"план маршалла" и почему ссср не стал его участником. Что такое "план маршала"

Был создан Правительственный комитет по изучению состояния экономики страны и её возможностей оказать такую помощь.

Военные потери

К концу Второй мировой войны бо́льшая часть Европы была разрушена. Постоянные воздушные бомбардировки сильно разрушили большинство крупных городов и промышленных объектов. Многие из крупнейших городов континента , в том числе Варшава , Роттердам и Берлин , лежали в руинах. Экономическая структура региона была разрушена, и миллионы людей остались без крова. Общее разрушение сельского хозяйства привело к голоду в некоторых частях континента, с наибольшей силой он проявился суровой зимой 1946-1947 годов на северо-западе Европы [ ] .

Особенно сильно была повреждена транспортная инфраструктура, так как железные дороги, мосты и доки были мишенью для ударов с воздуха; в то же время множество торговых судов было потоплено. Хотя большинство малых городов и сёл Западной Европы не понесли ущерба, уничтожение транспортных связей оставило их в экономической изоляции. Ни одна из этих проблем не могла быть решена, так как большинство стран были финансово несостоятельны после затрат на войну.

Единственными странами Запада, чья инфраструктура незначительно пострадала во время войны, были Канада и США . Но экспорт играл немаловажную роль в американской экономике . Поэтому план Маршалла предусматривал сбыт товаров и продуктов странам Европы.

План Маршалла ставил одной из своих целей «объединение» Европы, то есть уничтожение всяких валютных и таможенных барьеров как в самой Европе, так и между Европой и США, в частности предполагал объединение рурского угля и лотарингской железной руды и создание единого европейского рынка. В мае 1950 года этот план воплотился в конкретную форму - в Европейское объединение угля и стали (так называемый «план Шумана »). Страны, желавшие стать участниками подобного объединения, должны были осуществить ряд мероприятий: 1) после того как эти страны подписали Женевскую и Гаванскую конвенции о снижении таможенных тарифов и о «многосторонней» торговле, они должны были в декабре 1949 года частично отменить систему импортных лицензий; 2) после проведения Англией и Францией третьего снижения валютных курсов 28 других стран были вынуждены снова произвести в сентябре 1949 года девальвацию своих валют. Все эти мероприятия имели целью обеспечить американскому капиталу возможность закупать в этих странах по низким ценам сырьё и производить капиталовложения в различные предприятия Европы на более выгодных условиях.

Если коротко перечислить все те условия, на которых различные страны получали помощь по плану Маршалла, станет ясно, что дело шло не только об оказании помощи. Во-первых, что касается характера помощи, а именно характера самих поставок товаров, то желание стран, получавших помощь, принималось лишь к сведению, право же окончательного решения вопроса принадлежало Соединенным Штатам. Поэтому требования западноевропейских стран о том, чтобы им предоставлялись средства производства, а не предметы потребления, сырьё, а не готовые изделия, игнорировались, и значительный удельный вес в поставках в порядке оказания помощи занимало продовольствие и другая сельскохозяйственная продукция. Это означало, что Соединённые Штаты стремились к реализации излишков своей сельскохозяйственной продукции, а не к удовлетворению экономических потребностей западноевропейских стран, нуждавшихся в восстановлении своего хозяйства.

Во-вторых, различные статьи двусторонних соглашений, которыми сопровождалось предоставление помощи по плану Маршалла, препятствовали свободной торговле стран, получавших помощь. Наиболее характерным было запрещение торговли между Востоком и Западом. Так, например, в соответствии с этим запретом Франция не могла импортировать польский уголь, стоимость которого составляла примерно 12 долларов за тонну, и должна была ввозить американский уголь по цене примерно 20 долларов за тонну. Есть большое число и других примеров. Англии, например, в соответствии с планом Маршалла было даже запрещено ввозить пшеницу из Канады.

В-третьих, в сфере кредитно-денежной системы условием предоставления помощи по плану Маршалла было категорическое требование восстановления бюджетного равновесия западноевропейских стран; не только использование эквивалентного фонда, но и кредитно-денежное обращение; финансы этих стран фактически регулировались по усмотрению Соединённых Штатов. Далее, 20% общей суммы помощи должно было погашаться путём экспорта сырья, что имело большое значение, поскольку это облегчало обеспечение Соединённых Штатов стратегическим сырьём и их проникновение в колонии западноевропейских держав.

Всем вышесказанным не исчерпывается вопрос о влиянии, которое план Маршалла оказывал на экономику западноевропейских стран, но всё это показывает, что в результате помощи, предоставлявшийся по плану Маршалла, экономическое восстановление этих стран приняло уродливые формы и что эта помощь лишь углубила зависимость западноевропейских стран от Соединённых Штатов.

Послевоенная ситуация

Медленное восстановление

Экономика Европы восстанавливалась очень медленно, так как безработица и нехватка продовольствия привела к забастовкам и беспорядкам в ряде стран. В 1947 году европейские страны по-прежнему находились значительно ниже своего довоенного уровня, но были и некоторые признаки роста. Сельскохозяйственная продукция составляла 83 % от уровня 1938 года, промышленное производство составило 88 %, а экспорт - только 59 %. В Великобритании ситуация не была столь тяжелой. В Германии в 1945-1946 годах условия жизни и питание были плохими, нарушилась транспортная связь. В западной части страны после многочисленных бомбардировок было уничтожено 5 млн домов и квартир, и в то же время из восточной части (включая территории, переданные Польше) прибыло 12 млн. беженцев . Производство продуктов питания составляло только две трети от довоенного уровня, в то время как зерно и мясо больше не поставлялось с Востока. Крупные партии продуктов питания из оккупированных стран, которые получала Германия во время войны, иссякли.

Результаты

  • Отрасли промышленности, которые, как казалось ранее, безнадежно устарели и утратили эффективность , были реструктурированы в короткие сроки и без изменения национальной экономической политики стран. В результате, экономика европейских стран оправилась от последствий войны быстрее, чем этого можно было ожидать.
  • Европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам .
  • Влияние коммунистов и СССР было ослаблено.
  • Был восстановлен и укреплён европейский средний класс - гарант политической стабильности и устойчивого развития.
  • За двадцать лет страны, получившие помощь, добились улучшения уровня жизни всего населения.

Помощь получили страны:

  • Австрия
  • Бельгия
  • Великобритания
  • Западная Германия
  • Греция
  • Дания
  • Ирландия
  • Исландия
  • Италия
  • Люксембург
  • Нидерланды
  • Норвегия
  • Португалия
  • Свободная территория Триест
  • Турция
  • Франция
  • Швеция
  • Швейцария

См. также

  • План Моргентау - программа послевоенного преобразования Германии, предложенная министром финансов США Генри Моргентау
  • Доктрина Трумэна - программа выделения финансовой помощи Греции и Турции для недопущения усиления коммунистов в этих странах.
  • План Маршалла для Украины - инициатива европейских и мировых политиков, бизнесменов, философов, общественных деятелей в создании программы реформ для Украины, которые призваны вывести государство из экономического кризиса как аналог Плану Маршалла для Европы после Второй Мировой Войны.

Напишите отзыв о статье "План Маршалла"

Примечания

Сноски

Ссылки

  • - статья по материалам 5-го тома Советской военной энциклопедии (в 8-ми томах).
  • - статья в журнале «Огонек» № 05 от 01.02.99
  • - аналитическая статья о причинах и последствиях реализации Плана Маршалла.

В июне 1947 г. госсекретарь США выступил в Гарвардском университете с речью о способах преодоления хозяйственного кризиса Европы. (См. статью Причины Плана Маршалла .) Он заявил, что администрация президента Трумэна готова финансировать программу экономического восстановления Европы, если таковая будет представлена европейцами. Министры иностранных дел Великобритании и Франции Э. Бевин и Ж. Бидо занялись составлением соответствующего проекта.

План Маршалла. Видеофильм

К участию в «Плане Маршалла» пригласили и восточноевропейские государства, включая Советский Союз. Западные державы спешили оживить связи с Востоком Европы, ещё не окончательно коммунизированным . Речь шла о создании механизма экономического регулирования Европы на американские деньги и при неформальном американском лидерстве. Советский Союз не мог согласиться на такой план.

Консультации по «плану Маршалла» состоялись в Париже 27 июня – 2 июля 1947 г. на совещании министров иностранных дел СССР, Франции и Великобритании. После предварительного обсуждения 30 июля министр иностранных дел СССР Молотов отказался от разговора по существу плана, сославшись на неуместность обсуждения вопроса об участии в нем Германии втроём с Британией и США, без участия четвёртой оккупирующей державы – Франции.

Несмотря на демарш Москвы, правительства Франции и Великобритании направили в 22 страны, включая восточноевропейские, приглашения прибыть 12 июля 1947 г. в Париж на конференцию для обсуждения «плана Маршалла». Советский Союз отклонил приглашение и вынудил сделать то же самое правительства восточноевропейских стран и даже Финляндии.

Конференция в Париже, тем не менее, состоялась. На ней было принято решение о создании Организации европейского экономического сотрудничества (в дальнейшем – Организация экономического сотрудничества и развития, ОЭСР). Её задачей было администрирование «плана Маршалла». Поскольку конгресс США мог начать рассмотрение запроса на выделение средств под этот план не ранее января 1948 г., официально конвенция о создании ОЕЭС была подписана только 14 апреля 1948 г.

Руководящим органом ОЕЭС стал совет из представителей стран-участниц, который методом консенсуса мог принимать рекомендации, не носившие обязывающего характера. Задачей ОЕЭС совет провозгласил экономическую интеграцию Западной Европы, создание обширного рынка с устранением внутри него ограничений на переток товаров, валютных барьеров и тарифных заграждений. Конвенция ОЕЭС оставалась в силе до 1960 г. Созданная на ее основе организация не ограничивала действия отдельных государств-членов и не обладала наднациональными полномочиями.

Администрация Трумэна запросила у конгресса на «план Маршалла» 29 миллиардов долларов в расчете на 4 года – с 1948 по 1952 г. Фактически в Европу поступило около 17 миллиардов долларов. Помощь выделялась в основном в форме поставок американской промышленной продукции на основе займов и безвозмездно. Основными получателями помощи стали Франция, Великобритания, Италия и Западная Германия. Распределение средств по отдельным странам видно из следующей таблицы:

Страны 1948/49
(млн. долларов)
1949/50
(млн. долларов)
1950/51
(млн. долларов)
За весь период
(млн. долларов)
Австрия 232 166 70 468
Бельгия и Люксембург 195 222 360 777
Дания 103 87 195 385
Франция 1085 691 520 2296
Западная Германия 510 438 500 1448
Греция 175 156 45 376
Исландия 6 22 15 43
Ирландия 88 45 0 133
Италия 594 405 205 1204
Нидерланды 471 302 355 1128
Норвегия 82 90 200 372
Португалия 0 0 70 70
Швеция 39 48 260 347
Швейцария 0 0 250 250
Турция 28 59 50 137
Великобритания 1316 921 1060 3297
Общий итог 4,924 3,652 4,155 12,731

План Маршалла (Marshall Plan) – неофициальное название (по имени выдвинувшего ее в 1947 г. государственного секретаря США генерала Дж. К. Маршалла) американской Программы восстановления Европы. Главной целью плана Маршалла было улучшение тяжелого экономического положения послевоенной Европы с целью недопущения прихода к власти левых сил и перехода европейских стран в лагерь социализма. В этой связи план Маршалла тесно связан с «доктриной Трумэна», направленной на противодействие расширению зоны влияния СССР в мире.

План Маршалла был поддержан Великобританией и Францией, предложившими на Парижском совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР (июнь-июль 1947 г.) создать в Европе «руководящий комитет», который занимался бы выяснением ресурсов и нужд европейских стран и определял развитие главных отраслей промышленности. СССР также соглашался принять американскую помощь, но отвергал любые формы контроля за ее распределением и использованием. В связи с этим, страны социалистического лагеря отказались быть участниками плана Маршалла.

На основании американского закона «О помощи иностранным государствам» от 3 апреля 1948 г. США заключили двусторонние соглашения с 16 странами Европы (Великобританией, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Швецией, Норвегией, Данией, Ирландией, Исландией, Португалией, Австрией, Швейцарией, Грецией, Турцией) об условиях американской помощи по восстановлению их экономик после 2-й мировой войны.

План Маршалла действовал с апреля 1948 г. по декабрь 1951 г., когда был заменен законом «О взаимном обеспечении безопасности», предусматривающим одновременное предоставление экономической и военной помощи. На Парижской конференции, состоявшейся в 1948 г., потребности в американской помощи были определены в размере 20,4 млрд. долл. на 1948–1951 гг.

В соответствии с законом США «О помощи иностранным государствам» ежегодная сумма безвозвратных субсидий составила 4,3 млрд. долл., а сумма кредитов – 1 млрд. долл. Для управления программой в США была создана Администрация экономического сотрудничества, которую с 1 ноября 1951 г. заменило Агентство взаимной безопасности.

Европейские государства образовали Комитет по европейскому экономическому сотрудничеству для координации Европейской программы восстановления (European Recovery Programme), который позднее был преобразован в Организацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). Основную долю (60%) получили Великобритания, Италия, Франция, Западная Германия (как 17-й участник плана Маршалла).

Условия помощи по плану Маршалла отражали прежде всего интересы США и их стремление предотвратить экономическую, политическую и социальную нестабильность стран Западной Европы. Эти страны были обязаны:

  • направлять план-заявку на одобрение американской администрации;
  • снижать в торговле с США;
  • не вывозить товары, перечисленные в американском списке, в СССР и в страны Восточной Европы;
  • предоставлять США любую информацию, а американским гражданам – равные права в промышленной и коммерческой деятельности.

Выручка от продажи американских товаров и услуг, поступивших по плану Маршалла, зачислялась на специальные счета на имя американской администрации в банках соответствующей страны и могла использоваться только на приобретение американских товаров, что стимулировало экспорт США.

План Маршалла содействовал укреплению пошатнувшихся позиций стран Западной Европы. В соответствии с военно-экономическими расчетами США план Маршалла подготовил условия для создания НАТО.

План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его цели:

  1. Отрасли промышленности, которые, как казалось ранее, безнадежно устарели и утратили эффективность, были реструктуризованы в короткие сроки и без изменения национальной экономической политики стран. В результате экономика европейских стран оправилась от последствий войны быстрее, чем этого можно было ожидать.
  2. Европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам.
  3. Влияние коммунистов и СССР было ослаблено.
  4. Был восстановлен и укреплен европейский средний класс — гарант политической стабильности и устойчивого развития.

План Маршалла (Marshall Plan), также известный как Европейская программа восстановления (European Recovery Program), предоставил более $13 млрд. для финансирования развития экономики Европы в период с 1948 по 1951 год. План Маршалла успешно оживил экономическую деятельность в регионе и способствовал восстановлению уверенности европейского населения в будущем своих стран и Европы в целом. Этот план назван в честь госсекретаря Джорджа К. Маршалла, который объявил его в самом начале своей речи в Гарвардском университете 5 июня 1947 года.

Интересно, что Маршалл предложил на рассмотрение свой план не в Конгрессе, а перед студентами Гарвардского университета. Он объяснил свою идею простыми словами: европейская экономика была разрушена, потому что нацисты реорганизовали ее для поддержки своих военных усилий. Теперь горожане не могли заработать достаточно, чтобы позволить себе покупать продукты у фермеров. А фермеры не могли получить из городов оборудование, необходимое для производства продуктов питания.

План Маршалла известен как самая успешная программа иностранной помощи в истории. Со времени выступления госсекретаря в Гарварде, в котором излагался амбициозный план, прошло более 60 лет.

План Маршалла был разработан для противодействия распространению коммунизма в Европе. Речь Маршалла продолжалась всего 12 минут. Ее содержание ознаменовало переход в послевоенную эпоху и требовало значительных перемен. Спустя несколько дней рекомендации госсекретаря получили название Плана Маршалла. Однако историки до сих не могут прийти к консенсусу относительно того, насколько была велика роль денежной помощи США в восстановлении экономики Европы.

Короткая речь, глобальная идея

В речи Маршалла отсутствовали подробности, но мощное влияние его идей, в военном и политическом плане, оставили отпечаток на Европе спустя десятилетия после окончания войны.

План начался через два года после Потсдамской конференции.

После войны Соединенные Штаты Америки, которые обладали развитой инфраструктурой и процветающей экономикой – уверенно наращивали темпы развития. Напротив, эксперты прогнозировали финансовый и социальный коллапс в Европе.

Маршалл, будущий лауреат Нобелевской премии мира, сказал в Гарварде, что его предложение направлено не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса. Он изложил свой план, основанный на предложениях европейцев, и на их вере в экономическое будущее своих стран и Европы в целом.

Джордж Маршалл утверждал, что Соединенные Штаты должны делать все возможное, чтобы помочь в восстановлении экономического развития, без которого не может быть ни политической стабильности и ни мира.

В течение нескольких недель после выступления европейские правительства, возглавляемые Францией и Британией, начали составлять план расходов Маршалла. По сути, план заключался в том, чтобы предоставить необходимую сумму твердой валюты немецким импортерам.

Результаты и последствия плана Маршалла

К концу плана Маршалла в 1952 году, на протяжении 5-ти лет после знаменитой речи Маршалла, Соединенные Штаты успели проинвестировать более $13 миллиардов, что составляет около $100 миллиардов в настоящее время. Около $1,4 млрд. от первоначальной суммы было направлено на восстановление инфраструктуры Германии, которая представляла из себя лишь развалины.

Германия была 4-ым по величине получателем помощи США. Предложение помощи США было сделано всем европейским странам. Среди крупнейших получателей помощи в порядке убывания были Великобритания, Франция, Италия и Германия. Москва, по мнению американских историков, задала тон предстоящей холодной войне с четким “нет”, который запрещал восточноевропейским странам пользоваться щедростью западного благодетеля.

Никто не сомневается, что План Маршалла способствовал разделению Европы от остального мира. Намерения Вашингтона были просты: только экономическое процветание Западной Европы позволит противостоять натиску коммунизма. План Маршалла помог голодающей Европе стать надежным партнером для США.

Однако нельзя приписать весь успех исключительно составителям плана Маршалла. По данным профессора Майкла Хогана, известного специалиста по плану Маршалла, вклад от локальных источников капитала составил 80-90% всей предоставленной помощи крупным европейским странам в течение первых 2-х лет после запуска программы восстановления. Тем не менее, план Маршалла обеспечил критический запас поддержки, благодаря которому европейская локальная помощь была бы возможна. Благодаря поддержке США возрос импорт в Европейские страны, капитальные затраты возросли , и удалось подавить инфляцию, писал Хоган в документе, посвященном 50-летию выступления Маршалла.

Все эти последствия привели к повышению производительности, улучшению торговли и самой долгому периоду перемирия и процветания в современной европейской истории.

План Маршалла в настоящее время

Некоторые политики и экономисты рассматривали вопрос о создании новой программы плана Маршалла, но применимо к Ираку или Балканским странам .

Идеалы и цели плана Маршалла неоднократно подмечались видными деятелями, заботящимися о восстановлении регионов, раздираемых кризисом или политическими неурядицами в Латинской Америке, на Балканах и в Ираке.

Была создана специальная группа планирования политики во главе с Дж. Кеннаном, которой давалось распоряжение найти путь укрепления американского влияния в западноевропейских странах. Между тем Кеннан не переставал работать, создавая доклад «Некоторые аспекты проблем европейского восстановления с точки зрения США», представленный Маршалу 25 мая 1947 г. Бороться с Россией надо укрепляя Западную Европу. Именно на эту тему госсекретарь Маршал решил выступить в Гарварде 5 июня. Речь его помощник Болен написал, обильно черпая из Кеннана, за два дня.

Идеологическое обоснование американских притязаний на мировой контроль было старо, как мир. Следовало найти антагониста и представить его виновником мировой напряженности, а собственный диктат представить как вынужденный или как благожелательное покровительство. Главный рычаг воздействия - экономический, помощь предоставлялась безвозмездно и в большом объеме. Группа Ачесон-Клиффорд-Маршалл подготовила соответствующий поставленным задачам документ довольно быстро - к 23 мая 1947 г. Это и явилось основой «плана Маршалла».

Доклад группы планирования политики предусматривал экономическое восстановление Западной Германии. Но чтобы помощь вчерашнему врагу не вызвала сопротивления со стороны общественности Соединенных Штатов, требовалось оказать содействие и другим западноевропейским странам, которые должны были выдвинуть программу собственного экономического восстановления и развития (предоставив США полный отчет о текущем состоянии своей экономики). Америка бралась финансировать все «предприятие».

5 июня 1947 г., выступая в Гарвардском университете, госсекретарь Дж. Маршалл широковещательно очертил картину грядущего крушения Европы и огласил «"план спасения Европы», план, при помощи которого Соединенные Штаты хотели овладеть контролем над европейским развитием. Оставался вопрос, который нужно было решить с минимумом потерь. Объявить, что помощь предназначается лишь западноевропейским странам, значило бы слишком очевидно разделить Европу таким образом, что ни у кого не оставалось бы сомнений относительно инициатора этого раскопка. Поэтому госсекретарь не очертил круг стран, которым США собирались оказать экономическую помощь. Он указал, что помощь предназначается «некоторому числу, если не всем европейским нациям». Документы того времени проясняют картину. Они не оставляют сомнения в том, что включение СССР и стран Восточной Европы в программу помощи было немыслимо для США. Ведущими деятелями администрации это исключалось абсолютно.

Государственный секретарь Маршал спрашивал Кеннана и Болена, примет ли СССР приглашение присоединиться к американскому плану? Оба считали, что Москва на это не пойдет. «Это была тонко рассчитанная игра - поскольку американский конгресс не поддержит программу помощи, если одним из получателей будет Советский Союз - но Маршалл азартно приглашал - с согласия и президента Москву».

Британский министр иностранных дел Бевин довольно быстро организовал в Париже конференцию получателей помощи по «плану Маршала». СССР, Польша, Чехословакия и Румыния выразили свои интересы к плану.

Какова была реакция Советского Союза? Молотов вскоре же после эпохального выступления госсекретаря Маршалла в Гарвардском университете (5 июня 1947 г.) послал в ЦК ВКП(б) записку с предложением присоединиться к американскому плану. Через две недели делегация из 83 лучших советских специалистов прибыла в Париж, куда американцы пригласили потенциальных получателей помощи. Именно в это время заместитель государственного секретаря Д. Ачесон, понимая, что уговорить конгресс выделить помощь можно будет лишь устрашив их коммунистической экспансией, писал: «Нужно сделать происходящее более ясным, чем правда.»

Советский Союз, стараясь сохранить хотя бы минимальный шанс на предотвращение раскола Европы, все же отправил делегацию высокого ранга в Париж в июне 1947 г. на трехстороннюю - совместно с англичанами и французами - конференцию по обсуждению «плана Маршалла». Молотов во главе многочисленной делегации прибыл в Париж для встречи и дискуссий с Бевином и Бидо. 2 июля Форрестол пишет в дневнике: «Я глубоко обеспокоен последующими шестью месяцами. Я смотрю на Париж и думаю о том, что программа была рассчитана на то, чтобы русские не участвовали в ней».

Сталин смертельно боялся Запада, картина полностью открылась лишь в 90-е гг. Советские минеры отнюдь не налаживали коммуникации для броска на Запад, они взрывали железнодорожное полотно и локомотивы с тем, чтобы обезопасить СССР от наступления со стороны запада.

Судьба «плана Маршалла» подвисла. Агентура (Гай Берджес) сообщала Сталину, что восточная зона оккупации в Германии в отличие от трех западных никогда не получит американской экономической помощи. Историки сегодня сходятся в том, что конгресс США в случае присоединения СССР к «плану Маршалла», сделал бы эту помощь сугубо декоративной. Получатели и неполучатели помощи образовывали истинный барьер размежевания в Европе. Советская сторона предложила изменить процедуру оказания помощи: каждая страна представила бы списки необходимых ей товаров, и США действовали бы на основе двусторонних соглашений со странами-получателями. Это предложение было отвергнуто.

Сталин отрицал два требования американцев: объединение европейских ресурсов, при котором советские фонды будут использоваться для поднятия западноевропейской промышленности; Открытие счетов того, куда пойдут американские деньги.

2 июля 1947 г. Сталин приказал Молотову, уже обсуждавшему конкретику плана, покинуть французскую столицу. Довольно неожиданно после пяти дней заседаний В.М. Молотов взял слово и объявил, что советская делегация (83 лучших экономиста) вынуждена покинуть совещание: «План Маршала» - это ничто более как злостная американская схема за доллары купить Европу». Как пишет Д. Маккалох, «отказавшись участвовать в „плане Маршала“, Сталин фактически гарантировал его успех (преодолевая сопротивление американского конгресса)».

Соединенные Штаты могли теперь консолидировать тех, чьи экономические системы были открыты для их влияния. Много лет спустя Ачесон напишет Трумэну: «Помните, мы часто говорили, что мы можем надеяться лишь на дураков среди русских». Под предлогом спасения Запада от России конгресс проголосовал за помощь западной части Европы. Россия оказалась предоставленной сама себе.

И все же. И на этот раз не была сделана верная оценка стратегии России и ее жертвенности. За пять недолгих лет СССР ценой невероятных усилий сумел восстановить свою мощь.

Таблица. ВНП основных стран в 1950 г.

(в млрд. долл. 1964 г.).

Британия 71

Франция 50

========================================

Невероятно быстрое восстановление потребовало еще одной в текущем веке мобилизации. Возможно, определенная деморализация в дальнейшем была своего рода психологической компенсацией. Даже самый жертвенный народ не может жить постоянно в мобилизационном напряжении.

Американцы наделись, что некоторые восточноевропейские страны осмелятся противостоять СССР и согласятся получить помощь по «плану Маршала» - последняя реальная попытка изменить коалиционное соотношение сил в Европе. Гомулка в Польше и Масарик в Чехословакии пытались, несмотря ни на что, получить американскую помощь. Но после 2 июля, учитывая советское давление, это было уже невозможно. Польское правительство отказалось участвовать в американских схемах. 9 июля Масарика и Готвальда Сталин и Молотов призвали в Кремль. В совместных документах было сказано, что «целью „плана Маршала“ является изоляция Советского Союза». Советская сторона заявила, что чехословацкое участие будет рассматриваться как направленное против СССР. И Чехословакия изменила свое решение.

Американцы не видели в советской реакции на «план Маршала» оборонительные действия страны, которая не могла конкурировать с Соединенными Штатами в экономической сфере, но интерпретировали эти действия как воплощение агрессивных замыслов. Посол в Москве Смит увидел в происходящем «ничто иное как объявление Советским Союзом войны и стремление добиться контроля над Европой».

Шестнадцать стран Европы приняли американскую помощь. Первым пожеланием правительства Трумэна было видеть их более тесно сплоченными между собой - это облегчало задачу прямого и косвенного контроля над ними. Страны западноевропейского региона образовали Комитет европейского экономического сотрудничества. В него вошли Англия, Франция, Италия, Голландия, Бельгия, Люксембург, Дания, Греция, Португалия, Норвегия, Австрия, Ирландия, Исландия, Турция, Швеция и Швейцария. Именно в эти дни Европу разделил, говоря словами У. Черчилля, «железный занавес», и опущен он был американской дипломатией. Ибо «план Маршала» предрешал судьбу Германии. Определенно противившийся некоторым американским мерам Клей потерял свои позиции главы американской администрации в Германии.