Кобудо. Описание, история появления

沖縄古武道 ) - традиционные окинавские боевые искусства работы с холодным оружием . Наиболее характерными видами используемого оружия являются бо , нунчаку , кама , тонфа , сай , кува (аналог тяпки), эку (деревянное весло) и тимбэй .

Кобудо является эффективным методом противостояния вооружённому человеку или группе вооружённых/невооружённых противников. Эффективность заключается в умении использовать и быстро манипулировать различными предметами, даже если у мастера кобудо не окажется под рукой одного из стандартных для этого вида боевых искусств предметов, всегда существует возможность использовать иной предмет.

Другие названия - Рюкю-кобудо и Окинава кобудо.

Кобудо объединяет в себе боевые системы, зародившиеся на островах архипелага Рюкю (современная префектура Окинава, Япония) и использующие в бою орудия (предметы) крестьянского и рыбацкого обихода жителей данных островов.

Кобудо является неотъемлемой частью каратэ-до , уникальной системы самозащиты от вооруженного противника, которая обучает мужчин и женщин любого возраста и уровня подготовки виртуозному владению различными видами традиционного оружия.

История

В средние века жители Окинавы, из-за действовавшего на тот момент закона лишённые возможности иметь какое-либо оружие , стали использовать в качестве него различные предметы быта и инструменты повседневного назначения, в основном сельскохозяйственные. Таким образом в течение нескольких столетий сформировался и стал неотъемлемой частью традиционного карате стиль кобудо - работа с оружием. Так орудия труда , под воздействием нового метода их использования превратились в грозное оружие.

Теорий об истории возникновения кобудо на Окинаве множество. Сколько приверженцев этого вида единоборств, столько и мнений.

Многие считают, что оружие появилось, как дополнение к технике различных школ каратэ. Другие же полагают, что оружие кобудо было привилегией высших слоёв общества и использовалось для демонстрации приёмов, а не для боевого применения. Но все мнения сводятся в одном - кобудо пришло с острова Окинава.

Согласно одной из легенд, школы кобудо создавались в условиях противостояния невооружённого простолюдина с вооружённым самураем . В средние века жители Окинавы, лишённые возможности иметь какое-либо оружие, для защиты стали использовать различные предметы повседневного пользования. В основном использовались сельскохозяйственные орудия труда, превращённые в грозное оружие - посох-бо , трезубец-сай , рычаг-тонфа , серп-кама , цеп-нунчаки и другие.

Крестьянское оружие значительно уступало по своим возможностям снаряжению воина того времени, но тем не менее бытовые предметы становились почти без доработок грозным и универсальным оружием, навсегда занявшим место в арсенале боевых средств. Таким образом, в течение нескольких столетий, сформировалось новое боевое искусство - кобудо.

В современном мире кобудо развивается как самостоятельный вид единоборств, который включает в себя лучшие качества боевого направления. И это не случайно, ведь кобудо с самого начала было представлено для реальной, надёжной и эффективной защиты от агрессора.

Философия оружия

Существует большое количество различных видов оружия и предметов, которые сами по себе не являются оружием, а представляют собой орудия труда, изменённые для боевого использования без каких-либо изменений.

Ниже перечислены основные виды оружия КОБУДО:

Бо - (другие названия: рокусяку бо, кон, кун ) - наиболее распространённое оружие, деревянный шест (бо) длиной шесть сяку (року сяку). Японская мера длины сяку составляла около 30,3 см. То есть длина шеста составляла около 182 см. Окинавские названия шеста «кон» или «кун».

Тонфа (тунфа, туйфа, туйха, тункуа ) - палка длиной около 40 см с поперечной рукоятью, первоначально рычаг для вращения жернова ручной мельницы. Парное оружие.

Сай - металлический трезубец, прообразом которого служила ваджра - один из символов буддизма. Другая версия относит происхождение саи к вилам для рыхления почвы, прообразу человека, а также кактусу или заколки для волос. Парное оружие.

К родственным видам сай относятся: мандзи-но-саи (саинути саи в форме свастики) и (орудие закреплённое на вершине остроги, похожее по форме на мандзи-но-саи).

Нунчаку - две палки длиной около 30 см, соединённые верёвкой длиной около 10 см. Прообразом нунчаку послужили, по различным версиям, конские удила или цеп для обмолота риса.

Кама - серп, сельскохозяйственное орудие для сбора риса. Применяется в одиночном и парном вариантах. При использовании в парном варианте - нитёгама (два серпа).

Еку - (эку, уэку, иэку, кай ) - весло.

Суручин - верёвка или цепь с укреплёнными по обоим концам металлическими или каменными грузилами. Приспособление для причаливания и крепления лодок к пристани. Существует два вида: нага суручин (длиной 3 м.) и тан суручин (1,5 м.).

Нунтибо - острога , шест длиной около 210 см с нунти на одном конце.

Сансецу кон - деревянный трёхзвенный цеп со звеньями длиной около 65 см, соединёнными верёвками или цепью длиной около 5-7 см.

Тинбэ-рочин или тинбэ-сэйрюто - непарное оружие, изначально представляющее из себя крышку от большой кастрюли (то хай ) в сочетании с лопаткой для перемешивания риса (хэра ). То хай использовали как щит, хэрато хай - как дубинку.

В настоящее время то хай трансформировался в щит: металлический круглый (диаметром около 60 см.) или костяной, приблизительно овальной формы изготовленный из панциря большой морской черепахи.

Вместо хэра используют рочин или сэйрюто . Рочин представляет из себя короткий дротик с копейным навершием и, часто, раздвоенным хвостовиком. Сэйрюто - секач (мачете) для разделки крупной рыбы.

— это традиционное единоборство Окинавы, обучающее работе с холодным оружием. Самыми используемыми видами оружия являются шест, нунчаки, серп, деревянная дубинка с поперечной рукоятью — тонфа, металлический трезубец, деревянное весло и тесак в паре с круглым щитом.

Кобудо применяется для сражения как с одним, так и с группой противников, как невооруженных, так и с оружием. Результат обучения заключается в выработке навыка применять и манипулировать с большой скоростью самыми различными предметами.

Захваченные японцами в средние века, жители острова Окинава для своей защиты и борьбы с захватчиками стали использовать самые разные повседневные инструменты, в основном сельскохозяйственные, которые в руках бойцов превратились в смертельно опасное оружие. Так стиль Кобудо стал составляющей частью карате при обучении работы с оружием.

В кобудо, как во всех единоборствах, выделяют 8 последовательно повышающих умения ступеней подготовки, которые важно преодолевать в нужном порядке. Каждый стиль имеет свою технику, но основная концепция и методы у всех одни.

1. Кихон — это базовая техника, основа всей техники, используемой в кобудо. Кихон включает разные варианты поклонов, упражнения для разминки, методики по укреплению организма, занятия для повышения координации, растяжки, способы удержания оружия, т.д. Не освоив этот начальный уровень, боец не сможет качественно обучаться далее, т.к. конечное умение прямо зависит от усвоения основных, базовых навыков. Безответственный подход к азам предмета показывает неуважение к дисциплине в целом.

2. Ходзё-ундо — ступень изучения вспомогательных упражнений. В этом разделе обучают простейшим движениям, основным действиям с оружием — стойки, удары и блоки.

3. Ходзё-ундо-бункай — на этой ступени происходит обучение в паре с партнером. Это учит вовремя и правильно реагировать на нападение, чувствовать дистанцию с противником.

4. Ката — обучает уже целым связкам защит и контратак в определенной последовательности. Это помогает бессознательно вспомнить необходимый набор движений в определенных ситуациях.

5. Ката-бункай — это усложненная четвертая ступень, связки в ней длиннее и сложнее, могут применяться против нескольких бойцов — идет обучение чувству пространства и дистанции, умению сражаться с несколькими противниками.

6. Якусоку-кумитэ — это уже подготовительный бой, но кто нападает, а кто защищается, какие удары будут применяться — известно заранее.

7. Дзию-кумитэ — бой между партнерами здесь ведется уже без заданных очередностей ударов, эту ступень редко практикуют из-за высокого риска ранений.

8. Дзиссэн — это настоящий, реальный бой — вершина мастерства, выпускной экзамен для занимающихся кобудо.

Чем выше уровень, тем больше существует опасности травмы, и необходимо максимально подготовиться для того, чтобы достойно перейти на следующую ступень. Важным элементом снижения риска является применение во время поединка защитных средств и специального безопасного оружия.

Кобудо – это боевое искусство родом из Окинавы. Данный стиль основан на традициях самураев и предполагает активное использование окинавских и японских традиционных видов оружия. Поскольку в средние века жителям Окинавы запрещалось применять оружие против самураев, то это побудило местных бойцов разработать особый вид боевых искусств. Современное кобудо может практиковаться как с различными видами оружия, так и без него.


Наиболее характерными видами используемого оружия в кобудо являются: бо, нунчаку, кама, тонфа, сай, кува (аналог тяпки), эку (деревянное весло) и тимбэй

Данное боевое искусство является одним из ответвлений традиционного японского каратэ. Кобудо считается эффективным методом противостояния как одному вооруженному противнику, так и группе неприятелей. Успех в ведении боя заключается в умении быстро манипулировать различными предметами. Считается, что мастер никогда не остается безоружным – если у него под рукой не оказывается стандартного оружия, то он может использовать в бою другие предметы.

Особенности стиля

Кобудо в значительной степени отличается от прочих японских единоборств. Отличия в данном случае заключаются в следующем:

  • Широкое использование различных видов оружия и подручных предметов. Истинный воин кобудо должен владеть широчайшим спектром оружия, а при необходимости уметь быстро адаптировать попавшийся под руку предмет для успешного ведения боя.

Изначально простолюдины, практикующие кобудо, использовали в бою повседневные инструменты, в том числе рыбацкий и сельскохозяйственный инвентарь. Это привело к появлению универсальной боевой школы, использующей в качестве оружия подручные средства.

  • В правилах кобудо внимание уделяется противостоянию вооруженному противнику. Причем сам боец кобудо при этом остается безоружным. Такой подход свидетельствует о высокой эффективности данного боевого искусства.

Используемое оружие


Нунчаку – самое известное оружие, используемое в кобудо, благодаря популярным в СССР фильмам

Классические виды оружия, используемые в кобудо, чаще всего представляют собой орудия труда, которые были умышленно изменены для боевого применения. Наиболее популярными в данном случае являются:

  1. Бо. Также называется рокусяку бо, кун или кон. Это самое распространенное и наиболее универсальное оружие данной боевой школы. Представляет собой деревянный шест, который составляет в длину чуть более 180 см. В умелых руках является грозным оружием.
  2. Сай. Металлический трезубец, который появился вследствие доработки ваджры – символа буддизма. По другой версии, сай использовался для рыхления почвы. Данное оружие является парным.
  3. Тонфа. 40-сантиметровая палка, имеющая поперечную рукоять. Изначально использовалась в качестве рычага для вращения жернова ручной мельницы. Также является парным оружием.
  4. Нунчаку. Из всех орудий, используемых в кобудо, нунчаку наиболее известны в поп-культуре. Представляет собой палки, имеющие длину 30 см, которые соединяются друг с другом веревкой длиной 7-10 см. Считается, что прообразом данного оружия являлся цеп для обмолота риса или конские удила.
  5. Еку – обычное весло, которое в руках мастера становилось грозным оружием. Использовалось в бою наподобие бо, но с дополнительными приемами.
  6. Кама. Это серп для сбора риса. Может применяться как для одной, так и для обеих рук. Парный вариант называют нитёгама.
  7. Суручин. Цепь или веревка, на концах которой закреплены каменные или металлические грузила. Первоначально использовалась для крепления суден к пристани. В зависимости от длины веревки, возможно два вида оружия: тан суручин, длиной 1,5 метра, и нага суручин, являющаяся вдвое длиннее.
  8. Нунтибо. Представляет собой длинный шест-острогу.
  9. Тинбэ-рочин – крышка от большой кастрюли, которая использовалась одновременно с лопаткой, предназначенной для перемешивания риса. Такой набор применялся в качестве дубинки и щита.
  10. Сансецу кон. Это оружие – деревянный цеп, состоящий из трех звеньев, длиной около 65 см каждое. Они соединялись между собой небольшой цепью или веревкой.

Пояса и кимоно


Коричневый пояс в кобудо выдается спортсменам старше 14 лет

Кобудо отличается сложной организацией системы поясов. Классификация бойцов включает в себя следующие степени:

  1. Муданса (10-2 кю). Разделяется на нижнюю и верхнюю ступени с собственной системой поясов, присваиваемых начинающим бойцам.
  2. Юданса. Присваивается бойцам 1-4 дана.
  3. Коданса. Свидетельствует о высшей степени владением боевого искусства. Объединяет бойцов 5-10 дана.

Пояса кобудо для новичков выдаются по следующей системе:

  1. Белый пояс выдается с 4 лет.
  2. Желтый пояс – может быть завоеван бойцом, начиная с 6-тилетнего возраста.
  3. Зеленый пояс – с 9 лет.
  4. Синий пояс может быть получен, начиная с 12 лет.
  5. Коричневый пояс. Символизирует достижение верхней ступени среди начинающих и выдается спортсменам старше 14 лет.

Поскольку кобудо является одним из ответвлений традиционного каратэ-до, то в качестве одежды для занятий здесь используется стандартное кимоно.

История возникновения

Поскольку кобудо возникло около 1500 века нашей эры, то многие сведения о возникновении данного вида единоборств подверглись переосмыслению, и на данный момент сложно однозначно сказать, что послужило толчком к развитию этого боевого искусства. Существует две гипотезы относительно происхождения кобудо:

  1. Наиболее популярной является легенда о том, что искусство возникло в связи с необходимостью простых людей, населяющих остров Окинава, обороняться от самураев. В те времена местные жители острова считались людьми второго сорта, и самураи могли творить на их землях настоящие бесчинства. К тому же, по указу императора, все оружие островитян было изъято. Данная гипотеза находит подтверждение в том, что все виды оружия, используемого в кобудо, произошли от предметов общего назначения.
  2. По мере своего развития, каратэ получило несколько ответвлений. Одним из них и стало кобудо, использующее базовые техники каратэ-до, но с применением подручных средств в качестве оружия.

Кобудо в России


По инициативе федерации Кобу-Дзюцу в 2007 году учреждена и открыта федерация кобудо России, которая как спортивная дисциплина входит в вид спорта «Восточное боевое единоборство»

Данный вид единоборств развивается в РФ с 1997 года. Отправной точкой в создании русской боевой школы стало основание столичной федерации Кобу-Дзюцу, занимающейся активной популяризацией техники кобудо. На данный момент кобудо не рассматривается как один из видов каратэ, являясь самостоятельным видом единоборств с собственной философией и набором уникальных техник и приемов.

Выбор тренера и стоимость занятий

Несмотря на двадцатилетнюю историю развития на просторах России, кобудо остается в нашей стране сравнительно экзотическим видом единоборств. Поэтому и к выбору учителя следует отнестись со всей серьезностью.

Лучше всего отдать предпочтение тренерам из вышеупомянутой федерации Кобу-Дзюцу, поскольку в таком случае вы получите гарантию того, что с вами будет заниматься истинный профессионал своего дела. Средняя стоимость занятий варьируется от 3 до 4 тысяч рублей. Рекомендуемое посещение секции – 2 раза в неделю.

Кобудо отлично подходит для обучения детей. Первый пояс выдается уже с 4-летнего возраста, позволяя ребенку не только научиться постоять за себя, но и познакомиться с культурой Японии, став сдержаннее и увереннее в себе.

Термин «кобудо» в переводе с японского языка означает - «старинный воинский путь». Первоначальное название - «кобудзюцу» - «старинные

воинские искусства (умения)». Под этим термином сегодня представлены искусства владения различными видами восточных видов холодного оружия.

В настоящее время существует разделение кобудо на два автономных самостоятельных направления:

1. Нихон-кобудо - направление, объединяющее системы распространенные на основных островах Японии и использующие в своем арсенале холодное оружие самурайского происхождения и оружие из арсенала ниндзюцу.

2. Кобудо (другие названия Рюкю-кобудо и Окинава-кобудо) - направление, объединяющее системы ведущие происхождение с островов архипелага Рюкю (современная префектура Окинава, Япония) использующие в арсенале орудия (предметы) крестьянского и рыбацкого обихода жителей указанных островов.

Федерация кобудо России ориентирована на распространение кобудо, в основном, окинавского происхождения.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КОБУДО.

С некоторой натяжкой можно сказать, что первый человек, начавший использовать наряду с первобытным оружием и различные подручные предметы для противодействия себе подобным, был основателем кобудо. Но, если говорить о кобудо в современном смысле слова, то вышеуказанное утверждение будет верным только отчасти. Понятно одно, что самые первые сведения о происхождении кобудо теряются в глубине веков.

Сегодня существуют две версии появления и развития кобудо на Окинаве: легендарная и современная, более реалистичная, основанная на последних исторических сведениях.

Следует иметь ввиду, что история кобудо (кобудзюцу) неразрывно связана с историей каратэ-до, так как разделение окинавских систем рукопашного боя на безоружные и использующие оружие, произошло сравнительно недавно - на рубеже 19-20 в.в.

К слову сказать, и сейчас ряд школ каратэ на Окинаве имеет в своих аттестационных программах требования по знанию не только каратэ, но и кобудо одновременно. Но, мы отвлеклись.

Итак, история каратэ и кобудо гласит, что эти виды рукопашного боя начали развиваться на островах Рюкю с незапамятных времен и первоначально были объединены в рамках некоей системы «Тэ» или «Окинава-тэ», что означало соответственно «Рука» и «Рука Окинавы».

Указанная система на протяжении своего существования неоднократно дополнялась и расширялась. Так, в XII в. (эпоха Тайра-Минамото) потерпевший поражение клан Тайра откатился из Японии на юг и, частично, осел на Рюкю. Он принес на острова большой багаж военных знаний, в том числе и в области боевых искусств.

В 1350 году, с установлением официальных отношений с Китаем, на Окинаву прибыло посольство с целью распространения на острове китайской культуры. В число передаваемых знаний вошли и боевые искусства, отлично разработанные к тому времени в Китае. Китайские боевые искусства смешались с более ранними окинавскими разработками, дав новый толчок для развития боевых систем на острове.

К началу 15 века остров Окинава, которым правили многочисленные феодальные князья, был разделен на три крупных государства: Хокудзан (на севере), Тюдзан (в центре) и Нандзан (на юге), - известные как «Три Королевства». В 1429 году они были объединены под властью одного правителя - Сё Хаси, со столицей в городе Сюри. Его потомок Сё Син (1477-1526) окончательно ликвидировал феодальную раздробленность, основал государство, базировавшееся на принципах конфуцианства, и собрал всех феодальных князей Окинавы (андзи) в Сюри. Одновременно был наложен запрет на ношение мечей и владение оружием. Это государство, известное как Королевство Рюкю жило и процветало благодаря торговле с Китаем, Кореей, Японией и другими государствами Юго-Восточной Азии.

В 1609 году на Окинаву вторглись самураи японского клана Сацума с острова Южный Кюсю и захватили ее. Новые правители ужесточили действие «Указов об оружии» введенных Сё Сином, а в 1699 году запретили ввоз любого оружия.

Далее, легендарная версия гласит, что в это время гнет достиг такого уровня, что на целую деревню выдавался один нож для хозяйственных нужд. Вот тогда-то искусство каратэ (безоружного боя) и кобудо (боя с применением предметов обихода, не являвшихся на тот момент оружием) достиг своего пика.

В целях борьбы с оккупантами из клана Сацума крестьяне и рыбаки стали создавать тайные сообщества, целью которых было изгнание японцев с острова. Для этой благородной цели члены сообществ изучали каратэ и кобудо, упражняясь днем и ночью. И через некоторое время в боях с вооруженными самураями островитяне убедительно и не раз доказывали высочайшую эффективность каратэ и кобудо.

Более современная историческая версия излагает, что в 1724 году по различным причинам в Сюри сконцентрировалось большое количество представителей дворянского сословия Рюкю (сидзоку). Чтобы освободить от них столицу, было принято решение разрешить сидзоку заниматься торговлей, ремеслами, рыболовством и сельским хозяйством на отдаленных островах и вдали от городов Окинавы. В новые поселения дворяне привносили свою культуру, в том числе и знания в области кобудо. Однако, местное население, особенно крестьяне, загруженные работой почти круглосуточно, пребывали в состоянии, близком к рабскому. Поэтому развитие кобудо происходило крайне медленно и, в основном, в среде выходцев из дворянства.

После реставрации Мэйдзи (1848) острова были аннексированы новым правительством Японии. В 1879 году последний король Рюкю Сё Тай был сослан в Токио. Правительство Японии создало новую префектуру - Окинава. Начался процесс японизации коренного населения и искоренения традиций и обычаев, считавшихся чуждыми исконно японским, который закончился только по окончанию II Мировой войны.

В период конца 19 - начала 20 веков кобудо Окинавы было практически забыто, им владел очень небольшой круг мастеров, зачастую обладавших разрозненными знаниями по отдельным видам оружия.

В современном мире распространено небольшое количество традиционных школ окинавского кобудо. Основными из них являются различные версии Рюкю-кобудо мастера Тайра Синкэн (1897-1970), Матаёси-кобудо мастеров Матаёси Синко (1888-1947) и его сына Матаёси Синпо (1923-1997) и Ямани-рю кобудо мастера Тинэн Массами (1898-1976).

ОРУЖИЕ КОБУДО.

Существует большое количество различных видов оружия (в основном китайского происхождения) и предметов, изначально оружием не являющихся, которые представляют собой орудия труда измененные для боевого использования или без каких-либо изменений. Ниже перечислены основные виды оружия кобудо:

- бо (другие названия: рокусякубо, кон, кун) - наиболее распространенное оружие, деревянный шест (бо) длиной шесть (року) сяку. Японская мера длины сяку составляла около 30,3 см. Т.е. длина шеста составляла около 182 см. Окинавские названия шеста «кон» или «кун»;

- сай - металлический трезубец, прообразом которого служила ваджра - один из символов буддизма. Другая версия относит происхождение сай к вилам для рыхления почвы. Парное оружие. К родственным видам сай относятся: мандзи-но сай (сай в форме свастики) и нунти (навершие остроги, похожее по форме на мандзи-но сай);

- тонфа (тунфа, туйфа, туйха, тунфуа, тонфуа, тойфуа, тонкуа, тункуа, таофуа) - палка длиной около 40 см. с поперечной рукоятью, первоначально рычаг для вращения жернова ручной мельницы. Парное оружие.

- нунчаку - две палки длиной около 30 см, соединенные веревкой длиной около 10 см. прообразом нунчаку послужили, по различным версиям, конские удила или цеп для обмолота риса;

- дзё (цуэ, сутику, сансякудзё, ёнсякудзё, ханбо) - палка (посох) длиной 90-120 см.

- кама - серп, сельскохозяйственное орудие для сбора риса. Применяется в одиночном и парном вариантах. При использовании в парном варианте - нитёгама (два серпа);

- эку (уэку, иэку, кай) - весло;

- сурутин - веревка или цепь с укрепленными по обоим концам металлическими или каменными грузилами. Приспособление для причаливания и крепления лодок к пристани. Существует два вида: нага-сурутин (длиной 3 м.) и тан-сурутин (1,5 м.);

- куэ (кува) - мотыга, кетмень;

- нунтибо - острога, шест длиной около 210 см. с нунти на одном конце;

- тэкко - металлический шипастый кастет, прообразом могло служить седельное стремя. Парное оружие;

- сансэцу-кон - деревянный трехзвенный цеп со звеньями длиной около 65 см. соединенными веревками или цепью длиной около 5-7 см.

- тинбэ-ротин или тинбэ-сэйрюто - непарное оружие, изначально представляющее из себя крышку от большой кастрюли (то-хай) в сочетании с лопаткой для перемешивания риса - хэра. То-хай использовали как щит, хэра - как дубинку. Однако, приемы с то-хай и хэра не были своевременно канонизированы и поэтому впоследствии были утрачены. В настоящее время то-хай трансформировался в щит: металлический круглый (диаметром ок. 60 см.) или костяной, приблизительно овальной формы изготовленный из панциря большой морской черепахи. Вместо хэра используют ротин или сэйрюто. Ротин представляет из себя короткий дротик с копейным навершием и, часто, раздвоенным хвостовиком. Сэйрюто - секач (мачете) для разделки крупной рыбы;-

-танбо (тамбо, нитётанбо) - две толстые неровные палки длиной по 60-70 см. Парное оружие;

- тэттю (титтю) - спицы, короткие металлические пруты, заостренные с двух сторон с кольцами в средней части или без таковых, с поперечными выступами или без них. Парное оружие кастетного типа;

Другие виды;

В ФКР в перечень оружия, кроме перечисленных видов входит боккэн, деревянный макет самурайского меча.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В настоящее время кобудо переживает своеобразный период ренессанса. Большое количество школ каратэ и других боевых искусств без оружия, из разного рода соображений (часто коммерческих), вводит в свой арсенал работу с оружием, заимствуя информацию из всех доступных источников. В ряде случаев оружейная традиция перенимается целиком от одной из известных направлений кобудо, но чаще школы каратэ вырабатывают свой оружейный арсенал, компилируя его по своему усмотрению.

"Кобудо" – общее название для различных традиционных (старых) школ боевых искусств, как правило носящих комплексный характер. На основе общей идеи или задачи практикуется работа с разными видами оружия и без него (меч, нож, палка, шест, копье, серп, веревка, цепь, различные их модификации и др.). Первоначально кобудо изучалось чисто с практической точки зрения, но со временем акцент сместился на духовно-психологические аспекты
Современное кобудо - кладезь многовековой мудрости человека. Информация, заложенная в нем, используется для повышения духовного и психологического уровня, для решения задач, связанных с реалиями современной жизни.

Кобудо - работа с оружием

Самым классическим из всех классических видов оружия кобудо, является Бо. Бо (на Окинаве до сих пор используется старое название Кон) является шестом длинной 1800 мм, чаще всего круглого сечения, выполненным из твердой породы древесины, которая хорошо держит удары и при этом не колется и не слоится. Более всего для этого подходит бук и его разновидности.

Кобудо - восемь уровней тренинга с оружием

Кобудо - восемь уровней тренинга с оружием

В кобудо, как и в любом другом боевом искусстве существуют восемь составляющих. Это последовательно сменяющие друг друга ступени совершенствования, поэтому их можно назвать уровнями. В каждом из стилей единоборств существует своя техника, но все они используют единые методы и базовую концепцию.

Все эти уровни важны именно в своей последовательности, любое «перепрыгивание» через ступень, форсирование событий может оказаться причиной травмы и затормозить развитие мастерства.

1. Кихон

«Кихон» означает «основы», «базовая техника», «база». И что же он представляет собой? Это основание, на нём строится вся техника кобудо. В себя кихон включает различные варианты поклонов, положение «ки-о-цукэ» («внимание») сидя и стоя, упражнения разминки, специальные методы по укреплению организма, упражнения на координацию, растяжку, способы удержания оружия и складывания «ги» (тренировочной одежды) и т.п. Если пропустить этот уровень или даже просто плохо проработать «базу», то ничего хорошего в дальнейшем не получится, вся техника останется некачественной, Ваше умение напрямую зависит от степени усвоения основ. Тот, например, кто «коряво» кланяется, тот показывает своё недостаточное внимание и несоответствующее отношение к предмету, а следовательно и плохое умение сражаться.

2. Ходзё-ундо

«Ходзё-ундо» означает «вспомогательные упражнения». Это простейшие движения из ката, основные действия с оружием и своим телом, которые включают в себя: стойки (по-японски тати-ката), удары (кихон-ути) и блоки (кихон-укэ). Ходзё-ундо – вторая ступень мастерства, не менее важная, чем первая.

3. Ходзё-ундо-бункай

«Бункай» переводится в данном случае как «анализ движений», то есть выполнение приёмов в паре с партнёром. Таким образом, занимающийся может усвоить принципы, по которым работают техники в реальной ситуации и учится вовремя реагировать на атаку, своевременно отвечать и чувствовать дистанцию (маай).

4. Ката

В переводе означает «форма». Это связки защит и контратак в передвижении, скомпанованные в строгой последовательности. Это позволяет твёрдо усвоить несколько отдельных наиболее важных выходов из той или иной ситуации.

5. Ката-бункай

Несколько более сложная вещь, чем ходзё-ундо-бункай, так как содержит более сложные и разнообразные комбинации. Ката-бункай может выполняться и против нескольких противников, поэтому занимающийся развивает не только чувство своевременности и дистанции, но и широту охвата пространства и тактику преодоления нападения нескольких.

6. Якусоку-кумитэ

«Якусоку» означает «оговорённый», а «кумитэ» - спарринг. Это подготовительный бой, в котором занимающиеся знают, кто атакует, а кто защищается, какой удар наносит нападающий. Защищающийся имеет право выбора контратаки. Якусоку-кумитэ может быть и иппон-кумитэ (то есть на один шаг, одну атаку), нихон (два шага), самбон (три) или более. Укэтэ (защищающийся) использует весь свой арсенал, полученный при изучении ходзё-ундо, кихон и ката.

7. Дзию-кумитэ

«Дзию» переводится как «свободный», но это не означает, что в данном случае партнёры вольны делать всё, что хотят. Нет, это далеко не так, так как существует ещё множество ограничений. Это только один шаг вперёд по сравнению с якусоку-кумитэ. Защищающийся не знает, каким приёмом будет атаковать сэмэтэ («нападающий»). Это – главное условие. Данный вид редко практикуют из-за высокого риска пораниться.

8. Дзиссэн

А это уже – реальный бой, каким бы он ни был: уличный или на поле боя. Это высшая стадия проявления мастерства в кобудо. Это своеобразный экзамен для каждого занимающегося, тренировавшегося, фактически, в «тепличных» условиях спортивного зала. Конечно, никогда нельзя знать заранее, придётся ли когда-либо использовать свои навыки на деле, но всё же… Мы должны заниматься серьёзно, ведь когда-нибудь Вам придётся отстаивать свои жизнь и честь, а также жизни своих близких.

Чем выше уровень тренировок, тем выше риск травмироваться. Ограничения, существующие на каждом этапе, для того и существуют, чтобы предотвратить эту опасность. Разница между седьмым и восьмым уровнями очень велика. Последний уровень – ситуация реального боя, а человек может не быть к ней готов… Международная Ассоциация Кобудо пытается преодолеть проблемы, связанные с этим, производя специальное безопасное оружие, без защитных приспособлений. Вам нужен будет только лёгкий шлем. Лёгкими, но прочными делаются бо, нунтяку, тонфа, сансэцу-кун, сурутин, тимбэ и т.д.

Историческое развитие Кобудо

Изучение древних видов оружия, которые использовались в боевых искусствах, а также их техники происходило в течение нескольких столетий и закончились созданием различных школ и систем. Эти системы могут быть разделены на две основные группы по их отношению к практическому применению оружия в реальном бою - бугэй и будо. Система будо была создана на основе бугэй и дзюцу. Окинавцы называют эти системы "кобудо", что означает "древние искусства боя с оружием".