Разнообразие природы родного края информация. Проект разнообразие природы родного края

Животный мир Московской областиМир животных области богат.
Здесь можно встретить белок, бобров, выдр, енотовидных собак, ежей, зайцев
(беляки и русаки), землероек, лисиц, кротов, серых и черных крыс, лесных
куниц, мышей и др.
Летучая мышь – чрезвычайно распространена в области (более 10 видов
насчитывают наблюдатели)

Благодаря тому, что наш
город со всех сторон
окружен реками и лесными
массивами, здесь имеется
довольно богатая фауна,
которая наиболее
характерна для широт
Московской области.
В местных реках водятся
щуки, ерши, плотва, лещи,
карпы и караси

Более 170 видов птиц – жители
области. Сонмы дятлов,
дроздов, рябчиков, снегирей,
соловьев, чибисов, аистов,
чаек, уток и других пернатых
водятся в Московской
области. А что говорить про
сорок, воробьев, ворон и
других обычных птиц

Несчетное количество насекомых являются полноценными жителями области

6 видов рептилий, 11 видов земноводных делают более разнообразной фауну области

Растительный мир Московской области

Природа Московской области действительно красива и гордо держит
свою силу и мощь даже в условиях активного антропогенного
воздействия. Она представлена россыпью дубрав, хвойных лесов,
верховых болот, заповедных оврагов, полей, заливных лугов, глубоких
озер, спокойных и вальяжных рек

Хвойные растения Московской области

Сосна
Ель
Кедр
Пихта

Лиственные деревья

Клён
Дуб
Берёза

Кустарники нашей области

Сирень
Шиповник
Бузина

Травы - имеют мягкий зелёный стебель с листьями и цветками. Они почти всегда ниже деревьев и кустарников

Крапива
Клевер
Ромашка

Грибы- царство живой природы, объединяющее в себе некоторые признаки как растений, так и животных

Опята
Маслята
Рыжики
Белый гриб
Шампиньоны

Любите родную природу
озёра, леса и поля! Ведь это
же наша с тобою навеки
родная земля. На ней мы с
тобой родились, живём мы с
тобою на ней. Так будем же,
люди, все вместе, мы к ней
относиться добрей!


Проект по окружающему миру подготовила
учащаяся 3 класса Пихтовской СОШ Зубкова
Алёна под руководством учителя начальных
родного края»
родного края»
классов Зубковой Л.В.
классов Зубковой Л.В.
«Разнообразие природы
«Разнообразие природы


познакомиться с разнообразием животного мира Новосибирской
расширение представлений о разнообразии животного мира
Гипотеза: я предполагаю, что если мы будем больше знать о
я предполагаю, что если мы будем больше знать о
Гипотеза:
своём родном крае, то будем бережнее относиться к его
Цель проекта:
Цель проекта:
области.
области.
Задачи проекта:
Задачи проекта:
НСО.
НСО.
богатствам.
богатствам.

В разных частях земного шара природа отличается.
В России, в разных местах, природа может быть
разной, сильно отличаться от природы других мест.
Поэтому родная природа для каждого человека ­
своя. Это наша Новосибирская область.


В Новосибирской области своей
красотой славится Кудряшовский бор
Кудряшовский бор
красотой славится


Есть в Новосибирской области и
прекрасные лиственные леса
прекрасные лиственные леса


Животный мир Новосибирской области
очень богат и разнообразен
очень богат и разнообразен
 Здесь можно увидеть различных
Здесь можно увидеть различных
животных, услышать пение птиц.
Многие звери и птицы занесены в
Красную книгу Новосибирской области.
Новосибирской области.
Красную книгу

Бурый медведь
Бурый медведь
Длина туловища 130­200 см, масса
­ 100­350 кг.
­ 100­350 кг.
 Осенью вес медведя может
Осенью вес медведя может
увеличиваться. Стопы ног бурого
медведя очень широкие, пальцы
вооружены длинными, изогнутыми
когтями.
когтями.
 У медведя 40 зубов. Шерсть
У медведя 40 зубов. Шерсть
длинная, густая и грубая, обычно
однокрасочная. Окраска от
однокрасочная. Окраска от
буровато­желтой до темно­бурой
или совершенно черной. Самцы
или совершенно черной. Самцы
намного крупнее самок.
намного крупнее самок.
 Бурый медведь очень чуток и
Бурый медведь очень чуток и
осторожен, избегает людей,
осторожен, избегает людей,
поэтому подстеречь его удается
очень редко.
очень редко.

ЛосьЛось
 Лось это очень крупное, сильное и
Лось это очень крупное, сильное и
красивое животное. Высота тела
лося составляет 235 сантиметров,
длина – около 3­х метров. Этот
гигант весит от 350 до 550
гигант весит от 350 до 550
килограмм. Лосю характерны
килограмм. Лосю характерны
большие рога.
большие рога.
 Это является его настоящей
Это является его настоящей
гордостью и отличительной
гордостью и отличительной
чертой. Вес одного рога
чертой. Вес одного рога
составляет 25 килограмм. По
составляет 25 килограмм. По
форме рог напоминает ветку или
лопату. Рога присутствуют только
у самцов. Ноги у животного
у самцов. Ноги у животного
длинные и сильные. Лось также
отлично умеет плавать.
отлично умеет плавать.

Белка
Белка
 Белка обладает стройным, небольшим
Белка обладает стройным, небольшим
телом. Его длина составляет от 20 до
40 сантиметров. Хвост пушистый, а
длина его равна длине тела. Редко
встречаются белки, вес которых
превышает 1 килограмм.
превышает 1 килограмм.
 Это животное имеет прекрасно
Это животное имеет прекрасно
развитые задние конечности,
развитые задние конечности,
позволяющие ему совершать дальние
прыжки до 4 метров. Хвост помогает
сохранять или изменять баланс тела
во время прыжка.
во время прыжка.
 Окраску меняют в зависимости от
Окраску меняют в зависимости от
времен года. Летом их шерсть рыжая,
а зимой меняется на серую, с
а зимой меняется на серую, с
голубоватым оттенком.
голубоватым оттенком.

ВолкВолк
 Волк обыкновенный (или серый волк) –
Волк обыкновенный (или серый волк) –
это крупный хищный зверь. Длина тела
взрослого волка может достигать 180
см, а высота – 90 см. Вес волка от 30
до 50 кг, некоторые самые крупные
животные могут весить до 80
животные могут весить до 80
килограммов. Самки волчицы обычно
. Самки волчицы обычно
килограммов
меньше волков самцов. Морда у волка
вытянутая, зубы острые и крепкие. Лапы
довольно длинные, когти не очень
острые, так как стачиваются во время
бега. Шерсть обычно светло­серая,
Шерсть обычно светло­серая,
бега.
бывает с черным, белым или рыжеватым
оттенком. С возрастом цвет шерсти у
волка может сильно меняться.
волка может сильно меняться.

Лисица
Лисица
 Лисица – одно из самых красивых
Лисица – одно из самых красивых
хищных животных. У нее изящное
удлиненное тело, стройные ноги,
длинный пушистый хвост. Голова с
заостренной мордой и большими
стоячими ушами. Размером лиса с
Размером лиса с
стоячими ушами.
небольшую собаку. Длина тела
небольшую собаку. Длина тела
взрослой особи составляет от 60 до 90
см, длина хвоста – от 40 до 60 см. Вес
лисицы обычно не превышает 10 кг.
Мех у лисы длинный и пушистый, по
большей части окрашен в рыжий цвет.
Брюхо чаще белого цвета, реже –
черного. В течение года лисы дважды
линяют, меняя свой мех то на зимний –
густой и длинный, то на летний –
редкий и короткий.
редкий и короткий.

ЗаяцЗаяц
 Тело зайца
Тело зайца стройное, немного сжатое
стройное, немного сжатое
с боков, его длина у некоторых видов
достигает 68­70 см. Вес зайца может
превышать 7 кг. Уши достигают в
длину от 9 до 15 см. Благодаря ушам
слух зайца развит лучше, чем
слух зайца развит лучше, чем
обоняние и зрение. Задние конечности
Задние конечности
обоняние и зрение.
у зайца имеют длинные ступни и
развиты сильнее передних. Скорость
зайца может достигать 80 км/ч. А
способность внезапно изменять
направление бега и резко прыгать в
сторону позволяет этим животным
избавиться от преследования врагов:
волка, лисицы
волка
бегают вверх по склонам, но вниз
приходится спускаться кубарем.
лисицы, совысовы. . Зайцы хорошо
Зайцы хорошо

Любите родную природу­
Любите родную природу­
Озёра, леса и поля!
Озёра, леса и поля!
Ведь это же наша с тобою
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля!
Навеки родная земля!

Вывод
Вывод
 Все эти животные находятся под
Все эти животные находятся под
охраной государства, являются
богатством нашей природы, украшают
леса Новосибирской области.
леса Новосибирской области.

Проект: «Разнообразие растений родного края»Выполнил: Новиков Герман

Цель: "Показать разнообразие природы родного края"

Цель: "Показать разнообразие природы родного
края"
Задачи
1.Беречь родную природу.
2. Место человека в природе
3. Охранять природу России

План:
1. Разнообразие растений на Земле.
2. Растения леса.
3. Значение природы для людей.

Водоросли - жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Другие имеют вид тонких шелковистых нитей зелено

Мхи растут во влажных местах. Они имеют
стебли и листья, но у них не бывает корней,
цветков, плодов с семенами.
Папоротники легко узнать по красивым
листьям, похожим на большие перья. Кроме
листьев, у папоротников есть корни и стебли.
Цветков, плодов и семян у них не бывает.
Водоросли - жители воды. Одни из них так
малы, что рассмотреть их можно только в
микроскоп. Другие имеют вид тонких
шелковистых нитей зеленого цвета. Третьи
(например: морская капуста) похожи на
длинные бурые ленты.

Цветковые – это такие растения, у которых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения наиболее раз

хвойные растения
Хвойные растения - это сосна, ель,
можжевельник и др. Хвоинки – это
их листья! У хвойных не бывает
цветков и плодов. На месте плодов
у них шишки, в которых и
созревают семена.

Растения леса

Берёза
Ромашка

Вывод:
* Как хорошо, что на Земле есть растения!
* Сколько радости доставляет нам их
красота!
* Они выделяют в воздух кислород,
необходимый для дыхания живых существ.
* Для животных растения - это и дом, и

Транскрипт

1 МОУ «Куриловская гимназия» Серпуховский муниципальный район Московская область Проект на тему «Разнообразие природы родного края» Автор проекта обучающийся 3 А класса Блашников Георгий Андреевич Руководитель проекта учитель начальных классов Динейко Ирина Александровна Серпухов год 1

2 Оглавление Введение 3 1 Природа, растения и животные Калужской области 4 2 Растительный мир Калужской области 5 3 Животный мир Калужской области 7 4 Климат в Калужской области 9 5 Речная сеть 10 6 Почвы 11 7 Уникальные места 12 Заключение 13 2

3 Введение Данная тема мною была выбрана не случайно. Современные люди не приучены беречь природу, у них отсутствует культура поведения в окружающей среде, и это может привести к необратимым последствиям. Поэтому говорить о красоте природы, которая нас окружает, призывая задуматься над тем, чего мы лишимся, если не изменим своего отношения к ней, важно и актуально. Я живу на Калужской земле, и меня заинтересовало, какими природными ресурсами обладает мой родной край. Цель проекта: изучить разнообразие природы родного края (Калужской области). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Узнать, какие растения, животные обитают на территории Калужской области. 2. Какими водными ресурсами богата калужская земля. 3. Какие уникальные места имеются в родном крае. 4. Выступить перед одноклассниками с проектом с целью обратить их внимание на окружающий нас прекрасный и разнообразный растительный и животный мир, задуматься о последствиях неправильного поведения в окружающей среде, призвать бережно относиться к природе, и привлечь к составлению фотоальбомов своих впечатлений о природе - «Прекрасное рядом». 3

4 Природа, растения и животные Калужской области Калужская область распростёрла свои чудесные просторы в самом центре Восточно-Европейской равнины. Этот дивный край завораживает всех путешественников своими сказочными лесами, которые покрывают собой едва ли не весь регион. Мягкий умеренно-континентальный климат предоставляет возможность насладиться всеми временами года, исследуя эту прекрасную землю. Древняя Русская платформа, на которой расположена область, изобилует полезными ископаемыми. В толще земли можно обнаружить бурый уголь, известняк и фосфориты. А теперь более подробно опишем этот край реликтовых лесов, чтобы прочувствовать красоту и первозданное разнообразие здешней природы. 4

5 Растительный мир Калужской области Регион расположен сразу в двух зонах, которые выделяют исходя из типа растительного покрова. Хвойно-широколиственные леса отвоевали для себя самую большую площадь и теперь гордо пестрят деревьями, мерно покачивающимися на ветру. В центральной и восточной части притаились широколиственные леса, которые своими небывалыми красотами невольно притягивают взоры пытливых исследователей. Однако в наше время состав лесов неуклонно меняется. Теперь леса постепенно приобретают смешанную форму, а на первые места по численности выходят берёза и осина. 5

6 Растительный мир области чрезвычайно богат. Сосудистые растения представлены сразу 1121 видом. Просто небывалый размах. Среди этого многообразия можно выделить хвощи, подобные карликовым ёлочкам, и папоротники, когда-то, в прошлом, сравнимые по высоте с самыми высокими деревьями современности. Мхи и лишайники укрывают влажные луга и болотистые местности сплошным ковром, а водоросли безраздельно царствуют в многочисленных водоёмах. Грибы не отстают от собратьев и протягивают свои грибницы на сотни километров, скрываясь под землёй до благоприятного момента, когда появится возможность выйти из тьмы на поверхность. Травянистая растительность очень разнообразна и, в основном, типична. Однако на фоне обычных видов встречаются и редкие и охраняемые растения. Это различные виды орхидных: венерин башмачок, пальчатокоренники, пыльцеголовники, ятрышники, неоттианте, дремлики и другие; чилим или водяной орех; ковыль перистый (степной вид); медвежий лук или черемша; плауны; папоротники: сальвиния, многоножка, страусник, ужовник, гроздовники и многие другие. 6

7 Животный мир Калужской области Животный мир не уступает в разнообразии растительному. На территории региона живут и развиваются сразу три вида животных это степные виды, северные и западноевропейские. Многие из них сейчас являются охраняемыми: обитает на некоторых водоемах области выхухоль - реликтовый эндемичный вид, занесенный в Красную книгу МСОП; встречается крупная летучая мышь гигантская вечерница - естественно редкий вид; отмечаются такие птицы, как чёрный аист, скопа, беркут, орланбелохвост, сапсан, балобан; среди громадного числа видов насекомых заслуживают особого внимания жук восковик-отшельник, некоторые виды шмелей, красавец аполлон обыкновенный - бабочка, являющаяся редкой во всем мире, и другие. Многочисленность водоёмов Калужской области и чрезвычайные различия условий существования в них привели к тому, что количество видов рыб, живущих на территории региона, перевалило за число 41. В водах обитают традиционные виды рыб щука, лещ, плотва и окунь. В регионе существуют многочисленные рыбные хозяйства, занятые выращиванием толстолобика и карпа. 7

8 В густых лесах можно встретить лося, кабана, зайца русака и даже лисицу. Земноводные представлены 11 видами. Это различные лягушки, а также тритоны, жабы. В области насчитывается 7 видов пресмыкающихся. Самым опасным представителем этого вида является гадюка, яд который способен привести к печальным последствиям, если укушенному вовремя не оказана необходимая медицинская помощь. Безопасной змеёй является уж, довольно распространённый в этих местах. Ещё часто встречаются различные ящерицы. В Калужской области существует 267 видов птиц и около 68 видов млекопитающих. Животный мир региона чрезвычайно богат и вполне заслуживает внимания туристов, которые занимаются исследованиями живой природы. 8

9 Климат в Калужской области Умеренно-континентальный климат приводит к довольно чёткой выраженности времён года. Самая холодная северная часть области, чуть-чуть теплее в центральной части. Самым тёплым местом на карте региона традиционно является юг, лесостепная зона которого находится в благоприятных погодных условиях в течение года. Зимой, в январе, на территории Калужской области средняя температура находится на отметке -9 градусов. Летом же чрезвычайно повышается влажность, а средняя температура в июле держится в пределах +19 градусов. Среднегодовая температура на северной стороне региона равна значению +3 градуса, тогда как на южной оконечности Калужской области этот показатель составляет +3,6 градуса. Годовая сумма осадков равна мм, причем две трети их выпадает в виде дождя и одна треть в виде снега. Ветровой режим характеризуется преобладанием ветров западных направлений. 9

10 Речная сеть Весь комплекс природных условий и, прежде всего, климат обусловливает широкое развитие речной сети. По территории области протекает 2043 реки, около 200 из них имеют протяженность более 10 км. Реки области относятся к Волжскому бассейну, и лишь на западе протекают реки Днепровского бассейна - Болва и Снопоть. Самые крупные реки области: Ока, Угра, Жиздра, Протва, Шаня, Вытебеть, Болва, Рессета, Ресса, Суходрев. Все реки характеризуются извилистым руслом, небольшим падением, медленным течением. Многие из них в пойме имеют озерастарицы. Озер в области мало, а уж крупных - тем более. Длина самого крупного - 4 км (Желоховское), остальные едва ли достигают длины 2-3 км. Озера пригодны для рыбалки, а на их берегах оборудованы базы отдыха. В области 19 водохранилищ, среди наиболее крупных можно назвать Ломпадь, Неполоть, Брынское, Милятинское. К водным ресурсам можно отнести и болота, они на территории имеются, но их очень мало, да и предназначение у них определено: здесь обнаружены залежи торфа, которые активно разрабатываются. 10

11 Почвы Географическое положение области на стыке лесной и лесостепной зон определило весьма значительную здесь пестроту почвенного покрова. Господствующими же являются дерново-подзолистые почвы, которые в центральных и восточных районах сменяются светло-серыми лесными. 11

12 Уникальные места Множество уникальных мест в Калужской области и многие из этих мест сейчас являются особо охраняемыми природными территориями: в Ульяновском районе существует Государственный заповедник "Калужские засеки"; на многие километры протянулся по области национальный парк "Угра"; практически во всех районах существуют памятники природы и число их в будущем будет расти. 12

13 Заключение В заключении хотелось бы сказать, что цель, которую я перед собой поставил, достигнута, природа Калужской области изучена и поражает своим разнообразием. С точки зрения экологии, Калужская область входит в число наиболее чистых и благоприятных для проживания. Мною были сделаны фотографии, отражающие красоту родного края (см. Приложение, с). В дальнейшем планируется составление фотоальбомов нашего класса о природе Калужской земли - «Прекрасное рядом», и оказание посильной ежедневной помощи по сохранению природы. Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь Всё это называется природа, Давайте же всегда ее беречь! Список литературы и интернет-ресурсов: 1. Атлас Калужской области / Автор-составитель В. В. Трефилов; Ред. Н. В. Солнцева. - Калуга: Золотая аллея, с экз. -- ISBN (в пер.) 2. Официальный сайт муниципального района «Жуковский район» 3. Статья «Животный мир Калужской области» В.А. Марголина, доцента Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского, к.б.н. 4. «О Красной книге Калужской области» Алексеев С.К., Сионова М.Н., Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся 13

14 (сборник статей). Вып. II. Под ред. Сионовой М.Н., Поляковой Э. А. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского С Хвойный лес 14

15 Берёзовый лист Маленький водопад 15

17 Рыжковские горки 17

18 18


МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ П А С П О Р Т ПАМЯТНИКА ПРИРОДЫ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ "ПЕЩЕРА ТУТ-КУШ" г. Горно-Алтайск 2012 г. ПАСПОРТ ПАМЯТНИКА ПРИРОДЫ 1. Наименование объекта: Пещера

Животный мир ХМАО Бурые медведь Волк Бурундук Белки Заяц Лось Куница Северный олень Лиса Соболь Песец Бобр Ондатра Лесной олень Содержание: Бурый медведь Бурый медведь- типичные обитатели обширных лесных

ЗАДАНИЯ Муниципального этапа областной олимпиады школьников по биологии. 5 класс 2015-2016 учебный год Максимальный балл 104 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР Максимальное количество баллов - 61 ЗАДАНИЕ 1. Задание включает

Всероссийская олимпиада школьников по ГЕОГРАФИИ Региональный этап 2014/2015 учебного года Задания 1 раунда для 9-х классов ПЕРЕД ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ ИНСТРУКЦИЮ На выполнение всех заданий

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4» г.белгорода «Согласовано» Руководитель МО Рогуля Л.И. Протокол 1 от «28» августа 2015 г. «Согласовано» Заместитель

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНОГО МИРА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Андрей Филиппович Кнорр Заместитель Губернатора Томской области по агропромышленной политике и природопользованию ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РАСТИТЕЛЬНОГО

Тема: Природные зоны Евразии. Цель: Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Евразии. Задачи: Ознакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями

Сведения об объектах сельского туризма, расположенных на территории муниципального образования «Грайворонский район» п/п Наименование объекта сельского туризма 1 Гостевой дом Крестьянское подворье на Ворскле

Часть 1 К каждому из заданий 1 12 даны варианта ответов, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком Инструкция по выполнению работы На выполнение теста по географии отводится

Краткая аннотация к программе «Биология» Биология в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение живой и неживой природы, изучение организма

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ПРИРОДЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ГБУ РС(Я) «ДИРЕКЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ООПТ МИНИСТЕРСТВА ОХРАНЫ ПРИРОДЫ РС(Я)» Семь чудес реки Лена Тойон- Аринский наскальный рисунок. Рисунок

Предмет Класс УМК Окружающий мир 4 класс «Начальная школа XXI века» Тема и номер урока в теме Базовый учебник Зона степей (урок 2:Степи и человек) Окружающий мир 4 класс в 2 частях Н.Ф. Виноградова и др.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 7 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана на основе Программы для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой,

Демонстрационный вариант промежуточной итоговой аттестации 8 класса по географии Часть 1 При выполнении заданий этой части верным является только один ответ. В бланке ответов 1 под номером выполняемого

Пояснительная записка. Воспитанию любви к Родине, укреплению их физического и психического здоровья детей и подростков служит природное окружение, оно же способствует развитию эстетических и нравственных

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. 5 (220). Экология. Природопользование. Вып. 5. С. 44 49. О. Ю. Ленская, М. Г. Ботова ОСОБЕННОСТИ ТЕКУЩИХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕГИОНЕ ЮЖНОГО

Планируемые результаты освоения учебного предмета Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по географии 6-9класса общеобразовательных учреждений. География России.И.И

Жизнь деревьев.- М.: МАХАОН, 2014.- 32с. Где зародилась жизнь на Земле? Какие существуют леса на нашей планете? Что вы знаете о жизни деревьев? Всё это вы сможете узнать, открыв эту книгу серии «Discovery».

Светлолобова С.Б., учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа 7 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Серпухова Урок окружающего мира Зона степей (4 класс) Цели урока: Сформировать

Пояснительная записка «Географическое краеведение» 6 класс Данная программа составлена на основании: Авторской программы Л. В. Макарцевой и Р. В. Маркиной для 6 класса общеобразовательных школ. Саратов

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 1. Источники географической информации. 1.1 План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы 1.1.1 Сравнение свойств географической

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с использованием программы авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой М.: Дрофа, 2011

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ. 2014/2015 ГОД. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 6 КЛАССЫ 1 Задание 1 Выберите два верных из шести предложенных вариантов ответов (правильный ответ 1 балл; правильным ответом

Муниципальное общеобразовательное учреждение Грибановская основная общеобразовательная школа Принято Утверждаю Школьным методическим Директор школы объединением Г.В. Родченкова 1 от 30. 08. 13г. Приказ

Пояснительная записка Нормативными документами для составления рабочей программы являются: Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования

Приложение 2 Педагогическая диагностика по определению уровня социо культурных представлений у детей о Родном Крае. Старшая группа. 1 задание. Проводится в конце первого квартала. Цель: Определить уровень

Команда 1 -массив верховых болот, с клюквой и морошкой (какие виды птиц и животных живут на болотах, которых необходимо охранять? Какие редкие растения растут на болотах?) -на болоте находится исток большой

Это всё хвойные Сосна, ель, кедр Узнать хвойные деревья легко. Почти все они вечнозелёные. И вместо листьев у них иголки, хвоя. Хвоя бывает разная. У одних деревьев она твёрдая и колючая. У других мягкая,

Лексическая тема «Осень» Уважаемые родители! Осень одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. 1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему

География. 7 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 1 География. 7 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 2 1 В каком направлении следует двигаться от точки А до точки В? Диагностическая тематическая

Задания по географии 6 класс (экстернат). 2012-2013 учебный год учитель: Прохорова Ольга Ивановна e-mail: [email protected] II полугодие Гидросфера Источники пресной воды на Земле. Происхождение подземных

Семчук Ирина Михайловна учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа 40 Тюменская область. г. Сургут ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Приложение к рабочей программе КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА на 2013-2014 учебный год Предмет: окружающий мир Класс: 2д Учитель Васильева И.Н. Количество часов за год: 68ч Количество

ЗАПОВЕДНИК «ВИШЕРСКИЙ» РОЛЬ ЗАПОВЕДНОЙ НАУКИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Заповедник «Вишерский Заповедная река Ниолс Средняя тайга Красновишерск ЗАПОВЕДНИК БАСЕГИ Гора

Административная контрольная работа за I полугодие Спецификатор контрольной работы по географии 7 класс. Цель: выявить остаточные знания учащихся по материалу, пройденному за I полугодие. Элементы минимума

Методический материал по изучению окружающей среды Тема Водноболотные угодья Национального парка Гауя. Содержание «Изведаем болото!» Получить основные знания о болоте, характерных для него растениях, животных;

Таблица соответствия между содержанием учебника «Биология-7», Образовательным стандартом основного общего образования по биологии и ресурсами портала http://fcior.edu.ru (раздел «Основное общее образование»

Коммерческое предложение о продаже земельного участка площадью 9,2597 га расположенного в административных границах Счастливского сельского совета Девелопер: ООО «Сити-Cтейт» Киевская область 2010 2 Содержание

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ Г. О. ТОЛЬЯТТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДСКОГО

Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 7 класса составлена на основе - учебного плана школы. - годового учебного календарного графика - ООП ООО, МБОУ «Лицей 9» Примерная программа, разработанная

3 й класс. Открытый урок. Мы и окружающий мир. Тема: Животный мир степной зоны. Задачи: 1) Развитие представлений учащихся о степной зоне, растительности степи. Формирование знаний о многообразии животного

Технологическая карта урока «Природная зона степей» Ф.И.О. учителя: Паршукова Е.С. Тема урока: «Природная зона степей», автор программы О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин (УМК «Гармония»), раздел «Природные зоны

Дополнительный материал к уроку П.С. Лопух, О.В. Сарычева, Л.В. Шкель Вспоминаем: Благодаря каким оболочкам на Земле существует жизнь? Размышляем: Как вы понимаете словосочетание «условия жизни»? О чем

ОХОТА НА КАМЧАТКЕ ОХОТНИЧЬИ БАЗЫ КАМЧАТКИ К а м ч а т к а уникальный р е г и о н с нетронутой цивилизацией природой! Она привлекает туристов со всего мира! Камчатка это зеленые леса, голубые озера и кристально

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОЗЕР ЮЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Седова О.С. ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» Шуя Ивановской области, Россия Идея развития

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 136 Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер,

Пояснительная записка Окружающий мир 1 класс УМК «Система Занкова» Роль и место дисциплины в образовательном процессе Адресат Соответствие государственному образовательному стандарту Цель и задачи Специфика

1 вариант. Часть 1 А1. Какой из отрывков является частью гимна современной России? 1) Славься, славься ты, Русь моя, Славься ты, русская наша земля. Да будет во веки веков сильна Любимая наша родная страна.

МАТЕРИАЛЫ для сайта по географии 7 класс Учитель: Ю. В. Остроухова ТЕМА Знать Уметь Геологическая история Земли Геологическая история Земли. Земная кора, Называть: геологический возраст литосфера, мантия,

Демонстрационный вариант итоговой контрольной работы по географии (7 класс) ЧАСТЬ А Часть А содержит 18 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, только один из которых

«БАБОЧКА НАД ЗАЛИВОМ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности «Бабочка над заливом» для -4 классов разработана на основе регионального компонента базисного учебного плана для общеобразовательных

Открытый урок в 4классе на тему: Природная зона степь. Географическое положение зоны, её особенности. Животный и растительный мир. ПР/Р Нахождение на карте природных зон зону степей; работа с атласом-определителем.

Кабинет биологии Влажные препараты п/п. Внутреннее строение рака. Внутреннее строение птицы. Развитие крысы Глаз крупного млекопитающего Развитие курицы Внутреннее строение крысы Тритон Развитие костной

Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире. Виталий Бианки. Ульяновский

Земельные ресурсы (возобновляемые) Земельные ресурсы мира Земельные ресурсы мира ограничены. Из всех земельных ресурсов около четверти приходится на арктические пояса пустынных полярных зон и тундры, лесотундр

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по географии (школьный этап) 2016-2017 учебный год 7 класс Максимальное количество баллов 56 Время выполнения 1,5

Trip-point Travel Lifestyle Inspiration Плитвицкие озера: хорватский заповедник, похожий на страну эльфов Плитвицкие озера из рода тех достопримечательностей, увидев фото которых, думаешь, что наверняка

Пояснительная записка 1. Личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни и здоровью человека; осознание значения

Название ООПТ Кеть-Касский Местоположение ООПТ в структуре административно-территориаль-ного деления Томская область, Верхнекетский район. Категория ООПТ Государственный природный заказник. Профиль Зоологический.

ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 6 КЛАССА Раздел «География. Планета Земля» (А.А. Лобжанидзе) 68 (34) учебных часов Раздел «География. Планета Земля» это первый из самостоятельных разделов в системе географического

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 15 имени Н.А.Хардиной городского округа Самара Рассмотрено на заседании МО Протокол от 2014г «Согласовано» Заместитель


Урок с применением ИКТ

Класс: 3
Задачи урока:
Личностные:

Метапредметные:



оценивать результаты работы.
Предметные:
Ожидаемые результаты:


Организационный момент.
- Прозвенел звонок и вот
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись от души,
До чего ж мы хороши!
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!


Вводная беседа:



- Назовите тему проекта.


Формулировка темы урока







(В группе и индивидуально).

3. Защита проекта
А) 1 группа




Вначале работы:

После этого:

Сфотографировали их.


В конце работы:



Б) Заслушивание сообщений



Итог:
Что нового узнали?






В начале работы:
Распределили обязанности в группе. Каждый выбрал, за что будет отвечать при работе.

После этого:



Подготовили сообщения для представления.
В конце работы:

2. Подготовились к выступлению.
Сейчас заслушаем сообщения членов группы.

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей томится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!

Г) Заслушивание сообщений


Итог:
- Интересными и полезными были сведения, представленные ребятами?
Что нового узнали?
ФИЗМИНУТКА
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.

Ветер сбивает росу.

Это к нам птицы летят.

Крылья сложили назад.
Г) Чтение стихотворения


- Чему учат эти стихи?
(Не губить природу)





(Зачитывание писем)

презентация результатов
1 группа – альбом



2 группа – газета



4.Проверка знаний
- Загадаем вам загадки,

Пришла из лесу птичница


Её в лесу всегда найдёшь,
Пойдем гулять и встретим,
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
В белом сарафане
Стала на поляне,
Летели синицы,
Сели на косицы.
(физминутка для глаз)



5.Итог урока

- Что особенно запомнилось?
_ Что показалось трудным?
6.Рефлексия (слайд 24)





полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным







Домашнее задание

- Урок закончен.



Урок с применением ИКТ
Тема урока: Защита проекта «Разнообразие природы родного края»
Класс: 3
Цель урока: создание условий для формирования целостного восприятия картины мира и осознание в нём места человека.
Задачи урока:
Личностные:
формировать собственный целостный взгляд на природу во взаимосвязи живой и неживой природы;
учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей по охране природы.
Метапредметные:
учить доносить свою позицию до других;
учить представлять результаты работы группы;
учить осуществлять поиск и обработку информации по теме;
развивать умение представлять информацию с использованием ИКТ;
оценивать результаты работы.
Предметные:
систематизировать знания о природе родного края.
Ожидаемые результаты:
обучающиеся научатся использовать разнообразные источники информации для поисков ответов на вопросы;
у обучающихся продолжится формирование умения слушать собеседника и признавать его точку зрения;
обучающиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, альбомные листы, шариковые ручки, альбом, стенгазета, благодарственные письма.Ход урока

Организационный момент.
- Прозвенел звонок и вот
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись от души,
До чего ж мы хороши!
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
- Поприветствуйте друг друга, прикоснитесь ладошками и улыбнитесь друг другу, подарите окружающим частичку своей любви, тепла и радости.
- И я хочу подарить Вам частичку своего тепла.
Вводная беседа:
- Назовите тему раздела, по которому работали на уроках окружающего мира.
(Эта удивительная природа) (слайд 1)
-Сегодняшний урок – обобщающий, посвященный защите проекта.
- Назовите тему проекта.
(Разнообразие природы родного края).
- Наш родной край - Урал. Посмотрите на карту нашей области. Поделимся знаниями о природе нашего края. (слайд 2)
Формулировка темы урока
- Сформулируйте тему нашего урока:
(Защита проекта по теме «Разнообразие природы родного края») (3 слайд)
- Как вы думаете, что значит защитить проект?
(Представить результат исследовательской деятельности в группе – защищать проект)
- На какой главный вопрос мы должны ответить в ходе представления результатов проекта?
(Какие животные и растения есть в нашем крае)
- Получим ответы на дополнительные вопросы:
Какие деревья хорошо растут в нашем городе? Какие животные и растения живут в наших лесах? Какие животные и птицы занесены в Красную книгу?
- В какой форме работали над проектом?
(В группе и индивидуально).
-Сейчас представители групп познакомят с результатами работы и представят презентацию. Все во время защиты, внимательно слушайте, записывайте на листах интересные сведения, которые вам пригодятся для выполнения самостоятельной работы.
3. Защита проекта
- Приглашаю представителя первой группы. Они искали ответ на вопрос о разнообразии природы городских улиц.
А) 1 группа
- Наша группа искала ответ на вопрос о разнообразии природы городских улиц. Для этого мы:
1.Познакомились с деревьями, растущими на улицах нашего города.
2 .Познакомились с птицами, живущими в нашем городе.
3.Узнали, какие птицы занесены в Красную Книгу Урала.
4 .Решили, как познакомим с новой информацией одноклассников.
Вначале работы:
Распределили обязанности в группе. Каждый выбрал, за что будет отвечать при работе.
Нашли в библиотеке и в интернете необходимую литературу.
После этого:
Выбрали несколько растений и животных нашего города, интересных для нас.
Сфотографировали их.
Выбрали важные и интересные сведения для нас о растениях и животных нашего города.
Подготовили сообщения для представления.
В конце работы:
1.Подготовили альбом для презентации.
2. Подготовились к выступлению.
Сейчас заслушаем сообщения членов группы.
Б) Заслушивание сообщений

«Деревья наших улиц» (слайд 9)
«Птицы нашего города» (слайд 10) - В Красную книгу Урала занесен список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений нашего края. Познакомимся с некоторыми из них.
«Птицы, занесенные в Красную книгу Урала» (слайд 11)
Итог:

- Приглашаю представителя второй группы. Они искали ответ на вопрос о разнообразии природы леса
В) 2 группа – Разнообразие природы леса»
- Наша группа искала ответ на вопрос о разнообразии природы леса нашего края. Для этого мы:
1.Познакомились с растениями леса нашего района.
2 .Познакомились с животными леса нашего района.
3.Узнали, какие животные занесены в Красную книгу Урала.
4 .Решили, как познакомим с этой информацией одноклассников.
В начале работы:
Распределили обязанности в группе. Каждый выбрал, за что будет отвечать при работе.
Посетили городской музей и познакомились с животными наших лесов.
После этого:
Выбрали несколько растений и животных леса, интересных для нас.
Подобрали литературу в библиотеке.
Выбрали важные и интересные сведения для нас о растениях и животных леса.
Подготовили сообщения для представления.
В конце работы:
1.Подготовили газету для презентации.
2. Подготовились к выступлению.
Сейчас заслушаем сообщения членов группы.
- Здравствуй, лес! Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвоюНочью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей томится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
- Заслушаем сообщения докладчиков.
Г) Заслушивание сообщений
«Деревья нашего леса» (слайд 17)
«Животные нашего леса» (слайд 18)
«Животные, занесенные в Красную книгу Урала» (слайд 19)
Итог:
- Интересными и полезными были сведения, представленные ребятами?
Что нового узнали?
ФИЗМИНУТКА
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
- В нашем крае, как и в стране принимаются Законы об охране природы. Их нужно выполнять всем жителям для её сохранения.
Г) Чтение стихотворения
- Поэты и писатели тоже не остаются равнодушными к проблеме сохранения природы. Послушайте, о чем написал в стихотворении поэт Денис Колупаев и подумайте, к чему он нас призывает.
Не пилите, люди, тополяНе губите светлые их кроны.Их прохладу. Под листвой зелёнойСтонет, плачет, матушка – Земля –Не губите, люди, тополя!
Не пилите, люди, тополяВы не рвите светлую их песню.Шелест листьев. Их наряд чудесныйУмоляет матушка - Земля -Не пилите, люди, тополя!
- Чему учат эти стихи?
(Не губить природу)
- Охранять природу должны все: и дети, и взрослые.
- Есть и особая профессия – лесничий. Этот человек охраняет природу на лесных участках. (слайд 20)
- Лесничий Сухоложского района Иван Степанович сейчас сам вам об этом расскажет. Мы побеседовали с ним по телефону на эту тему. Прослушайте внимательно его рассказ и ответьте на вопрос: какую помощь по охране природы родного края вы можете оказать?
(Прослушивание интервью, заслушивание обучающихся)
- Будем продолжать защищать природу родного края. Дома с родителями вы подготовили благодарственные письма растениям и животным нашего края.
- Представители групп познакомят нас ними. Эти письма передадим в лесничество на конкурс.
(Зачитывание писем)
- В результате любой работы важен результат, представители групп представят их (слайд 21)
Д) Заключение – итог работы по проекту
презентация результатов
1 группа – альбом

Я работал в первой группе. Результаты работы мы решили оформить в виде альбома «Растения и животные улиц Сухого Лога».
Моя роль в группе – редактор. Я отвечал за оформление альбома. Оформить красиво альбом помогла моя мама. Вот такой альбом у нас получился.
2 группа – газета

Я работала во второй группе. Результаты работы мы решили оформить в виде газеты «Растения и животные леса Сухоложского района». Моя роль в группе – редактор. Я отвечала за создание газеты. Оформить красиво газету помогли моя мама и сестры. Вот такая газета у нас получилась
- Ребята, вы проделали большую работу к сегодняшнему уроку, узнали много нового, а сейчас давайте посмотрим, насколько хорошо вы запомнили то, что услышали.
4.Проверка знаний
- Загадаем вам загадки,
А в ответ мы ждём отгадки! (слайд 22)
Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке – кур посчитать.
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
Её в лесу всегда найдёшь,
Пойдем гулять и встретим,
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
В белом сарафане
Стала на поляне,
Летели синицы,
Сели на косицы.
- Для выполнения следующей работы на нужно подготовить глазки.
(физминутка для глаз)
- Проследите глазами за бабочкой.
- Следующее задание будете выполнять по группам (слайд 23)

Прочтите задание на слайде. Используйте листочки с записанными данными.
- Заслушаем представителей групп.
5.Итог урока
- Ответьте на вопрос: решили ли, по вашему мнению, задачи, поставленные на уроке?
- Что особенно запомнилось?
_ Что показалось трудным?
- А сейчас оцените свою работу.
6.Рефлексия (слайд 24)
1. На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
- Вы провели большую исследовательскую работу. Как руководителю проекта мне бы хотелось оценить каждого из вас за проделанную работу.
Справились с ролями фотографа и докладчика Саша и Данил;
Ответственно отнеслись к созданию газеты и журнала редакторы – Аня, Миша;
Подбирали и обрабатывали материал Никита, Максим, Саша;
Ответственно отнеслись к работе в группе Даниил, Маша.
Все эти ребята подобрали литературу в библиотеке.
- К следующему уроку я каждому поставлю отметку, в которой будут учтены моя оценка и ваша самооценка.
- С результатами работы познакомим родителей на собрании и выступим с презентацией перед ребятами 1 класса.
Домашнее задание
- Дома выполните задание творческого характера: составьте с помощью родителей или самостоятельно свой кроссворд по теме проекта (по группам).
- Урок закончен.