Зоя Фёдорова: версия убийства. В зверском убийстве зои федоровой обвинили подругу актрисы

Не установлена и по сей день. Также нет официальной версии и относительно личности убийцы. Несмотря на тысячи опрошенных, следствие так и не пришло хоть к какому-либо заключению.

Убийство произошло в декабре 1981 года, следователи установили, что смерть наступила от огнестрельного ранения в затылок. Кому понадобилось убивать пожилую артистку и, самое главное, за что? В ходе расследований выдвигались разные версии, начиная с убийства на бытовой почве и заканчивая политическими мотивами.

Политические мотивы

Популярность к Зое пришла в 1936 году. Она сыграла немало главных ролей, которые сделали ее знаменитой на весь Советский Союз. У нее появилось множество поклонников, среди которых были известные политические деятели. Основываясь на личной переписке Федоровой, историки пришли к заключению, что сам Берия проявлял к ней внимание. Казалось бы, жизнь удалась. Она неоднократно выходила замуж. В 45 году Зоя познакомилась с одним из американских дипломатов и уже через год родила от него дочь. Почти сразу же после рождения девочки Зою арестовали, предъявив обвинения в шпионаже. Приговор был достаточно жесток - кроме 25 лет колонии усиленного режима, власти конфисковали имущество и приговорили всю ее семью к ссылке. [С-BLOCK]

На свободу Зоя вышла, спустя 9 лет, попав в списки реабилитации «политических» осужденных. Но власти ее в покое не оставили. Впоследствии, изучая письма актрисы, выяснилось, что она собирала компромат на некоторых высокопоставленных лиц. И этот факт стал одной из основных версий, который вполне может служить причиной для ее убийства. В 1978 году Фёдоровой, несмотря не несколько предыдущих отказов от правительства, все-таки удалось побывать у дочери в Америке. И она даже начала собирать документы, чтобы уехать туда на ПМЖ. Но этого так и не произошло.

Бриллиантовые махинации

В свое время Фёдорова занималась скупкой бриллиантов и драгоценностей, которые потом перепродавала по большей цене. Своего рода, спекуляция - и следователи неоднократно ставили этот факт как одну из основных причин преступления. В начале 70-х актриса вошла в так называемый клан «бриллиантовой» мафии, членами которого были весьма высокопоставленные лица, а также жены многих политических деятелей. Как утверждали впоследствии на допросах ее приближенные, она знала о многих крупных махинациях. И эта информация вполне могла стать поводом для убийства. Тем более, следователи пришли к выводу, что Фёдорова однозначно знала своего убийцу, так как нашли ее на месте преступления в старом домашнем халате и протертых шлепанцах. Такой вид она себе могла позволить только при встрече с хорошо известным ей человеком.

Банальная кража с последствиями

Спустя 33 года после этого трагического события, свою версию изложил бывший следователь уголовного розыска, который расследовал убийство. Борис Кривошеин воспроизвел все этапы следствия в деталях и выдвинул свою точку зрения: незадолго до своей гибели Фёдорова обзавелась подругой, которая собиралась ехать в штаты. Учитывая, что актрису не выпускали из Союза, она решила с этой знакомой передать дочери драгоценности. И здесь сыграло роль обычное человеческое корыстолюбие. Новая подруга застрелила Фёдорову и собрала все драгоценные вещи, которые были в доме. Впоследствии на допросах подозреваемая, естественно, все отрицала, и следствию так и не удалось доказать ее причастность. На сегодняшний день убийца остается безнаказанным.

Пугачёва расписалась на руке организатора банды, чтобы он подписал протоколы допросов

Тамара ШИПИЦИНА всю жизнь проработала следователем. Ей пришлось заниматься серийным убийцей - «московским Чикатило», организаторами левых концертов, нашумевшим убийством актрисы Зои ФЕДОРОВОЙ. На пенсии Тамара Васильевна продолжила работать адвокатом, встав на другую сторону закона.

В 24 года я перевелась из Казахстана в Москву, где 33 года проработала в следственных органах, - вспоминает Тамара Шипицина. - Мне довелось заниматься и гибелью Зои Федоровой. Поскольку квартира актрисы находилась по соседству с местом моей работы, моя следственная группа оказалась первой на месте преступления. Юлиан Семенов написал: «Она сидела в кресле, из трофейного пистолета выстрелили». На самом деле она лежала на полу в прихожей, все там было в крови, в кресло в комнате ее усадили позднее. Убили Федорову гвоздодером, а пистолет лежал нетронутым в другом месте.
Только мы приступили к осмотру тела, вбежал Василий Лановой в офицерской форме. Примчался со съемок фильма «Огарева, 6». Заскочил и начал в квартире убитой руками мебель трогать. Я Ланового схватила за китель и отчитала: «Вы что творите?! Вы ее убили? Нет? Тогда зачем трогаете? Выйдите немедленно!» Мы потом за Лановым на похоронах наблюдали: он и там себя странно вел...
Дело Зои Федоровой так и осталось нераскрытым. По одной версии, ее могли убить из-за контрабанды бриллиантов. По другой - актриса согласилась играть в биографическом фильме английского актера и режиссера Лоуренса Оливье, в котором была бы рассказана история ее трагической любви к американскому дипломату Джексону Тейту, что не могло понравиться «компетентным органам». За «шпионаж» актриса отсидела с 1946 по 1955 год. Совсем другой версии придерживалась Шипицина:
- Изучив ее письма, мы поняли, что она собирала компромат на многих высокопоставленных лиц. Поэтому у нее было много влиятельных врагов. Скорее всего, Зоя Федорова шантажировала крупных чиновников и политиков. Она могла сотрудничать с КГБ и ЦРУ, поставляя им конфиденциальную информацию. Дело нам не удалось завершить потому, что через полтора месяца его передали на Петровку, там оно и «повисло».

Громыко сделал квартиру

Тамара Шипицина, как и большинство советских людей, жила скромно: с детьми снимала комнату в коммуналке. Получить свое жилье помог министр иностранных дел Андрей Громыко.
- Я приехала на обычное ограбление. Женщина открыла дверь, так как звонивший представился почтальоном и назвал имя родственника. Он затащил ее в комнату, избил, а чтобы не было слышно криков, заткнул ей рот углом одеяла. Потерпевшая оказалась крепким орешком - у нее рот порван, а она рассказывает мне, как не признавалась, куда спрятала снятые со сберкнижки деньги. Потом хозяйка принесла семейные альбомы и, показывая фотографии, стала рассказывать: это Ванечка, а это Андрей - беспризорник, которого они с мужем вырастили. И вот во время осмотра места преступления приезжают ее Ванечка и Андрюша. Сели скромно в сторонке и молчат. Я, уставшая и мечтающая о доме, говорю оперативнику: «Опроси родных». Коллега начинает заполнять бумаги, вдруг встает и тихо говорит: «Я пошел» - и показывает мне глазами на титульный лист. В графе «Фамилия, имя, отчество» я прочитала Громыко Андрей Андреевич и ниже: «Место работы» - министр иностранных дел. Я опешила: «Чтобы вас допросить, мне нужно спецразрешение». Все, что связано с ЦК КПСС и Политбюро, сразу уходило в КГБ. Андрей Андреевич со словами «Я дам вам разрешение» своей рукой написал об этом в деле. Я растерялась: «Не знаю, что и спрашивать. Ваше окружение? Вы же сейчас все Политбюро назовете!»

Как потом оказалось, племянница потерпевшей встречалась с парнем спортивного телосложения, он и совершил налет.
Допрос закончился в два часа ночи. Громыко предложил меня подвезти. Я говорю: «Мне материалы надо в управление сдать». Но Андрей Андреевич твердо решил меня подбросить до работы, а потом до дома. Когда министр узнал, что живу на съемной квартире, он решил зайти. Картина советская: дети спят на полу, рядом живет пьяница. Андрей Андреевич спросил, какая у меня зарплата и стою ли я в очереди на квартиру. Мой номер на получение жилплощади был тысячный. Но буквально через пару недель мне дали квартиру. Громыко все решил.
У нас в управлении этот протокол допроса стал реликвией.

Пугачева расписалась

Тамара Васильевна вела дело и о левых концертах. Но вспоминает о нем в связи с другим преступлением.
- У меня был обвиняемый, администратор известного на всю Москву ресторана «Арбат». Он организовывал ограбления богатых клиентов с помощью проституток. Как в фильме «Криминальный талант», где главную роль сыграла Александра Захарова. Девочки добавляли в спиртное клофелин, клиент отрубался, и его «раздевали». Один парень с Камчатки оказался крепким, очухался, когда его притащили на стройку. Шайка ничего не боялась: вызвали ментов - парня задержали, а настоящих преступников отпустили. Но я раскрутила дело, и администратора «Арбата» посадили.
Так вот, дело я уже заканчивала, а мой обвиняемый не подписывал протоколы. Следовательно, были нужны понятые. А как раз в это время я должна была допрашивать о левых выступлениях по делу «Москонцерта» Аллу Пугачеву и Михаила Боярского. Они сидели в комнате для проведения очной ставки. И тогда я пригласила Пугачеву и Боярского в качестве понятых. Артисты не выпендривались, понимали, что отвечать за «левак» будут не они, а стрелочники - организаторы. Долго не подписывавший бумаги администратор при виде знаменитых артистов выпалил: «Я все подпишу! Только пусть Алла Борисовна и Михаил Сергеевич оставят мне автограф на руке». Пугачева ему что-то на руке изобразила, и он, подписав бумаги, уехал в тюрьму.
По делу «Москонцерта» тогда посадили администраторов кинотеатров, а исполнителей - нет. Билеты продавались как в кино на последний сеанс, но по завышенным ценам. С улицы люди туда, конечно, не попадали. Ясно, что налоги не платили ни администраторы, ни артисты. Правда, на концертах, надо отдать им должное, исполнители выкладывались. Лев Дуров, Олег Янковский, Семен Альтов иногда работали до двух часов ночи.
А по «Мосгосцирку», считай, по любому поводу дела заводили. Привезли что-то из-за границы - спекуляция.

Добилась расстрела маньяка

Как одно из самых тяжелых Тамара Васильевна вспоминает дело «московского Чикатило».
- Маньяк действовал профессионально, поскольку был медиком: жертве перекрывал сонную артерию. Погорел душегуб на 101-й женщине - не додушил. Потерпевшая работала в столовой на раздаче, спустя какое-то время снова его увидела и узнала. Дела о серийных преступлениях объединили и отдали мне. Тяжело пришлось: циничная мразь, но грамотная. Помню, как мы расшифровали его записную книжку: он дату и время ставил, а место сокращал. Подняли все висяки. Убийца рассказывал с таким цинизмом и злорадством, что я порой прерывала допросы. Хоть экспертиза Института им. Сербского признала его невменяемым, я добилась, чтобы в Санкт-Петербурге провели повторную. Понимала, что иначе эта нелюдь избежит справедливого наказания. В итоге убийца не ушел от расплаты. Считаю, к таким преступникам нужно применять смертную казнь.

Взяток не брала

Как говорит Шипицина, в СССР в органах тоже имелась коррупция. Однажды ей пришлось испытать это на себе.
- Ко мне в руки попало дело сына директрисы универмага «Москва». Парень заставлял детей из неблагополучных семей промышлять воровством. Доказательная база собрана, нужно в суд передавать, как вдруг мой шеф приходит ко мне и пишет на деле: «Уголовное дело подлежит прекращению по статье... Закрыть». А статью не пишет, дату не ставит, номер дела тоже отсутствует. Я говорю: «А по какой статье?» А у нас была статья № 6 УК РСФСР «За изменением обстановки». Лазейка, чтобы уйти от наказания по закону. Она применялась, если подсудимый попадал в армию или больницу. Я беру написанную начальником бумажку и в лифчик прячу. На следующий день ко мне прибегает директриса универмага «Москва»: «Я же и на вашу долю дала!» Я говорю: «Вы напишите бумагу, что дали и кому». Она возьми и напиши.
Начальник мне отомстил: буквально на следующий день моего сына Олега забрали в армию и собирались отправить служить в Афганистан, в роту разведки. Шеф хорошо знал военкома: пил вместе с ним. К счастью, я Олега сумела перевести в другую часть: через неделю в роте осталось в живых всего пятеро.
Тогда поняла: бороться с ветряной мельницей бесполезно. Правда, я осталась работать, а начальник ушел на повышение - в райком партии, а затем и в правительство. Когда его оттуда выгнали по какой-то причине и он вернулся в систему МВД, то стал адвокатом и в конце концов спился. Сейчас я тоже столкнулась с людьми в правоохранительных органах, которые должны сидеть. И в советское время была коррупция, но не в том объеме, как сейчас.

Из первых уст
- Я очень любил Зою Федорову как киноактрису, - поделился Василий Лановой. - Ее гибель стала трагедией для нашего кинематографа. Узнав о ее смерти, я был потрясен, а так как снимался в сериале «Огарева, 6», где играл сотрудника органов, то прибежал в ее квартиру в офицерской форме.

НОВАЯ ВЕРСИЯ НЕРАСКРЫТОГО УБИЙСТВА АКТРИСЫ ЗОИ ФЕДОРОВОЙ

Убийство известной советской актрисы Зои Фёдоровой (1911-1981) до сих пор остается нераскрытым. Кто же застрелил звезду кино, кому и чем могла помешать пожилая актриса? На этот счет существует множество версий. Говорят, что это могли сделать сотрудники КГБ, «бриллиантовая мафия», скупщики драгоценностей или антиквариата. Только те, кто так считает, в основном имеют весьма посредственное отношение к расследованию. В распоряжении редакции появилась альтернативная версия мотивов убийства. Как убили актрису и кто это сделал, решился рассказать бывший начальник уголовного розыска, который расследовал преступление.

На фильмах, в которых снималась заслуженная артистка РСФСР Зоя Фёдорова, выросло не одно поколение россиян. С ее участием в главных и эпизодических ролях вышло более 70 кинокартин, за две из которых она удостоилась Сталинских премий. «Девушка без адреса», «До свиданья, мальчики», «О любви», «Подруги», «Москва слезам не верит» принесли Зое Фёдоровой славу и узнаваемость, но вовсе не легкую судьбу.

В ее жизни были почет и признание, дружба в высших кругах номенклатуры, любовь к американскому дипломату и рождение от него дочки, потом обвинение в шпионаже: «А не рожай от американцев!» Тюрьма. Отсидев в лагерях девять из 25 лет, Зоя Фёдорова была реабилитирована и безуспешно пыталась уехать к дочери в США - прямо перед решением переехать на новое место жительства ей отказали в выезде. Оборвалась жизнь Зои Фёдоровой так же трагично. За две недели до 70-летия ее убили выстрелом в затылок в собственной квартире. Убийство актрисы списывали на КГБ, «бриллиантовую мафию» и даже зятя ее дочери - американского летчика, который после смерти тещи внезапно разбогател.

Тайну смерти любимицы Берии пытались разгадать известные писатели, журналисты, актеры и даже генерал, возглавлявший в то время уголовный розыск в СССР, Вячеслав Панкин. На телеэкранах появился сериал «Зоя», в основу которого легла версия о том, что убийство было заказано тогдашним министром внутренних дел Николаем Щёлоковым, который захотел получить ее бриллианты. Но для объективной картины не хватало свидетельств такого человека, который бы знал дело изнутри, а лучше - принимал участие в расследовании.

Поклонники актрисы терялись в догадках, пока рассказать о случившемся не решился бывший начальник уголовного розыска, который возглавлял штаб по расследованию убийства Зои Фёдоровой. Спустя 33 года после смерти актрисы оперативник воспроизвел в деталях все нюансы следствия, а также поделился своими выводами о том, кому была выгодна ее смерть и почему убийца остался безнаказанным.

ОТ ЧЕГО УМЕРЛА АКТРИСА, ПОНЯЛИ НЕ СРАЗУ

Нет, мне еще никто не докладывал об этом.

Якобы криминальный, Кутузовский, 4/2, Зоя Фёдорова, актриса, заслуженная артистка РСФСР, - уточнил он.

Борис Кривошеин, оперативники и сотрудники Московского уголовного розыска примчались к дому по Кутузовскому проспекту почти одновременно. Возле подъезда их ожидал племянник актрисы, который и обнаружил тетушку мертвой. Он приехал проведать родственницу, звонил и стучал в квартиру, но никто не открыл. В двери торчала записка от соседки, которая тоже безрезультатно пыталась достучаться в квартиру. Племянник сбегал за запасным комплектом ключей, открыл дверь и обнаружил в квартире труп родственницы.

Входим. Комната обычная. Чуть справа стоит стол прямоугольной формы, относительно большой. Спиной к нам на стуле, скажем так, не труп, а силуэт - тело женщины. Первое, что бросилось в глаза, - под стул натекла лужа крови. Сначала, не трогая ничего, провели внешний осмотр. Самое интересное, что мы все-таки были уже не новички, кое-что видели и кое-что понимали. А здесь мы не могли определить, от чего она умерла. Я взял ее руку, потрогал пульс, пульса нет, но тело было еще теплое, - вспоминает бывший начальник УГРО.

Голова актрисы лежала на столе, по носогубной складке стекала кровь. В вытянутой на столе правой руке жертвы лежала снятая с красного дискового телефона трубка, из которой доносились протяжные гудки. Никакого ранения, которое указывало бы на то, что она умерла насильственной смертью, не было заметно. Первое, что пришло в голову оперативникам, - у пожилой актрисы случилось кровоизлияние в мозг.

В замешательстве Борис Кривошеин начал рыскать взглядом по комнате, чтобы найти какую-то зацепку. Возле ножки журнального столика он увидел использованную гильзу. Сомнений в том, что в квартире произошло убийство, не оставалось. Когда оперативники наклонили тело, чтобы осмотреть его, из дырки над левой бровью потекла кровь.

Кому она могла помешать, непонятно. Пожилая женщина, актриса, заслуженный человек. Для меня это было, можно сказать, в диковинку. Что я, молодой начальник уголовного розыска, видел? О всяких таких моментах я слышал только на лекциях. Да нет, даже никто обычно не рассказывал примеров таких вот преступлений. Я наклонился, взял гильзу, место зафиксировал. Так как я с детства стреляю, определил калибр и прикинул, что гильза от вальтера или зауэра. Но тут началось самое страшное - приезд большого руководства. Они как слоны начали ломиться в дверь, хотя по всем правилам это запрещено. Спас напарник, который встал в дверях и матом их остановил, не пуская внутрь, - заново переживает моменты 33-летней давности Борис Кривошеин.

Осмотр помещения продолжался до глубокого вечера. Только к полуночи начальник уголовного розыска попал в отделение милиции. Не успел он переступить порог помещения, в кабинете раздался телефонный звонок. Женщина на другом конце провода сообщила, что помогает органам БХСС, и попросила обратить внимание на одну знакомую убиенной.

Она рассказала, что перед смертью Зоя Фёдорова сдружилась с одной женщиной, у которой сын жил в Америке, и часто приходила к ней в гости. Имя моей таинственной собеседницы я так и не узнал. Договорив, я автоматически положил трубку на рычаги аппарата. Это было ошибкой, нужно было положить ее рядом с телефоном и попросить дежурного определить, откуда поступил звонок. Подсказка могла сыграть важную роль в раскрытии преступления. Наверное, звонившая видела, как Зоя Фёдорова заводила эту женщину к себе домой перед смертью, - рассуждает Борис Кривошеин.

ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ ЗНАКОМЫХ НЕ ПОМОГЛИ СЛЕДСТВИЮ

Поиск преступника начался с опроса лиц из записной книжки Зои Фёдоровой. В блокноте было более 2 тыс. телефонных номеров, более 1 тыс. почтовых адресов, московских и иногородних. Большинство из них принадлежали актерам с «Мосфильма» и театральным деятелям. Сотрудники УГРО принялись вызывать и опрашивать знакомых Зои Фёдоровой в поисках хоть какой-то зацепки. В результате было опрошено более 4 тыс. знакомых актрисы, но установить убийцу это не помогло.

Я допрашивал Ролана Быкова, Никиту Михалкова, - вспоминает Борис Кривошеин. - Когда столько людей через тебя проходит, волей-неволей приходится ковыряться в грязном белье. И каждый из актеров просит: об этом не говорите никому, вот это не записывайте. Мы старались вести более доверительные беседы, не в протокол, но результатов это не давало. Мы без толку копались в мосфильмовской каше, в дрязгах, кто там какую-то шубу приволок, кто туфли продал, другой стучит, этот с 15-летними мальчиками кувыркается. А информации, представляющей оперативный интерес по делу, практически не было. Только стандартные вопросы и такие же ответы: да, нет, не знаю, не видел.

В это время Бориса Кривошеина начали посещать сомнения: какая-то зацепка, которую он не заметил, могла остаться в квартире, где убили Зою. Ключи от квартиры были у него. Начальник УГРО отправился на Кутузовский проспект. Чутье не подвело оперативника.

Незамеченной ранее осталась дверца в кладовку, за которой он обнаружил помещение полметра на метр, до потолка забитое старыми женскими сумочками. Их было больше сотни, но в любой могли оказаться какие-то важные документы и записи, представляющие интерес для следствия. Потому вся груда была разложена на пол и обследована вплоть до подкладок. Сомнения следователя, что сумочки никто не проверял, подтвердились. В одной из них нашлись 3 тыс. рублей, а в другой золотая цепочка. Но на этом находки не закончились.

Еще раз внимательно осмотрев комнату, Борис Кривошеин заметил разбросанные на полу и на полочках бирки от ювелирных украшений. Он принялся сгребать их в пакеты. Сотни, если не тысячи маленьких картонных этикеток едва поместились в две целлофановых торбы.

Конечно, меня это насторожило. Я понимаю, что часть бирок изъяли при первом осмотре. Но такое количество откуда могло появиться? И кто мог их разбросать? Оперативники не могли этого сделать. Наши оперативники, если и проводили осмотр места происшествия или даже обыск, старались всегда возвращать предмет на место. У меня проскочила мысль, что кто-то подсовывает мне специально эти бирки, - предположил начальник угрозыска.

Не исключено, что бирки были разбросаны спецслужбами, чтобы списать убийство Зои Фёдоровой на «бриллиантовую мафию». А может, и нет. Актриса была частым гостем на метро «Октябрьское поле». Там находился магазинчик антиквариата, в котором, по рассказам продавцов, она скупала все, что только видела. Купленные там украшения она могла передавать в Америку через мужа дочки, который часто летал в Россию, или через знакомых. Отсюда и появились оторванные бирки. Ходили также слухи, что после убийства Зои Фёдоровой в квартире был обнаружен чемодан с драгоценностями, который впоследствии пропал. Но единственное, что видел Борис Кривошеин при осмотре помещения, - пустые подрамники. Чемодана не было.

ОХОТА ЗА ПОДОЗРЕВАЕМЫМ

В ходе следствия оперативникам стало известно, что незадолго до смерти Зое Фёдоровой предлагали купить украшения с бриллиантами - кольца, серьги и браслет. Но она отказалась, так как перед этим уже приобрела кольцо с бриллиантом примерно за 50 тыс. рублей. Огромная по тем временам сумма, на которую можно было купить три «Волги».

В штаб поступила информация, что к продаже драгоценностей мог быть причастен преступник, находящийся во всесоюзном розыске за спекуляцию. И что у него якобы был пистолет «зауэр», из которого произвели роковой выстрел. Преступник находился на Таганке и в любое время мог скрыться.

Борис Кривошеин схватил всех оперов, которых поймал в коридоре, на лету в дежурке взял пистолет, влетел в машину и от Киевского вокзала рванул к Курскому. По указанному адресу через арку метра три шириной находился глухой двор, обнесенный высокими, как в крепости, стенами. Во дворе стоял деревянный одноэтажный узкий барак и ни одной другой пристройки, за которыми могли укрыться оперативники. В это время дверь барака открылась.

На пороге весь в черном появился «трехстворчатый шкаф» ростом не ниже 2 метров и с бородищей как у хорошего попа - до пупа. А у меня фотография-то была черт знает какой давности. С паспорта. Молоденький мужик какой-то, и близко с этим ничего похожего нет. Он спокойно вышел. Провел взглядом. На нас посмотрел. А мы стоим, как на витрине, все. И спокойно, уверенным шагом пошел прямо в арку. У меня чутье сработало, и я как гаркнул на своих оперов: «Это он, берем!»

В это время слева от арки из-за стены вынырнуло такси, водитель на лету распахнул дверь, в которую и запрыгнул «шкаф». Оперативники выбежали вслед за удаляющейся машиной, но ни транспорта, ни оружия, кроме как у начальника УГРО, у них не было. Рядом заскрипели тормоза - другая машина-такси чуть не сбила замешкавшегося на проезжей части Бориса Кривошеина. Недолго думая, он влетел в автомобиль, приставил под ребра водителю пистолет и приказал догонять преступника.

На одном из светофоров он вычислил такси, в котором находился беглец, и указал своему водителю таранить автомобиль. В этот момент такси со спекулянтом остановилось, видимо, у водителя сдали нервы, когда он увидел, что машина с начальником уголовного розыска перестраивается и выбирает угол атаки.

Борис Кривошеин получил за пойманного преступника премию 100 рублей, но более никакой пользы в расследовании по делу убийства Зои Фёдоровой он не принес. Следствие не установило причастность спекулянта к трагической смерти актрисы.

После этого начальник УГРО перешел в другой отдел. На место Бориса Кривошеина назначили выпускника Высшей школы МВД Александра Петрушко. Периодически встречаясь на заседаниях у высшего руководства, Борис Кривошеин интересовался ходом следствия. Но дело после его ухода не сдвинулось с места, попав в разряд висяков, или глухарей.

ВЫСТРЕЛ СПРОВОЦИРОВАЛ ТЕЛЕФОННЫЙ ЗВОНОК

Спустя некоторое время Бориса Кривошеина сняли с должности зама по розыску и назначили старшим оперуполномоченным по особо важным делам Кировского района. С тех пор он начал заниматься только самыми тяжкими преступлениями - убийствами и покушениями на убийства. Эту должность Борис Кривошеин занимал до выхода на пенсию и набрался много опыта, чтобы начать вести свою личную работу по раскрытию убийства Зои Фёдоровой.

Чтобы мозги на пенсии не закисли, решать одни кроссворды маловато. Поэтому я занялся любимым делом. В первую очередь посмотрел документальные фильмы по убийству Зои Фёдоровой. Начал смотреть сериал «Зоя». Плюнул. Выключил. Больше не включал. Потому что все, что там показывали, на самом деле не соответствует действительности. Особенно то, что комментировали актеры про ее убийство. Не знаю, может, они говорили то, что было выгодно им, а может, чего-то не знали. Я могу судить об этом, потому что через нас прошел практически весь «Мосфильм». Уж сколько мы наслушались помимо того, что было записано в протоколах допросов. Потому я подумал: дай-ка я сяду, помыслю, учитывая тот колоссальный опыт, который я наработал по раскрытию таких преступлений, - решил Борис Кривошеин.

Для начала милиционер восстановил в памяти картину происшествия и проанализировал динамику движений жертвы в момент, когда пуля попала в затылок. Выстрел был сделан в то время, когда Зоя потянулась к трубке. Но следователи не знали, хотела ли она позвонить сама или кто-то позвонил ей. По динамике движений человека, снимающего телефонную трубку, и по тому, в каком положении находился труп, Борис Кривошеин установил, что в трагический момент не актриса звонила кому-то, а позвонили ей! Она повернулась к телефону, но неизвестно, успела ли ответить, так как в этот момент прозвучал выстрел.

Убитую обнаружили в очках, причем в тех, которые она не носила в повседневной жизни, а надевала только для чтения. Зою Фёдорову никто не видел в этих очках в грубой роговой оправе, которые на самом деле были ей не к лицу. Она носила их только дома. Значит, что-то подвигло ее надеть очки в присутствии того человека, который ее потом убил. Вероятно, она хотела прочесть какой-то документ или что-то написать. Также Борис Кривошеин пришел к выводу, что убийца выстрелил в момент звонка, когда актриса повернула голову и потянулась рукой к телефону.

И тут Кривошеин припомнил таинственный звонок от женщины, которая попросила обратить внимание на одну из знакомых Зои Фёдоровой. О ком говорила незнакомка? Звонившая утверждала, что покойная часто посещала одну из своих знакомых перед смертью. Вероятно, она видела, как Зоя Фёдорова заводила эту женщину в день убийства в квартиру. Знакомая, о которой она говорила, не числилась среди близких друзей убитой, в протоколах допросов о ней практически ничего не упоминалось. Интерес для следствия представляло то, что у этой женщины был сын, который уехал на ПМЖ в Америку и поселился недалеко от того места, где жила дочь актрисы Вика.

УБИЙЦЕЙ БЫЛА ЖЕНЩИНА

Зоя Фёдорова тоже хотела переехать к дочери. Трижды ей разрешали выезжать в Америку для встречи с Викой и своим бывшим возлюбленным. Но в 1981 году, когда она решила навсегда переехать в США, ей отказали. Случилось это за несколько недель до ее убийства. В это время Фёдорова и познакомилась со своей подругой, у которой уже были оформлены документы на выезд к сыну, а также куплен билет. Учитывая женскую психологию, кому, как не находящейся в таком же положении женщине, могла поплакаться и излить свою душу актриса?

Я уверен, что убийцей была женщина! Экспертиза определила, что выстрел был сделан с расстояния 20 сантиметров. Выхлопные газы должны были распушить волосы на затылке и как бы загнуть их вперед. А она была как причесанная. Кто причесал убитую и зачем? Если это кто-то и сделал, то только женщина. Причем женщина, которая к вам хорошо относилась и которая, прощаясь, пожалела, пригладила вам волосы. Ни один мужик никогда бы этого не сделал. Все остальные версии - Комитет госбезопасности, наемные киллеры, «бриллиантовая мафия» - не влезают ни в какие ворота. Никто даже не обратил внимания на одну простую деталь. Говорили, что бандит открыл дверь, зашел, Зоя сидела за столом и т. д. Но дверь в комнату открывается вовнутрь, и если бы преступник попытался войти, он бы этой дверью прикрыл Зою. А она, с ее опытом зоны или с боязнью всего, думаете, не отреагировала бы? - считает Борис Кривошеин.

Зоя Фёдорова была очень осторожным человеком. За все время своего проживания в доме на Кутузовском проспекте она ни разу не пустила к себе в квартиру не только никого из соседей, но даже техника-смотрителя. Обычно с посторонними посетителями актриса разговаривала через дверь, и, если гость настаивал на встрече, Фёдорова просила его спуститься во двор и встречалась с ним там.

Мотивом убийства Зои Фёдоровой послужила корысть. По мнению Бориса Кривошеина, актриса хотела передать через убийцу кольцо с бриллиантом для своей дочери. Потому что другого способа у нее не было - она боялась, что с ней что-то может случиться, а тут подруга уже улетала на днях в Америку. В то же время пожилая женщина летела на ПМЖ к единственному сыну без стартового капитала, и ей бы совсем не помешала дорогая драгоценность, чтобы продать ее и не быть обузой для родственников.

«ДЕТИ НЕ ДОЛЖНЫ СТРАДАТЬ ЗА ГРЕХИ БАБКИ»

В день убийства Зоя Фёдорова зашла к подруге в гости. Они перекусили на скорую руку вермишелью с корнишонами. Ни в одном меню столовой поблизости от Кутузовского проспекта такого не продавали. Это позволило оперативникам сделать вывод, что еда была приготовлена дома.

Узнав, что у приятельницы уже куплен билет на самолет и они видятся в последний раз, актриса пригласила ее к себе домой. Днем как раз должна была звонить дочка Вика. Зоя предложила передать подружке кольцо с бриллиантом и в то же время сообщить Вике по телефону данные с билета, чтобы она встретила и забрала передачу. Таким способом Зоя Фёдорова хотела перестраховаться. Хоть какое-то косвенное доказательство в виде телефонного разговора с дочерью, что она передала драгоценности этой женщине.

А приятельница Зои Фёдоровой в то же время надеялась, что звонка не будет. Она думала, что зайдет к актрисе, заберет драгоценности и, сославшись на спешку, а также необходимость собирать чемоданы, уйдет. Если телефонного разговора с дочкой Зои Фёдоровой не будет, доказать, что передача драгоценностей состоялась, станет практически невозможно. Но Вика должна была позвонить. На этот случай приятельница актрисы взяла пистолет образца 1939 года и положила его в сумочку. Она была чуть моложе Зои Фёдоровой, и, вероятнее всего, оружие досталось ей с фронта.

Гостья до последнего не решалась застрелить Зою Фёдорову и оттягивала этот момент. Пока они ждали звонка, она могла под любым предлогом подойти к актрисе и выстрелить. Но женщина выжидала и надеялась, что Вика не позвонит. Когда звонок тем не менее прозвучал, она зашла за спину Зое и, пока та обернулась к телефону, чтобы взять трубку, выстрелила ей в затылок.

Эту женщину допрашивали. Она прошла через сито. Допрашивал мой хороший товарищ из райотдела. А я в этот день в отпуске был, поспать хотелось, понимаете, я же каждый день раньше двенадцати ночи никогда не уезжал из отделения. И в этот день как специально получилось. Я приехал на работу где-то к двенадцати, а она пришла на допрос к десяти. Вместо меня ее допросил мой товарищ, который в то время был в отделении, - признается Борис Кривошеин.

Допрос оказался бесполезным и пустым, на все вопросы женщина отвечала, что ничего не видела и ничего не знает. Оказалось, что она имела какое-то отношение к «Мосфильму», а у оперативника, проводившего допрос, родители были оттуда. Между ними завязалась дружеская беседа, потому оперативник, не получив никакой полезной информации, отпустил ее. Когда Борис Кривошеин узнал, что эта женщина приходила на допрос, но от нее не получили никакой ценной информации, он спохватился и поехал к ней домой, чтобы повторно вызвать ее в отделение. Но к тому времени она уже переехала на другое место жительства. А спустя несколько дней предполагаемая убийца улетела в Америку к сыну.

Мотивом к преступлению послужила корысть, считает Борис Кривошеин. Убийца не только забрала кольцо с бриллиантом, но и выгребла все ценности Зои Фёдоровой, которых ей наверняка хватило на безбедную старость в Америке. Учитывая любовь актрисы к драгоценностям, которой она заразилась от певицы Лидии Руслановой, украшений из ее квартиры хватило бы на безбедную жизнь нескольких таких старушек. Если добавить сюда опустошенные кем-то подрамники, которые Борис Кривошеин видел после убийства актрисы, преступник получил большой куш.

Я уверен, что именно она убийца Зои Фёдоровой. Убийство было совершено из корысти и осталось безнаказанным. Но имя преступницы я вам не назову. Почему? Да потому что она давно умерла, а у нее остались дети, внуки. Я считаю, что им не нужно страдать за грехи бабки.


поделиться:

Почему популярную советскую актрису Зою Федорову считали шпионкой? Была ли она любовницей Берии? И кто же все-таки убил пожилую артистку, сделав тот роковой выстрел? Телеканал "Москва Доверие" подготовил специальный репортаж.

Ее яркая жизнь и загадочная смерть – это детективная история, всколыхнувшая всю страну. Следствие по делу знаменитой актрисы Зои Федоровой через два года сошло на нет. Хотя были опрошены тысячи свидетелей, подозреваемый официально назван так и не был.

Дочь адмирала

1979 год, Коннектикут, США. В доме Виктории Федоровой раздается звонок. Сотрудников известного американского издательства впечатлила статья в "Нью-Йорк Таймс". Там описывалась драматическая история любви родителей Виктории – капитана ВМС США и советской актрисы. Публика просит подробностей, поэтому издательство и предлагает Виктории написать книгу. В тот же вечер она приступает к работе, а вскоре ее мать убивают.

"Виктория, естественно, всячески хотела доказать, что мама непорочна, что она не писала никаких сообщений. Но ведь она наверняка их писала, она была любовницей Берии, и тут никуда не денешься", - говорит режиссер Виталий Павлов.

Павлов снял популярный сериал о судьбе Зои Федоровой. Он несколько лет собирал факты и воспоминания о ней. Режиссеру даже удалось поговорить с человеком, который читал дело Берии – второго человека в стране после Сталина.

"Там прямым текстом написано, что известная актриса З.Ф. была любовницей Берии, то есть кто-то это видел и знал", - отмечает Виталий Павлов.

Личное дело Зои Федоровой до сих пор недоступно. Оно закрыто по настоянию родственников. Книга ее дочери Виктории – единственный документ о матери. И, возможно, кто-то решил, что это только начало разоблачения.
Александр Стефанович – один из немногих, кто был вхож в дом Зои Федоровой. Она жила очень замкнуто. После публикации автобиографической книги дочери, актрису впервые выпустили из Советского Союза.

Виктория Федорова на вечере памяти своей матери Фото: ИТАР-ТАСС

"Она поехала в Америку и рассказала мне такую историю: Представляешь, я сижу в самолете, он снижается в аэропорту Кеннеди. И вдруг я вижу, что внизу стоит толпа репортеров, человек триста, и все направили камеры на наш самолет. Я подумала, что лечу с какой-нибудь знаменитостью, но никого известного не увидела. Сидела я в хвосте, когда все уже вышли, я тоже покинула самолет, и все эти камеры повернулись ко мне, стали щелкать", – вспоминает режиссер и друг семьи Федоровой Александр Стефанович.

23 февраля 1945 года. Москва, СССР. Зоя Федорова торопливо собирается. Любимое бархатное платье изрядно поношено – она часто в нем выступает на фронте. Но это самое нарядное, что у нее есть. Сегодня, по случаю празднования Дня Советской Армии, наркомат внутренних дел СССР устраивает прием. Попасть в этот дворец на Спиридоновке – словно съездить за границу. Такой чести удостаиваются немногие. А главное - там можно будет сытно поесть. Федорова и не подозревает, что этот вечер изменит ее жизнь.

"Она была приглашена как звезда к высшему руководству страны. Чтоб вы знали, в пригласительном билете, во время войны, а для нас это время ассоциируется с ужасом и бедностью, было написано: "дамам бриллианты обязательно". Зоя Алексеевна пошла туда и там познакомилась с военным атташе США Джексоном Тейтом. Обменялись телефонами, ведь она, как светская женщина, раздавала телефон направо и налево. Уже на следующий день Тейт ей позвонил, у них начался роман", - говорит Александр Стефанович.

Федорову и капитана Тейта часто видят вместе в ресторанах и на прогулках по Москве. Общаются они на ломаном русском и английском с помощью словарей. Ни на кого не обращают внимание. А разговоры вокруг них не смолкают. Одни говорят, что она – засланная шпионка, другие – что он.

Зоя Федорова

Историк Борис Соколов известен своими сенсационными расследованиями. Он открывает немало тайн советского периода. По некоторым данным, Федорова была завербована НКВД. "Нельзя исключить, что НКВД пытался получить от нее какие-то сведения о Тейте или как-нибудь его компрометировать. Но раз она собиралась за него замуж, то какой был смысл ей работать против него", - отмечает Соколов.

Зоя мечтает не только выйти замуж, она ждет от американца ребенка. Еще несколько месяцев назад она даже не заговорила бы с иностранцем, ведь отец Федоровой в 1938 году попал в тюрьму только за то, что показал дорогу немецкому музыканту, который заблудился в Москве. "Она уже видела себя американкой. В тот момент, а было это до Холодной войны, когда мы дружили с Америкой, это было совершенно нормально, и она думала, что любовь с американцем не будет иметь каких-то последствий. И поэтому, когда Берия пригласил ее в свой особняк на Садовом кольце, она с удовольствием приняла приглашение", - рассказывает режиссер Александр Стефанович.

Месть главы НКВД

1979 год, США. Виктория уже час сидит над пустым листом. Как объяснить американцам, почему ее мать, влюбленная и беременная, соглашается на сомнительное приглашение Берии. Вдруг приходит сравнение: между ними была страшная игра, едва ли не каждый месяц Лаврентий Павлович звонил Зое. От его звонков ее бросало в дрожь.

"Отец ее тогда сидел, и она думала, как вытащить его из тюрьмы. Было сказано, что она идет на семейный вечер, где и жена будет, и семья. Однако, все обстояло совсем не так", - отмечает Стефанович.

Едва она входит в дом, как понимает: никого нет. Ее встречает только ординарец и сухо докладывает, что Берия задерживается на службе, а его супруга внезапно заболела. В ожидании влиятельного поклонника, Федорова просидит три часа.

"Вошел Берия, извинился за опоздание, они выпили вина, и он начал к ней приставать. Она вывернулась и вышла в ту комнату, где был ординарец, он вручил ей букет цветов. Очевидно, это был такой ритуал для всех дам, которые приходили к Берии. А Лаврентий Павлович стоял на балконе, глядя ей вслед. Она помахала ему этим букетиком и поблагодарила за него, на что Берия ответил: "Это не букет, это венок", - говорит Александр Стефанович.

Вскоре ее арестуют, а капитан Тейт будет срочно выслан из Москвы. Вся Москва знала о любвеобильности главы НКВД. Берия получал любую красавицу, стоило только захотеть. Отказать не могли ни жены членов Политбюро, ни известные балерины и артистки. В особняке Берии побывала и актриса Татьяна Окуневская. Спустя годы, она открыто расскажет в интервью, что пришлось стать его любовницей, за что она потом поплатилась свободой. Ее осудили на 10 лет в конце сороковых, когда во власти началась борьба за место сталинского преемника. Федорову отправят в колонию раньше.

Лаврентий Берия. Фото: ИТАР-ТАСС

"Она была очень известной артисткой, с очень интересной судьбой, о которой я не знала, когда она была жива. Я только потом узнала из литературы, что у нее был роман с американским офицером, а при жизни Федоровой об этом непринято было говорить, даже Вика не рассказывала ничего", - рассказывает народная артистка РСФСР Лариса Лужина.

Коллеги по актерскому цеху даже не подозревали, через что ей пришлось пройти. Зою Федорову забирают накануне Нового года, в декабре 1946. Приговаривают актрису к 25 годам за шпионаж и отправляют в тюрьму для особо опасных преступников – Владимирский централ. Там над ней издеваются как над врагом народа, обливают кипятком, бьют, не дают спать. Федорова не выдерживает и пишет письмо бывшему поклоннику, Берии. В нем она просит прощения за свой несдержанный характер, однако ответа не последует.

"Она стала очень закрытым человеком, когда вернулась. Была очень компанейской, но в душу ей никто влезть не мог. Говорят, она в карты играла, в преферанс на деньги. Все-таки она провела в тюрьме немало времени, это же не санаторий, и, конечно, привычки оттуда вынесла, но в жизни они не проявлялись никак", - вспоминает режиссер Виталий Павлов.

На свободу Федорова выходит через 9 лет, в 1955, когда началась массовая реабилитация осужденных по политическим статьям. Первым делом, Федорова ищет свою семью. Все эти годы ее дочь жила с сестрой Зои в Казахстане, даже не подозревая, кто ее настоящая мать.

Виктория Федорова. Фото: ИТАР-ТАСС

"Она очень любила свою маму, но о ее судьбе особо никому не говорила. Время такое было, что нельзя было говорить. Вика никогда не плакалась, что мама сидела, у нее был очень сильный характер. О собственном детстве писать очень тяжело. Да, тетя выдавала себя за ее мать, чтобы уберечь от клейма дочери врага народа. Но она все равно чувствовала себя изгоем. В графе "отец" у Виктории стоял прочерк. Даже спустя годы, когда она тоже станет актрисой, и весьма успешной, она все равно будет ощущать незащищенность", - рассказывает Лариса Лужина.

"Вика после того, что ей пришлось пережить, была волчонком. Однажды на съемочной площадке она начала кричать на съемочную группу. Я отвел ее в сторонку, говорю: "Не надо кричать на людей", а она сказала: "Ты даже не догадываешься, как я провела свое детство, меня мои сверстники бросили в выгребную яму и хотели там утопить. А я выплыла из этого дерьма", - говорит Александр Стефанович.

Кровавые бриллианты

Февраль 1955 года, Москва. Зоя Федорова спешит на вокзал – сегодня приезжает ее дочь. Ее почти взрослая дочь. Федорова сама еще не устроилась в Москве. Квартиру при аресте конфисковали, жить негде. Но это ничего, успокаивает она себя. Пока их приютит Лидия Русланова. Они вместе прошли через Владимирский централ и очень сблизились. А там она начнет работать, на все что угодно пойдет ради дочери.

"Зоя надела свою самую лучшую шубу, вернее, даже взяла ее у кого-то, чтобы хорошо выглядеть перед дочкой, которую она никогда не видела. А дочка ехала с тетей, и та только в последний момент сказала, что "вот ты меня называешь мамой 12 лет, но я не мама, а маму ты сейчас увидишь". И когда Вика вышла на вокзал, то увидела прекрасную женщину в шубе", - рассказывает Стефанович.

Чего ей стоило достать эту шубу, она никогда не рассказывала. Возможно, именно тогда Федорова начинает поддерживать связи с уголовным миром. Такую версию в качестве одной из основных отрабатывали оперативники после убийства актрисы. Работы в кино для нее теперь мало. Вместо главных ролей - только эпизоды. Когда Зоя Федорова выходит из тюрьмы, ей чуть за сорок, но она так изменилась, что ей дают только роли старух.

Для дежурного по городу Сергея Бутенина день выдался на редкость тяжелым. С утра уже шесть трупов, а прошло только полсмены. Он только вернулся в отдел, как снова раздался звонок. На другом конце провода – начальник. Срочный выезд на Кутузовский. Убита артистка Зоя Федорова.

"На осмотре места преступления мы увидели, что она в рваных шлепанцах, в протертых шерстяных носках и в замасленном старом халате. Это говорит о том, что к ней приходил человек достаточно знакомый. Потому что она никогда не позволяла себе появляться в таком виде перед кем-то незнакомым", - считает старший инспектор по особо важным делам МУРа (1979-82 годы) Сергей Бутенин.

Джексон Тейт и Зоя Федорова

Бутенин хорошо помнит детали того резонансного дела. Знаменитая актриса убита средь бела дня выстрелом в затылок, в своей квартире. К тому же накануне дня рождения генсека. Это скандал.

"Насколько я знаю, у нее дочь была за границей, и она туда ездила. В ее квартире был подготовлен чемодан с драгоценностями, которые она собиралась передать за границу. К тому же она была известным человеком, наверняка люди из окружения Брежнева стимулировали следственную группу", - говорит писатель Сергей Кредов.

Следователи месяцами почти не бывают дома, отрабатывая одну версию за другой. Вскоре остаются только две: уголовная и политическая.

"После того, как Виктория уехала в Штаты, она вместе с Зоей Федоровой писала книгу "Дочь адмирала флота". И Зоя Алексеевна кому-то рассказывала, что готовится вторая часть этой книги. Естественно, никто не читал, что там будет. Потом – затяжка с выездом и получением визы, прошло около 2,5 месяцев. Так что родилось подозрение, что кто-то не хотел, чтобы эта книга увидела свет", - отмечает Сергей Бутенин.

Вот только чего боялись убийцы Федоровой? Она снова поплатилась за желание уехать в Америку, или слишком много знала? По Москве до сих пор бродят слухи, что актриса была связана с бриллиантовой мафией. Оперативники быстро выяснили, что она действительно занималась контрабандой, вывезла и перепродала в США мелкие драгоценные камни. Все деньги отдала дочери. Возможно, узнав, что Федорова собирается уехать в Америку, убийцы решили, что она снова подготовила приличную партию.

"На мой взгляд, это убийство с целью ограбления. Это связано с тем, что она коллекционировала бриллианты, у нее были драгоценности дома. То есть это были люди, которые или сами поставляли ей драгоценности, или знали, что они у нее есть", - заявляет Бутенин.

Среди клиенток Федоровой, которые покупали у нее бриллианты, назывались и первые дамы страны. Дочь Брежнева Галина и жена начальника МВД Светлана Щелокова. Возможно, поэтому, когда следователи докопались до этой информации, дело забрали в КГБ.

"Была версия, что она у кого-то что-то взяла, а деньги не вернула. А вторая версия – что это был человек, с которым она не расплатилась за оказанные услуги. То ли это был проход через пограничную службу, то ли то, что сейчас называется "крышевание", - рассказывает Сергей Бутенин.

Биограф Щелокова, Сергей Кредов, считает, что главный милиционер страны не мог быть замешан в этой истории. Не его уровень – расправляться со старыми артистками.

"Это преступление, на которое были брошены большие силы, просто не смогли раскрыть. Оно попало в процент резонансных преступлений", - думает Кредов.

Однако то, как жестоко и безупречно была убита Зоя Федорова, до сих пор наводит исследователей и оперативников на мысль, что работал профессионал. Или профессионалы. Режиссер Виталий Павлов был удивлен, когда из его фильма вырезали даже намек на эту версию.

"Вот следователь Павлюченко, который рассказывал о возможных делах Щелокова, эти кадры убрал. Он говорит, что у Щелокова была группа, которая выполняла всякие щекотливые поручения. Я думаю, что убивать за бриллианты, которые неизвестно, были у нее или нет, это странная вещь, очень не похоже на правду. Тем более, убивать так, что нет никаких следов. Один из героев в моем фильме говорит, ее убили за то, что у нее было в голове", - говорит режиссер.

1979 год, США. Виктория дописывает последнюю главу. Она не подозревает, что, возможно, рассказала слишком много, и это будет стоить жизни ее матери. Она лишь хотела поведать миру правду о своих родителях. Когда-то, встречая парад Победы, они решили, что если у них родится мальчик, назовут его Виктором, если девочка – Викторией. Советская актриса Зоя Федорова и адмирал ВМС США Джейсон Тейт встретились. Через 30 лет после разлуки. И это была их личная победа.

Первый канал завершил показ сериала «Зоя». Зрители с замиранием сердца следили за судьбой героини, прототипом которой стала знаменитая актриса Зоя Федорова, и за расследованием ее трагической гибели. Вокруг этой истории много легенд. Мы встретились с Вячеславом Панкиным, в то время возглавлявшим уголовный розыск СССР, чтобы узнать, что упустили создатели сериала и кто на самом деле убил Зою Федорову.

«Давай напишем роман»

С таким предложением 30 лет назад к Вячеславу Панкину обратился «папа» Штирлица, известный советский писатель и журналист Юлиан Семенов. «Может быть, фильм потом получится лучше «17 мгновений весны», – уговаривал он. Разговор этот происходил в кабинете начальника УгРо. Семенов пришел к своему другу, чтобы обсудить готовящийся в печать номер газеты «Совершенно секретно». И увидел десятки томов уголовного дела по убийству Зои Федоровой, сложенных в углу. Об этом не писали в газетах и не сообщали в программах новостей, но слухи по Москве разнеслись быстро: знаменитую актрису застрелили в собственной квартире на Кутузовском проспекте. И писатель понимал: история взлетов и падений легенды советского кинематографа вкупе с материалами расследования ее таинственной гибели, да еще написанная при непосредственной помощи руководителя уголовного розыска, – это нечто. Но Панкин отказался от заманчивого предложения стать соавтором, как бы сегодня сказали, бестселлера: «Ты наврешь, а мне неудобно будет». Тогда писатель попросил фотографию из материалов дела, на которой была запечатлена убитая актриса, и уехал с нею в Америку. Вернулся – с дочерью Зои Федоровой. Она и рассказала историю, которая пролила свет на загадочное убийство. Вячеслав Панкин до сих пор считает эту версию основной, хотя сам убийца найден так и не был.

А Юлиан Семенов позже напишет роман «Тайна Кутузовского проспекта», в котором уже известный читателям по его предыдущим произведениям, например, «Петровка, 38», сыщик Костенко выходит на след убийцы актрисы. Первые главы романа были напечатаны в газете «Совершенно секретно». Вячеслав Панкин с грустью рассматривает этот номер. На обложке – та самая последняя фотография Федоровой. А ниже – шариковой ручкой: «Вячеславу Панкину – моему золотому дружочку. С любовью, Юлий Семенов». Через несколько лет Семенова не стало.

Актриса не интересовала КГБ

Роковой выстрел, оборвавший жизнь любимицы публики Зои Федоровой, прозвучал 11 декабря 1981 года. Но его никто не услышал – толстые стены «сталинки» на Кутузовском проспекте умели хранить свои тайны. «Тело актрисы три дня пролежало в закрытой квартире, пока одна из ее близких подруг, обеспокоенная исчезновением Федоровой, не подняла тревогу», – вспоминает Вячеслав Кириллович. По заключению судебно-медицинской экспертизы, смерть наступила в момент, когда она говорила с кем-то по телефону, от выстрела в затылок, произведенного из иностранного пистолета«Зауэр» калибра 7,65. Дверной замок сломан не был, значит, актриса знала и сама впустила убийцу. Но кто он?

Следователи опросили более четырех тысяч свидетелей. Росло количество томов, версий, но на след убийцы выйти не получалось. Среди возможных мотивов сейчас называют предполагаемую причастность актрисы к секретным операциям КГБ и ее связь с так называемой «бриллиантовой мафией», состоявшей в основном из родственников высокопоставленных советских чиновников и занимавшейся скупкой и перепродажей драгоценностей и антиквариата. «Это журналистские вымыслы, – отмахивается Вячеслав Панкин. – У комитета госбезопасности к Федоровой не было интереса. И дело вела милиция, а не КГБ, как сейчас пишут многие, поскольку в нем не усматривалось государственной тайны».

Тем не менее, в судьбе Федорой есть щекотливые моменты. «В 41-м году Сталин вручал ей очередную премию и поинтересовался, какую услугу он может оказать такой прекрасной актрисе. «Иосиф Виссарионович, у меня репрессирован отец…» Вождь изменился в лице. Но через мгновение ответил: «Вот мы вам и подарим машину – неудобно отца домой везти на трамвае». После этого и пошла легенда о ее связи со Сталиным и Берией».

«Меня скоро убьют»

В 1945 году Федорова познакомилась с американским дипломатом Джексоном Тейтом. Роман 32-летней советской актрисы и 46-летнего капитана военно-морских сил США был обречен, вскоре Тейта выслали из страны. О том, что в Советском Союзе у него родилась дочь, он узнал лишь много лет спустя. А Федорову арестовали и приговорили к 25 годам тюрьмы «за связь с американским шпионом». Выпустили – лишь после смерти Сталина, когда дочери Вике уже исполнилось девять лет. Кстати, Виктория все же познакомилась с отцом, но лишь в 1973 году, когда сама эмигрировала в Соединенные Штаты.

«Тем не менее, я глубоко убежден, что Зоя Федорова не обладала никакими секретными данными, – настаивает Панкин. – И другая версия кажется мне куда более вероятной». В последние годы Федорова много гастролировала по регионам. Выступала в райцентрах: в клубах вначале показывали нарезки с ее звездными ролями, а потом сама актриса отвечала на вопросы зрителей. «Это было во времена расцвета потребкооперации, – отмечает Вячеслав Кириллович. – В районах она скупала золотые изделия с бриллиантами, а потом переправляла их дочери в США. Несколько раз сама была в Штатах, привозила оттуда нейлоновые шубы. Как-то она даже со смехом призналась кому-то из друзей, что покупает их за три доллара, а продает за 500 рублей».

То есть деньги у актрисы были. А поскольку она всерьез задумывалась о переезде в Америку к дочери, то хотела как-то обеспечить свое будущее там. Позже Виктория расскажет Вячеславу Панкину, что незадолго до своей гибели мать нашла способ переслать ей якобы очень дорогую картину. Она была уверена,что денег от продажи полотна известного художника хватит обеим. Но когда Виктория отнесла картину экспертам, оказалось, что это подделка...

«По-видимому, Федорова требовала у обманувшего ее продавца вернуть деньги, – говорит Панкин. – Быть может, чем-то надавила. Или эти люди боялись разоблачения. Вот и убили ее. Политика замешана не была, только криминал. С этой версией была согласна и Виктория».

По словам дочери, в одной из последних телефонных бесед мать обронила: «Меня скоро убьют». Но быстро перевела разговор на другую тему. Через два дня ее не стало. И кто нажал на курок – так и осталось загадкой.

Справка «ДДД»

Вячеслав Панкин возглавлял УВД Курской области с 1972 по 1984 год. Тогда преступность в регионе была одной из самых низких в стране, а УВД по основным показателям занимало 1–2-е места в СССР. После Курска Панкин руководил УВД Горьковской области, был сыщиком №1 в СССР – начальником Главного управления угрозыска МВД, замминистра МВД РСФСР. Руководил представительством МВД СССР в Афганистане. Стоял у истоков создания налоговой полиции России, был 1-м заместителем начальника этой федеральной службы. Сейчас Вячеслав Панкин возглавляет Курское областное экологическое управление. Награжден 36 государственными наградами, в их числе ордена Красной Звезды, «За личное мужество» и Трудового Красного Знамени.

Вверх — Отзывы читателей (3) — Написать отзыв — Версия для печати

Таисия 17 октября 2015, 01:49:19
город: С-петербург

Я очень много о ней читала и книгу ее дочери виктории. Я была потрясена ее убийством. С детства я влюбилась в нее по фильму Свадьба в малиневке. Мне очень нравилась ее манера говорить ее улыбка и все в ней. Она была для меня как будто моя любимая бабушка. За что можно было ее убить. Я очень страдала когда узнала правду о ее судьбе и никогда не прошу и не приму ее несчастную смерть. Всегда ее помню люблю и буду свпоминать всю свою жизнь.

Говорили что ее убил американский зять,муж Виктории.

Тотошка 29 мая 2018, 21:06:40
город: Миасс

Вот почему-то не удивляюсь такому финалу жизни.. У барыг, спекулянтов, мошенников разного рода жизнь проходит как на пороховой бочке. Не ясно, когда рванет...



Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики: