Взаимосвязь компонентов природы в зоне степей. Особенности взаимосвязи компонентов природы в пределах крупных природных зон и районов на территории России

На данный момент на Земле практически не осталось мест, где не ступила нога человека. Речь пойдет в первую очередь именно о его влиянии на природные комплексы. Связано это с рядом факторов. Во-первых, число людей на планете возрастает. Для того чтобы расселение происходило равномерно, необходимо вести постоянную работу по освоению новых земель. Вырубаются леса, культивируются сельскохозяйственные культуры, убиваются или изгоняются представители местной фауны.

Во-вторых, развитие человеческих технологий не остановить. Благодаря человек может проникнуть своим взглядом в глубины вселенной, может проникнуть глубоко в пучину морей и океанов, может исследовать самые жаркие и самые холодные места на планете. Взять хотя бы открытие Америки Колумбом. Если бы не развитие торгового судоходства, о подобном открытии можно было бы не . Человек, преследуемый чувством любопытства, попадает туда, где ранее не был, и пытается выжить на новых местах. Это не происходит без антропогенного влияния на окружающую среду.

Третий, самый существенный фактор - это развитие промышленности. Тысячи заводов по всей планете выделяют в атмосферу, землю и воду тысячи различных токсичных веществ, которые неисправно загрязняют окружающую среду. Ведь Земля - это тоже один большой . Неговоря уже о том, как конкретный участок Земли, на котором находятся промышленные предприятия.

Взаимодействие компонентов природного комплекса

Помимо человеческого влияния, внутри них происходят постоянные процессы, которые в динамике изменяют и преобразуют природные комплексы. Эти процессы связаны с теми взаимосвязанными компонентами, которые присущи любому природному комплексу. Это рельеф, воды, почвы, климат, растительность и животный мир. Любое изменение во времени любого из этих компонентов неминуемо приводит к изменению всех остальных.

Живой пример - эпоха динозавров. В доисторическое время этими удивительными животными была населена вся Земля. Если бы не падение метеорита и не вызванное этим событием резкое изменение климата по всей планете, никто бы не сказал, какими бы были современные природные комплексы и был бы человек на Земле.

Другой пример, который у всех на слуху - разрушение озонового слоя атмосферы. Из-за чрезмерных выбросов парниковых газов промышленными предприятиями, у планеты практически не осталось средств от ультрафиолетового излучения Солнца. Это приводит к постепенному изменению климатических условий по всей Земле и повышению уровня мирового океана.

Природный комплекс.

1. Приведите примеры природных комплексов.

Пустыня Сахара, Сибирская тайга.

2*. Раскройте содержание киргизской пословицы: "Когда облака редки, земля плешива".

Если осадков мало, наступает засуха.

3. Приведите примеры влияния деятельности человека на биосферу.

1) Распашка земель, выращивание культурных арстений.

2) Затопление территорий, создание водохранилищ.

3) Выработка жил, раскопка карьеров.

4) Истребление животных.

5) Вырубка лесов.

4. Подготовьте сообщение об одном из организмов, занесенных в Красную книгу.

Восковник болотный (Myrica gale) — редкий вид кустарника, занесенный в Красную Книгу и находящийся под защитой государства. Он относится к семейству восковниковых. Восковник болотный представляет собой невысокий (до 1,5 м высотой) кустарник, покрытый эфиромасличными железками золотистого цвета. Восковник болотный имеет сизовато-серые листья и цветы, свисающие в сережках.

Этот двудомный кустарник произрастает на заболоченных лугах, возле травяных и черноольховых топей и на болотах. Восковник болотный считается лекарственным растением и ценится за свои пряно-ароматические свойства. Недаром в народе его нередко именуют «пахучкой». В старину в Норвегии он считался одним из самых главных компонентов эля. Здесь об этом растении существует легенда. Давным-давно жили-были два великана. Они вечно соперничали, стремились превзойти один другого во всем. И вот однажды решили выяснить: кто из них дальше сможет закинуть буковую дубинку. Но один из великанов решил действовать наверняка — он заранее пришел к буку, из которого они собирались вырезать дубинки, и заколдовал его. Поэтому когда соревнующиеся метнули свои снаряды, дубинка, сделанная из заговоренного дерева, угодила прямо в лоб его соперника, бросившего ее. Упал сраженный великан на землю, а его коварный противник удалился прочь, торжествуя. Когда поверженного богатыря нашли жители ближайшей деревни, они немедля стали оказывать ему помощь. Не менее сотни раз пришлось им сбегать к колодцу за холодной водой, чтобы привести великана в чувство. Когда же он пришел в себя и увидел, как обессилили его спасители, решил отблагодарить их. Он научил их варить эль, куда непременно надо было добавлять восковник, чьи стебли и листья придавали напитку пряный вкус и усиливали его опьяняющее воздействие. Когда же великан понял, что его дар оказался не таким уж невинным (все мы знаем, что людям нередко отказывает чувство меры), он унес кустарник на болота в надежде спрятать его. Но охочие до хмельного напитка обнаружили восковник и там. После этого великан махнул рукой на человеческие слабости, решив, что у всякой благодарности должны быть пределы. А восковник с тех пор так и растет на болотах.

5. Сравните измененность естесственной растительности и животного мира в поле, на пастбище, в лесу, пойме реки, сельском населенном пункте, городе. Заполните таблицу. Сделайте выод о том, почему на указанных территориях степень изменения природы различна.

Вывод : Человек сильно влияет на растительный и животный состав местности.

краткое содержание других презентаций

«Карта природных зон Африки» - Злаки. Органический мир саванн. Влажные экваториальные леса. Страус. Животный мир. Горилла. Изменение природы Африки человеком. Слон. Леопард. Природные зоны африки. Богатая растительность. Органический мир Гилеи. Зебра. Климат. Зона саванн. Записки непутевого туриста.

«Климатические зоны Африки» - Бассейн реки. Основные климатические пояса. Воздушная масса. Климатический пояс. Африка. Мечта моя. Климатообразующий фактор. Климат Африки. Самый жаркий материк. Ветры летом.

«Климат и природные зоны Африки» - Саванна. Разнообразные антилопы. Тропические пустыни. Влажный экваториальный лес. Географическая зональность. Африка. Природные зоны Африки. Животные. Финиковая пальма. Средиземноморская природная зона. Животный мир.

«Саванны Африки» - Баобаб - один из самых почетных ветеранов растительного мира. Из древесной растительности здесь встречаются пальмы, разнообразные акации, древовидные кактусы. Акация зонтичная - обитатель африканской саванны. Африка - второй по величине континент земного шара. Саванна - зональный тип ландшафта тропических и субэкваториальных климатических поясов. Саванны. За один раз лев съедает свыше 10 кг мяса. Некоторые растения способны запасать влагу в стволах (баобабы, бутылочное дерево).

«Леса Африки» - Гилея. Голиаф. Деревья. Климат. Карликовый бегемот. Географическое положение. Животный мир. Взаимосвязи природных компонентов. Почвы. Характеристика природных зон Африки. Атлас. Особенности экваториального леса. Природные зоны африки. Улитка Ахатина. Средний и нижний ярус. Муха Цеце. Молодые побеги ветвей. Верхний ярус. Окапи. Сумрак и сырость. Органический мир гилеи. Фагара. Множество лиан. Что называется «природной зоной».

«Африканские пустыни» - Выбери только животных пустыни. Пустыня. Каир. Выбери верное утверждение. В пустыне Африки. Феннек, или пустынная лисица. Растения в пустыне. Климат. Тушканчик. Зона пустыни Сахара. Почвы в пустыне. Растения в пустынях выживают за счёт очень длинных корней. Оазисы. Животный мир пустыни.

Цель работы: формирование умений на конкретных приме-рах показывать взаимосвязи, существующие между природ-ными компонентами в природной зоне.

Данная практическая работа может быть проведена в форме анализа профиля, показывающего изменение почвенно-растительного покрова при движении с севера на юг.

Профиль может быть выполнен на отдельном листе, кото-рый вывешивается на доске; учащиеся могут изобразить про-филь и в своих тетрадях.

Затем учащиеся отвечают на вопро-сы, подтвердив свои ответы фактическими данными, получен-ными при анализе профиля:

1. Как изменяются основные виды почв при движении с се-вера на юг по Восточно-Европейской равнине?

2. Как изменяется плодородность почв и от чего она зави-сит?

3. Как и почему изменяется характер растительности?

После ответа на вопросы учащиеся сами формулируют вы-вод о зависимости, существующей между почвой и типом рас-тительного покрова.

Для доказательства взаимосвязи между характером расти-тельного покрова и животным миром учащиеся сравнивают видовой состав животных, населяющих тайгу и смешанные ле-са, с видовым составом животных пустынь и полупустынь. Это сравнение дает возможность учащимся правильно обосновать взаимосвязь растительного и животного мира.

Практическая работа может быть проведена на основе ана-лиза различных карт атласа. Учитель предлагает несколько районов, входящих в различные природные зоны. Используя карты (почв, растительности и животного мира), учащиеся заполняют таблицу и делают вывод о взаимосвязи этих природ-ных компонентов (таблица):

Таблица

Учитель предлагает рассмотреть одну из природных зон (по выбору).

Анализируя карты атласа, учащиеся заполняют предложен-ную учителем таблицу и делают вывод о зависимости между компонентами природы в зоне тундры (таблица).

В заключение учащиеся на конкретных примерах делают вывод о зависимости почв, растительности и животного мира тундры.

Таблица. Природная зона — тундра


ЛИТЕРАТУРА

1. Аквилева Г. Н. и др. Преподавание природоведения в малокомплектной школе. Пособие для учителя.

2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. [Текст] / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. - М., 2001.

3. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. Пособие для учителей. [Текст] / В.П. Герасимов. - М., 1997.

4. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения: Учебное пособие для учащихся пед. Уч-щ по специальности «Учитель начальных классов». [Текст] / В.П. Горощенко, И.А.Степанов. - М., 1984.

5. Детская энциклопедия «Я познаю мир». - М., 1998.

6. Изучаем природу Земли. Творческие задания, практические работы, моделирование и эксперимент по естествознанию. [Текст] / О.М. Краснова, Е.И. Белякова. - Р-н/Д, 1996.

7. Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» 2-3 класс к учебному комплекту А.А. Плешакова. [Текст] / О.В. Казакова, Н.А. Сбоева. - М., 2006.

8. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание. Землеведение и краеведение. [Текст] / С.Г. Любушкина, К.В. Пашканг. - М. 2002.

9. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. [Текст] / В.М. Найдыш. - М., 1999.

10. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности «Педагогика и методика начального обучения». [Текст] / В.М. Пакулова, В.И.Кузнецова. - М., 1990.

11. Природоведение. Методическое пособие к учебнику «Природоведение» А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. [Текст] / Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, Н.И. Сонин. - М., 1998.

13. Фефилова Е.П., Поторогина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» 1-2 класс к учебному комплекту А. А. Плешакова. [Текст] / Е.П.Фефилова, Е.А. Поторогина. - М., 2004.

14. Хрестоматия по зоологии. [Текст] / Сост. С.А. Молис. - М., 1971.

15. Энциклопедический словарь «Естествознание». - М., 2002.

16. Энциклопедический словарь географических терминов. [Текст] / Под ред. С.В. Калесника. - М., 1968.

17. Энциклопедия для детей «Аванта +». - М., 2001.

1. Как различия в климате влияют на растительность лесных зон?

В зоне тайги, где климат более холодный, особенно в Сибири, растительный мир менее разнообразен, чем на европейской части тайги. К югу, в зоне смешанных и широколиственных лесов, где климат умеренный, более теплый, видовой состав растений очень разнообразен. А в более влажных тропических и экваториальных лесах еще более богатый растительный мир.

2. Известно, что в лесах образуется больше растительной массы, чем в степях, однако лесные почвы беднее чернозёмов. Почему?

На формирование почв влияет несколько факторов. Наиболее сильно – климатические особенности и растительный мир. В лесах богатый растительный мир, но и количество осадков также значительное. Растворяемые частички вымываются водой и уносятся в более низкие горизонты почвы. В результате этого в лесах сформировались подзолистые и серые лесные почвы. В степях растительность представлена травами, но количество осадков небольшое, значит растворенные вещества остаются в верхних слоях почвы. В этой природной зоне сформировались черноземы – самые богатые почвы мира.

3. На примере одной из лесных зон Евразии покажите связь между компонентами природы.

Природная зона – хвойные леса (тайга). Благодаря мощному лесному покрову тайга стала убежищем для многих животных, и считается одной из наиболее богатых биоразнообразием зон.

Зона тундры – бедная растительность, суровые природные условия. Низкий уровень биоразнообразия, однако животные, приспособившиеся к жизни в столь суровых условиях, научились выживать и давать потомство.

В природной зоне степей сформировался умеренный тип климата. Высокие температуры воздуха, незначительное количество осадков способствовали к формированию преимущественно травяной растительности. Из-за небольшого промывного режима образовались черноземные почвы. Животные степей приспосабливаются к жизни в таких условиях. Это в основном будут грызуны. Видов этих животных немного, но количество их значительное. Также здесь будут обитать копытные, которые могут преодолевать значительные расстояния. На них охотятся хищники, такие как лисицы, волки. Большое количество птиц, которые питаются семенами растений или охотятся на грызунов.

4. Почему на территории Евразии природные зоны сменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток?

Из-за муссонной циркуляции воздушных масс.

5. В какой природной зоне материка расположена ваша школа?

Зоне смешанных лесов.

6. Назовите характерные растения и животных этой зоны.

Сосны, дуб, вяз, липа, клен, березы, осины, тополя. Волки, зайцы, косули, ежи.