Уникальная система высокоточного наведения «Гефест. Как россия сэкономила на высокоточной войне

Михаил Никольский

Высокоточное оружие, равно как сверхманевренность или крейсерский сверхзвук на бесфорсажном режиме работы двигателей, ныне стало своеобразным авиационным фетишем. Право, ну как считать самолет современным, ежели он не способен применить хотя бы управляемые бомбы JDAM? При этом как-то упускается из виду стоимость даже самого «дешевого» JDAM-a. Самолет бомбит в данном случае, образно выражаясь, автомобилями, причем отнюдь не бюджетного класса. С другой стороны точность бомбометания, а значит и вероятность поражения целей того стоит. Это тот случай, когда есть смысл «за ценой не постоять». Другое дело, что в подавляющем большинстве случаев можно обойтись обычными «железными» бомбами, сброшенными с носителя, оснащенного доработанным БРЭО.

Во второй половине 80-х годов считалось, что развитие авиационных ПрНК (прицельно-навигационный комплекс) в части снижения КВО (кругового вероятностного отклонения) неуправляемых авиационных средств поражения достигло предела. Однако в ходе ряда НИР, проведенных в интересах МО СССР, удалось доказать обратное. Строго говоря, теоретические проработки по, так сказать, нетрадиционным способам повышения точностных характеристик бортовых комплексов начались в СССР минимум на десять лет раньше. Повышение точности навигационных комплексов и систем достигалось, прежде всего, путем повышения точности датчиков первичной информации - гироскопов, акселерометров и др. Но информация о ряде параметров полета, например, о скорости и высоте, поступает и от других систем - радиовысотомера, допплеровского измерителя скорости и сноса, системы воздушных сигналов. Наконец, от спутниковой навигационной (ошибочно считать GPS первой такой системой) - спутники для навигации использовались в США и СССР задолго до появления GPS. Был разработан и новый метод навигации - по заранее составленной матрице высот. Обработка «средненьких» сигналов от различных систем позволяла получить на выходе данные очень высокой точности. Теоретические работы в области подобных систем продвинулись настолько, что в первой половине 80-х годов даже студентам МАИ начали читать курс корреляционно-экстремальных навигационных систем (КЭНС). Справедливости ради, стоит отметить, что упор делался на точность навигации, а не на точность бомбометания. Правда, новые способы навигации (и боевого применения) могли быть реализованы на практике только при наличии высокопроизводительных процессоров, способных выполнять обработку больших объемов информации в реальном масштабе времени. Увы, как говорилось в те годы: «советская микросхема - самая большая микросхема в мире!». А известные события рубежа 80-90-х годов едва вообще не поставили крест на отечественной оборонке.

Некоторое отрезвление в верхах наступило к середине 90-х годов, когда выяснились ограниченные возможности лучшего отечественного ударного самолета фронтовой авиации - Су-24М в части поражения точечных целей. ВВС в 1996 г. объявили конкурс на модернизацию самолета. Обычно фаворитом в такого рода конкурсах изначально выступает головной разработчик, но стоимость модернизации, предложенной «сухими», оказалась для ВВС неподъемной. Тогда Главком ВВС генерал армии П.С. Дейнекин отдал распоряжение найти альтернативный вариант.

Таким вариантом стало предложение малого научно-технического предприятия «ГЕФЕСТ и Т», созданного в 1992 г. рядом специалистов оборонной промышленности, в том числе принимавших участие в программе «Буран». Предприятие специализировалось на выполнении небольших заказов, НИОКР в области авиации и авиационного вооружения. «Внешнего эффекта» предложенный «Гефестом» вариант модернизации, а точнее - доработки, был лишен начисто. Облик самолета и даже оборудование кабины не менялись. Замене подлежали лишь блоки ПрНК, причем новые блоки выполнялись в меньшей размерности, но с теми же самыми посадочными местами и разъемами, что позволяло выполнять доработку самолетов в строевых частях силами ТЭЧ. Финансирование программы выполнялось в сравнительно ограниченном объеме, несопоставимым с доходами головного разработчика, занятого в тот период экспортом авиационной техники и амбициозными проектами необычных самолетов, а потому «Сухие» в «Гефесте» конкурента не увидели. Первое время программа ОКР фактически являлась совместной: в ней принимали участие «Гефест» и фирма «Су».

Отработка нового бортового оборудования велась на базе ЦБП и ПЛС в Липецке с 1998 г., что также было необычно. Традиционно новая техника проходила сначала испытания в Ахтубинске. Вариант с Липецком возник не от хорошей жизни - разработчик просто не располагал средствами на натурное моделирование. Самолеты Су-24М из боевого состава Липецкого авиацентра не выводились (новых самолетов, естественно, никто не предоставил).

Новый борт прошел несколько итераций. Изначально в параллель с БЦВМ «Орбита-10» подключался новый блок обработки и формирования информации. На этом этапе проводилась проверка правильности построения алгоритмов обработки данных. Следующим шагом стало исключение из контура системы штатной БЦВМ, в дальнейшем глубина модернизации БРЭО увеличилась. В ходе испытаний не только совершенствовалось программное обеспечение, но приходилось выполнять, казалось бы, не связанные с темой задания. В частности, уточнили баллистику бомб. Снятие баллистических характеристик проводилось на равнинных полигонах, а экипажи из Липецка работали не только на равнине, но и по горному полигону, где бомбы ложились кучно, но с перелетом от цели - иная баллистика в разряженной атмосфере. Поскольку денег на подобные исследования выделено не было, то работу совместили с выполнением Липецким авиацентром учебно-боевых заданий, в том числе и исследовательских ЛТУ.

Окончательно структура новой подсистемы СВП-24 (специализированная вычислительная подсистема) для самолета Су-24М сформировалась в 2000 г. при непосредственном участии специалистов Липецкого авиацентра. Тогда же было принято решение о проведении специальных совместных испытаний модернизированных самолетов Су-24М (МК) с СВП-24. Однако раньше произошли события, едва не поставившие под вопрос всю программу, точнее ее выполнение силами «ГЕФЕСТ и Т».

В 1999 г. интерес к модернизации Су-24MK проявили ВВС Алжира. Под Алжир проходил испытания Су-24M с неполным комплексом СВП-24, так как здесь главным подрядчиком выступил уже разработчик самолета. Результаты испытаний более чем удовлетворили ВВС Алжира. С 2001 г. началась эксплуатация доработанных Су-24MK в ВВС этой страны. Алжир получил самолеты с новой версией ПО, поэтому эксплуатацию сопровождали представители «ГЕФЕСТ и Т». Алжирский заказ стимулировал интерес ОКБ Сухого к модернизации Су-24М - начались работы по новой ОКР, которая привела к появлению Су-24М2. Модернизация свелась к обновлению бортового радиоэлектронного оборудования (не без использования наработок «ГЕФЕСТ и Т», хотя ВВС настаивали на использовании СВП-24 в полном объеме). Политические усилия привели к тому, что в 2002 г. финансирование варианта доработки, предложенного «ГЕФЕСТ и Т», прекратили. Самолет Су-24М2 же получил хороший PR, хотя добиться запланированного повышения его боевой эффективности не удалось.

Невзирая на прекращение государственного финансирования, отработка Су-24М «Гефест» (так самолет называют в войсках) продолжалась. «Матчасть» принимала участие в исследовательских ЛТУ и постепенно получала «широкую известность в узких кругах».

В 2004 и 2005 гг. «гефесты» блестяще отработали на учениях стран СНГ «Рубеж», в то время как дела конкурента шли отнюдь не блестяще. По результатам учений 2004 г. (и более ранних) ВВС провели анализ Су-24М с СВП-24 в опытной эксплуатации, а в начале 2005 г. оборудование СВП-24 рекомендовали к принятию на снабжение ВВС РФ. В декабре 2005 г. появился утвержденный Главкомом ВВС Акт, в котором говорилось о невозможности начала эксплуатации в ближайшее время модернизированных самолетов Су-24M2 и рекомендовалось доработать 4-5 самолетов Су-24М СВП-24. Министр обороны С.Б. Иванов публично заявил о модернизации Су-24M по варианту «Гефеста», однако в конце 2005 г. был заключен контракт на модернизацию порядка 30 самолетов в вариант Су-24М2.

Очередным рубежом в затянувшейся истории Су-24М «Гефест» стал 2008 г. - в октябре систему СВП-24 официально приняли на вооружение ВС РФ. Зеленый свет? «Российским вооруженным силам на период реформирования достаточно 14 самолетов», - это цитата.

Самолеты поступили в строевой полк, где ими очень довольны.

Приведем некоторые данные по модернизации Су-24M.

В состав Комплекса бортового оборудования входят:

Устройство ввода-вывода с программным обеспечением УВВ-МП, блоки которого установлены в стойке СП-24 вместо стойки БНА-24 штатного УВВ «Бином-АТ»;

Блок преобразования и обработки радиолокационного изображения РВБ-Т, работающий совместно с радиолокатором РПО;

Блок индикации телевизионный ОР4-ТМ, установленный в кабине вместо индикатора ОР4-ТО из состава РПО;

Твердотельный бортовой накопитель (эксплуатационный регистратор) ТБН-К-2, установленный вместо штатных магнитных регистраторов МЛП-14 для регистрации потоков информации от КБО СВП-24, системы регистрации «Тестер-УЗ» и БКО «Карпаты» в едином масштабе времени;

Коллиматорный авиационный индикатор КАИ-24П и блок БФИ, блок индикации КАИ-24П установлен в кабине вместо оптического

Визира ППВ и формирует совмещенное изображение от РПО, ЛТПС (ГСН высокоточного оружия с телевизионным наведением) и электронной карты местности;

Специализированная радионавигационная система с блоками СРНС-24 и антенны, блок СРНС установлен на посадочное место регистратора МЛП-14-3, антенна установлена на гаргроте;

Мультиплексный канал информационного обмена МКИО между модернизированными устройствами и блоками бортового оборудования.

В состав Наземного комплекса подготовки и контроля полетных заданий (НКПиК) входят:

Автоматизированная система эксплуатационного контроля АСЭК-24;

Автоматизированная система подготовки полетных данных АСППД-24.

Установка информационно-прицельных индикаторов вместе с созданием системы объединенной индикации значительно упростила работу экипажа и расширила возможности маневрирования самолета при поиске и атаке наземных целей днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, а также в условиях постановки радиопомех. Летчик получил возможность видеть показания пилотажно-навигационных приборов на отражателе прицела с одновременным выполнением прицеливания в режиме ИЛС при визуальном поиске цели, не перенося взгляд в кабину самолета, что существенно повышает безопасность полета на малых высотах и в гористой местности. В режимах индикации РПО и ЛТПС (ГСН) летчик впервые получил возможность наблюдать радиолокационное или телевизионное изображение местности и целей, в том числе на фоне электронной карты, что позволяет осуществлять прицеливание или контроль качества прицеливания штурманом вне визуальной видимости цели. Нанесение тактической обстановки на фоне электронной карты местности значительно облегчает работу штурмана при поиске и опознавании заданной цели. Привязка по высоте и цели на большой дальности позволяет летчику выполнять противоракетное маневрирование по высоте и направлению вплоть до сброса бомб. В случае отсутствия радиолокационного изображения от РПО обеспечивается возможность прицеливания с заданной точностью по целям на электронной карте местности.

Продолжительность модернизации одного самолета Су-24М под установку бортового оборудования СВП-24, развертывание модулей АСЭК-24 и АСППД-24 составляет 10-14 дней. Доработка звена самолетов Су-24М (МК) может быть выполнена за 20 - 25 дней при организации работ параллельно на нескольких самолетах комплексной бригадой из трех-пяти специалистов разработчика и десяти специалистов ТЭЧ. Комплект модернизированных средств наземного обслуживания обеспечивает эксплуатацию штатных и модернизированных самолетов. Масса бортового оборудования самолета уменьшается на 127 кг, объем бортового оборудования уменьшается на 179 дм3, потребляемая мощность снижается на 1000 ВА, новое оборудование не требует охлаждения обдувом.

ЗАО «ГЕФЕСТ и Т» разработало и поставляет для доработки самолета Специализированную вычислительную подсистему СВП-24 в составе Комплекса бортового оборудования (КБО СВП-24) и Наземного комплекса подготовки и контроля полетных заданий.

Опыт эксплуатации самолетов показал, что боевые возможности Су-24М, оборудованных СВП-24, повышены в сравнении с Су-24М более, чем в 3 раза за счет повышения дальности обнаружения и опознавания целей, улучшения точностных характеристик, увеличения суточной боевой напряженности. Реализована возможность автоматизированного управления ударной авиацией в интересах общевойскового командира в реальном масштабе времени при непосредственном взаимодействии с сухопутным подразделением, разработаны и внедрены новые тактические приемы.

На практике вышеизложенное означает переход Су-24М в новое качество. Стало возможным реально перенацеливать самолет в воздухе. В принципе, данное качество в той или иной мере присуще любому авиационному ударному комплексу. На практике любой бомбардировщик подобен снаряду. Заранее отработан и введен в ПрНК маршрут, согласованный с «дружественной» ПВО, экипаж прошел тренаж для выполнения конкретной задачи, удар наносится с отработанных в ходе учебно-боевой подготовки «шаблонных» маневров. В условиях быстроменяющейся обстановки подобные удары зачастую приходятся по пустому месту, тем более, что даже в «известном месте» далеко не всегда находится реальная цель.

Комплекс разработки «ГЕФЕСТ и Т» обеспечивает перенацеливание самолетов непосредственно в полете - на экране на фоне цифровой карты местности просто высвечивается новая марка цели, причем такую марку способен поставить не только старший авиационный начальник, но и командир подразделения сухопутных войск. Сама атака выполняется со «свободного маневрирования», то есть понятие «боевой курс», на котором летчик ведет самолет «по ниточке» под огнем средств ПВО, исключен. На учениях «Рубеж-2004» бомбометание по цели выполнялось тремя Су-24М с СВП-24. Как такового выхода на боевой курс не было - три самолета перед атакой разомкнулись, а бомбометание выполняли с разных высот и курсовых углов, при этом все сброшенные бомбы легли точно в цель, которая легко наблюдалась визуально. Министр обороны Казахстана летчик-снайпер, генерал армии М.К. Алтынбаев наблюдая роспуск бомбардировщиков перед атакой, очень сильно удивился, впервые увидев нанесение группового удара со свободного маневра.

Границы зоны «свободного маневрирования» летчик наблюдает визуально на коллиматорном индикаторе КАИ-24П; разработчик гарантирует заданную точность бомбометания при маневрировании с креном в пределах летно-технических характеристик самолета. За счет использования специальных тактических приемов, например бомбометания с кабрирования в развороте, стало возможным бомбометание без входа в зону объектовой ПВО. Су-24М с СВП-24 способен использоваться как лидировщик немодернизированных Су-24 или даже истребителей; в этом случае ведомые выполняют сброс бомб одновременно с ведущим самолетом. Использование в одном боевом порядке бомбардировщиков и истребителей позволяет одновременно нарастить силу удара по наземной цели (за счет подвески бомб на истребители) и прикрыть бомбардировщики от возможных атак самолетов противника. СВП-24, в отличие от исходного комплекса или комплекса самолета С/-24М2, допускает использование в одном боевом вылете боеприпасов с разными баллистическими характеристиками. По точности самолетовождения комплекс Су-24М с СВП-24 в отечественной фронтовой авиации не имеет себе равных. Днем и ночью, в СМУ и ПМУ экипаж способен выполнять полет на малых высотах с огибанием рельефа местности. Дополнительный плюс комплекса - он гарантирует заход на посадку на аэродромы, не оборудованные средствами РТО. Даже в мирное время, при наших географических пространствах, где часть аэродромов обслуживается лишь маленькими комендатурами, данное качество «Гефеста» более чем востребовано. Только за одну возможность посадки на аэродром в сложных метеоусловиях с отказавшим РТО, стоит сказать спасибо компании «ГЕФЕСТ и Т».

Высокая точность навигации обеспечена использованием КЭНС, спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS, информацией от радиолокатора. Особо стоит отметить, что в ходе модернизации не менялись датчики первичной информации -те самые гироскопы и акселерометры, а также радиолокаторы и другие системы. Другими словами, создан «временной резерв» для создания и отработки промышленностью действительно новой Российской авионики. За счет изменения преобразования сигнала от РЛС в телевизионный формат стало возможным накладывать на экране радиолокационную «картинку» на цифровую карту местности, что облегчает работу штурмана.

Модернизация затронула не только самолет. Замена БЦВМ «Орбита-10» обернулась, возможно, первым реальным шагом в направлении реализации концепции, известной на Западе как «цифровое поле боя» - когда все участники сражения обмениваются информацией в реальном масштабе времени. Электронная карта местности, тактические условные знаки, унифицированы с используемыми в сухопутных войсках. Удалось организовать радиообмен между пользователями различных родов войск в режиме частотной радиотелеграфии на единых частотах. Криптографический канал связи обладает высокой помехоустойчивостью. Перенацеливание «гефестов» в воздухе по командам с КП сухопутных войск неоднократно демонстрировалось в ходе учений.

Наземная часть комплекса позволяет эксплуатировать самолет «по состоянию». Так, бортовой накопитель ТБН-К-2 записывает синхронно по 4 каналам всю текущую информацию о работе бортовых систем. Более того, зафиксированная накопителем информация дает полную картину действий экипажа в полете, то есть позволяет от полета к полету отслеживать реальный уровень подготовки экипажа. Заключение по техническому состоянию самолета и действиях экипажа выдается через 15 минут после посадки. Данные от накопителя вводятся в автоматизированную систему эксплуатационного контроля АСЭК-24, благодаря чему в любой момент практически одним нажатием кнопки можно узнать реальное состояние парка самолетов Су-24M с СВП-24 и натренированность их экипажей.

Автоматизированная система подготовки полетных данных АСППД-24 в 4-5 раз сокращает время выполнения штурманских расчетов, значительно повышает эффективность выполнения оперативно-тактических расчетов вплоть до оптимизации боевой нагрузки, прокладки маршрутов, преодоления средств ПВО противника.

В ЗАО «ГЕФЕСТ и Т» не ограничились модернизацией Су-24М. В 2005 г. выполнял полеты доработанный системой, близкой СВП-24, вертолет Ка-50. Боевая эффективность доработанной «Акулы» увеличилась в 2,5 раза, однако по политическим причинам, развития данная тема не получила. Готовы варианты модернизации самолетов Су-25, МиГ-27, L-39, А-50 и Ту-22М3. Реально «в работе» в настоящее время находится только один Ту-22М3.

Проблема в «умах». Принято считать новым, прежде всего, «железо» - планер с двигателем. Новый самолет - это звучит! Между тем, в ряде боевых авиационных комплексов стоимость бортового оборудования доходит до 70% от стоимости всего «изделия». На Западе главными подрядчиками при создании спецтехники, таких как самолеты радиоразведки, подавления ПВО, РЭБ, ДРЛОиУ, уже давно являются электронные фирмы, например IBM. У нас по-прежнему «весь пирог» забирает головной разработчик, а «смежникам» достаются (не всегда!) лишь не самые толстые куски пирога. Результат отлично иллюстрирует графическое сравнение допустимых эксплуатационных диапазонов самолета и допустимой области применения оружия. Самолет обладает великолепными летными данными в широком эксплуатационном диапазоне, а использовать оружие способен только с ограниченных режимов! Специалистам «ГЕФЕСТ и Т» удалось максимально приблизить область применения оружия к допустимому эксплуатационному диапазону самолета - отсюда возможность бомбометания со «свободного маневрирования». Разработчик «со стороны», в данном случае «ГЕФЕСТ и Т», способен комплексно подойти к модернизации бортового оборудования и наземных систем, унифицировав летательные аппараты различных фирм, что в ином случае вряд ли возможно, по крайней мере, в отечественных условиях.

Немаловажный фактор в пользу привлечения «третьей силы» - возможность проведения реальных конкурсов, сокращение «нецелевого использования средств». Кстати, о последнем: на совещании по вопросу модернизации оборонной промышленности 5 апреля 2010 г. премьер-министр В.В. Путин отметил, что «мы не всегда получаем ту отдачу, которую ожидали... деньги тратятся, а результат нулевой».

Статья может показаться панегириком «ГЕФЕСТ и Т». Это не так. Не дело журналиста, даже с техническим образованием, давать оценки военной технике, в таких оценках даже испытатели порой «блуждают» в раздумьях чему отдать предпочтение. Автор неоднократно говорил на тему «Гефеста» с летчиками и штурманами Су-24М. Редкий довольно случай - отзывы были исключительно положительными, причем штурманы хвалили самолет на свой лад, летчики - на свой. Выше говорилось о трудозатратах на доработку самолета, но ведь экипажи тоже следует готовить. Так вот, по отзывам летного состава, освоившего самолет Су-24М, для освоения Су-24М с СВП-24, в зависимости от уровня подготовки, достаточно выполнить один - три полета.

В случае реализации сказанных в 2004 г. слов Министра обороны С.Б. Иванова, в настоящее время ВВС России вполне могли иметь несколько десятков бомбардировщиков, сопоставимых по боевой эффективности с лучшими западными ударными самолетами поколения 4+. Кстати, на учениях «Запад-2009» некоторые зарубежные специалисты в возможности модернизации существующего бортового оборудования самолетов Су-24М и Ту-22МЗ, так и не поверили. Осенью 2009 г. еженедельник «Джейнс Дифенс Уикли» сообщил о появлении на вооружении ВВС России новых высокоточных управляемых боеприпасов со спутниковым наведением. Поводом послужили спутниковые снимки полигона в Белоруссии, по которому в ходе учений отработали «железными» бомбами Су-24М и Ту-22МЗ, оборудованные СВП-24, а иностранные специалисты посчитали, что наши самолеты применяли управляемые боеприпасы.

Использование СВП-24 также позволяет повысить точность применения управляемого оружия, особенно - с инерциальным наведением на начальном и среднем участках траектории, так как точность работы инерциальной системы сильно зависит от точности «выставки» исходных координат и параметров движения носителя в момент пуска. К слову, ракета Р-33 истребителя МиГ-31 имеет инерциальное наведение на начальном участке траектории.

Широкий круг читателей и слушателей других средств массовой информации давно уже знаком с работами ЗАО «ГЕФЕСТ и Т», в том числе по итогам учений серий «Рубеж», «Боевое содружество», «Щит Союза», «Запад» и др., показам техники с боевым применением в Нижнем Тагиле, где участвовали самолеты Су-24М с СВП-24.

А где же себя проявили с лучшей стороны самолеты Су-24М2? Это остается «секретом».

Самой лучшей оценкой техники, поступающей на вооружение войск, является оценка их пользователей: отзывы летчиков, штурманов, инженеров и техников, которым по команде ставится учебно-боевая (боевая) задача, и они, используя новую технологию, заложенную в интеллект оружия, достигают высоких результатов.

Пример ЗАО «ГЕФЕСТ и Т» демонстрирует способность России самостоятельно, без иностранной помощи, не только выполнять НИОКР на уровне «чуть выше» мирового, но и реализовать такие наработки в войсках. Пример показателен еще и тем, что на передовые рубежи вышли отнюдь не «киты» оборонки, а сравнительно небольшие фирмы. «ГЕФЕСТ и Т» - не единственное предприятие, добившееся прорывного успеха. Премьер-министр В.В. Путин на недавно проведенном совещании ОПК потребовал бережно относиться к наработкам, востребованным в войсках. Так может БЛА, на разработку которых по официальным данным впустую потрачены огромные средства, не там заказывали?

Понятно, что силами малых предприятий вряд ли возможно «поднять» большую программу, вроде перспективного авиационного комплекса, но вот «начинить» платформу новейшей аппаратурой они вполне способны, прежде всего, за счет нестандартных подходов к построению архитектуры бортовых систем, быстрой и качественной отработки комплексов. Взять, к примеру, те же тактические БЛА: самое сложное в них - «начинка», а не планер.


СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА СВП-24 «ГЕФЕСТ»
SPECIALIZED COMPUTING SUBSYSTEM SVP-24 «GEFEST»

02.02.2017


В Липецкой области экипажи штурмовиков Су-25 и фронтовых бомбардировщиков Су-24М Воздушно-космических сил (ВКС) отработали задачи уничтожения в составе группы объектов аэродрома условного противника.
Летчики Липецкого авиационного центра совершили парные взлеты с аэродрома базирования, полет в плотных строевых порядках в составе штатных пар и звеньев, выполнили пуски неуправляемых ракет и стрельбу из авиационных пушек по наземным целям на полигоне, обозначающим сооружения аэродрома, автомобильную и авиационную технику условного противника.
Во время полетов экипажи обнаруживали цели по заданным координатам, преодолевали средства противовоздушной обороны при подлете к цели и, после применения авиационных средств поражения, уходили от объектовых средств ПВО путем маневрирования.
Летный состав ВКС выполнял задачи с применением специализированной вычислительной подсистемы СВП-24, позволяющей в режиме реального времени путем целеуказаний уничтожать наземные цели с высокой точностью.
Всего в полетах на боевое применение приняли участие более 10 экипажей штурмовой и бомбардировочной авиации ВКС.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ

Экономика должна быть экономной

Война всегда является продолжением экономики, как и геополитика. Это просто другой способ добиться желаемого результата, когда никакие иные … не помогли.

А раз так, то стоимость ведения боевых действий, особенно в войне за пределами Родины является очень важным моментом.

Любая война, это в первую очередь расходы. Очень часто войны заканчивались после того, как расходы, связанные с ее проведением превышали ожидаемые дивиденды. Так было и раньше, например война за «испанское наследство», когда Франция и Англия истощили себя 15 летней войной и решили замириться, потому что это перестало быть потенциально выгодно.
Точно так же и войны современности. США, выиграв все сражения Вьетнамской войны, вынуждены были с позором уйти из страны. Схожая ситуация повторилась и в Ираке. СССР попал в этот же капкан в Афганистане. Их урок не пошел впрок и коалиция во главе с США, выиграв все, еле унесло оттуда ноги.

Война с каждым десятилетием становится все дороже и дороже. В первую очередь это связанно с увеличением стоимости «жизни» солдата (выплаты, имиджевые потери внутри страны и т.д.) и с резким увеличением стоимости вооружения и … боеприпасов. На самом деле есть большое заблуждение, что главные расходы воюющие страны несут производством вооружений. Нет. Уже в 20-ом веке основной статьей расходов военного бюджета стали боеприпасы.

Например, Германия во ВМВ на боеприпасы тратила более 60% всех военных расходов. СССР с колоссальным выпуском военной техники, почти половину .

Во время войны во Вьетнаме, только на безуспешные попытки «выбомбить» Северный Вьетнам и заставить его выйти из войны понадобилось 7,7 млн. тонн бомб и более чем 2 млн. самолетовылетов. Все это стоило 4000 самолетов, а результат так и не был достигнут. А между тем, каждая бомба это деньги, каждый самолетовылет это деньги, каждый сбитый/поврежденный самолет это деньги, каждый убитый/раненый это деньги. Деньги, деньги, деньги. Все это оборачивается огромными проблемами и проигрышем.
Вьетнам обошелся США в от 110 до 350 млрд. долларов (по разным оценкам). Первая цифра это официальные расходы МО США на войну, а вторая это оценка всех расходов. Как видим деньги колоссальные. Проводимая в это же время и сверхдорогая программа полета на Луну обошлась американской казне в 20-25 млрд. $.

Кстати, война на Донбассе для убогого состояния экономики Украины стала бы невозможной, покупай она за кровные боеприпасы. Все они без исключения были произведены проклятым коммунистическим «совком» для войны с самой демократической страной. Следует отметить, что и у второй стороны была схожая ситуация. А потому лупили они друг друга от души о со всей пролетарской ненавистью .

Причина появления высокоточных боеприпасов

На самом деле причина в первую очередь чисто экономическая. По итогу войны во Вьетнаме, в котором впервые было использовано в массовом количестве управляемое оружие, возникла мысль сделать «умным» максимально возможное число вооружения. От крылатых ракет, до умных бомб и снарядов.

Критерий стоимость/эффективность.

Идея заключалась в том, чтобы уменьшить расход боеприпасов, необходимых для поражения цели. «Теория», то есть испытания показывали, что экономия составляла минимум от 30-до 100 раз в зависимости от объекта поражения, что позволило говорить об экономии расхода только по боеприпасам в 2-3 раза. А если сложить косвенные расходы, то получаем колоссальную экономию. В случае авиации мы еще и значительно уменьшаем риск потери дорогостоящего изделия, в который превратился современный самолет.

Стоимость аппарата десятки миллионов долларов.

Первая большая проба сил новых методов ведения войны прошла во время операции «Буря в пустыни». Внешне все выглядело красиво и эффектно. Иракская армия потерпела сокрушительное поражение, но как выяснилось позже, значительная часть высокоточных боеприпасов либо не поразили цель, вследствие разнообразных причин: неисправность, помехи и т.д., либо поразили ложные цели, что привело к огромным и непропорциональным расходам.

Стоимость ракеты «Томагавк» составляла сотни тысячи долларов. Эти ракеты стали расходным материалом войны. А ведь часто поражаемый ею объект стоил в сто раз меньше. Такая война в случае затягивания грозит разорить любое государство. Что в конечном итоге и произошло, но уже после второй войны и оккупации.

Но и это еще не все. Стоимость данных видов боеприпасов неуклонно дорожает. Причем в разы. Например, на сегодня ракета «Томагавк» стоит почти 1,5 млн. $ (даже с учетом крупносерийного производства). Последние управляемые снаряды по стоимости приближаются к ракетам. Например 155-мм американский Excalibur в малой серии обходится в 85 000 $, в большой минимум 50 000 $ (в ценах 2008 года). Это при том, что первая управляемая авиабомба GBU-39 обошлась армии США примерно в те же деньги.

На этом фоне кажутся просто смехотворными ежедневные расходы ВСУ во время войны на Донбассе. По заверениям Порошенко они составляли «неподъемные» для страны 5 млн. $ в день .

А теперь вновь поговорим о Сирии. Зрители восхитились высокоточным поражением десятков объектов. Потерь нет, а враг напуган и бежит. Первая мысль, «а сколько это стоит»? По логике аналогичных кампаний на одни только бомбы (десятки в день) надо тратить миллионы долларов, причем тоже каждый день.

Но нет. Больше всего поразило американских и прочих «партнеров», что данный эффект был достигнут «копеечными» средствами, а именно бомбами ФАБ и БЕТАБ. По данным МО РФ и КАБ.

ФАБ это старая добрая бомба, которой еще во времена ВОВ крошили фашистскую нечисть. Конечно она сегодня имеет другой вид и начинку, но это копеечный расходный материал, которого на складах МО завались. Кстати и под списание тоже. Фактически боеприпасы стоят «копейки».
Что касается расходов на вылеты, то здесь они конечно есть. Кстати стоимость обслуживание того же Су-25 и Су-34 отличается в разы, в пользу первого. Если бы не … полевые испытания в боевой обстановке, то всю проделанную работу можно было выполнить одними «Грачами» и с теми же результатами.

Су-25 с учетом задач, которые выполняет, кушает до 5 тонн авиационного топлива за вылет. При цене 30 тыс. руб. за тонну имеем 150 тысяч рублей, или 2,5 тысячи долларов. Плюс конечно зарплата ЛС и стоимость ЗИПа и техобслуживание. Можно накинуть амортизацию. Шутка. Одним словом все это достигается за очень «бюджетные» деньги.

СВП-24. Долгая дорога в туннелях власти

Вообще все выглядит очень неправдоподобно. Дешево и эффективно. Прямо как вот в этом выпуске Ералаша:

Где же та «сковородка», без которой все это так и осталось бы сказкой. Знакомьтесь СВП-24, комплекс, который мог бы и … не появиться, если бы не стечение обстоятельств. Иногда очень сложно даже гениальному решению пробить железобетонные бастионы российской коррупции.

Самый лучший обзор системы я нашел здесь: Модернизация российских боевых самолетов ЗАО "Гефест и Т"

Идея устройства с одной стороны гениальна, а с другой проста, как и все гениальное. Вообще-то СВП-24 это не совсем то и система прицеливания. Вернее, в том числе и она. До СВП-24 любая модернизация систем прицеливания шла по линии более точного позиционирования ЦЕЛИ. Разработчики из компании «ГЕФЕСТ и Т» оттолкнулись от обратного: от позиционирования носителя боеприпаса и десятков физико-технических параметров окружающей среды и самого самолета. При помощи системы глобального позиционирования ГЛОНАСС происходит соединение позиционирования цели и носителя. То есть самолет выводится в нужную точку и производит бомбометание фактически под управлением компьютера.


Результат мы все видим сегодня на экране. Такой подход сделал совершенно лишней корректировку бомбы , а значит, мы возвращаемся к старой доброй ФАБ, не теряя точности. Самое важное, что заданная точность бомбометания (для ФАБ-500 4-7 метров) достигается на высотах 5-6 км, то есть недоступных для ПЗРК, которые являются главной «системой» ПВО террористов во всех уголках мира.

В то же самое время это чудо-техники могло и не появиться в строевых частях ВВС РФ. Компании «Гефест и Т» пришлось пройти все. С министерством обороны по программе СВП-24 оно работало с 1996 года. В 2002 году программу закрыли. И это несмотря на то, что «Гефест» отлично отработал на алжирском контракте 1999 года по модернизации Су-24. По словам руководства фирмы, дело было в том, что разработка «Гефеста» была в три раза дешевле изделия конкурирующей фирмы и на ней трудно было пилить «бюджет». Поняв, что с МО РФ каши не сваришь разработчики будущей суперсистемы подали на армию в суд, чтобы вернуть вложенные в разработку деньги (с ними так и не рассчитались).

После 4 лет пересудов армия вынуждена была выплатить «Гефесту» 50 млн. рублей.

Ясно, что после такого вариантов вернуться в подрядчики МО практически не осталось, если бы … «конкуренты» не облажались со своим «изделием» в ходе учений «Рубеж-2005». Тогда вновь возникла идея вернуться к идее сотрудничества.
В 2006 году был заключен новый контракт по переоборудованию самолетов Су-24 прибором СВП-24, который к тому времени уже хорошо себя зарекомендовал на практике, а также адаптации его к другим типам летательных аппаратов. В октябре 2008 года систему даже приняли на вооружение ВС РФ.
Но помня старые обиды, чиновники из МО продолжали ставить палки в колеса.
На конец 2010 года было модернизировано 10 самолетов Су-24 и один Ту-22М3. Были разработаны варианты модернизации для самолетов Миг-27, Су-25, А-50 (самолет ДРЛО на базе Ил-76), Л-39 и вертолета Ка-50. Но в конце года по словам генерального директора ЗАО "Гефест и Т" Александра Панина МО решило вновь закрыть программу:

«Заместитель министра обороны Владимир Поповкин отказался от планировавшегося на следующий год финансирования проведения модернизации строевых фронтовых бомбардировщиков Су-24М с оснащением их специализированной вычислительной подсистемой СВП-24, несмотря на решение на уровне главкома ВВС о необходимости проведения такой модернизации» .

Я думаю не надо россиянам давить на больную мозоль и напоминать о коррупции в МО под командой Сердюкова. Не он первый, не он последний. Не знаю как, но программу переоборудования самолетов прибором СВП-24 вернули. Приоритет был дан программе переоборудования самолетов Су-24 и Су-25. А потом был грандиозный успех на МАКС 2013 и дело пошло.

Вот такая грустная история, но со счастливым для России концом.

Что будет дальше в Сирии? Думаю сухопутная операция, техническая подготовка, которой наблюдается невооруженным глазом. Скорее всего, российские военные в явном виде там принимать участия не будут.
А потом, после войны будет огромное количество экспортных контрактов, которые скорее всего перекроют все расходы кампании, если она и дальше будет развиваться столь успешно. Возможности экспорта российского вооружения после такой демонстрации вырастут однозначно. И уж точно будут покупать систему СВП-24.

П.С.

Не только экономика должна быть экономной, но и на войне боеприпас не должен стоить золотых гор.

Нет, конечно для короткой победоносной войны против папуасов можно и ракеты по миллиону долларов против ишака использовать. Но для настоящий длительных сражений, оружие должно быть массовым. Чем советско/российское оружие и отличалось - Т-34, Калашников. Из Арматы тоже не стали делать вундервафлю, а сделали хоть и замечательный прорывной танк, но заточенный под массовый выпуск.

Точность попадания - вопрос для военных людей главнейший, особенно для летчиков. Можно сбросить огромное количество бомб и в результате не причинить противнику никакого вреда или нанести всего один удар, и в «самое яблочко». Операция в Сирии российских Военно-космических сил демонстрирует рациональность использования боеприпасов, удивляющую наших друзей и недругов в равной степени. Самолеты там используются в своем большинстве не новейшие, а бомбы в основном и вовсе еще советские, которые пришлось бы в скором времени утилизировать, но точность ударов нашей авиации стала загадкой и для боевиков ИГИЛ, и для наблюдающих за ходом боевых действий представителей стран НАТО. Австрийскому изданию Contra Magazin, опиравшемуся на открытые источники, удалось ответить на волнующий многих вопрос о причинах столь высокой результативности российских пилотов.

Исторический экскурс

В годы Второй мировой войны на боеприпасы приходилась почти половина всех издержек, а в нацисткой Германии даже более того. Авиация союзников сбросила на немецкие города колоссальное количество бомб, от которых погибли сотни тысяч мирных людей. Во время последующих конфликтов американцы также отдавали предпочтение «коверным налетам», когда десятки и сотни самолетов разрушали все на огромных площадях в надежде на то, что и противнику достанется. Все рекорды побила Вьетнамская война, в ходе которой ВВС США израсходовали боеприпасов больше, чем всё человечество за всю свою прежнюю историю. Цифра вышла фантастическая, 14 мегатонн, из них больше половины приходится на авиабомбы. Стоило это пиршество смерти около ста десяти миллиардов долларов (тех еще, периода 60-х-70-х годов, когда в Америке хорошей зарплатой считалась сумма 600 $ в месяц). В общем, высокоточное оружие начали разрабатывать в первую очередь из экономических соображений. Военные специалисты подсчитали, что оно обеспечит трехкратное снижение издержек.

Концепция высокой точности

Классическая схема управляемой ракеты или самонаводящейся бомбы включает в себя встроенную автономную систему прицеливания, исполнительный механизм и рули, в общем и целом сходные с самолетными. Например, внутри крылатой ракеты размещен быстродействующий компьютер, вычисляющий оптимальный курс и выдающий решения на поддержание минимальной высоты полета. Естественно, машине необходимы внешние данные, и она получает их от бортового радара и других средств навигации. В этой области человечество добилось потрясающих результатов, и если бы от точности попадания зависело бы здоровье и счастье людей, планета избавилась бы от всех болезней и печалей. Один недостаток, однако, присутствует и в каждом образце военной техники, даже самой совершенной: она ошеломляюще дорогая. Недавно один сирийский беженец даже поделился своими соображениями по этому поводу, рассуждая о ситуации, при которой крылатая ракета «Томагавк», стоящая полтора миллиона долларов, убивает нескольких бедняков в пустыне, принятых за террористов.

После распада СССР независимой России достались тысячи самолетов и многие миллионы тонн боеприпасов, постепенно стареющих. Успехи советских авиастроителей действительно оказались серьезными, созданные ими образцы добротны, качественны и до сих пор используются, благополучно пережив второе тысячелетие и войдя в третье. Наряду с новейшими разработками отечественный Оборонпром уделял внимание модернизации проверенных временем самолетов, внося в них соответствующие изменения. Так родилась концепция управляемых боеприпасов, реализованная на практике.

Таинственный «Гефест»

В Сирии ВКС применяют и самые современные образцы самолетов, управляемых бомб, а также реактивных снарядов, но «рабочими лошадками» этой войны стали афганские ветераны Су-24 и Су-25, именно они несут основную нагрузку и выполняют большую часть боевых вылетов. На них, как оказалось, установлена особая аппаратура, позволяющая с высоты в шесть километров, куда не достают ПЗРК, наносить бомбовые удары по позициям боевиков ИГИЛ с точностью в несколько метров. Называется это оборудование СВП-24 (буквы расшифровываются как «специализированная вычислительная подсистема»), или иначе «Гефест», очевидно, в честь древнегреческого бога кузнецов. С помощью этой системы производится автоматический подсчет оптимальной точки отделения боеприпаса от самолета с учетом самых разнообразных факторов, имеющих тенденцию влияния на отклонение от траектории падения, включая параметры ветра, атмосферное давление и многое другое.

Модернизация боеприпасов

Идея доработки устаревших боеприпасов приходила в голову не только российским конструкторам, но и американским. Они даже разработали свою концепцию превращения обычных свободнолетящих бомб в сверхточные. Разумеется, в этом случае для обеспечения нужной вероятности попадания одного оборудования, смонтированного на борту самолета-носителя, недостаточно. Корректировка требуется в любом случае, в том числе с использованием спутниковых каналов от GPRS. Для этого на каждой бомбе меняется хвостовая часть, устанавливаются подвижные регулируемые рули, а также электромеханическая и электронная связь, обеспечивающая прием управляющих сигналов и их реализацию. Правда, цена остается высокой, при падении каждой единицы гибнет и установленная на ней схема управления, достаточно сложная и дорогая. В российском варианте все оборудование возвращается на базу вместе с самолетом-штурмовиком, что значительно снижает издержки в самом прямом экономическом смысле. Возможно, именно заинтересованность заокеанских оружейных фирм в масштабных заказах, приносящих огромные прибыли, диктует увеличение расходов на производство боеприпасов.

Программа «Гефест» дважды закрывалась

Начались работы по созданию системы прицельного бомбометания в компании «Гефест-Т» в 1996 году, а через шесть лет Министерство обороны их решило прекратить, склоняясь к модернизации бомбардировщика Су-24 по программе холдинга «Сухой». Стоял даже вопрос об оплате уже произведенных ПКР на сумму 50 млн. руб. Деньги компания взыскала через суд еще через четыре года, а затем начались работы по адаптации подсистемы СВП-24 к другим типам самолетов. Но в 2010 году их опять остановили. Как показала практика реального применения в боевых условиях, «Гефест» оказался очень удачным проектом. Возможно, этот случай станет очень полезным уроком и послужит поддержке инициатив талантливых разработчиков не только в оборонной промышленности.

Чугунная дровяная печь для бани Гефест Гроза 24П, рассчитана на обогрев парильного помещения до 24м 3 .

Чугунные банные печи ТМ «Гроза» - это современные печи, рассчитанные на малые и средние размеры парных. Печь имеет прочную сборную конструкцию, без резьбовых и сварных соединений, детали выполнены из легированного чугуна. Топка печей «Гроза» состоит из двух камер, разделенных пламегасителем. Радиаторные выступы каменки, направленные вглубь топки, увеличивают площадь контакта огня с каменкой и эффективность теплосъема. Для увеличения площади поверхности нагрева камней каменка снаружи оборудована чугунными шипами, направленными вверх. Между шипами укладываются банные камни или дополнительные чугунные заклады, такие как ядра и чугунные шишки. Сами чугунные шипы также являются частью заряда для лучшего испарения воды.

Характеристики чугунной банной печи Гефест Гроза 24П

Комплектация дровяной печи для бани Гефест Гроза 24П

ПБ-24-П, зольный ящик-нержавеющая сталь, герметик "Титан" до 1500С-1 шт, гарантийный паспорт (руководство по эксплуатации)