Г ея-Земля разгневалась на олимпийца Зевса за то, что он так сурово поступил с ее побежденными детьми-титанами. Она вступила в брак с мрачным Тартаром и произвела на свет ужасное стоголовое чудовище Тифона.
Громадный, с сотней драконовых голов, поднялся Тифон из недр земли. Диким воем всколебал он воздух. Лай собак, человеческие голоса, рев разъяренного быка, рыканье льва слышались в этом вое. Бурное пламя клубилось вокруг Тифона, и земля колебалась под его тяжкими шагами. Боги содрогнулись от ужаса Но смело ринулся на него Зевс-громовержец, и загорелся бой. Опять засверкали молнии в руках Зевса, раздались раскаты грома. Земля и небесный свод потряслись до основания. Ярким пламенем вспыхнула опять земля, как и во время борьбы с титанами. Моря кипели от одного приближения Тифона. Сотнями сыпались огненные стрелы-молнии громовержца Зевса; казалось, что от их огня горит самый воздух и горят темные грозовые тучи. Зевс испепелил Тифону все его сто голов. Рухнул Тифон на землю; от тела его исходил такой жар, что плавилось все кругом. Зевс поднял тело Тифона и низверг в мрачный Тартар, породивший его. Но и в Тартаре грозит еще Тифон богам и всему живому. Он вызывает бури и извержения; он породил с Ехидной, полуженщиной-полузмеей, ужасного двуглавого пса Орфа, адского пса Кербера , лернейскую гидру и Химеру ; часто колеблет Тифон землю.
Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»
С огласно Пиндару (ок. 518-442 или 438 до н. э.), Гигину и другим древнегреческим авторам, Тифон превосходил всех живых существ ростом и силой. Он имел человеческое туловище, извивающиеся кольца змей ниже бедер вместо ног и 100 драконьих голов, с чёрными языками и огненными глазами. Тело Тифона было покрыто перьями, а сам он был бородат и волосат. Тифон обладал невероятной силой рук и ног, из 100 его пастей изрыгался огонь и раздавался то голос богов, то рёв быков, то рыканье львов, то вой собак, то резкий свист, отдающийся эхом в горах.
Как же появилось на свет это чудовище? Довольно странным образом. Известно, что величавая супруга Зевса, богиня хранительница семейного очага Гера, обладала мстительным и, скажем прямо, вздорным характером. Властолюбивая, она ни в чем не хотела уступать своему грозному супругу и ссорилась с ним по любому поводу. А Зевс не упускал случая подразнить Геру.
После рождения богини мудрости Афины (она, как вы помните, появилась на свет без помощи женщины, прямо из головы Зевса в боевом облачении и с воинственным кличем) Гера пришла в неописуемую ярость. Она, решив обойтись без мужской помощи (в пику супругу), ударила рукой о землю и в громе и грохоте на свет появился чудовищный Тифон.
Практичная богиня не бросила на произвол судьбы свое порождение ведь иметь собственного ручного дракона очень удобно. Тифон был отдан на воспитание мудрому змею Пифону. Пифон верой и правдой служил Гере: он сторожил ее древнее прорицалище в Дельфах и сам заботился о пропитании, пожирая коз и кур у окрестных крестьян. Почтенный змей мог гордиться способным учеником Тифоном: крошка дракон быстро превзошел змеиную науку, он рос не по дням, а по часам и вскоре стал наводить ужас на всю округу. Да что там на округу! Сто его глоток могли одновременно рычать, лаять, выть и шипеть. Сами бессмертные боги-олимпийцы бледнели, когда слышали рев Тифона.
Побаивался дракона даже владыка Олимпа и не без оснований. Тифон гордился своей огромной силой и вскоре стал мечтать о покорении всего мира. А такие мечты обычно ничем хорошим не кончаются.
И однажды Тифон восстал с грозным воем он метнул в небо свое огромное тело, охватил Зевса змеиными кольцами, перерезал ему сухожилия и унес в Киликию, в Корикийскую пещеру, где день и ночь сторожила беспомощного владыку Олимпа драконица Дельфина.
Казалось, уже ничто не поможет Зевсу. Тень Тифона нависла над миром. И тут выход из положения, как всегда, нашел хитроумный Гермес бог тайных знаний, покровитель воров и торговцев. Перехитрив туповатую Дельфину, он выкрал сухожилия Зевса, спрятанные в пещере, и снова вставил их ему. Вскочив на ноги, Зевс бросился к Тифону. Тифон был готов принять новый бой: он знал, что в честном поединке никому с ним не справиться.
И тут на помощь Зевсу пришли богини мойры. Они предложили Тифону отведать плоды страшно ядовитого растения "однодневка" якобы для увеличения силы. Не подозревая обмана, Тифон разжевал одно зернышко и со стоном рухнул на землю. Зевс низверг Тифона в Тартар и навалил на драконью тушу огромную скалу Этна. Мир вздохнул с облегчением.
Так печально закончились для злополучного дракона его мечты о мировом господстве.
Если вам доведется побывать в Италии на острове Сицилия остерегайтесь подходить слишком близко к вулкану Этна. Тифон бессмертен. Придавленный скалой, дракон в бессильном гневе скребет когтями землю и изрыгает пламя. И лучше держаться от него подальше.
«Мифологический бестиарий от Алконоста до Ягила»,
Калиниград: «Янтарный сказ», 1999 г.
Тифон (Титон) - в древнегреческой мифологии могучий великан , порожденный Геей и Тартаром. Является олицетворением огня, солнечного света и разрушительных сил. Имя Тифон обычно принято воспроизводить от глагола «дымить ». Но по другой версии мифа, его имя переводят как «полдень» (мирового дня), а также «начало конца (мирового) дня ». По легенде, Гера отдала Тифона на воспитание Пифону , охранявшему древнее святилище богов в Дельфах, позже убитому Аполлоном. Тифон считается отцом мифических чудовищ Орта, Кербера, дракона, Сфинкса и Химеры, которые также угрожали существованию всего человеческого рода. В Египте Тифон отождествлялся с Сетом и богом жестоких ветров Сирокко . Вследствие этого полагают, что от английской версии имени Тифон, образовалось слово «тайфун» .
В «Илиаде» Гомера упоминается о борьбе Тифона с Зевсом и о пребывании Тифо-на под горой Аримой в Малой Азии. Тифон изображался в виде человека, а ниже пояса, в виде извивающихся, переплетенных друг с другом колец змей.
Битва Зевса с Тифоном |
Выше пояса он имел человеческое туловище, покрытое пе-рьями . Его всегда изображали бородатым и волосатым , ведь он являлся символом «волосатой звезды » (кометы) . Его глаза выбрасывали всепожирающий огонь. Тифон превосходил всех ростом и силой, и имел на затылке сто драконовых голов . Тифон был выше всех гор, головой он задевал звезды, а когда простирал руки, то одной рукой касался востока, а другой - запада. Именно так в древней мифологии изображались гигантские кометы, при своем появлении, занимающие весь земной небосвод .
Его голос - это голос богов, ужасный рык, от-дающийся страшным эхом в горах. Тифон был настолько могуч, что стал властителем над богами и смертными , и все боги в страхе бежали от него . Легенда сообщает, что пробегая через Египет, боги приняли облик животных, чтобы Тифон их не заметил. Аполлон стал коршуном, Гермес - ибисом, Арес - рыбой, Дионис - козлом, Гефест - быком. … И толь-ко Зевс не побежал от него и осмелился вступить с ним в борьбу.
От противоборства Зевса и Тифона земля сотряслась до самых своих основ, суша, море и небо загорелись, и затрепетали даже обитатели под-земного царства мертвых. В конце концов, страшный удар молнии прекра-тил буйство Тифона, и Тифон был низвергнут Зевсом в Тартар, но еще долго неистовое пламя било из расселин горы Этны. Так гласит древнегреческая легенда.
Но Тифон имеет и ряд географических истолкований. Местом обитания Тифо-на считали Эолийские острова и остров Сицилию , а также гору Касий в Сирии. В другом географическом истолковании Тифон был предводителем гигантов во Фригии . Тифон, пораженный молнией, образовал русло реки Оронт . Согласно другого мифа, Тифон был сыном или мужем Эос, и отцом Мемнона и Фаэтона. Все это дает нам возможность рационального пони-мания мифа. Ведь в данном случае мифы и легенды дают нам географиче-ские ориентиры местностей, наиболее пострадавших от космических взры-вов.
Тифон - это самая страшная комета Солнечной системы. Позже, у грече-ских племен она стала называтся Фаэтон , а шумеры и вавилоняне звали ее Неме-зида . В Древнем Египте ее назы-вали кометой Гиксос (досл. «царь-пастырь»), в Библии она названа Аполлион (досл. «гу-битель»). Но даже в современном научном мире, ученые авторы так и не догада-лись связать эти понятия воедино, и до сих пор вводят читателей в заблужде-ние, навязывая им мнение, что это разные космические тела.
Тифон. Средневековая гравюра |
И именно поэтому, чтобы не вводить в заблуждение своих читателей , я впервые ввел для обозначения этой кометы единый термин - «комета - возмездие». А об остальных, менее известныхнациональных названиях, я буду рассказывать по ходу повествования, приме-нительно к каждому случаю, называя все новые и новые имена этой самой страшной для человече-ских цивилизаций,к кометы . Ведь глобальные косми-ческие катаклизмы, причиной которых была «комета-возмездие», не раз ставили человечество на грань пол-ного уничтожения, вследствие чего библейская история и начинается с Адама и Евы.
Согласно легенде, во время Ноева потопа Тифон, пе-реходя Эгейское море, раскидал Кикладский архи-пелаг , острова которого до этого располагались компактно.
Огненное дыхание Тифона донеслось до ост-рова Фера (он же Санторин) и разрушило за-падную часть острова, а остальная, большая часть острова Фера, буквально сгорела . Вследствие этого остров приобрел форму полу-месяца. И до сих пор полумесяц является символом дня «песах» (символом дня косми-ческой катастрофы), но кроме этого, полуме-сяц имеет и астральное истолкование, о чем я расскажу в соответствующем месте. Гигантские валы воды, поднятые Тифо-ном, докатились до острова Крит и разрушили богатейшее царство Миноса. Зевс в одиночку пытался противостоять Тифону, и их ужасная схватка пере-местилась из Греции в Сирию, где при падении Тифон избороздил своим гигантским туловищем всю землю . По легенде, позже, эти гигантские рвы заполнились водой и стали реками. И я уже в который раз (см. в ст. Ольян-тайтамбо, Тунгусская катастрофа и т.д.), вынужден рассказыватьо «сухих речках» и гигантских «сухих бороздах», остающихся на месте космических катастроф, как след воздействия мощной баллистической волны от падающе-го небесного тела. Легенда сообщает, что Зевс оттеснил Тифона к северу и сбросил в Ионическое море , вблизи италийского берега…
И позже, при рассказе о событиях Критской катастрофы, произошедшей в середине второго тысячелетия до н.э., я подробно расскажу о многочислен-ных космических проявлениях этой страшной космической катастрофы, наиболее значи-мые географическиеместа которой, зафиксировали для нас многочисленные мифы и легенды.Мифологический обзор информации, связанной с «кометой-возмездие», мы продолжим рассказом о Фаэтоне, ведь древнегреческая легенда о Фаэтоне, наиболее полно рассказывает о событиях Ноева потопа, причиной которого явилась «комета-возмездие».
Либо Кронос дал Гере два яйца, помазанных его семенем, она закопала их под горой Арим , и родился Тифон. От Эхидны Тифон был отцом мифических чудовищ (Орфа , Кербера , Лернейской гидры , Колхидского Дракона , Немейского льва и др.), которые на земле и под землею угрожали человеческому роду, пока Геракл не уничтожил большинство из них (кроме Сфинкса, Кербера и Химеры). От Тифона пошли все ветры-пустовеи, кроме Нота , Борея и Зефира .
Упоминания и библиография
Наконец, меткий удар молнии прекратил неистовство Тифона, который был низвергнут в Тартар , его пламя забило из расселин Этны . И здесь он ещё не может вполне успокоиться: когда он шевелится, происходят землетрясения и дуют знойные ветры.
Позднее, когда грекам стали известны вулканические свойства Кумского берега в Италии , Липарских островов и Сицилии , исполин Тифон был перенесён и в эти местности.
В истолковании, Тифон был предводителем гигантов во Фригии, побеждённых Зевсом . По другим, поражён молнией и искал убежища под землёй, образовав русло реки Оронт . «Меч Тифея» упоминает Вергилий .
Позднее Тифон был отождествлён с египетским Сетом , богом сирокко , смерти, опустошения, солнечного и лунного затмений и других несчастий. Египетское созвездие Тифона греки называли Медведем .
Тифоном условно именуется мифическое животное, в виде которого (или мужчины с его головой) изображали древнеегипетского бога Сета - у него горбатый тонкий нос, загнутые вниз и прямые длинные, прямоугольные на концах, уши, жесткий как палка хвост, расщепленный на конце .
Согласно некоему фригийскому сочинению, сын Эака (либо Алкея), - внук Геракла .
Использование названия
- Имя "Тифон" носил один из русских мониторов типа "Ураган"
Напишите отзыв о статье "Тифон"
Ссылки
- Мифы народов мира . М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.514-515, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей . М., 2001. В 3 т. Т.3. С.447-448
|
Отрывок, характеризующий Тифон
Слово angine повторялось с большим удовольствием.– Le vieux comte est touchant a ce qu"on dit. Il a pleure comme un enfant quand le medecin lui a dit que le cas etait dangereux. [Старый граф очень трогателен, говорят. Он заплакал, как дитя, когда доктор сказал, что случай опасный.]
– Oh, ce serait une perte terrible. C"est une femme ravissante. [О, это была бы большая потеря. Такая прелестная женщина.]
– Vous parlez de la pauvre comtesse, – сказала, подходя, Анна Павловна. – J"ai envoye savoir de ses nouvelles. On m"a dit qu"elle allait un peu mieux. Oh, sans doute, c"est la plus charmante femme du monde, – сказала Анна Павловна с улыбкой над своей восторженностью. – Nous appartenons a des camps differents, mais cela ne m"empeche pas de l"estimer, comme elle le merite. Elle est bien malheureuse, [Вы говорите про бедную графиню… Я посылала узнавать о ее здоровье. Мне сказали, что ей немного лучше. О, без сомнения, это прелестнейшая женщина в мире. Мы принадлежим к различным лагерям, но это не мешает мне уважать ее по ее заслугам. Она так несчастна.] – прибавила Анна Павловна.
Полагая, что этими словами Анна Павловна слегка приподнимала завесу тайны над болезнью графини, один неосторожный молодой человек позволил себе выразить удивление в том, что не призваны известные врачи, а лечит графиню шарлатан, который может дать опасные средства.
– Vos informations peuvent etre meilleures que les miennes, – вдруг ядовито напустилась Анна Павловна на неопытного молодого человека. – Mais je sais de bonne source que ce medecin est un homme tres savant et tres habile. C"est le medecin intime de la Reine d"Espagne. [Ваши известия могут быть вернее моих… но я из хороших источников знаю, что этот доктор очень ученый и искусный человек. Это лейб медик королевы испанской.] – И таким образом уничтожив молодого человека, Анна Павловна обратилась к Билибину, который в другом кружке, подобрав кожу и, видимо, сбираясь распустить ее, чтобы сказать un mot, говорил об австрийцах.
– Je trouve que c"est charmant! [Я нахожу, что это прелестно!] – говорил он про дипломатическую бумагу, при которой отосланы были в Вену австрийские знамена, взятые Витгенштейном, le heros de Petropol [героем Петрополя] (как его называли в Петербурге).
– Как, как это? – обратилась к нему Анна Павловна, возбуждая молчание для услышания mot, которое она уже знала.
И Билибин повторил следующие подлинные слова дипломатической депеши, им составленной:
– L"Empereur renvoie les drapeaux Autrichiens, – сказал Билибин, – drapeaux amis et egares qu"il a trouve hors de la route, [Император отсылает австрийские знамена, дружеские и заблудшиеся знамена, которые он нашел вне настоящей дороги.] – докончил Билибин, распуская кожу.
– Charmant, charmant, [Прелестно, прелестно,] – сказал князь Василий.
– C"est la route de Varsovie peut etre, [Это варшавская дорога, может быть.] – громко и неожиданно сказал князь Ипполит. Все оглянулись на него, не понимая того, что он хотел сказать этим. Князь Ипполит тоже с веселым удивлением оглядывался вокруг себя. Он так же, как и другие, не понимал того, что значили сказанные им слова. Он во время своей дипломатической карьеры не раз замечал, что таким образом сказанные вдруг слова оказывались очень остроумны, и он на всякий случай сказал эти слова, первые пришедшие ему на язык. «Может, выйдет очень хорошо, – думал он, – а ежели не выйдет, они там сумеют это устроить». Действительно, в то время как воцарилось неловкое молчание, вошло то недостаточно патриотическое лицо, которого ждала для обращения Анна Павловна, и она, улыбаясь и погрозив пальцем Ипполиту, пригласила князя Василия к столу, и, поднося ему две свечи и рукопись, попросила его начать. Все замолкло.
– Всемилостивейший государь император! – строго провозгласил князь Василий и оглянул публику, как будто спрашивая, не имеет ли кто сказать что нибудь против этого. Но никто ничего не сказал. – «Первопрестольный град Москва, Новый Иерусалим, приемлет Христа своего, – вдруг ударил он на слове своего, – яко мать во объятия усердных сынов своих, и сквозь возникающую мглу, провидя блистательную славу твоея державы, поет в восторге: «Осанна, благословен грядый!» – Князь Василий плачущим голосом произнес эти последние слова.
Билибин рассматривал внимательно свои ногти, и многие, видимо, робели, как бы спрашивая, в чем же они виноваты? Анна Павловна шепотом повторяла уже вперед, как старушка молитву причастия: «Пусть дерзкий и наглый Голиаф…» – прошептала она.
Князь Василий продолжал:
– «Пусть дерзкий и наглый Голиаф от пределов Франции обносит на краях России смертоносные ужасы; кроткая вера, сия праща российского Давида, сразит внезапно главу кровожаждущей его гордыни. Се образ преподобного Сергия, древнего ревнителя о благе нашего отечества, приносится вашему императорскому величеству. Болезную, что слабеющие мои силы препятствуют мне насладиться любезнейшим вашим лицезрением. Теплые воссылаю к небесам молитвы, да всесильный возвеличит род правых и исполнит во благих желания вашего величества».
Тифон
Тифон - могущественное чудовище, пороженное Геей; олицетворение огненных сил земли и её испарений, с их разрушительными действиями.
По одной версии мифа, Тифон был рожден Геей и Тартаром, по другой - его породила богиня Гера, ударив рукой по земле. Она сделала это в отместку Зевсу, который сам породил Афину. Тифона воспитывал Пифон - огромным змей, рожденный богиней земли Геей. Тифон представлен в легендах как существо с сотней драконьих голов, туловищем, подобным человеческому, покрытым оперением, вместо ног у чудовища были змеиные кольца. В некоторых источниках сообщается, что головы Тифона подобны человеческим, но он может воспроизводить крики животных.
В Илиаде упоминается о борьбе Тифона с Зевсом и о пребывании его в подземных недрах, в стране аримов или под горой Аримой (в Малой Азии); позднее, когда грекам стали известны вулканические свойства Кумского берега в Италии, Липарских островов и Сицилии, чудовищный исполин Тифон был перенесен и в эти местности.
Тифон с Ехидной породили множество ужасных существ: Химеру, лернейскую гидру, псов Орфа и Кербера. Это существо, порожденное хаосом, несло в себе огромную разрушительную силу. От его имени произошло слово "тайфун".Тифон, переходя Эгейское море, раскидал острова Киклады, до этого расположенные тесно. Огненное дыхание чудовища донеслось до острова Фер и разрушило всю его западную половину, а остальную часть превратило в выжженную пустыню. Остров с тех пор приобрел форму полумесяца. Гигантские волны, поднятые Тифоном, докатились до острова Крит и разрушили царство Миноса.
Олимпийские боги, испугавшись чудовища, сбежали из своей обители. Один Зевс, самый храбрый из молодых богов, решился на борьбу с Тифоном. Поединок продолжался долго, в пылу боя противники перенеслись из Греции в Сирию. Здесь Тифон разбороздил своим гигантским туловищем землю, впоследствии эти следы сражения наполнились водой и стали реками. Зевс оттеснил Тифона на север и сбросил в Ионическое море, поблизости от италийского берега. Громовержец испепелил чудовище молниями и низверг его в Тартар.
Согласно другой легенде, Тифон вначале победил Зевса. Он опутал бога своими ногами, подобными змеиным кольцам, перерезал и вытянул все сухожилия. Затем Тифон бросил Зевса в Корикийскую пещеру в Киликии и поставил драконицу Дельфину охранять его. Зевс находился в заточении, пока Гермес и Эгипан не выкрали у Тифона сухожилия бога и не вернули их громовержцу. Тогда разъяренный бог вновь напал на чудовище, и битва продолжилась.
Зевсу помогли мойры, посоветовав Тифону съесть плоды ядовитой однодневки, чтобы увеличить свои силы. Последовав этому совету, Тифон полностью потерял силы, и Зевс завалил чудовище огромной глыбой. На этом месте образовался вулкан Этна. Легенды гласят, что иногда Тифон, вспомнив о своем поражении, извергает дым и пламя из жерла вулкана. Позднее Тифон был отожествлен с египетским Сетом, богом Сирокко, смерти, опустошения, солнечного и лунного затмений и других несчастий.
См. также `Тифон` в других словарях
1. Стоглавое чудовище в древнегреческой мифологии.
2. Устройство на маяках и судах для подачи звуковых сигналов во время тумана.
3. Сирена маяка.
4. Прибор для подачи звукового сигнала громкого тона на транспортных средствах, приводимый в действие сжатым воздухом.
5. Змей, на которого Зевс навалил гору Этна в Сицилии.
Тифон
В греч. миф. чудовищ. сын земли Геи и Тартара. Т. - дикое, хтонич. тератоморфное существо: у него сотня драконьих голов, часть туловища до бедер вместо ног у Т. - извивающ. кольца змей. Тело покрыто перья-ми. Он бородат и волосат. Каждая из глоток Т. издает дикие голоса быков, львов, псов. Т. мог бы стать владыкой мира, если бы Зевс не вступил с ним в борьбу: он испепелил Т. молниями, поразил его перунами и забросил его в тартар. Т. и Эхидна породили мн. чудовищ (собаку Орфа, пса Кербера, лернейскую гидру, химеру).
Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. - М.: Центрполиграф . В. Д. Гладкий . 1998 .
<...>м. греч. вихрь, круговоротный, жестокий ветер, столбовая буря, ветроворот; вздымая пыль, землю, воду столбом, он обращается в смерч и разрушает на пути своем все.
Тифон
в древнегреческой мифологии стоглавое огнедышащее чудовище; Зевс, победив Т., навалил на него громаду горы Этны, из вершины которой дыхание Т. извергается потоком огня, камней и дыма.
водяной смерч (см.), появляющийся у вост. побережья Азии, преимущ. в Китайском море.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)
(от кит. сл. тай - большой и фен, фын - ветер). Сильные бури циклонического характера в Китайском и Японском морях, с мая до половины ноября.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
водяной вихрь, или смерч, свирепствующий нередко в Индейском океане и Китайском море.
(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)
(греч. typhon , китайск.
Тифон`Cправочник по Древней Греции, Риму и мифологии`
Стоголовое чудовище, сын Тартара и Геи, согласно Гесиоду, и, по некоторым версиям, отец Химеры и Гидры. Он был сражен Зевсовыми молниями и погребен под горой Этной, извержения которой традиционно объяснялись попытками Тифона освободиться.
ТИФОН, в греческой мифологии чудовищный змей. Зевс, победив Тифона, навалил на него громаду горы Этна, из вершины которой дыхание> Тифона извергается потоком огня, камней и дыма.
ТИФОН - в греческой мифологии стоглавое огнедышащее чудовище; Зевс, победив Тифона, навалил на него громаду горы Этны, из вершины которой дыхание Тифона извергается потоком огня, камней и дыма.
Тифон
в греческой мифологии сын Лаомедона, супруг Эос; последняя похитила его из-за его необычайной красоты и испросила у Зевса для него бессмертие, но забыла одновременно испросить вечной молодости, вследствие чего Т. мало-помалу так сморщился, что не мог больше двигаться; только раздавался его голос, как голос цикады, в которую он, по позднейшему сказанию, и был превращен.
ТИФОН
I.
см. Ήώς, Эос.
II.
Typhōeus, Typhon,
Τυφωεύς, Τυφώς, Τυφάων, Τυφω̃ν, страшное чудовище первобытного времени, принимаемое за олицетворение гибельного, жгучего вихря или бушующего шара, с разрушительной силой вырывающегося из недр земли через вулканы. Согласно Гомеру (Il. 2, 781), Т. лежит в стране аримов под землей, терзаемый молниями Зевса. Гесиод считает его младшим сыном Геи и Тартара, чудовищем со 100 змеиными головами, сверкающими глазами и страшным голосом. Он был отец разрушительных ветров и произвел со змеей-девицей Ехидной, жившей в стране аримов, собаку Орфра,...
(Егип.) Аспект или тень Озириса. не является, как утверждает Плутарх, отдельным «Принципом Зла» или Сатаной евреев; но, скорее, низшими космическими «принципами» божественного тела Озириса, бога в них - так что Озирис является персонифицированной Вселенной в виде мыслеосновы, а - той же самой вселенной в ее материальном проявлении. Эти два в одном суть Вишну-Шива. Истинный смысл этого египетского мифа таков, что есть земная и материальная оболочка Озириса, который есть пребывающий в ней дух. В гл. 42 «Ритуала» («Книги Мертвых») описан как «Сет, прежде называвшийся Тотом». Востоковеды совершенно запутались, обнаружив, что в одних папирусах к у-Сету обращаются как к «великому и доброму богу», а в других - как к воплощению зла. Но разве Шива, один из индусской Тримурти, не описан в одних местах...
м. Стоглавое огнедышащее чудовище (в древнегреческой мифологии).
тифон
тайфон, ветроворот, чудовище, смерч, ураган, установка
В греческой мифологии стоглавое огнедышащее чудовище: Зевс, победив Т., навалил на него громаду горы Этны, из вершины которой дыхание Т. извергается потоком огня, камней и дыма.
тифон тифо́н "вихрь", см. тайфу́н. Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964-1973
Тифон
ТИФОН а, м. typhon m . устар.Тайфун, смерч. Тифон, порывистый ураган в Индийском море. Коренблит 1934 3 2188. То, что я принял вчера и описал к жене за облако особенного вида и свойства, была настоящая тромба (по словам морским офицеров), тифон. Вязем. Стар. зап. кн. // ПСС 9 89. Смерчи или тифоны, суть огромные водяные столбы имеющие вид песочных часов. ОЗ 1848 11 6 43. Вот разве раньше, в Китайском море потешат нас тайфуны т. е. тифоны, так те любят поломать стеньги, а иногда и мачты. 1855. Гончаров - родным. // ЛН 22-24 384. Раскаты грома слились в один непрерывный оглушительный треск. Тифон образовался, имея вид двух конусов слитых вершинами, и шел почти на нас расширяясь в шейке по мере с...
Тифон в греческой мифологии стоглавое огнедышащее чудовище; Зевс, победив Тифона, навалил на него громаду горы Этны, из вершины которой дыхание Тифона извергается потоком огня, камней и дыма.
ипи Тифей
1) (Typhon, Τυφω̃ν). Чудовище, олицетворение горячего разрушительного вихря; от него Эхидна родила Цербера и Лернейскую гидру. Тифон боролся с Зевсом за обладание миром и был свержен молнией Зевса в Тартар, под гору Этну.
2) (Tithonus, Τίθονος). Сын Лаомедонта и брат Приама. В него влюбилась богиня утренней зари Эос, которая даровала ему бессмертие, но без вечной юности. Поэтому, когда он сделался дряхлым стариком, бессмертие стало для него тяжелым бременем. Тогда Эос обратила его в насекомое кобылку.(