Какая зависимость существует между компонентами природы. Взаимосвязь компонентов природы































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. Формирование и углубление знаний учащихся по выявлению взаимосвязей компонентов природы в природных зонах Северной Америки для установления причинно-следственных связей с позиции географов и биологов
  2. Расширение и конкретизация экологических знаний учащихся и формирование у них убежденности в необходимости охраны природы
  3. Развитие познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся

Задачи урока:

  1. Установить зависимость между климатом, растениями, животными и почвами в каждой природной зоне
  2. Выявить приспособляемость организмов к условиям окружающей среды
  3. Организация творческой работы в группах
  4. Рассмотреть проблемы охраны и преобразование окружающей среды

Оборудование: Карты Северной Америки: физическая, климатическая, природных зон, атласы, планы работы (инструкции) специалистам в группах, гербарии, картины растительный и животный мир Северной Америки, почвы

Класс разбит на 5 групп по природным зонам:

  1. Арктические пустыни.
  2. Тундра.
  3. Тайга.
  4. Смешанные и широколиственные леса.
  5. Степи (прерии).

В каждой группе “Специалисты”

  1. Географ-картограф (характеристика ФГП зоны, определения).
  2. Климатолог (характеристика климата).
  3. Ботаник (растения и их приспособления).
  4. Зоолог (животные и их приспособления).
  5. Почвовед (характеристика почв).
  6. Эколог (вывод о изменении природной зоны человеком).

Ход урока

Учитель географии: “Ребята, сегодня мы проводим не совсем обычный урок по природе Северной Америки

Учитель биологии: Территория, заселенная определенными растениями и животными называется “сообществом”. “Все элементы мироздания гармонично связаны между собой” – говорил еще древнегреческий ученый Цицерон

Учитель географии: Как вы считаете, какие науки наиболее тесно связаны между собой? – (география, биология, химия, физика, история). Да география и биология – это две довольно близкие науки. Мы хотим предложить вам создать главу совершенно нового учебника для совместного изучения географии и биологии и назвать ее “Взаимосвязь растений, животных и природных условий в природных зонах на примере Северной Америки.”

Тема урока: “Взаимосвязь компонентов в природных зонах Северной Америки.” (слайд 3)

Учитель биологии: Взаимосвязь растений и животных, которая складывалась на протяжении всей истории развития органического мира, называется биологическими факторами (факторы живой природы)

– Природные условия, которые позволили сложиться такой взаимосвязи, называются абиотическими факторами (факторы неживой природы)

– Взаимодействие человека с природой, с окружающей средой называют антропогенными факторами . Эти понятия вы можете сегодня использовать в своих выступлениях.

Учитель географии: Итак! Сегодня вы работаете в группах, В каждой группе есть специалисты, вы должны быть готовы к выявлению взаимосвязей между компонентами. По ходу выступлений вы формируете страницу или логическую схему природной зоны нового учебника.

На столе инструкции (планы характеристик объектов), а так же лист ватмана, маркеры для оформления страницы, таблицы, карты атласов.

Выступления учащихся группы “Арктические пустыни” (слайды 4-6)

Вопросы учащимся

  • Почему в зоне Арктических пустынь скудная растительность?
  • Почему здесь довольно богатый животный мир?
  • Почему животные Арктических пустынь достигают крупных размеров? Белый медведь, моржи, киты, тюлени?
  • Какие приспособления имеются у животных Арктических пустынь, которые помогают им выдерживать сильные морозы?
  • Почему их шкура и птичьи перья не намокают в воде?
  • Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – белый медведь (слайд 7)

    Выступления учащихся группы “Тундра” (слайды 8-11)

    Вопросы учащимся

  • Как растения тундры приспособились к прохладному короткому лету?
  • Почему у них маленькие листья?
  • Мы карликовые березы, мы хитро придумали позы
    Мы крепко сидим как занозы
    Но все это только притворство
    Прижатость есть вид непокорства”
    О каком непокорстве говорится в стихотворении?
    Почему в тундре не растут деревья?
  • Почему при малом количестве осадков тундра заболочена?
  • Почему тундра является раздольем для диких гусей, уток, журавлей, на лето они прилетают сюда?
  • Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – олень-карибу (слайд 12)

    Выступления учащихся группы “Тайга” (слайды 13-16)

    Вопросы учащимся

    1. Почему у хвойных деревьев вместо листьев иголки?
    2. Почему почвы тайги подзолистые?
    3. Почему в подзолистых почвах тайги мало перегноя?
    4. Какие последствия происходят после вырубки леса?

    Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – секвойя (слайд 17)

    Выступления учащихся группы “Зона смешанных и широколиственных лесов(слайд 18-21)

    Вопросы учащимся

    1. С какими особенностями климата связано то, что у широколиственных лесов большие листовые пластинки?
    2. Почему лиственные леса сбрасывают листву на зиму?
    3. Почему серые и бурые лесные почвы более плодородны?
    4. Почему большие площади лесов вырублены и заняты с/х посевами?

    Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – росомаха (слайд 22)

    Выступления учащихся группы “ Степи” (слайд 23-26)

    Вопросы учащимся

    1. Почему эта зона простирается меридиально в центре материка?
    2. Почему в степях не растут деревья?
    3. Почему несмотря на малый растительный опад почва степей плодородная?
    4. Почему животные степей живут стадами, а лесные в одиночку?

    Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – бизон (слайд 27)

    По ходу выступлений оформляется страница нового учебника

    II часть урока “Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека”

    Учитель географии: Под воздействием хозяйственной деятельности: вырубка лесов, распашка почв, рост городов – природные комплексы Северной Америки сильно изменены. Нет ни одной природной зоны, которая бы не была изменена человеком. Дороги и города строятся на века, добыча полезных ископаемых ведется десятками лет. Леса вырубают для производства бумаги и строительных материалов. Распаханные почвы смываются ливнями и талыми водами, растут овраги. Лишенные мест обитания животные исчезают.

    Учитель биологии: В странах Северной Америки приняты законы направленные на охрану и восстановление природы. Ведется работа по восстановлению разрушенных комплексов: сажают леса, очищают от загрязнения озера и реки. Созданы заповедники и национальные парки. В эти чудесные уголки природы устремляются ежегодно миллионы горожан. Общее число охраняемых территорий 356. В Северной Америке создано несколько национальных парков. Самый первый – Йеллоустонский, основан в 1872 году.

    Сообщения учащихся:

    1. Йеллоустонский национальный парк (слайд 29)
    2. Национальный парк Вуд-Баффало (слайд 30)

    Вывод: А сейчас мы подводим итоги и проверяем вашу страницу.

    Страница готова. Взаимодействие компонентов природы отражено.

    Зная законы природы легче сберечь ее. Всем принявшим участие в создании страниц главы нового учебника ставим высокую оценку.

    Список использованной литературы:

    1. Н.А. Никитина “Поурочные разработки по географии” 7 кл. М. “Вако” 2006.
    2. Т.Н. Воробцова “География 7 кл. Поурочные планы” Волгоград 2002.
    3. “Интегрированные уроки в школе” 6-10 кл. сост.Болотникова Н.В. Волгоград. Учитель 2007.
    4. Г.Н. Элькин “География материков и океанов 7 кл.” Санкт-Петербург. Паритет 2001.
    5. Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова “По материкам и странам” Просвещение 1981.
    6. Заповедными тропами зарубежных стран. Издательство “Мысль” 1976.

    Ответ оставил: Гость

    1. тихий океан - самый большой и самый древний из всех океанов. его площадь составляет 178,6 млн. |см2. он может свободно вместить все материки и острова вместе взятые, поэтому его иногда называют великим. он расположен между материками евразией и австралией на западе, северной и южной америкой на востоке, антарктикой на юге. 2.изучение и освоение тихого океана начались задолго до появления письменной человечества. для плавания по океану использовались джонки, катамараны и простые плоты. экспедиция 1947 года на плоту из брёвен «кон-тики» под руководством норвежца тура хейердала доказала возможность пересечения тихого океана в западном направлении из центральной части южной америки к островам полинезии. китайские джонки совершали походы вдоль берегов океана в индийский океан. 3.обширные пространства тихого океана лежат во всех климатических поясах, кроме полярных. над его просторами формируется несколько областей высокого и низкого давления, образуются ветры, на северо-западе океана дуют муссоны. нередко проносят тайфуны. от климата во многом зависят свойства водных масс. температура поверхностных вод измеряется от -1 с (на севере) до +29 с (у экватора) . осадки над океаном над испарением, поэтому соленость поверхностных вод в нем несколько ниже, чем в других океанах. теплые воды океана способствуют работе кораллов, которых здесь множество. вдоль восточных берегов австралии протянулся большой риф. это самый крупный «хребет» , созданный организмами. 4.хозяйственная деятельность человека к сильному загрязнению некоторых акваторий тихого океана. особенно это проявилось у берегов японии и северной америки. истощились запасы китов, ряда ценных видов рыб и других животных. некоторые из них потеряли свое былое промысловое значение.

    Ответ оставил: Гость

    Африка: координаты крайних точек это второй по величине континент на нашей планете. он занимает площадь в 30 миллионов квадратных километров. с евразией африка соединена узким суэцким перешейком. 8 тысяч километров - именно на такое расстояние вытянулся с севера на юг материк африка. координаты крайних точек континента следующие: северная - мыс рас-энгела (37,21 градуса северной широты). южная - мыс игольный (34,51 градуса южной широты). 7,5 тысячи километров - расстояние между западной и восточной окраинами такого материка, как африка. координаты крайних точек континента следующие: западная - мыс альмади (17,33 градуса западной долготы). восточная - мыс рас-гафун (51,16 градуса восточной долготы). протяженность береговой линии материка составляет 26 тысяч километров. это мало для континента такого размера. причина заключается в том, что береговая линия африки расчленена слабо. следует также отметить, что крайние точки африки имеют и другие названия. так, мыс игольный иногда именуют мысом агульяс. а мыс рас-энгела иногда называют мысом бланко. поэтому в научной можно встретить и эти топонимы. положение африки уникальное. дело в том, что экватор пересекает этот материк практически посередине. данный факт приводит к двум важным последствиям

    1. Как различия в климате влияют на растительность лесных зон?

    В зоне тайги, где климат более холодный, особенно в Сибири, растительный мир менее разнообразен, чем на европейской части тайги. К югу, в зоне смешанных и широколиственных лесов, где климат умеренный, более теплый, видовой состав растений очень разнообразен. А в более влажных тропических и экваториальных лесах еще более богатый растительный мир.

    2. Известно, что в лесах образуется больше растительной массы, чем в степях, однако лесные почвы беднее чернозёмов. Почему?

    На формирование почв влияет несколько факторов. Наиболее сильно – климатические особенности и растительный мир. В лесах богатый растительный мир, но и количество осадков также значительное. Растворяемые частички вымываются водой и уносятся в более низкие горизонты почвы. В результате этого в лесах сформировались подзолистые и серые лесные почвы. В степях растительность представлена травами, но количество осадков небольшое, значит растворенные вещества остаются в верхних слоях почвы. В этой природной зоне сформировались черноземы – самые богатые почвы мира.

    3. На примере одной из лесных зон Евразии покажите связь между компонентами природы.

    Природная зона – хвойные леса (тайга). Благодаря мощному лесному покрову тайга стала убежищем для многих животных, и считается одной из наиболее богатых биоразнообразием зон.

    Зона тундры – бедная растительность, суровые природные условия. Низкий уровень биоразнообразия, однако животные, приспособившиеся к жизни в столь суровых условиях, научились выживать и давать потомство.

    В природной зоне степей сформировался умеренный тип климата. Высокие температуры воздуха, незначительное количество осадков способствовали к формированию преимущественно травяной растительности. Из-за небольшого промывного режима образовались черноземные почвы. Животные степей приспосабливаются к жизни в таких условиях. Это в основном будут грызуны. Видов этих животных немного, но количество их значительное. Также здесь будут обитать копытные, которые могут преодолевать значительные расстояния. На них охотятся хищники, такие как лисицы, волки. Большое количество птиц, которые питаются семенами растений или охотятся на грызунов.

    4. Почему на территории Евразии природные зоны сменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток?

    Из-за муссонной циркуляции воздушных масс.

    5. В какой природной зоне материка расположена ваша школа?

    Зоне смешанных лесов.

    6. Назовите характерные растения и животных этой зоны.

    Сосны, дуб, вяз, липа, клен, березы, осины, тополя. Волки, зайцы, косули, ежи.


    Окружающая нас природа состоит из частей, или, как их еще называют, компонентов. К природным компонентам относятся рельеф, климат, воды, растения, животные и почвы. Все эти компоненты прошли длительный путь развития, поэтому их сочетания не случайны, а закономерны. Благодаря своему взаимодействию они тесно связаны друг с другом, и это взаимодействие объединяет их в единую систему, где все части одна от другой зависят и одна на другую влияют. Такая единая система называется природно-территориальным комплексом, или ландшафтом.

    Основоположником отечественного ландшафтоведение заслуженно считается Л. С. Берг. Он определял природно-территориальные комплексы как области, сходные по преобладающему характеру рельефа, климата, вод, растительности и почвенного покрова. Можно выделить природные комплексы пустынь, лесов, степей и т.д. Л. С. Берг писал, что ландшафт (или природно-территориальный комплекс) есть как бы организм, в котором части обуславливают целое, а целое влияет на части.

    Размеры природно-территориальных комплексов различны. Самым крупным может считаться вся географическая оболочка, более мелкими - материки и океаны. К самым мелким природно-территориальным комплексам могут относиться овраги, поляны, пруды. Важно то, что независимо от размера все компоненты этих комплексов тесно взаимосвязаны друг с другом.

    Сочетания компонентов природы не случайны, а закономерны. Между ними существует множество связей, взаимодействий. Например, в условиях умеренного климата на рыхлых песчаных почвах растут сосновые леса, а если почвы глинистые, то будет преобладать ель. Взаимодействие между компонентами объединяет их в единую систему, где все части одна от другой зависят и одна на другую влияют. В результате образуются природные комплексы. Слово «комплекс» в переводе с латинского означает «сплетение». Это сплетение компонентов природы суши показано на схеме. Что же такое природный комплекс?
    Природно-территориальный комплекс (сокращенно - природный комплекс, или ПК) - это участок земной поверхности, который отличается особенностями природных компонентов, находящихся в сложном взаимодействии. Этот участок имеет более или менее четко выраженные границы, обладает природным единством, проявляющимся и в его внешнем облике.

    Разнообразие ПК на суше зависит от состава горных пород, рельефа и климата, оказывающих большое влияние на другие компоненты.
    Между компонентами природы существует взаимообмен веществом. Например, растения обмениваются с почвой и воздухом, и минеральными, и органическими веществами, водой, кислородом и углекислым газом. Этот обмен обусловливает единство и целостность ПК, поэтому достаточно повлиять на один компонент, чтобы изменился весь комплекс.

    Причиной формирования природно-территориальных комплексов выступают природные компоненты. Их принято подразделять на две группы:

    Зональные. Это внешние факторы, которые зависят от неравномерного нагрева Земли Солнцем. (Неравномерный нагрев объясняется шарообразностью нашей Земли.) Он изменяется в зависимости от географической широты: при движении от экватора к полюсам нагрев земной поверхности уменьшается. Благодаря зональным факторам образовались зональные природно-территориальные комплексы: географические пояса и природные (географические) зоны. Эти комплексы хорошо выражены на равнинах, где границы их простираются параллельно широтам. В горах и в глубинах океана зональные природно-территориальные комплексы изменяются с высотой или глубиной. Примером зональных природно-территориальных комплексов являются тундра, степи, тайга, зона смешанных лесов, альпийские луга в горах;

    Незональные (или азональные). Это внутренние факторы, которые зависят от процессов, протекающих в недрах Земли. Результатом их является геологическое строение, рельеф. Благодаря незональным (азональным) факторам возникли азональные природно-территориальные комплексы, которые называются физико-географическими странами. Они выделяются по геологическому строению и рельефу, связанному с ним. Примерами азональных природно-территориальных комплексов (природных районов) являются Восточно-Европейская равнина, Уральские горы, Амазонская низменность, Кордильеры, Гималаи и др.
    Таким образом, наша Земля представляет собой систему зональных и азональных комплексов, причем азональные комплексы вместе с рельефом представляют собой основание, а зональные, словно покрывалом, перекрывают их. Соприкасаясь и проникая друг в друга, они образуют ландшафт - часть единой географической оболочки.

    Природно-территориальным комплексам (ландшафтам) свойственно изменение во времени. Больше всего на них влияет хозяйственная деятельность человека. В последнее время (в рамках развития Земли) на планете начинают возникать комплексы, созданные человеком, - антропогенные (греч. anthropos - человек, genes - рождение) ландшафты. По степени изменения они дифференцируются на:
    - слабоизмененные - охотничьи угодья;
    - измененные - пашни, мелкие поселения;
    - сильноизмененные - городские поселения, крупные разработки полезных ископаемых, крупная распашка, вырубка лесов;
    - улучшенные -- санитарная расчистка лесов, парковая зона, «зеленая зона» вокруг крупных городов.

    Воздействие человека на ландшафты выступает сейчас как важный природообразующий фактор. Конечно, деятельность человека в наш век не может не изменять природу, но необходимо помнить, что преобразование ландшафтов должно происходить с учетом взаимосвязи всех компонентов природно-территориального комплекса. Только тогда можно избежать нарушения природного равновесия.

    

    Территории суши со сходными природными условиями (климат, почва, растительность, животные), простирающиеся и сменяющиеся в определенном порядке от полюса в широтном направлении. Деление земной поверхности на природные зоны было предложено русским учёным В.В. .

    Положение России в северных широтах обусловило расположение на её территории следующих природных зон, сменяющих друг друга при движении с севера на юг: , зона (включает подзоны , смешанных и широколиственных ), субтропическая зона.

    Зона тундры. Занимает побережье морей от западной границы страны до пролива. Южная граница местами доходит до северного полярного круга. Средняя температура июля составляет +5, +10 градусов. Зима долгая и холодная. выпадает мало, всего 200 - 300 мм в год. Но при недостатке тепла испарение невелико, поэтому увлажнение избыточное (коэффициент увлажнения превышает 1,5). Практически повсеместно распространена , которая оттаивает летом всего на несколько сантиметров. Почвы маломощные тундрово-глеевые. Здесь господствует тундровая растительность из мхов, лишайников и кустарничков. Здесь растет голубика, морошка, клюква, брусника, есть здесь и съедобные грибы. В тундре пасутся огромные стада северных оленей, здесь добывают песца, а в тундровых озерах много рыбы.

    Главные занятия коренного населения - оленеводство, охота, рыболовство. Кое-где в теплицах выращивают овощи.

    Природные комплексы тундры сильно пострадали в результате интенсивной добычи .

    Особое место в природе нашей страны занимают районы .

    Смена в горах. Обусловлена эта смена, прежде всего изменением с поднятием на определённую высоту. Набор природных зон в горах зависит от высоты гор, определяющей количество высотных поясов и характер верхнего из них. И от самих гор, что определяет характер нижнего пояса.

    Последовательность высотных поясов совпадает с последовательностью их смены , при движении с севера на юг.

    В горах отчетливо выражена высотная поясность.

    Нижний ярус занимают широколиственные леса с преобладанием дуба. Выше располагаются леса из бука, которые с высотой переходят сначала в смешанные, а потом в елово-пихтовые леса. Верхняя граница леса находится на высоте 2000 - 2200м. За ней на горно-луговых , располагаются пышные с зарослями кавказского рододендрона. Они переходят в низкотравные альпийские луга, за которыми высокогорный пояс и снежников.