Конспект занятий про весну 2 мл группа. Конспект занятия для детей II младшей группы — «Весна

Проект для второй младшей группы "Весна-красна"

Вид проекта: познавательно - исследовательский
Участники: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители
Продолжительность: Долгосрочный (01.02.2016 - 31.05.2016г)
Автор-разработчик: Смирнова Анна Николаевна

Цель: формирование представлений о весенних природных явлениях через разные виды деятельности.
Задачи:
1. Расширять представления о характерных особенностях весенней природы.
2. Учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением животных, состоянием растительности.
3. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе
экспериментирования.
4. Формировать представления о безопасном поведении весной.
5. Учить отражать полученные впечатления в разных непосредственно образовательных и самостоятельных видах деятельности детей.
6. Развивать познавательную активность, внимание, мышление, воображение,
коммуникативные навыки.
7. Воспитывать бережное отношение к природе.
8.Воспитывать экологическую культуру, трудолюбие, и любознательность.
Ожидаемые результаты: - знания о весне, как о времени года,
- развитие познавательного интереса к изучению природы,
- развитие интереса и желания к экспериментальной деятельности,
- развитие связной речи, обогащение словаря,
- воспитание бережного отношения к природе и животному миру.

Пояснительная записка
Хорошая речьважнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Проект «Весна - красна» направлен на:
Развитие правильной связной речи, грамотное выражение своих мыслей, в процессе дидактических, сюжетно-ролевых игр, чтения и заучивания стихотворений и т. д.
Психологическое сопровождение детей раннего дошкольного возраста путем раскрепощения застенчивых детей в ходе театрализованной деятельности.
Расширение представления о характерных особенностях весенней природы.
Развитие познавательной активности, внимания, мышления, воображения, коммуникативных навыков.
Воспитание бережного отношению к природе.
Воспитание экологической культуры, трудолюбия и любознательности.

Этапы проекта:

I.Подготовительный (01.02. -15.02.)
- определение проблемы, цели, задач проекта
- изучение методической литературы
-
II.Основной (16.02.-28.02.)
Пополнение развивающей среды (иллюстрации, картинки, художественная литература, альбомы, дидактические игры)

Создание картотек: по теме «Весна»
оформление книги «Весенние сказки»
изготовление панно «Времена года»
Подбор художественной литературы.
Подбор пособий для работы с детьми.
Выбор форм работы с родителями.
Выбор основных мероприятий.
Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
Составление перспективного плана работы с детьми и сотрудничества с родителями.
III этап – практический (01.03.-31.05.2016г)
Беседы о приметах весны.
Наблюдения (за весенними природными явлениями)
Экспериментирование (с водой, ветром)
Презентация на весеннюю тематику
Слушание классической музыки
Художественно – творческая деятельность на весеннюю тематику (рисование, лепка, аппликация)
Чтение художественной литературы, сказок, заучивание стихотворений, чистоговорок, пословиц, потешек.
Составление консультаций, памяток, рекомендаций.
Творческие задания для родителей; совместные мероприятия с родителями и детьми.
Игровая деятельность.
Итоговое мероприятие.

Перспективный план проекта «Весна-красна»
(ООД с детьми)

Социально коммуникативное развитие
Коммуникация Беседы: о весне; по картинкам «К нам пришла весна», «Хорошо в лесу»; «Покормим птиц», «Для чего нужны скворечники».
Игровая Сюжетно-ролевая игра «Семья готовится к весне», «Семья», «Собираемся на прогулку»
Безопасность Беседы: «Будем беречь, и охранять природу», «Правила поведения в лесу».
Труд в природе Беседа: «Покормим птиц», «Для чего нужны скворечники», «О труде дворника», «О весенних работах в садах и огородах»
Организовать труд на участке (кормление птиц, сбор сухих веток, наведение порядка на веранде и т.д.), знакомить детей с трудом взрослых в весенний период в саду и огороде, воспитывать у детей любовь к труду и желание оказывать взрослым посильную помощь. Воспитывать у детей уважение и бережное отношение к труду дворника.
Познавательное развитие
Познавательно - исследовательская Наблюдения за деревьями, кустарниками, молодой травкой. Посев семян, а затем высадка рассады в огород.
Экспериментирование: «Кораблики», «Соберем водичку», «Тень», «Солнечные зайчики»
Формирование
целостной картины мира
,
расширение кругозора Презентация: «Весна, «Звери весной».
«Пробуждение после зимней спячки» (медведь, еж).
Речевое развитие Чтение художественной литературы Чтение стихотворений о весне.
Разучивание стихотворений:
«Ласточка» Б. Заходер,
Отгадывание загадок.
Песенки, потешки «Как у нашего кота», «Жили у бабуси», «Травка муравка», «Заря заряница», «Тень тень потетень», «Иди весна, иди красна».
Л. Толстой «Пришла весна…»
Г. Ладонщиков. Медведь.
Л. Аграчёва «Весело аукнула»
Сказки: «Лиса и заяц», «У страха глаза велики», «Заюшкина избушка»,
И. Ревю «Детская сказка о весне» .
Чтение худ. лит-ры: «Храбрец молодец» перевод с болг. Грибовой, «Пых» белорус. Обр. Н. Мялика.
Развитие речи Составление рассказа по сюжетным картинкам: «Курица с цыплятами», «Птицы прилетели».
Дидактические игры по развитию речи: «Приметы весны», «Весенняя поляна», «Времена года» «Когда это бывает?» «Разрезные картинки», «Цветик – семицветик», «Лото», «Чудесный мешочек», «Подбери действие», «Рассели животных по домам»
Художественно – эстетическое развитие
Продуктивная Занятие в «Творческой мастерской»: Лепка: «Птичка», «Цветы».
Аппликации: «Весенний букет», «Скворечник».
Рисование «Веточка мимозы», «Дерево весной».
Работа с родителями: выставка рисунков: «Весна – красна», создание панно «Времена года»
Создание книги «Весенние сказки»
Импровизация сказки «Три медведя». Итоговое мероприятие: «Весенняя сказка».
Музыкально - художественная Слушание: Вивальди «Весна», «Весенняя пляска», «Весна-красна», Чайковский «Времена года», «Бабочка» муз Э.Грига, «Жаворонок» муз. М.Глинки
«Воробей» муз. А. Руббах, «Игра в лошадки» муз. П. Чайковского
Пение: «Птичка» муз. М.Раухвергера, «Весенняя песенка».
Физическое развитие
Двигательная Физкультминутки: «Подснежники просыпаются», «Весна пришла», «В путь», «Весна» «Солнце светит на дорожку»

Игровая Проведение подвижных игр на прогулке: «Птички в гнездышках», «Солнечные зайчики», «Пчелки», «У медведя во бору», «Через ручеек», «Кошка и цыплята», «Скворечники», «Солнышко и дождик», «Поймай комара», «Медведь»
Пальчиковые игры:
«Весна», «Подснежник», «Росточек», «Кораблик», «Насекомые над лугом», «Ласточка», «Заботливое солнышко»

Март
1.Беседа о весне. Беседа по картинкам «К нам пришла весна», «Будем беречь, и охранять природу», «Покормим птиц», «Для чего нужны скворечники».
2. Физкультминутки:
«Подснежники просыпаются».
Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И на солнце поглядели.
(Выполняют движения по тексту)

«Весна пришла»
Солнце, солнце высоко
(На цыпочках руки тянем вверх)
Нам от солнышка тепло
(Легкие поглаживания руками по лицу).
Тает снег от лучей, (Приседание)
Звонко побежал ручей,
(Бег по кругу).
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните,
(Ходьба по кругу).

3.Проведение подвижных игр на прогулке:
«Солнечные зайчики»

Содержание игры. Воспитатель пускает с помощью зеркала солнечных зайчиков и одновременно произносит текст стихотворения А. Бродского:
Скачут побегайчики -
Солнечные зайчики,
Мы зовем их - не идут.
Были тут - и нет их тут.

Прыг, прыг по углам,
Были там - и нет их там.
Где же зайчики? Ушли.
Мы нигде их не нашли.
В соответствии со словами текста дети манят зайчиков, разводят руки в стороны, прыгают за солнечными зайчиками. Взрослый направляет зайчиков в разные стороны комнаты.

«Медведь»
Задачи. Повышать двигательную активность, развивать ловкость; вызывать положительные эмоции от совершаемых действий.
Дети считаются и выбирают, кто будет медведем. По двум противоположным сторонам площадки чертят линии: за одной линией – берлога медведя, за другой – дом детей. Середина площадки – опушка леса. Дети выходят из своего домика и идут на опушку собирать ягоды со словами:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит,
Все на нас рычит.
На слове «рычит» медведь выбегает из своей берлоги и ловит детей. Дети убегают в свой домик. Игра повторяется. Когда медведь поймает 2 – 3 детей, медведя меняют.

«Птички в гнездышках
Задачи. Учить спрыгивать с небольшой высоты, бегать врассыпную; развивать внимание.
Ход игры: Дети-птички встают на небольшие возвышения (кубы, бруски высотой 5-10 см), расположенные на одной стороне комнаты, площадки.
Взрослый говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки». Дети-птички спрыгивают или сходят с возвышений, летают, размахивают крылышками, приседают, клюют зернышки. По сигналу взрослого «Дождь пошел!» птички улетают в свои гнездышки.
Когда дети освоят игру, взрослый вместо слов «Дождь пошел!- раскрывает зонтик, а дети-птички на этот сигнал прячутся и гнездышки.

4. Дидактические игры: «Подбери картинку», «Разрезные картинки»
«Когда это бывает?»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.

Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо времени года. Маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.

Ход игры:
Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту. Но игра продолжается до того пока все участники не закроют свои карты.

«Приметы весны»
Цель: уточнить представления детей о приметах весны, активизировать словарь по теме.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.
Ход: Педагог предлагает детям картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, светит солнце, весенний лес, подснежники в лесу, таяние снега, прилет птиц и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только явления весны, называет их.

5.Пальчиковые игры:
«Весна»

Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем
руки вверх, раскрываем ладони, боковые
части остаются прижатыми, пальцы
растопырены.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
Выполняем руками волнообразные движения
А из под старой травки Ладони сомкнуты "ковшом".
Уже глядит цветок...
Раскрылся колокольчик
Ладони раскрываются, боковые стороны
рук соединяются, пальцы раскрыты,
полусогнуты (чашечка цветка)
В тени там, где сосна, Руки стоят на столе, опираясь на локти.
Пальцы сжаты в кулак.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

проговаривая "динь-динь".
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.
Качаем кистями рук в разные стороны,
проговаривая "динь-динь".

«Подснежник»
Их видимо-невидимо,
Показать все пальцы на обеих руках
Не сосчитаешь ты.
Кто смог такие выдумать
Красивые цветы?
Загибать по очереди все пальчики
Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Поглаживать пальцы правой, затем левой руки
Чуть-чуть поколдовали –
И сделали цветок!
Соединить руки, вместе изображая цветок

6.Сюжетно-ролевая игра
«Семья готовится к весне»
Цель: Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Создавать соответствующую среду для успешного осуществления в самостоятельной деятельности детей. Помогать детям объединяться для игры в группы. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.
«Семья»


Подготовка к игре. Наблюдения за работой няни, воспитательницы в группах детей второго года жизни; наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтение
художественной литературы и рассматривание иллюстраций: Е. Благинина «Аленушка», Александрова «Мой мишка». Постройка мебели.
Игровые роли. Мама, папа.





Игры с двумя куклами уже сами по себе обязывают к совместной деятельности сразу нескольких детей. В это время близость воспитателя, а часто и включение его в игру необходимы. Уже в последующем, когда дети уже несколько раз поиграют в эту игру, воспитателю бывает достаточно только напомнить о возможных ролях, чтобы началась игра: «Дети, кто хочет быть мамой Оксаны? А мамой Кати? А кто хочет быть воспитателем?». Каждый из детей начинает выполнять свои обязанности.

7. Труд на участке (кормление птиц, сбор сухих веток, наведение порядка на веранде и т.д.).
8. Наблюдения за деревьями, кустарниками, молодой травкой.
9. Презентация: «Весна

10. Отгадывание загадок.
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В улей пчела
Мед принесла.
Кто скажет,
Кто знает,
Когда это бывает?
(Весной)

Старый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса –
Вот и к нам пришла…
(Весна)

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все... (солнце).

Я всегда со светом дружен,
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.
(солнечный луч)

Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(ручеек)

Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать, кто я?
Можешь угадать?
(Ветер)

Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)

Меня часто зовут,
Дожидаются,
А приду - от меня
Укрываются.
(Дождь)

В летний солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
Все дремал он у дорожки,
А проснулся
Улыбнулся:
- Вот пушистый я какой!
Ах, боюсь,
Что разлечусь.
Тише, ветер луговой!
(Одуванчик)

На откосе, на лугу,
Босиком на снегу,
Первые цветочки –
Желтые глазочки.
(мать-и-мачеха)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)

На шесте - дворец,
Во дворце - певец.
(Скворец)

11. Чтение художественной литературы
Песенки, потешки «Как у нашего кота», «Жили у бабуси», «Травка муравка»
Л. Аграчёва «Весело аукнула»
Весело аукнула
Из лесу весна,
Ей медведь откликнулся
Проурчав со сна.
Поскакали зайки к ней,
Прилетел к ней грач;
Покатился ёжик вслед,
Как колючий мяч.
Всполошилась белочка,
Глянув из дупла, -
Дождалась пушистая
Света и тепла!
Гордо приосанился
Посветлевший бор;
На ветвях коричневых
Грянул птичий хор.

И. Ревю «Детская сказка о весне».
В природе творилось что-то непонятное. Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок, привыкшие к белому снегу, стали замечать, что он начал чернеть. Показались первые проталины. На лесной дорожке растаял лёд, а на болоте, что в зарослях леса, появились первые серовато-тёмные пятна талой воды.
Солнце так и льёт на землю свои весенние золотые лучи. Носатый грач, прилетевший из теплых стран, усердно сооружает гнездо из сухих веток, выстилает дно сухой травой. Он использует в строительстве различный мусор.
Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок, безуспешно пытавшиеся отыскать Зимнюю Хозяйку, решили расспросить своих мам и пап, о том, что происходит вокруг. «Это - Весна», - пояснили родители, - «чудесное время года, когда пробуждается природа, светлые дни становятся длиннее. Скоро-скоро наберёт силу молодая трава, а на деревьях и кустарниках появятся первые клейкие листочки». Зверята ещё никогда не видели Весну. Они чувствовали, что приходит что-то радостное и теплое.
Однажды в солнечный день Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок услышали необычные звуки «курлык, курлык». Кто курлыкает? Журавли. Остановившись на привал недалеко от воды, птицы устроили настоящий весенний танец: весело подпрыгивали, ритмично махали крыльями, ходили гарцующей походкой. Это было увлекательное зрелище.
Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок хлопали в ладоши и не заметили, как сзади кто-то тихонечко подошёл. Оглянувшись, они увидели настоящую красавицу – Весну-Весницу, Красную девицу. «Вы рады моему приходу, дорогие обитатели леса?» - спросила она.
Зайчонок, который умудрился встать так, что у него одно ухо припекало солнышко, а другое мёрзло в тени, за всех радостно поприветствовал Красавицу-Весну. И хотя ему было немного жаль, что больше нельзя покататься с ледяной горы, или прыгать в сугробы, от холода он совсем устал. Ему так хотелось, чтобы было светло и тепло и можно было в любой момент полакомиться молодыми побегами деревьев и кустарников. Он был рад, что пришла Весна.
А Красавица-Весна научила зверят делать кораблики из лёгкой коры и пускать их по весёлому, журчащему, серебристому ручью. Далеко-далеко. То-то радости было!

12. Занятие в «Творческой мастерской»:
Лепка: «Птичка»
Рисование: «Дерево весной»
Аппликации: «Скворечник».
13. Музыкально - художественная
Слушание: Вивальди «Весна»,
Пение: «Птичка» муз. М.Раухвергера
Слова:
Села птичка на окошко!
Посиди у нас немножко!
Подожди! Не улетай!
Улетела! Ай!
Посев семян
выставка рисунков: «Весна – красна».

Апрель
1. Работа с родителями: создание панно «Времена года»
2.Беседа: «Покормим птиц», «Для чего нужны скворечники», «Правила поведения в лесу».
Беседы о приметах весны.

3.Дидактические игры: «Логика», «Лото»,
«Подбери действие»
Цель: Продолжать активизировать в словаре детей глаголы.
Ход: Птицы весной что делают? (прилетают, готовятся к гнездованию и т. д.) Деревья весной. Звери весной …. Листья весной что делают? …. Снег весной ….

«Весенняя поляна»
Цель: Упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными.
Ход: Воспитатель предлагает детям представить, что они находятся на весенней поляне, где все весеннее.
В: Я буду вам бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».
Н – р: день-весенний день.
(солнце, погода, лес, трава, небо, цветы, месяцы, гроза)

«Рассели животных по домам»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.
Материал: Фланелеграф, разные природные зоны земли (иллюстрации). Маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д.
Ход игры:
На фланелеграфе расположены разные природные зоны земли. У детей маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д. Задача детей назвать свое животное, где оно живет, и поставить около нужной природной зона на фланелеграф.

4.Высадка рассады в огород.
Экспериментирование «Кораблики»
«Кораблики»
Познакомить детей со свойствами плавающих предметов Воспитатель делает детям из бумаги кораблики, а потом запускают их в лужи. Если это происходит в группе, то в таз с водой пускают плавающие и металлические игрушки, потом наблюдают, что с ними происходит
«Солнечные зайчики»
Научить детей играть с солнечным зайчиком. Вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком

5.Презентация: «Пробуждение после зимней спячки» (медведь, еж).

6.Разучивание стихотворений:
Ласточка (Борис Заходер)
Улетела Ласточка
За тридевять земель…
Возвращайся, Ласточка!
На дворе апрель.
Возвращайся, Ласточка!
Только не одна:
Пусть с тобою, Ласточка,
Прилетит Весна!

7.Чтение худ. литературы: Чтение: К. Льдов «Ласточка», Л. Аграчёва «Весело аукнула», М. Борисова «Песенка капели»
Сказки: «Лиса и заяц»

«Храбрец молодец»
Отправилась однажды лиса в село за добычей. Видит - петух на дереве сидит, кукарекает. Лиса к дереву подобралась, а достать петуха не может: высоко забрался петух.
- Петушок, петушок, что это ты наверху делаешь? - спрашивает лиса.
- Песни пою, всех веселю, - отвечает петух, а у самого при виде лисы сердце от страха так и замерло.
- Э, хватит тебе петь! - говорит лиса. - Слети ко мне! Да скорей! Надо солнце просить, надо солнце молить, чтоб оно зашло побыстрее. А то так жжет, так жжет... В поле все как есть сгорит!
- Ох, кума Лиса, - отвечает петух, - дайка я еще разок пропою, моих малых цыплят да кур созову. Все станем солнце просить. А с ними, глядишь, и собаки прибегут.
- Как собаки? Зачем собаки? - всполошилась лиса.
- А как же без собак? Солнце любит, когда собаки его просят. Собаки, кума Лиса, непременно придут. Да во-о-он я вижу: они уже со всех ног сюда мчатся. Тут петух вытянул шею и закукарекал что есть мочи. А лиса - шмыг в кусты.
- Начинайте без меня! - кричит. - Я потом приду. Я, знаешь, привыкла, прежде чем к солнцу обратиться, сначала умыться. А сегодня так спешила, что об этом в спешке и позабыла. Как бы солнце на меня не рассердилось!
И скрылась в чаще.
А петух от радости пуще того раскукарекался: вот он какой храбрец-молодец! Своим умом-разумом хитрую куму Лису победил!
8.Сюжетно-ролевые игры:
«Собираемся на прогулку»
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик.
Ход игры:
В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.
«Поездка в весенний лес».
Цель: Совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли (мать, отец и.т.д.) расширять самостоятельность детей в разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов, развивать социальные отношения за счёт осмысления профессиональной деятельности взрослых, учить отображать в игре свои наблюдения из окружающей действительности.

9.Составление рассказа по сюжетным картинкам: «Птицы прилетели».

10.Занятие в «Творческой мастерской»:
Аппликации: «Весенний букет»
Рисование «Веточка мимозы»

11.Музыкально-художественная деятельность
Слушание: Вивальди «Весенняя пляска», «Весна-красна», Чайковский «Времена года».
Пение: «Весенняя песенка».

12.Физкультминутки: «Подснежники просыпаются», «Весна»

«Солнце светит на дорожку»
Цель: Развитие мелкой моторика, подражательности
Солнце светить на дорожку
Мы захлопаем в ладошку,
Мы все хлоп, хлоп,
Наши ножки топ - топ,
Пошатнулись, посмотрели
И тихонько сели.

13.Проведение подвижных игр на прогулке: «Ручеек»,

«Кошка и цыплята»
Цели. Совершенствовать бег, влезание и слезание с предметов; развивать внимание и ориентировку в пространстве; поддерживать интерес к взаимодействию со сверстниками; побуждать к подражанию животным, развивать воображение.
Содержание игры. На полянку выходит курочка-хохлатка (взрослый), с нею желтые цыплята (дети). В дальнем углу групповой комнаты на скамейке дремлет кошка (взрослый). Цыплята разбегаются по поляне, машут крылышками, клюют зерна, взбираются на жердочки (кубы высотой 10 см) - действуют по своему усмотрению.
Курочка квохчет: «Ко-ко, не ходите далеко». На эти слова цыплята настораживаются, смотрят по сторонам. А курочка медленно продолжает:
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
На последние слова цыплята убегают от кошки, а она пытается их догнать.
Когда дети хорошо освоят игру, роль курочки-хохлатки и кошки можно поручить наиболее активным из них.

«Пчелки»
Задачи. Совершенствовать бег в определенном направлении; учить ориентироваться в пространстве, подражать пчелкам.
Содержание игры. Дети изображают пчел, они бегают по комнате, размахивая крыльями, жужжат: «Ж-ж-ж». Появляется медведь (помощник воспитателя). Воспитатель-пчела говорит:
Мишка-медведь идет,
Мед у пчелок унесет,
Пчелки, домой!
Пчелки летят в определенный угол комнаты - улей. Медведь, переваливаясь с ноги на ногу, идет туда же. Пчелки и взрослый говорят:
Этот улей - домик наш,
Уходи, медведь, от нас,
Ж-ж-ж-ж!
Машут крыльями, жужжат, прогоняя медведя. Медведь уходит, а пчелки опять вылетают на поляну. Они могут угостить в конце игры медведя медом.

«Солнышко и дождик»
Цель: учить выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на
площадке; упражнять в ходьбе и беге. Развивать ловкость, внимание.
Ход игры: дети сидят на стульях вдоль комнаты, это их «дом». Воспитатель
смотрит в окно и говорит «Какая хорошая погода, идите гулять!». Дети встают и
идут в любом направлении. «Дождь пошел, бегите домой!» - говорит воспитатель.
Дети бегут к стульям и занимают свои места. Воспитатель приговаривает «Кап – кап
– кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит «Идите гулять. Дождь
перестал!». Игра повторяется несколько раз.

«Поймай комара»
Цель: упражнять детей в прыжках (подпрыгивание на месте). Развивать умение
согласовывать движения со зрительным сигналом.
Ход игры: играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к
центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках прут длиной –
1- 1,2 метра с привязанным на шнуре картонным комаром. Длина шнура – 50 см.
Воспитатель обводит прутом, «кружит комара», немного выше головы играющих.
Когда комар летит над головой, ребенок подпрыгивает, стараясь его поймать. Тот,
кто схватит комара, говорит «Я поймал!». Затем воспитатель снова обводит прутом
круг.
14. Пальчиковые игры
«Кораблик»

По реке плывет кораблик,
(ладони соединить лодочкой)
Он плывет издалека.
(выполнять волнообразные движения руками)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
(показать одновременно по 4 - ре пальца на каждой руке)
У них ушки на макушке
(сложить обе ладони к макушке)
У них длинные хвосты.
(пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны)
И страшны им только кошки,
Только кошки и коты.
(растопыренными пальцами обеих рук совершать царапающие движения)

«Насекомые над лугом»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Жу - жу - жу, - жужжит пчела:
- Я лечу издалека.
(дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками»)
- Зу - зу - зу, - комар пищит.
(ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед)
- Уф - уф - уф, - как паровоз
Шмель пыхтит, пыльцу повез.
(ритмично притоптывают ногами)
Жук гудит: «Гу - жу, гу - жу,
Я любого разбужу»
(ритмично хлопают в ладоши)

Май
1. Беседа «Хорошо в лесу».
Беседы о приметах весны.

2.Дидактические игры:
Д/и «Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д. Воспитатель
достаёт пищу для зверей, дети угадывают, для кого она, кто что ест. Подходят к
игрушкам и угощают их.
Ребята, давайте подарим ёжику наше хорошее настроение и улыбки. Возьмитесь за
руки, улыбнитесь друг другу и ёжику.

«Времена года»
Цель: формировать представление детей о чередовании времён года и их некоторых характеристиках. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон-растительность-труд людей). Расширять кругозор.
Развивать и активизировать словарь.
Материал: четыре карты с изображением времени года, карточки с изображением характерных особенностей каждого времени года.
Ход игры.
В игру могут играть 4-8 человек. Ведущий показывает по одной карточке с изображением характерных особенностей каждого времени года. Игрок, к чьей карте относится данная характеристика, описывает и обосновывает данный выбор, выкладывает карточку на цветном поле.

3.Экспериментирование
«Соберем водичку»
Научить детей пользоваться губкой для сбора воды Каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз при помощи губки

«Тень»
Познакомить детей со свойством солнечного света. Рассказать детям, как возникает тень, понаблюдать за движением тени

4. Презентация: «Звери весной».

5. Чтение художественной литературы
Чтение стихотворений о весне.
Чтение потешек: «Заря заряница», «Тень тень потетень», «Иди весна, иди красна».
«Пых» Белорусская народная сказка в пер.Н.Мялика
Жили-были дедушка, бабушка да внучка Алёнка. И был у них огород. Росли в огороде капуста, свёколка, морковка и репка жёлтенькая. Захотелось однажды дедусе репки покушать. Вышел он в огород. Идёт-идёт, а в огороде жарко да тихо, только пчёлки жужжат да комарики звенят. Прошёл дед грядку с капустой, прошёл грядку со свёколкой, прошёл грядку с морковкой... А вот и репка растёт.
Только наклонился, чтоб репку вытащить, да вдруг с грядки кто-то как зашипит на него:
Не ты ли это, дедка? Не за репкой ли пришёл?
Испугался дед и бежать. Бежит мимо морковки, бежит мимо свёколки, аж пятки сверкают. Еле живой до хаты добрался. Сел на лавку, отдышаться никак не может.
- Ну что, дед, принёс репку?
- Ох, бабка, там кто-то страшный сидит.Я еле ноги унёс!
- Полно, дед! Я сама пойду, уж, верно, репку принесу...
И пошла бабка в огород. Шла-шла бабка мимо грядки с капустой, мимо грядки со свёколкой, мимо грядки с морковкой. Идёт бабка, торопится... А вот и репка. Нагнулась бабка, чтоб репку вытащить, а из борозды как зашипит на неё кто-то:
- Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это, бабка? Не по репку ли пришла?
Испугалась бабка да бежать. Бежала-бежала она мимо морковки, мимо свёколки, бежала мимо капусты. Еле-еле до хатки добралась. Села на лавку, тяжело дышит, отдышаться не может.
- Ой, дедка, твоя правда! Кто-то там страшный сидит и пыхтит. Еле-еле ноги унесла!
Поглядела на деду с бабкой внучка Алёнка, пожалела их и говорит:
- Я принесу репку!
Пошла Алёнка в огород. Идёт-идёт,а в огороде жарко да тихо, только пчёлки жужжат да комарики звенят. Прошла Алёнка грядку с капустой, прошла грядку со свёколкой, прошла грядку с морковкой…
А вот и репка растёт.Только наклонилась она, чтоб репку вытащить, а с грядки как зашипит кто-то:
- Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не Алёнка ли это? Не по репку ли пришла?
Засмеялась тут Алёнка и как крикнет звонким голоском:
- Так, так, так! Это я, Алёнка! Бабке с дедкой за репкой пришла.
А на грядке кто-то снова как запыхтит:
- Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!
Нагнулась Алёнка над грядкой, чтоб разглядеть, кто там такой страшный сидит, и вдруг увидела: лежит на грядке какой-то колючий клубочек, глазками-бусинками поблёскивает и пыхтит:
- Пшш-ппы-ы-хх!
Засмеялась девочка:
- Ах ты, ёжик, ёжик колючий! Это ты дедушку с бабушкой напугал? Это ты их домой прогнал?
А ёжик вытянул кверху острую мордочку и опять:
- Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!
Потянула Алёнушка репку раз, потянула другой и третий и вытянула репку. Да такую большую! Круглую да жёлтенькую. Сладкую-пресладкую. Взяла Алёнка репку, ёжика в передничек положила - и домой. Бежала мимо морковки, бежала мимо свёколки, бежала мимо капусты. Быстро-быстро бежала! И мигом к своей хатке прибежала. А навстречу ей дедка с бабкой вышли. И спрашивают:
- А где же репка?
- А вот вам и репка!
Обрадовались тут дедка с бабкой:
- Ну и внучка у нас! Ну и Алёнушка! Молодец девочка!
- А как же зверь этот, Пых страшный? Не испугалась ли ты его?
Раскрыла тут Алёнка передничек:
- А вот вам и Пых!
То-то смеху было!

Чтение Л. Толстой «Пришла весна…»
Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку
по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали, и ничего впереди себя не
видели, и в лужу упали.

Г. Ладонщиков. Медведь.
«Без нyжды и без тpевоги
Спал медведь в своей беpлоге.
Спал всю зимy до весны,
И, навеpно, видел сны.
Вдpyг пpоснyлся косолапый,
Слышит: каплет! -
Вот беда!
В темноте пошаpил лапой
И вскочил -
Кpyгом вода!
Заспешил медведь наpyжy:
Заливает - не до сна!
Вылез он и видит:
Лyжи,
Тает снег…
Пpишла весна».

«У страха глаза велики», «Заюшкина избушка», Г. Ладонщиков

6.Составление рассказа по сюжетным картинкам: «Курица с цыплятами»

7.Занятие в «Творческой мастерской»:
Лепка: «Цветы».

8. Музыкально-художественная деятельность
Слушание: «Воробей» муз. А. Руббах, «Игра в лошадки» муз. П. Чайковского

9.Физкультминутки:
«В путь»
В лес весенний мы шагаем (Идут маршевым шагом).
Ноги выше поднимаем.
Топают ножки (Идут топающим шагом).
По прямой дорожке.
По узенькой дорожке (Идут на носках).
Пойдут тихонько ножки.
Друг за дружкой побежали. (Бегут на носочках).
В лес весенний прибежали.

"Весна "
Весна, весна! Пришла весна!
(Хлопки в ладоши).
Тепло на крыльях принесла.
(Короткие взмахи руками-крыльями)
И вот на самом солнцепеке
С поднятой гордой головой
(Ходьба. Приподнять повыше подбородок).
Расцвел подснежник голубой.
(Руки в стороны).
Он весь пушистый, серебристый
(Приседания).
На солнце маленький стоит.
(Прыжки).
Посланец он весны надежный,
(Наклоны туловища).
Он не боится холодов.
За ним придут цветы другие,
(Повороты влево-вправо).
Он первенец среди цветов.

10.Пальчиковые игры: «Росточек», «Кораблик»
"Заботливое солнышко»

Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик.
(дети ритмично скрещивают руки над головой)
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
(плавно покачивают руки вверху)
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки.
(ритмично потирают щеки)
А весной на носик ставит
Точки - точки - точки.
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!
(ритмично постукивают пальцем по носу)

«Ласточка»
Цели: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну - красну.
(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке)

11.Проведение подвижных игр на прогулке:
«Скворечники»
Цель: учить бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в
пространстве; выполнять правила игры. Развивать внимание, ловкость.
Ход игры: на площадке чертятся круги: на один меньше числа играющих. Это -
скворечники.
Все дети – скворцы. Они «летают» по площадке врассыпную. На сигнал: «По домам»
- все бегут к скворечникам. Кто-то из детей остается без скворечника. Игра
повторяется несколько раз.
Заканчивая игру, воспитатель (пока дети бегают) чертит еще один кружок. Когда дети
возвращаются, у каждого оказывается скворечник.
«У медведя во бору»
Цель: Формировать умение действовать согласно словам текста.
Материал: крупная мягкая игрушка (медведь).
Ход игры
Воспитатель сажает медведя под кустом и рассказывает детям, что осенью можно пойти в лес, набрать грибов и ягод; спрашивает, кто из детей ходил с родителями за грибами. «Много грибов принесли? Находили ли в лесу малину? Кто любит малину? Конечно, медведь! Он приходит полакомиться сладкими ягодами, а как увидит кого, сразу рычит, отгоняет всех, хочет один ягоды собирать. Ишь какой мишка-сладкоежка! Пойдемте и мы в лес!»
Воспитатель медленно читает стихотворение:
У медведя во бору
Грибы-ягоды беру,
А медведь глядит
И на нас рычит:
«Рррр!»
Слушая текст, ребята медленно приближаются к медведю (мягкой игрушке). Как только медведь «зарычит», все разбегаются в разные стороны.
Затем воспитатель спрашивает: «Кто хочет быть медведем? Ты, Миша? А рычать будешь? Тогда садись рядом. У нас будет два медведя».
По желанию детей игра повторяется 3–4 раза, «медведи» могут меняться.

«Чрез ручеек»
Цель: учить детей перепрыгивать с одного места на другое, действовать по сигналу
воспитателя, ориентироваться в пространстве. Развивать ловкость, внимание,
координацию движений.
Ход игры: на площадке чертится две линии на расстоянии 1,5 – 2 м одна от другой
– это ручеёк.
Играющие стоят у черты, они должны перейти ручеёк по камешкам (четко
начерченным кружкам), не намочив ног.
Те, кто оступились – намочили ноги, идут сушить их на солнышко – садятся на
скамеечку. Затем они снова включаются в игру.

12. Сюжетно-ролевая игра
«Семья»
Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.
Игровой материал. Куклы, мебель, посуда, ванночка для купания, строительный материал, игрушки-животные.
Подготовка к игре. Наблюдения за работой няни, воспитательницы в группах детей второго года жизни; наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций: Е. Благинина «Аленушка», 3. Александрова «Мой мишка». Постройка мебели.
Игровые роли. Мама, папа.
Ход игры. Игра начинается с того, что педагог вносит в группу большую красивую куклу. Обращаясь к детям, он говорит: «Дети, куклу зовут Оксана. Она будет жить у нас в группе. Давайте вместе построим ей комнату, где она будет спать и играть». Дети вместе с воспитателем строят для куклы комнату.
После этого воспитатель напоминает им, как можно играть с куклой: носить ее на руках, катать в коляске, на машине, кормить, переодевать. При этом подчеркивает, что с куклой следует обращаться бережно, ласково разговаривать с ней, проявлять заботу о ней, как это делают настоящие мамы.
Затем дети играют с куклой самостоятельно.
Когда дети достаточное количество времени поиграли сами, воспитатель организовывает совместную игру. При организации игры он должен учитывать взаимоотношения мальчиков и девочек. Так, пока девочки кормят кукол, моют посуду, мальчики вместе с педагогом строят из стульев машину и приглашают девочек поехать покататься вместе с куклами.
После этого воспитатель может внести еще одну Куклу - подружку Оксаны, куклу Катю. Педагог знакомит детей с новой куклой, рассказывает, как нужно с ней играть, где обе куклы будут жить.
Игры с двумя куклами уже сами по себе обязывают к совместной деятельности сразу нескольких детей. В это время близость воспитателя, а часто и включение его в игру необходимы. Уже в последующем, когда дети уже несколько раз поиграют в эту игру, воспитателю бывает
достаточно только напомнить о возможных ролях, чтобы началась игра: «Дети, кто хочет быть мамой Оксаны? А мамой Кати? А кто хочет быть воспитателем?». Каждый из детей начинает выполнять свои обязанности.
13.Импровизация сказки «Три медведя».
14.Итоговое мероприятие: «Весенняя сказка».

Конспект организованной учебной деятельности для второй младшей группы по развитию речи с использованием малых форм фольклора.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Весна поэта"

Образовательные области: «Коммуникация».

Тема: «Весна поэта».

Разделы: развитие речи.
Цель: формировать звуковую культуру речи, учить произносить фразы с разной силой голоса, употреблять в речи труднопроизносимые слова, познакомить со стихотворением И.П.Токмаковаой «Весна», учить выразительно, читать стихи наизусть, передавая интонационно свои чувства и впечатления, расширять словарь по теме «Весна», развивать общую, мелкую и
артикуляционную моторику, слуховое внимание и память, мышление.
Материал к занятию:
Картинки- шутки с изображением нелепых ситуаций, изображение девочки Весны, картинки с изображением фотоаппарата и многоэтажного дома, картинки-иллюстрации по содержанию стихотворения, силуэт солнышка и простой карандаш на каждого, эмблемы времён года, предметные картинки к каждому времени года, макет дерева, кусочки ваты.
Предварительная работа: рассматривание картин о весне, отгадывание загадок, разучивание физкультурной минутки.
Словарная работа: проталины.

Ход организованной учебной деятельности.

I. Мотивационно-побудительный этап.
Руки вверх, руки вниз,
Ждёт нас на занятии сюрприз.
На стульчик тихо сядет тот,
Кого мой голос позовёт
По мере звучания имён дети садятся на стульчики.
Ребята, сегодня к нам пришла необычная гостья, а вот, чтобы узнать, кто она вы должны отгадать загадки и среди отгадок выбрать нашу таинственную гостью.
Воспитатель загадывает загадки о временах года.
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной)

Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (Летом)

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает? (Осенью)

Как вы думаете кто же к нам пришёл в гости? (ответы детей)
Правильно весна. Она пришла не только к нам в гости, она заглянула и в лес, и в поле, и в сад, и просто на улицу. Каждый рад весне, только говорим мы об этом по-разному. Скажем «Весна пришла» громко, обычным голосом, тихо. Вы рады приходу весны? Произнесите фразу «Весна пришла» с радостью в голосе, чтобы все поняли по вашему голосу, что вы рады её приходу.
II. Организационно- поисковый этап.
Весна для нас ребята приготовила интересные задания, которые просит, чтобы мы выполнили.
1.Игра «Что неверно нарисовал художник?»
Воспитатель выставляет на доску картинки с изображением нелепых ситуаций. Например: Незнайка зимой лежит на снегу в плавках и загорает, рядом дети лепят снежную бабу, цветут ромашки и т. д.
Какое время года изобразил художник? (на рисунке изображена весна) А что художник напутал в своём рисунке?
Задание: объяснить, что неверно нарисовал художник, почему так не бывает в жизни.
Дети рассказывают о неточностях, воспитатель следит за правильностью аргументации и составления предложений.
2.Игра «Что хорошего, что плохого?»
Давайте вспомним погоду, которая бывает ранней весной. (бывает снег, дождь, ветер холодный, очень яркое солнце)
Воспитатель предлагает детям вспомнить погоду ранней весной и объяснить, что хорошего, а затем что плохого в таких явлениях, как снег, дождь, ветер, солнце.

Например: дождь дает влагу растениям, моет улицы, дома - это хорошо; под дождем можно промокнуть и простудиться - это плохо.

3.Игра «Когда это бывает?» (игра в кругу с мячом)
Люди собирают урожай когда?
Птицы возвращаются с юга когда?
Стоят сильные морозы когда?
Купаются и загорают на озере когда?
Тает снег когда?
Желтеют и облетают листья когда?
Бегут ручейки когда?
Появляются длинные сосульки когда?
4. Игра «какие картинки подходят к каждому времени года» (смотри приложение)
Задание: определить какая картинка, к какому времени года подходит.
5. Игра «Подари солнышку лучики».
Ребята, смотрите, что это? (солнышко) А почему оно грустное? (потому что у него нет лучиков) Мы можем подарить солнышку лучики, но для этого мы должны ответить на вопросы весны.

Медведь – зима = заканчивается спячка
- снег + солнце = бегут ручьи
- птицы + весна = возвращаются с юг
- человек + дождь = зонтик
- дерево + тепло = набухают почки

Ребёнок, ответивший на вопрос, подходит и дарит солнышку лучик.
Весна рада, что вы смогли ответить на вопросы и подарить солнышку лучики и поэтому она вас приглашает прогуляться с ней в весенний лес.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Весна идет, Шаги на месте
Весна поет, «Дудочка» руками
Весна согревает, Потянуться к «солнышку»,
погладить себя обнимающими движениями
Весна убирает, «Подметаем»
Листья распускает, Делаем «бутон» руками
Птичек созывает, Приглашающие движения руками
С солнышком танцует Кружатся
И цветы рисует. «Рисуют»

Упражнение на дыхание
Вот мы с вами и пришли в весенний лес, посмотрите, на дереве ещё остался снежок, весна нас просит, чтобы мы ей помогли сдуть снежок с дерева. Для этого мы с вами превратимся в ветер и сделаем глубокий вдох и длинный сильный выдох, чтобы снежок слетел с веток дерева.
Дети сдувают кусочки ваты с макета дерева.
Помогли весне в лесу, а теперь возвращаемся в детский сад. Дети садятся на стульчики.

УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Очень важно красиво говорить, чтобы весна услышала и порадовалась за нас. Поэтому...
Поиграем с язычком: Рот закрыт
В домике сидит своем.
Ротик открывает, «Лошадка»
Скакать он начинает.
Губку облизывает наш язычок: Язык облизывает верхнюю губу,
Спрятался он в уголок. широкая улыбка, язык в уголке рта
Уголок меняет, Язык меняет угол рта,
А после отдыхает. потом язык переходит в положение

«лопаточка»
Отработка дикции
Трудная работа у весны: и снег убрать, и ручейки направить, и травкой землю застелить. Но она старается, трудится. И мы умеем стараться, особенно на занятии стараемся правильно говорить.
Детям показывают картинки: фотоаппарата и многоэтажного дома
Что это? Зачем нужен фотоаппарат? Потренируемся говорить слово «фотографировать»:
Я буду фотографировать. Ты будешь фотографировать. Он... Мы...Вы…Они…
Воспитатель начинает фразу, ребенок воспроизводит заданное слово.
Молодцы! Теперь можно и весну фотографировать! На¬пример, травку около многоэтажного дома. Какое длинное слово я произнесла? Правильно, «многоэтажный». Произнесем;
Мой многоэтажный дом
Твой многоэтажный дом
Его...Наш...Ваш...Их...
Знакомство со стихотворением.
Весна это прекрасное время года, поэтому поэты посвящали весне много стихотворений и сегодня я вас хочу познакомить со стихотворением Ирины Петровны Токмаковой, которое называется «Весна
К нам весна шагает
Быстрыми шагами
И сугробы тают
Под её ногами
Чёрные проталины
На полях видны
Видно очень тёплые
Ноги у весны.
Какое настроение навеяло на вас это стихотворение грусть, радость, печаль, тревогу? (радость) Почему радость? (с приходом весны становится тепло, просыпается всё живое и все рады её приходу)
Нам в стихотворении встретилось новое слово проталины может быть кто-нибудь знает, что это такое? Предположения детей.
Проталины – это участки земли на полях, в лесу, где уже нет снега.
Если это стихотворение вызывает радость, то как его надо читать спокойно, печально с грустью в голосе или радостно, весело, задорно? Ответы детей.
Заучивание стихотворения.
Давайте сделаем приятно весне, выучим это стихотворение наизусть.
Послушайте его ещё раз.
1.Опорные картинки.
Я буду читать стихотворение и показывать вам иллюстрации на каждую строчку, чтобы легче было запомнить.(см. приложение)
2. Д/игра «Вопрос - ответ»
Я буду задавать вам вопросы, а вы должны на них утвердительно отвечать строчкой из стихотворения.
К нам весна шагает? (дети «к нам весна шагает») и т.д.
3. Д/игра «Громко - тихо».
Если я произнесу строчку из стихотворения громко, то вы должны повторить её тихо, а если я произнесу тихо, то вы наоборот громко.
4. Д/игра « Доскажи словечко».
Я начинаю строчку, а вы её договариваете.
К нам…(дети весна шагает) Чёрные…(дети проталины)
Быстрыми…(дети шагами) На полях …(дети видны)
И сугробы…(дети тают) Верно…(дети очень тёплые)
Под …(дети её ногами) Ноги…(дети у весны)
А теперь я ещё раз читаю стихотворение, вы его внимательно слушаете и запоминаете, потом попробуете рассказать сами. (чтение воспитателя с показом иллюстраций)
Кто запомнил и сможет рассказать стихотворение, помните, что рассказывать надо весело и задорно. Чтение стихотворения 1-2 ребёнка.
III. Рефлексивно - корригирующий этап.
Молодцы, все очень хорошо рассказали стихотворение. Как называлось стихотворение? Кто его написал? Сегодня на занятии, ребята, вы очень порадовали весну и поэтому, она дарит каждому из вас изображение солнышка, но у солнышка нет лица, и весна просит вас с помощью карандаша нарисовать «солнышкам» лица, в которых вы отразите своё настроение. Какие вы нарисовали лица улыбающиеся или грустные? Почему? Потому что весной у всех хорошее настроение.

Цели:

1. Помочь запомнить названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе.

2. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление, физиологическое дыхание, глазомер.

3. Активизировать словарь за счет слов: имен существительных (март, апрель, май, проталина, ручей, сосулька, лучи, капель, подснежник, …); имен прилагательных (ранняя, долгожданная, яркое, звонкий, хрупкая, прозрачная, блестящая, скользкая….); глаголов (журчит, темнеет, тает, припекает….).

4. Продолжать развивать умение проводить прямые линии в разных направлениях.

Ход занятия:

Сюрпризный момент.

Раздается стук в дверь. Вносится корзина с подснежниками. Ребята, посмотрите какие красивые цветы! Это подснежники-первые весенние цветы! Они появляются, когда начинает припекать солнышко и выглядывают прямо из-под снега. Поэтому их и называют – подснежники. А давайте с вами их понюхаем!

Упражнение на дыхание «Ах, как пахнет!»

(Предложить понюхать, как пахнут весной: подснежники – глубокий вдох, медленный выдох; принюхаться — несколько коротких вдохов, длинный выдох со словом “Ах!”)

Ребята, как вы думаете, а кто мог подарить нам такую корзину с цветами? Отгадайте загадку и вы сразу догадаетесь.

Приходит с добром,

Веет теплом,

Светом солнечным красна,

А зовут ее … (весна).

Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная). Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное, …). Покажите. Давайте найдем наше настроение на картинке и вспомним, какое еще бывает настроение (грустное, печальное, расстроенное, …). Найдите эту картинку. А покажите ваше лицо, когда вы грустите?

Дидактическое упражнение «Найди настроение. Покажи настроение»

(С использованием пиктограмм)

Речевое упражнение «Какой? Какая? Какое?»

Можно сказать — весеннее настроение? А солнце весной какое? (Весеннее). А лужи весной какие? (Весенние). А небо весной какое? (Облако, ручьи, деревья, трава, проталинка, сосулька, дождь, день)

Давайте расскажем, что бывает весной. Свой ответ начинайте со слова “весной”…

Весной… ярко светит солнце.

Весной тает снег.

Весной появляются проталинки.

Весной появляются лужи.

Весной прилетают птицы.

Весной появляются сосульки.

Весной бегут ручьи.

Весной появляются первые цветы: подснежники.

(Дети отвечают, воспитатель выставляет на мольберте картинки с приметами весны)

Подвижная игра (диск Железновых «Весна»)

(Дети подходят к столу на столе накрытый поднос с сосульками)

Весна приготовила для вас сюрприз.

Отгадайте, что это?

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька)

Вот сколько сосулек. Возьмите по одной.

Потрогайте сосульку, какая она? (Холодная, мокрая, скользкая, гладкая, ледяная, острая)

Какая она по форме? На что она похожа? (На морковку)

Посмотрите на нее, какая она? (Прозрачная, блестящая, переливается на солнце…)

Если сосулька упадет, что произойдет? (Она разобьется). Давайте проверим. (Роняю). Значит, она какая? (Хрупкая). Что еще бьется при падении? (Стекло)

Что происходит с сосулькой в тепле? (Тает)

Возьмите сосульку в руку, что вы видите? (По сосульке стекают капельки).

Когда на улице тает сразу много сосулек – получается капель.

Ребята, мы с вами очень ждали весну, а кто ещё очень её ждал у себя в берлоге?

Стихотворение-подзарядка «Весна идёт»

На орех взобрался мишка

(имитация взбирания на дерево)

С ветки даль ему видна.

(ладошки приставить «козырьком» ко лбу)

Смотрит на холмы и крыши –

(рукой сделать волнообразное движение,

а затем сложить руки над головой – «крыша»)

Не идёт ли к нам весна?

(ходьба на месте)

За деревней, за долиной

(посмотреть влево, посмотреть вправо)

Где прозрачен небосвод.

(показать руками небо).

Клин увидев журавлиный

(сомкнуть кончики пальцев вытянутых перед собой рук)

Закричал: «Весна идёт!»

(вскинуть руки вверх-в стороны).

Послушайте стихотворение. (Чтение ребенком стихотворения “Март ”)

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее,

Воробей погоде рад

Заглянул к нам месяц март.

Название, какого месяца вы услышали в стихотворении?

Ребята, но есть три весенних месяца: март, апрель, май.

Давайте дружно скажем: “Март, апрель, май – их не забывай”.

Так что же весной ярко светит, греет, припекает?

Давайте позовем солнышко.

Закличка «Солнышко» (с хлопками):

Солнышко ясное, нарядись! (хлопки по плечам, скрестив руки на груди)

Солнышко красное, покажись! (хлопки в ладоши)

Платье алое надень, (хлопки по коленям)

Подари нам красный день! (хлопки над головой).

(На мольберте иллюстрация солнца с одним лучом).

Солнышко пока к нам добиралось все свои лучики раздарило. Надо как-то исправить положение. Давайте поиграем с лучом.

Зрительная гимнастика :

Лучик вверх, лучик вниз,

Лучик детям улыбнись,

Вправо, влево посмотри,

Вокруг солнца обойди.

Что же можно сделать? Как помочь солнышку? (Ответы детей)

Дети дорисовывают лучи фломастерами под музыку: «Подснежник».

Солнышко благодарит вас за помощь и приглашает поиграть со своим другом — солнечным зайчиком.

Игра с зеркальцем.

Скачет зайчик по стене

И подмигивает мне.

Перепрыгнул на картину,

Задержался на ботинке,

Поплясал на потолке,

Притаился в уголке.

Вот и спрятался в кроватке.

С нами он играет в прятки.

1, 2, 3, 4, 5

Мы идем его искать.

(Если солнца не будет, то после загадки перед детьми возникает проблемная ситуация, которую они объясняют: “нет солнца – не может быть солнечных зайчиков). Ребята, сегодня мы с вами вспомнили, что наступила весна, а первые весенние цветы называются подснежниками, вспомнили весенние приметы, и познакомились с весенними месяцами: март, апрель, май.

Наше занятие заканчивается. Вы все меня порадовали. А весна с нами не прощается, ее следы мы будем замечать везде. Согласны?

На прощанье весна дарит вам свои маленькие солнышки. А вы на память нашим гостям подарите первые весенние цветы.

Ольга Медвецкая
Конспект занятия на тему «Весна» во второй младшей группе

Тема : Конспект занятия на тему "Весна " во второй младшей группе

Цели :

Создание условий для формирования у детей обобщённых представлений о весне .

Задачи :

Создать условия для ознакомления детей с признаками весны .

Создать условия для обогащения словаря по теме,

Создать условия для развития познавательного интереса.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие .

Приходит с добром,

Веет теплом,

Светом солнечным красна,

А зовут ее …

Дети :(весна )

Ребята к нам в гости пришел зайчик,он очень грустный. Зайка не может отгадать загадки, поможем зайчику отгадать загадки :

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной )

В ночь-мороз

С утра-капель,

Значит, на дворе-(Апрель)

Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый (Ручей)

Из-под снега расцветает.

Раньше всех весну встречает . (Подснежник)

Снег чернеет на полянке,

С каждым днем теплей погода.

Время класть в кладовку санки.

Это, что за время года? (Весна )

Воспитатель : Вы рады весне ? Мы долго ждали весну , значит, какая весна ?

Дети :(Долгожданная) .

Воспитатель : Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне ?

Дети :(Веселое, хорошее, задорное, прекрасное,) .

Воспитатель : Давайте найдем наше настроение и вспомним, какое еще бывает настроение.

1)Речевое упражнение «Какой? Какая? Какое?»

Воспитатель : Можно сказать - весеннее настроение? А солнце весной какое ?

Дети :(Весеннее) .

Воспитатель : А лужи весной какие ?

Дети :(Весенние) .

Воспитатель :Давайте расскажем, что бывает весной . Свой ответ начинайте со слова «весной » .

Весной… ярко светит солнце .

Весной тает снег .

Весной появляются проталинки.

Весной появляются лужи .

Весной набухают почки

Весной прилетают птицы .

Весной появляются сосульки .

Весной бегут ручьи .

Весной просыпаются насекомые?

Весной дикие животные меняют цвет шубки.

Весной у зверей появляются детеныши.

Весной появляются первые цветы : подснежники, мать–и-мачеха.

Весной появляется трава .

Весной идет дождь .

2)Физкультминутка «Пробуждение солнышка»

1. «Вот как солнышко встает» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Медленно вставать, руки вперед и вверх на каждое слово.

2. «Выше, выше, выше» - и. п.: стоя, руки вверху разведены в стороны. Наклоны туловища вниз, руки на колени, вернуться в и. п.

3.«К ночи солнышко зайдет» - и. п.: то же. Присесть на корточки, руки опустить.

4.«Ниже, ниже, ниже» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Движения головой вниз - вверх - вниз.

5.«Хорошо, хорошо» - и. п.: стоя. Хлопки в ладоши.

6.«Солнышко смеется» - и. п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево.

7.«А под солнышком таким веселей живется» - и. п.: то же. Кружение на месте в одну, а за тем в другую сторону. (Повторить 2 раза .)

3)Подвижная игра «Воронята» .

Воспитатель :

Воронята крепко спят,

Все по гнёздышкам сидят.

А проснутся на заре,

Будут каркать во дворе.

(С криками «Кар-кар» воронята бегают и веселятся.)

Воронята полетели,

«Кар-кар-кар! Кар-кар-кар!»

Вышла тётя на дорожку,

Воронятам сыплет крошки.

Воронята прилетали,

Всё до крошки поклевали.

«Кар-кар-кар! Кар-кар-кар!»

Клювами стучали.

(Дети «клюют» крошки.)

Тузик по двору гулял,

Вороняток испугал!

4) Дидактическая игра «Переодень куклу»

Была зима и люди носили теплую одежду. Оденьте куклу в теплую зимнюю одежду. Теперь стало тепло и такая одежда уже не нужна. Нужна другая одежда. Подберите подходящую для весны одежду и оденьте в нее куклу

Стих» Весна- весна на улице , весенние деньки…»

Наше занятие заканчивается . Вы все меня порадовали. А весна с нами не прощается , ее следы мы будем замечать везде. Согласны?

На прощанье весна дарит вам свои маленькие солнышки.

Публикации по теме:

Цель: Расширять и активизировать словарный запас на основе обогащения представлений о зимнем времени года. Задачи: Развитие.

Цель: Дать детям представление о времени года «Весна». Задачи: 1. Познакомить детей с изменениями, происходящих весной в природе. 2. Учить.

Конспект интегрированной образовательной ситуации во второй младшей группе на тему «Весна» «Поможем снеговику»Интеграция образовательных.

Программное содержание: 1) Продолжать учить называть основные цвета и подбирать чашки к блюдцам по цвету и размеру; 2) Развивать мышление,.

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе на тему: «Сколько ….столько, поровну». Цель занятия: учить сравнивать количество предметов.

Вторая младшая группа Дата: ___ Образовательная область: Познание Раздел: Ознакомление с окружающим миром. Тема: Деревья.

Конспект комплексного занятия (познание и художественное творчество) во второй младшей группе на тему: «Здравствуй, гостья, Весна!»


Задачи:
Закреплять знания детей о характерных признаках зимы и ранней весны.
Формировать представления детей о весенних изменениях в природе: больше солнечных дней, становится теплее, тает снег, появляются проталины, изменяется одежда детей, прилетают птицы и т.д.
Продолжать учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику рук.
Развивать речь, воображение, творческие и умственные способности детей.
Совершенствовать коммуникативные навыки.
Воспитывать бережное отношение к живой природе, желание аккуратно доводить начатое дело до конца.
Словарная работа: весна, март, проталина, оттепель, ручей, сосулька, солнышко, лучи, капель, подснежник, почка; ранняя, долгожданная, яркое, звонкий, хрупкая, прозрачна; журчит, темнеет, тает, набухает, прибывает, припекает, светит и т.д.

Материал: большие картины зимы и весны, маленькие картинки времен года, конверт, эскиз солнышка и облака, пластилин жёлтого цвета, листы картона синего или голубого цветов формата А5, дощечки, салфетки.

Предварительная работа: Наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, слушание музыки и голосов природы, подвижные, дидактические и словесные игры.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках перед доской.
Воспитатель : Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может это воробьишко,
Пролетая, обронил?
От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться,
Вам загадки отгадать! (Взять конверт.)

Воспитатель : Давайте откроем конверт и отгадаем загадки:
В синем небе алый мяч,
Он светел и горяч. (Солнце.)
Белая морковка
Зимой растёт,
А как солнышко пригреет,
Горько слёзы льёт. (Сосулька.)

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной.)

Предлагаю детям пройти и сесть на стулья

Воспитатель: Правильно ребята, это весна. Посмотрите на эти иллюстрации и расскажите нашим гостям, что на них нарисовано. Какое время года на этой картинке? (Зима.)

Воспитатель: Что на ней видим? (Много снега, дети катаются на санках, деревья голы, дети тепло одеты и т.д.)

Воспитатель : Назовите, что за время года нарисовано на второй картинке? (Весна.)

Воспитатель: По каким предметам вы догадались, что это весна? (Солнце светит ярко, сосульки, ручейки, проталины, птицы прилетели и т.д.)

Воспитатель : А какая сейчас весна? (Ранняя.)

Воспитатель : Давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек». Посмотрите у меня мешочек, да в нём что – то лежит! Хотите узнать, что в нём? Я скажу вам по секрету, что в нём много маленьких карточек с рисунками. Вы будете подходить ко мне, доставать по одной картинке и называть, что на ней нарисовано и в какое время года это бывает. Надо зимние картинки положить на поле, где изображена зима, а весенние - на весну. (Дети по очереди подходят, берут маленькую картинку, называют, что на ней нарисовано и соотносят со временем года.)

Воспитатель : Ребята, назовите, ещё раз, приметы ранней весны.

(Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, дети и взрослые надели легкую одежду, дует теплый ветер.)

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь. Что это? Звучит фонограмма «Капель». Кто – то плачет? Догадались? Кап - кап-кап … (Сосульки плачут, капают, тают.)

Воспитатель : А почему же они плачут? Их кто-то обидел? (Да нет, они плачут, потому что тают. А тают, потому что греет солнышко, оно стало тёплым.)

Воспитатель: Всё правильно, ребятки! Смотрите, и в наше окошко светит солнышко. Давайте немного отдохнём.

Физкультминутка: (С помощью зеркала превращаю всех детей в солнечных зайчиков.) Читаю стихотворение А. Бродского:

Скачут побегайчики –
солнечные зайчики. (Дети прыгают на двух ногах на месте.)
Мы зовём их – не идут. (Стоят, манят руками, качают головой.)
Были тут – и нет их тут. (Пожимают плечами, удивляясь.)
Прыг, прыг по углам. (Прыгают по всему пол.)
Были там – и нет их там. (Показывают руками.)
Где же зайчики? Ушли.
Вы нигде их не нашли? (Руки в стороны, удивление, пожатие плечами.)

Воспитатель: Хорошо, мы поиграли с солнечными зайчиками. Ребята, а давайте, чтобы в группе всегда было солнечно и радостно, вылепим с вами много солнышек: Ожила вокруг природа,

Пробудилась ото сна.
С голубого небосвода
С солнцем к нам пришла весна!

Вывешиваю на мольберт нарисованное солнышко. Предлагаю детям сесть за столы.

Воспитатель: Ребята, а на что похоже солнышко? (На шар, круг, огонь, цветок и т.д.) А какого цвета, солнышко? С чего бы вы начали создавать солнышко? Посмотрите, у меня солнышко есть, а у вас пока нет, давайте каждый из вас себе создаст солнышко, и тогда у нас будет еще светлее в группе.

Показ приёмов лепки солнышка - скатать круговыми движениями шар, сплющить его ладошками, чтобы получился диск. Затем положить диск в центр листа и с помощью указательного пальца, ставя его в серединку диска, нажимая, оттягиваем лучики в стороны.

Звучит фонограмма «Раннее солнышко».

Дети создают солнышко с помощью размазывания пластилина на листе бумаги пальчиками.

Воспитатель: Какие красивые солнышки у вас получились. Давайте посмотрим на них.
- Сколько у нас солнышек получилось? (Много.)
- А на небе сколько? (Одно.)
- Какого цвета солнышко? (Жёлтое.)
- Мне очень понравились ваши солнышки, да и в группе стало ещё светлее и радостней от солнечного света. Молодцы ребята!

Подведение итога занятия.
- О каком времени года мы сегодня говорили? (О весне).
- Какие приметы весны вы запомнили? (Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, люди надели легкую одежду, дует теплый ветер.)
- Что мы сегодня с вами лепили? (Солнышко.)
- Какие получились солнышки? (Красивые, жёлтые, яркие, тёплые и т.д.)
Воспитатель: Все сегодня старались. Молодцы!
Литература:
1. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду», Москва, Творческий центр «Сфера», 2012.
2. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», Сн.-Петербург «Детство-Пресс», 2007.
3. «Интегративная познавательная деятельность младших дошкольников» под ред. В.А. Деркунской., Москва, « Центр педагогического образования», 2013.