модель европейского проекта в работе «К вечному миру» (1795). По его мнению, Европу должна была объединить конфедерация государств, подписавших т.н. договор о «вечном мире» (т.е. о сохранении status quo на всей территории региона). Наконец, работы таких мыслителей эпохи Просвещения, как Джон Локк, Шарь Монтескье и Жан-Жак Руссо, также оказали значительное влияние на выработку либеральных нравственных ориентиров и принципов свободы, равенства и справедливости, являющихся основополагающими тезисами современной европейской идеологии.

Державший в страхе всю Европу в первой четверти XIX века Наполеон Бонапарт также пытался объединить под своей властью весь регион. В частности, ему удалось внедрить французский Гражданский кодекс в законодательство некоторых стран и создать проект военного объединения (Буторина, 2016). Однако, мечтам амбициозного француза было не суждено сбыться после 1815 года Священный Союз между Россией, Австрией и Пруссией стал основной силой в регионе, сумевшей на некоторое время оградить его от революционных потрясений.

А.И. Тэвдой-Бурмули отмечает что в связи с ростом национального самосознания, а также из-за потери интереса к общеевропейским проектам со стороны монархов, попеременно вступавших в коалиции и союзы друг против друга, во второй половине XIX века инициатива в рассуждениях на тему единой Европы перешла к гражданскому обществу. Так, знаменитый французский писатель Виктор Гюго, выступая на Третьем Конгрессе мира в Париже (1849), выдвинул смелую идею о создании СШЕ Соединенных Штатов Европы, образованных по аналогии с США, чье политико-административное устройство вызывало неподдельный интерес со стороны приверженцев консолидации европейского общества.

Прерванное ростом межнационального напряжения на рубеже XIX-XX веков развитие идей европейского единства возобновилось лишь после окончания Первой мировой войны. Ключевым идеологом единой Европы в межвоенный период был Р. Куденхове-Калерги, немецкий аристократ и автор манифеста «Пан-Европа» (1923). Подчеркивая значительное ослабление ведущих экономик региона, он видел решение проблемы в образовании таможенного союза и единого внутреннего рынка, которые позволили бы европейским странам составить конкуренцию своим оппонентам. Кроме того, немецкий мыслитель отмечал необходимость защиты Пан-Европы от внешних соперников (СССР, США и даже Великобритании), которая могла бы быть обеспечена только за счет создания военно-политического блока с наднациональным механизмом власти Захлебнувшая многие государства Центральной и Западной Европы волна национализма и шовинизма вскоре вытеснила лозунги сторонников панъевропейского движения с европейской политической сцены. Тем не менее, наступившая позднее Вторая Мировая Война породила еще несколько идей со стороны обеих воюющих сторон гитлеровскую «Новую Европу» и Европейское федералистское движение, организованное деятелями Сопротивления. Однако, лишь по окончании войны, собравшиеся в 1948 году в Гааге делегаты от 16 европейских стран пришли к общему выводу: Европа больше не может откладывать процедуру объединения. Именно с этого момента был запущен процесс современной европейской интеграции, который продолжается и по сей день.

Продиктованные Гаагской конференцией 1948 года и знаменитой речью У. Черчилля «Трагедия Европы» (1946) интеграционные настроения дали мощный импульс к созданию новых международных институтов уже в конце 1940-х годов. В частности, 1 января 1948 года начал функционировать Бенилюкс (таможенный союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга), а в 1949 году Совет Европы, занимавшийся сотрудничеством по широкому спектру вопросов от экономических до социально-культурных. Авторитетные исследователи европейской интеграции Ю.А. Борко и О.В. Буторина выделяют следующие «драйверы» интеграционных процессов на территории региона:

Ш По прошествии двух самых разрушительных войн в истории человечества, европейские страны, наибольшим образом пострадавшие от боевых действий, остро нуждались в долгосрочном мире, который мог бы быть достигнут лишь при условии реализации принципов «баланса сил»;

Ш Большинство европейских политиков осознавало, восстановление и дальнейший рост национальных экономик не представляются возможными без интенсификации экономических связей между странами региона;

Ш Оформление биполярной системы международных отношений наряду с неизбежным процессом деколонизации вывели крупные европейские страны из «большой игры»; европейская интеграция виделась многим как единственный способ вернуть региону вес на геополитической арене.

Известный французский общественный деятель и лидер Комитета борьбы за Соединенные Штаты Европы Жан Монне заложил основы концепции европейского строительства, подчеркнув необходимость обеспечения мира и единства на территории региона посредством поэтапной интеграции. При этом он заметил, что объединение должно начаться с экономической сферы и в дальнейшем распространиться на другие аспекты жизни общества, что представляется возможным лишь при условии формирования наделенных реальной властью наднациональных институтов, действующих на основе единой законодательной базы.

50-60-ые годы ХХ столетия ознаменовались для Европы подписанием целого ряда договоров, выходивших далеко за рамки классического международного сотрудничества. Подписанный в апреле 1951 года Францией, ФРГ, Италией и странами Бенилюкса Договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) заложил основу для интенсификации интеграционных процессов в регионе. В рамках данного соглашения стороны обязывались создать условия для формирования общего рынка угля и стали, а также способствовать научно-технической кооперации в данной области Интегрирование этих двух стратегических отраслей сделало возможным существенное ускорение роста национальных экономик. В 1957 году те же 6 стран подписали так называемые Римские соглашения, в результате которых были образованы Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). В то время как первое сообщество координировало сотрудничество стран в сфере мирного применения атомной энергии, второе ставило своей основной задачей создание таможенного союза с дальнейшим переходом к общему рынку. В 1965 году в Брюсселе «шестеркой» был подписан так называемый договор о слиянии, учредивший единую Комиссию Европейских сообществ и единый Совет, которые вместе с судом ЕС и Европарламентом стали координировать деятельность ЕОУС, ЕЭС и Евроатома, ранее действовавших обособленно.

Успехи начальных этапов европейской интеграции не заставили себя долго ждать: в 1958 году был утвержден проект совместной аграрной политики, призванной защитить отечественных производителей; с 1968 года были полностью отменены таможенные пошлины внутри ЕЭС, а в отношении третьих стран устанавливался единый таможенный тариф. Кроме того, ЕЭС вело активную деятельность на международной арене, в результате чего был заключен ряд выгодных торговых соглашений (в частности с группой из 18 западноафриканских стран будущих членов ЭКОВАС).

Период 1970-ых начала 1980-х гг. стал серьезной проверкой на прочность для Европейских сообществ. В условиях неопределенности, вызванной крахом Бреттон-Вудской системы в 1971 году и первым нефтяным кризисом в 1973 году, ЕЭС вынуждено было существенно сократить темпы интеграции и уделить серьезное внимание диверсификации и реструктуризации национальных экономик. Тем не менее, в рассматриваемый период произошел ряд институциональных преобразований. Во-первых, был разработан «план Вернера» и запущен механизм «валютной змеи», что позволило сделать шаг вперед навстречу валютному союзу. Во-вторых, был учрежден европейский совет на уровне глав государств и утвержден механизм прямых выборов в Европарламент (оба события в 1974 году). Кроме того, несмотря на торможение экономической интеграции, высокая активность сохранялась и на ниве обеспечения безопасности. Так, Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе достигло значимых результатов, отмеченных подписанием Хельсинкского акта, утвердившего status quo территориальных границ в послевоенной Европе. Второй этап евроинтеграции также ознаменовался расширением ЕС в 1973 году к сообществам присоединились Ирландия, Дания и Великобритания; начались переговоры о вступлении с целым рядом других стран региона. В целом, европейская модель успешно справилась с шоками и кризисами, поразившими ее в период 70-х середины 80-х годов прошлого века и к 1985 году смогла возобновить высокие темпы интеграции.

В середине 80-х годов ХХ века Европейское сообщество вступило в фазу стремительного развития. 1986 год отметился подписанием Единого Европейского Акта (ЕЕА), призванного обеспечить к 1992 году полную свободу движения на территории объединения 4 факторов производства капиталов, рабочей силы, товаров и услуг. Для достижения поставленной задачи был упрощен ряд процедур принятия решения в сообществе (переход от единогласного выбора к выбору большинства по многим вопросам), расширена система судебных органов и дополнены полномочия Совета. В 1992 году в городе Маастрихт (Нидерланды) был подписан договор о Европейском союзе, в рамках которого были обозначены три «опоры» европейской интеграции:

Ш три сообщества ЕОУС, Евроатом и ЕС;

Ш совместная внешняя политика;

Ш внутриполитическое сотрудничество.

Данный договор существенно расширил полномочия наднациональных органов ЕС и создал предпосылки для политической интеграции. Кроме того, по итогам Маастрихтского соглашения был создан институт гражданства ЕС и усилено межгосударственное сотрудничество во внутриполитической сфере. Наконец, договор провозгласил курс на образование Экономического и валютного союза (ЭВС), что предусматривало разработку критериев, необходимых для вступления в зону единой валюты (т.н. критерии конвергенции).

Подписанный в 1997 году Амстердамский договор существенно изменил принципы сотрудничества стран-членов ЕС в области внутренней политики и правосудия. В рамках этого соглашения в законодательную базу ЕС были инкорпорированы так называемые шенгенские нормы, а также унифицированы вопросы иммиграции, визового контроля и охраны внешних границ.

В 2001 году был подписан Ниццкий договор, создавший условия для существенного расширения ЕС на восток. По итогам переговоров были пересмотрены квоты в наднациональных органах, как для текущих, так и для будущих членов союза. Кроме того, в процесс голосования в Совете был внедрен принцип двойного большинства, а полномочия Европарламента были в очередной раз дополнены.

Рассмотренный период можно охарактеризовать как наиболее продуктивный для европейской интеграции, как с точки зрения подписанных соглашений, так и с точки зрения достигнутых результатов. Так, в 1993 году был окончательно сформирован Единый рынок. Период 1990-х был ознаменован значительными успехами в снятии пограничных барьеров на внутренних границах союза. Провозглашенный курс на образование ЭВС был закреплен учреждением в 1998 году Европейского Центрального Банка (ЕЦБ). С 1999 года начала реализовываться Европейская политика безопасности и обороны (ЕБПО), позволившая ЕС участвовать в миротворческих процессах по всему миру. Интеграционная группировка активно расширялась, увеличив свой состав до 25 членов. Во всех странах-участницах союза начались дебаты по введению Конституции ЕС, для разработки ее проекта было созвано специальное собрание Конвент (2002).

Многие европейские политики уповали на то, что Конституция ЕС поможет продолжить движение вперед по лестнице интеграции и заменит все существующие договора, избавив объединение от неэффективных институтов. В 2004 году ее проект был согласован и подписан участниками Конвента, после чего он был вынесен на референдум во всех государствах-членах ЕС. Граждане Франции и Нидерландов проголосовали против нового проекта Конституции, что сделало невозможным ее ратификацию. Европейский Союз поразил очередной системный кризис. Лишь в 2007 году был подписан гораздо более скромный Лиссабонский договор, в который не вошли положения, так или иначе свидетельствовавшие о политической интеграции региона и о процессе федерализации. Данное соглашение затронуло систему договоров ЕС, упростив и упорядочив институциональную структуру интеграционной группировки, которая будет подробно описана в следующей части настоящей главы.

Европейская интеграция развивалась в особых условиях, сочетания которых нет ни в одном другом регионе мира. Наиболее важным из них являются следующие.

Высокоразвитая рыночная экономика. Даже после Второй мировой войны страны Западной Европы представляли собой самую передовую в индустриальном плане часть континента и занимали 2-е место в мире по экономической мощи. Практика показывает, что возможность создания успешного интеграционного объединения напрямую зависит от уровня промышленного развития участвующих в нем государств. Страны, производящие широкий спектр готовых (и особенно технически сложных) изделий, объективно заинтересованы в развитии международной промышленной специализации и кооперации. Наоборот, страны, экспортирующие минеральное сырье и сельскохозяйственные товары, конкурируют друг с другом на рынках однотипной продукции. Все они нуждаются в промышленных товарах, которые не производят сами. Поэтому, создав интеграционное объединение, такие государства не получают крупных выгод, а оборот их взаимной торговли остается незначительным.

На момент создания ЕЭС все участвовавшие в нем государства имели сложившуюся рыночную экономику. Интеграция между странами с рыночной экономикой развивается за счет межфирменных связей, а интеграция стран с плановой экономикой - за счет межгосударственных связей. В рамках СЭВ каждый год подписывались двусторонние протоколы о взаимных поставках, в которых утверждались объемы, номенклатура и ориентировочная цена товаров. Такая система позволила странам СЭВ легко пережить распад Бретгон-Вудской валютной системы в 1971 г. и нефтяные кризисы 1970-х годов. С окончанием холодной войны социалистическое содружество распалось, страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) начали переход к рынку. Не имея под собой прочных межфирменных связей, социалистическая экономическая интеграция прекратила свое существование.

Крайне сложно, вернее, почти невозможно интегрировать страны, имеющие многоукладную экономику с элементами феодального натурального хозяйства. Многочисленные попытки создать экономические объединения в Африке и Латинской Америке потерпели неудачу именно по этой причине. Пока в мире нет примеров успешной интеграции стран с непохожими хозяйственными укладами.

Полицентрическая структура. Особенностью ЕС было также наличие нескольких сильных стран примерно одного размера. Вначале это были Франция, Германия и Италия, позже к ним присоединились Великобритания и Испания. Данная особенность - большая редкость для региональной группировки. В настоящее время она характерна только для ЕС и отчасти для АСЕАН. В НАФТА безусловным лидером является США, в СНГ - Россия, в Меркосур - Бразилия, в ЭКОВАС - Нигерия.

Полицентрическая структура является ключевой предпосылкой для создания в группировке наднациональных органов власти. Если в объединении преобладает одна страна, это не позволяет справедливо распределить голоса в общем законодательном органе. Если использовать принцип «одна страна - один голос», крупнейшее государство теряет возможность адекватно представлять интересы своего населения на уровне объединения. При распределении же голосов в зависимости от численности населения малые страны не могут активно влиять на политику группировки. Конечно, наличие наднациональных органов - не обязательное условие интеграции. Однако без них трудно обойтись на высоких уровнях интеграции.

Нынешняя ситуация в Евросоюзе далека от той, которая существовала в 1970-е и 1980-е годы. Из пятнадцати стран, вступивших в ЕС в 1995, 2004 и 2007 гг., только две (Польша и Румыния) имеют среднюю, по европейским меркам, численность населения. Из остальных тринадцати пять насчитывают от 8 до 10 млн человек, а восемь - от полумиллиона до 5,5 млн жителей. Новое распределение сил между большими и малыми государствами-членами серьезно осложняет работу институтов ЕС.

Общая культура и история. Сегодняшняя Европа представляет собой конгломерат многочисленных народов и культур, который складывался на протяжении более двух тысячелетий их совместного существования и взаимодействия. Трудно или даже невозможно дать точное и непротиворечивое определение того, что представляет собой современная европейская цивилизация. Однако несомненно и то, что она существует как обособленное целое. Имеющаяся на этот счет обширная научная литература выявляет несколько основных характеристик. В их числе: демократия и права человека; система разделения властей и правовое государство; политическая традиция (социальный контракт Ж.-Ж.Руссо); городская автономия и развитое местное самосознание; понятие собственности как абсолютного права и рыночная экономика.

Историческую основу современной европейской культуры составляет общее для всей Европы наследие Античности (переводы древнегреческих и римских писателей, философов, математиков и естествоиспытателей, а также античная мифология, архитектура и скульптура); средневековая схоластическая философия; готика; искусство ренессанса и барокко; романтизм; идейное наследие эпохи Просвещения; христианство, прежде всего католицизм и с XVI в. протестантизм. Добавим, что почти все народы Европы (кроме басков) говорят на языках, принадлежащих к индоевропейской семье, прежде всего на языках романской, германской и славянской групп, которые имеют много общего.

В Средние века институциональной основой европейского единства служила, наряду с католической церковью, система образования, которая была практически интернациональна: студенты и профессора путешествовали из университета в университет.

Взаимопониманию жителей Европы способствовало широкое распространение латыни, служившей средством межнационального общения среди ученых, юристов, врачей, университетских преподавателей и студентов. До начала XVIII в. на латыни издавалась научная литература, писались и защищались диссертации, велась научная переписка и диспуты. Своего рода виртуальной основой европейского единства является общая греко-латинская основа научной, политической и правовой терминологии, а также общая (также имеющая античное происхождение) система художественных образов.

Многонациональная, густонаселенная Европа, ограниченная в землях и сырьевых ресурсах, давно нуждалась в объединении, о котором издревле мечтали политики и мыслители, продвигавшие идею единой Европы (подробнее см. гл. 4). Однако именно в Европе оформившаяся в XIX в. система национального государства привела к двум мировым войнам. Оборотной стороной национального суверенитета (в его неограниченной форме) стали агрессия, фашизм и подавление прав человека.

Горький опыт первой половины XX в. показал, что региону нужна такая система международных отношений, которая перенесла бы на межгосударственный уровень уже укоренившиеся во многих странах правила демократии и принципы разделения властей, свойственные правовому государству. Настало время ограничить национальный суверенитет и сознательно делегировать его часть наднациональным органам. Первым шагом в этом направлении стал договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) 1951 г. Участвовавшие в нем Франция и Германия - недавние противники в войне - добровольно передавали под общий контроль стратегические отрасли: угольную и сталелитейную. Интеграция базировалась на таких элементах западноевропейского общества, как правое государство, многовековой опыт совместного существования народов, культурная и религиозная общность, традиции европейской идеи и уроки двух мировых войн.

Особенности послевоенного положения Европы также способствовали успешному продвижению интеграции.

Во-первых, западноевропейские страны должны были восстановить разрушенное войной хозяйство. Сделать это автономно, без активной торговли и промышленного сотрудничества с соседями было невозможно. За время войны Европа утратила позицию мирового экономического лидера, ее место заняли Соединенные Штаты. Чтобы не оказаться в глубокой экономической зависимости от США, западноевропейские государства должны были объединить свои усилия.

Во-вторых, исход войны привел к резкому укреплению СССР и формированию в Центральной и Восточной Европе советского блока. В 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи, в 1955 г. подписан Варшавский договор. Раскол континента на два лагеря и начало холодной войны еще больше подтолкнули западноевропейские страны к консолидации и созданию собственного блока.

В-третьих, после войны заметно ослабло влияние европейских метрополий - Великобритании, Франции, Нидерландов и Бельгии - на свои колонии в Африке и Азии. В 1945 г. независимость от Голландии провозгласила Индонезия. Франция оказалась втянута в две колониальные войны, закончившиеся ее поражением: в 1946-1954 гг. во Вьетнаме и в 1954-1962 гг. в Алжире. В 1947-1950 гг. независимость от Британии получили Бирма (ныне - Мьянма), Пакистан и Индия. В 1951 г. самостоятельной стала Ливия, принадлежавшая ранее Италии. В 1960 г. независимости добились почти все колонии Франции в Западной и Экваториальной Африке, а также Бельгийское Конго (ныне - Заир). Западная Европа рисковала потерять традиционные рынки сбыта своих товаров, а также источники получения дешевого сырья и колониальных товаров. Создание интеграционного объединения давало шанс компенсировать эти потери.

С моей точки зрения, невозможно, чтобы Европа долго оставалась «зависимой» от Соединенных Штатов экономически - почти исключительно от их кредитов, в отношении безопасности - от их военной силы.

Действия стран Западной Европы, чтобы быть на уровне обстоятельств и угрожающей нам опасности, а также на уровне американских усилий, должны стать объединенными действиями Западной федерации, создание которой является обязательным условием успеха.

Монне Жан. Из письма к Роберу Шуману, 1948 г.

Выводы, проблемы, тенденции

1. Становление и распространение региональной интеграции как явления происходят во второй половине XX в. в тесной связи с развитием процессов глобализации. Интеграция основывается на общих экономических и политических интересах соседствующих государств и на осознании ими единства своей будущей исторической судьбы. Активно действующее интеграционное объединение позволяет сместить баланс выгод и издержек глобализации в пользу стран-членов.

2. Региональная интеграция способствует решению нескольких крупных задач: достижению и поддержанию политической стабильности в регионе, развитию экономики и росту благосостояния участвующих стран, а также укреплению позиций группировки в мире. Для успеха интеграции необходимо соблюдение определенных условий, в том числе наличие коллективной ответственности, существование эффективного механизма принятия и исполнения решений, а также постепенное движение от простых форм интеграции к сложным.

3. Деятельность интеграционной группировки порождает устойчивые противоречия. Их источником становятся несовпадение общих и национальных интересов, необходимость делегировать национальный суверенитет наднациональным органам, сложности с поддержанием единого темпа интеграции всеми ее участниками, а также потребность обеспечивать общественную поддержку интеграционных планов.

4. Успех Европейского Союза стал возможен благодаря уникальному сочетанию в Европе факторов, способствовавших интеграции. В их числе наличие развитого промышленного потенциала, присутствие в объединении нескольких крупных стран одинакового размера, тесная культурная и историческая общность европейских народов, а также особенности послевоенного положения Западной Европы. Однако в начале XXI в. баланс сил между крупными и малыми участниками ЕС оказался нарушенным, а европейские культурные традиции подвергаются растущему влиянию извне.

Контрольные вопросы

1. Какие выгоды и риски несет в себе глобализация?

2. Как связаны между собой региональная интеграция и глобализация?

3. Как и какие задачи помогают решать своим участникам интеграционные объединения, существующие в разных частях мира?

4. Всегда ли существование регионального объединения предполагает ограничение национального суверенитета его участников?

5. Чем отличается зона свободной торговли от общего рынка?

6. Как наличие традиций правового государства способствовало развитию западноевропейской интеграции?

Создание ОВППБ

Для развития интеграции в военной сфере был проделан уже большой путь. Однако, этого недостаточно, ибо интеграция на таком уровне является самой сложной. Термин общей внешней политики и политики безопасности появился в 1992 году в Маастрихтском договоре Евросоюза, где была впервые поставлена задача решения оборонных проблем (такие попытки впервые предпринимались еще в 1954 году, когда парламент Франции отверг проект единого оборонительного сообщества в Европе).

Поэтому, для того, чтобы интеграция в сфере обороны была успешна, предлагается закончить интеграцию на политическом и экономическом уровнях. Уже Жан Монне ставил вопрос перехода от экономики к политики, а потом и к оборонным проблемам. «В.Хальштейн сравнивал тогда интеграцию с трёхступенчатой ракетой, в которой первая ступень является экономической, вторая - политической, а третья - военной».

Экономическая интеграция началась с заключения договора об объединении рынка угля и стали в 1951 году. Следующей ступенькой оказался Римский договор в 1957 году о создании Европейского экономического сообщества (ЗЕС) и Европейского сообщества по атомной энергетики. Экономическую интеграцию можно считать удачной, однако политическая до сих пор остается на «сугубо консультативной основе».

В 90е гг. 20 века возник вопрос о безопасности из-за окончания холодной войны, распада СССР, объединения Германии. В связи этих преобразований на международной арене вопрос о безопасности становился все актуальнее, и необходимо было искать пути его решения.

Ответом на происшедшие изменения стало принятие Маастрихтского договора, в котором провозглашалась идея создания общей внешней политики и политики безопасности. В него вошли 55 статьей, и они поделены на 6 разделов, один из которых полностью относится к ОВППБ.

Основные положения договора определяют цели и задачи ОВППБ:

  • 1. Союз способствует выработке многосторонних решений общих проблем, в том числе в рамках Организации Объединенных Наций.
  • 2. Союз определяет и проводит общую политику и мероприятия, стремясь обеспечить высокий уровень сотрудничества во всех сферах международных отношений в целях:
    • а) защиты своих ценностей, основополагающих интересов, своей безопасности, независимости и целостности участников;

b) консолидации и поддержки демократии, правового государства, прав человека и принципов международного права;

с) сохранения мира, предотвращения конфликтов и укрепления международной безопасности в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, а также принципами Хельсинского Заключительного акта и целями Парижской хартии, включая те, которые относятся к внешним границам;

d) поддержки устойчивого развития в экономическом, социальном и экологическом плане развивающихся стран, ставя основной целью искоренение бедности;

е) поощрения интеграции всех стран в мировую экономику, в том числе за счет постепенной отмены препятствий международной торговле;

f) содействия выработке международных мер по сохранению и улучшению качества окружающей среды и надежному управлению мировыми природными ресурсами для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие;

g) оказания помощи населению, странам и регионам, которые сталкиваются с катастрофами, вызываемыми природными факторами или человеком; и

h) развития международной системы, основанной на усиленном многостороннем сотрудничестве и хорошем глобальном управлении.

3. Союз соблюдает принципы и преследует цели, указанные в параграфах 1 и 2, при разработке и реализации своей внешнеполитической деятельности в различных сферах, регулируемых настоящим разделом и частью пятой Договора о функционировании Европейского Союза, а также при разработке и реализации других направлений своей политики применительно к их внешнеполитическим аспектам.

Таким образом, в основные положения вошли такие задачи как:

  • 1. укрепление безопасности стран-участниц ЕС;
  • 2. сохранение мира и международной безопасности;
  • 3. повышение роли институтов ЕС в определении его единой внешней политики;
  • 4. создание Подразделения по планированию новой политики и раннему предупреждению с целью анализа международных событий и выработке решений;
  • 5. введение поста Верховного представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.
  • 6. защита общих ценностей в соответствии с Уставом ООН;

Этот договор впервые вел понятие трех опор Европейского Союза:

  • - Европейские сообщества;
  • - Общая внешняя политика и политика в области безопасности (ОВПБ, ЕПБО);
  • - Общая политика в области внутренних дел и правосудия.

Предусматривалось также создание Европейского оборонного агентства в рамках Маастрихтского договора, что позволило определить военный потенциал стран-участниц, а также следить за выполнением обязательств участниками. Создание основ для военной интеграции в соответствии с принципами устава ООН для предотвращения конфликтов и поддержания мира - являлась одной из главных задач, поставленных в договоре.

Однако в 1992 году механизм ОВППБ походил больше не на интеграционный, а на межправительственный из-за того, что правительства старались максимально сохранить суверенитет своей страны во внешнеполитической сфере. Тогда как частичный отказ от него является залогом успеха интеграционных процессов. Безусловно, Маастрихтский договор способствовал переходу интеграции на новый уровень.

Тем не менее, кризис в Югославии в начале 1990х гг. и его последствия показали, что ЗЕС пока не в состоянии решать военные конфликты без помощи НАТО. Вместо ожидаемого «прорыва», основную роль в решении этого конфликта сыграли США. Это показало недостаточно высокий уровень интеграции в военной сфере.

Следующим шагом стал Амстердамский договор, заключенный в 1997 году. В нем четко установлены условия вступления в ЕС, Европейский совет получил полномочия для формирования единой стратегии ОВППБ, ЗЕС интегрировал в структуру Евросоюза и стал частью Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО).

«Новой точкой отчета при проведении ЕПБО в жизнь стала встреча французского президента Ж.Ширака с британским премьером Т.Блером в декабре 1998г. в Сен-Мало. Решения, принятые там и поддержанные остальными членами ЕС, были конкретизированы на франко-германской встрече в Тулузе 29 мая саммитах Евросовета в Кёльне 4июня и в Хельсинки в декабре 1999г. На основе этих документов создавались постоянные органы ЕПБО - Комитет по политике и безопасности, Военный комитет и Военный штаб».

Формирование вооруженных сил стало основной целью, сформулированной на саммите в Хельсинке в 1999 году. Однако результат поставленных задач был весьма неоднозначен. Главными трудностями на пути интеграции в военной сфере оказались оппозиция США и непосредственно раскол внутри самого ЕС. НАТО относилось с предельной настороженностью к созданию европейской интеграции в данной сфере: США хотели оставаться сверхдержавой, не разделяя ответственность за осуществление мировой политики и сферы влияния. НАТО опасались чрезмерной автономности в оборонной сфере.

Поэтому в декабре 2000 году был предпринят еще один шаг на пути к созданию ОВППБ в виде Ниццкого договора. По договору, реформировалась институциональная структура Союза: изменения в численном составе, в количестве голосов в Совете ЕС, в процедуре голосования, так же реформировалась судебная система ЕС. Основной же целью договора стало завершение процесса подготовки к функционированию институтов, начатого в Амстердамском договоре.

Важным событием для Франции же стал провал «договора, учреждающего Конституцию для Европы» на референдуме весной 2005 году. Инициатором этого договора была Франция, которая хотела занять политическое лидерство в евростроительстве. Поэтому когда в мае 2007 года Николя Саркози стал президентом Франции, сменив на посту главу государства Жака Ширака, ему пришлось искать новые пути для достижения роли лидера объединенной Европы.

Николя Саркози объяснил, что причина неудачи Конституции заключалась в том, что расширение числа государств-членов, почти вдвое в 2004, было недостаточно продуманным.

Следующий шагом на пути к европейской интеграции стал Лиссабонской договор в 2007 году, который учел все ошибки провала Конституции. В целом, этот договор соответствовал первоначальной программе Саркози. Предшественник Олланда обладал «еврооптимизмом» и активно участвовал совместно с немецкий канцлером А.Меркель и с британским премьер-министром Г.Брауном в составлении Лиссабонского договора.

Однако «звездным часом европейской политики Саркози призвано было стать председательство Франции в Евросоюзе 1 июля по 31 декабря 2008 года» 26 . Тем не менее, из-за глобального финансово-политического кризиса ни у Франции, ни у других членов Союза не было материальных возможностей для решения амбициозных задач французского президента. Таким образом, планам Саркози не суждено было реализоваться.

Прошел один год после президентских выборов, Олланд продолжает путь, намеченный Саркози в рамках ОВППБ. Однако нынешний президент в «Белой книге» заявляет, что импульс к интеграции на военном уровне должен исходить от Европейского Совета. Ибо сегодня на пути к интеграции существует много препятствий и разногласий. Поэтому Ф.Олланд предлагает создать «Белую книгу» для ЕС, с тем, чтобы четко сформулировать стратегические цели, которые поспособствуют строительству устойчивого мирового порядка.