Конспект экологического занятия в подготовительной группе «Здравствуй, дерево! Конспект занятия беседы на тему «Лес – многоэтажный дом» в подготовительной группе.

Лиственничный лес

Лиственничный лес занимает самую большую площадь среди хвойных лесов.

Лиственница — высокое дерево с толстым стволом и крепкой корой. Она получила такое название потому, что как и лиственные деревья освобождаются каждую осень от своих пожелтевших листьев, так и лиственница сбрасывает хвою — длинные мягкие иглы.

Сначала они желтеют (тогда лиственничный лес кажется закутанным в золотисто-рыжие лисьи меха), а потом: и вовсе опадают. Но едва весеннее солнышко пригреет теплом, как на лиственницах появляются молодые ярко-зеленые хвоинки. Весной лиственничный лес необычайно красив и светел.

«Даже и летом лиственница остается самым светлым из всех хвойных деревьев, и на лиственничном лесе всегда будто лежит отпечаток солнечного света — даже и тогда, когда солнце скрыто за облаками», — написал о лиственничном лесе профессор биологии Дмитрий Кайгородов.

Послушайте стихотворение.

Лиственница

Готовясь к зимнему покою,

Роняет лиственница хвою.

Желтеют иглы, а потом

Ложатся золотым ковром.

Но с возвращеньем вешних дней

Иголки вырастут на ней.

Хвоя лиственницы мягкая, нежная. На молодых побегах хвоинки располагаются поодиночке. На более старых они собраны в пучки по 20—60 хвоинок вместе. Это красивое дерево очень неприхотливо. Оно прекрасно переносит суровые зимы с трескучими морозами и сильными ветрами.

Лиственница любит яркий солнечный свет. У нее ажурная, резная крона, пропускающая много света. Поэтому лиственничные леса самые светлые из всех хвойных лесов России.

Землю в лиственничном лесу устилают мягкие моховые ковры с выделяющимися на них островками мелких кустарников — брусники, костяники, голубики, черники, багульника.

Ранней весной на ветках лиственницы появляются маленькие шишечки. На первый взгляд, они одинаковые, но на самом деле отличаются друг от друга. Одни — мужские — содержат пыльцу, в других — женских — содержатся семена. Шишечки лиственницы созревают осенью. В них прячутся мелкие крылатые семечки, очень похожие на семена ели и сосны.

Древесина лиственницы тяжелая, смолистая, крепкая, и по своим свойствам напоминает древесину дуба. Она долго не гниет в воде, поэтому используется для подводных частей сооружений. Например, из лиственницы делают сваи мостов. Древесину лиственницы используют также для изготовления шпал и как топливо.

Многие лесные обитатели питаются семенами лиственниц. Любят их кроты, ежи, мыши, землеройки, бурундуки и барсуки. Нравятся они и хозяину лесов — медведю. Поклевать семена лиственниц прилетают глухари, тетерева, рябчики, сойки и другие птицы, живущие в лиственничных лесах.

Вопросы

1. Как выглядит лиственница?

2. Как выглядит лиственничный лес?

3. Какие растения там обитают?

4. Сбрасывает ли лиственница хвою на зиму?

5. Как выглядят хвоинки лиственницы?

6. Когда на лиственнице созревают шишки с семенами?

7. Какие звери и птицы живут в лиственничных лесах и питаются семенами этих деревьев?

Кедровый лес

Главное дерево кедрового леса — величественный красавец-кедр. Кедровый лес иногда в просторечии именуют кедрачом или кедровником.

«Кедр вырастает из кедрового орешка — того самого всем известного орешка, который составляет столь распространенное у нас, столь любимое всеми лакомство», — так написал о кедре в своей книге «Беседы о русском лесе» замечательный ученый и писатель Дмитрий Кайгородов.

На далеком Севере или высоко в горах кедры растут очень медленно, а в более теплом климате это дерево растет довольно быстро и к 30—40 годам достигает значительной высоты.

Родина кедра — Сибирь. Там кедры образуют большие кедровые леса. Эти деревья привыкли расти в суровых, холодных краях, они любят сырую рыхлую почву, в которой часто застаивается вода. Кедры живут очень долго. Известны деревья, возраст которых достигает тысячу лет.

Ствол кедра прямой, ровный, правильный. Кедровая кора коричневато-серая и напоминает кору сосны. Корни кедра, как и корни сосны, уходят очень глубоко в землю, поэтому кедр не боится сильных ветров.

По внешнему виду кедр похож на сосну, но он красивее и величественнее. Хвоя у кедра длиннее и мягче, чем у сосны, и располагается на ветках небольшими пучками — по пять иголок, собранных вместе. Пучки хвоинок находятся на ветках очень близко друг к другу и порой сливаются вместе, поэтому крона кедра гуще и пышнее сосновой.

«Эти деревья невольно останавливают взгляд своими величественными размерами и в особенности своей оригинальной вершиной, боковые ветки которой красиво загибаются кверху, точно подсвечники» (Д. Кай-городов).

Древесина кедров мягкая, однородная, обладает красивым желтовато-молочным цветом. Она легко поддается обработке, даже ножом. Поэтому из нее делают деревянную посуду, двери, оконные рамы, шкатулки и сундучки. Вещи, вырезанные из кедра, красивые и прочные.

К осени на ветвях кедра созревают шишки. Они состоят из отдельных темно-коричневых маленьких орешков, собранных вместе. Кедровая шишка по виду похожа на маленький ананас. Этими шишками любят угощаться люди и животные.

Послушайте стихотворение.

Кедровые орешки

В лесу кедровом

Кедр — основа.

Он могуч, прекрасен, щедр:

Дарит нам орехи кедр.

Прячутся орехи в шишках.

Любят грызть их ребятишки!

Белки, соболи, медведи устраивают осенний пир в кедровниках, к ним присоединяются и птицы — сойки- кедровки. Медведь — большой охотник до сладких, сытных орешков. Он ловко взбирается на самый верх кедра и могучей лапой обламывает ветви с шишками. Потом спускается на землю и лакомится добытой пищей.

А может ли человек вырастить кедровый лес?

Оказывается, может! Искусственно разводят кедры чаще всего посадкой. Для этого сначала высевают кедровые семена на грядки питомника. Семенные гряды защищают от птиц, мышей, от слишком яркого солнечного света. Когда кедровые всходы достигнут двухлетнего возраста, их пересаживают на хорошо возделанную и удобренную почву, рассаживая молодые деревья на некотором расстоянии друг от друга. Высаженные таким способом кедры обычно хорошо принимаются.

Вопросы

1. Какое главное дерево в кедровых лесах — кедровниках?

2. Как выглядит кедр?

3. На какое хвойное дерево похож кедр?

4. Чем кедр похож на сосну и чем отличается от нее?

5. Где растут кедры?

6. Кто любит кедровые орешки?

7. Как можно искусственно вырастить кедр?

Пихтовый лес

Пихта — хвойное дерево пихтового леса.

Она очень похожа на ель, но есть и отличия. Ствол пихты прям, строен, ровен. Кора — беловато-серая, порой серебристая. У молодых деревьев кора гладкая, у старых — слегка растрескавшаяся. На стволах поблескивают крупные капли удивительно ароматной смолы.

Хвоя пихты отличается от еловой. У ели хвоя короткая, хвоинки четырехгранные — жесткие и колючие, а у пихты хвоинки плоские, довольно мягкие. Верхняя и нижняя поверхности пихтовых хвоинок различаются. Верхняя — блестящая, темно-зеленая, а нижняя гораздо бледнее. Хвоя молодых пихтовых побегов окрашена в светлый желтовато-коричневый цвет. Хвоя старых пихт темнее еловой хвои.

Шишки на пихте созревают к осени. Зрелая шишка этого дерева — длинная, узкая, цилиндрической формы, сверху закругленная. Семена пихты напоминают еловые семена.

Пихта — северное дерево. Родина ее — Сибирь. Чаще всего здесь встречаются пихто-еловые леса, где соседствуют пихты и ели.

Вот как описал пихтовые леса один из путешественников: «Запад гаснет. В золотистом блеске зари еще резче выделяются остроконечные пихты. Они кажутся темнее в этом освещении. Пихтами горы покрыты точно острыми шпилями».

Пихтам нравится сырая, мягкая плодородная почва, а вот много света этим деревьям не требуется.

Век пихты очень долог. Он может достигать 500 и более лет.

Существует несколько различных пород пихт: сибирская, европейская, кавказская и пирамидальная. Они отличаются местом произрастания и имеют разный внешний вид. Пихта сибирская растет в Сибири, европейская — в лесах Западной Европы, кавказская — в предгорьях Кавказа, а пирамидальную пихту чаще всего сажают в садах — ведь это дерево очень красиво! У него правильная, похожая на пирамиду, крона, необыкновенно пышные и густые ветви и остроконечная вершина.

Послушайте стихотворение.

Пирамидальная пихта

Пихта пирамидальная —

Ели родственница дальняя.

Высока, пряма, стройна,

Пихта — вечнозелена.

Ветви у нее густые,

Шишки темно-золотые.

И по форме, и по виду

Пихта — будто пирамида.

Пихта пышная большая

Наши парки украшает.

Вопросы

1. Какое главное дерево пихтового леса?

2. Как выглядит пихта?

3. Пихта — это хвойное дерево или лиственное?

4. На какое дерево похожа пихта?

5. Где растет пихта у нас на Родине?

6. Какие породы пихт вам известны?

Галина Овдиенко
Конспект НОД в подготовительной группе «Какой бывает лес»

Конспект НОД в подготовительной группе . Тема «Какой бывает лес »

Цель : - закрепление знаний детей о лесе, как природном сообществе.

Задачи : - уточнить и расширить представления детей о лесе, о разнообразии

деревьев;

Дать знания о пользе деревьев и кустарников для жизни на Земле;

Развивать познавательный интерес, понимание того, что человек -

часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что

в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во

многом зависит от окружающей среды;

Воспитывать бережное отношение к природе, правильное

поведение в лесу, развивать чуткость и восприятие красоты

окружающего мира.

Материал и оборудование : - ветки хвойных деревьев;

Презентация к образовательной деятельности.

Применение современных образовательных технологий :

Здоровьесберегающие (динамическая пауза с элементами

дыхательной гимнастики, элементы психогимнастики);

Информационно-коммуникативные (презентация) .

Ход НОД

Воспитатель. - Ребята, давайте возьмем друг друга за руки и поздороваемся.

Дети. - Здравствуйте!

Воспитатель. - А как еще можно поздороваться?

Дети. - Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

Воспитатель. - Какое у вас настроение ? (хорошее, замечательное, восхитительное) .

Как это можно выразить, используя жест (показ одного большого пальца«класс» ).

Воспитатель. - И у меня тоже хорошее настроение. Давайте передадим его друг другу и пусть у каждого будет хорошее настроение.

Воспитатель. - Послушайте загадку.

Весной веселит, летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает.

Осенью умирает, весной оживает. (Лес)

Воспитатель. - Что такое лес?

Ответы детей.

Воспитатель. - Давайте, отправимся в лес и узнаем, какие деревья там растут. Закрывайте глаза.

Раз, два, повернитесь и в лесу вы очутитесь.

Воспитатель. - Лес – это целый мир! В нем обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес называют природным сообществом.

Почему его так называют?

Что значит лес для нас с вами?

Почему в лесу так легко дышится?

Как и чем очищается воздух в лесу?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель. - Деревья выделяют такие вещества, которые называются фитонцидами, особенно это ощущается, когда деревья начинают цвести - черемуха, рябина, лиственница и другие.

Воспитатель. - А теперь отгадайте загадку :

Это дерево не елка.

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол,

Сверху крона, как шатер. (Сосна)

Воспитатель. - Ребята, как называется лес, в котором растут сосны?

Ответы детей.

Воспитатель. - Правильно, сосновый бор. У меня на столе лежат две ветки, давайте, их сравним. (У сосны - длинные иголки. У ели – короткие.

У сосны ветки растут вверх. У ели - вниз).

А почему полезно гулять в сосновом бору? (В нем чистый воздух, и в нем светло и просторно) .

Воспитатель. - Ребята, как называется лес, в котором растут одни елки? (Еловый, ельник) .

В ельнике всегда сыро и темно. Как вы думаете почему? (Ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике).

Воспитатель. - Загадка :

Мои мягкие иголки – длиннее,

чем у сосны и елки. (Кедр)

И лес, в котором растут кедры, называют кедрачом.

Воспитатель. - Кедр светолюбивое дерево, оно тянется к солнцу и поэтому оно очень высокое.

А чем отличается кедровая сосна от обыкновенной сосны? (Кедровые шишки можно употреблять в пищу) .

Воспитатель. - Загадка :

Есть у родственницы елки неколючие иголки,

Но в отличие от елки – опадают все иголки. (Лиственница)

А чем отличается елка от лиственницы?

Правильно, ответ можно услышать в загадке. «В отличие от елки – опадают все иголки» .

Лес, в котором растут ель, сосна, кедр, лиственница, называется хвойный лес.

Воспитатель. - Из хвои этих деревьев изготавливают таблетки, настои, особенно полезна хвоя лиственницы, молодые побеги хвои лиственницы содержат витамин С в большом количестве.

Сейчас мы отправимся в хвойный лес.

Динамическая пауза с элементами дыхательной гимнастики.

Подул ветерок…

*«Ветер» (очистительное полное дыхание) .

И. п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.

Задержать дыхание на 3-4 с.

Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. (Повторить 3-4 раза)

В хвойном лесу растет маленькая елочка…

*«Ёлочка растёт» .

И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх шире плеч. Приседая, произносить : «Ах-х-х-х-х!» . (Повторить 2-3 раза)

В траве пробежал маленький ежик…

*«Сердитый ежик» .

И. п. – встать прямо, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. (Повторите 3-4 раза)

Воспитатель. - Загадка :

Клейкие почки

Зеленые листочки

С белой корой расту под горой. (Береза.)

Береза – одно из самых красивых деревьев. В старину на Руси поклонялись березе как живому существу, водили вокруг нее хороводы, пели песни, сочиняли много стихов.

И у нас Марина расскажет стихотворение о березе.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчике,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Воспитатель. - Как называется лес, в котором растут одни березы? (Березняк, березовая роща)

Воспитатель. - Что весной собирают с деревьев березы? (Березовый сок, который очень полезен для здоровья) .

А теперь, я приглашаю вас на выставку «Дары леса» .

Дети их рассматривают, называют.

Воспитатель. - Ребята, а еще лес – это источник лекарственных растений. - В лесу живут ценнейшие промысловые звери, много здесь и птиц, насекомых.

Воспитатель. - Одним из даров природы, которым человек научился пользоваться в своих нуждах, является дерево. Оно легкое и удобное в обработке, из него делают мебель, дома, бумагу, посуду.

Воспитатель. - Лес – друг человека, и его как друга надо беречь и охранять. Но, к сожалению многих видов животных, растений, птиц становится всё меньше и меньше. Человек их охраняет. Для этого создана «Красная книга» , куда занесены исчезающие виды растений и животных.

Воспитатель. – Ребята, давайте вспомним, как надо вести себя в лесу.

Не ломай ветки, не рви зря листья, травку.

Не подходи близко к гнездам птиц, не прикасайся к гнезду, иначе птицы могут покинуть гнездо.

Береги муравейники. Помни – муравьи – санитары леса.

Не разжигай костер. От огня погибают растения, задыхаются животные и насекомые.

В лесу можно поиграть, пошуметь, покричать, но главное – никому не мешать, а то лес затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.

Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

Воспитатель. - Вот и подошло к концу наше путешествие в лес. Что нового мы с вами узнали?

Познавательное развитие. Тема недели «Краски осени (грибы, годы)».

Занятие №3.

Комплексное занятие «Беседа о лесе».

Программное содержание.

Уточнить и расширить представление детей о лесе (лесные растения, животные, птицы, насекомые; их пища и места для гнезд и нор), об урожае в лесу.

Познакомить с видами лесов: смешанные, березовые и дубовые рощи, сосновый бор, тайга.

Познакомить с репродукциями картин известных художников.

Развивать речевое дыхание, общую и мелкую моторику.

Оборудование.

Четыре экспозиции: картины – лес весной, летом, осенью и зимой; репродукции картин И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору», «Лесные дали», «Сосновый бор»; И. С. Остроухова «Золотая осень»; И. И. Левитана «Березовая роща»; И. Куинджи «Березовая роща»; В. М. Васнецова «Дубы»; картины из пособий для детского сада: «Медвежья берлога», «Волчья стая зимой», «Заяц на лежке», «Белки спасаются от куницы», «Лоси в зимнем лесу», «Семья волков летом», «Семья ежей», «Купание медвежат», «Семья лосей летом», «Белки с бельчатами в летнем лесу», «Медведи весной», «Белки строят гнезда», «Медведи в осеннем лесу», «Заяц в осеннем лесу», «Спячка ежа», «Белки осенью».

Игрушка старичок-лесовичок, предметные картинки с изображением хвойных и лиственных деревьев, кустарников, лесных ягод, муляжи грибов, объявление с названием выставки.

Ход занятия.

Организационный момент.

1.Время года, месяц, день недели.

2.Игра «Съедобный – несъедобный» (грибы).

3.Педагог вносит игрушку: Лесовичок.

-К нам в гости пришел старичок-лесовичок.

I Основная часть.

Часть 1.

Старичок –лесовичок хочет услышать, что вы знаете про лес: «Кто был в лесу? Что видели в лесу? Что растет в лесу? Какие животные живут?» (Дети отвечают лесовичку. )

Лесовичок слушает, хвалит тех детей, которые хорошо рассказывают про лес. Затем сообщает, что самые главные жители леса – деревья, их много, они высокие. Выставляет картинки с изображением разных деревьев, просит детей назвать их. Спрашивает, как они узнали березу, дуб, рябину, клен, ель, сосну, осину. Загадывает загадку:

Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет,

Падает – почернеет. ( Лист дерева. )

Лесовичок сообщает, что леса бывают разные: смешанные, когда встречаются все эти деревья; хвойные темные леса (тайга); в березовых рощах растут одни березы – это светлые леса; в сосновом бору – одни сосны, там приятно пахнет смолой.

В смешанном лесу под деревьями растут кустарники – бузина, лещина (орешник), лесная малина (лесовичок показывает картинки с изображением кустарников). Еще ниже на земле растут травы, маленькие ягодные кустранички, грибы.

Упражнение на дыхание «Собираем грибы».

И. п. – стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед, вверх – глубокий вдох, опустить вниз и, отведя руки назад, наклониться вперед – полный выдох (живот втягивается).

Лесовичок выставляет муляжи грибов, читает детям стихи и загадки, просит найти и показать отгадки.

В чаще леса, вдоль тропинок Нет грибов нежней, чем эти.

Он стоит среди осинок. Знают взрослые и дети –

Шляпка есть, но нет пальто. На пеньках растут в лесу,

Отгадайте, это кто? (Подосиновик. ) Как веснушки на носу. (Опята. )

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек.

В шляпках разноцветных,

Издали заметных, собирай,

Не мешкая, это … (сыроежки ).

Белый гриб . Мухомор.

Белый гриб – боровик Возле леса на опушке,

Всех грибов отличнее: Украшая темный бор,

Богатырь – лесовик Вырос пестрый, как Петрушка

С головой коричневой. Ядовитый мухомор. Е. Алексеева

Лесовичок показывает лесные ягоды на картинках, просит их назвать. Загадывает загадки.

На полянке у дорожки Черненька,

Красные горошины. Маленька,

Кто мимо пройдет, Сладенька,

Всяк в рот к себе кладет. (Земляника. ) Ребятам миленька. (Черника. )

Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ягодка росла в лесу. (кулак одной руки лежит

Я домой ее несу. на ладони другой, меняем)

Солнце ягодку согрело, (пальцы гладят по щекам)

Наша ягода поспела. («колечки»)

Дети по очереди называют лесные ягоды.

Воспитатель подводит итог:

Дети, я вижу, Лесовичок доволен вашими ответами, рассказами: вы бывали в лесу и многое в нем видели. Лес – это замечательное природное богатство. Туда ходят не только за грибами и ягодами, в лес ходят отдыхать, наслаждаться тишиной, прохладой, чистым воздухом, пением птиц, лесными шорохами. Лес надо беречь и ценить, он красив во все времена года. Тот, кто чувствует красоту леса, наполняется хорошими, добрыми чувствами. У поэтов рождаются стихи; художники, очарованные красотой, пишут картины. Мы сейчас пойдем с вами в «картинную галерею». Прочитайте название выставки. (Дети читают: «Круглый год» .) На выставке представлены картины художников – пейзажистов, которые пишут природу, и анималистов, которые рисуют животных. Там есть картины очень известных художников: Шишкина, Левитана, Куинджи, Ватагина. Вы увидите лес в разное время года и его обитателей – животных.

Упражнение на координацию речи и движения.

Отправимся в лес.

Мы в лес пойдем, (руки в стороны, вверх)

Детей позовем: (руки в стороны, вниз)

Ау, ау, ау! (руки сложить рупором)

Никто не отзывается (руки в стороны)

Лишь эхо откликается:

Ау, ау, ау.

Часть 2.

Воспитатель, Лесовичок и дети идут на выставку. Воспитатель обращает внимание на объявление, читает его, сообщает, что картины будут висеть несколько дней, дети смогут их посмотреть в дальнейшем.

В «картинной галерее» тихо играет музыка, раздается пение птиц. Воспитатель показывает последовательно четыре экспозиции – лес весной, летом, лес осенью, завершает зимней тематикой. Подводя детей к каждой экспозиции, воспитатель обращает внимание на признаки сезона, тип леса, его обитателей. Предлагает детям самим всмотреться в картины, «почувствовать» красоту леса, назвать животных. Особое внимание обращает на репродукции знаменитых художников. Возле некоторых экспозиций можно зачитать стихотворения знаменитых поэтов.

III Итог.

В завершение осмотра воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им выставка картин, какая из них понравилась больше других. Спрашивает мнение Лесовичка о лесных пейзажах.

Альбина Тихонова
Конспект экологического занятия в подготовительной группе «Здравствуй, дерево!»

КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«ЗДРАВСТВУЙ ДЕРЕВО »

Составила :

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад «Улыбка» с. Бижбуляк Бижбулякского района РБ

Тихонова Альбина Валерьевна

Виды детской деятельности : продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цель : формировать элементарные представления о жизни деревьев , их взаимосвязи в природе; формировать умение различать и называть (по коре, по листьям, по семенам) лиственные и хвойные деревья ; развивать воображение, логическое экологическое мышление ; воспитывать бережное отношение к природе.

Цель :

Формировать представления о процессах, происходящих в организме

человека и растений. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Учить детей простейшим умозаключением, имитировать характерные движения деревьев .

Материал : проектор, листочки зеленого и желтого цвета.

Предварительная работа : беседа о деревьях , исследование деревьев на участке , заучивание стихов о деревьях , отгадывание загадок, использование дидактических игр; наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, прослушивание аудиозаписи.

Планируемые результаты : умеют поддерживать беседу, высказывают свою точку зрения, выражают положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при выполнении заданий, активно участвуют в играх.

Ход ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель :

Организационный момент :

Здравствуй , небо голубое (тянут руки вверх)

Здравствуй , солнце золотое (очерчивают круг руками)

Здравствуй , легкий ветерок (покачивают руками над головой)

Здравствуй маленький цветок ,

Здравствуй утро , здравствуй день

Нам здороваться не лень (слайд 1)

Ребята, что же такое природа? (Начинается беседа о природе, выслушиваются ответы детей) .

Воспитатель. Действительно, природа – это то, что вокруг нас! Земля, вода, воздух, но нужно помнить, что и мы с вами тоже являемся частью природы. Представьте себе. Если исчезнут вода или не будет воздуха – мы просто все погибнем. Мы не можем жить без этих, на первый взгляд, простых и привычных вещей! Вот поэтому природа сейчас как раненная птица. Она может наказать нас, лишить этих жизненно важных ценностей, но матушка природа просит нас о помощи! Сколько грязных труб отравляют её воздух, а земля впитывает в себя огромное количество ядовитых отходов. Вода загрязняется так, что нефтяными (масляными) пятнами покрываются многие километры водоёмов, убивая навсегда ценные виды рыб, животных и птиц. И об этом нужно помнить каждому живущему на нашей планете «Земля» . Вот и я хочу, чтобы мы хоть чем - нибудь помогли нашей хозяюшке - природе!

Ребята вчера я получила письмо. В данном письме крупными буквами написано «SOS» .

Может кто то знает что означает данное слово? (Ответы детей)

А ещё загадка есть : «Нам в дождь и зной поможет друг, зелёный и хороший, протянет нам десятки рук и тысячи ладошек». (Дерево )

Дети : -Дерево

Воспитатель : - Деревья – украшение нашей земли,

Без них не живут муравьи, соловьи,

Ни звери, ни ягоды, ни грибы,

А знаете ли деревья вы ? (дети перечисляют названия деревьев )

А где мы можем увидеть сразу много разнообразных деревьев ?

Дети- В лесу.

Воспитатель :

Береза- приносит людям радость и свет. Береза символ России, нашей Родины! И быть ей на наших просторах вечно.

Клён- это дерево стало настоящим украшением парков. У него большие узорные листья, которые имеют пять острых концов. Он красив в любое время года, но осенью особенно приметен.

Дуб- дерево считается долгожителем, часто ассоцируется с мудростью и долговечностью. И не зря. Продолжительность жизни до 5 столетий, хотя в истории встречаются экземпляры, которые живут более 1000 лет.

Рябина- это дерево с красивыми перистыми листьями, которые по своей форме отличаются от других деревьев . Зацветает дерево в начале лета- на нём появляются душистые цветы, которые привлекают пчёл и ос. Интересно, что плоды рябины, которые мы привыкли называть ягодами на самом деле с точки зрения ботаники, называют яблоки.

Липа- в отличии от многих деревьев липа цветет довольно поздно- в конце июля. Липа- лучший медонос. Пчёлы целыми днями летают вокруг нее, собирая сладкий нектар.

Ива- у этого дерева много имен и родственников. Верба, ива, ветла, лозина, шелестящее дерево - названий и видов очень много.

Ель- хвойное вечнозеленое дерево семейства сосновых . Ёлка может вырастать высотой до 35 м. Первые 10 лет растет медленно- по несколько см в год. Потом скорость роста увеличивается, но через 100-120 лет.

Сосна- светолюбива. Она старается быть выше всех деревьев , чтобы быть поближе к солнцу. Сосна- древнейший лекарь. На Востоке считают, что сосны отводят беду и приносят счастье. Находиться в сосновом бору не только приятно, но и полезно. Воздух там всегда чистый. Сосны выделяют эфирные масла, которые убивают микробы.

Самое страшное для деревьев действия человека :

Вырубка леса;

Лесные пожары;

Надписи на деревьях ;

Неразумная добыча березового сока.

В данном письме говориться. «Ребята, я прошлой весной гуляла по посадке и увидела погибшее дерево . Веточки опушены, листочки все отлетели. И я задумалась, почему же засохла береза; ведь она была такая красивая, нарядная, я, когда проходила мимо нее всегда любовалась ее красотой. Потом я вспомнила, что весной мальчишки набирали с нее сок и не замазали надрез, вот сок весь и вытек, и береза завяла. Вот скажите ребята, приходилось ли вам поранить палец, и что вы при этом видели?

Дети отвечают : кровь

Воспитатель показывает на своей руке вены и говорит о том, что кровь двигается по венам, а помогает ей в этом сердце. Приложите, дети руки к груди слева и в тишине послушайте, как бьется сердце.

У деревьев тоже есть что-то вроде крови. Что это дети?

Ответы детей. (сок березовый)

Воспитатель :

Правильно - это сок. Он похож на кровь, но, правда, он не красный. Подумайте и скажите, чем он полезен, важен сок для деревьев .

Приходилось ли вам собирать весенний сок? Что будет с деревом , если весь сок вытечет?

Воспитатель подводит детей к самостоятельному выводу о том, что нельзя отбирать у деревьев весь сок , оно может погибнуть.

Воспитатель :

Скажите, дети, похожи ли люди на деревья ?

Дети высказывают свои предположения (руки похожи на ветки, туловище на ствол, а ноги на корни, большие деревья похожи на высоких людей).

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем, (Встать, ноги вместе, руки)

Встанем, глубоко вздохнем. (через стороны –вверх- вдох, опустить вниз)

Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте)

За природой наблюдали. (Повороты головой влево-право)

В верх на солнце посмотрели (Встать на носки, руки через стороны)

И их лучики согрели. (вверх и посмотреть вверх)

Чудеса у нас на свете (Присесть, руки на поясе.)

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали (Встать на носочках, руки на поясе)

Великанами мы стали. (спина прямая, тянемся вверх)

Бабочки летали, (Бег на месте, плавно махая руками.)

Крыльями махали.

Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши)

Ногами топаем. (Притопы на месте)

Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места)

И немножечко устали. (Присаживаются.)

Воспитатель : В дереве выделяют три основные части : корень, ствол и крона.

Корень дерева - это , как правило, подземная часть растения. Благодаря корню дерево обеспечивается питательными веществами из почвы.

Ствол дерева служит опорой для кроны, а также осуществляет передачу веществ между корнями и кроной. Снаружи ствол покрыт корой.

Деревья бывают дикорастущими : береза, дуб, ель, ива, каштан, клен, липа, осина, осина, ольха, сосна, тополь, ясень. Такие деревья растут в парках , вдоль дорог, в лесу.

Еще деревья бывают плодовыми : яблоня, груша, вишня, абрикос, алыча, слива, рябина. Такие деревья люди выращивают в саду, ведь они дают вкусные съедобные плоды.

Давайте вспомним какую пользу нам приносит деревья ?

Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, дают плоды. Спиленные деревья являются строительным материалом и сырьем : из высушенных стволов делают доски, бумагу.

Из деревьев , точнее из их стволов и веток можно сделать много полезных вещей.

Сначала деревья спиливают .

Затем бревна распиливают на доски.

Затем доски обрабатывают, чтобы они были ровными и гладкими.

Теперь из деревянных досок можно изготавливать различные предметы. Различные бытовые предметы тоже делают из дерева .

Это ложки, доски для нарезки овощей…

Мебель из дерева . Деревянные дома .

Карандаши из дерева . Деревянные игрушки .

Деревянные украшения . Деревянные корабли .

Музыкальные инструменты тоже сделаны из дерева .

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что есть такие деревья чьи листья и плоды используют в лечебных целях.

Отваром из листьев берёзы лечатся от кашля.

Цветы листьев заваривают для лечения простуды.

Цветы каштана используют для растирания.

Отвар из ягод рябины поднимает давление

Отвар из иголок ёлки укрепляет десна.

Затем воспитатель предлагает зарисовать деревья .

Анализ :

Воспитатель : Как вы думаете, а можем сделать чтобы воздух был чистым и свежим?

Дети : Да надо охранять и ухаживать за деревьями . Не жечь костры, не бросать мусор, не пугать птиц, не рубить и не ломать деревья .

Что нового вы узнали?

Где эти знания вы можете применить? Молодцы ребята!

Рефлексия : Если Вам понравилось наше занятие прикрепите зеленый листок. А если Вам что-то не понравилось можете прикрепить желтый листок…

Дубрава

Знаете ли вы, дорогие ребята, какой лес называют дубравой?

Дубрава, — это дубовый лес. Дубовый лес относится к широколиственным лесам. Главное дерево в дубравах — дуб. Остальные деревья — его верные спутники. Дуб — могучее дерево с мощным стволом, крепкой древесиной, густой кроной и сильными корнями, уходящими глубоко в землю.

В народе говорят: «Могуч как дуб, потому и люб».

Дубы растут медленно, желуди появятся на них, когда дерево достигнет сорокалетнего возраста. А живут эти деревья очень долго — 400 и даже 500 лет. У старых дубов огромные стволы, покрытые толстой, морщинистой грубой корой.

Послушайте стихотворение.

Задевая тучи

Головой седою,

Дуб стоит могучий

С думой вековою.

Буря птицей черной

Вдруг засвищет в кроне.

Дуб стоит спокойный,

Словно царь в короне.

Смотрит в поднебесье,

Всех в округе выше!

Много знает песен,

Много сказок слышит.

Янко Купала,

пер. с белорусского Т.Л. Шорыгиной

Листья на дубах раскрываются позже, чем на других деревьях. Уже закудрявилась ива, нарядились в зеленые сарафаны липа и орешник, а дуб все еще стоит темный, без листьев, словно чего-то ждет. Мудрый великан дожидается, когда пройдет волна майских холодов, ведь его нежные листья очень чувствительны к холоду и могут погибнуть от ночных заморозков. Осенью на дубах созревают желуди.

Как выглядит спелый желудь?

Правильно! Он небольшой, продолговатый, гладкий, темно-коричневый в круглой резной шапочке.

Рядом с дубами в лиственных лесах растут темноствольные стройные высокие липы, бледно-золотистые осинки, кудрявые березки и нарядные клены, украшенные крупными резными листьями. В дубравах между высокими деревьями зеленеют пышные кусты калины, орешника, бересклета, малины и боярышника. Этих кустарников вы не встретите в хвойных лесах. В ельниках кустарников мало, им не хватает солнечных лучей.

Ранней весной в дубравах расцветают первые весенние цветы. Им нужно очень много яркого солнечного света, потому и спешат они расцвести, пока высокие деревья еще не оделись листьями, а в лесу светло и просторно. На побуревших коврах прошлогодних листьев розовеют пушистые султанчики нежных хохлаток, синими и розовыми искорками вспыхивают медуницы, позванивают белые бубенчики подснежников, сверкают золотом круглые головки мать-и-мачехи. Когда они отцветают, в дубравах появляются другие травы. У большинства из них крупные, широкие, красивые побеги и листья. Поэтому называют их дубравным широкотравьем. Побеги этих трав напоминают то разноцветные павлиньи перья, то резные листья рябин, то пальмовые ветви.

Празднично-нарядными становятся лесные травы осенью, не уступая по яркости окраски весенним цветам.

Послушайте стихотворение.

Осенние травы

В небесах кого-то

Кличут журавли.

Радугой широкой

Травы полегли.

Стал багульник бронзов,

Будто посмуглел.

Зверобой стал розов,

Иван-чай зардел.

И среди дубравы

В тишине лесной

Загорелись травы,

Как цветы весной.

Привольно лесным жителям осенью в дубраве, когда созревают желуди, орехи, ягоды, грибы! Кабаны, медведи, лоси, бурундуки с удовольствием поедают вкусные плоды. Лесные мыши, кроты, барсуки запасают их в свои уютные норки. Дятлы ловко раскалывают клювами орешки и желуди, съедают сладкое ядрышко, а белки запасают орехи и желуди в свои кладовые.

Послушайте стихотворение.

Лесная мышка

Осень. Рано поутру

Спит дубрава золотая,

Желуди несет в нору

Мышка рыжая лесная.

До чего ж она пригожа!

С темной полосой на спинке,

На опавший лист похожа,

Что желтеет на тропинке.

Как запаслива малышка —

Умная лесная мышка!

Когда холод на дворе,

Будет желудь грызть в норе.

В старину на Руси повсюду шумели зеленые дубравы. Но из-за ценной древесины дубы вырубали. В России сохранилось немного дубовых лесов, ведь после вырубки старого леса дуб обычно сам собой не восстанавливается. Высокие травы и густые кустарники заглушают молодые дубки, выросшие под пологом взрослых деревьев. Скоро на месте вырубленной дубравы появляется молодая березовая роща или негустой осинник.

Чтобы восстановить дубовый лес, лесники сеют желуди или сажают молодые дубки, выращенные в питомнике. За юной дубравой требуется бережный уход: заглушающие ее деревья время от времени надо вырубать, а в почву вносить удобрения. Тогда через несколько десятилетий вновь весело зашумит дубрава.

Вопросы

1. Дубрава — это лиственный или хвойный лес?

2. Как выглядит дуб? Сколько лет живут дубы?

3. Почему листья на дубах раскрываются позже, чем на других деревьях?

4. Как называется плод, созревающий на дубе?

5. Как выглядит желудь?

6. Какие растения растут в дубравах?

7. Какие цветы расцветают в дубравах весной?

9. Какие животные и птицы едят желуди?

10. Почему дубрав в нашей стране немного?

11. Как лесники восстанавливают дубовые леса после вырубки?

Березовый лес

Березовый лес — березняк — разновидность лиственного леса. Главное дерево в березняке — береза.

Удивительно красив березовый лес в лазурный мартовский полдень! Он напоминает нарядный зал дворца, полный солнечного блеска. Стволы стройных берез, словно беломраморные колонны, уходят ввысь и поддерживают синий хрустальный купол неба. Березки принарядились в белые атласные сарафаны — сбросили, истрепавшийся за зиму, верхний слой бересты, побелели, кора их стала гладкой и шелковистой.

Старые березы высокие. Стволы у них внизу темные, покрыты толстой, грубой морщинистой корой, а вверху более светлые, серебристо-белые, а иногда и нежно-розовые.

Послушайте стихотворение.

Белоствольная роща

Роща юная, белоствольная

На заре умоется росами.

Шелестят березоньки стройные

На ветру зелеными косами.

Сарафаны на них атласные

Блещут жемчугом бледно-розовым.

О, какие мгновенья прекрасные

Провела я в лесу березовом!

Березы любят яркий солнечный свет, широкий простор. Поэтому березовые рощи часто окаймляют густые хвойные леса, березы растут на светлых опушках и полянах. После лесных пожаров, когда на больших участках выгорает вся растительность, первое дерево, вырастающее на пепелище — березка. Растет она очень быстро, потому и зовется «гонким» деревом. На просторе березы живут долго: 150— 200 лет.

Осенью в березовой роще словно что-то бормочут, чуть шелестят золотисто-желтые листочки.

Послушайте, как описывает осеннюю рощу русский писатель Иван Сергеевич Тургенев.

«Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. И глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная дремотная болтовня».

Припомните, какие кустарники, травы, цветы растут в березняке?

Верно! Здесь много солнечного света и тепла, поэтому травы в березняках сочные высокие, густые. Среди мягких трав ярко белеют ромашки-сестрички, белые косички; покачиваются лиловые колокольчики, розовыми искрами вспыхивают луговые васильки, горят алые звездочки лесной герани. А вот ковров из мха в березняках вы не встретите!

Белоствольные березки и стайки разбежавшихся между ними крупных высоких ромашек — лучшее украшение среднерусского пейзажа!

Русский пейзаж

Луга, поля привольные,

Дубравы и овражки,

Березы белоствольные

И белые ромашки.

А какие грибы облюбовали березовые леса? Попробуйте назвать их.

Верно. Это, конечно, подберезовики. Они называются так потому, что растут под березами. У этих грибов стройная белая ножка с темно-бурыми чешуйками, шляпка снизу белая, а сверху темно-серая или темно-бурая. Похож он на белоствольную березку. Недаром называют подберезовик сынком березы.

Послушайте стихотворение.

Под березой

Под березой белой —

Подберезовик смелый.

Он березы сын родной

Вырос летнею порой.

Встал на длинной стройной ножке,

Так и просится в лукошко!

Но как говорится в русской народной пословице: «Под березами не только подберезовики». Растут в березняках и разноцветные модницы-сыроежки, попадаются и маслята — дружные ребята, можно встретить и грибного царя — боровика.

Послушайте рассказ о том, почему подберезовики под березами растут.

Жил-был в лесу грибок. Ножка стройная, серебристо-белая с темными чешуйками, а шляпка тоже серебристая, только серенькая.

Пока грибок был совсем маленький, он прятался в густой траве и никого не боялся. А вот когда немного подрос, боязно ему стало, как бы кто ненароком его не сорвал.

— Эх, где бы мне получше спрятаться? — спросил вслух грибок. В это время пролетала мимо сорока-стрекотуха и услышала его слова.

— Я знаю, я знаю, — застрекотала она. — Ступай в ельник, там темно, тихо. Никто тебя не заметит и не найдет! Спрячешься на славу!

Грибок послушал всезнайку-сороку и отправился в ельник.

Там и вправду сумрачно. Большие ели низко опустили колючие лапы и стоят задумавшись.

Да вот беда! Серебристо-белая ножка и светлая шапочка грибка уж очень заметны в зеленом полумраке! Прямо светятся!

«Нет! Здесь не спрячешься! — огорченно подумал грибок. — Пойду-ка я лучше в сосновый лес. Попробую там укрыться».

Пошел он в сосновый бор, а там все вокруг золотисто-желтое, светло-коричневое, оранжевое: и солнечные зайчики, и сосновые стволы, и смолистые шишки, и грибы-рыжики, и даже пушистый беличий хвостик. Стал грибок под сосной и думает: «Нет, и здесь меня заметят! Пойду-ка я в березовый лес».

Пришел он в березняк, и здесь грибочку понравилось. Все белое, серебристое!

Беленькие ромашки приветливо закивали ему головками, заморгали ресничками, серебристая березка ветвями зашелестела, зашептала:

— Иди, малыш, ко мне, я тебя спрячу — никто не найдет!

Даже пестрый дятел весело забарабанил по стволу:

— Тук! Тук! Тук! — мол: — дом твой тут, тут, тут! Встал грибок подле березки, прислонился к ее стволу и совсем слился с ним. Попробуй найди его! Обрадовался он:

— Спасибо, милая березка, что приютила меня.

С тех пор так и повелось — под березами растут грибочки подберезовики.

Вопросы

1. Какое главное дерево в березовом лесу?

2. Как выглядят березы?

3. Где чаще всего растут березы?

4. Почему березу зовут «гонким» деревом?

5. Какие кустарники, травы, цветы растут в березняках?

6. Какие грибы растут под березами?

Осиновый лес

Осиновый лес нередко называют осинником. Он относится к широколиственным лесам.

Приятно оказаться в осиновом лесу. Золотистые стволы осин будто излучают мягкий бледно-зеленый свет, даже в пасмурный день озаряя окрестности. Листья у осины — особенные. Они трепещут и без ветра, словно о чем-то шепчут нам. Недаром говорится: «Осина и без ветра трепещет». Черешок у осинового листочка длинный, сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому и дрожит лист при самом легком ветерке.

Послушайте стихотворение.

Осина

Замерли вершины,

Ветры в поле спят,

Только у осины

Листья шелестят.

Шепчутся бессонно,

Говорят друг с другом,

Пробегают волны

По листве упруго.

Спят в лесу рябины,

Дремлет пышный клен.

Чуткая осина

Стережет их сон.

Осинки любят яркий солнечный свет, поэтому далеко в глубь темных хвойных боров они не забираются. Растут на полянах и опушках и часто окаймляют другие леса — густые и дремучие. Необычайно красивы осиновые леса золотой осенней порой! Листья деревьев то розовые, то огненно-красные, то лиловые с багрянцем.

«С первым дыханием осени до неузнаваемости преображается матово-зеленая сероватая листва осин. Откуда-то берется в листве яркая, полная краска.

Можно обнаружить в осиновой листве богатую гамму — от чистого золота через розовый и красный тона к вишневому цвету.

Вместе с листвой преображается и сам лес, а вместе с лесами и весь пейзаж среднерусских равнин», — так поэтично написал об осеннем осиновом лесе знаток русской природы Владимир Солоухин.

Послушайте стихотворение.

Осиновый лес

Между небом ненастным

И холодной землей

Лес осиновый красный

Разгорелся зарей.

Докрасна раскалили

Лист осин на огне,

И пока не остыли

Дарят свет они мне.

И в огне не сгорая,

Днем осенним горят,

Чтоб родимого края

Скрасить скромный наряд.

В конце лета — начале осени в осиновом лесу можно заметить нарядную красную шапочку подосиновика. Кажется, будто среди зеленых трав и высоких крупных листьев папоротника зажегся алый огонек. Свое название гриб получил именно потому, что растет под осинами.

Как вы думаете, почему под осинами прячутся красные подосиновики?

Правильно! Потому что листья осин то багряные, то вишнево-красные, то розовые, и грибы нелегко заметить среди яркой опавшей листвы. Любят грибы с грибниками в прятки играть!

Зимой наведываются в заснеженный осинник зайчишки. Нравится им горькая кора молодых осинок! Но осина на косого не обижается — весной вырастет на дереве новая, более светлая кора.

Нередко скачут зайцы следом за лесными великанами-лосями. Если лось обломит крупную осиновую ветку, то зайка тут как тут. Не боится, с аппетитом грызет обломки ветки — подарок лося.

Вопросы

1. Осинник — это лиственный или хвойный лес? Почему?

2. Как выглядит осина?

3. Почему говорят: «Осина и без ветра трепещет»?

4. Где чаще растут осины?

5. Какие грибы растут под осинами?

6. Как выглядит подосиновик?

7. Кто зимой обгладывает кору молодых осин?

Смешанные леса

В состав смешанных лесов входят как хвойные, так и широколиственные древесные породы — дуб, липа, клен, ясень.

Почему эти деревья называют широколиственными, помните?

Да потому что у них широкие довольно крупные листья.

Смешанные леса распространены как в европейской части нашей страны, так и на Дальнем Востоке. Зона смешанных лесов имеет форму клина, острие которого упирается в Южный Урал. Климат в этих краях мягкий: здесь теплое и долгое лето. Именно поэтому в этих местах привольно чувствуют себя липа, клен, ясень. В то же время здесь достаточно влаги, необходимой для хвойных деревьев, например, для ели (она хорошо переносит морозы и любит влажную почву).

А вот дубу для роста необходимы совсем другие условия.

Какие условия нужны дубу для роста?

Дуб теплолюбив и почву выбирает посуше. Поэтому в северной части зоны смешанных лесов преобладают ели, а на юге — дубы. Там, где климат подходит для обоих деревьев одновременно, дуб и ель растут рядом.

Густые елово-дубовые леса растут на высоких холмах и на их склонах. Ель выбирает влажные низменности, дуб поднимается выше, достигая самых вершин больших холмов. Такие вершины особенно нравятся дубам.

В смешанных широколиственных лесах, кроме дубов, растут и красавцы-клены, и душистые липы, и высокие ясени. Под деревьями то там, то здесь кудрявятся зеленые шапки кустарников — орешника, бересклета, жимолости, шиповника, боярышника, калины. Под ними расстилаются густые травы. Иногда можно заметить и островки мхов, но здесь они не растут сплошным ковром, как в хвойных лесах.

Удивительно красивы смешанные леса осенью! Среди темно-зеленых елей горят бледной позолотой березки, румянятся крупные листья кленов, кустарники становятся похожи на букеты неведомых ярких цветов.

Послушайте стихотворение.

Осенний букет

Больше нет цветов в бору

И в лесу раздетом.

Я листочки соберу

В пышные букеты.

Я домой их принесу,

Ими стол украшу.

И нарядно, как в лесу,

Станет в доме нашем!

Вопросы

1. Какие леса называются смешанными?

2. Какие условия нужны для роста смешанных лесов?

3. Какое хвойное дерево чаще всего встречается в смешанном лесу?

4. Какие лиственные деревья растут в смешанных лесах?

5. Какие условия благоприятны для роста ели? А дуба?

6. Почему ели выбирают для роста низкие влажные места, а дубы — высокие холмы?

7. Какие кустарники растут в смешанных лесах?