Традиционные формы работы с молодежью. Формы и методы работы социального педагога с неформальной молодежью

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие досуга и свободного времени. Особенности организации досуга молодёжи. Результаты социологического опроса на тему предпочтений молодежи по проведению досуга. Деятельность досуговых социальных учреждений Беларуси. Сценарий молодёжной дискотеки.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2012

    Понятие свободного времени и основные характеристики досуга студентов, виды и принципы досуговой деятельности. Типы моделей социализации студенчества в сфере досуга. Социологическое исследование досуговых предпочтений молодежи, типология молодых людей.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2011

    Организация свободного времени детей и подростков как социальная проблема. Специфика досуговой деятельности с подростками отклоняющего поведения. Анализ путей оптимизации работы школы, учреждений культуры и семьи в процессе организации досуга подростков.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2013

    Пожилые люди как социальная общность. Дом-интернат как учреждение социального обслуживания пожилых людей. Понятие досуга и досуговой деятельности. Анализ практики организации досуга пожилых людей в МУ "Талицкий дом-интернат для престарелых и инвалидов".

    дипломная работа , добавлен 11.12.2009

    Система культурно-досуговой деятельности как фактор воспитания молодежи. Потребности, интересы и предпочтения молодежи в саморазвитии. Включение молодежи в социально значимые виды деятельности. Создание оптимальных условий в учреждениях культуры.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2013

    Опросы и их результаты. Основные проблемы организации досуга молодежи: влияние насилия в компьютерных играх на психику подростка, употребление спиртных напитков подростками. Занятость подростков в кружках, секциях.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2006

    Особенности молодого поколения, специфика его положения в современном обществе. Решение проблем молодежи как приоритетное направление государственной молодежной политики в России. Совершенствование деятельности по организации досуга детей и молодежи.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2011

дипломная работа

1.2 Принципы и методы социальной работы с молодежью

социальный досуг молодежь

Сегодня социальные службы для молодежи осуществляют свою деятельность по более чем 30 направлениям. Только психолого-педагогическое консультирование подростков и молодежи осуществляют 206 центров; 10% служб оказывают экстренную психологическую помощь по телефону; около 6% центров занимаются социальной реабилитацией; 19,5% предоставляют социокультурные услуги; 13,5% занимаются профориентацией и трудоустройством молодых людей; около 1% оказывают правовую и почти 5% - информационную помощь молодежи.

Основными направлениями работы органов социального обслуживания молодежи стали:

Воспитательно-профилактическое;

Реабилитационное;

Оздоровительное;

Досуговое:

Информационно-консультативное;

Содействие занятости;

Социальная поддержка молодого поколения.

В воспитательно-профилактическом направлении содержание строится в логике содействия самореализации детей и молодежи, что означает помощь им в осознанном целесообразном раскрытии и использовании своих позитивных возможностей, направленном на свободный выбор возможностей нового роста.

Для реализации этого направления должны решаться следующие задачи:

1. Получение и актуализация подростками важных социально-психологических знаний.

2. Раскрытие и воплощение подростками субъективных качеств в различных видах деятельности.

3. Развитие у подростков рефлексивной позиции и навыков обратной связи.

Реабилитационное направление включает вопросы наркопрофилактики, последствий бродяжничества, самовольных уходов воспитанников учреждений интернатного типа (УИТ), прошедших лечение от наркомании и алкоголизма и находящихся в ремиссии и т.д.

В работе используют следующие методы: беседа, наблюдение, интервьюирование, индивидуальное консультирование, индивидуальная психокоррекция, групповая психокоррекция, тренинг навыков.

Цель направления - активизация неспецифических адаптационных реакций организма и достижение эмоционального равновесия и глубокой душевной релаксации.

Оздоровительное направление включает оздоровление нации, формирование здорового, физически крепкого поколения, четко выделенную в Концепции развития физической культуры и спорта Российской Федерации, задача сохранения и укрепления здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы является первостепенной в образовательном процессе. Эта задача многогранна. Одной из причин снижения здоровья учащихся является их переутомление в учебном заведении, малая физическая активность во вне учебное время.

Основной принцип работы с молодежью - рациональная организация их досуга во внеурочное время. Здесь реализуется:

1.Образовательная деятельность (направлена на получение начальных навыков профессии или художественного мастерства) - занятия в кружках, факультативах, курсах предпрофильного обучения.

2. Игровая досуговая деятельность (активный отдых в игровой форме, направлен на расширение кругозора молодежи и организацию свободного времени) - конкурсы, викторины, игровые программы, утренники, коллективно-творческие дела, дискотеки. Сюда же можно отнести многие формы, которые активно реализуются в культурно-досуговых учреждениях.

Это - массовые мероприятия (КВН, познавательные конкурсы, - музыкальные, исторические, литературные, концерты), вечера общения (диспуты, пресс-конференции, брифинги, ток-шоу, конференции-споры), встречи с интересными людьми (профессионально-ориентированные, валеологические, творческие, встречи с ветеранами), праздничные музыкально-танцевальные или театрализованные мероприятия (балы, карнавалы, вечера, утренники для детей).

3.Рекреативный досуг (направлен на переключение внимания молодежи от занятий в школе (институте), общение, ознакомление с природой и культурными ценностями) - походы, экскурсии, выезды за город, посещение музеев, концертов, клубы общения по интересам.

Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

По времени (кратковременные, периодические, систематические);

По характеру (пассивные, активные);

По направленности контактов (непосредственные и опосредованные).

Выделяют две основные формы досуга молодежи: организованный и неорганизованный. К сфере организованного досуга относятся подростковые и молодежные организации, дома культуры, социальные центры, художественные и спортивные кружки, клубы, секции и т.д. Формально образованные организации, занимающиеся досугом молодежи, способствуют включению юношей и девушек в новые социальные отношения, их самореализации, социализации личности, оказывают помощь семье в воспитании подрастающего поколения, содействуют профилактике безнадзорности, отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних.

Неорганизованный досуг представляет собой стихийные образования групп молодежи, объединенных по какому-либо признаку, например, это могут быть сходные интересы. Принадлежность к неформальной группе обеспечивает молодому человеку определенный социальный статус и удовлетворяет потребности в социальной защите благодаря высокой степени внутригрупповой солидарности. Часто это приводит к самоотождествлению с компанией сверстников, отказу от индивидуальности, полному подчинению нормам, ценностям и интересам группы. В таких неформальных группах объединяющим стержнем является образ жизни, собственная мораль, духовные ценности, атрибутика, слэнг, то есть своеобразная субкультура, отличная от общепринятой культуры взрослых, которая распространяется только на членов группы безотносительно к остальным окружающим. Чтобы заявить о себе, общество следует удивить, поразить. Это воплощается в одежде, манерах, жаргоне, специфических увлечениях. Довольно часто всё ограничивается лишь эксцентричностью поведения, нарушением норм морали, интересами вокруг музыки, тусовок, деструктивных проявлений. Отличие спонтанной группы как агента социализации заключается в том, что она не регламентируется никаким законодательством, непредсказуема и нередко представляет опасность как для юношей и девушек, так и для окружающих.

Неорганизованная форма досуга, общение в компании сверстников, быть членом которой молодой человек нуждается органически - процесс закономерный. Действительно, по данным многих опросов юношей и девушек предпочтения по проведению досуга отдаются именно неформальному общению с друзьями, сверстниками.

В современных российских условиях организация досуга молодежи со стороны государства развита на недостаточном уровне. Бесплатные кружковые объединения, секции, студии, обычно существующие при учреждениях общего и профессионального образования, учреждениях дополнительного образования, Дворцах культуры, или распались, или не в состоянии заинтересовать молодёжь. Учреждения, осуществляющие организацию свободного времени на коммерческой основе, многие молодые люди не могут оплатить. Кроме того, особое внимание следует обратить на молодежные неформальные объединения, формирующиеся по «дворовой», микрорайонной принадлежности, как на субъекте социализации, но в таких компаниях возможно негативное влияние - употребление спиртных напитков, приобщение к табаку и наркотикам, участие в асоциальных проявлениях.

В связи с чем, одним из направлений профилактики девиантного поведения молодых людей становится, во-первых, создание более широких возможностей для реализации различных вкусовых пристрастий в сфере досуга, «легализация» увлечений молодежи, предоставление возможности свободного выбора досуговых занятий; во-вторых, расширение сети досуговых учреждений для молодежи, и усиление контроля за теми учреждениями, деятельность которых связана с наличием таких форм социальной девиации, как алкоголизация, наркомания, проституция (дискотеки, ночные клубы и др.); в-третьих, выявление подростково-молодёжных компаний и групп с тем, чтобы, используя стремление молодого человека к принадлежности к неформальной группе, направить их деятельность в социально-значимое русло.

Деятельность социально-досугового учреждения и ее улучшение зависит не только от умелой организации досуга, но и от учета психолого-педагогических факторов. Деятельность молодых людей в сфере свободного времени основывается на добровольности, на личной инициативе на интересе к общению и творчеству. В этой связи встают вопросы общения в коллективах, и типологии досугового поведения. Поэтому говорить о содержательности мероприятий, о формах и методах работы можно говорить лишь тогда, когда учитывается психология личности и психология групп, психология коллективов и масс. Реализуя цель развития творческих способностей, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, род деятельности людей, организаторы досуга и создают такие мероприятия, в которых заложены программы саморазвития и творчества. Это является коренным отличием деятельности в условиях культурно-досугового учреждения, от регламентированных условий, где развитие и обогащение личности носят на столь добровольный характер .

Информационно-консультативное направление деятельности включает:

Просвещение молодежи в форме «круглых столов», диспутов, бесед;

Пропаганда здорового образа жизни;

Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде;

Повышение правовой культуры и грамотности молодежи;

Подготовка молодежи к семейной жизни;

Консультативная деятельность специалистов: психолог, нарколог, врач акушер-гинеколог, юрист;

Проведение социологических опросов среди молодежи;

Организация временной летней занятости подростков и молодежи.

Органы социального обслуживания оказывают содействие в трудоустройстве молодежи. Трудоустройство осуществляется по следующим направлениям:

1. Организация общественных работ.

2. Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

3. Организация временного трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования в возрасте до 25 лет.

4. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Социальная терапия - это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий жизненных ориентаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости.

К общим технологиям социальной терапии можно отнести следующие технологии:

1. Консультирование - установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения.

2. Арттерапия - «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений.

3. Музыкотерапия - социализация индивида путем, обращения к какой - либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиий.

4. Библиотерапия - воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы.

5. Социально-педагогические технологии - активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций.

6. Творческие технологии - вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества.

7. Логотерапия - (от греч. logos - слово, therapeia - уход, лечение) лечение словом. Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях.

Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах -ключевой элемент при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается прежде всего в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе «телефонов доверия», в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии-приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. Одной из главных проблем молодежи является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Рыночные отношения предполагают коренное преобразование стимулов и мотивов экономической активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения жить и работать в новых условиях. Изучение отношения к труду различных категорий молодежи показало, что в ее сознании произошла коренная переориентация от предпочтения нематериальных ценностей к материальным. Решению многих социально-экономических проблем молодежи способствует молодежное предпринимательство, развитию которого помогает целая комплексная система организаций, включающая региональные учебно-предпринимательские центры, бизнес-инкубаторы, центры деловой поддержки и др.

Общество и государство рассматривает молодежь как базовый стратегический ресурс, как реальный субъект социально-экономической политики. Это означает повышение внимания к проблемам молодежи, принципиальное изменение отношения к ним на всех уровнях власти, а также выстраивание общественно-государственной системы молодежной работы.

Основные принципы, направления и стандарты социальной работы с молодежью, политики государства в отношении молодежи должны быть сформулированы и определены на федеральном уровне в виде основных стратегических направлений и приоритетов, что должно получить отражение в нормативно-правовой базе, в решениях и документах органов федеральной исполнительной власти.

Социальная работа с молодежью должна строиться не на опеке и патернализме, а на стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. Социальная работа с молодежью не ориентирована на создание льгот для молодежи. Это - адресная и системная инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств в молодежь через организацию и стимулирование работы, инициируемой, организуемой и проводимой, прежде всего самой молодежью. Финансирование молодежной работы должно осуществляться из бюджетов всех уровней и из внебюджетных источников, строиться на принципах инвестирования, через создание эффективных механизмов, обеспечивающих результативность этой работы.

Для возникновения разных видов и форм социальной работы существуют различные основания. Одним из таких оснований выступают сферы социальной практики, и в этом случае можно говорить о социальной работе с молодежью в образовании, здравоохранении, сфере досуга и т.д.; другим - социально-психологические особенности клиентов социальной работы - молодежь в целом, группы социального риска, лица, склонные к суициду, и т.д.; третьим - характер и другие основания. Во всех случаях будет происходить конкретизация цели социальной работы (от профилактики до коррекции).

Так, в это понятие входят и социальные службы, роль которых в обществе во многом отличается от деятельности обычных государственных учреждений. Социальные службы выступают в виде институциональной основы социальной работы, именно через них реализуются механизмы внедрения социальных проектов в практику с целью защиты и поддержки различных групп населения.

Важным в этой связи является расширение содержания старых и развитие новых методик, организационных форм социально-молодежной работы и работы по социальной поддержке молодежи, привлечение специалистов, вооруженных новыми знаниями, ведущих поиск и апробацию инновационных технологий социальной работы с семьей, уличной социальной работы с подростками, разработка социально-психологических консультационных методик и программ с учетом типа поселения.

Таким образом, использование различных принципов и методик социальной работы с молодежью позволяет решить обширный спектр проблем, охватывающих молодое поколение в трудный для них период времени.

Методика социальной работы с молодежью

Под методами понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. 1.1 Консультирование как метод социальной работы Общая характеристика...

Молодежь как объект социальной работы

Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики. Государственная молодежная политика - это «деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых...

Молодежь как фактор социально-экономического риска

молодежь социальный риск потенциал В действительности проблемы молодежи не являются исключительно «молодежными», а касаются всего общества в целом и неразрывно связаны и отражают трудности, так или иначе, всех граждан государства...

Основные направления социальной работы с молодежью

При организации социальной работы с молодежью на различных уровнях важно активно использовать накопленный опыт социальной помощи различным группам населения...

Современная семья как объект социальной работы

Материализация концептуальных подходов к организации надежной системы социальной защиты населения в обществе во многом зависит от научной обоснованности, а следовательно, и эффективности социальной работы...

До 1920г. во многих странах государственная молодежная политика не выделялась в самостоятельную сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетних в сфере труда. Забота о молодежи воспринималась как христианская помощь беднякам...

Технологии социальной работы с молодежью

Социальная терапия - это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий смысло-жизненных оринетаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи)...

Технологии социальной работы с молодежью

Технологии социальной работы с молодежью

Можно говорить о двух моделях социальной работы с молодежью - интегративной и дефицитной. Интегративная модель - это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи...

Экономические функции и методы социальной работы

В состав социальной системы входят люди и отношения между ними. Система социальной защиты является самым развитым видом социальной работы. Для нее характерны такие качества как цель, управление, иерархия, синергия...

Молодёжь - это ключевая аудитория любого массового действия или праздника. Поэтому организаторам необходимо учитывать мнение этой аудитории. Итак, что же думает о молодёжных праздниках молодёжь? Я попросила нескольких представителей молодого поколения дать ответы на следующие вопросы:

  • 1 - Какие праздники вы считаете молодёжными?
  • 2 - Чем принципиально отличается молодёжный праздник от немолодёжного?
  • 3 - Что необходимо для проведения успешного праздника для молодой аудитории?
  • 4 - Примеры успешных, на ваш взгляд, молодёжных мероприятий, на которых вы присутствовали?
  • 1) День Молодёжи, День Святого Валентина, День Смеха.
  • 2) Возрастной категорией, присутствуют в основном лица от 18 до 25. Более активная конкурсная программа. Тексты в мероприятии более современные.
  • 3) Хорошо заинтересовать молодёжь. Разыгрывать более интересные призы, и проводить чаще активизацию зрителей.
  • 4) Конкурс красоты 2010
  • 20 Лет. Нина.
  • 1) День Молодёжи, День города, День Смеха, День Студента.
  • 2) Присутствуют люди до 30 лет, Современное содержание действия. Интересные активные конкурсы, современное музыкальное сопровождение, актуальные темы для нас молодёжи.
  • 3) Необходимо правильно организовать, так что б всем было интересно, агитацию, рекламу провести заранее, в Интернете выложить информацию. Во время представления активизировать. Темы интересные поднимать. Актёры и артисты что бы профессиональные были.
  • 4) День смеха

Вика, 20 лет.

  • 1) Новый Год, День города, День России, День Ивана Купала, Татьянин День и День Влюблённых.
  • 2) Активные конкурсы, лексикон современный, дискотека обязательно проводится.
  • 3) Важно чтоб на мероприятии были хорошие ведущие, которые не будут читать информацию с планшетов. Что б хорошо была передана тематика праздника, традиции и т.д. А так же очень важно чтоб динамика представления соблюдалась.
  • 4) Фестиваль одарённых детей.

Анна, 18 лет.

Подводя итоги опроса, можно сделать вывод, что самыми привлекательными праздниками для молодёжи являются День Святого Валентина, День Молодёжи, День Смеха, а самым главным в его проведении является безупречная организация и идея самого события - насколько она близка молодёжи и способна объединить участников.

Основная сложность организации молодёжных праздников состоит в том, что вкусы современных молодых людей чрезвычайно разнообразны. Это выражается во всём, начиная от музыки и литературы и заканчивая стилем одежды. Каждый представитель молодёжи индивидуален и хочет проявить себя на фоне сверстников. Наша задача сделать так чтоб это случилось, но при этом важно не обидеть никого другого, практически к каждому сделать краткий анализ и индивидуальный подход и, конечно же, вызвать полный интерес к содержимому праздника. И тогда это станет залогом успешного мероприятия и высокой оценки действий организаторов всеми присутствующими. Важно знать, как и во что "одеть" праздник, какую идею и художественную мысль вложить в него, чтобы он был интересным и насыщенным. Предлагаю, сделать небольшой экскурс по интересным формам проведения праздников, многие из них имеют историческое начало и вошли в культуру как традиционные, но используются и по сегодняшний день. А есть новые формы, которые пришли к нам в 21 веке, совсем недавно.

Раздел сайта:

Рассматриваемая тема до настоящего времени часто поднималась на многочисленных молодежных конференциях, круглых столах, семинарах, съездах православной молодежи. Однако до сих пор отсутствуют обобщающие работы по этой теме, нет методической базы, сложно найти опубликованные программы и методические разработки молодежных проектов. Эта проблема является одной из самых актуальных для современного молодежного движения Русской Православной Церкви.

Формы и методы работы с молодежью могут меняться в зависимости от аудитории, в которой они применяются. Говоря о наиболее подходящем методе работы с конкретными группами, мы не отрицаем возможность применения других методов. В нашем случае таких групп может быть несколько:

  1. Невоцерковленная молодежь, в целом позитивно относящаяся к православию. Наиболее подходящим методом работы с этой группой молодежи представляется вовлечение молодых людей в различные формы досуговой или творческой деятельности, совместимые с православной духовностью.
  2. Невоцерковленная молодежь, равнодушно относящаяся к православию или к религиозной жизни в целом. Для успешной работы с этой группой необходимо прежде всего разрушение неправильных стереотипов восприятия Церкви и духовной жизни, а также формирование новых представлений, создающих мотивацию к духовному развитию.
  3. Неофиты, недавно пришедшие к православной вере, с одной стороны еще мало знающие церковную жизнь и основы православия и переоценивающие свою компетентность в разных вопросах церковной жизни. Здесь наиболее подходящими методами работы представляются катехизация, основанная на традициях церковного просвещения, и вовлечение этой группы в практическую деятельность общины под руководством опытных людей.
  4. Воцерковленная молодежь, различающаяся по степени общественной активности и уровню осознания своего места в Церкви. Для этой группы необходимо разработать различные формы участия в церковном и общественном служении, а также устранить барьеры в церковном сознании (дистанцию между клиром и мирянами, боязнь инициативы и ответственности), препятствующие такому участию. Необходимо способствовать появлению и реализации молодежных инициатив, а также побуждать церковную молодежь к проявлению личной активности.
  5. Молодежь, выбравшая другие христианские конфессии или другие традиционные религии, но сохранившая уважительное отношение к православию и не отрицающая возможности диалога с православными. Наиболее эффективным методом взаимодействия с представителями этой группы является разработка и осуществление образовательных и культурных программ, имеющих просветительскую направленность (например, семинары по вопросам экологии или противодействия наркомании).
  6. Молодежь, негативно настроенная по отношению к Православной Церкви. При работе с такими людьми необходимо вести диалог в духе любви и упования на помощь Божию, ибо Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4) и, кроме того, личным примером свидетельствовать о своей вере.

Методы и формы работы зависят от того, с какой из названных групп работает тот или иной организатор молодежной работы. Наиболее многочисленной и потому наиболее важной представляется на сегодняшний день группа № 2. В зависимости от того, насколько успешна будет работа Церкви именно с этой группой, можно говорить о положительных или отрицательных результатах миссии среди молодежи.

При работе с невоцерковленной молодежью, равнодушной к духовной жизни и к религии вообще, можно говорить преимущественно о методе опосредованной миссии. Суть этого метода можно выразить известными словами апостола Петра: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией » (1 Пет. 4:10). Основополагающими принципами в организации работы с такой молодежью являются искренность, открытость и терпение: мы свидетельствуем о внутренней красоте и глубине Православия, не стремясь показать собственную излишнюю внешнюю церковность. Для молодого человека должно стать интересным и важным то, что мы предлагаем. Знакомство с православием должно быть постепенным и ненавязчивым, одновременно необходимо создать все условия для действительного воцерковления.

Формы работы с группой №2 могут быть различны (от экскурсионной поездки до секции дельтапланеризма), как об этом сказано в постановлениях Архиерейского собора 2004 года: «во внебогослужебной сфере могут использоваться культурные стили и формы, привычные для современной молодёжи, если они наполняются христианским содержанием». Не могут быть применимы только те формы работы, которые противоречат православной вере и нравственности (например, организация секции йоги, занимаясь которой, как известно, необходимо принять философию и принципы религиозной традиции индуизма).

Для работы с группами №1 и №3 можно применять те формы работы, которые уже давно, с разной долей успеха применяются в Русской Православной Церкви (катехизаторские курсы, занятия по изучению Священного Писания, воскресные школы для взрослых и т.д.). Метод этой работы можно обозначить как непосредственную миссию.

При работе с группой №4 необходимым представляется рассмотреть вопрос об отношении к лидерству среди православных христиан. Неправильно воспринимаемое, лидерство или первенство несомненно опасно для человека. В Евангелии первенство описывается как антиномия понятий «первые» и «последние»: «И призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою » (Мк. 9:35). Для православного человека лидерство должно быть служением любви, в котором исключается всякое «себялюбие». Таким образом, лидерство не только принимается Православием, но и является наиболее ярким выражением церковного служения. Именно церковная молодежь должна стать активом молодежного движения Церкви и именно этим молодым людям предстоит организовать работу со всеми перечисленными аудиториями.

Одной из проблем является отсутствие специальных знаний и навыков по организации молодежного служения, которые могли бы быть сформированы в ходе проведения различных семинаров по подготовке организаторов молодежного служения. Нужно признать, что Церковь сегодня как никогда нуждается в квалифицированных кадрах во всех областях церковной жизни и, прежде всего в области организации молодежной работы. Отсутствие методической базы, конкретных разработок, программ приводит к тому, что каждому приходу, епархии, православной молодежной организации приходится заново «изобретать велосипед», выдумывать заново формы молодежной работы, которые уже опробованы другими людьми в других регионах. Таким образом, только создав методическую основу и подготовив квалифицированные кадры, можно говорить о начале серьезной работы, - иначе мы можем остаться на уровне людей, которые осознают проблему (об этом говорится практически на каждой молодежной конференции), но ничего более не делают для того, чтобы ее решить.

Необходимо участие общественных, приходских и епархиальных молодежных организаций в общецерковных молодежных программах и мероприятиях. Единство в сфере общественного служения позволит эффективно реализовать имеющиеся формы и методы.

Для выполнения указанных задач предлагаются следующие пять основных направлений деятельности:

1) Приобщение к литургической жизни и воцерковление молодых людей, недавно пришедших в Церковь. Эта задача решается с помощью проведения миссионерских богослужений, внебогослужебных молодёжных собраний, кружков по изучению Священного Писания, а также путем создания условий для продолжительной беседы на духовные темы (подготовка к исповеди, причастию) с опытным в молодежных проблемах священником.

2) Просветительская деятельность, направленная на формирование правильного представления об иерархии христианских ценностей. Такая деятельность может строиться следующим образом:

а) знакомство слушателей с основами православного мировоззрения (особое внимание желательно уделять принятым в обществе ложным представлениям о Церкви);

б) подробное знакомство слушателей со Священным Писанием и Преданием Церкви;

в) вовлечение слушателей в просветительскую, социальную и молодежную работу Церкви.

Для этого всем желающим молодым людям необходимо предоставить возможность в удобное для них время познакомиться с основами православного мировоззрения.

Желательно предоставлять возможность наиболее активным молодым людям принять участие в целенаправленном христианском служении в качестве катехизатора или организатора молодежной работы с просветительской направленностью. Также необходимо создавать в епархиях службы трудоустройства и занятости, особенно для выпускников духовных школ, богословских ВУЗов, теологических факультетов, выпускников катехизаторских курсов. Важно отметить, что в настоящее время уже имеющиеся квалифицированные кадры остаются невостребованными или предлагаемые вакансии не имеют должного финансового обеспечения.

3) Приобщение молодежи к христианскому служению. Необходимо как можно более подробно знакомить и приобщать пришедшую в Церковь молодёжь к различным видам христианского служения, показать социальную, трудовую и просветительскую работу, которую ведет тот или иной приход (например, трудовая помощь храмам и монастырям, работа в детских лагерях, помощь ветеранам, немощным людям, переписка с заключёнными и т.д.).

4) Создание открытой христианской социо-культурной молодежной среды. Необходимо создавать открытую православную молодёжную среду, в которой была бы возможность знакомиться и общаться, совместно праздновать праздники и дни рождения, делиться друг с другом опытом жизни и служения в Церкви, встречаться со священнослужителями, а также с интересными для молодёжи людьми. Сплочению молодёжи способствуют лагеря, паломнические поездки, военно-спортивные соревнования, краеведческая работа, деятельность в творческих студиях и т.д.

5) Специализированная помощь молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или различные виды зависимостей. Важно помочь молодому поколению получить ответы на волнующие его вопросы о вере и церковной жизни, а также помочь ему разрешить семейные, психологические и другие проблемы. Выполнению этой задачи может способствовать, например, телефонная служба доверия, частные беседы или интернет-форум с возможностью задать вопрос катехизатору или священнику, консультации православного психолога, программы по реабилитации пострадавших от алкогольной, наркотической зависимости или вовлечения в тоталитарно-деструктивные секты и т.п.

Подобный опыт комплексной работы среди молодёжи накоплен в созданной при Патриаршем Центре духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре совместно с Отделом по делам молодёжи Русской Православной Церкви Школе молодежного служения , которая осуществляет работу с молодёжью по представленным выше направлениям.

Приложение

Накопленный Школой молодежного служения богатый и уникальный опыт по работе с молодежью можно эффективно перенести в Интернет, где можно было бы создать Интернет-проект «Школа молодежного служения», в который могут влиться не только епархиальные центры, но и любой приход, интересующийся молодежной работой. Реализация подобной дистанционной Интернет-Школы позволит наладить гораздо более эффективный обмен опытом, повысить продуктивность вновь созданных аналогичных местных Школ, а также послужит подспорьем тем епархиям и городам, где их создание встретит объективные препятствия.

В основу Интернет-ШМС предлагается положить принцип интерактивного обучения. Также предполагается, что здесь возможно будет обобщить и адаптировать конкретный опыт молодежной работы для других регионов (епархий). Создание подобной общецерковной дистанционной Школы молодёжного служения предоставило бы возможность наиболее опытным людям из разных епархий и даже уголков мира участвовать в катехизации, а обучаемым, живущим в регионах, где не проводится катехизация, приобретать полноценные знания, управляя своим временем и не пропуская занятий. Кружки по изучению Библии, церковной истории, богослужения, церковно-славянского языка, наследия свв. отцов, религиозной безопасности стали бы доступны тысячам пользователей. В такой Школе возможно было бы и интерактивное обучение по специальностям миссионер, катехизатор, преподаватель Основ православной культуры и т.д.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Актуальность темы исследования. Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.

Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.

Повышенный интерес к социологическому исследованию досуга определяется также изменениями содержания и структуры досуга под воздействием социокультурных трансформаций, произошедших в стране (смены ценностных установок российской молодежи, развития социальной инфраструктуры, появления новых информационных технологий). Это диктует необходимость типологизации досугового поведения молодежи в соответствии со сложившейся социокультурной ситуацией в современной России.

Актуализация вопросов молодежного досуга обусловлена и тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодежных компа ниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. Молодежные субкультуры представляют собой явление, обусловленное как характером культуры и социальных взаимодействий современного общества, так и принципиальным изменением в его рамках места и роли молодежи. В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определения способов регулирования досуговой сферы жизнедеятельности молодежи. Таким образом, досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности современной российской молодежи требует глубокого научного осмысления.

Степень разработанности проблемы. Тема курсового исследования представляет собой широкую и многоаспектную проблему. В зарубежной и отечественной социологической науке исследование досуга и свободного времени представлено именами таких ученых, как Б.Л. Грушин, Ж. Дюмазедье, М. Каплан, Т. Кэндо, С.Г. Струмилин. Они заложили основные подходы к изучению свободного времени и досуга.

Исследованию бюджетов времени, выяснению роли и места досуга в структуре свободного времени посвятили свои работы В.А. Артемов, В.И. Болгов, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, В.Д. Патрушев, Э.В. Соколов.

Различные аспекты молодежной проблематики находят довольно обстоятельное освещение в научной литературе. В своих монографиях и научных статьях И.В. Бестужев-Лада, В.Ю. Вишневский, Л.В. Генин В.А. рассматривают молодежь как особую социально-демографическую группу, анализируют ее проблемы в условиях трансформирующегося социума.

Исследование молодежного досуга весьма многоаспектно и подразумевает под собой изучение разнообразных процессов и явлений в жизни молодежи, а именно - социализации, воспитания молодежи, профессионального становления, образа жизни, ценностных ориентации и т.д.

Вследствие того, что сфера досуговой жизнедеятельности молодежи чутко реагирует на все изменения, происходящие в обществе, возникает необходимость изучения данного социального феномена, а это требует, прежде всего, социологического осмысления процессов происходящих в сфере досуга молодежи с опорой на достоверную эмпирическую базу.

Объект исследования - молодежь современной России как особая социокультурная группа.

Предметом исследования выступают основные признаки и особенности современных форм досуга как специфической сферы жизнедеятельности современной российской молодежи.

Цель курсовой работы . Определение роли молодежного досуга в формировании социально-активной личности, а так же выявление интересов современной молодежи.

Задачи курсовой работы:

Определить, как проводит досуг молодежь;

Изучить структуру и функции досуговой сферы жизнедеятельности;

Необходимо ли государству влиять на досуг;

Обозначить формы досуга молодежи;

Обогатить специалистов информацией, необходимой для профессиональной деятельности; провести социологическое исследование на данную тему, чтобы ответить на поставленные вопросы.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования представляют интерес для органов местного самоуправления, для служб органов социальной защиты населения, они могут быть учтены при разработке целевых молодежных программ, а также при планировании и организации социальной работы с молодежью.

Структура курсовой работы. Работа состоит из двух частей.
Основная часть, где я рассматриваю вопрос – играет ли роль досуг молодежи в формировании социально-активной личности. Практическая часть, в которой мы проведем исследование по этим вопросам. Основными методами исследования стали анкетирование и интервьюирование. Объектом исследования была выбрана молодежь г. Самары.

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты социологического анализа молодежного досуга

1.1. Досуг как форма реализации свободы выбора для молодёжи

Юность – период проб и ошибок, период выбора. Каждый из нас вправе выбирать из всего многообразия моральных, политических, эстетических и других ценностей. Это многообразие огромно: множество духовных культур « от Маркса до Будды», накопленных человечеством, даёт каждому практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, соответствующих вкусам, способностям, условиям жизни. Однако объективными условиями существования мы уже поставлены определённым образом в ограниченный круг возможностей, обусловленный и генетическими, и социально-политическими, и национальными, и экономическими, и тому подобными факторами. Сегодняшнее время в России делает такой выбор довольно сложным. С одной стороны несколько поколений россиян в силу понятных исторических причин оторваны от истоков своей культуры. С другой стороны молодёжи активно навязываются красиво упакованный суррогат иных культур, продукты массовой культуры, разнообразные и часто противоречащие, противостоящие друг другу политические, идеологические и религиозные идеи и мифы.
Свобода выбора жизненного пути относительна. Она ограничивается достигнутым уровнем общественного развития.

Проблема состоит в том, готов ли молодой человек иметь дело с неизмеримо возросшим многообразием выбора продуктов материального и духовного производства. Ему приходится выбирать среди движущихся ценностей и целей, число которых неуклонно возрастает. Таким образом, поиски себя, своей индивидуальности и социального статуса осложняются изобилием и сложностью выбора.

Чтобы заявить о себе, общество следует удивить, поразить, повергнуть в ужас. На это и рассчитаны одежда, манеры, жаргон, специфические увлечения молодых.

В индивидуально-психологическом плане для молодёжи характерны не всегда осознанное желание освободиться от внешнего контроля, повышенная эмоциональность, возбудимость, идеализация некоторых жизненных представлений, максимализм, а также неустойчивость нравственных позиций, часто основанная на восприятии негативных явлений общества.
Однако, сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в самых сложных условиях человек может только сохраняя свою личность.
Чем богаче мир и сложнее жизненные варианты, тем актуальнее проблема выбора собственной жизненной позиции.

Период ученичества, студенчества, в котором и находится большая часть молодёжи, – это та пора, когда с одной стороны, ослабевает контролирующая и регламентирующая функция семьи, а - с другой – нет ещё профессиональных обязанностей и обременённости заботами о своей семье. Таким образом, молодёжный досуг – это своеобразная форма реализации подобной свободы и поле для самореализации.

Досуг – самая простая и доступная площадка для конкретных дел. В нём можно проявить собственную самостоятельность, - умение принимать решение и руководить, организовывать.

Досуг – это не только общение, но и своего рода социальная игра. Отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.
Понятие «досуг» как самостоятельная или организованная форма отдыха в свободное от учебы время не имеет четкого определения. Известный французский социолог Ж. Дюмазедье, определяя «досуг», говорит о нем как «об определенном занятии, который индивид осуществляет по собственной воле, - отдых, развлечение, самосовершенствование знаний, повышение своей квалификации, участие в общественной жизни - после того как он выполнит свои профессиональные и общественные обязанности». Часто молодежь не знает, чем это время занять. В чем причина? Их несколько, а главное - неумение и нежелание самостоятельно организовать свою жизнь так, чтобы досуг, как и учебное время, был в дальнейшем для нее источником жизненного опыта. Неумение его организовать приводит к тому, что «это время» организует среда, и тогда молодой человек подвержен ее влиянию, в том числе и негативному.