Красная (Советская) армия 1941 - 1945гг. Вооружение Револьвер, сконструированный известным бельгийским оружейником Лео Наганом, состоял на вооружениИ русской армии перед первой мировой войной и во время войны. Первоначально револьверы для русской изготавливались в Бельгии, а с 1898 г. их начал делать оружейный завод в Туле. На вооружении Красной Армии состояли револьверы образца 1895г. только с ударно-спусковыми механизмами двойного действия.
В целом револьвер прост по устройству и в обращении, достаточно легок, мал по своим размерам и всегда готов к стрельбе. Главным же его недостатком, характерным в принципе для всех револьверов, было то, что для снаряжения барабана патронами требовалось слишком много времени и сама эта операция была достаточно трудоемка: нужно было шомполом вытолкнуть стреляные гильзы из гнезд барабана и по одному вставить в них новые патроны. В начале войны немецкие войска захватили значительное количество револьверов обр. 1895 г. и использовали их в дальнейшем под обозначением «Револьвер б12(r)». Для проведения специальных операций Академия вооружений войск СС разработала для него глушитель силы звука. Таким образом, при выстреле звук отсутствовал, а стреляные гильзы оставались в барабане. Интересно, что револьверы других систем не могли быть использованы таким образом из-за отсутствия обтюрации пороховых газов.
Несмотря на высокие боевые качества револьвера системы Нагана обр. 1895 г., более перспективным для вооружения комсостава Красной Армии был признан автоматический пистолет. Разработка пистолетов в Советском Союзе была начата практически с нуля, тем не менее в конце 20-х годов XX века были разработаны и представлены на полигонные испытания пистолеты конструкции Токарева, Коровина и Прилуцкого. Одновременно по такой же программе испытывались зарубежные образцы пистолетов систем Вальтера и Браунинга, а также Парабеллум.
По результатам испытаний лучшим был признан пистолет системы Токарева, как более надежный, легкий и компактный. В начале 1931 г. пистолет был принят на вооружение Красной Армии под названием «7,62-мм пистолеТ обр. 1930 г.».За пистолетом закрепилось также неофициальное название «ТТ» - Тула, Токарев. В процессе освоения пистолета в массовом производстве были несколько изменены детали ударно-спускового механизма, ствола и рамки. Массовое производство этого модернизированного пистолета было начато в 1933 г., поэтому его называют пистолетом ТТ обр. 1933 г.
Одной из особенностей конструкции пистолета, причем не самой удачной, является отсутствие предохранителя как отдельной детали. Функции предохранителя выполняет глубокий вырез на курке, который с шепталом и разобщителем запирает затвор и курок. В ходе эксплуатации пистолета выяснилось, что такая конструкция не обеспечивает безопасность. В качестве других недостатков пистолета назывались низкая живучесть некоторых его деталей и самопроизвольное выскакивание магазина из рукоятки. В связи с этим на вооружении Красной Армии был оставлен револьвер обр. 1895 г.
и его производство было сохранено. Оно продолжалось в примерно равных объемах вплоть до 1942 г., когда опыт боевых действий однозначно подтвердил преимущество пистолета ТТ. Общий объем выпуска пистолетов ТТ за период с 1933 г.
до завершения их производства в середине 50 годов оценивается в 1 740 000 штук. Производство пистолета системы Коровина ТК, начатое в 1926 г. и продолжавшееся до 1935 г., было обусловлено стремлением высшего комсостава Красной Армии, а также партийных и хозяйственных рабОтников иметь для самообороны оружие, не столь громоздкое, как револьвер системы Нагана, и допускающее скрытое его ношение. Компактный 6,35-мм пистолет системы Коровина наилучшим образом отвечал этим требованиям.
Стрельба из пистолета ведется созданными специально для него патронами с усиленным зарядом пороха по сравнению с аналогичным патроном Браунинга того же калибра. Питание патронами при стрельбе осуществляется из коробчатого магазина емкостью 8 патронов. В ходе серийного производства внешнее оформление пистолета было несколько «облагорожено»: вместо гладких щечек рукоятки стали использовать щечки с выштампованными буквами ТОЗ - Тульский оружейный завод, для крепления щечек вместо винтов использованы поворотные закрепляющие планки, вместо вертикальных насечек затвор был снабжен насечками наклонными и т. д. Наряду с высокой надежностью и удобством эксплуатации пистолета это способствовало росту его популярности у комсостава Красной.
Пистолеты этой модели (в Германии они имели неофициальное название «боло», то есть «большевик», на жаргоне того времени) являются дальнейшим развитием известных пистолетов системы Маузера обр. 1896 г. (иногда встречается также обозначение «Маузер К-96»), относящихся к наиболее мощным образцам автоматических пистолетов, действие автоматики которых основано на использовании энергии отдачи ствола при коротком его ходе. При выстреле ствол с затвором перемещается назад. После отпирания затвор за счет приобретенной скорости и остаточного действия порОховых газов движется назад относительно ствола и производит экстракцию и отражение стреляной гильзы. Курок взводится и ставится на шептало.
При последующем движении вперед производится досылание очередного патрона и запирание. Для производства следующего выстрела необходимо только отпустить и снова нажать на спусковой крючок. После израсходования всех патронов затвор останавливается на затворной задержке. Запирание канала ствола осуществляется при помощи запирающей защелки (личинки), поворачивающейся в вертикальной плоскости. Пистолет снабжен ударным механизмом куркового типа с открытым расположением курка. Спусковой механизм рассматриваемой модели допускал ведение лишь одиночного огня.
Питание пистолета патронами производилось из постоянного магазина емкостью 10 патронов. Для заполнения магазина использовались обоймы, но можно было также заполнять его по одному патрону. Для повышения устойчивости при стрельбе на большие расстояния предусмотрена возможность использования в качестве приклада деревянной кобуры, в которой размещается пистолет в походном положении.Стрельба из пистолета велась с помощью переменного секторного прицела с насечкой для стрельбы на расстояния до 1000 м, однако реально хорошие результаты достигались лишь на расстоянии до 100 м. Оружие советской пехоты перед Великой Отечественной войной вполне соответствовало требованиям того времени. Единственным неавтоматическим образцом этого оружия была 7,62-мм магазинная виНтовка системы Мосина обр.
1891 г. Созданная на 7 лет раньше известной германской винтовки системы Маузера обр. 1898 г., эта винтовка отлично зарекомендовала себя в сражениях двух мировых войн и оставалась на вооружении Советской вплоть до начала 60-х годов XX века. Винтовка обр. 1891/1930 гг. отличалась высокой надежностью, точностью, простотой и удобством эксплуатации. Она состояла всего из 42 деталей по сравнению с 70 и более у других винтовок, что облегчало ее массовое производство. Всего за годы войны было изготовлено более 12 млн. винтовок обр. 1891/1930 гг. и созданных на базе этой модели карабинов. Для вооружения солдат кавалерийских частей, а также саперных и артиллерийских подразделений в русской армии использовался карабин обр. 1907 г., созданный на базе 7,62-мм винтовки образца 1891 г. От винтовки карабин отличался отсутствием штыка (обр. 1938 г.), меНьшей длиной ствола и соответственно меньшим весом. С учетом боевого опыта во второй половине 1943 г. был разработан и прошел войсковые испытания новый вариант карабина, снабженный неотъемно-откидным штыком. Крепление штыка на карабине допускает два положения: боевое - штык откинут в переднее положение и готов к действию в рукопашном бою, и походное - штык сложен назад, и лезвие его прилегает к цевью ложи с правой стороны. На дистанциях 300-400 м он обладал такой же эффективностью огня, как и винтовка обр. 1891/1930 гг.
Винтовка Токарева Самозарядная винтовка Токарева была первоначально принята на вооружение РККА в 1938 году под обозначением СВТ-38, в связи с тем, что ранее принятая на вооружение автоматическая винтовка Симонова АВС-36 имела ряд серьезных недостатков. По опыту эксплуатации в 1940 году был принят несколько облегченный ввариант винтовки под обозначением СВТ-40. Выпуск винтовкиСВТ-40 продолжался вплоть до 1945 года, в первой половине войны – нарастающими темпами, потом - все в меньших и меньших количествах. Общее количество произведенных СВТ-40 составило порядка полутора миллионов штук, включая порядка штук в вварианте снайперской винтовки. СВТ-40 использовалась в ходе Советско-Финской войны 1940 года и в ходе Великой Отечественной войны, при этом в ряде подразделений она являлась основным индивидуальным оружием пехоты, но в большинстве случаев выдавалась только части солдат. Общее мнение об этой винтовке довольно противоречиво. С одной стороны, в Красной Армии она местами заслужила славу не слишком надежного оружия, чувствительного к загрязнению и морозам. С другой стороны, у многих солдат эта винтовка пользовалась заслуженной популярностью за существенно большую, чем у винтовки Мосина, огневую мощь.
Винтовка Мосина Магазинная винтовка образца 1891 года - основное индивидуальное оружие пехотинца - имела высокие боевые и служебно-эксплуатационные качества, однако опыт ее многолетнего боевого применения настоятельно требовал внесения в конструкцию ряда изменений. Поэтому были усовершенствованы крепление штыка, прицельное устройство, а также использованы некоторые изменения, направленные на снижение трудоемкости изготовления. Модернизированная винтовка получила наименование 7,62-мм винтовки образца 1891/30 года. На базе этого образца была разработана снайперская винтовка, отличавшаяся наличием оптического прицела, изогнутой формой рукоятки, а также лучшим качеством канала ствола. Эта винтовка образца 1891/30 года сыграла заметную роль в Великой Отечественной войне. Лучшие советские снайперы уничтожили из нее за годы войны по нескольку сотен офицеров и солдат противника. Наряду с винтовкой образца 1891 года модернизации был подвергнут карабин образца 1907 года, получивший после усовершенствования название 7,62-мм карабина образца 1938 года. В конструкцию были внесены те же изменения, что и в винтовку образца 1891/30 года. Новый карабин характеризовался: отсутствием штыка, меньшей по сравнению с винтовкой образца 1891/30 года длиной (1020 мм), а также уменьшенной до 1000 м прицельной дальностью. Винтовка образца 1891/30 года и созданные на ее основе карабины широко использовались наряду с новым индивидуальным автоматическим оружием в боевых действиях на всех фронтах Великой Отечественной войны.
Ручной пулемет Дегтярева РПД Ручной пулемет ДП (Дегтярева, пехотный) был принят на вооружение РККА в 1927 году и стал одним из первых образцов, созданных с нуля в молодом Советском государстве. Пулемет оказался довольно удачным и надежным, и в качестве основного оружия огневой поддержки пехоты звена взвод - рота массово использовался вплоть до конца Великой Отечественной войны. По окончании войны пулемет ДП и его модернизированный вариант ДПМ, созданный по опыту боевых действий в годах, были сняты с вооружения Советской Армии, и широко поставлялись "дружественным" СССР странам и режимам, отметившись в войнах в Корее, Вьетнаме и других. На основе опыта, приобретенного во Второй Мировой стало ясно, что пехоте необходимы единые пулеметы, сочетающие повышенную огневую мощь с высокой мобильностью. В качестве эрзац-заменителя единого пулемета в звене рота на основе более ранних разработок в 1946 году был создан и принят на вооружение ручной пулемет РП-46, представлявший собой модификацию ДПМ под ленточное питание, что вкупе с утяжеленным стволом обеспечивало большую огневую мощь при сохранении приемлемой маневренности. Тем не менее, РП-46 так и не стал единым пулеметом, используясь только с сошек, и с середины 1960 х был постепенно вытеснен из системы вооружения пехоты СА новым, более современным единым пулеметом Калашникова - ПК. Как и предыдущие образцы, РП-46 широко поставлялся на экспорт, а также производился за рубежом, в том числе - в Китае, под обозначением Тип 58.
Тульский Токарев ТТ Пистолет ТТ (Тульский, Токарева), как следует из его названия, был разработан на Тульском Оружейном заводе легендарным русским оружейником Федором Токаревым. Разработка нового самозарядного пистолета, предназначенного для замены как штатного устаревшего револьвера Наган обр 1895 года, так и различных импортных пистолетов, имевшихся на вооружении в Красной Армии, была начата во второй половине 1920 годов. В 1930 году, после продолжительных испытаний, пистолет системы Токарева рекомендуется к принятию на вооружение, и армия заказывает несколько тысяч пистолетов для войсковых испытаний. В 1934 году по результатам опытной эксплуатации в войсках, на вооружение РККА принимается несколько улучшенный ввариант этого пистолета под обозначением "7.62 мм самозарядный пистолет Токарева образца 1933 года". Вместе с пистолетом на вооружение принимается и 7.62 мм пистолетный патрон типа "П" (7.62 х 25 мм), созданный на основе популярного мощного патрона 7.63 мм Маузер, закупавшегося для имевшихся в большом количестве в СССР пистолетов Mauser C96. Позже были также созданы патроны с трассирующей и бронебойной пулями. Пистолет ТТ обр. 33 года производился параллельно с револьвером Нагана вплоть до начала Великой Отечественной Войны, а затем полностью вытеснил наган из производства. В СССР производство ТТ продолжалось до 1952 года, когда он был официально заменен на вооружении Советской Армии пистолетом ПМ системы Макарова. В войсках ТТ оставался до 1960 х годов, и по настоящее время значительное число этих пистолетов законсервировано на армейских резервных складах. Всего в СССР было выпущено примерно пистолетов ТТ.
ППШ 7,62-мм пистолет-пулемет системы Шпагина (ППШ), образца 1941 г. Самое распространенное автоматическое оружие времен Второй мировой войны. Важным преимуществом ППШ была простота его конструкции, позволившая советской промышленности в трудных условиях военного времени наладить его массовое производство. Автоматика основана на использовании отдачи свободного затвора. Запирание ствола при выстреле производится массой затвора. Спусковой механизм обеспечивает ведение автоматического и одиночного огня. Для предохранения ствола от ударов и стрелка от ожогов предусмотрен металлический кожух с овальными окнами. Прицел секторный, на 500 м. Питание патронами из дискового или коробчатого магазинов, вмещающих соответственно 71 и 35 патронов. Для увеличения устойчивости оружия при стрельбе служит дульный тормоз-компенсатор, представляющий собой одно целое с кожухом ствола. Ложа березовая, карабинного типа.
Пулемет Максим Пулемёт Максима активно применялся РККА в Великой Отечественной войне. Его использовала как пехота, так и горнострелковые отряды, а так же флот, и заградотряды НКВД. Во время войны боевые возможности «Максима» пытались повысить не только конструкторы и производители, но и непосредственно в войсках. Солдаты часто убирали с пулемета бронещит, тем самым пытаясь повысить манёвренность и добиться меньшей заметности. Для маскировки помимо камуфляжной окраски, на кожух и щит пулемёта одевали чехлы. В зимнее время «Максим» устанавливали на лыжи, санки или на лодку-волокушу, с которых и вели огонь. Во время Великой Отечественной пулемёты крепили на легкие джипы «Виллис» и ГАЗ-64. Был и счетверённый зенитный ввариант «Максима». Эта ЗПУ широко применялась в качестве стационарной, самоходной, корабельной, устанавливалась в кузовах автомашин, бронепоездах, железнодорожных платформах, на крышах зданий. Пулемётные системы «Максима» стали самым распространённым оружием армейской ПВО. Счетверенная зенитно- пулеметная установка образца 1931 года отличалась от обычного «Максима» наличием устройства принудительной циркуляцией воды и большой емкостью пулеметных лент на 1000 патронов вместо обычных 250. Используя зенитные кольцевые прицелы установка была в состоянии вести эффективный огонь по низколетящим самолетам противника (максимально на высотах до 1400 м при скорости до 500 км/час). Эти установки также часто использовались для поддержки пехоты.
ППС-43 Пистолет-пулемет Судаева ППС-43 Калибр: 7,62x25 мм TT Вес: 3,67 кг заряженный, 3,04 кг без патронов Длина (приклад сложен/разложен): 615 / 820 мм Длина ствола: 272 мм Темп стрельбы: 700 выстрелов в минуту Магазин: 35 патронов Эффективная дальность: 200 метров Пистолет-пулемет ППШ, при всех своих достоинствах, был слишком громоздок и тяжел для применения в условиях помещений или узких окопов, для использования экипажами танков, разведчиками, десантниками, и потому в 1942 году Красной Армией объявляются требования на новый ПП, который должен был быть легче и меньше ППШ, а также более дешев в производстве. В конце 1942 года после сравнительных испытаний на вооружение РККА принимается пистолет-пулемет конструкции инженера Судаева под обозначением ППС-42. Производство ППС-42, как и его дальнейшей модификации ППС-43 было налажено в осажденном Ленинграде, и всего за годы войны было произведено порядка полумиллиона ППС обеих моделей. После войны ППС широко поставлялся на экспорт про-Советским странам и движением, а также много копировался за рубежом (в том числе в Китае, Северной Корее). ППС-43 нередко называется лучшим ПП Второй Мировой Войны. Технически, ППС представляет собой оружие, построенное по схеме со свободным затвором и стреляющее с заднего шептала (с открытого затвора). Режим огня - только автоматический. Предохранитель выполнен в передней части спусковой скобы и блокирует спусковую тягу. Ствольная коробка штампованная из стали засело с кожухом ствола. Для разборки ствольная коробка "переламывается" вперед-вниз по оси, расположенной перед приемником магазина. ППС оснащен дульным тормозом-компенсатором простейшей конструкции. Прицельные приспособления включают неподвижную мушку и перекидной целик, рассчитанный на дальности 100 и 200 метров. Приклад складной вниз, выполнен из стали. ППС использовал коробчатые секторные (рожковые) магазины емкостью 35 патронов, не взаимозаменяемые с магазинами от ППШ.
Пулемет Дегтярева и Шпагина Kалибр: 12,7x108 мм Вес: 34 кг тело пулемета, 157 кг на колесном станке Длина: 1625 мм Длина ствола: 1070 мм Питание: лента 50 патронов Темп стрельбы: 600 выстрелов/мин Задание на создание первого советского крупнокалиберного пулемета, предназначенного в первую очередь для борьбы с самолетами на высотах до 1500 метров, было выдано к тому моменту уже весьма опытному и хорошо известному оружейнику Дегтяреву в 1929 году. Менее чем через год Дегтярев представил на испытания свой пулемет калибра 12.7 мм, и с 1932 года началось мелкосерийное производство пулемета под обозначением ДК (Дегтярев, Крупнокалиберный). В целом ДК повторял по конструкции ручной пулемет ДП-27, и имел питание из отъемных барабанных магазинов на 30 патронов, устанавливавшихся на пулемет сверху. Недостатки такой схемы питания (громоздкость и большой вес магазинов, низкая практическая скорострельность) вынудили прекратить выпуск ДК в 1935 году и заняться его усовершенствованием. К 1938 году конструктор, Шпагин разработал модуль ленточного питания для ДК, и в 1939 году усовершенствованный пулемет был принят на вооружение РККА под обозначением "12.7 мм крупнокалиберный пулемет Дегтярева - Шпагина обр года - ДШК". Массовый выпуск ДШК был начат в годах. Они использовались в качестве зенитных, в качестве оружия поддержки пехоты, устанавливались на бронетехнику и малые корабли (в том числе - торпедные катера). По опыту войны в 1946 году пулемет модернизирован (изменены конструкция узла подачи ленты, крепление ствола), и пулемет принят под обозначением ДШКМ. ДШКМ состоял или состоит на вооружении свыше 40 армий мира, производится в Китае ("тип 54"), Пакистане, Иране и некоторых других странах. Пулемет ДШКМ использовался в качестве зенитного на советских танках послевоенного периода (Т-55, Т-62) и на бронетехнике (БТР-155).
На выставке вооружения, военной техники и фортификационных сооружений Центрального музея Великой Отечественной войны представлена достаточно полная коллекция советской бронетанковой техники периода войны, английской и американской бронетехники, поставлявшейся в Советский Союз в 1941 - 1945 годах по ленд-лизу, а также бронетехника наших основных противников в годы войны - Германии и Японии.
В годы Второй мировой войны, бронетанковые войска, как показал опыт их боевого применения, играли решающую роль в сражениях, выполняя широкий круг задач во всех видах боя как самостоятельно, так и вместе с другими родами войск. Они росли как количественно, так и качественно, по праву став главной ударной силой армий различных государств. За шесть лет Второй мировой войны в сражениях с обеих сторон приняли участие около 350 000 бронированных боевых машин: танков, самоходных артиллерийских установок (САУ), бронеавтомобилей (БА) и бронетранспортеров (БТР).
Советская военная мысль в предвоенные годы отводила танкам важную роль. Их предусматривалось использовать во всех видах боевых действий. В составе стрелковых соединений они предназначались для прорыва тактической зоны обороны как средство непосредственной поддержки пехоты (НПП), действующие в тесном взаимодействии с другими родами войск. Большая же часть танков находилась на вооружении танковых и механизированных соединений, имевших задачу развить успех в оперативной глубине после прорыва обороны.
В ходе первых пятилеток в Советском Союзе была создана необходимая производственная база для массового выпуска танков. Уже в 1931 году заводы дали Красной армии 740 машин. Для сравнения: в 1930 году войска получили всего 170 танков, а в 1932 году – 3121 машину, в том числе 1032 легких танков Т-26, 396 легких быстроходных танков БТ-2 и 1693 танкетки Т-27. Такого количества танков в то время не строила ни одна другая страна. И этот темп практически поддерживался вплоть до начала Великой Отечественной войны.
В 1931 - 1941 годах в СССР было создано 42 образца различных типов танков, из них 20 образцов - приняты на вооружение и запущены в серийное производство: танкетки Т-27; легкие танки сопровождения пехоты Т-26; легкие колесно-гусеничные быстроходные танки механизированных соединений БТ-5/БТ-7; легкие разведывательные плавающие танки Т-37/Т-38/ Т-40; средние танки непосредственной поддержки пехоты Т-28; тяжелые танки дополнительного качественного усиления при прорыве укрепленных полос Т-35. Тогда же в Советском Союзе предпринимались попытки создать самоходные артиллерийские установки. Однако полностью отработать и запустить в серийное производство САУ тогда не удалось.
Всего же в Советском Союзе за эти десять лет было изготовлено 29 262 танка всех типов. В 1930-е годы в нашей стране при разработке легких танков предпочтение отдавалось колесно-гусеничным машинам, составлявшим тогда основу танкового парка Красной армии.
Боевые действия в ходе гражданской войны в Испании 1936 - 1939 годах показали, что танки с противопульной броней уже устарели. Советские танкисты и технические специалисты, побывавшие в Испании, пришли к выводу о необходимости довести толщину лобовой брони корпуса и башни до 60 мм. Тогда танку будут не страшны противотанковые пушки, которыми начали оснащаться сухопутные войска различных стран. Для такой сравнительно тяжелой машины, как показали испытания, оптимальным являлся чисто гусеничный движитель. Этот вывод советских конструкторов лег в основу при создании нового среднего танка Т-34, по праву завоевавшего в годы Великой Отечественной войны славу лучшего в мире танка.
На рубеже 1930-х - 1940-х годов отечественные танкостроители выработали четкое представление о перспективах развития бронетанковой техники. В Советском Союзе были предприняты различные меры для укрепления Вооруженных Сил. В результате, Красная армия получила новые средние (Т-34) и тяжелые (КВ-1 и КВ-2) танки, обладавшие противоснарядной броней, мощным вооружением и высокой подвижностью. По боевым качествам они превосходили зарубежные образцы и полностью отвечали современным требованиям.
Разработка танков, двигателей, вооружения в СССР осуществлялась конструкторскими коллективами под руководством Н.Н. Козырева (Т-27), Н.Н. Барыкова (Т-26 и Т-28), А.О. Фирсова (БТ), Н.А. Астрова (Т-37), О.М. Иванова (Т-35), М.И. Кошкина и А.А. Морозова (Т-34), Ж.Я. Котина (КВ и ИС-2), М.Ф. Балжи (ИС-3), И.Я. Трашутина и К. Челпана (дизельный двигатель В-2), В.Г. Грабина (танковые пушки, В.А. Дегтярева (танковые пулеметы), Е.И. Марона и В.А. Агнцева (танковые прицелы).
К 1941 году в СССР было организовано серийное производство танков, отвечающее всем требованиям того времени. К началу Великой Отечественной войны, а затем и в ходе войны танки выпускали около двух десятков заводов страны: Ленинградский Кировский завод, Московский завод им. С. Орджоникидзе, Харьковский паровозостроительный завод, Сталинградский тракторный завод, Горьковский завод «Красное Сормово», Челябинский Кировский завод («Танкоград»), Уральский танковый завод в г. Нижний Тагил и др.
Массовые поставки бронетанковой техники позволили приступить в середине 1930-х годов к организации в Красной армии механизированных корпусов, что на 5 - 6 лет опередило появление подобных соединений в вооруженных силах Германии и других стран. Уже в 1934 году в Красной армии был создан новый род войск - автобронетанковые войска (с декабря 1942 года - бронетанковые и механизированные войска), которые и по сей день являются главной ударной силой Сухопутных войск. Тогда же были развернуты 5-й, 7-й, 11-й и 57-й особые механизированные корпуса, преобразованные в августе 1938 года в танковые корпуса. Однако автобронетанковые войска находились в стадии реорганизации. В 1939 году эти соединения были расформированы из-за неправильной оценки боевого опыта использования танков в Испании. В мае 1940 года автобронетанковые войска Красной армии состояли из: одной танковой бригады Т-35; трех бригад Т-28; 16 танковых бригад БТ; 22 танковых бригад Т-26; трех мотоброневых бригад; двух отдельных танковых полков; одного учебного танкового полка и одного учебного батальона мотоброневых частей. Их общая численность составляла - 111 228 человек. Сухопутные войска включали также шесть моторизованных дивизий. В каждой из них был один танковый полк. Всего моторизованная дивизия имела по штату 258 легких танков.
Изучение боевого опыта использования бронетанковых и механизированных войск в ходе начавшейся Второй мировой войны позволило советским военным специалистам разработать научно обоснованную теорию боевого применения танковых и механизированных соединений и частей, как в общевойсковом бою, так и при самостоятельных действиях. Эта теория получила дальнейшее развитие в ходе Великой Отечественной войны.
Боевые действия, которые вели у р. Халхин-Гол части и соединения Красной армии наглядно доказали, что многого можно добиться активным применением мобильных танковых соединений. Мощные танковые соединения широко использовались Германией в ходе первого периода Второй мировой войны. Все это доказывало, что необходимо срочно вернуться к созданию крупных бронетанковых соединений. Поэтому, в 1940 году, в Красной армии начинается восстановление 9 механизированных корпусов, 18 танковых и 8 механизированных дивизий, а в феврале - марте 1941 года – началось формирование еще 21 механизированного корпуса. Для полного укомплектования новых мехкорпусов требовалось 16 600 танков только новых типов, а всего - около 32 000 танков.
13 июня 1941 года заместитель начальника Генерального штаба генерал-лейтенант Н.Ф. Ватутин в «Справке о развертывании Вооруженных Сил СССР на случай войны на Западе» отмечал: «Всего в СССР имеется 303 дивизии: стрелковых дивизий - 198, танковых дивизий - 61, моторизованных дивизий - 31...» Таким образом, вместо 42 прежних танковых бригад и шести моторизованных дивизий в Красной армии за неделю до начала войны насчитывалось 92-е танковые и моторизованные дивизии. Однако вследствие столь стремительной реорганизации войск полностью получили необходимое вооружение и боевую технику меньше половины формируемых корпусов. В танковых частях остро ощущалась нехватка командиров-танкистов и технических специалистов, так как пришедшие из стрелковых и кавалерийских соединений командиры не имели практического опыта по боевому использованию танковых войск и эксплуатации бронетанковой техники.
На 1 июня 1941 года танковый парк советских сухопутных войск насчитывал 23 106 танков, в том числе 18 690 боеготовых. В пяти западных приграничных округах - Ленинградском, Прибалтийском Особом, Западном Особом, Киевском Особом и Одесском - на 22 июня 1941 года находилось 12 989 танков, из них 10 746 боеготовых и 2243 требовавших ремонта. Из общего количества машин около 87% составляли легкие танки Т-26 и БТ. Относительно новыми образцами там являлись легкие Т-40 с пулеметным вооружением, средние Т-34 (1105 единиц), тяжелые КВ-1 и КВ-2 (549 единиц).
В сражениях первого периода Великой Отечественной войны с ударными группировками вермахта части Красной армии лишились большого количества своей боевой техники. Только в 1941 году, в ходе Прибалтийской оборонительной операции (22 июня - 9 июля) потеряны 2523 танка; в Белорусской (22 июня - 9 июля) - 4799 машин; на Западной Украине (22 июня - 6 июля) - 4381 танк. Восполнение потерь стало одной из основных задач советских танкостроителей.
В ходе войны относительное количество легких танков в действующей армии непрерывно сокращалось, хотя в 1941-1942 годах их выпуск в количественном отношении вырос. Это объяснялось необходимостью в сжатые сроки снабдить войска возможно большим числом боевых машин, а наладить производство легких танков было сравнительно просто.
Одновременно велась их модернизации, и в первую очередь, усиление брони.
Осенью 1941 года создается легкий танк Т-60, а в 1942 году - Т-70. Их внедрению в серийный выпуск способствовала дешевизна производства, благодаря применению автомобильных агрегатов, а также простота конструкции. Но война показала, что легкие танки недостаточно эффективны на поле боя из-за слабости вооружения и брони. Поэтому с конца 1942 года их выпуск заметно сократился, а поздней осенью 1943 года был прекращен.
Освободившиеся производственные мощности использовались для выпуска легких самоходных установок СУ-76, созданных на базе Т-70. Средние танки Т-34 с первых дней приняли участие в боевых действиях. Они имели несомненное превосходство над немецкими танками Рz. Крfw. III и Рz. Крfw. IV. Германским специалистам пришлось срочно заниматься модернизацией своих машин.
Весной 1942 года на Восточном фронте появился танк Рz. Крfw. IV модификации F2 с новой 75-мм пушкой и усиленной броней. В дуэльном поединке он выигрывал у Т-34, но уступал ему в маневренности и проходимости. В ответ советские конструкторы усилили пушку у Т-34 и толщину лобовой брони башни. К лету 1943 года немцы оснастили танковые части новыми танками и самоходными артиллерийскими установками (Рz. Крfw. V «Пантера»; Рz. Крfw.VI «Тигр»; САУ «Фердинанд» и др.) с более мощной бронезащитой, огонь из их 75- и 88-мм длинноствольных орудий поражал нашу бронетехнику с расстояния 1000 и более метров.
Новые советские танки Т-34-85 и ИС-2, вооруженные 85-мм и 122-мм пушками (соответственно), к началу 1944 года смогли восстановить преимущество советской бронетехники по бронезащите и огневой мощи. Все это вместе взятое, позволило Советскому Союзу получить безоговорочное преимущество перед Германией, как по качеству бронетанковой техники, так и по количеству выпущенных образцов.
Кроме того, начиная с 1943 года, Красная армия начала получать большое количество самоходных артиллерийских установок. Потребность в них выявилась еще в первые месяцы боевых действий, а уже летом 1941 года на московском автозаводе им. И.В. Сталина в спешном порядке на полубронированных артиллерийских тягачах Т-20 «Комсомолец» монтировалась 57-мм противотанковая пушка ЗИС-2 образца 1941 года. Эти самоходные установки получили обозначение ЗИС-30.
23 октября 1942 года ГКО постановил начать работы по созданию САУ двух типов: легких - для непосредственной огневой поддержки пехоты и средних, бронированных как средний танк Т-34 - для поддержки и сопровождения танков в бою. Танкостроители для легкой САУ, оснащенной 76-мм пушкой ЗИС-3, использовали базу танка Т-70. Эта машина была хорошо отработана и относительно проста в производстве. Учитывалось и то, что поставки легких танков на фронт постепенно сокращались. Затем появились: средняя САУ СУ-122 - гаубица калибра 122 мм на базе танка Т-34 и тяжелая СУ-152 - 152-мм пушка-гаубица на базе танка КВ-1С. В 1943 году ВГК принимает решение о передаче самоходных артиллерийских установок из ГАУ в ведение Командующего бронетанковыми и механизированными войсками. Это способствовало резкому повышению качества САУ и росту их производства. В том же, 1943 году началось формирование самоходных артиллерийских полков для танковых, механизированных и кавалерийских корпусов. В наступлении легкие САУ сопровождали пехоту, средние и тяжелые САУ вели борьбу с танками, штурмовыми орудиями, противотанковой артиллерией противника, разрушали оборонительные сооружения.
Роль САУ возросла в условиях широкого применения противником танков «Пантера» и «Тигр». Для борьбы с ними советские войска получили машины СУ-85 и СУ-100.
100-мм орудие, установленное на САУ СУ-100, превосходило 88-мм пушки немецких танков и САУ по мощности бронебойного и осколочно-фугасного снарядов, не уступая им в скорострельности. В ходе войны самоходные артиллерийские установки показали себя как высокоэффективное грозное оружие и по предложению танкистов конструкторы разработали САУ на базе тяжелых танков ИС-2, а в боекомплект тяжелых самоходных установок ИСУ-122 и ИСУ-152 поступили бронебойные снаряды, позволявшие, на заключительном этапе войны, поражать практически все типы немецких танков и САУ. Легкие САУ разрабатывались в КБ под руководством С.А. Гинзбурга (СУ-76); Л.Л. Терентьева и М.Н. Щукина (СУ-76 М); средние - в КБ под руководством Н.В. Курина, Л.И. Горлицкого, А.Н. Балашова, В.Н. Сидоренко (СУ-122, СУ-85, СУ-100); тяжелые – в КБ под руководством Ж.Я. Котина, С.Н. Махонина, Л.С. Троянова, С.П. Гуренко, Ф.Ф. Петрова (СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122).
В январе 1943 года в РККА началось формирование танковых армий однородного состава - появились 1-я и 2-я танковые армии, а к лету того же года в Красной армии имелось уже пять танковых армий, которые состояли из двух танковых и одного механизированного корпусов. Теперь бронетанковые и механизированные войска включали в себя: танковые армии, танковые и механизированные корпуса, танковые и механизированные бригады и полки.
Советская бронетанковая техника в течение войны не уступала технике вермахта, а зачастую и превосходила ее как качественно, так и количественно. Уже в 1942 году в СССР было выпущено 24 504 танка и САУ, т.е. в четыре раза больше, чем произвела в том же году промышленность Германии (5953 танка и САУ). Учитывая неудачи первого периода войны, это был настоящий подвиг советских танкостроителей.
Генерал-полковник инженерно-технической службы Ж.Я. Котин отмечал, что в этом огромную роль сыграла неоценимая черта советской школы танкостроения - максимально возможная простота конструкции, стремление к сложному только в том случае, если нельзя добиться такого же эффекта простыми средствами.
Постоянно возрастало количество советских танков, участвовавших в операциях: в Московской битве (1941 – 1942 годы) участвовало 780 танков, в Сталинградской битве (1942 – 1943 годы) - 979, в Белорусской стратегической наступательной операции (1944 год) - 5200, в Берлинской операции (1945 год) - 6250 танков и САУ. По словам начальника Генерального штаба Красной армии генерала армии А.И. Антонова, «…вторая половина войны прошла под знаком преобладания наших танков и самоходной артиллерии на полях сражений. Это позволяло нам осуществлять оперативные маневры огромного размаха, окружать крупные группировки противника, преследовать его до полного уничтожения».
Всего в 1941 - 1945 годах советская танковая промышленность дала фронту 103 170 танков и САУ (последних - 22 500, из них – средних - более 2000, а тяжелых - более 4200), Из этого количества на долю легких танков приходилось 18,8 %, средних - 70,4 % (Т-34 с 76-мм пушкой 36 331, а с пушкой 85-мм – еще 17 898 танков) и тяжелых - 10,8%.
В ходе боев около 430 000 боевых машин были возвращены в строй после ремонта в полевых или заводских условиях, то есть каждый изготовленный промышленностью танк ремонтировался и восстанавливался в среднем более четырех раз.
Наряду с массовым производством бронетанковой техники в годы Великой Отечественной войны в Красная армия получала танки и САУ, поступавшие из Великобритании, Канады и США по ленд-лизу. Перевозка бронетанковой техники осуществлялась в основном по трем маршрутам: северному - через Атлантику и Баренцево море, южному - через Индийский океан, Персидский залив и Иран, восточному - через Тихий океан. Первый транспорт с танками прибыл в СССР из Великобритании в сентябре 1941 года. А уже к началу 1942 года Красная армия получила 750 английских и 180 американских танков. Многие из них использовались в битве под Москвой зимой 1941 - 1942 года. Всего годы Великой Отечественной войны для Советского Союза, по западным источникам, было отгружено в Великобритании 3805 танков, в том числе 2394 «Валентайн», 1084 «Матильда», 301 «Черчилль», 20 «Тетрарх», 6 «Кромвелл». К ним следует добавить 25 мостовых танков «Валентайн». Канада предоставила СССР 1388 танков «Валентайн». В США на корабли были погружены по ленд-лизу 7172 танка, в том числе 1676 легких МЗА1, 7 легких М5 и М24, 1386 средних МЗАЗ, 4102 средних М4А2, один М26, а также 707 противотанковых САУ (в основном М10 и М18), 1100 зенитных САУ (М15, М16 и М 17), и 6666 бронетранспортеров. Однако не все эти машины приняли участие в боевых действиях. Так, под ударами германского флота и авиации вместе с судами арктических конвоев на морское дно были отправлены 860 американских и 615 английских танков. С достаточно высокой долей достоверности можно сказать, что в СССР за четыре года войны были доставлены 18 566 единиц бронетехники, из них:10 395 танков, 6242 БТР, 1802 САУ и 127 БРЭМ, которые использовались в частях, соединениях и учебных подразделениях Красной армии.
Советские танкисты в годы Великой Отечественной войны показали примеры эффективного использования бронетанкового оружия, хотя враг был силен и имел очень мощную боевую технику. Родина по достоинству отметила подвиг советских танкистов: в их рядах - 1150 Героев Советского Союза (в том числе 16 - дважды Героев), а более 250 000 - были награждены орденами и медалями. 1 июля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был учрежден профессиональный праздник «День танкиста» - в ознаменование больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме противника в годы Великой Отечественной войны, а также за заслуги танкостроителей в оснащении Вооруженных Сил страны бронетанковой техникой. Глубоко символично, что на пьедесталы памятников в честь освобождения советских городов от нацистской неволи нередко устанавливали легендарный танк Т-34, а многие из советских танков того времени – заняли свое почетное место во многих отечественных музеях.
В современном виде бронетанковые войска представляют главную ударную силу Сухопутных войск, являясь мощным средством вооруженной борьбы, предназначенным для решения наиболее важных задач в различных видах боевых действий. Значение танковых войск как одного из главных родов Сухопутных войск сохранится и в ближайшем обозримом будущем. При этом танк сохранит за собой роль ведущего универсального боевого средства Сухопутных войск. В послевоенные годы на вооружение бронетанковых войск поступили многочисленные современные образцы танков, самоходных артиллерийских установок, бронетранспортеров, боевых машин пехоты и боевых машин десанта, в которых воплотились последние достижения отечественной науки и техники.
Германская армия - наш главный противник в годы Великой Отечественной войны, имела очень мощные бронетанковые войска (панцерваффе). Версальским мирным договором 1919 года Германии было запрещено иметь танковые войска и выпускать бронированные машины. Однако в нарушение его условий уже в конце 1920-х годов немцы начали втайне вести работы в области танкостроения, а с приходом к власти Гитлера в январе 1933 года все ограничения Версальского договора были отброшены, и в Германии ускоренными темпами началось создание массовой армии. Особое место в ней предназначалось танкам.
Инициатором строительства бронетанковых сил и теоретиком их использования в войне стал генерал Г. Гудериан. Согласно его взглядам, танки должны были применяться массированно в составе крупных ударных механизированных соединений во взаимодействии с другими родами войск, в первую очередь с авиацией. Прорвав неприятельскую оборону, и, не дожидаясь пехоты, танки должны выходить на оперативный простор, громить тылы, нарушая связь и парализуя работу штабов противника. Он перечислял достоинства танков в следующем порядке: подвижность, вооружение, броня и средства связи.
Германские панцерваффе стали в годы Второй мировой войны основой «блицкрига», составляя основную ударную силу Сухопутных войск Третьего Рейха. В вермахте отказались от деления танков по предназначению - на пехотные и крейсерские. Танки, сведенные в крупные соединения, должны были выполнять при необходимости любые функции: и танков сопровождения пехоты, и танков развития успеха. Хотя полный отказ от относительно небольших танковых частей, предназначенных для тесного взаимодействия с пехотными соединениями и частями также нельзя признать удачным. В вермахте перешли (аналогично РККА) к подразделению танков на легкие, средние и тяжелые. Но если в СССР таким критерием являлась только масса танка, то в Германии танки долгое время подразделялись по классам, как по массе, так и по вооружению. Например, первоначально танк Рz. Крfw. IV рассматривался как тяжелая боевая машина, исходя из его вооружения - 75-мм пушки, - и считался таковым вплоть до лета 1943 года.
Все танки, поступавшие на вооружение вермахта, получали буквенную аббревиатуру Рz. Крfw. (сокращенное от Раnzeгkampfwagen - бронированная боевая машина) и порядковый номер. Модификации обозначались буквами латинского алфавита и аббревиатурой Аusf. – (сокр. Аusfuhrung - модель, вариант). Командирские танки обозначались Рz.Bf.Wg. (Panzerbefehlswagen). Одновременно с этим видом обозначения использовалась и сквозная система для всех подвижных средств вермахта. По сквозной системе большая часть бронетанковой техники вермахта (за некоторыми исключениями) получала обозначения Sd. Kfz. (сокр. Sonderkraftfahrzeug - машина специального назначения) и порядковый номер.
Самоходные артиллерийских установки, рассматривавшиеся как средство усиления пехоты и танков на поле боя, обозначались по-другому, поскольку на вооружении вермахта и войск СС имелось большое количество их классов и типов. Свою систему обозначения имели штурмовые орудия, свою - самоходные гаубицы, ЗСУ и противотанковые установки. При этом, в официальное обозначение практически любой САУ, как правило, включалась и информация о танковом шасси, на базе которого она создана. Как и танки, большинство самоходных артиллерийских установок имели также и сквозные индексы с порядковыми номерами в системе Sd. Kfz. Классификация самоходных артиллерийских установок вермахта различалась по нескольким основным классам: штурмовые орудия (Sturmgeschutz; StuG); штурмовые гаубицы (Sturmhaubitze; StuH); самоходные лафеты и шасси (Selbstfahrlafetten; Sf.); штурмовые пехотные орудия (Sturminfanteriengeschutz; StuIG); штурмовые танки (Sturmpanzer; StuPz.); истребители танков / самоходные противотанковые орудия (Panzerjager, Pz.Jg; Jagdpanzer Jgd.Pz); гаубичные САУ (Panzerhaubitze; Рz.Н); зенитные самоходные установки (Flakpanzer, Fl.Pz). Неупорядоченность с классификацией и обозначениями усугублялась и тем, что машины одного из типов, после модернизации и внесения изменений в их конструкцию, приобретали совершенно иные свойства, т.н. 75-мм штурмовое орудие StuG. III, которое после монтажа в нем 75-мм длинноствольной пушки, фактически превратилось в истребителя танков, но продолжало числиться как штурмовое орудие. Самоходные противотанковые установки «Мардер» также претерпели изменения в обозначении, вместо первоначального «Раk Slf» (самоходная противотанковая пушка) они стали называться «Раnzerjager» (истребитель танков).
Первым серийным немецким танком стал легкий Рz. Крfw. I, поступивший в войска в 1934 году. В следующем году появился второй легкий танк Рz. Крfw. II. Эти машины получили проверку в боевых условиях в ходе гражданской войны в Испании 1936 - 1939 годов.
Создание средних танков в Германии задерживалось ввиду неустановившихся тактико-технических требований к ним, хотя некоторые фирмы еще в 1934 году приступили к разработке опытного образца с 75-мм пушкой. Гудериан считал необходимым иметь два типа средних танков: основной (Рz. Крfw. III) с 37-мм пушкой и танк поддержки с 75-мм короткоствольным орудием (Рz. Крfw. IV). Производство танков Рz. Крfw. III и Рz. Крfw. IV началось в только 1938 году.
После захвата Чехии, в марте 1939 года, вермахт получил более 400 современных чешских танков LТ-35 (Рz. Крfw. 35(t)). Кроме того, германские танковые войска значительно усилились выпускавшимися в оккупированной Моравии, но уже по немецким заказам, танками LТ-38 (Рz.Крfw. 38(t)), которые обладали более высокими боевыми характеристиками, чем танки Рz. Крfw. I и Рz. Крfw. II.
На 1 сентября 1939 года танковый парк вермахта в боевых, учебных частях и на базах насчитывал 3195 машин. В действующей армии их было около 2800.
Потери немцев в бронетанковой технике в ходе польской кампании оказались небольшими (198 уничтоженных и 361 поврежденных) и были быстро восполнены промышленностью. По итогам сентябрьских (1939 года) боев Гудериан потребовал усилить броню и огневую мощь танков и увеличить выпуск Рz. Крfw. Ш и Рz. Крfw. IV. К началу кампании во Франции (10 мая 1940 года) 5 немецких танковых корпусов имели 2580 танков. Английские и французские танки превосходили образцы противника по бронированию и вооружению, но немецкие танковые войска имели более высокую подготовку и боевой опыт, а также лучше управлялись. Они использовались массированно, в то время как союзники вели танковые бои мелкими группами, не имея подчас тесного взаимодействия ни между собой, ни с пехотой. Победа досталась немецким ударным группировкам.
Для нападения на Советский Союз немецкое командование в составе 17 танковых дивизий сосредоточило 3582 танка и САУ. В их число входили 1698 легких танков: 180 Рz. Крfw. I; 746 Рz. Крfw. II; 149 Рz. 35(t); 623 Рz. 38(t) и 1404 средних танка: 965 Рz. Крfw. III; 439 Рz. Крfw. IV, а также 250 штурмовых орудий. В войсках насчитывалось еще 230 командирских танков, не имевших пушечного вооружения. Бои на советско-германском фронте выявили ряд технических недостатков немецких танков. Низкими оказались их проходимость и подвижность на местности. По вооружению и бронированию они значительно уступали советским Т-34 и КВ. Командованию вермахта стало ясно, что войска нуждаются в более сильных машинах. Пока шла разработка новых среднего и тяжелого танков, началось перевооружение Рz. Крfw. IV (устанавливалась длинноствольная 75-мм пушка с одновременным усилением его брони). Это временно уравняло его с советскими танками по вооружению и бронированию. Но по остальным данным Т-34 сохранил свое превосходство.
Даже в разгар Второй мировой войны немцы не сразу приступили к форсированию выпуска боевой техники, а только когда перед ними замаячил призрак поражения. В то же время, в ходе боевых действий материальная часть немецких танковых войск непрерывно совершенствовалась качественно и росла количественно. С 1943 года на полях сражений немцы стали массированно использовать средний танк Рz. Крfw. V «Пантера» и тяжелый Рz. Крfw. VI «Тигр». В этих новых танках вермахта лучше было отработано вооружение, а к их недостатком была, прежде всего, большая масса. Толстая броня не спасала машины вермахта от снарядов советских пушек, установленных на танках Т-34-85 и ИС-2 и самоходных установках СУ-100 и ИСУ-122. Чтобы получить превосходство над советским танком ИС-2, в 1944 году создается новый тяжелый танк Рz.Крfw. VI В «Королевский тигр». Это был наиболее тяжелый серийный танк Второй мировой войны. В ходе войны немецкая промышленность все в большем количестве стала производить самоходные артиллерийские установки различного назначения. По мере перехода вермахта к оборонительным действиям рос удельный вес самоходной артиллерии по сравнению с танками. В 1943 году выпуск самоходных установок превысил выпуск танков, а в последние месяцы войны превосходил его втрое. На советско-германском фронте в разное время находилось приблизительно от 65 до 80% бронетанковой техники вермахта.
Если бронетанковую технику Германии, созданную в период 1934 - 1940 годов, в основном отличали высокая надежность, простота и удобство обслуживания и эксплуатации, простота управления, то техника, созданная в годы войны, уже не могла похвастаться такими показателями. Спешка и торопливость при разработке и запуске в производство танков Рz.Крfw.V «Пантера», Рz.Крfw.VI Аusf.Е «Тигр» и Рz.Крfw.VI Аusf. В («Королевский «Тигр») негативно сказались на их надежности и эксплуатационных характеристиках, особенно танков «Пантера» и «Королевский «Тигр». Кроме того, вермахт использовал и трофейную бронетанковую технику, но в довольно ограниченном количестве. Трофейные танки, как правило, были устаревшими и не представляли большой ценности для фронта (кроме чехословацкого образца LТ-38). Вермахт применял их на второстепенных театрах военных действий, для оккупационных войск и борьбы с партизанами, а также для обучения танкистов.
Трофейная техника использовалась и для переделки под артиллерийские самоходные установки, бронетранспортеры для доставки боеприпасов и т.п. На германский вермахт работали и все заводы оккупированных немцами европейских государств. Два крупных завода Чехии «Skoda» (г. Пльзень) и SKD (г. Прага), переименованный в ВММ, производили танки и на их базе САУ собственной разработки до конца войны. Всего чешские заводы выпустили более 6 000 танков и САУ. Танкостроительные заводы Франции привлекались в основном для переделки трофейных французских танков, их ремонта или изготовления некоторых запасных частей для них же, однако ни одного нового танка или САУ там собрано не было. В Австрии, присоединенной в ходе аншлюса 1938 года к Третьему рейху, во время Второй мировой войны был создан танкосборочный завод «Niebelungwerke» (фирма Steyr-Daimler-Puch) в г. Сент-Валентин. Его продукция включалась в общую сумму производства заводов Германии. После капитуляции Италии в 1943 году ее территория частично была занята немецкими войсками. Некоторые танкостроительные заводы на севере Италии, например фирма Fiat-Ansaldo (г.Турин), продолжали выпуск танков и САУ для немецких соединений, действовавших в Италии. В 1943 - 1945 годах они выпустили более 400 машин. Всего же с сентября 1939 по март 1945 года немецкая промышленность изготовила около 46 000 танков и САУ, причем на последние приходится более 22 100 штук. Кроме этих машин, в Германии в годы Второй мировой войны также производились гусеничные, колесные и полугусеничные бронетранспортеры, бронеавтомобили, тягачи-транспортеры.
В Японию первые английские танки Мк V поступили в 1918 году, а в 1921 - танки Мк А и французские «Рено» FТ 17. В 1925 году из этих машин были сформированы две танковые роты. К собственному танкостроению японцы приступили только в 1927 году, когда были созданы несколько опытных образцов многобашенных танков массой около 20 тонн. В эти же годы закупались британские танки «Виккерс-6-тонн» и танкетка «Карден-Лойд» МкVI, французские танки «Рено» NC1 (последние состояли до 1940 года на вооружении под обозначением «Оцу»). На их базе японские фирмы начали разработку танкеток и легких танков.
В 1931-1936 годах малыми сериями изготавливался средний танк тип 89. Это обозначение боевой техники было принято в вооруженных силах исходя из японского летосчисления, согласно которому японский 2589 год соответствовал 1929 году григорианского календаря. В 1933 году руководство Японии и военное командование приняли решение о механизации японской армии и выдали соответствующие заказы промышленности. Сначала японские конструкторы отдавали предпочтение танкеткам. Первая из них - тип 92 (1932 года), затем последовали сверхмалый танк тип 94 (1934 года) и малый танк тип 97 «Те-ке» (1937 года). Всего до 1937 года было построено более 1000 танкеток. Однако дальнейшее производство этого класса машин ввиду их низких боевых качеств прекратилось, хотя именно в Японии конструкция танкетки достигла наибольшего развития.
Японская танкостроительная промышленность с середины 1930-х годов полностью переключилась на разработку легких и средних машин. В 1935 году создается наиболее массовый легкий танк «Ха-го», а в 1937 году - средний «Чи-ха». Последний, до конца Второй мировой войны, являлся основным образцом японских бронетанковых войск. В 1937 году увеличились темпы производства танков в связи с поставками для Квантунскои армии в Маньчжурии. Одновременно велась модернизация машин «Ха-го» и «Чи-ха». В середине 1930-х годов командование японской армии впервые проявило интерес к выпуску танков-амфибий, которые были необходимы для осуществления морских десантных операций в будущей войне. В это время разрабатываются образцы плавающих танков.
Японское танкостроение 1920 - 1930-х годов характеризуются тщательным изучением иностранного опыта; увлечением танкетками; сосредоточением усилий на создании легких и средних танков для вооружения Квантунской армии на территории Китая, а также, начиная с 1933 года, использованием в танках дизельных двигателей. Японские танки прошли проверку боем в ходе боевых действий в 1930 – начале 1940-х годов на Дальнем Востоке против китайских и монгольских войск, а также частей Красной армии. Полученный опыт боевого использования танков заставил японских конструкторов, в первую очередь, искать пути повышения их огневой мощи и усиления броневой защиты. Всего в 1931 - 1939 годах японская промышленность выпустила 2020 танков. Было разработано 16 образцов, в том числе 7 серийных.
С началом войны в Европе производство танков в Японии набирает темп: в 1940 году было изготовлено 1023 машины, в 1941 году - 1024. С учетом островного положения страны японское военное руководство не стремилось наращивать свои танковые и войска. В изданном в 1935 году наставлении по подготовке войск отмечалось: «Основное назначение танков - бой в тесном взаимодействии с пехотой». С тактической точки зрения танки рассматривались только как средство поддержки пехоты и сводились в мелкие подразделения. Основными их задачами считались: борьба с огневыми точками и полевой артиллерией и проделывание проходов пехоте в заграждениях. Танки могли посылаться в «ближние рейды» за передний край обороны противника на глубину не более 600 м. При этом, нарушив его систему обороны, они должны были возвращаться к своей пехоте и поддерживать ее атаку. Наиболее маневренным видом боевых действий были «глубокие рейды» вместе с кавалерией, моторизованной пехотой на автомашинах, саперами и полевой артиллерией. В обороне танки использовались для проведения частых контратак (в основном ночью) или для ведения огня из засады. Борьба с танками противника допускалась только при крайней необходимости. В ноябре 1941 года по оперативному плану ставки для захвата Филиппинских островов, Малайи, Бирмы и других территорий привлекались основные силы флота и авиации, а со стороны сухопутных войск выделялись 11 пехотных дивизий и только 9 танковых полков.
К декабрю 1941 года танковый парк японской армии насчитывал около 2000 машин: в основном легких танков «Ха-го» и танкеток, средних танков «Чи-ха» было несколько сотен. Начиная с 1940 года проводилась модернизация основных танков «Ха-го» и «Чи-ха». В результате, в заметных количествах в годы войны строились легкий танк «Ке-ну» и средний «Чи-хе». В 1942 году конструкторы создали плавающий танк «Ка-ми», который специалисты считают наилучшим образцом в истории японского танкостроения. Но и его выпуск был крайне ограничен. В том же году для борьбы с танками союзников и поддержки своих войск в японскую армию пошли в ограниченном количестве самоходные артиллерийские установки.
Японские танки имели слабое вооружение и броню, удовлетворительную подвижность, а также были недостаточно надежны и не обладали хорошими средствами наблюдения и связи. Эти машины по вооружению, по защите и прочим характеристикам отставали от образцов других воюющих стран. Поэтому, к концу войны японские наставления уже рассматривали танки как одно из наиболее эффективных противотанковых средств и нередко танки в обороне закапывались в землю. Основной чертой японского танкостроения явилось широкое применение дизельных двигателей. В ходе войны японское танкостроение испытывало постоянный недостаток сырья (стали) и квалифицированной рабочей силы. Максимального уровня производство танков в Японии достигло в 1942 году и затем стало падать. Всего японская промышленность выпустила в 1942 – 1945 годах 2377 танков и 147 САУ.
Центральный музей Великой Отечественной войны настойчиво ведет работу по выявлению и собранию материальных свидетельств героического и трагического прошлого. С каждым последующим после войны годом становится все труднее проводить работу по комплектованию своих коллекций новыми образцами бронетанковой техники. В настоящее время музей располагает танками и другими бронеобъектами отечественного производства довоенного, военного и послевоенного периодов производства. Это дает возможность раскрыть основные этапы отечественного танкостроения, показать напряженный в невероятно сложных условиях труд рабочих, инженеров, конструкторов, технологов, организаторов производства, всех тружеников тыла в достижении Победы.
Коллекция бронетанковой техники СССР, Великобритании, США, Германии и Японии создавалась сотрудниками музея начиная с 1990 года. Большую помощь в этой работе оказывали Главное автобронетанковое управление Министерства Обороны Российской Федерации, руководство Пограничных войск ФСБ России, военно-патриотические общественные объединения, поисковые группы, ветеранские организации танкистов. Музей воссоздает недостающие образцы бронетанковой техники путем строительства их макетов из сохранившихся фрагментов, найденных поисковыми объединениями. Таким способом был воссоздан макет тяжелого танка КВ-1, макеты танков Японии. Ряд экспонатов перед их размещением на выставке вооружения был восстановлен специалистами 38 Научно-исследовательского испытательного института бронетанковой техники Министерства Обороны Российской Федерации.
10 мая 2015, 15:41Вторая мировая война - значимый и тяжелый период в истории человечества. Страны слились в безумной схватке, бросив миллионы человеческих жизней на алтарь победы. В то время оружестроение стало главным видом производства, которому уделялось огромное значение и внимание. Однако, как говорится, победу кует человек, а оружие лишь помогает ему в этом. Мы решили показать вооружение советских войск и вермахта, собрав наиболее распространенные и знаменитые виды стрелкового оружия двух стран.
Стрелковое оружие армии СССР:
Вооружение СССР перед началом Великой Отечественной войны соответствовало запросам того времени. Магазинная винтовка Мосина образца 1891 года калибра 7,62 миллиметра была единственным экземпляром неавтоматического оружия. Эта винтовка прекрасно зарекомендовала себя в ВОВ и находилась на вооружении советской армии до начала 60-х годов.
Винтовка Мосина разных годов выпуска.
Параллельно с винтовкой Мосина советская пехота оснащалась самозарядными винтовками Токарева: СВТ-38 и усовершенствованной в 1940 году СВТ-40, а также Самозарядными карабинами Симонова (СКС).
Самозарядная винтовка Токарева (СВТ).
Самозарядный карабин Симонова (СКС)
Также в войсках присутствовали автоматические винтовки Симонова (АВС-36) - в начале войны их количество насчитывалось почти 1,5 миллиона единиц.
Автоматическая винтовка Симонова (АВС)
Присутствие такого огромного числа автоматических и самозарядных винтовок перекрывало недостаток пистолетов-пулеметов. Только в начале 1941 года началось производство ПП Шпагина (ППШ-41), который надолго стал эталоном надежности и простоты.
Пистолет-пулемет Шпагина (ППШ-41).
Пистолет-пулемет Дегтярева.
Кроме этого на вооружении советских войск имелись пулеметы Дегтярева: Дегтярева пехотный (ДП); Станковый пулемет Дегтярева (ДС); Дегтярева танковый (ДТ); крупнокалиберный пулемет Дегтярева - Шпагина (ДШК); Станковый пулемет СГ-43.
Пулемет Дегтярева пехотный (ДП).
Крупнокалиберный пулемет Дегтярева - Шпагина (ДШК).
Станковый пулемет СГ-43
Лучшим образцом пистолетов-пулеметов в годы ВОВ был признан пистолет-пулемет Судаева ППС-43.
Пистолет-пулемет Судаева (ППС-43).
Одной из главных особенностей вооружения пехоты Советской армии в начале ВОВ являлось полное отсутствие противотанковых ружей. И это отразилось уже в первые дни боевых действий. В июле 1941 года Симонов и Дегтярев по приказу высшего командования сконструировали пятизарядное ружье ПТРС (Симонов) и однозарядное ПТРД (Дегтярев).
Противотанковое ружье Симонова (ПТРС) .
Противотанковое ружье Дегтярева (ПТРД).
Пистолет ТТ (Тульский, Токарев) был разработан на Тульском Оружейном заводе легендарным русским оружейником Федором Токаревым. Разработка нового самозарядного пистолета, предназначенного для замены штатного устаревшего револьвера Наган образца 1895 года, была начата во второй половине 1920 годов.
Пистолет ТТ.
Также на вооружении у советских солдат имелись пистолеты: револьвер системы Нагана и пистолет Коровина.
Револьвер системы Нагана.
Пистолет Коровина.
За все время Великой Отечественной войны военной промышленностью СССР было выпущено более 12 миллионов карабинов и винтовок, более 1,5 миллиона всех видов пулеметов, более 6 миллионов пистолетов-пулеметов. С 1942 года каждый год производилось почти 450 тысяч станковых и ручных пулеметов, 2 миллиона пистолетов-пулеметов и более 3 миллионов самозарядных и магазинных винтовок.
Стрелковое оружие армии Вермахта:
На вооружении фашистских пехотных дивизий, как основных тактических войск, стояли магазинные винтовки со штыками 98 и 98k "Маузер".
Mauser 98k.
Также на вооружении немецких войск имелись следующие винтовки: FG-2; Gewehr 41; Gewehr 43; StG 44; StG 45(M); Volkssturmgewehr 1-5.
Винтовка FG-2
Винтовка Gewehr 41
Винтовка Gewehr 43
Хотя и Версальский договор для Германии предусматривал запрет на производство пистолетов-пулеметов, немецкие оружейники все же продолжали выпускать данный тип оружия. Незадолго после начала формирования вермахта в своем облике проявился пистолет-пулемет МР.38, который, благодаря тому, что отличался небольшими размерами, открытым стволом без цевья и складывающимся прикладом, быстро себя зарекомендовал и был принят на вооружение еще в 1938-м.
Пистолет-пулемет МР.38.
Накопленный в боевых действиях опыт потребовал последующей модернизации МР.38. Так появился пистолет пулемет МР.40 , который отличался более упрощенной и удешевленной конструкцией (параллельно некоторые изменения вносились в МР.38, которые после получили обозначение МР.38/40). Компактность, надежность, практически оптимальный темп стрельбы были оправданными достоинствами данного оружия. Немецкие солдаты называли его “пулевым насосом”.
Пистолет-пулемет МР.40.
Бои на Восточном фронте показали, что пистолет-пулемет все еще нуждался в повышении меткости. Этой проблемой занялся немецкий конструктор Хуго Шмайссер, который оборудовал конструкцию МР.40 деревянным прикладом и устройством переключения на одиночный огонь. Правда, выпуск таких МР.41 был незначителен.