Проект наблюдений за березой. Конспект осенней прогулки с учащимися начальной школы

План-проект наблюдений: «Белоствольная подруженька березка».

Воспитатель высшей квалификационной категории Мельникова Клавдия Аркадьевна

МБДОУ детский сад № 296, г.Уфа, Республика Башкортостан

1-ая неделя 2ая неделя Зя неделя 4ая неделя

С е н т я б р ь Объяснить детям задачи: «детям хочется, чтобы с ними дружили, вместе будет весело и детям, и деревьям». Познакомиться с деревом -березка растет на нашем участке, ей одиноко. Она каждый раз ждет, когда мы выйдем погулять, хочет с нами подружиться. Сравнить части нашего тела и березки. Какой высоты березка? (Она выше нас). Попытаться обнять ствол. Сфотографироваться с березкой, вспомнить «имя» дерева и прошептать ему свое. Выяснить, что нужно дереву для роста: вода, солнце(Дает тепло и свет). Нарисовать в альбоме солнце и дождик. Познакомиться с соседями нашей березки - липой и елочкой. Рассмотреть их, найти части: ствол, ветки, листья. Исследовать хвою елки. На что она похожа? Какого она цвета? Потрогать, острый ли кончик у хвоинки. Рассмотреть листья. Много их или мало? Какого они цвета? Березка нарядилась в «желтое платье». А какого цвета наши наряды (Курточки, штанишки)? Обвести контур листа: какие у него края(зубчатые, гладкие)? Кончик острый или тупой? Собрать листья и поставить их в вазу в группе.

О к т я б р ь Продолжать рассматривать листья. Поверхность листа -это «ежик», «петушок» или же она гладкая? Рассмотреть черешок. Какой он? Есть ли у него выемка? Провести пальчиком по жилкам. Найти разные оттенки листьев, собрать разноцветные листья, прикрепить их в альбом. Сравнить размер и форму березового и липового листа. Рассмотреть кору. Погладить ее определить, какая она: гладкая или шершавая? Какого цвета кора? Она теплая или холодная? Зачем детям нужна одежда? (Защищает от холода, ожогов, порезов) Кора - это «одежда» березки. Понюхать, чем пахнет ствол. Поднять голову вверх, посмотреть на верхушку дерева: какого цвета верхняя часть ствола? Изучить корни: попробовать вытащить дерево из земли. Что его держит? Зачем нужны корни? Для того чтобы дерево росло, ему нужны не только тепло и вода, но и пища, которую корни «добывают» из земли. Рассмотреть нижнюю часть ствола и корни. Исследовать дождь и иней. Каким животным березка может помочь спрятаться от дождя? Понюхать дерево в дождливую и в солнечную погоду. Утром рассмотреть иней на деревьях. Что это такое? Откуда он взялся? Когда появляется? Какого цвета?

Н о я б р ь Изучить снег. Обрадовалось ли дерево первому снегу? Тепло ли будет ему под снегом? Помогает ли снег дереву? (Укрывает березку, как одеялом, и она спит зимой). Рассмотреть дерево. Куда делись листья? (Березка стоит голая). Дерево грустное или веселое? Как деревья готовятся к зиме? (Сбрасывают свой наряд и засыпают). Почему листочки не растут осенью? Чего не хватает дереву? (Солнышка, тепла). Выяснить, как человек использует березу (для изготовления спичек, бумаги). Опустить спички в воду и посмотреть, тонут они или нет. Почему не тонут? (Легкие). Сравнить спички с железом, камнем: что тяжелее? Продолжить изучение коры, погладить ее. Какая она в это время года? Какого цвета? Какая сейчас одежда у людей? Вспомнить, для чего нужна дереву кора. Сделать карандашом зарисовку коры на бумаге и поместить ее в альбом. Понюхать, чем сейчас пахнет кора. Она холодная или теплая?

Д е к а б р ь Исследовать снег вокруг дерева. Он чистый или грязный? Взять образец снега в группу, чтобы он растаял. Рассмотреть талую воду. Она чистая или грязная? Помогает ли сейчас снег дереву? Измерить его глубину палочкой. Чем больше снега, тем теплее дереву зимой. Какого цвета снег?

Повесить на березку кормушки. Объяснить, что дерево - это столовая и дом для животных. Какой корм любят птицы? Что нужно принести воробьям, синичкам? Рассмотреть внешний вид птиц, прилетевших на кормушку. Отметить их особенности: летают, есть крылья, клювы. Продолжать наблюдения за птицами. Понаблюдать за березкой во время снегопада. Рассмотреть, потрогать снег. Какой он? (Холодный, мокрый). Какого цвета? Рассмотреть снежинки на ладошке. На что они похожи? Во что снежинки превращаются на ладошке? Приготовить подарки для березки к Новому году - цветные льдинки. Украсить ими дерево. Поздравить с праздником, почитать стихи. Понравились ли они березке?

Я н в а р ь Наблюдать за деревом в ветреную и безветренную погоду. Что делает дерево зимой? (Спит, отдыхает). Мешает ли ему ветер? Понаблюдать, как качаются, гнуться ветки. Какая погода больше нравится березке: ветряная или безветренная? Разучиваем стихотворение С.Никитина:

Белая береза

Под моим окном,

Принакрылась снегом,

Точном серебром. Читаем его дереву. Приятно ли березке слушать стихотворение? Какое у нее настроение в этот зимний, прохладный день? Подсыпать корм в кормушки. Наблюдать за птицами. Сравнить внешний вид, повадки воробья и голубя. Отметить их особенности: наличие крыльев, клювов. Почему птицам зимой трудно найти еду? Понаблюдать за березкой во время снегопада. В «платье» какого цвета нарядилась наша березка? Тепло ли ей в таком наряде? Помогает ли снег дереву? (Спасает корни от вымерзания, укрывает их). Измерить снег палочкой, как в декабре и сравнить результат.

Ф е в р а л ь Наблюдать за снегом. Какого цвета снег под деревом? (Белый). Рассмотреть снег на солнце. (Блестит, переливается). Чистый ли под деревом снег? Видны ли на нем следы грязи7 (Дети вспоминают опыт, проведенный в декабре). Наблюдать за стволом и ветками. Сравнить ствол и ветки со своим телом: - ствол - это туловище, ветки - руки. Ствол у березки толстый или тонкий? Как это можно проверить? (Обхватить ствол руками).ствол тонкий. Затем обнять липу: какой у нее ствол? (Толстый). Наблюдать за солнцем, греет ли оно зимой? (Нет, зимой холодно, поэтому одеты дети в шубы и валенки). Обсудить, где зимой спрятались насекомые? (Под землей, под корой дерева). Чем они там занимаются? (Спят). Солнышко не греет, им не хочется выходить. Посмотреть трещинки на деревьях. Подчеркнуть, что дети растут и березка растет. Она живая, как и мы. Поэтому не нужно ломать ветки, повреждать кору. Что мы делаем, когда порежемся? А если у березки будет порез на коре, что нужно сделать? А если отломится ветка?

М а р т Продолжать наблюдать за кормушкой. Какие птицы прилетают к дереву? Какая еда им больше нравится? Что едят воробьи, синицы, голуби? Какого цвета перья у синицы? У голубя? Кто из них больше? Что помогает птицам летать? А можем ли мы летать? Почему? Наблюдать за солнцем. Много ли света оно дает? Хорошо ли греет? Какая одежда на детях? Почему они сняли валенки? Рада ли березка весне? Почему? Что с ней происходит в это время года? Какое у нее настроение? (Веселое, солнечное, радостное, хорошее). Наблюдать за таянием снега. Где он тает быстрее всего? У ствола. Березка хочет «пить», другие деревья тоже, (посмотреть на ее соседей: ель, липу). Корни деревьев впитывают воду. Измерить палочкой глубину снега у березки, сравнить с предыдущими результатами. Наблюдать за почками. Березка проснулась и у нее появились почки. Потрогать их осторожно. Какие они: пушистые, гладкие, клейкие? Можно ли к ним приклеится? Чем они пахнут? Проследить, как из почки появляется листочек.

А п р е л ь Изучить ствол. Каким он стал? (Погладить, прижать щекой). А если обнять руками, можно сказать, что ствол... Исследовать кору и вспомнит предыдущие исследования. Наблюдать за ручейками на участке. Откуда берутся ручейки, лужи? (Снег тает, превращается в воду). Выяснить, куда бегут ручейки: по направлению к березке или нет. Изготовить кораблики. Проверить, принесут ли ручейки кораблики к березке. А к другим деревьям? Изучать почву. После таяния снега понаблюдать за опавшими листьями. Вспомнить, какими они были осенью (посмотреть в альбом), сравнить, отметить изменения. Объяснит детям, что все ценные питательные вещества, которые были в листьях, вернулись обратно в землю. Корни деревьев добывают пищу и дерево растет. Обсудить, любит ли березка дождь? Может ли он напоить растения? Какое «настроение» у дерева во время дождя? Меняется ли после дождя цвет коры, листьев? Помогает ли дерево каким-нибудь животным укрыться от дождя? Где они могут это сделать? (Под листьями, в трещинах коры). Чьим зонтиком можно назвать дерево?

Исследовать листья. Предложить детям погладить листочек руками (сначала сверху, потом снизу). Какой он: гладкий, колючий, шершавый? Потрогать кончик листа. Он острый или тупой? Твердый или мягкий? Провести пальчиком по его окружности. Какой у него край: ровный или с выемками? Что напоминает форма листа?

Проверить влажность почвы. Взять палочку и попробовать воткнуть ее в землю у дерева. Легко или трудно это сделать? Если земля сухая, что мы можем сделать? Как помочь березке? (Полить ее).

Проверить перед дождем, не появились ли возле березки дождевые черви. Если да, то «познакомиться» с ними, потрогать, понаблюдать, как они ползают. Дождевые черви рыхлят почву, перерабатывают гниющую листву, а значит, оказывают помощь дереву. Если червяк окажется на тропинке, перенесите его под дерево, чтобы никто на него не наступил.

Провести праздник «День березки». Изобразить деревья в движении, потанцевать и поиграть вокруг дерева. Пригласить в гости «солнышко» и «дождик».

Цикл наблюдений за березой.

Актуальность проблемы .

Недостаточные представления детей о березе.

Несоблюдение правил экологически грамотного поведения детей в природе.

Цель: формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей через организацию познавательной и продуктивной деятельности.

1. Рассматривание березы

Цель : продолжать учить детей видеть неповторимость каждого дерева. Воспитывать отношение к растению как к живому организму.

Обратить внимание на красоту березы, присыпанной снегом. Напомнить детям, что береза является символом России. Предложить найти еще одну березу. Похожи ли они? Подчеркнуть, что все деревья разные, непохожие друг на друга.



- Почему?


Ответы детей обобщить.

2. Сравнение липы и березы

Цель : продолжать учить детей сравнивать различные деревья, различать их. Воспитывать наблюдательность.

Методические приемы


- Как называются эти деревья?
- Чем отличаются? Чем похожи?

Предложить рассмотреть крону, кору, ветки и их расположение, почки. Найти отличия у деревьев. Обратить внимание на лежащие на земле плоды деревьев, небольшие веточки. Поиграть в игру «Детки на ветке». Уточнить, по каким признакам догадались, чьи детки этой ветки? Предложить детям придумать загадки о деревьях.

Цель : учить видеть состояние дерева в разную погоду. Воспитывать наблюдательность.

Методические приемы

Спросить у детей:


- Почему?
- Что помогает дереву крепко держаться в земле?

Цель : учить детей выражать отношение к растительному миру в слове, воспитывать положительные эмоциональные чувства.

Методические приемы



- Как помочь дереву?
- Вы знаете, что зимой деревья спят. Давайте представим, какие сны снятся долгой зимой деревьям. Предложить рассказать.

4. Наблюдение за березой.

Цель: формировать представление о приспособлении деревьев к зимним условиям

Методические приемы

- Где они?




Ответы обобщить.

По окончанию цикла наблюдения предложить детям нарисовать березу в зимнем убранстве и оформить выставку детских работ «Люблю березку русскую…»

Предполагаемый результат:

1. Узнали больше о самом почитаемом дереве в России – березе;

3. Будут воспитывать в себе: внимательное, заботливое и бережное отношение к деревьям (березе)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл наблюдений за березой.

Актуальность проблемы .

Недостаточные представления детей о березе.

Несоблюдение правил экологически грамотного поведения детей в природе.

Цель: формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей через организацию познавательной и продуктивной деятельности.

1. Рассматривание березы

Цель : продолжать учить детей видеть неповторимость каждого дерева. Воспитывать отношение к растению как к живому организму.

Методические приемы :

Прочитать стихотворение:
«Белая береза под моим окном,
Принакрылась актом, словно серебром.
На пушистых ветках
Белою каймой -
Распустились кисти белой бахромой».

Обратить внимание на красоту березы, присыпанной снегом. Напомнить детям, что береза является символом России. Предложить найти еще одну березу. Похожи ли они? Подчеркнуть, что все деревья разные, непохожие друг на друга.

Какой главный отличительный признак березы вы можете назвать?
- Как вы думаете, береза живая или нет?
- Почему?
- Может ли береза убежать, если ей кто-то ломает ветки, причиняет ей боль?
- Чем можно помочь дереву, если ему навредили?
Ответы детей обобщить.

2. Сравнение липы и березы

Цель : продолжать учить детей сравнивать различные деревья, различать их. Воспитывать наблюдательность.

Методические приемы

Обратить внимание детей на липу и березу.
- Как называются эти деревья?
- Чем отличаются? Чем похожи?
- Какой ствол у березы? Какой у липы?
Предложить рассмотреть крону, кору, ветки и их расположение, почки. Найти отличия у деревьев. Обратить внимание на лежащие на земле плоды деревьев, небольшие веточки. Поиграть в игру «Детки на ветке». Уточнить, по каким признакам догадались, чьи детки этой ветки? Предложить детям придумать загадки о деревьях.

3. Наблюдение за березой в ветреную погоду

Цель : учить видеть состояние дерева в разную погоду. Воспитывать наблюдательность.

Методические приемы

Спросить у детей:
- Есть ли сегодня ветер? Как узнали? Как качаются веточки?
- Какие веточки сильнее качаются? (Верхние, тонкие.)
- Почему?
- Что помогает дереву крепко держаться в земле?

4. Наблюдение за березой с составлением сказок, рассказов

Цель : учить детей выражать отношение к растительному миру в слове, воспитывать положительные эмоциональные чувства.

Методические приемы
- Представьте, что вы березки. Что вы чувствуете? О чем можете рассказать?
- А если дереву сломать ветку, что оно будет чувствовать?
- Ты можешь сказать, что тебе больно? А дерево может?
- Как помочь дереву?
- Вы знаете, что зимой деревья спят. Давайте представим, какие сны снятся долгой зимой деревьям. Предложить рассказать.

  1. Наблюдение за березой.

Цель: формировать представление о приспособлении деревьев к зимним условиям

Методические приемы
- Ребята, вспомните, какой была березка осенью? Почему ее листья были желтыми? (Мало света, короче день, холодно.)
- Где они?
- Как вы думаете, что было бы с деревом зимой, если бы остались листья на ветках?
- Что осталось на ветках березы зимой? (Почки.)
Предложить рассмотреть почку: рассказать, что под плотной кожурой почек спят, как в теплых колыбельках, молодые листочки. Очистить почку от кожуры, показать зеленый листок.
- Как нужно себя вести около дерева зимой? Почему?
Ответы обобщить.

По окончанию цикла наблюдения предложить детям нарисовать березу в зимнем убранстве и оформить выставку детских работ «Люблю березку русскую…»

Предполагаемый результат:

1. Узнали больше о самом почитаемом дереве в России – березе;

3. Будут воспитывать в себе: внимательное, заботливое и бережное отношение к деревьям (березе)

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Нижегородский институт развития образования» (ГБОУ ДПО НИРО)

Кафедра «Теория и методика дошкольного образования»

Разработка системы непрерывных наблюдений

за природными объектами

с детьми старшей группы.

Тема: «Наблюдение за березой».

Киселева Наталья Александровна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №48» Городецкого района

Тема курсов: «Актуальные проблемы ДО в условиях введения ФГОС ДО»

Вера Ворончихина
Наблюдение за березой в подготовительной группе

Наблюдение за березой в подготовительной группе .

Задачи :

Уточнить и обогатить знания детей о березе ;

углубить представление о взаимосвязи живой и неживой природы;

познакомить о значимости березы для людей в наши дни и в древности;

воспитывать любовь и бережного отношения к живой природе.

Словарная работа : березовая роща , береста , чага, деготь березовая лучина .

Предварительная работа :

Наблюдение за березой в разное время года ;

рассматривание картин И. Левитана «Березовая роща » , «Золотая осень» ; К Юона «Мартовское солнце» ; И. Грабаря «Февральская лазурь» ; И. Шишкина «Лесная глушь» ; А. Рылова «Осень на реке Тесна» ; А. Саврасов «Грачи прилетели» и др. ;

отгадывание загадок о деревьях; рассматривание иллюстраций, картин;

чтение стихов и рассказов о березе , заучивание стихотворения С. Есенина «Береза » ;

дидактичаские игры «От какого дерева лист» , «Узнай дерево по коре» ; подвижная игра «1, 2, 3 к дереву беги» .

Ход наблюдения:

Воспитатель : - О каком дереве говорится в загадке?

Русская красавица,

Стоит на поляне.

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.

(Берёзка)

Как вы узнали (Растет в России, ствол белый, зеленая крона) .

Береза – это куст или дерево? (дерево)

Как выглядит береза ? По каким внешним признакам можно узнать это дерево? (Ствол белый, ветки свисающие, гибкие, листья маленькие, треугольной формы). Где растет (В лесах, в городах, в деревнях нашей России) .

Береза - самое красивое дерево наших лесов. Хороша она в смешанном лесу, где ее белый ствол и ажурная листва выделяются на фоне темнохвойных деревьев. Но особенно красив лес, состоящий из одних берез – березовая роща

В ясную погоду их кружевные кроны пронизаны солнечным светом. Цвет березовой коры не случаен : белизна предохраняет стволы и ветви от обжигающего действия весеннего солнца. В любой день белые стволы остаются прохладными на ощупь.

Познавательно – экспериментальная деятельность : Нагревание на солнце кусочков ткани белого и черного цвета.

Воспитатель : - Проверим, какая ткань сильнее нагреется. А вы как думайте? (темные предметы нагреваются гораздо сильнее светлых : они поглощают больше энергии). Поэтому в жаркую погоду надо носить светлую одежду, чтобы не было солнечного удара, перегревания.

Беседа о березе .

Береза светолюбивое растение, иссушает влажную почву. Размножается семенами, порослью от пня.

Растет быстро, с берёзами хорошо уживаются молодые ели.

Береза насчитывает собой 20 видов.

В Европейской части нашей страны встречаются два вида :

- береза бородавчатая (повислая) ;

- береза пушистая . Это стройное дерево высотой до 20-25 м.

Чага применяется для лечения некоторых болезней желудка и кишечника, как общеукрепляющее средство, но со временем дерево погибает.

Вопросы к детям :

Что вырастает на березе ? (Чага) Под березой (Подберезовик )

Что дает береза птицам (тень, питание, дом)

Что дает береза животным (дупло на дереве, нора под деревом)

Что дает береза насекомым (укрытие от врагов, питание)

Что дает береза людям ? За что ценят березу в России ?

Ветвями берёзы украшают церкви и жилища на Троицу. Считалось, что запах берёзы излечивает и помогает от сглаза, а берёзовый сок, собранный в особые дни марта и апреля, очищает кровь.

Листья дают с квасцами жёлтую краску для шерсти.

Берёзовая лучина считалась в старину лучшей для освещения крестьянских изб - она горит ярко и почти без копоти.

Берёзовые веники заготавливаются как корм для домашнего скота, на зимний период. Берёзовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане.

Берёза используется при заготовке дров, дает больше тепла.

На постройки берёза мало годится, так как скоро загнивает благодаря развитию грибка.

Используется для изготовления высококачественной фанеры, лыж, мелких резных игрушек, прикладов огнестрельного оружия.

При сухой перегонке белой коры образуется дёготь. (Нагревание без доступа кислорода) .Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство. В старину им смазывали ступицы тележных колёс для уменьшения трения.

Верхний слой коры берёзы имеет собственное название - берёста, или береста (допустимы оба варианта написания и произношения) .

Благодаря присутствию смолистых веществ берёста отличается чрезвычайной прочностью. Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления туесков, корзинок, коробок, ковшей, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви (лапти, служила материалом для письма (берестяная грамота ) .

Народности Севера и Дальнего Востока использовали берёсту для изготовления лодок и сооружения жилищ - чумов.

Почему березу называют русской красавицей, является символом России?

С давних времен береза считается символом России. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой березы ? А русский лес без светлой березовой рощи ? А русскую баню без березового веника ?

Береза стала символом России благодаря поэту С. А. Есенину. В его стихотворениях береза напоминает о родном доме, с малой родиной, с русской деревней, по которой скучает человек находящийся вдали от России.

Чтение стихотворения С. Есенина «Береза » .

Какое стихотворение С. Есенина мы с вами знаем (Береза )

Кто помнит и может нам рассказать?

Выслушивание 2-3 чтецов. Совместное чтение стихотворения с детьми. Поощрение детей за выразительное чтение и за знание.

Где бы ни росла береза – всюду

она приносит людям радость и свет.

Береза – символ России , нашей Родины.

И быть ей на наших просторах вечно,

потому что вечен наш народ, и вечна

наша родная земля.

Хороводная игра «Во поле береза стояла »

А мы с вами ребята, встанем дружно в хоровод, как любили наши бабушки и дедушки и споем русскую народную песню.

Подвижная игра «1, 2, 3 к дереву беги»

Цель : Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве; развивать двигательную активность, воспитывать интерес к подвижным играм.

Ход игры:

По команде воспитателя : «Раз, два, три - к березе беги » , ребенок бежит к березе и встает рядом с ним. На сигнал : «Раз, два, три - ко мне беги!» - возвращается к воспитателю. Так же называются другие деревья, которые растут на участке (ель, лиственница, осина)

Игра малой подвижности «Хорошо – плохо»

Цель : Закрепить знания детей о значимости березы . Учить выделять хорошие и плохие стороны дерева. Развивать мышление, внимание, память. Воспитывать интерес к окружающей природе.

Перехватова Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Плешановский детский сад № 1"
Населённый пункт: с. Донское, Красногвардейского района, Оренбургской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Прогулка "Наблюдение за березой"
Дата публикации: 27.12.2015
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Плешановский детский сад № 1»
Прогулка в средней группе
«
Наблюдение за березой

весной»
Подготовила: воспитатель Перехватова Н. А. с. Донское, 2015 г.

Задачи.
Продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года;закрепить знания о строении деревао его характерных особенностях. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.
Ход прогулки:

Наблюдение за березой.
Воспитатель загадывает детям загадку. Стало солнышко теплей, Зажурчал в лесу ручей, Вся природа расцветает, Время года кто узнает? О каком времени года говорится в загадке? Перечислите признаки весны?(ответ детей) Послушайте еще загадку: Белоствольные красавицы Дружно встали у дорожки, Книзу веточки спускаются, А на веточках сережки. (Береза) Воспитатель: Да, ребята правильно вы сказали – это береза. Скажите, рядом с нашим участком растет береза? Давайте подойдем к ней.
Беседа около березы.

-
Какое это дерево? - Какие части дерева вы знаете? (ствол, корни, ветки, листья, почки) - Какого цвета ствол у березы? (ствол белый с черными пятнами) - Какие ветки у березы, они - толстые или тонкие? Какого цвета? - Погладьте ствол березы. - Какой он у нее? (Гладкий, шелковистый.) - Зачем корни деревьям? (корнями дерево питается, пьет) - Где находятся корни? (корни в земле, иногда выходят на землю)
Рассказ воспитателя:
Береза очень высокое дерево. Ствол у неё белый с чёрными точками, через которые она дышит.Весной береза сбрасывает верхний слой бересты, кора становиться гладкой и шелковистой, на кончиках березовых ветвей появляются длинные сережки желтые и зеленые (это семена). Береза в
любоевремя года красива, ее называют красой леса, березовым чудом, деревом здоровья. Березовые листья, ветки, почки, сок березы полезны для здоровья: чай из березовых почек придает силы, бодрости. Из почек делают лекарства. Из листьев березы изготавливают желтую и зеленую краску, А вы ребята знаете, как березу использовали в древности? (ответ детей) Наши предки березовой лучиной освещали дома. Соком березы лечили больных. Из березы мастерили деревянные игрушки, деревянные ложки, лукошки для ягод и грибов, лапти.Давным-давно,когда не было бумаги, на бересте березы писали. В наше время березу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи,
Народные приметы
Хотите узнать, какое нынче будет лето? Присмотритесь к березам. Если весной из березы течет много сока, лето бывает дождливым.Мы повесим бутылку и посмотрим, как будет набираться сок, быстро или медленно. Сколько песен, стихов об этом дереве создано. Дерево хорошо приживается на бедных, малоплодородных, заболоченных почвах. Ее всходы не боятся солнца, морозов. Издавна люди сажали березу около своих жилищ, и она была украшением его, давала прохладу в знойный день. Весной на праздник русской березки (Троица) водили хороводы, пели песни. Девушки украшали березку ленточками (привязать).
Итог.
Ребята, как можно в любое время года узнать березу (белый ствол) Когда набухают на березе почки? (как только сойдет снег) Что появляется весной из надломленной веточки березы? (сок) К нам сюда скорее просим, Приходи честной народ. Ныне русские березки Затевают хоровод.
Русская народная песня “Во поле береза стояла”.
Во поле берёза стояла, Во поле кудрявая стояла. Люли люли стояла, Люли люли стояла. Некому берёзу заломати, Некому кудряву заломати. Люли люли заломати, Люли люли заломати. Я ж пойду погуляю
Белую берёзу заломаю. Люли люли заломаю, Люли люли заломаю. Срежу я с берёзы три пруточка, Сделаю из них три гудочка. Люли люли три гудочка, Люли люли три гудочка. Четвёртую балалайку, Четвёртую балалайку. Люли люли балалайку, Люли люли балалайку. Пойду на новые на сени Стану в балалаечку играти. Люли люли играти, Люли люли играти.
2.

Подвижная игра «У медведя во бору».

Цели:
закреплять умение быстро бегать; развивать глазомер, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Ход игры.
На одной стороне площадки проводится черта (шнур, веревка) - это опушка леса. На расстоянии 2-3 шагов определяется место для медведя - это его берлога. На другой стороне площадки обозначается дом детей (также ограничивается шнуром). Выбирается медведь. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Идемте гулять!» и вместе с ними направляется к опушке леса. Все собирают грибы и ягоды(имитируют движения) - дети выполняют соответствующие движения и при этом говорят: У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь не спит И на нас рычит. Медведь с рычанием встает, дети убегают. Медведь старается поймать (коснуться) кого-либо. Пойманного отводит к себе. Игра возобновляется. После того как медведь поймает 2-3 играющих, назначается другой медведь. Игра повторяется.
3.Трудовая деятельность. Уборка участка после зимы.

Цель:
воспитание желания оказывать посильную помощь взрослым. Дети собирают в свои ведерочки веточки и мусор, разбросанные на участке.
Объяснить необходимость и значимость данных действий, похвалить детей, отметить, что с каждым трудовым усилием они становятся сильнее.
4.Индивидуальная работа
. С Азатом, Маргаритой, Валерой, Алиной, Арсением.
Развитие движение «Лягушки»

Цель:
упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.

Цель:
развитие глазомера, точности движений.

З а д а ч и.
Побуждать детей самостоятельно организовывать игры, способствовать формированию дружеских отношений в группе.
Выносной материал.
Для трудовой деятельности: ведерки, метелки, грабли. Для подвижной игры: маска медведя,2 шнура, обруч, мешочки с песком, мяч.
Апрель. 13. 04. 15 г. Понедельник. Утро № 1. Беседа с детьми «Работа в саду».
Задачи.
Познакомить детей с сезонными работами в саду, актуализировать и дополнить знания детей о растениях, о труде взрослых (обрезка и посадка деревьев и кустарников).
№ 2.
Хозяйственно-бытовой труд. Протирка полок шкафов.
Задачи.
Учить детей выполнять соответствующие трудовые операции, учить рассказывать о результатах и пользе проделанной работы. Формировать у детей положительное отношение к труду, ответственное отношения к порученному заданию.
№ 3. Индивидуальная работа по ФЭМП –

№ 4. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Киска сердится»

Задачи
. Развивать артикуляционный аппарат детей, формировать умение удерживать кончик языка у нижних зубов.
№ 5. Утренняя гимнастика –

Занятие 1 –

Занятие 2 -

Прогулка 1.
№ 1. Наблюдение за березой весной.
Задачи.
Продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года;закрепить знания о строении дерева о его характерных особенностях. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы. № 2. Подвижная игра «
У медведя во бору
».
Задачи.
Закреплять умение быстро бегать; развивать глазомер, воспитывать дружеские взаимоотношения. № 3. Трудовая деятельность.
Уборка участка после зимы.
Задачи.Воспитание желания оказывать посильную помощь взрослым. Объяснить необходимость и значимость данных действий, похвалить детей, отметить, что с каждым трудовым усилием они становятся сильнее.

№ 4. Индивидуальная работа
. С Азатом, Маргаритой, Валерой, Алиной, Арсением.
Развитие движение «Лягушки»

Цель:
упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.
Упражнение «Попади в цель» (с мячом).

Цель:
Учить детей правильно выполнять игровые действия (прини-
с
мать исходное положение, выполнять бросок мяча через сетку двумя ^ руками из-за головы, ловить мяч кистями рук, не прижимая к груди). Развивать ловкость, меткость, интерес к правильному выполнению задания. развитие глазомера, точности движений.
5. Самостоятельная двигательная деятельность детей.

Задачи.
Побуждать детей самостоятельно организовывать игры, способствовать формированию дружеских отношений в группе.
2 половина дня.

№ 1. Оздоровительная работа –

№ 2. Беседа
«Первый космонавт».
Задачи.
Познакомить детей с первым космонавтом нашей страны и всего мира – Ю.А. Гагариным. Развивать любознательность и интерес к достижениям нашей страны. Обогащать словарный запас детей.
№ 3. Ознакомление с художественной литературой. Чтение стихов: В. Степанов «Юрий

Гагарин», В. Орлов «День космонавтики».

Задачи.
Учить детей слушать, правильно воспринимать содержание произведения, рассказывать о поступках героев, давать им оценку.Вызвать желание выучить одно из стихотворений. № 4. Сюжетно-ролевая игра «Космонавты». Сюжет «Подготовка к полету».
Задачи.
Формировать у детей умение создавать игровые ситуации, разворачивать сюжет, активизировать диалогическую речь детей.
Прогулка 2.

№ 1. Наблюдение за солнцем.
Задачи. Учить детей видеть изменения, которые происходят с солнцем в течение светового дня, помочь охарактеризовать положение солнца на горизонте и связанные с ним изменения (например: солнце восходит - становится светлее, теплее).
№ 2. Подвижная игра «Зайцы и волк».
Задачи. Предложить детям рассказать и показать, как нужно выполнять игровые действия (прыжки на двух ногах и на одной ноге с продвижением вперед). Воспитывать уверенность в себе.
№ 3. Игровое упражнение «Волчок».
Задачи. Учить детей прыгать на двух ногах, одновременно выполняя поворот вокруг себя. Развивать координацию движений, укреплять мышцы стопы, доставлять детям радость от прогулки.
№ 4. Самостоятельная игровая деятельность детей.

Задачи.
Профилактика эмоционального перенапряжения у детей. Помощь детям в организации подвижных, спортивных, сюжетно-ролевых игр, соревнований.

Юрий Гагарин
В космической ракете С названием «Восток» Он первым на планете Подняться к звездам смог. Поет об этом песни Весенняя капель: Навеки будут вместе Гагарин и апрель.
Взлетел в ракете русский парень,
Всю землю видел с высоты. Был первым в космосе Гагарин… Каким по счету будешь ты?

Зоя Разумная

Цель: формирование у детей знаний об отличительных особенностях березы, учить видеть красоту весны.

Задачи:

Образовательные: познакомить со строением березы;

изучить форму и цвет листьев березы, среду, где растет;

учить отличать березу от других деревьев, рассказать о том, какую пользу береза приносит людям;

устанавливать причинно - следственные связи, пополнять словарный запас детей;

учить детей слушать, понимать и запоминать художественное слово.

Развивающие :развивать наблюдательность, внимание, воображение.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Предварительная работа: показ иллюстраций с изображением березы, чтение стихотворений, сказок, разгадывание загадок.

Ход наблюдения:

Воспитатель : Ребята, мы сегодня на прогулке поговорим об очень красивом дереве. Я прочитаю загадки, а вы внимательно послушайте и скажите, с каким же деревом мы будем знакомиться.

Вы меня узнаете по простой примете-

Нет дерева белей на свете.(ответы детей)

Она весну встречает,

Сережки надевает,

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице в полоску.

Ты узнаешь. (березку!

Кто знает, как ласково называют березу? (белоствольная красавица)

Воспитатель: Правильно, береза -белоствольная красавица в зелёном платочке, с нежными серёжками.

Обратите внимание, какая березка красивая, стройная.

Березу очень любит наш народ. Она является символом России. Березка красивая, нарядная, белоствольная. Этому дереву посвящается много стихотворений, песен, сказок.

Воспитатель читает стихотворение А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую».

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застёжками.

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную.

Воспитатель: Потрогайте, погладьте крону березки. Полюбуйтесь, в какой красивый белый сарафан с черными кармашками наряжается русская красавица.

Давайте послушаем, как молоденькие зеленые листочки тихо шелестят, поют нам свою ласковую весеннюю песенку.

Дети, давайте встанем под дерево и посмотрите вверх. Что вы видите? (много веток)

Как вы думаете, на что похожи веточки березы? (ответы детей)

Воспитатель: Веточки березки похожи на косички. Они длинные, тонкие, как кудри.

С расплетенною косой

Умывается росой.

Ветер пряди шевелит,

Заплетать их не велит.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что березки выстроились в ряд, как добрые подружки.

Она всегда с подружками

Весною хороводится.

Они растут рядом и в плохую, ветреную погоду помогают друг другу. Когда им грустно, Березки шелестят листочками, «разговаривают» и веселят друг друга.

Воспитатель: Дети, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Весенняя березка».

Березка в белом сарафане (дети ходят шагом).

Весною водит хоровод.

Звенит сережками так нежно (качают головой).

И птичек в гости всех зовет (взмахивают руками).

Раскроет свои руки-ветки (руки разводят в стороны).

Опустит ветки вниз (водят руки к центру вниз).

Подставит солнышку листочки (поднимают руками вверх).

Чтоб лучик на ветвях повис.

Воспитатель : Берёзу любят не только за красоту, она приносит людям огромную пользу.

Березовые поленья используют для отопления печей в домах. Из веточек березы делаю веники, чтобы париться в бане и быть здоровым. Листья сушат для чая, который укрепляет здоровье.

Целительными являются сок и березовые почки. А кто из вас пробовал березовый сок? Березовый сок вкусный, но собирать его надо правильно, чтобы не погубить дерево.

Кору берёзы называют береста. Береста – материал прочный: не промокает, не гниёт. Поэтому изготавливали из неё различные изделия.

Люди пользуются изделиями из бересты и древесины березы, делают мебель, игрушки, украшения и многое другое.

Итог:

С каким деревом мы сегодня познакомились?

Что произошло с почками березы?

Чем березка отличается от других деревьев?

Какую пользу приносит людям береза?

Трудовая деятельность

Уборка мусора с участка.

Цель: воспитание трудолюбия.

Подвижные игры:

1.«Самолеты»

Цель: упражнять в беге

2.«Великаны и карлики»

Цель: развивать умение действовать по сигналу.

Индивидуальная работа

«Брось за черту»

Цель: развивать глазомер.








Благодарю всех, кто посетил мою страничку!

Публикации по теме:

«Наблюдение за березой весной». Прогулка в старшей группе Задачи по образовательным областям: Образовательная область «Речевое развитие» - Продолжать учить развивать речь как средство общения;.

Конспект прогулки «Наблюдение за берёзой» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Михайловка Саратовского района Саратовской области».

Конспект прогулки "Наблюдение за птицами весной" Цель: показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны, систематизировать.

Цель: Вызывать интерес к синичке, у которой появились птенцы. Задачи: Продолжать знакомить с синицей, с ее поведением после появления.

Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за вороной» Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за вороной». Цель: 1. Расширять знания о вороне; 2. Воспитывать любознательность и интерес.