Молодежь и ее роль в обществе. Подростки и молодёжь в современном обществе

Тема урока: «Молодежь в современном обществе». (слайд 1,2)

Цели и задачи урока: охарактеризовать молодёжь как отдельную социальную группу; раскрыть основные особенности юношеского возраста, установить социальные роли, выполняемые молодыми людьми; выявить социальные функции и особенности социального положения молодёжи в современном обществе; определить главные черты, причины существования современной молодёжной субкультуры; научить обучающихся самостоятельно устанавливать проблемы современной молодёжи; продолжить развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; практическое применение полученных на уроке знания в повседневной жизни.
Тип урока: урок новых знаний.

Оборудование: Л.Н. Боголюбов «Обществознание»: учебник для 11 класса. - М. «Просвещение», 2014, §18; коллаж «Какая она, современная молодежь?»; слайдовая презентация «Молодёжь в современном обществе»; презентации учащихся «Молодёжная субкультура», «15 фактов о современной молодежи»; ноутбук, проектор, экран.

Ход урока

    Организационный момент.

Слово учителя: Добрый день ребята, дорогие коллеги. Я рада приветствовать всех Вас на уроке обществознания.

Мы продолжаем рассматривать Главу 2. «Социальная сфера».

Слово учителя: Сегодня на уроке мы: (слайд 3)

Учащиеся читают вслух:

Охарактеризуем молодёжь как отдельную социальную группу;

Раскроем основные особенности юношеского возраста, установим социальные роли, выполняемые молодыми людьми;

Выявим социальные функции и особенности социального положения молодёжи в современном обществе;

Определим главные черты, причины существования современной молодёжной субкультуры;

Научимся самостоятельно устанавливать проблемы современной молодёжи;

Продолжим развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук;

Применим полученные на уроке знания в повседневной жизни и в практической деятельности.

II . Актуализация и мотивация знаний.

Слово учителя: А для этого обратим наше внимание на основные понятия и категории социальной сферы.

Вопросы для обсуждения (слайд 4):

1. Дайте определение понятиям «социальная стратификация», «социальная группа», «социальный статус».

2. Перечислите основания (критерии) социальной стратификации.

3. Какие социальные группы существуют в современном обществе? К каким социальным группам относитесь Вы?

4. Что означает понятие «социальная мобильность», каковы её виды?

Обсуждение вопросов учащимися.

Слово учителя: Молодцы ребята, а теперь послушайте внимательно следующее высказывание.

Слово учителя (слайд 5). ...Выступая перед собранием Медицинского общества города Дортмунда (1979 г.), доктор Рональд Гибсон начал свой доклад четырьмя цитатами, которые принадлежали философу, поэту, политику и священнику.

Философу: «Они (молодые люди) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они жадно глотают еду и изводят учителей…»

Поэт: “Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет завтра в свои руки бразды правления. Эта молодежь невыносима, несдержанная, просто ужасна.”

Политик: “Наша молодежь растлена до глубины души, она никогда не будет похожа на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сможет сохранить нашу культуру.”

Священник: “Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не далек.”

Слово учителя: Согласны ли вы с такой характеристикой современной молодежи?

Слово учителя: Парадокс в том, что первое высказывание принадлежит философу Сократу, жившему в 470-399гг. до н. э. Второе - первому известному древнегреческому поэту Гесиоду, жившему в VIII-VII вв. до н. э. Третье найдено в глиняном горшке, 3000 лет хранившемся в развалинах Вавилона. Последнее - египетскому жрецу. Свитку папируса с этой надписью около 4000 лет. Любопытно и то, что все эти великие цивилизации погибли.

Как сегодня живется молодежи? Как к ней относятся окружающие? Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это? Попробуем разобраться с данной проблемой на сегодняшнем уроке.

Слово учителя: Предлагаю рассмотреть следующий план урока (слайд 6) :

План.

1. Молодежь как социальная группа.
2. Молодёжь - обновляющая сила общества.
3. Молодёжная субкультура.
4. Легко ли быть молодым? Проблемы современной молодёжи.

III . Изучение нового материала.

1. Молодежь как социальной группа.

«Займи позицию» (Как вы считаете? слайд 7):

    Чем молодёжь отличается от других общественных групп?

    Кто входит по возрасту в категорию молодежи?

Слово учителя (слайд 8).

Молодёжь - большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества. Возрастные границы молодежи от 14-16 до 25-30 лет.

Границы молодости индивидуальны для каждого. В жизни есть обстоятельства, которые заставляют повзрослеть человека раньше. А есть взрослые, у которых физические и психические черты, свойственны детскому возрасту - инфантилизм. Поэтому очень часто говорят молодые «старики» или «вечная» молодость. Но, так или иначе, вывод можно сделать такой:

МОЛОДОСТЬ - это ощущение, которое обязательно проявляется как во внешности, так и в поведении человека.

Слово учителя: Обратимся к статистике (слайд 9).

Из общего числа населения мира равного 7,584 млрд. чел. молодое население составляет - 1.8 млрд. чел. Так много молодежи на Земле ещё никогда не было! Вместе с молодыми людьми растёт спрос на образование и рабочие места.

Почти 90 % всех молодых людей живут в развивающемся мире - странах Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америке.

В Афганистане, Нигерии, Чаде и Уганде 50% населения - это люди до 18 лет!

Доля молодежи в развитых странах мира продолжает сокращаться.

Слово учителя: Какие же социальные роли выполняют молодые люди? (слайд 10)

- Особенности социального положения (слайд 11), записать в тетрадь.

2. Молодежь - обновляющая сила общества.

Молодёжь - двигатель прогресса, что за молодёжью стоит будущее. Так ли это? А, что представляет собой современная молодежь? Чему у неё могут научиться более старшие поколения? Как изменил молодежь век новых технологий, развлекательной индустрии?

Презентация работы «15 фактов о современной молодежи». (слайд 12)

Слово учителя: Есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь - обновляющая сила общества?

ДА, потому что…

НЕТ, так как…

Слово учителя: Исходя из имеющихся представлений и полученных знаний, давайте заполним коллаж «Какая она, современная молодежь?» (слайд 13)

3. Молодежная субкультура. (слайд 14)

Слово учителя: Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру. Молодежь не стала исключением - она тоже создала свою собственную культуру. Молодежная субкультура является феноменом, характерным для индустриальной и постиндустриальной стадии развития любого типа культуры. Она выполняет функции социализации молодых людей, решает проблемы конфликта поколений и подчи-няется единым законам развития.

Презентация сообщения: «Молодежная субкультура». (слайд 14)

Слово учителя: Что побуждает молодежь к созданию субкультуры?

4. Легко ли быть молодым? Проблемы современной молодежи. (слайд 15)

Слово учителя: А сейчас мы попробуем разобраться с риторическим вопросом «Легко ли быть молодым?» С какими проблемами сталкивается современная молодежь? Как она пытается их решить, как живет, за что болеет, о чем думает?

Презентация результатов (видеоролик);

Социологический опрос (слайд 16)

- «10 предложений» домашнее задание (по времени).

IV . Закрепление материала.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ (слайд 17):

2. Как изменяются социальные роли человека в молодые годы?

3. Что включает понятие «молодежная субкультура»? Зачем необходимо наличие таких культур?

4. С какими проблемами в своей жизни сталкивается современная молодёжь?

V . Подведение итогов урока.

1. Ответьте одним предложением: «Что значит быть молодым»? (слайд 18)

2. «Дом жизни» (слайд 19)

Слово учителя: У каждого возраста своя миссия, свои задачи, цели, ценности. Каждый из нас строит свой дом жизни. Если представить нашу жизнь в виде дома, то чем должна быть молодость - фундаментом, крышей, стенами?

Молодость - фундамент, и от того какие «кирпичики» вы заложите, какой «цемент» используете, будет ваш «Дом жизни». И только от вас будет зависеть, что у вас получиться к старости: лачуга, добротный дом или дворец?

VI . Рефлексия. (слайд 20, 21)

1. Молодежь неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации.

Главная особенность социального положения молодёжи - его переходность. Молодые люди осваивают новые социальные роли: работник, студент, гражданин, семьянин и тому подобное. Они ищут своё место в жизни, нередко меняют сферу деятельности.

2. Молодежь - это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.

3. Молодежь - это обновляющая сила общества. В этом и состоит социологическая функция молодежи.

4. В жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и разрешения.

5. Для молодёжи характерно творческое отношение к окружающей действительности, стремление изменить мир, жить по-новому, склонность к объединению в неформальные группы.

6. Нельзя однозначно судить о современной молодежи.

7. Проблема молодежи была актуальна во все времена.

VI І . Домашнее задание. (слайд 22)

Параграф учебника 18, с. 194-204.

Написать эссе: «Смолоду наживай, а под старость проживай!»

Слово учителя: Спасибо большое за урок, всего Вам доброго и светлого!

Теперь остановимся на роли и значении молодежи в обществе. В целом эта роль обусловлена следующими объективными обстоятельствами.

1. Молодежь, являясь достаточно большой социально-демографической группой, занимает важное место в народнохозяйственном производстве как единственный источник пополнения трудовых ресурсов.

2. Молодежь - основной носитель интеллектуального потенциала общества. Она обладает большими способностями к труду, к творчеству во всех сферах жизни.

3. Молодежь имеет достаточно большую социальную и профессиональную перспективу. Она способна быстрее других социальных групп общества овладеть новыми знаниями, профессиями и специальностями.

Обозначенные обстоятельства можно подтвердить фактическими и статистическими данными.

К началу 1990 г. в бывшем СССР насчитывалось 62 млн чел. в возрасте до 30 лет. При этом каждый четвертый житель города и каждый пятый села были молодыми людьми. Всего граждане в возрасте до 30 лет составляли 43% трудоспособного населения .

Доля молодежи в возрасте от 16 до 30 лет в бывшем СССР на 1990 г. составляла 22% всего населения. Примерно такой же процент ее был и в Украине. За последние десять лет произошло сокращение населения молодого возраста на территории бывшего СССР на 4,8 млн чел., в том числе в Украине доля молодежи с 1989 по 1999 г. уменьшилась с 22 до 20%.

По данным 1986 г., всего в народном хозяйстве бывшего СССР было занято около 40 млн юношей и девушек. При этом в отдельных отраслях более половины работающих составляла молодежь. Например, в промышленности и строительстве 54% работающих были в возрасте до 30 лет, в сельском хозяйстве - 44, в машиностроении - 40, в легкой промышленности - более 50% .

В последние годы в демографической ситуации относительно молодежи отмечены следующие тенденции:

Возрастает численность сельской молодежи, что является неплохой предпосылкой демографического возрождения села;

Ярко выражена тенденция омоложения материнства, хотя значительное число молодых семей в силу социально-экономических проблем не торопятся иметь детей;

Увеличивается количество молодых мигрантов и т. п.

Принципиально важным при рассмотрении молодежных проблем является вопрос о молодежи как субъекте и объекте общественных преобразований.

Роль молодежи как субъекта и объекта в историческом процессе развития общества весьма специфична. С точки зрения механизма социализации молодежи вначале молодой человек, вступая в жизнь, является объектом воздействия социальных условий, семьи, друзей, институтов обучения и образования, а затем в процессе взросления и перехода от детства к юношеству учится и начинает сам творить мир, т. е. становится субъектом всех социально-экономических, политических и общественных преобразований.

Понятно, что проблема молодежи имеет глобальный, общечеловеческий характер, и потому находится в центре внимания всех стран и крупнейших организаций мира.

По линии ЮНЕСКО, например, только с 1979 по 1989 г. было принято более 100 документов, касающихся проблем молодежи. В большинстве из них подчеркнуто, что молодые люди сами, своим трудом должны реализовать свои цели. Молодежь должна быть в постоянном поиске, дерзать, строить свою судьбу. Естественно, это присуще только демократическим обществам, странам с высоким уровнем экономического и социального развития.

Вместе с тем, характеризуя проблемы молодежи, на сороковой сессии Генеральной Ассамблеи ООН было обращено внимание и на т о, что "молодые люди играют двоякую, на первый взгляд противоречивую роль с одной стороны, они активно способствуют процессу социальных изменений, а с другой - оказываются его жертвами" .

Действительно, сегодня молодежь не может быть ориентирована исключительно на выполнение общегосударственных дел, связанных с решением плановых заданий; она должна получить возможность решать и свои, молодежные проблемы. Интересы молодежи, ее реальные, насущные проблемы - органическая часть всех социальных задач общества. Здесь уместно напомнить интересное высказывание известного психолога И. С. Кона о том, что в XX веке темпы смены новой техники стали опережать темпы смены новых

поколений. Такая особенность научно-технической революции существенно отразилась на психике и психологии молодежи, ярче выявила ее неприспособленность к жизни. С этой проблемой молодежи мы вступим и в XXI век.

Наряду с утратой старшими поколениями права на выполнение традиционной обучающе-воспитательной функции, обострилась проблема самостоятельности молодежи, ее подготовки к жизни, к осознанным действиям.

Молодежь сегодня, с одной стороны, все больше ощущает себя особой группой общества в пределах некой "молодежной культуры", а с другой - все больше страдает от неразрешимости многих своих специфических проблем. При этом наиболее серьезным фактором, деформирующим психику молодых людей, является отсутствие определенного доверия к ним. Юноши и девушки крайне мало привлекаются к решению и реализации самых разных проблем жизни современного общества. Более того, они даже не включаются на равных в обсуждение разнообразных вопросов, которые беспокоят всех граждан.

Вследствие всех рассмотренных выше причин и проблем в среде молодежи происходит определенная, пока мало изученная социологической наукой дифференциация. В частности, В. Ф. Левичева в своих работах в период бурного роста так называемых неформальных объединений молодежи выделяла три класса социальных объектов принципиально разного типа: подростковые группы; самодеятельные объединения молодежи разной направленности (группы охраны памятников истории и культуры, "зеленые", ассоциации творческой молодежи, досуговые группы, спортивно-оздоровительные и миротворческие объединения, политические клубы и т. п.); народные фронты (социальные образования, в которые входила молодежь).

РЕЗЮМЕ

1. Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является следующая трактовка понятия "молодежь": "Молодежь - это относительно большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации и воспитания в данном обществе".

Существует и такое более сложное и многоплановое определение: "Молодежь как социальная группа представляет собой специфическую социальную общность людей, которая занимает определенное место в социальной структуре общества, харак-^еризуется процессом приобретения устойчивого социального статуса в различных социальных подструктурах (социально-классовой, социально-поселенческой, профессионально-трудовой, социально-политической, семейно-бытовой), а следовательно, отличается общностью решаемых проблем и вытекающей из них общностью социальных интересов и особенностей форм жизнедеятельности" [№, 17].

С переходом к рынку, становлением демократического общества существенно меняются не только идеалы молодых людей, но и общественный идеал молодежи вообще. В частности, весьма интересны выводы украинского ученого Ю. Терещенко, который в человеке нашего времени (а следовательно, и в молодежи) выделяет такие черты.

Во-первых, - пишет он , - это человек экономически свободный, предприимчивый, инициативный, деятельный. Ему присуще самостоятельное творчество, связанное с организацией нового дела и постоянным числом возможностей приложить собственные силы.

Во-вторых, это человек, глубоко заинтересованный в личной причастности к политическим свободам. Такой человек характеризуется развитой правовой и моральной ответственностью, он способен защитить себя и остальных.

В-третьих, это человек с рельефно оформленной мировоззренчески-экологической ориентацией.

В-четвертых, это человек с национально ориентированным сознанием. Такой человек любит свой народ, для него родной язык и другие признаки родной культуры являются средством национальной самоидентификации.

2. Вопрос о возрастных рамках молодежи - это не просто предмет теоретического научного спора. В частности, верхняя граница молодежного возраста, при всей ее условности, подразумевает именно тот возраст, в котором молодой человек становится экономически независимым, способным создать материальные и духовные ценности, продолжать род человеческий. А это означает, что все эти условия Должны рассматриваться в тесном единстве, взаимозависимости и тем более без какой-либо идеализации. Например, известно, что многие

молодые люди становятся экономически независимыми (способными зарабатывать средства к существованию, самообеспечению) и раньше 28 лет. Конечно, это не исключает получения экономической помощи от родителей, близких, друзей и в более позднем возрасте. В связи с этим нам представляется, что граница молодости (28 лет) в большей мере обусловлена периодом окончания учебы, получения профессии, т. е. завершением подготовки к производительному труду в любой сфере деятельности.

Со временем возрастные рамки молодежи (в частности, в Украине), видимо, придется пересматривать и определять с учетом новых социально-экономических, политических и иных условий формирования и становления украинской государственности в целом.

3. Молодость - это не только биологический, но и социальный процесс, диалектически связанный с воспроизводством общества как в демографическом, так и социальном плане. Молодежь не просто является объектом - преемником материальных и духовных богатств общества, но и субъектом - преобразователем общественных отношений. "История, - отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, - есть не что иное, как последовательная система отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями... Действительно, от того, в каком, условно говоря, тоне будет идти разговор между "отцами", которые передают наследие, и "детьми", которые его принимают, в значительной мере, если не решающим образом, зависит устойчивость, стабильность системы" }