Прогулка как способ организации образовательной деятельности в доу. Организация прогулки

В режиме дня детского сада предусматриваются две прогулки: в первой половине дня и во второй. Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи.

Оздоровление детей.

Физическое развитие.

Развитие самостоятельности.

Расширение кругозора.

Ознакомление с окружающим миром.

Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.

Педагог способствует развитию у детей элементарных естественно — научных представлений о физических свойствах окружающего мира, формированию географических представлений (в соответствии с возрастными возможностями) и экологической культуры, эмоционально положительного отношения к живой и неживой природе.

В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо тщательное перспективное планирование этого режимного момента.

При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов: погодные условия, возраст и контингент детей, наличие инвентаря и соответствующего оборудования, предыдущие занятия в группе и многое другое.

Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:

Наблюдение, рассматривание;

Трудовая деятельность детей;

Подвижные игры;

Индивидуальная работа детьми;

Самостоятельная деятельность детей;

Индивидуальные беседы с детьми;

Организация свободной деятельности детей;

Индивидуальная работа с детьми (развитие речи, познавательное развитие);

Работа по звукопроизношению, разучивание стихотворений.

Разновидности прогулок

Типовая - максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).

Комбинирование: целевая прогулка и свободная деятельность.

Прогулка – экскурсия — поход.

Спортивные эстафеты.

Наблюдения - это в первую очередь наблюдения за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Предпочтительно планировать наблюдения на прогулке по дням недели.

Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Воспитатель поддерживает интерес детей к приметам времени года, задает вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов. На летней, весенней, зимней, осенней прогулке педагоги периодически обращают внимание детей на цветовую гамму окружающих детский сад деревьев.

Использование стихотворений на определенную тему при наблюдениях и рассматривания помогает усилить впечатления детей от осенней прогулки.

Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы - все эти нехитрые словесные приемы позволяют сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Детей привлекают к сбору семян: с клумбы, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, пересаживанию цветы с клумбы в горшки для уголка природы, поддержанию порядок на прогулочном участке и верандах. Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь - грабли, лопатки, совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента.

Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки.

Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания по биологии растений и животных, владеть практическими умениями и навыками в этой области, а также методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей старшего дошкольного возраста.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Подвижные игры планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учетом пожеланий детей, по рекомендациям узких специалистов или тематически. Они могут быть весьма разнообразны, поэтому во избежание монотонности целесообразно спланировать подвижные игры по дням недели. Такое планирование позволяет учесть интересы каждого ребенка, полностью охватить программный материал по разделу подвижных игр, организовать деятельность воспитателя. Обязательно две подвижных игры.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. При этом учитываются рекомендации узких специалистов. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации педагога – психолога. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно — ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т.д. Необходим постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей.

Как театр начинается с вешалки, так и прогулка начинается с раздевалки. Немаловажным фактором, влияющим на здоровье ребенка, является его одежда. Педагогический коллектив детского сада должен проводить беседы с родителями по этому вопросу одежды и обувь ребенка. Одежда и обувь ребенка должны быть легкими, подходить по размеру, стеснять движений, быть из натуральных материалов и соответствовать температурному режиму и погоде. В противном случае возможны перегрев или переохлаждение детского организма, различные потертости кожи, травмы.

Важным моментом в одевании детей на прогулку является одновременность и последовательность, т.е. дети должны одеваться по возможности одновременно, чтобы в ожидании медлительного ребенка болееловкий, не успел вспотеть. Педагоги широко используют соревновательный метод, поощрения, а также раздельное одевание с использованием загадок и поговорок. Например, загадывается загадка про какой-либо элемент одежды, и те дети, кто отгадал, должны быстро и молча его надеть. Даже те дети, которые не отгадали загадку, глядя на своих друзей, быстро надевают одежду, чтобы не оказаться последними. Таким образом, ребенок не только готовится к выходу на прогулку, но и развивает фантазию.

Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей: вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде. Так создаются хорошие условия для всестороннего развития и воспитания детей на прогулке.

Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатитьзнания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если настоящий воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.

Важный момент в организации прогулки - одевание детей и выход их на участок. Как только часть детей оденется, воспитатель, чтобы не задерживать этих ребят в помещении, выходит с ними на улицу, остальные продолжают одеваться под присмотром помощника воспитателя. Четкость и организованность сборов на прогулку достигается в результате системы работы по развитию навыков самообслуживания детей.

Нельзя допускать, чтоб на прогулке дети находились длительное время в однообразной позе. Нужно переключать их на другую деятельность, менять место игры.

Важно, чтобы на протяжении всей прогулки ребенок был в состоянии теплового комфорта. Для этого одежда и обувь соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям.

Необходимо остановиться на основных компонентах прогулки.

Наблюдения

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых.

Подвижные игры и физические упражнения

Согласно учебной программе дошкольного образования подвижные игры на первой и второй прогулке ежедневно отводится для детей 3-5 лет 20-25 минут, для детей 5-7 лет- 25-30 минут. Продуктивно и эффективно при составлении воспитателем перспективного плана по подвижным играм и физическим упражнениям согласовывать планирование с руководителем физвоспитания.

Выбор игры зависит от погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками.

Во время прогулок могут бы и широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такими как бабки, серсо, кольцеброс, кегли, а в старших группах- элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные упражнения. Летом- это езда на велосипеде, плавание (при наличии бассейна или водоема. Очень важно постоянно поддерживать у дошкольников интерес к двигательной деятельности. Достигается это с помощью приемов и форм работы, воздействующих на эмоциональную и волевую действенно-практическую сферы личности ребенка. В первую очередь здесь следует назвать совершенствование движений; усложнение упражнений с помощью дополнительных заданий, варьирования условий. Например, ребенку, проезжающему на самокате, велосипеде, предлагают снять ленту, позвонить в колокольчик, объехать предмет.

Во-вторых, введение в игры, упражнения, спортивные развлечения элементов соревнования: чей мяч дальше отскочит после удара о стену?! Чей обруч дольше вращается? Кто быстрее добежит к флажку? и пр.

В-третьих, проведение игр-эстафет (бессюжетные подвижные игры с элементами соревнования). С их помощью совершенствуют навыки в основных видах движений, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве. Они содействуют воспитанию положительных взаимоотношений между детьми.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.

Трудовая деятельность

Приобщая детей к труду, важно создать все необходимые условия для того, чтобы он оказывал благотворное влияние и на развитие трудовых навыков, умений, и на здоровье ребенка. При организации работ на участке необходимо подобрать инструменты и инвентарь в соответствии с возможностями детей. Работа должна быть для них посильной и проходить в благоприятной гигиенической обстановке. Воспитатель обязан следить за тем, чтобы в процессе работы дети сохраняли правильную позу. Чтобы избежать ее однообразия, он при необходимости переключает ребят с одного вида деятельности на другой. В летний период года, когда дети работают на участке (на огороде, цветнике), важно не допустить их перегревания. Поэтому лучше всего работы, связанные с уходом за растениями, с обработкой почвы, проводить в нежаркое время дня.

Важно, чтобы воспитатель обращал внимание и на поведение детей во время трудовой деятельности.

От организации труда дошкольников зависит и то, будут ли привиты им навыки трудолюбия, возникнет ли у ребят стремление и желание работать. Интересная, посильная работа приносит детям радость, вносит разнообразие в их деятельность, формирует сознание полезности своего труда, способствует их лучшей социальной адаптации и улучшению взаимоотношений со сверстниками.

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа проводится исходя из интересов и потребностей детей. Педагог организует индивидуальную работу по основным видам деятельности: развитию речи, игровой, физкультурно- оздоровительной, художественно-эстетической деятельности, используя при этом разнообразные приемы и методы исходя из личностных и типологических особенностей каждого ребенка.

Самостоятельная деятельность

Индивидуальные особенности воспитанников больше всего проявляются в самостоятельной деятельности. Одни дети предпочитают спокойные игры и могут ими заниматься в течение всей прогулки, другие постоянно находятся в движении. Воспитателю следует помнить, что наиболее благоприятное состояние физиологических систем организма обеспечивается равномерной нагрузкой, сочетанием различных по интенсивности движений.

Грамотно организовать самостоятельную деятельность, предоставить разнообразную игровую среду согласно интересам ребенка- основная задача педагога при реализации этого компонента прогулки.

Важно помнить, что день, проведенный без прогулки,

потерян для здоровья .

Весна. Наблюдение за снегом (3-4 года)

Цель: Воспитывать интерес к весенним наблюдениям

Материалы и оборудования: площадка метеостанции

Содержание: Беседа о сугробах (большие оседают), о снеге (серый, грязный). Познавательно - исследовательская деятельность - почему снега большие на теневой стороне участка? Откуда появились ручейки? Знакомить детей с таким природным явлением, как таяние снега (снег рыхлый, мягкий, темный)

Наблюдение:

Скатайте комок снега – снежок. Занесите снежок в дом, положите на тарелочку. Понаблюдайте, что происходит со снежком. Во что превратился снежок? Почему это произошло?

Приметы: Облака движутся против ветра – к метели: когда весной поверхность снега шершавая – к урожаю; гладкая - к неурожаю. Подвижные игры « Мы веселые ребята», «Совушка».

Лето: Наблюдение за природой после дождя (3-4 года)

Цель: Учить наблюдательности, развивать любознательность.

Материалы (оборудование): площадка метеостанции, ведерки, совочки, формочки

Содержание: Беседа о том, как стало свежо и чисто после дождя, предложить детям самостоятельно определить состояние погоды, описать состояние погоды до дождя (пасмурно, хмуро, ветрено) и после дождя (светло, свежо, солнечно).

Наблюдение за мелкими лужами, которые быстро высыхают на солнце, за радугой на голубом чистом небе.

Экспериментальная деятельность: «Я пеку, пеку, пеку деткам всем по колобку» - экспериментируем с мокрым песком. У детей разнообразные формочки, ведерки и совочки. Воспитатель предлагает слепить пирожки разной формы

Приметы: Дождь, начавшийся крупными каплями, перестает быстрее, чем начавшийся мелкими; дождь при солнце скоро прекратится; после дождя похолодало – к ясной погоде; после дождя потеплело – к плохой погоде.

Весна: Наблюдение за сосульками (4-5 лет)

Весна: Наблюдение за сосульками

Цель: Развивать наблюдательность, умение находить первые признаки весны в окружающей природе.

Материалы (оборудования): ведерко

Содержание: Беседа, наблюдение за таянием снега в разных местах на территории детского сада. Обратить внимание детей на погоду, наличие солнца и ветра. Какой сегодня день? (теплый, солнечный, весенний). ? Вспомните приметы весны? (солнце высоко, светит ярко, все кругом тает, грачи прилетели, появились проталины, капает с крыши, сосульки).

Наблюдение Посмотрите, какое голубое небо. Светит ли солнце? Какое оно? Как мы можем определить время года. Где появились сосульки? Правильно, там, где солнце пригревает больше, где крыши не закрыты, другими зданиями – открыты солнцу яркому и теплому.

Экспериментальная деятельность: Сделать опыт, принести сосульку в группу и понаблюдать что с ней будет в тепле?

Приметы: Когда весной тает снег быстро, а вода бежит дружно – к мокрому лету, дождливый март – к неурожаю.

Лето:Наблюдение за солнечным зайчиком (4-5 лет)

Цель: Расширять представление о многообразии неживой природы, кругозор, воспитывать любознательность.

Материал (Оборудование): зеркало

Содержание: Как только солнечные лучики коснулись земли. запрыгали маленькие солнечные зайчики. А вы знаете кто это такие? И откуда они берутся?(Воспитатель пускает зеркалом солнечных зайчиков. Дети пытаются поймать их в ладошку). Вот какая весёлая солнечная получилась полянка. Солнечные зайчики приглашают нас поиграть нас в игру. Игра: « Пусти, найди, поймай солнечного зайчика».

Наблюдение : «Что находится в зеркале» Ребенок смотрит в зеркало, а воспитатель спрашивает у него, что находится в зеркале справа, слева, вверху и что он видит внизу зеркала?

: «Солнечные зайчики» - научить детей играть с солнечным зайчиком Вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком

Приметы: дождь при солнце скоро прекратиться; солнце садиться не в тучи – быть хорошей погоде; багровые зори – к ветру; во время восхода солнца духота – к ненастью.

n

Весна: Наблюдение за ветром и облаками (5-6 лет)

Цель: продолжать учить описывать увиденные явления природы, выделять в наблюдениях объективные признаки.

Материал (Оборудование): площадка метеостанции, ветряки

Содержание: Беседа и наблюдение, за какими видами облаков наблюдали. Показать детям картину ветряной мельницы, расспросить, знают ли они, для чего нужны мельницы. Рассказать, как люди использует ветер для своих нужд.

Наблюдение: Наблюдение за облаками. Какого они цвета? Какие бывают облака? Какие облака посылают нам дождь? Почему облака двигаются по небу? С помощью вертушки понаблюдать за его движением (откуда и куда дует ветер). Остается ли положение вертушки постоянным, или оно меняется? (Вывод: ветер может дуть с разных сторон.)

Экспериментальная деятельность: «Игрушка-вертушка» - познакомить детей со свойством ветра - приводить в движение легкие предметы. Сделать с детьми игрушки-вертушки и показать, как их приводить в движение при помощи ветра. Определить, какие облака на небе в день прогулки. Найти облака, похожие на животных.

Приметы: Сильный ветер к ночи стихает; направление ветра и движение облаков неодинаково – к дождю.

Лето: Наблюдение за движением солнца (5-6 лет)

Цель: Развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе.

Материалы и оборудование: мяч, книга, фигуры, стекло

Содержание: Беседа о солнце, описание пути солнца к небу. Когда солнце высоко – жарко. Предложить детям рассказать, какое оно (яркое, круглое, жёлтое, лучистое.). Какие изменения заметили в небе. Солнце стало светить ослепительно ярко, даже больно смотреть. Какие изменения связаны с тем, что солнце греет ярче, чем весной.

Наблюдение: Опишите путь солнца по небу (Утром солнце встает в одном месте, а вечером заходит в другом,проходя все небо за целый день.).

Экспериментальная деятельность: Выяснить, откуда берется тень. На пути от источника света помещаем различные предметы: мяч, книга, фигурку, стекло. От непрозрачных предметов появилась тень. По форме она похожа на сам предмет. Стекло не отбрасывает тени. Непрозрачные предметы не пропускают свет, около предметов образуется тень.

Приметы: Утренняя заря золотистая, солнце показалась не из-за туч – к хорошей погоде, солнце в туман садиться - к дождю.

Весна: Наблюдение за посадкой цветочных семян (6-7 лет)

Цель: Закрепить представление о том, что семена сажают в землю, поливают, из них вырастают растения, познакомить с приметами посадки. Материалы (оборудование): площадка метеостанции, компас, семена, рассада.

Содержание: Беседа о семенах. Закрепить знания об условиях роста семян (земля, вода, свет, тепло).Учить сажать семена: сделать углубление в земле, правильно вложить семечко, присыпать землёй, полить водой из лейки.

Наблюдение: Как называются эти цветы? Что есть у цветовых растений? Что нужно для того, чтобы красивые были цветы? Для чего садят цветы?

Экспериментальная деятельность: А сейчас давайте займёмся посевом семян? Для крупных семян делаем лунки поглубже. Как думаете, чем можно сделать лунку? (Палочкой, карандашом или пальцем.) Сколько семечек кладем в лунку?Для средних семян делаем бороздку неглубоко. Семена посадили, что делаем дальше? (засыпаем землёй, поливаем). Чтобы семена проросли быстрее можно их накрыть плёнкой, ухаживать, заведём дневник длительных наблюдении и будем зарисовывать с вами.

Приметы: Когда цветет черемуха – начинается пхолодание, если листья дуба распускаются раньше, чем у ясеня- лето будет сухое.

Лето: Наблюдение за цветником (6-7 лет )

Цель: Различать характерные признаки растений, воспитывать бережное отношение к прекрасным творениям природы; Закрепить зание названий садовых растений.

Материалы и оборудование: банка с крышокой

Содержание: Выделять общие и различные признаки между травой и цветами:, трава и цветы ниже, чем деревья. На клумбе цветут: синие, красные, белые цветы. Они красивые, восхитительные, прекрасные, делают красивым участок детского сада. Как бывают цветы: однолетние или многолетние? Эти цветы маленькие, большие? Любят влагу и свет?

Наблюдение: Беседа, наблюдение, труд (поливка), название цветов, сравнение по высоте, сравнение листьев. Из чего состоит цветок? (из лепестков и серединки.) Предложить детям рассмотреть серединку цветка, потрогать ее: на пальцах осталась желтая «пыль» пыльца. Рассказать детям, что пчелы, бабочки прилетают к цветкам пить вкусный сок. Когда насекомые садятся на цветок, на их лапках остается желтый порошок пыльца. Так, перелетая с цветка на цветок, насекомые переносят пыльцу опыляют цветы.

Экспериментальная деятельность : Понюхаем разные цветы. Поместим самый ароматный цветок в банку и снова понюхаем. Закроем банку крышкой и еще раз понюхаем. На лепестках цветов находятся масла, у каждого цветка свой аромат. Через закрытую банку цветок не пахнет.

Приметы: Одуванчик вдруг стал закрывать цветочки – собирается дождь. Цветы закрываются перед закатом

Осень: Наблюдение за изменением погоды (3-4 года)

Цель: Обобщать первичные представления об осени

Материал (оборудование): площадка метеостанции, доска для зарисовки.

Содержание: Беседа с детьми – посмотреть на небо и отметить, что на нем? – солнце, облака или тучи. Что можно сказать о дожде осенью? (моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше).

Наблюдение: Какое небо? Что на нем есть? Как можно сказать про погоду? (пасмурная, солнечная, дождливая). Дует ли сейчас ветер? Как узнаем, что он дует? Что качается, трепещет от ветра? Как можно сказать про такую погоду? (ветреная, тихая) Холодно сегодня или тепло? Что надето на детях? Как можно сказать про такую погоду? (тепла, потому что одеты в кофточках, или прохладная, если они одеты в куртках).

Экспериментальная деятельность: Наблюдение за температурой. После длительных наблюдений за показаниями термометра на метеоплощадке, подвести детей к выводу, что в сентябре холоднее, чем в августе в среднем на 5 градусов.

Приметы: Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступает зима; теплая осень к долгой зиме.

Зима: Наблюдение за зимним небом (3-4 года)

Цель: обратить внимание на красоту зимнего неба; развивать любознательность, творческое воображение.

Материал (оборудование): площадка метеостанции.

Содержание: Беседа о красоте зимнего неба. В солнечный день обратите внимание на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое). Отметить, какое солнце (тусклое, яркое, закрытое тучами). Вспомнить, какое оно было вчера. Обратить внимание детей на то, что зимой солнце не греет.

Наблюдение : Предложить детям понаблюдать за облаками, напомнив, что облака состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед снегопадом? Быстро двигаются облака или медленно?

Экспериментальная деятельность: Предложить каждому ребенку выбрать понравившееся облако и проследит куда оно плывет.

Приметы: декабрь теплый и сырой – к затяжной зиме и поздней холодной весне, сухой декабрь – значит быть сухой весне.

Осень: Наблюдение за солнцем (4-5 лет)

Цель: Развивать познавательные интересы, устойчивое внимание, наблюдательность.

Материал (оборудование): площадка метеостанции, песочные часы

Содержание: Беседа с детьми о солнце. Уточнить знания детей о том, что осенью солнце светит, но почти не греет. Какое солнце? (круглое, желтое, большое). На что солнце похоже? (на шар, на тарелочку, на блинчик). Почему погода стала холоднее? (солнце редко появляется на небе). Почему солнце реже появляется на небе? (наступила осень).

Наблюдение Наблюдение за продолжительностью дня. Наблюдение проводится с одного и того же места на участке детского сада. Дети постепенно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния.

Экспериментальная деятельность: «Песочные часы» - познакомить детей с прибором для измерения времени. Показать детям песочные часы и рассказать историю возникновения этого прибора. Дать возможность ощутить длительность времени по песочным часам. Предложить что-либо сделать, отмечая время по часам: одеться, спеть песенку и т. п.

Приметы: Багровые зори – к ветру, солнце в туман садиться – к дождю.

Зима: Наблюдение за погодой (4-5 лет)

Цель: Развивать познавательные интересы, воспитывать наблюдательность, устойчивое внимание

Материал (оборудование): площадка метеостанции.

Содержание: Беседа о погоде (какая она? Идет ли снег? С одной руки снять варежку, а на другой оставить и помять снежок, посмотреть, где они растают скорее. Выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками, в сравнительно теплую погоду – снежными хлопьями, в сильный мороз при ясном небе – снегопад «иголочками».

Наблюдение: Продолжать рассматривать снежинки. Одинаковые ли снежинки в разную погоду, в оттепель и в холодный, морозный день? Форма снежинок изменяется в зависимости от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно; они крупные, блестящие, похожи на цветы или звездочки. Во время оттепели снежинки образуют хлопья

Экспериментальная деятельность: Предложить детям внимательно рассмотреть снежинки. Соотнести форму снежинок с состоянием погоды.

Приметы: Облака движутся против ветра – к метели; облака движуться с севера на юг – к ясной погоде.

Осень: Наблюдение за растениями (5-6 лет)

Цель: Уточнить представление о том, что растения живые – они растут и изменяются.

Материал (оборудование): площадка метеостанции, цветники.

Содержание: Беседа с детьми о том, что цветов стало меньше, почему на месте цветов образуются семена. Рассмотреть семена у некоторых цветов,уточнить назначение семян и обратить внимание на разное количество семян у разных растений.

Наблюдение: Показать детям, что в каждом растении есть семена, которые им помогают размножаться. Выделить общее в строении семян, учить находить и заготавливать семена для следующих посадок.

Экспериментальная деятельность: семена каких цветов мы собрали?

Приметы: Преждевременное падение листьев – к ранней зиме.

Зима: Наблюдение за снегом (5-6 лет)

Цель: Уточнить представление о свойствах снега

Материал (оборудование): площадка метеостанции, палка-снегомер.

Содержание: Беседа о чистоте воздуха. Взять в руки горсть снега, что можно чувствовать? он холодный? Подбросьте его (он мягкий, он рассыпается?), потопчите его (он мягкий, легкого утаптывается?). Измерить глубину покрова в разных местах.

Наблюдение: Все ли снежинки одинаковые? На улице понаблюдайте за снежинками. Рассмотрите узоры снежинок, сравните их, лучше рассматривать снежинке на темном фоне, снежинки удобно рассматривать на рукавичке, рукаве пальто.

Экспериментальная деятельность: Измерить толщину снега

Приметы: Снежный буран днем предвидят мороз ночью; снежные хлопья стали крупными, значит жди оттепели, сильные холода сулят надежный урожай, снег идет большими хлопьями – к оттепели.

Осень: Наблюдение за почвой в морозную погоду (6-7 лет)

Цель: Продолжать знакомиться с многообразием природных явлений, расширить речевой запас новыми словами: туман, иней, изморось.

Материал (оборудование): площадка метеостанции, лопатка

Содержание: Учить детей видеть зависимость состояния почвы от погоды. Наблюдение за изморозью и инеем. Во время заморозков появляется изморозь (это появление ледяных корок на деревьях, на земле и на всех предметах).

Наблюдение: В начале осени предложить потрогать почву рукой и сказать, какая она. Земля теплая - ее нагрело солнце, она сухая- рассыпчатая. В дождливую по году: она стала темной, уплотненной, мокрой. Дети определяют это, нажав кончиками пальцев на поверхность. В дождь на огороде нельзя работать, так как трава скользкая, мокрая, а земля становится липкой. Поздней осенью становится холоднее, и земля делается холоднее.

Экспериментальная деятельность : Если белый иней снять с листиков растений, он холодный и от соприкосновения с теплой рукой – он тает. С наступлением морозной погоды изменяется почва: она становится твердой, её уже нельзя копать лопатой, из неё нельзя выдернуть растения.

Приметы: Ива рано инеем покрывается – к долгой зиме и плодородному лету.

Зима: Наблюдение за земляным покровом (6-7 лет)

Цель: Развивать умение устанавливать связи между временами года и состоянием растений.

Материал (оборудование): площадка метеостанции, лопатка, компас.

Содержание: Беседа и познавательно-исследовательская деятельность. Землю под снежным покровом не видно. Если покопать, можно определить состояние земли под снегом (она замерзла, твердая), но чем глубже её раскапывать, тем она будет теплее и мягче. Растениям зимой не хватает тепла, воды, но они живые. Чем больше будет снега на цветниках, тем будет корням теплее.

Наблюдение: Наблюдение за снегопадом. В декабре часто бывают снегопада, появляются низкие тучи, все вокруг темнеет и начинает падать снег: кажется, что с неба сплошным потоком летит пух. Все вокруг наполнено движениями и удивительной тишиной. Рассказать детям о снегопаде, узнать их отношение к нему. Обратить детей на красоту природы, когда снег только-только ложиться.

Экспериментальная деятельность: Провести эксперимент с падающими снежинками на ладонь.

Приметы: Облака движутся с севера на юг - к ясной погоде, круг около солнца зимой предвещает продолжительные метели с заморозками, заходящее солнце красное – будет солнечная морозная погода.

Пребывание детей на свежем воздухе в летний оздоровительный период имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становится более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывании на участке или ни улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях се зонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы людям жилось удобно, красивой радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу.

Малыши трудятся в цветнике – сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика – все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.

Важный момент в организации прогулки – одевание детей и выход их на участок. Как только часть детей оденется, воспитатель, чтобы не задерживать этих ребят в помещении, выходит с ними на улицу, остальные продолжают одеваться под присмотром помощника воспитателя. Четкость и организованность сборов на прогулку достигается в результате системы работы по развитию навыков самообслуживания детей.

Нельзя допускать, чтоб на прогулке дети находились длительное время в однообразной позе. Нужно переключать их на другую деятельность, менять место игры.

Важно, чтобы на протяжении всей прогулки ребенок был в состоянии теплового комфорта. Для этого одежда и обувь соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям.

Необходимо остановиться на основных компонентах прогулки.

Наблюдения

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить I их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых.

Подвижные игры и физические упражнения

Согласно учебной программе дошкольного образования подвижные игры на первой и второй прогулке ежедневно отводится для детей 3-5 лет 20-25 минут, для детей 5-7 лет– 25-30 минут. Продуктивно и эффективно при составлении воспитателем перспективного плана по подвижным играм и физическим упражнениям согласовывать планирование с руководителем физвоспитания.

Выбор игры зависит от погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками.

Во время прогулок могут бы и широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такими как бабки, серсо, кольцеброс, кегли, а в старших группах– элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные упражнения. Летом– это езда на велосипеде, плавание (при наличии бассейна или водоема. Очень важно постоянно поддерживать у дошкольников интерес к двигательной деятельности. Достигается это с помощью приемов и форм работы, воздействующих на эмоциональную и волевую действенно-практическую сферы личности ребенка. В первую очередь здесь следует назвать совершенствование движений; усложнение упражнений с помощью дополнительных заданий, варьирования условий. Например, ребенку, проезжающему на самокате, велосипеде, предлагают снять ленту, позвонить в колокольчик, объехать предмет.

Во-вторых, введение в игры, упражнения, спортивные развлечения элементов соревнования: чей мяч дальше отскочит после удара о стену?! Чей обруч дольше вращается? Кто быстрее добежит к флажку? и пр.

В-третьих, проведение игр-эстафет (бессюжетные подвижные игры с элементами соревнования). С их помощью совершенствуют навыки в основных видах движений, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве. Они содействуют воспитанию положительных взаимоотношений между детьми.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.

Трудовая деятельность

Приобщая детей к труду, важно создать все необходимые условия для того, чтобы он оказывал благотворное влияние и на развитие трудовых навыков, умений, и на здоровье ребенка. При организации работ на участке необходимо подобрать инструменты и инвентарь в соответствии с возможностями детей. Работа должна быть для них посильной и проходить в благоприятной гигиенической обстановке. Воспитатель обязан следить за тем, чтобы в процессе работы дети сохраняли правильную позу. Чтобы избежать ее однообразия, он при необходимости переключает ребят с одного вида деятельности на другой. В летний период года, когда дети работают на участке (на огороде, цветнике), важно не допустить их перегревания. Поэтому лучше всего работы, связанные с уходом за растениями, с обработкой почвы, проводить в нежаркое время дня.

Длительность труда дошкольников колеблется (в зависимости от их возраста, от конкретных погодных условий) от 10-15 до 30-35 мин. Характер деятельности также необходимо менять.

Важно, чтобы воспитатель обращал внимание и на поведение детей во время трудовой деятельности.

От организации труда дошкольников зависит и то, будут ли привиты им навыки трудолюбия, возникнет ли у ребят стремление и желание работать. Интересная, посильная работа приносит детям радость, вносит разнообразие в их деятельность, формирует сознание полезности своего труда, способствует их лучшей социальной адаптации и улучшению взаимоотношений со сверстниками.

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа проводится исходя из интересов и потребностей детей. Педагог организует индивидуальную работу по основным видам деятельности: развитию речи, игровой, физкультурно- оздоровительной, художественно-эстетической деятельности, используя при этом разнообразные приемы и методы исходя из личностных и типологических особенностей каждого ребенка.

Самостоятельная деятельность

Индивидуальные особенности воспитанников больше всего проявляются в самостоятельной деятельности. Одни дети предпочитают спокойные игры и могут ими заниматься в течение всей прогулки, другие постоянно находятся в движении. Воспитателю следует помнить, что наиболее благоприятное состояние физиологических систем организма обеспечивается равномерной нагрузкой, сочетанием различных по интенсивности движений.

Грамотно организовать самостоятельную деятельность, предоставить разнообразную игровую среду согласно интересам ребенка– основная задача педагога при реализации этого компонента прогулки.

Важно помнить, что день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья.

Современные программы дошкольного образования обязательно должны основываться на комплексно-тематическом принципе построения, предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, а также предлагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Таким образом, режимный момент - прогулка, который по времени занимает большую часть дня в детском саду, когда дети находятся в состоянии бодрствования и не привлечены к участию в непосредственной образовательной деятельности, обязательно должен быть использован с максимальной пользой для развития детей, и должен включать решение программных образовательных задач.

Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней. Зимой рекомендуются прогулки: для детей ясельных и младших групп до -12 єС, для детей средних групп до -15 єС, для детей старших групп до -20 єС, для детей подготовительных групп до -22 єС. При сильном ветре, морозе - зимой и при осадках в теплое время года продолжительность прогулки может быть сокращена или вовсе не проводится.

Для осуществления задач всестороннего развития детей на прогулке большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок на территории детского сада. Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей. На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья, бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах, самокатах. Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца. В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия). Содержание деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста. Традиционно прогулка в детском саду включат в себя следующие компоненты: наблюдение, игры (большой, малой и средней подвижности; дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские), труд детей на участке, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и физических качеств, самостоятельная игровая деятельность детей. Рассмотрим эти структурные компоненты прогулки более подробно:

Наблюдение (Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Во время наблюдения педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение, стимулируя дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений развивают в дошкольниках наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания. С наблюдением сочетается такой вид деятельности как заполнение различных календарей: это может быть календарь погоды, календарь наблюдений за птицами, календарь роста растения. Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения) ;

Игры (В подвижных играх развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. В сырую, дождливую погоду следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью. Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами (бабки, кольцеброс, кегли), а в старших группах - элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей). В жаркую погоду проводятся игры с водой. Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения и упражнения. Летом - это езда на велосипеде, классики, зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах. Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Педагог помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал);

Труд детей на участке (Содержание и формы организации трудовой деятельности детей на прогулке зависят от погоды, времени года, возраста детей. Труд в природе включает наблюдение труда окружающих и собственную трудовую деятельность ребенка. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы дети выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца. Процессы труда необходимо чередовать, учитывая его характер: менее напряженные процессы должны сменяться более напряженными. При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать следующие правила: работать не в жаркие часы дня, а утром или вечером. Рабочая поза должна быть правильной. Труд, как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду, имеет важное значение: непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека - все это положительно влияет на развитие мышления у детей. Систематический труд детей в природе повышает интерес детей к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию высоких нравственных качеств. Систематический коллективный труд объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость. Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему, способствует развитию наблюдательности).

Индивидуальная работа с детьми по развитию движений и физических качеств (Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков).

Самостоятельная игровая деятельность детей (Дети сами выбирают, чем им заняться, воспитатель при этом играет роль направляющего детской деятельности. В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может занимать себя долго, поэтому самостоятельная деятельность в этом возрасте носит непродолжительный, периодичный характер и нуждается в постоянном направлении воспитателя. С возрастом у детей меняются интересы: начиная со среднего возраста, дети предпочитают общество сверстника. Поэтому в самостоятельной деятельности появляется больше разнообразия, однако на протяжении всего дошкольного детства основной деятельностью ребенка остается игровая. Во время прогулки дети могут самостоятельно организовать подвижные игры, выученные с воспитателем, могут придумать новые игры, за основу взяв сюжет из прочитанного произведения, из просмотренного фильма или из жизни. Также во время прогулки большое внимание детей уделяется сюжетно-ролевой игре, содержание которой усложняется с возрастом детей. Таким образом решаются задачи социально-коммуникативного развития детей).

Рассмотренные структурные компоненты прогулки не имеют строгой регламентированной последовательности. Они протекают на фоне самостоятельной игровой деятельности детей, включаясь в нее и направляя ее содержание. Однако планирование содержания прогулки является обязательным и должно соответствовать целям и задачам программы, реализуемой в ДОУ.

В целях решения воспитательно-образовательных задач программы воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки. В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза в неделю и на более далекие расстояния. Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, средней - здания общественного назначения (школа, Дом культуры, театр и т. п.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.

На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.

При проведении прогулки за пределами детского сада обязательной является подготовка к прогулке. Во время подготовки воспитатель должен: определить вид прогулки, установить цель, разработать маршрут, ознакомиться с ним, выбрать место проведения, определить затраты времени на прогулку, разработать задание, наметить виды деятельности участников, составить конспект прогулки. Также необходимо предупредить родителей воспитанников о прогулке заранее, чтобы одежда и обувь детей соответствовали погоде; сообщить детям цель прогулки, рассказать о маршруте и заданиях, указать порядок следования по маршруту, провести инструктаж по ТБ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе воспитательно-образовательной работы во время прогулки заложены большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. При правильном планировании и организации, на прогулке представляются уникальные условия для всестороннего развития дошкольника, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром. Чем больше дети соприкасаются с природой, тем эффективнее проходит обучение и формируется осознанное отношение ко всему живому. Прогулки дают возможности не только для оздоровления и закаливания, но и обогащения ума впечатлениями, а души ребенка - красотой и светлыми чувствами. Использование игр и практических заданий на прогулке развивает наблюдательность детей, активизирует их мыслительную деятельность.