Системы подводного старта: как попасть из-под воды на орбиту? Пуск полного боекомплекта ракет с апл в подводном положении.

Сама идея вооружить подводные лодки, или, как их раньше называли, «потаенные суда», ракетами возникла еще в XIX веке. Принадлежит она Карлу Андреевичу Шильдеру. Именно по его проекту в марте 1834 года была начата и в мае того же года закончена постройка «ракетной» подлодки. Корпус изготовили на Александровском литейном заводе (сегодня это «Пролетарский завод»), предметы вооружения и оборудования — в мастерских лейб-гвардии Саперного батальона, а ракеты — в Петербургском ракетном заведении.

Субмарина стала первым в России судном с цельнометаллическим корпусом. Ее вооружение составили подводная мина специальной конструкции и несколько пороховых ракет, размещенных в шести горизонтальных железных трубах (пакет на три трубы с каждого борта). Пакет мог приводиться в наклонное положение для создания необходимого при стрельбе угла возвышения в 10—12°. Электрозапал ракет производился изнутри лодки, а при пуске пробки, закрывавшие концы труб, вышибались самими ракетами и их выхлопными газами.

Впрочем, на вооружение Российского Императорского флота эту подлодку принимать не стали, и впоследствии изобретатель сам разобрал ее на металлолом. Идея же скрытной доставки ракет нашла свое продолжение в работах других инженеров и военных.

Подводное оружие возмездия

В очередной раз идею ракетной подводной лодки на практике попытались реализовать в III рейхе. По инициативе капитана люфтваффе Эрнста Штейнхофа из управления известного центра в Пенемюнде летом 1942 года одна из лодок кригсмарине, U-511, была переоборудована для особых целей.

Для определения возможности и эффективности ракетной стрельбы с ПЛ в подводном положении сотрудниками центра были доработаны два типа ракет, созданных в интересах вермахта: фугасные мины калибров 280 миллиметров образца 1940 года и 210 миллиметров образца 1942-го. Для пуска использовалась установка ферменного типа, перезарядка — только в надводном положении.

На испытаниях ракетные стрельбы выполнялись с глубины от 9 до 15 метров на максимальную дальность около 4 километров. В общей сложности израсходовали 24 ракеты обоих калибров. Результаты оказались выше ожидаемых, поэтому в отчете за подписью начальника ракетного полигона генерал-майора Вальтера Дорнбергера и Вернера фон Брауна указывалось, что немецкие ПЛ, оснащенные такими системами, смогут скрытно достигать американского побережья и беспрепятственно наносить удары по расположенным на берегу объектам. Но командование кригсмарине отнеслось к «уникальности» проекта скептически и отказалось от него.

К идее вооружения «стальных акул Деница» ракетным оружием вернулись после разработки «Фау-2». Для нее во второй половине 1943 года был создан так называемый «испытательный стенд XII». Огромные размеры «оружия возмездия» не позволяли поместить ракету внутри корпуса подлодки, вот и пришлось создавать плавучую стартовую платформу в виде управляемого по проводам транспортно-пускового контейнера (ТПК), который и должна была буксировать эта «условно-ракетная» ПЛ.

Работы по проекту (названному в честь спонсора — главы автомобильного концерна «Фольксваген» Бодо Лафференца) шли быстро, и уже к середине 1944 года была подготовлена вся необходимая техническая документация для изготовления самого контейнера и проведения его испытаний. В декабре 1944 года на верфи в Штеттине и в январе 1945 года на верфи в Эльбинге были размещены заказы на три контейнера, а на субмаринах U-518, U-546, U-805, U-880 и U-1235 стартовали работы по их переоборудованию под новые задачи.

Различные технические недостатки комплекса проявились еще на стадии проектирования, да и вообще его живучесть оказывалась очень низкой: субмарина с одним или несколькими контейнерами (планировалось, что подлодка XXI серии будет буксировать до трех ТПК) «на хвосте» представляла собой просто идеальную мишень для вражеской авиации и противолодочных кораблей. А стоимость проекта перекрывала все мыслимые пределы и ложилась уже непомерным бременем на переживавший не лучшие времена III рейх. В конечном итоге практическая реализация проекта инженера Дикмана, так же как и его другого «детища», ракетной ПЛ с контейнером на борту (перед пуском субмарина всплывала в надводное положение, производила пуск ракеты, сбрасывала ТПК и вновь уходила под воду), потерпела фиаско. И первый в мире пуск баллистической ракеты с подводной лодки произвели у нас, в Советском Союзе.

А — БРПЛ Р-11ФМ комплекса Д-1. СССР. Одноступенчатая. Состояла на вооружении с 1959 по 1967 год
Б — БРПЛ Р-21 комплекса Д-4. СССР. Одноступенчатая. Находилась на вооружении с 1963 до конца 1980-х годов
В — БРПЛ Р-29 комплекса Д-9. СССР. Двухступенчатая, жидкостная. Снята с вооружения. Носитель — атомоходы проекта 667Б/БД
Г — БРПЛ Р-29РМ комплекса Д-9РМ. СССР. Трехступенчатая, жидкостная. Находится на вооружении. Носитель — РПЛСН проекта 667БДРМ

Проект «волна»

Процесс создания баллистической ракеты для базирования на подводной лодке (БРПЛ) многогранен и на порядок сложнее, чем создание «сухопутной» БР. Здесь надо одновременно решать проблемы, связанные и с ракетной техникой, и с подводным кораблестроением, и с подводным стартом ракеты, и с управлением последней в полете.

Американцы, вывезшие из поверженной Германии тонны технической документации, ракеты «Фау-2» и их конструктора, попытались сразу же создать ракетную подлодку. В феврале 1947 года с ПЛ «Каск» ВМС США произвели испытание американского варианта «Фау-1», а через полгода с палубы авианосца «Мидуэй» запустили ракету «Фау-2». Затем американцы попытались создать морской ракетный комплекс с БР «Юпитер» и вооружить им свои субмарины. Не тут-то было — первый блин вышел комом.

Советскому Союзу досталось несравнимо меньше немецких научных трофеев, хотя в их числе оказались три ТПК для лодочной «Фау-2». Возникло вполне естественное желание перенести идеи Дикмана на нашу почву. Амбициозная программа, или, как у нас было принято говорить, «тема», получила неприметный шифр «Волна».

А уже в октябре 1947 года сотрудник НИИ-88 инженер В.А. Ганин получает авторское свидетельство за № 7797 на изобретение «способа запуска управляемых реактивных снарядов с воды и из-под воды». По мнению автора, пуски ракет можно было производить с подлодки из любого положения «ракетного аппарата» (пускового контейнера): горизонтального, вертикального или наклонного.

Основой же для первой в мире БРПЛ стала «королевская» оперативно-тактическая Р-11, ведущим конструктором которой был В.П. Макеев — будущий руководитель миасского КБ, давшего советскому флоту практически все типы БРПЛ. Создание «лодочной» ракеты становилось возможным вследствие особенностей Р-11: способности находиться длительное время в заправленном состоянии, малых габаритов и применения в качестве окислителя высококипящего компонента на основе азотной кислоты, что существенно упрощало эксплуатацию ракеты на подлодке.

Новому ракетному комплексу присвоили шифр Д-1 (ракета Р-11ФМ, «флотская модель»). Пуск производился из надводного положения. Для этого полностью заправленную ракету надо было поднять на верхний срез шахты и удерживать там до старта. Испытательные пуски новой ракеты Сергей Королев проводил вначале с неподвижного стенда (имитировал внешние обводы субмарины), затем с качающегося стенда (имитация качки и рыскания ПЛ-носителя по курсу) и, наконец, с самой ПЛ.

16 сентября 1955 года впервые в мире с борта дизель-электрической подводной лодки проекта В-611 был произведен успешный пуск баллистической ракеты Р-11ФМ (на дальность 250 километров). Теперь можно было твердо говорить о рождении в СССР морских стратегических ядерных сил. Дальнейшие работы по ракете передали из ОКБ-1 в специальное КБ №385 в уральском Миассе, начальником которого с 11 марта 1955 года стал В.П. Макеев. Комплекс Д-1 был принят на вооружение ВМФ СССР в 1959 году, после чего первый этап темы «Волна» был завершен.

Р-11ФМ представляла собой морскую одноступенчатую баллистическую ракету с неотделяемой головной частью и с двигателем на долгохранимом жидком топливе (компоненты — керосин Т-1 и азотная кислота АК-20, воспламеняемые специальным пусковым горючим). Важнейшей составной частью комплекса Д-1 стал стартовый стол, размещенный в ракетной шахте и при помощи специального подъемника поднимавшийся на ее верхний срез для погрузки БР на подлодку и выполнения ракетной стрельбы. При необходимости он мог разворачиваться по азимуту вокруг продольной оси шахты. Пуск первой ракеты можно было произвести уже через 5 минут после всплытия ПЛ.

Вторым этапом программы «Волна» стало создание более совершенного морского стратегического ракетного оружия — комплекса Д-2 с ракетой Р-13 и ДЭПЛ проекта 629 (КБ «Малахит»). Дальность стрельбы должна была составить уже 400—600 километров. Тактико-технические задания на РК и носитель были выданы в январе 1956 года.

Первый разработчик пусковой установки не справился с задачей — она получалась огромной и никак не удовлетворяла требованиям С.П. Королева. В результате проектированием ПУ занялись специалисты миасского КБ, создававшие ракету: вес установки уменьшился в десять раз и почти весь объем РШ стал использоваться для повышения дальности полета ракеты и величины забрасываемой массы. Специалисты КБ раз и навсегда отказались от применения специального пускового контейнера, использовавшегося в «сухопутных» комплексах, считая, что сама ракетная шахта ПЛ и есть лучший контейнер.

У ракеты Р-13 боевая часть уже была отделяемой и для обеспечения стабилизации в полете имела на задней конической «юбке» пластинчатые «перья». В октябре 1961 года во время учения со звучным именем «Радуга» ракетоносец проекта 629 отправил на Новую Землю ракету с реальной ядерной БЧ. Такая вот получилась радиоактивная «радуга».

Однако надводный способ старта существенно снижал оперативность выполнения приказа на ракетную атаку и понижал скрытность действий. Фактически во время предстартовой подготовки подводный ракетоносец — гроза глубин — превращался в беззащитную мишень. Морякам как воздух был нужен комплекс с подводным стартом.

И такой появился у СССР в начале 1960-х годов. Им стал Д-9 с одноступенчатой жидкостной ракетой Р-21. Старт ракеты, так называемый «мокрый» старт, осуществлялся из затопленной шахты. После того как в результате поддува баков ракеты в них достигалось давление определенной величины, автоматически подавалась команда на заполнение шахты водой, давление воды в шахте выравнивалось с давлением за бортом, отдраивались кремальеры и открывалась крышка РШ. Непосредственно перед стартом происходил переход на бортовое питание ракеты, и через короткий промежуток времени выполнялся ее пуск. Применение такой техники было возможно с глубин 40—50 метров. Р-21 стала последней БРПЛ первого поколения.

БРПЛ Р-27У комплекса Д-5У. СССР. Одноступенчатая, жидкостная. Стартовая масса — 14,2 т. Масса головной части — 650 кг. Тип ГЧ — моноблочная или кассетная. Максимальная дальность — 3 000 км. Длина ракеты — 8,9 м. Диаметр — 1,5 м. Снята с вооружения. Носитель — атомоходы проекта 667АУ

«Убийцы городов»

В то время когда в СССР полным ходом шли работы над разработкой второго ракетного комплекса с БРПЛ, за океаном все никак не могли раскачаться. Только в 1955 году по указанию президента Эйзенхауэра был сформирован соответствующий комитет для разработки программы создания стратегической ракетной системы морского базирования. Зато, в отличие от СССР, американцы изначально ставили задачу стирать с лица планеты не военные объекты, а крупные города, административные и экономические центры Страны Советов. Так что западная печать быстро окрестила их «убийцами городов».

Первым ответом на советские ракеты стали система «Поларис» в составе твердотопливной БР, атомной подводной лодки (ПЛАРБ), пусковые системы для запуска БР с ПЛ в подводном положении, система управления ракетной стрельбой, навигационная система, система дальней связи для поддержания связи с погруженными субмаринами, а также с соответствующей береговой инфраструктурой и даже с транспортами-ракетовозами.

В качестве важной особенности ракеты этого комплекса следует отметить то, что она уже изначально создавалась с подводным типом старта. Это придавало ПЛ-носителю большую скрытность и повышало боевую устойчивость всей системы в целом.

Американцы остановили свой выбор на ракетном двигателе на твердом топливе. РДТТ конструктивно более просты, чем жидкостные двигатели, имеют меньшую массу и менее дороги в производстве. К тому же такие БРПЛ готовы практически к немедленному боевому применению, менее сложны в обслуживании и отличаются более высокой степенью безопасности по сравнению с жидкостными ракетами.

Было создано несколько модификаций стратегической системы «Поларис» с дальностью полета от 2 200 до 4 920 километров. Пуск «Полариса» производился из подводного положения, с глубины 25—35 метров. Сжатым воздухом высокого давления ракета просто «выбрасывалась» из шахты, причем первая могла стартовать уже через 15 минут после получения приказа на атаку. Полет на максимальную дальность занимал 15 минут 12 секунд.

В ракете комплекса «Поларис А-2» впервые применили средства преодоления противоракетной обороны, создававшейся к тому времени в СССР. Они были примитивными и вряд ли спасли бы ракету, но все же это было сделано впервые в мире (у нас — чуть позже). В головной части БРПЛ разместили ловушки и активные средства преодоления ПРО, о которых американцы тогда особо не распространялись, затем эта информация стала никому не нужной. Кстати, недавно Пентагон и Министерство энергетики США (отвечает за стратегические ракеты) приняли решение вновь засекретить все сведения, касающиеся истории создания БР морского и наземного базирования, чтобы избежать их попадания в руки конструкторов из так называемых «стран-изгоев».

В отличие от американских ПЛАРБ первого поколения (типа «Джордж Вашингтон») носители комплекса «Поларис А-2», ПЛАРБ типа «Этен Аллен» изначально проектировались под стратегический ракетный комплекс морского базирования. Хотя их архитектура по большому счету не сильно отличалась от предшественниц. Основные изменения были связаны главным образом с совершенствованием корабельной системы управления ракетной стрельбой. Кардинально улучшились и условия обитаемости: на комплексах имелись библиотека, фотолаборатория, прачечная со стиральной и сушильной машинами, помещение бытового обслуживания с гладильной и швейной машинами, а также ванная — роскошь, немыслимая на кораблях аналогичного класса советского ВМФ. Что уж говорить о наличии на борту американских атомоходов гимнастических залов с велотренажерами, тренажерами для гребли и электротренажерами для тренировки различных групп мышц. Стоимость одной ПЛАРБ составляла 80 миллионов долларов, а стоимость одной БРПЛ — около 1 миллиона долларов. При этом не надо забывать, что «те» доллары были намного весомее долларов «нынешних».

Впервые в систему морского ракетного оружия стратегического назначения американцы включили и специальные суда снабжения. Первый из «ракетовозов», «Ханли», спустили на воду в 1961 году. На нем были предусмотрены помещения для хранения БРПЛ, торпед, запчастей — около 8 000 наименований, а также размещались 52 ремонтные мастерские. Имевшееся на судне оборудование позволяло заменять и производить ремонт различных механических, электрических, электронных и оптических систем подводных ракетоносцев и их БРПЛ.

Из подводных ракетоносцев типа «Этен Аллен» самым интересным образом «прославился» «Патрик Генри», на который в апреле 1961 года упала выпущенная перед этим своя же баллистическая ракета.

С развитием БРПЛ изменялось и их предназначение. Они уже переставали быть простыми «убийцами городов». Например, с принятием на вооружение ракетного комплекса «Посейдон» на подводные ракетоносцы стали возлагаться задачи поражения стартующих МБР противника и одиночных военных объектов, не имеющих высокой степени защиты. А вот появление у американцев высокоточных БРПЛ комплекса «Трайдент I» дало Пентагону возможность осуществлять планирование ударов по большинству объектов советских РВСН. Ракеты же комплекса «Трайдент II» обладали еще более высокой точностью и могли успешно поражать высокопрочные цели: шахтные ПУ МБР, командные пункты и подземные хранилища.

А — ПЛАРБ типа «Огайо». США. Водоизмещение надводное/подводное — 16764/18750 т, длина наибольшая — 170,7 м, глубина погружения рабочая/предельная — 305/550 м, 1 ядерный реактор, скорость подводная — 25 уз., автономность — 70 сут., экипаж — 163 чел. Основное вооружение — 24 ракеты комплекса «Трайдент II» D5
Б — БРПЛ «Трайдент-II». США. Трехступенчатая, твердотопливная. Стартовая масса — 57,0 т. Забрасываемая масса — 2 700 кг. Находится на вооружении с 1990 г. Носитель — ПЛАРБ типа «Огайо»
1. Сферическая антенна гидроакустической станции AN/BQS-13
2. Носовые (рубочные) горизонтальные рули
3. Центральный пост управления кораблем
4. Торпедный отсек; торпедные аппараты типа MK68
5. Ракетный отсек
6. Реакторный отсек (реактор типа S8G)
7. Турбинный отсек
8. Элементы кормового оперения

Прыжок между континентами

Массовый выход в Мировой океан советских ракетоносцев не остался без внимания руководства США и НАТО — они приступили к стремительному наращиванию сил и средств противолодочной обороны, приступили к созданию в Северной Атлантике мощных рубежей ПЛО, сильно насыщенных большим числом стационарных, корабельных и авиационных средств обнаружения и уничтожения. Проникнуть через этот «забор» незамеченными советским подводникам становилось все труднее. Оставался один выход — создать лодочную ракету межконтинентальной дальности.

Решение о разработке такого комплекса, получившего шифр Д-9 (с БРПЛ Р-29), было принято в сентябре 1964 года. В ленинградском ЦКБ «Рубин» приступили к проектированию для него принципиально нового «стратега» — проекта 667Б.

Р-29 стала первой в мире «морской» межконтинентальной БР. Двигатели первой и второй ступеней размещались непосредственно в топливных баках ракеты. Эта так называемая «утопленная» схема ЖРД была реализована еще на предыдущих ракетах семейства «Р-27». Скорые на хохмы советские ракетчики стали именовать жидкостные двигатели новой схемы «утопленниками».

Ракета вообще отличалась высокой степенью новизны конструкции и «начинки». Так, например, впервые в мире применили систему азимутальной астрокоррекции полета, что даже при значительных ошибках навигационного комплекса все равно обеспечивало высокую точность стрельбы на большие дальности. Новинкой была и система документирования процессов ракетной стрельбы, благодаря которой затем можно было «проиграть» ситуацию заново и выяснить причину неудачи. Новейшая же система управления комплекса позволяла за 8 минут осуществить ракетный залп полным боекомплектом (12 ракет), с темпом пуска 10 секунд. В отличие от американских ПЛАРБ, наши ракетоносцы с новыми комплексами могли производить ракетную стрельбу как из подводного, так и надводного положения. Теперь «достать» Америку можно было прямо от пирса, не выходя в далекое студеное море.

За Р-29 пришла ракета Р-29Р. К новому «детищу» советских ракетчиков слово «впервые» можно было применять бесконечно. Впервые на БРПЛ поставлена разделяющаяся ГЧ с боеголовками индивидуального наведения (РГЧ ИН), которые к тому же были совершенно нового типа — высокоскоростные и малогабаритные, с малой величиной рассеивания на атмосферном участке. Впервые имелась возможность оснащения ракет различными комплектациями головных частей — одна, три или семь боеголовок. Впервые реализован принцип полной астрокоррекции, значительно повысивший точность стрельбы.

«Царь-ракета» и смертельная «синева»

Обычно «Царь-ракетой» нарекают созданную в рамках советской лунной программы ракету-носитель Н-1. Однако есть своя «Царь-ракета» и у подводников. А как иначе назвать твердотопливный гигант стартовой массой 90 тонн и длиной 16 метров, который способен забросить на другой континент две с половиной тонны ядерных боеголовок?

Для новой ракеты, получившей шифр Р-39 (комплекс Д-19), разработали принципиально новую стартовую систему с размещением элементов пусковой установки на самой ракете. АРСС, или амортизационная ракетно-стартовая система, обеспечивает герметизацию полости шахты, амортизацию ракеты, ее безопасное хранение на носителе и позволяет выполнять погружение ракетоносца с открытой крышкой ракетной шахты на максимальную глубину старта!

Фактически все силовые элементы ракеты, необходимые при ее эксплуатации на наземных средствах и на корабле, были размещены непосредственно на АРСС и корпусе хвостового отсека, сбрасываемого на начальном участке полета после выхода БРПЛ из воды. По внешнему виду АРСС напоминает «гриб», опирающийся своей «шляпкой» на резинометаллическое кольцо, уложенное на комингс ракетной шахты ракетоносца. В нижней части БРПЛ не имеет каких-либо опор — это так называемая «висячая» схема.

Ракета Р-39 оказалась настолько уникальной, что для нее пришлось создать опять-таки уникальный подводный ракетоносец — проект 941 «Акула», или, как его часто называют, «Тайфун». Особенность «стратега» в том, что конструктивно в едином наружном легком корпусе размещен не один, а пять прочных корпусов. Кроме того, ракетные шахты располагаются здесь перед рубкой, да еще и вне прочного корпуса субмарины — между двумя основными прочными корпусами. Фактически каждая ракетная шахта — это миниатюрный прочный корпус, который не имеет эксплуатационно-технологических люков и полностью автономен. В случае аварии из строя выходит только одна шахта, а не весь ракетный отсек.

Но самой уникальной стала ракета Р-29РМ, последняя версия которой носит красивое имя «Синева». Это уже была чудо-ракета: использование коррекции по сигналам навигационных спутников, способность летать по «гибким» и отличающимся друг от друга траекториям (на минимальную, промежуточную и максимальную дальность), способность произвольно разводить боеголовки, а также расширенные условия боевого применения за счет возможности использования высоких широт Арктики. То есть стрелять можно даже с «вершины мира» — Северного полюса, что и проделал ракетоносец «Екатеринбург» в сентябре 2006 года.

Кстати, впервые в мире ракетную стрельбу из района полюса выполнил экипаж атомохода К-92 проекта 667БД под командованием капитана 2-го ранга В.В. Патрушева. Это грандиозное событие произошло летом 1982 года. Причем для того, чтобы всплыть в приполюсном районе, для проделывания полыньи в паковом арктическом льду применили боевые торпеды.

Арктические походы подлодок — это тема отдельного разговора, здесь же стоит еще упомянуть уникальную операцию «Бегемот-2»: 6 августа 1991 года стратегический ракетоносец «Новомосковск» типа «Дельфин» впервые в мире выполнил стрельбу из подводного положения полным боекомплектом из шестнадцати ракет. Что называется, знай наших! А еще наши подводники прославились тем, что — также впервые в мире — стали выполнять групповую ракетную стрельбу БРПЛ. От такого «пулеметного» ядерного удара уж точно не спасешься.

Ракетный «ледокол»

Мало кто помнит, что в свое время активно изучалась возможность размещения БР и на переоборудованных транспортных судах. Причем такие «ракетовозы» внешне не должны были отличаться от своих гражданских «собратьев». Попробуй тогда найди среди тысяч сухогрузов носителя смертоносных ракет.

Американцы предлагали странам НАТО создать целую флотилию таких «судов с сюрпризом» на базе транспортов типа «Маринер». В СССР же программа была начата в августе 1964 года — ракетный корабль, проектировавшийся на базе судна ледового плавания проекта 550 «Агуэма», получил рабочее название «Скорпион» (проект 909). На его борту должны были находиться восемь ПУ ракет Р-29, а внешний вид отличался только наличием дополнительных антенн. Согласно проведенным расчетам, патрулируя арктические воды Советского Союза, такое судно могло поразить своими ракетами объекты практически на всей территории США. Кроме того, ЦКБ-17, уже в инициативном порядке, спроектировало еще и ракетовоз, замаскированный под гидрографическое судно (проект 1111, «четыре кола»). Первые в серии суда этих проектов в ценах 1964 года обошлись бы госбюджету соответственно в 18,9 и 15,5 миллиона рублей.

Работы по данной теме были прекращены во второй половине 1965 года — сначала в США, а затем и в СССР. Хотя в последующем идея трансформировалась в проекты, предусматривающие использование конверсионных БРПЛ в составе морских космических стартовых комплексов «Прибой» и «Селена».

Из-под воды — в космос

Слово «конверсия» прочно вошло в наш лексикон. Не остались в стороне от нее и лодочные БР. На их основе спроектировали ракеты-носители «Зыбь», «Волна», «Штиль», «Прибой», «Рикша», «Селена» и «Уренгой».

Проигрывая «Союзу» и «Протону», морские ракеты оказывались весьма выгодны для вывода космических аппаратов на низкие орбиты. Наибольшую известность получили комплексы «Штиль» и «Волна» на базе ракет Р29РМ и Р-29Р, а первой «сняла погоны» БРПЛ Р-27, на основе которой создали РН «Зыбь»: в 1991—1993 годах моряки-подводники выполнили три пуска таких ракет по суборбитальным траекториям.

Через два года настала очередь «Волны»: 7 июня 1995 года в рамках программы ТКМ конверсионная Р-29Р с комплексом научной аппаратуры Центра прикладных космических технологий и изучения микрогравитации Бременского университета была запущена из надводного положения в Баренцевом море экипажем российского атомохода «Рязань». Преодолев за 20 минут около 9 000 километров, спасательная капсула благополучно приземлилась на Камчатке. Интересно, кстати, что кроме научной аппаратуры на борту находилась еще и почтовая корреспонденция, благодаря чему этот пуск попал в Книгу рекордов Гиннесса как «самая быстрая почта в истории».

7 июля 1998 года уже другой атомоход — «Новомосковск» — выполнил первый в нашей истории коммерческий подводный пуск БР: в космос отправился немецкий искусственный спутник.

Активное участие российские герои-подводники приняли и в известной программе «Солнечный парус». Подводные ракетоносцы «Борисоглебск» и «Рязань» (оба проекта 667БДР, РН «Волна») три раза выполняли в ее рамках ракетные пуски. К сожалению, «Солнечный парус» так и не сумел выйти на орбиту: то ракета подводила, то сам аппарат давал сбои. Но разработчики не отчаиваются и уже начали работать над его новой модификацией.

Иллюстрации Михаила Дмитриева

Точные удары - с применением новейшего оружия. Российские военные в Сирии наращивают атаки по позициям террористов ИГИЛ (группировки, запрещённой во многих странах, в том числе и в нашей). Произведён пуск крылатых ракет "Калибр" - с подводной лодки, находящейся в Средиземном море. Субмарина в операции задействована впервые. О деталях Владимиру Путину доложил министр обороны. Сергей Шойгу также показал Президенту "черный ящик" самолёта Су-24, который был сбит турками в конце ноября. Самописец ещё не вскрывали, и сделать это собираются в присутствии международных экспертов.

Почти без повреждений - чёрный ящик хорошо сохранился после крушения сбитого СУ-24. Бортовой самописец, доложил Владимиру Путину Сергей Шойгу, помогли найти сирийские военные. Они под прикрытием российской авиации освободили район падения самолёта, откуда террористы расстреляли пилота нашего бомбардировщика Олега Пешкова. Боевики так стремительно покидали место, что не успели ничего забрать со сбитого СУ-24.

"Надо, безусловно, поблагодарить и наших военных из числа сотрудников спецназа и из группы поиска и спасения экипажа, и сирийских военнослужащих за то, что они смогли достать этот самописец, который, безусловно, поможет нам разобраться в том, что произошло", - сказал Президент.

Разобраться, что произошло на самом деле. А не слушать турецкие мифы: что российский СУ-24 якобы грубо нарушил пространство Турции, что лётчиков будто бы 10 раз предупреждали перед тем, как открыть огонь, что Анкара вроде бы вообще не знала, чей это самолёт. Такие версии сразу опровергли в российском Минобороны. Военные с картой полётов и данными объективного контроля демонстрировали: наш бомбардировщик не выходил из воздушного пространства Сирии, лётчики не получали предупреждений от турецких ВВС, а те атаковали самолёт, не представлявший для Турции никакой угрозы. Официальная Анкара извинения так и не принесла. Для объективности расследования Владимир Путин поручил приступить к расшифровке бортового самописца СУ-24 только совместно с международными экспертами.

Владимир Путин: Его вскрывали?

Сергей Шойгу: Нет, Владимир Владимирович.

Владимир Путин: Я вас прошу его не вскрывать пока и вскрыть его только совместно с иностранными специалистами. Все тщательно зафиксировать. Насколько я понимаю, параметрический самописец даст нам возможность точно понять всю траекторию движения Су-24 с места и с момента его взлета и до момента падения, скорость, высота, все повороты по ходу движения. То есть мы сможем понять действительно, где он находился, и где по нему был нанесен этот предательский удар со стороны турецких ВВС, о котором мы много раз уже говорили. И сразу же хочу оговориться. Конечно, нам нужно это знать, но чего бы мы ни узнали, отношение наше к содеянному турецкими властями не изменится. Мы относились, еще раз говорю, к Турции не только как к дружественной стране, но и как к союзнику по борьбе с террором и никто не ожидал вот этого подлого, предательского удара в спину.

Теперь российская авиация прикрывает спину. Истребители СУ-30СМ сопровождают каждый вылет. А они не прекращаются ни днём, ни ночью. С авиабазы Хмеймим круглосуточно на задания уходят бомбардировщики и штурмовики.

"Тут также должен сказать, что ваше поручение выполнено, все полеты осуществляются в сопровождении истребительной авиации самолетов Су-30, все, без исключения. Что касается и стратегической авиации на больших высотах, и то же самое всё, что касается самолетов, штурмовиков и бомбардировщиков с базы Хмеймим", - сказал Сергей Шойгу.

Теперь в Сирии проходит новый этап военной операции, доложил министр обороны: массированный удар по позициям запрещённой в России группировки ИГИЛ. За минувшие три дня только дальние сверхзвуковые бомбардировщики ТУ-22 успешно поразили 32 цели. А всего уничтожено больше 600 объектов боевиков. Авиации помогла ударная группа с моря. Россия впервые с подводной лодки нанесла удар по позициям террористов.

Субмарина "Ростов-на-Дону" выпустила крылатые ракеты "Калибр". Те самые, что первое боевое применение получили два месяца назад - запуск с кораблей Каспийской военной флотилии. И вот сейчас - залпы из Средиземного моря. Как сообщили в Минобороны, били по крупным пунктам боевиков в провинции Ракка на севере Сирии.

"В соответствии с вашим поручением с 5 декабря увеличили интенсивность ударов и подготовили и начали массированный авиационный ракетный удар с применением стратегических бомбардировщиков Ту-22 с территории Российской Федерации. И впервые применили крылатые ракеты Калибр с подводной лодки Ростов-на-Дону с акватории Средиземного моря. Все цели также до этого тщательно разведывались всеми видами разведки. Поэтому мы с полной уверенностью можем сказать, что нанесен довольно существенный урон по складам с боеприпасами, по заводам изготовления разного рода мин и, естественно, по нефтяной инфраструктуре, как переработка, транспортировка, отгрузка", - заявил Сергей Шойгу.

К берегам Сирии подошла новейшая дизель-электрическая подлодка последнего поколения, которая меньше года назад передана ВМФ России. На борту "Ростова-на-Дону" - комплекс ударного ракетного вооружения "Калибр", обновленное радиоэлектронное оборудование. Она способна погружаться на 300 метров и наносить удары, оставаясь незамеченной для противника. К выполнению задач моряки готовились. Как доложил Владимиру Путину Сергей Шойгу, экипаж подлодки уже проводил ракетные стрельбы в Баренцевом море. Но из подводного положения стреляли впервые.

Владимир Путин: А лодка проводила пуски из подводного положения, да?

Сергей Шойгу: Да, Владимир Владимирович, лодка проводила пуски из подводного положения, потому что мы, вы помните, в мае вы дали поручение проверить наше новое оружие во всех его средах применения с воздуха, с воды. Мы с моря пускали ракеты из Каспийской флотилии. Сейчас мы опробовали и показали по реальным целям реальные пуски со Средиземного моря. Мы предупредили наших коллег в Израиле и в Соединенных Штатах о том, что мы будем сегодня осуществлять такие пуски. В очередной раз крылатые ракеты Калибр показали свою эффективность на дальние расстояния. Мы фиксировали как сам путь ракет, так и полет. И, безусловно, отфиксировали и попадание по цели.

Верховный главнокомандующий оценил ход операции и новейшие вооружения, с которыми работают российские военные в Сирии. Проверку боем прошла не только система "Калибр". Также - стратегические крылатые ракеты Х-101. В середине ноября они впервые были запущены с борта ракетоносцев ТУ-160.

"Надо, конечно, проанализировать все, что происходит на поле боя, как работает оружие, и калибры, и ракеты Х-101 в целом зарекомендовали себя очень хорошо. Это новое, современное и высокоэффективное, теперь мы это понимаем, высокоточное оружие. Причем может оснащаться как обычной боеголовкой, так и специальной боеголовкой, то есть ядерным исполнением. Естественно, в борьбе с террористами ничего не нужно, надеюсь, никогда и не потребуется. Но в целом это говорит о значительном движении вперед с точки зрения совершенствования вооружения, техники, которая поступает в российскую армию и на флот", - сказал Владимир Путин.

Новейшие вооружения призваны сыграть роль в ликвидации не только военных объектов террористов, но и источников финансирования ИГИЛ - путей нелегальной поставки нефти и контрабанды ценностей с территории Сирии. Что же касается расшифровки бортового самописца, сбитого СУ-24, - в ближайшее время должна появиться реакция из-за рубежа, кто из антиигиловской коалиции, возглавляемой США, желает принять участие в установлении истины.

В последнее время мы читаем лишь об авариях и катастрофах, сопровождавших развитие советской военной техники. Достижения же, ставшие итогом этого развития, у нас упрямо замалчиваются. Между тем, эти достижения были поистине великими, а многие из них никто не смог превзойти до сих пор.

Одним из таких достижений стал запуск полного боекомплекта, состоящего из 16 межконтинентальных баллистических ракет с борта атомной подводной лодки К-407 «Новомосковск» в рамках учений «Бегемот-2».

Все сценарии глобального термоядерного конфликта, рожденные в период холодной войны, предусматривали массированное применение баллистических ракет морского базирования. В этом вопросе американские и советские военные стратеги мыслили одинаково. Предполагалось, что атомные подводные лодки, до поры до времени скрывающиеся в глубинах мирового океана, произведут залповый пуск всего своего боекомплекта. Но одно дело планировать такие действия и совершенно другое реализовать их на практике. С момента появления первых подводных ракетоносцев в конце 1950-х годов и до начала 1990-х годов ни одна из сверхдержав не проверяла возможность ракетного залпа с их бортов. До описываемого нами момента максимальное количество ракет, выпущенных с лодки, составляло восемь штук: 20 декабря 1969 года с борта советской атомной подводной лодки К-140 проекта 667А «Навага» под командованием капитана 2-го ранга Юрия Бекетова был совершён запуск ракет двумя сериями по четыре ракеты с небольшим интервалом.

Однако при Горбачёве возобладало мнение, что восьмиракетный пуск был случайностью, а на самом деле лодка может отстрелить две, ну, в лучшем случае, три ракеты. А если это так, то и надо в первую очередь сокращать именно подводный флот, тем более, что он требовал больше всего денег на свое содержание. Чтобы опровергнуть это мнение, подводники и решили провести операцию «Бегемот». Операция была осуществлена в 1989 году лодкой К-84 «Екатеринбург», но закончилась неудачей: за несколько минут до старта, ещё при закрытых крышках шахт, из-за отказа датчиков давления не отключился «поддув ракеты», что привело к нарушению целостности баков горючего и окислителя. В результате произошло быстротекущее возгорание. От резкого повышения давления в шахте была вырвана крышка шахты и произошёл частичный выброс ракеты. Одной из причин нештатной ситуации стала общая нервозность экипажа на субмарине из-за наличия огромного количества флотского начальства.

К проведению операции «Бегемот-2» готовились два года. В качестве «стартовой» площадки был выбран новенький по тем временам ракетный крейсер К-407 проекта 667БДРМ (шифр «Дельфин», по классификации НАТО - Delta IV). Его спустили на воду 28 февраля 1990 года, а 29 декабря того же года он вошел в состав Северного флота. Позднее, 19 июля 1997 корабль получил собственное имя «Новомосковск».

И, наконец, наступил тот момент, которого все ждали с нетерпением: 6 августа 1991 года в 21 час 9 минут по московскому времени с глубины 50 метров стартовала первая сорокатонная пятнадцатиметровая ракета Р-29РМ. Через десять секунд за ней последовала вторая, затем третья. И так все шестнадцать ракет были выпущены всего за две с небольшим минуты.
Даже если бы экипажу удалось пустить 11, 12 или 13 ракет, и то это был бы успех. Но они сделали больше. Сделали все, что должны были сделать.

Свидетелей этого исторического события было немного. Залповый пуск могли видеть только экипаж сторожевого катера, дрейфовавшего поблизости, да операторы служб контроля за пусками баллистических ракет, следившими за уникальным зрелищем на экранах локаторов.
К счастью, велась киносъемка выхода ракет из-под воды и теперь любой, кому удастся посетить в Санкт-Петербурге музей конструкторского бюро «Рубин», могут воочию увидеть как все это происходило.

Нельзя сказать, что операция прошла без сучка и задоринки. За полчаса до ее начала неожиданно пропала звукоподводная связь с надводным кораблем, который наблюдал за стрельбами. На подлодке сторожевик слышали, а на поверхности воды были в полном неведении о происходящем на глубине. По инструкции в такой ситуации вести стрельбу нельзя, все-таки мирное время, когда любой неосторожный чих может привести к непредсказуемым последствиям. Тем не менее, контр-адмирал Леонид Сальников взял ответственность на себя и разрешил стрельбу.

Обычно проведение подобных экспериментов сопровождалось, да и сейчас сопровождается, градом государственных наград. Ушли документы и в тот раз. Но вскоре советские награды ушли в историю и, в результате, моряки довольствовались только очередными звездочками на погонах. И хотя подводники заслужили большего, чем получили, в конце концов, главное это след в истории, а не ордена и медали.

Достижение, которое смогли установить в августе 1991 года моряки К-407 по праву является мировым рекордом. Ни до них, ни после, никто не смог сделать подобного. А теперь в обозримом будущем и не сделает.

Изобретение относится к ракетной технике и может найти применение при разработке баллистических ракет морского базирования преимущественно с твердотопливными двигателями. Согласно способу ракету катапультируют из шахты, осуществляют контроль пройденного ракетой расстояния и запускают маршевый двигатель ракеты. Дополнительно определяют текущее рассогласование параметров углового движения ракеты от предельно допустимых по условиям стабилизации движения. Замеряют вертикальную скорость ракеты и сравнивают ее после выхода ракеты из шахты с минимально допустимой по условиям нормального запуска маршевого двигателя. Запуск маршевого двигателя производят в момент достижения любым из упомянутых параметров соответствующего предельного значения. Способ позволяет повысить безопасность подводной лодки при запуске ракет.

Изобретение относится к ракетной технике и может найти применение при разработке баллистических ракет морского базирования преимущественно с твердотопливными двигателями.Важнейшим требованием, предъявляемым к баллистическим ракетам как наземного, так и морского базирования, является обеспечение безопасности стартовых сооружений, подводных и надводных кораблей при возникновении различного рода аномалий и нерасчетных режимов в работе систем ракеты, в частности, в случае незапуска маршевого двигателя 1 ступени ракеты.В известных технических решениях (аналогах) безопасность при нерасчетных ситуациях обеспечивается путем запуска маршевого двигателя после ухода ракеты на безопасное расстояние от места старта. Ракета выбрасывается из шахты с помощью пневмосистемы, после чего запускаются двигатели первой ступени. Такая система запуска исключает необходимость защиты конструкции пусковых установок и оборудования от газовой струи.Такой способ пуска нашел применение при запуске ракет с атомных подводных лодок и при запуске антиракеты "Спринт" (см. Б.П.Воронин, Н.А.Столяров "Подготовка к пуску и пуск ракет", Воениздат, М., 1972, стр. 56). Так при старте морских ракет типа "Поларис" ("Посейдон", "Трайдент") реализуется способ, заключающийся в катапультировании ракеты из шахты подводной лодки и запуске маршевого двигателя после ухода ракеты на заданное расстояние. Этот способ по технической сути наиболее близок к предлагаемому изобретению и выбран в качестве базового (прототипа) (Б.П.Воронин, Н.А.Столяров "Подготовка к пуску и пуск ракет", Воениздат, М., 1972, стр. 69).Для реализации указанного способа старта необходимо выполнение следующих условий:- сообщение ракете с помощью катапультирующего устройства скорости, необходимой для ухода ракеты на заданное расстояние от подводной лодки,- обеспечение нахождения параметров углового движения ракеты к моменту запуска маршевого двигателя внутри области параметров, отрабатываемых системой стабилизации после запуска маршевого двигателя.Выполнение первого условия обеспечивают выбором соответствующих параметров энергетического средства старта (катапультирующего устройства), что осуществляется либо за счет увеличения объема шахты (для размещения катапультирующего устройства), либо за счет уменьшения полезного объема ракеты, что приводит к ухудшению тактико-технических характеристик ракетного комплекса.Учитывая, что после катапультирования из шахты до запуска маршевого двигателя ракета совершает неуправляемое движение, обеспечение допустимых параметров углового движения достигается путем уменьшения скорости подводной лодки или введения ограничений по интенсивности волнения моря в момент старта ракеты, т.е. за счет ухудшения боевой эффективности ракетного комплекса.В известном способе старта, применяемом на ракетах типа "Поларис", включение маршевого двигателя осуществляют по прохождению ракетой после катапультирования из шахты заданного пути. При этом угловые параметры не контролируются, но они гарантированно не должны выходить за пределы, допустимые из условия обеспечения стабилизации движения ракеты в дальнейшем, т.е. к моменту включения маршевого двигателя угловые параметры должны находиться внутри области отрабатываемых угловых параметров управляющими органами маршевого двигателя.Учитывая исключительную важность проблемы обеспечения безопасности подводной лодки при пуске ракеты, обусловленную нахождением в ней экипажа, задачу обеспечения стабилизации движения ракеты на участке старта решают с определенной гарантией, т.е. для всех режимов работы катапультирующего устройства и маршевого двигателя, при максимальной заданной скорости движения подводной лодки и максимальной интенсивности волнения моря, при наихудших сочетаниях перечисленных параметров и разбросов характеристик ракеты.Это приводит к тому, что вследствие малой вероятности реализации в конкретном пуске наихудшего сочетания крайних условий старта, разбросов параметров энергетических средств старта и характеристик ракеты, включение маршевого двигателя в известном способе пуска осуществляют на расстоянии от подводной лодки, существенно меньшем предельно допустимого по энергетическим возможностям катапультирующего устройства, при угловых рассогласованиях, меньших предельно допустимых по условиям стабилизации движения ракеты.В этом заключается недостаток известного способа.Задачей, решаемой настоящим изобретением, является повышение безопасности подводной лодки при старте ракеты путем увеличения расстояния между ракетой и подводной лодкой к моменту включения маршевого двигателя ракеты.Указанная задача решается за счет того, что в известном способе пуска ракеты из шахты подводной лодки, включающем катапультирование ракеты из шахты, контроль пройденного ракетой расстояния и запуск маршевого двигателя, дополнительно определяют текущее рассогласование параметров углового движения ракеты от предельно допустимых по условиям стабилизации движения, замеряют вертикальную скорость ракеты и сравнивают ее (после выхода ракеты из шахты) с минимально допустимой по условиям обеспечения нормального запуска маршевого двигателя, а запуск маршевого двигателя ракеты производят в момент достижения любым из упомянутых параметров соответствующего предельного значения.Введение операции запуска ракетного двигателя по результату контроля вертикальной скорости ракеты производится по следующим причинам.При движении ракеты в воде происходит падение вертикальной скорости ракеты, особенно интенсивно на начальном воздушном участке после выхода ракеты из воды вследствие прекращения действия силы Архимеда, полная величина которой практически соизмерима с весом ракеты. Реализация повышенных угловых склонений ракеты существенно уменьшает вертикальную скорость ракеты к моменту запуска маршевого двигателя. При таких режимах движения, особенно при минимальной скорости выхода ракеты из шахты и максимальной глубине старта, высота подъема ракеты над поверхностью воды будет недостаточна для обеспечения нормального запуска маршевого двигателя над поверхностью воды. Это обусловлено тем, что за время выхода двигателя на режим полной тяги и отработки угловых отклонений ракеты до величин, при которых вертикальная тяга двигателя становится больше веса ракеты, ракета теряет высоту и из-за недостаточной вертикальной скорости может удариться о воду. В этом случае маршевый двигатель следует запускать раньше, а именно - по достижению вертикальной скоростью заданного ограничительного значения.Операция контроля вертикальной скорости вводится после выхода ракеты из шахты с целью исключения запуска двигателя по этому критерию на шахтном участке движения ракеты.Контролируемая величина вертикальной скорости должна позволять запускать двигатель над поверхностью воды, т.к. запуск двигателя в воде создает неблагоприятные условия как для самого процесса запуска, так и по безопасности подводной лодки в случае возникновения аномалий в его работе.При реализации указанного способа выполняют следующие действия:- по команде от системы управления задействуют энергетическое средство старта (катапультирующее устройство),- на участке движения ракеты после выхода из шахты с помощью измерителей линейной скорости системы управления определяют текущее значение вертикальной скорости и пройденное ракетой расстояние,- сравнивают вертикальную скорость с минимально допустимой, которую выбирают в процессе проектирования ракеты,- сравнивают пройденное ракетой расстояние от подводной лодки с допустимым расстоянием, выбранным из энергетических возможностей используемого катапультирующего устройства (выбирают в процессе разработки ракеты),- с помощью измерителей углового положения ракеты (датчиков углов и угловых скоростей) определяют текущие параметры углового движения ракеты,- сравнивают замеренные параметры углового движения с допустимыми по условиям стабилизации ракеты после задействования маршевого двигателя (выбирают в процессе проектирования ракеты),- в момент выполнения любого из трех условий - либо достижения вертикальной скоростью своего минимально допустимого значения, либо достижения параметрами углового движения соответствующих предельно допустимых значений, либо достижения пройденным ракетой расстоянием заданного значения - вырабатывают команду на включение маршевого двигателя ракеты,- далее ракета осуществляет управляемое движение с работающим маршевым двигателем по заданной программе.Существенным отличием предложенного способа от известного является то, что формирование команды на запуск маршевого двигателя ракеты осуществляют по результатам сравнения с допустимыми значениями текущих параметров не только линейного, но и углового движения ракеты.Это обстоятельство позволяет осуществить запуск маршевого двигателя при удалении ракеты от подводной лодки на расстояния, существенно большие по сравнению с расстоянием в известном способе. Ниже на примере показано, что это расстояние может быть увеличено на 19 м.В качестве примера конкретной реализации предложенного способа рассмотрен подводный старт твердотопливной баллистической ракеты из пусковой шахты движущейся подводной лодки при предельно допустимой по условиям старта интенсивности волнения моря. Вследствие конструктивно-компоновочных особенностей ракета обладает значительной гидродинамической неустойчивостью (центр давления расположен ближе к носку ракеты, чем центр масс). Система управления не накладывает ограничений на углы отклонения ракеты по каналам тангажа и рыскания. До запуска маршевого двигателя движение ракеты неуправляемое, при работающем маршевом двигателе управление по тангажу и рысканию осуществляют качанием сопла двигателя.Расчеты показали, что при рассматриваемых условиях старта и характеристиках ракеты область допустимых рассогласований по параметрам углового движения к моменту запуска маршевого двигателя ограничивается значениями пространственного угла отклонения ракеты от вертикали в 65 град. и угловой скорости 20 град./с.При пуске ракеты по предложенному способу после выхода ракеты из шахты в бортовой системе управления вычисляют текущее значение функционала:Ф(t)=(t)+k,где (t), (t) - текущие значения пространственного угла отклонения ракеты от вертикали и угловой скорости ракеты,k - весовой коэффициент.Программные значения угла и угловой скорости ракеты приняты равными нулю.Одновременно контролируют величину вертикальной скорости ракеты V y (t)V y0 ,где V y0 - заданное ограничительное значение вертикальной скорости.При достижении текущим значением функционала установленного значения Ф к, или вертикальной скоростью своего ограничительного значения, или по прохождению ракетой заданного расстояния формируют команду на запуск маршевого двигателя ракеты.Для рассматриваемого примера параметры функционала запуска двигателя составили следующие величины:k=1,06 с, Ф к =85 град., V y0 =4 м/с, а заданное расстояние определяетсяy 0 =H 0 +h,где Н 0 - глубина старта (от днища шахты до невозмущенной поверхности воды),h=30 м - предельно допустимая величина подъема ракеты над невозмущенной поверхностью воды.Расчеты показали, что с вероятностью 0,9995 включение маршевого двигателя по предлагаемому способу будет осуществляться на высоте подъема ракеты 25 м от невозмущенной поверхности воды.Контроль же момента запуска двигателя только по заданному расстоянию (как в прототипе) приводит к уменьшению высоты его запуска над поверхностью моря до величины 6 м, которая определена из условия обеспечения стабилизации ракеты для всех возможных режимов ее движения. Таким образом, предложенный способ пуска ракеты из шахты подводной лодки позволяет, по сравнению с известным, повысить безопасность подводной лодки за счет увеличения расстояния между подводной лодкой и ракетой в момент запуска маршевого двигателя.

Формула изобретения

Способ пуска ракеты из шахты подводной лодки, включающий катапультирование ракеты из шахты, контроль пройденного ракетой расстояния и запуск маршевого двигателя ракеты, отличающийся тем, что дополнительно определяют текущее рассогласование параметров углового движения ракеты от предельно допустимых по условиям стабилизации движения, замеряют вертикальную скорость ракеты и сравнивают ее после выхода ракеты из шахты с минимально допустимой по условиям нормального запуска маршевого двигателя, а запуск маршевого двигателя производят в момент достижения любым из упомянутых параметров соответствующего предельного значения.

Похожие патенты:

Изобретение относится к подводным кораблям и запускаемым с них реактивным снарядам. Способ включает открытие крышки контейнера глубоководного погружения подводного корабля при ее надводном положении, загрузку беспилотного летательного аппарата в контейнер, герметизацию крышки, передвижение подводного корабля в район запуска, его всплытие на глубину запуска, открытие крышки контейнера и запуск реактивного двигателя беспилотного летательного аппарата. Перед герметизацией крышки контейнера подводного корабля в верхней части его полости размещают средство всплытия беспилотного летательного аппарата, соединенное с ним гибкой связью посредством устройства крепления, выполненного с возможностью расфиксации крепления, содержащее обжатую эластичную емкость и систему ее наддува избыточным давлением газа. Объем эластичной емкости в надутом состоянии выбирается из условия обеспечения суммарной положительной плавучести средства всплытия с беспилотного летательного аппарата. Перед запуском реактивного двигателя задействуют наддув эластичной емкости от системы наддува, а запуск реактивного двигателя и расфиксацию крепления гибкой связи к беспилотному летательному аппарату осуществляют после его всплытия из контейнера и выполнения маневра подводного корабля по удалению от места запуска. Повышается безопасность подводного корабля при выполнении пусков беспилотных летательных аппаратов. 2 ил.

Изобретение относится ракетной технике, а именно к устройствам стабилизации движения ракеты. Устройство стабилизации движения ракеты при подводном старте содержит шарнирно закрепленные с корпусом стартово-разгонной ступени решетчатые стабилизаторы, кронштейн, двухпозиционный привод раскрытия, складывания и фиксации (ДППРСФ), электрические разъемы для соединения с системой управления ракетой. ДППРСФ содержит в едином корпусе силовой и два демпфирующих цилиндра, силовые шток и поршень, два демпфирующих штока и поршня. В газовых полостях силового цилиндра встроены механизмы фиксации, расфиксации силового штока с шариками и механизмы выравнивания давления с канавками. Решетчатые стабилизаторы фиксируют в сложенном положении на корпусе стартово-разгонной ступени ракеты, после выхода из транспортно-пускового контейнера по сигналам системы управления стабилизаторы расфиксируют, раскрывают и фиксируют в раскрытом положении, после выхода из воды решетчатые стабилизаторы складывают и фиксируют в сложенном положении одновременно с раскрытием и фиксацией маршевых рулей конструктивными средствами, после достижения заданной скорости отделяют стартово-разгонную ступень со сложенными решетчатыми стабилизаторами от ракеты. Изобретение позволяет повысить устойчивость движения ракеты при старте с движущегося носителя. 2 н.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к способам и устройствам стабилизации ракеты при подводном старте с движущегося носителя. Стабилизация движения ракеты при подводном старте сводится к обеспечению работы механизмов устройства стабилизации и последовательным командам системы управления. После выхода ракеты из транспортно-пускового контейнера и требуемой циклограммой временной задержки зафиксированные стабилизаторы, установленные в сложенном положении над обтюрирующим поясом ракеты таким образом, что внешний набегающий поток создает силы на внутренних и внешних поверхностях стабилизаторов, обусловленные влиянием динамического подпора при обтекании потоком пояса обтюрации на внутренние поверхности и действием возмущающего потока на внешние поверхности, расфиксируют и раскрывают совместно с механизмами раскрытия до появления внешнего раскрывающего момента на каждом стабилизаторе, демпфируют угловую скорость раскрытия и фиксируют стабилизаторы в конечном угловом положении конструктивными средствами. После выхода из воды отбрасывают пояс обтюрации, продолжая работу стабилизаторов до отделения хвостового отсека совместно с отработанной первой ступенью. Предлагаемое изобретение позволяет улучшить параметры устойчивости движения ракеты при подводном старте с движущихся носителей на подводном и воздушном участках траектории до момента отделения первой ступени и оптимизировать габаритно-массовые характеристики ракеты. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к ракетной технике и может найти применение при разработке баллистических ракет морского базирования преимущественно с твердотопливными двигателями

Этот день в истории:

16 сентября 1955 года - первый старт баллистической ракеты с подводной лодки. Советский Союз стал первой страной, обладавшей подводными лодками с баллистическими ракетами. Было положено начало созданию советского ракетоносного подводного флота и морских стратегических ядерных сил - важной части ядерной триады нашей Родины. Это событие можно с полным основанием считать началом нового курса в послевоенном развитии флота.

Поразительно, что работа Сергея Павловича Королева, как основоположника морского ракетостроения, осталась практически неизвестной, хотя она имела важнейшее значение для военно-морского флота и нашей страны в целом. Это объясняется тем, что после того как были успешно завершены все испытания ракетного комплекса и Королев убедился, что начатое им новое дело «на ходу», он передал эту тему В.П. Макееву и никогда не подчеркивал своего приоритета.

С.П. Королев

Сначала была идея

Еще не успела закончиться Вторая мировая война, как Советскому Союзу была навязана «война холодная». В тот период соотношение сил на море было явно не в нашу пользу. Союзники, превратившиеся в вероятных противников, значительно превосходили нас в количестве и качестве основных классов кораблей. К тому же США обладали атомным оружием. Историческая роль нашего Военно-Морского Флота заключалась в том, чтобы изменить этот стратегический дисбаланс в Мировом океане. По целому ряду причин наша страна не могла тогда соперничать с США в строительстве надводных кораблей. Поэтому не сразу, но приоритет в строительстве флота был отдан подводным лодкам.

Идея вооружения их баллистическими ракетами прорабатывалась военными моряками начиная еще с 1952 года. Убедившись в ее реальности, моряки обратились к С.П. Королеву с предложением и просьбой согласиться начать работать по морской тематике. Идея была ему понятна, но и сложность ее реализации – тоже. Однако предстоящие трудности были оправданы значимостью новой техники в деле укрепления обороноспособности страны. Это было рождение новой, теперь уже морской ветви отечественного ракетостроения. Не сразу, но Королев согласился на эту работу. Теме был присвоен шифр «Волна».

Так она выглядела в металле

Было решено, что стартовать ракета будет из надводного положения. Для этого нужно было поднять ее на стартовом столе до верхнего среза шахты и удерживать в таком положении на качающейся подводной лодке до пуска. При этом никто не знал, как обеспечить безопасность старта, как защитить подводную лодку от раскаленных газов, выдержит ли ракета многосуточную качку и давление на глубине.

Устройство ракеты

Ракета Р-11ФМ была одноступенчатой, с жидкостным маршевым двигателем. Применение легких и прочных материалов позволило снизить ее вес до 5,5 тонн и обеспечить дальность полета до 150 км. Ракета комплектовалась не отделяемой моноблочной головной частью с ядерным зарядом мощностью 10 кт. При стрельбе на полную дальность гарантировалась точность попадания в радиусе 8 километров. Ошибки в наведении на цель перекрывались площадью поражения от взрыва ядерной головной части. Чтобы достичь высокой точности попадания, лодка должна была лежать на боевом курсе не менее трех часов без изменения скорости хода и глубины погружения.

Пусковую шахту тоже разрабатывали впервые. В носовой части четвертого отсека большой подводной лодки Б-67 проекта 611 установили две вертикальные ракетные шахты диаметром 2 метра и высотой около 14 метров. Их верхние части были прикрыты ограждением рубки. На случай аварийной ситуации были предусмотрены системы пожаротушения, затопления шахты, орошения и даже аварийного сброса ракеты в море. Переоборудование лодки по новому проекту В611 проводилось на заводе Севмаш под руководством И.С. Бахтина. В апреле 1959 года за создание именно этой ракетной подлодки он был удостоен Ленинской премии. Лодка стояла у мелководной набережной, рядом с достроечным цехом № 36. Здесь же ночью обыкновенным портальным краном на нее загружали ракеты, отсюда она уходила на стрельбы в Белое море.

Схема размещения ракет на подводной лодке

Испытания

Уже к августу 1955 года, всего через полтора года после выхода Постановления правительства по теме «Волна», и корабль, и ракетный комплекс были готовы к совместным испытаниям. В Молотовск (ныне Северодвинск) прибыл главный конструктор ракетного комплекса С.П. Королев. Он считал своё присутствие необходимым, чтобы почувствовать ограниченное пространство, динамику погружения и всплытия, поведение на волне и другие особенности подводного плавания.

Долгое время не разрешалось даже упоминать о работах на этой лодке. И только спустя много лет, 16 ноября 1995 года, на торжественном митинге с южной стороны цеха была открыта мемориальная доска. Когда спало покрывало, взору присутствующих открылась надпись: «В этом цехе … работал над созданием ракетного оружия для подводных лодок Военно-Морского Флота генеральный конструктор ракетной техники академик Сергей Павлович Королев».

Во время пуска на борту лодки находились главные конструкторы ракетного комплекса - С.П. Королев и подводной лодки - Н.Н. Исанин, а также заместитель Главнокомандующего ВМФ адмирал Л.А. Владимирский. Участник событий А.А. Запольский вспоминает: «Подводная лодка подходит к точке старта. С.П. Королев, находившийся у командирского перископа, командует: «Пятиминутная готовность!» Открывается крышка шахты. Пусковой стол с ракетой поднимается в верхнее положение. Ракета над лодкой. Внимание! Пуск!.. Ракета оторвалась от стартового стола. Это произошло в 17 часов 32 минуты 16 сентября 1955 года». Как вспоминал впоследствии командир лодки Ф.И. Козлов, все страшно волновались. У Сергея Павловича Королева пот градом катился со лба.

Старт баллистической ракеты с подводной лодки

Ракета приземлилась «с точностью в пределах тактико-технического задания» на боевом поле в тундре Кольского полуострова, образовав воронку глубиной 6 и диаметром 14 метров. По программе испытаний было проведено восемь пусков, из них семь удачных (одна ракета упала рядом с подлодкой, хорошо, что командир успел вовремя отвернуть в сторону). Затем серийные ракеты Р-11ФМ отстреливались с качающегося стенда на полигоне Капустин Яр и с подводной лодки Б-73 Северного флота.

Завершающим этапом в разработке и освоении ракеты Р-11ФМ явились ее первые подводные пуски в августе-сентябре 1959 года. В этом же году ракетный комплекс Д-1 с баллистической ракетой Р-11ФМ был принят на вооружение. День 16 сентября 1955 года вошел в историю как дата зарождения наших морских стратегических сил.

Боевая служба

Этим комплексом были оснащены пять дизельных подводных лодок проекта 611АВ. Четыре из них, находившиеся на Северном флоте, были сведены в бригаду. Командовал бригадой капитан 1 ранга Сергей Степанович Хомчик. Комбригу тогда не было и сорока. Боевая деятельность этой бригады подтвердила перспективность нового направления в ракетостроении и подводном кораблестроении, а также возможность использования подводных лодок для решения важнейших стратегических задач.

К концу 1970-х годов были созданы межконтинентальные морские баллистические ракеты. Вооруженные ими атомные подводные лодки, получили возможность наносить ответный ядерный удар из любой точки Мирового океана. Это обеспечило неуязвимость морской компоненты стратегической триады. Причем, по мере сокращения ядерного оружия и повышения его боевых качеств эта неуязвимость приобретает все более принципиальное значение. Кроме того, подводные лодки позволяют развертывать ядерное оружие вне границ национальной территории, что сокращает риски для своего населения.

С тех пор постоянно разрабатывались новые образцы ракет, под них строились новые лодки, и каждый новый комплекс таил в себе много неизвестного и непредсказуемого. При освоении этого оружия советские подводники проявили огромное мужество. С этим оружием они вышли на океанские позиции «холодной войны», освоили Арктику и экваториальные зоны, проникли в неизведанные глубины океанов и защищали интересы Советского государства на просторах Мирового океана.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

Электронный справочник «Ракетное и космическое оружие». ООО «МедиаХауз». 2006 г.

Зуев В. Ракета стартует с моря. Статья с сайта submarine.id.ru

Запольский А.А. «Ракеты стартуют с моря». СПб. 1994 г.