Биологическая модель устройства змея горыныча. Почему Змей Горыныч о трех головах? Славянский бог Ящер - подземный Змей

Справка из Большой Энциклопедии-
Змей Горыныч – огнедышащее существо с тремя головами, единым хвостом, единой системой кровообращения и единой кардиосистемой. Иногда летает, когда не слишком много съест. Распространен повсеместно, встречаются разные виды в разных климатических зонах. Питается большей частью подножным кормом, но встречаются отдельные экземпляры – гурманы. По темпераменту - добродушен, обладает хорошим чувством юмора. Для окружающих большую часть времени совершенно безопасен. Разносторонне развит, иногда поет, реже танцует. Размножается откладыванием яиц. Занесен в Красную книгу, потому как ему нравится считать себя вымирающим видом. Дружен с перелетными птицами, завидует им. По ночам говорлив. Мешает спать окружающим. Сведения о Змеях Горынычах сохранились с древних времен. Первые упоминания относятся к моменту как родились упоминатели и стали упоминать.
Итак, жил, был – не тужил Змей Горыныч. Большой такой Змей. С тремя головами, как и полагается.
Основное время любил проводить в беседах сам с собой. Порой какая-нибудь голова была занята приготовлением пищи, пока две остальные непринужденно болтали.
Родители Змея Горыныча не обладали большой тягой к креативности, посему при рождении трем головам были даны весьма банальные имена - Правая, Левая и Средняя. Из яйца все три головы вылупились одновременно, но документы при рождении были утеряны. Мать с отцом в этот момент так сильно нервничали, что ничего не помнят, поэтому три головы до сих пор выясняют – какая же голова вылупилась первая. Это любимая тема для спора у трех голов с момента овладения ими первыми способами общения. Второе, что обсуждалось повсеместно – какая из трех голов умнее. Образование все три головы получили одинаковое, родители не обделяли своей любовью ни одну из них, а имея одно на троих тело, всем трем головам приходилось получать одни и те же знания, потому как затыкание ушей наушниками далеко не всегда спасает от бесконечного потока информации вокруг. Но все же в итоге головы получились чуть разные. Одна увлекалась точными науками, вторая любила искусство, а третья никак не могла определиться, к чему же ее тянет больше. Возможно, если бы у нее было собственное тело, то занималась бы легкой атлетикой. Но организм был один на всех и далеко не разбежишься.
В целом, головы хорошо ладили, находили компромиссы между собой, легко решали, куда лететь сегодня. Даже умудрялись договариваться насчет образа жизни. Первая голова злоупотребляла сладким, вторая соленым, а третья предпочитала вегетарианство. А это весьма сложно – желудок то один на всех и переваривать всю гадость, что съела соседняя голова, приходилось всем. Поэтому бывало так – одна голова из хмельного озера хлебнет воды, а наутро головной болью расплачивались и две другие. Но даже это их мир не могло нарушить, все трудности бытия они переносили стойко.
Но однажды Правая и Левая голова серьезно рассорились. Как это произошло, и в какой точно момент никто так и не понял. Из-за чего именно тоже. Две головы дулись одна на другую, не разговаривали, из-за каждого пустяка готовы были обдать друг друга жарким огоньком. Средняя голова только и успевала обливать водой то одну, то другую свою соседку.
При разладе дружбы появилось множество неудобств, слаженной деятельности никакой не выходило, самые простые вещи теперь превращались в целое огромное дело. Чтоб почистить хвост или искупаться, Средней голове приходилось по три часа объяснять каждой соседней голове, что без их совместного согласия и совместного участия им не сдвинуться даже с места. Тем более не взлететь и не пришлепнуть хвостом досаждающую муху на спине.
К тому же, как ни крути, имея одну на троих систему кровообращения, пищеварения, сердцебиения все душевные страдания от ссоры (а они присутствовали в полном объеме и отражались на аппетите) чувствовали все три головы одновременно. Эмоции и чувства, что рождались в одной голове, тут же получали отклик в организме и растекались по телу, донося все до соседей. Только вот головы не умели считывать мысли друг у друга. Владели бы телепатией – все бы разрешилось, но как говорится - чужая голова потемки, а тут вроде своя, но те же потемки. Всегда так с этими головами.
Правая и Левая голова, убежденные в своей правоте, хотели найти поддержку своей позиции у Средней головы. Но Средняя голова была непреклонна. Она видела всю нелепость ситуации и пыталась ее исправить, как могла. Слушая и Правую и Левую голову, она все больше и больше убеждалась в том, что головы не слышат друг друга.
Чтоб помирить и выяснить, что же в результате стряслось, из–за чего вся эта канитель, Средняя голова решила вести беседы по очереди с каждой из голов. Пока Левая спала – Средняя беседовала с Правой и наоборот.
- Уф, как хорошо, что Левая голова уснула, а то я за целый день так намаялась, так намаялась. Это ж непросто все время быть начеку, в напряжении, - жалуется Правая.
-Конечно, когда не ладишь с кем-нибудь, все напрягает, - в ответ ей Средняя.
- Что й то я не лажу? Я то лажу, это она не ладит со мной, я со всеми лажу.
- Не ладишь, а лажаешь.
- Ну, ты всегда на ее стороне, я не понимаю, почему ты ее поддерживаешь, она же сплошные глупости говорит и вообще, она младше меня и ничего не понимает в перемещении воздушных потоков при изрыгании пламени против вектора розы ветров. И Фэн Шуй Великих Змей ей не знаком.
- Это все не имеет никакого значения. Фэн Шуй Великих Змей мало кому помогал в этой жизни.
- В этой может и не помогал, а знать это надо!
- И что конкретно тебя беспокоит, что ты все время того и гляди испепелишь всех вокруг?
- То, что она никак меня не может понять! Говорю ей - на Гору Познаний, что находится в Запредельном лесу, надо взбираться, упираясь хвостом и раскачиваясь из стороны в сторону по диагонали от востока, она же говорит, что на эту гору взбираться не надо вообще.
- Да?! Ты так думаешь?
-Да! Я в этом уверена!
-Ладно, давай спать, уже вторая луна всходит.
На следующий день в то же время Средняя голова уже беседовала с Левой головой. Правая же голова в это время мирно посапывала, то и дело выдавая клубы дыма из ноздрей.
- Уф, как хорошо, что Правая голова уснула, а то я за целый день так намаялась, так намаялась. Это ж непросто все время быть начеку, в напряжении,- хнычет Левая.
- Конечно, когда не ладишь с кем-нибудь, все напрягает,- в ответ ей Средняя.
- Что й то я не лажу, я то, лажу, это она не ладит со мной, я со всеми лажу.
- Не ладишь, а разводишь лажу.
- Ну, ты всегда на ее стороне, я не понимаю, почему ты ее поддерживаешь, она же сплошные глупости говорит и вообще, она же младше меня и ничего не смыслит в аромате фиалок на рассвете.
- Это все не имеет никакого значения. Понимание аромата фиалок на рассвете мало кому помогало в этой жизни.
- В этой может и не помогало, а знать это надо!
- И что конкретно тебя беспокоит, что ты все время того и гляди в печной кулинарный шедевр всех вокруг превратишь?
- То, что она никак меня не может понять! Я ей говорю – на Гору Познаний, что находится в Запредельном лесу, надо взбираться, прыгая на одной лапе, мордой повернувшись на юг, хвостом на восток, она же говорит, что на эту гору взбираться не надо вообще.
- И ты серьезно считаешь, что она так считает?
-Да!
- А ты своими ушами слышала, как она говорит, что на Гору Познаний взбираться не надо?
- Ну как я могу слышать своими ушами, у нас и ушей то нет, одни дырки какие-то. Не слышала, конечно, но все же к этому идет! Она говорит про хвост, какие-то диагонали, это же беспредел полный!
- Получается, что до того места, где должно было звучать «на гору взбираться не надо» вы так и не дошли в разговоре?
- Нет! Как можно, ведь хвост, диагональ... уже одно слово «диагональ» как много значит!!!
У Средней головы тихо начинал валить пар из того места, где могли бы быть уши.
Каждый раз, ведя такие предсонные разговоры, Средняя голова боролась с трагедией взаимонепонимания голов, но каждый раз натыкаясь на безнадежность этого мероприятия, опускала свои маленькие крылья. Их маленькие крылья. Здесь, сейчас, в ночи крылья уже кроме нее никого не волновали. Из-за бесконечных ссор и недоговоренностей крылья давно бездействовали. Позабылось ощущение полета, ощущение парения над землей. Прошли те времена, когда можно было планировать над верхушками деревьев и на большой скорости хвостом рассекать гладь озера, делая радугу из брызг.
И вот утомившись вконец, Правая и Левая голова спали, а Средняя
ощущая бескрайность одиночества, тосковала в ночи.
Так безвкусно и пресно проходили день за днем, ночь за ночью для Змея Горыныча. Когда головы не дружат между собой, жизнь весьма не пестра на позитивные события. Все те же ночные беседы Средней головы с Левой и Правой. Все те же обиды и непреодолимые барьеры, упреки.
Но вот однажды ночью, когда Левая голова спала, а Правая голова очередной раз вслух расставляла свои жизненные приоритеты, ее речь прервалась и она замолчала.
- Знаешь, Средняя, я так устала, так соскучилась по Левой, мы так давно с ней не обсуждали всякие ерундовые безделицы, не смотрели вместе на восход солнца, не пересчитывали ракушки на дне озера, не слушали вместе стрекоз… Мы вроде как все время рядом, но в тоже время бесконечно далеки…
В этот момент Левая голова слегка шевельнулась, поморщилась, а потом улыбнулась во сне, кажется, ей снилось что-то красивое.
Может лягушка, а может большой кремовый торт.
Правую голову тоже одолел сладкий сон, и ее беспокойное сознание туда провалилось.
А Змей Горыныч, привязав две сонные головы к средней чем-то мягким, зашагал в сторону дома Бабы Яги.
- Избушка, избушка повернись к лесу задом, - еле пробормотала уставшая Средняя, дотопав до мобильного жилища Бабы Яги.
Избушка заскрипела, не повернулась, из окна высунулась заспанная мося Бабы Яги. После последнего сеанса омоложения, она была очень мила.
- Чего тебе, трехголовый, понадобилось посреди ночи?
- Уважаемая, одолжите, мне, пожалуйста, до утра любой летательный аппарат для грузоперевозок.
- Ступа АН225 подойдет?
- Годится!
- Будь здрава, красавица!
- Лети уж, льстец хвостатый.
Обменявшись любезностями с Бабой Ягой, Горыныч на всех мощностях приближался к Запредельному лесу, к горе, к ее вершине.
Там, бросив ступу, Средняя голова выбрала самое удобное место для сна и уснула самым молодецким сном – тем, что засыпают не младенцы, а их родители.
Утром же, когда солнце озарило самые потаенные уголки Земли, Левая и Правая Голова проснулись, Средняя же продолжала дрыхнуть без четырех лап.
- Что это? Где мы? – одновременно выдохнули две головы.
- Как тут прекрасно!
- Да, это самое лучшее место на планете!
- Это гора Познаний, самая верхушка, точно!
- Она мне столько раз снилась - мечта.
- И тебе?
- И мне!
Так значит, ты все это время хотела сюда попасть?
- Да!
- И я!
Правая и Левая головы обнялись, обвились длинными Змей Горычными шеями.
А между ними сладко спала Средняя голова и улыбалась во сне, наверное, ей снилось что-то красивое – может, лягушки, а может, кремовый торт.


З МЕЙ ГОРЫНЫЧ - сын грозовой тучи, небесной горы. Летающее многоголовое чудовище с длинным хвостом и перепончатыми крыльями (отрубит богатырь одну голову - другая вырастает). Голов у Горыныча может быть и 3, и 6, и 9, и 12. Тело у него змеиное, на четырех лапах и покрыто крепким панцирем. Извергает из ноздрей и ушей дым, а изо рта - пламя (тучи клубятся, и молнии сверкают). Несет службу у Кащея Бессмертного . Похищает молодых девушек-красавиц или берет девушками дань с населения. Уносит их в свою нору-пещеру в горе, где хранит и богатства свои. Обладает способностью оборотня - может, например, принять вид молодого красивого юноши, коня или какой-то привлекательной вещицы. Для этого он ударяется оземь.

«...Вдруг потемнело небо, а тучи на небе нет, и дождя-то нет, а гром гремит, и грозы-то нет, а огонь блестит...

Поднял голову Добрыня и видит, что летит к нему Змей Горыныч, страшный змей о трех головах, о семи хвостах, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят».

Из былины

Существующие в преданиях образы Змея - Змея Тугарина , живущего в дупле Змиулана подобны образу Змея Горыныча.

Змей Горыныч — многоголовый огнедышащий дракон, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах. В иноязычных сказаниях встречается как змок, смок или цмок .
Многоголовость змея - непременная его черта. Чаще всего змей предстает трехглавым.
В большинстве случаев у змея отмечается способность к полету, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Так, во всем афанасьевском сборнике русских народных сказок лишь один раз сообщается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»).



Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы.
Еще одной важной особенностью змея является его огневая природа, однако, как именно извергается огонь, сказки не описывают. Огонь змей носит в себе и извергает его в случае нападения.
Кроме огненной стихии, змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. В некоторых сказках он живет в воде, спит на камне в море. В то же время змей - еще и Змей Горыныч. Слово «Горыныч», вероятно, происходит от слова «горы», так как Змей Горыныч живет часто в горах и пещерах. Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых сказках он живет в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды.


Змей Горыныч похитил Забаву Путятишну - племянницу киевского князя, а Добрыня Никитич ее освободил.


Змей-Горыныч

Краткое содержание мифа

Змей-Горыныч – олицетворяет зло в народных сказках и былинах славян. В разных сказаниях описание Змея расходится, именно поэтому составить точный портрет этого персонажа весьма затруднительно. Но принято считать, что Змей-Горыныч – это говорящее драконоподобное существо, с тремя головами, с хвостом и медными когтями, обладающее способностью дышать огнем, при этом выпуская из ушей дым. Голов у Змея может быть от 3 до 12, а хвостов от 1 до 7, в зависимости от источника. Перемещается Змей по воздуху, но о наличие крыльев сказки умалчивают. В представлении современного человека Змей идентичен крылатому дракону с тремя головами.


Горыныч может быть как порождение водной стихии, так и огненной, поэтому в первом случае в качестве среды своего обитания он предпочитает горы, а именно «Сорочинские горы», во втором может жить на дне моря, реки или озера. В большинстве случаев Горыныч живет в пещере, но так же не исключаются берлоги. Место его обитания обязательно безжизненное, где трава не растет, птица не поет, либо, наоборот, это палаты, сверкающие златом-серебром.

В некоторых былинах Змей-Горыныч выступает в качестве стражника Калинова моста, который перекинут над рекой Смородиной, разделяющий явь и навь (мир живых и мир мертвых). Но свое основное призвание Горыныч нашел в выжигании посевов и деревень русских. Периодически он похищает прекрасных девиц из простого народа, либо из рода княжеского, для того чтобы их съесть, но чаще похищение является самоцелью. В сказках Змей держит великое множество пленников, среди них цари, придворные, воины и простой люд. Соответственно Змей является заклятым врагом богатырей русских, которые стремятся одолеть его, в одном случае с целью восстановления справедливости, в другом, для освобождения пленников. Иногда в сказках рассказывается о дружбе Горыныча с другими персонажами фольклора — Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным и прочей нечистью.

Отсутствие ветра, пасмурная погода, гром и молния – вот первые признаки появления Змея где-то поблизости. Когда дело доходит до схватки с богатырями его главным оружием является огонь, который он извергает из своей пасти, но он всё равно гибнет от руки героя. Чтобы убить Змея богатырю приходится поразить его в сердце, либо отрубить все головы. Змей-Горыныч настолько отрицательный персонаж, что даже «Мать-Сыра Земля» не сразу хочет впитывать в себя черную кровь, вытекающую из его ран.


Образы и символы мифа

Образ Змея-Горыныча можно рассматривать как минимум с двух сторон. С одной стороны, это образ, вобравший в себя все беды, происходившие на Руси, в том числе и кочевников, воплотился в виде некоего мифического существа. А с другой стороны, это сказочный персонаж, некое зло, противопоставленное добру.

Учитывая тот факт, что свою историю Змей-Горыныч начинает при язычестве и является персонажем устного фольклора, необходимо принимать во внимание разницу восприятия символов у славян язычников и у славян христиан.

Змей (аналог дракона) – в данном случае может рассматриваться как древне-славянское имя или как название животного, впоследствие ставшее употребляться в качестве имени, такие выводы нам позволяет делать отчество сего существа «Горыныч».

При языческом восприятии мира в давние времена северные славяне поклонялись змею как богу, и даже приносили ему жертвоприношения (в том числе и человеческие), в то время как южные славяне считали змея атмосферным демоном.

В христианстве же, змей — это символ грехопадения человека, зла, хитрости. Не стоит забывать, что змея, как и дракон, это одна из форм воплощения Дьявола. И в этом случае Горыныч становится символом абсолютного зла. Так же дракон символизирует апокалипсис.

Отчество – Горыня (славянское имя) — подобный горе, громадный, несокрушимый. Этот символ показывает нам могущество существа, его большие размеры. Так же «Горыныч» может означать, что он живет в горах.

Змей всегда вредил людям, сжигал пастбища и даже целые деревни. На земле, подвластной Змею-Горынычу, цари платят дань. Здесь Горыныч выступает в качестве символа врага-захватчика.

Множество голов – символизирует многоликость зла, его обилие.

Похищение людей – символизирует захват русских людей в рабство.


Логово Горыныча – логово змея расположено в «Сорочинских горах», эти мифические горы находятся за территорией Руси. Логово выступает в качестве символа другого государства, из которого происходят беды русичей, и куда уводят пленников.

Сражение богатыря со Змеем – борьба добра и зла, символизирует противодействие, оказываемое вражеской армии.

Смерть Змея – неминуемая победа добра над злом, русичей над захватчиками.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Сказания о Змее-Горыныче на протяжении веков передавались из уст в уста, от дедов к внукам, именно таким образом и мы познакомились с этим персонажем. Слышали о нем в сказках, чуть позже наблюдали его по телевизору, в качестве героя мультфильмов и киносказок. И сейчас было бы просто невозможно представить русский фольклор без этого персонажа.

В живописи можно увидеть изображение Змея-Горыныча на следующих картинах: Виктор Михайлович Васнецов: «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем-Горынычем» (1913-1918), Иван Яковлевич Билибин: «Бой Добрыни со Змеем», Иван Яковлевич Билибин: «Добрыня Никитич освобождает от Змея-Горыныча Забаву Путятичну» (1941), Художник Москвитин Станислав: «Добрыня Никитич» (2002)

В кино образ змея так же является достаточно распространённым. В этих известных фильмах вы можете увидеть змея: Василиса прекрасная. Фильм-сказка Александра Роу 1939 г., Илья Муромец. Фильм –сказка Александра Птушко 1956 г., Огонь, вода и... медные трубы. Фильм-сказка Александра Роу 1968 г., Там, на неведомых дорожках... Фильм-сказка Михаила Юзовского 1982


Персонаж Змей-Горыныч в литературе упоминается во многих произведениях: в народной былине «Про Добрыню Никитича и Змея-Горыныча», в повести-сказке В.М. Шукшина «До третьих петухов», в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», в стихотворной сказке Дмитрия Половнева «Змей-Горыныч».


Мы все с раннего детства знали, кто такой Змей-Горыныч, благодаря огромному количеству мультфильмов про него. Например, «Добрыня Никитич и Змей-Горыныч». По сюжету этого мультфильма Змей-Горыныч — старый друг Добрыни Никитича и не умеет летать (научится летать только в конце мультфильма). Как они познакомились, точно не известно: Добрыня рассказывает, что выкупил его у торговца, а Горыныч — что спас Добрыню из плена. Но, скорее всего, история Горыныча выдумка, т.к. в ней у него большие крылья, в то время как в основной истории – маленькие. На основе мультфильма была создана компьютерная игра. Или ещё советские мультфильмы, такие как «Ивашка из Дворца Пионеров». По сюжету этого мультфильма Змей-Горыныч - гость Бабы-Яги и должен выручить её из плена пионера Ивана, но Иван при помощи огнетушителя побеждает его. Ещё один любимый детьми мультфильм «Баба-яга против!». По сюжету молодой Змей-Горыныч - домашнее животное и помощник Бабы-Яги. Список можно продолжать до бесконечности.

Вот самые известные мультипликационные сюжеты о Змее-Горыныче.

  • «Межа». Угнетатели жителей деревни - Змей-Горыныч и жадный царь. Оба злодея оказываются побеждены хитростью солдата Кузьмы (который почему-то называет Змея «Гаврилычем»).
  • «Ну, погоди!» (выпуск 16). Волк во сне попадает в волшебную страну, где герои разных сказок живут вне времени и сюжета. Змей-Горыныч охраняет сказочный замок. (В этом фильме режиссёр Вячеслав Котёночкин и художник Светозар Русаков повторно использовали образ, заявленный в м/ф «Межа».)
  • «Ключ». Четыре (вместо традиционных трёх) разнохарактерные головы Змея-Горыныча являются пародией на бюрократов-формалистов.
  • «Былина о Добрыне Никитиче». Кукольный мультфильм сделан по мотивам русской народной былины. Богатырь Добрыня отправляется в горы, где убивает Змея-Горыныча.
  • «Фантазёры из деревни Угоры». Змей-Горыныч появляется в фантазиях главных героев как соратник неприятелей: Бабы-Яги и Кощея Бессмертного.
  • «Алёнушка и солдат». Три головы Змея - разноцветные (зелёная, синяя, жёлтая) и разнохарактерные. Сначала солдат настраивает их друг против друга, а потом хитростью заставляет Горыныча превратиться в берёзовый чурбан и кидает его в печь, откуда появляется маленький и безобидный Горынчик.
  • «Три богатыря и Шамаханская царица». -здесь он также друг Добрыни Никитича. Здесь он уже хорошо летает. Попал в Китай. Там его считали китайским драконом. Когда Добрыня попал в Китай, он встретил Горыныча и предложил полететь на нём в Киев, чтоб победить царицу.

Социальное значение мифа

До недавнего времени Змея-Горыныча всегда пытались показать, как собирательный образ зла, с которым необходимо бороться и соответственно побеждать, ведь в сказках добро всегда побеждает зло. Дракону, как персонажу исключительно негативному, — смерть, а богатырю лавры. Но современность предлагает нам альтернативный вариант.

В настоящее время Змей-Горыныч, в первую очередь, является персонажем, создаваемым для детей. От того злобного убийцы и похитителя, которого мы видели в славянской мифологии практически ничего не осталось. Змей делает злые вещи, только потому, что не знает, как правильно поступать. Он подобен малышу, ничего не знающему о категориях добра и зла. Горыныч как и многие другие злые персонажи народного фольклора становится антиподом себя изначального. Например, в мультфильме 2006 года «Добрыня Никитич и Змей-Горыныч» Горыныч выступает в роли добряка-недотепы, старинного друга Добрыни Никитича. Создается имидж верного боевого товарища, друга героя, а значит и друга ребенка. Победу добра над злом можно считать двойной, когда монстр трансформируется в исключительно доброжелательное существо.

Как пить, так вдвоем, а как блевать, так все вместе. (Анекдот о Горыныче).

В самом деле, почему наш дракон - урод?
Вот китайский дракон - одноголовый. И вообще. Религия у них похожа на философию, философия - на спорт и travel, пейзажная живопись - на религию, почерк - искусство каллиграфии, кулинария - магия, чиновники с древних времени двигают вперед стихосложение, коммунистическая идея питает предпринимательство.
Все перемешано, все сцеплено. Не менталитет, а однородный столб пламени. Не удивительно, что китайский дракон - символ мудрости - об одной голове.

Другое дело - наш Горыныч. Со временем, правда, он выродился в отрицательный персонаж, но нет сомнений, что это чудоюдо поганое изначально имело куда более метафизический смысл.
Наше славянское сознание разорвано, как наши бескрайние просторы. И потом, это так по-нашему - было три головы, потом одну срубили, потом еще одну, а потом, глядишь, и вовсе безбашенным остался. Типично русская гносеологическая история.
Даже то, что герои сказок воюют с Горынычем - очень по-нашему. Мы так любим повоевать сами с собой.
Но почему именно три головы?
Три независимых и самостоятельных головы - это аллигория трех архетипов мышления, трех архетипов мировосприятия. Не только нашего, но, и вообще, западного.

Логика . Первая голова отвечает на здравый смысл, логику, науки и так далее.

Вера. Вторая голова обладает религиозным знанием. Ей, впрочем, даже и знать ничего не нужно. Она просто верит.

Искусство. Третья голова - самая древняя и непосредственная. Она думает образами и соединяет своего хозяина с материальным миром.

Эти три вида мышления, в общем-то, прекрасно известны.

Проблема - в другом. В том, как эти «головы Горыныча» сосуществуют. Ведь каждая считает себя уникальной, или, во всяком случае, главной.

В этом нет, впрочем, ничего удивительного. Каждый из этих архетипов мышления огромен, как космос. Непомерно огромен для человеческих плеч. Нормальному человеку дай Бог вместить хотя бы полтора.

Тут еще уместно провести стереометрическую аналогию.

Три головы Змея Горыныча - это три измерения нашего мира.

Предположим, вы - технический специалист. Не ученый (ученые - люди многомерные). Нет, какой-нибудь конструктор ракетных двигателей. Не генеральный (там тоже требуются не детские обобщения) - довольно среднего звена. Скорее всего, военный.

Наука, логика, факты - ваша работа и ваша стихия. Смысл и соль жизни.

Вторая, религиозная голова, для вас просто не существует. Для вас - это чистой воды безумие.

Искусство? Да, имеет право на существование. Но как отдых. Развлекуха. Обслуга «основной деятельности человечества».

Итак, вы осознаете мир в двух измерениях. С натяжкой, но все-таки в двух. То есть ваш образ мира располагается на плоскости.

В этом нет ничего зазорного. Возьмем, например, графа Льва Толстого в периоды его религиозного учительства. Таже картина.

Религия - конечно! Наука? Пригодится, особенно, наука крестьянская. Помогает бороться с голодом. Искусство - баловство, зло, грех. Итак, здесь мы тоже видим всего лишь два измерения. П лоскость.

Да, что Толстой! бери выше! Виктор Пелевин. Человек искусства. Наука? Почему нет. Тем более, что закончил Энергетический институт. Религия - никогда! «Я не настолько сошел с ума, чтобы поверить в Христа».

Мышление на плоскости, надо сказать, наиболее распространено. Наиболее человечно.

Объемное видение, видение, равно включающее все три измерения - науку, религию и искусство - это уже героизм. Это великие русские ученые.

Это - Пушкин.

Это Достоевский, гениальный романист, христианин и человек, который с огромным уважением относился к науке. Дипломированный инженер.

Это последний дореволюционный старец Оптиной Пустыни - Нектарий. В молодости попросил запреть его в келье и лет двадцать изучал культурный опыт человечества, науки и искусства. Потом вышел из затворничества. Юродствовал почище Пети Мамонова, но был все-таки избран великим старцем. Был духовным наставником России в самый трагичный ее период.

И есть, конечно, и такие люди, мировоззрение которых описывается линией. Они видят мир в одном измерении.

Это уже болезнь. Это фанатики всех мастей. маньяки одной идеи, и соотвественно, одного ментального измерения.

Достаточно упомянуть активистов святой инквизиции, которые с одинаковым удовольствием жгли на кострах ученых и хоронили за кладбищенской стеной людей искусства.

Мир детских (и не только) сказок полон невероятных героев. Для биолога или инженера крайне интересна задача - представить создание «оттуда», функционирующее по законам нашего мира. В «Вокруг света» фантазии оживают

В разных источниках внешность Горыныча вариативна, но всегда кошмарна, что подчеркивает крутость героя, победившего такое чудище. Ладно бы только многочисленные головы, крылья, хвосты, так еще и ядовитая кровь, огненное дыхание и гигантские размеры… Есть и общие черты. Наш Горыныч живет то в горах, то в лесу, но тяготеет к воде. Не зря в сказаниях фигурируют то купание героя, то битва на мосту, то выход Змея из моря. При этом практически всегда Змей - огнедышащий, хотя неясно, как конкретно изрыгается огонь. Сколько голов, тоже непонятно, но никак не меньше трех. Описание хвостов еще более расплывчатое, часто их число просто повторяет число голов. Но это-то как раз объяснимо: такое грозное существо вряд ли часто улепетывает от богатырей, чтобы его можно было рассмотреть сзади. Горыныч отлично летает, нападать предпочитает сверху, да и увесистую добычу легко уносит в когтях. И если мы представим себе Змея реальным существом, то что о нем мог бы сказать биолог?

Модель 1

Рептилия с безмозглыми головами

Горыныч - один из видов разумных драконов (рептилий). Змей много и хорошо летает, его легкие кости приспособлены для передвижения по воздуху. Для того чтобы изрыгать огонь, используется микрофлора, поэтому часть пищи переваривается, а часть служит для производства водорода. Возможно, водород получается не чистый, в сложной микробиоте Горыныча могут присутствовать разные бактерии, производящие и метан, например. Но только значительное содержание водорода позволит Змею легко воспламенять выдыхаемый газ с помощью платинового катализатора, а заодно запас водорода облегчает тело и упрощает полет.

С платиной в чистом виде на Земле есть проблемы, так что Горынычу приходится «наедаться» подходящими минералами, что объясняет его тягу к горам. А для накопления металлов тоже можно использовать бактерий-симбионтов (в частности, мы знаем, что есть бактерии, выделяющие золото из раствора в слитки).

Тонкий, подвижный язык (защищенный от огня роговыми выростами) и аналог голосовых связок позволяют Горынычу, несмотря на отсутствие подвижных губ, неплохо справляться с артикуляцией и вести нудные многословные переговоры с богатырями.

Чтобы выдохнуть огонь и не взорваться, Горынычу пришлось обзавестись вторичным твердым нёбом и ороговелыми выростами в ротовой полости.

Часть зубов - обычные острые конусы. Но есть и особые зубы: к ним выходят богатые платиной протоки «каталитических» желез, насыщенных симбиотическими бактериями.

Неожиданным приспособлением к опасной огненной жизни стала сверхактивная работа системы регенерации. Она и позволила Горынычу обзаводиться «лишними» головами (не слишком умными).

Четыре лапы Змея поддерживают крупное туловище, а давняя мутация нарушила нормальное строение тела, создав дополнительную пару конечностей - крылья.

Сложный многокамерный желудок (место обитания специальной микрофлоры), разросшийся из пищевода. В этом «газгольдере», защищенном мышечными сфинктерами, хранится вырабатываемый горючий газ.

Модель 2

Громогласные диморфы с детьми

Писатель Святослав Логинов выдвинул интересное предположение о природе Змея Горыныча. Обратим внимание на несоответствие двух типов европейских драконов: западноевропейский злодей - некрупный, нелетающий, не замечен в размножении; восточноевропейский же Змей иной - здоровенный, агрессивный, да еще и плодовитый. Причина, по теории Логинова, - обычный половой диморфизм: где-то в районе Карпат происходит весеннее роение драконов, после чего самки гнездятся в степях Северного Причерноморья, а самцы кочуют на запад. Но тогда наш отечественный Горыныч - это самка, добывающая пищу не только для себя, но и для потомства. На широкой спине Горынихи, в уютных кожных складках и ямках, сидят ее детеныши: укрытия надежные, можно крепко держаться даже в полете. Ведь сами змееныши летать еще не умеют. С учетом того, что общение с Горынычами редко проходит в спокойной обстановке, то наблюдателям не до точности. Вот и обозвали они любопытных малышей, выглядывающих с материнской спины, головами да хвостами.

У предков Горынычей шестиногость могла возникнуть только после того, как тип передвижения стал отличаться от «рыбьего», изменились изгибы тела в движении, иначе лишняя пара конечностей причинила бы слишком много хлопот и могла помешать прегорынычам выжить. Теперь же они с легкостью управляют и полноценными четырьмя лапами, и парой крыльев.

Полые костные выросты над ядовитыми зубами могут дополнительно усиливать звук: недаром в сказках часто подчеркивается громкий голос Горыныча.

Туловище

Оно вмещает сложный желудок, мощные легкие и пузырь с горючим газом.

Переносить детский сад на спине способны многие животные (например, некоторые пауки, жабы пипы).

У предков Горынычей, видимо, произошло удвоение плечевого пояса, что позволило и крылья в дополнение к ногам создать, и туловище удлинить.

БИОЛОГИЯ
Химическая атака

Помимо сказочных змеев, нам известны существа действительно шестиногие и крылатые, и с хорошо документированной способностью стрелять обжигающей жидкостью. Да, это насекомые. Например, жуки-бомбардиры, которые обзавелись бинарным химическим оружием: секреты двух желез соединяются только при выстреле, что и приводит к экзотермической реакции, разогревающей жидкость до кипения. К счастью, очень больших насекомых не бывает - система трахейного дыхания не позволяет эффективно снабжать кислородом существо размером больше куриного яйца. Но мутация дыхательной системы (допустим, создание избыточного внутреннего давления) может позволить насекомым стать куда крупнее. Вряд ли ошпаренный «Горынычем» - гигантским насекомым - человек, даже выживший, был бы в состоянии точно определить температуру этого «оружия». Так что вполне возможно, что речь вовсе не об огне, да и стрелял такой Змей не изо рта. Но царевнам и богатырям от этого было нисколько не легче.

Иллюстрации: Владимир Капустин

В предыдущей статье посвящённой мифологической тематики Руси, я разбирал злого духа - , теперь же я намереваюсь подробно исследовать чудовище - Змея Горыныча, а так же в целом схожесть индоевропейской мифологии относительно змееподобных огнедышащих существ. Начну с нравственного образа Змея Горыныча в славянской мифологии, Многоголовый Змей в былинах и сказаниях существо не только крайне злобное, жестокое, но и хитрое. Когда оно не может победить в честном бою, использует ложь и интриги для победы над защитником Земли Русской, так в сказке «Чудесная Рубашка» охмуряя Елену Прекрасную, он хитростью и зельями изводит побившего его в честном бою Купеческого Сына. Так что обольщение змеем богатствами, хитростью, завистью людей появились задолго в дохристианскую эпоху и прослеживается в преданиях многих народов мира. Обольщением змеем приравнивалось в русских сказаниях к измене народу. В то время как в некоторых странах было принято змеепоклонство, на Руси змей отражал хитрость и жестокость, невольничество и горе, с которым русский народ в лице сильнейших его представителей ведёт бой и побеждает тёмную силу. Змей Горыныч в русских сказаниях фигурирует как древнейшее воплощение зла и предательства.

И так, что мы знаем о Змее Горынычи, он был многоголов, что несомненно сразу наталкивает нас на сходство Змея Горыныча с такими мифическим существом как Химера и другими драконами. Вот в частности одно из величайших произведений античности, этрусская скульптура из бронзы «Химе́ра из Аре́ццо» 5 век до нашей эры. Трёхголовое чудище. По описанию чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом в виде змеи. В переводе с греческого Химера ожначает коза. Она так же имеет сходство с другим драконом царём змей Василиском. Химера могла превращать людей в камень одним своим взглядом, как у неё это получалось поймёте чуть позже.

На статуе написано TINSCVIL и считается посвящением Тину, этрусскому Богу света и упорядоченного мира. Небольшое отвлечение, я всерьёз выдвигаю гипотезу, что слово ИСТИНА (из-тина, из света), как некий аналог слова правда (По РА Веда) имеет непосредственное отношение к этрусскому Богу Тину, а не только к тине как скоплению речных водорослей. Надо сказать, что 4 тысяч лет до нашей эры в Египте существовал город Тин (Тинис, Чени)который стал первой столицей объединённого Египта. Правление первых двух египетских династий описывается как «Тинийский период». У коптов, египетских христиан, в раннем средневековье так же существовал город Тин, созвучный древней египетской столицы Тин. Наверное поэтому христиане проповедует, что всем надо признать Бога Из Тина (истинного). Тин (teen ) в английском языке означает подросток, и между прочим этруски часто изображали Бога Тина как юношу. А вот изображение змеи и птицы на шапке фараона означает его правление над верхним и нижнем Египтом, возникает вопрос, а может это смешение в Египте и явилось, тем что у многих других народов прозвали Химерой, Василиском или Змеем Горынычем. Ведь Химера кроме всего прочего является символом смешения рас, своим ужасным видом и поступками подчёркивая пагубные, зловещие последствия этого.

И кстати, совсем уже отвлекаясь от темы, древние египтяне называли Луну - Ях, соответственно иудейский Бог Яхве, переводится как Луну Ведающую. Культ лунопоклонников так сказать. Например у родственно им семитского племени исповедующего ныне в основном ислам, полумесяц является одним из символов религии, второй это пятиконечная звезда связанная с планетой Венерой. Но продолжим изучения Змей в мифологии Земли. При изучение такого явления как Змеи с интеллектом, нельзя не затронуть индийскую культуру. Змеи с интеллектом в индийской мифологии называются Наги, они могут иметь как одну голову, так и несколько голов. Семиглавый Змей Горыныч в Индии.

Из просто очевидных сходств со Змеем Горынычем мы имеем, то что дыхание Нагов ядовито, а взгляд убивает на месте. Они часто сходятся с людьми; потомство от таких союзов отличается изяществом и физической слабостью. О том, что Змеи Горынычи извергают из себя яд, опасный не только для отдельного человека, но и для целых земель и народов, говорится и в скандинавской мифологии, их Змей Горыныч, известен как Ёрмудганд, или Мидгардсорм (Мировой Змей). Согласно «Младшей Эдде», Один забрал у Локи троих детей — Фенрира, Хель и Ёрмунганда, которого бросил в окружающий Мидгард океан. Змей вырос таким огромным, что опоясал всю Землю и вцепился в свой собственный хвост. По их мифам в Рагнарёк, когда Ёрмунганд выйдет из океана и отравит небо. Тор снесёт Ёрмунганду голову, но успеет отойти лишь на девять шагов — поток яда из пасти мёртвого чудовища убьёт его. Не менее интересен в этом плане и иранский Змей Горыныч - трёхголовый Зоххак или Ажи-Дахака, Ажи-Дахака - змея с тремя головами и шестью глазами, бог смерти, демон обмана и лжи. Три его головы похожи на головы скорпиона и ящерицы. Он похищает скот, наносит вред людям. Ажи-Дахака, в иранской мифологии дракон (ажи), в легендарной истории иноземный царь - узурпатор, захвативший власть над Ираном. В «Авесте» трёхглавый дракон А.-Д. (именно слово АД можно прочесть в аббревиатуре Адж-Дахаке) «сильнейший демонский друдж». В Вавилоне он воздвиг себе дворец Квиринта Дузита в форме журавля, а еще два дворца — в Шамбаране и Хиндустане. По «Денкарду», его правление привело к упадку нравственности и росту смертности людей. Зоххак (Зоххак, Дахака, Захака его названия разнятся в следствии дальности лет) составил иудейские писания и поместил их в крепости Иерусалима, а также дал людям десять заповедей, во всем противоположных заповедям Джамшеда. От людей Зохака эти тексты получили Авраам и Моисей, поэтому им следуют все иудеи. Дурные правители впоследствии были потомками Зохака, и от него проистекает всякое дурное правление. Тем не менее некоторые местные иранские средневековые правители не стеснялись возводить к нему свои родословные. По воле Аримана из плеч Зохака выросли две ядовитые рогатые змеи. О правлении Зохака говорилось во фрагардах 4 и 20 утраченного «Судгар-наска». Побежденный Феридуном Зохак прикован цепями в жерле Демавенда. В вулкане, по этому считается при извержение вулкана, слышатся крики Дахаки. В конце седьмого тысячелетия существования мира. Захак вырвется из оков, нападёт на мир и поразит много созданий, но будет сражен Кэрсаспом или Самом. В прочем информация о Дахаке крайне скупа, и обрывочна, что возможно косвенно является подтверждением её правдивости и важности. В любом случае надо быть крайне плохим монархом, что быпрослыть воплощением Змея Горыныча.

Змей Горыныч, кроме аморального поведения и нрава отличался так же тем, что мог извергать пламя. Что безусловно роднит его и с Химерой, и с Василиском, и с Нагами, и с Ёрмунгандом, и с Дахаком и даже с китайскими драконами. Из всех существующих в Китае драконов (Лунов) русский Дракон Змей Горыныч, ближе всего к Дракону Земли Фуцанлуну. Фуцанлун - дракон подземного мира из китайских легенд. Он живет глубоко под землёй и охраняет все драгоценные

Металлы и камни.

От его свирепого рёва начинаются землетрясения. Фуцанлун может принять любой облик или стать совсем невидимым. Когда он выгибает спину под землёй, то появляются новые холмы. Китайцы верят что если к нему относиться с почтением, то дракон не проявит, свой строптивый нрав. Ведь когда Фуцанлун взлетает в небо, просыпаются вулканы. Как относится с почтением к такому Дракону и в чём это выражается китайцы не уточняют, хотя кое что полезное в отношение с драконами у них есть, но об этом позже. Обратим внимание, что в название Фуцалуна присутствует название Лун, Лун это китайское название всех драконов, а в название Ёрмунганда присутствует слог Мун. Moon по английский так же Луна. И вот мы подошли к самому интересному, именно проявление вулканической активности, есть наиболее страшное оружие Змея Горыныча. Наш Змей Горыныч живёт в пещерах которые уходят в глубины земли. Само название Змея Горыныч, уже говорит о том, что под ним подразумевается именно вулкан. Как под вулканом подразумевают и Химеру, и Василиска, и некоторых Нагов, и Ёрмунганда с Дахаком. Вулкан это кстати имя древе-римсого Бога, ответственного за Вулканы. Во первых Гора, во вторых Горит. То что Гора и Горит имеет сходное значение, уже говорит нам, что издревле эти понятия у русских не сильно-то и отличались. Наибольшая вулканическая активность, проявлялась и при зарождение земли, поэтому соответственно Змей Горыныч существовал уже тогда, был молод и свиреп, и ещё не был бит сынами земли русской. Поэтому имел нрав невыносимый и необузданный. Да и этрускам, приходилось жить в местах сильной вулканической активности и поэтому нрав Горыныча им был знаком не понаслышке. Превращение людей в камень одним своим взглядом только чего стоит. Изображения всадника поражающего копьём химеру появилось именно в античности, и к христианству первоначально никакого отношения не имела. Беллерофонт убивает Химеру (432-348 гг. до н.э.).

На многих гербах феодалов в средневековье появился вовсе не Лев, как многие считают, там отчётливо видно, что изображён Василиск. И не могло быть иначе ведь Змей Горыныч олицетворяет невольничество, злобу и хитрость. Химера продолжает свойгербовый путь и по сей день, перекочевав в том числе на гербы отдельных государств.

Конечно, не всегда надо трактовать Змея Горыныча как Вулкан, скорее его можно объяснять во многих случаях и как определённые бедствия постигшие Русь, если брать мистический план в результате действий того же мистического Змея Горыныча. Для этого возьмём русскую народную сказку Бой на Калиновом Мосту. Вкратце родились на русской земле в эру рыб три сына молодца, Сын Иван-Царевич, Иван-попович, и Иван крестьянский сын. Почему в Эру Рыб, ну вот смотрите: В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. Всем хорошо жили, только не было у них детей. Вот раз царице приснилось, что недалеко от дворца есть тихий пруд, в том пруду ерш с золотым хвостом. Снится царице, что если она этого ерша съест, то родится у нее сын. Наутро рассказала она царю про свой сон. Позвал царь рыбаков, велел разыскать тихий пруд, закинуть в него шелковый невод. Закинули рыбаки невод, и попался им ерш с золотым хвостом.

Выросли сыновья царицы, поповны и крестьянки сильными воинами. Да случилась беда на Руси. Сыны мои милые, напали на нашу страну страшные вороги, змеи лютые, идут на нас через речку Смородину, через чистый Калинов мост. Всех людей окрест полонили, землю разорили, ближние царства огнем пожгли. - Не плачь, матушка, отстоим мы речку Смородину, не пустим змея через Калинов мост.

Калинов Мост место сакральное, что-то в роде перехода из Мира Яви в Навь и обратно. Кроме того граница Руси. Долго ли коротко победил Иван Крестьянский сын двух Змей Горынычей, шестиглавого и девятиглавого, сказку советую почитать полностью самим. Встретился ему двенадцатиголовый змей. И вот как он появляется: Вот стоит Ванюшка у Калинового моста, за ним земля русская. Пошло время за полночь, на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались. Выезжает Змей Горыныч, Чудо-юдо двенадцатиглавое. Каждая голова своим напевом поет, из ноздрей пламя пышет, изо рта дым валит. Конь под ним о двенадцати крылах, шерсть у коня железная, хвост и грива огненные. Вот, пожалуста, пламя пышет, дым валит, пробуждается Вулкан. Собрал Ванюшка последние силы, размахнулся дубинкой, сшиб змею девять голов. Вся сыра земля дрогнула, вода всколебалася, орлы с дубов попадали. Змей Горыныч подхватил свои головы, чиркнул огненным пальцем - приросли головы, будто век не падали, а Ванюшку по пояс в землю вогнал. Дыхнул огнем - на двенадцать верст русскую землю сжег.

А двенадцать вёрст это больше 12 километров! Ну в место того, что бы помогать Ивану Крестьянскому сыну победить Змея Горыныча, Иван Царевич и Иван-Поповичспят в доме и ничего не слышат, как их Иван крестьянский сын не будет, так оно и бывает, сколько не буди царевичей и поповичей, что беда на Руси, пока дом не развалится окончательно не проснуться, от Ночи Сварога.

Снял Ванюшка рукавицу пеньковую, бросил в избушку - братьям знак подать. Раскатилась избушка по бревнышку. Проснулись братья, выскочили. Видят - вздыбилась речка Смородина, с Калинового моста кровь бежит, на русской земле стон стоит, на чужой земле ворон каркает. Бросились братья на помощь Ванюшке. Пошел тут богатырский бой. Чудо-юдо огнем палит, дымом душит. Иван-царевич мечом бьет. Иван-попович копьем колет. Земля стонет, вода кипит, ворон каркает, пес воет.

Изловчился Ванюшка и отсек змею огненный палец. Тут уж стали братья бить-колотить, отсекли змею все двенадцать голов, туловища разрубили, в воду бросили.

Отстояли Калинов мост


Потом значится они побеждают Змеиное Царство и всех лживых змеёнышей чинящих то голод, то засуху, то морок рубят в щепки. И разрушают Змеиный Дворец. Но вот что ещё интересно, всегда в сказках, голову Змею Горынычу отрубают, а туловище кладут в воду! И здесь можно увидеть множество параллелей с мифами других народов. Так в Китае считается, что Драконы принадлежат к стихии воды. В Гонконге (Сянгане), у горы, где, по преданию, живёт Фуцанлун, был построен жилой комплекс. В середине комплекса архитекторы оставили свободное пространство, чтобы не загораживать Фуцанлуну вид на океан и сохранить его доброе расположение. Индийские Наги считаются порождением именно водяной стихии. Скандинавского Ёрмунганда Один сбрасывает именно в океан. В русских сказках в воде погиб даже Змей который по легенде построил знаменитые Змеивые Валы, это когда Кожемяка стал делить Землю со ЗмейГорынычем и для этого решили провести борозду по всей Земле, а затем Кожемяка и говорит, а если вдруг твою воду начнут пить, что делать-то, решили и воду поделить, запрягся Змей снова в плуг да и потонул в море. То есть в воде Змей как минимум добреет как считают китайцы, или становится менее зловредным, как это скорее всего. Наступает время Водолея, и Змею видимо придётся отойти от зловредных дел. Вот такая вот она, народная мудрость по сказкам.

Благодарю за внимание, надеюсь статья была вам полезна.