Описание снежного барса и образ его жизни. Снежный барс, или ирбис

Исаевы Любовь и Ольга

В роде один вид: снежный барс или ирбис - Uncia uncia (Shreber, 1775). Несмотря на обширный и сильно расчлененный ареал, подавляющее большинство систематиков подвиды не выделяют. Надо отметить, что географическая изменчивость вида изучена еще очень слабо.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Численность:

Основные угрозы:

Впервые сфотографирован в конце 1970-х годах. Бело-чёрный окрас пушистого меха прекрасно маскирует снежного барса на снегу. Может карабкаться по почти отвесным скалам.

Грациозная и проворная большая кошка может совершать прыжок до 15 м в длину.

Цель: Изучить особенности распространения, поведения и меры сохранения снежного барса.

Задачи: Виды животных исчезают, и что может сделать каждый человек для сохранения редких видов.

Основная часть

Снежный барс, или ирбис, (Uncia uncia Shreber, 1775) занесен в Красный список МСОП (2000) как "находящийся под угрозой исчезновения" (высшая охранная категория EN C2A). В Красной книге Монголии (1997) ему присвоен статус - "очень редкий", в Красной книге Российской Федерации (2001) - "находящийся под угрозой исчезновения вид на пределе ареала"

(1 категория). Занесение тех или иных видов в Красную книгу формально выделяет их среди других представителей животного мира - на них распространяются специальные правовые нормы, повышающие возможности их сохранения и восстановления.

Ирбис принадлежит к слабо изученным видам. Его ареал в России составляет 2-3 % современного мирового ареала, так же как и численность составляет около 2 % от общей численности вида.

Периферийный характер его распространения в нашей стране, нарастающая интенсивность освоения местообитаний, фрагментация ареала и сокращение численности определили необходимость скорейшей разработки стратегии по сохранению этой кошки.

Ареал ирбиса включают в себя части территорий 13 государств:Афганистана, Бирмы, Бутана, Индии, Казахстана, Киргизстана, Китая, Монголии, Непала, Пакистана, России, Таджикистана, Узбекистана.
Среди крупных кошачьих ирбис - единственный постоянный обитатель высокогорий – олицетворяет собой величественный, загадочный и суровый мир гор Центральной Азии. Занимая верхний трофический уровень в экосистемах, он может служить своего рода видом-флагманом в отношении сохранения всего животного мира центрально-азиатских высокогорий. Выживание этой редкой кошки в сильно нарушенных и деградирующих горных экосистемах крайне затруднительно или невозможно, соответственно сохранение жизнеспособных популяций ирбиса неизбежно сопряжено с эффективной охраной среды его обитания в целом. В силу труднодоступности местообитаний и низкой плотности вида, до сих пор слабо исследованными остаются такие важнейшие аспекты биологии ирбиса, как структура ареала, способность к расселению, сезонные перемещения, питание и охотничье поведение (в частности, степень пищевой специализации, в том числе, состав и доля в добыче домашних животных), структура популяций, численность, размеры индивидуальных участков, суточный ход и многие другие, что затрудняет разработку адекватных мер охраны. Это касается всего ареала вида и в особенности российской его части.

I. ИСТОРИЧЕСКИЕ, БИОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОХРАНЕНИЯ СНЕЖНОГО БАРСА

I.1. Систематическое положение, распространение и численность в России
Снежный барс (ирбис) принадлежит к роду Uncia, который по ряду морфологических и поведенческих признаков занимает промежуточное положение между так называемыми большими кошками рода Panthera и группой мелких кошек, включающей несколько родов.

В роде один вид: снежный барс или ирбис - Uncia uncia (Shreber, 1775). Несмотря на обширный и сильно расчлененный ареал, подавляющее большинство систематиков подвиды не выделяют. Надо отметить, что географическая изменчивость вида изучена еще очень слабо.

Ирбис - один из немногих среди крупных млекопитающих – эндемиков высокогорий Центральной Азии. В России его распространение ограничено горами юга Сибири, практически только Алтае-Саянской горной страной, где он населяет предпочтительно альпийский и субальпийский пояса, горные степи, осваивая верхнюю часть лесного пояса. Около 200 лет назад ареал охватывал территорию от Алтая до истоков р. Лены. К началу XX века он заметно отступил в южном и западном направлениях. По некоторым данным, в Прибайкалье и Забайкалье снежные барсы были истреблены раньше, чем сибирские горные козлы и аргали. Регулярные встречи фиксируют на юге Читинской области. Однако надежных доказательств существования в Забайкалье локальной оседлой популяции вида пока нет. В середине 80-х гг. ирбис появлялся в Кузнецком Алатау, Канском Белогорье, т. е. в 300 -400 км к северо-западу от основных очагов распространения. По последним данным, эти звери там исчезли. В настоящее время область постоянного обитания вида охватывает Алтай, Западный и Восточный Саяны, горы Тывы, Тункинские и Китойские гольцы. Общая площадь потенциальных местообитаний ирбиса в России не менее 60 тыс. км2. В отличие от амурского тигра и дальневосточного леопарда, ареал и численность ирбиса в России хотя и сокращались, но не в столь крупном масштабе. Уже в конце девятнадцатого века, хотя российская часть его ареала была довольно обширна, он был здесь редким видом, поскольку весь комплекс животных центральноазиатской фауны существует в горах юга Сибири на пределе своего распространения и возможностей. Основные местообитания снежного барса лежат здесь на высотах от 2000, иногда даже от 1000, до 3500 метров над уровнем моря, что ниже, чем в среднем по ареалу (2500-5000 метров).Горные хребты на юге Сибири большей частью сильно облеснены, выположены и зимою - многоснежны, что определяет изначально мелкоочаговую структуру ареала. Антропогенное воздействие на популяции ирбиса приводит к возрастанию изоляции отдельных очагов обитания и уменьшению численности внутри них, на некоторых же участках он исчезает. Таким образом, в качестве общей тенденции можно констатировать постепенное уменьшение и фрагментацию ареала и сокращение численности ирбиса в России. Ареал ирбиса распадается на 2 основных участка - западный и восточный.

К первому из них относятся группировки Алтая, Западной Тывы и юга Хакасии. В этом участке наиболее крупными являются Аргутская и Шапшальская группировки, связанные между собой несколькими более мелкими. Второму, восточному участку ареала свойственны четыре крупные группировки: Восточно-Саянская, Китойская, Тункинская, обособленная Сангиленская и несколько более мелких. Промежуточное положение занимают поселения ирбиса Западного Саяна и Западного Танну-Ола, они играют ключевую роль в расселении зверей и генетическом обмене между двумя участками ареала. Численность ирбиса. Вследствие труднодоступности мест обитания, скрытности ирбиса и крайней трудоемкости учетных работ, имеющиеся оценки численности этого вида основаны на экспертных заключениях и потому лишь ориентировочны.

Численность вида в пределах всего ареала оценивают примерно в 3,5 -7,5 тыс. особей. Как полагали, в России на Алтае в 70-е годы обитало около 40 особей . В 80-е годы общую численность ирбиса в России считали равной примерно 80 особям, в том числе в бассейне Енисея - 40. Плотность популяции в Непале составляет 5-7, в Монголии - до 3-4 особей на 100 кв. км в оптимальных местообитаниях. В России, при усредненных оценках, плотность ирбиса составляет 0,7, на Алтае - 0,6 зверей на ту же площадь.

Локальная плотность весьма изменчива, - так, на Алтае она колеблется от 0,2 до 2,4 особей на 100 кв. км в разных группировках. В настоящее время (на рубеже XX и XXI веков) численность ирбиса по основным группировкам оценивается следующим образом. В Хакасии обитает 5-7 особей. Самая крупная группировка ирбисов - Аргутская, включающая зверей, населяющих Северо- и Южно-Чуйский и Катунский хребты, насчитывает 30-40 особей. Не менее 5-8 ирбисов обитает на Курайском хребте. На Сайлюгеме и плато Укок живут по 5-8 ирбисов, примерно такое же количество зверей держится на хребте Чихачева и Чулышманском нагорье. Значительная группировка, не менее 15 особей, населяет Шапшальский хребет. На Малой и Большой Монгун-Тайге обитают по 3-4 особи. Группировка, населяющая Западный Танну-Ола, так же мала - 3-5 особей. В Восточной Тыве существует устойчивая группировка из 10-15 ирбисов на хребте Сангилен и 5-10 особей в районе пика Топографов.По Западному Саяну (не считая Хакасии) обитает примерно 20-25 ирбисов. Ядром этой группировки являются ирбисы Саяно-Шушенского биосферного заповедника, численность которых по некоторым оценкам составляет 15 особей. Территория заповедника является ключевым районом обитания ирбиса в Западном Саяне. Высокое биоразнообразие заповедной территории, стабильная кормовая база и меры охраны обеспечивают сохранность этой уникальной группировки, существующей на границе видового ареала вблизи от крупных промышленных комплексов (СаяноШушенская ГЭС, Саянский алюминиевый завод). Суммарная численность в указанных очагах обитания вида составляет 120-150 особей. Группировки Восточного Саяна оценены примерно в 20-35 особей, и 10-15 зверей живут в Тункинских гольцах. Таким образом, по экспертной оценке, на территории России обитает от 150 до 200 ирбисов. Это больше, чем предполагалось ранее. Однако различие объясняется не ростом численности ирбиса, а большей детальностью и полнотой обследования его ареала в последние годы. Реально в настоящее время происходит сокращение численности вида.
I.2. Типичные местообитания Ирбис - типичный представитель высокогорной фауны Центральной Азии. Он тесно свяан с альпийским и субальпийским поясами гор, отдавая предпочтение сильно или умереннорасчлененным скалистым горам с травянистой либо кустарниковой растительностью. Хребты, где держатся звери, как правило, характеризуются склонами большой крутизны, глубокими ущельями и выходами коренной породы. Ирбисы могут встречаться и на более выровненных участках, особенно если здесь есть удобные пути передвижения вдоль хребтов, а кустарник и каменистые осыпи обеспечивают необходимые убежища для отдыха. Обычно снежные барсы держатся выше границы леса, хотя могут быть встречены и в лесах, чаще в зимнее время. В пределах гор южной Сибири можно выделить два основных крупных типа местообитаний вида. Первый характеризуется большей мозаичностью и представлен сухими альпийскими лугами и высокогорными степями на склонах южной экспозиции, тогда как по склонам северной экспозиции и по дну ущелий преобладают таежные леса. Держась большую часть времени в открытых биотопах, ирбис, тем не менее, не избегает и леса, где может охотиться на маралов, кабаргу и зайцев; звери используют лесные массивы во время переходов из одних скальных массивов в другие. Такой характер носят местообитания ирбиса в бассейне Аргута, на части Шапшальского хребта, в Западном Саяне, на Сангилене и др.

Второй тип местообитаний представлен типичными высокогорными степями или тундростепями при отсутствии леса. Подобные местообитания характерны для северного макросклона Южно-Чуйского хребта, Сайлюгема, плато Укок, Большой и Малой Монгун Тайги и др.
I.3. Биологические особенности, имеющие наибольшее значение с точки зрения перспектив сохранения

I.3.1. Особенности среды обитания, биологии и поведения, снижающие сопротивляемость популяции к негативным воздействиям

Ирбис, хотя и имеет второе название – снежный барс, на самом деле старается избегать высокого снежного покрова. Именно высокий снежный покров ограничивает его распространение. Зимы с экстремально высоким снежным покровом создают критические условия, увеличивающие естественную смертность вида. К тому же при высоком снежном покрове ирбис начинает активно использовать для перемещения тропы копытных животных и значительно чаще попадает в широко применяемые для незаконной добычи зверей петли. Важной отрицательной чертой, увеличивающей вероятность отлова ирбиса петлями и капканами, является его пространственная консервативность. Тропы, по которым звери перемещаются, достаточно устойчивы, как и у других крупных кошек, что облегчает возможность поимки зверя браконьерами. Молодые барсы становятся добычей браконьеров, попадая даже в капроновые петли, поставленные на кабаргу. Список основных объектов п Список основных объектов питания ирбиса достаточно велик, но основу его рациона составляют 2-3 вида крупных копытных. В России это, в первую очередь, горный козел, местами также марал, косуля, аргали, северный олень.

При падении численности диких копытных ирбис, как правило, исчезает с территории таких регионов или начинает нападать на домашний скот.

Демографические параметры популяции для юга Сибири неизвестны. В других частях ареала, например, в Киргизии, взрослые самцы составляют около 20%, самки - 27%, молодые обоих полов - примерно 53%. Беременность около 100 дней. Число котят в выводках от 1 до 5, обычно

2-3. Периодичность деторождения около 2 лет. Самостоятельный образ жизни молодые начинают на вторую зиму, а в размножении участвуют с 3 - 4 летнего возраста. Максимальная известная продолжительность жизни в природе - 13 лет, хотя в неволе известен случай, когда самка прожила 28 лет.
I.3.2. Особенности среды обитания, биологии поведения, способствующие повышению жизнеспособности особей и популяций

Высокий уровень подвижности определенных половозрастных групп позволяет животным быстро осваивать подходящие свободные участки обитания, что препятствует фрагментации популяции и инбридингу внутри локальных группировок.

Имеется ряд сообщений о встречах и добыче ирбиса даже в нетипичных местах обитания, расположенных до 100 км от основных горных массивов.

Ирбис, вопреки распространенному мнению, не является узко специализированным хищником, охотящимся по преимуществу на горных

козлов и баранов. Список его жертв включает широкий спектр видов, начиная от марала, козерога, косули, кабарги, аргали и северного оленя

и кончая сурками, зайцами, пищухами и куриными птицами. Нападает барс на домашних копытных, включая не только мелкий рогатый скот, но даже яков и лошадей. Однако в ряде районов с благополучными популяциями сибирского горного козла именно этот вид составляет основу питания ирбиса и является предпочитаемой жертвой.

Выживанию ирбиса способствуют и свойственные ему, как и другим крупным кошкам, скрытность и осторожность. Важнейший экологической чертой вида, способствующей его сохранению, является привязанность зверя к труднодоступным и малонаселенным человеком местообитаниям.
II. ПРОБЛЕМЫ СОСУЩЕСТВОВАНИЯ СНЕЖНОГО БАРСА (ИРБИСА) И ЧЕЛОВЕКА

Благополучие популяций вида и деятельность человека вступают в конфликт при следующих обстоятельствах: охота на ирбиса с целью добычи трофея, отстрел ирбисов пастухами при нападении на домашний скот, уничтожение популяций основных жертв ирбиса, трансформация местообитаний в результате антропогенного воздействия на них.

II. 1. Реакция ирбиса на человека

На человека ирбис не нападает даже будучи раненым. Известны лишь единичные случаи нападения зверей, зараженных бешенством. Вместе

с тем, при встречах с человеком ирбис, как правило, не проявляет признаков испуга и уходит, прячась за естественными укрытиями.

II.2. Прямое уничтожение ирбиса

В последнее время усилилось преследование ирбиса ради добычи трофеев. Ситуация с незаконной добычей ирбиса в настоящее время может рассматриваться как критическая. Пока популяция еще способна в значительной мере компенсировать урон от браконьеров, но ее воспроизводственный потенциал полностью расходуется на поддержание численности на современном уровне.

Ни о каком росте численности, даже в благоприятные годы, при существующем уровне браконьерства не может идти речи. Особенно тревожно, что происходит ослабление некоторых локальных группировок. Так, сильному негативному воздействию подверглась группировка Курайского хребта, сравнительно легкодоступная браконьерам. Следует учесть, что в России находится северная часть ареала вида, и без того подверженная давлению жестких экологических условий. В случае наложения ряда неблагоприятных факторов (например, высокий снежный покров, эпидемия в популяции козерога и др.) и существующего в последние годы браконьерского пресса популяция ирбиса может быть подорвана до такой степени, что восстановление ее потребует огромных усилий.
III. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И СИСТЕМА МЕРПОСОХРАНЕНИЮ СНЕЖНОГО БАРСА В РОССИИ

III.1 Сохранение структуры ареала

Структура ареала ирбиса представляет собой сложную сеть, включающую крупные группировки и мелкие островные поселения, а также соединяющие их коридоры, через которые могут поддерживаться межпопуляционные контакты. Принципиально важным является сохранение не только больших и малых группировок, но и этих миграционных коридоров. Ключевое значение имеет сохранение группировок с локальной плотностью не ниже 1,4 особи на 100 км2. Этот показатель близок к тому уровню плотности популяции, при

котором молодые ирбисы вынуждены выселяться, что обеспечивает обмен особями между полуобособленными очагами обитания ирбиса и способствует сохранению полноценного генофонда в пределах ареала. Стратегической задачей в сохранении структуры ареала является выявление участков с высокой локальной плотностью ирбиса с целью придания им статуса особо охраняемых природных территорий. За пределами этого каркаса ареала усилия природоохранных органов и общественных организаций должны быть направлены на борьбу с браконьерством и адресное экологическое образование населения.

III.2. Меры по сохранению популяций основных видов жертв и контролю над потенциальными конкурентами

Поддержание высокой численности диких копытных - важнейшая задача, без решения которой сохранение ирбиса невозможно. Необходимое условие этого - высокий уровень организации охотничьего хозяйства и службы контроля за соблюдением охотничьего законодательства.

В настоящее время по всему ареалу ирбиса, в том числе в Российской части, эта деятельность требует существенной интенсификации. Браконьерство на копытных распространено весьма широко и во много раз превышает уровень легальной добычи. Во многих районах обитания ирбиса численность диких копытных, в первую очередь сибирского горного козла, значительно подорвана. В Алтае-Саянском регионе в местах обитания ирбиса водятся волк, рысь, росомаха, бурый медведь. В ряде районов они достаточно многочисленны. Информации о взаимоотношениях этих видов с ирбисом практически нет. С волком в регионе ведется интенсивная борьба. Местные охотничьи службы и общества активно проповедуют идею конкуренции ирбиса и волка, хотя этот вопрос практически не исследован и данные, собираемые в разных районах и в разные периоды года, говорят о многообразии вариантов взаимоотношений этих хищников. Волк может представлять угрозу для котят и молодых особей. В ряде случаев после специальных исследований возможно проведение мероприятий по ограничению волка в местах обитания ирбиса. Несмотря на официальный запрет, для борьбы с волком сейчас снова стали интенсивно использовать яд (фторацетат бария). Активно он применяется в Тыве и на Алтае. Республиканские управления охотничьего хозяйства поощряют и сами инициируют эту противозаконную деятельность, обосновывая ее необходимостью борьбы с волком.

В 2000 году документально подтверждена гибель минимум двух ирбисов от отравленных приманок, поставленных на волка. В местах обитания ирбиса использование яда для борьбы с волком совершенно недопустимо. Также необходимо установление запрета на использование капканов и других самоловных орудий на волка в местах регулярных переходов ирбиса.
III.3. Предупреждение и пресечение браконьерства и контрабанды

В условиях ликвидации районного звена независимой государственной природоохранной службы наиболее эффективным средством борьбы с браконьерством и предупреждения контрабандного вывоза биоресурсов является создание специализированных мобильных инспекций территориальных органов федеральных природоохранных министерств. Они должны иметь полномочия действовать в пределах всего региона, в том числе на территориях нескольких субъектов Федераций, как это установлено для инспекции "Тигр" на Дальнем Востоке. Этого можно достичь, передав их в оперативное управление природоохранному департаменту по Сибирскому федеральному округу. В первую очередь создаваемые бригады должны обеспечить охрану тех мест обитания ирбиса, где существует наибольший пресс браконьерства на группировки ирбиса. Одно из важнейших мест для проведения такого рода работ - бассейн реки Аргут. В задачи такой инспекции должны входить не только собственно инспекционная деятельность, но и привлечение и координация действий органов охот надзора, милиции, таможни, спецслужб, прокуратуры, привлечение общественных организаций и населения. Учитывая, что значительная часть ареала ирбиса на Алтае расположена на территории специального пограничного режима, особое место в работе инспекции должно занимать взаимодействие с органами пограничной службы. Все случаи выявленного и раскрытого браконьерства, незаконного владения, торговли и контрабанды принципиально важно доводить до суда и широко освещать результаты судебных процессов в средствах массой информации.
III.4. Разрешение конфликтов между снежным барсом и скотоводами

Наиболее эффективным способом разрешения противоречий между сохранением ирбиса и интересами скотоводства является поддержание полноценных популяций диких копытных и других жертв этого хищника. В случаях нападения ирбиса на домашний скот должна быть разработана система компенсации ущерба, которую выплачивают потерпевшим, но только при наличии заключении профессиональных экспертов и в случаях, когда ирбис не был уничтожен. В случаях, когда хищник был убит, никакой компенсации выплачиваться не должно. Возможны компенсации за погибшее от ирбиса животное не денежными средствами, а рядом услуг, в частности, бесплатной ветеринарной помощью, продуктами, горючим и т.д. (подобная практика уже осуществляется в Монголии, где имеется специальная структура, призванная создать более выгодные условия для скотоводов, сохраняющих ирбиса).Весьма эффективным средством защиты стад от нападения ирбиса и других хищников может быть содержание специальных охранных собак, в том числе и почти исчезнувших местных пород монгольской и тувинской пастушьих собак. В настоящее время в мире широко внедряется специальная система выращивания и дрессировки подобных собак, использование которых становится все более эффективным средством предупреждения хищничества. Однако применение таких собак должно четко контролироваться пастухами, а количество их не должно быть чрезмерным. Необходимо также внедрение в практику конструкций загонов, предотвращающих нападение хищников на домашний скот.
III.5. Создание жизнеспособного резервного поголовья в неволе

В настоящее время ирбис содержится в 8 зоопарках России в количестве 27 особей, успешно размножается в Новосибирском и Московском зоопарках. Вся популяция ирбисов, содержащаяся в неволе, в настоящее время составляет около 2000 особей, большая часть которых содержится в Китае. 16% этого поголовья составляют ирбисы, отловленные в природе, остальные родились в зоопарках. Количество ирбисов, содержащихся в зоопарках вне Китая, составляет более 600 особей. Их размножение идет успешно. Так, в 1996 году родилось 179 котят в 87 пометах. Количество взрослых особей, участвующих в размножении, велико и составляет 105 самцов и 126 самок, не считая ирбисов в зоопарках Китая. Поэтому содержащемуся в неволе поголовью обеднение генофонда в ближайшее время не грозит. К сожалению, подавляющее количество ирбисов, содержащихся в неволе, происходит от зверей из других регионов. Тем не менее, специальных отловов для создания резервного поголовья проводить не следует. Пополнение зоопарков может осуществляться за счет "проблемных" животных, которых по необходимости приходится изымать из природы, иногда спасая их от неминуемой гибели.

IV. ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ МЕР ОХРАНЫ СНЕЖНОГО БАРСА

В общественном сознании образ ирбиса "короля снежных гор", "виртуоза скалалазания" и хищника, никогда не нападающего на людей, весьма привлекателен. Потенциал этой привлекательности пока использован очень слабо, в частности в компаниях по сбору средств, проводимых природоохранными организациями. Первостепенную роль здесь призваны сыграть средства массовой информации. В местах обитания ирбиса пропаганда идей его сохранения должна проводиться особенно интенсивно и целенаправленно. При этом необходимо учитывать особенности менталитета коренных народов, (алтайцы, тувинцы и др., включая русских, живущих на юге Сибири не одну сотню лет). Необходимо восстановить и актуализировать их культурно-историческое наследие в целях охраны природы Родины в целом и отдельных ее объектов, в том числе ирбиса, как знаковых (культовых) представителей животного мира (фольклорные материалы: сказки, поговорки, пословицы, легенды, предания, нормативные и назидательные обычаи). Опора на традиционную мудрость народов должна сочетаться с пропагандой современных экологических идей и знаний. Большую роль в охране ирбиса могут сыграть пограничные войска, так как значительная часть ареала ирбиса находится в приграничных районах. Специальную агитационную и разъяснительную работу с личным составом погранотрядов и застав следует проводить сотрудникам близлежащих заповедников, работникам природоохранных органов, членам неправительственных природоохранных организаций. Для пресечения сбыта браконьерской добычи необходимо организовать специальные семинары и вести регулярный инструктаж работников милиции, ветеринарных и таможенных служб.

Необходимо:

Вовлечь общества охотников, ассоциации коренных народов региона в разработку и проведение кампаний в защиту ирбиса;
- организовать широкомасштабную кампанию поддержки мер охраны ирбиса в средствах массовой информации;

Широко освещать результаты борьбы с браконьерством, в первую очередь в основных очагах обитания ирбиса;

Мобилизовать все научные знания о снежном барсе, особенно о современном состоянии его популяции и проблемах его устойчивого сохранения, необходимые для информирования населения и структур управления различного уровня;

Проводить не реже одного раза в два года, с учетом призыва граждан на военную службу, специальные агитационные мероприятия в погранотрядах и по возможности на погранзаставах, в зону ответственности которых попадают участки, заселенные ирбисом или потенциально пригодные для него.

Выводы: Снежный барс распространён в 13 странах мира. Численность: в дикой природе осталось менее 90 особей!

Основные угрозы: петли и капканы браконьеров, деградация мест обитания, связанная с развитием горнодобывающей промышленности.

Необходимо:

- разработать и включить в программы дошкольного и школьного обучения специальные уроки, посвященные редким видам отечественной фауны, в том числе и ирбису;

Карта современного распространения снежного барса в России

1 - Аргутская/Argutskay

2 - Курайская/Kurayskay

3 - Шапшальская/Shapshalskay

4 - Танну-Олинская/Tannu-Olinskay

5 - Западно-Саянская/West-Sayanskay

6 - Сангиленская/Sangilenskay

7 - Восточно-Саянская/East-Sayanskay

8 - Окинская/Okinskay

9 - Тункинская/Tunkinskay

Литература:

  1. Всё о дальневосточном леопарде Всемирный фонд дикой природы
  2. Большие кошки /Иллюстрированная энциклопедия для широкого круга читателей. -М.: ООО «И.М.П.»,2011.-192С.,ил.,
  3. СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ СНЕЖНОГО БАРСА (ИРБИСА) В РОССИИ

Август 2002 г. Всемирный фонд дикой природы (WWF), Москва, Россия © Всемирный фонд дикой природы (WWF) © Российская Академия наук

Отзыв на исследовательский реферат « «Ирбисы - неуловимые кошки» на II Международный фестиваль « Мой снежный барс»

Кошка есть почти в каждом доме. Люди испокон веков уважают кошек, в Японии у ворот дома специально ставят фигурку кошек, которые символизируют тепло домашнего очага, в России в новый дом первой запускают именно кошку.

Заботимся, о домашних кошках и не задумываемся, что и дикие кошки нуждаются в нашей заботе и защите.

В работе собраны сведения о редкой кошке снежном барсе, проанализированы литературные источники, приведены примеры особенности поведения.

Данный исследовательский проект содержит все необходимые структурные элементы для подобных работ, а именно: введение, основная часть, выводы, список использованной литературы.

В работе четко обозначены цели и задачи. Акцентировано внимание на актуальности. Авторы умело делают правильные выводы.

Эта работа может быть использована в качестве дополнительного материала к урокам биологии при изучении животных, а также на факультативных, дополнительных занятиях.
Самый важный итог этого проекта состоит в том, что он способствует развитию любознательности, исследовательской мысли и устойчивого интереса к биологии.

Пламадяла Людмила Григорьевна учитель биологии НОУ СОШ №45

Негосударственное образовательное учреждение средняя образовательная школа №45

Челябинская область г. Карталы

«Ирбисы - неуловимые кошки»

2014

Легенда о снежном барсе

Это было в одиннадцатом веке. Святой монах Миларепа странствовал по горам Тибета, останавливаясь на ночлег в небольших пещерах. Как то раз монах зашел в отдаленную деревню в горах, где пробыл некоторое время, беседуя с её жителями и читая им свои стихи. Впрочем, монах избегал подолгу оставаться среди людей, предпочитая одиночество, чтобы не поддаться мирским влечениям.

Миларепа покинул деревню, и удалился в пещеру в горах, носившую название "Пещера завоевания демонов", несмотря на уговоры местных жителей остаться - ведь была зима, и жить в пещере было невероятно трудно из-за холода и отсутствия пищи. Сразу после его ухода пошел сильный снег, который не прекращался в течение восемнадцати дней и ночей, завалив все окрестности, и отрезав пути ко всяческим перемещениям по горам до весны. Ученики Миларепы, оставшиеся в деревне, были уверены, что их учитель погиб; они исполнили все необходимые ритуалы, и когда настала весна, отправились на поиски его тела.

Проделав длинный путь, после долгих поисков в горах, они присели отдохнуть, и заметили снежного барса, который вышел из пещеры неподалеку, и поднялся вверх по скале. После этой встречи ученики были уверены, что хищник убил их учителя. Добравшись до пещеры они заметили, что следы снежного барса перемешаны с человеческими следами. Приблизившись, ученики услышали пение монаха, доносившееся из пещеры, и начали гадать - возможно, какие-то охотники зашли сюда, и поделились с Миларепой пищей. После встречи монах спросил учеников - по какой причине они так долго добирались к пещере, после того как расположились на отдых. Ученики были в замешательстве - ведь во время своего путешествия по горам они не встретили ни одного живого существа, кроме снежного барса. "Я и был этим снежным барсом", ответил монах. На вопрос учеников - как же Миларепе удалось продержаться без пищи и воды такой длительный срок, учитель ответил, что некоторое время назад, находясь в состоянии медитации, он встретил жителей деревни, которые передали ему большое количество еды.

Ученики были поражены - сопоставив даты они поняли, что видение монаха совпало с ритуалами, которые они исполнили в деревне, будучи уверенными в смерти учителя.

Легенда горного Алтая

Это случилось в глубокой древности. Чудо-зверь Манны, подобно столетнему кедру, родила семерых сыновей-духов: кота, росомаху, барсука, рысь, барса, тигра и льва. В то время жила на Алтае девушка удивительной красоты, дочь вождя скифского племени. Люди звали ее Алтайской принцессой. Однажды она собирала в лесу целебные травы. Вдруг на поляну вышел юноша, его волосы были белыми, как снег, а глаза ясными, как горный хрусталь. На плечи юноши была наброшена белая шкура. Длинный пушистый хвост волочился по земле... Прошло несколько месяцев. Принцесса видела юношу почти каждый день. Они вместе гуляли в горах.

Алтайская принцесса полюбила молодого человека с первого взгляда. Он рассказывал красавице о повадках животных, показывал неизвестные травы и скрытые тропы. Девушке казалось, что их кто-то сопровождает, стараясь оставаться незамеченным. Однажды она спросила об этом своего спутника. Юноша помрачнел и сказал, что никто не должен видеть это существо, что его приставила к нему мать Манны. Но девушка очень просила, и юноша решил ей довериться.

Он повернулся в сторону чащи и промяукал по-кошачьи. Густые ветви сдвинулись, и на поляну вышла огромная белоснежная кошка с крыльями за спиной. Именно она охраняла своего хозяина и его спутницу, то скрываясь за скалами, то взлетая к горным вершинам.

С каждым днем молодые люди все яснее понимали, что не могут больше жить друг без друга. Они дали друг другу клятву любви и верности. Тем временем, отец принцессы нашел ей жениха, знатного воина из соседнего племени. Но принцесса сказала, что у нее уже есть возлюбленный. Скифский вождь разгневался. Он решил выследить и убить суженого своей дочери. Девушку заперли, а на ее любимого устроили охоту. Однако юношу не смогли найти, только случайно убили двух барсов, а их шкуры принесли в деревню. Девушка с ужасом узнала одеяние, которое носил ее возлюбленный. В отчаянии принцесса убежала в горы. Ее долго искали, а когда нашли, стало понятно, что девушка лишилась рассудка. Много времени прошло, прежде чем принцесса пришла в себя. Она сказала, что обручена и больше никогда не выйдет замуж. Она закуталась в белую шкуру и ушла. Никто не знает, где она была и кого встретила на своем пути. Говорят, она долго училась у какого-то шамана-отшельника его странному искусству.

Прошли годы. В горах появилось странное существо - большая белая кошка. Люди назвали ее Ирбис. Говорили, что это и есть тот самый юноша, сын зверя Манны. Духи помогли принцессе заколдовать источник. Она опустила в него шкуру возлюбленного, и он ожил. Но с тех пор не мог больше принимать человеческий облик. И навсегда остался барсом. А принцесса жила в этих местах еще много лет. Люди признали ее своей главной шаманкой и, прежде чем осесть на очередное кочевье, просили договориться с духами гор, с духами кошек, которые охраняли перевалы. Кочевники не хотели, чтобы барсы нападали на их лошадей. Принцесса помогала людям. Она не могла сама стать кошкой, чтобы уйти к своему нареченному. Она была только человеком.

Мумия Алтайской принцессы была найдена новосибирскими археологами. Тело принцессы было хорошо забальзамировано и целиком сохранилось в вечной мерзлоте.

Многие народности Алтая до сих пор верят, что их прародителем был снежный барс.

Легенда "Хозяин гор" - ирбиш

Тувинцы издревле почитали и уважали «хозяина гор» - ирбиша (ирбиса), наделяя его сверхъестественными способностями. Образ снежного барса встречается в эпосах и сказаниях тувинского народа, сказках и песнях, изображения ирбиса в виде украшений найдены в знаменитых древних курганах. Изображения ирбиса зачастую сопровождались сценами его охоты, что подтверждало статус «царя зверей» тувинских высокогорий. До сих пор люди Тувы верят, что встреча с ирбишом - это предзнаменование какого-либо важного события, которое сыграет в жизни человека или жизни его рода особую роль. Нападения ирбиша на скот также расценивалось чабанами как наказание свыше за нарушение древних законов существования в гармонии с природой. Жители отдалённого нагорья Сенгелен на юго-востоке Тувы по сей день отождествляют ирбиша с духом гор и опасаются убивать этого зверя, способного и после своей смерти мстить убийце, истребляя его скот и род.

Предания

1. На севере Непала существует множество местных обычаев, которые являются отражением буддийских традиций и ритуалов. Один такой ритуал в Мананге запрещает горным пастухам жарить мясо, так как иначе бог гор пришлет свою "собаку" (то есть снежного барса), и потери домашнего скота будут неизбежны.

2. В районе Долпо на севере Непала рассказывают, что великие ламы часто уходят в горы Тибета, превращаясь в снежных барсов, для сбора лекарственных трав. Местные жители верят, что снежные барсы принимают на себя пригрешения, допущенные ими в прошлых жизнях, и наносить вред этим животным, а особенно убивать их, означает принимать эти грехи на себя. В настоящее время численность этих красивых животных катастрофически мала. Снежный барс находится на грани полного уничтожения.

3. В тюрко-монгольском «зверином» календаре с 12-летним циклом вместо года Тигра был год Барса. По народным приметам, особенно удачным считался именно этот год. «В год Барса все сей, хотя бы просо сей», «Год Барса - богатство», предсказывали народные приметы.

4. Барс символ храбрости, чести и благородства. Барс в мифологических представлениях был защитником справедливости: «Он, как высший судия, взирал на происходящее с божественной высоты».

5. Издревле барсы являлись тотемами не только у тюркских, но и у других народов. Среди археологических находок нередки различные ювелирные украшения типа браслетов в виде фигурок барса, бронзовые статуэтки мужчины или женщины верхом на барсе, причем женская фигурка - с ребенком на руках. Нередко барс изображался крылатым и рогатым, что являло его связь не только с землей, но и с небом и, видимо, считалось приметой избранности и счастья.

6. В Тибете сильны верования, что святые могут превращаться в снежного барса.

7. У вахов - этноса, проживающего в горах северной части Пакистана, Китая, Таджикистана и Афганистана, - существует верование в горных духов «Пари» - женщин, превращающихся в снежных барсов, которые при должном обращении и уважении помогают местным жителям.

8. Согласно древнему кыргызскому эпосу «Манас», родовая кыргызская знать - Беги вела свою родословную от мифических предков - барсов: «Я убил семь волков. Я не убивал барсов и ланей», - писали в могильных эпитафиях древние кыргызы.

9. В древних шаманских ритуалах Монголии, которые позднее стали частью ламаизма, шкура ирбиса, позволяла шаману общаться с высшими духами.

10. Старинная хакасская легенда гласит, будто однажды от змея родился человек «в рубашке», или с «волчьей шерстью», что было доброй приметой. Он, когда требовалось, принимал облик волка, превращался в барса, медведя или в любое другое животное. Ударится о землю - и уже иной... Отсюда у алтайских родов появился дух-покровитель. Чаще всего это были барс, змей, птица или волк, которые оберегали род.

11. На Памире, в районе северного Пакистана, распространена такая легенда о барсе. Пастухи считают, что пастбища являются мистической, наполненной духами областью. Эта область называется "мергич" и управляется так называемыми "мергичам" - духами, которые помогают пастухам находить хорошие пастбища и охотничьи угодья. Мергичам помогают только тем пастухам, которые соблюдают законы и традиции мергич. Духи часто приходят на помощь пастухам в обличье животных. Наиболее могущественным и почитаемым животным мергич является снежный барс. Считается, что без помощи снежного барса охотник не может добиться успеха. Местные жители считают ирбиса равным себе существом, достойным всяческого уважения.

12. Еще в VII веке предки казанских татар - волжские булгары - считали крылатого барса символом богатства, плодородия, благородства и покровителем их государства. Барс считался священным животным, поэтому он изображался со знаком святости - крыльями.

Снежный барс. Мифы и легенды

Китай

В Тибете сильны верования, что святые могут превращаться в снежного барса.

Монголия

В тюрко-монгольском «зверином» календаре с 12-летним циклом вместо года Тигра был год Барса. По народным приметам, особенно удачным считался именно этот год. «В год Барса все сей, хотя бы просо сей», «Год Барса – богатство», предсказывали народные приметы.

В Непале убийство снежного барса считается большим грехом, чем его добычи (например, голубого барана), потому что все грехи, которые барс совершил во время своей жизни, убивая жертв, затем будут переданы охотнику.

Индия

Жители провинции Ладакх в Северной Индии считают, что снежный барс и сухопутное, и околоводное животное.

У вахов – этноса, проживающего в горах северной части Пакистана, Китая, Таджикистана и Афганистана, – существует верование в горных духов «Пари» – женщин, превращающихся в снежных барсов, которые при должном обращении и уважении помогают местным жителям.

Казахстан

Одним из образов сакско-скифского звериного стиля являлся снежный барс, как закономерное выражение мировоззрения кочевых племен, особая знаковая система для выражения идеологии кочевников. Барс в мифологических представлениях был защитником справедливости: «Он, как высший судия, взирал на происходящее с божественной высоты».

Кыргызстан

Согласно древнему кыргызскому эпосу «Манас», родовая кыргызская знать – Беги вела свою родословную от мифических предков – барсов: «Я убил семь волков. Я не убивал барсов и ланей», – писали в могильных эпитафиях древние кыргызы.

Россия

Тувинцы издревле почитали и уважали «хозяина гор» – ирбиша (ирбиса), наделяя его сверхъестественными способностями. Образ снежного барса встречается в эпосах и сказаниях тувинского народа, сказках и песнях, изображения ирбиса в виде украшений найдены в знаменитых древних курганах. Изображения ирбиса зачастую сопровождались сценами его охоты, что подтверждало статус «царя зверей» тувинских высокогорий. До сих пор люди Тувы верят, что встреча с ирбишом – это предзнаменование какого-либо важного события, которое сыграет в жизни человека или жизни его рода особую роль. Нападения ирбиша на скот также расценивалось чабанами как наказание свыше за нарушение древних законов существования в гармонии с природой. Жители отдалённого нагорья Сенгелен на юго-востоке Тувы по сей день отождествляют ирбиша с духом гор и опасаются убивать этого зверя, способного и после своей смерти мстить убийце, истребляя его скот и род.

Старинная хакасская легенда гласит, будто однажды от змея родился человек «в рубашке», или с «волчьей шерстью», что было доброй приметой. Он, когда требовалось, принимал облик волка, превращался в барса, медведя или в любое другое животное. Ударится о землю - и уже иной... Отсюда у алтайских родов появился дух-покровитель. Чаще всего это были барс, змей, птица или волк, которые оберегали род.

Еще в VII веке предки казанских татар - волжские булгары - считали крылатого барса символом богатства, плодородия, благородства и покровителем их государства. Барс считался священным животным, поэтому он изображался со знаком святости - крыльями.

Узбекистан

По преданию, когда был заложен город Самарканд, с Зеравшанских гор спустился барс – палянг. Он побродил вокруг стен, одобрил постройку и удалился обратно в горы. С тех пор жителей Самарканда стали называть барсами. На их штандартах и гербах изображался барс.


Дастан Чимис Доржуевна

Отрывки из книги Игоря Акимушкина "Причуды природы"

В старые времена у нас барсом называли леопарда. Но снежный барс – не леопард, хотя и похож на него. Такие же чёрные пятна, но на дымчато-серой шкуре. Шерсть длинная и пушистая, особенно на брюхе, сантиметров до двенадцати длиной.

Барс – житель гор (Алтая, Памира, Тянь-Шаня, Тибета, Гималаев и высокогорий Монголии). Летом встретить его можно на высоте четырёх и даже шести тысяч метров. Зимой, следуя за стадами копытных животных, спускается барс ниже – до 1800, а местами и до 600 метров.

Индивидуальная территория снежных барсов большая, других барсов-соперников они на неё не пускают. Если несколько барсов охотятся вместе, значит, это самец и самка или же самки с подросшими детёнышами. Обычное местожительство барсов – рододендроновые кустарники, альпийские луга и голые скалы у границ вечных снегов.

Барс часами караулит где-нибудь на скале или под скалой диких баранов и козлов. Но вообще охотник он универсальный: берёт всех – от мышей до яков. Подползает к добыче, а затем бросается на неё огромными прыжками: шесть и больше метров может барс стремительно пролететь над землёй в одном прыжке.

Охотятся барсы в сумерках и ночью, редко днём. Отдыхают в пещерах, в расщелинах скал, иногда даже в старых гнездах грифов на невысоких деревьях.

В апреле-июне родится у самок ирбисов от двух до пяти детёнышей. Они первые дни копошатся, прижавшись друг к другу, на мягкой шерсти, которой мать, заранее нащипав её у себя на брюхе, устлала логово (редкая для кошек повадка!). На шестой-девятый день открываются у малышей глаза, на десятый – неуверенно ползают они, не покидая, однако, логово.

Старинные обрядовые лирические песни восточнославянских народов

У барса очень длинный и очень пушистый хвост, как ни у кого из хищников. Удивлялись прежде: зачем животному эти излишества? Но, оказалось, природа и здесь не допустила конструкторских просчетов. Когда спит самка-барс со своими малышами, она прижимает их к себе и сверху ещё накрывает хвостом, как пуховым одеялом. Ведь там, где живут барсы, очень даже прохладно, особенно по ночам.

В два месяца от роду детёныши-барсы осторожно выходят из своего логова. Мать с добычей встречают на пороге своего дома и ссорятся, вырывая друг у друга куски мяса. В июле-августе уходят с матерью на охоту. Зима придет – молодых барсов мать не бросает, живут они обычно вместе. Возможно, что и отец к ним присоединяется (в зоопарках, во всяком случае, он заботится о малышах).


Цветочный город

Из-за красивого и густого меха всюду охотятся на барсов. У нас и в Индии их давно уже охраняет закон. Но шкуры барсов все равно попадают на мировой рынок, несмотря на запрещение их продавать, принятое международными торговыми организациями.

Барс почти с леопарда. Старый сильный барс может весить 75 килограммов, обычно же вдвое меньше. Крупным ростом и некоторыми другими чертами близок барс к большим кошкам (к тиграм, львам, леопардам), но есть у него кое-что и от кошек малых. В хорошем настроении он, например, мурлычет (пума и дымчатый леопард – тоже). Некоторые зоологи дымчатого леопарда, пуму и снежного барса называют гигантскими малыми кошками.

Всего в СССР живет, очевидно, не более тысячи ирбисов.

Ирбис, или снежный барс, охотится в одиночку в самых высоких горах мира.

Систематика

Русское название - снежный барс

Английское название - snow leopard

Латинское название - uncia

Отряд - хищные (Carnivora)

Семейство - кошачьи (Felidae)

Род - снежные барсы (Uncia), насчитывает 1 вид.

Природоохранный статус вида

Ирбис находится под угрозой исчезновения, занесён в Красную книгу МСОП.

Вид и человек

Ирбис в прошлом подвергался преследованию со стороны человека из-за красивого меха. С 1952 года в Индии и в СССР он был взят под охрану. В настоящее время охота на него повсеместно запрещена.

Распространение и места обитания

Ирбис обитает в горных районах Азии от Афганистана до западного Китая, в Гималаях, на Тибете, в горах Монголии, на Алтае. Это одно из самых высокогорных животных. В большинстве районов летом ирбис держится у альпийских лугов по границе снега на высоте 3500 – 4000 м, в Гималаях – до 5500 –6000 м. Зимой, вслед за копытными, спускается до 1800 м, а в Джунгарском Алатау – до 600 м. Везде он выбирает участки, где небольшие открытые плоскогорья и неширокие долины чередуются с обрывистыми ущельями и нагромождениями скал.

Внешний вид и морфология

Длина тела ирбиса 110 –125 см, вес 20 –40 кг. Если сравнивать длину хвоста и тела, то из всех кошачьих у снежного барса самый длинный хвост, он составляет более трёх четвертей длины тела. Общий тон окраски спины и боков тела серовато-дымчатый, иногда чуть желтоватый. На этом фоне – темные пятна с нерезкими очертаниями – крупные кольцеобразные и небольшие сплошные. На небольшой голове – короткие широко поставленные уши и большие, высоко расположенные глаза. Меховой покров зверя очень густой, пышный и мягкий. Густая шерсть растёт даже между пальцами и защищает подушечки лап зимой – от холода, летом – от горячих камней.



Ирбис охотится в одиночку в самых высоких горах мира


Ирбис охотится в одиночку в самых высоких горах мира


Ирбис охотится в одиночку в самых высоких горах мира


Ирбис охотится в одиночку в самых высоких горах мира


Ирбис охотится в одиночку в самых высоких горах мира


Ирбис охотится в одиночку в самых высоких горах мира

Образ жизни и социальное поведение

Звери живут поодиночке. Свои участки они метят поскрёбами и запаховыми метками. Участки обитания самцов могут частично перекрываться с участками 1 –3 самок.

Питание и кормовое поведение

Основу питания ирбиса составляют крупные копытные: сибирский горный козёл, архар. В предгорьях ирбис охотится на косулю и кабана. По своему огромному охотничьему участку (до 100 кв. км), хищник перемещается, придерживаясь одних и тех же маршрутов, обходя известные ему пастбища потенциальных жертв. Подобно другим высокогорным животным, снежный барс совершает регулярные сезонные вертикальные кочевки: летом он следует за копытными на высокогорные альпийские луга; весной – в лесной пояс; после обильных снегопадов спускается на предгорные равнины.

На альпийских лугах и выходах скал ирбис, кроме копытных, ловит сурков и сусликов, уларов и кекликов. Барс беззвучно подкрадывается к своей жертве и внезапно прыгает на неё. Он может совершать прыжки до 10 метров в длину и до 3 – в высоту. Не поймав добычу сразу, он прекращает преследование после нескольких прыжков. Убив крупное животное, хищник затаскивает его под скалу, или дерево и начинает есть. За один раз он съедает всего 2-3 кг мяса, а обильные остатки трапезы бросает и больше к ним не возвращается.

Вокализация

Ирбисы не издают громкого призывного рёва, характерного для крупных кошек, а мурлыкают подобно мелким. Во время гона звери издают звуки, похожие на басистое мяуканье.

Размножение и воспитание потомства

Гон у снежного барса происходит в марте - мае. Самец встречается с самкой только в это время и в последующем в воспитании детей участия не принимает. Через три месяца в логове, которое самка устраивает в пещере или в расщелине труднодоступного ущелья, появляются на свет 2 – 4 котёнка. Новорождённые размером с небольшую домашнюю кошку, совершенно беспомощные, покрыты густым мехом буроватого цвета, испещрённым тёмными сплошными пятнами. Открывают глаза они в возрасте полутора недель. В двухмесячном возрасте котята начинают выходить из логова, чтобы поиграть у его входа, с этого времени мать даёт им мясную пищу. В возрасте 3 месяцев детёныши начинают следовать за матерью, а пяти-шестимесячные уже охотятся вместе с ней. Добычу скрадывает всё семейство, но решающий бросок делает самка. К самостоятельной одиночной жизни звери переходят к началу следующей весны.

Продолжительность жизни

В неволе живут до 20 лет, в природе – меньше.

Ирбисы содержатся в Московском зоопарке уже более ста лет. Первый снежный барс появился на экспозиции в 1901 году. Это был подарок Почётного Попечителя Зоологического Сада К. К. Ушакова. С тех пор в коллекции зоопарка сменилось не одно поколение этих удивительных кошек. Было время, когда на «Кошачьем ряду» содержали восемь ирбисов. Работники секции добились регулярного размножения у этих обитателей заснеженных просторов, поэтому многие барсы, экспонировавшиеся в зоопарке, были собственного разведения. Долгие годы на экспозиции «Кошачий ряд» в вольере между дальневосточным леопардом и пумой жила самка снежного барса по имени Ольга, появившаяся на свет в Московском зоопарке в 1996 году. Котята у неё были всего один раз, но эта заслуженная бабушка имела очень спокойный уравновешенный характер, совершенно не боялась посетителей и подолгу сидела возле решетки. Она прожила более 20 лет и умерла в конце января 2017 г.

Кроме нее у нас сейчас живут еще три кошки – два самца и самка. В 2013 году именно у нее появились на свет три котенка. Голубоглазые пушистые малыши с первых минут были окружены материнской заботой. В укромном логове во внутренних помещениях самка кормила их молоком, вылизывала, тщательно охраняя от чужих глаз. Даже сотрудникам было разрешено посмотреть на котят не сразу. Как только малышей можно было отнять от матери, которая перестала их кормить, они переехали на новое место жительства, каждый на свое. Кто-то – в Финляндию, на родину своего отца, одно из двух наших самцов, кто-то – покорять своей красотой жителей Франции, третий – в Венгрию.

Кормят ирбиса, как и всех хищников в зоопарке, один раз в день мясом. К нему обязательно добавляют различные витаминно-минеральные смеси для поддержания сбалансированной диеты, периодически – гидропонную зелень. Один день в неделю у ирбиса обязательно бывает разгрузочный, когда кошка не получает корма вообще. При таком режиме питания хищники лучше себя чувствуют, не переедают.

Снежного барса трудно назвать агрессивным зверем, но, даже прожив в неволе долгое время, он остаются диким и не приручается. Как истинные обитатели высокогорий, живущие у границы льдов, ирбисы плохо переносят жару. Поэтому летом наши кошки часто прячутся в тень, и увидеть их бывает непросто.