Игра как форма организации познавательной деятельности учащихся. Игра как форма организации жизнедеятельности детей

Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

В педлитературе особое внимание уделяется игре как средству воспитания, т.к. именно игра является такой деятельностью, в которой формируется личность. С одной стороны игра - это самостоятельная деятельность детей, а с другой - не возможно осуществить без взрослого. Также важнейшим средством воспитания является игрушка, которая формирует вкус, развивает нравственные качества, формирует представления об окружающем мире. Многие исследования свидетельствуют о том, что игра способствует развитию творческих способностей. «Игра для них учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания» (Н.К. Крупская). В игре:

1. отношения, которые определяются содержанием игры (ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей), правилами игры.

2. реальные отношения, которые определяются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, установление правил). При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения.

Детские игры чрезвычайно многообразии по содержанию, характеру, организации.

Е.А.Аркин классифицирует игры в соответствии с их содержанием (военные, на бытовые темы, производственные).

П.Ф.Лесгафт положил в основу классификации возрастной принцип, хоть и разделяет игры на "семейные" или "имитационные" и школьные, которые имеют четко определенную форму, цели, правила.

Наиболее часто в педагогике имеет место разделение игр на 2 большие группы: творческие игры и игры с правилами (Д.З. Менджерицкая, Т.Л.Маркова и др.)

Классификация творческих игр: режиссёрские (основное отличие режиссерских игр состоит в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников); сюжетно-ролевые; игры со строительным материалом; театрализованные.

Классификация по характеру объединения детей в играх:

Игры, возникающие по инициативе ребенка

Игры-экспериментирования

С природными объектами, с животными и людьми; Общение с людьми, со специальными игрушками для экспериментирования

Сюжетные самодеятельные игры

Сюжетно-отобразительные; Сюжетно-ролевые; Режиссерские;

Театрализованные

Игры, связанные с исходной инициативой взрослого

Обучающие игры

Автодидактические предметные; Сюжетно-дидактичвекие.

Подвижные; Музыкальные; Учебно-предметные дидактические

Досуговые игры

Интеллектуальные; Забавы; Развлечения; Театральные; Празднично-карнавальные; Компьютерные

Игры народные, идущие от исторических традиций, относа

Обрядовые игры

Культовые; Семейные; Сезонные

Тренинговые игры

Интеллектуальные; Сенсомоторные; Адаптивные

Досуговые игры

Игрища; Тихие; Забавляющие; Развлекавшие

С точки зрения отношения детей к игре Партен выделила 6 типов поведения и соответственно 6 видов игр дошкольников.

1. Неигровое поведение: ребенок не играет, но занят чем-то таким, что вызывает у него быстро проходящий интерес.

2. игра-наблюдение: ребенок наблюдает, как играют другие, часто задает им вопросы, что-то советует, но сам редко вступает в игру.

3. Игра в одиночестве: ребенок играет е игрушками один, только изредка заговаривая с другими детьми.

4. Параллельная игра: ребенок играет один, однако е непосредственной близости от других играющих детей.

5. Связанная игра: ребенок общается со сверстниками, занятыми сходной игрой, но каждый поступает так, как ему хочется. Типичным для таких ситуаций является не совместная игра, а лишь обмен игрушками.

6. Совместная игра: дети объединяются в группы для достижения какой-либо общей цели или получения определенного результата.

Партен сделала вывод, что первые три типа (так называемые изолированные игры) более характерны для детей в возрасте от одного года до трех лет, а социальные игры (связанные и совместные) - для дошкольников. Увеличение количества групповых игр и игр с воспроизведением бытовых жанровых сценок (драматических игр) у старших дошкольников связано, по всей вероятности, с их более развитой способностью переключать внимание с себя на других и осознанием сопричастности к делам сверстников.

Система руководства игровой деятельностью в младшем дошкольном возрасте

O Первый этап – Диагностический .

Игра как деятельность.

Задачи.

1.Выявить отношение детей к игровой деятельности (потребности, мотивы, эмоциональное отношение).

2. Определить уровень развития игровой деятельности (освоение ей элементов: замысел, предмет, роль и т.д)

Методы.

· Беседа с ребенком.

Игра как форма организации жизни детей. .

Диагностика направлена на выявление уровня самостоятельности и самоорганизации детей в игре, особенностей общения детей друг с другом в игре, ориентации детей вигровой среде и умения ее создавать.

Методы.

· Наблюдение за игровой деятельностью.

· Беседа с ребенком.

· Выделение места и времени в режиме дня

· Создание предметно-игровой среды.

Педработа на последующих этапах строится с учетом данных диагностики (индивидуальный уровень развития игр деятельности) и возрастной динамики развития игровой деятельности.

O Второй этап – Подготовительный .

Игра как деятельность.

Задачи.

1. Вызвать у детей желание играть на темы наблюдений из окружающей жизни и
литературных произведений.

2. Учить отражать в игре действия и взаимоотношения людей и героев литературных
произведений.

3. Обогащать содержание детских игр посредством формирования знаний труде
взрослых, явлениях окружающей действительности, смысле и назначении различных действий людей и героев произведений, их гуманистической направленности.

4. Учить использовать в игре разнообразные средства выразительности (движения,
мимика) для передачи игрового образа.

5. Учить использовать для игры разнообразные игрушки и предметы-заместители,
изменять игровую среду в соответствнн с изменением сюжета игры.

6. Вызвать у детей желание комбинировать в игре представления об окружающем мире
сюжеты различных произведений.

Методы и приемы

Наблюдения за деятельностью взрослых (преимущественно трудовой} Специфика наблюдений за трудом взрослых - знакомство с целостным трудовым процессом. Это может быть конкретный бытовой процесс, близкий детям. 1 часть наблюдения - ситуация, вызывающая необходимость в результате труда, 2 часть - дидактическое вычленение всех компонентов трудового процесса, 3 часть - оценка соответствия результата труда замыслу, использование результата по назначению. В отличие от работы с детьми в первой младшей группе акцент делается не только на компонентах трудовой деятельности, но и на отношение человека к предмету труда.



· Рассматривание иллюстраций, фото, отображающих трудовые процессы человека одной профессии. Вопросы: Кто здесь изображен? Как ты узнал? Что делает этот человек? Для кого он это делает? (действия + отношение к предмету труда).

· Постановка задания ребенку - понаблюдать за трудовыми процессами дома.

· Беседа об отношении человека к своей профессии, домашним обязанности по картинкам, отображающим взаимоотношения людей. Вопросы: Кто изображен? Что делает мама? Мама любит своего сыночка? Как ты это узнал?

· Дидактические игры-занятия (по Е. И. Тихеевой), сюжетно-дидактические игры («Магазин игрушек», «Магазин посуды» и т.д.»)

· Игры-иммитации, игры-этюды.

· Чтение художественных произведений (потешки, небольшие стихотворения), их инсценирование.

· Внесение и обыгрывание заместителей, совместное с детьми их создание.

· Создание детьми игровой среды. Специфика: в первой половине года целесообразно сохранить игровые уголки, а во второй - расставить их бессюжетно. Важно обеспечить вариативность игрового материала.

Игра как средство.

Задачи.

1. Развитие культуры восприятия, воображения, речь и мышление ребенка.

2. Развитие творческих способностей (использование предметов-заместителей).

3. Формирования конструктивных умений и навыков, необходимых для создания игровой среды (задача решается на занятиях по конструированию).

4. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми, развитие способности к социальной ориентации, формирование представлений о способах выражения своего отношения к партнеру по игре.

Формы организации, методы и приемы

· Индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия по конструированию, содержание которых связано с игровой деятельностью.

· Анализ педагогом ситуаций взаимодействия детей друг с другом.

· Анализ поведения литературных героев с точки зрения нравственности их поступков.

· Дидактические игры по развитию умений социальной перцепции (увидеть, понять и назвал, эмоциональное состояние другого)

· Выставки предметов в группе (посуда, овощи, фрукты и т.д.)

· Создание по ходу игры проблемно-нравственных ситуаций (например, доченька хочет спать, а кроватка сломалась)

Игра как форма организации.

Задачи.

1. Воспитывать у детей симпатию друг к другу.

2 Развивать умение самоорганизовываться в игру.

3. Вызывать у детей желание объединяться друг с другом в различных видах игр.

Методы и приемы .

Беседа до игры с целью напоминания правил.

Беседа после игры с целью определения перспективы ее развития и оценки взаимоотношений детей.

Анализ конфликтных ситуаций, возникших в игре с целью определению способов их разрешения.

Организация совместных дидактических и подвижных игр.

O Третий этап - обучение игре .

Задачи.

1. Учить создавать целостную смысловую игровую ситуацию из нескольких действий (разбудить, заправить постель, умыть, покормить, увести в д/с).

2. Учить действовать в соответствии с ролью (речевые реакции и игровые действия подчинять характеру и содержанию роли).

3. Учить ролевому взаимодействию.

4. Учить созданию игровых замыслов.

5. Продолжать учить действовать за игрушку, вступать в общение черезперсонаж (говорить за куклу, зайку).

6. Учить анализировать и оценивать себя в игре.

7. Учить подбирать и вариативно использовать предметы-заместители.

8. Учить планированию игры: обозначение замысла, роли, цепочки игровых действий и т.д.

9. Учить отвечал, на вопросы воспитателя о своей игре.

10. Учить вступать в игровое общение с воспитателем, со сверстником, договариваться о совместных действиях

Формы, методы и приемы

Совместная игра воспитателя и ребенка

Режиссерская игра

Создание проблемной ситуации для побуждения детей к игре (Дочки и сыночки в детском саду заболели, домой просятся, плачут).

Беседа воспитателя с детьми на этапе замысла игры (о сюжете, ролях, действиях, игровых атрибутах). Вопросы; Во что хотите играть? Кто кем будет? Что будете делать? Как будете друг другу помогать? Что тебе понадобиться для игры?

Создание и обогащение игровой среды.

Советы воспитателя, направленные на помощь в создании игровой обстановки и ее размещении в пространстве.

Активизирующее общение с ребенком во время игры ("Мотор гудит.Наверное он испорчен. Что делать?»)

Беседа после игры.

Игра как средство.

1. Развивать психические процессы.

2. Содействовать развитию свойств личности (доброжелательности, дружелюбия, справедливости).

3. Развивать творческие способности.

4. Учить вступать в игровое взаимодействие со сверстником, не нарушая правил и хода игры.

Методы приемы.

Напоминание правил поведения перед игрой

Пример воспитателя

Пресечение действий, разрушающих игру других детей.

Включение в сюжет игры экстремальных ситуаций (авария, пожар), требующих проявления нравственных черт личности. .

Беседа о взаимоотношениях детей в игре после игры.

Игра как форма.

Задачи.

1. Учить самоорганизации детей в игре.

2. Содействовать развитию самостоятельности детей в игре.

3. Учить находить в течение дня место и время для организации игры
Формы, методы и приемы

Самостоятельная игра детей.

Беседа перед игрой.

Взятие воспитателем на себя роли в коллективной игре.

Создание условий для совместных игр детей, которые дружат и не дружат.

O Четвертый этап - самостоятельная деятельность .

Игра как деятельность .

Задачи.

1. Учить развертывать самостоятельную индивидуальную и совместную игру.

2. Учить самоорганизовываться в игре (подбор игрушек, размещение впространстве)

3. Содействовать формированию игровых мотивов у детей.

4. Обеспечить место и время в режиме дня для самостоятельных игр.

Методы, приемы .

· Рассматривание иллюстраций, беседа, проблемно-игровые ситуации как побуждение к игре.

· Внесение новых игровых атрибутов

· Сохранение игровой среды для игры на следующий день

· Беседа после игры. Вопросы: Хорошо поиграл? Кем был? Хорошо ли было твоей дочке? Давай спросим у нее, хорошо ли ей было? (советы воспитателя через ролевое поведение).

Игра как средство .

Задачи .

1. Развитие самостоятельности детей.

2. Развитие творческих способностей.

3. Воспитание гуманности.

Методы и приемы .

· Оценка воспитателя (инициативность, независимость, проявление творчества)

· Участие воспитателя в игре на правах партнера.

· Беседа после игры о взаимоотношениях играющих Вопросы: С кем ты вместе играл? Дружно ли вы играли? Хочешь ли ты поиграть еще с …? Почему?

· Анализ конфликтных ситуаций

· Самооценка (демонстрирует воспитатель)

Игра как форма .

1. Способствовать самоорганизации детей в игре,

2. Содействовать стремлению объединяться для совместных игр..

Методы и приемы

· Создание условий для самостоятельных совместных игр (время, место, игровая среда)

· Договор с детьми накануне.

· Экскурсия в более старшую группу (посмотрим, как другие дети играют).

· Обогащение сюжетов игр, введение ролей, требующих объединения нескольких детей

· Оценка педагогом организационных умений (создавать среду, убирать игрушки после игры на место)

· Побуждение детей к самооценке в игре (Каким ты был папой?)

O Пятый этап - диагностика уровней и коррекция отдельных показателей игры, усложнение содержания.

Диагностика уровней освоения игровой деятельности
Усложнение и объединение игровых тем, сюжетов («Семья» + «Гости», «Детский сад»).
Обогащение игровой среды.

О роли игры для детей 5-6 лет

Игра - один из тех видов детской деятельности , которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различными действиям с предметами, способам и средствам общения.
Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Дидактическая игра - один из методов обучения и умственного воспитания детей. Так первоначальное знакомство ребёнка с предметами и их свойствами происходит в реальной жизни. В дидактических играх эти знания закрепляются, а представления уточняются, дети осваивают различные способы действий.

В средней группе дидактические игры являются почти обязательной частью многих знаний. Участие воспитателя в играх протекающих вне занятий может осуществляться в двух формах. Одна из них - когда педагог руководит игрой приём наблюдения и личного участия. Дети действуют самостоятельно, оперируя с хорошо знакомым материалом (игры: «Собери башенку», Собери колечки», «Цветная посуда», «Домино», «Предмет и форма») или решают под наблюдением педагога задачи. Так выполняя задания «Одень куклу» ребёнок получает предметы одежды, к которым нужно прикрепить недостающие детали. Например, чтоб надеть кукле фартук, он должен подобрать и пристигнуть к нему бретельки той ширины и того же цвета, что поясок на фартуке.
После ознакомления детей с трудом работников детского сада можно провести игру «Кому что нужно». Дети подбирают картинки с изображением их предметов которые нужны повару, дворнику, медсестре и т. д.
У ребёнка 5-го года жизни , если он имел опыт общения со сверстниками, уровень доброжелательности довольно высок. Дети хорошо знают любимые игры друг друга и роли в них; играя объединяются в группировки из двух - четырёх человек. Игры в семью», «шофёра», «детский сад» возникают по их инициативе, игры в «магазин», «больницу», «зоопарк», «уличное движение» организуются с помощью воспитателя. Формировать взаимоотношение дошкольников в игре лучше путём влияния на содержание игр, а так не на выбор детьми ролей и их исполнение. Поэтому нужно побуждать играющих «в семью» к тому, чтобы отец был добрым, заботливым, старался помочь в доме; мать - доброжелательна в отношениях с детьми, а они в свою очередь уважали родителей, слушались их: чтобы шофера помогали друг другу, врачи оказывали помощь по первой просьбе заболевшего. В игровых взаимоотношениях друг с другом дети в основном должны проявлять доброту, заботливость, отзывчивость.
В средней группе широко используются игры - инсценировки, содержание которых побуждает детей к положительным формам общения. Проводятся такие игры: «машенька дома», «машенька заболела» и т. д. Подвижные игры «подарки», «зайцы и волк», «ловишки», «лиса в курятнике» и другие игры способствуют формированию у детей договариваются о выполнении главной роли, считаются с интересами и желаниями друг друга, вести себя в соответствии с правилами.
На пятом году жизни у детей появляется устойчивый интерес к играм со строительным материалом. Этому способствуют приобретённые детьми ранее конструктивные умения: класть кирпичики на большую плоскость; плотно прикладывать их друг к другу или наоборот, располагать на ровном расстоянии друг от друга.
Программа ставит перед педагогом ряд задач: развивать интерес к строительным играм, к использованию созданных построек в сюжетно-ролевой игре, побуждать детей создавать постройки; добиваться их большей конструктивной сложности воспитывать умение наметить тему. Дети с большим интересом строят домик. Воспитатель поощряет замысел детей помогает советом в отборе нужных деталей спрашивает с чего следует начинать строить дом, что пополнить в основании, чтобы дом был прочным. В процессе строительства ребенок познает роль части постройки в создании сложного, целого, упражняется в установлении пространственного положения детей относительно других. Что важно и для самого процесса конструирование, и для последующего развития творчества детей.
Детям четырех и пяти лет свойственно эмоционально отзывчивость поэтому они особенно нуждаются в одобрении, оценки игры со стороны взрослых.

Игра – форма организации детской жизни.

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребёнка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

Согласно федеральным государственным требованиям игровая деятельность входит в образовательную область «социализация». Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

Развитие игровой деятельности детей;

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными);

Формирование гендерной, семейной гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Игры используются в образовательной деятельности, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Исследователи (Л.И. Выготский, Д.В. Эльконин, Л.А. Венгер и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребёнка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» наиболее полно проявляется личность ребёнка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).

В теории игра рассматривается с различных позиций. С точки зрения философского подхода игра ребенка является главным способом освоение мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий – это человек, создающий свой мир, а значит человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребёнка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта, её развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых.

К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребёнка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путём подражания ребёнок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дети усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы в последствии. В основе игровой деятельности лежит, по мнению Д.В.Менджерицкой, следующие положения: игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередное, среди

Которых является развитие нравственных и общественных качеств; игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в её проникновении в различные виды деятельности (труд, учёба, быт).

Условно игры можно разделить на две основные группы; сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно печатные, музыкально- дидактические) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).

Сюжетно-ролевые это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры забавы, развлечения.

По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно- развивающая игра. Главное назначение этой игры - социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определёнными умениями и социальными навыками. Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами.

В сюжетах детских игр отражаются сферы взрослой жизни - ребёнок пробует себя в разных ролях. Он передаёт внутреннее состояние того, кого в данный момент изображает. Поскольку детская игра находится на стыке реального и условного миров, то к придуманному (условному) миру ребёнок учится относиться как к настоящему.

Сначала в игре дети отражают предметную деятельность взрослых, затем в центр их внимания попадают отношения между взрослыми и, наконец, правила, по которым строятся эти отношения

В самостоятельных детских играх часто недостаточно выдумки, творчества, активности, согласованности совместных действий. Несмотря на широкий круг знаний и впечатлений об окружающей жизни и деятельности взрослых, у детей часто не хватает игровых умений. Чтобы сюжетно-ролевая игра выполняла свои развивающие функции, мы должны научить ребёнка способам её построения, которые последовательно усложняются:

Условно-предметный способ – в раннем возрасте;

Ролевой – в среднем;

Сюжетосложение - в старшем.

Если образы ориентированы на передачу общего способа игры всем детям определённого возраста, возможность реализации ребёнком своих собственных предпочтений и индивидуальных способностей в развёртывании сюжета в большей мере, связан с организацией предметно - игровой среды.

Предметно-развивающая игровая среда анализируется с двух позиций:

  1. использование детьми игровой среды в игре;
  2. преобразование игровой среды.

В организованной игре в младшем и среднем возрасте дети используют готовую предметную среду, в старшем возрасте вносят небольшие преобразования через введение новых предметов.

В самостоятельной игре раскрываются возможности для преобразования готовой среды: дети создают новые постройки, вносят новые предметы, придумывают им не обычные функции, свойства.

В организованной игре предметов-заместителей используется больше, чем в самостоятельной, предпочтение отдаётся реальным игрушкам. Дети старшего возраста больше используют условных предметов в игре, дети младшего и среднего возраста заместителей почти не используют.

Можно сделать вывод:

В самостоятельных играх уровень преобразования предметно-пространственной игровой среды выше, чем в организованной игре.

Недостаточное использование предметов заместителей в младшем и среднем возрасте.

Для младшего и среднего возраста:

Вводить в игру предметы - заместители наряду с игрушками, а также необычные предметы, придавая им несвойственные функции (зонтик- ракета).

В организованной игре продумывать среду, позволяющую детям моделировать игровые ситуации, среду с минимумом предметов (большинство из них заместители), которая побуждает к развитию сюжета, творчества;

Широко использовать непохожие предметы-заместители;

Планировать сочетание предметов для игры, что всегда побуждает к развитию новых сюжетов.

Широко использовать приёмы, направленные на обогащение игровой деятельности детей;

Осуществлять переход на этап совместного руководства игрой (когда педагог делит главные роли или передаёт их другим детям в течении игры);


Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время пребывания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру, педагог вовлекал детей в новую.

Н. К. Крупская отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста писала: «… игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра – для дошкольников – способ познания окружающего».

Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П. Усовой. По ее мнению, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять.

Направляю игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, всегда следует помнить, что она – своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника. В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности: сам выбирает сюжет игры, игрушки и предметы, партнеров и т. д. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Игра позволяет детям уже в первые годы жизни самостоятельно использовать те или иные формы общения.

В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

Отношения, которые определяются содержанием игры, (ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей, инженер руководит рабочими), правилами игры;

Реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими, установление правил).

Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать, торопить. Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать повышенные эмоции.

Воспитательно-образовательные возможности игры возрастает, если она соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями.