В России успешно провели испытания новой гиперзвуковой ракеты «Циркон», не имеющей аналогов в мире. Одним ударом: британские СМИ испугались новейших российских ракет

Американский телеканал CNBC сообщил: испытания гиперзвуковой ракеты «Циркон» прошли удачно

Со ссылкой на источники, знакомые с отчетами разведслужб США, CNBC сообщил – в России 10 декабря 2018 года провели очередное испытание гиперзвуковой ракеты корабельного базирования «Циркон». По словам собеседников телеканала, в ходе испытания ракета разогналась до скорости, в восемь раз превышающей скорость звука (8 Махов, или примерно 9800 км/ч). Ранее сообщалось, что скорость «Цирконов» должна превышать скорость звука в 5–6 раз. «Успешное испытание, проведенное на прошлой неделе, показало, что россияне смогли добиться устойчивого полета ракеты, что критически важно при разработке гиперзвукового оружия», - пояснил CNBC один из военных экспертов.

Собеседники телеканала CNBC отметили, что США пока не способны надежно защитить свои корабли и другие объекты от «Цирконов».

Работы по новейшему так называемому межвидовому ракетному комплексу 3К22 с ракетой 3М22, разработанному реутовской корпорацией НПО машиностроения, ведутся как минимум с 2011 года. Аналогичные работы ведет Франция. Китай испытал планирующий ГЗЛА WU-14.

В России запуски новейшего гиперзвукового изделия осуществляются уже несколько лет, но только сегодня рассекречены некоторые результаты испытаний и ТТХ ракеты.

“На испытаниях новая российская гиперзвуковая противокорабельная ракета «Циркон»достигла восьми скоростей звука”, – сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе.

«В ходе испытаний ракеты было подтверждено, что ее скорость на марше достигает 8 Махов», - сказал собеседник агентства. Однако он не уточнил, когда и с какой платформы был проведен запуск. Источник добавил, что «Циркон» может запускаться с тех же пусковых установок, что используются для ракет «Калибр» и «Оникс».

Крылатые ракеты «Циркон» (3М22) разрабатываются в корпорации «Тактическое ракетное вооружение» как минимум с 2011 года. Согласно открытой информации, дальность ракеты может составить до 400 километров. Экспортным вариантом ракеты «Циркон», по предположению специалистов УГАТУ, является ПКР «BrahMos-II» .

Смотреть видео

Технические характеристики «Циркона» на данный момент засекречены. Несмотря на то, что испытания «Циркона» давно идут, сведений о ракете крайне мало. Нет данных, существует ли ее авиационный вариант.

Тем не менее, некоторые тактико-технические характеристики ракеты «Циркон» можно обозначить уже сейчас, исходя из истории и динамики процесса проектирования и испытаний изделия 3М22.

Для чего нужна ракета, что является вероятной целью?

Гиперзвуковыми крылатыми ракетами «Циркон» будут вооружены прежде всего российские боевые корабли и подводные лодки. Чем «Циркон» отличается от уже более или менее известного изделия АГБО – аэробаллистического гиперзвукового боевого оснащения (оно же – изделие 4202)?

Во-первых,

в отличие от гиперзвукового боевого оснащения «Циркон» весь полет выполняет в атмосфере, значительно ниже границы между атмосферой Земли и космосом.

Во-вторых,

если изделие 4202 – стратегическая система для поражения цели на расстоянии в тысячи километров, то 3М22 развивает линейку тяжелых противокорабельных ракет «Базальт» – «Гранит» – «Оникс» , уничтожающих надводные и наземные цели на дальности 300-400 км.

Сфера применения накладывает на «Циркон» жесткие ограничения по прочности конструкции, агрегатов и других ТТХ. На гиперзвуковых скоростях на ракету воздействуют высокотемпературный поток. Он вызывает нагревание конструкции до нескольких тысяч градусов (причем, чем ниже высота полета, тем больше нагрузки).

“Одним из носителем ракеты «Циркон» должна стать подводная лодка пятого поколения «Хаски» разработки морское бюро машиностроения «Малахит»”

При этом «Циркон» должен не просто долететь до определенного района, но, обнаружив цель, преодолеть ПВО противника. На фоне радиоэлектронных помех ракета должна выявить нужный объект и гарантировано поразить его. Отсюда чрезвычайно высокие требования . С учетом скорости ракеты «Циркон», ее РЛГСН должны работать в условиях максимальной нагрузки.

Навигационная система ракеты, управляющая полетом на маршевом участке, отличает точностью и быстродействием. На конечном участке траектории цель идентифицируется радиолокационной головкой самонаведения, работе которой будут мешать ложные цели и электронные помехи.

«Циркон» для потенциального противника – цель, справиться с которой не получится не только стоящим на вооружении вероятного противника средствам ПВО, но и перспективным, работы по которым только ведутся.

Краткая история создания гиперзвуковой противокорабельной ракеты

Восстановим хронологию событий, чтобы оценить, какие именно возможности дает российскому ВМФ ракета «Циркон».

Первые упоминания в открытых источниках о создании ракетного комплекса с гиперзвуковой противокорабельной ракетой оперативного назначения «Циркон» 3К22 появились в СМИ в конце 2011-го. Позже корпоративная газета НПО машиностроения «Трибуна ВПК» писала, что в 2011 году в одной из дирекций была создана группа главных конструкторов по теме 3М22.

В 2011 году Центральный институт авиационного моторостроения из подмосковного Лыткарино показал на авиасалоне МАКС гиперзвуковые аппараты. На стенде института были выставлены макеты ракет необычной формы – похожих на австралийского утконоса (у них был расплющенный лопатовидный обтекатель и коробчатый корпус).

Именно тогда прозвучало и название перспективного ракетного комплекса «Циркон», о создании впервые официально сообщили только сейчас. Кстати, индийская компания Brahmos анонсировала работы над гиперзвуковыми аппаратами, демонстрируя макет все того же «утконоса».

Интересную информацию дает годовой отчет входящего в состав Корпорации тактического ракетного вооружения уральского проектно-конструкторского бюро «Деталь» (одно из направлений его работы – разработка радиовысотомеров). В 2011 году по теме «Циркон» был одобрен и направлен заказчику (НПОмаш) проект двух изделий – «Циркон-С-АРК» и «Циркон-С-РВ» . Специалисты считают, что под аббревиатурой РВ подразумевается радиовысотомер, а АРК – автоматический радиокомпас.

В том же году НПО «Гранит-Электрон» , ведущий разработчик радиоэлектронных комплексов ВМФ РФ, отчитался о создании для 3М22 проекта системы автопилотирования и инерциальной навигации . В отчете за 2011 год входящего в корпорацию НПО машиностроения оренбургского ПО «Стрела» (выпускающего противокорабельные крылатые ракеты, в том числе П-800 «Оникс»), приоритетом на ближайшие годы названо создание производственной базы для серийного выпуска ракет «Циркон».

По данным отчета корпорации НПО машиностроения за 2012 год, начата разработка промышленной технологии производства лазерных и оптико-электронных систем комплекса приемо-передающих устройств и вычислительных средств для наведения гиперзвуковых ракет .

Именно в это время имя «Циркон» исчезло из всех открытых источников. Даже из отчета ПО «Стрела» за 2012 год были убраны пункты о создании базы для производства новой ракеты.

Одновременно с этим вице-премьер Дмитрий Рогозин объявил о создании на базе Корпорации тактического ракетного вооружения и НПО машиностроения суперхолдинга, которой должен заниматься гиперзвуковыми технологиями.

Позже от идеи создания гиперзвукового промышленного объединения в таком масштабе отказались в пользу объединения с реутовским НПОмаш находящегося в Дубне машиностроительного конструкторского бюро «Радуга» , разрабатывающего и выпускающего ракеты воздушного базирования, включая крылатые.

Летом 2012 года на полигоне 929-го летно-исследовательского центра в Ахтубинске, прошли испытания гиперзвуковой крылатой ракеты воздушного базирования. Носителем ракеты выступил бомбардировщик Ту-22М3.

В сентябре 2013 года глава Корпорации тактического ракетного вооружения Борис Обносов признался, что в России уже опробованы изделия, развивающие скорость порядка 4,5 Маха.

Гиперзвукавая ракета и модернизация тяжелых крейсеров

После 2013 года информация о ракетах проекта 3К22 опять исчезла из открытых источников. Осенью 2015 года о ракете заговорили в связи с модернизацией «Адмирала Нахимова».

Согласно договору между ПО «Севмаш» (занимается переоборудованием ТАРКР) и корпорацией «Алмаз-Антей» , последняя должна поставить десять вертикальных пусковых установок (УВПУ) ЗС-14-11442М для проходящей на предприятии модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера проекта 11442.

Несущий восемьдесят гиперзвуковых «Цирконов» «Петр Великий» будет способен за считанные минуты уничтожить не только пару ударных авианосных групп потенциального противника, но весь военный флот такой державы, как Турция.

По имеющимся данным, одним из носителей «Циркона» должна стать подводная лодка пятого поколения «Хаски» , разработку которой начало морское бюро машиностроения «Малахит» . По замыслу разработчиков, новейшая АПЛ проектируется на одной базовой платформе в двух вариантах. Во-первых, многоцелевая, ориентированная на борьбу с подводными лодками противника. Во-вторых, противоавианосная ПЛАКР, вооруженная крылатыми ракетами, в том числе и «Цирконами».

От появления первых сведений о новой ракете и создания группы главных конструкторов до начала испытаний прошло всего пять лет. Вероятно, в основе «Циркона» лежат технические решения, во многом готовые и проверенные.

«Госиспытания “Циркона” в соответствии с контрактом планируется завершить в 2017 году, а на следующий год начать его серийное производство», - рассказал представитель ОПК.

Крылатые ракеты «Циркон» (3М22) призваны, в первую очередь, заменить на вооружении флота тяжелые противокорабельные ракеты комплексов «Гранит» и должны войти в состав вооружения перспективных кораблей океанской зоны (ракетных крейсеров) типа «Лидер» и модернизируемых атомных крейсеров проекта 1144 «Орлан» .

По данным источников телеканала, в отчетах разведслужб США говорится, что серийное производство «Цирконов» Россия сможет начать в 2021 году, а их поставки в войска начнутся в 2022 году.

Название «Циркон» не упоминалось президентом России Владимиром Путиным в его послании ​Федеральному Собранию 1 марта 2018 года, значительная часть которого была посвящена презентации новых видов оружия, в том числе и гиперзвукового. «Обладание таким оружием, безусловно, дает серьезные преимущества в сфере вооруженной борьбы. Его мощь, могущество, как говорят военные эксперты, может быть огромным, а скорость делает неуязвимым для сегодняшних систем ПРО и ПВО, поскольку противоракеты, по-простому сказать, их просто не догоняют. У России такое оружие есть. Уже есть», - сказал тогда Путин, имея в виду систему воздушного базирования «Кинжал».

Западные военные спецы в панике: если эти «Цирконы» русских, действительно, летают с объявленной скоростью (в 8 раз быстрее звука!), то в ближайшие 30, а то и 50 лет защиту от них придумать не сможет никто! Получается, самой сильной военно-морской державе мира – США , - придется ставить крест на дюжине своих хваленых авианосцев. Да и на всех других надводных кораблях, беззащитных перед «Цирконом».

Военный обозреватель Крис Плейзенс в недавнем выпуске Mail Online (этот сайт - один из самых популярных новостных ресурсов в мире) утверждал, что «русская гиперзвуковая ракета способна уничтожить авианосец одним ударом». И редактор американского журнала National Interest Гарри Джей Казьянис уже отвесил комплимент нашему «Циркону». Он уверен: такие ракеты могут превратить «суперкорабли Америки в многомиллиардные кладбища для тысяч моряков».

Тем временем ВМС США намерены в этом году принять в боевой строй головной атомный авианосец нового типа Gerald R. Ford. На верфи Ньюпорт-Ньюс в Вирджинии этому суперкораблю ставят последние заклепки. Он заменит уходящего на пенсию собрата - Enterprise.

Обожающий гигантоманию Пентагон намерен построить еще с десяток таких огромных посудин (головной корабль для бюджета США стал золотым – за него отвалили аж 15 млрд. долл.). Весть о сверхскоростных русских «Цирконах» уже заставила некоторых американских экспертов сделать печальный вывод: уже сейчас по авианосцу Gerald R. Ford можно служить траурную мессу - из-за «Цирконов» .

Похоже, и США, и другие страны НАТО будут вынуждены радикально перекраивать свои военно-морские доктрины и тратить сотни миллиардов долларов на поиск «противоядия». Пока его не найдут, американским адмиралам придется пересмотреть планы строительства новых авианосцев. Возможно, будет взят курс на то, чтобы львиную часть флота прятать под водой – клепать подлодки, невидимые для «Циркона».

Уникальные ТТХ российской суперракеты ставят под вопрос и систему американской противоракетной обороны (ПРО) в Европе и Азии . По той же причине, - в мире пока нет таких «электронных мозгов», которые могли бы мгновенно засечь полет летящей с бешеной скоростью ракеты, прицелиться и поразить ее.

Да, звук нашей ракеты современными средствами засечь можно, а поразить – нельзя. Скорость полета «Циркона» - рекорд мира для оружия такого класса. Что в разы сокращает время преодоления зон поражения комплексов ПВО или ПРО. И потому делает бессмысленными любые попытки прикрыть корабль или любой сухопутный объект от поражения.

Допустим, установка нашего «Циркона» дислоцируется под Калининградом . До американской базы противоракетной обороны в Польше (Редзиково) - не больше 200 км. Чтобы поразить этот стратегический объект США «Циркону» потребуется меньше полутора минут! А системы, способной отразить российскую ракету, ни у кого в мире нет. Ведь даже и самая новая зенитная американская ракета SM-3 Block II (входящая в систему ПРО) способна перехватывать и уничтожать цели, летящие со скоростью не более 4,5 Маха. И не менее разрекламированная английская высокоскоростная ракета Sea Ceptor морского базирования, которая (теоретически) могла бы потягаться с нашим «Цирконом», может сбивать ракеты, имеющие скорость до 2300 миль (или примерно 4000 км в час). А наша ракета за час пролетает более 9600 км. И это - при скорости в 8 Махов. А конструкторы обещают, что в недалекой перспективе она доберется и до 10, и даже до 12-13 Махов.

СПРАВКА «КП»

В феврале 2017 появились сообщения об испытаниях на морской платформе.

В апреле 2017 года источник в ВПК РФ сообщил об успешном испытании ракеты, преодолевшей скорость в 8 Махов.

Разрабочик: НПО машиностроения

Данной ракетой планируют заменить ракету П-700 «Гранит»

«Циркон» может запускаться с тех же пусковых, что и новейшие российские противокорабельные ракеты П-800 «Оникс» и «Калибр»

Приблизительные ТТХ: Дальность стрельбы – по ряду источников 350-500 км., но это может быть дезинформацией вероятных противников

длина: 8-10 м.

скорость: 8 скоростей звука (число Маха = 8)

Возможные носители:

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов »

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий»

атомные эсминцы проекта «Лидер»

атомные подлодки проекта 885М «Ясень-М»

атомные подлодки пятого поколения «Хаски» в модификации для уничтожения авианосных ударных групп

Принятие «Цирконов» на вооружение ожидается в 2018 году.

Джерри Хендрикс, директор программы стратегии и оценки обороны в Центре новой американской безопасности (Center for a New American Security), капитан 1 ранга в отставке: - Умопомрачительные финансы на строительство кораблей типа CVN-78 «Джеральд Р. Форд», выбрасываются на ветер. «Золотой век» авианосцев ВМС США завершился в тот момент, когда Россия и Китай сумели поставить на боевое дежурство береговые ракетные комплексы большой дальности.

Высокий потенциал российских и китайских противокорабельных крылатых и баллистических ракет и сил ПВО в случае войны заставит авианосные ударные группы ВМС США держаться вдали от вражеского побережья. Что сделает удары палубной авиации малоэффективными.


ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Как «золотые головы» нашей ВПК законы физики перехитрили

«Циркон» рождался в инженерно-конструкторских муках.

В сентябре 2016 года глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ ) Борис Обносов заявил, что гиперзвуковое оружие может появиться в России только «в начале следующего десятилетия. Создать с нуля гиперзвуковое оружие невозможно, но технологии уже достигли необходимого уровня».

Главная проблема, по словам Обносова , в том, что никто не знал, как повлияют на работу ракеты скорости в 8–10 Махов. «При таких условиях у поверхности ракеты образуется плазма, температурные режимы запредельны», - сказал он.

Эксперименты с ракетой, летевший даже со скоростью трех Махов, вызывали бешеный нагрев аппарата. При таких температурах теряют механические свойства титановые сплавы, плавятся алюминий и магний, теряет свойства жаропрочная сталь. Наши ученые и инженеры бились с обжигающей яростью атмосферного нагрева много лет. Предлагались бериллиевые сплавы и новые абляционные материалы, композиты на основе волокон бора и углерода, плазменное напыление тугоплавких покрытий… Проблему удалось решить. А способ ее решения еще долго будет военной тайной.

Кстати генералы Пентагона утверждали, что полет ракеты со скоростью, превышающей 7 Махов - это фантастика. Оказалось, в России это стало былью! «Золотые головы » нашего ВПК сумели перехитрить законы физики!

Гиперзвуковая ракета «Циркон» в ходе испытаний достигла скорости, в восемь раз превышающей скорость звука. Ракета предназначена для поражения кораблей, ею будут оснащены подводные лодки нового поколения.

В России проведены испытания новейшей гиперзвуковой крылатой ракеты "Циркон". По данным источника, результаты превзошли все ожидания - ракета достигла восьми скоростей звука. При этом ранее представители Пентагона заявляли, что возможно достижение лишь 7 скоростей звука.

«В ходе испытаний ракеты было подтверждено, что ее скорость на марше достигает 8 Махов», - Об этом ТАСС сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе.

При этом источник не уточнил, когда и с какой платформы был проведен запуск.

По его словам, ракеты «Циркон» могут запускаться с тех же пусковых установок, которые используются для ракет «Калибр» и «Оникс».

Испытания ракеты «Циркон» морского базирования начались в марте 2016 года. «Гиперзвуковые ракеты «Циркон» уже в металле, и начались их испытания с наземного стартового комплекса», - заявил тогда высокопоставленный представитель оборонного комплекса. По его словам, скорость ракеты должна была составлять около 5-6 скоростей звука.

Этот же источник пояснил, что ракетами «Циркон» будут вооружены новейшие российские многоцелевые атомные подводные лодки (АПЛ) пятого поколения класса «Хаски», а также единственный находящийся в строю российский тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий».

В сентябре 2016 года глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) Борис Обносов заявил, что гиперзвуковое оружие может появиться в России «в начале следующего десятилетия». По его словам, «сделать с нуля гиперзвуковое оружие было бы просто невозможно», но при этом «технологии достигли необходимого уровня». Ключевой момент, по словам Обносова, заключался в том, что никто не знал, как будет влиять на работу ракеты скорости в 8–10 Махов. «При таких условиях у поверхности ракеты образуется плазма, температурные режимы запредельны», - сказал он.

Полеты «трёхмаховых» летательных аппаратов сопровождались бешенным нагревом конструкции. Температура кромок воздухозаборников и передней кромки крыла достигала 580-605 К, а остальной части обшивки 470-500 К. О последствиях такого нагрева свидетельствует тот факт, что уже при температуре 370 К размягчается органическое стекло, используемое при остеклении кабин, и начинает закипать топливо.

При 400 К уменьшается прочность дюралюминия, при 500 К происходит химическое разложение рабочей жидкости в гидросистеме и разрушение уплотнений. При 800 К теряют необходимые механические свойства титановые сплавы. При температурах свыше 900 К плавятся алюминий и магний, теряет свойства жаропрочная сталь.

Полеты проводились в стратосфере на высоте 20 000 метров в сильно разряженном воздухе. Достижение скорости 3М на меньших высотах не представлялось возможным - температура обшивки достигла бы четырехзначных значений.

За последующие полвека был предложен целый ряд мер по борьбе с обжигающей яростью атмосферного нагрева. Бериллиевые сплавы и новые абляционные материалы, композиты на основе волокон бора и углерода, плазменное напыление тугоплавких покрытий…

Несмотря на достигнутые успехи, тепловой барьер по прежнему остается серьезным препятствием на пути к гиперзвуку. Препятствием обязательным, но не единственным.

Сверхзвуковой режим полета чрезвычайно затратен с точки зрения потребной тяги и расхода топлива. И уровень сложности данной проблемы стремительно нарастает с уменьшением высоты полета.

Циркон (3M22) - перспективная российская гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета, разрабатываемая ОАО «ВПК „НПО машиностроения“», которая входит в состав комплекса 3K22 «Циркон». Принципиальным отличием данной ракеты является значительно большая (8 Мах) скорость полета как по сравнению с другими российскими ПКР, так и с ПКР стоящими на вооружении других стран. На начало 2017 года в мире практически не существует зенитных ракет, способных сбивать гиперзвуковые цели. Планируется заменить данной ракетой тяжелую противокорабельную ракету П-700 «Гранит». Циркон также будет дополнять новейшие российские ПКР П-800 «Оникс», Калибр (3М54), Х-35 «Уран».

Приблизительные ТТХ:
дальность 350-500 км.
длина 8-10 м.
скорость ~8 Махов
наведение: ИНС+АРЛГЛС

Возможные носители:
ТАРКР «Адмирал Нахимов»
ТАРКР «Петр Великий» (в ходе модернизации 2019-2022 годов)
атомные эсминцы проекта 23560 «Лидер»
АПЛ проекта 885М «Ясень-М»
АПЛ пятого поколения «Хаски» (модификация для уничтожения авианосных ударных групп)

ЗМ22 «Циркон» - ракета, о которой так много говорят, но никто даже не видел её очертаний.

Учитывая совместную разработку российско-индийских крылатых ракет семейства «Brahmos» Циркон скорее всего будет схож с разрабатываемой ракетой BrahMos-II, макет которой был впервые представлен на AERO India в 2013 году.

По открытым данным ранее сообщалось, что скорость "Циркона" составляет 4-6 Махов. Однако эксперты отмечают, что обычно реальные характеристики новейших разработок умышленно занижаются.

Летящая на границе сверхзвука и гиперзвука огненная стрела, способная поражать морские цели на дальностях 500 и более километров. Чьи габаритные размеры не превышают установленных ограничений при размещении в ячейках УКСК.

Появление сверхзвуковой противокорабельной ракеты, способной развивать в полете скорость 4,5+М - следующий логичный шаг в совершенствовании ракетного оружия. Любопытно, что схожие по характеристикам ракеты уже лет 30 находятся на вооружении ведущих флотов мира. Достаточно одного индекса, чтобы понять о чем идет речь.

Зенитная ракета 48Н6Е2 в составе морской зенитной системы С-300ФМ «Форт»:
Длина и диаметр корпуса - стандартные для всех ЗУР семейства С-300.
Длина = 7,5 м, диаметр ракеты со сложенными крыльями = 0,519 м.
Стартовая масса 1,9 тонны.
Боевая часть - осколочно-фугасная весом 180 кг.
Расчетная дальность поражения ВЦ - до 200 км.
Скорость - до 2100 м/с (ШЕСТЬ скоростей звука).

ЗУР 48Н6Е2 в составе сухопутного комплекса С-300ПМУ2 «Фаворит»

Насколько оправданно сравнение зенитных ракет с ПКР?

Концептуальных различий не так уж много. Зенитная 48Н6Е2 и перспективный “Циркон” являются управляемыми реактивными снарядами со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Морякам прекрасно известно о скрытых возможностях корабельных ЗРК. Еще полвека назад, в ходе первых стрельб зенитными ракетами, было сделано очевидное открытие: на дальности прямой видимости первыми пойдут в ход ЗУРы. Они имеют меньшую массу боевой части, но время их реакции меньше по сравнению с ПКР в 5-10 раз! Указанная тактика повсеместно применялась в “стычках” на море. Янки повредили “Стандартом” иранский фрегат (1988). Российские моряки с помощью “Осы” расправились с грузинскими катерами.

Суть заключается в том, что если обычная ЗУР с отключенным неконтактным взрывателем может быть использована против кораблей, то почему бы создать на её базе специальное средство для поражения надводных целей? Преимуществом станет высокая скорость полета, на рубеже гиперзвука.

Основным недостатком - высотный профиль полета, делающий ракету уязвимой при прорыве ПВО противника.

Принятие на вооружение ожидается в 2018 году.

Новая российская гиперзвуковая противокорабельная ракета «Циркон», разрабатываемая подмосковным ОАО «Военно-промышленная корпорация «НПО машиностроения», на недавних испытаниях достигла восьми скоростей звука. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе.

«В ходе испытаний ракеты было подтверждено, что ее скорость на марше достигает 8 Махов (число, учитывающее зависимость величины скорости звука от высоты полета)», — сказал собеседник, не уточнив, когда и с какой платформы был проведен запуск ракеты.

По словам специалиста, ракеты «Циркон», могут запускаться из универсальных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс». Официального подтверждения данной информации о таких испытательных результатах ракеты на данный момент нет.

В этом году ракета «Циркон» начала проходить государственные испытания. После принятия на вооружение она, в частности, должна пополнить боекомплекты тяжелых атомных ракетных крейсеров «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов». Дальность стрельбы «Цирконом», согласно открытым данным, составляет около 400 километров; максимальная скорость ракеты указывается в районе 4-6 Махов.

В конце марта нынешнего года британские СМИ активно обсуждали характеристики «Циркона». Журналисты указывали, что это оружие несет в себе угрозу для флота Великобритании и может изменить баланс сил в мире, сообщает РИА «Новости».

Так, издание Mirror писало, что новая ракета способна уничтожить самые современные корабли британского флота «одним ударом».

«Эксперты опасаются, что ракета «Циркон» может одним ударом пустить ко дну два новых британских авианосца стоимостью шесть миллиардов фунтов. Так как у флота Великобритании нет средств для защиты кораблей от таких ракет, авианосцам придется держаться вне зоны их досягаемости — речь идет о сотнях километров. Самолетам не хватит топлива преодолевать такие расстояния, а раз они бесполезны, значит, и в самом авианосном ударном соединении нет смысла», — говорилось в статье.

Daily Mail, в свою очередь, предупреждало, что ракета способна развивать скорость до 7,4 тыс. километров в час — в шесть раз быстрее скорости звука.

«Современные средства противоракетной обороны британского ВМФ способны сбивать снаряды, которые движутся со скоростью не выше 3,7 тыс. километров в час, а значит, они бесполезны против «Циркона». Неудержимая российская ракета может стать настоящей катастрофой для британских авианосцев», — приводилось пояснение в статье.

Daily Star же называло «Циркон» ракетой, которая может «изменить баланс сил».

«Эту смертоносную ракету можно запустить с суши, моря и с подводной лодки. Она преодолеет 250 километров за две с половиной минуты, а это быстрее, чем скорость снайперской пули», — заявлялось в статье.

Первые заявления о разработке комплекса в СМИ относятся к февралю 2011 года. Существовало также официально не подтвержденное предположение о том, что экспортным вариантом ракеты «Циркон» является противоракетный комплекс BrahMos-II. До 2012 года также существовала гипотеза о том, что комплекс является преемником комплекса «Болид» разработки того же НПО машиностроения.

В 2011 году в НПО в составе дирекции 15-51 была организована группа ведущих конструкторов с Сергеем Бунаковым, Денисом Витушкиным, Юрием Воротынцевым и Алексеем Найденовым. Тогда же разработан эскизный проект комплекса и, соответственно, эскизные проекты подсистем комплекса. Часть разработок выполнялась структурным подразделением УПКБ «Деталь». Полностью завершить создание ракетного комплекса планируется до 2020 года, сообщает портал Military Russia.

Позже в СМИ появились сообщения, что проект «Циркон» либо закрыт, либо изменен. Фактических подтверждений этому предположению не было, но есть вероятность того, что именно закрытие работ по теме по техническим причинам могло вызвать появление предложения правительства по объединению МКБ «Радуга» с НПО машиностроения для организации работ над гиперзвуком.

На сегодня самым реалистичным изображением “Циркона” остается снимок экспериментального гиперзвукового аппарата X-51A Waveraider.


Именно фотография “Вэйврайдера” под крылом носителя (Б-52) выдается в отечественных СМИ за новейшую гиперзвуковую ракету ВМФ России. Редакторов не смущает ни англоязычный первоисточник, ни даже наличие эмблем Air Force Research, “Боинг” и DARPA на боковой поверхности фюзеляжа ЛА. Впрочем, как мы убедились в свете недавних событий, можно просто прикреплять скриншоты из игры. Главное - зрелищность. Из солидарности к труженикам пера и клавиатуры пришлось затереть название источника, в котором было опубликовано это недоразумение.

В отличие от супергероев компьютерных игр, “Вэйврайдер” существует по эту сторону экрана. Аппарат создавался в рамках концепции “быстрого глобального удара”, направленной на сокращение подлетного времени крылатых ракет. Судя по последним программы, т.е. молчанию на протяжении 5 лет, очередной “гиперзвуковой эксперимент” отправился в музей ВВС.

В общем, проект X-51A как-то подозрительно заглох.

О причинах приостановки исследований можно догадаться, исходя из известных сложностей, сопутствующих аэродинамическим полетам при скорости 5М. Первый в списке - неизбежный “тепловой барьер”, готовый испепелить смельчаков, бросивших вызов скорости:

В своем последнем полете, в мае 2013 года, “Вэйврайдер” продержался на гиперзвуке около шести минут, установив тем самым рекорд для гиперзвуковых ЛА с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД). За это время модель смогла развить скорость, соответствующую числу Маха 5,1, и пролетела над Тихим океаном расстояние 426 км.

Почему я говорю “модель”? Потому, что “Вэйврайдер” не был даже прототипом в привычном значении этого слова. Его компоновка, в принципе, исключала наличие боевой части или систем наведения, которыми оснащаются современные крылатые ракеты. Малогабаритная (длина без ускорителя - 4 м) радиоуправляемая модель, напоминающая по форме зубило. Единственной задачей “Вэйврайдера” было набрать 5М и продержаться на этой скорости хотя бы пару минут.

Какой очевидный вывод по результатам испытаний? Существующих технологий явно недостаточно для воплощения в реальность сказки о “гиперзвуковом оружии”.

Другой известный проект, малютка “Икс-43”, резво разгонялся до девяти скоростей звука за счет 20-тонного твердотопливного ракеты-носителя “Пегас”. После чего запускался его собственный ПВРД.

После отделения от разгонного блока огненная феерия продолжалась еще целых 11 секунд, а затем обгорелые обломки Х-43А падали в океан. Всего два пуска, мировой рекорд скорости для ЛА в атмосфере, невероятные 9,6 М. Хотя бы секунда на мечту!

Рекорд так и остался рекордом. Судя по 13-летнему перерыву, программа Х-43 продемонстрировала очень большие перспективы.

Разогнаться и обуглиться

Вот и все, что позволяет современная техника в области гиперзвука.

Речь идет о полетах в стратосфере на высоте 20-30 км с использованием аэродинамических принципов полета. Т.е. при использовании несущих поверхностей (крыльев) для создания подъемной силы.

Существует множество технических средств, развивающих гиперзвуковые скорости в верхних слоях атмосферы, на высотах 50 и более км. Все они относятся к области ракетной техники.

На высоте 80 километров атмосферное давление в 100 000 раз ниже, чем у поверхности земли. Это в определённой мере устраняет опасность “теплового барьера” при движении на гиперзвуке. С другой стороны, делает невозможным работу реактивных двигателей, получающих окислитель из встречного потока воздуха. Причем даже такие высокие скорости не способны обеспечить создание подъемной силы в разреженной среде.

В указанном случае - только баллистическая траектория. ТТРД или двухкомпонентный ЖРД.

Впрочем, 80 км - явный перебор. Исходя из известных результатов испытаний гиперзвуковых ЛА, оснащенных ПВРД, предельная высота полета для них находится в районе 30-35 км. На больших высотах устойчивый аэродинамический полет практически нереализуем.

Существуют тихоходные высотные ЛА с крылом большого размаха: U-2, М-55 “Геофизика”, БПЛА "Зефир", способные достигать высот 20+ км. Как вы уже догадались - фокус удается благодаря непропорционально большому крылу. Но площадь крыла не может расти бесконечно. В то время как с увеличением высоты, плотность атмосферы продолжает снижаться по экспоненте.

Зато можно увеличивать скорость полета! К чему приведет? На высоте 100 км (линия Кармана) скорость, необходимая для создания подъемной силы, превзойдет по величине первую космическую. Что сделает бессмысленным само применение аэродинамики.

На высоте 30 км крылья еще цепляются за разряженный воздух. Но впереди “тепловой барьер”, готовый за считанные минуты сжечь гиперзвуковой ЛА.

Но крылья растопились в зное,
И в море, вечно голубое,
Безумец рухнул с высоты.

Что ж, введение, как всегда, затянулось. Давайте посмотрим, как на фоне зарубежных попыток прорвать скоростной барьер выглядит отечественный проект “Икар”.

Межвидовой ракетный комплекс с гиперзвуковой ракетой/противокорабельная ракета оперативного назначения ЗМ-22 “Циркон”.

Что на сегодняшний день известно о “Цирконе”?

1. Оснащен стартовым ускорителем и маршевым ПВРД.

2. На испытаниях смог развить скорость, соответствующую числу Маха 8, что на 60% превысило расчетную скорость 5М.

3. Оценка дальности полета варьируются в пределах 400...1000 км.

4. Ракета оснащена боевой частью массой 400 кг.

5. Массогабариты “Циркона” соответствуют КР “Калибр”, благодаря чему обеспечивается хранение и запуск из стандартной пусковой ячейки УКСК.

Информационно-развлекательный формат статьи препятствует появлению каких-либо далеких прогнозов и выводов. Единственное, что мы можем сказать на данном этапе: заявленные ТТХ “Циркона” в значительной мере расходятся с опубликованными испытаниями западных ЛА аналогичного назначения.

На фоне успехов “Циркона” можно лишь удивиться криворукости и бездарности конструкторов “Боинга” и Управления перспективных проектов (DARPA).

Стартовая масса X-51A Waverider (1814 кг “сухой вес” + 120 кг топлива) приближается к верхней границе массы КР семейства “Калибр”.

При всем этом “Вэйврайдер” не имеет боевой части. И обладает гораздо меньшей скоростью полета.

Запуск экспериментальных гиперзвуковых ЛА производится с бомбардировщика Б-52 на высоте 13 000 м при скорости полета носителя 800-900 км/ч. В таких условиях они уже в момент отделения от носителя обладают значительным запасом потенциальной и кинетической энергии. Что позволяет уменьшить требования к мощности (и, следовательно, сэкономить на массе) старатового ускорителя. *

* Прямоточный воздушно-реактивный двигатель неработоспособен на дозвуке, поэтому даже при старте из-под крыла летящего самолета гиперзвуковой ракете требуется дополнительный разгон.

В отличие от зарубежных КР воздушного базирования, “Циркон” создается для оснащения кораблей ВМФ. Это означает пуск с поверхности. И полет сквозь плотные слои воздуха (75% массы атмосферы сосредоточено в пределах 10 000 м).

Учитывая данные обстоятельства, “Циркон” должен иметь гораздо более массивный стартовый ускоритель.

Для сравнения: при создании ПКР воздушного базирования “Брамос-А” за счет отказа от стартового ускорителя, стартовая масса ракеты сократилась на 500 кг (2,5 тонны - против 3 тонн у варианта с корабельным базированием).

В общем, как я уже говорил, никаких громких выводов делать не намерен. По моему личному убеждению, заявленные характеристики “Циркона” в виде компактной 6-маховой крылатой ракеты с ПВРД, далеки от реальности. Сами разработчики “Циркона” (НПО “Машиностроения”) также не комментируют разработку перспективной ПКР и, несмотря на международный интерес и шумиху в СМИ, до сих пор не представили даже её макета.

На сегодняшний день “Циркон” летает только в медиапространстве, сжигая авианосцы и авианосные флоты противника. В то время, пока “Хибины” выжигают электронную начинку эсминцев.

Огнехвостый дьявол

Сегодняшний рассказ будет не полон без ракеты Х-32. Вкратце её (с точки зрения СМИ) такова.

В 1968 году “глупые” создатели ПКР Х-22, установили предельную высоту её полета на уровне 20-25 км. Современные “умные” конструкторы взяли и запустили точно такую же ракету на высоту 40-45 км. Правильно, ведь зачем летать низко, если можно лететь вдвое выше.

Увеличили потолок вдвое, не внеся ровно никаких изменений в аэродинамический облик ПКР: прежний фюзеляж, то же крыло, внешние различия отсутствуют.

Для повышения градуса интриги - давление воздуха на высоте 42 км в 17 раз ниже, чем на высоте 22 км.

Согласно теореме Жуковского, величина подъемной силы прямо пропорциональна а) плотности среды б) скорости потока воздуха и в) циркуляции воздушного потока. Итак, внимание, фокус: скорость возросла всего в 1,5 раза, параметры крыла остались прежними, воздух стал разреженнее в 17 раз. Зато подъемная сила сохранилась на прежнем уровне!

Нет, уважаемые, без шуток. Ракета Х-32 существует. Под неё даже выделен носитель - сверхзвуковой ракетоносец Ту-22М3М (сер. № 4898649, борт 9804), чьё бортовое оборудование было адаптировано под модернизированную ракету.

Решение этой задачи состоит в том, что реальный профиль полета Х-32 заметно отличается от общепринятой сказки (или научной фантастики - кому как нравится). За счет сокращения массы боевой части и увеличения запасов топлива, а также внесения изменений в двигатель ракеты (подробности засекречены) появилась возможность увеличения максимальной высоты полета по баллистической кривой с 22 до 40 км.

Данный профиль полета не очень привлекателен при преодолении ПВО/ПРО корабельных соединений. На максимальной высоте ракета находится всего одно мгновение, далее следует неизбежное снижение по квазибаллистической кривой. Т.е. большую часть времени полета, Х-32, как и её предшественница, находится в зоне поражения корабельных ЗРК.

Впрочем, кому интересны эти скучные подробности!

Давайте лучше оценим результаты попадания “Циркона” в полетную палубу новейшего авианосца класса “Джеральд Форд”.