Противокорабельная ракета «Циркон» разогналась до восьми скоростей звука. Российская гиперзвуковая ракета «Циркон

Американский телеканал CNBC сообщил: испытания гиперзвуковой ракеты «Циркон» прошли удачно

Со ссылкой на источники, знакомые с отчетами разведслужб США, CNBC сообщил – в России 10 декабря 2018 года провели очередное испытание гиперзвуковой ракеты корабельного базирования «Циркон». По словам собеседников телеканала, в ходе испытания ракета разогналась до скорости, в восемь раз превышающей скорость звука (8 Махов, или примерно 9800 км/ч). Ранее сообщалось, что скорость «Цирконов» должна превышать скорость звука в 5–6 раз. «Успешное испытание, проведенное на прошлой неделе, показало, что россияне смогли добиться устойчивого полета ракеты, что критически важно при разработке гиперзвукового оружия», - пояснил CNBC один из военных экспертов.

Собеседники телеканала CNBC отметили, что США пока не способны надежно защитить свои корабли и другие объекты от «Цирконов».

Работы по новейшему так называемому межвидовому ракетному комплексу 3К22 с ракетой 3М22, разработанному реутовской корпорацией НПО машиностроения, ведутся как минимум с 2011 года. Аналогичные работы ведет Франция. Китай испытал планирующий ГЗЛА WU-14.

В России запуски новейшего гиперзвукового изделия осуществляются уже несколько лет, но только сегодня рассекречены некоторые результаты испытаний и ТТХ ракеты.

“На испытаниях новая российская гиперзвуковая противокорабельная ракета «Циркон»достигла восьми скоростей звука”, – сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе.

«В ходе испытаний ракеты было подтверждено, что ее скорость на марше достигает 8 Махов», - сказал собеседник агентства. Однако он не уточнил, когда и с какой платформы был проведен запуск. Источник добавил, что «Циркон» может запускаться с тех же пусковых установок, что используются для ракет «Калибр» и «Оникс».

Крылатые ракеты «Циркон» (3М22) разрабатываются в корпорации «Тактическое ракетное вооружение» как минимум с 2011 года. Согласно открытой информации, дальность ракеты может составить до 400 километров. Экспортным вариантом ракеты «Циркон», по предположению специалистов УГАТУ, является ПКР «BrahMos-II» .

Смотреть видео

Технические характеристики «Циркона» на данный момент засекречены. Несмотря на то, что испытания «Циркона» давно идут, сведений о ракете крайне мало. Нет данных, существует ли ее авиационный вариант.

Тем не менее, некоторые тактико-технические характеристики ракеты «Циркон» можно обозначить уже сейчас, исходя из истории и динамики процесса проектирования и испытаний изделия 3М22.

Для чего нужна ракета, что является вероятной целью?

Гиперзвуковыми крылатыми ракетами «Циркон» будут вооружены прежде всего российские боевые корабли и подводные лодки. Чем «Циркон» отличается от уже более или менее известного изделия АГБО – аэробаллистического гиперзвукового боевого оснащения (оно же – изделие 4202)?

Во-первых,

в отличие от гиперзвукового боевого оснащения «Циркон» весь полет выполняет в атмосфере, значительно ниже границы между атмосферой Земли и космосом.

Во-вторых,

если изделие 4202 – стратегическая система для поражения цели на расстоянии в тысячи километров, то 3М22 развивает линейку тяжелых противокорабельных ракет «Базальт» – «Гранит» – «Оникс» , уничтожающих надводные и наземные цели на дальности 300-400 км.

Сфера применения накладывает на «Циркон» жесткие ограничения по прочности конструкции, агрегатов и других ТТХ. На гиперзвуковых скоростях на ракету воздействуют высокотемпературный поток. Он вызывает нагревание конструкции до нескольких тысяч градусов (причем, чем ниже высота полета, тем больше нагрузки).

“Одним из носителем ракеты «Циркон» должна стать подводная лодка пятого поколения «Хаски» разработки морское бюро машиностроения «Малахит»”

При этом «Циркон» должен не просто долететь до определенного района, но, обнаружив цель, преодолеть ПВО противника. На фоне радиоэлектронных помех ракета должна выявить нужный объект и гарантировано поразить его. Отсюда чрезвычайно высокие требования . С учетом скорости ракеты «Циркон», ее РЛГСН должны работать в условиях максимальной нагрузки.

Навигационная система ракеты, управляющая полетом на маршевом участке, отличает точностью и быстродействием. На конечном участке траектории цель идентифицируется радиолокационной головкой самонаведения, работе которой будут мешать ложные цели и электронные помехи.

«Циркон» для потенциального противника – цель, справиться с которой не получится не только стоящим на вооружении вероятного противника средствам ПВО, но и перспективным, работы по которым только ведутся.

Краткая история создания гиперзвуковой противокорабельной ракеты

Восстановим хронологию событий, чтобы оценить, какие именно возможности дает российскому ВМФ ракета «Циркон».

Первые упоминания в открытых источниках о создании ракетного комплекса с гиперзвуковой противокорабельной ракетой оперативного назначения «Циркон» 3К22 появились в СМИ в конце 2011-го. Позже корпоративная газета НПО машиностроения «Трибуна ВПК» писала, что в 2011 году в одной из дирекций была создана группа главных конструкторов по теме 3М22.

В 2011 году Центральный институт авиационного моторостроения из подмосковного Лыткарино показал на авиасалоне МАКС гиперзвуковые аппараты. На стенде института были выставлены макеты ракет необычной формы – похожих на австралийского утконоса (у них был расплющенный лопатовидный обтекатель и коробчатый корпус).

Именно тогда прозвучало и название перспективного ракетного комплекса «Циркон», о создании впервые официально сообщили только сейчас. Кстати, индийская компания Brahmos анонсировала работы над гиперзвуковыми аппаратами, демонстрируя макет все того же «утконоса».

Интересную информацию дает годовой отчет входящего в состав Корпорации тактического ракетного вооружения уральского проектно-конструкторского бюро «Деталь» (одно из направлений его работы – разработка радиовысотомеров). В 2011 году по теме «Циркон» был одобрен и направлен заказчику (НПОмаш) проект двух изделий – «Циркон-С-АРК» и «Циркон-С-РВ» . Специалисты считают, что под аббревиатурой РВ подразумевается радиовысотомер, а АРК – автоматический радиокомпас.

В том же году НПО «Гранит-Электрон» , ведущий разработчик радиоэлектронных комплексов ВМФ РФ, отчитался о создании для 3М22 проекта системы автопилотирования и инерциальной навигации . В отчете за 2011 год входящего в корпорацию НПО машиностроения оренбургского ПО «Стрела» (выпускающего противокорабельные крылатые ракеты, в том числе П-800 «Оникс»), приоритетом на ближайшие годы названо создание производственной базы для серийного выпуска ракет «Циркон».

По данным отчета корпорации НПО машиностроения за 2012 год, начата разработка промышленной технологии производства лазерных и оптико-электронных систем комплекса приемо-передающих устройств и вычислительных средств для наведения гиперзвуковых ракет .

Именно в это время имя «Циркон» исчезло из всех открытых источников. Даже из отчета ПО «Стрела» за 2012 год были убраны пункты о создании базы для производства новой ракеты.

Одновременно с этим вице-премьер Дмитрий Рогозин объявил о создании на базе Корпорации тактического ракетного вооружения и НПО машиностроения суперхолдинга, которой должен заниматься гиперзвуковыми технологиями.

Позже от идеи создания гиперзвукового промышленного объединения в таком масштабе отказались в пользу объединения с реутовским НПОмаш находящегося в Дубне машиностроительного конструкторского бюро «Радуга» , разрабатывающего и выпускающего ракеты воздушного базирования, включая крылатые.

Летом 2012 года на полигоне 929-го летно-исследовательского центра в Ахтубинске, прошли испытания гиперзвуковой крылатой ракеты воздушного базирования. Носителем ракеты выступил бомбардировщик Ту-22М3.

В сентябре 2013 года глава Корпорации тактического ракетного вооружения Борис Обносов признался, что в России уже опробованы изделия, развивающие скорость порядка 4,5 Маха.

Гиперзвукавая ракета и модернизация тяжелых крейсеров

После 2013 года информация о ракетах проекта 3К22 опять исчезла из открытых источников. Осенью 2015 года о ракете заговорили в связи с модернизацией «Адмирала Нахимова».

Согласно договору между ПО «Севмаш» (занимается переоборудованием ТАРКР) и корпорацией «Алмаз-Антей» , последняя должна поставить десять вертикальных пусковых установок (УВПУ) ЗС-14-11442М для проходящей на предприятии модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера проекта 11442.

Несущий восемьдесят гиперзвуковых «Цирконов» «Петр Великий» будет способен за считанные минуты уничтожить не только пару ударных авианосных групп потенциального противника, но весь военный флот такой державы, как Турция.

По имеющимся данным, одним из носителей «Циркона» должна стать подводная лодка пятого поколения «Хаски» , разработку которой начало морское бюро машиностроения «Малахит» . По замыслу разработчиков, новейшая АПЛ проектируется на одной базовой платформе в двух вариантах. Во-первых, многоцелевая, ориентированная на борьбу с подводными лодками противника. Во-вторых, противоавианосная ПЛАКР, вооруженная крылатыми ракетами, в том числе и «Цирконами».

От появления первых сведений о новой ракете и создания группы главных конструкторов до начала испытаний прошло всего пять лет. Вероятно, в основе «Циркона» лежат технические решения, во многом готовые и проверенные.

«Госиспытания “Циркона” в соответствии с контрактом планируется завершить в 2017 году, а на следующий год начать его серийное производство», - рассказал представитель ОПК.

Крылатые ракеты «Циркон» (3М22) призваны, в первую очередь, заменить на вооружении флота тяжелые противокорабельные ракеты комплексов «Гранит» и должны войти в состав вооружения перспективных кораблей океанской зоны (ракетных крейсеров) типа «Лидер» и модернизируемых атомных крейсеров проекта 1144 «Орлан» .

По данным источников телеканала, в отчетах разведслужб США говорится, что серийное производство «Цирконов» Россия сможет начать в 2021 году, а их поставки в войска начнутся в 2022 году.

Название «Циркон» не упоминалось президентом России Владимиром Путиным в его послании ​Федеральному Собранию 1 марта 2018 года, значительная часть которого была посвящена презентации новых видов оружия, в том числе и гиперзвукового. «Обладание таким оружием, безусловно, дает серьезные преимущества в сфере вооруженной борьбы. Его мощь, могущество, как говорят военные эксперты, может быть огромным, а скорость делает неуязвимым для сегодняшних систем ПРО и ПВО, поскольку противоракеты, по-простому сказать, их просто не догоняют. У России такое оружие есть. Уже есть», - сказал тогда Путин, имея в виду систему воздушного базирования «Кинжал».

Почти незамеченным прошло сообщение СМИ от 17 марта о начале испытаний российской гиперзвуковой крылатой ракеты «Циркон». Однако военно-экспертное сообщество успело его оценить. По сути это означает, что российский ВПК вышел на финишную прямую в деле создания супероружия, которому потенциальным врагам в ближайшее время нечего будет противопоставить.

Гиперзвуковая ракета «Циркон». Характеристики

Разработкой крылатой ракеты «Циркон» с 2011 года занимается «НПО Машиностроения». Ее внешний вид и характеристики строго засекречены, что вполне объяснимо. Известно лишь, что это ракета морского базирования с предполагаемой скоростью 5-6 Мах и дальностью полета 300-400 км. В перспективе скорость может быть увеличена до 8 Мах.

По мнению некоторых экспертов, «Циркон» — это по сути та же российско-индийская сверхзвуковая ракета «БраМос» только в гиперзвуковом исполнении. Если и дальше продолжить ее «родословную», то новая ракета «Циркон» окажется «внучкой» П-800 «Оникс», на базе которой создавалась «БраМос».

Кстати, в феврале прошлого года представители компании Brahmos Aerospace сообщили о готовности создания гиперзвукового двигателя для совместного детища в ближайшие 3-4 года.

Первые результаты испытаний

Первые испытания ракеты «Циркон» были проведены в Государственном летно-испытательном центре (г. Ахтубинск) в 2012-2013 годах. На «роль» носителя был выбран дальний сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3. Тестирование было продолжено, спустя 2 года, но уже с наземной пусковой установки.

О том, что у России в ближайшее время появится новое грозное оружие стало понятно после успешных испытаний в прошлом году. В текущем году испытания должны завершиться, а через год «Циркон» предполагается запустить в серийное производство.

Проблемы, возникшие в процессе разработки

Чтобы ПКР «Циркон» стала гиперзвуковой ее создателям пришлось изрядно потрудиться. Одна из основных проблем – чудовищный перегрев корпуса во время полета на гиперзвуковой скорости с последующим образованием облака плазмы. Как оказалось, в нем практически «слепнет» одна из основных систем ракеты, отвечающая за самонаведение. Стало очевидным, что для «Циркона» потребуется электронная начинка нового поколения.

Для разгона ракеты было решено использовать прямоточный ракетный двигатель со сверхзвуковым горением на топливе с увеличенной энергетической энергоемкостью – «Децилин-М». Чтобы решить весь комплекс проблем, к разработке изделия были привлечены лучшие российские специалисты в области аэродинамики, двигателестроения, материаловедения и электроники.

Перспективы

Изначально «Цирконы» проектировались, как «убийцы авианосцев» — ракеты морского базирования, которыми оснастят АПЛ 5-го поколения «Хаски». Однако нетрудно предположить, что со временем они смогут стартовать с надводных кораблей, наземных пусковых установок и с борта ударных самолетов.

Оснащение Российской Армии ракетами «Циркон» может серьезно повлиять на соотношение сил. Во-первых, станут еще более уязвимы ударные США. Во-вторых, уникальные скоростные и маневренные характеристики отечественной гиперзвуковой ракеты сведут практически до нуля эффективность американской ПРО.

Гиперзвуковые проекты США и других стран

Однако не стоит списывать со счетов основных российских конкурентов. Еще в начале 2000-х в период президентства Джорджа Буша младшего началась разработка доктрины быстрого глобального удара, где основная ставка делалась на гиперзвуковые крылатые ракеты с дальностью действия 6000 км.

В рамках доктрины уже идут испытания ракеты AHW, а на очереди – проект HTV-2 по созданию ракеты, способной достичь скорости 20 Мах с дальностью поражения 7700 км. В марте прошлого года компания Lockheed Martin начала разработку гиперзвукового беспилотника SR-72.

Гиперзвуковой тренд в центре внимания ВПК Китая. Так год назад были протестированы гиперзвуковые летательные аппараты DF-ZF и Yu-71. В Индии ведутся разработки тактической ракеты класса «земля-земля» Shaurya, достигающей скорости 7 Мах. Не отстает и Франция со своим гиперзвуковым проектом крылатой ракеты «воздух-земля» ASN4G с ядерной боеголовкой и скоростью 8 Мах.

Новая российская гиперзвуковая противокорабельная ракета «Циркон», разрабатываемая подмосковным ОАО «Военно-промышленная корпорация «НПО машиностроения», на недавних испытаниях достигла восьми скоростей звука. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе.

«В ходе испытаний ракеты было подтверждено, что ее скорость на марше достигает 8 Махов (число, учитывающее зависимость величины скорости звука от высоты полета)», — сказал собеседник, не уточнив, когда и с какой платформы был проведен запуск ракеты.

По словам специалиста, ракеты «Циркон», могут запускаться из универсальных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс». Официального подтверждения данной информации о таких испытательных результатах ракеты на данный момент нет.

В этом году ракета «Циркон» начала проходить государственные испытания. После принятия на вооружение она, в частности, должна пополнить боекомплекты тяжелых атомных ракетных крейсеров «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов». Дальность стрельбы «Цирконом», согласно открытым данным, составляет около 400 километров; максимальная скорость ракеты указывается в районе 4-6 Махов.

В конце марта нынешнего года британские СМИ активно обсуждали характеристики «Циркона». Журналисты указывали, что это оружие несет в себе угрозу для флота Великобритании и может изменить баланс сил в мире, сообщает РИА «Новости».

Так, издание Mirror писало, что новая ракета способна уничтожить самые современные корабли британского флота «одним ударом».

«Эксперты опасаются, что ракета «Циркон» может одним ударом пустить ко дну два новых британских авианосца стоимостью шесть миллиардов фунтов. Так как у флота Великобритании нет средств для защиты кораблей от таких ракет, авианосцам придется держаться вне зоны их досягаемости — речь идет о сотнях километров. Самолетам не хватит топлива преодолевать такие расстояния, а раз они бесполезны, значит, и в самом авианосном ударном соединении нет смысла», — говорилось в статье.

Daily Mail, в свою очередь, предупреждало, что ракета способна развивать скорость до 7,4 тыс. километров в час — в шесть раз быстрее скорости звука.

«Современные средства противоракетной обороны британского ВМФ способны сбивать снаряды, которые движутся со скоростью не выше 3,7 тыс. километров в час, а значит, они бесполезны против «Циркона». Неудержимая российская ракета может стать настоящей катастрофой для британских авианосцев», — приводилось пояснение в статье.

Daily Star же называло «Циркон» ракетой, которая может «изменить баланс сил».

«Эту смертоносную ракету можно запустить с суши, моря и с подводной лодки. Она преодолеет 250 километров за две с половиной минуты, а это быстрее, чем скорость снайперской пули», — заявлялось в статье.

Первые заявления о разработке комплекса в СМИ относятся к февралю 2011 года. Существовало также официально не подтвержденное предположение о том, что экспортным вариантом ракеты «Циркон» является противоракетный комплекс BrahMos-II. До 2012 года также существовала гипотеза о том, что комплекс является преемником комплекса «Болид» разработки того же НПО машиностроения.

В 2011 году в НПО в составе дирекции 15-51 была организована группа ведущих конструкторов с Сергеем Бунаковым, Денисом Витушкиным, Юрием Воротынцевым и Алексеем Найденовым. Тогда же разработан эскизный проект комплекса и, соответственно, эскизные проекты подсистем комплекса. Часть разработок выполнялась структурным подразделением УПКБ «Деталь». Полностью завершить создание ракетного комплекса планируется до 2020 года, сообщает портал Military Russia.

Позже в СМИ появились сообщения, что проект «Циркон» либо закрыт, либо изменен. Фактических подтверждений этому предположению не было, но есть вероятность того, что именно закрытие работ по теме по техническим причинам могло вызвать появление предложения правительства по объединению МКБ «Радуга» с НПО машиностроения для организации работ над гиперзвуком.

Во время испытаний противокорабельной гиперзвуковой ракеты «Циркон» достигнута скорость 8 М. Об этом источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил ТАСС. Испытания ракеты, которая получила титул «убийцы авианосцев», были начаты в прошлом году. Серийный выпуск этого оружия, не имеющего в мире аналогов, намечен на 2018 год.

По утверждению члена-корреспондента Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константина Сивкова, принятие «Циркона» на вооружение «приведет к тому, что роль американских авианосных сил конкретно в морском противоборстве будет резко ослаблена в пользу наших тяжелых атомных крейсеров, которые планируется оснастить этими ракетами».

Российский эксперт в беседе с журналистами Национальной службы новостей (НСН) рассказал, что новые гиперзвуковые ракеты смогут гарантированно преодолевать системы ПРО. «Эти ракеты двигаются по траектории „маневр“, а значит, обеспечить их уничтожение противоракетами, ориентированными на уничтожение баллистических неманеврирующих целей, будет чрезвычайно затруднительно», - отметил Сивков.

С таким «приговором» натовской военно-морской мощи полностью согласны и на Западе. Наиболее удручены британцы. Mail Online (сетевая версия газеты Daily Mail) приводит высказывание военного эксперта Пита Сандермана: «Защита от гиперзвуковых ракет представляет для надводных кораблей огромную проблему. Существует очень мало времени для реагирования на это, и даже в случае обнаружения принятые защитные меры могут оказаться совершенно неадекватными».

Еще один военный эксперт - Пол Харпер - в The Sun приводит довольно оригинальную стратегию сохранения британского флота в целости и сохранности: «Не имея никакого способа защититься от ракет, подобных „Циркону“, корабль должен будет остаться вне досягаемости, за сотни миль в море». По сути, это означает отказ Королевского флота от участия в боевых действиях.

При этом британцы анализируют возможности противостоять «Циркону» не только существующих, но и перспективных корабельных систем ПРО. Так комплекс Sea Ceptor, который в обозримом будущем должен поступить на вооружение боевых кораблей, имеет заведомо слабую ракету, дальность стрельбы у которой - 25 км. Ракета имеет радиолокационную головку самонаведения. Она весит порядка центнера и способна развивать скорость до 3 М. У «Циркона», как показали прошедшие испытания, скорость почти в 3 раза выше. Эксперты считают, что противоракете Sea Ceptor «по зубам» будут цели, скорость которых не превышает 3,5 М.

Но ситуация усугубляется еще и тем, что радиолокационные ГСН способны наводить противоракету на цель, скорость которой не превышает 5 М. Например, на противокорабельную ракету «Гранит». «Циркон» же летит в облаке плазмы, от которой не отражаются радиолокационные волны.

Не лучше ситуация и на американском флоте. Журнал The National Interest выступает с таким прогнозом: «Эти ракеты могут превратить суперкорабли Америки в многомиллиардные кладбища для тысяч моряков».

Противоракетную оборону авианосцев осуществляют 1−2 корабля УРО с размещенными на них средствами ПРО системы «Иджис». То есть это ЗРК «Стандарт» с ракетами SM-2 и SM-3. Максимальная скорость лучшей американской противоракеты, как и у британской - 3 М. Но при этом выше способность работать со сверхскоростными целями. Испытания «Иджиса» показали, что ракета SM-3 может сбивать баллистические ракеты средней дальности, а также находящиеся на низких орбитах спутники. При этом противоракета оснащена инфракрасной головкой самонаведения и способна маневрировать. Однако маневрирование обладает достаточной эффективностью лишь при перехвате целей, скорость которых не превышает 3М-4М. Уже при встрече с ПКР «Гранит» у «Иджиса» могут возникнуть определенные затруднения. Еще хуже ситуация сложится в результате массированной атаки «Гранитами». Дело в том, что данная российская противокорабельная ракета обладает групповым интеллектом. В полете ракеты распределяют между собой цели, выбирая наиболее важные для атаки. При поражении ракеты ее цель берут на себя другие «Граниты». При этом группа постоянно уклоняется от противоракет и включает средства радиоэлектронного противодействия.

Командование ВМС США считает, что уничтожить авианосец можно лишь в том случае, если в него попадут минимум 10 противокарабельных ракет. Однако этот миф был разоблачен в 2000 году, когда моторная лодка с террористом на борту в Аденском порту торпедировала эсминец «Коул». Взорвалось всего около 200 килограммов взрывчатки. Причем взрыв был ненаправленный. Этого хватило для того, чтобы в корпусе эсминца образовалась дыра размерами 9×12 метров. «Коул» затонул бы, если бы находился в открытом море, в порту ему на помощь были брошены все имевшиеся спасательные средства.

Да, авианосец, конечно, посолиднее эсминца. Если сравнивать их водоизмещения, то в 11 раз. Но и ракета «Гранит» намного серьезнее, чем лодка террористов. Ее боевая часть весит почти 800 килограммов. Так что американцам надо бы уменьшить число попаданий противокарабельных ракет для гарантированного уничтожения авианосца.

В случае же с гиперзвуковыми целями система «Иджис» вычисляет траекторию полета ракеты и находит точку схождения ее с траекторией противоракеты. И выстреливает. С «Цирконом» же такой номер не пройдет, потому что это активно маневрирующая гиперзвуковая ракета. Раньше, когда считалось, что ее скорость достигает 6 М, перехват западные эксперты считали невозможным. Сейчас, когда скорость уточнилась до 8 М, уныние американских стратегов возросло.

Ракета «Циркон» засекречена. Известно лишь, что ее дальность достигает 400 километров. Скорость, как уже было сказано, 8 М. Или даже больше - испытания продолжаются, и скорость вполне может возрасти.

Гиперзвуковую ракету предполагается разместить на двух тяжелых атомных ракетных крейсерах проекта 1144 «Орлан» - на «Петре Великом» и «Адмирале Нахимове». «Циркон» заменит ПКР «Гранит» и «Оникс». Запланирован еще один носитель гиперракеты - перспективная подводная лодка пятого поколения «Хаски», разработкой которой сейчас занимается Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения.

Гиперзвуковая ракета уже могла бы находиться на вооружении ВМФ России, если бы оборонную промышленность не подкосил кризис конца 80-х - 90-х годов. В 70-е годы в МКБ «Радуга» была проведена НИР, а затем приступили к выполнению ОКР по созданию ракеты Х-90. В конце 80-х была достигнута скорость 4 М. Но в 1992 году проект был закрыт в связи с прекращением его финансирования.

Еще дальше продвинулись конструкторы Центрального института авиационного моторостроения, где была создана летающая лаборатория для испытаний гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Этот двигатель вытянул скорость, равную 6,5 М. Но и этот проект был свернут.

В России проводятся испытания и еще одной гиперзвуковой ракеты. Правда, это не ракета «в чистом виде», а боевой блок перспективной МБР «Сармат». После отделения от ракеты-носителя боевой блок совершает длительный маловысотный полет на гиперзвуковой скорости. И при этом маневрирует, не позволяя средствам ПРО противника даже мечтать о возможности перехвата. Данный боевой блок имеет условное название «изделие 4202». По различным оценкам, его скорость лежит в пределах от 9 М до 12 М. Эта разработка того же самого МКБ «Радуга», входящего в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение».

Американцы также пытаются создать нечто подобное. Однако, по сведениям журнала The National Interest, «ни один из американских проектов по созданию гиперзвуковой ракеты близко не подошел к этапу технологической готовности». Так, амбициозный проект Advanced Hypersonic Weapon (AHW) предусматривает создание гиперракеты, имеющей скорость порядка 12 М и дальность, превышающую 6000 километров. В этом году были проведены два испытания. Во время первого была зафиксирована скорость, по разным данным, от 5 М до 8 М. Во время второго испытания ракета взорвалась. При этом следует учитывать, что AHW, в отличие от «Циркона» и «изделия 4202», в полете не маневрирует.

На сегодня самым реалистичным изображением “Циркона” остается снимок экспериментального гиперзвукового аппарата X-51A Waveraider.


Именно фотография “Вэйврайдера” под крылом носителя (Б-52) выдается в отечественных СМИ за новейшую гиперзвуковую ракету ВМФ России. Редакторов не смущает ни англоязычный первоисточник, ни даже наличие эмблем Air Force Research, “Боинг” и DARPA на боковой поверхности фюзеляжа ЛА. Впрочем, как мы убедились в свете недавних событий, можно просто прикреплять скриншоты из игры. Главное - зрелищность. Из солидарности к труженикам пера и клавиатуры пришлось затереть название источника, в котором было опубликовано это недоразумение.

В отличие от супергероев компьютерных игр, “Вэйврайдер” существует по эту сторону экрана. Аппарат создавался в рамках концепции “быстрого глобального удара”, направленной на сокращение подлетного времени крылатых ракет. Судя по последним программы, т.е. молчанию на протяжении 5 лет, очередной “гиперзвуковой эксперимент” отправился в музей ВВС.

В общем, проект X-51A как-то подозрительно заглох.

О причинах приостановки исследований можно догадаться, исходя из известных сложностей, сопутствующих аэродинамическим полетам при скорости 5М. Первый в списке - неизбежный “тепловой барьер”, готовый испепелить смельчаков, бросивших вызов скорости:

В своем последнем полете, в мае 2013 года, “Вэйврайдер” продержался на гиперзвуке около шести минут, установив тем самым рекорд для гиперзвуковых ЛА с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД). За это время модель смогла развить скорость, соответствующую числу Маха 5,1, и пролетела над Тихим океаном расстояние 426 км.

Почему я говорю “модель”? Потому, что “Вэйврайдер” не был даже прототипом в привычном значении этого слова. Его компоновка, в принципе, исключала наличие боевой части или систем наведения, которыми оснащаются современные крылатые ракеты. Малогабаритная (длина без ускорителя - 4 м) радиоуправляемая модель, напоминающая по форме зубило. Единственной задачей “Вэйврайдера” было набрать 5М и продержаться на этой скорости хотя бы пару минут.

Какой очевидный вывод по результатам испытаний? Существующих технологий явно недостаточно для воплощения в реальность сказки о “гиперзвуковом оружии”.

Другой известный проект, малютка “Икс-43”, резво разгонялся до девяти скоростей звука за счет 20-тонного твердотопливного ракеты-носителя “Пегас”. После чего запускался его собственный ПВРД.

После отделения от разгонного блока огненная феерия продолжалась еще целых 11 секунд, а затем обгорелые обломки Х-43А падали в океан. Всего два пуска, мировой рекорд скорости для ЛА в атмосфере, невероятные 9,6 М. Хотя бы секунда на мечту!

Рекорд так и остался рекордом. Судя по 13-летнему перерыву, программа Х-43 продемонстрировала очень большие перспективы.

Разогнаться и обуглиться

Вот и все, что позволяет современная техника в области гиперзвука.

Речь идет о полетах в стратосфере на высоте 20-30 км с использованием аэродинамических принципов полета. Т.е. при использовании несущих поверхностей (крыльев) для создания подъемной силы.

Существует множество технических средств, развивающих гиперзвуковые скорости в верхних слоях атмосферы, на высотах 50 и более км. Все они относятся к области ракетной техники.

На высоте 80 километров атмосферное давление в 100 000 раз ниже, чем у поверхности земли. Это в определённой мере устраняет опасность “теплового барьера” при движении на гиперзвуке. С другой стороны, делает невозможным работу реактивных двигателей, получающих окислитель из встречного потока воздуха. Причем даже такие высокие скорости не способны обеспечить создание подъемной силы в разреженной среде.

В указанном случае - только баллистическая траектория. ТТРД или двухкомпонентный ЖРД.

Впрочем, 80 км - явный перебор. Исходя из известных результатов испытаний гиперзвуковых ЛА, оснащенных ПВРД, предельная высота полета для них находится в районе 30-35 км. На больших высотах устойчивый аэродинамический полет практически нереализуем.

Существуют тихоходные высотные ЛА с крылом большого размаха: U-2, М-55 “Геофизика”, БПЛА "Зефир", способные достигать высот 20+ км. Как вы уже догадались - фокус удается благодаря непропорционально большому крылу. Но площадь крыла не может расти бесконечно. В то время как с увеличением высоты, плотность атмосферы продолжает снижаться по экспоненте.

Зато можно увеличивать скорость полета! К чему приведет? На высоте 100 км (линия Кармана) скорость, необходимая для создания подъемной силы, превзойдет по величине первую космическую. Что сделает бессмысленным само применение аэродинамики.

На высоте 30 км крылья еще цепляются за разряженный воздух. Но впереди “тепловой барьер”, готовый за считанные минуты сжечь гиперзвуковой ЛА.

Но крылья растопились в зное,
И в море, вечно голубое,
Безумец рухнул с высоты.

Что ж, введение, как всегда, затянулось. Давайте посмотрим, как на фоне зарубежных попыток прорвать скоростной барьер выглядит отечественный проект “Икар”.

Межвидовой ракетный комплекс с гиперзвуковой ракетой/противокорабельная ракета оперативного назначения ЗМ-22 “Циркон”.

Что на сегодняшний день известно о “Цирконе”?

1. Оснащен стартовым ускорителем и маршевым ПВРД.

2. На испытаниях смог развить скорость, соответствующую числу Маха 8, что на 60% превысило расчетную скорость 5М.

3. Оценка дальности полета варьируются в пределах 400...1000 км.

4. Ракета оснащена боевой частью массой 400 кг.

5. Массогабариты “Циркона” соответствуют КР “Калибр”, благодаря чему обеспечивается хранение и запуск из стандартной пусковой ячейки УКСК.

Информационно-развлекательный формат статьи препятствует появлению каких-либо далеких прогнозов и выводов. Единственное, что мы можем сказать на данном этапе: заявленные ТТХ “Циркона” в значительной мере расходятся с опубликованными испытаниями западных ЛА аналогичного назначения.

На фоне успехов “Циркона” можно лишь удивиться криворукости и бездарности конструкторов “Боинга” и Управления перспективных проектов (DARPA).

Стартовая масса X-51A Waverider (1814 кг “сухой вес” + 120 кг топлива) приближается к верхней границе массы КР семейства “Калибр”.

При всем этом “Вэйврайдер” не имеет боевой части. И обладает гораздо меньшей скоростью полета.

Запуск экспериментальных гиперзвуковых ЛА производится с бомбардировщика Б-52 на высоте 13 000 м при скорости полета носителя 800-900 км/ч. В таких условиях они уже в момент отделения от носителя обладают значительным запасом потенциальной и кинетической энергии. Что позволяет уменьшить требования к мощности (и, следовательно, сэкономить на массе) старатового ускорителя. *

* Прямоточный воздушно-реактивный двигатель неработоспособен на дозвуке, поэтому даже при старте из-под крыла летящего самолета гиперзвуковой ракете требуется дополнительный разгон.

В отличие от зарубежных КР воздушного базирования, “Циркон” создается для оснащения кораблей ВМФ. Это означает пуск с поверхности. И полет сквозь плотные слои воздуха (75% массы атмосферы сосредоточено в пределах 10 000 м).

Учитывая данные обстоятельства, “Циркон” должен иметь гораздо более массивный стартовый ускоритель.

Для сравнения: при создании ПКР воздушного базирования “Брамос-А” за счет отказа от стартового ускорителя, стартовая масса ракеты сократилась на 500 кг (2,5 тонны - против 3 тонн у варианта с корабельным базированием).

В общем, как я уже говорил, никаких громких выводов делать не намерен. По моему личному убеждению, заявленные характеристики “Циркона” в виде компактной 6-маховой крылатой ракеты с ПВРД, далеки от реальности. Сами разработчики “Циркона” (НПО “Машиностроения”) также не комментируют разработку перспективной ПКР и, несмотря на международный интерес и шумиху в СМИ, до сих пор не представили даже её макета.

На сегодняшний день “Циркон” летает только в медиапространстве, сжигая авианосцы и авианосные флоты противника. В то время, пока “Хибины” выжигают электронную начинку эсминцев.

Огнехвостый дьявол

Сегодняшний рассказ будет не полон без ракеты Х-32. Вкратце её (с точки зрения СМИ) такова.

В 1968 году “глупые” создатели ПКР Х-22, установили предельную высоту её полета на уровне 20-25 км. Современные “умные” конструкторы взяли и запустили точно такую же ракету на высоту 40-45 км. Правильно, ведь зачем летать низко, если можно лететь вдвое выше.

Увеличили потолок вдвое, не внеся ровно никаких изменений в аэродинамический облик ПКР: прежний фюзеляж, то же крыло, внешние различия отсутствуют.

Для повышения градуса интриги - давление воздуха на высоте 42 км в 17 раз ниже, чем на высоте 22 км.

Согласно теореме Жуковского, величина подъемной силы прямо пропорциональна а) плотности среды б) скорости потока воздуха и в) циркуляции воздушного потока. Итак, внимание, фокус: скорость возросла всего в 1,5 раза, параметры крыла остались прежними, воздух стал разреженнее в 17 раз. Зато подъемная сила сохранилась на прежнем уровне!

Нет, уважаемые, без шуток. Ракета Х-32 существует. Под неё даже выделен носитель - сверхзвуковой ракетоносец Ту-22М3М (сер. № 4898649, борт 9804), чьё бортовое оборудование было адаптировано под модернизированную ракету.

Решение этой задачи состоит в том, что реальный профиль полета Х-32 заметно отличается от общепринятой сказки (или научной фантастики - кому как нравится). За счет сокращения массы боевой части и увеличения запасов топлива, а также внесения изменений в двигатель ракеты (подробности засекречены) появилась возможность увеличения максимальной высоты полета по баллистической кривой с 22 до 40 км.

Данный профиль полета не очень привлекателен при преодолении ПВО/ПРО корабельных соединений. На максимальной высоте ракета находится всего одно мгновение, далее следует неизбежное снижение по квазибаллистической кривой. Т.е. большую часть времени полета, Х-32, как и её предшественница, находится в зоне поражения корабельных ЗРК.

Впрочем, кому интересны эти скучные подробности!

Давайте лучше оценим результаты попадания “Циркона” в полетную палубу новейшего авианосца класса “Джеральд Форд”.