Вид - это что? Каким бывает вид? Описание видов. Время отдыха с субботы до понедельника характерно для всех работодателей

1. Что такое вид?

Ответ. Вид (лат. species) - таксономическая, систематическая единица, группа особей с общими морфофизиологическими, биохимическими и поведенческими признаками, способная к взаимному скрещиванию, дающему в ряду поколений плодовитое потомство, закономерно распространённая в пределах определённого ареала и сходно изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды. Вид - реально существующая генетически неделимая единица живого мира, основная структурная единица в системе организмов.

2. Какие виды растений и животных вам известны?

Ответ. Виды растений: купальница европейская, ветреница алтайская, любка двулистая, гвоздика иглолистая, венерин башмачок и т.д

Виды животных: бурый медведь, сибирская косуля, обыкновенная рысь, лесная куница, черный хорек, европейская норка. полосатый бурундук, белка-летяга, серая куропатка, тетерев-косач и другие.

Вопросы после § 53

1. Дайте определение биологического вида.

Ответ. Биологический вид – это совокупность особей, обладающих способностью к скрещиванию с образованием плодовитого потомства; населяющих определённый ареал; обладающих рядом общих морфологических и физиологических признаков и сходством во взаимоотношениях с биотической и абиотической средой.

Биологический вид – не только систематическая категория. Это целостный и обособленный от других видов элемент живой природы. Целостность вида проявляется в том, что его особи могут жить и размножаться, лишь взаимодействуя друг с другом благодаря выработанным в процессе эволюции взаимным приспособлениям организмов: особенностям скоординированности строения материнского организма и эмбриона, системам сигнализации и восприятия у животных, общности территории, сходству жизненных привычек и реакций на сезонные изменения климата и др. Видовые приспособления обеспечивают сохранение вида, хотя иногда они могут повредить отдельным особям. Речной окунь, например, питается собственной молодью, за счёт чего вид выживает при недостатке корма, даже несмотря на утрату части приплода. Каждый вид существует в природе как исторически возникшее целостное образование.

2. Какие критерии вида вам известны?

Ответ. Характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются от других, называют критериями вида.

Морфологический критерий – это сходство внешнего и внутреннего строения организмов. Карл Линней, например, определял виды как целостные группы организмов, отличные от других жизненных форм по признакам строения. Иными словами, наличие черт строения, которые делают некоторую группу организмов похожими друг на друга и одновременно отличными от всех других групп, и есть критерий для причисления их к данному виду.

Особи в пределах вида иногда настолько изменчивы, что только по морфологическому критерию не всегда удаётся определить вид. Существуют виды морфологически сходные. Это – виды-двойники, которые открыты во всех систематических группах. Например, у чёрных крыс известно два вида-двойника – с 38 и 49 хромосомами; у малярийного комара – 6 видов-двойников, у небольшой рыбки щиповки, широко распространённой в пресных водоёмах, – 3 таких вида. Виды-двойники встречаются среди самых различных организмов: рыб, насекомых, млекопитающих, растений, однако особи таких видов-двойников не скрещиваются между собой.

Генетический критерий – это характерный для каждого вида набор хромосом; строго определённое их число, размеры и формы, состав ДНК. Хромосомный набор – главный видовой признак. Особи разных видов имеют разные наборы хромосом, поэтому они не могут скрещиваться и репродуктивно ограничены друг от друга в естественных условиях.

Физиологический критерий – сходство реакций организма на внешние воздействия, ритмов развития и размножения. В основе этого критерия лежит сходство всех процессов жизнедеятельности, и прежде всего размножения. Представители разных видов, как правило, не скрещиваются или их потомство бесплодно. Однако встречаются исключения. Например, собаки могут давать потомство, спариваясь с волками. Плодовитыми могут быть гибриды некоторых видов птиц (канарейки, зяблики), а также растений (тополя, ивы). Следовательно, физиологический критерий также недостаточен для определения видовой принадлежности особей.

Экологический критерий – это характерное для вида положение в природных сообществах, его связи с другими видами, наборы факторов внешней среды, необходимые для существования.

Географический критерий – область распространения, определённый ареал, занимаемый видом в природе.

Исторический критерий – общность предков, единая история возникновения и развития вида.

3. Что такое целостность вида, как она проявляется?

Ответ. Вид - целостная система. Вид представляет собой единую целостную систему. Целостность вида обеспечивается его обособленностью от других видов благодаря специфическому хромосомному набору (репродуктивная изоляция).

Целостность вида также обусловлена связями, которые образуют его особи в популяциях и подвидах. Связи между самцами и самками, родителями и их потомством, особями разных возрастов в стае, стаде и колонии позволяют успешно размножаться, заботиться о потомстве, обеспечивать защиту от врагов и т. п. Вся совокупность связей обеспечивает существование вида как целостной системы.

4. Почему важно сохранять виды в природе?

Ответ. Биологическое разнообразие на планете – это присутствие на ней большого количества видов всех царств: животных, растений, грибов. Задача сохранить их – одна из главных в экологии. Планета Земля действительно богата, поэтому беречь это богатство человек обязан хотя бы для того, чтобы оно досталось и следующим поколениям людей. Чтобы внуки и правнуки могли видеть замечательных животных, красивые уголки природы, могли использовать лекарственные растения. Любое растение, животное (даже мельчайшее) является частью биогеоценоза, и вообще, включено во всю экосистему Земли. Организм участвует в круговороте веществ, являясь звеном пищевой цепочки. Растения, являющиеся продуцентами, синтезируют питательные вещества, используя солнечную энергию. Консументы потребляют аккумулированную растениями и другими животными энергию, деритофаги «утилизируют» погибших животных, редуценты окончательно разлагают питательные остатки. Таким образом, каждый организм занимает определенное место в природе и выполняет определенную роль. Исчезновение одного звена может вызвать исчезновение еще нескольких, изменив всю цепь. Произойдет не только оскудение пищевой цепи, но и нарушение баланса видов в экосистеме. Некоторые виды могут несоразмерно увеличиться в количестве и вызвать экологическую катастрофу. Как, например, небывалое размножение саранчи может лишить урожая целые районы. Сохраняя богатство видов на планете, мы, таким образом, поддерживаем стабильность экосистем, обеспечиваем сохранность жизни всех видов, в том числе жизнь человека. Кроме того, ученые хотят сохранить и генетическую информацию каждого вида, с расчетом на технологии будущего, которые позволят воссоздать животный мир прошлого, например, в изолированных рекреациях (парках), воссоздать вымершие и вымирающие на настоящий момент виды животных и растений.

Цель урока: формирование у учащихся общих представлений о понятии «биологический вид».

Задачи урока: изучить основные признаки (критерии) вида и сформировать у учащихся представление о понятии «Вид»; продолжить развитие у учащихся умений обобщать и систематизировать знания; продолжить развитие навыков самостоятельной работы и самоанализа у учащихся.

ХОД УРОКА

1. Активизация познавательной деятельности учащихся

Учитель: В мире существует огромное множество различных видов животных, растений, грибов и бактерий. Какие виды животных и растений известны вам?

Дети называют известные им виды.

Учитель: Вы назвали много различных видов. А теперь давайте поиграем с вами в мини-игру. (Приложение 1 . Слайд 1.)

Учитель: Как вы думаете, эти насекомые относятся к одному виду? Что это за насекомые? (Слайды 2 и 3).

Дети высказывают свои предположения.

Учитель: Это два разных вида. Оса и муха-журчалка, «маскирующаяся» под осу. Они похожи, не так ли?

Учитель: А эти две змеи относятся к одному виду? (Слайды 4-5).

Дети отвечают.

Учитель: Эти ядовитый коралловый аспид и безвредная молочная змея. Чем они похожи, а чем отличаются?

Дети высказываются.

Учитель: А эти две птицы относятся к одному виду? Они выглядят такими разными. (Слайды 6 и 7).

Учитель: В мире существует много различных видов похожих между собой. Например ястреб тетеревятник и ястреб перепелятник (Слайд 8). Или же наоборот, самцы и самки одного вида могут сильно отличаться внешне (Слайд 9).
Так как же учены определяют, какие животные относятся к одному виду, а какие к разным? (Слайд 10).

2. Новая тема: Вид. Признаки вида

Учитель: Так что же такое «Вид»? Давайте попытаемся разобраться. (Слайд 11).
Существуют несколько признаков – критериев, по которым следует сравнивать особей прежде, чем относить их к одному биологическому виду.

Первый критерий – Морфологический. (Слайд 12).
Морфологический критерий – это внешний облик животного или растения. Особи, относящиеся к одному виду, обычно похожи между собой. Например, тигры или волки, или одуванчики внешне схожи с особями своего вида.

Второй критерий (признак) – Физиолого-биохимический. (Слайд 13).
Он говорит о физиологических процессах в организмах. У особей одного вида они обычно протекают с одинаковой скоростью. Хотя бывают и исключения. Например, головастик и взрослая лягушка относятся к одному виду, но физиологически процессы в их организмах протекают с различной скоростью.
Биохимический признак рассказывает о химическом составе клеток животных и растений. У особей одного вида, химический состав сходен.

Третий признак – Географический. (Слайд 14).
Ареал – это определенная территория, на которой обитает тот или иной вид. Взглянув на географическую карту, мы всегда можем указать области, в которых встречается тот или иной вид животных или растений. На слайде у нас представлен ареал обитания бурого медведя. Где же обитает этот крупный хищник?

Дети отвечают на вопрос.

Учитель: Четвертый признак – Экологический.(Слайд 15)
Этот критерий рассматривает условия в которых обитает особь, а так же его образ жизни. Некоторые виды предпочитают влажные джунгли, другие приспособились к обитанию в суровых условиях пустынь. Одни животные активны днем, другие ночью. Назовите несколько видов растений и животных, обитающих в пустыне?
Каких дневных и ночных хищников вы знаете?

Дети дают ответы.

Учитель: Пятый признак – генетический (Слайд 16).
Исследователи сравнивают количество хромосом в клетках растений и животных, а так же общее строение молекул ДНК. У Особей одного вида наследственный материал сходный.
Например, у человека – 46 хромосом, у волка – 78, у лисы– 36, у слона – 56, у дельфина – 44, а у комара – всего 6 хромосом.

Вывод: лишь сравнив особей по всем признакам, мы можем с уверенностью говорить, что они относятся к одному виду.
Почему необходимо сравнивать по всем признакам? (Слайд 17)

Дети отвечают, приводя примеры « исключений» по каждому из пяти признаков.

Учитель: Так что же такое Вид? Давайте попробуем дать определение этому понятию.

Дети высказывают свои варианты определения «Вида», учитель корректирует и направляет их ответы. Наиболее полное определение дети записывают в тетрадь.
(Слайд 18).

3. Закрепление: дети самостоятельно заполняют представленную таблицу. По завершении работы, они обмениваются тетрадями и с помощью учителя проверяют работы. (Слайд 18) Приложение 2 .

Таблица «Признаки Вида».

4. Рефлексия

Учитель:

– Так по каким же признакам должны быть сходны организмы, что бы их отнесли к одному виду?
– Почему необходимо сочетание большинства признаков? Какие исключения вам известны?
– Что такое Вид?
– Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что вас удивило?

5. Домашнее задание: §30.

Надлежащую работу персонального компьютера, ноутбука, смартфона или планшета обеспечивает программное обеспечение. Это совокупность программ, документации, процедур, необходимых для корректного функционирования компьютерной системы или выполнения конкретных действий. Его можно устанавливать, деинсталлировать. В некоторых случаях – вносить изменения в работу (актуально для ПО с открытым кодом).

Виды ПО

Все виды программного обеспечения можно разделить на 3 группы:

  • системное;
  • обслуживающее;
  • прикладное.

К системному програ ммному обеспечению относится совокупность программ, ставших частью операционной системы или входящих в ее состав. Их задача – управлять компонентами компьютерной системы (ОЗУ, процессором, видеокартой, сетевым оборудованием, устройствами ввода-вывода).

Один из наиболее распространенных примеров системного ПО – драйвер. Он обеспечивает доступ к аппаратному устройству другим видам программного обеспечения. Из-за многообразия комплектующих частей, входящих в состав ПК, возникают проблемы с выбором драйверов. Системные виды программного обеспечения имеют некоторые особенности. Их нужно учитывать. Отсутствие или неподходящая версия этой программы станет причиной проблем с устройством вплоть до выхода из строя. Результатом вмешательства в работу системного ПО без должных навыков станут нарушения и сбои, исключающие возможность взаимодействия с компьютерной системой.

К числу обслуживающих программ относится совокупность ПО, предназначенного для выполнения вспомогательных, обслуживающих или сервисных функций. Это архиваторы, антивирусы, средства очистки жесткого диска, реестра, временных файлов. Данное ПО не обязательно для установки. Несмотря на это оно способно сэкономить место для хранения файлов за счет сжатия, предотвратить вмешательство вредоносных программ, эффективно манипулировать размещенными в системе данными.

Прикладное ПО – обширный вид программ, использование которых предполагает обработку данных для достижения определенного результата. Они предназначены для решения конкретных задач. Это редакторы видео и аудио, изображений, текста, кода, средства управления базами данных, ПО для обучения, тестирования (системы, человека, другого ПО), развлечений.

Большинство программ не относится к числу мультиплатформенных. Они способны работать с одной операционной системой. Этому уделяют повышенное внимание при выборе ПО.

К видам времени отдыха относятся понятия, предусмотренные нормами ТК РФ, которые характеризуют периоды, когда сотрудник может быть освобожден от работы. Например, к видам времени отдыха относится перерыв на обед. Какие еще бывают виды отдыха и какова их минимальная и максимальная продолжительность, рассмотрим в нашем материале.

Что такое время отдыха по Трудовому кодексу

Время отдыха для работающих лиц определяется как срок, в течение которого сотрудник может быть освобожден от исполнения служебных обязанностей. В период такого отдыха человек вправе заниматься личными делами, при этом независимо от его местонахождения. Указанная особенность обусловлена тем, что к видам времени отдыха относятся временные интервалы, возникающие в результате предоставленных работодателем прав сотруднику. Ниже подробнее остановимся на особенностях существующих видов времени отдыха.

С учетом положений ст. 107 ТК РФ к видам времени отдыха относятся:

  • дневной перерыв;
  • ежедневный отдых;
  • выходные;
  • дни, признанные нерабочими в связи выпадением на праздники;
  • отпуска.

Сколько длится перерыв в течение рабочего дня

Такой вид отдыха может продолжаться от 30 минут до 2 часов, при этом точный период устанавливается внутренними документами работодателя. Указанное время выделено для того, чтобы сотрудники могли:

  • немного отдохнуть от работы;
  • пообедать.

Этот перерыв увеличивает продолжительность рабочего дня, т. к. в исчисление отработанных часов не включается. Исключения составляют случаи, когда:

  • условия работы не позволяют организовать время для такого отдыха;
  • выполнение работы осуществляется при низких температурах, и возникает необходимость периодических обогревов, на что и выделяется соответствующее время отдыха.

Предлагаем также ознакомиться с вопросом налогообложения НДС стоимости предоставленных работникам обедов в материале .

Что означает ежедневный отдых

Ежедневный отдых, или перерыв, осуществляется каждым сотрудником после окончания рабочего дня. Длится такой отдых до начала следующего рабочего дня. Таким образом, его продолжительность зависит от предусмотренного внутренними документами работодателя режима работы. Например, если локальным документом организации предусмотрено, что режимом работы является период с 9:00 до 18:00, то отдых длится с 18:00 текущего дня до 9:00 следующего дня.

Отметим, что ТК РФ предусматривает понятие «сверхурочная работа», что означает выполнение трудовых обязанностей после окончания рабочего дня.

Подробнее об особенностях сверхурочной работы и правилах ее компенсации рассказывается в статье .

Время отдыха с субботы до понедельника характерно для всех работодателей

Зачастую многие работодатели предлагают работу на основе пятидневки, при которой рабочими днями признаются понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, а суббота и воскресенье — выходные дни. Но ТК РФ не закрепляет эти два дня в качестве выходных. Согласно ст. 111 ТК РФ при 5-дневной рабочей неделе сотрудникам выделено 2 выходных, при этом обязательный день — это воскресенье. Вторым же выходным может быть и понедельник, что закрепляется во внутренних документах работодателя.

Если работодатель на шестидневке, то выходной один. В случае, когда рабочие процессы невозможно приостанавливать на «классические» выходные с субботы до понедельника, сотрудники вправе брать еженедельный отдых в различные дни, предусмотренные графиком и внутренними документами работодателя.

При этом непрерывная продолжительность такого отдыха должна составлять от 42 часов. Отметим, что указанный период также закреплен в некоторых положениях, регулирующих режим рабочего времени и отдыха. Например, такое требование содержится в п. 26 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, несоблюдение которого может привести к применению административной ответственности к юрлицу в виде штрафа от 30 000 до 50 000 руб. по ст. 5.27 КоАП РФ.

Следует обратить внимание, что законодательство определяет особый порядок оплаты работы в выходные дни.

Подробнее об этом см. в материале .

Какие дни являются нерабочими праздничными днями

С учетом норм ст. 112 ТК РФ к праздничным дням относятся:

  • 1-8 января;
  • 23 февраля;
  • 8 марта;
  • 1 и 9 мая;
  • 12 июня;
  • 4 ноября.

Какие выходные и праздничные дни запланированы Правительством на 2018 год, читайте .

Важно отметить, что работа в праздничные дни имеет ряд нюансов:

  • Сотрудники допускаются к работе в такие дни только с их письменного согласия.
  • Обязательно составление письменного распоряжения руководителя.
  • Некоторые сотрудники могут работать в праздничные дни, только если это не запрещено медицинскими заключениями. Это:
    • инвалиды;
    • мамы детей до 3 лет;
    • беременные женщины.
  • Работодатель должен соблюсти особенности оплаты, которые отражены в ст. 153 ТК РФ:
    • при сдельной работе оплата исходя из 2-кратной сдельной расценки;
    • при работе по тарифной ставке — не менее 2 тарифных ставок;
    • при наличии оклада — от ставки по окладу (если отработка в пределах месячной нормы по ТК), в двойном размере (сверх месячной нормы).

Также об особенностях работы в праздничные дни и ее оплате см. в .

Какие бывают отпуска

К видам времени отдыха относится отпуск — это самый длительный отдых, предусмотренный ТК РФ.

Нормы Трудового кодекса выделяют следующие отпуска для сотрудников:

  1. Ежегодный оплачиваемый отпуск — минимальный срок такого отпуска составляет 28 дней, однако некоторые работодатели могут предоставлять и более длительный отпуск, если это предусмотрено законодательством.
  2. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — такой отпуск может использоваться при наличии следующих условий:
  • сотрудники задействованы во вредных или опасных условиях труда — продолжительность дополнительного отпуска составляет от 7 дней;
  • сотрудники работают в особых условиях — срок такого отпуска регламентируется трудовым контрактом;
  • работа обусловлена ненормированным графиком — в этом случае к ежегодному отпуску может быть добавлено от 3 дней;
  • работа осуществляется в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях — отпуск составляет 24 и 16 дней соответственно;
  • прочие условия, предусмотренные законами или локальными документами работодателя.

Ежегодный и дополнительный оплачиваемый отпуска планируются работодателем на следующий год за 2 недели до его наступления и утверждаются в специальном графике. Ознакомиться с нюансами составления документа можно в статье .

  1. Дополнительный неоплачиваемый отпуск — предоставляется сотруднику по семейным обстоятельствам без сохранения заработной платы; при этом ТК РФ выделяет некоторые группы лиц, которым работодатель не имеет права отказать в предоставлении такого отпуска, например:
  • инвалидам;
  • пенсионерам;
  • сотрудникам при рождении ребенка, выходе замуж/женитьбе, смерти родственника;
  • при наличии прочих причин, перечисленных в ст. 128 ТК РФ.

Итоги

Как можно было увидеть из статьи, трудовое законодательство предусматривает большой спектр возможностей представления сотруднику отдыха от выполнения им его трудовых обязанностей. При этом длительность такого отдыха может быть как минимальной — 30 минут, так и более продолжительной, вплоть до недель в случае, если сотрудник воспользуется своим правом на отпуск.

Поло-жительная сторона данного определения состоит в том, что оно трактует в качестве вида совокупность скрещивающихся между собой и размножающихся организмов. Однако не следует забывать, что не все организмы размножаются половым путём. В природе существуют организмы, способные размножаться бесполым путём. Отсюда следует, что в биологической науке ещё не сформулировано определение вида, охватывающее специфические признаки и свойства всех видов организмов. В связи с этим на практике для разграничения видов используются следующие критерии.

Особи одного вида происходят от одного предка. Поэтому они имеют сходное внутреннее и внешнее строение, сходно у них протекают процессы жизнедеятельности. Осо-би вида скрещиваются между собой и дают плодо-витое потомство, имеют приспособления к жизни в определённых условиях среды в пределах ареала.

Внешнее строение

Особи, принадлежащие к одному виду, имеют общее происхождение. Поэтому они похожи внешне. Особи разных видов различаются внешним строением. Так, северные олени и лоси — это разные виды оленей, они различаются размерами, окраской шерсти, формой головы, туловища, рогов.

При описании новых видов не раз происходили ошибки: самцы и самки одного и того же вида внешне могут различаться. В своё время даже великий Карл Линней ошибся, описав самца и самку утки кряквы как разные виды.

Политипичность

Условия среды обитания в пределах ареала вида неодинаковы. Поэтому особи вида живут в наиболее благоприятных для жизни местах. В результате вид распадается на группы осо-бей — популяции, занимающие свою территорию внутри ареала.

Растения одной популяции воздействуют друг на друга. Они выделяют различные вещества в почву че-рез корневую систему и в воздух через листья. В по-пуляции более успешно происходит опыление, так как повышается вероятность переноса пыльцы с цвет-ков одного растения на цветки другого.

Животные одной популяции могут жить пооди-ночке или образовывать семьи, стада, стаи, колонии. В таких объединениях можно быстрее заметить при-ближающегося хищника и защититься от него. Со-вместно легче поймать добычу, обнаружить источник пищи и воды. В семье ярко проявляется забота роди-телей о потомстве, что способствует длительному су-ществованию популяций и вида в целом.

Чем больше популяций входит в состав вида, тем лучше выражена его приспособленность к разным ус-ловиям среды обитания. Процветающие виды состоят из большого числа популяций. Вымирающие виды представлены одной-двумя популяциями.

Развитие биологических видов

Виды и популяции возникают в эволюционном процессе под воздействием определённых эколо-гических взаимоотношений.

Когда-то, давным-давно, у кошек и собак был общий предок. Одни из тех древних хищ-ников вели скрытный образ жизни и нападали из засады; дру-гие предпочитали охотиться, преследуя свою добычу. Шли го-ды, и из этих хищников выживали немногие лучшие. Те из них, кто специализировался на засадах, и стали предками ко-шек; те же, кто совершенствовал способы преследования, дали начало собакам. Каждый из них приобретал свой набор при-способлений и становился все более непохож на другого. Потом-ки некой древней кошки попали в разные условия, и их облик изменился. Те, что жили в открытой саванне, превратились во львов, обитатели густых приречных камышей стали тиграми, а жители заснеженной тайги — рысями. Рысь, тигр, лев, кошка, волк, шакал — это различные виды , и, тем не менее, они больше похо-жи друг на друга, чем каждый из них — на собаку или волка. Сходство это отражает степень их родства: общий предок всех кошек жил на Земле по-зднее, чем общий предок кошек и собак. Эти родственные отношения можно отразить в виде родословного древа .

Филогенез

Фи-логенез (от греч. phylon — племя, род, вид и genesis — происхож-дение) — это процесс исторического развития мира организмов и от-дельных его видов, групп.

Видовое разнообразие

Общий предок был некогда у кошки и собаки, у кошки и мыши. Кошка от-личается от мыши гораздо сильнее, чем от собаки, зна-чит, их родство более отда-ленное. То есть общий пре-док кошки и мыши жил в еще более древние времена, когда звери еще не раздели-лись даже на хищных и грызунов . Материал с сайта

Все живые сущест-ва — родственники, вопрос лишь в степени родства. Кошки, собаки и мыши при-надлежат к классу млекопи-тающих и унаследовали от общего предка такие призна-ки, как шерсть и млечные же-лезы для выкармливания де-тенышей. Общий предок птиц и млекопитающих принадле-жал к наземным позвоноч-ным, называемым четвероно-гими . От него все они унаследовали такие общие признаки, как две пары конечностей (у птиц передняя пара превратилась в крылья) и легочное дыхание. Общий предок четвероногих и рыб принадле-жал к типу позвоночных ; он имел внутренний скелет — позвоноч-ник и череп. А вот таракан — насекомое ; с позвоночными его связы-вает чрезвычайно отдаленное родство. Можно лишь сказать, что общий пре-док позвоночных и насекомых был многоклеточным животным — и это все. Более отдаленным будет лишь родство позвоночных с одно-клеточными животными амебами и инфузориями .

У дельфина вместо ног у него плав-ники и хвост почти что рыбий. Можно ли считать его родствен-ником рыб? Нет, дельфин — морское млекопитающее. Он дышит легкими и выкармливает детенышей молоком. То есть дельфин — ничуть не более близкий родствен-ник рыб, чем кошка и мышь. Черты его сходства с рыбами воз-никли как приспособление к водному образу жизни. Любой орга-низм имеет как признаки, унаследованные от далеких предков (в данном случае — легкие и млечные железы), так и черты, воз-никшие как сравнительно недавние приспособления к современ-ным условиям жизни (плавники и хвост). О родственных связях организма судят как раз по «древним», унаследованным, признакам. Однако иногда отличить одни признаки от других не так просто, как в случае с дельфином и рыбой. Этим занимается специальный раздел