Классный час на тему осень (с презентацией).

Образовательная система « Школа 2100»

Классный час в 1 классе

Тема: Путешествие в осень.

Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

2. Научить отличать признаки осени.

3. Воспитывать любовь к природе края, животным и птицам; любовь к прекрасному.

4. Развитие общеучебных умений.

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Посмотрите на иллюстрации. Какое время года изображено? По каким признакам вы догадались?

Действительно, сегодня на классном часе мы будем говорить об осени

2.Совместное открытие новых знаний.

Сколько месяцев у осени? (Три) Назовите.

Угадайте, о каком месяце говорится и соотнесите иллюстрацию с названием месяца.

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ

Что за месяц к нам пришёл?/сентябрь/ /слайд 3/

Сентябрь – первый осенний месяц, румянец осени. В старину его называли

златоцвет, листопадник, ревун.

Как вы думаете, почему? (Листья на деревьях меняют окраску, листопад, часто идут дожди)

Ушёл сентябрь, а вслед за ним пришёл… Угадайте, о каком месяце осени говорится…

Всё мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился? /октябрь/ /слайд 3/

В старину называли Октябрь - грязник, ветродуй, листобой .

Действительно, октябрь – хмурый, мокрый.

Ну а вслед за ноябрём что за месяц приходит, угадайте.

Поле чёрно-белым стало

Падает то дождь, то снег,

Льдом покрыты воды рек,

Мёрзнет в поле оземь ржи.

Что за месяц, подскажи? /ноябрь/ /слайд 3/

Ноябрь – последний месяц осени. Задумчивый, грустный. В старину его называли

Ноябрь - полузимник.

Почему?

Мы рассмотрели, как меняется природа с приходом осени, а почему так происходит, мы узнаем, если вспомним приметы осени.

Поиграем в игру «Да или нет»

Дайте правильный ответ. (Дети отвечают хором)

Осенью расцветают цветы? (нет)

Осенью растут грибы? (да)

Тучки солнце закрывают? (да)

Колючий ветер прилетает? (да)

Туманы осенью плывут? (да)

Ну а птицы гнёзда вьют? (нет)

А букашки прилетают? (нет)

Звери норки закрывают? (да)

Урожай все собирают? (да)

Птичьи стаи улетают? (да)

Часто-часто льют дожди? (да)

Достаём ли сапоги? (да)

Солнце светит очень жарко? (нет)

Можно детям загорать? (нет)

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать? (да)

Итак, как изменилась погода с приходом осени? (Стало холоднее)

Похолодание меняет жизнь растениям. Многие из них, рассеяв семена, погибают. У деревьев начинают опадать листья. Как называется эта пора? (Листопад)

Все ли деревья меняют цвет листьев? (нет)

Какие деревья осенью остаются зелёными? (хвойные)

Практическая работа.

Раскрась осенние листья в нужный цвет.

Как похолодание отражается на жизни зверей и птиц? (Звери готовят запасы на зиму, птицы готовятся к отлёту в тёплые края)

Осенью в лесу можно увидеть много интересного. Вот послушайте стихи об этом.

Белка щёлкает орешки

На дубу без всякой спешки.

Чистит дюжину за час,

Будет на зиму запас.

Белка спряталась в дупло.

В нём и сухо, и тепло.

Запасла грибов и ягод

Столько, что не съесть и за год.

Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться.

Наклонилась, а вода

Неподвижна и тверда.

Под корягою в берлоге

Спит медведь, как в тёплом доме.

Положил он лапу в рот

И, как маленький, сосёт.

Зёрен хочется синице, но в кормушке есть боится.

«Будь смелей, не робей!» -

Приглашает воробей.

Под берёзой на пригорке

Серый ёж устроил норку.

А под листьями лежат

Двое маленьких ежат.

Физкультминутка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Чем заняты осенью люди?. (Убирают урожай)

Действительно, осень –пора сбора урожая. Какие овощи убирают осенью?

Отгадайте загадки:

1. Лето целое старалась –

Одевалась, одевалась…

А как осень подошла,

Нам одёжки отдала.

Сотню одежонок

Сложим мы в бочонок. (капуста)

  1. Круглая, рассыпчатая, белая.

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко,

Ведь правда вкусная….(картошка)

  1. Красный нос в землю врос

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (морковь)

Какую пользу приносят овощи и фрукты организму чаловека?

Вывод: Овощи и фрукты – полезные продукты.

3. Обобщение

О каком времени мы сегодня говорили? (Об осени)

Вся ли осень одинакова? (Есть ранняя осень и поздняя)

Если раннюю осень называют золотой, то позднюю – серебряной. Почему?

Многие поэты посвятили осени свои произведения.

Послушайте стихотворение А.С.Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённый седой зимы угрозы.

Коллективная работа

На листе бумаги изобразите волшебное многоцветье осени.

3. Итог.

Что радует и удивляет осенью? Что огорчает?

Осень-это хорошо или плохо? Что плохо? Что хорошо?



Разработал: учитель начальных классов

Белик И.В.

Тема: Путешествие в осень

Цель: расширить и обобщать знания учащихся об осенних изменениях в природе;

Задачи: развивать культуру речевого общения, наблюдательность, внимание, мышление.

развивать познавательный интерес детей, их внимание и память

воспитывать любовь к природе и окружающему миру,

Оборудование: презентация, осенние разноцветные листики, музыкальные записи

Ход классного часа

Орг. Момент

У каждого из вас на столе лежат осенние листья. Составьте из них тему нашего классного часа.

- ОСЕНЬ

Вводная беседа

Какое сейчас время года?

Как вы поняли, что это осень?

Сегодня наш классный час посвящен удивительному времени года – осени. Об этом времени можно говорить много. Многие считают это время скучным, грустным и печальным. Наверное, так и есть. Небо покрыто темными тучами, часто льют холодные дожди, лужицы покрываются тонким ледком. Последние птицы улетают в теплые края. Облетели с деревьев последние листья. Кажется сама природа грустит, что собран последний урожай, опустели леса, поля, уходит последнее тепло.

Очень много написано произведений об осени, картин, музыки.

И сегодня мы совершим путешествие в осень. У каждого из вас осенний листик. Представим, что этот листик наш осенний ковер- самолет. Проговаривая волшебные осенние слова, волшебный осенний листик перенесет нас по разным страничкам осенней истории.

Озорной ветерок
Пригласил на вальсок
Золотистый листок.
Закружился весь лес
В ожиданье чудес

1страничка музыкальная

Звучит музыка П. Чайковского «Времена года» «осеняя песня», песенка про осень

2 страничка художественная



3 страничка Литературная Стихи об осени – читают наизусть дети

Осень в лесу

Осень лесу каждый год

Платит золотом за вход.

Поглядите на осину -

Вся одета в золото,

А сама лепечет:

Стыну... -

И дрожит от холода.

А береза рада

Желтому наряду:

Ну и платье!

Что за прелесть! -

Быстро листья разлетелись,

Наступил мороз внезапно.

И березка шепчет:

Зябну!.. –

Прохудилась и у дуба

Позолоченная шуба.

Спохватился дуб, да поздно

И шумит он:

Мерзну! Мерзну! -

Обмануло золото -

Не спасло от холода А. Гонтарь

Осина
В саду осеннем,
У дорожки,
Осина хлопает
В ладошки.

Вот почему
На той неделе
Ее ладошки
Покраснели.
(Р. Сеф)

Листопад

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна.
(В. Нирович)

Осенняя Гамма

Пусто чижика гнездо.
До.
День осенний на дворе.
Ре.
Воет ветер за дверьми.
До. Ре. Ми.
Светлых дней пуста графа.
Фа.
Побелела вся земля.
Ля.
Лёд на лужах, словно соль.
Соль.
Шапку тёплую носи.
Си.
До. Ре. Ми. Фа. Соль. Ля. Си. До.
Дождь. Дождь. Дождь. Дождь.

Лучезар Станчев

4 страничка загадочная




Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
(Осень)


Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)

Сотни птиц, собравшись в стаи,

Днем осенним улетают.

А летят они туда,

Где тепло всегда-всегда.

Птички, вы куда спешите?

Нашим детям расскажите! (На юг)

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад? Это просто... (Листопад
)


В ноябре деревья голы,

Мокнут садики и школы.

Рядом с капелькой-дождинкой

Вьется белая пушинка,

Мимо окон пролетает А потом на травке тает. (Первый снег, снег с дождем)

4 страничка приметная Приметы об осени

.

В лесу много рябины - осень будет дождливая, если мало - сухая.
Если паутинки летают осенью - пришло бабье лето
Если птицы перелётные высоко летят по осени, так и снегу много

будет, а низко - мало снегу будет.
Если с деревьев лист не чисто опадает - будет холодная зима.
Комары поздней осенью - к тёплой зиме.
Осиновые листья ложатся лицом вверх - к студенной зиме,

навыворот - зима будет мягкая, а если на обе стороны –

и зима средняя будет.
От осени к лету повороту нету

5. Страничка творческая

Используя цвета осени мы вместе нарисуем осеннюю радугу. Каждый выберет свой цвет и изобразит его на ватмане. У нас получится общая осенняя картина.

5. Рефлексия.
- Общение с вами доставило мне огромную радость. Мне очень понравилось сегодня с вами работать. И поэтому настроение сейчас у меня радостное, как вот этот листик.
- Ребята, а какое у вас сейчас настроение? Пускай каждый из вас выберет листочек такого цвета, какое у него сейчас настроение и соберем их в большой осенний букет
- Спасибо всем за участие!

ГАПОУ НСО

«Черепановский педагогический техникум»

Конспект классного часа по эстетическому направлению

Дата проведения: 14.102016

Место проведения: МКОУ СОШ №1

Класс: 3 «б»

Учитель: Тайбашева Т.В.

Методист: Цивинская Н.А.

Студент: Радич О.А.

Тема: «Золотая осень»

Цель: обобщить знания учащихся об осени как времени года.

Задачи:

Научить видеть разнообразие природы осенью;

Обобщить знания учащихся об осени как времени года;

Развивать у обучающихся внимание, воображение, наблюдательность, чувство прекрасного, любознательность;

Воспитывать любовь к красоте родного края, природы;

Коррекция мышления.

Формируемые УУД:

Личностные результаты:

    развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

    самостоятельно организовывать свое рабочее место;

    формирование у детей способности самостоятельно формулировать тему и цели занятия.

Коммуникативные УУД:

    участие в диалоге;

    слушание и понимание других;

    сотрудничество в совместном решении проблемы (задачи).

Познавательные УУД:

    самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Ресурсы: презентация.

2016

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I . Мотивационный этап

Приветствие

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Андреевна и сегодня я проведу у вас классный час.

Приветствие учителя, слушание.

II . Определение темы и постановка цели

III . Актуализация знаний

IV . Изучение нового материала

Ребята, давайте отгадаем загадку, чтобы узнать, чему посвящено наше сегодняшнее занятие.

Пришла без красок и без кисти,

А перекрасила все листья.

(Осень )

Осень, красивое и немного грустное время, так как прошло тёплое лето.

Разная она бывает весёлая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождиком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. Но все, же это такое прекрасное, такое чудесное время года.

Осень - одно из четырёх , между и . Осень - переходный сезон, когда заметно уменьшение светового дня, и постепенно понижается температура окружающей среды.

У осени есть три друга – месяцы.

Отгадайте загадки про месяцы и узнайте, как они называются.

Опустел наш школьный сад

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

Сентябрь младший брат осени.
В древней Руси первый день сентября был первой встречей осени и назывался летопроводцем – проводами лета. Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осени называются бабьим летом. Бабье лето обычно продолжается одну – две недели. Это самое лучшее время для сбора грибов.

Ребята, а какие грибы вы знаете?

(Подосиновик, опята, волнушки, лисички, поганки, сыроежки, подберёзовик, мухомор)

Всё мрачней лицо природы –
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился?
(Октябрь)
Октябрь называют вершиной осени. Почему?
(это середина осени) . В это время природа готовится ко сну. Дел у всех невпроворот. Деревьям надо вовремя сбросить листву, последним птицам поспешить с отлетом.

Ребята, какие птицы на зиму улетают на юг?

(Перелетные птицы – птицы, улетающие зимой в теплые края) Жаворонок, утки, грач, журавли, кукушка, ласточки, лебедь, скворец, соловей, цапля.

Действительно, дни и ночи стали холоднее, не только животные, но и люди готовятся к зиме: на полях идет уборка овощей.

Ребята, а какие овощи заготавливают на зиму? (Свекла, капуста, морковь, помидор, лук, картофель)

Поле черно-былым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)
Ноябрь – последний месяц осени. В ноябре
небо нередко закрыто тяжелыми облаками, идет снег пополам с дождем.

Для каждого месяца существуют свои народные приметы и поговорки. А какие приметы про осень вы знаете?

    Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.

    Гром в сентябре предвещает теплую осень.

    В сентябре днем погоже, да по утрам негоже.

    В сентябре и лист на дереве не держится.

    В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

    Гром в октябре предвещает бесснежную, короткую и мягкую зиму.

    Если в октябре лист с березы и дуба опадет не чисто - жди

    суровую зиму.

    Быстро тает октябрьский день - не привяжешь за плетень

    Комары в ноябре - быть мягкой зиме.

    Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре не замерзнет.

    В ноябре снега надует - хлеба прибудет.

    В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь

    В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.

Ребята, а когда начинается осень?

Первое сентября – это календарное начало осень. А есть астрономическое начало осень. Оно еще называется День осеннего равноденствия. Это 22 или 23 сентября.

Слово «равноденствие» означает, что в эти даты продолжительность дня и ночи во всех точках земли одинакова.

Покров день - день у восточных

славян , отмечаемый1 . Связан с началом осенних традиций , вечерних девичьих и осеннего свадебногосезона - первый по настоящему осенний праздник .

На Руси этот праздник широко отмечался вкрестьянском быту , вобрав в себя многие

обряды древнеславянских осенних

празднеств в ознаменование окончания полевых работ и серьезной

подготовкой к зиме .

В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой и корнями этот

праздник уходит оченьглубоко . Само

название народные верования связывали с

первым инеем , который « покрывал » землю , указывая на близость зимних холодов , хотя точного названия праздника не сохранилось . Примерно с этих дней топили в избах:

начинали работать пряхи и ткачихи .

А теперь, ребята, послушайте приметы, которые связаны с этим днем.

Каков Покров, такова и зима.

Считается, что если журавли к этому дню все улетели, то зима будет ранней. А вот если на Покров дуб и береза полностью сбросили свои листочки, то жди теплой и мягкой погоды в течение всей .

Ребята, а вам нравиться это время года? Почему? Какие чувства у вас вызывает осень? Какое настроение?

А теперь, ребята, нарисуйте осень как вы ее представляете. (Показ рисунков)

Отгадывают загадку, определяют тему занятия.

Слушают учителя.

Отгадывают загадки, слушают учителя.

Работают по теме занятия, отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя.

Рассуждают, отвечают на вопрос.

Слушают рассказ учителя.

Слушают приметы осени.

Отвечают устно, высказывают свое мнение.

Рисуют картину осень.

III . Итог занятия

Ребята, о чем мы сегодня разговаривали?

Какие характерные черты осень?

Какие события? Приметы?

Подводят итог, проводят анализ занятия, отвечают на вопросы.

IV . Рефлексия

Вам понравилось сегодняшнее занятие?

С каким настроением вы закончили сегодняшнее занятие?

Отвечают на вопросы.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»

г.Ак-Довурак РТ

Классный час

«Осень славная пора»

Учитель начальных классов

Хертек Ай-кыс Сергеевна.

2014 г.

осень славная пора.

Цели и задачи: воспитывать любовь к России и своей малой Родине, чувство красоты природы осенью; вспомнить названия деревьев и овощей, повторить приметы осенних месяцев, осени.

Эпиграф на доске : Любить природу –

значит любить свою Родину.

М. Пришвин

Ход занятия

Учитель . Отгадайте загадку:

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает?

(Осенью.)

Ребята, сегодня мы подведем итоги наших наблюдений за признаками осени, изменениями в жизни растений и животных весной.

1. Беседа по вопросам:

Какое сейчас время года? Какой месяц?

Какие еще осенние месяцы вы знаете?

Посмотрите на картинки и выберите те, на которых изображена осень. Почему вы выбрали именно эти картинки?

Назовите признаки осени. (Желтые, красные листья, идет дождь, люди одеты в плащи и куртки и т. д.)

Какие приметы осени вы знаете? (Улетают птицы; собирают урожай; заготавливают на зиму овощи и фрукты и др.)

2.Игра «Лето – осень».

З а д а н и е: разложить картинки под «лето» и «осень».

На доске висят картинки с изображением лета и осени. Дети подходят по одному, берут картинку со стола и прикрепляют ее под «лето» или под «осень».

3. Динамическая пауза .

Можно повторить дважды.

Осень . Здравствуйте, ребята! Очень много вы знаете осенних примет. А пришла я к вам с тремя братьями – осенними месяцами. Вы знаете их?

Тогда отгадайте загадки:

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к вам пришел?

(Сентябрь.)

Все мрачней лицо природы –

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к вам явился?

(Октябрь.)

Поле черно-белым стало.

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь.)

Учитель . Осень – очень важная пора для наблюдений. Все живое готовится к приходу зимы. Загляните в лес и постарайтесь подметить эти приготовления.

Раннее утро. Солнце еще невысоко. Его лучи скользят по верхушкам деревьев, а на земле лежит седая роса. Лес совсем не такой, каким он был летом – зеленым, тенистым. Теперь он весь разноцветный. Желтеют березы, клены, и среди них выделяются своим ярко-красным нарядом осины. Только ели да сосны остались по-прежнему зелеными.

Подует ветер, и в воздухе запорхают и упадут на землю разноцветные листья. С каждым днем их падает все больше и больше, оголяются ветки деревьев, и от этого в лесу становится как-то просторнее и светлее. Огромное большинство растений давно отцвели и теперь уже завяли. Но зато все они рассеяли на землю множество семян; из них будущей весной снова вырастут зеленые молодые растеньица.

21 сентября – день осеннего равноденствия. Теперь дни, продолжая убывать, будут уже короче ночей. Становится все холоднее. Забились в разные щели насекомые. Многие из них, отложив яички, погибают, а другие на зиму засыпают непробудным сном. Как только похолодает, прячутся лягушки, змеи, ящерицы. Лягушки зарываются в тину на дне водоемов, а некоторые забираются в ямы под опавшие листья. Ящерицы и змеи заползают в разные норки, щели или в трухлявые пни, чтобы заснуть там на всю зиму.

В воздухе летают тонкие серебряные нити паутины. Поймайте такую паутинку, и вы увидите, что на ее конце сидит крошечный паучок. Это он выпустил из себя длинную серебристую нить, а ветер подхватил ее и понес вместе с паучком. Так на своей паутинке и расселяются молодые паучки.

Осенью, куда ни погляди, всюду видишь, как разные животные готовятся к зиме. Белка сушит грибы, собирает и прячет в дупла орехи и желуди. Все это ей пригодится в бескормицу зимой. А вот барсуку не нужно делать запасы. За осень он так отъелся, разжирел, что еле-еле ходит. Натаскает барсук в свою глубокую нору сухую подстилку из листьев и уляжется спать до весны.

Особенно заметны осенние приготовления у птиц. Высоко в небе уже слышится прощальное курлыканье улетающих журавлей. Собираются в огромные стаи грачи, скворцы и другие перелетные птицы. Поглядите на ласточек, вон как их много уселось на телеграфных проводах, будто черные бусинки на нитку нанизаны. Сидят и щебечут, словно переговариваясь о предстоящем далеком пути.

Зато вместо улетающих птиц в наших лесах скоро появятся стайки снегирей, клестов, свиристелей. Это все зимние гости. Они залетают к нам из более северных лесов, чтобы вместе с нами провести долгую суровую зиму.

Много интересного можно увидеть осенью в лесу. Нужно только уметь все подмечать и со вниманием, с любовью вглядываться в жизнь окружающей нас родной природы.

Ребята, а как ведут себя другие животные? Как они спасаются от непогоды, где ищут приют?

(Учащиеся дают ответы.)

В октябре давно уже исчезло большинство насекомых, жуков. Следом за ними стал делать в глубине в земле свои ловчие ходы неутомимый охотник – крот.

Не встретишь поздней осенью в лесу и ежика. Забрался он куда-нибудь под кучу хвороста или в другое укромное место, свернулся в клубок и уснул.

Огромный медведь тоже скоро ляжет в берлогу и задремлет там до теплых весенних дней.

Но совсем по-иному готовятся к холодам те звери, которые не спят зимним сном и запасов себе не делают: зайцы, лисицы, волки. Все они только переодеваются осенью в теплую шубу. В ней и мороз не страшен.

Ученик . Лес осенний облетает,

Льется рыжий листопад.

Скоро белка поменяет

Золотистый свой наряд.

Шубка зимняя на ней

Станет гуще и пышней.

Станет серым, серебристым

Хвостик белочки пушистой.

Сегодня у нас праздник осени, праздник листопада. Мы
с вами почитаем стихи, споем песни об этом чудесном времени года.

1-й учащийся . Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах.

2-й учащийся . Утром мы во дворе идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

3-й учащийся . Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Все летит, должно быть, это

Улетает наше лето.

4. Беседа о бережном отношении к хлебу.

Ведущая . Осенью из пшеницы нового урожая пекут хлеб – наше главное богатство.

(Ведущая беседует о бережном отношении к хлебу.)

Девочка (в русском костюме).

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Мальчик . Но не сразу зерна стали

Хлебом тем, что на земле.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Вывод учителя.

5. Игра “Собери овощи и фрукты”

Две команды собирают в разные корзинки урожай. В одну – фрукты, в другую – овощи.

6. Отгадай загадки.

Прежде чем мы его съели,

Все наплакаться успели.

(Лук.)

Учитель . В средние века луковице приписывали чудесное свойство – предохранять воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари носили на груди талисман – обыкновенную луковицу. Поэтому один из видов лука и назвали «лук победный».

Во все времена у всех народов луку приписывали лечебное свойство. У восточных народов существовала поговорка: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь».

А какая поговорка о луке есть у славянского народа? (Лук от семи недуг.)

Уже в средние века врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от заболевания. Российский ученый П. Б. Токин установил, что от летучих веществ, выделяемых луком, гибнут гнилостные и болезнетворные бактерии и даже лягушки и крысы.

Достаточно в течение 3 минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии.

Отгадайте следующую загадку:

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол с полей она пришла.

Ты посоли ее немножко.

Ведь правда вкусная… (картошка).

Верно. Это картофель. Каждый из вас знает сказку «Вершки и корешки» – о том, как крестьянин обманывал медведя: от репы дал ему вершки, а от пшеницы – корешки. Медведь оказался бестолковым, проиграл человеку, не знал, у какого растения какая часть в пищу годится. Но и люди не сразу научились разбираться в растениях. Особенно большая путаница произошла с картофелем.

Учитель . С историей картофеля связано много забавных рассказов.

Еще в XVI веке один адмирал привез из Америки в Англию первый картофель. Хозяин решил угостить заморской едой своих друзей, но повар по незнанию приготовил не клубни, а поджарил в масле листья и стебли. Гости нашли новое блюдо отвратительным. Рассерженный адмирал приказал уничтожить посаженное в его имении растение. Кусты картофеля сожгли, но в золе были найдены испекшиеся клубни. Печеный картофель всем очень понравился. С тех пор картофель стал распространяться в Англии.

Много занятного писали про аптекаря Пармантье. Цветы картофеля, принесенные им в королевский дворец, вызвали бурю восторгов. Сам король стал носить их у себя на груди, а королева украсила ими прическу.

В России картофель входил в быт с огромными трудностями. Крестьяне считали грехом употребление его в пищу, называли «чертовыми яблоками». Крестьяне шли на каторгу, а картофель разводить отказывались.

Но был в России в XVIII веке замечательный агроном Андрей Тимофеевич Болотов. Он постоянно разъяснял населению полезность нового растения. Постепенно крестьяне поняли огромную пользу картофеля. Тогда-то и родились в народе пословицы: «Картофель – хлебу подспорье», «Картошка – хлебу присошка».

Родиной картофеля считается Южная Америка.

1. Красный нос

В землю врос,

А зеленый хвост снаружи,

Мне зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

2. Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

3. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар, сладкая.

(Морковь.)

Учитель . В средние века морковь считали лакомством гномов – сказочных маленьких человечков. Существовало поверье: если вечером отнесешь в лес миску с пареной морковью, то утром вместо моркови найдешь слиток золота. Ночью гномы съедят морковь и щедро заплатят за любимое кушанье.

Четыре тысячи лет морковь употребляют в пищу.

В наше время получено много различных по вкусу, форме и окраске сортов моркови. Многим известен сорт самой маленькой моркови, называемой каротелью. Но есть морковь длиной до 1 м и шириной с крупную свеклу. Такую морковь возделывают в Китае и Японии. Для нее обрабатывают почву на глубину 1,5 м.

Ребята, закончите загадку:

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста.

Если я … (капуста).

Учитель . Большие круглые кочаны капусты напоминают голову. Название «капуста» и происходит от латинского слова «капут», что означает «голова».

Капуста была известна еще жителям древнего Египта. Отварную капусту египтяне подавали в конце обеда как сладкое блюдо.

Капуста стала основой русских национальных блюд.

Великий полководец А. В. Суворов любил «кипящие» русские щи.

Капуста весьма полезна, несмотря на то, что в ее составе много (до 90 %) воды. Сок ее улучшает пищеварение.В капусте содержится много витамина С.

Отгадайте загадку:

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый.

(Огурец.)

Учитель . Родина огурца – Индия. Там дикие огурцы растут в лесу, обвивая деревья, как лианы. Огурцами оплетены заборы в деревнях.

В Китае и Японии земледельцы снимают урожай различных овощей три раза в год. Они сначала выращивают огурцы в ящиках на крышах, а затем высаживают в землю и подвязывают к кольям. Со шпалер свисают громадные плоды огурцов 1,5 м длиной.

В старое время, когда огурцы были большой редкостью, турецкий султан Магомет Второй, жестокий и жадный, однажды приказал вскрыть животы своим семи придворным, чтобы узнать, кто из них съел один из присланных ему в подарок огурцов.

С давних пор огурцы являются любимым овощным растением в России.

7. Занимательная страница.

1. В и к т о р и н а «Что растет на грядке?».

п/п

Вопросы

Ответы

Цветами какого растения украшала прическу королева Франции?

Картофеля

От какого слова происходит название «капуста», что оно означает?

От слова «капут»– голова

Что носили рыцари на груди как талисман?

Луковицу

В каком овощном растении содержится

90 % воды?

В капусте

Какое растение в средние века считалось лакомством гномов?

Морковь

Откуда родом картофель?

Из Южной Америки

В какой стране огурцы растут в лесу?

В Индии

Какое вещество особенно ценится в моркови?

Каротин; попадая в организм человека превращается в витамин А

Почему в пищу надо употреблять больше овощей?

В них много витаминов, различных солей и других полезных для здоровья веществ

2. К р о с с в о р д «Овощи» .

П о г о р и з о н т а л и :

1. Под кустом в земле плоды –

Человеку за труды.

(Картофель.)

2. Привязан кустик к колышку,

На кустике – шары,

Бока подставив солнышку,

Краснеют от жары.

(Помидоры.)

4. Нужнее всех из овощей

Для винегретов и борщей

Из урожая нового

Красавица лиловая.

(Свекла.)

6. Сколько стрел

Растет на грядках.

А стрельнуть

Нельзя ребяткам.

(Лук.)

7. Белый, тощий корнеплод

Под землей растет.

И хотя он очень горек,

В пищу нам он годен:

Все, от взрослых до ребят,

С холодцом его едят. (Хрен.)

8. Вырастает он в земле,

Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуешь

Даже маленькую дольку –

Будет пахнуть очень долго.

(Чеснок.)

П о в е р т и к а л и :

1. Воду пьет – себя торопит.

И растет, и листья копит.

Набирает вес кубышка,

В середине – кочерыжка.

(Капуста.)

3. Все узнают молодца,

Что растет на грядке:

Он побольше огурца,

Толстый он и гладкий.

Тоже держится за плеть…

Приходите посмотреть.

(Кабачок.)

5. Играли в прятки

Ребятки с грядки.

И прямо с грядки

Попали в кадки.

(Огурцы.)

9. Снаружи красна,

Внутри бела,

На голове хохолок –

Зелененький лесок.

(Редис.)

Дети (расхаживая) . Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все, без исключения,

В этом нет сомнения.

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь:

Кто из вас вкуснее,

Кто из вас важнее!

8. И г р а «Найди на ощупь ».

Ученикам предлагается найти на ощупь и достать из мешочка какой-нибудь заданный овощ.

9. И г р а «Дай кролику морковку ».

Для игры нужна мишень, на которой нарисована голова кролика. Играющий становится в 4–5 шагах от мишени, ему завязывают глаза и дают в руки морковку. Нужно подойти к кролику и дать ему морковку.

10. И г р а «Посадка картофеля».

Дети становятся в две колонны. У детей, стоящих первыми, в руках по мешочку с 5–6 картофелинами. Напротив колонн чертится 5–6 кружков в ряд. По сигналу первые игроки бегут к своим кружкам, раскладывают картофелины по одной в кружок, возвращаются и передают пустые мешочки следующим. Те бегут к кружкам, собирают картофелины в мешочки, возвращаются и передают следующим по очереди игрокам. Таким образом, одни сажают картошку, другие ее собирают. Выигрывает та колонна, все игроки которой раньше выполнят задание.

Итог мероприятии . Все поют, славя урожай и тех, кто трудился.

Урожай собирай

Сл. Т. Волгиной Муз. А. Филиппенко

Мы корзиночки несем,

Хором песенку поем.

Урожай собирай

И на зиму запасай!

Мы – ребята молодцы,

Собираем огурцы,

И фасоль, и горох –

Урожай у нас не плох!

Ты, пузатый кабачок,

Отлежал себе бочок.

Не ленись, не зевай,

А в корзинку полезай!

Ой-да, не зевай,

А в корзинку полезай!

Мы вспомнили осенние приметы, пели песни, читали стихи. И еще раз поняли, как прекрасна наша Родина в любое время года, а осенью – особенно!

Классный час проходит с использованием презентации (Приложение 1).

Цель:

  • обобщить знания детей об осенних изменениях в природе;
  • знакомство со стихотворениями русских классиков об осени
  • поговорить о значении названий осенних месяцев;
  • развитие речи детей;
  • воспитание любви к природе и родному краю;
  • развитие мышления и внимания;
  • Ход классного часа

    1 слайд

    Начинаем классный час, который пройдёт в виде устного литературного журнала. Послушайте загадку:

    Пришла без краски и без кисти и перекрасила все листья (осень).

    Эпиграфом классного часа будет стихотворение А.С.Пушкина (открыть стихотворение). Учитель читает (затем картинка и тема). На уроке чтения и окружающего мира мы с вами много говорили на эту тему. Сегодня постараемся обобщить полученные знания.

    2слайд

    Вступление-1-я страничка (учитель читает.

    2 –я страничка: - Какие осенние месяцы вы знаете?

    А как по-другому они называются?

    3 слайд

    Прочитаем названия: - Почему так называются? (ответы детей)

    На уроках окружающего мира мы узнали об изменениях в неживой природе. Послушаем выступления ребят.

    4 слайд

    3-страничка. В гостях у художника (описание картины).

    Перед нами расстилается земля,покрытая бурой осенней травой. Багряные и жёлтые берёзы слева и бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая нашему взору бескрайние дали полей и лесов. Кажется, что тёмная, густо-синяя вода реки медленно движется. Постепенно она становится светлой, нежно-голубой.

    Исполняется песня об осени.

    5 слайд

    4-страничка.Литературная страничка.

    Прочитаем вслух стихотворение И.Бунина Листопад. Попробуйте услышать музыку листопада.

    Давайте объясним значение некоторых слов: терем, лиловый, багряный, лазурь, пёстрый?

    6 слайд

    Послушайте выступления на тему осенних изменений в природе.

    7 слайд

    5-я страничка. Витаминная.

    Попробуем разгадать кроссворд: (открываем)

    А теперь загадки.

    8 слайд

    6-я страничка. Угадай-ка.

    На уроке окружающего мира мы много говорили о природных явлениях. Попробуем угадать их: (заморозки, роса, туман, листопад, стаи, дожди)

    Сценка «лесные разговоры»

    9 слайд

    7-я страничка. Итоговая.

    Что же характерно для осени? Назовите осенние явления и изменения в природе (дети называют, на слайде появляются)

    10 слайд:

    Проверим себя(открыть). Правильно?

    11 слайд

    Заключение.

    12 слайд

    До скорой встречи!