Опыт запуск ракеты для детей. Опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему: Мастер-класс по экспериментальной деятельности дошкольников

Актуальность: я часто бываю у бабушки, она живет в г. Самара недалеко от музейно-выставочного центра «Самара Космическая», глядя на комплекс ракеты-носителя «Союз» меня заинтересовал вопрос - почему ракеты взлетают? Почему именно на ракетах летают в космос? Стало интересно, каков принцип строения и запуск ракеты.
Для этого я решил провести исследовательскую работу.

Цель исследования: узнать принцип строения и запуск ракеты.

Задачи исследования:
1. Познакомиться с историей возникновения ракет.
2. Узнать, какие законы физики действуют при взлете ракеты.
3. Познакомиться с устройством ракеты и ее запуском.
Объект исследования: реактивное движение.

Предмет исследования:
космическая ракета.

Гипотезы исследования: что заставляет ракету двигаться в безвоздушном пространстве космоса. Какая сила толкает ракету вверх? Возможно это специально разработанное учеными топливо для ракет.

Методы исследования: анализ научной литературы по теме, поиск материала в интернете, обобщение, систематизация. Работа носит проблемно - реферативный характер.

История возникновения ракет
Русское слово «ракета» произошло от немецкого слова «ракет». А это немецкое слово-уменьшительное от итальянского слова «рокка», что значит «веретено». То есть, «ракета» означает «маленькое веретено». Связано это с формой ракеты: она похожа на веретено - длинная, обтекаемая, с острым носом.
Ракеты человек изобрел давно. Первая ракета была создана человеком не менее 700 лет назад. Их придумали в Китае. Китайцы использовали их для того, чтобы делать фейерверки. Они долго держали в секрете устройство ракет, им нравилось удивлять чужестранцев. Вскоре во многих странах научились делать фейерверки и праздничным салютом отмечать торжественные дни. Долгое время ракеты служили только для праздников, но потом их стали использовать в военных целях.
В 13 веке китайцы впервые применили ракеты, как их тогда называли, «Огненные стрелы» против монгольских захватчиков и повергли врага в замешательство и панику.
При Петре I была создана однофунтовая сигнальная ракета «образца 1717 года», остававшаяся на вооружении до конца XIXвека. Она поднималась на высоту до одного километра.
В XX веке мысли о полете в космос впервые появились у школьного учителя физики Константина Эдуардовича Циолковского. Он мечтал о том, как человек станет летать в космос. Он назвал нашу планету колыбелью человечества. К сожалению, К.Д. Циолковский умер до того, как первые корабли отправились в космос, но его все равно называют отцом космонавтики. Основоположником, создателем отечественной космонавтики является Сергей Павлович Королев - выдающийся конструктор и ученый. Под его руководством и по его инициативе были осуществлены запуски первого искусственного спутника Земли и первого космонавта Юрия Гагарина.

Строение ракеты
Ракета состоит из трех ступеней, расположенных одна на другой. Каждая ступень ракеты состоит из двигателя и топливных баков. Первой включается и работает самая нижняя ступень. Эта ракета самая мощная, так как ее задача — поднять в воздух всю конструкцию. Когда топливо сгорает, а баки пустеют, нижняя ступень отрывается, и тут начинают работу двигатели второй ступени. В это время ракета набирает скорость и летит быстрее. Когда горючее кончается, вторая ступень отрывается и включается в работу третья, последняя ступень, которая еще больше разгоняет корабль. Вот тут включается первая космическая скорость и корабль выходит на орбиту, а далее летит один, так как последняя ступень ракеты почти полностью сгорает при отсоединении.Еще у ракеты есть стабилизаторы - маленькие крылья внизу. Они нужны для того, чтобы ракета летела ровно и прямо, без стабилизаторов она в полете будет болтаться из стороны в сторону. Стабилизаторы же меняют всю картину. Когда ракета начинает отклоняться в бок, или заносить в сторону, как заносит машину на скользкой дороге, стабилизаторы подставляются под поток воздуха своей широкой частью и этим потоком их сносит назад.

Почему ракета взлетает?
Какая же сила поднимает ракету? Эта сила называется реактивной.
Чтобы понять, что такое реактивное движение, проведем небольшой эксперимент.
Для этого понадобятся: воздушный шарик и модель ракеты, сделанный из бумаги, зажим.
1. Надуем шарик и закроем его с помощью зажима.
2. Расположим шарик внутри ракеты.
3. Уберем зажим, отпускаем шарик.
4. Воздух выходит, и ракета перемещается в воздухе.
Ракету движет сжатый воздух. Его молекулы, вылетают через отверстие в шарике, и следуя третьему закону Ньютона, что действие равно противодействию, толкает шар в обратную сторону. На этом же принципе работают и реактивные двигатели.

В космической коробочке от «Двух ладошек» был описан интересный эксперимент «Как представить запуск ракеты?».

Для эксперимента нужны простейшие вещи:

  • воздушный шарик
  • трубочку для коктейля
  • прочные нитки
  • скотч

Ход эксперимента «Шарик - ракета».

1. Нитку нужно привязать где-нибудь повыше - мы зацепили за багет.

2. Второй конец нитки пропускаем через трубочку.

3. Надуваем шарик и закручиваем его не завязывая.

4. Прикрепляем шарик скотчем к трубочке.

5. Передаем шарик главному естествоиспытателю.

6. Когда ребенок отпускает шарик, то шарик летит вверх, как настоящая ракета. Это очень интересное зрелище.

Мы так запускали наш шарик-ракету на все знакомые и вновь открытые Олесей планеты.

Объяснение движения шарика вверх ребенку: «Шарик летит вверх по веревке за счет выталкивания воздуха. По такому же принципу ракета взлетает с Земли».

Для подростков ответ на вопрос «Почему взлетает ракета» будет другим - смотрите ответ Я. Перельмана .

Советы для удачного запуска шарика - ракеты:

1. Надувайте шарик, как можно сильнее.

2. Прикрепляйте шарик скотчем, направив хвостик шарика на себя (на фото размещение шарика неправильно).

3. Подготовьте, как можно больше шариков, чтобы эксперимент можно было повторять вновь и вновь.

А здесь Вы можете посмотреть небольшое видео нашего космического эксперимента с запуском шарика - ракеты:

Натрудившись над созданием планет, космических тел и устав от запусков ракет, пришла пора отдохнуть и «пошевелить» мозгами, отгадывая загадки.



Людмила Семиколенных
Конспект занятия по исследовательской деятельности «Полёт ракеты в космос»

Конспект занятия по исследовательской деятельности

Образовательная область «Познание»

Тема : Полет ракеты в космос .

Цель : способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Дать детям представление о принципе работы ракеты ;

Предварительная работа : Непосредственная образовательная деятельность в рамках проекта «Сочи 2014»

Словарная работа : иллюминатор, реактивный двигатель.

Демонстрационный материал : проектор, (фильм вырезка из программы новости, видеофильм «Вид земли из космоса » ) материалы для опытов.

Раздаточный материал : воздушный шары, геометрические фигуры из цветного картона, ножницы, клей, влажные салфетки.

Задачи :

Интеграция с образовательными областями :

Образовательная область задачи

Познание : Формировать положительное отношение к занятиям исследовательской деятельностью ; Активизировать мышление детей, закрепление знаний об окружающем.

Безопасность : Формировать навыки безопасного поведения при проведении опытов.

Коммуникация : Поощрять речевую активность детей в процессе образовательной деятельности , обогащать словарный запас, развивать свободное общение с взрослыми и детьми.

Социализация : Создать педагогические ситуации и поощрять проявления смелости, находчивости, выдержки.

Художественное творчество : Развивать воображение, формировать эстетический вкус.

Труд : Формировать навыки самообслуживания.

Предварительная работа :

Материал :

Какое знаменательное событие скоро произойдет в нашей стране? (Олимпиада)

Какие олимпийские символы вы знаете? (ответы детей)

Факел с олимпийским огнем российские спортсмены пронесли по всем городам нашей страны. Он побывал на дне самого глубокого озера Байкал, и его подняли высоко в космос . Это событие показывали в программе «Новости» , и отрывок этой программы я предлагаю вам посмотреть. (просмотр эпизода программы «Новости» «Олимпийский факел в космосе » )

Почему факел в космосе не горел ? (ответы детей)

Сейчас мы с вами станем учеными-исследователями и проведем эксперимент.

Опыт со свечкой.

Воспитатель : Свечка будет нашим предполагаемым факелом.

Как вы думаете, что это за запрещающий знак? (Детям нельзя пользоваться спичками)

А мне вы разрешите зажечь свечку?

Сейчас я ее закрою банкой. Что же произошло со свечкой? (Она потухла)

Почему она потухла? (в банке нет кислорода)

То же самое произошло и с факелом в космосе ?

Уважаемые исследователи , на каком виде транспорта подняли факел в космос ? (на ракете )

Почему не на автомобиле? (ответы детей)

Почему не на самолете? (ответы детей)

Уважаемые исследователи , наша Земля очень сильная, и все к себе притягивает, и никуда от себя не отпускает. Эта сила Земли называется силой тяготения. Давайте проверим, действует ли эта сила на самом деле? Попробуем подпрыгнуть и задержаться хотя бы на минуту в воздухе. Получилось ли это у вас? Может быть вы тяжелые? Давайте возьмем бумажные полоски, поднимем и отпустим их.

Что с ними произошло? (ответы детей)

Даже такие легкие предметы, как полоски бумаги, притягиваются к Земле.

Какая же сила их притягивает? (сила тяготения)

Чтобы преодолеть силу тяготения, нужно иметь очень большую скорость. Такую скорость имеет только ракета .

Воспитатель : У нее особый двигатель – реактивный. (показ слайда «Строение ракеты » ) Уважаемые исследователи , я предлагаю вам познакомиться с работой реактивного двигателя. Перед стартом баки ракеты загружают горючим . По команде «зажигание» горючее вспыхивает и начинает гореть, превращаясь в раскаленный газ. Газ движется по узкому отверстию к днищу ракеты . В дне у ракеты дырка . Называется сопло. Из этого сопла газы вырываются сильной струёй. Струя бьёт в одну сторону - ракета летит в противоположную сторону.

Я предлагаю вам посмотреть на запуск ракеты .

Опыт «Запуск ракеты в космос » .

Нальем в бутылку воду и смешаем с лимонным соком.

Завернем пищевую соду в кусочек бумажной салфетки и свяжем для прочности ниткой.

Бросим пакетик с содой в бутылку и заткнем ее пробкой-ракетой , но не слишком сильно.

С громким хлопком ракета взлетает в воздух .

В каком направлении летела ракета ? (в вертикальном)

Воспитатель : Я предлагаю вам запустить свою ракету . Наша ракета будет летать только в группе. Мы сделаем её. Впрочем, мастерить здесь ничего не придётся. Возьмите воздушный шарик. Приложите его горловину к губам и надуйте. Затем отведите шарик от губ, оставив отверстие открытым.

Что вы почувствовали? (Воздух устремился наружу из шарика; почувствовали на лице дуновение.)

Если поднести отверстие шарика к горящей свече, её пламя затрепещет и может даже погаснуть. (Показ опыта воспитателем)

Но если из надутого шарика бьёт струя воздуха, как вы думаете, он может летать, как ракета ?

(Да, может) Надуйте его снова, подняв лицо вверх.

А теперь отпустите. Что произошло? (Шарик взлетел.)

Почему? (Потому что воздух из шарика вылетает и толкает шарик в другую сторону.)

Сколько времени наши шарики были в полёте ? Почему? (В шарике мало газов.)

А почему ракета может лететь достаточно долго? (Потому что в ней есть топливо, которое сгорает и превращается в газ, который вылетает наружу и толкает ракету вперёд .)

Куда полетели ваши «ракеты » ? (в разные стороны)

Уважаемые исследователи , я предлагаю вам посмотреть полет еще одной ракеты .

Опыт «Ракета из воздушного шарика» .

4,5 м лески продеты через соломинку для коктейлей. На расстоянии 4 м друг от друга поставлены стулья, и привязана бечевка к спинкам стульев. К соломинке с помощью скотча прикреплен надутый воздушный шарик и подвинут отверстием к одному из стульев. Открываем отверстие у шарика.

Соломинка с прикрепленным к ней шариком скользит по бечевке и перестает двигаться при упоре в противоположный стул или при выходе всего воздуха из шарика.

В каком направлении летела ракета ? (в горизонтальном)

Как вы думаете, кто управляет движением ракеты в космосе ? (космонавты )

Уважаемые коллеги, на минуту закройте глаза… откройте глаза…что вы видите? (показ фрагмента видеофильма «Вид земли из космоса » ). Вы хотели бы полететь в космос ? На чем мы полетим? Предлагаю вам сконструировать свою ракету .

Конструирование ракеты из цветной бумаги .

Воспитатель : Какие красивые ракеты у вас получились ! На какую планету вы полетите

Сейчас вы полетите на своих ракетах в космос . Что же увидите из иллюминатора ракеты (ответы детей) . Какие планеты солнечной системы вы знаете? Где можно найти информацию о них? (ответы детей) . Предлагаю собрать информацию о планетах и сделать книгу «Планеты солнечной системы.


Перед началом тематической недельки покажите ребенку фото или презентацию о планетах, Солнечной системе, о космосе, почитайте тематическую книжку.

  • Делаем ракету для космического путешествия. Ракету можно сделать из стульев, подушек, коробок, картона, бутылок, нарисовать, слепить из пластилина, выложить из счетных палочек, кубиков, конструктора.

Вот несколько примеров поделок «Ракета»:

  • Поиграйте в подготовку космонавта к полёту.

Начинается проверка скафандра. Удобно ли на голове сидит шлем? (Повороты, наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые вращения головы).

Космонавт может двигаться в космосе с помощью устройства, помещенного в ранце у него на спине. Проверяем, насколько крепко держится за спиной ранец. (Круговые движения, поднятие и опускание плеч).

Хорошо ли застегнуты многочисленные молнии и пряжки? (Повороты и наклоны корпуса вправо, влево, вперед, назад, круговые движения туловища, наклоны к стопам ног).

Плотно ли прилегают перчатки к рукам? (Вращательные движения кистями рук, вытянутыми вперед на уровне груди, переменные и одновременные махи руками, поднимание рук вверх перед собой с поочередным сгибанием и разгибанием кистей, через стороны опускать вниз, также поочередно сгибая и разгибая кисти рук).

Как работает радио, не барахлит? (Полуприседания, прыжки на двух ногах на месте).

Сапоги не жмут? (Ходьба по кругу на носках, пятках, внешних и внутренних стопах, с носка, боковой галоп вправо, влево, шаг гуськом).

В порядке ли «отопительная система» скафандра? Легко ли в нем дышится? (Вдох - руки вверх, выдох - руки вниз).

  • Запустите ракету.

Наденьте бумажную ракету на трубочку для коктейля и подуйте в трубочку так, чтобы ракета взлетела:



Надуйте шарик — ракету, приклейте к нему скотчем трубочку для коктейля. Протяните через комнату нитку, проденьте ее через трубочку. А теперь отпустите шарик. Воздух начнет из него выходить, и шарик полетит.

  • Познакомившись с планетами Солнечной системы, можно изобразить их разными способами — слепить из солёного теста или пластилина, нарисовать отпечатками разрезанной картошки или пробковой крышкой, выложить пуговицами или пластилином, сделать мобиль из картонных или фетровых фигурок.

Мы сделали вот такой рисунок: нарисовали звездное небо, разбрызгав белую краску по черной бумаге с помощью кисточки. Каждую планету отдельно, вырезали и приклеили их на звездное небо.

Луну можно нарисовать так. Вырежьте из картона круг, нарисуйте на нем восковыми мелками круги — кратеры, а затем закрасьте всю Луну акварелью.

Фонарик «Созвездия». Нарисуйте на черном картоне созвездия, сделайте отверстия в местах, где расположены звезды. Приклейте получившиеся карточки на бумажные формочки для кексов, наденьте на фонарик и перевяжите ниткой. А теперь зажгите фонарик в темной комнате и направьте на стену, чтобы получилась проекция созвездия.

Лариса Колотовкина

[ видео )

IMG]/upload/blogs/detsad-6348-1495554210.jpg Доброе время суток, уважаемые коллеги. Сегодня и предлагаю вашему вниманию ещё один эксперимент, который называется "Запускаем ракету " , а представят вам его мои самые активные экспериментаторы Вера и Варя Ивановы.

Для проведения опыта нам понадобится : пробка от винной бутылки, бутылка, вода, лимонная кислота, пищевая сода, воронка, кусочек туалетной бумаги, ложка, нитка.

Сначала делаем из пробки ракету , затем наливаем в бутылку воду (чуть больше половины, на туалетную бумагу насыпаем ложку соды, заворачиваем соду в бумагу так, чтобы она не высыпалась, и перевязываем ниткой, оставляя один конец длинным.

Затем добавляем через воронку в бутылку лимонную кислоту и взбалтываем воду, чтобы кислота растворилась

Опускаем пакетик с содой в бутылку, оставляя конец нитки снаружи и закрываем пробкой-ракетой

Теперь убираем детей на безопасное расстояние и ждём. Когда бумага размокнет, сода вступит в реакцию с лимонной кислотой, образуется углекислый газ, который вытолкнет пробку из бутылки. Вот так взлетит наша ракета , издав при взлёте хлопок.

Публикации по теме:

В преддверии Дня космонавтики в нашем детском саду проходила Неделя космоса. В течении всей недели мы с моими малышами много говорили о.

Дидактическая игра: "Собери ракету". Материал:наборы геометрических фигур с нанесением цифр от 1 до 10. В состав набора входит: два маленьких.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности СПРАВКА по обобщению инновационного педагогического опыта воспитателя структурного подразделения «Плодопитомнический детский сад» МБДОУ.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Смастерю сейчас ракету - полечу к другим планетам» Цель: Развитие самостоятельной творческой активности детей. Задачи: - Познавательные: Сформировать навыки работы с бумагой в технике оригами.

Опыт №3. «Водой масло не затушишь» Опыт №4. «Почему во время пожара часто происходит взрыв» Опыт № 3. «Водой масло не затушишь» Цель. Дать представление о том, что горящее масло нельзя потушить водой. Материалы и оборудование. Стакан.

Описание опыта работы воспитателя Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Описание опыта работы воспитателя ОГКОУ «Центр ППМС «Доверие» Педагогическая профессия зародилась вместе с человеком, ведь люди с незапамятных.

Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни путем эффективного применения нестандартного оборудования» Актуальность.